Подростковый гомосексуализм. Гомосексуализм – болезнь, вариант нормы или просто больная тема? Надо ли разделять роли по половому признаку

В раннем возрасте мальчики обычно считают, что они могут рожать детей, а девочки тоже хотят иметь пенис. Подобные мысли не являются признаком глубоких психологических расстройств. Они всего лишь свидетельствуют о вере детей в то, что они смогут все, чего захотят. Если хочешь пенис - пожалуйста, будет тебе пенис!

Осознание половой принадлежности развивается под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Два главных гормона - тестостерон и эстроген - определяют, будет тело развиваться как мужское или как женское, а также оказывают воздействие на развивающийся мозг. Мужской головной мозг отличается от женского, но такие половые различия, как уровень агрессивности или степень овладения речью, по своим проявлениям намного слабее, чем чисто индивидуальные различия между людьми. Другими словами, существует множество чувствительных и спокойных мальчиков, также как и немало решительных и задиристых девочек.

Как ребенок осознает свою половую принадлежность

Люди склонны восхищаться ловкостью маленьких мальчиков и красотой девочек. Девичьи платьица предназначены для того, чтобы взрослые говорили: «Какая ты красивая!» В каком-то смысле это, конечно, нравится девочкам, но одновременно они привыкают к мысли о том, что их ценят главным образом за внешность, а не за достижения.

На картинках в детских книжках мы часто видим, как мальчики что-то строят, переживают какие-то приключения, а девочки наблюдают за ними или играют в куклы. Девочек обычно предупреждают, чтобы они не лазили по деревьям или не залезали на крышу гаража, так как у них меньше сил и они быстрее могут пораниться. Мальчикам дарят игрушечные машинки, конструкторы, спортивные принадлежности, а девочкам кукол, наборы для шитья, детскую посуду и украшения. Сами по себе такие подарки никакого вреда принести не могут, особенно если ребенок хочет их получить. Хуже, когда взрослые постоянно подчеркивают эти различия, внушая детям, что девочки (или мальчики) предназначены для того, чтобы заниматься только определенными видами деятельности.

Мальчикам поручают работу в гараже, в подвале или в саду. Девочки занимаются хозяйственными заботами по дому. Конечно, ведение домашнего хозяйства важно для всей семьи, и к нему нужно относиться с должным уважением, но если им занимаются только женщины, а мужчинам отводятся более престижные виды деятельности, то важность такой работы принижается в глазах представителей и одного, и другого пола.

Мальчики часто скрывают свое ощущение неполноценности, дразня девочек и говоря, что они не умеют быстро бегать, бросать мяч, и поэтому они не возьмут их в команду. К сожалению, некоторые родители и педагоги тоже внушают девочкам, что они по своей природе никогда не добьются больших успехов в высшей математике или физике и не смогут работать инженерами. Уже к подростковому возрасту многие девочки убеждены, что они стоят на ступень ниже мужчин в таких областях, как абстрактное мышление, комплексное планирование и эмоциональный контроль. Эти ложные убеждения сами по себе подрывают уверенность девочек в себе и могут повлечь за собой дальнейшее ухудшение способностей, которые, как утверждают, у женщин якобы и без того слабее, чем у мужчин.

Гомосексуализм и гомофобия у детей

В нашем обществе от 5 до 10% взрослых мужчин и женщин относят себя к гомосексуалистам - геям и лесбиянкам. Поскольку гомосексуализм до сих пор рассматривается как своего рода клеймо, многие гомосексуалисты скрывают свою сексуальную ориентацию, и в связи с этим точный процент определить трудно.

В настоящее время геи и лесбиянки стали более заметны в сфере поп-культуры. Их можно увидеть в кинофильмах, журналах, по телевидению. Такие заметные в обществе фигуры, как музыканты, дизайнеры моды, спортсмены и даже политики, все мосексуальных наклонностях. Несмотря на это, а может быть, именно из-за этого многие люди все еще испытывают неоправданные страхи по отношению к гомосексуализму. Этот страх называется гомофобией. В своей самой распространенной форме она сводится к опасениям гетеросексуалов, что они сами могут стать геями или лесбиянками, а также к убеждению, что гомосексуализм - это патология. Эти опасения приводят к тому, что из гомосексуалистов уже сделали козлов отпущения, обвинив их в распространении СПИДа, и к тому, что родители запрещают своим детям вступать в контакты со взрослыми геями и лесбиянками. В своей самой острой форме гомофобия приводит к преступлениям, направленным против гомосексуалистов, и к принятию законов, ограничивающих права и свободы представителей сексуальных меньшинств.

Некоторые родители полагают, что если ребенок общался с гомосексуалистом, то и сам может стать таким. Однако нет никаких свидетельств в пользу того, что на основании чужого примера ребенок может изменить свою сексуальную ориентацию. В последнее время получено множество данных, что уже при рождении люди предрасположены к гомосексуальной или гетеросексуальной ориентации. Совершенно очевидно, что первичная сексуальная ориентация закладывается в самые первые годы развития ребенка. Никакие поощрения или запреты не могут изменить эту ориентацию в зрелом возрасте.

Если ребенок в 6 лет или старше задает вам вопросы относительно гомосексуалистов или если вы ведете с ним разговор на тему сексуальных отношений, то, на мой взгляд, ему следовало бы просто разъяснить, что некоторые мужчины и женщины влюбляются в представителей своего пола и живут с ними.

Если гомосексуализм считается грехом в вашей религии, то к этому вопросу надо подойти с особой деликатностью, когда существует вероятность, что ваш ребенок вырастет гомосексуалистом. В этом случае разговор на подобные темы следует вести таким образом, чтобы ребенок не боялся признаться вам в этом и мог без стеснения обратиться за поддержкой.

Опасения по поводу половой идентификации

Когда родители замечают, что их маленький мальчик слишком женственный или в их девочке проявляются мужские черты, у них сразу возникает опасение, что ребенок вырастет гомосексуалистом. В связи со сложившимися в обществе предрассудками по поводу гомосексуализма это может вызвать у родителей сильное беспокойство и тревогу. Однако сексуальная ориентация - гомосексуальная или гетеросексуальная - не имеет практически ничего общего с половой самоидентификацией (о чем мы говорили выше). То, что девочка или мальчик хотят играть с детьми противоположного пола и им нравятся их игры и игрушки, ни о чем не говорит в плане их сексуальной ориентации. Небольшой процент детей, независимо от их половой самоидентификации в детском возрасте, вырастают гомосексуалистами, а большинство сохраняют гетеросексуальную ориентацию.

Не вижу никакой патологии, если мальчик в своих играх любит готовить, убирать квартиру и нянчиться с куклами, а иногда даже выступает в играх в роли мамы или младенца. Но если мальчику нужны только платья и куклы и он предпочитает играть только с девочками, то стоит задуматься о его половой идентификации. Я считаю, что большинство, если не все случаи, когда ребенок чувствует себя несчастным в своем половом обличье, объясняются физиологическими или генетическими причинами, которые нам в настоящее время пока доподлинно не известны. Но какова бы ни была причина, такая ошибочная самоидентификация может стать в будущем источником сильных переживаний для ребенка и больших забот для его родителей. В данном случае необходимо проконсультироваться со специалистами.

Если девочка любит играть с мальчиками и время от времени высказывает желание стать мальчиком, то это, скорее всего, реакция на насмешки со стороны мальчишек по поводу того, что девчонки ни на что не годятся, что им не хватает силы или ума. Возможно также, что она пытается таким образом идентифицировать себя с отцом или братом. Однако если девочка хочет играть только с мальчиками и постоянно говорит о своем нежелании быть девочкой, то следует проконсультироваться по этому поводу со специалистами, которые помогут выяснить причину и окажут необходимую помощь и ей, и ее семье.

Надо ли разделять роли по половому признаку?

Основное, что заставляет мальчика чувствовать свою принадлежность к мужскому полу, - это не подаренные ему игрушечные машинки или ковбойский костюм, а прежде всего позитивная связь с отцом в раннем возрасте, которая побуждает его вырасти похожим на него.

Если отец отказывается купить своему сыну куклу или каким-то другим образом выражает свою обеспокоенность девичьими вкусами сына, это вовсе не усилит мужскую ориентацию ребенка. Наоборот, мальчик может почувствовать, что и его собственная ориентация, и ориентация отца несколько сомнительны и неадекватны. Если отец уверен в своих мужских качествах, то он поддержит желание сына поиграть с куклами, чтобы тот познакомился и с «женской» составляющей настоящего отцовства.

Точно так же девочка видит в матери образец для подражания. Мать, которая поощряет желание девочки освоить как можно больше навыков, не ограничивая себя какими-то рамками, и которая сама поступает точно так же, вырастит сильную и уверенную в себе женщину. Но если мать сама чрезмерно озабочена своей женственностью и сексуальной привлекательностью в глазах мужчин, то это проявится и в формировании характера дочери. Если она дарит ей только кукол и детскую посуду и постоянно одевает в нарядные платьица, тем самым она внушает девочке искаженное представление о роли женщины.

Для девочки также очень важно установить положительную связь с отцом. Если отец обращает мало внимания на дочь или вообще игнорирует ее, отказывается играть с ней в мяч, не берет с собой в походы и на рыбалку, этим самым он закрепляет сложившиеся ролевые стереотипы и внушает девочке осознание ее второстепенное.

Желание маленьких мальчиков играть с куклами совершенно естественно, так же как и стремление девочек играть с машинками. Не надо запрещать им этого. Мальчик, играющий с куклами, проявляет не женственные, а родительские черты своего будущего характера. Это поможет ему стать хорошим отцом. Нет ничего плохого, если мальчики и девочки хотят носить одинаковую одежду, например джинсы и майки. Если же девочка предпочитает носить платья - что ж, таков ее выбор.

Что касается работы по дому, то и мальчикам и девочкам полезно давать одинаковые задания. Точно так же для мужчин и женщин разумно было бы совместно выполнять какие-то работы как в доме, так и вне его. Мальчики могут не хуже своих сестер заправлять постель, убирать комнату и мыть посуду. Девочки тоже способны работать в саду и мыть машину. Речь идет не о том, что обязанности между мальчиками и девочками должны распределяться строго поровну и они не могут заниматься ничем иным. Необходимо лишь постараться, чтобы в этом распределении заданий не проявлялась очевидная дискриминация. Пример родителей может при этом сыграть важную роль.

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

До конца младшего возраста все дети должны получить необходимые разъяснения, касающиеся содержания и проявлений предстоящего полового созревания и необходимых правил личной гигиены. Мальчики таких разъяснений практически не получают, девочкам они даются чаще.

Половое развитие, по точному замечанию И.С. Кона, является стержнем, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Мальчики чаще реагируют негативно на реальное или мнимое отставание в общефизическом развитии и формировании вторичных половых признаков, у девочек же сходные переживания могут возникать и при значительном опережении сверстниц. Важно, что подросток сравнивает себя с реальными сверстниками, а не с возрастными нормативами. Нормально развивающийся мальчик в кругу акселери-рованных сверстников может чувствовать себя отстающим, а нормально развивающаяся девочка - переживать в кругу ретардированных сверстниц свою взрослость.

Это может порождать довольно сложные коллизии в общении - особенно с учетом неравномерности физического и психического созревания. Собственно выход за пределы статистически нормальных темпов развития не означает "лучшего" или "худшего" психологического формирования юноши и девушки, и, обобщая литературные данные, И.С. Кон показывал, что в психологических трудностях пубертата могут формироваться проявляющиеся позже позитивные психологические структуры. Внимание к своему физическому развитию выражается в сравнениях, обмерах, сопоставлениях, которые одних подростков утверждают в мыслях о благополучном развитии, а у других вызывают тревогу и подавленность. Тревожное внимание к своему физическому развитию, сомнения в его правильности могут выливаться в переживания своей несостоятельности (комплекс "гадкого утенка"), которые приходится дифференцировать с патологическими вариантами подростковой дисморфофобии.

Продолжающаяся дифференциация личностных свойств в одних случаях затеняется, в других, наоборот, заостряется подростковыми акцентуациями характера, среди которых ведущее место принадлежит акцентуации конформного типа (А.Е. Личко, 1983). Содержательная сторона полоролевого формирования должна поэтому рассматриваться в связи не только с половозрастными и индивидуальными особенностями, но и с половой культурой. В полоролевых стереотипах подростков, живущих в условиях крупного города, где влияния урбанизации и миграции сильнее, а значение традиционных установок половой культуры меньше, ведущее место занимают не отдельные черты, а С"Яиш деятельности (инструментальный - маскулинный и эмоциональный - феми-нинный), и "образ Я" менее негативен и напряжен.

Особняком в сексуальном экспериментировании стоит так называемый подростковый гомосексуализм. Термин этот крайне неудачен из-за его ассоциаций с гомосексуальностью взрослых, и И.С. Кон рассматривает описываемые им формы поведения в рамках формирования сексуальной ориентации. Гормональный взрыв определяет энергетику подростковой сексуальности, но не нап-

Сексуальное здоровье человека

равленность ее на тот или другой объект. Благодаря диффузному, разлитому характеру, сексуальность подростка может возбуждать телесность человека не только противоположного, но и своего пола. К тому же гомосоциальность (склонность к общению со сверстниками своего пола) и гемофилия (предпочтение однополой дружбы) подростков способствуют разворачиванию любых форм сексуального экспериментирования в однополой компании. Замечая у себя необычные реакции на однополых сверстников, а тем более - чувствуя стремление испытывать такие реакции, подросток начинает подозревать, что формируется неправильно, "будет гомосексуалистом".

В большинстве случаев объективных оснований для таких опасений нет, и после 15 лет все входит в нормальное русло. Не зная этого и не будучи уверенным в своем будущем, подросток живет в состоянии тягостной, порой мучительной неопределенности. Навешивание диагностических ярлыков, подчеркивает И.С. Кон, имеет прямо патогенное значение: вместо тяготившей неопределенности приходит определенность, способствующая фиксации гомосексуальной активности (своеобразно узаконивающая ее) и подталкивающая подростка к поиску группы "себе подобных", где он перестает испытывать дефицит самоуважения и получает поддержку. Реакции взрослых на издержки формирования сексуальной ориентации не должны быть благими порывами невежд, порождающими как раз то, с чем призваны были бороться.

Данные о возрасте начала половой жизни весьма противоречивы, и хотя возраст этот снизился, данные достоверных статистик не кажутся пугающими: к 16-17 годам опыт половой жизни имеют 29,7 % мужчин и 12,6 % женщин (А. Тавит, X. Кадастик). Едва ли такие цифры были меньше в те времена, к которым обычно обращен ностальгический миф о непорочной юности. Иное дело, что меняется отношение общества, гораздо более осведомленного о возможных последствиях раннего начала половой жизни. Эти же авторы приводят сведения о мотивах первой близости, которые могут существенно помочь в психогигиенической работе. У юношей 15-17 лет ведущим мотивом было любопытство - 41-55 % (это лучше всяких рассуждений иллюстрирует качество полового воспитания и просвещения на предшествующих этапах), за которым следовали любовь - 15-20 % и настояния партнерши (!) - 15-20 %. У пятнадцатилетних девушек по 25 % приходилось на любовь, настояния партнера и экономические соображения, по 12,5 % - на любопытство и насилие; в 16-17 лет повышалась роль мотива любви - 42,6 %, резко падало значение экономических соображений - 1,6 % и насилия - 3,3 %, но появлялся мотив совращения - 13,2 %.

Подростковый возраст — период формирования сексуального влечения, которому свойственны недостаточная дифференцированность и повышенная возбудимость («юношеская гиперсексуальность»), а также незавершенность половой идентификации в психологическом смысле [Кон И. С., 1979]. Поэтому под влиянием ситуативных факторов легко могут возникнуть девиации сексуального поведения. Наиболее угрожаемыми в этом отношении являются как акселерированные, так и инфантильные подростки. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости. У инфантильных в силу реакции гиперкомпенсации иногда рождается стремление «не отстать» и даже «обогнать» сверстников в сексуальном отношении. В других случаях они оказываются предметом совращения более развитых подростков и в силу своей инфантильности бывают неспособными им противостоять. Возникающие в подростковом возрасте девиации сексуального поведения бывают сходными с истинными перверзиями (гомосексуализм, эксгибиционизм и др.) Но в отличие от истинных перверзий, которые также могут впервые выявляться в подростковом возрасте, подобные девиации всегда ситуативно обусловлены и являются преходящими. Обычно по миновании подросткового возраста и с началом нормальной половой жизни от них не остается и следа. Лишь в некоторых неблагоприятных случаях, становясь дурной привычкой, эти сексуальные девиации могут сохраняться наряду с нормальной половой жизнью или возобновляться при ее вынужденных перерывах (ложные перверзий). Транзиторные подростковые девиации сексуального поведения могут проявляться в разных формах. Онанизм . У подростков онанизм в настоящее время не принято рассматривать как патологическое явление [Исаев Д. Н. и др., 1979], если только он не начинается ранее 14 лет, не достигает чрезмерной интенсивности (до нескольких раз в день), не сочетается с невротическими симптомами и не сопровождается депрессивной реакцией на невозможность от него избавиться. Считается, что не менее 70 % подростков мужского пола и около 15—20 % женского пола после 14 лет регулярно занимаются онанизмом. Принято говорить о «мастурбации периода юношеской гиперсексуальности» [Общая сексопатология, 1977] и связывать ее с тем, что сексуальное влечение возникает гораздо раньше возможности вступить в брак. Не следует рассматривать как патологический феномен и «групповой», «совместный», «подражательный» онанизм, когда мастурбацией занимаются двое или несколько подростков одновременно на виду друг у друга. Эта форма сексуальной активности тесно сопряжена с подростковой реакцией группирования, имитацией поведения сверстников. Однако взаимный онанизм может быть первым проявлением гомосексуальных склонностей (см. стр. 64 — Николай К.). Петтинг . Эта форма удовлетворения полового влечения представляет собой нечто среднее между онанизмом и настоящим половым сношением и заключается во взаимном раздражении эрогенных зон (без интроитуса) до оргазма [Общая сексопатология, 1977]. Практикуется обычно в гетеросексуальных сношениях. Подростки прибегают к петтингу, так как при этом не разрушается hymen у девочек и, по их представлению, петтинг абсолютно защищает от беременности. По данным P. Hertoft (1969), петтинг практикуют около 30 % подростков. Ранняя половая жизнь . Ранние половые сношения гетеросексуального типа могут рассматриваться как патологическая девиация, если только они начинаются до того, как наступило достаточное физическое созревание. Его признаками у юношей служат лобковое оволосение по мужскому типу, появление растительности на щеках, груди, средней линии живота, установившийся мужской тембр голоса, замедление роста тела. В наших широтах в настоящее время у юношей такое созревание чаще всего достигается к 16—18 годам. У девушек подобная зрелость (регулярные месячные, остановка роста) наступают в 15—17 лет. Половая жизнь до юридического совершеннолетия (в РСФСР официальный брачный возраст — с 18 лет, в УССР и некоторых других республиках — с 16 лет), но при наличии достаточной физической зрелости может расцениваться как нежелательное явление с социальной точки зрения, но не как патологическая девиация. Ранняя сексуальная жизнь чаще всего встречается при гипертимной акцентуации (см. стр. 192 — Дмитрий А.). Этому способствует как рано пробуждающееся и сильное влечение, так и общительность, легкость установления контактов, отсутствие застенчивости. Первые связи гипертимов обычно непродолжительны. Некоторые эпилептоидные подростки также рано начинают половую жизнь, но они предпочитают постоянного партнера и крайне ревнивы в отношении его. Неустойчивые подростки могут рано обогащаться сексуальным опытом в асоциальных компаниях, хотя само влечение у них не отличается силой. У обследованных нами подростков мужского пола с психопатиями и нарушениями поведения на фоне акцентуаций регулярная половая жизнь до 16 лет отмечена лишь в 9 %. Подростковый промискуитет . Частые половые сношения с непрестанной сменой партнеров встречаются в некоторых асоциальных подростковых компаниях. Промискуитет нередко сочетается с ранней алкоголизацией, особенно у девочек [Илешева Р. Г., 1978]. В состоянии алкогольного опьянения у одних растормаживаются влечения, у других — наступает пассивная подчиняемость более старшим и более активным партнерам, в асоциальных компаниях срабатывает также реакция имитации У девочек промискуитет как форма сексуального поведения склонен закрепляться, и тогда стремление к постоянной смене партнера становится чем-то вроде ложной перверзии. Транзиторный подростковый гомосексуализм . Эта девиация является ситуативно обусловленной — его проявления сильны в закрытых учреждениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У старших подростков он бывает вызван сильным влечением при отсутствии объектов противоположного пола, у младших — подражанием, соблазном, иногда — понуждением со стороны старших. От взаимного онанизма и поцелуев, оставляющих кровоподтеки на теле, переходят к взаимному петтингу, сосанию половых органов, а мальчики — даже к педерастическим актам — введению penis в anus партнера. У подростков мужского пола транзиторный подростковый гомосексуализм встречается чаще, чем у девочек. Причина транзиторного подросткового гомосексуализма состоит в том, что периоду становления полового влечения свойственна его малая дифференцированность, что отметил еще A. Moll (1893). В отличие от истинного при транзиторном подростковом гомосексуализме объект противоположного пола всегда остается более привлекательным. В присутствии представителей противоположного пола своего возраста, даже без всякой половой близости с ними, гомосексуальные склонности блекнут. Транзиторный подростковый гомосексуализм чаще встречается среди эпилептоидов и шизоидов (активная форма), а также у лабильных и неустойчивых (пассивная форма). Первые проявления истинного гомосексуализма также падают на подростковый возраст. Дифференциально-диагностическими признаками зарождения истинного гомосексуализма в отличие от транзиторного подросткового служат полное отсутствие влечения к сверстникам противоположного пола, даже чувство отвращения при представлении о физической близости с ними, эротические сновидения во время поллюций исключительно гомосексуального содержания. В старшем подростковом возрасте к этому присоединяется активный поиск гомосексуальных партнеров, а также ситуаций, где можно увидеть обнаженными гениталии представителей своего пола (общественные бани, туалеты и т. п.). Женственная внешность у юношей и, наоборот, маскулинизированность у девушек сами по себе еще не свидетельствуют о гомосексуальных склонностях. Примером транзиторного подросткового гомосексуализма может послужить поведение Николая К. (см. стр. 64), становления истинного гомосексуализма в подростковом возрасте — Анатолия П. (см. стр. 196). Другие транзиторные сексуальные девиации в подростковом возрасте . Сюда относятся более редкие случаи вуайеризма (подглядывания за обнаженным телом, особенно гениталиями противоположного пола), эксгибиционизма (выставление напоказ собственных обнаженных гениталий, у мальчиков — обычно эрегированного полового члена), манипуляции над половыми органами малолетних или животных и т. п. Обычно эти действия сопровождаются мастурбацией или она следует за ними. Но все это встречается не как стойкая перверзия, а как случайные эпизоды, обычно на высоте полового возбуждения. Более стойкой перверзией, также проявляющейся с подросткового возраста, является своеобразный фетишизм. Такие подростки занимаются онанизмом, переодеваясь в белье и платье противоположного пола, или используют для онанизма предметы туалета противоположного пола. Типологические особенности сексуальных девиаций . Разным типам психопатий и акцентуаций характера присущи неодинаковые особенности сексуальных девиаций. У гипертимных подростков чаще встречается ранняя половая жизнь. При сенситивной и психастенической акцентуации может встречаться упорный онанизм и, главное, депрессивная реакция на него с самоугрызениями, самоукорами, самонаказаниями, тайными зароками и клятвами его прекратить и т. д. Сексуальная жизнь шизоидного подростка обычно покрыта глубокой тайной. Внешняя асексуальность и даже презрение к половым проблемам могут сочетаться у шизоидов с выраженной эротичностью — с интенсивным онанизмом и соответствующими фантазиями или влечение может прорываться в грубой и перверзной форме — часами сторожат, чтобы подглядеть чьи-то гениталии, эксгибиционируют перед малышами, онанируют под чужими окнами, где их могут увидеть, вступают в связь с первыми встречными, назначают свидания по телефону неизвестным лицам «на один раз» и т. д. Сильное влечение толкает эпилептоидов к сексуальной агрессии, понуждению к сожительству. Сексуальные девиации неустойчивых более всего определяются реакцией имитации тем формам сексуального поведения, которые имеют место в компании, к которой очи принадлежат.

Подростковый возраст – время перемен и сексуальных открытий. Разочарования и эксперименты - неотъемлемая часть этого периода.

В период полового созревания некоторые мальчики и девочки испытывают сексуальное влечение к людям своего пола. Для кого-то это естественный этап развития. Даже сильное влечение еще не означает, что ребенок обязательно станет гомосексуалистом.

Однако у некоторых подростков влечение к представителям своего пола не проходит со временем. Одни с ранних лет понимают свою особенность. Другие приходят к осознанию собственной гомосексуальности постепенно.

Однополая любовь

Настоящие гомосексуалисты (примерно 10% населения) испытывают сексуальное влечение только к представителям своего пола. Помимо этого, есть бисексуалы - люди, испытывающие влечение к людям обоих полов.

Почему одни люди гомосексуальны, а другие нет, неизвестно. Есть несколько теорий, объясняющих это явление:

  • Наследственность . Некоторые ученые считают, что сексуальные предпочтения формируются до появления человека на свет.
  • Окружение . Согласно этой теории, сексуальные предпочтения закладываются в раннем детстве.

Известно, что сексуальную ориентацию не выбирают. Ее нельзя изменить силой воли, с помощью лекарств или психотерапии.

Если ваш ребенок интересуется вопросом гомосексуализма, обязательно выслушайте его. Отнеситесь к его проблеме серьезно, не игнорируйте ее.

Деликатная тема

Некоторые люди не приемлют гомосексуализм . Поэтому подростку трудно откровенно говорить об этом. Молодые люди часто боятся того, как воспримут такую новость члены их семьи и друзья.

Иногда подростки спасаются от смятения, боли и стресса, употребляя наркотики и алкоголь. Из-за нетрадиционной сексуальной ориентации их третируют в школе. У некоторых возникают мысли о суициде . Все это – серьезные проблемы, требующие вмешательства специалиста.

Подростки, столкнувшиеся с сексуальными проблемами, испытывают недостаток общения. То, как в этот момент отнесутся к ним родители, сильно сказывается на их самооценке.

Трудный разговор

Родители чаще всего не готовы обсуждать с подростком проблемы гомосексуализма. Однако не все потеряно, если ребенок доверяет вам такие сокровенные тайны.

  • Поблагодарите ребенка за доверие . Скажите, что он обратился по адресу, и вы постараетесь ему помочь.
  • Скажите ребенку, что вы за него беспокоитесь , что вы любите и принимаете сына или дочь, независимо от его (ее) сексуальной ориентации.
  • Объясните, что его желания вызваны гормональными изменениями, характерными для переходного возраста . Скажите, что это может быть временным явлением. Сексуальное влечение к представителю своего пола не всегда свидетельствует о гомосексуальности.
  • Помогите ребенку найти ответы на интересующие его вопросы . Иногда помочь ребенку разобраться в своих чувствах может психолог.

Некоторым родителям невыносимо от мысли, что их ребенок гомосексуалист. И все равно ваш подросток заслуживает и нуждается в вашей любви. Никогда не оставляйте его наедине с проблемами.