Какие костюмы были в древней руси. Презентация на тему:

Какие костюмы были в древней руси. Презентация на тему: "Одежда в Древней Руси. В былые времена одежда не только грела и украшала, но и говорила о происхождении человека (беден или богат). Естественно, что царские.". Скачать бесплатно и без регистрации. Ч

На женщине: двойная рубашка с узорчатым поясом, плащ, скрепленный фибулой, поршни На мужчине: плащ-корзно и холщёвая рубашка с поручьями мужская и женская одежда древних славян Великокняжеский костюм

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда.

Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.

Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.

Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).

Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет.

Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну — верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.

Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые.

Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка — «калита». Для зимы свиту делали на меху.

Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.

Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.

Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.

Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.

Девушки надевали поверх рубахи «запону» — сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.

Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» — вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.

Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери — Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

костюм князя: узорчатая шуба, рубаха, украшенная каймой костюм княгини: верхняя одежда с двойными рукавами, византийский воротник костюмы князя и княгини Древней Руси

На женщине: опашень, подбитый мехом, шапка с атласным околышем, жемчужные поднизи поверх покрывала. На мужчине: парчовый кафтан с воротником-козырем, сафьяновые сапоги костюмы Древней Руси


Костюм воинов

Древнерусские воины поверх обычной одежды носили короткую, до колен, кольчугу с короткими рукавами. Она надевалась через голову и подвязывалась кушаком из металлических блях. Кольчуги были дорогими, поэтому простые воины носили «куяк» — кожаную рубаху без рукавов с нашитыми на ней металлическими пластинками. Голову защищал остроконечный шлем, к которому изнутри прикреплялась кольчужная сетка («бармица»), закрывающая спину и плечи. Воевали русские воины прямыми и кривыми мечами, саблями, копьями, луками и стрелами, кистенями и топорами.

Обувь

В Древней Руси носили сапоги или лапти с онучами. Онучи представляли собой длинные куски ткани, которые обертывали поверх портов. Лапти к ноге привязывали завязками. Зажиточные люди поверх портов носили очень толстые чулки. Знать обувалась в высокие сапоги без каблуков, сработанные из цветной кожи.

Женщины также носили лапти с онучами или сапоги из цветной кожи без каблуков, которые украшали вышивкой.

Прически и головные уборы

Мужчины стригли волосы ровным полукругом — «в скобку» или «в кружок». Бороду носили широкую.

Шапка была обязательным элементом мужского костюма. Изготавливались они из войлока или сукна и имели форму высокого или низкого колпака. Круглые шапки оторачивались мехом.

Замужние женщины ходили только с покрытой головой — это было строгой традицией. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор. Его женщины не снимали даже при близких родственниках. Волосы покрывались особым чепцом — «повойником», а поверх него надевался белый или красный полотняный платок — «убрус». У знатных женщин убрус был шелковым. Его закрепляли под подбородком, оставляя свободными концы, украшенные богатой вышивкой. Поверх убруса надевали круглые шапки из дорогой ткани с меховой оторочкой.

Девушки носили волосы распущенными, перевязывая их лентой или тесьмой, или заплетали в косы. Чаще всего коса была одна — на затылке. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый. Делали его из кожи или бересты и обтягивали золотой тканью.

Хотим мы того или нет, но цвет оказывает особое влияние на поведение человека, причём на бессознательном уровне. Красный – один из самых «сильных» цветов – недаром его называют «кофеином для глаз». Превратит ли красная одежда серую мышку в королеву вечеринки? Добавит ли она человеку уверенности? Поднимет ли авторитет владельца? Увеличит ли его шансы на победу? Сегодня мы постараемся дать исчерпывающий ответ на эти вопросы.

Красная одежда и самооценка

О владельцах красной одежды психология говорит только хорошее. Этот цвет предпочитают энергичные и склонные к риску экстраверты. Они не склонны к замкнутости, чёрствости и упорядоченности, они оптимистичны и активны, быстро адаптируются к новому, легко воспринимают жизнь и всегда находятся в поиске приключений.

Говорят, что красная одежда придаёт уверенности в себе, но с оговоркой. Если с самооценкой у вас всё в порядке, то подобные вещи способны поднять настроение, взбодрить, придать энергии и избавить от сомнений. Но если вы человек робкий и застенчивый, то внезапное появление в гардеробе красной одежды ситуацию не решит: вы начнёте бояться собственного шкафа или надетой на себя яркой вещи. В таких ситуациях эволюция намного полезнее революции.

Учёные решили проверить, как красный цвет влияет на восприятие личных качеств мужчин в нейтральных социальных ситуациях. Для этого были проведён эксперимент с участием 50 мужчин и 50 женщин, в ходе которого участникам показывали фотографии мужчин в футболках разного цвета, после чего добровольцы должны были оценить, насколько агрессивными и доминирующими эти мужчины им кажутся.

Как оказалось, окраска футболок других мужчин сильно влияла на то, насколько уверенными в себе и доминирующими считали их участники эксперимента. Мужчины в красном на фотографиях показались им более солидными и успешными. Недаром королевским цветом на протяжении тысячелетий считался красный либо пурпурный, символизирующий власть и высокий статус.

Красная одежда и спорт


Ещё в середине прошлого века было замечено, что ношение красных очков спортсменами может в некоторых случаях облегчить достижение ими высоких результатов, повышая реакцию и выносливость. Сегодня учёные из Даремского университета уверены, что и спортивная одежда красного цвета существенно повышает шансы на победу. Наблюдения за борцами на Афинской олимпиаде 2004 года показали, что спортсмены в красных майках гораздо чаще одерживали победу, чем их конкуренты в голубой одежде. Похожие выводы были сделаны и после анализа результатов игр в британской футбольной премьер-лиге.

По мнению ученых из Великобритании, отчасти секрет победы «красных» скрыт в психологии. Красный цвет - это символ агрессии для приматов, доминирования для многих других существ (вспомним хотя бы красный гребень петуха) и «яростного лица» для человека. Таким образом, красные майки как бы подсознательно настраивают соперников на проигрыш или неуверенность в своих силах. Напрашивается вопрос: можно ли считать справедливым соревнование в таких условиях?

Второй компонент успеха, очевидно, заключается в физиологическом воздействии красного цвета на организм: согласно результатам нового экспериментального исследования, он значительно увеличивает показатели физической силы и скорость реакции. По словам Эндрю Эллиота, профессора психологии Университета Рочестера, красный подстёгивает нас, поскольку подсознательно воспринимается, как сигнал опасности. Он недвусмысленно намекает: «А ну-ка, поднажми!»

Красная одежда и привлекательность


Узнать, пребывает ли женщина в настоящий момент в поиске, очень просто. Достаточно посмотреть, во что она одета. Исследователи из университета британской Колумбии в Канаде опросили 124 женщины о цветовых предпочтениях в одежде в разные дни менструального цикла. Они обнаружили, что женщины, подвергающиеся наибольшему риску забеременеть, с большей вероятностью носили красный или розовый цвет одежды. Те, кто носили такой цвет, имели в три раза больше вероятности овуляции, нежели те, кто носил другие цвета.

Ещё в древние времена для выполнения ритуалов рождаемости на тело наносились узоры красной охрой. Во многих странах Востока невесты наряжаются в красные платья, а в Европе символом романтических отношений является красное сердце. Все эти традиции, конечно, возникли не на пустом месте, и уходят корнями в дикую природу. Эволюционно близкий нам пример: красный цвет некоторых частей тела свидетельствует, что самка бабуина готова к воспроизведению потомства, и потому становится наиболее привлекательной для самцов...

Так или иначе, мужской мозг тоже реагирует на этот цвет на примитивном инстинктивном уровне – возможно, связывая его с румянцем на щеках после ночи любви. Несмотря на всю очевидность эффекта, многие мужчины продолжают настаивать на том, что цвет не оказывает сильного влияния на их выбор. На практике бедолаги просто не осознают всю силу магии красного цвета, и потому только сильнее подвержены сознательным и бессознательным манипуляциям.

Психологи из Университета Рочестера в Нью-Йорке провели эксперимент, в ходе которого показывали двум группам студентов фото девушек, одетых в синее и красное. Студенты из «красной» группы хотели бы задать им более фривольные и кокетливые вопросы. В ходе второго эксперимента молодых людей попросили представить, что им предстоит остаться наедине с незнакомкой, и просили поставить стулья так, чтобы было удобно вести беседу. Те студенты, которые должны были встретиться с девушкой в красном, сдвигали стулья на максимально близкое расстояние.

Исследователи пришли к выводу, что красный цвет не только подталкивает мужчин к флирту, делая женщин в их глазах более эффектными, соблазнительными и желанными. Мужчины даже готовы потратить на них в два раза больше усердия, времени и финансов, чем если бы те самые дамы были одеты иначе. Стоит также отметить, что красный цвет привлекает не только сильный пол: мужчина в красном также выглядит в глазах женщины более привлекательным, поскольку такая одежда визуально поднимает его статус и создаёт эффект доминирования.

В России древнейший костюм, состоящий из подпоясанной рубахи и шаровар, по своей простоте принадлежит, вероятно, доисторической древности. С появлением у нас государственности стали появляться заимствования из Византии. Богатый костюм первых русских князей и их дружинников, а также их жен, установился по византийским образцам и стал сильно отличаться от костюма народного.

На рисунках фигуры 2 – 5 представляют княжескую одежду, византийского образца, с ее узорчатыми тканями и богатой обшивкой парчой и жемчугом, между тем как фигура 1 дает тип древнерусского костюма, сохранившего еще национальные черты. Шапка в древнейшем ее виде была высокая и остроконечная, потом с мягкой тульей; ее украшал меховой окол или опушка. Плащ (корзно), носившийся князьями, накидывался сверху и застегивался большей частью на правом плече запонью с петлицами (фигура 4).

Тип женской одежды был совершенно византийский, принятый в иконописи (фигуры 2 и 3). Сапоги не были, кажется, в общем употреблении у русских даже в Х веке, а составляли обувь только князей и старейшин; они шились из кожи и сафьяна и были цвета зеленого, красного, желтого и т.д. Со времени татарского ига стало сказываться татарское влияние, хотя оно было не столь сильно, как обычно предполагается: "от татар мы могли заимствовать только некоторые незначительные части нашего костюма, которые всегда и обозначались в названиях татарскими" (И. Забелин, "Домашний быт русских цариц", 1872).

Костюмы Руси XII – XIII века

В общем, в московской Руси одежда имела одинаковый покрой у богатых и бедных, отличаясь лишь качеством материала. Бояре, поверх опоясанной рубашки – воротник и края которой вышивались разноцветными шелками, серебром, золотом и унизывались жемчугом – надевали шелковый или тонкий суконный узкий кафтан и подпоясывали его. На кафтан, для приема гостя или выхода, надевалась ферязь, и при выходе из дому, поверх ферязи – опашень, зимой – шубу.

Ферязи служили верхней комнатной одеждой, были длиной почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; спереди застегивались пуговицами (числом от трех до десяти) с длинными петлицами, или схватывались завязками. Они делались холодные – на подкладке, теплые – на меху; иногда они были без рукавов и тогда одевались под кафтан. Ферязи ездовые или ферези надевались на обыкновенные ферязи или на чюгу.


Костюмы Руси XIII – XV века

Опашнем называлась верхняя одежда с широкими рукавами, суживавшимися к запястью; в царском костюме подбитый горностаем опашень назывался платном. Более простой верхней одеждой была однорядка, длиной до пят, без воротника. Покроем подобен однорядке был охабень или охобень – верхняя одежда с четырехугольным отложным воротником, часто с откидными рукавами из объяри (шелк с золотом и серебром), атласа, бархата и парчи (фигура 8). На ферязь надевался и кафтан, смотря по покрою называвшийся турским или становым: первый был без воротника и застегивался только у шеи и на левом боку, последний – с перехватом, широкими недлинными рукавами и пуговицами на груди и в разрезах на подоле (фигура 12).


Костюмы Руси XIV – XVI века

Шуба была предметом гордости в московской Руси; в ней оставались часто и в комнате, при гостях; для украшения она обшивалась нашивками, для застегивания имела пуговицы или кляпыши с петлями (рисунок на следующей странице, фигура 15), а иногда шнуры с кистями. Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели отложной меховой воротник, начинавшийся от груди; турецкие шубы отличались от русских широкими рукавами, которые делались иногда одинарные, иногда двойные; польские шубы имели вместо отложного узенький воротник и просторные рукава, с меховыми обшлагами.

Женские шубы (фигура 11) были схожи с мужскими; крытая бархатом соболья шуба имеется на старинном изображении царицы Натальи Кирилловны, поверх аксамитной телогреи (рисунок на следующей странице, фигура 16). Восточного происхождения и обычно из восточных материй были чюги (фигуры 10 и 9) – узкие кафтаны, с рукавами по локоть, приспособленные к путешествию и верховой езде, для чего они подпоясывались кушаком, поясом или тесьмой; теплые чюги были на соболях, куницах и т.п. Продолжение см. на следующей странице.

Пожалуй, из всего цветового спектра красный цвет, является самым мощным цветом, он как бы «забивает» все остальные цвета. О красном цвете психологами, терапевтами-колористами, а так же историками и учеными ведется много споров и дискуссий. Его называют символом агрессии и страсти, здоровья и опасности, сексуальности и внезапного смущения. Он вызывает ощущение физической храбрости, теплоты и в то же время создает напряжение.

Красный цвет заметный всегда и везде он постоянно привлекает взоры окружающих, не даром почти все казенно мира в помещение имеют присутствия красного цвета, ведь при красном цвете люди делают больше ставок и играют с большим азартом, поэтому его используют в секторах, где играют по-крупному. Красный цвет - это цвет азарта, он возбуждает, вызывает страсть, стимулирует эмоции и желание, и потому многие терапевты-колористы рекомендуют его тем, у кого есть проблемы в интимной сфере.


Поскольку красный цвет - это цвет упрямых смелых и властных людей, скорее всего он указывает, что перед Вами человек решительный и вспыльчивый, иногда агрессивны, полны жизненной энергии и оптимизма, охотно вступают в споры, но не всегда терпеливо относятся к тем, кто не разделяет их взгляды. Его не следует использовать для людей кровяным давлением или слишком впечатлительным. Излишек красного может сделать вас взволнованными и даже агрессивными.

Намекнули шефу о своей зарплате, что бы он Вам повысил ее, а он не обращает на Вас не какого внимания? Попробуйте надеть что-нибудь красное, перед тем как пройдет ежегодная аттестация. Есть шанс, что этот притягивающий взгляд цвет напомнит шефу о вашей просьбе. Только вот не забудьте, не стоит надевать красный костюм, собираясь выступать на конференции или при разговоре с шефом: подобный туалет не будет смотреться эффектно, так как длительное восприятие красного цвета может вызвать у вашего оппонента напряжение и агрессию по отношению к Вам.

Психологи отмечают, что нехватка красных оттенков в гардеробе женщины может быть причиной расстройства, а вот их переизбыток - напротив может вызвать агрессию. Все потому, что красный — очень энергоемкий цвет и вполне заслуженно считается цветом страсти и силы. Вы не поверите, но модельеры считают, что в одежде красный цвет подходит всем женщинам без исключения!


Причем без разницы, в каком они возрасте пребывают, какой у них цвет глаз, цвет кожи или цвет волос. А если женщина к тому же понимает, ради чего хочет именно сейчас надеть одежду красного цвета, то непременно добьется своего. О чем говорит, к чему побуждает и на что способен красный цвет, если он присутствует в одежде?

Красное в одежде — признак лидерства. Красный, считается психологами очень мощным и говорит о наличии лидерских качеств, могуществе и страстности в личности человека, который его носит.

Красное в одежде — олицетворение любви. Когда речь заходит о любви, то здесь тоже лидирует красный. Он символизирует комфорт, эротичность, страсть и уют. Так же красный считается хранителем и защитником для прекрасных и милых дам.

Красное в одежде — лечение депрессии. Когда женщина находится в состоянии депрессии, красный и все его оттенки способны прийти на помощь в борьбе с дурным настроением. Психологи предлагают женщинам, одеть на себя что ни будь красного или алого цвета, накрасить красной помадой губы, поесть знаменитой клубнички и тогда от депрессии не останется никаких следов.

Красное в одежде — побуждение к действию. Так же доказано, что красный и его оттенки подвигает человека к свершению поступков и решительных действий. Более того, красный побуждает к действиям не только своего обладателя, но и окружающих людей.

Красное в одежде — провокация страсти. Красный цвет, когда его надевает на себя женщина, непременно привлечет к себе внимание. Нет таких мужчин, которые не обратили бы внимание на представительницу прекрасного пола, облаченную в красное. Сам цвет и его обладательница обязательно бросятся в глаза мужчинам, и вызовут усиленное сердцебиение, а так же повысят давление.

К спектру красного относят вишневый цвет, малиновый, кармин, бордовый, розовый и алый.

Хотите, чтобы мужчина на Вас обратил внимание? Забудьте о маленьком черном платье — мужчины предпочитают женщин в красном! Именно к такому выводу пришли психологи и ученые в ходе социологического исследования.

Оказывается, женщина в малиновом, алом или красном наряде кажется мужчинам более привлекательной, желанной и милой.Даму в платье именно этих тонов мужчина чаще приглашает на свидание.

К тому же в компании женщины в красном любой мужчина становится более щедрым.

Такой эффект ученые объясняют тем, что красный цвет действует на эмоции мужчины и подсознательно ассоциируется у него с сексом.

К таким выводам специалисты пришли в ходе научного эксперимента. Мужчинам показали фотографии одних и тех же женщин, но в блузках разного цвета: красного, синего, зеленого, серого.

Самыми привлекательными представителям сильного пола показались женщины именно в красных блузках. С такими дамами кавалер готов был потратить за ужином сумму в 2 раза большую, чем с женщинами в голубых блузках.

Мужчины предпочитают женщин в красном

Красный долгое время считался цветом, на который мужчины реагируют столь явным и быстрым «сворачиванием» головы, когда мимо них проходит обладательница алой одежды. Сегодня ученые могут объяснить причину того, почему мужчины действительно предпочитают женщин, которые носят красное. Как оказалось, они считают представительниц слабого пола в красном сексуально более доступными. Большинство мужчин полагает, что такие женщины с легкостью вступают в интимную близость на первом свидании.

Психологами было опрошено 120 молодых людей в возрасте от 18 до 21 года. Большинство из них заявило, что когда женщины, выбирают красный цвет в одежде, они куда охотнее настроены на приключения сексуального характера и склонны к подобным авантюрам больше чем те, кто выбирает одежду нейтральных тонов. Было также доказано, что предмет одежды не играет столь огромной роли, как её цвет. Например, женщины в обыкновенных красных футболках воспринимались мужчинами также как и дамы в платьях такого же тона.

Предыдущие исследования показали, что мужчины будут больше флиртовать с теми женщинами, которые одеты в красное. Они также более раскованы в присутствии дам в алых нарядах.

Красный цвет у многих ассоциируется с любовью, страстью и романтическим настроением, а также любвеобильностью женщины. Однако эффект красного цвета также можно объяснить с точки зрения биологии: в период спаривания для привлечения особей противоположного пола у обезьян, макак и шимпанзе промежности самок становятся ярко-красными.


Как показал эксперимент, женщина, одетая даже в обыкновенную футболку, но сочно-красного цвета, кажется мужчинам очень сексуальной и привлекательной. Примечательно, что многие из опрашиваемых отметили, что красный цвет в одежде добавляет её обладательнице статуса. Женщина в красной одежде кажется выше по положению в обществе, которым она обладает в действительности.

Женщины в красном более привлекательны для противоположного пола по ассоциативным соображениям. Красный — символ страсти. Эффект этого цвета необъясним, это срабатывает на уровне подсознания. Мужчина рассматривает женщину в красном как наиболее яркий сексуальный объект, а её одежду воспринимает как приглашение к сексу и сигнал к готовности.

Польза красного цвета

Красный цвет полезен для всех женщин, начиная с рождения и до конца их жизни, красный цвет — это сила Марса, который должен защищать их. Говориться, что красный цвет защищает всех женщин на земле от опасностей. Так что красный цвет очень благоприятен для женщин, поэтому женщины могут одевать красные — одежды, красный коралл и т.д, который будет удерживать их тело и ум в собранном состоянии. Красный и ярко-красный цвет, используемый всеми замужними женщинами, для защиты своих мужей. Красный цвет — символ безопасности и защиты их. Вы наверняка видели, что индийские женщины носят красную точку и посыпают пробор красным порошком кум-кум, в этом как раз и заключается смысл этих украшений


Что символизирует красный цвет у разных народов мира

Для жителей России красный цвет символизирует - богатство, любовь, секс, страсть, власть, тревогу, силу, скорость, опасность. Этот цвет был всегда “своим” для жителей России. Вспомните, к примеру, Красную площадь. Многие красивые и обожаемые народом места (события и т.п.) всегда ассоциировались с красным цветом. Это цвет любви, активности и борьбы. Все это всегда присутствовало в нашей истории.

На Руси изобретательные барышни ловко соединили европейские традиции с исконно славянскими традициями. Например, в XVIII веко к традиционно белому платью невесты полагались красные цветы, украшающие фату. Венок невесты тоже был красным. (Назывались различные оттенки красного весьма поэтично: «цвета наввринского пламени с дымом», «московского пожара» и даже «аделанднным» цветом).

В средневековом христианском искусстве красный символизировал любовь, в том числе божественную любовь и милосердие. Если невеста предстанет в платье алого цвета, никто не усомнится, что она страстная и уверенная в себе личность.

В Китае красный цвет означает удачу; в него одевают невест, красными яйцами встречают новорожденных. Сторонники фэн-шуй рекомендуют использовать красный цвет для изгнания из дома плохой энергии.

01.11.2014

Славянский народный костюм не только наше национальное достояние, но еще источник вдохновения для современного моделирования одежды и для создания сценических образов в разных жанрах и видах искусства, и является ярким воплощением народного творчества.

Целых предметов одежды IX-XIII вв. до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат найденные остатки одежды и украшений. Кроме археологических данных об одежде восточных славян этого периода наиболее полное представление дают несколько изобразительных источников.

Мы рассмотрим основные детали одежды древних славян, и ряд украшающих эту одежду защитных орнаментов. Конечно, многое из нижесказанного спорно, и требует куда более подробного изучения, но …

Итак, «По одежке встречают…».

Взглянув на человека, можно было точно сказать: к какому роду-племени принадлежит, в какой местности проживает, какое положение в обществе имеет, чем занимается, какой у него возраст и даже в какой стране он живет. А глядя на женщину, можно было понять, замужем она или нет.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Сегодня и в нашем обиходе сохранились «говорящие» детали одежды и даже целые виды костюма, которые может носить только член определённой половозрастной или общественной группы.

Теперь, когда мы произносим «одёжа», — это звучит как просторечие, почти как жаргон. Тем не менее, учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин, «одежда».

Из чего же состоял гардероб древних русичей?

Прежде всего одежда строго делилась на повседневную и праздничную. Она различалась и качеством материала и цветовой гаммой.

Кроме самых простых и грубых тканей, было много тканей тонкой выработки, как местных, так и привозных. Конечно, качество одежды зависело от благосостояния ее владельца - дорогие привозные шелковые ткани могли позволить себе далеко не все. Зато шерсть и лен были доступны для всех слоев населения.

Красилась ткань натуральными красителями - листьями, корнями, цветами растений. Так кора дуба давала коричневый цвет, корни марены - красный, крапива при горячем крашении - серый, а при холодном - зеленый, луковая шелуха - желтую.

Со времён Древней Руси “красный” - красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. В руском фольклоре мы встречаем выражения: «весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки)». Красный цвет был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром.

Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь - над царями царь и т.п.); в то же время - цвет Смерти, траура.

Зелёный - Растительность, Жизнь.

Чёрный - Земля.

Золотой - Солнце.

Синий - Небо, Воды.

Издавна было известно золотое шитье. Древние киевляне носили одежду с большим количеством золотого шитья. Самая старая из известных - руская золотая вышивка была найдена археологами в кургане князя Черного (близ Чернигова), и датируется десятым веком.

Интересный факт:

У славян широко известно поверье, что первая одежда человека воздействует на его последующую жизнь. Поэтому новорожденного нередко принимали в рубашку, сшитую самой старой женщиной в семье, чтобы он унаследовал ее судьбу и жил долго; в старую нестиранную рубашку отца, “чтобы он его любил”, а для пеленок использовали части одежды взрослых, чтобы ребенок непременно унаследовал их положительные качества

Древним названием одежды было у славян “портище” - отрез (кусок ткани); отсюда и слово “портной” - человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века

Рубаха - древнейший, самой любимый и распространённый у древних славян вид нательной одежды. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» - «кусок, отрез, обрывок ткани» - и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать».

Другим названием рубахи в руском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни.

Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди, более короткие - другие сословия, так как в отличие от размеренной и неторопливой жизни князей и бояр будни трудового народа были наполнены тяжелой работой и одежда не должна была сковывать движений. Женские рубахи доходили до пят.

Мужчины носили рубаху на выпуск и обязательно с поясом. Отсюда и выражение «распоясался» - если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался. Праздничные рубахи знати шились из дорогих тонких полотен или шелков ярких цветов и украшались вышивками. Не смотря на условность узора орнамента, многие его элементы имели символический характер, они как бы охраняли человека от другого сглаза и напастей.

Украшения были “навесными”- съемными: богато расшитыми золотом, драгоценными камнями и жемчугами. Обычно на рубахах вышивали орнаменты обережных мотивов: кони, птицы, дерево Жизни, растения и растительные орнаменты вообще, ланки (ударение на “и”) - антропоморфные персонажи, изображения Богов… Нужно отметить, что иногда вышитые части перешивались со старой рубахи на новую.

Ворот славянских рубах не имел отложных воротников. Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.

Сарафан у славян шился на узких бретелях и напоминал полукруг, за счет большого количества клиньев, сильно расширяющих подол.

Сарафанов нонь не носим

Нам от них убыточек:

Надо восемь метров ситца,

Три катушки ниточек…

Славяне-северяне предпочитали традиционно красный цвет. Центральная часть Руси в основном носили одноцветную синюю, бумажную, покупную материю для своих сарафанов или пестрядь (ткань, похожую на рогожку). Нижняя часть переднего шва и подол украшались нашивками из шелковых лент и полос узорной ткани.

Первое упоминание о сарафане, или сарфанце, относится к 1376 году в Никоновской летописи. Это слово изначально обозначало предмет мужского костюма. Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях:

Он не в шубе, не в кафтане,

В длинном белом сарафане…

До петровских указов об обязательном ношении в городах европейской одежды сарафаны носили и дворянки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.

В прохладное время года поверх сарафана надевали душегрею. Она так же, как и сарафан, расширялась книзу и была расшита оберегами по низу и пройме. Душегрея надевалась на рубаху с юбкой или поверх сарафана.. Материал для душегреи брали более плотный, а на праздничную шили бархат, парчу и все это расшивалось бисером, стеклярусом, тесьмой, блестками, лентой.

Рукава рубах могли достигать такой длины, что собирались красивыми складками по руке и у запястья схватывались тесьмой. Заметим, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной…

В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке: помахивание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Вот уж действительно, сказка - ложь, да в ней намёк. В данном случае - намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства.

Пояс в славянских нарядах присутствовал как у женщин, так и у мужчин.

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Пояс длинный, с вышивкой и бахромой на концах завязывался под грудью поверх сарафана.

А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа — женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.

Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей».

Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но ещё не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки.


Штаны
славяне носили не слишком широкие: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ. Учёные пишут, что штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи - длинные, широкие полосы ткани (холщовой или шерстяной), которыми обматывалась нога ниже колена.

Другое название одежды для ног - «портки», а также «ноговицы».

Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни - шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком - чашником (отсюда и выражение ” держать что-то в загашнике”). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна), и на них надевались лапти, в ушки которых продергивались завязки - оборы, ими и обвивались онучи.

Лапти во все времена нашими предками носились сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Были они толстые и тонкие, темные и светлые, простые и сплетенные узорами, были и нарядные - из подкрашенного разноцветного лыка.

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок - кожаных «поворозов» или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи.

«Как лапоть сплесть», - говорили наши предки о чём-либо совсем уж простом и незамысловатом.

Лапти имели очень малый срок службы. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти - пятеры лапти сплести» — гласила пословица.

Кожаная обувь была преимущественно городской роскошью. Одним из основных видов обуви славян VI—IX вв. были, несомненно, башмаки. В общеславянский период они назывались черевиками.

Чаще всего обувь надевали всё-таки на онучи, которые мужчины поверх штанов, а женщины - прямо на голую ногу.

Мужской головной убор славяне, вероятней всего, называли шапкой. Само это слово долгое время попадалось учёным исключительно в княжеских грамотах-завещаниях, где шла речь об этом знаке достоинства. Лишь после 1951 года, когда археологами были найдены берестяные грамоты, и наука получила небывалую возможность заглянуть в повседневную жизнь простого народа, стало ясно, что «шапкой» называли не только княжескую регалию, но и вообще мужской головной убор. А вот княжескую шапку именовали иногда «клобуком».

Лучше всего известны исследователям шапки особого покроя — полусферические, сделанные из яркой материи, с околышем из драгоценного меха. В подобные шапки одеты каменные и деревянные идолы, сохранившиеся с языческих времён, такие мы видим и на дошедших до нас изображениях славянских князей. Недаром в руском языке бытует выражение «шапка Мономаха».

Сохранились также фрески на лестнице Софийского собора в Киеве и браслет XII века: на них изображены музыканты в островерхих колпаках. Археологами были найдены заготовки для подобного колпака: два треугольных куска кожи, которые мастер так и не собрался сшить вместе.

К несколько более поздней эпохе относятся обнаруженные при раскопках валяные шапки, а также лёгкие летние, сплетенные из тонких сосновых корешков.

Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетёные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком — например, с собственными родителями.

Женский головной убор оберегает женщину от злых сил - верили славяне.

Считалось, что в волосах заключена магическая жизненная сила; распущенные девичьи косы способны приворожить будущего мужа, тогда как женщина с непокрытой головой может навести беду, порчу на людей, скот, урожай. Во время грозы её может убить громом, так как она по поверьям, становится лёгкой добычей и вместилищем нечистой силы, на которую нацелены громовые стрелы. Выражение «опростоволосилась» значило опозорила свой род.

До замужества головной убор (по крайней мере летом) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. В то же время девичьи волосы носились наружу, напоказ, - это не только не возбранялось, - но даже приветствовалось окружающими. Добрая коса была едва ли не главным украшением девицы на Украине, в Белоруссии, в России

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесёмки, либо из тонкой металлической ленты. Делали такие венчики из серебра, реже — из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке.

Взрослея, вместе с понёвой они получали «красу» — девичий венец. Ещё его называли «увяслом» — «повязкой», от «вясти» — «вязать». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом.

Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем. Археологические находки также подтвердили глубокую древность славянских девичьих венчиков. Венок на девичьей голове - это, прежде всего, оберег от сглаза, нечистой силы. Одновременно круг - это и символ брака, недаром при женитьбе молодых обводят стола, на венчанье - вокруг аналоя. Если девушке снился сон о потере венка, она ожидала для себя беды. Если девушка до свадьбы потеряла невинность, то она лишалась венка на свадьбе, в знак позора ей могли надеть половину.

Венок из искусственных цветов, ниток нередко одевали на шляпу и жениху, оберегая его от свадебных уроков (урочить, сурочить - сглазить, испортить). Цветы для свадебного венка использовались строго определённые: розмарин, барвинок, самшит, калина, рута, лавр, виноградная лоза. Кроме цветов в него иногда зашивались или вкладывались предметы-обереги: красные шерстяные нитки, лук, чеснок, перец, хлеб, овёс, монеты, сахар, изюм, кольцо. Кстати, обсыпание молодых зерном и деньгами при встрече от венца, тоже носит прежде всего обереговый, а уж потом лирический смысл пожелания плодородия и богатства.

Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу. Жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался, таким образом, её мужем и господином. Действительно, одни из древнейших славянских наименований головного убора замужней - «повой» и «убрус» - означают, в частности, «покрывало», «полотенце», «платок». «Повой» значит ещё «то, что обвивает».

Другая разновидность головного убора замужней — кика. Отличительной приметой кики были… рога, торчавшие вверх надо лбом. Рога - это защита матери и ее будущего ребёнка от злых сил. Они уподобляют женщину корове, священному для славян существу.

В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову тёплым платком.

Верхняя одежда славян - это свита, от слова «свивать - «одевать», «кутать», а также кафтан и шуба. Свита надевалась через голову. Она была сшита из сукна, с узкими длинными рукавами, обязательно закрывались колени, и подпоясывалась широким поясом. Кафтаны были самого различного вида и назначения: повседневные, для верховой езды, праздничные - сшитые из дорогих тканей, замысловато украшенные.

Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах. Руские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке.

Впоследствии долгополые кожухи стали называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, — «полушубками».

Все, что сейчас есть у нас - было получено от наших предков, они это зародили, а мы это усовершенствовали. Мы ни когда не должны забывать свою историю. Все рассуждения о национальной идее бессмысленны, если они не основаны на понимании фундамента данной общности.


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на