История иконы нечаянная радость краткое содержание. Икона нечаянная радость значение и молитва

История иконы нечаянная радость краткое содержание. Икона нечаянная радость значение и молитва

Икона Нечаянная Радость – это чудотворная икона, изображающая Божью Матерь. Она особо почитаема в традиции Русской Православной Церкви. Подробнее в статье!

Икона Нечаянная Радость: история возникновения

Без скорбей нам не прожить никак, но ведь и радости переживаем. И если в скорбях, бросая самые неотложные дела, торопимся в храм – умолить, упросить, дабы миновала нас сия горькая чаша, в радости и мысли не держим, чтобы поспешить тем же путем – поблагодарить.

В Москве, совсем недалеко от метро “Кропоткинская”, есть храм Илии пророка. Многие москвичи называют его еще Обыденным. Храм Илии Обыденного. Почему? Да, сейчас слово “обыденный” по отношению к храму нас удивляет, мы уже давно и прочно вкладываем в него свой далекий от духовного значения смысл. А наши предки хорошо знали, что такое обыденный храм. Это храм, построенный в один день. Да, да, собрались всем миром еще затемно, быстро распределились, кто, где, и – строили. По кирпичику, по камушку, по дощечке. И к вечеру – Господи, благослови нас в Твоем новом доме!

Вот и храм Илии пророка тоже обыденный. И переулок, на котором стоит храм, тоже называется Обыденным. В 1592 году на этом месте был в один день поставлен деревянный храм. А уж потом, через сто лет, каменный. Господь уберег храм Илии Обыденного от большевистского разора, он не закрывался. “Мелким хулиганством” отметили его: сбросили в 1933 году колокола. На том и обошлось. Храм стал пристанищем святынь из тех церквей, которые попали под горячую руку, дурную голову и пустое сердце строителей новой жизни. Именно таким образом и оказалась в храме Илии Обыденного чудотворная икона “Нечаянная Радость”. Сначала помещалась она в Кремле в малом храме равноапостольных Константина и Елены, затем, после его разрушения, перебралась в Сокольники, в церковь Воскресения Христова, а уже с 1944 года – здесь, в Обыденном переулке.

Икону “Нечаянная Радость” очень любят. К ней несут цветы, к ней идут на поклонение даже те, кто оказывается в Москве проездом. Нечаянная Радость… Вроде бы и ясно все, и вроде бы есть какая-то недоговоренность. А история этой иконы такова. Жил один грешник, непотребными делами умножал свои дни, но, несмотря на это, всегда молился перед иконой Божией Матери. В очередной раз собрался на грех и в очередной раз подошел к иконе. “Радуйся, Благодатная…” только и успел произнести слова Архангела Гавриила. И замолчал, потрясенный увиденным. Вдруг у Богомладенца, Которого держала Дева Мария, на руках, ногах и в боку, открылись язвы, самые настоящие, стали кровоточить. Не помнящий себя от ужаса грешник пал ниц, закричал:

–Кто сделал это!

И услышал страшные слова Богородицы:

–Ты. Вы, грешники, распинаете сына Моего, вы оскорбляете Меня беззаконными делами, а потом еще смеете называть Меня Милосердной.

Горькими слезами стал обливаться грешник.

–Помилуй меня, – просил Богородицу, – прости, умоли обо мне Сына.

Богородица тут же произнесла молитву: “Прости вся дела его, елико содея”. Только молчал Предвечный Сын, а грешник в ужасе метался пред иконой:

–Помилуй меня, умоли!

Наконец, услышал он слова прощения. И услышал тогда, когда совсем было отчаялся, памятуя о тяжести своих грехов. Но милосердие Божие беспредельно. Бросился к иконе прощенный грешник, стал лобзать кровавые раны распинаемого нашими грехами Спасителя. И не чаял, и не надеялся уже… И вот она, нечаянная радость, посетила его почти дрогнувшее сердце. С тех пор, говорят, стал жить благочестиво.

Эта история и послужила поводом для написания иконы “Нечаянная Радость”. На ней изображен стоящий на коленях человек. Он простирает руки к иконе, на которой Божия Матерь держит на коленях Своего Сына. Внизу, под ликом, обычно помещают первые слова рассказывающей об этом повести: “Человек некий беззаконный…”

Человек некий, беззаконный… Уж не про нас ли? Думается, все мы, напрягши память и не напрягши, можем вспомнить, как не раз и не два, а множество раз грешили в большом и малом, при этом постоянно оправдывая себя, находя самые убедительные доводы, что иначе никак… Конечно, в глубинах души, самых потаенных, мы всегда правильно понимаем, что есть что. Но то, что понимаем сами, разве обязательно объявлять другим? Мы не знаем, на какой такой грех отправлялся человек, подошедший к иконе за благословением. Для нас это не так и важно, собственные грехи более жгучи и непростительны. Но нас не всегда смущает это, кажется, мы знаем лучше, что нам полезно, что для нас необходимо, и просим не вразумить на доброе, а дать, дать… Помню, как говорил один московский пастырь в проповеди:

– Мы не просим, мы требуем. Господи, да будет воля моя. Моя, а не Твоя, потому что я лучше знаю, что мне потребно.

Видимо, грех, особенно грех неосознанный, который для нас почти что добродетель, и способен уязвить до крови Христово Тело. Ведь и тот “человек некий беззаконный” тоже подошел к иконе благословиться на грех. Одна обиженная женщина сетовала мне недавно на… Бога:

–Знала бы ты, как я молилась! Колени стерла в поклонах, все просила: не допусти, Господи, брака моего сына, не такая ему нужна жена, не будут они жить, нутром чувствую. А он и слушать не хочет. Как молилась! Накануне свадьбы уже, они водку к столу закупают, а я все молюсь. Ну и какой толк? Расписались…

“Да будет воля моя…” Классический случай, когда жизнь без сомнений воспринимается нами как нормальная, правильная, здоровая. Нет сомнения, что я знаю лучше, какая женщина нужна моему сыну, какая профессия дочке, какая марка машины зятю. И мы просим: подкрепи, Господи, мои неопровержимые доводы, скажи всем им, что я права. А Господь не торопится. Ждет. Ждет, когда, наконец, усомнимся мы в своей надуманной, пагубной правоте, когда вдруг прозреет наше сердце. Тогда и одарит человека нечаянной радостью. Не ждали, не ведали, а вот одарены!

“Нечаянная радость” – икона, призывающая нас к труду. Труду духовному, молитвенному. Результаты того труда явятся, ох, не сразу. Их нам намывать и намывать. Не зря ведь молитвенный труд называют подвигом. “Трудись и молись”, – учили древние подвижники. Всегда трудись и всегда молись. А мы хоть раз, а если нет, то “какой толк?”

Но ведь икона-то называется “нечаянная Радость”. А раз нечаянная, значит, нежданная, негаданная, как снег на голову, как золотой целковый на дороге, как подарок. Да, радости нечаянные, нежданные, очень украшают нашу жизнь. Иногда бывает, из состояния затяжной, измотавшей депрессии нас способен вызволить даже нежданный звонок хорошего человека.

–Как я хочу тебя видеть, – скажет хороший человек, – мне так надо с тобой встретиться.

И – чудеса! Занудство наше (все не так, все не эдак) моментально окажется попранным здоровым желанием отодвинуть шторы, подойти к зеркалу… Нечаянная радость легким шагом прошлась по тяжелой душе, такая маленькая, такая нечаянная радость…

Как важно воспитать в себе обязательность по отношению к такой радости. Она в благодарении. Не забыть сказать “спасибо”. Ведь, получая подарок, даже самый невоспитанный из нас хоть тихонько да буркнет “спасибо”. А радость нечаянная – подарок духовный. Благодарение за него – в молитве. “Я не знаю ни одной молитвы, совсем не умею молиться, подойду к иконе и думаю: что дальше-то делать? Ну перекрестилась, а дальше что? ” Редакция часто получает подобные письма, и нет в том ничего удивительного. Мы знаем английский, потому что закончили курсы иностранных языков, мы умеем водить машину, потому что сдали экзамены на водительские права, мы умеем вязать, потому что наша мама нас научила, и пироги печем по бабушкиному рецепту. А молиться нас никто не учил. Мы в лучшем случае самоучки, в худшем – неучи. Но, во-первых, учиться никогда не поздно. Во-вторых, разве Господу нужны наши пространные речи? “Слава Тебе, Господи!” – самая коротенькая на свете молитва. Вот уже и выучили. Произнесенная с покаянным сердцем, она быстрее дойдет “по назначению”, чем протараторенное без чувства полное молитвенное правило из молитвослова. Но есть и особое моление иконе “Нечаянная Радость” – акафист.

Чему учит акафист перед “Нечаянной Радостью”?

Акафист – слово греческое и переводится оно как гимн, который поется стоя. Стоя перед иконой. Каждому празднику, каждому святому Русской Православной Церкви, каждой иконе сложен свой акафист. Это особое поэтическое творчество. Давайте раскроем акафист Пресвятой Богородице “ради чудотворного Ея образа Нечаянныя Радости”. Вот только несколько акафистных строк: “радуйся, Радость всему миру Родившая. Радуйся, яко пламень страстей наших угасаеши. Радуйся, благ временных Ходатаице. Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая”. Акафист можно читать и дома. Бывают моменты, когда дарованная нам нечаянная радость таким светом зальет душу, что от избытка сердца начинают глаголать наши уста. Вот тут-то самое время встать перед образом и почитать акафист.

Если всмотреться в нашу жизнь пристальнее, мы без труда обнаружим в ней много поводов для нечаянной радости. Сын сдал физику на “четыре”, а вам казалось, что и тройка – благо, – нечаянная радость. Неделю лил дождь, а сегодня солнце во весь небосклон – нечаянная радость. Вы подобрали крошечного щенка, который вскоре стал вашим другом, мужу неожиданно выделили две (вам и ему) бесплатные путевки в санаторий, да мало ли… Жизнь соткана из маленьких радостей, половина из которых нечаянна, столько поводов к благодарению. Другое дело нет у нас навыка. Просить, умолять, плакать перед иконой мы умеем, приспичит, враз обучимся, а вот благодарить… Давайте учиться благодарить. И детей учить. Ведь детям эта наука так необходима по жизни. Неблагодарный человек, забывающий поблагодарить ближнего за милость к нему, тем более забудет и о высшем благодарении. Рецидивом его плохой памяти будет его неспособность к радости сердечной. А неспособность к радости сердечной станет причиной безрадостной, обуженной до рамок земного бытия жизни. Вот ведь какая цепная реакция, вот ведь какая прочная связь.

Икона “Нечаянная Радость” учит нас благодарной жизни. Перед ликом Пресвятой Богородицы каждый из нас жалок, грешен и неприкаян. И не надо стыдиться этого, как великого позора. Надо признать это и обрадоваться нечаянно, что принят, что теперь перед тобой широкий простор и неограниченные возможности. Помните, в акафисте? “Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая”. А не тем, кто на длинном марафоне от греха к греху вдруг делает зигзаг в сторону иконы и на всякий случай застывает перед ней в минутной паузе. Верные те, кто показал свою верность и делом, и словом, и ненавистью к греху, и молитвой. Помоги нам, “Нечаянная радость”, приблизиться к верным. Дай нам силы и вразумление.

Акафист Пресвятой Богородице перед ее иконой, именуемой “Нечаянная радость”

Кондак 1

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Икос 1

Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала еси о человеце, присно во гресех пребывающем; мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Ти сице: Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая. Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая; радуйся, нечаянную радость спасения им подающая. Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая; радуйся, вся наша печали утоляющая. Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающая; радуйся, житие наше добре устрояющая. Радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая; радуйся, Радость всему миру родившая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 2

Видящи Пресвятая человека, аще и беззаконна, но на всяк день с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающагося и Архангельское приветствие Ей приносящаго, внят и таковаго грешника славословии., да вси, зрящее Ея Матернее милосердие, на Небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуа.

Икос 2

Разум человеческий воистину превосходит любовь Твоя к роду христианскому, яко и тогда не престала еси от ходатайства Твоего о человеце беззаконном, егда Сын Твой показа Тебе язвы гвоздинныя, грехи человеческими Ему соделанныя. Зряще Тя толико неотступную Предстательницу за нас, грешных, со слезами вопием Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, от Бога нам дарованная; радуйся, Путеводительнице наша, к Небесному Отечеству нас возводящая. Радуйся, верных ограждение и прибежище; радуйся, помоще всех призывающих Имя Твое святое. Радуйся, всеми презренных и отверженных от рова погибели исхищающая; радуйся, тех на путь правый обращающая. Радуйся, непрестанное уныние и мрак душевный отгоняющая; радуйся, иждившим от недуга ум новый и лучший смысл подающая. Радуйся, оставленных врачами на Своя всемощные руце приемлющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 3
Сила благодати преизобиловала тамо, идеже умножися грех; да радуются на Небеси вси Ангели о единем грешнице покаявшемся. Поющее пред Престолом Божиим: Аллилуа.

Икос 3

Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем с верою и упованием прибегающим к Тебе подаеши руку помощи, Владычице, да вси единем сердцем и едиными усты славословие приносят Ти сицевое: Радуйся, яко Тобою к нам нисходит Божие благоволение; радуйся, яко Тобою и мы имамы вящшее к Богу дерзновение. Радуйся, яко во всех бедах и обстояниих наших приносиши Сыну Твоему усердныя о нас молитвы; радуйся, яко и наша молитвы приятными Богу соделоваеши. Радуйся, яко невидимых врагов от нас отгоняеши; радуйся, яко от видимых врагов нас избавляеши. Радуйся, яко сердца злых человек умягчаеши; радуйся, яко от клеветы, досаждения и укорения нас изъимаеши. Радуйся, яко Тобою вся благая желания наша исполняются; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 4

Бурю внутрь имея греховных помышлений, человек беззаконен моляшеся пред честною иконою Твоею и, видев Кровь от язв Предвечнаго Сына Твоего потоками, якоже на Кресте, текущую, паде от страха и с рыданием тако вопияше Ти: «Помилуй мя, о Мати милосердия, да не преодолеет злоба моя неизреченныя благости и милосердия Твоего, Ты бо еси всем грешником едина Надежда и Прибежище; преклонися убо на милость, Благая Мати, и умоли о мне Сына Твоего и Творца моего, да непрестанно зову Ему: Аллилуа.

Икос 4

Слышавше небожители о чудеснем молитвами Твоими спасении их земнаго гибнущаго брата, прославиша Тя, благосердую Царицу Небесе и земли; и мы, грешнии, сведавше таковое подобнаго нам грешника заступление, аще и недоумевает язык наш восхвалити Тя по достоянию, от глубины умиленнаго сердца нашего воспеваем Ти сице: Радуйся, Споручнице спасения грешных; радуйся, Взыскание погибших. Радуйся, Нечаянная грешных Радосте; радуйся, падших возстание. Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; радуйся, яко гласа молитв Твоих беси трепещут. Радуйся, яко Ангели сему радуются; радуйся, яко и нас, земнородных, сила молитв Твоих веселия исполняет. Радуйся, яко теми от тины грехов нас изъимаеши; радуйся, яко пламень страстей наших угашаеши. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 5

Боготечную звезду – чудотворную икону Матере Твоея показал еси нам, Господи, ибо, взирающе на образ Ея телесныма очима, умом и сердцем к Первообразней возвышаемся и Ею к Тебе востекаем, поюще: Аллилуа.

Икос 5

Видевше Ангели Хранители христиан, яко Божия Матерь споспешествует им в наставлении тех, заступлении и спасении, потщашася сице возопити Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим: Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая; радуйся, Ему всегда о роде христианстем моления приносящая. Радуйся, в христианстей вере и благочестии Наставнице; радуйся, ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, от растлевающих душу и тело соблазнов сохраняющая; радуйся, от опасных обстояний и внезапныя смерти, без покаяния и Святаго Причащения, избавляющая. Радуйся, уповающим на Тя живота непостыдный конец дарующая; радуйся, и по смерти за отшедщую на суд Господень душу пред Сыном Твоим неотступно ходатайствующая. Радуйся, Твоим Матерним предстательством от вечнаго мучения сию избавляющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 6

Проповедник чуднаго Твоего милосердия, дарованнаго некоему человеку беззаконну, явися святый Димитрий Ростовский, иже, списуя великая и славная и изрядная дела Божия, в Тебе явленная, предаде письмени и сие дело милости Твоея в научение и утешение всем верным, да и тии, во гресех, бедах, скорбех и озлоблениих суще, многажды на всяк день с верою в молитве пред образом Твоим колена преклоняют и, тех избывшее, вопиют Богу: Аллилуа.

Икос 6

Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя, Богомати, прогоняя тьму бед и скорбей от всех, с любовию вопиющих Ти сице: Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных; радуйся, Благая Утешительнице в печалех наших душевных. Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая. Радуйся, алчущих Питательнице; радуйся, нагих одеяние. Радуйся, вдов Утешительнице; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице. Радуйся, неправедно гонимых и обидимых Заступнице; радуйся, гонящих и обидящих правосудная Отмстительнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 7

Хотя Законодавец Правосудный Господь Сам быти закона Исполнитель и явити милосердия Своего бездну, преклонися на усердное моление Твое, Преблагословенная Мати Дево, о человеце беззаконне, глаголя: «Закон повелевает, да сын чтит матерь. Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя: Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления; буди убо, якоже хощеши: ныне прощаются ему греси Тебе ради». Мы же, видяще таковую силу молитвы Ходатаицы нашей о прошении согрешений наших, прославим милосердие и неизреченное благоутробие Ея, зовущее: Аллилуа.

Икос 7

Новое дивное и славное знамение всем верным явися, яко не токмо Матери Твоей, но и пречистому Ея Лику, на доске изображенному, силу чудотворения даровал еси, Господи; сему таинству дивящеся, во умилении сердца вопием к Ней таковая: Радуйся, премудрости и благости Божия откровение; радуйся, веры утверждение. Радуйся, благодати явление; радуйся, душеполезных знаний дарование. Радуйся, душевредных учений низложение; радуйся, беззаконных навыков нетрудное преодоление. Радуйся, слово премудрости просящим дарующая; радуйся, несмысленныя разумныя соделовающая. Радуйся, детем, неудобь учащимся, разум подающая; радуйся, юности благая Охранительнице и Наставнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 8

Странное и ужасное видение бысть некоему человеку беззаконну, показуя ему благость Господню, предстательством Богоматере грехи его прощающую; сего ради оттоле, исправль свое житие, поживе богоугодне. Сице и мы, славная дела и многоразличную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений и ум и сердце наше на Небеса возведем, поюще Богу: Аллилуа.

Икос 8

Вся в вышних пребывающи, и нижних никакоже отступила еси, Премилосердая Царице Небесе и земли; аще бо по Успении Твоем и взошла на Небеса с пречистою Твоею плотию, обаче и грешныя земли не оставила еси, являющися Причастница Промышления Сына Твоего о роде христианстем. Сего ради Тя по долгу ублажаем: Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая; радуйся, чистотою телесе Твоего вся Небеса возвеселившая. Радуйся, Промышления Сына Твоего о роде христианстем Святая Служительнице; радуйся, о всем мире усердная Предстательнице. Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; радуйся, всегда матернюю любовь к нам являющая. Радуйся, всех даров, духовных и телесных, независтная Подательнице; радуйся, благ временных Ходатаице. Радуйся, двери Царствия Христова верным отверзающая; радуйся, и на земли чистаго веселия сердца их исполняющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси толико твердую и теплую Заступницу и Помощницу роду христианскому, нам невидимо спребывающу, слышащу же Тебе поющих: Аллилуа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, но не богопросвещеннии суесловят, яко поклонение святому образу аки бы поклонение идолу есть; не разумеют бо, яко честь, святому образу воздаваемая, на Первообразная восходит. Мы же не токмо сия добре ведуще, но и от верных человек о многих чудотворениих от Лика Богоматере слышаще, и сами поклонением ему потребная ко временней и вечней жизни приемлюще, с веселием Богородице взываем: Радуйся, яко от священнаго Лика Твоего чудеса деются; радуйся, яко утаися премудрость и благодать сия от мудрых и разумных века сего. Радуйся, яко открыся та младенцем в вере; радуйся, яко прославляющих Тя прославляеши. Радуйся, яко отвергающих Тя пред всеми посрамляеши; радуйся, яко от потопления, огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякаго зла прибегающих к Тебе избавляеши. Радуйся, яко вся болезни человечестии, душевныя и телесныя, милостивно врачуеши; радуйся, яко праведный гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляеши. Радуйся, яко Ты еси тихое пристанище от бурь плавающим по морю житейскому; радуйся, яко и по конце житейскаго плавания нашего надежно приводиши нас в необуреваемую страну Царствия Христова. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 10

Спасти хотя человека некоего беззаконна от заблуждения жизненнаго пути его, дивное видение от пречестныя иконы Твоея показала еси ему, Преблагословенная, да, чудо видя, покается и, из глубины греховныя милосердным промышлением Твоим воздвигнутый, вопиет Богу: Аллилуа.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе притекающим, ибо небесе и земли Творец, вселивыйся во утробу Твою и от Тебе родивыйся, яви Тя, Приснодеву, стража девства, чистоты и целомудрия и сосуд всякия добродетели, и всех возглашати Тебе научи: Радуйся, столпе и ограждение девства; радуйся, чистоты и целомудрия незримая Охранительнице. Радуйся, добрая девам Наставнице; радуйся, невест благая Украсительнице и Споручнице. Радуйся, всежеланное совершение благих супружеств; радуйся, матерей детородящих скорое разрешение. Радуйся, младенцев воспитание и благодатное охранение; радуйся, безчадных родителей плодами веры и Духа веселящая. Радуйся, матерей скорбящих утешение; радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносяще Ти, недостойнии, просим Тебе, Дево Богородице: не презри гласа рабов Твоих; к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще: Аллилуа.

Икос 11

Светоподательную свещу, сушим во тьме греха и юдоли плача явившуюся, зрим Святую Деву; духовный бо огнь молитв Своих, наставления и утешения возжигающи, приводит к Свету Невечернему всех, воззвании почитающих ю сими: Радуйся, Луче от Солнца Правды – Христа Бога нашего; радуйся, нечистую совесть просвещающая. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая; радуйся, в посте, молитве и богомыслии пребывающим присно спребывающая. Радуйся, верных пастырей Церкве ободряющая и вразумляющая; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь присное утешение. Радуйся, кающихся пред Богом грешников непостыдная Заступнице; Радуйся, всех христиан теплая Ходатаице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте, без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Богородительнице, да радующееся поем Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуа.

Икос 12

Поюще неизреченное Матернее Твое милосердие к человеку беззаконну, восхваляем Тя вси, яко твердую Предстательницу за нас, грешных, и покланяемся Тебе, о нас молящейся; веруем бо и уповаем, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая временная и вечная всем с любовию вопиющим Ти сице: Радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание; радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих. Радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников; радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице. Радуйся, благодатию смирения и терпения нас снабдевающая; радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение. Радуйся, от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию ограждающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий нас незримо отвращающая. Радуйся, во благих намерениих наших присная Споспешнице; радуйся, в час кончины всем нам Помощнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приими пение, вся наша печали на радость преложи и от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва перед иконой Богородицы “Нечаянная Радость”

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость; грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, – вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех – утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих – совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным – надежду и терпение; в радости и изобилии живущим – непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим – милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами – нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум – ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь – память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым – заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми облечи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам – друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием. супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради; безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи, прельщенныя же и во грехе и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи; вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй; преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми житии сотвори; сконсавшимся внезапною смертию милостива бытии Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица: да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вы только что прочитали статью «». Узнать больше о других иконах Божьей Матери Вы можете из следующих статей:

Празднование: 9 декабря (старый стиль) — 22 декабря (новый стиль), 1 мая (старый стиль) — 14 мая (новый стиль)

Старинная чудотворная икона Богородицы «Нечаянная Радость» – одна из святынь Москвы находится в храме Пророка Илии Обыденном. Время и место происхождения первообраза неизвестны.

В настоящее время икона Божией Матери «Нечаянная Радость» пользуется большим почитанием среди верующих, списки с образа пребывают почти в каждом православном храме, хотя распространение святой иконы в Москве началось с середины XIX века.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы.

История этой иконы рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении «Руно орошенное». По легенде, один разбойник, проводя жизнь в грехах, имел однако обыкновение подолгу молиться перед образом Божией Матери, прося оказать ему помощь в его делах.
Каждый раз он начинал свою молитву архангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная!» Однажды, собираясь идти на грешное дело, во время молитвы на него напал внезапный сильный страх, и он увидел, что Богородица и Младенец предстали перед ним живыми. У Христа открылись раны на руках, ногах и на боку, и из них начала струиться кровь, как и во время Распятия. Разбойник пришел в ужас и воскликнул: «О, Госпоже! Кто сделал это?» Богоматерь ответила ему: «Ты и прочие грешники; вы своими грехами снова распинаете, как древние иудеи, Сына Моего». Изумленный разбойник начал молить Божию Матерь помиловать его.

Тогда на его глазах Она стала просить Христа простить ему грехи, но Он отказывал. Тогда Пресвятая Богородица сошла со своего трона и хотела пасть к ногам Младенца. «Что Ты хочешь делать, о Матерь Моя!» – воскликнул Сын. «Пребуду у ног Твоих вместе с этим грешником, – отвечала Она, – пока Ты не простишь ему грехов». Христос промолвил: «Закон повелевает всякому сыну почитать свою мать; а справедливость требует, чтобы законодатель был и исполнителем закона. Я – Твой Сын, а Ты – Моя Мать. Я должен почитать Тебя, исполняя то, о чем ты умоляешь Меня. Будь же по Твоему желанию. Ныне прощаются ему грехи Тебе ради. А в знак прощения пусть он облобызает Мои раны». Тогда потрясенный грешник встал и прикоснулся губами к язвам Христа, открытым на иконе. С этим видение кончилось, и оно не прошло даром для человека: с того времени он исправился и стал жить богоугодно.
Потрясенный до глубины души, с сокрушенными сердцем, молил человек Пресвятую Богородицу быть ему Заступницей пред Богом и Ходатаицей о прощении его грехов. Человек тот осознал глубину своего падения и с помощью Божией оставил грешную жизнь. До конца дней своих со слезами и благодарностью он молился Божией Матери, по ходатайству Которой получил нечаянную радость покаяния и прощения грехов от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Этот очень чтимый в православной Москве образ есть почти в каждом храме города.

По типу икона «Нечаянная радость» относится к Одигитрии – путеводительнице ко Христу. На ней изображен стоящий на коленях грешник перед иконой Пресвятой Богородицы и протягивает к ней руки с мольбой о помиловании. Иногда из его уст, в виде лент, иконописцы изображали текст обращенных к Ней молитв. Получается икона в иконе: Матерь Божия держит на левой руке Своего Сына, и Младенец Христос поднял вверх Свои маленькие ручки. Лик Богородицы обращен к грешнику. Под образом надпись, излагающая историю спасения грешника…

Одигитрия «Нечаянная радость» еще раз свидетельствует, что все желающие быть прощенными искренне – будут прощены. Причем в повествовании об иконе сказано, что покаявшийся грешник молил о даровании видения грехов своих, и это не означает, что он собрался снова вести порочную жизнь. Любой человек грешен – такова наша двойственная природа, но если грех вдруг по слабости людской и свершится, то, увидев его в лицо, мы получаем возможность раскаяния и, возможно, полного покаяния, что станет еще одной ступенью спасения в духе.

Этот образ имеет множество списков, разошедшихся по всей России. Он прославлен чудотворениями, везде почитаем и любим, ведь Нечаянная Радость – это Сама Богородица, безмерно любящая, неотступно пребывающая в молитве перед Своим Божественным Сыном о всем роде человеческом, не оставляющая людей без надежды на прощение самых тяжелых грехов, дарующая нечаянную радость встречи, веры, любви.

Икона божией Матери «Нечаянная Радость»

Многие, с верой и любовью прибегающие к помощи Пресвятой Богородицы, получают через эту икону нечаянную радость прощения грехов и благодатного утешения. Эта икона будит в каждом верующем утешительную веру в помощь Царицы Небесной и чрез Нее в милосердие Господа во всех наших делах, а также в молитве за детей.

Дни празднования иконы Божией Матери «Нечаяная Радость» - 14 мая и 22 декабря .

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная радость

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым - заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й:
Днесь вернии людие духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к Пречистому Ея образу, взываем сице: о, Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6-й:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Скачать:

Икона Божьей Матери «Нечаянная Радость»

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Нечаянная Радость»

Однажды митрополит Дмитрий Ростовский в своем сочинении поведал о человеке, который любил молиться у иконы Богородицы, а потом шел и грешил. Именно эта история стала сюжетом для иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Вероятно, потому, что многие узнают в поведении грешника собственные привычки, образ стал очень чтимым в России.


О чем молится святому образу

О чем верующие молятся у иконы «Нечаянная радость»? Исходя из названия - просят у Царицы Небесной осуществления самых сокровенных желаний. У каждого они свои - некий пастырь может помолиться о спасении закоренелого грешника, которого не чает уже спасти своими силами. Кого-то мучает совесть: человеку кажется, что его грехи настолько тяжелы, что ожидать прощения не приходится. И тогда, как к последнему средству он приходит к Богородице.

Помолиться также можно:

  • о тех, кто потерял нравственные ориентиры;
  • о помощи в болезнях слуха;
  • о примирении;
  • о возвращении пропавших;
  • о людях, впавших в отчаяние (когда одолевают скорби, лишения).

В военные годы женщины молились о пропавших мужьях. Случалось даже, что получившие похоронки возвращали при помощи Всевышнего своих близких. Родители тех детей, которые встали на греховный путь, ищут помощи - ведь они делают все, что возможно, но сыновья и дочери все равно оступаются. Тогда радость кажется чем-то недостижимым, что навсегда осталось в прошлом.


Чем поможет икона “Нечаянная радость”

Великая поэтесса Марина Цветаева упоминала икону «Нечаянная радость» в своих стихах. В чем же она помогает, что заслужила поистине всенародное почтение? Это можно понять из названия - через молитву может прийти радость. Радость о спасении близких. Разве не ее ищут все, кто познал настоящий смысл веры?

Для грешника самой желанной вестью может быть известие о полном своем прощении. Когда наступает осознание тяжести своих проступков, той боли, которую они причинили окружающим, этот груз становится почти невыносимым. Но нельзя разрешать ему придавить себя. Надо искать утешения в молитве, ибо уныние заводит в тупик. Молиться надо в любых ситуациях, когда человек не может сам помочь себе или близким:

  • Разлука с супругом.
  • Когда кто-то распускает клеветнические слухи.
  • Если родные находятся в морском путешествии.
  • Сын на службе в армии.

Грешнику никогда не поздно раскаяться, даже если он считает, что его проступки не заслуживают прощения. Не стоит поддаваться на уловки нечистого - необходимо продолжать молиться. И обязательно случится та радость, которой уже не ждали - нечаянная радость.


Зачем читать акафист иконе

Особый вид церковной поэзии - это составление акафистов. Они посвящены разным иконам, но строение одинаковое: короткие песни чередуются с более длинными. Акафист иконе «Нечаянная радость» по форме не отличается от остальных. Читать его необходимо стоя перед образом, желательно делать это вслух. Вообще все молитвы лучше произносить вслух, необязательно громко или «с выражением», но так, чтобы читающий слышал сам себя.

Слова молитвы благотворно влияют как на душу, так и на окружающую атмосферу. Недаром ведь в храмах молитвы возглашаются и поются, а не читаются «про себя». Молитва учит людей видеть радость в самых обыденных событиях. Выглянуло солнце, сын получил хорошую отметку. Надо научится все это подмечать, но и не только. Чтение акафистов учит за каждую такую радость благодарить Господа. Ведь большинство привыкли обращаться к Богу только лишь со слезами, просьбами, уговорами.

Значение иконы «Нечаянная радость»

В конце 17 в. святитель Дмитрий написал известное произведение, которое рассказывало о чудесах, происходивших в Ильинском монастыре (г. Чернигов). Героя рассказа автор называет просто беззаконным человеком, то есть таким, который не почитал Божие установления. Каким именно грехом он был одержим - не говорится, умолчание это сделано намеренно. Ведь иначе каждый мог бы сказать: «Я этим не грешен, поэтому история не обо мне».

Грешник был необычен тем, что каждый день молился перед иконой Богородицы. Но делал это по привычке, не вникая в смысл святых слов: «Радуйся, Благодатная!» Как же Божия Матерь может радоваться, если человек погряз в грехе и его это совершенно не беспокоит? Чтобы показать всю мерзость безбожной жизни, было явлено чудо. Не потому, что грешник был этого достоин, а для назидания и спасения многих.

Глубокое значение иконы «Нечаянная радость» раскрывается только если весь рассказ осмыслить в совокупности. Встав, как обычно, на молитву, грешник вдруг увидел, как у Младенца открылись раны, откуда хлынула кровь. Уже само по себе подобное переживание способно убить человека. Но герой повествования вступает в диалог с Божией Матерью. Это, кстати, графически отражено на некоторых вариантах иконы.

На вопрос о том, кто же поранил Богомладенца, был получен ответ, что ежедневно грешники заново распинают Христа своими безбожными поступками. Каждый грех - как гвоздь впивается в плоть Спасителя, заставляет его сердце истекать кровью, а Божию Матерь - заново страдать.

Грешник обратился к святой Марии, чтобы она умолила Сына своего даровать ему прощение грехов. Но Божия Матерь получила отказ, и так случилось несколько раз. Тогда она упала ниц и сказала, что не встанет, пока грешник не получит прощение. Тут Христос уступил мольбам. Тогда раскаявшийся герой повести стал целовать раны на теле Спасителя, затем видение прекратилось.

Сугубый урок данной повести в том, что закоренелый грешник немедленно оставил прежние свои дела, и остаток жизни провел, как подобает христианину. Каждый человек знает и чувствует, когда поступает неправильно, для этого даже не надо знать заповеди, потому что Господь написал их в сердцах. Молитва перед иконой «Нечаянная радость» поможет увидеть свои грехи, если голос совести удалось заглушить.

Где пребывает святой образ в наши дни

Многие чудотворные иконы были вывезены за границу во время революции 1917 г., еще больше их уничтожено безбожной властью. Но, к счастью, сегодня верующие могут прийти туда, где находится образ «Нечаянная радость». Чтимый чудотворный список доступен для поклонения в храме Ильи Пророка (метро Кропоткинская). Здесь рука Божия уберегла его и другие известные иконы от исчезновения.

Храм в просторечии называют Обыденным. В старину так именовали церкви, который были построены… за день. Народ собирался еще до рассвета, а к вечеру был готов новый дом Божий! Так и возвели церковь Илии Пророка в конце 16 в. Память об этом сохранилась в названии переулка (Обыденский). Сегодня здесь бывают не только москвичи, но и паломники со всей России. Несут Божией Матери цветы и свои молитвенные нужды.

Храм во имя иконы Божией Матери «Нечаянная радость» работает в Марьиной Роще (метро ВДНХ или Рижская). Здесь хранится еще один чудотворный список, созданный в 19 в. Возведение храма окончено в начале 20 в., до революции, строительство велось на деньги, собранные жителями города. Земельный участок был пожертвован. Над главным входом - образ молящегося грешника. В церкви три престола, хранятся еще несколько святынь с мощами.

Церковь тоже не закрывалась, почти без потерь сумев пережить годы гонений на Церковь и веру Христову. Сохранились даже колокола, только звонить в них было нельзя. Сегодня сюда может прийти любой желающий, помолиться у чудотворного образа. Расписание служений есть на официальном сайте, как и режим работы.

Чтимый список иконы Божией Матери «Нечаянная радость» хранится в церкви Спаса на Песках (Спасопесковский переулок, г. Москва). Храм охраняется государством, как памятник культуры. Именно он изображен на известной картине «Московский дворик». История церкви начинается с 1642 г., это была церковь посреди стрелецкой слободы. Она неоднократно перестраивалась, пострадала от пожара при Наполеоне - однако очень быстро была восстановлена.

В конце 19 в. прихожан было около тысячи, работала школа, приют для нищих, велась борьба с пьянством. После революции настоятеля арестовали, храм закрыли. Здание подверглось разграблению, перестраивалось под разные нужды, постепенно уничтожались росписи. В 30-е годы церковь признана памятником архитектуры, но Патриархии здание было передано лишь в 1991 г. Начался период постепенного возрождения.

Неожиданная радость спасения

Один из самых важных уроков, который верующий получает, созерцая икону Божией Матери «Нечаянная радость» - бесконечная милость Господа. Его не отвращают беззакония грешников, только если они испытывают искреннее раскаяние. Обязательно выразить его в молитве, неважно, перед какой именно иконой это будет сделано. Именно так строятся отношения между Богом и человеком - сначала через слово, потом через действие. Признав свою греховность, необходимо оставить прежние привычки. Только тогда человек может надеяться на радость спасения.

Молитва иконе Нечаянная радость

«О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!

Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, – вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех – утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих – совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным – надежду и терпение; в радости и изобилии живущим – непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим – милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами – нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум – ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь – память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.

О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; не имущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым – заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам – друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием.

Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради; безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи; прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи; вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй.

В православной традиции икона становится особо почитаемой или даже чудотворной после определенных сверхъестественных событий. Но есть один образ, создание которого предварило чудесное происшествие. Сама икона представляет собой не только традиционный лик Божией Матери и Младенца Христа, но являет целую иконографическую композицию.

«Руно орошенное»

Среди многочисленного литературного наследия митрополита Дмитрия Ростовского, по словам академика Д. С. Лихачева, последнего значимого писателя православной Восточной и Южной Европы, имеется описание чудес, бывших от икон Пресвятой Богородицы. Книга называется «Руно орошенное» и повествует о необыкновенных событиях, имевших место в Ильинском монастыре города Чернигова. Святитель Дмитрий рассказывает о многочисленных чудесных исцелениях, происходивших во время чтения молитв перед иконой Матери Божией, чему свидетелем он сам являлся.

Последовательно описывая 24 чуда, автор прилагает к каждому из них по два душеполезных слова с поучительными примерами из жизни святых. В последней главе он приводит описание случая, произошедшего с одним грешником. Источник этих сведений, место событий и имя человека неизвестны. Книга была издана в 1683 году и посвящена прославлению местночтимой иконы Богоматери (правда, информации о том, какой именно, также не сохранилось).

Повествование о чуде в изложении Дмитрия, Митрополита Ростовского

Святитель описывает это так. Один человек имел привычку каждый день молиться перед образом Богородицы словами благовестия Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» После такого благочестивого упражнения он отправлялся совершать некое скверное дело. В один из дней во время молитвы он увидел, как из ран на теле Младенца истекает кровь. Видение повергло несчастного в ужас. В исступлении он обратился к Божией Матери с вопросом: "Кто совершил это преступление?"

Матерь Божия ответила, что грешащие люди уподобляются древним иудеям, приговорившим Христа к мучительной смерти: «Ты и подобные тебе грешники распинаете Сына Моего». Человек стал молить о милосердии и прощении, на что ему был дан ответ: «Называете Меня Матерью милосердия, а в то же время доставляете Мне скорби делами своими». На человека снизошло прозрение о том, что греховные поступки имеют воистину вселенские последствия. Он стал умолять Матерь Божию о заступничестве перед Спасителем.

Только после третьего прошения Младенец Христос согласился принять ходатайство Богородицы. Божественное установление повелевает, чтобы Сын чтил Мать. А Тот, Кто установил Закон, Сам должен его исполнять. Ради мольбы Богородицы, этому человеку были отпущены грехи. Видение исчезло. Очистилась и залитая кровью икона. Нечаянная радость прощения грехов преобразила внутренний мир человека. Вдохновленный сверхъестественным вмешательством и заступничеством, с того момента грешник начал новую жизнь.

Уникальный иконографический извод

Внезапное внутреннее озарение и последовавшие вслед за этим покаяние и исправление грешного человека явились причиной того, что в литургическом обиходе русской Церкви появилась икона «Нечаянная Радость». Значение нового образа было настолько близко верующим, что к концу XVIII века почти в каждом храме имелся список этой иконы. Кто был автором живописного образа чуда - неизвестно. Радостью именуется Сама Богородица, поэтому слово в названии пишется с заглавной буквы.

Икона «Нечаянная Радость» - уникальное явление в церковном изобразительном искусстве. Образ представляет собой динамически развивающийся сюжет. На изображении присутствует икона Богородицы в киоте. Как правило, используется один из трех самых распространенных типов - «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «указывающая путь к спасению души». Изображается как бы икона в иконе, а действие происходит в храме.

В нижней части напольного киота с образом Девы Марии иконописцы размещают начальные фразы повествования о чуде, взятые из книги «Руно Орошенное», или слова Архангельского благовестия, или же отрывок молитвы перед иконой «Нечаянная Радость». Иногда историю спасения грешника в кратком изложении помещают внизу композиции.

Неотъемлемым фрагментом сюжета является фигура стоящего на коленях перед святым образом мужчины. Его покаянный облик обращен к Богородице с Младенцем. На иконе в виде узкой полосы-ленты пишут слова речи самого мужчины к Матери Божией и Ее ответ. Младенец Христос изображается с открытыми кровоточащими ранами-язвами на теле, которые появились у Него впоследствии, при распятии на кресте

Неповторимая особенность иконы именно в том, что образ, к которому взывает мужчина, развернут непосредственно к грешнику. Этим икона «Нечаянная Радость» отличается от канонического изображения Одигитрии, в котором Матерь Божия склоняется над Богомладенцем. Подобный художественный прием позволил отобразить суть чуда - обращение Богородицы и Сына Божия к молящемуся человеку.

Чудотворная икона «Нечаянная Радость» в храме пророка Ильи

На окраине столицы в Острожье более трехсот лет назад на месте ветхого деревянного храма в честь прока Илии был воздвигнут новый каменный. В наши дни эта приходская церковь известна как храм Илии Обыденного. Множество паломников устремляется сюда потому, что здесь находится, пожалуй, самая чтимая в России икона «Нечаянная Радость». О том, кем и когда был написан чудотворный образ, история сведений не сохранила.

Первоначально икона хранилась в храме св. царей Константина и Елены, у южной стены Кремля в нижнем саду. В конце XIX века здесь служил известный московский проповедник и духовный писатель протоиерей Валентин Амфитеатров. Отец Валентин регулярно читал перед иконой акафисты. Молебны собирали большое количество верующих горожан. После разрушения Константино-Елененского храма в 1928 году образ переправили в Сокольники в Воскресенский храм, в котором имелся придел «Нечаянная Радость». Только в конце войны икона заняла нынешнее почетное место в Ильинской церкви.

Святой образ украшен серебряным окладом и множеством лампад. Украшения, оставленные благодарными верующими, свидетельствуют о многочисленных чудесах, которые оказала икона «Нечаянная Радость». Значение этой святыни поистине всероссийское. На окладе имеется надпись, гласящая о том, что в 1959 году с благословения Святейшего Патриарха Алексия I на иконе была установлена риза. Перед этим образом очень любил молиться Патриарх Пимен, смиренно считавший себя прихожанином этого храма. Сама церковь в советское время никогда не закрывалась, и службы в ней не прекращались. Здесь сохранялись многие святыни из разрушенных и закрытых храмов и монастырей Москвы.

Одним из сокровищ великого духовного наследия наших благочестивых предков является икона «Нечаянная Радость». Фото этого чудотворного образа, благоговейно почитаемого многими православными верующими, представлено ниже.

Храм в Марьиной роще

К северу от Садового кольца, на улице Шереметьевской, находится построенный в первом десятилетии прошлого века храм иконы «Нечаянная Радость». Благолепная церковь была воздвигнута на пожертвования прихожан слободы Марьина Роща. Участок земли для такого богоугодного дела предоставил сам граф А. Д. Шереметьев. В новую церковь был перевезен написанный в середине XIX столетия чудотворный образ «Нечаянная Радость». Икона, где находится и частица мощей мученика Трифона, весьма почитаема среди верующих Москвы и паломников. Прихожане фиксируют чудеса, происходящие в храме от этой иконы. Одно из самых ярких произошло в 2003 году, когда престарелый иудей захотел креститься.

Акафист иконе «Нечаянная Радость»

В православной литургической традиции есть особая форма песнопений, именуемая акафистом. Впервые подобное произведение было создано в VII веке в Византии. Акафист в переводе с греческого означает "неседальное пение" (то есть такое, при котором нельзя садиться, и слушать нужно очень внимательно). В эллинской богослужебной практике акафистом называют только оригинальное песнопение.

В русской Церкви эта форма получила широкое распространение в конце XIX века. К 1901 году цензорами Синодальной комиссии было допущено к печати и последующему употреблению около ста шестидесяти подобных произведений. К этому времени был написан и акафист иконе «Нечаянная Радость». Как и большинство творений своей эпохи, хвалебный гимн в торжественной форме пересказывает описываемые Дмитрием Ростовским события.

В церковном обиходе акафисты читаются в конце Вечерни, вместо кафизм на Утрени, а чаще всего на молебне после Литургии или по запросам прихожан. Чтение акафиста, как на общественном богослужении, так и индивидуально, помогает усилить молитвенное обращение, собраться с мыслями и четко сформировать внутренний духовный строй.

Почему христиане молятся разным иконам

Христианская вера свидетельствует, что Пресвятая Богородица является самой великой Святой. Молитвы за людей Пречистой Девы, вернее сказать, ходатайства за них перед Богом, наиболее действенны. Верующие в своих воззваниях к Богородице просят Ее не просто помочь или услышать, но и спасти. А ведь спасать может только Христос Бог. В этом нет никакого противоречия или искажения догм. Когда христиане призывают Богородицу спасти, они верят в Ее необычайное духовное могущество.

В связи с этим особую важность для молитвенной практики приобретают иконы. Икона в переводе с греческого, означает образ, не саму суть предмета, но его видимость. Воздавая им почести, верующие тем самым выражают молитвенное благоговение перед той личностью, чей лик присутствует на святыне.

С каждой иконой Богородицы связано одно или несколько сверхъестественных событий. Верующие люди в истории жизни святых и Матери Божией находят примеры чудесного избавления от бедствий, болезней, разрешения проблем. Церковные молитвы и образы лишь помогают правильно оформить и выразить свои духовные нужды. Так и молитва иконе «Нечаянная Радость» имеет свои особенности. Но об этом мы поговорим чуть ниже.

Икона является своеобразным окном в иное измерение. Святые образы можно сравнить с духовным костылем для неокрепших и колеблющихся душ. Эта опора способствует отрешению об обыденной суеты и созданию молитвенного настроения.

Кому помогает чудотворная икона

Многие люди ошибочно полагают, что чудотворные иконы - это своеобразные аккумуляторы благодати, которой можно пользоваться в случае возникшей необходимости. То есть если добраться до особо чтимого образа, то в обязательном порядке произойдет чудо, и все, что желается, сбудется. Верующие свидетельствуют, что икона «Нечаянная Радость» помогает обрести именно потерянную надежду.

Благодать исходит не от доски, покрытой красками, помощь идет не от образа, а посредством образа. Можно годами прикладываться к иконе, возжигать десятки свечей, проделывать путь в сотни километров и при этом не иметь веры в действенность силы Божией благодати. А можно единожды поклониться святыни, не ожидая при этом никакого чуда, и получить не желаемое, а необходимое.

Другая крайность - излишняя самонадеянность или дерзость. Некоторые полагают, что если усердно исполнить все внешние предписания церковного устава, то автоматически будет ниспослан дар свыше. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» не является своеобразным оберегом, гарантированно обеспечивающим благополучие или невидимую защиту. Это символ благодатной помощи, способный эту самую помощь оказать.

О чем следует молиться перед иконой

С какими прошениями следует обращаться к Богородице перед этой иконой, говорится в канонической молитве. В богослужебном тексте пишется о том, что икона Божией Матери «Нечаянная Радость», а точнее, молитвенное обращение посредством нее к Пречистой Деве, поможет избавиться от многих болезней, в первую очередь связанных со слухом. Имеется в виду не столько физиологическая способность человека, сколько умение слышать ближнего, а самое главное - быть духовно восприимчивым к нравственным призывам Господа и Его святых.

За более чем двухсотлетнюю историю почитания святыни сложилась традиция молиться перед этим образом при долгой разлуке супругов и потере связи с родными. Молитва иконе «Нечаянная Радость» особенно действенна в крайне сложных жизненных невзгодах, в спасении от несправедливых обвинений, в безнадежных обстоятельствах.

Находящиеся в пути и в сложных условиях близкие и родные нуждаются в духовной помощи и защите от опасностей и различных превратностей судьбы. А также в скором и благополучном возвращении. Порой мы сами не можем предположить, какие нас ожидают неприятности. Именно в преодолении подобных препятствий и содействует молитва перед иконой. Нечаянная радость - та, которую мы уже и не ждали, не надеялись, не чаяли - а она нас озарила.

Внезапной радостью для многих является появление на свет ребёнка. Известно множество свидетельств, когда после молитв перед иконой «Нечаянная радость» у отчаявшихся и потерявших всякую надежду супругов рождались дети.

Дни празднования

Когда-то давно я очень долго мечтала о ребенке, но так у меня ничего и не получалось. Время шло. Мой любимый человек меня постоянно толкал на лечение. Я ходила по больницам, отдавала огромные деньги на лечение и ничего у меня не получалось. Как-то встретила одну знакомую своего возраста и была огорошена новостью, что она родила дочку. Хотя у этой семейной пары тоже возникли проблемы с ребеночком и она мне сказала: «Найди чудотворную икону «Нечаянная радость. Она есть где-то в Москве и помолись ей. Нам эта икона, как видишь, помогла». Шло время, а я так и не решилась на поиски (наверное все в жизни предопределено и все происходит в нужное время. Однажды, гуляя по Царицыно, зашли рядом в церковь и тут я вспомнила про икону Нечаянная радость, спросила одну женщину о местонахождении иконы и как все оказалось просто. Оказывается недалеко от Храма Спасителя находится храм Илии Пророка и именно там можно помолиться этой чудотворной иконе. Увидев эту икону, я поразилась, сколько от нее идет тепла и веры в лучшее. Твоя душа очищается, ты начинаешь верить в то, о чем давно потерял надежду. Я просила и мне было дано. Через месяц я забеременела. Это было чудо, произошедшее со мной. Чудо, о котором я так мечтала. Моему чуду недавно исполнилось уже 2 года и 4 месяца и я не забываю благодарить Бога и Богородицу за то, что они мне дали почувствовать радость материнства. Если у Вас есть какое-то тайное желание или Вы потеряли веру, обязательно, если будете в Москве, посетите Храм Илии Пророка и поклонитесь этой иконе.

Так что же это за икона. Откуда в ней такая сила? Какова история создания этой иконы?

В 1683 году святитель Дмитрий Ростовский-чудотворец создал чудесное произведение – одну из самых изумительных книг в русской святоотеческой литературе «Руно орошенное». Он написал ее в честь Пресвятой Богоматери, Царицы Небесной, вдохновленный чудесными исцелениями, которые происходили при иконе Матери Божией в черниговском Свято-Ильинском монастыре в XVII веке. Там, перед каждым явлением чуда исцеления, на образе Богоматери появлялись слезы. Святитель Дмитрий сравнивал это событие с ветхозаветным рассказом о том, как Божественная роса по молитве Гедеона окропила руно1. Среди 24 чудес описано то, которое подвигло иконописцев XVIII века на написание иконы, посвященной богородичному чуду, коих Заступница немало являла миру, и каждое из них можно именовать нечаянной радостью. Но у иконы с названием «Нечаянная радость» своя чудотворная история.

Повествование об этом чуде Дмитрий Ростовский начинает словами: «Человек некий беззаконный..» Некий грешный человек, который вел весьма порочный образ жизни, тем не менее был сердечно привязан к Царице Небесной и испытывал перед Ней трепетную благоговейную любовь. И хотя в грехе отказать себе не мог – видно, слишком был безволен, ежедневно молился пред Ее иконой и произносил в молитве слова архангела Гавриила, которые тот сказал Деве Марии в его явлении перед Ней: «Радуйся, благодатная!», когда принес Ей весть о будущем Ее Богоматеринстве.

Случилось так, что, собираясь на греховное дело, он стал перед иконой, чтобы помолиться перед выходом. Тут он почувствовал странный сердечный и телесный трепет, изображение на иконе будто двинулось, задышало, и грешник с ужасом увидел, как на ручках и ножках и в правом боку Младенца, сидящего у Нее на коленях, открылись страшные раны, из которых ручьями потекла кровь.

Человек упал перед иконой с воплем ужаса, вопрошая Богородицу, кто это сделал. На что ему дан был скорбный ответ Богоматери, что грешники, такие же, как и он, день за днем распинают и распинают грехами своими Ее Сына, а лицемерно Ее называют милосердной, оскорбляя Ее материнскую любовь своими беззакониями.

Услышав это, грешник, в котором, видимо, сохранилась частица веры и чистоты, взмолился к Царице Небесной, называя Ее Владычицей, чтобы мера его грехов не превысила Ее благости и милосердия. Он стал молить Богородицу, чтобы Она заступилась за него перед Сыном.

В первый раз обратилась Владычица к Сыну Своему, но Он отказал Ей в искуплении грешных дел ходатая.

Второе молитвенное обращение к Богородице у святителя Дмитрия Ростовского описано пространно и весьма поучительно. На иконе Богоматери, изображенной внутри иконы «Нечаянная радость», той, перед которой изображен коленопреклоненный перед Ее образом грешник, мы видим Одигитрию, у которой Младенец восседает на Ее коленях. Как пишет святитель, Заступница посадила Сына отдельно и хотела упасть перед Ним ниц, но Сын воскликнул, останавливая Ее: «Что Ты хочешь сделать?» Богородица ответила, что будет лежать у ног Сына Своего, пока Тот не простит кающегося грешника. На это Господь сказал Ей, что Закон велит Сыну чтить Мать, а правда требует, чтобы Тот, Кто издал Закон, Сам чтил его и исполнял Его. Он сказал, что Он – Сын Матери Своей, а потому должен почитать Ее, слушая ее мольбы к Нему. Поэтому пусть будет, как Мать хочет. Грешник будет прощен, но пусть сначала он облобызает раны Его.

Потрясенный увиденным грешник встал, с радостью облобызал раны Младенца, они тут же закрылись, и видение прекратилось. Тут он испытал и трепет перед величием увиденного, и великую радость, от которой зарыдал очистительными слезами. Вновь он припал к иконе, моля Пречистую и сына Ее сохранить дар видения своих прегрешений и умоляя о получении помилования. С этого часа душа человека этого отвратилась от греха, и он стал вести добродетельную и богоугодную жизнь. Надо отметить, что святитель не указывает, какой именно грех сопровождал жизнь этого человека, оставляя читателю самому увидеть в себе свои грехи и пороки и с верой и силой молиться об исцелении от них.

По типу икона «Нечаянная радость» относится к Одигитрии – путеводительнице ко Христу, все древние изображения исполнены в византийском стиле. Перед иконою на коленях стоит грешник, протягивая к ней руки. Иногда из его уст, в виде лент, иконописцы изображали текст обращенных к Ней молитв. Под изображением иконы Богородицы внутри иконы общей располагают начальные слова из описания этого чуда в «Руне орошенном» – «Человек некий беззаконный…»

Одигитрия «Нечаянная радость» еще раз свидетельствует, что все желающие быть прощенными искренне – будут прощены. Причем в повествовании святителя Дмитрия Ростовского сказано, что покаявшийся грешник молил о даровании видения грехов своих, и это не означает, что он собрался снова вести порочную жизнь. Святитель указывает нам, что любой человек грешен – такова наша двойственная природа, но если грех вдруг, к сожалению, по слабости людской и свершится, то, увидев его в лицо, мы получаем возможность раскаяния и, возможно, полного покаяния, что станет еще одной ступенью спасения в духе.

И другое! Грешник просветился духом, когда увидел, что Богородица готова пасть на колени перед Сыном за каждого грешника, возопившего к Ней о милости. Однако не только это вызывает потрясение в этой удивительной истории. Высота отношений Матери и Сына – вот ошеломляющий пример истинных – уже небесных! – отношений Матери и Сына, который дает нам понимание того, отчего Владычица – наша первая Заступница и Ходатаица ко Господу. Вот как надобно относиться к Матери, как чтить Ее. Сам Господь, Всемогущий Царь, не может не исполнить Ее моления, потому что ходатайство исходит от Матери, просьбе Которой Он не может противиться только потому, что Она – Его Мать.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Нечаянная радость» помогает обрести душевное равновесие и внутреннюю духовную силу. Как написала Марина Ивановна Цветаева в «Стихах о Москве»:

К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного cведу.

Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багровых облаков
Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил…
– Ты не раскаешься, что ты меня любил.

Молитва перед этой иконой помогает получить все, чего мы так долго желали, чего уже не чаяли получить, каждый по своему желанию: для священника это может быть раскаяние грешника в пастве и спасение его души, для молящего о прощении прегрешений – прощение. Родителям помогает в случаях, если необходимо образумить детей, отбившихся от рук, пошедших по порочному пути. По просьбам людей кто-то находит потерянных близких, кто-то примиряется с тем, с кем примирение кажется уже невозможным, и случается многое, многое другое, даже кажущаяся неудача может обернуться счастливым случаем.

Считается, что молитва перед иконой «Нечаянная радость» помогает в исцелении от болезней, особенно связанных с глухотой. Здесь физическая глухота, наверное, подсознательно ассоциируется у верующих с глухотой духовной, с утратой нравственных ориентиров, что очевидно проявляется на телесном уровне.

Также молитва перед иконой Богоматери «Нечаянная радость» помогает обрести именно такую радость, самую удивительную, потому что она – нежданная, внезапная. Известно, что в Великую Отечественную войну многие женщины в тылу молились перед этой иконой (об этом есть сведения) о мужчинах своей семьи, пропавших без вести, а иные – даже о павших, после похоронки. И случалась нечаянная радость – сведения о гибели оказывались ошибочными, боец возвращался домой. Многие верующие знают: проси у Ее иконы «Нечаянная радость» всего, о чем скорбит душа, а Она, Заступница, помогает всем, с верой и молитвой притекающим, даже в том, что кажется уже почти невозможным, возвращая потерянные надежды.

Молитва перед иконой и знание событий, которые связаны с рождением образа, вдохновляют человека на нравственное перерождение, а молитва за близких помогает обрести нечаянную радость отчаявшимся и дарует надежду на внезапное радостное избавление от бед и скорбей, если они присутствуют в их жизни.