Высказывание толстого о евреях. «Он ещё и дурак». Журналисты и блогеры обсуждают антисемитские высказывания Петра Толстого. Пресс-секретарь Федерации еврейских общин России Борух Горин

Накануне вице-спикер Госдумы, депутат от «Единой России», бывший ведущий Первого канала Петр Толстой высказался по поводу дискуссии вокруг передачи Исаакиевского собора и оказался в центре скандала. Его обвинили в антисемитизме, из-за чего вице-спикеру пришлось разъяснять свои слова.

Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвящённой открытию рождественских чтений «1917-2017: уроки столетия», телеведущий и депутат Пётр Толстой, который сейчас занимает пост заместителя председателя Государственной Думы, сказал буквально следующее:

Люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 17-м году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек", -

сказал Толстой.

Высказывание Толстого вызвало негодование очень многих, в том числе публикации в СМИ и соцсетях. Так, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода заметил в высказываниях вице-спикера антисемитизм и призвал отреагировать на них руководство Госдумы и "Единой России".

Подобные заявления обычно приходится слышать от безответственных разжигателей антисемитских кампаний. Когда мы слышим такое из уст вице-спикера Госдумы на официальной пресс-конференции, это прямой подрыв межнационального мира в стране и нагнетание напряженности", -

заявил президент ФЕОР Александр Борода.

Жестко отреагировал на слова Толстого и депутат израильского кнессета Ксения Соколова.

Что общего между Исаакием и отсутствием воды в кранах? Правильно, внуки тех, кто когда-то покинул черту оседлости (интересно, кто они по национальности - шведы?) и вице-спикер Думы", -

написала Соколова на своей странице в соцсети.

В итоге Толстому пришлось оправдываться за слова, в интервью «Интерфаксу» он подчеркнул, что не говорил о какой-либо национальности и призвал тщательнее смотреть на сказанное, прежде чем делать какие-либо выводы.

Депутат подчеркнул, что в своем заявлении он не имел в виду никакой конкретной национальности.

Мне кажется, что как раз эти заголовки, которые вышли на "Эхо Москвы" и в "Независимой газете" - это как раз и есть антисемитизм. Я, честно говоря, сильно был удивлен. <…> Люди с какой-то потревоженной спецификой, они почему-то это приняли в адрес национальностей, ничего такого я не имел в виду", —

заявил Толстой.

По мнению вице-спикера, нужно шире смотреть на географические признаки или черты внешнего облика, к которым он апеллировал в своем высказывании.

Слушайте, а если бы я сказал "комиссары в пыльных шлемах", то обиделись бы те, кто носит шлемы, а если бы я сказал, что "в кожанках", то обиделись бы все, кто носит кожаные куртки. Ну что это за дурь?" —

задал риторический вопрос Толстой.

Тем временем, в скандал вынужден был вмешаться председатель Госдумы Вячеслав Володин, который уже высказал готовность обсудить с главой ФЕОР высказывания Петра Толстого, сообщает ТАСС .

Если есть необходимость проведения встреч по этому вопросу, тем более у нас постоянный контакт с Федерацией еврейских общин, дружеские отношения с руководством, с теми, кто представляет эти общины, в этом проблемы как раз не будет», -

цитирует агентство политика.

Он заявил, что выпады в сторону любой отдельно взятой национальности или народности недопустимы и нельзя «проходить мимо» этого и не пресекать.

«Нужно взять и прочитать в прямом изложении, что же говорил наш коллега. Что касается позиции тех, кто увидел в этом оскорбление в свой адрес, тогда надо просто понять, какие квалифицирующие признаки они увидели в этом заявлении», — резюмировал спикер.

Краткая история черты оседлости, за упоминание которой вице-спикера Госдумы и бывшего ведущего Первого канала обвинили в антисемитизме.

В закладки

Пётр Толстой

Скандал вокруг высказывания Петра Толстого

10 января 2016 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко появившуюся в СМИ информацию о возможной передаче одного из главных символов города и его крупнейшего храма - собора преподобного Исаакия Далматского - в собственность Русской православной церкви и назвал этот вопрос решённым.

По словам Полтавченко, в соборе и дальше будет осуществляться как музейная деятельность, так и ежедневные религиозные обряды, с сохранением свободного входа в здание для представителей всех конфессий. Решение поддержал и министр культуры РФ Владимир Мединский, который , что передача Исаакия только упростит доступ туриста к одной из самых популярных российских достопримечательностей.

23 января бывший журналист «ТВ-6» и «Первого канала», а ныне - вице-председатель Государственной думы Пётр Толстой принимал участие в пресс-конференции в московском отделении ТАСС. В ходе мероприятия он заявил, что против передачи Исакиевского собора РПЦ выступают потомки «тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом».

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

Пётр Толстой, вице-спикер Государственной думы

Подобные высказывания возмутили евреев России. Федерация еврейских общин России (ФЕОР) Толстого в «подрыве межнационального мира», а глава организации Александр Борода потребовал руководство «Единой России» и Государственной думы отреагировать на слова политика. Позднее реплику Бороды прокомментировал председатель нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин, который назвал недопустимыми «любые выпады, способные обидеть ту или иную национальность».

Официальный представитель ФЕОР Борух Горин в разговоре с «Эхо Москвы» Петру Толстому, что среди рушивших культовые учреждения было много последователей его прадеда Льва Толстого, которого РПЦ предала анафеме, и назвал слова вице-председателя Государственной думы «открытым антисемитизмом».

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в свое время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий?

Борух Горин, официальный представитель Федерации еврейских общин России

С подобной оценкой согласился и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Борис Вишневский. По его словам, за высказывание аналогичных мнений следует не только лишать поста вице-спикера и депутатского мандата, но и исключать из партии. Парламентарий также обвинил своего федерального коллегу в непонимании происходящих в Петербурге процессов.

Возмущение словами Петра Толстого и член израильского кнессета Ксения Светлова, которая, как и заместитель председателя Госдумы, тоже в прошлом занималась журналистикой.

Что общего между Исаакием и отсутствием воды в кранах? Правильно, внуки тех, кто когда-то покинул черту оседлости (интересно, кто они по национальности - шведы?) и вице-спикер Думы.

Ксения Светлова, депутат Кнессета Израиля

Светлова добавила, что «если раньше антисемитизм пытались прикрыть хоть фиговым листком, хоть детской присыпкой, то теперь вице-спикеры прут как на буфет» и поинтересовалась, как скоро российские чиновники перейдут к обвинениям евреев в замешивании мацы на крови христианских младенцев.

Сам Пётр Толстой усмотревших в его словах признаки антисемитизма людьми «с больным воображением», которые не знают историю родной страны. По мнению политика, в его заявлении содержалось только «предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны».

В то же время, многим российский изданиям пришлось в своих материалах пояснять значение употреблённого Толстым термина. Президент «Российского еврейского конгресса» Юрий Каннер , что «мало кто, кроме интеллектуалов и евреев, знает, что такое черта оседлости». TJ разобрался в том, что же за историческое явление скрыто за этими словами, и как оно повлияло на историю евреев всего мира.

Возникновение черты оседлости

В 1794 году Российская империя, Королевство Пруссия и Австро-Венгерская империя завершили раздел бывшего Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Приобретения России тогда были огромными: управляемая Екатериной II страна получила в своё распоряжение исторические земли Литвы, Белоруссии и Украины.

На отошедших Российской империи территориях ещё в середине 16-го века проживала половина всех евреев мира. К моменту раздела Речи Посполитой их число увеличилось вдвое, превысив миллион человек и составив 10% от всего населения Польши. Особенно высокая популяция евреев - более двухсот тысяч - тогда наблюдалась в губерниях, окружавших Гродно и Вильно (современный Вильнюс).

За три года до включения в состав России областей с большой частью еврейского населения Екатерина II выпустила указ о даровании евреям права заниматься торговлей и производством (например винокурением и пивоварением). При этом регионы, на которые распространялись предоставленные российской короной послабления, были жёстко ограничены.

Восточная граница выделенной для евреев территории, позднее получившей название «черта оседлости», простиралась от Балтийского до Чёрного моря вдоль Псковской, Смоленской, Орловской, Курской и Харьковской губерний

Отношение к евреям в России никогда не было благожелательным. Петру I приписывают высказывание о том, что он бы пожелал видеть у себя в стране «лучше народов магометанской [мусульманской] и языческой веры, нежели жидов», которых он считал плутами и обманщиками. Николай I сравнивал евреев с надувающимися кровью пиявками, которые «высасывают незадачливые сии [юго-западные] провинции до полнейшего истощения».

Интеллигенция Российской империи не была о «лицах иудейского вероисповедания» отличного мнения. Льву Толстому часто приписывают авторство эссе «Что такое еврей?», в котором он якобы использовал эпитеты «святое существо», «первооткрыватель культуры», «олицетворение вечности». Согласно эмигрантскому журналу «Рассвет», это эссе было написано неким Г. Гутманом спустя четыре года после смерти писателя.

Наибольшую нелюбовь к евреям среди жителей России 19-го века испытывали жители тех юго-западных губерний, которые были присоединены после раздела Речи Посполитой. В этих регионах численность еврейского населения не только не уменьшалась, но и увеличивалась благодаря географическим ограничениям. До определённого времени подобная ограниченность шла на пользу культуре евреев России, которая смогла лучше сохраниться благодаря близкому проживанию её носителей.

Русские погромы в еврейской черте оседлости

С 1821 года в прилегающих к Одессе районах начали происходить регулярные погромы еврейских кварталов и поселений. Изначально их устраивали проживавшие там греки, однако ситуация качественно изменилась в 1881 году после убийства императора Александра II: в Черниговской губернии, неизвестными был пущен слух о том, что именно евреи убили освободителя российского крестьянства. Погромщикам даже была выдана бумага, освобождавшая их от ответственности за возможные преступления.

В погромах, захлестнувших территорию черты оседлости после 1881 года, принимали участие мещане, крестьяне и деклассированные элементы. В течение двух лет они ранили около двух тысяч евреев и убили нескольких из них (в том числе семилетнего мальчика, отказавшегося осенить себя крестным знамением), параллельно изнасиловав несколько сотен женщин.

До середины 1882 года погромы продолжались почти без вмешательства властей. В редких случаях погромщиков разгоняли обеспечивавшие правопорядок солдаты. Более того, в высших правительственных кругах империи бытовало мнение о том, что евреи сами виноваты в погромах, которые возникли из-за «некоторых видов экономической деятельности».

Нападение на евреев в Киеве в присутствии военных

Для снижения градуса насилия «лицам иудейского вероисповедания» было запрещено жить в сельской местности. Из-за этого они начали переезжать в города. Согласно переписи 1897 года, население четвёртого по величине города и второго по грузообороту порта страны -Одессы - на треть состояло из представителей еврейской диаспоры. Аналогичная ситуация была и в Екатеринославе (современный Днепр), в котором евреи составляли более 36% от всех жителей.

В мае 1882 министром внутренних дел Российской империи стал граф Дмитрий Толстой, выступивший как решительный противник погромов. Он возложил ответственность за обеспечение правопорядка в губерниях на местное начальство, после чего массовые беспорядки стали возникать гораздо реже. В течение года масштабные погромы прекратились - почти на двадцать лет.

После подписания Николаем II манифеста от 17 октября 1905 года об учреждении Государственной думы в 660 населённых пунктах снова начались масштабные погромы, связанные с участием еврейской молодёжи в антиправительственных выступлениях. Хотя исследователи и отмечают, что жертвами беспорядков становились любые люди, которых погромщики относили к демократам, больше всего погибших тогда было среди евреев - более 800 человек.

Еврейские погромы в Одессе в 1905 году

Холокост и уничтожение черты

2 апреля 1917 года указом Временного правительства были отменены ограничения на расселение евреев по территории молодой Российской республики. Ещё спустя год значительная часть территорий бывшей черты оседлости вошли в состав восстановленной Польской республики. Через двадцать лет количество евреев на них сравняется с показателями старой Речи Посполитой, составив десять процентов населения.

Несмотря на последствия Первой мировой и Гражданских войн, еврейское население советской части территорий, которые раньше входили в черту оседлости, снова начало интенсивно расти по мере того, как люди возвращались в родные места. К 1939 году евреи стали вторым после русских национальным меньшинством Украинской ССР и составили почти половину от всего городского населения Белорусской ССР.

В 1939 году войска нацистской Германии оккупировали Польшу, а ещё через два года - территории Украины и Белоруссии. Там они начали проводить политику отчуждения еврейского населения. Реализована она была через создание этнического гетто в Варшаве, население которого в течение четырёх последующих лет из-за голода и бунтов уменьшилось в десять раз.

Позднее нацисты начали уничтожать проживавших на территории бывшей черты оседлости евреев. Только в трёх самых известных «лагерях смерти», созданных на территории Польши - Освенциме, Треблинке и Собиборе - было убито по меньшей мере полтора миллиона человек. Ещё 150 тысяч человек были убиты в находящемся возле Киева урочище Бабий Яр.

Подготовка советских евреев к расстрелу в Бабьем Яру

После окончания Второй мировой войны многие советские евреи отказались приезжать на выжженные территории, которые раньше считали своим домом. Одни остались жить там, где они пережидали эвакуацию, другие уезжали в созданное в 1948 году еврейское государство Израиль. Ещё несколько волн эмиграции последовали после распада Советского союза в 1991 году.

Сегодня территория, на которой в 16-м веке находились самая большая еврейская диаспора планеты, поделена между шестью странами: Польшей, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией и Эстонией. Там проживает около 130 тысяч евреев - меньше 1% от мировой численности.

При создании исторической справки использованы материалы Атласа истории еврейского народа и Краткой еврейской энциклопедии .

24 января на радио «КоммерсантЪ.FM» в программе «Pro et Contra» меня пригласили обсудить высказывание Петра Толстого, которое вызвало бурную дискуссию в обществе. Моим оппонентом в эфире был глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.

Источник: КоммерсантЪ.FM
Высказывание вице-спикера Госдумы Петра Толстого по поводу передачи Исаакиевского собора РПЦ вызвало острую общественную реакцию. Депутат в ходе пресс-конференции назвал противников передачи собора людьми, которые являются «внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 1917 году». В Федерации еврейских общин считают эти заявления явно антисемитскими. В руководстве Госдумы не согласны с такими обвинениями и заявляют о недопустимости любых выпадов, способных обидеть ту или иную национальность. Высказывание вызвало широкую дискуссию в СМИ и социальных сетях. Означает ли столь бурная реакция на эти слова наличие запроса в обществе на антисемитизм? Ведущий «Коммерсантъ FM» Марат Кашин в рамках программы «Pro et Contra» обсудил ситуацию с лидером партии «Великое Отечество» Николаем Стариковым и главой департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным.

Николай Стариков: Я не думаю, что здесь можно говорить о каком-либо антисемитизме и, тем более, говорить о запросе в нашем обществе на антисемитизм. Это, конечно же, колоссальное преувеличение и даже спекуляция. Дело в том, что большая роль российских подданных еврейской национальности в революционных событиях 1917 года - наряду, например, с российскими подданными латышской национальности - никогда не скрывалась - это знает любой, кто хоть как-то знаком с историей Гражданской войны. Скажу больше, если вы в Москве придете в Музей толерантности, вы прочитаете информацию и про черту оседлости, и настоящие фамилии революционных деятелей партии большевиков и эсеров. Это не является какой-то закрытой информацией. Я уверен, что Петр Толстой никого не собирался оскорбить.

Борух Горин: Я абсолютно убежден, в отличие от господ Толстого и Володина, что это однозначные слова про «людей, которые выпрыгнули с наганами из черты оседлости, чтобы рушить храмы». «Черта оседлости» - это, конечно, национальное понятие. Господин Толстой рассказал о том, что те люди, которые выступают сегодня против возвращения Исаакиевского собора РПЦ, это потомки евреев, которые рушили церкви в России. Мне это обобщение, как, впрочем, и любое другое, кажется некорректным. Когда это обобщение касается национального или вероисповедального происхождения, оно мне кажется ксенофобским. Поэтому для меня совершенно очевидно, что такого рода заявление надо рассматривать как националистическое, ксенофобское, сеющее религиозную и национальную рознь, в зависимости от того, кого именно имел в виду господин Толстой.

Федерация еврейских общин обвинила вице-спикера Госдумы в распространении антисемитских мифов

Вице-спикер Госдумы РФ Петр Толстой

Москва. 24 января. сайт - Федерация еврейских общин России обвинила вице-спикера Госдумы Петра Толстого в подрыве межнационального мира и призвала парламент отреагировать на его заявления насчет дискуссии по поводу Исаакиевского собора.

"Я надеюсь на соответствующую реакцию руководства Государственной Думы и партии "Единая Россия", - заявил президент ФЕОР Александр Борода, которого цитирует во вторник его пресс-служба.

Накануне Толстой, выступая на пресс-конференции по поводу дискуссии вокруг передачи Исаакиевского собора, заявил, что "люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 17-м году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек".

Чертой оседлости в Российской империи называлась граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям и цыганам

"Подобные заявления обычно приходится слышать от безответственных разжигателей антисемитских кампаний. Когда мы слышим такое из уст вице-спикера Госдумы на официальной пресс-конференции, это прямой подрыв межнационального мира в стране и нагнетание напряженности", - заявил в этой связи Борода.

Он отметил, что слова Толстого - "это старый и лживый, как и все подобные истории, антисемитский миф, причем его лживость очевидна любому мало-мальски образованному человеку".

Борода подчеркнул, что основную массу тех, кто разрушал храмы, составляло местное население - "те же рабочие и крестьяне, а не мифические "выскочившие из-за черты оседлости с наганами".

"Сто лет назад в верхушке Российской империи тоже были те, кто стремился найти "внутренних врагов", выбирая их по национальному признаку. Однако никакой пользы России это не принесло. Напротив, беззаконное насилие открыло дорогу революции, унесшей старую Россию и ее элиту в бездну. Чтобы не идти по той же дороге второй раз, нужно жестко пресекать подобные заявления", - подчеркивает А.Борода.

Со своей стороны Толстой накануне уже написал у себя в фейсбуке, что "сильно удивлен реакцией" на его оценку правомерности передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви.

"Только люди с больным воображением и не знающие истории своей страны могут усмотреть в моих словах "признаки антисемитизма". Это было, напротив, предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны. Кому-то явно очень хочется навесить ярлык в попытках внести в общественную дискуссию очередную линию раскола, теперь - по национальному признаку. Еще раз подчеркиваю: в моем отсыле к действительным историческим событиям нет никаких признаков того, что хотят разглядеть особо бдительные товарищи", - написал вице-спикер Госдумы.

Депутат заксобрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Борис Вишневский обратился к главе Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину с просьбой возбудить уголовное дело по ст. 282 УК РФ против вице-спикера Госдумы, единоросса Петра Толстого. Парламентарий видит в словах господина Толстого о предках противников передачи Исаакиевского собора церкви признаки возбуждения ненависти и вражды.


Депутат петербургского законодательного собрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский обратился к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину с требованием проверить высказывание вице-спикера Госдумы Петра Толстого («Единая Россия»), который заявил, что против передачи Исаакиевского собора РПЦ протестуют в основном «люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году». Борис Вишневский полагает, что в словах господина Толстого есть признаки состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства лицом с использованием своего служебного положения). Яблочник потребовал при необходимости возбудить против вице-спикера Госдумы уголовное дело.

«Я считаю, что человек, занимающий государственную должность и допустивший антисемитское высказывание - подобного не случалось ни разу за последние 25 лет,- должен понести наказание. Я не являюсь сторонником отмены ст. 282 УК РФ, на мой взгляд, в данном случае наказывать за слова допустимо. А все аргументы о том, что по этой статье судят оппозиционеров, несостоятельны: давайте тогда запретим продавать топоры, потому что кто-то может топором совершить убийство»,- заявил господин Вишневский “Ъ-СПб” .

Напомним, высказывание Петра Толстого вызвало резкую критику со стороны нескольких депутатов законодательного собрания Санкт-Петербурга из числа противников передачи Исаакия церкви - представителей фракций Партии роста и «Яблока». Не встал на защиту Петра Толстого и спикер петербургского парламента, лидер региональной «Единой России» Вячеслав Макаров, который заявил, что «никогда никому не позволено оскорблять национальность человека».

Ранее Петра Толстого за его высказывания общественники обвинили в антисемитизме (“Ъ” сообщал об этом и января). Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что ему странно «слышать от уважаемого парламентария высказывание, которое повторяет излюбленный тезис антисемитов о том, что революцию 1917 года делали евреи». В самой Госдуме оживления выступление вице-спикера не вызвало. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что «если бы человек вышел за рамки и сказал что-то о какой-то конкретной национальности, какие-то другие провел параллели, тут было бы все понятно»: «Но вот из этой прямой речи этого нет».

Мария Карпенко, Санкт-Петербург


Скандальные высказывания вряд ли помешают Петру Толстому стать главой делегаций в ПА ОБСЕ и ПАСЕ


23 января вице-спикер Петр Толстой заявил, что против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви (РПЦ) протестуют потомки тех, «кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году». Скандал не помешает Петру Толстому возглавить в конце недели российскую делегацию в Парламентской ассамблее (ПА) ОБСЕ, заявили в Госдуме. Он же остается основным кандидатом в главы делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).