Воевать нужно не числом а умением. Не числом, а умением. Бил врага не числом, а умением

Воевать нужно не числом а умением. Не числом, а умением. Бил врага не числом, а умением

Страница 9 из 11

Упражнение 401 (382). 1. Как волка (ни) корми (корм), он все в лес смотрит (смотреть - II спряжение(искгаочение)). 2. (Ни) косточкой нигде (не) мог я поживиться (жив; что сделать?). 3. Дождь рыбаку (не) помеха. 4. (Ни) одна зв§зда(звезды) (не) оз§ряет(зарево) трудный путь.
Упражнение 402 (383). Мы пошли бы в лес (условное наклонение глагола). Пусть ярче светит солнце (побудительное наклонение глагола). Весна - самое хорошее время года (превосходная степень сравнения прилагательного).
Упражнение 403 (384). I. Разве гром бывает немотою болен? 1. Выделенное слово разве не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно предает предложению оттенок вопросительного. Следовательно, это частица. 2. Не пылит дорога, не дрожат листы. 1. Выделенное слово не не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для придания глаголу отрицательный оттенок. Следовательно, это частица. 3. Если б гармошка умела все говорить не тая. 1. Выделенное слово б не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для образования формы условного наклонения глагола. Следовательно, это частица. 2. Выделенное слово не не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для придания деепричастию отрицательный оттенок. Следовательно, это частица.
Упражнение 404 (385). 1. Бежал я долго - где? куда? (Не) знаю! 2. О, я как брат обняться с бурей был (бы) рад! 3. (Лишь) серебристой бахромой вершины цепи снеговой вдали сверкали предо мной. 4. (Уж) луна вверху сияла, и одна лишь тучка крала- ся за ней. 5. Но даже на краю небес все тот (же) был зубчатый лес.
Упражнение 405 (386). 1. В стихи (б) я внес дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты. 2. Если (б) я поэтом не был, я (бы) стал (бы) звездочетом. 3. Дорог мне кубрик матросский, скромное наше житье, (самое) синее в мире Черное море мое. 4. (Пусть) безумствует море и хлещет, гребни волн поднялись в небеса. Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом.(Предложение сложноподчиненное, запятая разделяет два простых предложения.) ^атросс^йй! Житье - жи-тье - 2 слога ж[ж] - согласный, твердый, звонкий, парный; и[ы] - гласный, безударный; т[т’] - согласный, мягкий, глухой, парный; [й] - согласный, мягкий, звонкий, непарный; [о] - гласный, ударный. 5 букв, 5 звуков.
Упражнение 406 (387). 1. Взяли (бы) меня на рыбалку, наловил (бы) я рыбы, сварил (бы) ухи. Хороша была (бы) уха! 2. Посадили (б) мы под окнами молодые кусты сирени. Зазеленели (б) они ранней весной. И через несколько лет порадовали (бы) нас чудесным запахом цветов.
Упражнение 407 (388). Ответ в учебнике.
Упражнение 408 (389). 1. Начинайте же выступление. Начинайте-ка выступление. 2. Прекратите же разговоры. Прекратите-ка разговоры 3. Сходи же за газетами. Сходи-ка за газетами. 4. Выучи же стихотворение. Выучи-ка стихотворение. 5. Дай же мне эту книгу. Дай-ка мне книгу. 6. Намажь же хлеб маслом. Намажь-ка хлеб маслом. 7. Отрежь же ровную полоску бумаги. Отрежь-ка ровную полоску бумаги.
Упражнение 409 (390). 1. Что бы мне подарить сестренке, чтобы она обрадовалась? 2. Мы продолжали двигаться по болоту так же осторожно, как и раньше. 3. Работали все с воодушевлением; он также старался не отставать от других. 4. Сапер должен быть уверен в себе так же, как и хирург. 5. В семье лесника охотились все; я тоже пристрастился к охоте. 6. Начались состязания прыгунов в высоту; в то же время объявили о забеге на 100 метров. - гласный, ударный. 5 букв, 5 звуков. Объявили - 2 орфограммы. 1. Объявили. Разделительный твердый знак. 2. Объявили. Правописание безударной гласной в корне слова. Проверочное слово - объявят.
Упражнение 410 (391). 1. Луна взошла сильно багровая и хмурая; звезды тоже нахмурились. 2. Мой друг, со мной было то (же) самое. 3. Тучи ползли по небу так (же) медленно, как и раньше. 4. Мы ехали по той (же) дороге, останавливались в тех (же) местах, так (же) удили на Деме. 5. Что (бы) мне предпринять, чтобы закончить работу в срок?
Упражнение 411 (392). 1. Что же мне сделать, чтобы решить эту проблему поскорее. 2. Что бы такое почитать, чтобы отвлечься от грустных мыслей. 3. Свободные вечера офицеры проводили за шахматами, командир тоже отдыхал за игрой. 4. Эта задача решается так же, как и предыдущая. 5. То же самое можно было бы рассказать о лейтенанте, но о нем было гораздо меньше известно. 6. Все были в окопах, командир также занял место в укрытии. 7. Было еще темно, в то же время все было отлично видно. 8. Нельзя ли мне помочь, чтобы облегчить как-то ваши страдания.
Упражнение 412 (393). Прс^р^гь|ся,
Упражнение 413 (394). 1. Как бы мне хотелось его видеть. 2. Казалось, мы находимся где-то на неведомой планете. 3. Нельзя ли пожалеть о ком-нибудь другом? 4. Ужель мне скоро тридцать лет? 5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. 6. Где-то из какого-то дома из чьей-то трубы выходил дымок. 7. По карте можно странствовать так же, как по земле. 8. Все лучшие минуты его жизни в одно и то_же время вспомнились ему. 9. Выражение его лица тоже постоянно менялось.
Упражнение 414 (395). 1. Неужели мне можно пойти с вами в лес? 2. Разве ты прочитал эту книгу? 3. Якобы он стал таким сильным? 4. Выполнила ли она задание? Значение частиц (§ 152)
Упражнение 415 (396). Устно. Упражнения 416 (397). Ответ в учебнике.
Упражнение 417 (398). 1. Неужели сегодня понедельник? 2. Неужели уже двенадцать часов? 3, Разве вы купили билет? 4. Успеем ли мы на вокзал к отходу поезда? 5. Есть ли другие поезда, которые идут до этого города?
Упражнение 418 (399). Восклицательные частицы: 1. Весна, весна! (Как) воздух чист! (Как) ясен небосклон! (?. Баратынский.) 2. (Что за) уха! Да (как) жирна! 4. (Что за) звуки, (за) песни польются день-деньской, от зари до зари! Указательные частицы: 3. (Вот) (уж) снег последний в поле тает. 5. (Вот) на дорогу выезжает тяжелый воз. 6. (Вон) вдали чернеют, словно пни, избушки. Иослёдн^й| Вдали - 2 орфограммы: слитное написание наречий; правописание безударной гласной в корне. Проверочное слово - даль.
Упражнение 419 (400). 1. Как прекрасен сад весной во время цветенья! 2. Что за наказанье - распутывать спутавшиеся нитки! 3. Как замечателен миг появления первого луча восходящего солнца! Упражнения 420 (401). ты нива моя, нивушка, скосить тебя с маху единого, связать тебя всю во единый сноп! вы думы мои, думушки, (Не) стряхнуть вас разом с плеч долой, Одной речью@)вас(нВ) высказать!
Упражнение 421 (402). 1. Мы все-таки поедем на Дальний Восток. 2. Это все-таки чудесный, необыкновенный край. 3. Найдутся ведь места прекраснее этих. 4. Я же люблю дальние поездки.
Упражнение 422 (403). 1. Вдали виднеется не озеро. 2. Там, возможно, и не водится рыба. 3. Мы отправимся туда не утром. 4. Нас будет не трое. 5. Я не один раз бывал на этом озере. 6. Не вычерпав воду, мы сели в лодку. Там, возможно, и не водится рыба. (Слово возможно выделено запятыми, так как является вводным словом.) Не вычерпав воду, мы сели в лодку. (Запятой выделен деепричастный оборот.) [" ]Л2 ]
Упражнение 423 (404). 1. За что ни возьмется, все у него получается. 2. Куда ни погляжу, всюду вижу дружные всходы. 3. Сколько его ни предупреждали, он все равно делает по-своему. 4. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. 5. Как ни красивы чужие края, но родина лучше. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. Упражнения 424 (405). Устно.
Упражнение 425 (406). 1. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрешь, отрубишь - не приставишь. 2. Наш Демид ни туда глядит. 3. Не тот силен, кто кричит, а тот, кто голову имеет. 4. Как ни старается, ничего у него не получается. 5. То же бы слово, да не так бы молвить. Словарный диктант на тему « Правописание личных окончаний глагола». Глядит, кричит, скажешь, напишешь, имеет, старается, получается, отрубишь, приставишь.
Упражнение 425 (с). Невыносимый шум - шум невыносим, непреодолимые преграды - преграды непреодолимы, неописуемый восторг - восторг неописуем, неопровержимые доказательства - доказательства неопровержимы, неоспоримое преимущество - преимущество неоспоримо, неотразимый натиск - натиск неотразим, нестерпимая жара - жара нестерпима, непобедимая армия - армия непобедима.
Упражнение 426 (407). 1. Судя по листьям, это не клен. - Ни ясень, ни клен еще не сбросили листвы. 2. Не я, а брат помог сестре. - Ни я, ни брат не могли помочь сестре. 3. Это не серебристая ель. - Ни серебристая, ни простая ель не растет в этих местах. 4. В команде нас было не пять человек. - Ни пять, ни шесть новых игроков не смогли заменить трех опытных.
Упражнение 427 (408). 1. Ни фиалка, ни ландыш еще не расцвели. 2. Ни я, ни сестра не смогли пойти в лес. 3. Ни еловые, ни сосновые дрова не заменят березовых. 4. Ни утром, ни днем, ни вечером не затихает движение машин по шоссе.
Упражнение 428 (409). 1. Он не любит ни петь, ни танцевать. 2. В нашей речке не водятся ни ерши, ни окуни. 3. На этой поляне не растут ни ромашки, ни гвоздики.
Упражнение 429 (410). 1. Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет. 2. Белый гриб мне еще ни разу не попадался. 3. Затихло все, не доносилось ни одного звука. 4. Ни птицы в небе нет, ни облачка. 5. За что ни возьмется, все ему удается. Удается - 1 орфограмма (Правописание безударных гласных в корне.) Проверочное слово - удастся.
Упражнение 430 (411). 1. Не пугай, зима, весна все равно придет. 2. Ранней весной, когда еще не оделся зеленой листвой лес, цветет нежная ива. 3. Кто не бывал в этом музее, советую побывать. 4. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. 5. Куда ни оглянусь, всюду вижу пробуждение весны. 6. Он торопился и шел, не разбирая дороги.
Упражнение 431 (412). I. Ни одна во поле дороженька пролегала. 2. При мне он у нас ни разу не был. 3. Полковник ни разу не взглянул на Ростова. 4. Так делалось не один раз. 5. Не один раз наши лошади скатывались с крутизны. 6. Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом. 7. Изведал враг в тот день немало. 8. Вы меня нимало не удивили. Пролегала - лечь, взглянул - взгляд, скатывались - скатываюсь, выдали - выдели, уездной - уезда, барышни - 1 склонение родительный падеж, удивили - диво.
Упражнение 432 (413). 1. Мать не могла не заметить успехи сына. - Мать заметила успехи сына. 2. Я не могу не согласиться с вами - Я согласен с вами. 3. Путешественники не могли не обратить внимания на ухудшение погоды. - Путешественники обратили внимание на ухудшение погоды. 4. Нельзя не восхищаться мастерством и талантом народных умельцев. - Восхищаюсь мастерством и талантом народных умельцев. 5. Не могу не выразить вам искренней благодарности за помощь и поддержку. - Выражаю вам искреннюю благодарность за помощь и поддержку.
Упражнение 433 (414). 1. Болельщики не могли не видеть старания команды. 2. Рассматривая картину, нельзя было не заметить мастерства художника. 3. В ведре не было ни капли воды. 4. Немало я стран перевидал. 5. В течение недели я ни разу не пропустил занятий. 6. Он не мог не помочь больному. 7. Мне так и не удалось поймать ни одной рыбки. В_течение - 1 орфограмма - правописание производных предлогов.
Упражнение 434 (415). 1. Где только не побывал известный русский путешественник Миклухо-Маклай! Миклухо-Маклай бывал во многих местах. 2. Каких только бабочек не увидишь в обширной коллекции зоологического музея! - В обширной коллекции зоологического музея большое разнообразие бабочек. 3. Каких только удивительных и причудливых растений не встретишь в ботаническом саду Москвы! - В ботаническом саду можно встретить много причудливых растений. 4. Нельзя не удивляться энциклопедическим знаниям и разносторонности интересов М.В. Ломоносова! - М.В. Ломоносов имел разносторонние интересы и владел энциклопедическими знаниями. 5. Кто из вас не помнит своей первой книжки? - Каждый помнит свою первую книжку. Известный - 1 орфограмма - непроизносимые согласные. Проверочное слово - известие. Не увидишь - 1 орфограмма - правописание не с глаголами. ГТри^у^ййь Удивляться - 1 орфограмма - правописание безударной гласной в корне. Проверочное слово - диво.
Упражнение 435 (416). 1. Чего только не рассказывал нам этот старый моряк! 2. Где он только не плавал! 3. Какие страны он только не видел! 4. В каких широтах он только не побывал! 5. Кто только не завидовал ему!
Упражнение 436 (417). Как ни в чем не бывало - словно ничего не случилось; во что бы то ни стало - несмотря ни на что - вопреки всему; откуда ни возьмись - внезапно - неожиданно; как бы то ни было - непременно - обязательно.
Упражнение 437 (418). 1. После обеда вдруг, откуда ни возьмись, задул крепкий, но попутный ветер. 2. Как бы то ни было, имя дочери белогорского коменданта не было произнесено. 3. Это задание надо выполнить во что бы то ни стало в срок. 4. Штаб остался как ни в чем не бывало там, где стоял.
Упражнение 438 (419). Самостоятельно.
Упражнение 439 (420). Устно.
Упражнение 440 (421). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Что такое станционный смотритель?. Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Станционных - станция, смотрителей - смотрит, накоплен^ ную (совершенный вид), езды, путешественник - (е - соединительная гласная: путь и шествовать), вымещает - вымещать (I спряжение), везут - везший, виноват - повинный. Скучной - скуч-ной - 2 слога с[с] - согласный, твердый, глухой, парный; к[к] - согласный, твердый, глухой, парный; у[у] - гласный, ударный; ч[ш] - согласный, твердый, глухой, парный; н[н] - согласный, твердый, звонкий, непарный; о[а] - гласный, безударный. 6 букв, 6 звуков.
Упражнение 440 (с). 1. Нечего и хвалиться, если из рук дело валится. 2. Дороги не знаю, а спросить не у кого. 3. Не зачем и дело начинать, коли не знаешь, как его кончать. 4. Не с кем мне посоветоваться, ничего не сделаешь, надо решать самому. 5. Отец сообщил мне нечто важное. Слитное и раздельное написание не и ни (§ 153)
Упражнение 441 (422). Слитно Раздельно несчастье, непогода, ненависть, ненастье не правда, а ложь; не добро, а зло небрежный, невзрачный, недобрый, неглубокий не умный, а глупый; совсем не интересный; ничуть не страшный; ваза не хрустальная некто, некоторые, негде не я; не с кем; не для чего негодует, нездоровится, недосолить не сплю; не пытайтесь негодующий, нескошенная, нерастопленная не законченный, а продолжающийся; не скошенная вчера; не покрашен ненавидя, негодуя не умолкая; не попросив небрежно, нелепо, негромко, нешутя не шутя, а серьезно; нисколько не умно; далеко не находчиво
Упражнение 442 (423). Негодовать, ненавидя, нелепо, неряшливо, невежда, недоумение.
Упражнение 443 (424). Ложь - неправда, скучно - невесело, низкий - невысокий, старый - немолодой, враг - недруг, близко - недалеко, медленный - небыстрый, плохо - нехорошо, беда - несчастье.
Упражнение 444 (426). 1. Врагов бьют не числом, а умом. 2. Он мне не приятель, а просто знакомый. 3. Ущелье не глубокое, но извилистое и узкое. 4. Дорога не дальняя, а совсем близкая. 5.Неприятель предпринял атаку, но мы были готовы к нападению. 6. Речушка наша не широкая, а узкая, и переправляться через нее одно удовольствие. 7. Этот памятник расположен недалеко от центра столицы. Упражнения 445 (427). Самостоятельно.
Упражнение 446 (428). Самостоятельно.
Упражнение 447 (429). Незаконченная работа. Не законченная в срок работа. Не законченная, а только начатая работа. Работа не закончена.
Упражнение 448 (430). Не закрытое вечером окно, не написанное в срок сочинение, не освоенный водителем маршрут, не работающий нормально мотор, не выполненное вовремя задание, не прочитанный до конца рассказ, не высказанная другом просьба.
Упражнение 449 (432). Неустрашимый солдат, матрос; несокрушимая артиллерия; неиссякаемый оптимизм; неслыханный героизм лейтенанта; генерал был непреклонен; непобедимый адмирал; обсуждение не закончено; рассказ не написан; груз не тяжел; ответ не краток.
Упражнение 450 (433). Самостоятельно.


Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.

Воевать не числом, а умением.

Жалок тот полководец, который по газетам ведёт войну. Есть и другие вещи, которые знать ему надобно.

Пока идёт бой - выручай здоровых, а раненых без тебя подберут. Побьёшь врага - всем сразу легче станет: и раненым, и здоровым.

Воспитание

Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Время

Деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а время дороже всего.

Героизм

И в нижнем звании бывают герои.

Голод

Голод - лучшее лекарство.

Грехи

Грех - напрасно убить.

Дисциплинированность

Дисциплина - мать победы.

Добро

Снести то на сердце, чего другой снести не мог, есть опыт твёрдой души, но учинить то добро, чего другой учинить не мог, есть похвальное дело.

Добродетель

Добродетель всегда гонима.

Без добродетели нет ни славы, ни чести.

Доверие

Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости.

Друг

Настоящий друг - не матрац, но положиться на него можно.

Настоящий друг всегда тот, который никогда не бывает ненастоящим.

Таинство одно твёрдой связи достойных друзей - уметь прощать недоразумения и просвещать неотложно в недостатках.

Дружба

Искренность отношений, правда в общении - вот дружба.

Сам погибай - товарища выручай.

Душа

Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для неё столь же живительны, как обычные упражнения для тела.

Лень

Леность есть дурной учитель.

Лесть

Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей.

Ложь

Ложь изо всех вреднейших есть порок.

Любовь

Если любишь горячее, будь способен и к холодному.

Люди

Самое надёжное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.

Люди часто сами бывают причиною счастия и несчастия.

Мужество

Мужественные подвиги достовернее слов.

Ненависть

Ненависть затмевает рассудок.

О себе

Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я твёрд.

Ошибки

Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.

Победа

Победа - враг войны.

Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость - победа.

Политика

Политика - тухлое яйцо.

Поступки

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

Правда

Я люблю правду без украшений.

Разговоры

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учёными.

Россия

Горжусь, что я русский.

Мы - русские! Какой восторг!

Мы русские и поэтому мы победим.

Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат.

Слава

Лучшая слава и украшение монарха - его правосудие.

Смелость

Кто храбр - тот жив. Кто смел - тот цел.

Смерть

Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Совесть

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит её в чувство, и следуя за человеком везде, не даёт ему пощады ни в каком случае.

Страх

Кто напуган - наполовину побит.

Суд

Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного.

Труд

Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.

Кто привык к трудам, тому труд облегчён.

Умеренность

Кто состоянием своим доволен, тому жить весело.

Учение

Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.

Легко в учении - тяжело в походе, тяжело в учении - легко в походе.

Ученье - свет, а неученье - тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть - хлеб не родится.

Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим.

Учёные

За учёного трех неучёных дают.

Хитрость

Тот уже не хитрый, о ком все говорят, что он хитёр.

Храбрость

Чем больше удобств, тем меньше храбрости.

Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу. Но единственное, смешанное с оною - военное искусство.

Цель

Ближайшая к действию цель лучше дальней.

Человек

Разумный человек всегда может найти упражнение.

Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости.

Расположение к человеку - желать ему счастья.

Вывеска дурака - гордость; людей посредственного ума - подлость; а человека истинных достоинств - возвышенность чувств, прикрытая скромностью.

на другие темы

Безверное войско учить, что перегорелое железо точить.

Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.

В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба кончится.

Великие приключения происходят от малых причин.

Возьми себе в образец героя древних времён, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони - слава тебе!

Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

Всякий воин должен понимать свой манёвр.

Два хозяина в одном дому быть не могут.

Загребающий жар чужими руками после свои пережжет.

Идя вперед, знай, как воротиться.

Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.

Кто хорош для первой роли, не годен для второй.

Лучше, чтобы ободрял государь, а наказывали законы.

Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротитель-ныя и могущие воздержать множество преступлений.

Мало на то надобно смысла, чтоб опорочить.

Мелочные правила и жалкие утончённости не должны иметь доступа к вашему сердцу. Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости.

Меня хвалили цари, любили солдаты, мне удивлялись друзья, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом и Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который был при Петре Первом и благодетельствовал России, кривлялся я и корчился. Я пел петухом, пробуждая сонливых, угомоняя буйных врагов Отечества. Если был бы я Цезарь, старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков.

Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо.

Не таскайте за собой больших обозов, главное быстрота и натиск, ваш хлеб в обозе и ранцах врагов.

Негоден тот солдат, что отвечает: «Не могу знать».

Обывателя не обижай, он нас поит и кормит; солдат не разбойник.

Одна минута решает исход баталии; один час - успех кампании; один день - судьбу империи.

Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.

Праздность есть мать скуки и многих пороков.

Праздность - корень всему злу, особливо военному человеку.

Раз счастье, два раза счастье - помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения.

Разврат дому есть: буде хозяйка любит слушать... разные враки, а выслушав, с прибавлением сказывает оныя мужу, и муж тому верит.

Скорость нужна, а поспешность вредна.

Служба и дружба - две параллельные линии: не сходятся.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.

Стоянием города не берут.

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык - молодец.

Теория без практики мертва.

У меня нет быстрых или медленных маршей. Вперёд! И орлы полетели!

С 18 века хорошо известно крылатое выражение: « Бей врага не числом, а умением ». Принадлежит оно Александру Васильевичу Суворову - основоположнику русской науки побеждать. Он 60 раз победил неприятеля в 60 сражениях и ни разу никому не проиграл битвы.

Все победы генералиссимуса русской армии были не случайны. А.В.Суворов, талантливейший новатор в военном деле, успешно создавал и системно применял новые формы и способы подготовки и ведения войны. Успехам полководца в сражениях способствовали: внезапность действий, чёткая организация взаимодействия всех родов войск; умелое сочетание огня и движения, быстрота маневра, наращивание удара за счёт резерва; удары в тыл врага, творческая инициатива в бою - в частности, глубокие обходы неприятеля; долгие тренировки, отличное владение истинно русским языком в общении со всеми чинами, глазомер, натиск и другие тактические находки.

Величие военного мастерства Суворова, прежде всего, проявлялось в том, что победы его добывались малой кровью, глубоко продуманной боевой подготовкой и системным обучением и воспитанием войск. Великий полководец придавал первостепенное значение всестороннему формированию необходимых качеств русского воина: чувству долга и чести, чувству любви к родине; высокой профессиональной квалификации, храбрости, решимости, стойкости, дисциплинированности, ответственности и инициативности.

Александр Васильевич Суворов-Рымникский достойно, непостыдно и честно прожил на русской земле недолгих семьдесят лет, умножая честь и величие России. 52 года из них он отдал русской армии, окончив службу в её рядах Генералиссимусом.

Александр Васильевич Суворов - один из самых образованных военных деятелей 18-го века: он знал философию, математику, историю, изъяснялся на немецком, французском, итальянском, польском, турецком; немного знал арабский, персидский и финский. Великолепно знал военное искусство. Внимательно следил за политическими и военными событиями в Европе и на Ближнем Востоке,- направлениях наиболее важных для безопасности России и до настоящего времени. На этом фоне замечательно звучат крылатые суворовские фразы: «Горжусь, что я русский!», или «Мы - русские, какой восторг!». Этой сыновней гордостью проникнуты многие письма и обращения Александра Васильевича.

«Животное, говорю я, нам подобное, привыкает к трудам, пусть даже заботам сопряжённым, и лишившись их, почитает себя бессмысленной тварью: продолжительный отдых его утомляет. Как сладостно мне вспомнить прошедшие труды! Служа августейшей моей Государыне, я стремился только к благу Отечества моего, не причиняя особого вреда народу, среди коего я находился. Неудачи других воспламеняли меня надеждою. Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключил доброе имя моё в славе моего Отечества, все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто послушное порывам скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя суровая школа, но нравы невинные и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я твёрд.

Теперь изнываю от праздности, привычной тем низким душам, кои живут для себя одних, ищут верховного блага в сладостной истоме и, переходя от утех к утехам, находят в конце горечь и скуку. Трудолюбивая душа должна всегда заниматься своим ремеслом, частое упражнение так же оживотворяет её, как ежедневное движение укрепляет тело.»

Обращение к русским воинам :

«Богатыри! Неприятель от вас дрожит; да есть неприятель больше богодельни: проклятая немогузнайка!.. От немогузнайки были многие беды. Хличка, чтобы бестолково и выговаривать: хрой, прихах, афах, войлих и прич. Стыдно сказать. За немогузнайку офицеру - арест, а штаб-офицеру от старшего штаба квартирный арест.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа.

Чудо богатыри! Бог нас водит, Он наш генерал.

Ученье - свет, а неученье - тьма. Дело мастера боится. И крестьянин не умеет сохою владеть - хлеб не родится. За учёного трёх неучёных дают; нам мало трёх давай нам 6; нам мало шести, давай нам 10 на одного; всех победим, повалим, в полон возьмём. В последнюю кампанию неприятель потерял счётных 75000, только что не 100000. А мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот братцы! Воинское обучение! Господа офицеры! Какой восторг!»

Полководец часто обращался к своим воинам и так: «Здравствуйте братцы - чудо богатыри! Старые товарищи!» «Где пройдёт олень - там пройдёт и русский солдат. Где олень не пройдёт, и там русский солдат пройдёт».

Донесение А.В. Суворова П.А. Румянцеву о занятии Варшавы. «Её императорского величества к освященнейшим стопам Варшава повергает свои ключи. Оные вашему сиятельству имею счастье поднести и вручителя их, генерал-майора Ислентьева, в высокое покровительство поручить.» Генерал граф Александр Суворов-Рымникский. 29.10. 1794 г.

Письмо А.В. Суворова к И.Е. Ферзену. « Ура! - конец! Бог- милостив! Не упускать ни одного; на то и казаки! Его превосходительству Феодору Петровичу моё братское целование! Нарочно не пишу, право, недосуг».

Письмо А.В. Суворова к дочери Наташе. Кинбурн. 1788 г.

«Милая моя Суворочка!

Письмо твоё от 31 января получил. Ты меня так утешила, что я по обычаю моему от утехи заплакал. Кто-то тебя, мой друг, учит такому красному слогу, что я завидую, чтобы ты меня не перещеголяла. Милостивой Государыне Софье Ивановне моё покорнейшее почтение! О! ай да Суворочка, как же у нас много полевого салата, птиц, жаворонков, стерлядей, воробьёв, полевых цветов! Морские волны бьют в берега, как у Вас в крепости из пушек. От нас в Очакове слышно, как собаки лают, как петухи поют. Когда бы я, матушка, посмотрел теперь тебя в белом платье! Как-то ты растёшь! Как увидимся, не забудь мне рассказать какую приятную историю о твоих великих мужах в древности. Поклонись от меня сестрам. Благословение Божие с тобою!

Отец твой Александр Суворов».

Обратим внимание насколько сочна и чиста действительно русская речь полководца! Никакой иностранной «попсы», никаких не только что английских оборотов и слов, но даже модных тогда французских вставок практически не встречается. Но зато почти в каждом письме и обращении Александр Васильевич благодарственно поминает Бога. Браво, генералиссимус!

Всем хорошо известен Суворовский принцип: «глазомер, быстрота и натиск». Но он хорош не только в классической военной теории и практике. Он весьма полезен в современных гибридных и информационных войнах, как и лингвистике нашего времени вообще. Последние события в Сирии наглядно показывают важность космического глазомера, ракетной быстроты и комплексного натиска в борьбе с террористами не только на театре военных действий, но и в информационном и дипломатическом обеспечении этих действий. Глазомер, быстрота обзора и анализ текстов и языковых особенностей противника, быстрота наших ответов на его «псакинги» и последующий обоснованный и остроязычный наш натиск - всё это крайне важно сегодня для того, чтобы наш информационный и военный супостат не терял чувства реальности. Желающий может легко найти примеры, подтверждающие сказанное, и в Интернете, и в текущей политике на Ближнем Востоке и конкретной дипломатической переписке и ярких военных операциях также в Сербии, Косово, на востоке Украины, в Абхазии и Южной Осетии.

Полезно вспомнить и другое наставление великого русского полководца:

«весьма щадить жён, детей и обывателей, хотя бы то и турки были, но невооружённые». Это наставление А.В Суворова весьма актуально сегодня, в Интернете сейчас встретишь кого угодно и жен, и детей, и обывателей; и турок, и провокаторов, и лжецов - людей князя мира сего. Замечание относительно не вооружённости детей сейчас тоже кстати, т.к. в рядах террористов уже немало вооружённых детей.

Теперь остановимся на особенностях современных информационных войнах. Если сравнить их по уровню благородства с войнами времён А.В.Суворова, то они по этому показателю всё увереннее стремятся к нулю. Операции в информационном пространстве западными стратегами и их вассалами строятся главным образом не на их сильных военных сторонах, а на откровенной лжи, высокомерии и хамстве.

Приведу один пример очевидной лжи, агрессивности и наглости, который характерен для сегодняшнего нашего интернет-врага, укро-майданских «скакунов» и для всего «псакингом» обложенного и облитого Запада - это трескучая фраза: «Все русские - рабы». Она многократно озвучивалась на укро-майдане, она повторялась на промайданских сходках крымских татар и она тиражируется периодически в агитках крайних исламистов и Госдепа, во многих западных изданиях и радио-голосах.

Однако, примерно треть населения США - потомки рабов. Госдеп до сих пор не принёс покаяние за гнусные страницы истории США и за хамство в адрес России. И на этом грязном фоне они набираются наглости обвинять русских во всех «смертных грехах» и налагать на нас свои доморощенные санкции в обход ООН и международного права, цинично используя для этого свой домашний суд и законодательство, как и площадки Интернета. Интернет вместе с западной пропагандой, их санкциями и их поддержкой крайнего исламизма - пример настоящей гибридной войны.

Один из характерных приёмов информационной войны против России - смешивание русской речи с иностранными словами и скороговорками, чаще всего английскими. Эта заготовка заморских стратегов информационной войны, прежде всего, рассчитана на молодёжь, едва освоившую «аглицкую мову». Запущенные в интернет стратегами войны словечки значительная часть интернет-молодёжи с великим почтением быстро растаскивает по своим блогам, «станам» и «пабликам». И потом щеголяет этим интернет-багажом, как свидетельством своей независимости от приличия, русского языка и России. Те, у кого такая интернет-зависимость весьма устойчива, вряд ли будут защищать свой родной язык и Россию, они скорее уедут туда, где говорят по-английски, сдадутся на милость ковбоя-»коровьего мальчика», и будут использовать введенные в них интернет конструкции где только можно и там, где и нельзя. Этому их научили в условиях информационной войны заморские стратеги, и они приняли сторону заморских кукловодов. Приведу несколько примеров из разных возрастных групп:

Взрослая группа . Примеры из учительской среды, задание для учителей: « Прочитайте определения понятий «духовность» и «нравственность». Дайте своё понятие дефиниций «духовность» и «нравственность».

С материалистической точки зрения, «духовность» есть интериоризация сознанием индивида общественных ценностей...» Правда, очень всё прозрачно понятно? Ещё можно было бы понять тягу составителей задания к дефинициям, если бы они не знали, как по-русски выразить понятие «дефиниция». Но они знают, как это по-русски, и используют русское определение совсем рядом с «дефинициями». Так что, есть серьёзные основания, говорить о глубокой интериоризации сознания учительского индивида иностранной тарабарщиной.

Острее и поучительнее было бы спросить учителей и учеников: А что общего между понятиями «дефиниция» и «дифенил»? И почему они очень похоже обозначаются в русском языке с помощью иностранных грамматических интервенций и санкций?

А что говорить о тех, кто уже давно не «просыхает» от Интернета? Интернет во многом есть заморская санкция против русского языка. Интернет-зависимостью страдают даже те, кто по своему образованию и профессии призваны сохранять русский язык русским. Но они, увлекаясь

дефинициями, вносят в русский язык всё больше инфиниций.

Молодые люди . Переписка из Интернета: « Недавно видел статистику использования браузеров...Крупнейший рекламный брокер, обвешав баннерами с хромом все свои сайты, обошёл Оперу - крохотного игрока... Файрфокс, кстати, в своё время, получив похожую поддержку, долю нарастил за год- два.

Ещё интересней, как ведут себя владельцы ВМ девайсов: пока не попробуют андройд или макос - хвалят винду.

Мак ось пробовал. Совсем не впечатлён. Ифон - бестолковый дивайс. Нет нормальных дивайсов...

Почему ток джава? А SiS игры на симбе? Их же много...

Редко кто, даже и из не интернет- зависимых сегодня не употребляет интернетный англо-стандарт, как «мэйн стрим», «тренд», «ребрендинг», «бренд» и прочую англо-брендятину вроде: « инет», «фрик», «браузер», « макось», «винда» и т.д. Итог этих «англо-инвестиций » в русский язык молодых поколений равносилен мощному кочевому нашествию иноплеменных.

Школота. Переписка из Интернета.

«Сегодня я увидел, насколько охамела школота. Зашёл я в битву и не понял, где я нахожусь! Нарка пропала, фонда невидно, ников не видно, только танки. Перезагрузил комп. Встретили слышканьем и трёхэтажным матом. Вычислил по разговору, что моя команда - школота не старше 14 лет. Битву они проиграли. Самый активный школяр жаловался в общем чате админам. Мы проучили школоту.

Ты уверен, что во всём виновата тока школота. Щас в игре более 1000000 играков и понятное дело появляются и неодекваты, могут офегевать и переходить границы.

Хамла, действительно, много стало.

Самое верное средство от школоты - это ремень... ну и... вы поняли... этим ремнём привязать школоту к столбу. :ХД:

После 120 сообщений в мой пм от кени я научился определять школоту)))

Переведите фразу на русский! :)

Согласен с ТС. Задолбали. Особенно когда они с низкими знаниями и не умеют вертеть башкой...»

Объяснение сильной зашлакованности приведённых примеров английскими словами и обрезками от них объективным влиянием широкого распространения английской мовы само по себе не состоятельно, т.к. во времена А.В. Суворова повсеместно мозолила всем языки французская речь. Но мы не видим зашлакованности речи Александра Васильевича французскими словами и оборотами. Так что примеры зашлакованности речи английскими словами и обрезками от них - это «достижение» тех, кто использует Интернет как инструмент информационной войны.

А чему в подобных приведённым случаях нашу молодёжь учил и учит жизненный опыт А.В. Суворова? Александр Васильевич не уставал говорить:

«Каждый воин должен понимать свой манёвр в своей армии для победы своей армии и страны», «Истинное правило военного искусства - прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны». В основу оперативных и информационно-оперативных действий он ставил ясность цели, учёт конкретной обстановки в сражении и характер противника вместе с характером его действий и характером его языка. Александр Васильевич старался исключать шаблонность действий русской армии, а тем более копируя американские и другие западные шаблоны.

Решающую роль в воспитании всех воинов от рядового до старших офицеров полководец отводил труду, остерегая подчинённых от праздности, пустой болтовни, азартных игр, которые суть корень всякому злу для любого человека, а особенно для воина. Он воспитывал в воине чувство любви к своей Родине и народу, чувство национальной гордости и чувство воинского долга.

Александр Васильевич говорил: «Войска, обученные по моим методикам, будут победительными и без меня ».

Неотделимо от теоретического и методического наследия Суворова его красочное владение русским языком, умение кратко и сочно излагать мысли по-русски. И это притом, напомню ещё раз, что он знал хорошо 5 иностранных языков и 3 - на уровне обычного бытового понимания. Но он никогда не щеголял своим знанием языков ни в кругу своих друзей, ни в разговорах с подчинёнными, ни при подготовке сражений, ни при изложении своих мыслей (ни тем более в интернете). Он находил уместным применять их только при разговоре с неприятелем. И все эти яркие качества полководца есть живой укор значительной части современной русской интернетоязычной молодёжи. Интернетоязычность пора определить уже как языковую патологию, и разработать против неё меры профилактики.

Наилучшим средством против языковой агрессии он считал безупречное знание и владение русским языком, он часто являл этому яркие живые примеры. Некоторые из них были приведены выше.

Для сегодняшних молодых особ особо полезны такое высказывания А.В. Суворова: «Бог - союзник неизменный». «Надломленная трость в руку впивается, тако изменчивый союзник во врага обращается». «Бей врага не числом, а умением», или, как сейчас в частном случае говорят,: «умей несимметрично отвечать противнику».

Остановим своё внимание и на такой максиме Александра Васильевича, подчерпнутой им из русских поговорок: «Привязанному псу не изловить лису». Посмотрим в чём её особая привлекательность в настоящей геополитической обстановке? Что касается современной «лисы», то тут больших

неопределённостей нет - это наиболее хитрая и лукавая политика наиболее хитрой и лукавой рыночной силы в мире. Понятно, что там, где рынок, так и концентрация лукавства, хитрости, обмана и лжи.

Разместили, например, давно ракеты в Польше против иранской ядерной программы. Иранская ядерная программа теперь находится под международным контролем, и все мировые силы пришли к соглашению об этом несколько месяцев назад в Вене. Но ударная ракетная часть по-прежнему находится в Польше, и будет там находиться, «пока рак на горе в Иране не свистнет». Можно привести и другие примеры лукавства, хитрости, обмана и лжи мировой геополитики.

Теперь посмотрим, кто же сегодня является привязанным псом? Не исключено, что этих псов сегодня может быть несколько, которые привязаны к хитрой, лживой и лукавой мировой силе политически, экономически, рыночно, юридически, культурно - ценностно, в том числе и с помощью модного языка. По этой причине, в частности, Александр Васильевич и не любил баловаться иностранной «мовой» и свои наставления и посылы излагал исключительно по-русски.

Жизнь, в том числе и новейшая, подтвердила недюжинную мудрость и проницательность великого сына России, А.В. Суворова-Рымникского, не только, как великого русского полководца мирового масштаба, но и как исключительного знатока и стратега в области русского языка, понимающего выдающую роль родного русского языка в политической, дипломатической, военной, культурной и образовательной жизни России, её истории, стратегии жизни, её военных, культурных и научных успехах, достижениях и победах.

Эпилог

«И славы гром,

Как шум морей,

как гул воздушных споров,

Из дола в дол, с холма на холм,

Из дебри в дебрь, от рода в род

Прокатится, пройдёт,

Промчится, прозвучит

И в вечность возвестит,

Кто был Суворов ...»

Свидетельством глубочайшего уважения и памяти великого русского героизма явилось учреждение ордена Суворова трех степеней и основание в 1943 году суворовских военных училищ.

Суворовская «Наука побеждать» - величайший памятник русского военного гения остается удивительно актуальным и поныне. А.Суворов завершил создание русской военной доктрины и сформулировал ее основные принципы: самобытность, преобладание качественного элемента над количественным, национальная гордость, сознательное отношение к своему делу, инициатива, использование успеха до конца. А венец всему - победа, малой кровью одержанная. Благодарные потомки с глубоким уважением и любовью произносят имя генералиссимуса Суворова.

«Наука побеждать» содержит изложение взглядов Суворова на вопросы обучения и воспитания войск. Главное внимание в системе боевой подготовки обращалось на привитие солдатам навыков ведения сквозных атак. Существо этих атак сводилось к следующему. Войска, выводимые на учения, делились на две части, которые выстраивались друг на друга в линейных боевых порядках. Одна сторона являлась атакующей, а другая должна была стоять на месте. По команде «Марш!» атакующая линия начинала движение. Били барабаны. Играла музыка. Когда наступавшие подходили к условному противнику на дистанцию картечного огня полевой артиллерии (80 сажен), подавалась команда «Ступай в атаку! Ступай!». Они пробегали опасную зону глубиной от 10 до 15 шагов. То же повторялось на дистанции картечного огня полковой артиллерии (60 сажен). На расстоянии 60 шагов, «верной черты пуль» ружейного огня, следовала команда «Ступай! Ступай! В штыки, ура!» Противоположная сторона встречала наступавших пальбой, а на дистанции 30 шагов сама ударяла в штыки. Происходила сквозная атака: солдаты одной из сторон пробегали между рядами другой. Затем роли менялись. Сторона, которая подвергалась атаке, становилась атакующей и таким же образом действовала против другой, являвшейся на этот раз атакуемой. Кавалерия при атаке на пехоту проскакивала через нее в промежутках между удвоенными рядами развернутых батальонов. На том же основании производилась сквозная атака войск, построенных в колонны и каре.

Сквозные атаки - новое явление в практике боевой подготовки войск. Их преимущество перед односторонними учениями очевидно. Они позволяли обучать войска и действовать в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. Суворов настойчиво требовал, чтобы такой метод обучения практиковался по единому принципу «в батальонных, полковых и корпусных экзерцициях». Все обучение войск было подчинено отработке способов наступления.

Сущность наступления Суворов лаконично выразил тремя принципами - глазомер, быстрота, натиск. Эти «три воинские искусства» составляют главные начала его полководческой деятельности. Глазомер заключался в том, чтобы определить, «как в лагере стать, как маршировать, где атаковать, гнать и бить». Быстроту Суворов рассматривал как величайшее достоинство, ибо она обеспечивала внезапность действий. Натиск - это само сражение. Суворов различал «баталию полевую» и «баталию-штурм». Разновидностью полевой баталии считалась «баталия на окопах». В полевой баталии рекомендовались три возможные формы атаки: 1) атака в крыло; 2) атака в середину; 3) атака в тыл. Предпочтительнее других Суворов считал атаку в «крыло, которое слабее».

Немаловажное значение для наступления имел правильный выбор боевых порядков. Указывая на три основные формы боевого порядка - линии, каре и колонны, Суворов предостерегал от шаблона в их применении. Обстановка не повторяется, не могут повторяться и боевые порядки, даже при действиях против одного и того же противника.

В ходе сражений Суворов требовал правильно сочетать огонь и штыковой удар. В холодном оружии Суворов видел необходимое дополнение огнестрельному оружию, считал его единственным средством, которое могло покрыть недостатки последнего.

Свои взгляды на обучение и воспитание войск, изложенные в «Науке побеждать», Суворов настойчиво проводил в жизнь. Наиболее яркими были победы наших войск в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Беспримерный подвиг Суворов совершает под Фокшанами.

В сражении на реке Рымнике в сентябре 1789 года он одержал одну из наиболее славных своих побед. С особым блеском проявились изумительные черты его полководческого искусства: всесторонняя оценка обстановки, внезапность и решительность действий. Противник понес сокрушительное поражение. Он потерял 10 тысяч человек убитыми, 100 знамен, 80 орудий, огромное количество различного имущества. Союзные войска имели незначительные потери. За одержанную победу Суворов удостоился титула графа Российской империи с добавлением к фамилии наименования Рымникский и титула графа священной Римской империи. Он был награжден также орденом святого Георгия I класса.

Александр Васильевич Суворов осуществил невиданный в условиях зимы 1790 года штурм сильнейшей крепости Измаил, готовясь к которому он обучал солдат штурму на сооруженных специально для этого инженерно-саперных учебных городах. Во всех этих стратегиях, несмотря на применение различных форм тактики, Суворов неизменно использует штыковой удар против численно превосходящего противника. Он действительно бьет врага «умением, а не числом». Современники считали Измаил неприступным. Он располагался на склоне высот, покатых в сторону Дуная. Широкая лощина, тянувшаяся с севера на юг, разделяла его на две части, причем западная называлась старой, а восточная - новой крепостью. Вся крепость имела форму неправильного треугольника, обращенного вершиной к северу, а основанием к Дунаю. Его строили по последнему слову инженерного искусства того времени, с участием французских и немецких военных специалистов. Измаил имел мощные стены, вдоль которых тянулся земляной вал с семью бастионами. Длина вала составляла 6 км, высота 6-8 м. Перед валом был наполненный водой ров 12-метровой ширины и 6-10-метровой глубины. Гарнизон насчитывал 35 тыс. человек с 265 орудиями. Комендантом и командующим войсками (сераскиром) являлся Айдос-Мехмет-паша.

Осада Измаила велась нерешительно. Осенняя непогода затрудняла боевые действия. Среди солдат начались болезни. Положение осложнялось отсутствием единого командования, что порождало несогласия между генералами, руководившими осадой.

В интересах коренного улучшения положения дел под Измаилом было решено послать туда Суворова. 25 ноября (6 декабря) Потемкин, руководивший операциями русской армии на театре военных действий, отдал приказ о назначении Суворова командующим войсками в районе Измаила.

Назначение Суворова, которого знали как выдающегося мастера смелых и решительных действий, было с большим удовлетворением воспринято в войсках. С прибытием его к Измаилу связывали надежды на быструю победу.

И действительно, со 2(13) декабря, когда А.В.Суворов прибыл к Измаилу, события там приняли иной оборот. К этому времени военным советом генералов было принято решение снять осаду и отступить. Ознакомившись с обстановкой, полководец приказал начать подготовку к штурму.

Подготовка к штурму велась очень тщательно. Неподалеку от крепости выкопали ров и насыпали вал, которые походили на измаильские, и войска настойчиво тренировались в преодолении этих укреплений. С двух сторон от Измаила, на берегу Дуная, были воздвигнуты по две 10-орудийные осадные батареи. На острове Чатал, лежащем на Дунае, поставили семь батарей. Заготавливались фашины и штурмовые лестницы. Большое внимание обращалось и на поднятие морального духа русских солдат. Суворов лично объезжал войска, беседовал с воинами, вспоминал прежние победы, вселял в них веру в успех предстоявшего штурма. «Время благоприятствовало нашим приготовлениям, - писал Суворов, - погода была ясная и теплая».

Вверенные Суворову войска насчитывали 31 тыс. человек и 500 орудий. В течение пяти дней, как и рассчитывал А.В.Суворов, все подготовленные мероприятия были завершены.

В 3 часа ночи 11(22) декабря колонны русских стали выдвигаться к крепостным стенам, а в 5 часов 30 минут по условному сигналу ракетой пошли в атаку. Знаменитый штурм Измаила начался. Накануне войскам был дан приказ. Он гласил: «Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что никто не может противиться силе оружия российского. Нам предлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое почитают гордые турки неприступным. Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остается в третий раз или победить или умереть со славою».

Прорыв в Измаил трех русских колонн обеспечил успех на остальных направлениях. «День бледно освещал уже предметы, - писал Суворов, - все колонны наши, преодолев и неприятельский огонь и все трудности, были уже внутри крепости, но отверженный неприятель от крепостного вала упорно и твердо защищался. Каждый шаг надлежало приобрести новым поражением; многие тысячи неприятеля пало от победоносного нашего оружия, а гибель его как будто возрождала в нем новые силы, но сильная отчаянность его укрепляла».

Ожесточенный бой внутри крепости продолжался шесть с половиной часов. Он окончился в пользу русских. Разгром противника был полным. Он потерял 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными.

Победа под Измаилом потребовала колоссального напряжения от всех его участников, и в первую очередь от русских солдат. Докладывая о результатах штурма, А.В.Суворов писал: «Неможно превознесть довольно похвалою мужество, твердость и храбрость всех чинов и всех войск в сем деле подвизавшихся, нигде более ознамениться не могло присутствие духа начальников, расторопность и твердость штаб- и обер-офицеров, послушание, устройство и храбрость солдат... Сие исполнить свойственно лишь храброму и непобедимому российскому войску».

Штурм Измаила ознаменовал собой важный этап в развитии военного искусства. Выявились все преимущества открытого штурма крепостей по сравнению с господствующими тогда на Западе методами овладения ими путем длительной осады. Новый способ позволял брать крепости в более сжатые сроки и с малыми потерями для войск.

Орден Отечественной войны I и II степени могли получить лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизаны, которые проявили в боях с фашистами храбрость, стойкость и мужество либо своими действиями способствовали успеху боевых операций советских войск. Особо оговаривалось право на этот орден гражданских лиц, награждавшихся за вклад в общую победу над врагом.

Орденом I степени награждается тот, кто лично уничтожит 2 тяжелых или средних или 3 легких танка противника, либо в составе орудийного расчета -- 3 тяжелых или средних танка или 5 легких. Орден II степени мог заслужить тот, кто лично уничтожит 1 тяжелый или средний танк или 2 легких, либо в составе орудийного расчета 2 тяжелых или средних или 3 легких танка противника.

2. Орден Суворова

I степень ордена Суворова вручалась командующим фронтами и армиями, их заместителям, начальникам штабов, оперативных управлений и родов войск фронтов и армий за отлично организованную и проведенную операцию в масштабах армии или фронта, в результате которой противник разгромлен или уничтожен. Особо оговаривалось одно обстоятельство -- победа должна была быть одержана меньшими силами над численно превосходящим противником, по знаменитому суворовскому правилу: «Врага бьют не числом, а умением».

Орденом Суворова II степени мог быть награжден командир корпуса, дивизии или бригады, а также его заместитель и начальник штаба за организацию разгрома корпуса или дивизии, за прорыв современной оборонительной полосы противника с последующим его преследованием и уничтожением, а также за организацию боя в окружении, выход из окружения с сохранением боеспособности своих частей, их вооружения и техники. Знак II степени мог так же получить командир бронетанкового соединения за глубокий рейд в тыл противника, «в результате которого противнику нанесен чувствительный удар, обеспечивающий успешное выполнение армейской операции».

Орден Суворова III степени предназначался для награждения командиров полков, батальонов и рот за умелую организацию и осуществление победного боя с меньшими, чем у противника, силами.

3. Орден Кутузова

В основу статута положены боевые качества, которые отличали деятельность великого полководца М. И. Кутузова - умелая оборона, изматывание противника и затем переход в решительное контрнаступление.

Одним из первых орденов Кутузова II степени был вручен генерал-майору К. С. Мельнику, командующему 58-й армией, оборонявшей участок Кавказского фронта от Моздока до Малгобека. В трудных оборонительных боях, измотав основные силы противника, армия К. С. Мельника перешла в контрнаступление и, взломав линию обороны врага, вышла с боями в район Ейска.

В положении об ордене Кутузова III степени есть такой пункт: орден может быть дан офицеру «за умелую разработку плана боя, обеспечившего четкое взаимодействне всех родов оружия и успешный его исход».

4. Орден Александра Невского

Согласно статуту орденом награждались офицеры Красной Армии (от командира дивизии до командира взвода) за проявленную инициативу по выбору удачного момента для внезапного, смелого и успешного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск; за успешное выполнение боевого задания с уничтожением полностью или большей части превосходящих сил противника; за командование артиллерийским, танковым или авиационным подразделением, нанесшим тяжелый урон противнику.

Всего за годы войны орденом Александра Невского было произведено более 42 тысяч награждений советских воинов и около 70 иностранных генералов и офицеров. Более 1470 воинских частей и соединений получили право прикрепить этот орден к боевому знамени.

5. Орден Богдана Хмельницкого

Орден Богдана Хмельницкого I степени мог получить командующий фронтом или армией за успешную, с применением умелого маневра операцию, в результате которой освобожден от врага город или район, причем неприятелю нанесено серьезное поражение в живой силе и технике.

Орден Богдана Хмельницкого II степени мог заслужить офицер от командира корпуса до командира полка за прорыв укрепленной полосы противника, успешный рейд в тыл врага.

Орден Богдана Хмельницкого III степени могли получить наряду с офицерами и партизанскими командирами сержантский, старшинский состав и рядовые бойцы Красной Армии и партизанских отрядов за проявленную в боях смелость и находчивость, способствовавшие выполнению поставленной боевой задачи.

Всего орденом Богдана Хмельницкого произведено около восьми с половиной тысяч награждений, в том числе первой степенью -- 323, второй -- около 2400 и третьей -- более 5700. Свыше тысячи воинских частей и соединений получили орден как коллективную награду.

6. Орден Славы

Орден Славы учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Он имеет три степени, из которых высшая I степень -- золотая, а II и III -- серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Этот знак отличия мог быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности -- от низшей степени к высшей.

Орден Славы мог получить тот, кто первым ворвался в расположение противника, кто в бою спас знамя своей части или захватил вражеское, кто, рискуя жизнью, спас в сражении командира, кто сбил из личного оружия (винтовки или автомата) фашистский самолет либо уничтожил до 50 вражеских солдат и т. д.

Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков ордена Славы III степени, более 46 тысяч - II степени и около 2600 - I степени.

7. Орден "Победа"

Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено 19 награждений орденом «Победа». Дважды его получили Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин, маршалы Г. К. Жуков и А. М. Василевский. По одному ордену заслужили за искусное руководство войсками маршалы И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, Р. Я. Малиновский, Ф. И. Толбухин, Л. А. Говоров, С. К. Тимошенко и генерал армии А. И. Антонов. Маршал К. А. Мерецков награжден за отличие в войне с Японией.

Кроме того, советским военным орденом были отмечены пять иностранных военачальников за вклад в общую победу над фашизмом. Это Верховный Главнокомандующий Народноосвободи тельной армией Югославии маршал Броз Тито, Верховный Главнокомандующий Войска Польского маршал М. Роля-Жи-мерский, Верховный Главнокомандующий союзными экспедиционными вооруженными силами в Западной Европе генерал армии Д. Эйзенхауэр, командующий войсками группы армий в Западной Европе Б. Монтгомери и бывший король Румынии Михай.

8. Орден Ушакова

Орден Ушакова является высшим по отношению к ордену Нахимова. Орден Ушакова подразделяется на две степени. I степень ордена Ушакова изготавливалась из платины, II -- из золота. Для ордена Ушакова были взяты цвета Андреевского военно-морского флага дореволюционной России -- белый с голубым. Учреждён 3 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР: «Об учреждении военных орденов: ордена Ушакова I и II степени и ордена Нахимова I и II степени».

Орден Ушакова мог быть выдан за активную успешную операцию, в результате чего достигнута победа над численно превосходящим противником. Это могло быть морское сражение, в результате которого уничтожены значительные силы врага; успешная десантная операция, приведшая к уничтожению береговых баз и укреплений противника; смелые действия на морских коммуникациях фашистов, в результате которых потоплены ценные боевые корабли и транспорты противника. Всего орден Ушакова II степени был вручен 194 раза. Среди частей и кораблей ВМФ 13 имеют на своих знаменах эту награду.

9. Орден Нахимова