Всенощного бдения. Схемы богослужений

Свящ.: «Слава Святей…»

«Приидите, поклонимся…» - поется в алтаре

Псалом 103-й – поется

Ектения великая

«Блажен муж…»

Ектения малая

«Господи, воззвах…» [и стихи «Положи, Господи, хранение…»]

стихиры со стихами на 10:

7 – воскресных Октоиха

3 – святому Минеи

* Если св. «на 6» или «со славословием», то:

* если св. полиелейный или бденный, то:

Слава: святому Минеи (если есть )

И ныне: Богородичен Догматик гласа Октоиха

Вход с кадилом

«Свете Тихий…»

Прокимен дне – «Господь воцарися…»

* Если св.полиелейный или бденный, то после прокимна 3 паремии святому

Ектения сугубая

«Сподоби, Господи…»

Ектения просительная

Лития: поется стихира храма

(! Если св. «со славословием» и выше, то поются и стихиры св. с литии или стиховны)

свящ.: «Спаси, Боже…»

хор: Господи, помилуй 40 раз

свящ.: «Еще молимся…»

хор: Господи, помилуй 40 раз

свящ.: «Еще молимся…»

хор: Господи, помилуй 3 раза

свящ.: «Еще молимся…»

хор: Господи, помилуй 3 раза

Молитва «Владыко Многомилостиве…»

Стихиры на стиховне – воскресные Октоиха

Слава, и ныне: Богородичен

* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то на И ныне: Богородичен по гласу Славы из 1-го приложения Минеи

«Ныне отпущаеши…»

Трисвятое по Отче наш

«Богородице Дево, радуйся…» трижды

* Если св. бденный, то: «Богородице Дево…» дважды , тропарь святому 1 раз

благословение хлебов (если была лития)

«Буди имя Господне…» трижды

Псалом 33-й поется до половины

свящ.: «Благословение Господне на вас…»

хор: «Аминь»

Пояснения к схеме великой вечерни воскресного всенощного бдения.

Начало воскресного всенощного бдения полагается при открытых царских вратах. В алтаре совершается каждение, священник, стоя перед престолом, возглашает начальный возглас всенощного бдения:

«Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» , на что хор отвечает: «Аминь».

Начало может быть и следующее:

диакон или священник: «Востаните!»

хор: «Господи, Благослови»

свящ.: «Слава Святей…»

Вечерня всенощного бдения начинается сразу с возгласа утрени, так как вечерня переходит в утреню таким образом, что в начале её данный возглас не произносится.

«Приидите, поклонимся…» поется в алтаре священнослужителями , поется 4-е, дополнительное «Приидите, поклонимся и припадем Ему».

103-й псалом (он называется «предначинательный») поется . Этот псалом должен петься торжественно. Есть несколько вариантов исполнения. Например, один из древнейших: один певец поет стихи псалма, а хор к каждому стиху припевает один из припевов «Благословен еси, Господи», «Дивна дела Твоя, Господи», «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». Можно часть стихов петь с припевами, а остальные прочитывать в тон. В современной практике поют несколько избранных стихов этого псалма с припевами, «Слава, и ныне: Аллилуйя, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды) ». В это время совершается каждение храма. Интересно отметить, что по Типикону каждение храма совершается еще до возгласа «Слава Святей…» в полной тишине.

Великая ектения

«Блажен муж…» поется. Это начальные слова 1-го псалма. По Уставу должна стихословится, т.е. петься вся 1-я кафизма Псалтири, припевая к каждому стиху троекратное «Аллилуия». 1-я Слава этой кафизмы должна петься на 8-й глас, остальные 2 – на глас Октоиха. После каждой Славы полагается малая ектения. В современной практике поют 6 избранных стихов 1-ой Славы с троекратным «Аллилуия», «Слава, и ныне…», «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды).

Малая ектения

«Господи, воззвах…» поется на глас Октоиха. Поются стихи «Положи, Господи, хранение…».

Стихиры на «Господи, воззвах…» на 10.

Если святой Минеи без знака, то воскресные стихиры Октоиха на 7 и стихиры святому на 3. Стихиры в Октоихе имеют наименования. Первые 3 - «воскресны», автором их является прп. Иоанн Дамаскин. Следующие 4 - «анатолиевы» или, более правильно, «восточны». По содержанию они тоже воскресные, а разницу в названиях можно объяснить неточным переводом с греческого языка. Последние 3 стихиры в честь Пресвятой Богородицы творение Павла Аморрейского. Они поются в том случае, если в храме нет Минеи и нет возможности спеть стихиры святому. Если святой Минеи имеет знак праздника, то соотношение стихир Октоиха и Минеи будет другое. Во время пения «Господи, воззвах…» и стихир совершается каждение.

«И ныне…» (или «Слава, и ныне», если святому нет стихиры на «Слава») Богородичен Догматик гласа Октоиха. Догматик – это песнопение, которое содержит догматическое учение о воплощении Господа Иисуса Христа и приснодевстве Богородицы Марии. Автором Догматиков является прп. Иоанн Дамаскин. Догматики напечатаны на ряду в Октоихе, а также в 1-ом приложении Минеи.

Вход с кадилом. При пении «И ныне…» отверзаются царские врата. Священник, которому предшествуют два свещеносца и диакон с кадилом, выходит северными дверями, читая молитву входа, и становится перед царскими вратами. По окончании пения диакон (или священник, если служит без диакона) «зна́менает кадилом ко царским две́рем крестообразно» и возглашает «Премудрость, про́сти». На вечерне вход с кадилом бывает бывает в Неделю, в праздники с полиелеем и бдением и др. Вход с кадилом предшествует произнесению Великого прокимна .

Хор поет: «Свете Тихий…»

диакон: «Вонмем», свящ.: «Мир всем»

[хор: «И духови твоему»] – по традиции некоторых храмов поется.

Диакон: «Премудрость. Прокимен глас шестый «Господь воцарися, в лепоту облечеся»». Как и все прокимны дня, он напечатан в Часослове, имеет три стиха. Интересно отметить, что по Типикону прокимен возглашает не священник или диакон, а канонарх. После исполнения прокимна царские врата закрываются.

Сугубая ектения (со слов «Рцем вси…»)

«Сподоби, Господи…»

Просительная ектения

Лития.

Лития.

С греческого лития переводится как усердное моление. Устав знает литии 4-х видов: 1) «лития вне монастыря» в некоторые Двунадесятые праздники; 2) лития на великой вечерне; 3) лития по окончании воскресной и праздничной утрени; 4) лития за упокой (после будничной вечерни и утрени). Общее у всех литий исхождение из храма, в первом случае полное, а в остальных – в притвор. Такое исхождение имеет несколько значений: 1) как перемена места молитвы для оживления молитвенного внимания; 2) миссия с целью сообщения благодати окружающему миру; 3) удалением из храма выражается наше недостоинство молиться в нем.

Первоначально лития была именно молитвой во время общественных бедствий в местах, подверженных этим бедствиям. Однако, уже в 3-ем веке существуют загородные процессии радостно-торжественного характера (не называвшиеся литией), которые особое развитие получили в Иерусалимской Церкви. Они совершались сначала по праздникам в местах соответствующих Священных событий (например, на Рождество Христово в Вифлееме). Примерно с 4-го века уже на каждой воскресной службе совершается лития, схожая с нынешней. Прототипом литии считаются древние агапы.

Нынешняя лития на великой вечерне есть наследие Иерусалимской праздничной литии с элементами покаянно-молитвенной литии . В теперешнем виде лития состоит из обрядов, песнопений и молитв .

1) Перед литией на середине храма поставляется столик (тетрапод, четвероножец), на нем блюдо с 5 хлеба́ми, сосуды с елеем (справа), вином (слева) и пшеницей (которые будут освящены в конце вечерни). Священнослужители выходят из алтаря царскими вратами (по Уставу – северными дверями при закрытых царских) и становятся в конце храма (по Уставу – в притворе), перед этим совершив каждение праздничной иконы и столика с веществами. Интересно отметить, что древние редакции Иерусалимского Устава указывали исхождение во время литии в другие храмы и молельни монастыря. На пути в каждый из храмов пелись его стихиры и в каждом произносилось одно литийное прошение. Заключение литии совершалось в главном храме.

2) Во время исхождения хор поет стихиру храма . Если святой со знаком «славословие» и выше, то на литии поются и стихиры святому. Какую именно из храмовых стихир петь на литии, Типикон не указывает. Если в службе храмового праздника есть стихиры на литии, то поется одна из них. Если служба святому храма не имеет таких стихир, то поется Слава с «Господи, воззвах» или на стиховне. Есть свидетельства о том, что можно из храмовых стихир выбрать стихиру того гласа, который приходится на данное воскресение. После стихиры храма на «Слава, и ныне…» положено петь Богородичен по гласу последней стихиры из 1-го приложения Минеи «на стиховне». Если храм Господский или Богородицы, то на «Слава, и ныне…» можно петь другую стихиру храма. В Типиконе нигде нет указаний о пении на литии стихир Богородице, напечатанных в Октоихе на «Господи, воззвах», Павла Аморрейского. Упоминания есть в Октоихе в 1-ом гласа, а также в старообрядческих уставах.

3) За стихирами следует моление, по строю являющееся ектенией из 4 прошений . Диакон (или священник, если служит без диакона) возглашает первое прошение «Спаси, Боже, люди Твоя…» о всем мире и особо о православных христианах , призывая в ходатаи Богоматерь, чины Ангелов и всех святых. В виду особого усердия молитвенных прошений литии, ответом на них является многократное «Господи, помилуй». После первого прошения хор поет «Господи, помилуй» 40 раз . Второе прошение «Еще молимся…» за духовную власть и всех наиболее нуждающихся в помощи Божией; хор поет «Господи, помилуй» 40 раз . Третье прошение «Еще молимся…» за весь мир и об избавлении его от бедствий ; хор поет «Господи, помилуй» 3 раза . Четвертое прошение «Еще молимся…» об услышании молитвы; хор поет «Господи, помилуй» 3 раза . Затем священник возглашает «Услыши ны, Боже Спасителю наш…» , хор «Аминь», священник (обратясь на запад) «Мир всем», хор «И духови твоему», диакон (или священник) «Главы наша Господеви приклоним», хор «Тебе, Господи», священник читает молитву «Владыко Многомилостиве…» , хор «Аминь». Относительно положения тела во время чтения этой молитвы в различных рукописях говорится по-разному – «преклоншим нам колена», «преклоншим главы», в Типиконе «И всем главы преклоншим и на землю приникшим. Иерей же зря к западом молится велегласно», а в современной практике принято просто наклонять голову. Интересно отметить, что в свое время на литии было 5 прошений, из которых второе за царствующий дом, а количество «Господи, помилуй» после каждого было 40-30-50-3-3.

В современной практике в приходских храмах лития в каждое воскресение не совершается, также 40-кратное «Господи, помилуй» заменяется 12-кратным.

Стихиры на стиховне. Поются 4 воскресные стихиры на стиховне Октоиха. Первая стихира поется без стиха, к остальным трем особые воскресные припевы, напечатанные на ряду. Эти три стихиры в Октоихе называются «по алфавиту» . Их автором является прп. Иоанн Дамаскин, и составлены они используя особый литературный прием – акростих (он же краестрочие и краегранесие). Начальные буквы алфавитных стихир всех гласов в греческом оригинале, разумеется, вместе составляют греческий алфавит , состоящий из 24 букв – гласов 8, а в каждом 3 алфавитные стихиры.

«Слава…» святому Минеи, если есть

«И ныне…» Богородичен из 1-го приложения Минеи по гласу Славы.

Если Славы святому нет, то «Слава, и ныне» Богородичен текущего гласа на ряду в Октоихе.

Стихиры Октоиха на стиховне в субботу на великой вечерне не соединяются (т.е. не поются из нескольких богослужебных книг, например, Октоиха и Минеи) и не заменяются другими стихирами . Исключением является 24-е декабря в Неделю и воскресные дни от Пасхи до Вознесения.

«Ныне отпущаеши…» по традиции поется.

Трисвятое по Отче наш

Тропарь глас 4-й «Богородице Дево, радуйся…» поется трижды. Этот тропарь Божией Матери составлен из радостного приветствия Ей Ангела и праведной Елизаветы, к которым присоединены и новозаветные христианские «Богородице; Дево; Марие; Яко Спаса родила еси душ наших». Есть древнее предание, что Благовещение было вечером, может быть, поэтому этот тропарь поется на вечернях. В начале пения этого тропаря отверзаются царские врата (если выход на литию был совершен через северные двери или, если литии не было вовсе), диакон трижды кадит столик с веществами с четырех сторон, настоятеля и столик спереди.

Благословение хлебо́в. После пения тропарей диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», священник читает молитву «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебо́в и пять тысящ насытивый…». Пред словами «…Сам благослови…», по одной из практик, священник одним хлебом знаменует прочие вещества. При исчислении веществ «…хлебы сия, пшеницу, вино и елей…» священник рукой указывает на них. В этой молитве он просит Господа благословить предложенные вещества и освятить вкушающих от них. В Типиконе перечисляются различные благодатные свойства освященных веществ – «уставляют огне́вицу (т.е. горячку), тряса́вицу (лихорадку) отгонят, и всяк недуг и всяку болезнь исцелевают, мыши (моль) от жит отгонят». Освященные хлебы и вино необходимо употреблять в пищу, елей класть в пищу, пшеницу молоть или сеять. Не полагается уже освященные вещества снова освящать на другом бдении.

Хор: «Аминь» и

«Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» трижды.

33-й псалом до половины (до «…Не лишатся всякаго блага»)

Псалом пелся до половины, в связи с чтением Святого Апостола в этом месте. Таким образом, первая половина 33-го псалма хвалебнославословная, а вторая часть учительная.

По Уставу в этом месте службы должен быть такой элемент богослужения, как чтение . Такое чтение должно совершаться на воскресном бдении 7 раз – после вечерни, 1-й и 2-й кафизм, полиелея, по 3-й и 6-й песней канона и утрени. Читаются следующие книги: Деяния и Послания апостольские, Апокалипсис, толкование на Св. Писание, сочинения святых отцов духовно-нравственного содержания, жития святых. Во время слушания чтения молящимся предлагались благословленные хлеб и вино для подкрепления сил телесных на предстоящее бдение. Указание на особого рода чтение для Бдения можно найти в второй главе Типикона.

Священник, с солеи благословляя молящихся, произносит: «Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков», хор поет: «Аминь». Царские врата затворяются.

УТРЕНЯ

воскресного всенощного бдения

Шестопсалмие. Есть традиция в праздники «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды перед шестопсалмием не читать, а петь.

Великая ектения

«Бог Господь…» со стихами. Поется на глас воскресного тропаря.

Тропарь воскресный гласа дважды. Этот тропарь вместе с Богородичном напечатан в Октоихе в конце великой вечерни; воскресные тропари всех гласов собраны и напечатаны в Часослове и Следованной Псалтири. Есть мнение в литургической науке, что сугубость пения тропаря, связанно с усиленным молением всей утрени.

Именно этот воскресный тропарь читается на часах и поется на Литургии ;

«Слава…» тропарь святому Минеи;

«И ныне…» Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого.

со стихами воскресные Октоиха «по 1-ом стихословии».

Кафизма рядовая, малая ектения, седальны со стихами воскресные Октоиха «по 2-ом стихословии».

Малые ектении на утрени после кафизм положены в Неделю, в праздники со славословием, полиелеем и бдением, в субботы, в предпразднства и попразднства и др.

Полиелей – «Хвалите Имя Господне…» поется, отверзаются царские врата, совершается каждение храма. Это хвалебные 134-й и 135-й псалмы. Слово полиелей переводится с греческого как «многомилостиво», так как в этих псалмах очень часто повторяются слова, обращенные к Господу «…яко в век милость Его». По Уставу полиелей должен исполняться очень торжественно: поются стихи псалмов, к каждому стиху 134-го псалма прибавляя припев «Аллилуия», а к стихам 135-го псалма – «Аллилуия, Аллилуия, яко в век милость Его. Аллилуия.

В современной практике обычно поют 4 избранных стиха этого псалма – «Хвалите имя Господне…», «Благословен Господь от Сиона…», «Исповедайтеся Господеви…» и «Исповедайтеся Богу Небесному…».

Интересно отметить, что по Уставу в этом месте воскресной утрени в так называемый «зимний период» (от отдания Воздвижения до Фоминой Недели) должны петься Непорочны и тропари «Ангельский собор», а после них Полиелей. В «летний» же период должны петься только Непорочны - 17-я кафизма или 118-й псалом полностью без припевов. Название псалма от первой строчки - «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». Это песнопение тоже составлено, применяя акростих. 118-й псалом содержит 176 стихов, разделенных на 22 отдела по числу букв еврейского алфавита. Все 8 стихов каждого из отделов начинаются, в еврейском оригинале, на одну букву. Этот псалом пророк Давид составил как азбуку для своего сына Соломона.

Тропари воскресные «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися…». Эти тропари напечатаны в Часослове, а также в приложении Октоиха и называются «тропари по непорочнах». Их название как раз свидетельствует, что перед ними поются «Непорочны».

Малая ектения.

Ипакои́. Название этого древнего песнопения, напечатанного на ряду в Октоихе, происходить от глагола «прислушиваться, отвечать, быть послушным», автор неизвестен. Кроме воскресной утрени ипакои́ поются и на некоторых других службах по 3-й песни канона, например, на Рождество Христово, Богоявление, Неделю Ваий, Пасху, Успение и др.

Степенны . Это песнопения общеназидательного аскетического содержания, составленные по образцу псалмов Давидовых 119-132. В Псалтири эти псалмы озаглавлены «Песни степеней» потому, что, по предположениям исследователей, эти псалмы могли петься 1) возвращающимися из плена евреями; 2) паломниками, идущими в Иерусалим; 3) предназначались для пения на 15 ступенях Иерусалимского храма. Автором степеннов некоторые считают прп. Иоанна Дамаскина, а другие прп. Феодора Студита. В каждом гласе напечатано по три антифона, только в 8-ом четыре. Каждый антифон состоит из 3 тропарей, последний из которых посвящен Св. Духу. Образ исполнения : поются подряд первых 2 тропаря, Слава, и ныне: тропарь Св. Духу.

В современной практике в некоторых приходских храмах степенны гласа, к сожалению, заменяют 1-ым антифоном 4-го гласа «От юности моея…».

Прокимен утрени воскресный настоящего гласа. Напечатан на ряду в Октоихе со стихом. Диакон: «Вонмем. Премудрость. Прокимен глас…» и исполняется прокимен как обычно.

Диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», свящ.: «Яко Свят еси…», хор: «Аминь»,

Диак.: «Всякое дыхание да хвалит Господа», исполняется со стихом по принципу прокимна.

Диак.: «И о сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим», хор: «Господи, помилуй» трижды,

диак.: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия»

свящ.: «Мир всем», хор: «И духови твоему»,

свящ.: «От …(имя Евангелиста) Святаго Евангелия чтение», хор: , диак.: «Вонмем».

пономарь выносит свечу и ставит у амвона

По Уставу священник в алтаре читает Евангелие воскресное , одно из 11 по числу явлений Господа Иисуса Христа после Своего Воскресения. Которое из 11 Евангелий нужно читать, можно определить по Столпам Евангельским, напечатанным в приложении Октоиха и Типикона, а также указано в Православном Календаре на каждый год.

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»

«Воскресение Христово видевше…» поется на 6-й глас. Текст полностью напечатан в Октоихе в 1-ом гласе на ряду. В течение всего богослужебного года поется 1 раз, а во всю Светлую седмицу и в воскресные дни от Пасхи до отдания Пасхи – трижды. Кроме воскресных дней поется еще на Воздвижение, Лазареву Субботу. Не поется в том случае, если в воскресение случится Двунадесятый Господский праздник. По уставу Евангелие выносится на амвон и священник через подол фелони держит Его лицом к народу как самого Христа. В практике Св.Евангелие относиться на середину храма и полагается на аналое. Выносная свеча ставится за аналоем; необходимо приготовить сосуд для помазания по уставу от кандила и, если была лития, блюдо с раздробленными хлебами.

50-й псалом читается. Устав предполагает его пение на 6-й глас.

«Слава: Молитвами апостолов

«И ныне: Молитвами Богородицы , Милостивее, очисти множества согрешений наших.»

«Помилуй мя, Боже…» (2 стиха 50-го псалма)

«Воскрес Иисус от гроба…» - стихира воскресна. Все эти краткие молитвословия поются на 6-й глас и напечатаны в Октоихе в 1-ом гласе на ряду.

Диак.: «Спаси, Боже, люди Твоя…» - это та самая молитва, которая произносится на литии; хор: «Господи, помилуй» 12 раз ,

свящ.: «Милостию и щедротами…», хор: «Аминь».

После этого возгласа в современной практике молящиеся прикладываются к Евангелию [и иконе] и совершается помазание освященным елеем и раздаются хлебы, освященные на литии. Интересно отметить, что Устав знает только целование Евангелия из рук священника без помазания. Оно совершалось во время чтения 50-го псалма. Если же в этот день празднуется память великого святого, имеющего бдение, то в конце утрени перед 1-ым часом совершалось помазание елеем «из лампады святого» (Типикон гл.3-я). После помазания Евангелие (с солеи священник осеняет им народ) и свеча уносятся в алтарь, царские врата затворяются.

Канон. Читаются 3 канона Октоиха и 1 Минеи: Воскресный на 4 (тропаря); Крестовоскресный на 3; Богородице на 3; святого на 4, вместе на 14. Если святой Минеи имеет знак праздника, то соотношение тропарей канонов Октоиха и Минеи будет другое. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (воскресного канона), тропарей и катавасии.

Образец составления будничной вечерни см. в Приложении – Схема № 2а.

Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню на 29-е июля, глас 8-й, понедельник вечер.

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия G. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда у рядового христианина больше возможности придти в храм на богослужение есть вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня, когда человек еще полон сил, бодр и может приложить больше усердия и трудов в восхвалении, благодарении и умилостивлении Творца. Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ». i 8., с.58-59; 10., с.65-67.

Если вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

& Ч.с.38-43 После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (X в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…». i 1., с.95-96; 2., с.266-268 ; 6., Лекция 6, с.83-84; 8., с.59-60.

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, М

Кафизмы – Пс

Канон – О, М

Хвалитные псалмы – Ч

Славословие будничное – Ч

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О

Тропари – М

Сугубая ектения – Сл

Подробную схему вседневной (будничной) утрени см. в Приложении – схема № 3.

Пояснения к схеме вседневной утрени.

X Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

X Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» , хор: «Аминь»,

Шестопсалмие , & Ч.с.43-55, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды. i 4., вып.2, с.197-198.

Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи, чтобы человек мог, незаметно для окружающих, поплакать о своих грехах. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом. i 1., с.96; 2., с.268-269; 4., вып.2, с.198-203; 8., с.60-61.

После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма. X Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». i 1., с.96; 2., с.269-270; 4., вып.2, с.203-208; 6., Лекция 6, с.84.

Великая ектения

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма (& Ч с.56). Диакон возглашает «Глас …, Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря , который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх. i 1., с.96; 2., с.270-271; 4., вып.2, с.209-213.

Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни). i 1., с.96; 2., с.273; 7., Лекция 6, с.63-64.

Кафизма рядовая.

Кафизмы

В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов - кафизм . Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы .

Вечерня великая

Отверзаются царские врата.

Каждение алтаря.

Диакон: Востаните. Господи, благослови.

Священник: Слава Святей...

Приидите, поклонимся. .. (трижды).

Каждение всего храма.

Хор: Благослови, душе моя, Господа... (псалом 103-й) .

Закрываются царские врата.

Светильничные молитвы (тайно читает священник).

Ектения великая: Миром Господу помолимся.

Яко подобает Тебе... (возглас).

Пение 1-го антифона 1-й кафизмы.

Ектения малая: Паки и паки...

Яко Твоя держава...

Господи, воззвах и стихиры на Господи, воззвах. (Каждение всего храма.)

И ныне. Богородичен догматик или стихира.

Отверзаются царские врата.

Вход с кадилом.

Свете Тихий

Прокимен.

Закрываются царские врата.

Паримии (если есть).

Ектения сугубая: Рцем вси...



Сподоби, Господи...

Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву...

Яко Благ и Человеколюбец...

Лития (если есть).

Стихиры на стиховне.

Ныне отпущаеши... Трисвятое. Отче наш...
Яко Твое есть Царство...

Отверзаются царские врата.

Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития.)

Благословение хлебов (если была лития).

Буди Имя Господне...

Благословлю Господа... (Псалом 33-й) , кончая словами: ...не лишатся всякого блага.

Благословение Господне на вас...
Аминь.

Закрываются царские врата.

Утреня (с полиелеем)

Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142).

Утренние молитвы (священник читает тайно).

Ектения великая.

Яко подобает Тебе всякая слава...

Бог Господь, и явися нам...

Малая ектения.

Отверзаются царские врата.

Полиелей. Хвалите Имя Господне...

Величание (если есть).

Каждение всего храма.

На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися...

Ектения малая.

Яко благословися Имя Твое...

Степенны (антифоны).

Вынос Евангелия

Прокимен.

Чтение Евангелия

На воскресной всенощной:Воскресение Христово видевше...

50-й псалом.

Слава. Молитвами Апостолов...

И ныне. Молитвами Богородицы...

Помилуй мя, Боже... (1-й стих 50-го псалма)

Стихира (праздника или воскресная)

Спаси, Боже, люди Твоя...

Милостию и щедротами...

Закрываются царские врата.

Канон

После 3-й песни канона малая ектения.

Яко Ты еси Бог наш...

После 6-й песни канона малая ектения.

Ты бо еси Царь мира...

По 8-й песни канона:

Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим.

Каждение всего храма.

Величит душа Моя Господа...

По 9-й песни канона малая ектения

Яко Тя хвалят вся Силы небесныя...

Эксапостиларий (светилен).

Всякое дыхание...

Стихиры на хвалитех.

И ныне. Богородичен.

Отверзаются царские врата.

Слава Тебе, показавшему нам свет .

Славословие великое.

Тропарь отпустительный и Богородичен.

Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже...

Яко Милостив и Человеколюбец...

Ектения просительная: Исполним утреннюю молитву...

Яко Бог милости и щедрот...

Премудрость. Благослови. Сый благословен...

Утверди, Боже...

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Честнейшую Херувим...

Слава Тебе, Христе Боже... Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Отпуст великий.

Многолетие.

Закрываются царские врата. Чтение 1-го часа.

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, неизменяемое , М, изменяемое

Кафизмы – Пс

Канон – О, М, изменяемое

Хвалитные псалмы – Ч, неизменяемое

Славословие будничное – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

Тропари – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) утрени

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" со стихами

Тропарь святому Минеи дважды

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

* Если служба 2 святым, то: тропарь 1-му святому поется дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха и один канон Минеи

* Если служба двум святым, то : один канон Октоиха и два канона Минеи

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., Слава, и ныне: Богородичен

по 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому Минеи

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен Октоиха, Слава: светилен святому в Минее, И ныне: Богородичен в Минее (в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха)

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен (Октоиха)

* Если святому есть Слава на стиховне, то: после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи, И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш:

тропарь святому Минеи,

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то: тропарь 1-му святому,Слава: 2-му святому,И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая