Предложения прямой речью народных сказок. Прямая речь

Для учителей русского языка

«Предложения с прямой речью». 5-й класс

Цели урока.

Образовательная

1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.

2. Познакомить детей с новым видом предложений - предложениями с прямой речью. Учить записывать этот вид предложений, отличать их от других видов.

Он прочитал его - под названием «Одиннадцать лебедей» - в сборнике датских народных сказок Матиаса Винтера, где он занимает всего полтора страницы. В версии Андерсена пятнадцать больших страниц. Дополнительный объем исходит из описаний и из диалога. Истории Андерсена во многих случаях похожи на театральные пьесы в прозе. Не только потому, что он, по-видимому, рассказывает истории для детей, но прежде всего потому, что среди прочего он драматург. У Банга тоже была страсть к театру, но он только успешно реализовал свои театральные навыки в своей прозе, где ему удалось переделать датскую литературную прозу через его живописно-драматический импрессионизм, не без вдохновения от Андерсена.

3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.

Развивающая

Развивать способность грамотно и быстро отличать предложения с прямой речью от других видов.

Воспитывающая

Воспитывать интерес к изучению русского языка, к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование и материалы:

Андерсен был, как мы все знаем, с раннего детства и до конца своей жизни глубоко увлекался миром театра. Тот факт, что Оденсе, его родной город, был единственным городом за пределами Копенгагена, у которого было здание в театре, и что Андерсен встретил актеров из Королевского театра в Копенгагене, который провел свой частный летний тур, был решающим для всего его будущего и его социальной карьеры. Это, среди прочего, вдохновило его покинуть Оденсе в возрасте четырнадцати лет, чтобы искать свое состояние в столице - надеюсь, как танцор, певец или актер в Королевском театре, в конце концов также как драматург.

  • Ход урока сопровождается показом слайдов.
  • На каждую парту – текст с прологом к поэме “Руслан и Людмила”.
  • Карточка – помощь для определения разряда обстоятельства.
  • Выставка книг “Сказки Пушкина”.

Ход урока

I. Организация внимания.

П. Повторение изученного материала.

Сегодня мы будем повторять с вами ранее изученный материал и знакомиться с новой темой. А помогут нам в этом всеми любимые сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. Перед вами отрывок из пролога к поэме “Руслан и Людмила”. Ваша задача - найти обстоятельства и подчеркнуть их. Работаем парами. Время - 5 минут.

И он побывал в театре дома и за границей как можно чаще, в периоды почти каждый вечер, и поэтому был большим знатоком европейского театрального мира. Сценико-драматическое представление в его сказках и рассказах всегда приписывается намерению обратиться к детской аудитории. Это правда, но это правда, которую нужно изменить. Драматическое мастерство Андерсена, столь очевидное в этих рассказах, не вырастает из стратегии общения. Он не так революционизировался в своей прозе, потому что он имел намерение общаться в том или ином виде.

Нет - и это другое, традиционное объяснение - потому что это был его характер, потому что он сам был детским или имел более прямой доступ к источникам своего детства, чем другие могли бы иметь. В его случае страсть только для того, чтобы успешно и революционно жить в более или менее самосозданной форме современной сказки, в основном поставленной в современном мире с узнаваемыми фигурами и образцами речи и действиями, вырванными из реальной жизни. Жизнь, которую он сам наблюдал и страдал.

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!

Таким образом, учение Андерсена является отличительной чертой, тесно связанной с тенденцией к живописному представлению в его рассказах. Андерсен выходит далеко за рамки истории. Но в кукольном театре это было бы естественным делом - приведение фигуры на сцену, иллюстрирующей его личность таким образом.

Или открывая историю драматично с диалогом, как в «Маленькие цветы Иды». «Мои бедные цветы совсем мертвы», - сказала маленькая Ида. Сцена установлена, и Андерсен представляет свои фигуры. Они действуют, они говорят по его приказу, и мы признаем все это как живой мир, свой собственный мир. Страсть Андерсена к театру - это истинный и вечный источник того, что носит имя орлата в его оригинальной прозе.

/Проверка - устно/

На какие 3 группы можно разделить данные в тексте обстоятельства? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, можно воспользоваться карточкой - подсказкой.

Слайд № 5

Карточка - помощь.

1. Определи, что обозначают найденные обстоятельства.

2. Распредели обстоятельства в группы:

Есть истории и истории, интересные для всех возрастов. Истории - богатый материал для уроков иностранного языка. Они являются носителями различных культурных и моральных ценностей и основы для различных упражнений: понимание прочитанного, понимание слушаний, речь и письмо, творческая деятельность. Детям нравятся истории, поэтому их учителям было бы полезно познакомиться с некоторыми историями на английском языке, чтобы повысить интерес учащихся.

Сказки - самый старый духовный спутник людей. Очень давно первые сказки были короткими и с простой структурой, но со временем они стали длиннее, богаче и сложнее. Они всегда были источником моральных ценностей, своего рода религии, философии, науки. Они всегда очаровывали и очаровывали детей, а также взрослых.

3. Запиши обстоятельства в группы.

Слайд № 6.

Правильный ответ

1. Обстоятельства места: у лукоморья, на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.

2. Обстоятельства времени: днем, ночью.

3. Обстоятельства образа действия: кругом, верно .

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока.

Но в «Пингвинском словаре литературных терминов и литературной теории» Дж. Куддона нет определения истории. Есть определения короткой истории, высокой истории, истории в истории, кадровой истории. Определение сказки начинается следующим образом. Рассказ, написанный или разговорный. Когда в прозе едва различима от рассказа. А в рассказе говорится, что «это одна из самых неуловимых форм».

В том же словаре написано, что. Сказка принадлежит к народной литературе и является частью устной традиции каждой нации. В своей письменной форме сказка, как правило, представляет собой повествование в прозе о судьбах и несчастьях героя или героини, которая, пережив различные приключения более или менее сверхъестественного, живет счастливо с тех пор. Магические заклинания, маскировка и заклинания являются одними из основных составляющих таких историй, которые часто являются тонкими в их интерпретации человеческой природы и психологии.

Слайд № 7

(отрывок из “Сказки о рыбаке и рыбке” для изучения нового материала)

Посмотрите на экран. Прочитайте отрывок. Из какой сказки Пушкина этот отрывок? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
Ей с поклоном старик отвечает:
“Смилуйся, государыня рыбка”.

Обратите внимание на запись и построение предложений. Что нового вы увидели в оформлении предложений? (Есть кавычки, слова автора, старика и рыбки)

Есть Сказки и Истории, подходящие для всех уровней владения языком. Сказки для всех уровней и возрастов. Они действуют на двух уровнях: буквально могут заинтересовать детей; и символические, вероятно, заинтересованные взрослые. Вот почему они подходят как для студентов в школе, так и для студентов в университете.

Первый вопрос: «Вам нравятся истории?». Все они - 100% обведены «Да». Следующий вопрос: «Почему?» Большинство из них ответили «Потому что меня отвлекают от реальности», потому что мне нравится мечтать, потому что они интересны, потому что дети любят их или что-то подобное.

Прочитайте 1-ое предложение. Из скольких частей оно состоит и из каких? (1-ое предложение состоит из двух частей: слов автора и слов рыбки)

Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (Такие предложения называются предложениями с прямой речью).

Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока. А наша задача - научиться правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений.

Вопрос «Использовали ли вы истории в своих классах?», Большинство из них - примерно 83, 3% ответили «да» и 16, 7% - нет, потому что нехватка времени. Ответы показали мне, что этим конкретным студентам понравились истории и они хотели бы использовать их в своем педагогическом опыте по-разному. Более того, истории - очень богатый материал для наших уроков.

Истории как Чтение и Прослушивание Тексты Компрессия

С одной стороны, они интересны как тексты - предмет, культурная информация, которую они несут, мораль, которую они дают, и мы знаем, что студенты работают лучше, когда перед ними есть что-то интересное. Мы можем дать разные задачи по чтению и прослушиванию в зависимости от истории и наших целей.

Слайд № 8

(определение прямой речи)

Чтобы наша работа была успешной, прочитайте определение термина “прямая речь” и запишите его в тетрадь.

2. Исследование построения предложений с прямой речью.

Чьи это слова: “Чего тебе надобно, старче?” (Это слова рыбки)

Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: приплыла рыбка, спросила - слова автора)

Ответьте на вопросы.

  • Обведите правильный ответ.
  • Истина или ложь.
  • Угадайте смысл следующих слов.
  • Найдите синонимы или антонимы следующих слов.
  • Напишите следующие предложения в правильном порядке.
Не все истории подходят для вопросов с множественным выбором. Должно быть что-то вводить в заблуждение - больше персонажей, больше событий. Студенты должны будут внимательно прочитать всю историю, чтобы выбрать правильный ответ. Подходящим для этого типа вопросов является «Элизабет».

Угадайте смысл следующих слов; найти синонимы или антонимы

Почти все истории подходят для истинных или ложных упражнений. Они могут быть немного сложными, добавив дополнительную задачу: если оператор неверен, напишите правильный. Не все истории подходят для угадывания смысла слов и поиска синонима или антонима. Там могут быть незнакомые слова для группы, которую мы преподаем, и смысл этих слов должен быть узнаваем из контекста. Подходит для этого история «Пикник слона». Это также очень полезно для обсуждений. Они говорили о слоне и его другом - кенгуру, об их отношении и их действиях, о пикнике, который они собрали вместе.

Речь, которая передается дословно, именно так, как ее произнесли, называется прямой речью. Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки. Написана с большой буквы. После слов автора – двоеточие).

Слайд № 9

(композиция предложения с прямой речью)

Верно, ребята. Запишите схему – композицию предложения с прямой речью в тетрадь.

Наконец они достигли трех разных нравов: если вы не знаете, как что-то сделать, не делайте этого вообще; Человек известен той компанией, которую он держит; В хорошей компании самая ужасная еда на вкус хорошая. Это три совершенно разные нравы для одной и той же истории - студенты были разделены на три группы для обсуждения.

Напишите предложения в правильном порядке

И у каждой группы были веские причины дать эту мораль этой истории. Для задачи «Напишите предложения в правильном порядке» нам нужна история с множеством событий. Мы пишем предложения о событиях в истории и изменяем их порядок - мы смешиваем их. Если в истории есть достаточно событий, ученики должны внимательно прочитать всю историю, чтобы иметь возможность правильно распределить предложения. Такие истории - «Коала».

А кто знает, что это за слово старче? (Выслушиваются ответы ребят)

Это устаревшее уважительное обращение к старому человеку. В древнерусском языке, кроме известных нам ныне падежей, был еще один, он назывался звательный. Примером тому являются слова - сын мой, отче,

старче. Как вы думаете, почему этот падеж так назывался? (3вательный - значит звать кого-либо).

Для «Ответы на вопросы» нам снова нужен текст с большим количеством событий или деталей. Студенты должны ответить на несколько вопросов, касающихся истории. Иногда целью этих вопросов является пересказ истории с помощью всего лишь нескольких предложений. Если мы будем практиковать настоящее время, мы можем выбрать историю в настоящем времени. Если мы будем практиковать прошедшее время, мы можем выбрать историю в прошедшем времени. Таким образом, студенты практикуют последовательность времен и других особенностей пересказки - перевод прямой в косвенную речь - таким образом, благодаря практике они легче запоминают, что при пересказе здесь становится, сегодня - тот день, завтра - день после и т.д.

Верно. Слово старче в данном случае стоит в звательном падеже. В современном русском языке такого падежа нет, а когда мы зовем кого-либо, спрашиваем или обращаемся к кому-либо, это называется обращением. Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (Запятыми.)

Слайд № 10

(определение термина “обращение”)

Истории - такой богатый материал, что мы не можем ограничивать их только одним типом упражнений. Мы можем дать задание на чтение или прослушивание, а затем задание на разговор или письмо. Самой популярной говорящей задачей является обсуждение. Студенты могут обсуждать культурные и моральные ценности, подразумеваемые в истории, персонажах, описываемых событиях и местах, чувствах, которые вдохновляет история. Они могут сравнивать их с другими подобными в других рассказах. Примером такой дискуссии был выбор подходящей морали для рассказа «Пикник слона».

Давайте вспомним и запишем определение в тетрадь.

Кто сможет разобрать 2-ое предложение? (2-ое предложение состоит из слов автора - “Ей с поклоном старик отвечает”, прямой речи - “Смилуйся, государыня рыбка”, в которой есть обращение государыня рыбка).

Давайте обобщим то, что узнали о предложениях с прямой речью.

Слайд № 11

Задачи на запись чаще всего связаны с творческим письмом - ученики должны использовать свое творчество, чтобы придумать начало или конец истории. Возможно, им придется написать подобную историю - грустную или радостную; что-то подобное они испытали; или история с той же моралью. Все эти письменные задания дают учащимся возможность использовать и обогащать свое воображение, свой опыт; поэтому они используют некоторые мотивы историй, которые они знают как на английском, так и на болгарском языке. Эти работы показывают мне, насколько хорошо они могут выразить свои мысли на английском языке; если они действительно обогащают свой словарный запас, если они приобрели новые грамматические структуры.

(правило написания предложений с прямой речью)

З. Прямая речь заключается в кавычки.

Мы будем пользоваться с вами разными схемами при записи предложений с прямой речью. Буквой А мы будем обозначать слова автора, вот так непосредственно саму прямую речь – “П”.

Посмотрите, какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.

Слайд № 12

(схемы предложений с прямой речью)

Удивлены? Да, вариантов записи предложений с прямой речью много, И это еще не все. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Вот отрывок из знакомой вам сказки А.С.Пушкина. Кто знает, из какой?

Слайд № 13

(работа с деформированным предложением)

“Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо”.

Согласны ли вы с тем, как оформлено это предложение? Нужны ли здесь кавычки? (Нет, так как отсутствуют слова автора).

Давайте, исправим ошибку. Кто помнит слова автора? (Корабельщики в ответ: “Мы объехали...”)

(Запись в тетради.)

А теперь посмотрим, какие глаголы вводят прямую речь? (Спросила, сказала, говорит, отвечает).

Слайд № 14

(глаголы говорения)

Такие глаголы принято называть глаголами говорения. Когда в речи употребляют один и тот же глагол, это говорит о бедности словарного запаса говорящего. Чтобы этого не произошло с вами, старайтесь не повторяться, заменяйте глагол другими глаголами, близкими ему по смыслу.

Давайте вместе попробуем подобрать синонимы к глаголу сказала. (Выслушиваются ответы детей)

Возможный вариант ответов: вымолвила, произнесла, поинтересовалась, прошептала.

Составьте с одним - двумя названными вами глаголами предложения и запишите их в тетради.

IV. Физкультминутка.

3. Самостоятельная работа.

Слайд № 15

(предложения без знаков препинания)

А вот еще две сказки А.С.Пушкина. Узнали, откуда эти строки?

И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.

Балда мыслит этого провести не шутка!

Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.

Ясный месяц продолжал погоди, об ней, быть может, ветер знает.(Это “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” и “Сказка о попе и работнике его Балде”)

Расставьте знаки препинания, пользуясь схемами.

1-й вариант - “Сказка о мертвой царевне…”

2-й вариант - “Сказка о попе…”

(Проверка – устно)

4. Работа с предложением, содержащим косвенную речь.

Слайд № 16

(предложение с косвенной речью)

Со всеми заданиями вы справились очень хорошо. Постепенно мы добрались до последней сказки. Ну-ка, знатоки, из какой сказки эти строки?

Воевода говорит, что петушок опять кричит. (“Сказка о золотом петушке”)

А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Запишите его в тетрадь. Как вы думаете, чем оно отличается от предложения с прямой речью? (Выслушиваются ответы ребят)

Верно. Эти предложения отличаются друг от друга и по смыслу, и по знакам препинания. Во втором предложении речь передана не дословно, в искажённом виде, и записана в форме сложного предложения. Запишите определение в тетрадь.

Слайд № 17

(определение косвенной речи)

Косвенная речь

  • передаёт содержание чужого высказывания (т.е. общий смысл)
  • не воспроизводит его дословно
  • записывается в форме сложного предложения

Давайте сделаем синтаксический разбор записанного предложения с косвенной речью. Составьте схему данного предложения. (Проверка – устно).

А теперь запишите это предложение в виде прямой речи, как у Пушкина.

V. Подведение итогов урока.

Наш урок подошел к концу. Что вы хотите сказать об уроке? Что особенно понравилось? Кому понравилось, как он работал? Кто считает, что работал не в меру своих сил?

VI. Домашнее задание.

  • Прочитать параграф 48 учебника “Русский язык” М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
  • Запомнить правила правописания предложений с прямой речью.
  • Выписать 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С.Пушкина и записать к ним схемы.

Технологическая карта (

Данные об авторе

Шацилло Лада Игоревна

Место работы, должность:

Гимназия №96, учитель нач. классов

Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литературное чтение

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

1. Познакомить ребят с прямой речью, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях. 2. Формировать умения выделять из текста предложения с прямой речью, обучать ребят коллективной работе, развивать речь учащихся, образное мышление,развивать такие логические операции как сравнение, обобщение, конкретизация, 3. Воспитывать взаимовыручку ребят и любовь к русскому народному творчеству.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Интегрированный урок русского языка и литературы с использованием русских народных сказок по теме "Прямая речь"

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Тема урока: Прямая речь

Цели: 1. Познакомить ребят с понятием «прямая речь» и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предло-

жений,ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью,

формировать умения выделять из текста данные предложения.

2.Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев рус -

ких народных сказок, развивать такие логические операции, как сравне -

ние, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектиро-

вание.

3. Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.

Оборудование : ПК, учебник « Живой родник» (под ред. Л. Тикуновой и А.Дигиной) для 4 кл., карточки- кавычки, карточки с заданиями, схемы предложе -

ний, карточки-помощники, тетради, простые карандаши.

Ход урока

I . Организационный момент (Настрой на урок)

II . Повторение пройденного .

Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос.

Ваша задача - ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. Тогда можно помочь товарищу. В момент высвечивания каждой буквы - зафиксируйте её в тетради.

1. Найди «лишнее» слово

Ночь, ночной , ночлег, ночевка (ночной - прил.) п

2. Найти все существительные

сущ.

- Вода перестала течь.

сущ.сущ.

- В лодке открылась течь. р

- Как называются такие слова?(омонимы)

3. Найти слово без приставки.

Пожелтеть, поилка , поливалка, поломка я

4. Сколько звуков и букв в слове?

Съедобен - 8б.,8 зв. м

5. Раскрыть скобки.

(в) долг

а

(с) вернула

6. Вставить безударную гласную

рано пос…дел

пос…дел за партой я

7. Вставить, если нужно мягкий знак

ноч…ной

купат…ся

р

8. Подобрать антонимы

скупой - …(щедрый)

глубокий - …(мелкий) е

9 . Расставить знаки препинания

Лисичка- сестричка бегает по полямищет

мышиные норы. ч

10. Найти главные члены предложения

В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. ь

Молодцы! Теперь, сформулируйте тему сегодняшнего урока .

III Основная часть

1. Итак, тема сегодняшнего урока… ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кто знаком с этим понятием?

А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните тольколевый столбик:

КАРТОЧКА № 1

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйтепоставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с ваминаучиться?

(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать,ставить знаки препинания в них,уметь отличать их на слух )

На доске предложения :

Я попросил папу, чтобы он проводилменя.

Я попросил папу: «Проводи меня».

« Проводи меня», - попросил я папу.

Что вы можете сказать об этих предложениях?

(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)

Верно. Эти предложения - предложенияс прямой речью.На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.

(обратить внимание ребят на слова автора)

Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие что же такое «прямая речь».(рисунок кавычек)

Работа по учебнику

Прочитайте правило на с. 111 в учебнике.

Физминутка

2.-На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся с русскими народными сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок.

Ребята, объединяйтесь в группы по 4 человека, переверните карточки под №2, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.

КАРТОЧКА №2

Вопросы на доске:

- Как называется сказка?

- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью )

- Как выделяется прямая речь во всех предложениях ? (кавычками)

- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?

Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (на доске схемы предложений)

Догадайтесь, к какой схеме подходиткаждое из предложений.

(обратить внимание с какой буквыпишется прямая речь и слова автора)

3. - А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему кследующимпред -

ложениям.Как называется сказка?

1) Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?»

(Два Мороза)

4. - А теперь самостоятельная работа по вариантам. (карточка №3)

Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы.

КАРТОЧКА № 3

I вариант

1. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

«Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».А:«П.р.».

2.«Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.«П.р.?» - а.

Р.н.с. «По щучьему велению».

II вариант

1. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»

А: «П.р.!»

2. «Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.

«П.р.», - а.

Р.н.с.»Царевна лягушка».

IV Рефлексия.

А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?

Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)

Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.

С какими предложениями мы познакомились на уроке?

(с предложениями с прямой речью )

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки- помощники)

· Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

· Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

· Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире .

· Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие .

V Домашнее задание.

Домашнее задание сегодня - написать мини -сочинение на темы:

«Я и любимая игрушка»

«Я и фантик»

«Я и лопнувший воздушный шарик»

«Я и исписанная тетрадь»

«Я и шнурок»

«Я и огрызок яблока»

«Я и …..» , используя прямую речь

ИЛИ

подобрать 4 предложения к схемам в учебнике на с. 112 из любых русских -

народных сказок.

Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.

Яша думал:

Вещи все на разный лад,

Как живые говорят.

Только ты откроешь дверь,

Заворчит она, как зверь:

«Ходят-бродят! Вот беда!

То туда, то сюда!»

Только сядешь ты на стул,

Он уж песню затянул:

«Ты опять сидишь, лентяй?

Встань, поди-ка погуляй!»

Меж собой болтают звонко

Вилки, ложка и солонка ,

Шумный, радостный народ -

Разговоров полный рот.

VI Подведение итогов .


- Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными .