Инструкция по эксплуатации бензопилы пионер. Советы домашнему мастеру. Как работать с бензопилой. Как спилить толстое дерево бензопилой

Инструкция по эксплуатации бензопилы пионер. Советы домашнему мастеру. Как работать с бензопилой. Как спилить толстое дерево бензопилой

Бензопила это технически сложный и опасный инструмент, по этой причине, работая с пилой требуется соблюдать определенные правила. Малоопытные пользователи зачастую относятся к работе с бензопилой с меньшим вниманием и нарушают правила, это приводит к травмированию оператора или поломке инструмента.

В данной статье рассмотрим, как правильно подготовить бензопилу к работе, какие есть правила и способы валки и распиловки деревьев, расскажем о том, как правильно пилить бензопилой, отдельно остановимся на технике безопасности.

Первое с чего начинается работа с бензопилой, это её сборка. Схема сборки различных моделей практически не отличается. На пилу устанавливается пильная шина и цепь, производится натяжение цепи.

Цепь можно считать правильно натянутой, если она не провисает на шине и легко прокручивается руками. Если для того чтобы провернуть цепь приходится прикладывать слишком много усилий, значит она перетянута и следует немного ослабить её натяжение.

Следующий этап – . Топливная смесь приготавливается в определенной пропорции, узнать которую можно прочитав руководство пользователя, поставляемое с пилой. В основном топливная смесь разводится в пропорции 1:50, то есть на один литр бензина марки АИ – 92 необходимо добавлять 20 грамм масла для двухтактных двигателей.

Важно: при заливке топлива и масла для смазки цепи в баки нужно быть предельно внимательным и не перепутать. Если залить масло в бак для топливной смеси, то бензопила не будет работать. Для восстановления работоспособности потребуется промыть топливный бак бензином, а также почистить топливную магистраль и карбюратор, что достаточно сложно.

Инструменты для валки деревьев

Для того чтобы свалить дерево в определенном направлении профессиональные вальщики и не только применяют специальные инструменты. Наиболее распространенные из них это валочные вилки, клинья и лопатки. Также могут использоваться специальные гидравлические или механические домкраты.

Клинья могут изготавливаться из дерева непосредственно на месте валки или же покупаться в специализированных магазинах. Большое распространение получили клинья из полимерных материалов, размер которых выбирается в зависимости от диаметра спиливаемого дерева.

Для того чтобы иметь представление о валочных домкратах рекомендуем посмотреть видео в котором показано как при помощи этого приспособления лесоруб спиливает и укладывает сосну в нужном ему направлении.

Валочные лопатки работают по принципу клина, только имеют рычаг, благодаря которому оператор может увеличить усилие и помочь дереву свалиться в нужном направлении. Принцип работы валочной лопатки или еще его называют рычаг можно узнать, посмотрев видео ниже.

Положение вальщика

Для того чтобы не получить травму при спиливании дерева вальщик всегда должен выбирать правильное положение. Правильным считается такое расположение, при котором вальщик в любой момент может уйти от опасности. По этой причине, перед тем как валить деревья, оператор должен очистить всю мелкую поросль, за которую можно споткнуться и упасть. Во время валки пилу нужно держать обеими руками и находиться в зоне противоположной от той, куда планируется свалить дерево.

Разрешается находиться в зоне падения дерева только для того, что бы выпилить клин, что делается в первую очередь.

Техника безопасности и средства индивидуальной защиты

Цепная пила — источник повышенной опасности, работа с ней требует соблюдения определенных правил.


Это далеко не весь перечень правил, которые нужно помнить и соблюдать, для того чтобы не получить травму. Более подробные инструкции можно найти в руководстве, которое поставляется со всеми бензопилами.

Как правильно спилить дерево бензопилой

Теперь разберемся, как бензопилой спилить дерево. Первое с чего нужно начать, это уборка мелкой поросли вокруг ствола. Это необходимая процедура, т. к. мелкие ветки не только мешают доступу к дереву, но и могут стать причиной падения оператора, что достаточно опасно, учитывая, что бензопила работает.

Это интересно: для того чтобы свалить дерево в противоположную от уклона сторону профессиональные вальщики применяют специальную тяжелую технику или же к макушке дерева привязывают трос, и при помощи лебедки перетягивают ствол в нужное направление.

Прямостоящее дерево можно сваливать в любую сторону, но стоит учитывать расположение ветвей. Свалить ствол в ту сторону, на которой больше веток, немного проще, нежели на противоположную.

На следующем этапе делается запил со стороны направления валки. Запил выполняется в виде клина. Глубина запила не должна превышать 1/3 диаметра ствола, в противном случае есть риск того, что шину зажмет, т. к. ствол ослабнет и накрениться в сторону реза. Правильно выполненный запил не должен привести к тому, что дерево накрениться.

Далее, с противоположной стороны от запила и на 3-5 см выше его делается прямой надрез. Бензопила должна быть направлена таким образом, чтобы риска направления валки на бензопиле была направлена в предполагаемое место падения ствола. После этого при помощи клина, вилки или валочной лопатки установленной в разрез, дереву помогают начать падение в планируемом направлении.

Важно, при выполнении разреза, который должен привести к падению дерева, оператор должен быть максимально внимательным. Это позволит вовремя отойти на безопасное расстояние, если дерево начало падение без дополнительного использования вилки, клина или лопатки.

Ниже представлено видео о том, как срубить дерево.

Как спилить толстое дерево бензопилой

Есть несколько способов спилить толстое дерево и все из них требуют привлечения специальной техники. Первый способ, это валка дерева частями именно этот способ показан на видео ниже.

Толстые деревья пилить сложнее, поэтому не стоит пробовать и рисковать здоровьем, если ранее валить деревья не приходилось.

Еще один способ, это валка дерева целиком с натяжкой ствола в нужном направлении. Трос закрепляется на стволе на высоте не менее 5-6 метров, после чего выпиливается клин со стороны планируемого падения ствола и трос натягивается. Натянуть трос можно как при помощи лебедки, так и трактором или автомобилем. Далее вальщик подрезает ствол с противоположной выпиленному клину стороны. Если длины шины не хватает, то делается еще один надрез на высоте не менее 30 см от предыдущего, после чего древесина между надрезами сказывается. Это необходимо для того чтобы вальщик имел возможность заглубить шину на большее расстояние.

Стоит заметить, что процесс валки толстых деревьев сугубо индивидуален и зависит от множества факторов. Именно по этой причине валить большое дерево без опыта очень сложно и опасно.

Как правильно спиливать ветки с поваленного дерева

В процессе спиливания веток с поваленного дерева существует риск зажима шины, поэтому при пилении нужно придерживаться нескольких правил.

  1. Ветки должны пилиться со стороны противоположной наклону.
  2. Ветки нельзя пилить кончиком шины, т. к. при таком способе реза есть риск отскока и получения травмы.
  3. Зажатые ветки должны подпиливаться со стороны нагрузки.

Нередко в процессе спиливания зажатых ветвей они могут отскакивать, поэтому при пилении нужно выбирать безопасную дистанцию.

Как правильно распиливать дерево на чурки

Распиливать ствол поваленного дерева гораздо легче, нежели спиливать дерево на корню, но и тут есть определенный риск. Например, неправильная резка деревьев может привести к тому, что зажмет в шину в стволе и тогда придется применять домкрат или приподнимать ствол при помощи ломиков, на что уйдет много сил и времени. Для того чтобы избежать таких ситуаций необходимо заранее оценить положение ствола и сначала распилить его в тех местах, где имеется напряжение.

Пилить ствол лучше с макушки, постепенно перемещаясь в сторону комля.

Рез может быть как верхним, так и нижним. Верхний рез выполняется до тех пор, пока ствол не начнет опускаться и поджимать шину, после этого, если имеется возможность, необходимо допилить ствол снизу. Если возможности нет, то рядом с первым резом делаются еще несколько, до тех пор, пока шину перестанет поджимать.

После того как ствол разрезан на несколько больших частей которые можно перекатывать, их распиливают на чурки верхним резом.

Вывод

Последствия неправильной работы бензопилой могут быть очень печальными, поэтому никогда не нужно пренебрегать правилами работы с пилой. Важно соблюдать технику безопасности и использовать средства индивидуальной защиты. Советуем, перед тем как пилить бензопилой, ознакомится с правилами работы, которые имеются в руководстве пользователя.

Бензопила – отличный инструмент для резки древесины, отличающийся высокой производительностью и надежностью. Но прежде чем приступить к работе с ней, необходимо внимательно ознакомиться с прилагаемой инструкцией и выполнить ряд подготовительных операций. Они помогут избежать поломки агрегата и обеспечат его безопасную эксплуатацию. Приведенные здесь полезные советы при работе с бензопилами основаны на рекомендациях производителей оборудования и опыте профессиональных мастеров.

Если инструкция по эксплуатации бензопилы изучена вами, и вы разобрались с местоположением и принципом действия всех ее узлов, можно приступать к подготовке первого запуска инструмента. Сначала наружным осмотром убеждаются в полной комплектности бензопилы и в отсутствии видимых повреждений. Направляющая шина должна быть закреплена на штатном месте, а режущая цепь вставлена в ее пазы и введена в зацепление со звездочкой.

Важно, чтобы цепь имела оптимальное натяжение. При слишком плотной посадке возрастет нагрузка на двигатель, а ослабление зацепления может привести к соскоку и заклиниванию деталей . Для проверки потяните цепь в средней части шины вверх. При этом ее хвостовики должны выходить из паза на несколько миллиметров. Если этого не происходит или наблюдается сильное провисание, необходимо отрегулировать положение шины.

Заправка топливной смесью и маслом для смазки цепи

В соответствии с рекомендациями завода-изготовителя готовится топливная смесь из бензина указанной марки и масла для двухтактных карбюраторных двигателей. Соотношение для большинства зарубежных моделей составляет 1:40 или 1:50. Топливо заливается при снятой крышке заправочного бака, обозначенного значком бензоколонки . Отдельно система смазки цепи, отмеченная изображением капли , заполняется машинным маслом типа W30-W40.

Часто производители советуют использовать марки собственного бренда.

Первый запуск бензопилы

Новую бензопилу нельзя сразу эксплуатировать под максимальной нагрузкой. Все вращающиеся части инструмента должны сначала притереться друг к другу. Рекомендуется при первом запуске сработать полный бензобак, не прилагая к пиле высоких усилий . Если такое испытание прошло успешно, можно в последующем пилить бензопилой без дополнительных ограничений.

Запуск бензопилы производят на ровной горизонтальной площадке . Порядок пуска на примере пилы Stihl должен быть следующим.

  1. Протянуть вручную цепь вдоль шины, убедившись в плавности хода и отсутствии избыточного сопротивления.
  2. Включить тормоз цепи, отведя его рукоятку от себя.
  3. Открыть декомпрессионный клапан цилиндра.

  4. Несколькими нажатиями на праймер подать топливную смесь в карбюратор.

  5. Чтобы правильно заводить пилу, надо прижать заднюю ручку правой ногой к земле. Удерживая левой рукой переднюю рукоятку, правой зафиксировать в рабочем положении рычаг подачи топлива.
  6. Комбинированный переключатель поставить в положение холодного пуска.
  7. Рывком ручки стартера запустить зажигание двигателя, который почти сразу должен заглохнуть.
  8. Открыть дроссельную заслонку до положения полугаза.

  9. Повторным рывком тросика стартера снова запустить двигатель, сразу же переключив рычаг подачи топлива в положение холостого хода.
  10. Потянуть на себя рукоятку цепного тормоза, переведя его в рабочее положение.
  11. Поднеся дальний конец направляющей шины к чистой и светлой поверхности, убедиться в работе системы смазки цепи по разбрызгиванию мелких капель масла.

Убедившись в том, что все узлы и механизмы пилы исправны и на холостом ходу не издают посторонних шумов, можно переходить к работе под нагрузкой.

Меры безопасности при работе с бензопилой

Приобретая подобный инструмент, надо знать, как правильно пользоваться бензопилой. Охрана труда требует от работника пользоваться только исправным оборудованием . Поэтому эксплуатация бензопилы требует:

  • обязательного ее осмотра перед каждым запуском;
  • регулярной проверки состояния и настройки основных узлов;
  • своевременного добавления масла и регулирования натяжения цепи;
  • прекращения работы при обнаружении неисправности тормоза цепи и других важнейших деталей и приспособлений.

Нельзя вносить самодельные изменения в конструкцию инструмента или использовать непригодные для используемой модели запасные части. Некоторые умельцы рассказывают о том, как завести бензопилу без стартера . Но они забывают, что его крыльчатка необходима для охлаждения мотора, который начнет перегреваться с угрозой выхода из строя.

Работать бензопилой можно только в спецодежде с применением специальных перчаток, обуви с металлическими вставками, каски и средств защиты глаз. При этом инструмент держат двумя руками с прямой спиной, не наклоняясь далеко вперед и не поднимая пилу выше плеч. Не рекомендуется располагать части тела в плоскости распила. Техника безопасности запрещает перемещаться с бензопилой, у которой вращается режущая цепь.

Практическая работа с бензопилой при валке деревьев и резке сучьев требует соблюдения особых правил по недопущению травмирования работника падающими стволами. Особенно опасен обратный удар пилой, наткнувшейся на препятствие. Лесорубу нельзя:

  • валить деревья за один пропил;
  • одновременно резать несколько сучьев;
  • выполнять рез концом шины;
  • находиться в зоне падения дерева.

Техническое обслуживание бензопилы

Уход за бензопилой включает в себя:

  • содержание в чистом и сухом состоянии;
  • своевременную регулировку всех узлов и агрегатов;
  • замену изношенных деталей на новые.

Надо регулярно обслуживать бензопилу, выполняя следующие операции:

  • добавление топливной смеси и масла для смазки трущихся поверхностей;
  • регулирование натяжения цепи, которая со временем удлиняется;
  • смазывание ведомой звездочки шины;
  • продувка или промывка воздушного фильтра;
  • чистка камеры сгорания цилиндра;
  • замена цепи, направляющей шины и ведущей звездочки по факту истирания более 0,5 мм от номинальных размеров.

Все работы по техническому обслуживанию бензопилы выполняются только при выключенном двигателе.

При необходимости прекращения работы на длительный срок все агрегаты бензопилы тщательно очищаются . При этом металлические детали покрываются смазкой, а цепь снимается и погружается в масло. Топливо обязательно сливается. Хранить такой инструмент рекомендуется в теплом и сухом помещении.

Выполнение перечисленных в данной статье правил поможет вам эффективно и безопасно работать бензопилой в течение предусмотренного изготовителями срока службы.

Бензопилы помогают быстро и эффективно очистить пространство от деревьев, возвести срубы или заготовить древесное сырье. Но чтобы правильно и безопасно работать с этим инструментом, полезно знать, что у него внутри.

Как устроена бензопила

Устройство бензопилы не слишком сложное. Основные элементы ее конструкции:

  • система зажигания;
  • карбюратор;
  • топливная система;
  • система очистки воздуха.

Поговорим о каждом из них подробнее.

Система зажигания

В системе зажигания современных бензопил есть элементы, которые в зависимости от скорости пилы регулируют импульс. Большинство производителей сегодня оснащают свое оборудование электронным зажиганием вместо контактного.

Система электронного зажигания состоит из следующих элементов:

  • магнето;
  • свеча;
  • электронный блок;
  • электропроводка;
  • кнопка включения мотора.

Магнето — разновидность генератора переменного тока. Он подает электрическую энергию на свечу зажигания. Любое магнето состоит из катушки с сердечником и высоковольтными обмотками, маховика и магнита постоянного типа. Магнето бывают контактными или бесконтактными.


У контактного магнето есть два вывода обмотки. Первый идет к свече зажигания, второй — к земле. К такой схеме может подключаться конденсатор, чтобы контакты не перегрелись и не окислились.

В бесконтактном магнето регулятор подачи напряжения — катушка. Тиристор, диод и конденсатор регулируют величину тока. Электрическая сеть функционирует в такт с поступательным движением цилиндров и поворотом коленчатого вала. Однако схема соединения всех деталей бесконтактного магнето между собой зависит от модели пилы.

Зажигание работает таким образом:

  • магнит, закрепленный на маховике, вращается вместе с ним и индуцирует в системе электродвижущую силу;
  • в цепи возникает ток, который преобразуется с помощью электронного блока в электрические сигналы;
  • сигналы передаются на свечу;
  • между контактами свечи образуется искра, от которой загорается топливно-воздушная смесь.

В любом зажигании искра образуется, когда поршень двигателя не доходит до своей «мертвой точки» примерно 3-4 мм.

Свеча состоит из корпуса, изолятора и электродов: центрального и бокового. По ее состоянию можно зрительно определить неисправности зажигания.

Смотрите » Главные правила обкатки пильной гарнитуры и двигателя бензопилы

После возгорания топливной смеси мотор начинает работать. Время от времени всю систему зажигания необходимо регулировать.

Карбюратор

На большинстве моделей бензопил карбюраторы устроены одинаково.

Они имеют заслонку в корпусе. С ее помощью регулируются оба винта (главный и холостого хода), диффузор, импульсный канал и входной штуцер. Также заслонка регулирует подачу атмосферного воздуха.


Понимание принципа работы карбюратора помогает правильно выполнять его регулировку. Он работает так:

  • двигатель запускается, в нижней части корпуса открывается воздушная заслонка;
  • внутри поплавковой камеры и в воздушном канале происходит разряжение, потому что поршень перемещается;
  • через диффузор всасывается воздух;
  • из бензинового бака через штуцер в поплавковую камеру попадает топливная смесь;
  • в диффузоре бензин смешивается с воздухом;
  • через впускные каналы топливно-воздушная смесь попадает в камеру сгорания.

С помощью заслонки можно регулировать интенсивность поступления воздуха в топливо, с помощью винтов — настроить обороты мотора, с помощью жиклера — скорость поступления бензина в диффузор.

Топливная система

Состоит из фильтра топлива, карбюратора и топливного насоса ручного типа. При этом насос есть не во всех бензопилах: в некоторых моделях бензин из бака поступает в карбюраторный узел просто по шлангу. Конец шланга с топливным фильтром погружают в бензин, и бензин прекращает поступать в узел карбюратора, когда бачок заполнен воздухом. Чтобы избежать этого, на крышку бака приделывают сапун: когда он загрязняется, мотор глохнет.

Топливный насос ручного типа позволяет заранее заполнять карбюраторный отдел топливом, поэтому мотор запускается быстрее.

Бензопилы оснащены системой предварительной и тонкой очистки, чтобы газ, используемый для составления топливно-воздушной смеси, был хорошего качества.


Предварительно воздух фильтрует сетчатый фильтр, потом — фильтры тонкой очистки.

Из-за загрязнения фильтров в узел карбюратора поступает меньше воздуха. Как следствие, падает мощность мотора. Чтобы это предотвратить, фильтры необходимо постоянно чистить: продувать или промывать.

Смотрите » ТОП-2 модели японских бензопил торговой марки Hitachi (Хитачи)

Стартер

Стартером запускается мотор бензопилы. Механизм стартера состоит из рукоятки, троса, барабана и возвратной пружины.

Если резко вытянуть рукоятку с торсом, барабан сцепится с валом, вал начнет прокручиваться. Пружина поможет вернуть ручку в первоначальное положение. Чтобы за поворотом вала последовал запуск мотора, нужно будет вытягивать рукоятку не один раз.

Цепь

Шаг цепи — промежуточное расстояние между тремя заклепками, располагающимися рядом.

Чем больше шаг цепи, тем больше и мощность двигателей, и ее производительность, и прилагаемые усилия для увеличения вращения приводной звездочки.

Зато цепи с малым шагом (больше зубьев и меньше расстояние между ними) меньше вибрируют, их движения более плавные при пропиле, а срез чище.

Шина

Шины для бензопил различаются по длине. Длина шины — длина рабочей части, то есть расстояние от передней части пилы до закругленного кончика носа шины. Как правило, длина шины указана в инструкции.


Но надежность пильной шины определяется не только ее собственными характеристиками, а еще и другими деталями. Например, звездочкой. Если звездочка со сменным венцом изготовлена из прочных материалов, шина прослужит долго. Благодаря сменному венцу уровень биения снижается многократно.

Чтобы износ шины был наиболее равномерным, периодически ее нужно переворачивать, тогда срок службы увеличится.

Тормоз

Если цепь в момент вращения случайно прикасается к дереву, происходит обратный удар. В таком случае в целях безопасности должен сработать тормоз.

Тормозная система пилы состоит из тормозного упора и тормозной ленты. Включить систему можно двумя способами: контактным (тормозной упор нажимает на руку рабочего) и инерционным (при резком ударе в шину возникают инерционные силы, которые действуют на тормоз).

Система смазки цепи

В современных бензопилах цепь и шина смазываются автоматически. На холостом ходу подача масла не происходит, так как масляные насосы начинают работать только после вращения звездочки и запуска движения зубчатой передачи. Чем больше оборотов звездочки, тем больше масла поступает из насоса на цепь. Насос устанавливается со стороны цепи, в него масло поступает из масляного бачка по маслопроводу.

Правильная эксплуатация любого инструмента должна обеспечивать эффективность его работы, безопасность рабочего и сохранность самого инструмента. К особенностям бензопил относится их высокая потенциальная травмоопасность. Поэтому требования безопасности в отношении бензопил, являются одним из основных составляющих в правилах их эксплуатации.

Готовой к эксплуатации считается такая бензопила, у которой:

  • исправны все узлы и механизмы;
  • установлена острая, правильно натянутая цепь;
  • заправлены топливный и масляный бачки;
  • отрегулирован карбюратор.

Правильное обслуживание бензопилы предполагает своевременное выполнение всех операций, обеспечивающих поддержание инструмента в исправном состоянии. К основным из них относятся: чистка воздушных фильтров, регулировка карбюратора, очистка свечи зажигания и регулировка зазора между её электродами, заточка цепи и замена быстроизнашивающихся деталей.

Новая бензопила требует обкатки в течение 40-50 минут на малых оборотах, после которой бензопила выключается и дополнительно проверяется натяжение цепи. Затем нужно сделать несколько пропилов, прикладывая слабое усилие, и только потом можно работать в нормальном режиме.

Установка цепи и регулировка ее натяжения

Подготовку пилы к работе начинают обычно с установки на нее новой или уже использовавшейся заточенной цепи, которая по своим параметрам (шагу и толщине хвостовика) соответствует установленной шине. Механизм натяжения цепи на бензопилах обычно реализуется в двух видах - стандартного линейного или быстродействующего. В зависимости от типа механизма, установка и натяжение цепи существенно различаются.

При использовании традиционного линейного механизма, надлежит снять крышку цепной звездочки (1), открутив гайки (2).

При этом важно помнить, что перед каждым монтажом или демонтажем защитной крышки цепной звёздочки, надо ослабить цепной тормоз, для чего необходимо потянуть упор тормоза (1) (см. фото ниже) в направлении рукоятки (2).

Штифт (1), входящий в отверстие шины, должен быть сдвинут в пазу в крайнее левое положение. Это осуществляется с помощью винта натяжения (2).

Цепь заводится за сцепление (1), надевается на ведущую звездочку и надевается на шину. При этом обращается внимание на расположение режущей кромки зуба - на верхней ветви цепи она должна быть направлена вперед. Цепь должна легко протягиваться, барабан сцепления должен поворачиваться при продвижении цепи.

Затем вращением натяжного винта (1) шина сдвигается вперед до тех пор, пока нижняя ветвь цепи не войдет хвостовиками в паз шины и не приляжет к её нижней кроме. Окончательная регулировка натяжения цепи и затяжка шины производится после установки крышки на место и предварительной (не до конца) затяжки винтов крепления.

Для большего удобства, винт натяжения цепи может располагаться сбоку.

Правильно натянутая цепь не должна провисать снизу и иметь слишком сильное натяжение. Первое контролируется визуально, второе - протягиванием цепи по шине рукой. Последнюю операцию во избежание пореза необходимо проводить в рукавицах. Если нижняя ветвь прилегает к нижней кромке шины, и цепь при этом свободно протягивается рукой, значит ее натяжение соответствует норме.

При проверке натяжения цепи, тормоз цепи, если он случайно зафиксировал цепь, должен быть освобожден. Натяжение цепи следует проверять часто - новые цепи имеют тенденцию к удлинению во время использования.

Во время пиления, цепь вследствие трения нагревается и удлиняется. Натяжение цепи ослабляется и цепь на нижней стороне шины провисает. Если работа выполняется при очень низких температурах наружного воздуха, то разогретая до рабочей температуры цепь провисает настолько, что она должна быть подтянута. Если работа бензопилой прерывается, то цепь нужно немедленно ослабить, иначе при охлаждении до температуры окружающей среды, цепь натянется слишком сильно. В результате может произойти разрыв цепи, а также повреждение коленвала и подшипников.

Каждая подвижная деталь при первом вводе в эксплуатацию требует некоторое время для притирки. Несмотря на тщательную обработку, каждая поверхность имеет микроскопические шероховатости, которые сглаживаются при притирке. Для новых цепей время приработки составляет приблизительно три минуты. Двигатель должен работать без нагрузки (не пилить) с половинной подачей топливовоздушной смеси. В ходе этого времени поверхности деталей цепи сглаживаются и материал оседает, цепь провисает, и должна быть подтянута. При приработке силы трения особенно большие, поэтому важно обеспечить достаточную смазку цепи.

Заправка бензопилы

Двухтактные двигатели бензопил работают на топливной смеси, приготавливаемой из моторного масла для двухтактных двигателей и бензина. То есть смазка двигателя бензопилы осуществляется подачей масла в цилиндр вместе с топливом. В руководствах по эксплуатации производители бензопил указывают марки масла и октановое число бензина, которые должны использоваться при эксплуатации их инструмента. Часто они выпускают в продажу масла под их собственной маркой, которые рекомендуются в качестве наиболее подходящих. Указывается и точное соотношение масла и бензина, которое в зависимости от вида масла может колебаться от 1:25 до 1:100. Наиболее распространенным является соотношение 1:50. Двигатель бензопилы имеет максимальные обороты около 13500 об/мин. Это накладывает жесткие требования к маслу добавляемому в топливную смесь.

Продаются масла для двигателя и цепи там же где и бензопилы, например масло для двигателя, а - для цепи (только покупать лучше через интернет-магазин, т.к. в обычном магазине этой сети цена может быть выше).

Разведение масла в бензине выполняется в определенной последовательности. Сначала в емкость (канистру) выливается масло, затем в нее добавляется подходящий бензин для бензопилы - в объеме, составляющем примерно половину всего необходимого количества. После тщательного размешивания добавляется вторая часть. Перед заливкой смеси в топливный бак она еще раз хорошенько взбалтывается. Залив должен производиться аккуратно, без проливов. Не следует заливать топливо под самый верх бачка, необходимо оставить небольшое свободное пространство вверху. Объем топливных баков бензопил обычно около 0.5 л, а при мощности бензопилы 2 кВт (2.7 л.с.) и при расходе топлива около 1.2 л/час, такого объема хватит примерно на 30-40 мин. работы в режиме максимальной нагрузки. У менее мощных бензопил объем топливного бака обычно меньше.

Для смазки цепей производители бензопил рекомендуют использовать продаваемые ими специальные масла, содержащие адгезивные добавки, обеспечивающие удержание масла на цепи. Эксплуатационщики нередко заменяют их другими - трансмиссионными или моторными. Масло заливается в бачок одновременно с заправкой топлива.

Соотношение емкостей бачков для топлива и масла подобрано таким образом, чтобы при полной выработке топлива, в масляном бачке еще оставалось немного масла. При этом следует знать, что расход топлива бензопилы (см. выше) зависит от правильной регулировки карбюратора. Если последний отрегулирован неверно, топливо может заканчиваться гораздо быстрее, чем масло для цепи.

Если во время работы количество масла не уменьшается или уменьшается слишком медленно, это указывает на то, что смазка цепи бензопилы нарушена - из-за снижения проводимости каналов, по которым масло подводится к шине, или неисправности насоса. Необходимо определить и устранить неисправность. Производительность некоторых насосов может изменяться вручную с помощью регулировочного винта.

Для проверки работы системы смазки цепи, шину с вращающейся цепью подносят к какой-нибудь светлой поверхности (свежему срезу, например). Если на поверхности среза появляется след от брызг масла, значит, система работает нормально.

Потребность цепи в масле различается, в зависимости от ситуации. Большая длина распила, твердая, сухая древесина и толстая кора нуждаются в повышенном количестве масла. Распилы небольшой длины, мягкая и влажная древесина требуют меньшее количество масла.

Если режущая гарнитура в резе начинает дымиться (не путайте со светлым водяным паром) и/или цепь защемляется в пазу шины, то это объясняется чрезмерным нагревом. Одна из причин - это недостаток масла. Во внимание должны приниматься и другие причины: затупившаяся или неправильно заточенная цепь или слишком сильное натяжение цепи.

Если на конце шины не необслуживаемая звездочка (есть отверстия для её смазки), то она смазывается отдельно - масло на её подшипник не попадает.

Хорошо настроенная и отрегулированная бензопила должна легко запускаться в любых условиях. Перед запуском ее нужно установить на ровное место - так, чтобы шина не касалась земли. Тормоз цепи должен быть активирован, т.е. его рукоятка должна быть отодвинута в направлении конца шины. Запуск бензопилы производится в положении, при котором левая рука держит переднюю рукоятку пилы, правая нога упирается в заднюю ручку, прижимая ее к земле.

Особенность процесса запуска состоит в том, что в первоначальный момент в камеру сгорания нужно подать обогащенную топливную смесь - для облегчения ее воспламенения. Как только двигатель запустится, смесь нужно обеднить, иначе мотор "захлебнется". Различные модели пил имеют разные элементы управления этим процессом. В одних имеется рычаг воздушной заслонки, переключением которого обогащают смесь. В других - многоступенчатый переключатель, который, переключаясь с одной ступени на другую по мере запуска, управляет положением воздушной заслонки и степенью обогащения смеси. Кроме этого, во время запуска определенное положение должен занимать акселератор (рычаг подачи топлива), который также связан с воздушной заслонкой.

На примере бензопилы Stihl, процесс запуска двигателя выглядит следующим образом:


Запуск бензопилы: 1 - цепной тормоз, 2 - рычаг управления топливом, 3 - фиксатор рычага управления топливом.

  • Активизируйте цепной тормоз (1) (см. рисунок выше).
  • Если пила оборудована декомпрессионным клапаном для снижения давления в цилиндре, перед запуском его нужно открыть (нажать на кнопку). Это позволит запускать двигатель с меньшим усилием. При повышении давления в камере сгорания, при первых зажиганиях, клапан автоматически закрывается (кнопка выскакивает).
  • Если есть насос предварительной подкачки топлива (праймер), то нажмите его 5-7 раз.
  • Зафиксируйте в нажатом состоянии рычаг управления топливом (2). Для этого нажмите фиксатор рычага управления топливом (3) и одновременно рычаг управления топливом (2).
  • Комбинированный рычаг (4) установите в положение холодного запуска (A). При запуске прогретого двигателя, рычаг устанавливается в положение (B).


A - положение для холодного запуска. B - положение для запуска прогретого двигателя (положение полугаза).

  • Ручка стартера вытягивается до появления сопротивления и с силой выдергивается вверх (при несильном рывке есть риск залить свечу). При этом она не вытягивается до самого конца во избежание обрыва шнура и возвращается обратно постепенно, под натягом, чтобы шнур правильно лег на барабан. При необходимости производится несколько рывков. По возможности тяните вверх, так чтобы тросик не тёрся о корпус. Двигатель запускается только на короткое время и сразу глохнет, то есть в двигателе есть зажигание смеси топлива и воздуха.
  • Откройте дроссель путем перемещения комбинированного рычага вверх на одно положение фиксации (в положение полугаза), (B) на рисунке выше. Если рычаг остается в положении пуска холодного двигателя, то камера сгорания переполняется и двигатель захлебывается, придется выкручивать и сушить свечу, вентилировать камеру сгорания. Если есть декомпрессионный клапан, то его нужно снова открыть.
  • Снова потяните за пусковой тросик, так чтобы двигатель опять запустился.
  • После того как двигатель запустится и начнет работать, немедленно , коротко нажмите указательным пальцем на рычаг управления подачей топлива (2). При этом комбинированный рычаг перемещается в положение холостого хода I . Комбинированный рычаг может быть переставлен в положение нормального режима только рычагом управления подачей топлива - не применять силу. Двигатель должен переключатся на холостой ход немедленно - иначе при блокировке барабана сцепления тормозом, может произойти повреждение корпуса бензопилы и тормоза.
  • Медленно поднимите бензопилу с земли, при этом старайтесь не касаться рычага подачи топлива.
  • После этого отпустите цепной тормоз, левой рукой оттянув упор цепного тормоза на себя. При этом левая рука должна оставаться на рукоятке.
  • Перед тем, как приступить к работе, обязательно проверьте систему смазки цепи. Для этого поместите пилу на светлый фон (например, пень или лист бумаги, разложенный на земле) и дайте полный газ. Если на светлом фоне появятся пятна от масла, это означает, что система смазки цепей функционирует нормально.

Останавливают бензопилы переключением выключателя в положение "Стоп" (0), при котором происходит разрыв цепи зажигания.

Проверка работоспособности тормоза цепи

Перед началом работы необходимо проверить работоспособность тормоза цепи. Это можно сделать двумя способами:
  • При отключенном тормозе (его рукоятка отведена к ручке бензопилы) повышают число оборотов двигателя до средних значений (цепь движется со средней скоростью) и нажимают на рычаг тормоза, сдвигая его вперед. Если движение цепи прекращается, значит с тормозом все в порядке (см. фото ниже).
  • При холостом ходе и активированном тормозе цепи (рукоятка смещена вперед), увеличивают на короткое время (не более 3 секунд) обороты двигателя до максимальных. Если цепь остается неподвижной, значит, тормоз работает правильно.

Работа бензопилой с несправным тормозом цепи категорически воспрещается.

Способы работы и меры безопасности

Работу с бензопилой можно начинать только в том случае, если все ее узлы и механизмы исправны. При работе необходимо иметь устойчивое положение, под ногами не должно находиться ничего, что могло бы привести к нарушению равновесия или падению. Пилу следует крепко держать двумя руками за переднюю и заднюю ручки. При работе необходимо придерживаться следующих основных правил.

Пиление нужно начинать движущейся цепью. Пилить можно как нижней, так и верхний ветвью цепи, однако первый способ (А) является основным. При его использовании пила увлекается вперед, поэтому зубчатый упор должен упираться в дерево. При резке верхней ветвью (В) нужно быть готовым к тому, что пила отталкивается по направлению к оператору.

Нельзя перерезать несколько стволов или веток одновременно, нужно следить, чтобы при пилении одного ствола или ветки пила не касалась соседних.

Стволы с внутренним изгибающим напряжением следует подпиливать сначала со стороны сжатых волокон (сторона А на рисунке ниже) и перерезать окончательно со стороны растянутых (сторона В). Если делать наоборот, шина и цепь зажмутся в пропиле.

Нужно быть осторожным при пилении расщепленных деревьев, цепь может захватывать и выбрасывать с большой силой щепки. Кроме этого, расщепленные деревья могут зажимать шину.

При пилении лежащих на земле деревьев они должны быть зафиксированы от возможного перекатывания под воздействием пилы. Лучше всего уложить их на козлы.

Валка деревьев осуществляется двумя пропилами: подрезающим (А) и отсекающим (В).

Первый задает направление падения дерева (указано стрелкой). Он делается под прямым углом к требуемому направлению падения ствола, его глубина составляет от 1/5 до 1/3 толщины дерева. Сначала режется наклонная часть, затем горизонтальная. Отсекающий надпил располагают выше основания клина подрезающего и делают горизонтальным. Между подрезающим и отрезающим пропилами оставляют недопил примерно в 1/10 диаметра ствола.

Продолжительная эксплуатация бензопилы при максимальной нагрузке приводит к сильному нагреву ее деталей, поэтому при интенсивной работе рекомендуется делать непродолжительные перерывы, оставляя двигатель работать на холостом ходу.

Если цепь натягивалась во время работы бензопилы (будучи нагретой), после окончания работы ее следует ослабить, чтобы остывая и укорачиваясь, она не вызвала повреждений коленчатого вала и подшипников. При работе новой цепью ее нужно подтягивать во время работы, поскольку при приработке ее натяжение будет ослабевать.

Особое внимание следует обращать на опасность обратного удара, при котором шина с большой силой отбрасывается вверх.

Это происходит в том случае, если:

  • конец шины случайно натыкается на дерево или иной предмет;
  • цепь, находящаяся у вершины шины, защемляется в резе;
  • при резке шина случайно соприкасается с другим суком.

Как работать бензопилой, чтобы риск возникновения обратного удара был минимальным? Правила таковы:

  • не пилить вершиной шины;
  • прочно, надежной хваткой держать пилу обеими руками;
  • пилить при полной подаче топлива;
  • контролировать положение вершины шины;
  • не пилить за один раз более одного ствола или сука;
  • не держать бензопилу на высоте выше уровня плеч.
Однако, даже соблюдая все эти меры, нельзя исключить того, что обратный удар не произойдет. Чтобы предотвратить его нежелательные последствия, цепи оборудуются тормозом цепи, который практически мгновенно останавливает цепь во время обратного удара.

Очистка воздушных фильтров

При сильном загрязнении воздушных фильтров, снижается поступление воздуха в карбюратор, что приводит к переобогащению топливной смеси и падение мощности двигателя. Чтобы избежать этого, необходимо регулярно очищать воздушные фильтры - в условиях особой запыленности и загрязненности несколько раз в день.


Фильтры очистки воздуха: 1 - крышка закрывающая фильтр тонкой очистки, 2 - фильтр тонкой очистки, 3 - крышка закрывающая фильтр грубой очистки, 4 - фильтр грубой очистки (фильтра грубой очистки может не быть).

Перед чисткой фильтров желательно закрыть воздушную заслонку карбюратора - как это делается при холодном запуске. После этого нужно снять предварительный (если он есть) и главный воздушные фильтры, закрыть всасывающее отверстие карбюратора чистой ветошью, во избежание попадания туда грязи, и приступить к очистке. Сначала фильтры продувают чистым воздухом, затем очищают мягкой щеткой. При сильном загрязнении промывают водой с каким-нибудь бытовым моющим средством, после чего хорошо просушивают. Нельзя в качестве моющих средств применять химически активные жидкости.

Регулировка карбюратора бензопилы

Правильная регулировка карбюратора бензопилы обеспечивает эффективную работу инструмента на полной мощности при экономном потреблении топлива. Она должна производиться при чистом воздушном фильтре и правильно натянутой цепи.

О том, как отрегулировать бензопилу конкретной модели, подробно описывается в инструкции по её эксплуатации. Для большинства применяемых карбюраторов регулировка осуществляется тремя винтами: для максимальных и минимальных оборотов и регулировки холостого хода. На фото ниже изображена бензопила Dolmar с тремя отверстиями для доступа к регулировочным винтам.

Обозначение H относится к винту максимальных оборотов, управляющему главным жиклером, L - к винту минимальных оборотов, управляющему жиклером холостого хода. С помощью винта S осуществляется точная регулировка оборотов холостого хода. Иногда, для упрощения настройки, количество доступных регулировочных винтов карбюратора уменьшают.

Настройка карбюратора бензопилы подразделяется на два этапа - базовый, осуществляемый при выключенном двигателе и окончательный, производимый на работающем прогретом двигателе. Точное значение углов поворота следует брать из инструкций по эксплуатации для конкретной бензопилы. Не соблюдение инструкции производителя может привести к повреждению двигателя.

Базовая регулировка карбюратора . Регулировочные винты максимальных H и минимальных L оборотов медленно поворачивают по часовой стрелке до упора, после чего выворачивают назад на 1.5 оборота.

Регулировка холостого хода . Перед регулировкой холостого хода двигатель необходимо прогреть в течение 3-5 минут, избегая при этом больших оборотов.

При вращении винта регулировки холостого хода S по часовой стрелке обороты повышаются, при вращении против часовой стрелки - снижаются. Вращением винта нужно добиться минимальных оборотов при одновременном обеспечении устойчивой работы двигателя. При этом цепь не должна двигаться. Таким образом, если двигатель останавливается на холостом ходу, винт S нужно довернуть по часовой стрелке, если цепь двигается, винт следует вывернуть против часовой стрелки.

Проверка ускорения . При плавном нажатии на акселератор двигатель должен уверенно и быстро набирать обороты от холостого хода до максимальных. Если обороты набираются медленно, с запаздыванием, винт L нужно медленно вывернуть против часовой стрелки, но не более чем на 1/8 оборота.

Проверка и регулировка максимального числа оборотов . Изменение максимального числа оборотов осуществляется винтом H. При его заворачивании (вращение по часовой стрелке) обороты увеличиваются, при выворачивании - уменьшаются. Двигатели бензопил имеют наибольшую скорость вращения около 13500 об/мин. Более высокую скорость не обеспечивает зажигание, кроме того, она становится опасной для двигателя. Предельные обороты можно определить по перебоям в зажигании. Если они наступают, винт H немного выворачивают против часовой стрелки.

После регулировки ускорения и максимальных оборотов следует снова проверить работу пилы на холостом ходу - двигатель должен работать устойчиво, цепь не должна двигаться. Если это условие не выполняется, настройка бензопилы должна повториться - за исключением этапа базовой регулировки.

Обслуживание свечи зажигания

Свечи зажигания рекомендуется менять примерно через 100 часов эксплуатации бензопилы. Признаком их неисправности являются недостаточная мощность двигателя, плохой запуск, перебои на холостом ходу. Если подобное наблюдается, останавливают двигатель и выворачивают свечу, предварительно сняв с нее колпак (1).

Во избежание ожога от горячего двигателя эту работу выполняют в рукавицах. При наличии нагара на свече, его убирают и проверяют зазор между электродами. В норме он должен составлять 0,5 мм. После очистки нагара и регулировки зазора проверяют работу свечи. Для этого включают зажигание, на свечу надевают колпак, зажав её в плоскогубцах с изолированными рукоятками, прижимают резьбой к цилиндру и дергают шнур стартера. Наличие яркой искры сигнализирует об исправности свечи, ее отсутствие - о неисправности. Исправную свечу устанавливают на место, неисправную - меняют на новую.

Замена быстроизнашивающихся деталей

Некоторые детали бензопилы, подверженные естественному износу, подлежат замене по истечении определенного срока эксплуатации. Их выход из строя не считается неисправностью. К быстроизнашиваемым деталям относятся цепь, шина, ведущая звездочка, элементы антивибрационной системы и некоторые другие.

Если не проводить вовремя замену быстроизнашивающихся деталей, их чрезмерный износ будет отрицательно сказываться на остальных узлах бензопилы. В частности, если не менять вовремя шину и ведущую звездочку, повышенная вибрация отрицательно скажется на подшипниках коленвала. Предельная глубина выработки зубьев звездочки должна составлять 0.5 мм. На практике звездочки нередко эксплуатируют до глубины износа 1 мм и более, - не подозревая о том, что это приводит к повышенной нагрузке на подшипники коленвала и ускоренному выходу их из строя. При износе 3-4-х цепей необходимо менять и саму шину, к этому времени ее износ достигает предельных значений.

Шина бензопилы изнашивается особенно сильно в зоне, резание которой выполняется наиболее часто, обычно, - это нижняя сторона направляющей шины. Для равномерности износа, шину при каждой замене цепи нужно перевернуть на 180° относительно горизонтальной оси.

При монтаже новой цепи следует ставить новую ведущую звездочку. Так как при нормальной нагрузке срок службы ведущей звездочки в два раза больше срока службы цепи, то целесообразно, использовать одну звездочку для попеременной работы двух цепей. Благодаря этому звездочка и цепи изнашиваются почти одновременно. Если новая цепь ставится на изношенную звездочку, то ведущие звенья цепи изнашиваются намного быстрее. Для рентабельной эксплуатации бензопилы, расходуйте всегда совместно: одну направляющую шину, две ведущих звездочки, четыре пильных цепи.

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.

Благодаря бензопилам, процесс валки леса, заготовки дров, ухода за садом стал намного проще. Большой топливный бак или электрический аккумулятор, компактные размеры оборудования, а также высокая мобильность гарантируют вам несколько часов комфортной и продуктивной работы. Некоторый типы бензопил можно применять не только для распилки дерева, но и для работы с бетоном или же камнем. Для этих целей используются, как правило, циркулярные или же сабельные пилы.

После покупки новой бензопилы, каждому владельцу скорее хочется начать ее использование. Однако стоит отметить, что особое внимание нужно уделить изучению техники безопасности и правил использования, заправке и смазке пилы, обслуживаю. Ведь именно это напрямую влияет на качество и продолжительность работы бензопилы, ее срок службы и эффективность результата.

Подготовка и начало работы бензопилой

Возможно, самый важный этап в использовании новой бензопилы - правильная подготовка к работе, поскольку именно от этого зависит, как будет пилить ваше оборудование. Для пользователя необходимо правильно собрать пилу, соблюдать соотношения компонентов при приготовлении топлива, заправить маслом, обкатать и т.д. Все эти шаги сказываются на работе и результате распила, а также влияют на срок службы бензопилы.

Комплектация бензопилы

Зачастую, каждый производитель поставляет свои бензопилы практически в собранном виде. Вам остается лишь установить шину, отрегулировать натяжение цепи и заправить оборудование маслом и топливом. Однако некоторые производители оставляют за собой право изменять комплектацию коробки дополняя ее аксессуарами и деталями, облегчающими обслуживание бензопилы.

Масло, топливная смесь и обкатка мотора

Каждая бензопила требует особенную топливную смесь, в которой бензин разбавляется небольшой долей масла. Так двигатель получает топливо для работы и необходимую смазку для ее плавности и легкости. Как правило, лучше выбирать качественный, свежий бензин, октановое число которого не ниже 92. Однако, есть модели импортных, дорогостоящих бензопил, которые работают на бензине А95 и не ниже.

Также важно соблюдать пропорции и на 1 литр бензина использовать 20 мл моторного масла. На самих упаковках с маслом вы найдете пропорцию 1:50.

Смазка цепи во время работы - залог хорошей и качественной распилки. Чтобы бензопила правильно пилила бревна без вреда запчастям и комплектующим, рекомендуется использовать качественное фирменное масло. Если же производитель пил не выпускает масел, то можно применять моторное масло, вязкость которого составляет W30-W40.

Правильное начало работы новым инструментом - еще один основополагающий этап, от которого зависит долговечность, исправность и качество работы бензопилы. Для того, чтобы сделать так званую “обкатку”, нужно дать поработать бензопиле вхолостую по несколько минут на разных скоростных режимах. Пила устанавливается на ровную поверхность, заводится мотор и работает 2-3 минуты на малых и средних оборотах.

После этой процедуры проверяется степень натяжения цепи, натягивается, если это необходимо и можно совершить пару пробных пропилов.

Как правильно пилить бензопилой?

Работа бензопилой - опасное занятие, при котором нужно думать не только о своей безопасности, но и об окружающих людях, предметах, сооружениях. В инструкции производитель всегда указывает несколько правил и советов, рассказывающих как работать бензопилой начинающему оператору. Перед началом работы необходимо удостовериться в исправности оборудования, достаточном количестве топлива и масла. Нужно осмотреть объект спила, рассчитать направления валки, очистить землю возле обрабатываемого дерева под углом 45 градусов со всех сторон вокруг дерева и по бокам от направления падения.

Безопасным считается расстояние, равное двум длинам дерева в любом из направлений. На этой территории не должно находится никак лишних предметов.

Правильно пилить бензопилой нужно заняв устойчивое положение, широко расставив ноги. Плечо упирается в ствол дерева, а направляющий подпил старайтесь делать как можно ниже, чтобы облегчить себе задачу по валке и оставить после работы маленький пень. Также важно, чтобы дерево не было гнилым, поскольку оно может упасть не по заданной траектории.

Что можно пилить бензопилой?

Достоинством бензопил является то, что они очень полезны и универсальны. Так, например, богатый ассортимент на рынке предлагает большой выбор бытовых, полупрофессиональных и профессиональных бензопил, которые отличаются мощностью, габаритами, весом, длинной шины и некоторыми менее значительными показателями и техническими характеристиками.

В зависимости от типа пилы, область ее использования также меняется. Вы можете бензопилой и дрова заготовить, и сухостой спилить ненужный. Используя пилы более профессионально, ими спиливают деревья, заготавливая доски и полена. В строительстве бензопилы могут применяться для разрезания пенобетона, пластиковых труб, камень и т.д. Опытные специалисты даже такой хрупкий материал на дсп могут пилить бензопилой. Для этих целей они используют либо пилы малых мощностей, либо же циркулярные дисковые пилы.

Частым вопросом на форумах является можно ли резать бензопилой лед? Можно, но придерживаясь некоторых правил. Масло для смазки можно не использовать, а пропил необходимо производить только кончиком шины. После резки цепь нужно качественно вытереть от воды, чтобы исключить появление ржавчины.

Как правильно пилить бревна разных размеров?

Для комфортной работы пилой по древесине разной породы и толщины, необходимо правильно подобрать полотно. Логично ведь, что при валке тонких и небольших деревьев, нет смысла использовать большие и тяжелые машины. Поэтому рекомендуется отталкиваться от диаметра ствола:

  • до 300 мм. используйте полотно до 35 см;
  • стволы 300-600 мм. требуют средние полотна, 35-65 см. длиной;
  • для ствола 600 мм. и больше используйте тяжелые полотна, длина которых 65 см. и более.

Правильный процесс валки больших и маленьких деревьев

Тонкие (до 15 см.) и невысокие растения можно пилить одним заходом. Однако же, если дерево имеет существенную высоту и большой объем ствола, такой метод валки не подходит. Правильно пилить большие деревья нужно следуя следующим шагам и правилам:

  • первый пропил делается со стороны, куда дерево должно упасть, под углом 45° и на четверть диаметра ствола;
  • второй пропил - горизонтальный, ниже первого до их состыковки;
  • третий - валочный пропил - осуществляется на противоположной стороне, параллельно второму надпилу и выше примерно на 5 см.

На следующей картинке изображена схема расположения пропилов:

После третьего пропила необходимо вынуть полотно пилы и отойти на безопасное расстояние.

Как правильно пилить лежачее бревно пополам и на доски?

При создании досок и полон хорошим помощником станет Big Mill - специальное приспособление для продольной распиловки бревен. Как же распилить бензопилой бревно вдоль? Для того, чтобы правильно пилить бензопилой доски, на бревне нужно сделать разметку, отбить ось, а только потом приступать к самой распиловке.

Правильная разметка - залог качественного и аккуратного распила. Чтобы это сделать корректно, следуйте следующим советам:

  • центр бревна определяется строительным уровнем: диаметр дерева делится пополам и середина отмечается карандашом прямо на брусе;
  • далее уровень располагается горизонтально на отмеченной точке и проводится вертикальная линия карандашом вдоль всей древесины;
  • повторяем действия на лицевой части;
  • обивочный шнур располагаем вдоль дерева с одной стороны бревна, натягиваем и сбиваем яркий мел, чтобы очертить ровную линию посередине всего бруска;
  • аккуратно следуя нарисованной линии, бревно распиливается на две части.

Особенности распиловки бревна на доски

В мастерской пилить бревна на доски разного размера не составит труда. Однако, если вы находитесь в условиях леса, то сделать с подручными материалами будет не просто. Но дальше опишем доступную инструкцию, как правильно пилить доски бензопилой, имея при себе сам пильный агрегат, самодельный станок и несколько саморезов.

  1. Из досок сооружается уголок, который будет играть роль направляющей. Для укрепления конструкции внутрь можете поместить деревянные бруски.
  2. Саморезами фиксируете этот уголок на обрабатываемом бревне.
  3. Прижимаете крышку крепления к одной из досок и делаете первый пропил.
  4. Уголок переставляется на вертикальную сторону и снова таким же образом фиксируется саморезами.
  5. После спила сторон с корой, можно приступать к распиловке досок. Важный момент заключается в том, что правильно пилить их, толкая бензопилу коленом или бедром, но никак не руками.

Работать бензопилой по камню, газобетону и другим материалам

Бензопилы также позволяют работать ними по бетону. Обычно для этих целей используются алмазные круги на электрических дисковых пилах, однако в некоторых условиях работать ими нет возможности. Как же правильно пилить железобетон, камень и другие материалы обычной бензопилой?

Наиболее подходящим вариантом для распиловки кирпича и других каменных материалом подходят так званые сабельные пилы. Средняя глубина реза у них составляет 30-40 см. Особенным достоинством можно отметить возможность входа пила и самого пиления с поворотом на 90 градусов. Такие движения делаются при строительстве оконных или дверных проемов, а также арок и ниш.

Пильный элемент в бензопилах сабельного типа - алмазная цепь. Ее отличительной чертой выступают сегментные напайки, которые делают цепь более прочной и надежной. Шина также отличается от шин бензопил, приспособленных для пиления дерева.

Шина сабельной цепи оснащена некоторыми каналами, через которые поставляется вода для охлаждения ленты и очистки рабочей зоны. В основном такие пилы имеют двухтактный двигатель невысокой мощности, что делает их удобными для бытового применения.

Приспособления, облегчающие работу бензопилой

Для того, чтобы сделать рабочий процесс наиболее комфортным и легким, существует ряд приспособлений и насадок на бензопилы.

Данные насадки используются для удаления коры, лишних и ненужных наростов и сучьев, вырезания чаш, углублений и пазов, придания плоскости округлым поверхностям и т.д. Разделяют барабанные и дисковые дебаркеры.

Устройство для вертикального распила

Правильно и ровно пилить доски вам поможет такое устройство, гарантирующее прямолинейное движение пилящим агрегатом. Он позволяет не только распилить древесину пополам или на 4 части, но и выпилить бруски, доски.

Приспособление для горизонтальной распиловки

Данное устройство, наоборот, позволяет совершать правильные распилы в горизонтальной плоскости, то есть пилить бревна (цилиндры). Например, они могут пригодиться для заготовки дров.

Возможные проблемы с бензопилами и их решение

Каждый производитель в руководстве по эксплуатации указывает ряд самых распространенных поломок или неполадок, с которыми может встретиться оператор до, во время и после работы оборудованием. Такие проблемы пользователь, как правило, правильно может решить самостоятельно, проведя небольшое техническое обслуживание. Если же проблему не удалось решить самому, рекомендуется обратиться в сервисный центр за помощью специалиста.

Во время самих пильных работ, пила может застрять в стволе дерева. В этом случае категорически нельзя ее резко вырывать, особенно, если двигатель еще заведен. Для таких случаев, большая часть бензопил оснащена системой аварийного стопа, при которой цепь резко останавливается для обеспечения безопасности оператора.

Правильным будет остановить мотор и наклонить ствол до тех пор, пока не выскользнет пила.

Также возможно, что при распиловке, бензопила начинает пилить в бок. Причин, по которым бензопила пилит криво, не много:

  • неправильная заточка цепи;
  • неподходящая цепь по параметрам;
  • гарнитура пилы уже порядком износилась.

Чтобы устранить данную проблему, попробуйте заменить цепь на новую, правильно подобрав ее для вашей шины.

Причины, почему плохо пилит бензопила также имеют основу в неправильном обслуживании. Так, например, было использовано некачественное топливо или смазочное масло. Возможно, вышли из строя настройки натяжения цепи или есть необходимость настройки карбюратора. Чтобы наверняка идентифицировать проблему, почему плохо пилит пила, необходимо провести техническое обслуживание.

Правильно держать бензопилу двумя руками, а не одной, а во время распиловки она должна находится сбоку от оператора. В таком положении пила в аварийных ситуациях не сможет травмировать пользователя. Конечно же, перемещение по территории нужно делать исключительно при выключенном моторе.

Помимо общей техники безопасности, не стоит забывать и о личной защите. Используйте специальную одежду и перчатки. Специальные очки, наушники и маска защитят органы чувств от громкого шума, пыли и щепок. Обувь должна быть закрытой и удобной.

Видео обзоры как правильно пилить бензопилой