Основы безопасной работы на складе. Правила нахождения на территории склада Основные правила техники безопасности на складских работах

Основы безопасной работы на складе. Правила нахождения на территории склада Основные правила техники безопасности на складских работах

Выдержка из правил внутреннего распорядка склада. Пример оформления

  • Любая фото и видеосъемка как внутри помещений, так и снаружи зданий Общества без письменного разрешения Руководства ТЛК запрещена, за исключением случаев, когда это необходимо для фиксации нарушений технологического процесса, условий хранения ТМЦ и фиксации иных нарушений. Физические лица, нарушившие данное Положение, удаляются за пределы охраняемой территории, в том числе (при оказании сопротивления) с вызовом сотрудников ОВД.
  • Детям, в возрасте до 14 лет, запрещено находиться на территории ТЛК. Физические лица, сопровождающие детей, и дети, нарушившие данное положение, удаляются за пределы охраняемой территории. Подросткам с 14 до 18 лет разрешено находится только в сопровождении взрослых и при наличии у подростка (подростков) документа удостоверяющего личность.
  • Запрещено вносить и содержать на территории ТЛК и в помещениях ТЛК птиц и животных, а также заниматься прикормкой бродячих кошек и собак. Лица, замеченные в данном нарушении, получают предупреждение от Руководства Общества и предписание исправить все перечисленные нарушения. При повторном нарушении у данных лиц аннулируются пропуска и они на территорию ТЛК не допускаются.
  • вносить, передавать и использовать оружие, пиротехнику, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и отравляющие вещества;
  • вносить, передавать, распивать на территории алкогольные напитки, в том числе пиво и слабоалкогольные коктейли;
  • вносить для ремонта и ремонтировать принадлежащие им вещи;
  • производить ремонтные работы, мойку транспортных средств, слив/замену горюче-смазочных материалов;
  • проникать на территорию ТЛК и покидать ее вне установленных для этого мест;
  • оставлять на длительное хранение (более продолжительности рабочего дня) личный транспорт (автомашины, мотоциклы, мотороллеры и велосипеды) на территории,кроме лиц, имеющих специальное (письменное) разрешение;
  • приносить и использовать фотоаппараты, кино видеокамеры, визуальные средства съемки и наблюдения, без согласования с руководством ТЛК;
  • разводить костры и использовать открытый огонь, в том числе и в производственных целях, газо- электросварку, использовать обрезные машины без разрешения и контроля главного инженера;
  • курить во всех помещениях и иных местах кроме мест, обозначенных табличкой « Место для курения ».
  • проводить беседы на охраняемой территории с представителями СМИ без согласования с руководством ТЛК.
  • парковать автотранспорт вне отведенных мест.
  • при движении по территории и стоянке на территории, не выполнять требования ПДД, дорожных знаков, "Схемы организации движения на территории ТЛК", Положения приказы и распоряжения руководства Общества.
  • передавать личные электронные карты доступа, разовые пропуска и пропуска на автотранспорт - другим лицам.
  • входить/выходить в/из помещений через окна, вентиляционные шахты, погрузочные ворота, аварийные выходы.
  • проникать и производить работы на крышах зданий ТЛК, в коммуникационных шахтах, колодцах.
  • Перелезать через ограждения, заборы ТЛК.

Эксплуатация требует соблюдения особых мер безопасности. Связано это не только с возможностью хранения небезопасных с точки зрения воспламенения материалов, но и с применением специальных технических средств. Кроме того, речь может идти о вопросах поддержания к которым относятся и санитарно-гигиенические характеристики, и показатели микроклимата. Для учета этих и других факторов составляется инструкция по технике безопасности на складе, в которой прописываются также и правила поведения самих работников.

Общие нормативы техники безопасности

Все сотрудники предприятия, обслуживающего объекты складского назначения, должны проходить соответствующий инструктаж и только после проверки полученных знаний и навыков допускаться к работе. Также и оборудование с инвентарем, техническими средствами, инструментом и расходными материалами подвергаются предварительной ревизии. Мастера во главе с инженером проверяют состояние агрегатов, сопоставляют их характеристики с требованиями к рабочему процессу, при необходимости выполняют профилактический ремонт и т. д. В зависимости от задач, которые выполняет рабочий, ему должны выдаваться соответствующие элементы спецодежды. Общие нормативы техники безопасности на складе указывают на обязательное использование головных уборов, спецобуви, а в некоторых случаях перчаток, фартуков и халатов. Однако одежда для складских рабочих не должна иметь свисающих окончаний, а длинные волосы убираются под головной убор.

Меры противопожарной безопасности

Серьезную опасность в плане рисков возгорания обычно представляет собой оберточный и обтирочный материал. Его нельзя оставлять бесхозными. Для содержания подобных отходов на складах применяются металлические контейнеры с плотными огнеупорными крышками. На случай возгорания должен быть предусмотрен и соответствующий инвентарь, элементы которого определяются конкретными условиями эксплуатации. При наличии конструкционной возможности устанавливаются и активные системы пожаротушения. Как правило, это потолочные спринклерные и дренчерные устройства распыления воды и пены. Что касается самих рабочих, то техника пожарной безопасности на складе требует от них знания точек расположения средств борьбы с огнем, путей эвакуации и наличия базовых навыков по обращению с инструментами по ликвидации очагов возгорания.

Подготовка к работе

Перед началом рабочего процесса каждый сотрудник производит ревизию зоны, которую он обслуживает. Они могут быть разными в зависимости от специализации. Например, кладовщик расчищает проходы между стеллажами, освобождая их для проезда автопогрузчиков. Инженеры и водители, в свою очередь, проверяют состояние и готовность к работе технических средств: кранов, погрузчиков, манипуляторов, штабелеров и т. д. Помимо этого, техника безопасности на складе требует проверки исправности вспомогательных приспособлений, в числе которых тали, тельферы, крюки и прочие тяжеловесные устройства, предназначенные для подъема различных грузов. После этого дежурный должен настроить освещение на оптимальные показатели излучения, запустить при необходимости климатическое оборудование и открыть вентиляционные каналы.

Техника безопасности на складе в процессе работы

Каждый сотрудник склада должен выполнять свои обязательства в рамках конкретной инструкции. Если его работа связана с эксплуатацией техники, он должен периодически проверять ее состояние, выполнять обслуживание и при необходимости - ремонтные мероприятия. Инструменты, инвентарь и расходные материалы должны содержаться в специальных помещениях, на полках и вертикальных панелях крепления. Метрологические приборы хранятся только в специальных чехлах и коробках. Для подобного инструмента также могут предъявляться требования к особым условиям климатического фона. Отдельное внимание уделяется и технике безопасности при работе на складе, которая связана с обеспечением надежности электропроводки. В частности проверяется изоляция кабелей и отсутствие рисков замыканий. Проверка трансформаторов и предохранительных блоков важна не только по причине безопасности рабочих, но и с точки зрения поддержания достаточных параметров тока в цепи для питания электроинструмента и подъемного оборудования.

Правила безопасности по окончании рабочего процесса

После завершения смены рабочие склада должны привести свои места и эксплуатируемый инструмент в изначальное состояние. Оборудование должно быть надлежащим образом уложено, а подконтрольная зона - очищена от сторонних предметов и материалов. При наличии неисправного инструмента сотрудник должен передать его в соответствующий отдел обслуживания и ремонта. Важно подчеркнуть, что техника безопасности на складе запрещает не только исправлять нерабочее оборудование лицам, не имеющим допуска к подобным мероприятиям, но и в принципе осуществлять ремонт в местах, не предназначенных для этого.

Техника безопасности в случаях аварий

Полностью застраховать рабочий процесс от возникновения ситуаций с поломками оборудования, нарушениями в работе инженерных коммуникаций и других нештатных случаев практически невозможно. При фиксации аварии должна быть прекращена работа склада, электрооборудование отключено, и в зависимости от характера происшествия вызвана соответствующая служба экстренной помощи. Это может быть медицинская скорая помощь, пожарная бригада или служба МЧС. Вместе с этим правила техники безопасности складе указывают на необходимость эвакуации людей еще до приезда специалистов. Особенно это касается случаев возгорания. Если пожаром охвачено электрооборудование, то в целях минимизации ущерба следует применить порошковые или углекислотные огнетушители. Если же авария связана с повреждениями на линии электроснабжения, то в первую очередь прекращается подача тока. То есть отключается магистральная электроустановка через специальный рубильник или пульт управления.

Инструктаж для водителей погрузочно-разгрузочной техники

До начала рабочих действий должно быть проверено техническое состояние техники. Далее, в зависимости от габаритов и прочих параметров целевого материала, оператор настраивает соответствующим образом функциональные органы погрузчика. Это могут быть вилы, захваты, крюки и другие устройства, благодаря которым осуществляется фиксация и перемещение груза. Важно, чтобы характеристики техники соответствовали массе и размерам объекта для перемещения, иначе возникнет риск поломки тех же рабочих органов из-за перегруза. Уже в процессе перемещения водитель должен придерживаться скоростных нормативов. Как требует инструкция по технике безопасности на складе, езда погрузчиков и штабелеров не должна превышать 3-5 км/ч в зависимости от условий эксплуатации транспорта. Все операции подъема, захвата и отпуска должны производиться плавно и без рывков. Если речь идет о которые могут давать крен на подъемник, то рабочие манипуляции в точках погрузки и разгрузки должны выполняться с предварительной установкой опорных элементов, фиксирующих крайние положения техники.

Инструктаж для рабочих-грузчиков

Для каждой группы грузчиков, которые определяются возрастом и гендерным признаком, существует свой норматив переноса тяжестей. Так, для подростков мужского пола до 18 лет максимум составит 4 кг. Для женщин - 10 кг, но не более 2 подходов за час. Мужчины старше 18 лет могут за раз переносить 50 кг. Но важно учитывать, что эти правила действуют только в тех случаях, когда работа выполняется на ровной горизонтальной поверхности без сторонних помех. Также независимо от группы рабочих не разрешается выполнять ручной подъем на высоту более 3 м. Если же один и тот же объект переносят несколько грузчиков, то между ними должна выдерживаться как минимум 2-метровая дистанция. Допускает техника безопасности грузчика на складе и применение носилок, но только на расстояния до 80 м. Команды по остановке и опрокидыванию приспособления дает рабочий, идущий сзади. На лестницах использовать носилки и подобные вспомогательные устройства для транспортировки запрещается. Кантовать разрешается штучные тяжелые грузы и затаренное оборудование, но только с помощью роликовых ломов.

Инструктаж для комплектовщиков

К основным задачам работников данного профиля относится отбор грузовых единиц, их переработка, сортировка и укладка. Не обязательно, чтобы комплектовщик один выполнял все эти операции, но теоретически они могут входить в сферу его обязанностей. В процессе формирования заказа рабочий может использовать приспособления для переноса грузов, специальные захваты на манипуляторах и средства подъема. В части выполнения ручных действий на комплектовщика распространяется тот же инструктаж по технике безопасности на складе, что и в случае с грузчиком. В частности действуют те же ограничения по массам перемещаемых тяжестей. Для сотрудников, занимающихся комплектацией товаров, предъявляются и специальные требования к одежде - в ее состав входят комбинированные рукавицы, комбинезон и кожаные ботинки. Нередко комплектовщикам приходится взаимодействовать с рабочими, выполняющими смежные технологические операции, поэтому они должны знать основы того же грузоподъемного процесса, системы знаков и сигналов.

Инструктаж для электромонтеров

Работники этого звена выполняют техническое обслуживание грузоподъемной техники, электрооборудования, аппаратуры и некоторых элементов инженерных коммуникаций. Перед началом работы электромонтер получает заявку, в которой должны быть указаны общие сведения о технике, возможные причины поломки, признаки неисправности и другие данные, которые помогут выполнить ремонт в кратчайшие сроки. После завершения ремонтно-восстановительных операций электромонтер заносит в свой журнал соответствующую запись. Что касается условий работы, то охрана труда и техника безопасности на складе в этой части предполагают полное снятие напряжения и осуществление ответственных электротехнических мероприятий с участием как минимум двух лиц.

Заключение

Согласно нормативам, каждое предприятие на базе общих стандартов поддержания мер безопасности может разрабатывать собственные инструкции рабочего процесса, в которых делается акцент на конкретные условия. Учитывается специфика обслуживаемого груза, особенности технологических процессов перемещения, организация хранения и т. д. Например, техника безопасности на складе готовой продукции предъявляет повышенные требования к средствам обеспечения противопожарной безопасности. Особенно если речь идет о длительном содержании легковоспламеняющейся продукции. Также на подобные объекты распространяется полный перечень правил по работе с автопогрузчиками, крановыми манипуляторами и штабелерами. Обусловлено это тем, что складские помещения с готовым товаром связываются с разными отделами сбыта и производства, требующими использования широкого спектра средств подъема и перемещения грузов.

Двенадцать шагов к безопасному складу

Практические рекомендации по безопасности труда экспертов Комитета по охране труда и здоровья США

По материалам зарубежной печати подготовил С. Протасов

«Безопасность начинается с тебя» – этот банальный слоган часто служит отправной точкой при создании программ безопасности труда на складах. Однако не все специалисты, отвечающие за здоровье работников предприятий, с ним согласны. Во всяком случае, Национальный комитет по охране труда и здоровья США, считая этот лозунг довольно эффектным и хорошо запоминающимся по форме, категорически не согласен с его содержанием. По мнению инспекторов Комитета, безопасность не может начинаться с работника – обеспечить ее прежде всего должен сам работодатель. Руководители предприятий просто обязаны позаботиться о соответствующих учебных программах, культуре производства и создании обстановки, в которой труд человека был бы безопасным.

К сожалению, работодатели далеко не всегда уделяют мерам по безопасности труда должное внимание, находя этому множество оправданий. Кто-то жалуется, что ему не хватает на это времени или возможностей, другие просто пытаются сэкономить на здоровье подчиненных. При этом не учитывается, что в долгосрочной перспективе создание безопасной рабочей среды экономически выгодно, так как позволяет уменьшить количество невыходов на работу по болезни и из-за травм и ущерб, наносимый помещениям и оборудованию, а значит, снизить время простоев. При безаварийной безопасной работе улучшается и настроение отдельных людей, и атмосфера в коллективе в целом. Как результат повышается производительность. Чтобы добиться этого, совсем не обязательно вкладывать огромные средства. Приведем несколько очень простых практических рекомендаций по безопасности труда, которые, по утверждению экспертов Комитета по охране труда и здоровья США, без особых временны’х и материальных затрат может осуществить руководитель любого складского хозяйства.

Позаботимся об эргономике

Поскольку часть работ практически на любом складе все еще неизбежно выполняется вручную, одной из наиболее распространенных причин травматизма персонала, занятого на погрузочных работах, является травмирование в результате неудовлетворительной эргономики. Как считают специалисты, по степени тяжести такого рода травмы требуют больше всего средств и времени для восстановления работоспособности. Одна из самых простых мер, которую может предпринять любой руководитель складского комплекса, – постоянно и настойчиво пропагандировать и внедрять в практику приемы безопасного подъема грузов вручную. Это значит, что при подъеме тяжести рабочие должны держать спину прямо, груз – как можно ближе к телу и не поднимать, не тянуть и не толкать груз, находящийся выше плеч. Не следует поворачивать только верхнюю часть туловища – это следует делать сразу всем телом.


Не влезать в кузов грузовика без ведома водителя

Тяжелый несчастный случай может произойти в тот период времени, когда работники склада закончили погрузку автомобиля, а водитель еще не сел за руль, чтобы выехать из ворот. Известно немало случаев, когда грузчики залезали в кузов после окончания погрузки в то время, когда водитель оформлял документы в офисе. Вернувшись, водитель немедленно заводил двигатель и трогался с места, не поинтересовавшись, есть ли кто-нибудь в кузове. Люди выпадали из кузова и сильно травмировались. Есть два способа предотвратить такие трагедии: вешать цепь или табличку «Не входить» на кузов или двери фургона, указывающую, что работы закончены и доступ к грузу прекращен, либо забирать ключи у водителя и возвращать их только после того, как он оформит документы на вывоз и убедится в готовности автомобиля к рейсу.

Размечать площади склада

Разметка, т. е. нанесенные краской или обозначенные лентой границы участков склада, отведенных для различных работ, поможет избежать производственных травм. Разметка никогда не будет лишней, поскольку вносит порядок и дисциплину в складские работы, позволяя, например, отделить участки, по которым ездит погрузочный транспорт, от зон комплектации. Четкое обозначение производственных участков позволяет однозначно указать, где именно следует выполнять те или иные работы. Поскольку каждый день на складе производятся одни и те же операции, его площадь не должна быть похожа на огромный рабочий стол, где каждый «пристраивается» там, где найдет свободное место.


Учиться, учиться и еще раз учиться

Правильно разработанная программа повышения уровня техники безопасности должна основываться на эффективном обучении. В целом ряде американских компаний все вновь поступившие сотрудники проходят обязательное обучение в течение 3...5 дней или подробный инструктаж перед тем, как приступить к работе на складе. Затем их прикрепляют к опытным работникам, которые учат новых сотрудников всем секретам и тонкостям складских работ. Однако ограничиваться обучением исключительно одних новичков нельзя: надо постоянно повышать квалификацию всего персонала. Не следует принимать в расчет никаких отговорок опытных работников, не желающих проходить обучение, хотя бы для того, чтобы они не подавали дурной пример другим.

Как сделать учебу интересной для тех, кто думает, что все это они уже слышали раньше? Специалисты считают, что для этого она должна быть как можно более привязанной к реальной практике и наглядной. Первую половину занятия рекомендуется занять рассказом на выбранную тему, а вторую слушатели, разбившись на небольшие группы, обсуждают материал, задают и отвечают на вопросы, выполняют практические задания, чтобы лучше закрепить и усвоить услышанное. Рекомендуется проводить также контрольные работы или даже экзамены перед обучением и после него, чтобы оценить эффективность программы.

Обучение без исключений

Никто не сомневается, что операторы вилочных погрузчиков также должны проходить соответствующее обязательное обучение. Понятно, что оно будет полезней и эффективней, если проводится на погрузчиках тех же марок и моделей, на которых им предстоит работать.
Но обучать следует не только водителей. Необходимо проинструктировать всех, кто работает с ними в тесном контакте. Недостаточно просто предупредить работников, занимающихся подбором заказов, и других служащих, которые ходят по складу, об осторожности при работе возле погрузчиков или другой подъемно-транспортной техники и вблизи трасс движения. Чтобы сделать труд менее опасным, следует разделить зоны их работы. Если товары отгружаются и доставляются по одному и тому же проходу, лучше выделить для каждой операции отдельное время.

Не следует забывать об обучении правилам охраны труда и руководителей высшего звена. Эксперты по охране труда установили, что многие представители администрации никогда не обучались технике профессиональной безопасности и охраны здоровья, поэтому они могут даже не подозревать о том, насколько важно знать самые элементарные правила в этой области. Часто убедить их изменить свое мнение могут лишь наглядные доказательства того, как правильно организованная охрана труда помогает достичь успеха в бизнесе. «Выясните, как они представляют себе цели своей деятельности и что является для них критерием успеха, потому что не всегда это только деньги, – рекомендуют специалисты, – и тогда вы сможете выбрать правильные аргументы, которые поймут и примут руководители предприятия».

Выполняйте правила

По оценкам, приблизительно половина аварий и несчастных случаев происходит с участием сотрудников, которые не выполняли установленных правил, стандартов и норм. Если такое произошло, нельзя оставлять это без внимания: необходимо организовать обучение и принять другие меры, которое помогут исправить ситуацию и предотвратить возможности ее повторения в будущем. Специалисты рекомендуют ввести программу постепенно ужесточающихся мер дисциплинарной ответственности, если персонал продолжает нарушать правила техники безопасности. После того как работники уяснили правила безопасности, до них следует довести, что строгое их выполнение является непременным условием их работы. Соблюдение техники безопасности ни в коем случае не должно быть заботой только руководителей. В этом должен быть заинтересован каждый работник, потому что, если он не надел защитные очки, когда это требуется, если он работает с электропроводкой, не отключив напряжения, если слишком быстро мчится на погрузчике по узким проходам, не подавая звукового сигнала, наказание последует неотвратимо и он самое малое получит взыскание.

Премировать за безаварийную работу

Другим способом заинтересовать работников в соблюдении правил техники безопасности является денежное поощрение. В некоторых американских компаниях бригада не получает премии за тот день, когда случилась авария, даже если отгрузка выполнена успешно. Соблюдение правил безопасности учитывают при оценке эффективности работы служащих. Этим занимаются все руководители вплоть до бригадиров.

Назначьте ответственного

Еще одним эффективным способом повышения дисциплины и техники безопасности является поощрение докладов работников о нарушениях. В американских компаниях принято наделять некоторых работников правом останавливать работу, если техника безопасности нарушается. «Были случаи, когда назначенные работники останавливали производственные линии или звонили мне посреди ночи, когда их хотели заставить вдвоем выполнять работу, которую должны делать три человека, – рассказывает специалист по охране труда. – В таких случаях к работе подключался и я, и начальник участка, чтобы не сорвать выполнение срочного заказа и соблюсти правила техники безопасности».

Рекомендуется применять систему анонимных докладов, опрашивать рабочих, не были ли они свидетелями фактов несоблюдения правил безопасности. Если человек, например, работает возле лужи масла, следует разъяснить ему, что его долг – своевременно доложить об этом руководству и добиться устранения этой потенциальной причины несчастного случая.


Когда «чуть-чуть» считается

Следует обращать внимание не только на несчастные случаи, которые привели к ущербу для здоровья и потере трудоспособности, но и на происшествия, когда несчастье чуть-чуть не случилось. Анализ этих событий позволит своевременно выявить опасные тенденции и предотвратить травмирование людей или повреждение оборудования.

Представленные в этой публикации статистические данные зарегистрированы только Национальной комиссией по охране труда и здоровья США и учитывают лишь травмы, приведшие к утрате трудоспособности, а поэтому не дают общей картины несчастных случаев на производстве. Например, по оценкам некоторых специалистов, 7...10% всех травм составляют легкие поражения глаз, но большая часть их не приводит к временной утрате трудоспособности и, следовательно, не попадает в статистику Комиссии.

Не ослаблять контроль

Специалисты рекомендуют проверять состояния техники безопасности и охраны труда на производстве еженедельно или ежемесячно. Однако можно организовать контроль и на более высоком уровне, а именно проводить непрерывный мониторинг состояния техники безопасности. Не обязательно создавать громоздкую формализованную систему с персональными карточками на каждого работника, достаточно постоянно следить за порядком на производстве. И вот что можно возразить тем руководителям, которые утверждают, что у них нет времени заниматься этим: «Достаточно всего лишь пары минут, чтобы остановиться и понаблюдать, как несколько грузчиков поднимают ящик. Так же просто, проходя по помещению, убедиться, что аварийные выходы свободны, а огнетушители не заставлены оборудованием или металлоконструкциями. Не требует большого времени и проверка других средств безопасности».


Найти «свежий взгляд»

В комиссию, проверяющую технику безопасности, полезно включить человека со стороны. Это не обязательно должен быть представитель профессиональной консультационной фирмы, достаточно пригласить работника склада, подобного вашему, например ближайшего соседа. Эта «свежая пара глаз» может заметить существующие или потенциальные проблемы, которые ускользают от внимания своих работников. Польза от такого взгляда со стороны очевидна, поэтому обычно договориться с родственным предприятием о сотрудничестве и взаимном обмене проверяющими специалистами бывает совсем несложно.

Зри в корень

Проводя расследование несчастного случая, не следует сосредоточиваться только на конкретном виновнике – необходимо выяснить его причину. Нам привели такой пример. Допустим, рабочий поскользнулся в луже на полу. Вместо того чтобы просто объявить причиной травмы неосторожность, постарайтесь узнать, почему эта лужа образовалась на полу. Откуда вытекла жидкость? Это вода из протекающей крыши? Если это действительно так, недостаточно просто вытереть воду: при следующем дожде она натечет снова. А может, жидкость вытекла из вилочного погрузчика? Тогда нужно пройти по проходам склада – где-то еще могут быть еще такие же лужи.

И наконец, специалисты предупреждают: нельзя наказывать работников лишь за то, что они получили производственную травму или болезнь, не проведя глубокого расследования. Даже если кто-то четыре раза подряд брал больничный лист из-за производственных травм, неправильно будет просто наказать его за неосторожность, а важно выяснить, что привело к этим несчастным случаям. Наоборот, следует подвергнуть наказанию или взысканию того, кто нарушил правила техники безопасности или сделал что-либо опасное, даже если при этом никто не пострадал.

Безопасность труда – это спокойствие в обществе

Разработка обширных программ охраны труда может потребовать значительного времени и сил, но эти усилия не пропадут даром: последствия отсутствия культуры техники безопасности на складе могут быть очень серьезными, гораздо больше, чем потеря заказов и клиентов. Серьезная авария вызывает «всплеск эмоций» в обществе: нарушается атмосфера в компании, в городе и даже в семьях. А настроение людей стоит дорого.


Несчастные случаи в складских комплексах США

(источник – Бюро статистики по охране труда США)

К сожалению, случаи нарушения техники безопасности на складах даже такой «продвинутой» в отношении складских технологий страны нередки. Ниже представлены статистические данные по несчастным случаям, зарегистрированным на складах общего пользования США, и краткий обзор их причин.

Общее число несчастных случаев, повлекших гибель людей (2002 г.) – 21.

  • связаны с транспортом – 19%;
  • результат физического насилия и случаи насильственной смерти – 24%;
  • связаны с падением – 14%;
  • связаны с воздействием ядовитых веществ или неблагоприятных окружающих условий – 29%.

(Общее число происшествий не равно 100%, так как из них исключены случаи, причины которых не были установлены достоверно.)

Зарегистрированные несчастные случаи на производстве, вызвавшие временную потерю трудоспособности, но не повлекшие гибели людей (2001 г.):

  • растяжения связок и повреждения суставов – 2392;
  • переломы – 539;
  • порезы, разрывы мягких тканей, колотые раны – 290;
  • ушибы, контузии – 545;
  • тепловые ожоги – 54;
  • химические ожоги – 140;
  • множественные травмы разного типа – 229.

Источники поражения или травмирования:

  • контейнеры – 1072;
  • оборудование и вспомогательные детали, арматура – 158;
  • машины и механизмы – 122;
  • рабочие движения или положения – 594;
  • транспортные средства – 994.

Воздействия, приведшие к несчастному случаю:

  • удар, нанесенный объектом, – 458;
  • удар об объект – 316;
  • зацепление за объект, захват оборудованием – 288;
  • падение с высоты – 277;
  • перенапряжение при подъеме груза – 778;
  • возникшие при транспортировке груза – 646.

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция предназначена при выполнении работникомскладских работ.

1.2. На работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (движущиеся машины и механизмы, подвижные части подъемно - транспортного оборудования, перемещаемые продукты, тара, обрушивающиеся штабели складируемых и взвешиваемых товаров; пониженная температура поверхностей холодильного оборудования, продуктов; пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря).

1.3. Работник извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.4. Работнику следует:

оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

перед началом работы с продуктами мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду;

работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;

после посещения туалета мыть руки с мылом;

не принимать пищу на рабочем месте.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Застегнуть одетую санитарную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор.

Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.

2.2. Подготовить рабочую зону для безопасной работы:

обеспечить наличие свободных проходов и проездов к местам складирования продуктов, товаров и тары;

проверить состояние полов (отсутствие щелей, выбоин, набитых планок, неровностей, скользкости и открытых неогражденных люков, колодцев), достаточность освещения в проходах, проездах на местах производства складских работ;

перед началом погрузочно - разгрузочных работ в зимнее время проверить пути транспортирования грузов (рампы, пандусы, переходные мостики, сходни и др.) и, при необходимости, посыпать противоскользящим материалом (песком, шлаком, золой).

2.3. Проверить внешним осмотром:

наличие и исправность необходимых для безопасной работы ограждений эстакад, отбойного бруса, охранного борта, а также деревянных покатов с крюками, тормозных колодок, роликовых ломов и других приспособлений для подъема и перемещения грузов;

отсутствие в кладовых свисающих и оголенных концов электропроводки.

2.4. Перед эксплуатацией подъемно - транспортного оборудования проверить:

надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования;

наличие и надежность заземления оборудования. Не приступать к работе при отсутствии или ненадежности заземления;

наличие, исправность, правильную установку и надежное крепление ограждения движущихся частей оборудования (цепных, клиноременных и других передач, соединительных муфт и т.п.);

отсутствие посторонних предметов вокруг оборудования;

исправность пускорегулирующей аппаратуры (пускателей, концевых выключателей и т.п.) и работу оборудования на холостом ходу.

2.5. При подготовке к работе товарных весов проверить внешним осмотром: горизонтальность их установки с помощью отвеса; наличие и исправность наклонного мостика.

Прежде чем подключить товарные электронные весы к электросети, проверить надежность их заземления.

2.6. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Выполнять работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.

3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления, а также специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

3.4. Следить за соблюдением правил перемещения в кладовых и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.

3.6. Следить за тем, чтобы не загромождались проходы и проезды между стеллажами, штабелями, проходы к пультам управления, рубильникам, пути эвакуации и другие проходы порожней тарой, инвентарем, разгружаемым товаром.

3.7. Не находиться на опасном расстоянии от маневрирующей автомашины, внутри автомашины при разгрузке (погрузке), между бортом автомашины и эстакадой при движении автомашины задним ходом.

3.8. Следить за чистотой поверхности рампы, своевременно принимать меры к очистке ее зимой от снега и льда, посыпке песком или золой.

3.9. Принимать меры к устранению появившихся во время работы выбоин, щелей и других неисправностей полов в проходах и проездах.

3.10. Следить за равномерным и устойчивым размещением грузов на платформе тележки, за исправностью стеллажей, не допускать их перегрузки.

3.11. При формировании пакетов с грузом на плоских поддонах следить, чтобы:

вес груза был распределен симметрично относительно продольной и поперечной осей поддона;

верхняя плоскость пакета была ровной;

груз на поддоне не выступал за его края более чем на 50 мм;

вес пакета не превышал грузоподъемности погрузочно - разгрузочного механизма;

груз укладывался только в исправной таре.

3.12. В случае обнаружения неправильно сложенного штабеля принять меры к его разборке и укладке вновь с устранением замеченного недостатка.

3.13. Следить за креплением покатов при разгрузке бочек с автомашины, а также за тем, чтобы скатываемые бочки удерживались веревкой работником, находящимся в кузове автомашины. Не допускать сбрасывания бочек с платформы автомашины.

3.14. При взвешивании бочек и других тяжеловесных грузов использовать товарные весы, установленные заподлицо с полом, или наклонный мостик.

3.15. Следить за тем, чтобы подсобные рабочие (грузчики):

тележки, передвижные стеллажи передвигали в направлении "от себя";

переносили продукты, сырье только в исправной таре. Не загружали тару более номинальной массы брутто;

при складировании бочек, уложенных "лежа", не применяли в качестве опорной стенки соседние штабели;

не использовали для сидения случайные предметы (ящики, бочки и т.п.), оборудование;

во время работы с использованием подъемно - транспортного оборудования соблюдали требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации заводов - изготовителей оборудования;

для вскрытия тары использовали специально предназначенный инструмент (гвоздодеры, клещи, сбойники, консервные ножи и т.п.). Не производили эти работы случайными предметами или инструментом с заусенцами.

3.16. Взвешиваемый товар класть на весы осторожно, без толчков, по возможности в центре платформы, без выступов за габариты весов.

3.17. Нетарированный (навальный) груз располагать равномерно по всей площадке платформы весов.

3.18. После каждого взвешивания проверять равновесие ненагруженных весов. При необходимости очищать платформу весов от загрязнения.

3.19. Не эксплуатировать загрузочные люки, проемы без ограждения; не переносить грузы в неисправной таре, таре, имеющей задиры, заусенцы, с торчащими гвоздями, окантовочной проволокой; не переносить грузы в жесткой таре без рукавиц; не перемещать грузы волоком, не загружать тару больше номинальной массы брутто; не укладывать грузы в штабель в слабой упаковке, не ходить по штабелям.

3.20. Следить за тем, чтобы спуск товаров (продуктов) по загрузочному лотку производился поодиночке, а спускаемый груз убирался до начала спуска следующего груза.

3.21. Предупреждать находящихся рядом людей о предстоящем пуске оборудования (конвейера, подъемника и т.п.).

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При поломке подъемно - транспортного оборудования: прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии; доложить непосредственному руководителю (работнику, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.

4.2. В аварийной ситуации: оповестить об опасности окружающих людей; доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

4.3. Если в процессе работы произошло загрязнение места складирования жирами, прекратить работу до удаления загрязняющих веществ.

4.4. Пролитый на полу жир удалить с помощью ветоши или других жиропоглощающих материалов. Загрязненное место промыть (нагретым не более чем до 50 °C) раствором кальцинированной соды и вытереть насухо. Использованную ветошь убрать в металлическую емкость с плотной крышкой.

4.5. Для удаления просыпанных пылящих порошкообразных веществ надеть очки и респиратор. Небольшое их количество осторожно удалить влажной тряпкой или пылесосом.

4.6. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Проверить противопожарное состояние кладовой.

5.2. Убедиться в том, что погрузочно - разгрузочные механизмы выключены, надежно обесточены при помощи рубильника или устройства, его заменяющего и предотвращающего случайный пуск, установлены на места, отведенные для их хранения.

5.3. Проконтролировать, чтобы:

очистка оборудования производилась после полной остановки движущихся частей с инерционным ходом с использованием щетки, совка и других приспособлений;

отходы и обтирочный материал были вынесены из помещения кладовой в установленные места хранения.

5.4. По окончании работ по взвешиванию товаров:

осмотреть весы, при необходимости очистить платформу от загрязнений;

установить условные гири на скобу весов.

5.5. Закрыть загрузочные люки, проемы, запереть их на замок изнутри помещения, выключить освещение.

До начала работы на складе весь обслуживающий персонал должен получить тщательный инструктаж. Кроме того, работники должны освоить практические занятия по безопасности. По завершении инструктажа персонал должен подтвердить полученные умения и знания.

Подготовить рабочее место

До начала рабочей смены служащие должны провести серию подготовительных мероприятий. Прежде всего, необходимо проверить, свободны ли проходы между стеллажами. Обязательно проследить, чтобы подъезды к самому складу также были свободны.

Места складирования товаров, материалов или продукции не должны содержать ничего лишнего. На каждой приемной ячейке для товаров должен быть маркер с указанием характера находящегося здесь груза.

Поскольку в складских помещениях часто используется подъемно-транспортное оборудование, до начала рабочей смены служащие должны убедиться в его полной исправности и работоспособности. При этом проверка состояния полов также является обязательной. Например, наличие набитых планок или ощутимых выбоин может затруднить проезд спецтехники.

Проверка правил безопасности может включать в себя наличие специального оборудования при разгрузочных работах:

  • Брезентовые куртки и кожаные рукавицы (для разгрузки антисептированных лесоматериалов).
  • Плотные рукавицы (для разгрузки штучных грузов крупными партиями).
  • Наплечники (для транспортировки к месту хранилища длинномерных грузов).

Еще одним непременным условием подготовки рабочего места к трудовой смене является проверка освещения проходов и подъездов.

Общие правила

Складское помещение должно быть электрифицировано, но электроприборы для личного пользования запрещены.

Для работы на складе допускается только совершеннолетние лица. Они должны пройти специальное обучение по технике безопасности труда. Если на складе хранятся опасные грузы, то служащие должны иметь допуск для работы с ними.

Согласно инструкции по технике безопасности на складе, у рабочих должен быть перечень свойств опасных грузов.

В обязанности персонала входит:

  • Строгое разделение функционала. Это значит, что сотрудник отвечает только за тот фронт работы, который ему поручен. На каждый участок прилагается своя инструкция безопасности, поэтому недопустимо перераспределять функционал между рабочими.
  • Строгое соблюдение дисциплинарного регламента. Начало и конец рабочего дня должны начинаться в соответствии с рабочим режимом.
  • Во время рабочего дня сотрудникам склада запрещается употреблять алкогольные напитки. Служащие, находящиеся в состоянии опьянения, подлежат немедленному увольнению.
  • Соблюдать правила курения и отдыха. Для курения отводится специальная площадка, как и для отдыха.
  • Умение оказать первую медицинскую помощь в случае нештатной ситуации.
  • Умение исправить вентиляцию в случае ее поломки.

Рабочие склада или хранилища должны знать местонахождение первичных средств пожаротушения и следить за тем, чтобы доступ к противопожарному инструментарию был свободным. В случае обнаружения каких-либо неисправностей в механизмах, задействованных в обслуживании хранилища, персонал должен немедленно уведомить об этом руководство.

К общим правилам техники безопасности на складе относится также недопущение посторонних лиц. Прежде всего, это может помешать комплексу разгрузочных работ. Кроме того, на складе могут храниться материальные ценности, за сохранность которых несет ответственность руководство.

Факторы риска

Складское помещение представляет собой потенциально опасное место. По нему постоянно эксплуатируются какие-либо механизмы. Поэтому по правилам, проходы здесь должны быть свободными.

К факторам риска на складе относится:

  • Неблагоприятный микроклимат. Он может сформироваться из-за повышенной запыленности воздуха на складе.
  • Наличие едких и взрывоопасных веществ. В этом случае служащие могут получить химические ожоги и даже отравления. Для того чтобы избежать опасных ситуаций, Положение безопасности предписывает, что каждый сотрудник должен уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты.
  • Если несчастный случай все-таки произошел, то сотрудники должны уметь оказать первую медицинскую помощь. Для этого необходимо, чтобы складское помещение было оборудовано аптечкой с соответствующими препаратами.

Если склад эксплуатируется зимой, то сотрудники имеют право на периодический перерыв для обогрева.

Правила приемки и разгрузки ж/д платформ

До начала разгрузочных работ надо проверить надежность фиксации вагона или железнодорожной платформы. Для этого используются специальные тормозные башмаки, которые служащие подкладывают под колеса.

Главным условием безопасной работы в хранилище является осуществление разгрузочных работ только на специальных площадках. Нельзя осуществлять разгрузку непосредственно на путях прохождения автомобильного или железнодорожного транспорта. Исключается перемещение по территории склада на автосцепке или буфере во время подачи составов к месту проведения разгрузочных работ.

Строго запрещается перемещение под вагонами, стоящими на площадке.

Условия проведения работ:

  • Рабочие должны стоять сбоку. В случае обнаружения перекоса или ненадежной увязки грузов, начинать разгрузку нельзя. В этом случае следует проинформировать руководство и получить инструкция о другом способе разгрузки.
  • Выгруженная продукция сразу же переводится к стеллажным системам хранения.
  • Нельзя стоять в непосредственной близости к платформе, на которой находится листовой материал. Данный вид оборудования особенно травмоопасен, поскольку он может соскользнуть с вил погрузчика.
  • Если разгрузке подлежат сыпучие материалы, то рабочее место должно быть предварительно оснащено респираторами, а также противопылевыми очками.

Наконец, сыпучие грузы могут слежаться в случае длительного хранения. Категорически запрещается проводить их рыхление до начала разгрузки. Кроме того, механическое воздействие на стенки вагона запрещено. Иногда бывает, что при выгрузке цемента на стенах вагона или платформы остаются остаточные фрагменты. Сбивать ломом или кувалдами их запрещено.

Нормативы переноски грузов

При разгрузочных работах продукцию в стеклянной таре позволительно устанавливать в два ряда. Однако для этого следует использовать специальные прокладки, которые сохранили бы нижний ряд от механического воздействия.

Согласно современным правилам безопасности, укладка грузов в штабеля более чем на 3 м вручную запрещена. Если какой-либо вид грузов переносится вручную, например, мешки с мукой, то расстояние между рабочими должно доходить до 2 м.

При работе на складе на носилках грузы переносятся не более 50 м и строго по горизонтальной плоскости. При этом опрокидываются носилки по команде того сотрудника, который находится сзади. Категорически запрещается поднимать любые грузы на носилках по лестничным пролетам.

Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

  • для женщин при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг;
  • постоянно в течение рабочей смены – 7 кг;
  • для мужчин старше 18 лет – 50 кг.
  • Груз массой более 50 кг должен поднимать не менее двух работников (мужчин).

Перевозка длинномерных материалов осуществляется специальными захватами. Для этого при работе в складских помещениях нельзя использовать ломы и деревянные брусья. В том случае, если разгружается штучное затаренное оборудование, то его следует кантовать при помощи роликового лома. Однако кантовать груз в позиции «на себя» категорически запрещается.

Часто в месте хранилища загружаются автодетали, которые собираются в компактные партии. Перед началом выгрузки связанных автодеталей, работники склада должны убедиться в том, что связка является достаточно прочной.

Если на складе освобождается упаковочная тара, то не допускается скопление. Весь отработанный материал должен складировать и удаляться с территории склады в соответствующее место.