Богиня Веста - кто такая Веста в различных мифологиях? Храм весты в риме Кто такая веста в Древнем Риме

Богиня Веста - кто такая Веста в различных мифологиях? Храм весты в риме Кто такая веста в Древнем Риме

До рождения Иисуса было еще 700 лет. В это время Древним Римом правил царь Нума Помпилиус. Жрецы сказали ему, что богиня Веста может защитить его государство от врагов. Для этого нужно зажечь магический огонь в ее честь и никогда не позволять этому огню гаснуть. Следить за этим божественным огнем должны были жрицы-девственницы, известные в истории, как весталки.


Когда речь заходит о весталках, многие думают, что девственность была уделом этих жриц. Весталки, которых выбирали на эту должность еще в детском возрасте, на самом деле должны были воздерживаться от интима до тех пор, пока они имели отношение к священному огню. Святые обряды Весты могли выполнять только невинные девушки с чистым сердцем. Считалось, что если одна из весталок нарушит свой обет девственности, то огонь переметнется на улицы Рима и сожжет город дотла. Но обеты распространялись не на всю жизнь: каждая весталка служила только в течение 30 лет. После этого их освобождали от обетов и женщины могли жить обычной жизнью.

9. Весталки были наиболее влиятельными женщинами в Риме


Оказывается, феминизм был не очень популярен 2500 лет назад. В то время женщины в Риме имели больше прав, чем женщины в других древних культурах, но у них не было права голоса. Также фактически их контролировали вначале отцы, а потом мужья. Из-за этого обычные римские женщины редко владели землей или имели какое-то влияние в обществе. Тем не менее, весталки были не обычными женщинами. Их ритуалы считались важнейшей вещью, которая предохраняет Рим от уничтожения.

Будучи наиболее важными женщинами в государстве, весталки обладали привилегиями, о которых обычные женщины могли только мечтать. Они были освобождены от влияния своих отцов и могли голосовать и владеть собственностью. Также они считались "достаточно надежными" для работы с важными документами, а на стадионах для них были зарезервированы места в первом ряду.

8. Шесть весталок и ни одной больше!

Учитывая престиж этой должности и массу благ, которыми пользовались весталки, можно было бы подумать, что женщины выстраивались в очередь, чтобы стать жрицей. На самом деле, институт весталок был эксклюзивным, и стать священной девственницей было гораздо сложнее, чем казалось. Благородные семьи наперебой предлагали своих юных дочерей в жреческое услужение, но в последующие годы начали набирать девочек также из более низких сословий, поскольку возникла проблема с девственностью девушек. Обучали будущих весталок в течение 10 лет, после чего девушек допускали к обрядам Весты в течение еще 10 лет, а затем начинали обучать новую партию девушек.

7. Весталка - самая завидная невестка


Сегодня, когда человек задумывается о жениться, в первую очередь он обращает внимание на привлекательности девушки. Во времена же древнего Рима, самой большой удачей было жениться на бывшей весталке. Несмотря на то, что их было очень мало, экс-весталки были уважаемы повсюду, имели расширенные права и получали щедрые пенсии, что делало их потенциальной мишенью для любых мужчин.

6. Гелиогабал, нарушивший запрет


Гелиогабал был 25-м императором Рима. Он также был подростком, который прославился своими оргиями по всей столице, женился на пяти женщинах и двух мужчинах и заставил Сенат наблюдать за своими танцами, посвященными сирийскому богу Солнца.

Хотя Гелиогабал предпочитал компанию своего личного возницы, он заставил весталку Аквилию Севера выйти за него замуж. Он считал, что благодаря этому добьется еще большего уважения Рима, а также у него с Аквилией будут "божественные" младенцы, поскольку в весталках были явно что-то магическое. Но для жителей Рима это было неприемлемым и Гелиогабала вскоре зарезали и выбросили труп в реку Тибр.


Основной акцент был сделан на целомудрие и добродетель весталок. Но даже если римляне думали иначе, жрицы были всего лишь людьми, с правом на ошибку. Конечно же, случалось так, что они уклонялись от своих обязанностей. Наказания для совершивших ошибку весталок были очень суровыми. Если священный огонь попадал на улицу, то жрицу, по чьей вине это случилось, избивали палками и выгоняли из города. Еще более худшим было наказание за нарушение обета безбрачия: это означало однозначный смертный приговор. А, учитывая, что священную кровь весталок нельзя было проливать, то их закапывали живьем.

4. Привилегии и наказания


Быть весталкой - это не только привилегии. Их в любой момент могли побить за ненадлежащее исполнение обязанностей, зачастую они недоедали и спали на соломе. Но при этом всем весталки очень ответственно относились к своим обязанностям. За более чем тысячу лет магический огонь так никогда и не погас, даже тогда, когда в храме Весты случался пожар.

3. Самые могущественные жрицы


Поскольку они защищали город пламенем Весты, а также их целомудрие охраняли более 100 священников, то эти девушки были самыми могущественными жрицами всего Рима. Они даже имели власть миловать приговоренных диктатором Юлием Цезарем, который был известен зачистками своих политических оппонентов. Хотя жрецы других богов также были в почете, весталок боготворили так, что даже случайное ранение одной из них наказывалось смертью. Кроме того, они были настолько "священными и непогрешимыми", что могли вмешиваться в судебные дела по собственному желанию. Если девственница прикасалась к рабу, то того немедленно освобождали. Если преступник увидел весталку по пути к казни, то ему даровали помилование.

2. Утрата огня



Веками весталки хранили волшебный священный огонь в Риме. Римские язычники утверждали, что это пламя, в сочетании с верой римлян в свой пантеон, предоставляло городу защиту богини. К сожалению для язычников и огнепоклонников Рима начало набирать популярность христианство. В 394 году император Феодосий закрыл институт весталок и потушил магический огонь. Согласно легенде, его племянница затем пришла в храм Весты и украла ожерелье у статуи богини, считая, что от этого не случится ничего плохого. Шестнадцать лет спустя, Рим был разрушен неистовствующими варварами.


Вскоре после разграбления Рима, граждане империи поспешили обвинить в этом христиан. Учитывая, что город процветал в течение тысячелетия, но был разрушен после того, как эти "религиозные выскочки" попрали старых богов, неудивительно, что во всем сочли виноватыми христиан. Однако вместо возвращения к язычеству, это в конечном итоге привело к богословской революции.

Святой Августин, одна из самых известных фигур в раннем христианстве, несколько лет спустя опубликовал свою самую известную работу "Город Бога", в которой утверждал, что христианский бог защищал Рим в прошлом, но затем бросил империю на произвол судьбы "за плохое поведение". Веста и другие языческие боги были не в состоянии защитить Рим от прошлых несчастий, поскольку были "фальшивыми богами". Это в итоге переросло в верования современных христиан и помогло утвердить Августина как самого выдающегося богослова своего времени.

Надеемся, что всем, кто увлекается историей Древнего мира, интересно будет узнать и про .


До рождения Иисуса было еще 700 лет. В это время Древним Римом правил царь Нума Помпилиус. Жрецы сказали ему, что богиня Веста может защитить его государство от врагов. Для этого нужно зажечь магический огонь в ее честь и никогда не позволять этому огню гаснуть. Следить за этим божественным огнем должны были жрицы-девственницы, известные в истории, как весталки.

10. Весталки должны оставаться целомудренными, но всё же...

Когда речь заходит о весталках, многие думают, что девственность была уделом этих жриц. Весталки, которых выбирали на эту должность еще в детском возрасте, на самом деле должны были воздерживаться от интима до тех пор, пока они имели отношение к священному огню. Святые обряды Весты могли выполнять только невинные девушки с чистым сердцем. Считалось, что если одна из весталок нарушит свой обет девственности, то огонь переметнется на улицы Рима и сожжет город дотла. Но обеты распространялись не на всю жизнь: каждая весталка служила только в течение 30 лет. После этого их освобождали от обетов и женщины могли жить обычной жизнью.

9. Весталки были наиболее влиятельными женщинами в Риме

Древний Рим, которым правили весталки.

Оказывается, феминизм был не очень популярен 2500 лет назад. В то время женщины в Риме имели больше прав, чем женщины в других древних культурах, но у них не было права голоса. Также фактически их контролировали вначале отцы, а потом мужья. Из-за этого обычные римские женщины редко владели землей или имели какое-то влияние в обществе. Тем не менее, весталки были не обычными женщинами. Их ритуалы считались важнейшей вещью, которая предохраняет Рим от уничтожения.

Будучи наиболее важными женщинами в государстве, весталки обладали привилегиями, о которых обычные женщины могли только мечтать. Они были освобождены от влияния своих отцов и могли голосовать и владеть собственностью. Также они считались "достаточно надежными" для работы с важными документами, а на стадионах для них были зарезервированы места в первом ряду.

8. Шесть весталок и ни одной больше!

Учитывая престиж этой должности и массу благ, которыми пользовались весталки, можно было бы подумать, что женщины выстраивались в очередь, чтобы стать жрицей. На самом деле, институт весталок был эксклюзивным, и стать священной девственницей было гораздо сложнее, чем казалось. Благородные семьи наперебой предлагали своих юных дочерей в жреческое услужение, но в последующие годы начали набирать девочек также из более низких сословий, поскольку возникла проблема с девственностью девушек. Обучали будущих весталок в течение 10 лет, после чего девушек допускали к обрядам Весты в течение еще 10 лет, а затем начинали обучать новую партию девушек.

7. Весталка - самая завидная невестка

Сегодня, когда человек задумывается о жениться, в первую очередь он обращает внимание на привлекательности девушки. Во времена же древнего Рима, самой большой удачей было жениться на бывшей весталке. Несмотря на то, что их было очень мало, экс-весталки были уважаемы повсюду, имели расширенные права и получали щедрые пенсии, что делало их потенциальной мишенью для любых мужчин.

6. Гелиогабал, нарушивший запрет

Гелиогабал был 25-м императором Рима. Он также был подростком, который прославился своими оргиями по всей столице, женился на пяти женщинах и двух мужчинах и заставил Сенат наблюдать за своими танцами, посвященными сирийскому богу Солнца.

Хотя Гелиогабал предпочитал компанию своего личного возницы, он заставил весталку Аквилию Севера выйти за него замуж. Он считал, что благодаря этому добьется еще большего уважения Рима, а также у него с Аквилией будут "божественные" младенцы, поскольку в весталках были явно что-то магическое. Но для жителей Рима это было неприемлемым и Гелиогабала вскоре зарезали и выбросили труп в реку Тибр.

5. Обязанности весталок

Основной акцент был сделан на целомудрие и добродетель весталок. Но даже если римляне думали иначе, жрицы были всего лишь людьми, с правом на ошибку. Конечно же, случалось так, что они уклонялись от своих обязанностей. Наказания для совершивших ошибку весталок были очень суровыми. Если священный огонь попадал на улицу, то жрицу, по чьей вине это случилось, избивали палками и выгоняли из города. Еще более худшим было наказание за нарушение обета безбрачия: это означало однозначный смертный приговор. А, учитывая, что священную кровь весталок нельзя было проливать, то их закапывали живьем.

4. Привилегии и наказания

Быть весталкой - это не только привилегии. Их в любой момент могли побить за ненадлежащее исполнение обязанностей, зачастую они недоедали и спали на соломе. Но при этом всем весталки очень ответственно относились к своим обязанностям. За более чем тысячу лет магический огонь так никогда и не погас, даже тогда, когда в храме Весты случался пожар.

3. Самые могущественные жрицы

Поскольку, они защищали город пламенем Весты, а также их целомудрие охраняли более 100 священников, то эти девушки были самыми могущественными жрицами всего Рима. Они даже имели власть миловать приговоренных диктатором Юлием Цезарем, который был известен зачистками своих политических оппонентов. Хотя жрецы других богов также были в почете, весталок боготворили так, что даже случайное ранение одной из них наказывалось смертью. Кроме того, они были настолько "священными и непогрешимыми", что могли вмешиваться в судебные дела по собственному желанию. Если девственница прикасалась к рабу, то того немедленно освобождали. Если преступник увидел весталку по пути к казни, то ему даровали помилование.

2. Утрата огня

Веками весталки хранили волшебный священный огонь в Риме. Римские язычники утверждали, что это пламя, в сочетании с верой римлян в свой пантеон, предоставляло городу защиту богини. К сожалению для язычников и огнепоклонников Рима начало набирать популярность христианство. В 394 году император Феодосий закрыл институт весталок и потушил магический огонь. Согласно легенде, его племянница затем пришла в храм Весты и украла ожерелье у статуи богини, считая, что от этого не случится ничего плохого. Шестнадцать лет спустя, Рим был разрушен неистовствующими варварами.

1. Институт весталок и христианство

Вскоре после разграбления Рима, граждане империи поспешили обвинить в этом христиан. Учитывая, что город процветал в течение тысячелетия, но был разрушен после того, как эти "религиозные выскочки" попрали старых богов, неудивительно, что во всем сочли виноватыми христиан. Однако вместо возвращения к язычеству, это в конечном итоге привело к богословской революции.

Святой Августин, одна из самых известных фигур в раннем христианстве, несколько лет спустя опубликовал свою самую известную работу "Город Бога", в которой утверждал, что христианский бог защищал Рим в прошлом, но затем бросил империю на произвол судьбы "за плохое поведение". Веста и другие языческие боги были не в состоянии защитить Рим от прошлых несчастий, поскольку были "фальшивыми богами". Это в итоге переросло в верования современных христиан и помогло утвердить Августина как самого выдающегося богослова своего времени.

Храм Весты – это один из самых древних среди всех сохранившихся доныне римских храмов, который посвящён античной богине-хранительнице домашнего очага. Он находится на Римском Форуме в южной части Священной дороги.Храм богини Весты выполнял функцию главного очага царского дома. До нашего времени дошли только отдельные разрушенные элементы комплекса сооружений, в который входили, кроме самого храма, Дом весталок и дом Великого Понтифика – главного жреца в древнем Риме.

История

Храм был построен в 7-м в. до н. э., предположительно во время правления царя Нумы Помпилия. Местом его расположения стал . За долгое время своего существования храм неоднократно горел и заново восстанавливался. Окончательным вариантом строения стало здание круглой формы, фасад которого был построен из мрамора белого цвета. Это сооружение было окружено 20-ю коринфскими колоннами, которые возвышались на подиуме, отделанном мрамором. Между колоннами были решётки. Во время большого пожара в Риме в 64-м году н. э. храм вновь сгорел, однако снова был быстро восстановлен.

В храме располагался тайник, в котором хранились имперские символы, привезённые, согласно легенде, Энеем из Трои. Одним из таких символов был Палладиум – изображение богини Минервы. Вероятно, тайник был в углублении, размеры которого составляли 2,4 на 2,4 м. Он был расположен в подиуме и попасть в него было возможно исключительно из святилища.

На современном Римском Форуме сохранились остатки храма Весты, который был реконструирован после пожара 191-го года. В восстановлении принимала участие Юлия Домна, супруга императора Рима Луция Септимия Севера, которая была большой почитательницей богини. Во время правления императора Феодосия I языческие культы были окончательно полностью запрещены (это произошло в 394-м году), в том числе и культ Весты. Потому храм Весты в Риме вскоре разрушился. Его руины были обнаружены лишь в 1877-м году в ходе раскопок. Они напоминают о почитании древними римлянами своего божества семейного очага.

Культ Весты

Богиня Веста была дочерью бога Сатурна и олицетворяла домашний очаг. Она покровительствовала семье и была одной из наиболее уважаемых богинь античного мира.

Веста не вступила в брак ни с Аполлоном, ни с Меркурием, которые к ней сватались, поклявшись хранить девственность. За то, что она не нарушила свою клятву, Юпитер приказал поклоняться Весте в каждом храме и в самую первую очередь подносить ей дары на каждом семейном очаге, возле которого ставились изображения и других богов и богинь. При этом Весту практически никогда никак не изображали – эта богиня всегда сама присутствовала в кругу семьи, собиравшейся возле очага, будучи как бы самим горевшим там огнём. Этот огонь, непрерывно горевший в храме богини, был атрибутом вечности Рима и нерушимости государства.

Те очень немногочисленные скульптурные изображения Весты, которые всё же были созданы и дошли до нас, изображают её молодой и богато одетой женщиной, при этом её голова всегда покрыта. Изредка её изображали также на монетах, с такими атрибутами, как факел, палладиум, патера (блюдо для жертвоприношений), скипетр.

Каждый первый день года (в Древнем Риме это было 1-е марта) огонь в торжественной обстановке зажигали снова с помощью стекла от солнечных лучей или при помощи трения, поскольку важно было, чтобы он был получен природным путём. Следили за ним вначале дочери царя, потом это стало обязанностью жриц культа Весты - весталок.

В храме служили шесть весталок. Они избирались из физически здоровых девочек в возрасте 6-10 лет, дочерей патрициев (высшей прослойки древнеримского общества). Служба длилась 30 лет. При этом в течение первых 10-и лет весталка только училась, а в течение 10-и последних лет – сама обучала новеньких. Таким образом, лишь с 11-го по 20-й год службы жрица храма занималась именно служением и ничем больше. История сохранила до наших дней имена множества весталок, их статуи столетиями стояли в храме.

Обязательным условием для службы богине было сохранение своей девственности. Весталку, которая нарушала этот обет, закапывали заживо на особом «поле злодеев», при этом её туда приносили на закрытых носилках. В могилу, в которую ставили лампу, кровать и небольшой запас продуктов, ей нужно было войти самостоятельно. Её любовника также ожидала казнь путём забивания до смерти. Однако после завершения 30-летнего срока службы весталка получала право вступить в брак, причём жениться на бывшей жрице Весты было очень почётно для любого мужчины.

В течение 1100 лет существования культа было всего 13 случаев нарушения весталкой обета хранения девственности. Однако это не означает, что другие соблюдали обет только из-за страха быть казнёнными. Весталки имели огромный почёт, во всех заведениях и на всех мероприятиях им предоставляли лучшие места, а в случае встречи с хотя бы одной из них на пути к месту казни осуждённый подлежал помилованию.

Также весталкам доверяли хранение разных ценностей и документов, они обладали правом сохранения жизни побеждённым гладиаторам (если на арене не было императора). К тому же каждой из них предоставлялся дом с садом, колесница для передвижения в городе и охрана. За определённые заслуги весталке могли поставить статую, оскорбление же достоинства жрицы Весты наказывалось смертью.

Согласно легенде, Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, основавших город Рим, также была весталкой, казнённой за нарушение данного ею обета.

Храм сегодня

Сейчас Священный участок Весты на Форуме имеет вид античных развалин: можно увидеть лишь небольшой фрагмент когда-то изысканного и торжественного строения, который включает подиум и колонны, сохранившиеся с момента последней реставрации храма в 191-м году, несколько статуй с пьедесталами, остатки Дома Весталок, а также портика, который когда-то окружал двор.

Лишь развитое воображение и специальные знания, которые даёт данная статья, могут помочь туристу представить Форум, наполненный людьми, ездящих на колесницах весталок, храм богини Весты и пылающий в нём ритуальный огонь.

Ослиная голова

Лампы в святилищах богини Весты хранят изображения голов ослов. Это память об осле, который, согласно мифу, своим криком разбудил богиню в момент, когда её пытался изнасиловать полубог Приап, подкравшись, когда она уснула. С этим мифом был связан древнеримский праздник: каждый год 9-го июня жители Вечного города посещали храм богини с дарами, а также в этот день римлянам, имевшим в хозяйстве ослов, запрещалось заставлять этих животных работать.

Как добраться?

К храму Весты довольно нетрудно дойти пешком от Колизея, находящегося возле Римского Форума, либо от площади Венеции, либо от Капитолийского музея. Самая близкая к этому объекту станция метрополитена - Colloseo на линии B. Ближайшая трамвайная остановка – Parco Celio (трамвай №3).

Вам также может понравиться:

У Х Ч Ш
Полубоги и люди

ВЕСТА

Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся Пен (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и весталки - жрицы богини Весты.

Главной обязанностью весталок (их было шесть) было поддержание неугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из двадцати, выбранных по жребию. Они поступали в обучение к старшим весталкам на десять лет, сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять в течение следующего десятилетия. Самой тяжкой провинностью весталки было «осквернение огня Весты» - нарушение данного ею обета целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью - ее зарывали живой в землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В этом погребе стелили постель, ставили зажженный светильник и оставляли небольшой запас еды - хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это делалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом священную особу ее жрицы. Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было слышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль. Когда носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик возносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением страшного приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча спускалась вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей.

За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам великий понтифик. Угасший огонь на очаге Весты считался дурным предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой древности обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена. Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то казнь отменялась. Особо уважаемым весталкам, оказавшим какие-либо важные у слуги, воздвигались статуи. Старшая по возрасту среди них называлась главной весталкой и руководила всеми остальными. В Риме ежегодно 9 июня справлялись празднества в честь богини - хранительницы государства и семейного очага. Они назывались весталиями и сопровождались обрядами и жертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды и масла. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага, потому культ этой богини имел столь важное значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч.

Весталками в древнем Риме были 6 !!! женщин жриц, посвященных богине Весте, богине огня каждого римского дома и всего римского государства. Да, всего лишь 6 !!!

Выбирались в жрицы Весты девочки в возрасте 6-10 лет. У них не должно было быть физических недостатков. Их родители должны были быть свободными гражданами Рима и быть живы.

С этого момента юная жрица обретала новый дом и покидала свою семью. Она переезжала в самое сердце Рима, в Atrium Vestae на Форуме.

Теперь ее жизнь разделялась на три этапа. Первый, когда она обучалась жреческому ремеслу. Второй, когда выполняла свои жреческие обязанности. И третий, когда уже она обучала молодых весталок.

Если жрица Весты отличилась в заслугах перед городом и пользовалась большим уважением, то в ее честь в атриуме могли установить ее статую. Такие мраморные статуи сохранились до наших дней. И мы можем посмотреть в лицо этим удивительным женщинам и попытаться разгадать тайну их жизней.

Рим открывал перед избранной девой великое будущее. Для нее это был уникальный шанс выйти из под опеки отца и не попасть под власть мужа. Получить привилегии влиять не только на общественную жизнь, но и на политическую.

Судьей и владыкой ей был только главный жрец города Pontifex Maximus -Великий Понтифик. Первым, известным нам по имени понтификом, был Нума Марций живший в Риме в 712 году до нашей эры.

После исчезновения языческих жрецов, Римские Папы взяли себе этот титул. Таким образом Pontifex Maximus существует, как минимум, с 8-го века до нашей эры и до сегодняшнего дня непрерывно.

А самый первый понтитфик, возможно, провел ритуал еще при закладке города. Так это описал Плутарх.

“…вырыли круглую яму и сложили в неё первенцев всего, что люди признали полезным для себя в соответствии с законом, и всего, что сделала необходимым для них природа, затем каждый бросил туда же горсть земли, принесённой из тех краёв, откуда он пришел, и всю эту землю перемешали”

Видимо сработало, раз город столько столетий жив и неплохо себя чувствует. А я всегда говорю, что Ватикан много чего знает, но молчит. И титул, произнесенный 20 столетий назад, титул Великого Понифика и главного жреца города Рима и Римской империи, до сих пор произносится на этой земле с почетом и уважением. Хоть и принадлежит теперь католической вере. В непрерывности и древности сила?



Но вернемся к жрицам Весты и их привилегиям.

Весталки могли передавать наследство по завещанию и свидетельствовать в суде. А это была привилегия только свободных мужчин. Поэтому воспринимали ли их как женщин в римском обществе? Или все-таки для граждан римской империи они были существа без пола? Не женщины, но девушки, которые были по правам подобны мужчинам?

Об этом может многое рассказать их одежда.

Платье весталок соединяло элементы девичьего наряда невесты, жены-матроны и даже юноши. По описаниям из римских текстов и найденным мраморным изображениям весталок мы знаем, что в одеянии весталок были стола, палла, витта, инфула, суффибулум и золотая булла.

Стола это туника до пят, которую одевали матроны поверх нижней туники. Снизу ее обшивали оторочкой instita , а шейный вырез обшивали пурпурной каймой. Рукава столы достигали до локтей, но не были сшиты, а скреплялись с помощью застежек. Столу подпоясывали поясом, создавая красивые складки. Этот пояс назывался strophium и по примеру матрон носился старшими весталками выше талии. Такие пояса можно увидеть на скульптурах.

Стола римской матроны была символом ее законного брака. Femina stolata стала даже почетным титулом замужней женщины, которая имеет право носить это одеяние, в отличии от иноземок, гетер и рабынь.

Палла имела форму квадратной или прямоугольной ткани, часто с вышивкой. Сначала палла была нижней одеждой, но уже с времен ранней республики она становится верхней одеждой. В этот кусок ткани закутывались, а во время жертвоприношений даже укрывали голову. Наверное этот вид одежды в чем-то напоминает индийское сари.

Прическа весталок six crines из шести кос , подчеркивала жреческий стан и напоминала о том, что весталок всего шесть. Прическа six crines украшала так же голову невесты в день ее бракосочетания, возможно чтобы подчеркнуть ее чистоту и невинность. Кто был первым с six crines невесты или весталки неизвестно. Но все же число 6 указывает на жриц, как первоисточник.

Витта это священная повязка которую могли носить жрицы, весталки и свободные женщины Римской империи. Снова символ чистоты. У девушки такая повязка была одиночная и она была частью убранства невесты, а замужние женщины носили две. Женщины легкого поведения не могли носить ни 6 кос ни витту.

У весталки была одна витта, как у невесты.

Инфула это шерстяная повязка , от 4х до 7ми витков, которой весталки обматывали несколько раз голову во время проведения ритуалов. Инфула также украшала голову невесты.

Золотая булла. Рим.

Голова старшей весталки покрывалась покрывалом-суффибулум (suffibulum). Прямоугольный белый кусок ткани накидывался на голову, превращаясь в капюшон, который спадал на плечи и мог закрепляться брошью -фибулой.

Необычным маскулинным артефактом весталки была золотая булла . Это амулет, который одевался мальчику, ребенку римских граждан на девятый день после рождения и носился им до достижения совершеннолетия.

Давайте посмотрим на весталку обобщая то, что мы о ней знаем:

Она может оставить свое имущество по завещанию, как мужчина.

Она носит золотую буллу амулет, как несовершеннолетний мальчик.

Она может свидетельствовать в суде, как мужчина.

Она носит одну повязку витту, как невеста.

У нее прическа из шести кос, как у невесты.

Во время ритуалов ее голову украшают 4-7 витков повязки инфулы, как и у невесты.

Она повязывает пояс, как замужняя матрона.

Она носит столу, как замужняя матрона.

С ее головы на плечи ниспадает плат-суффибулум белого цвета.

Все ее одежды белого цвета, отображающие ее чистоту.

Будучи девственницей, она выполняет ритуалы, которые должны обеспечить плодородие.

Ее обувь также белого цвета и сделана из кожи жертвенных животных.

Она не меняет цвет одежды для траура, когда покидает мир, кто-то из ее родственников. Она формально вне любой семьи и родственных отношений.

Единственный раз, когда весталка одевает черную одежду, это если она нарушила обет чистоты и ее закопают заживо.

Так выглядел храм Весты.




Столь строгое отношение к чистоте весталок было связано с тем, что их считали ответственными за жизнь и безопасность Рима. Ведь эти дамы заботились о ларах и пенатах государства, которые были эквивалентами домашним божествам, что находились в каждом доме Римской империи.

Они принимали участие не только в праздниках Весты и своего святилища, но и во многих других ритуалах и процессиях. Но главное, они были причастны к каждому жертвоприношению в городе и не только. Ведь любое жертвоприношение сопровождалось посыпанием соленой мукой жертв. И эту муку, для всех религиозных церемоний, как раз и готовили весталки.

Важнейшим было участие понтифика и весталок в празднике Eordicidia или Hordicidia - празднике заклания стельной коровы (лат. forda). Здесь проводились ритуалы для обеспечения в наступающем году плодородия и благополучия. Его справляли на Капитолии и в тридцати куриях. Пепел неродившийся телят, который хранили весталки, использовался для очищения на празднике Парилий 21 апреля.

Амулет fascinus. Хранителями таких амулетов были весталки.

Поэтому столь строго следили за чистотой жриц. У них в руках был инструмент для очищения всего города. Но, несмотря на запреты, мы знаем о 15 случаев нарушения закона.

Но, при этом сама мать основателей Рима, Ромула и Ремуса, по легенде была весталкой королевской крови.

Еще одна весталка девственница дала жизнь шестому правителю Рима по имени Servius Tullius. По преданию из царского очага появился бесплотный фалос. Вот от него жрица и забеременела.

Так как под опекой весталок находились культовые амулеты fascinus-фалосы, то не удивительно, что такая история стала восприниматься как реальная.

При Августе, к обычным привилегиям для жриц, добавились почетные места на играх и в театрах. Что было очень статусно по тем временам.

Древнейший в Римской истории культ весталок просуществовал почти 1000 лет и дожил до 4-го столетия нашей эры, пока император Феодосий (346-395 гг), последний император единой страны, не погасил священный огонь Весты и опустошил ее храм, упразднив жреческий клан хранительниц лар и пенатов.

Может поэтому Римская империя и развалилась на две части, чтобы исчезнуть с лица мировой истории, как единая древняя держава Ромула и Ремуса, детей весталки?

Когда насильно уничтожают культ Богини хранительниц домашнего очага и разгоняют ее жриц, то что может ожидать правителя и его государство?

Страна распалась, сначала на Восточную и Западную. А затем Великая Римская Империя канет в лету.

Реконструкция одежды римских жещин Judith Sebesta 1990 год. На основе изображений nodus Herculaneus. Девушка, невеста, матрона и вдова.

Примечания:

Лары и пенаты – боги и хранители домашнего очага. В каждом доме был алтарь, где им приносились жертвы. Мы до сих пор говорим “вернуться к родным пенатам”.

Пенатов изображали две фигуры, которые хранились в специальном шкафу, возле очага. Возможно хранители того, что спрятано в кладовой.

Лары связывались с самим очагом, хотя были и лары перекрестков, фамилии (рода), моря, земли, частные и государственные. Были даже лары путешественников. Алтари им существовали и вне дома. Особенно им поклонялись на перекрестках. Более всего это похоже на духов-хранителей и защитников связанных с пересечением каких либо порогов и дверей.

Интересный обычай может характеризовать этих божеств. Так римская невеста брала три монеты, одну она подносила ларам дома мужа, одну ларам на перекрестке, а третью отдавала мужу.

Покидая дом пенаты брали с собой. А лары охраняли дом в отсутствии хозяев. Может это подобие домового?

Культ ларов и пенатов, также как и культ Весты имел долгую историю и был запрещен указами того же Феодосия. Но мы до сих пор говорим “вернутся к родным пенатам”. Возможно духи домашнего очага вечны, пусть даже сменили имя. Домовой? Не так ли их теперь зовут?

Copyright©Эжени МакКвин 2017

Литература:

Н. А. Кун. Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях. М.: Республика, 1996.

Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1964