Эпоха реформации. Реформация в германии

Эпоха реформации. Реформация в германии

Католическая церковь довольно долго оставалась единственной в Европе-других религиозных течений еще не существовало, ислам распространялся на территориях, далеких от европейских стран. Поэтому церковники, почувствовав абсолютную власть над гражданами, перестали быть тем, кем были изначально – приютом и надеждой верующих. Коррупция, богатство, нарушение всех обетов и запретов – все это вызывало тихое недовольство людей. Но до 16 века никто не осмелился бросить вызов могущественному католическому институту. И все-таки нашлись смельчаки, которые решились на борьбу с католичеством и всевластием священников. Наступила эпоха реформации – перестройки церкви.

Начало реформации

Уже в 15 веке европейские государства представляли из себя небольшие монархии или республики, где вводились свои законы. Чеканились монеты. И правители были очень недовольны, что Папа Римский позволяет себе диктовать условия им, как нужно править. Была и еще одна немаловажная причина – деньги. Католическая церковь была баснословно богата (что не могло не тревожить королей, собиравших по крупицам налоги на ведение войн). Кроме этого, священники нашли другой способ приумножить свое богатство – продажи индульгенций вскоре были поставлены на поток. Что такое эти индульгенции? Это обычная бумажка в виде грамоты, где было прописано, что церковь отпускает все грехи. Многие горожане и аристократы, которые могли себе позволить купить индульгенцию, бросились массово искупать свои грехи таким способом. Вопрос – куда уходили эти деньги? Естественно, в Рим.

К сожалению, население в те времена было преимущественно неграмотным, не все владели латынью, поэтому были трудности с пониманием служб. Что тоже не устраивало граждан. Церковь постоянно взимала плату за различные обряды, что не могло не злить население, у которого и так ничего не оставалось после сбора налогов для короля. Постепенно недовольство копилось и вылилось в масштабные мятежи и восстания против католического произвола.

Причины реформации

Среди множества причин выделим несколько основных, которые и повлияли на решение граждан выступить против католичества.

  • продажа индульгенций
  • несметные богатства церкви
  • несоответствие церковных сановников их проповедям
  • обширные земельные владения церкви
  • вмешательство Папы во внутренние дела государств
  • рост грамотности среди населения
  • поборы церкви
  • службы на латыни, непонятной для большинства граждан.

Реформация в Германии

Именно в этой стране католическая церковь набрала наибольшее количество протестующих голосов. В 1517 году профессор богословия Мартин Лютер повесил на дверях собора свое самое знаменитое произведение – 95 тезисов, где обличал порядки церкви и призывал изменить их в лучшую сторону. Кроме этого, Библия – самая ценная книга для христиан – была написана на латыни, а население Германии того времени уже не разговаривало на этом языке. Поэтому Лютер перевел ее на немецкий язык, чтобы было понятнее.

Естественно, Папе не нравилась деятельность Лютера. Он призвал его отречься от своих взглядов, а когда тот отказался, отлучил Мартина от церкви. Но это только раззадорило молодого богослова. Он проповедовал по всей Германии, набирая все больше и больше сторонников. Реформация началась. И ее уже было не остановить. Некоторые решили под прикрытием реформации начать восстания против королей и князей. Конечно, ничего не получилось – плохо обученные граждане, не державшие в руках ничего, кроме плуга и косы, были наголову разбиты профессиональными солдатами князей. Теперь еще и знать начала борьбу с католиками. Продолжалась она долго и закончилась лишь в 1555 году заключением Аугсбургского мира. Было определено, что каждый князь, граф или герцог волен сам определять, какую религию будут исповедовать его подданные.

Реформация на этом не остановилась, а распространилась дальше, за пределы Германии – сначала на юг страны, затем в Швейцарию, Францию, перекинулась даже на Скандинавию. Многие страны одна за другой отказывались от католического вероисповедания и принимали протестантство, лютеранство. Во многих государствах смена религии проходила довольно мирно и спокойно, не вызывая особых волнений. И только одна страна пошла наперекор на самом высоком уровне.

Реформация в Англии

До 16 века Британские острова также подчинялись Риму. В 1509 году на английский престол вступил молодой король . Он известен прежде всего своим количеством браков – шесть. Первой его супругой стала испанская инфанта Екатерина Арагонская, от которой у короля родилась лишь одна дочь – принцесса Мария (будущая Мария Кровавая). Но король Генрих был довольно любвеобильным мужчиной, к тому же пресная семейная жизнь с чопорной и религиозной испанкой ему скоро наскучила (о большой любви тут говорить не приходилось – Генрих женился на ней, как того требовал обычай – Екатерина была невестой его старшего брата, Артура, скончавшегося в 1502 году. Вскоре сердце молодого короля пленила фрейлина его жены, Анна Болейн.

Тогда получить свободу посредством развода было неимоверно трудно, был лишь один путь – убить супругу. Но на этот шаг Генрих не решился – все-таки за спиной Екатерины был испанский король. Папа Климент VII получил несколько прошений от короля Генриха с просьбой аннулировать его первый брак, но всегда получал отказ. Другой был на его месте покорно склонил голову и продолжал жить с любовницей, имея официальную жену. Но Генрих был не таков.

В 1529 году он официально разрывает в одностороннем порядке отношения с Ватиканом, за что отлучается от церкви. Но теперь ему ничего не страшно. Король провел церковную реформу, запрещающую обращаться к Папе по всем религиозным делам королевства, только к нему лично, Генриху. В 1533 году он наконец женился на Анне Болейн, а уже в 1534 году парламент объявил короля главой Церкви Англии. Теперь Британские острова исповедовали только протестантскую ветвь – англиканство (хотя справедливости ради отметим, что Шотландия и Ирландия пока оставались католическими).

Конечно, католическая церковь не могла не остаться в стороне от всего этого безобразия. Нужно было вернуть влияние на граждан, хотя много возможностей уже было упущено, слишком много неприятных секретов раскрыто. Однако Рим не сдавался и в 1540 году создал орден иезуитов, который по всей Европе открывал школы, где любой желающий мог получить образование. Кроме этого, монахи рассказывали о пользе католичества перед другими религиями. Иезуитов использовали и целях шпионажа – много голов полетело с плеч благодаря этим ищейкам. Постепенно Реформация сходила на нет, но вернуть себе прежнее влияние и могущество католическая церковь не смогла.

Призыв к реформе был обусловлен множеством причин. В 14 - начале 15в. Европа переживала ряд серьезных внутренних потрясений. Начавшаяся в 1347г. эпидемия чумы унесла треть населения Европы. Из-за столетней войны и серии конфликтов между Англией и Францией (1337-1443) большой поток энергии оказался направленным на военные предприятия. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики. Папство вступило в альянс с Францией и переместилось в Авиньон, который оставался его центром с 1309г. до 1377г. В конце этого периода кардиналы, пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одного папу в апреле, а другого - в сентябре 1377г.

Великая европейская схизма в папстве сохранилась в период правления нескольких пап. Это положение усложнилось вследствие решения Пизанского собора, который, объявив двух пап еретиками, избрал третьего. Лишь Констанцскому собору (1414-1417гг.) удалось положить конец схизме. Подобные трудности, переживаемые папством, считавшимся центральной осью христианства, означали глубокую нестабильность в Европе.

Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты и государственную власть. Эти претензии католической церкви вызвали недовольство даже среди крупных светских феодалов. Еще больше чувствовалась неудовлетворенность политическими претензиями церкви с ее пропагандой презрения к светской жизни в среде жителей развивающихся и богатеющих городов.

В то же время начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. Возрождение интереса к человеческим эмоциям, форме, различным отраслям человеческого разума, зачастую следование древнегреческим образцам явилось источником вдохновения в различных областях творчества и заключало в себе вызов традициям средневековья.

В конце 14 - 15 веке стали заметны признаки упадка католической церкви. В «Атласе христианской Церкви» Имон Даффи перечисляет некоторые из этих признаков:

1. Коррупция и неравенство.

Из:70 европейских епископатов 300 находились в Италии; в Германии и Центральной Европе было лишь 90 епископатов. Епископ Винчестерский получал 1200 флоринов; епископ Росса в Ирландии получал 33 флорина

2. Необразованное приходское духовенство.

Многие священники были неофициально женаты и бедствовали.

«Внебрачное сожительство получило широкое распространение. Бедствующий священник, отец нескольких детей, по воскресеньям читал невразумительную проповедь, а остальные дни работал с семьей на своем земельном наделе. Такая картина была характерна для всей Европы.»

3. Упадок монашества.

«Многие монастыри пользовались открыто скандальной репутацией. Численность послушников повсеместно сокращалась, и горстки монахов жили в роскоши на средства, предназначенные для существования сотен людей. Сексуальная распущенность не была чем-то необычайным».

Но были и положительные моменты:

1. Реформаторские группы.

Они существовали во всех религиозных орденах. Некоторые епископы практиковали созерцательное благочестие, основанное на Евангелие. Это движение (Devotio Moderna, «Современная набожность») нашло классическое выражение в труде «Подражание Христу» Фомы Кемпийского (1380-1471).

2. Проповедь.

Проповедь была очень популярна, и службы, проводимые доминиканскими или францисканскими братьями, привлекали большое число людей.

3. Сильный общинный элемент среди мирян.

Каждый приход имел по меньшей мере одно «братство»: религиозное сообщество мирских людей. В Европе, особенно в Италии, эти братства занимались благотворительностью: помощь умирающим, больным и заключенным. Они организовывали приюты для сирот и госпитали.

Это время также явилось эпохой расцвета религиозных обрядов, разросшихся в таких масштабах, что они даже часто становились мишенями для критики. Паломничества, почитание святых, праздничные религиозные процессии были важны для мирян, поскольку были легкодоступны и являлись проявлением их религиозных чувств. Однако ученое духовенство находило их больше общественными мероприятиями, чем формой проявления религиозных чувств. Кроме того, народное почитание усопших достигло невероятных размеров. С давних пор существовал обычай жертвовать деньги на мессы для поминовения себя самого или родственников - ради упокоения души. Средства шли на содержание духовенства. Но в этот период число месс стало просто немыслимым.

В 1244г. монахи города Дурхэм, Англия, должны были отслужить 7132 мессы. Говорят, что Генрих 8 в 16 веке заказал 12 тысяч месс, по 6 пенсов за каждую. В условиях изменения экономики, когда деньги все больше становились мерой всех ценностей, нарушились пропорции между духовными актами и их материальным обеспечением.

Аналогичные проблемы были связаны с индульгенциями, вызвавшими массу противоречий. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище (Она не давала прощения, так как последнее требовало покаяния). Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Так папа Урбан обещал их участникам крестового похода 1045г. Однако к началу 15в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало можно приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст 4 разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Распространилась купля-продажа церковных должностей (симония). Многим епископам и священникам, не скрываясь жившим с любовницами, отпускались грехи, если они вносили плату за сожительство, «колыбельные деньги » за незаконнорожденных детей и т.п. Это, естественно, порождало среди мирян недоверие к клиру. Они не отказывались от таинств, но иногда охотнее обращались за их совершением не к своим приходским, а к странствовавшим священникам. Казавшимся им более благочестивыми, и продолжали обращаться к альтернативным формам проявления религиозного чувства.

К началу 16в. в жизни Европы происходят важные изменения. Произошли очень значительные социальные перемены. Великие географические открытия привели к развитию торговли и росту богатства, особенно среди жителей торговых городов. Разбогатевшие на торговле люди не желали, чтобы их деньги доставались возглавляемой римским папой католической церкви в виде многочисленных платежей и поборов.

Все это отразилось на сознании людей. Они все больше думали о сегодняшнем дне, о земной жизни, а не о загробном существовании - жизни небесной. В эпоху возрождения появилось много образованных людей. На их фоне стали особенно заметны полуграмотность и фанатизм многих монахов и священников.

Некогда раздробленные королевства объединялись в мощные централизованные государства. Их правители стремились подчинить своей власти такую влиятельную силу, как церковь.

Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации.

Предпосылки Реформации

Понятие «Реформация» обозначает широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся по всей Европе, которое в итоге привело к образованию новых, так называемых «протестантских» церквей. Реформация происходила в самый разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены практически все государства Европы, что сказалось на ходе и особенностях Реформации в разных странах.

Гуманизм эпохи Возрождения ставил в центр внимания человека с его земными, повседневными интересами, что проявилось даже в поведении первосвященников католической церкви. В конце XV - первой половине XVI в. римский престол один за другим занимали папы, отличавшиеся стремлением к роскоши, военной славе и другим далёким от служения Богу делам. Эти «ренессансные папы» славились беспринципностью и неразборчивостью в средствах, не останавливаясь перед убийством и другими преступлениями ради достижения своих целей. Понятно, что их поведение ослабляло авторитет церкви и усиливало стремление к её реформе.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него - повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

На протяжении всего позднего Средневековья в европейском обществе, которое считалось единой «христианской республикой», распространялись религиозные течения, сторонники которых делали основной акцент не на соблюдении церковных обрядов и формальных проявлениях веры, а на внутреннем, индивидуальном общении человека с Богом. Реальная жизнь церкви, как им казалось, вступала в явное противоречие с христианским вероучением. Особое возмущение вызывало несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали. Их поведение и политика, проводимая Римом, спровоцировали в итоге такую острую реакцию, которая привела к расколу католического мира. Реформационное движение, таким образом, носило не антирелигиозный, а антицерковный характер. Оно ставило целью укрепить истинную веру в противовес испорченной вере католического духовенства.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину - особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

Германия накануне Реформации

Родиной Реформации стала Германия, где все накопившиеся к началу XVI в. проблемы ощущались особенно остро. Большое значение имело и то, что на протяжении веков в Германии складывались своеобразные традиции религиозной мысли, которые отличали её от всей остальной Европы. Именно здесь возникло народное движение за «новое благочестие», участники которого пытались самостоятельно изучать Священное Писание. В это же время в Германии появились проповедники, призывавшие к простой жизни в евангельской нищете, они собирали вокруг себя многочисленных последователей.

Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации.


Самой распространённой формой извлечения доходов была продажа индульгенций - специальных свидетельств об «отпущении» грехов. В XVI в. торговля индульгенциями стала совсем уж беззастенчивой. За деньги церковь готова была простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе.

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483-1546).


Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» - свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.

В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии. Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов. Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.


Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.



Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека. Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более - в формальных решениях церкви для своего подтверждения.

Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом - и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками - пасторами.

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Широкие народные массы по-своему истолковывали «христианскую свободу» и требовали решительным образом изменить условия своей жизни. Результатом стала «народная Реформация». К 1525 г. вся Германия была охвачена восстаниями, получившими название Крестьянской войны. Эти события заняли важное место в истории Германии в период перехода к Новому времени. Они стали следствием резкого ухудшения условий существования крестьянства, а Реформация подвела под требования крестьян идейную основу.



В важнейшем доку менте Крестьянской войны - «12 статьях» - подчеркивалось: «сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним».

Эти выступления наглядно показали, что события стали развиваться не так, как предполагал инициатор Реформации. Лютер осудил восставших, опубликовав воззвание «Против разбойных крестьянских орд».

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

После окончания Крестьянской войны дело Реформации взяли в свои руки князья, занявшие отныне ведущее положение в происходящих событиях. Начинался период Реформации, который получил название «княжеская» Реформация. Включение владетельных князей в реформационное движение поднимало его на новый уровень.

В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.

Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.

Главным содержанием «княжеской» Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация церковных владений, то есть обращение церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Карл V не сразу вмешался в конфликт между князьями и церковью. Всё это время его отвлекали войны в Италии. В 1529 г., после подписания мира в Каморе, Карл V получил, наконец, возможность заняться германскими делами. Первым делом император запретил захваты монастырского и церковного имущества и восстановил императорский эдикт 1521 г. о запрете лютеранства. Эти решения вызвали знаменитый протест пяти князей и 14 имперских городов - сторонников Реформации. Отсюда происходят понятия протестантизм и протестант, которые стали общими названиями для всего реформационного движения и его последователей.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г. протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.

Между тем Германия находилась в состоянии почти полного хаоса. В 1555 г. в Аугсбурге был созван рейхстаг, которому суждено было подвести черту под религиозными войнами в Германии. Заключённый в Аугсбурге религиозный мир был основан на принципе: «Чья страна, того и вера» (то есть в каждом княжестве правитель имел право установить вероисповедание, которое выбрал сам). В Империи отныне признавались два христианских вероисповедания, одинаково равных перед законом, - католическое и лютеранское.

Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

Итоги Реформации в Германии

В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим.

Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства», 24 июня 1520 г.

«Время молчания прошло, и время говорить настало». И «может быть, Бог все-таки захочет помочь Своей Церкви посредством мирян, поскольку духовенство, которому это более подобает, ни на что не обращает внимания». Ведь «все христианство пришло в ужасный упадок», а «деятельность папы противоречит Писанию». Глава христианской церкви «ведёт такой светский и пышный образ жизни, достичь и сравняться с которым не в состоянии никакой король, никакой император». В Риме - «купля, продажа, размен, обмен, суета, ложь, обман, грабёж, воровство, роскошь, блуд, подлость и пренебрежение Богом во всех видах, так что гнуснее не мог бы править и антихрист». Там никого «не беспокоит, что законно, а что незаконно, там думают лишь о том, что приносит деньги, а что - нет».

Поэтому «немецкая нация, епископы и князья должны сами позаботиться о христианстве и народе, который им вверен, чтобы управлять им и защищать его материальные и духовные блага». Германское «христианское дворянство должно выступить против папы как против всеобщего врага и разрушителя христианства». Оно должно «помочь немецкой нации вновь стать христианской и свободной от жалкого, языческого и нехристианского правления папы».

«И гораздо больше хочет Он, чтобы эта империя управлялась христианским немецким государем».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

В середине минувшего тысячелетия Европу потрясли события, которые изменили все течение истории. Серьезные перемены в устоях средневекового Pax christiana — «христианского мира» — затронули не только образ жизни людей, но и образ Бога. В переменах этих рождался иной человеческий тип, менялось понимание назначения человека и смысла его жизни. Начиналось Новое время, «наше время» для поколений, создавших современное общество с его рыночной экономикой, техникой, демократией, новой верой — в прогресс и науку, свободу и разум. Оплотом этой веры стал протестантизм, рожденный в 95 тезисах доктора Мартина Лютера.

Хронология эпохи Реформации
10 ноября 1483 года — в Айслебене (Саксония) родился Мартин Лютер
1 января 1484 года — в Вильдхаусе родился Ульрих Цвингли
1505 год — Лютер принимает постриг в августинском монастыре в Эрфурте
10 июля 1509 года — в Нуайоне (Пикардия) родился Жан Кальвин
1512 год — Лютер посещает Рим; начинает читать лекции о Библии в Виттенберге
1515 год — публикация «Писем темных людей», высмеивающих кёльнских доминиканцев
31 октября 1517 года — Лютер вывешивает свои «95 тезисов» на двери церкви в Виттенберге
1519 год — Цвингли начинает публичные проповеди
1519 год — идеи Лютера осуждены в Кёльнском и Лувенском университетах
1520 год — идеи Лютера осуждены в Парижском университете. Папская булла Exsurge Domine угрожает Лютеру отлучением. Тот издает три реформационных трактата и прилюдно сжигает папскую буллу
1521 год — Филипп Меланхтон публикует первое издание Loci Communes («Общих мест»), которым суждено стать «стандартом» для богословских работ лютеранского направления. Вормсский рейхстаг. Лютер объявлен вне закона, Фридрих Мудрый предоставляет ему убежище в Вартбурге
1522 год — волнения в Виттенберге. Возвращение Лютера. Публикация немецкого перевода Нового Завета
1524 год — начало Крестьянской войны в Германии
1525 год — публикация «Комментария об истинной и ложной религии» Цвингли. Лютер женится на бывшей монахине Катарине фон Бора
1528 год — Берн принимает цвинглианскую Реформацию, месса отменяется
1531 год — северонемецкие князья основывают Шмалькальденскую лигу в защиту протестантизма. В битве при Каппеле погибает Цвингли
1534 год — учреждено «Общество Иисуса» — орден иезуитов. Начало Контрреформации
1539 год — издан первый том полного собрания сочинений Лютера 18 февраля
1546 года — умер Лютер
1555 год — Аугсбургский мир закрепляет территориально-религиозное разделение Священной Римской империи между протестантами и католиками

Священник из Виттенберга заявил участникам имперского рейхстага в Вормсе: «Если только Писание и простой разум не убедят меня в противном, я не принимаю власти пап и церковного собора, потому что они противоречат друг другу, моя же совесть в плену лишь у Слова Божьего. Я не могу и не буду ни от чего публично отрекаться, ибо идти против собственной совести — равно неверно и небезопасно. Помоги мне Бог. Аминь». Он покинул собрание, уже за дверью промолвив: «Мне конец». К счастью, Лютер ошибался, но — тактически: упрямца не взяли под стражу прямо на выходе лишь потому, что предварительно (и опрометчиво, с точки зрения «судей») ему было выдано императорское «письмо о безопасном проезде» — так называемый Schutzbrief. Оно гарантировало предъявителю 21 день полной неприкосновенности от преследований на всей территории разобщенной Германии. 25 апреля 1521 года доктор Лютер направился домой, в Виттенберг.

Но, конечно, «выигрыш» 21 дня ничего не решал для бунтаря, тем более что сразу после событий в Вормсе Карл V, император Священной Римской империи , выпустил указ, объявляющий его вне закона: Лютера имел право убить всякий, кто пожелает, не опасаясь юридического возмездия. Участники событий на несколько недель замерли в ожидании: что все-таки станется с упрямцем после «вормсского скандала»?.. Случилось совершенно непредвиденное: вмешались «лихие люди». По пути «к месту постоянного жительства» опального монаха… похитили. Спутники видели, как неизвестные всадники в масках отбили его от процессии и увезли за ближнюю гряду холмов. Лютер пропал. Но вскоре в замке Вартбург, принадлежавшем электору (курфюрсту) Саксонскому Фридриху III, появился и стал постепенно обрастать черной бородой некий юнкер («молодой дворянин») Йорг. Он слыл человеком книжным, целыми днями что-то писал. Реформация на время замерла— лишь для того, чтобы спустя неполный год покатиться дальше, ускоряясь и набирая обороты, вооруженная переводом Евангелий на немецкий язык, — именно над ним работал вождь протестантов в Вартбурге. Само по себе это было вызовом: еще за год до конца XII века Папа Иннокентий III по свежим следам катарской и вальденсианской ересей запретил «неавторизованные» переводы Писания, отличные от латинской Вульгаты, составленной Святым Иеронимом в 382–405 годах.

Поразительно быстрый успех Лютера и Реформации в немалой степени объясняется экономическими причинами: жесткими поборами в пользу римской курии, на которые уже давно безрезультатно жаловалось большинство европейских стран. Все громче звучали требования реформы церкви in capite et in membris («в отношении головы и членов»): Римские Папы в 1309 году почти на 70 лет оказались в плену у Филиппа IV во французском Авиньоне . Это случилось потому, что светские и духовные власти не поделили влияние и прерогативы. За пленением последовала так называемая «Великая западная схизма» — раскол между авиньонскими и римскими понтификами. Схизма началась в 1378-м и завершилась лишь на Констанцском соборе (1414–1418), где реформы были обещаны, но о них немедленно забыли, как только Рим укрепил свою власть. А там настал черед и «ренессансных пап» XV века, которым земные удовольствия были не чужды (как не вспомнить Александра VI — Родриго Борджа и Льва X — Джованни Медичи). Священники порой тоже не отличались силой духа, да и монашество в ту эпоху пришло в заметный упадок.

А еще — стремительно теряла привлекательность средневековая теология, тогда как критика религии вела к распаду всего средневекового мира идей и верований. Помогло Реформации и то, что новая церковь, готовая признать полный контроль со стороны светских властей, получила поддержку правительств, плавно превративших религиозные проблемы в национальные и политические, закрепив их законом или силой — как в Англии, Цюрихе, Женеве…

Платон с его учением об идеях как функционирующих логических понятиях снова шел на смену Аристотелю, идеи которого Фома Аквинский и представители схоластической традиции соединяли с откровениями Священного Писания. В этих условиях бунт против религиозного господства Рима был просто обязан увенчаться успехом.


Памятник швейцарским отцам Реформации, воздвигнутый вЖеневе в 1917 году

Современники, но не соратники
Вторым после Виттенберга центром Реформации стал Цюрих, где правил бал швейцарский церковный и политический деятель, сын деревенского старосты и образованный гуманист Ульрих Цвингли (1484–1531). Его идеи во многом отличались от лютеровых в радикальную сторону (особенно по вопросу о необходимости церковной службы вообще), но цели лютеран и цвинглиан поначалу совпадали. Выражавший интересы цюрихских бюргеров проповедник быстро окреп в муниципальных баталиях и буквально подмял под себя городской магистрат, который под его «диктовку» выпустил ряд антиримских актов и под конец вовсе запретил в городе католическое богослужение.

Не отставали и франкоговорящие кантоны страны, возглавленные в Женеве Жаном Кальвином (1509–1564) — поначалу скромным представителем общины французских переселенцев. Кальвинизм отличался еще более жесткими формами доктрины, регулирующими всю домашнюю и общественную жизнь гражданина. Речь идет буквально о полном сращении религиозной практики с ежедневным существованием. Слово мэтра считалось в Женеве 1540-х годов истиной в последней инстанции, никакие разночтения или возражения не допускались. Священников выслали, а мирян заставили посещать новые молельные дома.

С кем вы, западные христиане?

Когда в 1517 году отличавшийся крайним религиозным рвением католический монах из Тюрингии по имени Мартин Лютер впервые выступил против продажи индульгенций, он хотел только исправить и укрепить Вселенскую церковь, напомнить о евангельском идеале бедности, о чистоте ранней христианской общины. Однако поднятый им частный вопрос неожиданно живо заинтересовал людей самых разных сословий. И очень скоро логика борьбы привела мыслителя к разрыву с папством. Папская булла Exsurge Domine от 15 июня 1520 года признала 41 из 95 тезисов Лютера «еретическим». Следующая булла, от 3 января 1521-го, предоставила ему 60 дней, чтобы отречься от заблуждений — под угрозой отлучения от церкви и сожжения всех ранее опубликованных трудов. Вместо этого виттенбергский монах против общего ожидания не моргнув глазом объявил папу антихристом: ведь тот, кто претендует на единственно возможное толкование Писания и отказывается от любых реформ, идет против Бога. В результате конфликта последовал «обмен аутодафе», затем—обещанное Римом отлучение еретика. Так, в 1520 году жребий был брошен. Каждому западному христианину предстояло теперь определиться — с кем он, с реформаторами или «традиционалистами»?

Именно тогда родилось столь привычное сегодня разделение христианской эры на «тьму Средних веков» и «свет Нового времени», и именно в связи с верой в близость наступления принципиально иной эпохи. Стержнем этой веры, движущей силой этой первой из великих европейских революций был могучий порыв к всеобщей «реорганизации» жизни. И ренессансным гуманистам, вроде Боккаччо или Рабле, и религиозным реформаторам-лютеранам казалось, что после столетий варварства и суеверия человечеству пришло время наконец возродиться. Иное дело, что первые искали образцы для подражания в синтезе с классической античностью, а вторые — только в апостольской эпохе. Но результаты их усилий вышли далеко за пределы желаемого изначально: церковь (во всяком случае, в Северной Европе) вовсе утратила практический контроль над жизнью общества, в значительной части западных стран развилась новая, буржуазная культура, о которой никто не мечтал и никто ее не предвидел. Религия превратилась в предмет интеллектуальной критики и политических манипуляций. В центре Старого Света разгорелась невиданных масштабов Тридцатилетняя «война вер» (1618–1648) — первый конфликт, так или иначе затронувший почти все европейские страны, а значит, большую часть ойкумены, известной при Лютере. Война стала логическим завершением раскола Европы, вызванного Реформацией.

«Господин над всеми вещами»

Виттенбергский доктор богословия провозгласил: главный вопрос бытия — это вопрос о соотношении веры и «добрых дел». И сам на него ответил однозначно: для протестантов существенно лишь первое—почитание одного лишь Бога; а что касается добрых дел, то они, мол, только верой и порождаются. Власть папы, по мнению реформаторов (поначалу, когда они еще признавали ее), весьма ограниченна. Прощение вины — прерогатива одного лишь Господа, и поэтому продавать «бланки отпущения грехов» ради спасения души — извращение идеи о Божественном милосердии. Покаяние же для христианина составляет глубочайшее переживание: оно не ограничивается даже соответствующим таинством, но должно переворачивать всю его жизнь.

Еще отец Реформации выступил против претензий римского престола на господство в светской жизни (существовало убеждение, что духовная власть априори выше светской). Он потребовал самостоятельности для немецкой церкви, отмены целибата (обета безбрачия) для священников, признания в качестве таинств только двух (учрежденных самим Иисусом) — крещения и причащения. В общем, коренные изменения доктрины призваны были обеспечить возврат к временам апостольской проповеди. По мысли Лютера, христианин есть «свободный господин над всеми вещами и не подчинен никому» в тех случаях, когда речь идет о его вере, о «внутреннем человеке», но «готовый к служению раб всех вещей и подчинен каждому», когда речь идет о внешних проявлениях его жизни. Главный же принцип — «один лишь Христос» в противовес сонму «официальных посредников» между человеком и Богом. Не предписанными церковью установлениями, а «одной лишь благодатью» Господней можно добиться спасения души.

Естественно, такие рассуждения неизбежно привели к отрицанию непогрешимости понтифика и соборов. В Риме, да и в епископатах самой Германии, все это не могло не вызвать отторжения. Впереди верующих ждали века разобщения и смертельной ненависти. Только в ХХ веке католики и протестанты вновь попытаются двинуться навстречу друг другу. А пока… Пока новое учение набирало последователей. В первую очередь — в Германии.

Германия стала и местом зарождения Реформации, и ее главным центром, конечно, не случайно, хотя в определенном смысле это движение предвосхитили французские раннесредневековые ереси и деятельность Яна Гуса (1371–1415) в Чехии. Дело в том, что к первой четверти XVI столетия светское могущество Рима уже изрядно надоело даже крупным баронам, которым по «классовой логике» отнюдь не полагалось поддерживать кардинальные общественные перемены.

Немецкая жизнь меж тем все сильнее «усложнялась». В Виттенберге (и это лишь при двух тысячах постоянных и небогатых жителей) был в 1502 году учрежден — совсем рядом с княжеским замком — университет (именно в нем, по Шекспиру, обучался принц Гамлет). Сам доктор Мартин, в свою очередь, занимал должность и священника Замковой церкви, и университетского профессора, а владел феодальной крепостью тот самый саксонский владетель Фридрих Мудрый, который впоследствии спас отца Реформации от гибели после Вормса.

Чем были заняты тогда мысли возмутителя европейского спокойствия? На склоне лет, имея в виду собственный опыт, он писал: «Отчаяние делает монахом». Скорее всего, это отчаяние не связывалось с какими-нибудь конкретными трагическими событиями, а носило характер сугубо экзистенциальный. На рубеже XV–ХVI веков все бюргерство мучилось от того, что мы сегодня назвали бы социальной неуверенностью, унынием и апатией. В коллективном сознании эпохи витало предчувствие близкого конца света. Любимая песня той поры—плач «Среди жизни в смерти обретаемся» Ноткера Заики. Любимая гравюра, украшавшая стены домов и мастерских, — дюреровские «Четыре всадника» из серии «Апокалипсис», одетые в костюмы «феодальных хищников» — императора, папы, епископа и рыцаря. В общем, духовную атмосферу предреформационного времени знаменитый голландский культуролог Йохан Хейзинга характеризует так: «Каких бы сторон тогдашнего культурного наследия мы ни коснулись — будь то хроника или поэзия, проповеди или даже разного рода грамоты, — всюду остается одно и то же впечатление бесконечной печали. Может показаться, будто эта эпоха была несравнимо несчастна и ведала только раздоры, смертельную ненависть, зависть, грубость и нищету... Призыв memento mori (помни о смерти) пронизывал все ее наличное существование».

Между тем на этом мрачном фоне хозяйственная жизнь страны в эпоху юности Лютера вдруг вышла на подъем. Немецкие ярмарки, коммерческие конторы и банки прославились на всю Европу, хватка и мастерство немецких негоциантов вошли в поговорку. Естественно, по универсальным законам экономики, такое развитие сопровождалось скоростным разложением старых, патриархальных способов хозяйствования. Отсюда — рост прямых противоречий, насилия на дорогах и в деревнях, воровство, продажность князей и судей, в общем, все, что принято называть упадком нравов. Отсюда же — страстное осуждение низами «служения мамоне», под которым они разумели прежде всего феодальную алчность. Богатевшие потихоньку горожане по понятным причинам не вполне принимали такое бескомпромиссное осуждение жажды наживы, однако были против необоснованного стяжательства дворян. Их лихоимство, повальное пьянство и произвол приводили добропорядочных буржуа в отчаяние. «Господа наши, — скажет Лютер в 1525-м,—во всяком зернышке и соломинке видят гульдены», а потому делаются «беспощадными, как ландскнехты, и хитрыми, как ростовщики».

Итак, нарождающийся немецкий «средний класс» бессознательно жаждал морального возвышения честного частного предпринимательства, уверенности в том, что оно не менее достойно, чем военная или чиновничья служба, что Бог благоволит к бережливым и добросовестным дельцам, а осуждает только лишенное нравственных ограничений стяжательство. Но что делать, если в рамках католического канона такие выводы невозможны? Ведь средневековое мировоззрение ставило на торговле и предпринимательстве несмываемую печать греха. Лютер выносил в себе этот конфликт и нашел средства его разрешения.

После «похищения» виттенбергского бунтаря курфюрстом на его родине ширилась поддержка новых идей, да и коллеги по университету хлопотали перед имперскими князьями. Ведь монах, отлученный от церкви и сам отвергший монашеские обеты (1525 год), не мог участвовать в публичных богословских спорах с католиками, а тут он был крайне нужен своим соратникам. На время отсутствия учителя эту обязанность взял на себя его сподвижник — теолог-гуманист и систематик лютеранства Филипп Меланхтон. И Меланхтон, и еще более «экстремистски» настроенный Андреас Карлштадт выступали за перемены. Да что выступали — проводили их в жизнь! Прихожане еще до возвращения Лютера стали причащаться не только хлебом, но и вином — в отличие от католиков, у которых к чаше прикладывался только священник. Начался исход монахов из монастырей, священнослужители вступали в браки. Отец реформы одно время даже взялся раздумывать — имеют ли они на это право? Получилось, вроде как имеют...

Об удобстве необременительной веры

Приверженцы протестантизма не отличались особой разборчивостью в методах его распространения. Как они действовали? Громко, порой истерически обвиняли католиков в реальных и мнимых грехах. Ниспровергали, не особенно заботясь о созидании. Подбирали души людей, готовых поддерживать все, что обещало перемены, и — во всяком случае, поначалу—не предлагали им ничего вразумительного, кроме отказа от традиции. Хорошо «шла» ненависть к Риму и кардиналам, подогреваемая бесконечными жалобами на безобразия священников. Такая артподготовка очень помогла успеху Реформации. Важнейшие религиозные принципы отправлялись на свалку истории вместе со злоупотреблениями.

Кроме того, новаторы успешно пользовались конфликтами, которые возникали повсюду между светскими и духовными лицами, между клиром и прихожанами, между епископами и городами, между монастырями и князьями. Лишая духовенство влияния на обыденную жизнь общества, реформаторы поддерживали феодалов и города в желании завершить наконец застарелые споры в свою пользу. Абсолютно новая, освобожденная от политических притязаний организация верующих пришлась тут как нельзя кстати. Реформированное священство владело лишь теми правами, которые жаловали ему гражданские власти. Реформированная национальная церковь северогерманских земель вошла в полное подчинение гражданских правителей, и вверившиеся их власти новаторы веры уже не могли выйти из этого «услужения», даже если бы и захотели.

Наконец, успешно апеллировали реформаторы и к сугубо человеческим эмоциям, движениям душ. Идеи, которые пропагандировали последователи Лютера: свобода мысли, право каждого основывать веру лишь на Библии, — были крайне привлекательными. Отмена механизмов, призванных держать в узде греховную человеческую натуру (исповеди, епитимьи, поста, воздержания и обетов), привлекала тех, кому надоело излишне себя сковывать. В самом деле, зачем усмирять плоть, когда достаточно просто верить и петь гимны на родном языке! Война против церковных орденов, целибата и монашеского воздержания— практик возвышенной жизни в христианстве — привлекла к Реформации тех, кто предпочитал «необременительную веру». Очень помогала и конфискация собственности монастырей: она использовалась для материальной поддержки бывших монахов и монашек, священников-«расстриг». Множились бесконечные памфлеты, игравшие на самых низменных чувствах. Папу, Римскую курию, вообще всех остававшихся в русле католицизма в землях победившей Реформации подвергали насмешкам, а язык доктрины — искажениям и издевательству. Все это находило, как говорили раньше, «живой отклик в массах».

«Чья земля, того и вера»

…Как ни странно, многие епископы поначалу отнеслись к реформистским настроениям равнодушно, и это дало лидерам протестантов время развернуться. Даже значительно позже обнародования виттенбергских тезисов ряд отцов церкви, оставаясь, конечно, верными своим убеждениям, не обнаруживали сил и желания адекватно ответить на вызов «еретиков». То же можно сказать и о приходских священниках, многие из которых были к тому же довольно невежественны и апатичны, а это разительно контрастировало с рвением новых проповедников. Последние легко находили общий язык с «грубыми душами», чуждыми письменного слова и благосклонными к собственным слабостям.

Многие новые порядки льстили примитивному чувству коллективизма: чашу для причастия принимали всей конгрегацией, песнопения — стали коллективными. А чтения из Библии, а отвержение базового различия между клиром и мирянами? Все могли быть «как все». Сюда же отнесем и все ту же привлекательную доктрину оправдания одной верой (безотносительно добрых дел), отрицание свободы воли, оправдывающее моральные «недоработки», и вселенское священство, которое, казалось, напрямую предоставляло каждому долю «жреческих» и административно-церковных функций.

И, наконец, одним из основных движущих сил Реформации выступило прямое насилие властей, заинтересованных в переделе собственности. Упорствовавших в католицизме священников высылали из протестантских областей и заменяли приверженцами новой доктрины, прихожан принуждали посещать их службы. Дошло до того, что во многих местах людей и целые приходы перестали допускать в церкви: особенно прославилась такой решительностью кальвинистская Женева, где инакомыслящего могли и сжечь, как, например, это случилось в 1553 году с испанским врачом Мигелем Серветом, ославленным лжеучителем и еретиком, отрицавшим учение о Троице. История Реформации показывает, что гражданские институты явились одним из основных факторов распространения ее повсюду: не религиозные, но династические, политические и социальные факторы часто оказывались решающими. Веру получали по принципу «Cuius regio, eius religio » — «Чья земля, того и вера»…

Огонь Реформации быстро охватил всю Европу. Известно ведь, что любые идеи и лозунги мгновенно расхватываются теми, кому они в тот или иной момент выгодны: «на всякий товар найдется купец». Например, во Франции 20–30-х годов XVI века среди богатых горожан и простолюдинов лютеранство и анабаптизм (радикальное реформаторское течение, выступавшее за вторичное, сознательное крещение во взрослом состоянии, отрицавшее церковную иерархию, таинства и не позволявшее своим адептам платить налоги или служить в войсках) стали очень популярны. «Подтянулся» и кальвинизм с его суровой политической риторикой, когда пришло время бескомпромиссной борьбы феодалов-сепаратистов с набиравшим силу французским абсолютизмом, — тот ведь опирался на традиционный католицизм. Жестокий узел этих противоречий, описанных во множестве известных литературных сочинений, оказался отчасти разрублен только длинными ножами Варфоломеевской ночи в Париже (24 августа 1572-го), которая стала кульминацией Гугенотских войн и спустя 30 лет «продиктовала» бывшему протестанту Генриху IV Наваррскому фразу о том, что «Париж стоит мессы».

Тем временем, уже со второго десятилетия XVI века, то есть с самого начала Реформации, на ее родине центробежные тенденции, успешно преодоленные во Франции , побеждали. В Шварцвальде вспыхнула и вскоре охватила всю Юго-Западную и Среднюю Германию Крестьянская война. Из кругов, близких к радикальному религиозному и повстанческому вождю Томасу Мюнцеру, вышло в мир так называемое «Статейное письмо» (Artikelbrief), полное лозунгов: свободу «бедным и простым людям» — от любых властей и господ! Переустроить жизнь на принципах «общей пользы» и «божественного права»!.. Неудивительно, что бюргеры метнулись в противоположную от мятежников сторону — в объятия «удельных» князей и родовой знати, которая в свою очередь с готовностью присвоила себе — на волне лютеранской пропаганды — отчужденную собственность церкви. В итоге движение крестьян общими усилиями удалось подавить, но Аугсбургский мир, заключенный между баронами-протестантами и баронами-католиками в 1555 году, дал лишь недолгую передышку: начало XVII века принесло немцам уже упоминавшуюся Тридцатилетнюю войну . Из нее отечество Мартина Лютера уже вышло совершенно обессиленным: Священная Римская империя навсегда утратила лидирующие политические позиции на континенте.

От кальвинистов до квакеров

Как известно, любой социальный протест в Средние века облекался в религиозную форму. Но века эти заканчивались: Реформация стала последним подобным движением. Эпоха Просвещения, проникнутая духом скептицизма, интересовалась религией только с той точки зрения, с какой ее можно было развенчать. Впрочем, некоторые сугубо «реформационные» ценности Запад сохранил навсегда: в культе утвердилась значимость Слова в противовес Изображению, а проповедь заняла в умах место литургии.

Римская церковь с самого начала сопротивлялась противным ей веяниям. По прошествии тридцати лет с момента обнародования тезисов Лютера Тридентский собор осудил его идеи. А великие римские понтифики Павел III, Пий V и Сикст V быстро нашли общий язык с католическими монархами, в первую очередь с Филиппом II Испанским, с баварскими герцогами и с императором Фердинандом II. Была усилена инквизиция (в 1542 году в Риме появилась ее Священная канцелярия), составлен Индекс запрещенных книг. На смену дезорганизованным германским монашеским орденам явились новые — ордена капуцинов (1525) и иезуитов (1534). Католицизм уцелел. Однако несмотря на предпринятые меры, идеи Лютера достигли даже главных цитаделей католицизма — Испании и Италии . Считалось, к примеру, что испанские протестанты — самые рафинированные. Впрочем, это интеллигентское течение свернулось к 1560-м годам.

Тем временем в местах, где протестантизм закрепился всерьез, развивалась его теоретическая база — за кальвинистами (в том числе гугенотами) пришли меннониты — сторонники «революционного» анабаптиста Менно Симонса (умер в 1561 году). Потом наступила очередь методистского, квакерского, пятидесятнического и других течений, выросших из идей ривайвелизма — «религиозного возрождения». Последнее призывало вернуться не только к идеалам раннего христианства, но и… к «чистой», первоначальной Реформации.

Проводниками протестантизма в буржуазный век и, если говорить геополитически, — в Америку, стали Нидерланды и Англия — наиболее развитые экономически страны Европы XVI века. Лозунги кальвинизма были написаны на знаменах голландской освободительной войны (1566–1609), поддержанной буржуазией и дворянством, выступавшими против Испании, крестьянами и городской беднотой. Англия XVI века, единожды вступив в противостояние с Римом, тоже уже не вышла из него. В соответствии с актом 1534 года о верховенстве (супремации), король стал главой англиканской церкви. Английская Реформация была «спущена сверху» и потому имела свои особенности: сохранила католическую обрядность, епископат, церковные владения... Подобное положение привело к лукавой философской загвоздке: все попытки противостоять «перегибам» английского абсолютизма подразумевали борьбу с официальной религией. В результате она скоро потеряла привлекательность для независимо мыслящих людей, и те кинулись в объятия местного кальвинизма — пуританства и его новомодных разновидностей — пресвитерианства и левеллерства. Последовали бурные события Английской революции, однако, когда «бунтарская» подкладка под кальвинизмом иссякла, выжила лишь «старая добрая» национальная церковь.

А вот на новых, американских берегах учение реформаторов нашло благодатную почву. Именно в США пышным цветом расцвели ответвления молодой религии: конгрегационализм («вложившийся» в американскую науку основанием Гарварда), квакерство, баптизм, методизм (его «религиозные коммивояжеры» доставляли религию прямо в дома прихожан). И возникли новые: адвентизм, мормонство, универсализм, унитарианство… Именно протестантизм напитал классическую немецкую философию, а через нее повлиял и на Россию с ее западниками и неокантианцами — недаром современный философ Голосовкер связал в своем исследовании певца «загадочной русской души» Достоевского с «беспокойным стариком Иммануилом» в книге «Кант и Достоевский».

Протестантские страны экономически наиболее развиты — стабильные демократические режимы поддерживаются этой мобильной и живой версией христианства. «Лютеранская роза» пустила корни.

Виктор Гараджа, доктор философских наук

Как происходила реформация церкви в различных странах западной европы, кальвинизм во Франции, реформация в Англии, что такое Орден иезуитов и Тридентский собор, католическая реформация.

Широкое распространение в Европе получило также другое направление в протестантизме - кальвинизм, основоположником которого стал французский проповедник Жан Кальвин (1509-1564).

Жан Кальвин родился на севере Франции. Уже в годы своей учёбы в университете он остро ощутил наступление религиозного кризиса. «Я видел, что Евангелие заглушено суеверием, что Слово Божие намеренно утаивается от сынов церкви», - писал Кальвин. Поэтому он, «видя расстройство церкви, поднял старое знамя Иисуса Христа». Преследования протестантов во Франции вынудили его бежать в швейцарский город Базель, где в 1536 г. вышли в свет его «Наставления в христианской вере». Сформулированные в книге французского реформатора принципы представляли собой наиболее разработанную богословскую систему из всех созданных протестантскими мыслителями.

Кальвин учил, что никто не знает своего жизненного предназначения. Жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Он провозглашал новые моральные ценности - бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства. Фактически провозглашалось новое отношение к труду: из наказания он превращался в высшую форму самовыражения человека. Кальвин был убеждён, что евангельское послание призывало к преобразованию не только церкви, но и всего общества и земного мира в целом.

Кальвин пошёл далее Лютера, не ограничиваясь лишь реформой церкви и стремясь преобразовать все общественные отношения. Именно поэтому французский реформатор считается одним из величайших деятелей в истории человечества.

Основная деятельность Жана Кальвина развернулась в Женеве - франкоязычном имперском городе, который незадолго до его появления там присоединился к Швейцарской конфедерации. Французский реформатор сумел не только обратить в свою веру жителей города, но и превратить Женеву в протестантскую столицу мира. Постепенно идеи Кальвина превзошли по влиянию па души людей лютеранское учение. Под его руководством в Женеве было установлено новое церковно-политическое устройство, которое изменило всю жизнь города.

Жизнь в Женеве совершенно преобразилась: торжественное духовное настроение заменило собою прежнюю шумную светскую жизнь, великолепие в одеждах исчезло, маскарады, танцы и увеселения были запрещены, трактиры и театры опустели, церкви же, напротив, заполнились людьми. Из церквей убрали все украшения, их посещение становилось обязательным. Нарушители установленного порядка жестоко наказывались. Это «Женевское Божье государство» представляло собой самоуправляющуюся религиозную общину, а за Кальвином как за её лидером утвердилось прозвище «Женевский папа».

За пределами Швейцарии кальвинизм прежде всего оказал воздействие на родину реформатора. Последователей Кальвина во Франции называли гугенотами. Они заняли влиятельное положение во французском обществе и во многом стали определять пути его развития.


Особенности Реформации в Англии

Англия вступила в эпоху Реформации в период правления короля Генриха VIII (1509-1547). Английский король, имевший богословское образование, откликнулся на выступление Лютера критическим памфлетом, за что удостоился от папы почётного титула «защитник веры».

Однако очень скоро Генрих превратился в одного из самых яростных противников папства. Объяснялось это семейными делами короля, который тщетно пытался добиться согласия Рима на расторжение своего брака с Екатериной Арагонской. Она была дочерью «католических королей» Фердинанда и Изабеллы и тётей Карла V, поэтому Папа Римский, находившийся тогда в сильной зависимости от германского императора, не решился дать согласие на развод. В конце концов Генрих развёлся с помощью главы английской церкви архиепископа Кентерберийского, но поскольку отношения с римским престолом были окончательно испорчены, он решил воспользоваться этим поводом для проведения церковных преобразований.

Заседавший с 1529 по 1536 г. «парламент Реформации» принял целый ряд законов, полностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве) 1534 г., объявлявший короля главой английской церкви. Жертвой этого закона стал великий английский гуманист Томас Мор, казнённый за отказ признать церковные полномочия короля.

Обновлённая церковь получила название англиканской. Она заняла промежуточное положение между католичеством и протестантизмом. Освободившись от подчинения Риму и перейдя с латыни на английский язык, англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Прежде всего была сохранена ведущая роль епископов в церковной организации.

Важнейшим следствием Реформации в Англии стало распространение грамотности. Библия была переведена на английский язык. У англичан того времени практически не было других книг, Библия представляла собой их главное чтение. В ходе Реформации было закрыто около трёх тысяч монастырей, которые владели почти 1/4 всех обрабатываемых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший огромные социальные последствия. Реформация превратилась таким образом в один из самых мощных факторов преобразования английского общества.


Королева Мария Тюдор (1553-1558), убеждённая католичка, попыталась повернуть вспять английскую Реформацию. Церковное законодательство её отца Генриха VIII было отменено; начались массовые казни протестантов. Королева получила прозвище Марии Кровавой. Её брак с испанским королём Филиппом II сопровождался вовлечением Англии в войну с Францией, в ходе которой англичане потеряли свой последний оплот на континенте - г. Кале. Однако её кратковременное царствование не могло остановить распространение Реформации в Англии, что показало правление её сестры Елизаветы, убеждённой протестантки. В 1559 г., после восшествия на престол Елизаветы I, парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви.


Поскольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зародилось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», так как пуритане требовали полного очищения своей веры от католического наследия. Последователям этого религиозного направления суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории английских колоний в Северной Америке.

Католическая реформация

В ходе острого противоборства с протестантизмом внутри католицизма произошло частичное обновление, которое позволило приостановить распространение нового вероучения. Этот процесс внутреннего обновления получил название католическая реформация, или «контрреформация».

Главным оплотом католической веры являлась Испания, где в ходе Реконкисты она превратилась в национальную религию, способствовавшую единению страны в борьбе с мусульманами. Основным орудием укрепления традиционной веры в Испании стал особый церковный суд - инквизиция, учреждённый в этой стране ещё в 1480 г. Мрачную память о себе оставил Великий инквизитор Торквемада, отправивший на костёр почти две тысячи последователей Христа, обвинённых в отступничестве от веры. Казни еретиков превратились в торжественные зрелища, проводившиеся при большом стечении народа. Они получили название аутодафе - буквально «акт веры». В период Реформации инквизиция резко активизировалась. В 1570 г. в Испании были сожжены последние протестанты.


С избранием папы Павла III (1534-1549 гг.) католическая реформация приобрела последовательный характер и общеевропейский размах. Им была издана булла о реорганизации инквизиции, которая превращалась в общий для всего католического мира институт, призванный бороться с ересью по всей Европе. Вслед за тем была введена предварительная цензура всей издававшейся литературы. Позднее появился Индекс запрещённых книг, в который были включены многие выдающиеся произведения эпохи Возрождения и Реформации.

Орден иезуитов и Тридентский собор

Важнейшим орудием католической реформации стал Орден иезуитов (названный по имени Иисуса Христа). Его основателем был дворянин из Испанской Наварры, участник Итальянских войн Игнатий Лойола (1491-1556).


Ранение, полученное при обороне Памплоны от французов, не позволило Лойоле продолжить службу, и он обратился к размышлениям на духовные темы. Паломничество в Святую Землю укрепило его в правильности избранного пути. В 1534 г. Лойола с группой единомышленников основал Общество Иисуса, имевшее целью всемерную защиту католической церкви от её врагов, а в 1540 г. Павел III утвердил устав Общества Иисуса. Постепенно в обиход вошло другое неофициальное его название, «Орден иезуитов».

Генерал Ордена подчинялся только Папе Римскому, а рядовые члены были обязаны беспрекословно повиноваться своему генералу. Железная внутренняя дисциплина, активная общественная и политическая деятельность, миссионерство в далёких странах позволили иезуитам в короткие сроки добиться впечатляющих успехов. К концу 1540-х гг. миссионеры-иезуиты добрались даже до Бразилии и Японии. Особое внимание они уделяли системе образования, создавая образцовые для того времени учебные заведения, где давались не только хорошие знания, но и вполне светское воспитание.


Центральное место в истории католической реформации занял Вселенский собор, проходивший в тирольском г. Тридент и заседавший с перерывами с 1545 до 1563 г. Первыми решениями Тридентского собора стали декреты о признании источником веры не только Священного Писания, но и Священного Предания, а также о толковании Писания. В Триденте был впервые выработан систематизированный свод предписаний, чётко регламентировавший религиозную жизнь католиков. Решения Тридентского собора положили начало настоящему возрождению католицизма.

Ради спасения своей репутации обновлённая церковь отказалась от продажи индульгенций. Подготовкой образованных священников занялись специальные учебные заведения - семинарии. Вся система воспитания в духе церкви была реорганизована на основе традиционных ценностей. Одновременно с религиозными реформами проводилось укрепление Папского государства, его администрации и финансов. По сравнению с эпохой Возрождения резко изменился образ жизни пап. В 1568 г. завершилось строительство крупнейшего католического храма в мире - римского собора Святого Петра, ставшего символом обновлённой церкви. В 1582 г. папа Григорий XIII осуществил реформу календаря, который мы теперь знаем под названием григорианский.



Итоги Реформации в Европе

Реформация представляла собой величайший переворот в духовной жизни европейцев, которая в ту эпоху почти полностью определялась религией. Она произвела настоящую революцию в сфере сознания, привела к полному перевороту в мыслях, убеждениях и религиозной практике миллионов людей.

Главным следствием Реформации стало возвращение к авторитету Священного Писания, прямое обращение верующих к Божественному откровению без посредников в виде многочисленной церковной иерархии. Принципиальные изменения произошли в отношении к человеческому труду. В противовес прежним взглядам на него, как на наказание, мирской профессиональный труд получил моральное оправдание и обрёл высокий религиозный смысл.

По признанию историков, «самый лучший плод, принесённый Реформацией, - это улучшение и размножение школ».

На развитии изобразительных искусств Реформация в целом отразилась отрицательно. В то же время она дала толчок развитию ряда новых направлений. В живописи это были пейзаж, натюрморт, изображение бытовых сцен. Появились также новые архитектурные формы, новые виды художественных ремёсел.

В результате Реформации произошло колоссальное, невиданное ранее в Европе перераспределение собственности, прежде всего земельной. Возникли целые категории новых собственников.

В эпоху Реформации в европейских странах создавались и укреплялись национальные церкви, происходило усиление светской власти и становление централизованных государств современного типа.

Важнейшим следствием Реформации стал раскол Европы по религиозному принципу. Это предопределило многие трагические события в её последующей истории. Религиозные войны, вызванные Реформацией, происходили во многих странах, а религиозные противоречия между ними сыграли важнейшую роль в происхождении крупнейшего общеевропейского конфликта - Тридцатилетней войны.

Из книги Игнатия Лойолы «Духовные упражнения»

«Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное - мы должны немедленно признать это!»

«Хотя весьма похвально служить Богу из чистой любви, тем не менее нужно усердно рекомендовать также и страх перед божественным величеством, и не только тот страх, который мы зовём сыновним, но и тот страх, который называется рабским».

«Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать ему, кроме своей воли, свой разум; в этом заключается третья и самая возвышенная степень повиновения: нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он, нужно подчинить ему своё суждение настолько, чтобы благочестивая воля могла покорить разум».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века