Предложения с косвенной речью из художественной литературы. Предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью из художественной литературы. Предложения с косвенной речью

В отличие от прямой речи косвенная речь передаёт чужое высказывание от лица автора и воспроизводит его не дословно, а лишь с сохранением общего содержания (хотя в отдельных случаях косвенная речь может приближаться к дословному воспроизведению чужой речи). Например: 1) Грушницкий пришёл ко мне, в шесть часов вечера и объявил, что завтра будет готов его мундир, как раз к балу (М. Лермонтов). 2) Впрочем, приезжий делал не все пустые вопросы, он с чрезвычайной точностью расспро­сил, кто в городе губернатор, кто председатель пала­ты, кто прокурор (Н. Гоголь).

Различия прямой и косвенной речи отчётливо проявляются при переводе прямой речи в косвенную . Изменения затрагивают при этом и грамматическую структуру, и лекси­ку, и эмоциональную сторону чужих высказываний.

1. В синтаксическом отношении косвенная речь оформляется как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Главное предложение (оно стоит на первом месте) образуют слова автора (круг их несколько уже, чем при прямой речи). Придаточное предложение пе­редаёт содержание чужой речи и присоединяется к главному при помощи союза что (при повествовании), союзом чтобы (при выражении побуждения), союзными словами (относительными местоимениями или наречиями) кто, что, где, когда, сколько и т. д. и союзом-частицей ли (при выражении вопроса). Например:

а) Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передаётся изъяснительным придаточным предложением с союзом что.

б) Если прямая речь представляет собой побудительное предложение (выражает побуждение, просьбу, приказ) и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной речью она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы.

Прямая речь, в которой сказуемое выражено формой повелительного наклонения глагола, может быть также передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.

в) Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся сложно­подчинённым предложением с придаточным изъяснительным с частицей ли или с помощью союзных слов который, какой, что, куда, где, как и др. (Такие конструкции называются косвенными вопросами; после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.)

2. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передаётся.

3. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Значения их могут быть иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае получается приблизительный пересказ прямой речи (передаётся только содержание, а не форма прямой речи).

Не всякую прямую речь легко обратить в косвенную . Прямая речь, насыщенная междометиями, вводными словами, обращениями и характерными для устной речи словами, не подлежит замене косвенной речью . Например: 1) С отчаяния Марья Васильевна только всплёскивала руками и говорила: «Ах, Семён, Семён! Какой же ты, право!..» (А. Чехов). 2) «Тьфу ты пропасть! - пробормотал он [Ермолай], плюнув в воду. - Какая оказия! А всё ты, старый чёрт!» - прибавил он с сердцем... (И. Тургенев).

1. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передаётся.

2. Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передаётся изъяснительным придаточным предложением с союзом что .

3. Если прямая речь обозначает побуждение, приказание, просьбу и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы .

Прямая речь, в которой сказуемое выражено повелительным наклонением, может быть передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.

4. Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся косвенным вопросом (с частицей ли или без неё посредством союзных слов который, какой, что и др.). При косвенном вопросе вопросительный знак не ставится.

5. Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональна, чем прямая. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Значения их могут быть иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае получается приблизительный пересказ прямой речи.

В современном русском, английском и во всех других языках существует косвенная и прямая речь. Грамотное владение ими позволяет правильно передать на письме сказанное кем-то. Поэтому для носителей языка и изучающих его чрезвычайно важно разбираться в понятиях прямой и косвенной речи и правильно применять их непосредственно на практике. Важно еще то, что в русском языке достаточно сложные правила пунктуации, и, в зависимости от темы, пунктуационные знаки расставляются по-разному.

К сожалению, огромное количество людей, изучающих русский язык, допускают неправильное построение предложений с косвенной речью.

Определения

Итак, начнем с определений. Что же такое косвенная или - это текст, который дословно передается от лица говорящего без видоизменений.

Косвенная речь - это способ включить чужие слова в собственный текст, сохранив их первоначальный смысл. Можно сказать понятым языком, что это некий пересказ слов, принадлежавших третьему лицу.

Прямую речь от косвенной на письме отличает наличие слов автора и собственно самой прямой речи. Слова автора указывают на лицо, которому и принадлежит приведенное высказывание. Важно отметить, что и носители русского языка часто допускают ошибки в построении предложения с косвенной речью. И особенно тяжело данная тема дается иностранцам, изучающим русский.

Правила употребления косвенной речи

Чтобы составить предложения с косвенной речью, нужно изучить правила постановки знаков препинания в таких ситуациях. Стоит отметить, что косвенная речь в сложноподчиненном предложении, как правило, выступает в роли придаточной части. Придаточная часть, которая содержит косвенную речь, может присоединяться к главной с помощью некоторых союзов и :

  • чтобы;
  • который;
  • будто;
  • якобы;
  • когда;
  • откуда;
  • какой;
  • куда и др.


Союз и соответствующие слова для косвенной речи

Союз "что" применяется в речи, чтобы заменить повествовательное предложение и выражает уверенность говорящего в том, что информация является достоверной:

  • Он ответил, что не хочет идти в университет, потому что ненавидит его всем сердцем .

Или, например, такие союзы, как: "будто" и "как будто", могут указывать на то, что говорящий в некотором роде сомневается в достоверности информации, которую он излагает:

  • Дедушка сказал, будто он позавчера был во Франции на выставке .

Что касается таких относительных слов, как: "который", "что", "какой", "где", "куда" и тому подобные, они применяются в тех ситуациях, когда происходит замена прямой речи без всяких изменений на предложения с косвенной речью. Примеры:

  • Дина сказала, что любит Никиту всем ее сердцем, но то, что он поступает неподобающе по отношению к Алине, ее очень огорчает и заставляет задуматься.
  • Дедушка, проходящий мимо меня на бульваре, остановился и спросил, где расположена ближайшая аптека.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью: правила

Перечислим некоторые правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью.

Важно отметить, что иногда в косвенной речи можно встретить дословные выражения из речи другого человека. Они на письме выделяются кавычками.

Если прямая речь содержит побудительное предложение, то применяется союз "чтобы" при использовании предложений с косвенной речью. Примеры:

  • Он сказал, чтобы я принес воды дедушке, потому что на улице ужаснейшая жара.
  • Мама приказала горничной, чтобы та немедленно помыла полы в нашем доме.

Если в прямой речи нет вопросительных местоимений и наречий, то, как правило, при использовании косвенной речи применяется союз-частица "ли". Например:

  • Бабушка спросила, знаю ли я, кто такой Иосиф Виссарионович Сталин, и я, конечно же, ответила ей .

А вот если прямая речь содержит вопросительные местоимения и наречия, то при замене ее на косвенную они трансформируются в союзные слова.

Что касается замены личных местоимений, то при использовании косвенной речи они употребляются в соответствии с тем, кто передает речь другого человека.

Как правило, предложения с косвенной речью расположены после слов автора и на письме должны выделяться при помощи запятой.


Правила употребления прямой речи

Чтобы передать прямую речь, следует придерживаться определенных правил. Так, если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней необходимо поставить тире. Например:

  • Лена упала и начала вопить:

- А-я-я-я-й, мне же больно!

Если же прямая речь не начинается с абзаца, а идет в строку, то перед ней нужно поставить двоеточие, а после него - кавычки. Например:

  • Алиса прыгала от счастья и кричала: "Ура, наконец-то я получила диплом!"

Но стоит отметить, что в ситуации с цитатами, которые находятся в придаточной части предложения, двоеточие ставить необходимости нет. Например:

  • Психолог Дэвид Даннинг писал, что "у некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам".

Схемы предложений с косвенной речью и прямой

Условными обозначениями для составления схем предложений с прямой речью являются заглавные буквы "А" и "П". Буква "А" указывает на слова автора, а буква "П" - на непосредственно прямую речь. Например:

  • Даша сказала: "Выйди вон из этой комнаты!"

Схематически это будет выглядеть примерно так: А: "П!"

Что касается предложений с косвенной речью, то, как правило, их схемы выглядят как схемы обычных простых и сложных предложений.

Синтаксический разбор предложений

Синтаксический разбор предложения с косвенной речью и прямой проводится для того, чтобы быть уверенным на сто процентов в правильности расставленных знаков препинания. То есть синтаксический разбор помогает глубже ориентироваться в теме и правильно употреблять предложения с прямой и косвенной речью.

Названный разбор выполняется в следующей последовательности:

  1. Необходимо определить, где слова автора, а где прямая речь.
  2. Сделать синтаксический разбор слов автора.
  3. Объяснить постановку знаков пунктуации.

Пунктуация при прямой речи: правила

В ситуации, когда прямая речь стоит в середине конструкции и разрывается словами автора, перед ними и после ставится тире:

  • "Я хочу с тобой, - шептал Николай, - отправиться хоть на край света!"
  • "Нина, что ты творишь? - спросил Андрей. - Ты сошла с ума!"


Распространенные ошибки при употреблении косвенной и прямой речи

Неправильное построение предложений с косвенной речью встречается все чаще и чаще. С этим, несомненно, необходимо бороться. Но как? Ответ прост: нужно периодически повторять те элементарные правила, которые учителя давали нам еще в далеком пятом классе.

Ведь если даже носители русского языка делают грубые и глупые ошибки, то что можно говорить о тех, кто изучает русский язык как иностранный?! Они стараются больше общаться с носителями языка, чтобы лучше ориентироваться в нем. Но чему иностранцы научатся, если сами носители порой делают непростительные ошибки в своей речи?!

От ошибок нужно немедленно избавляться. Даже Б. Шоу в своем произведении "Пигмалион" жестко критиковал людей с отвратительной речью. Он говорил, что непростительно и отвратительно для образованных людей говорить подобным образом.

Часто допускаемые ошибки в построении предложений с косвенной и прямой речью

Итак, ниже будут приведены самые распространенные ошибки и неправильное построение предложений с косвенной речью и прямой. Ошибки часто еще совершают, когда используют слишком громоздкие конструкции.

  • Слишком много придаточных частей:

Я взяла одеяло, которое мне подарила бабушка Галя, и увидела на нем огромную дыру, которую, вероятно, оставил мой кот, которого мне презентовал мой отец в честь дня рождения, когда я отмечала его в аквапарке .

Правильно было бы разделить эту конструкцию на несколько предложений:

Я взяла одеяло, которое мне подарила бабушка Галя, и увидела на нем огромную дыру. Ее, вероятно, оставил мой кот, подаренный мне на день рождения моим отцом. День рождения в тот раз я отмечала в аквапарке.

  • Использование идентичный синтаксических конструкций:

Лена говорила, что не любит сладкое, а Лена купила кучу невкусных кислых фруктов, а потом она шла с ними по дороге, а фрукты рассыпались и разбились об асфальт, и Лена начала вопить, она же так хотела поесть эти фрукты.

Чтобы это предложение звучало приятно и красиво, его нужно разделить на несколько конструкций:

Лена говорила, что не любит сладкое, и накупила кучу невкусных кислых фруктов. Но, когда она шла с ними по дороге, фрукты рассыпались на асфальт и разбились. Лена начала вопить, потому что хотела поесть их .

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью может выразиться еще в таком явлении, как смещение конструкции в сложных предложениях:

Последнее, о чем она сказала, это о нашем предстощем разводе, о наших проблемах и о том, как она меня ненавидит .

Для контраста приведем это предложение в правильном варианте:

Последнее, о чем она сказала, - это наш предстощий развод и наши проблемы, а еще, как сильно она меня ненавидит .

Важность правильного употребления предложений с косвенной и прямой речью

Интересным фактом является то, что у каждого человека есть своя собственная манера построения предложений. Например, кто-то предпочитает часто использовать придаточные части, кто-то применяет простейшие конструкции, кто-то нагромождают свою речь вводными словами и т. д. Однако нужно всегда отдавать себе отчет в том, как вы говорите. Возможно, вы предпочитаете ту манеру, которая является совершенно неправильной. Поэтому так важно знать правила и совмещать их со своими предпочтениями в речи.

Недаром говорил великий древнегреческий философ Аристотель, что "речь должна отвечать законам логики".

ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Схема 1

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

Схема 3

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» .

Рассмотрите схемы этих предложений.

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью .

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд .

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг .

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя .