Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века. Идейные течения и общественно-политические движения XIX века

Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века. Идейные течения и общественно-политические движения XIX века

С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый революционно-демократический или разночинский этап в освободительном движении. В этот период возглавить движение не могли ни дворянские революционеры, потерпевшие поражение в декабре 1825 г., ни буржуазия, которая в условиях крепостнической России еще не оформилась как класс.

Разночинцы (выходцы из разных сословий общества, люди "разного чина") - представители демократической интеллигенции и в 40-50-е годы играли заметную роль в русском общественном движении, теперь же они возглавили это движение, которое было направлено на устранение феодально-крепостнических пережитков в стране.

Объективно идеология и тактика разночинцев отражала борьбу крестьянских масс, а главным вопросом, стоявшим в 60-е годы, было участие в народной революции, которая покончила бы с самодержавием, помещичьим землевладением, сословными ограничениями. Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации демократических сил в стране, создания революционной организации. В России инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышевскому и его соратникам, за границей - А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге "Русского центрального народного комитета" (1862), а также местных отделений организации, получившей название "Земля и воля". В состав организации входили несколько сотен членов, а отделения, кроме столицы, существовали в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

По мнению членов организации, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение. Однако польское восстание 1863-1864 гг. закончилось поражением, крестьянское восстание в России не произошло, а "Земля и воля" оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже летом 1862 г. самодержавие перешло в наступление. Были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет).

В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

Разгром восставшей Польши усилил реакцию в России, а польское восстание стало последней волной революционной ситуации конца 50 - начала 60-х годов. Первая революционная ситуация в России не завершилась революцией в силу отсутствия необходимого субъективного фактора: наличия класса, способного стать гегемоном в ходе назревавшей буржуазной революции. В результате правительственных репрессий в середине 60-х годов существенно изменилась обстановка в демократической среде. В движении наметился идейный кризис, который выплеснулся и на страницы демократической печати. Поиски выхода из кризиса приводили к дискуссиям о перспективах движения (полемика "Современника" и "Русского слова"), созданию новых кружков (Н.А. Ишутина и И.А. Худякова, Г.А. Лопатина). Один из членов кружка Ишутина, Д.В. Каракозов, 4 апреля 1866 г. в Петербурге стрелял в Александра II. Однако ни казнь Каракозова, ни последовавшая за ней полоса правительственного террора, не прервали революционного движения. Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти т. М.: ИНФРА, 2003.-487с.

Демонстрация и реализация политических интересов отдельных групп или граждан происходит посредством создания общественно-политических движений — объединений и ассоциаций, не предусмотренных государственными и партийными структурами. Политическая цель движения достигается в объединении сил социально активных граждан.

Роль политических движений в жизни общества

В течениях политического характера чаще всего принимают участие граждане, которых не удовлетворяет деятельность различных государственных институтов или не устраивают уставные нормы и программные цели. Существенным отличием общественно-политических движений от политических партий является аморфность социальной базы. ОПД представляют интересы лиц различных социально-политических интересов, представителей групп, разделенных по этнической, идеологической, региональной принадлежности.

Работа и движений направлена в первую очередь, на решение узкого круга политических задач, а функционирование происходит на основе конкретной концепции. По достижении цели такие течения имеют свойство прекращать свое существование либо трансформироваться в политические движения или партии с иными требованиями. Примечательно, что политические движения — это всего лишь рычаг влияния на власть, но никак не способ ее завоевания.

Характерные особенности ОПД

На общественно-политическое социальное течение указывают следующие признаки:

  • отсутствует единая программа, закрепленный устав;
  • социальная база участников имеет непостоянный характер;
  • допустимость коллективного членства в движении;
  • не характерно наличие центра и формальной внутренней иерархии: структура ОПД ограничивается инициативными группами, клубами, союзами;
  • участие в ОПД происходит на добровольной основе, а фундаментом движения является солидарность.

Историческая справка свидетельствует о серьезной роли социально-политических движений в общественной жизни государства. Продолжительное функционирование течения может превратить его в политическую силу.

Так, например, к общественно-политическим движениям относят группы людей, выступающих в защиту животных, окружающей среды или человеческих прав.

Классификация политически активных организаций

Цели политического движения во многом предопределяют его характер. Политологами была установлена следующая классификация социальных течений:

  1. Отношение к функционирующему политическому строю: консервативные, реформистские и революционные.
  2. Место в левые, правы и центристские.
  3. Масштаб организаций: локальные, региональные и международные.
  4. Методы и способы достижения поставленных целей: легальные и нелегальные, формальные и неформальные.

Важную роль в характеристике ОПД играет продолжительность их существования.

Революционные течения

Революционные политические движения — это действия массового, коллективного характера, совершаемые с целью освобождения гражданского населения, находящегося под гнетом господствующих, привилегированных общественных сил, которые в условиях неравноправного распределения общественного богатства контролируют тех, кто создают его, не владея производственными средствами. Главной идеей большинства революций является установление социальной справедливости посредством изменения существующих систем, ликвидации структур, внедрения реформ в функциональную составляющую власти — при этом политические «нововведения» должны соответствовать и большей части населения.

В результате активных действий социально-политических движений революционного характера устоявшиеся социальные институты претерпевают коренные изменения: происходит тотальная корректировка государственной машины, образования, культурных и моральных ценностей. В качестве ведущей силы революционных движений выступают рабочий и крестьянский классы, демократы-разночинцы: они, ввиду недовольства постоянными унижениями и обманами со стороны власти, стремятся разрушить функционирующую социальную систему, добиться справедливого распределения материальных ресурсов и избавить мир от насилия.

Политологи и историки отмечают следующую особенность революционных политических движений: их развитие приходится на страны, для которых характерна блокировка социальных реформ. Таким образом, неудовлетворенные граждане видят выход из положения в революционном разрушении существующей политической системы.

Деятельность реформистских организаций

Реформистские общественно-политические организации и движения ориентированы на последовательное, плавное изменение социальной действительности. Незыблемым правилом течения является реформирование установленных порядков, но сохранение их «морального фундамента».

Деятельность массовых консервативных политических движений направлена главным образом на сбережение сложившейся ситуации в политической, экономической и общественно-человеческой сфере. Сохраняя действующий режим, консерваторы препятствуют радикальному реформированию общественно-государственного строя. Консерватизм, примечательный своими принципиальными положениями, нередко имеет идеологический подход к социальной проблематике.

Консерваторы-революционеры

«Революцией, обращенной вспять» А. Г. Дугин, геополитик и лидер российского неоевразийства, называл реакционные и консервативно-революционные современные политические движения. Подобная характеристика основана на стремлении реакционеров вернуть общество к традициям общественной, политической и хозяйственной организации, которые на данный момент считаются пережитком прошлого. Так как в движения лежит народная традиция, направленная против современности, то конкретные цели и задачи течения в различных странах могут отличаться.

Прагматическое ОПД

Деятельность активистов, чья гражданская позиция основана не на идеологии и развитии долгосрочных политических стратегий, а на практическом решении задач, поставленных перед государством и обществом в настоящий момент, относят к прагматическим политическим движениям.

Оппозиция

Оппозиционные движения являются формой демонстрирования социальной неудовлетворенности больших и небольших общественных групп. Институт оппозиции в условиях современных многопартийных политический систем позволяет находить альтернативное решение назревших проблем.

Оппозиция, как правило, представляет интересы партий, проигравших на выборах в центральные и законодательные органы власти, и играет значимую роль в контролировании политической ситуации в стране, оказывая значительное влияние на государственный политический курс и работу правительственных органов.

Историческая справка

Политические движение — это реакция общества на действующую национальную и региональную политическую культуру. В большинстве случае они формируются на основе запросов общества, его традиций и норм политической культуры.

Акты политических движений присущи любой государственной системе власти. Так, «рельсовая война» 1996 года, происходившая в Кузбассе, была общественным движением экономического характера: активисты требовали своевременной выплаты зарплаты. Однако в скором времени ОПД превратилось из восстания в многогранное политическое движение: вслед за лозунгами «Вернуть заработанные деньги!» было выдвинуто такое требование, как отправка правительства в отставку.

Примеров того, какое политическое движение было характерным для определенного периода в истории мира и Отечества, множество. Школьная программа предполагает изучение, пожалуй, самого масштабного восстания в истории России — рабоче-крестьянского. Так, в период активной индустриализации, происходившей на рубеже XIX-XX веков, в рабочих классах начали возрастать недовольства. В результате продолжительных митингов и демонстраций с выдвижением собственных требований пролетариату удалось сократить рабочий день, улучшить условия труда, добиться создания государственной системы страхования. Стоит отметить, что профессиональный фактор не является главным аспектом, характеризующим ОПД. В основе любого движения лежат, прежде всего, концепция, идея и цель.

Политические движения в России

Мобильное, жизненное и эффективное общество основывается на активности ОПД. Их функционирование оправдывает исторический подход, формулировка которого звучит следующим образом: чем больше мнений, тем вернее решение. в России представлены в широком разнообразии — этот факт свидетельствует о высоком уровне политической активности гражданских масс и зрелости общества. Тем не менее стоит отметить, что функционирование многообразия ОПД может указывать на неустойчивость политических взглядов и позиций не только граждан страны, но и власти.

Так, в Российской Федерации революционные политические движения представлены радикальными коммунистами (ВКПБ, РКРП, КПСС) и национал-большевиками (НБП Лимонова). Реформистские настроения преобладают в таких партиях, как КПРФ Зюганова и «Справедливая Россия». Консервативные политические движения — это максимально идеологизированные общественные течения и организации, «Единая Россия». Крыло консерваторов-революционеров состоит из нео- и евразийцев, национал-большевиков и православно-монархических группировок. К прагматическому движению относят Жириновского и основную массу актива «ЕдРо».

Общественные организации

Спортивная, научно-техническая, культурно-просветительная деятельность возлагаются на плечи такого элемента политической системы, как общественные организации. Наиболее распространенными формами проявления культурной активности является объединение в профсоюзы, общества и ассоциации.

Основной задачей общественных организаций является аккумуляция широко диапазона интересов граждан: так, они занимаются решением проблем как политического, экономического, так и досугового, любительского характера. Чаще всего деятельность профсоюзов и ассоциаций направлена на изменение культуры труда, быта, отдыха людей, однако они также играют важную роль в защите прав и интересов представителей рабочего класса, привлечении их к производственным и общественным делам.

Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительственную часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20-30-е гг. XIX столетия ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета. Кружок братьев П.М. и В.Критских в МГУ (1827) разделял программу декабристов; кружок Н.П.Сунгурова (1830-1831) выступал за революционный переворот; кружки В.Г.Белинского (1829), А.И.Герцена, Н.П.Огарева (1831-1834), Н. В. Станкевича (1833-1837) изучали теорию утопического социализма, западно-европейскую философию.

На рубеже 30-40-х гг. XIX в. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В Московском журнале “Телескоп” в 1836 г. было опубликовано “Философское письмо” П.Я.Чаадаева (в молодости входил в декабристский “Союз благоденствия”, был другом А.С.Пушкина). Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. “Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет”, - писал он. За эту публикацию журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим.

    1. Либеральное направление

Поражение декабристов показало, что прежде чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она из себя представляет- каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Обращение общества к подобным вопросам - историософским и философским - способствовало и само правительство, жестко и оперативно пресекавшее любые попытки представителей общества заняться политической деятельностью. Центрами идейной жизни в 1830-40-х гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры.

К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, юрист и философ К.Д.Кавелин, литераторы В.П.Боткин, П.В.Анненков, В.Ф.Корш и др.) исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а следовательно, и о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, считали западники, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они склонялись к конституционной монархии и рассматривали в качестве образца для России парламентскую Англию и Францию. Западники отрицательно относились к крепостному праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни.

Иных взглядов на исторический путь России придерживались славяно-филы (А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, братья К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин). Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это однако не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии: они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм, с которым было связано самодержавие Николая I. Но изжить эти пороки славянофилы намеревались отнюдь не путем европеизации. Власть царя должна оставаться неограниченной, считали славянофилы, однако народ должен при этом получить право свободно выражать свое мнение - в печати и на земских соборах, получить свободу совести. Подобное сочетание, по мнению славянофилов, соответствовало исконно русским началам: русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни, предоставляя эту сферу государству, а государство не вмешивалось в духовную жизнь народа и прислушивалось к его мнению. В основе русской жизни, по мнению славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Глубоко близка русскому национальному характеру была, по мнению славянофилов, православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I . “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра I, который “прорубив окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

А.И.Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце. Действительно, западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное неприятие революции.

Реформы 60-70-х гг. привели к росту освободительно­го движения в обществе, появлению многочисленных круж­ков; групп и организаций, стремящихся к изменению поли­тического режима в стране. Половинчатость, незавершен­ность многих преобразований вызвали разочарование в про­грессивных кругах общества. Помимо внутренних причин, большое значение имели революционные идеи, проникав-

шие в Россию из Европы, которые активно воспринима­лись обществом в условиях широкого распространения ни­гилистических воззрений (нигилизму как идеологической концепции присущи гипертрофированное сомнение и от­рицание общепринятых ценностей, абсолютизация мате­риального и индивидуального начал).

Освободительное движение 60-х - начала 70-х гг. Пе­риод начала 60-х гг. в истории русского освободительного движения получил наименование «прокламационного пери­ода». Прокламации, выпускаемые в виде обращений к раз­личным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861 г. В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно уме­ренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению влас*и, экстремистским акци­ям, организации режима революционной диктатуры (наибо­лее известной из таких прокламаций была «Молодая Рос­сия», составленная в мае 1862 года студентом П. Заичнев-ским). В конце 1861 г. в Санкт-Петербурге сложилась обще­русская революционная группировка «Земля и воля». Про­грамма ее носила умеренный характер: в нее входили требо­вания передачи крестьянам тех наделов, которыми они вла­дели до реформы, замена правительственных чиновников вы­борными, избрание центрального народного представитель­ства. Реализация данных положений должна была произой­ти в результате крестьянской революции, которая, как пред­полагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на ско­рейшее восстание крестьян не оправдалась, организация самоликвидировалась (начало 1864 г.). Во второй полови­не 60-х - начале 70-х годов в России (прежде всего в уни­верситетских городах) возникают многочисленные револю­ционно-демократические кружки интеллигенции. Наиболее известными среди них были кружок Н.А. Ишутина, один из членов которого - Д.В. Каракозов - совершил 4 апреля 1866 г. покушение на Александра II, и кружок СП. Не­чаева, программа которого носила наиболее радикальный характер. Организатор данного общества С. Нечаев со-

здал так называемый «Катехизис революционера», в ко­тором обосновывал необходимость самых крайних мето­дов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шанта­жа, разрушений и т. д. Впервые вводится такое понятие, как революционная необходимость, ради которой следова­ло отказаться от существующих моральных и нравствен­ных норм. К началу 70-х гг. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.

Русское народничество 70 - 80-х гг. Главным направ­лением освободительного движения пореформенной России становится народничество. Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед народом и долж­на посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации. Будучи социалистами, народники полагали, что Россия пе­рейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народ­ников не было единства по вопросам теории и тактики рево­люционной борьбы. Можно выделить три крупнейших тече­ния в народничестве. Теоретиком так называемого «бун­тарского течения» был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по ин-стинк-ту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русско­го анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуата­ции и деспотизма». Любой форме государства он противо-поставляд принцип «федерализма», т.е. федерацию само­управляющихся сельских общин, производственных ассо­циаций на основе коллективной собственности орудий и средств производства.

Основателем и теоретиком пропагандистского направле­ния был П.Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо го­товить к революции и социализму посредством долгой про­паганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так на­зываемого «заговорщицкого течения». Согласно его тео­рии, власть должна была быть захвачена хорошо органи­зованной революционной партией, которой затем следова­ло внедрить социализм в русскую жизнь.

В середине 70-х годов в среде народников распространи-

лась практика «хождений в народ». Ряд активных деяте­лей этой организации двинулся в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьяне весьма настороженно относились к та­ким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рам­ках которого интеллигенты селились в деревне, планомер­но агитируя крестьян за революцию, завершилось не бо­лее удачно, чем первое.

В 1876 г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная органи­зация, получившая название «Земля и воля». Организа­цией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Ан-текман и пр. Это была прекрасно организованная и хоро­шо законспирированная организация, имевшая свои фили­алы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования пере­дачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправ­ления, свободы слова, собраний, совести и т.д. Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропа­ганда среди различных слоев общества. Террор рассматри­вался лишь как средство самозащиты или конкретно на­правленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба мелсду сторонниками тактики террора (группа А. Желябо­ва) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций - «Народной воли», которая перешла к пря­мой борьбе против самодержавия, и «Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основ­ной целью народовольцев стало цареубийство, которое дол­жно было явиться сигналом для всеобщей революции. Пос­ле ряда неудачных покушений, 1 марта 1881 года Алек­сандр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожи­даниям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арес­тована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.

Начало социал-демократического движения в России в 80 - 90-е гг. XIX в. 80 - 90-е годы в России были

временем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движе­ния общественной мысли страны. Первой русской марксис­тской группой стала организация «Освобождение труда», основанная Г. Плехановым в 1883 году в Швейцарии. Г. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. Движущей силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х годов марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры - Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и дру­гие - вели марксистскую пропаганду среди рабочих, орга­низовывали стачки, маевки, забастовки. В1895 году в Санкт-Петербурге В.И. Лениным и ЮЛ. Мартовым был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», представ­лявший из себя широкомасштабное социал-демократичес­кое объединение, в состав которого входило около 20 круж­ков. Эти организации явились предпосылкой создания со­циал-демократических партий; в их рамках происходил рост политической грамотности рабочих, закладывались основы дальнейшей революционной борьбы.

Либерально-оппозиционное движение. Либеральная оп­позиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учрелсдений, выражала свое недовольство произво­лом властей, требовала совершенствования государствен­ного строя (представительного учреждения), Но, в то же время, выступала за мирно.е разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интел­лигенции нашли свое отражение на страницах таких пери­одических изданий, как «Голос», «Вестник Европы», «Рус­ская мысль». Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называе­мых «адресов», в которых высказывались предложения раз­личных реформ.

В 80 - 90-е гг. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марксистской идеологий. В 1899 г, возник кружок «Бесе­да», поставивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местного самоуправления. В эти годы закладыва­ются основы либеральной идеологии, формируются полити-

ческие доктрины и концепции русского либерализма.

Таким образом, в качестве ядра освободительного дви­жения второй половины XIX века можно выделить дея­тельность народнических организаций и групп. Несмотря на политическую незрелость и многочисленные заблужде­ния, участники этого движения становятся реальной си­лой, оказывающей заметное влияние на политическое раз­витие страны. В этот период власть, опираясь на свою карательно-репрессивную машину, с трудом справляется с революционерами. В целом, вторую половину XIX века можно охарактеризовать как подготовительный этап в ос­вободительном движении. Закладываются основные теоре­тические и практические основы революционной деятель­ности. Заметно возросла роль сильной, хорошо сплочен­ной, имеющей единую волю организации.

Все это в комплексе с ростом политической грамотности и организованности масс, прежде всего растущего рабочего клас­са, в значительной степени повлияло на будущие события, став основой первой русской революции 1905 - 1907 гг.

Cтраница 1


Общественные течения требовали общественно-экономического, то есть классового, объяснения.  

Буржуазно-либеральное общественное течение в дореволюционной России, стремившееся к развитию культурно-экономической самостоятельности своей области, обычно окраинной; областной сепаратизм.  

В советской историографии закрепилась ленинская классификация общественных течений в России начала XX века, подразделяющая их на три политических лагеря: самодержавно-помещичий, либерально-буржуазный, революционно-демократический. При этом самодержавие было представлено как европейский жандарм, оплот реакции и форма политического господства крепостников-помещиков, их диктатура. Настойчиво критиковались взгляды российских историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Б.Н. Чичерина о надклассовом характере царской власти.  

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.  

Грот самым решительным образом восстает против господствующего ныне общественного течения, против начала национальной исключительности. Он отвергает это направление во имя истинно-национальной русской идеи, широкой и всеобъемлющей. Нам неизвестны ближайшие поводы к такому заявлению - Н. Я. Грот говорит о них только намеками - но само заявление в высшей степени своевременно и отрадно, а поводам для него имя легион.  

Статьи другого автора в Новом Времени об общественных течениях в России тоже, видимо, чрезвычайно интересны 2о: Вы меня совсем раздразнили упоминанием о них. И видит око, да... Мне кажется, что отчужденность от общества отнюдь еще не означает непременно этого изолирования, ибо есть общество и общество: воюя с народничеством и всеми его отпрысками, ученики тем самым сближаются с теми из gauches, которые склонны решительно порвать с народничеством и последовательно держаться своих взглядов. От таких людей вряд ли бы ученики стали безусловно сторониться.  

Эпоха 60 - х гг. положила начало трудному процессу оформления либерализма как самостоятельного общественного течения. Известные юристы Б.Н.Чичерин (1828 - 1907), К.Д.Кавелин (1817 - 1885) - писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений врастание общества в новые формы жизни.  

Решительно избавляться от штампов и формализма, развернуть откровенный диалог с разнообразной аудиторией, со всеми общественными течениями, не уклоняясь от самых острых проблем.  

Сочетание общественных течений, союзов и организаций при доминирующей роли последних и создает конкретный вид социальной структуры общества. Между всеми элементами этой структуры есть зависимости (они составляют законы ее функционирования): так, общественные течения при известных условиях превращаются в союзы, группы чаще всего склонны к мирному симбиозу, кооперации, солидарности, классы - к борьбе, антагонизму, конкуренции. Чем подвижнее общественная жизнь, тем свободнее люди могут комбинировать общественные союзы, тем демократичнее структура и напряженнее в ней духовное общение.  

Однако это не более чем общая схема, так как в реальности происходят постоянные отступления от общего духа времени. Это связано с принципиально непреодолимым неравенством в развитии конкретных индивидов, во-первых, и различных частей общественной структуры, различных общественных форм, во-вторых. В этом плане необходим соотносительный анализ общественных течений, кругов, союзов, организаций, прежде всего семьи, классов и государства как основных социальных форм. Кроме того, при изучении развертывания духовных процессов не следует преувеличивать роль разума, сознательного начала в социуме и истории и недооценивать темные стороны подражания и отталкивания, силы подсознания и агрессивные силы, дремлющие в человеке. Поэтому необходимо: 1) видеть всю противоречивость и неоднозначность установления справедливых отношений между личностью и обществом; 2) никоим образом не переоценивать роль резких изменений в общественной жизни, учитывать, что за революцией всегда следует реакция, что единственно прочной основой общественных преобразований может быть только путь реформ с опорой на традицию как стабилизирующий фактор в социуме.  

В другом месте Марковников, перефразируя известные слова Некрасова и вскрывая идейные корни движения передовой интеллигенции в науку, писал: Ученым можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Не случайно, таким образом, что именно в 60 - е годы - в эпоху высокого взлета русской общественной мысли русская химия обратилась в авангард мировой науки, несмотря на то, что она не имела такой мощной экономической опоры и питательного субстрата, какие имелись в зарубежных странах в виде высокоразвитой химической промышленности. Не случайны, а порождены всем ходом прогрессивных общественных течений и характерные особенности нашей науки, роднящие ее с нашим искусством: отсутствие ползучего эмпиризма, глубина выставляемых проблем, смелость их решения, философская широта обобщений, смелость предвидения и целенаправленность на преодоление неустройств родной страны.  

В другом месте Марковников, перефразируя известные слова Некрасова и вскрывая идейные корни движения передовой интеллигенции в науку, писал: Ученым можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Не случайно, таким образом, что именно в 60 - е годы - в эпоху высокого взлета русской общественной мысли русская химия обратилась в авангард мировой науки, несмотря на то, что она не имела такой мощной экономической опоры и питательного субстрата, какие имелись в зарубеж - - ных странах в виде высоко развитой химической промышленности. Неслучайны, а точно так же порождены всем ходом прогрессивных общественных течений и характерные особенности нашей науки, роднящие ее с нашим искусством: отсутствие ползучего эмпиризма, глубина выставляемых проблем, смелость их решения, философская яыирота обобщений; смелость предвидения и целенаправленность на преодоление неустройств родной страны. Все эти черты особенно ярко проявились в научном творчестве Д. И. Менделеева, в частности в наиболее выдающемся из его открытий - юткрытяи периодического закона.  

Высказываясь в пользу организации в библиотеках руководства чтением читателей, Рубакин, однако, впадал в типичную для буржуазно-демократических деятелей ошибку. Поэтому в библиотеке, по мнению Рубакина, должны были находиться книги представителей всех мало-мальски крупных общественных течений, начиная от ультрареакционного и кончая крайним левым, и библиотекарю не следовало ничего никому не навязывать. Эти ошибочные взгляды Рубакина основывались на убеждении в беспартийности, надклассовости библиотеки как культурно-просветительного учреждения.  

Следует отметить, что во всем капиталистическом мире вырисовывается широкое и мощное течение против гегемонистских тенденций американского империализма. Это находит свое выражение в крупных движениях народных масс, возглавляемых рабочим классом, и в неприязни даже некоторых правительственных кругов стран - союзниц Соединенных Штатов к политике США, в отмежевании некоторых капиталистических государств от ряда аспектов великодержавной политики силы, которую проводят Соединенные Штаты. Показательны в этом отношении тенденции некоторых стран к выходу из военных органов НАТО, усиление общественного течения против сохранения агрессивного Североатлантического союза. В результате проводимой США политики господства углубляются противоречия между США и другими крупными капиталистическими государствами, усиливается межимпериалистическая борьба за установление неоколониального господства, за захват рынков сбыта и источников сырья, за завоевание господствующих позиций в международной экономической жизни. Углубляются противоречия между капиталистическими странами, в особенности между странами Общего рынка и других организаций.