Для учителей русского языка
Цели урока.
Образовательная
1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.
2. Познакомить детей с новым видом предложений - предложениями с прямой речью. Учить записывать этот вид предложений, отличать их от других видов.
Он прочитал его - под названием «Одиннадцать лебедей» - в сборнике датских народных сказок Матиаса Винтера, где он занимает всего полтора страницы. В версии Андерсена пятнадцать больших страниц. Дополнительный объем исходит из описаний и из диалога. Истории Андерсена во многих случаях похожи на театральные пьесы в прозе. Не только потому, что он, по-видимому, рассказывает истории для детей, но прежде всего потому, что среди прочего он драматург. У Банга тоже была страсть к театру, но он только успешно реализовал свои театральные навыки в своей прозе, где ему удалось переделать датскую литературную прозу через его живописно-драматический импрессионизм, не без вдохновения от Андерсена.
3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.
Развивающая
Развивать способность грамотно и быстро отличать предложения с прямой речью от других видов.
Воспитывающая
Воспитывать интерес к изучению русского языка, к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование и материалы:
Андерсен был, как мы все знаем, с раннего детства и до конца своей жизни глубоко увлекался миром театра. Тот факт, что Оденсе, его родной город, был единственным городом за пределами Копенгагена, у которого было здание в театре, и что Андерсен встретил актеров из Королевского театра в Копенгагене, который провел свой частный летний тур, был решающим для всего его будущего и его социальной карьеры. Это, среди прочего, вдохновило его покинуть Оденсе в возрасте четырнадцати лет, чтобы искать свое состояние в столице - надеюсь, как танцор, певец или актер в Королевском театре, в конце концов также как драматург.
Ход урока
I. Организация внимания.
П. Повторение изученного материала.
Сегодня мы будем повторять с вами ранее изученный материал и знакомиться с новой темой. А помогут нам в этом всеми любимые сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. Перед вами отрывок из пролога к поэме “Руслан и Людмила”. Ваша задача - найти обстоятельства и подчеркнуть их. Работаем парами. Время - 5 минут.
И он побывал в театре дома и за границей как можно чаще, в периоды почти каждый вечер, и поэтому был большим знатоком европейского театрального мира. Сценико-драматическое представление в его сказках и рассказах всегда приписывается намерению обратиться к детской аудитории. Это правда, но это правда, которую нужно изменить. Драматическое мастерство Андерсена, столь очевидное в этих рассказах, не вырастает из стратегии общения. Он не так революционизировался в своей прозе, потому что он имел намерение общаться в том или ином виде.
Нет - и это другое, традиционное объяснение - потому что это был его характер, потому что он сам был детским или имел более прямой доступ к источникам своего детства, чем другие могли бы иметь. В его случае страсть только для того, чтобы успешно и революционно жить в более или менее самосозданной форме современной сказки, в основном поставленной в современном мире с узнаваемыми фигурами и образцами речи и действиями, вырванными из реальной жизни. Жизнь, которую он сам наблюдал и страдал.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
Таким образом, учение Андерсена является отличительной чертой, тесно связанной с тенденцией к живописному представлению в его рассказах. Андерсен выходит далеко за рамки истории. Но в кукольном театре это было бы естественным делом - приведение фигуры на сцену, иллюстрирующей его личность таким образом.
Или открывая историю драматично с диалогом, как в «Маленькие цветы Иды». «Мои бедные цветы совсем мертвы», - сказала маленькая Ида. Сцена установлена, и Андерсен представляет свои фигуры. Они действуют, они говорят по его приказу, и мы признаем все это как живой мир, свой собственный мир. Страсть Андерсена к театру - это истинный и вечный источник того, что носит имя орлата в его оригинальной прозе.
/Проверка - устно/
На какие 3 группы можно разделить данные в тексте обстоятельства? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, можно воспользоваться карточкой - подсказкой.
Слайд № 5
Карточка - помощь.
1. Определи, что обозначают найденные обстоятельства.
2. Распредели обстоятельства в группы:
Есть истории и истории, интересные для всех возрастов. Истории - богатый материал для уроков иностранного языка. Они являются носителями различных культурных и моральных ценностей и основы для различных упражнений: понимание прочитанного, понимание слушаний, речь и письмо, творческая деятельность. Детям нравятся истории, поэтому их учителям было бы полезно познакомиться с некоторыми историями на английском языке, чтобы повысить интерес учащихся.
Сказки - самый старый духовный спутник людей. Очень давно первые сказки были короткими и с простой структурой, но со временем они стали длиннее, богаче и сложнее. Они всегда были источником моральных ценностей, своего рода религии, философии, науки. Они всегда очаровывали и очаровывали детей, а также взрослых.
3. Запиши обстоятельства в группы.
Слайд № 6.
Правильный ответ
1. Обстоятельства места: у лукоморья, на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.
2. Обстоятельства времени: днем, ночью.
3. Обстоятельства образа действия: кругом, верно .
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
Но в «Пингвинском словаре литературных терминов и литературной теории» Дж. Куддона нет определения истории. Есть определения короткой истории, высокой истории, истории в истории, кадровой истории. Определение сказки начинается следующим образом. Рассказ, написанный или разговорный. Когда в прозе едва различима от рассказа. А в рассказе говорится, что «это одна из самых неуловимых форм».
В том же словаре написано, что. Сказка принадлежит к народной литературе и является частью устной традиции каждой нации. В своей письменной форме сказка, как правило, представляет собой повествование в прозе о судьбах и несчастьях героя или героини, которая, пережив различные приключения более или менее сверхъестественного, живет счастливо с тех пор. Магические заклинания, маскировка и заклинания являются одними из основных составляющих таких историй, которые часто являются тонкими в их интерпретации человеческой природы и психологии.
Слайд № 7
(отрывок из “Сказки о рыбаке и рыбке” для изучения нового материала)
Посмотрите на экран. Прочитайте отрывок. Из какой сказки Пушкина этот отрывок? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
Ей с поклоном старик отвечает:
“Смилуйся, государыня рыбка”.
Обратите внимание на запись и построение предложений. Что нового вы увидели в оформлении предложений? (Есть кавычки, слова автора, старика и рыбки)
Есть Сказки и Истории, подходящие для всех уровней владения языком. Сказки для всех уровней и возрастов. Они действуют на двух уровнях: буквально могут заинтересовать детей; и символические, вероятно, заинтересованные взрослые. Вот почему они подходят как для студентов в школе, так и для студентов в университете.
Первый вопрос: «Вам нравятся истории?». Все они - 100% обведены «Да». Следующий вопрос: «Почему?» Большинство из них ответили «Потому что меня отвлекают от реальности», потому что мне нравится мечтать, потому что они интересны, потому что дети любят их или что-то подобное.
Прочитайте 1-ое предложение. Из скольких частей оно состоит и из каких? (1-ое предложение состоит из двух частей: слов автора и слов рыбки)
Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (Такие предложения называются предложениями с прямой речью).
Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока. А наша задача - научиться правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений.
Вопрос «Использовали ли вы истории в своих классах?», Большинство из них - примерно 83, 3% ответили «да» и 16, 7% - нет, потому что нехватка времени. Ответы показали мне, что этим конкретным студентам понравились истории и они хотели бы использовать их в своем педагогическом опыте по-разному. Более того, истории - очень богатый материал для наших уроков.
С одной стороны, они интересны как тексты - предмет, культурная информация, которую они несут, мораль, которую они дают, и мы знаем, что студенты работают лучше, когда перед ними есть что-то интересное. Мы можем дать разные задачи по чтению и прослушиванию в зависимости от истории и наших целей.
Слайд № 8
(определение прямой речи)
Чтобы наша работа была успешной, прочитайте определение термина “прямая речь” и запишите его в тетрадь.
2. Исследование построения предложений с прямой речью.
Чьи это слова: “Чего тебе надобно, старче?” (Это слова рыбки)
Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: приплыла рыбка, спросила - слова автора)
Ответьте на вопросы.
Почти все истории подходят для истинных или ложных упражнений. Они могут быть немного сложными, добавив дополнительную задачу: если оператор неверен, напишите правильный. Не все истории подходят для угадывания смысла слов и поиска синонима или антонима. Там могут быть незнакомые слова для группы, которую мы преподаем, и смысл этих слов должен быть узнаваем из контекста. Подходит для этого история «Пикник слона». Это также очень полезно для обсуждений. Они говорили о слоне и его другом - кенгуру, об их отношении и их действиях, о пикнике, который они собрали вместе.
Речь, которая передается дословно, именно так, как ее произнесли, называется прямой речью. Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки. Написана с большой буквы. После слов автора – двоеточие).
Слайд № 9
(композиция предложения с прямой речью)
Верно, ребята. Запишите схему – композицию предложения с прямой речью в тетрадь.
Наконец они достигли трех разных нравов: если вы не знаете, как что-то сделать, не делайте этого вообще; Человек известен той компанией, которую он держит; В хорошей компании самая ужасная еда на вкус хорошая. Это три совершенно разные нравы для одной и той же истории - студенты были разделены на три группы для обсуждения.
И у каждой группы были веские причины дать эту мораль этой истории. Для задачи «Напишите предложения в правильном порядке» нам нужна история с множеством событий. Мы пишем предложения о событиях в истории и изменяем их порядок - мы смешиваем их. Если в истории есть достаточно событий, ученики должны внимательно прочитать всю историю, чтобы иметь возможность правильно распределить предложения. Такие истории - «Коала».
А кто знает, что это за слово старче? (Выслушиваются ответы ребят)
Это устаревшее уважительное обращение к старому человеку. В древнерусском языке, кроме известных нам ныне падежей, был еще один, он назывался звательный. Примером тому являются слова - сын мой, отче,
старче. Как вы думаете, почему этот падеж так назывался? (3вательный - значит звать кого-либо).
Для «Ответы на вопросы» нам снова нужен текст с большим количеством событий или деталей. Студенты должны ответить на несколько вопросов, касающихся истории. Иногда целью этих вопросов является пересказ истории с помощью всего лишь нескольких предложений. Если мы будем практиковать настоящее время, мы можем выбрать историю в настоящем времени. Если мы будем практиковать прошедшее время, мы можем выбрать историю в прошедшем времени. Таким образом, студенты практикуют последовательность времен и других особенностей пересказки - перевод прямой в косвенную речь - таким образом, благодаря практике они легче запоминают, что при пересказе здесь становится, сегодня - тот день, завтра - день после и т.д.
Верно. Слово старче в данном случае стоит в звательном падеже. В современном русском языке такого падежа нет, а когда мы зовем кого-либо, спрашиваем или обращаемся к кому-либо, это называется обращением. Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (Запятыми.)
Слайд № 10
(определение термина “обращение”)
Истории - такой богатый материал, что мы не можем ограничивать их только одним типом упражнений. Мы можем дать задание на чтение или прослушивание, а затем задание на разговор или письмо. Самой популярной говорящей задачей является обсуждение. Студенты могут обсуждать культурные и моральные ценности, подразумеваемые в истории, персонажах, описываемых событиях и местах, чувствах, которые вдохновляет история. Они могут сравнивать их с другими подобными в других рассказах. Примером такой дискуссии был выбор подходящей морали для рассказа «Пикник слона».
Давайте вспомним и запишем определение в тетрадь.
Кто сможет разобрать 2-ое предложение? (2-ое предложение состоит из слов автора - “Ей с поклоном старик отвечает”, прямой речи - “Смилуйся, государыня рыбка”, в которой есть обращение государыня рыбка).
Давайте обобщим то, что узнали о предложениях с прямой речью.
Слайд № 11
Задачи на запись чаще всего связаны с творческим письмом - ученики должны использовать свое творчество, чтобы придумать начало или конец истории. Возможно, им придется написать подобную историю - грустную или радостную; что-то подобное они испытали; или история с той же моралью. Все эти письменные задания дают учащимся возможность использовать и обогащать свое воображение, свой опыт; поэтому они используют некоторые мотивы историй, которые они знают как на английском, так и на болгарском языке. Эти работы показывают мне, насколько хорошо они могут выразить свои мысли на английском языке; если они действительно обогащают свой словарный запас, если они приобрели новые грамматические структуры.
(правило написания предложений с прямой речью)
З. Прямая речь заключается в кавычки.
Мы будем пользоваться с вами разными схемами при записи предложений с прямой речью. Буквой А мы будем обозначать слова автора, вот так непосредственно саму прямую речь – “П”.
Посмотрите, какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.
Слайд № 12
(схемы предложений с прямой речью)
Удивлены? Да, вариантов записи предложений с прямой речью много, И это еще не все. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Вот отрывок из знакомой вам сказки А.С.Пушкина. Кто знает, из какой?
Слайд № 13
(работа с деформированным предложением)
“Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо”.
Согласны ли вы с тем, как оформлено это предложение? Нужны ли здесь кавычки? (Нет, так как отсутствуют слова автора).
Давайте, исправим ошибку. Кто помнит слова автора? (Корабельщики в ответ: “Мы объехали...”)
(Запись в тетради.)
А теперь посмотрим, какие глаголы вводят прямую речь? (Спросила, сказала, говорит, отвечает).
Слайд № 14
(глаголы говорения)
Такие глаголы принято называть глаголами говорения. Когда в речи употребляют один и тот же глагол, это говорит о бедности словарного запаса говорящего. Чтобы этого не произошло с вами, старайтесь не повторяться, заменяйте глагол другими глаголами, близкими ему по смыслу.
Давайте вместе попробуем подобрать синонимы к глаголу сказала. (Выслушиваются ответы детей)
Возможный вариант ответов: вымолвила, произнесла, поинтересовалась, прошептала.
Составьте с одним - двумя названными вами глаголами предложения и запишите их в тетради.
IV. Физкультминутка.
3. Самостоятельная работа.
Слайд № 15
(предложения без знаков препинания)
А вот еще две сказки А.С.Пушкина. Узнали, откуда эти строки?
И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.
Балда мыслит этого провести не шутка!
Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.
Ясный месяц продолжал погоди, об ней, быть может, ветер знает.(Это “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” и “Сказка о попе и работнике его Балде”)
Расставьте знаки препинания, пользуясь схемами.
1-й вариант - “Сказка о мертвой царевне…”
2-й вариант - “Сказка о попе…”
(Проверка – устно)
4. Работа с предложением, содержащим косвенную речь.
Слайд № 16
(предложение с косвенной речью)
Со всеми заданиями вы справились очень хорошо. Постепенно мы добрались до последней сказки. Ну-ка, знатоки, из какой сказки эти строки?
Воевода говорит, что петушок опять кричит. (“Сказка о золотом петушке”)
А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Запишите его в тетрадь. Как вы думаете, чем оно отличается от предложения с прямой речью? (Выслушиваются ответы ребят)
Верно. Эти предложения отличаются друг от друга и по смыслу, и по знакам препинания. Во втором предложении речь передана не дословно, в искажённом виде, и записана в форме сложного предложения. Запишите определение в тетрадь.
Слайд № 17
(определение косвенной речи)
Косвенная речь
Давайте сделаем синтаксический разбор записанного предложения с косвенной речью. Составьте схему данного предложения. (Проверка – устно).
А теперь запишите это предложение в виде прямой речи, как у Пушкина.
V. Подведение итогов урока.
Наш урок подошел к концу. Что вы хотите сказать об уроке? Что особенно понравилось? Кому понравилось, как он работал? Кто считает, что работал не в меру своих сил?
VI. Домашнее задание.
Технологическая карта (
Шацилло Лада Игоревна
Место работы, должность:
Гимназия №96, учитель нач. классов
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Класс(ы):
Класс(ы):
Предмет(ы):
Литературное чтение
Предмет(ы):
Русский язык
Цель урока:
1. Познакомить ребят с прямой речью, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях. 2. Формировать умения выделять из текста предложения с прямой речью, обучать ребят коллективной работе, развивать речь учащихся, образное мышление,развивать такие логические операции как сравнение, обобщение, конкретизация, 3. Воспитывать взаимовыручку ребят и любовь к русскому народному творчеству.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание:
Интегрированный урок русского языка и литературы с использованием русских народных сказок по теме "Прямая речь"
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
Тема урока: Прямая речь
Цели: 1. Познакомить ребят с понятием «прямая речь» и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предло-
жений,ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью,
формировать умения выделять из текста данные предложения.
2.Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев рус -
ких народных сказок, развивать такие логические операции, как сравне -
ние, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектиро-
вание.
3. Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.
Оборудование : ПК, учебник « Живой родник» (под ред. Л. Тикуновой и А.Дигиной) для 4 кл., карточки- кавычки, карточки с заданиями, схемы предложе -
ний, карточки-помощники, тетради, простые карандаши.
Ход урока
I . Организационный момент (Настрой на урок)
II . Повторение пройденного .
Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос.
Ваша задача - ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. Тогда можно помочь товарищу. В момент высвечивания каждой буквы - зафиксируйте её в тетради.
1. Найди «лишнее» слово
Ночь, ночной , ночлег, ночевка (ночной - прил.) п
2. Найти все существительные
сущ.
- Вода перестала течь.
сущ.сущ.
- В лодке открылась течь. р
- Как называются такие слова?(омонимы)
3. Найти слово без приставки.
Пожелтеть, поилка , поливалка, поломка я
4. Сколько звуков и букв в слове?
Съедобен - 8б.,8 зв. м
5. Раскрыть скобки.
(в) долг
а
(с) вернула
6. Вставить безударную гласную
рано пос…дел
пос…дел за партой я
7. Вставить, если нужно мягкий знак
ноч…ной
купат…ся
р
8. Подобрать антонимы
скупой - …(щедрый)
глубокий - …(мелкий) е
9 . Расставить знаки препинания
Лисичка- сестричка бегает по полямищет
мышиные норы. ч
10. Найти главные члены предложения
В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. ь
Молодцы! Теперь, сформулируйте тему сегодняшнего урока .
III Основная часть
1. Итак, тема сегодняшнего урока… ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кто знаком с этим понятием?
А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните тольколевый столбик:
КАРТОЧКА № 1
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйтепоставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с ваминаучиться?
(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать,ставить знаки препинания в них,уметь отличать их на слух )
На доске предложения :
Я попросил папу, чтобы он проводилменя.
Я попросил папу: «Проводи меня».
« Проводи меня», - попросил я папу.
Что вы можете сказать об этих предложениях?
(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)
Верно. Эти предложения - предложенияс прямой речью.На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.
(обратить внимание ребят на слова автора)
Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие что же такое «прямая речь».(рисунок кавычек)
Работа по учебнику
Прочитайте правило на с. 111 в учебнике.
Физминутка
2.-На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся с русскими народными сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок.
Ребята, объединяйтесь в группы по 4 человека, переверните карточки под №2, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.
КАРТОЧКА №2
Вопросы на доске:
- Как называется сказка?
- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью )
- Как выделяется прямая речь во всех предложениях ? (кавычками)
- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?
Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (на доске схемы предложений)
Догадайтесь, к какой схеме подходиткаждое из предложений.
(обратить внимание с какой буквыпишется прямая речь и слова автора)
3. - А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему кследующимпред -
ложениям.Как называется сказка?
1) Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?»
(Два Мороза)
4. - А теперь самостоятельная работа по вариантам. (карточка №3)
Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы.
КАРТОЧКА № 3
I вариант 1. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».А:«П.р.». 2.«Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.«П.р.?» - а. Р.н.с. «По щучьему велению». |
II вариант 1. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!» А: «П.р.!» 2. «Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая. «П.р.», - а. Р.н.с.»Царевна лягушка». |
IV Рефлексия.
А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?
Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)
Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.
С какими предложениями мы познакомились на уроке?
(с предложениями с прямой речью )
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки- помощники)
· Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
· Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
· Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире .
· Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие .
V Домашнее задание.
Домашнее задание сегодня - написать мини -сочинение на темы:
«Я и любимая игрушка»
«Я и фантик»
«Я и лопнувший воздушный шарик»
«Я и исписанная тетрадь»
«Я и шнурок»
«Я и огрызок яблока»
«Я и …..» , используя прямую речь
ИЛИ
подобрать 4 предложения к схемам в учебнике на с. 112 из любых русских -
народных сказок.
Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.
Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
«Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!»
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
«Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!»
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка ,
Шумный, радостный народ -
Разговоров полный рот.
VI
Подведение итогов
.
- Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными .