Что такое шень. Персональный форум Вершинина В.Н. Женьшень с виноградным соком

Что такое шень. Персональный форум Вершинина В.Н. Женьшень с виноградным соком

Мастера говорят – для того чтобы культивировать «Природу» и изменять «Судьбу» надо их иметь в наличии, и иметь к ним доступ.

У современного человека подверженного множествам различных внешних и внутренних хаотических влияний нет, и не может быть, возможностей изменять свою «Судьбу». Стадия «выплавления Шэнь» уже предусматривает развитую и совершенную «Природу», основа которой достаточное изобилие энергии Ци и
гармония её циркуляций в организме.
Духовный уровень также усовершенствовался, от простого «свинца» до «серебра». Здесь кроме других целебных качеств «серебра» имеется ввиду его прекрасные отражающие качества, используемые в зеркалах. Качества безупречного отражения необходимые при созерцании и самосозерцании позволяют говорить о высокой степени духовного совершенствования.

Конечно, для начала алхимического процесса нужно уже иметь в наличии все необходимые для него ингредиенты, то есть «выплавить» триграммы и первоэлементы. / Дао здесь и сейчас./Небо и Земля первичные триграммы /состояния/, которые уже содержат в себе свои силы.Сила Неба – Огонь, сила Земли – Вода. Поэтому всё происходит, как и в природе – взаимодействие неба и земли сопровождается грозами и молниями, циклонами и антициклонами, температурными и атмосферными изменениями погоды.Когда мы нагреваем нижний даньтянь тем или иным способом, энергия пара поднимаясь создаёт облака, которые могут породить ураган, если мы не умеем этой энергией управлять.Рассматривая состояния Небо и Земля на уровне психических процессов мы видим что «хорошая погода» - спокойное их состояние взаимодействия обманчиво, так как процесс испарения воды не прекращается, а нарастает и готовит будущую непогоду.Более высокий энергетический уровень взаимодействия Неба и Земли определяет Небо как неизменные законы природы, которые не подвержены человеческому фактору, пониманию и воздействиям. Напротив, Земля определяется как некая совокупность сил, охраняющая и поддерживающая человеческую жизнь, однако как порождающая, так и отнимающая её.
Это мать, которая любит не за что-то, а вопреки всему. Уровень /Шэнь/ определяет Небо как «Справедливость», а Землю как
«Человеколюбие».
Именно так устроена наша духовная энергетика, где в постоянном диалектическом процессе – единстве и борьбе этих противоположностей рождаются наши поступки и наши человеческие созидания.Гармония взаимодействия
«Справедливости» и «Человеколюбия» в наших решениях и поступках никогда не бывает однозначной и всегда носит характер, как находок «Творчества», так и мастерства
«Исполнения».
Огонь «Справедливости» и Вода «Человеколюбия» являются энергетическими силами,которые имеют вполне определённую природу и местоположение в организме.Огонь «Справедливости» определяется как душевное «хотение», а Вода «Человеколюбия» определяется как телесное «желание». «Хотения» рождаются у нас в груди /выше пояса/,а «желания» рождаются в животе /ниже пояса/. Необходимо хорошо разбираться в том, что вами движет в разные моменты жизни, и как вы реагируете на эти движущие силы. Управлять этими силами, взращивать до полной их природной силы – есть подготовка к созданию, на разных этапах
«эликсира жизни».
Пока эти силы /Огонь и Вода/ не наберут природной мощи «эликсир жизни» не получится.
Природные, сила «хотения» сравнивается с яростью дракона, а сила «желания» со свирепостью тигра, именно поэтому «пружина жизни» от природы необычайно сильна.Мастера утверждают, что от природы в человеке заложены огромные силы, однако для выживания в постоянно ухудшающихся условиях жизни человек тратит всё больше и больше сил на внешние факторы. Это защита от неблагоприятных условий для жизни организма,а также огромные траты энергии на социальные проблемы, проблемы удовлетворения личности и её эгоистических целей, иллюзии успеха и благополучия.
Предлагается, для обретения «эликсира жизни» развернуть все силы внутрь себя и восполнить
энергии «Огонь и Вода» до их природной силы – силы дракона и тигра.Этот процесс кратко описан в книге «Дао здесь и сейчас».Наряду с пополнением энергии за счет третичных состояний /триграмм/, необходимо пополнять энергию за счет окружающей природы, неба и земли. Таким образом, можно в кратчайший срок достигнуть необходимого энергетического уровня. Многое из этого процесса описано в книге «Прозрение здесь и сейчас».
В настоящее время таких практических результатов может достичь только творческая личность, которая имеет творческий подход к любой жизнедеятельности, мировоззрение и соответствующий уклад жизни.
Такая личность профессионально настроена на созерцательный способ восприятия и творческий способ созидания. Таким образом, ей будет не трудно понять принципы и способы восполнения энергий, а естественная любовь и тяга к природе позволит без особых трудов получить необходимый природный комплекс энергетических зарядов.

Полностью восстановив энергетику до природной целостности, мы можем с её помощью заниматься восстановлением духовной целостности. Изучая «Взаимодействие Огня и Воды» мы на практике можем понять, что есть реальная энергетика.Наши «хотения» и «желания» и их взаимодействия в процессах нашей жизнедеятельности являют нам законы Инь и Ян, а также всей нашей психической энергетики.
Когда мы смотрим на эмблему Инь и Ян мы видим в чёрной половине белую точку, а в белой половине чёрную точку.Древние говорят что белая точка это луна, а чёрная это солнце.Объяснение кроется в свойствах Огня и Воды, и соответственно
«хотения» и «желания».
Например, одно из основных свойств Воды, это воспринимать и удерживать заряд энергии
или как сейчас говорят «информации». Напротив, одно из основных свойств Огня, это аннигиляция, уничтожение, разложение, распад до пустоты. Эти свойства Воды и Огня представлены в триграммах плюсом и минусом – сплошной чертой и чертой разорванной в середине триграммы.
Наша энергия Воды, «желания» легко превращается в автоматизм, в привычку получая и удерживая заряд энергии-информации. Поэтому мы должны понимать, что наш лунный свет размышлений основанный на работе памяти полон автоматизмов и привычек, имеющих на нас постоянное огромное воздействие и влияние. Более того, имея до семидесяти процентов жидкостей в нашем организме мы практически полностью зависим от своих желаний и автоматизмов. Напротив наша энергия Огня, «хотение», формируется сиюминутными движениями эмоций и не имеет ни каких преград и пределов в размерах и масштабах наших «хотений», никак не сообразуясь с нашими возможностями. Мало того, наш разбушевавшийся неуправляемый огонь иногда может быть на столько яростен что, придя в себя, через некоторое время нам бывает стыдно за свою несдержанность в запале чувств. Однако произошла разрядка, которая уничтожила напряжения и ненужные, ложные или устаревшие
энергетические образования, расчистив место для нового, свежего жизненного пространства.
Однако, для того чтобы эффективно культивировать свою «Природу» и изменять свою «Судьбу», на ряду с постоянным повышением своего уровня общей энергетики необходимо грамотно работать со своими «хотениями и «желаниями». В идеале необходимо полностью избавиться от автоматизмов «желания», подчинить их своей воле и контролю вплоть до глубоко залегающих инстинктов. В то же самое время наши «хотения», избавляясь от хаоса и зависимости от ситуации и случайностей, приобретают стабильные закономерности соответствующие «Законам Неба». Такая совместная работа наших «хотений и желаний»
имеет свою методику и различные технологии. Она соответствует этапу «Взаимодействия Огня и Воды /Кань и Ли/» На энергетическом уровне происходят изменения соответствующие выплавлению Шэнь из Ци. Триграммы Огонь и Вода обмениваясь своими средними чертами преобразуются в триграммы Небо и Земля /Цянь и Кунь/.

За последнее десятилетие в печати, книгах и статьях о духовных учениях и духовных учителях очень много говорится о могуществе человеческого сознания, о его космической роли и предназначении.
Необходимо уберечь занимающихся внутренней алхимией от характерной ошибки допускаемой некоторыми авторами в отношении роли сознания в духовном продвижении и духовном развитии.
При занятиях внутренней алхимией мы понимаем, что особыми качествами обладает только духовное сознание, дух – Шэнь.
О каком таком космическом сознании человека и его роли для галактики судачат десятки авторов современной эзотерики? Всё это трудно понять, будучи практиком. Сознание Синь и сознание И, которыми оперируют эти авторы, никак не могут претендовать на такую всемогущую роль.
Для правильных занятий необходимо чётко представлять себе, что такое дух –Шэнь.
Для примера можно использовать понятие «боевой дух». Представьте себе армию без боевого духа, такой армии не может помочь полководец, численность, техника. Только поражение ждёт такую армию, лишённую боевого духа.
Когда мы делаем что-то, неординарное, значительное наш дух поднимается для выполнения этой задачи и привлекает всю энергию и все наши способности для выполнения поставленной цели. Духовность это осознание значительности поставленной задачи, на выполнение которой мы готовы положить саму жизнь. Дух это огромная сила, которая включает в себя все энергии и сознания - Синь «хотение», И «желание».
Дух Шэнь это такая постоянная сила, которая включает в себя наше Я и поддерживается нашими «хотениями» и «желаниями», а также всеми нашими энергиями. Такая взращённая сила нашего Я – дух Шэнь, как говорят мастера, может существовать и отдельно от нашего тела как самодостаточная единица.

Несмотря на, повальное увлечение эзотерикой, параллельными мирами, чудесами духовной жизни в наше время остро ощущается полное отсутствие духовности, наряду с изощрённым пристальным вниманием к физическому здоровью и экологии.
Приземлённость, материальная заинтересованность, потребительские инстинкты, преобладают в нашей сегодняшней жизни большей части населения и, как это не печально, большинства молодёжи.Поэтому и в интересе к цигун и внутренней алхимии преобладают желания скорее потребительские, нежели духовные. Интересуясь силовыми аспектами энергии, долголетием, бессмертием, дело редко доходит до духовности, останавливаясь обычно на уровне общей энергетики. Именно поэтому за цигун и занятия внутренней алхимии принимаются в основном учения о преобразовании «Цзин в Ци».
Зато именно этот начальный оздоровительный этап имеет такое раздутое значение и популярность в массах, а также бесконечное количество интерпретаций и различных модификаций, что остаётся только удивляться.
Особенно удивляет обычная сегодня ситуация для увлекающихся цигун, когда молодой, нерастраченный здоровый организм годами пополняется энергией «цзин» с помощью упражнений предназначенных для старческого возраста.
Всеобщее увлечение сексуальными практиками и соответствующей энергетикой не улучшает качества общего уровня понимания цигун и внутренней алхимии.
Характерно общее непонимание силы духовных практик. Хочется напомнить здесь что именно дух «Шэнь» управляет всей энергетикой организма и отвечает за здоровье,долголетие и возможное бессмертие..
Именно «Шень» является настоящим хозяином и управителем нашего организма. Его роль это роль водителя, в автомобиле нет водителя машина неуправляема, мертва.
Можно иметь прекрасный автомобиль и не уметь им управлять,также можно быть прекрасным водителем и не иметь хорошего автомобиля.
Такая аналогия может прояснить ситуацию и направить на правильное понимание значения «Шэнь» в практике внутренней алхимии.
На этапе выплавления «Шэнь из Ци» наш организм постепенно приобретает настоящего хозяина, который реально может всем управлять, контролировать не только на уровне сознания, но и вне сознания, а также за всё отвечать с полным на то правом. Именно такое продвижение можно называть духовным ростом.
Изначально дух управляет всем организмом вне зависимости от сознания человека, однако такой дух ничем не отличается от духа животных. Человеческий дух «Шэнь» приобретает сознание и свободу для того, чтобы властвовать над душой и телом, а далее и над всем, что вне его, по законам Неба, таково первоначальное предназначение «настоящего» человека.

Над простым человеком властвует душевность и телестность – «хотения и желания».
Хотя у него дух тот же, но без власти. Он заявляет о себе то страхом экологических катастроф, то мучениями совести, то недовольством заземлённости, однако на него не обращают серьёзного внимания, принимая просто к сведению, так как человек живущий материальными нуждами в материальном мире живёт движениями своей души для устройства собственного благополучия.
Как только в человеке произошло такое низвержение власти духа, все части его естества пришли в смятение и беспорядок. Душевность и телесность, «хотения» и желания» вступили в бесконечную борьбу и воцарился хаос в сознательной жизни человека. Именно эгоизм и кажущаяся безнаказанность и независимость породили страсти – гордость, зависть, ненависть, скорбь, похоть, гневливость и тд.
Духовные стремления не гонят стремлений души /науки, искусства, семья, гражданские службы и должности/, однако, умеряют суету и страсти, приводят к порядку установленному «Небом».
Допустим вы, исследуя себя по всем статьям, нашли в себе и поняли все причины ваших недостатков. Однако для их исправления необходим определённый труд немалого напряжения. Готовы ли вы к таким напряжениям и трудам?
Обычное состояние нашего мышления «духа» – рассеяние, смятение, и блуждание мыслей.
Обычное состояние наших «желаний» - непостоянство, беспорядочность и своенравие,увлечение не потребностями естества, а извращёнными страстями.
Обычное состояние нашего сердца, чувств, «хотений» - полный захват страстями и помутнения способности отражения действительности, неверные впечатления, извращения вкусов, возбуждения направлены не в ту сторону.
Страсть есть «недуг души» или «болезненное состояние душевных сил».
В отличие от врожденного и неосознанного инстинкта, страсть противоестественна.
Страсть есть возмущение против природы, движение энергии против природы.
Источником «желаний» должны быть естественные потребности сложившейся в жизни, а в страстях, что есть естественного? Они расстраивают естество и все порядки жизни.
Безумие и противоестественность страсти заключаются в том, что в ней человек отказывается от естественного в своей природе соединения с Творцом, ищет ему замену.Реальную же замену "Небу" найти невозможно. Остаются только примитивные суррогаты в виде собственного «я» и подчиненных ему объектов материального мира. Но это явления ограниченные и временные, а не вечные, и человек становится безумным животным, которое соревнуется с создателем, пытаясь его заменить собой, ему подражая.
Это так называемый «Демонизм». В отличие от него «Духовность» стремится понять и принять законы «Неба» подняться до их естественного исполнения и слиться с волей создателя в каждом биении своего сердца, в каждом мгновении своей деятельности и самой своей жизни.
Мгновенно обрести духовность невозможно даже при соответствующей энергетике,
необходим период работы выплавления духа Шэнь. Эта работа требует больших напряжений и большого терпения. Без терпения - «свинец», человек не может действовать -«ртуть», не может научиться духовному, не может достичь совершенства. Невозможно без работы над собой прийти к созерцанию. Поэтому первым необходимо делать то, что требуется сейчас в настоящий момент, а высшее придет само собой, деланием называется то, что совершается телом, а созерцанием - то, что умственно творит разум.
Страсти овладевают нами через нашу практическую жизнь, через отношения с окружающим, через наше тело.
Так «сухостью» мы себя ожесточаем, становимся бесчувственным камнем, не способным воспринять истину. «Холодом» мы себя охлаждаем, охлаждаем наши души и наши духовные порывы. «Горением» возбуждаем в себе гнев и ненависть. «Теплом» возбуждаем в себе лень и половые инстинкты. «Влажность» способствует слабости, вялости, сонливости.
Именно регуляция ци в "шести соединениях" каналов инь и ян позволяет нам на практике противостоять нашим страстям умеряя их воздействие на нашу душу.
Необходимо заметить, что при увеличении общего количества энергетики такая регуляция особенно необходима, иначе наши страсти получают дополнительную силу и справиться с ними практически невозможно. Более подробно в книгах «Дао здесь и сейчас», «Прозрение здесь и сейчас».
Итак без терпения невозможно действие, а без действия невозможно созерцание.
Без развития телесности невозможно развитие духовности. Более того, именно «телесные души По» в дальнейшем преобразуются в духовность.
Китайская мудрость гласит –"Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается"."Велик тот, кто велик в терпении"
Подлинное терпение - это принятие мира целиком, со всеми его плюсами и минусами. Оно предполагает умение человека противостоять давлению, не допуская внутри себя стойких отрицательных эмоций по отношению к внешнему раздражителю. Истинное терпение всегда основано на любви, на его сильных и чистых токах. Его девиз - не казаться, как это присуще терпению внешнему, но быть спокойным и доброжелательным изнутри, что бы ни происходило”. Один из моих учителей говорил мне – «Терпение, это когда кругом всю плохо, а ты спокоен. Ты не закрываешь глаза, и действуешь разумно.»
Конечно, всё начинается с этапа «Очищения сердца». Чистота сердца освобождает от излишнего эротизма и не дает увлекаться постоянной зрелищностью, которые способствуют развитию нездорового любопытства и иллюзий. Чистота сердца требует очищения социального климата. От социальных контактов требуется, чтобы они создавали отношение, сдержанное и исполненное уважения к достоинству человека.
Такое качество как спокойствие, рождённое терпением порождает чистоту сердца – зеркала восприятия. Чистое сердце можно сравнить с зеркальной гладью озера, которая точно, без искажений, отражает наше лицо. Однако, села на воду стрекоза и породила круги на поверхности воды, что исказило наше изображение, улеглись волны и отражение снова адекватное. Таким образом, нам необходимо оберегать своё зеркало восприятия от малейших внешних воздействий. Сохранять сердце широко распахнутым, но совершенно пустым можно только тогда, когда человек имеет терпение, порождающее полное спокойствие.
Если в нашем разуме уже поселился дух Шэнь и мы понимаем, что нами движут законы Неба, сердце адекватно отразит действие этих законов при наличии чистоты сердца, и ничто не помешает их восприятию и пониманию. Так мы получаем объединенное действие ума и сердца,наше созерцание. Если наш разум бросается из стороны в сторону по воле событий, а сердце захвачено волнами эмоций, мы не можем адекватно отражать события и находясь во власти иллюзий всегда опираемся на свои собственные волевые акты, таким образом, проявляя свои демонические силы, далёкие от настоящей духовности.
Этап «Шэнь гун» - тренировка духа, включает подъём духа и его удержание в центре головы.
Избегая всякого возбуждения создать постоянный центр местопребывания духа, который контролирует всю вашу деятельность способом
пассивно- бдительного контроля.
Достичь устойчивости духа от «семи эмоций» и «шести желаний». Дух Шэнь не должен возбуждаться, постоянно оставаясь на своём месте. Конечно, это становится возможным только при условии гармоничного взаимодействия наших «желаний» и «хотений», гармонии взаимодействия Огня и Воды. Такая работа называется «Шоу Шэнь», «Гу Шэнь»,«Дин Шэнь». Далее необходимо тренировать дух Шэнь на расширение и сжатие в одну точку.
Сжимаясь в одну точку концентрированный дух приобретает удивительные свойства.
Этот этап называется «Нин Шэнь» - очищать, укреплять, концентрировать дух.

Женьшень – род многолетних трав, относящийся к семейству Аралиевые и включающий чуть больше 10 видов. В естественных условиях его представителей можно встретить на территории Северной Америки, России (Сибирь, Алтай, Урал) и некоторых стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Вьетнам). Женьшень обыкновенный или настоящий является одним из самых известных лекарственных растений. Для лечебных целей его специально культивируют, так как природные запасы ограничены и не способны удовлетворить спрос на него. Корень женьшеня обладает адаптогенными и тонизирующими свойствами, укрепляет организм, повышает иммунитет и сопротивляемость к различным болезням. Восточная народная медицина активно использует данное растение на протяжении уже более 2000 лет и считает, что оно продлевает жизнь и сохраняет молодость. Благодаря своим ценным целебным свойствам и сходством формы корня с телом человека женьшень в народе получил следующие названия: корень жизни, соль земли, дар бессмертия, божественная трава, стосил и др.

Ботаническое описание

Местами, где растет женьшень в природных условиях, являются густые тенистые, хвойные, широколиственные, кедровые, грабовые и смешанные леса. Он встречается одиночно или небольшими группами. Ему подходят хорошо дренированные умеренно влажные плодородные почвы, богатые удобрениями. Растение плохо переносит высокую влажность воздуха и прямые солнечные лучи. Размножение осуществляется семенами. Женьшень является долгожителем, его возраст может достигать 100 – 150 лет.

Интересно: Растение сильно истощает почвы, на которых произрастает, поэтому при выращивании в искусственных условиях после сбора, высаживать его на том же месте рекомендуется не ранее, чем через 10 лет.

Корень у женьшеня стержневой (длина до 25 см, диаметр до 3 см), мясистый, сморщенный, снаружи желтовато-белой окраски, веретеновидный, с крупными разветвлениями (до 6 штук). На свежем изломе ровный, белый, имеет сладковатый запах. Форма корня цилиндрическая с выраженными утолщениями в виде колец в верхней части, число которых прибавляется с возрастом. Корневище короткое, суженное, поперечно-морщинистое, располагается наверху корня, имеет рубцы от опавших стеблей. На его верхушке находится зимующая почка, из которой развивается надземный побег. К возрасту 100 лет масса корня растения составляет 300 – 400 г.
Стебель прямой, одиночный, тонкий, длиной до 60 – 70 см, в поперечном сечении круглый, внутри полый, прорастает из зимующей почки. Каждый год отмирает. Листья пальчато-сложные, на длинных черешках (6 – 8 см), состоят из 5 длинных эллиптических или обратнояйцевидных листочков с клиновидным основанием, заостренной верхушкой и мелкопильчатыми краями. Сверху они покрыты редкими волосками. Два боковых нижних листочка размером меньше верхних (длина 2 – 3 см, ширина 1 – 1.5 см), а средний самый крупный (до 15 см в длину и до 4 см в ширину). На вершине стебля образуют мутовку из 2 – 5 штук.

Цветение происходит в середине лета, спустя 8 – 10 лет после прорастания семян. Цветки обоеполые и тычиночные, тычинок 5 штук, пестик с нижней завязью и двумя столбиками. По размеру цветки мелкие (до 2 мм в диаметре), белой окраски, по форме напоминают звездочки. Они собраны чаще по 10 – 20 штук в соцветие простой зонтик диаметром 2 – 3 см на вершине цветочной стрелки, выходящей из центра листовой мутовки. Опыляются самостоятельно, обладают приятным ароматом.

Плоды, представляющие собой сочные ярко-красные двугнездные или реже трехгнездные шаровидные костянки длиной до 10 мм, созревают в конце лета – начале осени. Каждое гнездо содержит по одному морщинистому семени кремовой или белой окраски размером 3 – 6 мм, имеющих форму неправильной окружности или диска.

Химический состав

Полезные свойства женьшеня обусловлены многообразием входящих в его состав активных химических соединений. Основным лекарственным сырьем является корень растения, но иногда применяют также и надземные части. Он содержит:

  • алкалоиды;
  • смолы;
  • витамины (аскорбиновая, никотиновая, пантотеновая, фолиевая кислоты);
  • минералы (S, P, Mg, K, Ca, Co, Mn, Fe, Cu, Mo, Cr, Zn, Ti)
  • дубильные вещества;
  • слизи;
  • тритерпеновые сапонины (гинзенозиды или панаксозиды);
  • полиацетилены (фалькаринол, панаксинол, фалькаринтриол, панаксидол);
  • аминокислоты и олигопептиды;
  • полисахариды (пектины, крахмал);
  • фитостерины;
  • жирные кислоты;
  • эфирные масла (в основном сесквитерпены).

Важно: Установлено, что наибольшее содержание микроэлементов в корне женьшеня обнаруживается ближе к концу вегетационного периода.

Заготовка сырья

Дикорастущий женьшень собирают только при наличии специального разрешения в ограниченных количествах (10 – 15 г). Соответственно, доступно такое удовольствие далеко не каждому травнику.

Заготовку корней производят во время покраснения плодов. Корни аккуратно выкапывают, обрезают надземные части и тщательно очищают от посторонних примесей. Затем 60 минут обрабатывают паром и высушивают в подвешенном состоянии от одного до двух месяцев. После сушки масса корня снижается в 2 – 4 раза и он приобретает светло-коричневый цвет. Заготовленный таким образом продукт называется «желтый корень». Обработку паром можно не делать, в этом случае корни моют холодной водой, высушивают в специальных сушилках при температуре не более 60 °С и тогда получают «белый корень».

Наиболее популярным средством является «красный корень». Для его получения после сбора и очистки корни растения варят 1 час в воде, после чего прокалывают иглами и кипятят 3 часа в растворе тростникового сахара, а затем запекают на открытом огне и высушиваю на солнце до полного затвердевания.

Хранить готовое сырье следует в стеклянных банках не более 3 – 5 лет. Корень женьшеня в народной медицине применяют не только в засушенном, но и в свежем виде. Свежие корни хранят в деревянных ящиках, засыпая их сфагновым мхом, который хорошо сохраняет влагу, обладает антимикробным действием и позволяет им не пересыхать до 5 лет. Без специальной упаковки они сохраняют годность в течение 5 дней.

Важно: Китайский женьшень занесен в международную Красную книгу, остальные его дикорастущие виды строго охраняются региональными законами.

Для лечебных и косметических целей используют главным образом культивируемый женьшень, который заготавливают после достижения им 5 – 8 летнего возраста. Его выращивают на специально оборудованных плантациях или получают из клеточной культуры в условиях лаборатории. Лечебные свойства женьшеня дикорастущего и культивированного идентичны, может лишь слегка отличаться концентрация активных веществ (у искусственно выращенного она ниже). Культивируется растение в России, Австралии, Америке, Японии, Вьетнаме, Китае, но основным производителем является Южная Корея.

Формы выпуска

Культивируемый женьшень выпускается для лечебных целей в различных формах. После сбора корней растения их тщательно исследуют по определенным параметрам и сортируют по уровню качества, которых различают четыре:

  • небесный корень – самый дорогой, идеальный корень женьшеня массой 68 г и более, максимально напоминающий по форме тело человека со строго определенным количеством ответвлений, без каких-либо отверстий и повреждений;
  • земной корень – имеет недостаточное количество ответвлений или не похож на тело человека;
  • хороший корень – все остальные корни, которые нельзя было отнести к указанным выше категориям;
  • резаный корень – корни, которые были повреждены при сборе или обрезаны.

Из корня женьшеня изготавливают следующие виды препаратов:

  • растительное сырье, представляет собой прямоугольные или треугольные желтовато-белые пластины размером до 10 см, в которых видны кусочки нитевидных корешков;
  • настойка;
  • капсулы, таблетки, гранулы;
  • красный женьшень консервированный, продается в запаянных жестяных банках, в завернутом бумагу или упакованном в деревянную коробку состоянии;
  • экстракт красного женьшеня;
  • обработанные паром, готовые к употреблению корни;
  • молотый корень в виде порошка.

В Китае довольно популярным тонизирующим и освежающим средством является особый вид чая женьшень улун. Он характеризуется приятным цветочным пряным вкусом и ароматом. В его состав входят листья зеленого чая и целебные травы. Для его изготовления листья чая скручивают в шарики, обкатывают их в специальном порошке, состоящем из измельченного корня женьшеня, листьев райнекии, листьев падуба и других трав. В результате он приобретает вид шариков или комочков, которые при заваривании горячей водой (80 – 95 °С) разворачиваются и превращаются в целые чайные листы. При изготовлении улуна чай не подвергается полной ферментации, в отличие от обычных традиционных чаев. Этот напиток способствует укреплению нервной системы, помогает справиться с физической и эмоциональной усталостью.

Чай женьшень улунНекоторые фармацевтические производители выпускают различные БАД и витамины с женьшенем, которые оказывают общеукрепляющее действие на организм.

Лечебные свойства

Средства на основе корня женьшеня обладают довольно широким спектром лечебных свойств и воздействуют на самые разные процессы в организме. Они:

  • оказывают тонизирующее действие;
  • усиливают аппетит;
  • останавливают рвоту;
  • помогают быстрее восстановиться после операция и тяжелых заболеваний;
  • повышают работоспособность;
  • нормализуют артериальное давление;
  • снижает концентрацию глюкозы и холестерина в крови;
  • улучшает функцию надпочечников и других эндокринных желез;
  • благотворно влияют на ЦНС, помогают при депрессиях, неврозах и неврастении;
  • увеличивают сексуальное влечение, стимулируют половые функции у женщин и у мужчин.

Настойка из листьев растения может применяться для лечения диабета, трофических язв и некроза тканей.

Прием средств из женьшеня способствует замедлению процессов старения, улучшает память, умственную работоспособность, активность мозга, обменные процессы в организме, повышает его защитные способности.

Настойка женьшеня нашла применение в комплексном лечении диабета, атеросклероза, заболеваний ЦНС, психических переутомлений, неврозов, при синдроме хронической усталости, истощении. Женьшень используется для нормализации давления, благодаря тому, что водные экстракты женьшеня способствуют снижению АД, а спиртовые, наоборот, повышению. Он эффективен при лечении лучевой болезни и последствий радиационного воздействия.

Интересно: В восточных странах корень женьшеня используют в кулинарии. Его добавляют в супы, каши, варят, обжаривают. Порошок из корня применяется как приправа.

Растение эффективно при заболеваниях суставов и остеохондрозе. Оно может использоваться как наружно в виде компрессов и примочек, так и внутрь. Женьшень уменьшает болевые ощущения, снимает воспаление, что значительно облегчает общее состояние больного. Наружно его еще используют при зубной боли, заболеваниях горла и полости рта.

Иммуностимулирующее действие делает эффективным применение женьшеня для профилактики заболеваемости гриппом в период сезонных эпидемий. Кроме того, прием средств на его основе во время ОРВИ помогает снизить вероятность возникновения осложнений и облегчить течение болезни.

Эффективность женьшеня для мужчин

Корень женьшеня для мужчин эффективен при таких проблемах как импотенция, преждевременная эякуляция. Благодаря содержанию сапонинов растение стимулирует половую активность у представителей сильного пола, увеличивает половое влечение, усиливает потенцию и повышает подвижность сперматозоидов. Эффективность женьшеня для повышения потенции обусловлена его сосудорасширяющим действием, он улучшает кровоснабжение и питание полового члена, что приводит к повышению длительности и стойкости эрекции.

Женьшень в косметологии

Эфирное масло женьшеня используется в косметологических целях как компонент в средствах для стимуляции регенерации кожи и роста волос. Оно защищает кожу от обезвоживания, усиливает микроциркуляцию крови, регенерацию клеток, оказывает тонизирующее и бактерицидное действие, замедляет увядание кожи, разглаживает мелкие морщинки. Его добавляют в маски, кремы, бальзамы. Женьшень эффективен для волос, он помогает при их выпадении и перхоти. Настойку корней и листьев растения следует втирать в волосяные луковицы или использовать в разбавленном водой виде для ополаскивания волос.

Женщины иногда используют женьшень для похудения в виде капсул или таблеток, благодаря нормализации обменных процессов он способствует избавлению от лишнего веса

Интересно: Женьшень относится к растениям, с которыми связаны различные легенды. Согласно одной из них растение появляется в том месте, где молния ударяет в уходящий впоследствии под землю источник.

Аналоги женьшеня

В народной медицине по лечебным свойствам женьшень часто сравнивают с элеутерококком, который в народе называют еще «сибирским женьшенем». Оба эти растения относятся к адаптогенам и принадлежат к одному и тому же семейству Аралиевые. На вопрос, что лучше женьшень или элеутерококк тяжело дать однозначный ответ. Элеутерококк оказывает более медленное и плавное действие, эффект от его применения накапливается постепенно, но зато сохраняется дольше. В отличие от женьшеня природные запасы элеутерококка богаче. Он оказывает более выраженное влияние на нормализацию углеводного обмена и в большей степени снижают уровень глюкозы и холестерина в крови. Случайная передозировка средствами из элеутерококка будет иметь не такие серьезные последствия для организма.

Способ применения

В народной медицине из корня женьшеня готовят мази, пасты, настойки, отвары, чаи, а также используют в виде сухого порошка.

Предупреждение: Любые средства из женьшеня следует употреблять внутрь в первой половине дня, в противном случае возможны проблемы с ночным сном вследствие стимулирующего действия растения.

Настойка женьшеня на водке при суставных болях

Измельченный сухой корень (15 г) заливают 500 мл водки и выдерживают смесь 2 недели. Используют для растираний и компрессов при болях в суставах. Растирания проводят 1 – 2 раза в день. Для компресса настойкой пропитывают сложенную в несколько раз марлю и прикладывают к больному месту на 30 минут утром и вечером.

Медовая вытяжка

Измельченный корень женьшеня в количестве 25 г помещают в 500 г меда. Ставят смесь в темное место на 2 недели. Затем аккуратно извлекают остатки корней. Принимают по 1 ч. л. в день при головной боли, усталости, простуде.

Женьшень с виноградным соком

Измельченный свежий корень растения смешивают с 30 – 40 мл виноградного сока. Полученное средство принимают внутрь за 30 минут до еды:

  • при артрите (по ½ ч. л. дважды в день);
  • при мышечных болях (по ¼ ч. л. раз в день);
  • от облысения (по 1.5 ст. л. раз в день);
  • для укрепления иммунитета и профилактики различных заболеваний (по ½ ч. л. дважды в день);
  • при гипертонии (по ½ ч. л. дважды в день).

При острой зубной боли данное средство эффективно втирать в десну, а при мозолях – в болезненные участки на стопах.

Женьшеневая паста

Корень (2 ст. л.) измельчают, заливают горячей водой (2 ст. л.), оставляют на 3 часа, затем ставят на водяную баню, нагревают при перемешивании до 60 – 70 °C, дают остыть и используют по назначению. Данная паста эффективна в виде втираний при кожных заболеваниях и угревой сыпи, для лечения мозолей.

Меры осторожности

Несмотря на большой список полезных свойств женьшеня, имеются и противопоказания к его применению, поэтому перед началом лечения необходима консультация врача. Его принимают курсами, продолжительность которых должна составлять не более месяца. Корень растения не следует использовать для лечения, если у человека имеется:

  • повышенная нервная возбудимость;
  • тяжелая форма артериальной гипертензии;
  • нарушения ночного сна;
  • кровоточивость;
  • эпилепсия, судорожные состояния;
  • гиперфункция желез внутренней секреции;
  • инфекционные и воспалительные заболевания в стадии обострения;
  • индивидуальная непереносимость растения;

Женьшень также противопоказан детям, женщинам в период беременности и кормления младенца грудью. При его приеме могут наблюдаться следующие побочные эффекты: аллергические реакции, расстройства стула, носовое кровотечение, головные боли, бессонница, тошнота и рвота, тахикардия, перевозбуждение нервной системы. При их появлении следует прекратить прием и обратиться к врачу.

При лечении женьшенем следует учитывать, что он повышает чувствительность организма к другим стимуляторам, например кофеину, алкоголю.

Важно: Прием средств из женьшеня для мужчин может сопровождаться эпизодами повышения АД, учащением сердцебиения, нарушениями сна, поэтому бесконтрольное их употребление опасно.

13- 1. Введение
Есть одна вещь, которая совершенно незаменима в бою: боевой дух. У вас может быть самый замечательный полководец, хороший стратег, великолепно знающий особенности поля сражения... но, если у его армии не будет высокого боевого духа (морали), он рискует проиграть любое сражение. Запомните: Дух — это центр и корень битвы. Если вы будете поддерживать этот центр, то один ваш солдат будет стоить десятка. Когда дух высок, солдат точно и с желанием выполняет приказы, а полководец способен эффективно управлять своей армией. Чтобы солдат в бою сохранял высокий моральный дух, он должен уметь сражаться, знать, за что он борется и что ожидать в результате сражения. Это знание поднимет дух солдата, укрепит его волю и повысит его терпение и выносливость.
То же происходит и с практикой цигун. Чтобы реализовать конечную цель, вы должны иметь три основные моральные добродетели: волю, терпение и выносливость. Вы также обязаны знать, зачем, как и почему делаете это. Лишь после этого вы сможете быть уверены в том, что ваша цель верна, и знать, что идете к ней правильным путем.
Шэнь (так по-китайски звучит «дух») берет свое начало в Я (разуме мудрости). Когда Я тверд и крепок, шэнь будет устойчив и спокоен. Когда шэнь крепок, крепок и Я. Шэнь — это ум солдата. Когда шэнь высок, ци сильна и легко управляема; когда ци сильна, то силен также и шэнь.
Поклонники цигун говорят: и шэнь ю ци. Перевести эту фразу можно так: используй свой шэнъ, чтобы управлять ци. О шэнь говорят как о штабе, из которого осуществляется управление ци и который способен поднять уровень ци или, наоборот, успокоить энергию, а также направить ее туда, куда вы пожелаете. Возможно, вы заметили, что если ваш дух приподнят, то вы каким-то непостижимым образом находите в себе достаточно энергии для того, чтобы совершить любое дело. Если ваш Я также сосредоточен и способен контролировать шэнь в месте, где тот обычно обитает, ваши суждения будут ясными и спокойными. В цигун считается: если шэнъ надлежащим образом натренирован, он способен повести разум за собой к сверхъестественным состояниям.
Считается также, что если ваш шэнь находится в приподнятом состоянии, он может мягко и плавно увлечь ци к очагу повреждения в организме, тем самым ускорив
выздоровление. Каждый, наверное, слышал о случаях, когда врачи настолько не верят в выздоровление вроде бы безнадежного пациента, что не обещают ему и месяца жизни — однако пациент настроен иначе! Он решительно собирается выздороветь, причем его дух настолько силен и высок, что за счет одной силы воли он оставляет все усилия врачей далеко позади. Действительно, в подобных случаях пациенты иногда переживают «чудесное» выздоровление. Согласно теории цигун, именно дух пациента привел ци к больному месту и преодолел физические повреждения.
Многим случалось переживать и обратный феномен: начальник говорит подчиненному, что если тот сможет в сжатые сроки закончить большой проект, то получит недельный отпуск. И вот человек полностью переключается на этот проект, работая день и ночь практически без сна. Работник с энтузиазмом относится к работе, находя ее волнующим и достойным испытанием сил; он с удивлением замечает, каким здоровым и энергичным он себя чувствует. Наконец проект завершен. Но стоит работнику отправиться в заслуженный недельный отпуск, как вдруг он... заболевает. Это легко объясняется с точки зрения теории цигун. Когда вы глубоко задействованы в каком-то ответственном и важном мероприятии, ваш дух высоко поднят. Этот дух повышает энергетический потенциал ци в вашем организме настолько, что она течет сильно и равномерно; при этом сильная также и Защитная ци. Именно этот фактор и не дает заболеть. Но стоит вам расслабиться, как ваш дух слабеет, и ци более не получает столь активной подпитки. При этом у болезни появляются шансы прорваться через защитное поле Защитной ци. Как правило, такое состояние заканчивается простудой.
Эти два примера должны дать вам представление о том, как шэнь может влиять на ваше здоровье и продолжительность жизни. Именно по причине столь важной его роли тренировка шэнь является одним из завершающих этапов в овладении секретами цигун. Тренировка шэнь, его очищение и перевод в сверхъестественное состояние являются необходимым шагом на пути к достижению даосского просветления и состояния будцовости.
12- 2. Регулирование духа (тяо шэнь)
В процессе регулирования шэнь есть четыре главные задачи: научиться поднимать свой шэнь; знать, как удерживать его в месте обитания и укреплять; знать, каким образом координировать его с дыханием; и наконец, научиться использовать шэнь для эффективного управления ци. Те, кто практикуют даосские стили цигун, называют эти четыре задачи лян шэнь. Лян в переводе значит «очищать, тренировать, дисциплинировать». В религиозном цигун конечная цель в регулировании шэнь несколько отличается: в религиозных стилях необходимо натренировать свой шэнь до такой степени, чтобы он смог отделиться от физического тела. Об этом вы сможете узнать из книг, специально посвященных религиозным стилям цигун.

1. Поднимание шэнь (ян шэнь)
В переводе с китайского ян — «поднимать, растить, вскармливать». Поднимание, или вскармливание, шэнь (ян шэнь) было основной задачей ученых и буддистов в их практиках регулирования шэнь. Шэнь требует подпитки энергией ци. Обычно ци Огня, образующаяся из пищи и воздуха, способна легко поднять шэнь но при этом ци Огня также усиливает эмоциональную нестабильность и, следовательно, уводит шэнь из места обычного обитания. Сложнее поднимать шэнь при помощи Я, который подпитывается ци Воды. Зато если вам удастся сделать это, такой шэнь окажется более крепким и сосредоточенным, чем шэнь, образующийся при помощи ци Огня. В практике цигун вы учитесь настраивать ваш синь и Я таким образом, чтобы затем с их помощью можно было поднимать шэнь. Когда вы научитесь правильно использовать свои синь и Я, ваш шэнь поднимется, но не будет возбужденным, оставаясь в месте своего обитания.
Учиться правильно поднимать шэнь — все равно что воспитывать ребенка: вам потребуется много терпения и настойчивости. Один из способов воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку избежать ненужных соблазнов семи эмоций и шести желаний. Это будет долгий процесс, который потребует большого терпения и понимания. В цигун задача поднятия шэнь не сводится только к увеличению уровня эмоционального возбуждения, так как это ввергнет ваш Яв состояние растерянности и приведет шэнь в смущение, в результате чего он утратит свой центр. Тренинг ян шэнь создаст устойчивый центр для вашего духа и поможет ему эффективно контролировать большую часть вашей жизни.
2. Удержание шэнь в «резиденции» и его тренировка
После того как вы смогли поднять свой шэнь, вы должны научиться удерживать его в его «резиденции», а также тренировать его. Это опять-таки напоминает воспитание ребенка, когда вы должны суметь удержать его разум в лоне семьи, вместо того чтобы позволить ему бродить где попало. Только в этом случае вы сможете дать ребенку правильное воспитание. В цигун искусство удерживания и тренировки шэнь включает в себя четыре главных этапа.
А. Шоу шэнь
Глагол шоу переводится как «удерживать, защищать». Само начало процесса тренировки уже включает в себя изучение методов удержания шэнь в месте его обитания. Если поднять дух сравнительно несложно, то удержать его гораздо сложнее. Чтобы удержать шэнь в месте его обитания, система шоу шэнь предлагает использовать отрегулированный разум: с его помощью нужно направлять, питать, удерживать шэнь и присматривать за ним. Как и при воспитании ребенка, вам потребуется все ваше терпение, умение сдерживать себя (регулировать свой разум), чтобы не позволить ему пуститься во все тяжкие.
Вот почему первые ступени в регулировании шэнъ предусматривают регулирование синь и И. Стоит вам потерять терпение и сорваться, как ребенок тут же захочет уйти из дому. Только регулирование синь и И ласт вам возможность эффективно присматривать за шэнь и удерживать его.
Б. Гу шэнь
Гу в переводе значит «укреплять, скреплять». После того как вы научитесь удерживать свой шэнь в месте обитания, наступит время учиться укреплять его (гу шэнь). Искусство гу шэнь подразумевает такую тренировку шэнь, при которой он может добровольно оставаться в своем постоянном хранилище. Если вы способны управлять жизнью своего ребенка в доме, вы обязательно захотите, чтобы он искренне, от всего сердца хотел бывать дома. Только в этом случае его разум будет спокоен и устойчив. Естественно, для этого вам нужно будет много любви и терпения, чтобы воспитать в ребенке понимание того, насколько важно ему жить под родным кровом в нормальных и здоровых условиях. Те же принципы действуют и в цигун. Вторая ступень заключается в том, чтобы научить шэнь добровольно оставаться в точке обитания. Для этого ваш разум должен уметь регулировать проявление любых чувств. Только после этого ваш шэнь будет спокойно оставаться там, где он обычно находится.
В. Дин шэнь
Дин шэнь означает «стабилизировать и успокаивать свой шэнь». Если вы добьетесь, чтобы ваш ребенок жил дома, оставаясь в умиротворении, то его перестанут смущать всякие эмоциональные соблазны. Вы должны научиться успокаивать шэнъ, чтобы он оставался в состоянии повышенной энергетики, но при этом не был возбужден — тогда разум ваш будет спокоен и уравновешен.
Г. Нин шэнь
Нин переводится как «концентрировать, очищать, фокусировать, укреплять». Из сказанного выше вы уже, наверное, поняли, что фундамент в культивировании шэнь включает в себя сохранение, укрепление и стабилизацию духа. Ваш шэнъ словно ребенок, который по собственному желанию остается дома, сохраняя при этом спокойный и уравновешенный разум. Освоив первые три ступени в культивировании шэнъ, вы должны перейти к его уплотнению и фокусировке, стараясь довести его до размеров крохотной точки. На стадии уплотнения шэнь вы учитесь переводить его в состояние повышенной духовности. Когда шэнь будет сфокусирован в маленькую точку, он будет напоминать собой солнечный луч, пропущенный через линзу, причем чем меньше будет точка, тем сильнее луч.
3. Сочетание шэнь с дыханием
После того как в процессе тренировок вы довели шэнь до повышенного энергетического уровня, можно приступать к практическому использованию своего духа. Первая задача — координация шэнъ с процессом дыхания. Запомните: в цигун ваше дыхание
воплощает в себе стратегию совершенствования. Если эта стратегия будет направляться вашим шэнь, то и результат будет максимальным. Китайцы называют это шэнь си сян и, что значит «шэнь и дыхание зависят друг от друга». Такая координация в цигун именуется шэнь си — «дыхание шэнь». На этой стадии шэнь и дыхание сливаются в единое целое.
Такое слияние способствует наиболее эффективному управлению ци. Конечно, задача эта не из легких, для ее выполнения вам понадобится вначале научиться регулированию тела, разума и дыхания.
4. Сочетание шэнь и ци
Последняя стадия регулирования шэнь, выполняемого для сохранения здоровья. Вы должны научиться использовать свой шэнь для наиболее эффективного управления движением и распределением ци. В цигун эта ступень называется шэнь ци сян хэ, что значит «шэнь и ци объединяются вместе».
Очевидно, что культивирование шэнь —это длинный и сложный процесс, которому нет предела. Чем больше вы будете очищать шэнь, тем выше он поднимется. В религиозном цигун конечный этап культивирования шэнь состоит в том, чтобы научить дух покидать физическое тело. Чтобы достигнуть этой цели, вам придется вначале закончить четыре подготовительные стадии. Только после того, как шэнь и ци объединятся, ци сможет подпитывать ваш дух, способствуя его росту и созреванию. Подробнее мы рассмотрим этот вопрос в дальнейших изданиях.

В соответствии с китайской метафизикой окружающая нас среда представляет собой совокупность энергетических вибраций материальных и нематериальных сущностей всей Вселенной.

Метафизика разделяет энергию материального и нематериального мира, именуемую термином ци на позитивную и негативную, соответственно шен-ци и ша-ци. Как правило эти энергии называют укорочено, например, позитивную энергию именуют просто «ци», а негативную – «ша».

Шен-ци – это , оказывающая на человека положительное воздействие, ша-ци напротив, несёт агрессию и разрушение. Искусство фэн-шуй широко использует в своей философии и практиках понятие энергии ци. Аналогами ци в других культурах являются, к примеру, в Японии «ки», в Индии «прана», в Западной же философии говорят о «воле к жизни».

Необходимость индивидуального определения направления шен-ци

Понятие шен-ци с китайского переводится как «энергия жизни», неудивительно, что это направление является самым мощным, благотворным и жизнеутверждающим. Для каждого человека оно определяется в зависимости от его года рождения, в соответствии с которым определяется так называемое число ГУА, от значения которого и зависит шен-ци. Надо сказать, что ГУА – это магическое число, персональное для каждого человека, оно является своего рода личным ангелом-хранителем. Все числа ГУА подразделяются на две группы: западную (2, 6, 7, 8) и восточную (1, 3, 4, 9). Воспользовавшись несложной таблицей зависимости направления шен-ци от числа ГУА, каждый может узнать своё индивидуальное благоприятное направление. Выяснив своё направление можно перейти к использованию его благоприятного воздействия с помощью искусства фэн-шуй.

Определение направления шен-ци по числу ГУА:

Число ГУА
1 Юго-восток
2 Северо-восток
3 Юг
4 Север
6 Запад
7 Северо-запад
8 Юго-запад
9 Восток

Правильное использование шен-ци

Шен-ци очень мощное направление, являющееся источником огромной энергии. Это направление денег, высокого социального статуса, карьеры несущее при других благоприятных факторах фэн-шуй, богатство и успех в бизнесе. Энергия шен-ци оказывает мощное воздействие, как на деловые, так и личные начинания и если человек стремится к карьерному росту или процветанию бизнеса, то ему необходимо разместить свой рабочий стол в направлении шен-ци, в идеале в этом же направлении должна быть и дверь комнаты (при взгляде изнутри помещения). Садясь за стол переговоров, или совершая важный звонок поворачиваться надо в благоприятном направлении. Желательно даже за обеденный стол каждому члену семьи садиться лицом в направлении своего шен-ци. Вот только спать головой в этом направлении не стоит, ибо энергия ци столь сильна, что расслабиться и заснуть человеку довольно трудно, а если и удаётся погрузиться в сон, то он сопровождается тяжёлыми и тревожными снами. А ведь в погоне за финансовым успехом важно никогда не забывать об отдыхе, уметь забывать о проблемах и сон лучший в этом помощник. И не забывайте, что каждый человек сам может быть источником жизненной энергии и заряжать её окружающее пространство!