Вопросы викторины про насекомых - комаров. Комариная викторина. Защита, средства от комаров. Веселые, занимательные биологические викторины, тесты. Внеклассная работа по биологии. Детские и школьные праздники

Вопросы викторины про насекомых - комаров. Комариная викторина. Защита, средства от комаров. Веселые, занимательные биологические викторины, тесты. Внеклассная работа по биологии. Детские и школьные праздники

15.Ломоносов
Роль Ломоносова в ист лит связана с реформированием русского языка. Теория 3 штилей. Ломоносовским языком писали до реформы Карамзина. Ломоносов-Пётр Великий в литературе (Белинский). Истиных гениев 3: Ломоносов, Пушкин,отчасти Гоголь. (Достоевский).
Пушкин тоже оч тепло отзывался о Ломоносове. В 20 лет ушёл пешком в Москву., Дома получил хорошее по тем меркам образование., сущ предположение, что Л в детстве читал рукописи ст/поморских книг. Вратами учёности Л называл 3 книги: Арифметику Магницкого, Грамматику Смотрицкого, Псалтырь С Полоцкого. Л поступил в СГЛ академию. В 1731г был отправлен в Германию, г Мальбург. В 1740г вернулся в Россию. Лит Ломоносова-русское возрождение., писал в разных класс жанрах. В частности продолжил тр сатир Кантемира.
«гимн бороде» 1750г, обличается русское невежество. Героическая поэма о П1, драма «Тамира и селим». Основной жанр ТВ-ва-надписи., Л был придворным поэтом при дворе Е2 и д.б. писать надписи к дворцовым празднествам.






Стиль ПАРЕМИЯ. 2 традиции:
- древнерусское красноречие(слоао)-обращения
-ист ретроспекция
-широкие пространства
-сопоставление человека со вселенной.
- традиция европейского и русского барокко. Споры по поводу принадлежности Л к какому либо стилю. Присутствует поэтический беспорядок, не свойственный классицисту.
-ассоциативные связи м/у отдельными образами=барочная традиция. Для Ломоносова было важно соединить несоединимое.
Л сделал науку поэтическим предметом.
8 од
переложение псалмов.

16.Жанр путешествия в русской литературе
Развитие жанра путешествия в русской литературе 18-19 веков связано с двумя традициями европейской культуры XVIII в. В просветительских романах воспитания путешествие использовалось как наиболее удобная форма, позволяющая показать эволюцию героя и постепенное обретение им истины. От традиции просветительского романа отталкивается «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна, давшее название целому литературному направлению (сентиментализм).

Одним из известнейших и показательных является произведение Карамзина «Письма русского путешественника». Первым отдельным изданием «Письма …» вышли в 1797-1801 гг. В основу «Писем» легло реальное путешествие, совершенное Карамзиным по странам Западной Европы (Германия, Швейцария, Франция и Англия) с мая 1789 по сентябрь 1790 г. Таковы крайние даты «Писем», обозначенные в их тексте.. «Письма...» опираются на популярный в сентиментализме всех европейских литератур жанр записок о путешествии. Свидетельством того, что «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна, создавшее успех жанру, было точкой отсчета, служат многочисленные упоминания имени Стерна, прямые и скрытые цитаты из его романа, своеобразное паломничество по следам литературных героев Стерна, совершенное путешественником во французском городе Кале. Путешествие совершается не столько по дорогам в реальном географическом пространстве, сколько по «ландшафту моих воображений», по тайным закоулкам чувствительной души.

С другой стороны, «Письма...» писались не без влияния образцового географического путешествия XVIII в. - «Писем об Италии» Шарля Дюпати, которые также неоднократно упомянуты на их страницах. Эпистолярная форма карамзинского путешествия доказывает, что в поисках формы повествования он опирался на Дюпати. Ю. М. Лотман ввел в европейский литературный контекст произведений, с которыми «Письма» Карамзина эстетически соотносимы, еще два образца этого жанра: роман Ж.-Ж. Бартелеми «Путешествие юного Анахарсиса в Грецию» и «Философские (Английские) письма» Вольтера: «оба текста связывали путешествие с поисками идеалов истинного просвещения, оба создавали образ искателя мудрости, оба были проникнуты верой в прогресс цивилизации»

Путешествия рождали произведения, превосходящие по мощи путевые дневники и письма. Итак, «Письма русского путешественника» Карамзина еще принадлежат эпохе сентиментализма и многим обязаны Стерну (как и последующие подражания). Радищев с «Путешествием из Петербурга в Москву», превратил путешествие в особый жанр и способ самопознания литераторов. Хотя, связь с европейскими традициями прослеживается и здесь. П. Радищева, как и герой просветительского романа, твердо движется по пути от заблуждений к истине. Вместе с тем он по-стерновски «чувствителен», все впечатления его имеют бурные внешние проявления: «Слезы потекли из глаз моих» (гл. «Любань»); «Я рыдал вслед за ямским собранием» (гл. «Клин»).

За эту книгу Радищев был назван Екатериной II «бунтовщиком хуже Пугачева» и посажен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил писателя к смертной казни, замененной по повелению императрицы лишением чинов, дворянства и ссылкой в Сибирь. Запрет с мятежной книги был снят только после революции 1905 г

Путешественник у Радищева не идентичен автору - хотя предваряющее книгу Посвящение, написанное от имени Радищева, указывает на близость автора и его героя. Импульсом к созданию «Путешествия из Петербурга в Москву» явилось чувство сострадания: «Я взглянул окрест меня, душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Следующая фраза вновь напоминает читателю о просветительских задачах «Путешествия»: «Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы». Читателю предлагается вслед за П. научиться видеть истину и «взирать» на мир «прямо».

Размышления по поводу увиденного приводят П. к прозрению истины, состоящей в том, что любая действительность может быть исправлена. Автор выносит на суд читателя несколько возможных путей к преобразованию социального строя крепостной России и реформы сверху (просвещение дворянства с помощью правильного воспитания (гл. «Крестцы» - здесь герой выслушивает рассказ уже «просвещенного» дворянина о воспитании его детей), крестьянский бунт («Зайцеве» - в этой главе рассказывается о том, как гнев крепостных против жестокого помещика привел к тому, что крестьяне убивают своего мучителя). Существенное место в размышлениях о возможностях преображения России занимает глава «Тверь», внутри которой помещена ода «Вольность», где обосновывается право народа на революционный переворот.

Несмотря на очевидную связь «Путешествия» с сентиментализмом, стиль Радищева далек от гладкости сентименталистского слога. Язык его нарочито тяжел, осложнен длинными синтаксическими конструкциями, изобилует церковнославянизмами. Ключ к раскрытию смысла подобной стилистической тяжеловесности кроется в объяснениях, сделанных автором «Вольности» по поводу его оды. «Вольность» не раз упрекали в трудности языка, однако по слову автора - «в негладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия». «Тяжелый» предмет, тема требует и тяжести слога.

Кроме того, эта «тяжесть» отсылала и к вполне определенной культурной традиции. Сложность синтаксиса, обилие церковнославянизмов, заставляющих читателя буквально продираться сквозь повествование, делало речь П. особой, именно - пророческой. Библейский пророк должен говорить торжественно и высоко. Использование архаизмов, речевая затрудненность, высокий стиль применялись Радищевым (а впоследствии и декабристской, и всей революционной литературой) как своеобразный пропагандистский прием: «непонятность» речи означала серьезность и важность темы.

Роль путешествий в русской литературе переоценить невозможно. Посредством литературных произведений Россия осознавала и осмысляла огромные, слабо освоенные пространства. Русская литература развивалась, трясясь в карете, в тарантасе, на телеге по пыльным проселкам и трактам. Отсюда важность для ее понимания путевых заметок, писем, очерков, дневников. Путешествия трансформировали классические формы романа, повести и рассказа. Путешествие - это письмо в движении, порождающее образы стран, городов, местностей, проникающие в литературу, изменяя ее.

17.Жанр оды в творчестве Ломоносова
Л – крупнейший одописец в России, 1 ода 1739 была написана в Германии, последняя в 1763г, посвящалась Анне И.
Ода-жанр античной лит. Гораций, Пиндар-писал преимущественно торжественные оды., в Европе Малерб, Гюнтер.
Европейский классицизм сузил жанровые рамки оды. 2 разн:
- Торжественная, похвалсная-чисто светский жанр, где прославляется лицо, или событие.
- Философвкая (духовная)-пр-е христианской лирики. Прославляются лица священной библейской истории.
Ломоносов написал 20 похвальных од, 11 духовных.
Похвалиные6 на день восшествия, на взятие Хотина.
Одна из важнейших особенностей торжественной оды Ломоносова - красочность, выразительность описаний. Так, лирический сюжет в "Оде на взятие Хотина" основан на широком включении эпических элементов. Она начинается с описания "восторга", "пермесского жара" (вдохновения), охватившего поэта при известии о славной победе русского войска над турками и татарами, одержанной в 1739 г. Центральную часть составляет рассказ поэта о самом сражении и его размышления в связи с этим событием. В истории битвы поэт выбирает наиболее яркие моменты. Перед взором слушателя проходит меняющаяся картина боя: сначала татары окружают русских, потом русские овладевают инициативой, и вот битва идет к концу и завершается славной победой "орлов российских". Поскольку главным для Ломоносова в этой оде было прославление "российских сынов", создание атмосферы восхищения вокруг военной победы русских, в картине боя автор выбирает то, что может глубже воздействовать на патриотические чувства читателя, создать впечатление силы и мужества "россов", для которых "препон на свете нет", и их "полкам орлиным" повсюду "путь отворен". Сражение идет в таком стремительном, напряженном темпе, что "скрывает небо конский пар". Натиск врага уподобляется буре, "тьме", "ярым волнам", пучине, готовой поглотить корабль. Русские воины, отбивающие натиск турок, отвагой, мужеством, силой напоминают царя природы льва. В таком же стиле выдержано описание сражения на его заключительном этапе, когда исход его решен и враги бегут, "забыв и меч, и стан, и стыд". Природа изображается Ломоносовым (как и в "Слове о полку Игореве") как живое существо: сопереживает, сочувствует и помогает русским, и только луна ассоциируется с турками, да и то только для того, чтобы устыдиться, видя их бегство. Заканчивается ода прославлением наступившего после победы мира и благоденствия.

18.Тематическое разнообразие повестей Карамзина
Николай Михайлович Карамзин - замечательный поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам «Историю государства Российского». Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд - это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами. Писатель сумел донести до современников великий дух патриотизма и самоотверженности первых «строителей» государства русского.
Но Николай Михайлович начинал свою деятельность литератора не с исторического жанра. Он привнес в Россию сентиментализм. Его повесть «Бедная Лиза» явилась новым этапом на пути развития русской литературы. После классицизма с характерными для него ограничениями и ходульными героями, сентиментализм явился настоящим откровением. Писатель раскрывает внутренний мир героев, их чувства и переживания. Это уже не слепки с людей, а сами живые и реальные герои. Развивал в своем творчестве Карамзин и жанр исторической повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница» и другие.

19.Реформа русского стихосложения Ломоносов,Тредиаковский,Сумароков
Силлабическоестихослож.- принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения. (Кантемир,Ф. Прокопович, ранний Тредиаковский.
-каждое полустишие имеет постоянное равное число слогов и ударение на конце.
- все слоги, как ударные, так и безуд.,равны между собой в ритмич.отношении.
- силлабический стих представляет собой тонический стих,в кот. число слогов в строке и место некоторых ударений(на конце и в серед. строки) фиксировано.
- отличие от тонич. стиха: ударение на фиксир. слоге. (александрийский стих- на 6 и 12 слоге).
Тоническое. (тактовые частушки, народные сказочные стихи). Ударение не фиксировано, полная свобода в числе и расположении безуд. слогов.
Силлабо-тоническое.
-фиксировано число слогов при относит.свободе их расположения. Двухсложные(ударение располагается через 1 безуд. слог, удар. на нечетные слоги- хореический, удар. на четные- ямбический). Трехсложные(удар. через 2 безуд. слога; удар. на 1,4,7 и т.д.-дактилический; удар. на 2,5,8 – амфибрахический; удар. на 3,6,9- анапестический).
Тредиаковский (первооткрыватель с-т системы стихослож.).
-многие принципы стихотворной формы опираются на эстетику барокко. В Париже Тр. изучил фр. стихосложение(он силлабично). Но он знал также русские народные песни. Русский фольклор избегает силлаического строя стихотворной речи. Тредиаковский издал « Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определенными до сего надлежащих знаний». Главное внимание здесь уделено героическому стиху- гекзаметру. («Телемахида»).
Тредиаковский укрупняет мельчайшую ритмич. единицу стиха, учитывая и кол-во слогов в стихе(силлабика) и разное качество ударных и безуд. звуков. Т.о., объединяя силлабич. и тонич. принципы стихосложения в понятии стопы, Тредиаковский приходит к открытию и научному обоснованию силлабо-тонической системы стихосложенмия.
-Тредиак. работал с длинным стихом,ему не было необходимым понятие размера.

Ломоносов (систематизатор, распространил сферу применения на всю стихотворн. практику).
-столкнулся с необходимостью определения стиха не только по типу ритма(ямб, хорей), но и длине. Сам термин «размер» не употреб.,а только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами гексаметр(6 стопн.),пентаметр(5),тетраметр(4), триметр(3), диметр(2).
-один непродуктивный момент в реформе- это требование чистоты рифмы.
Сумороков.

20.Художественное своеобразие комедии Недоросль
«Недоросль» - первая социально-политическая комедия на русской сцене.
Художественное своеобразие «Недоросля» определяется тем, что в пьесе сочетаются черты классицизма и реализма. Формально Фонвизин оставался в рамках классицизма: соблюдение единства места, времени и действия, условное деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в изображении положительных, «говорящие фамилии», черты резонерства в образе Стародума и так далее. Но, в то же время, он сделал определенный шаг в направлении к реализму. Это проявляется в точности воспроизведения провинциального дворянского типа, социальных отношений в крепостной деревне, верность воссоздания типических черт отрицательных персонажей, жизненная достоверность образов. Впервые в истории русской драматургии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение.
Комедия Фонвизина – явление новое, потому что она написана на материале русской действительности. Автор новаторски подошел к проблеме характера героя, первый из русских драматургов стремился к его психологизации, к индивидуализации речи персонажей(здесь стоит примести примеры по тексту!).
В свое произведение Фонвизин вводит биографии героев, комплексно подходит к решению проблемы воспитания, обозначая триединство этой проблемы: семья, учителя, среда, то есть, проблема воспитания поставлена здесь как социальная проблема. Все это позволяет сделать вывод, что «Недоросль» - произведение просветительского реализма.
21.Драматургия Сумарокова
Драматургия А.П.Сумарокова. Специфика творческой манеры. Проблематика, поэтика.
История русской театральной культуры XVIII века неразрывно связана с именем А. П. Сумарокова. В пору становления профессионального театра в России он выступает одновременно и как драматург, заложивший основы национального репертуара, и как теоретик нового художественного направления -- классицизма, и как деятельный, неутомимый организатор театрального дела.
Перу Сумарокова принадлежали первые на русском языке образцы стихотворных трагедий, комедий, оперных либретто. Его пьесы были выдержаны в духе традиций выдающихся европейских драматургов эпохи классицизма. Они открывали зрителю мир новой театральной культуры. В стихотворном трактате "Епистола. О стихотворстве" (1747) Сумароков, следуя примеру Буало, изложил основополагающие принципы ведущих жанров классицизма -- трагедии и комедии.
Сумароков родился в 1717 году. Он происходил из знатной дворянской семьи и получил хорошее по тому времени образование (сухопутный кадет.корпус при Анне Иоановне).
Интерес к спектаклю, посещал театральные представления иностранных групп. Попытки приобщить к театру демократического зрителя предпринимал еще Петр I. С эстетической точки зрения школьный театр последовательно ориентировался на художественную систему барокко. Действие было насыщено аллегорическими пантомимами. В оформлении сцены, в костюмах героев обильно использовалась эмблематика. Спектакль непременно включал хоровые партии.
Сумароков создает свою первую трагедию -- "Хорев". Выступление Сумарокова с трагедией, выдержанной в правилах классицизма, было призвано положить начало новой сценической системе, которая бы отвечала нормам европейской театральной культуры. Сумароков перенес на русскую почву общую схему классицистической трагедии: обязательное пятиактное строение пьес, подчеркнуто героическую трактовку характеров, патетику речей персонажей, "правдоподобие" в выражении страстей. Пьесы Сумарокова были написаны шестистопным ямбом, ставшим своеобразным эквивалентом александрийского стиха, признанного размера в трагедии французского классицизма. В своем стихотворном теоретическом трактате 1747 года он выделил, вслед за Буало, требования знаменитых трех единств, которые обязаны были соблюдать авторы в жанре трагедии,-- единства действия, времени и места.
-следовал традициям великих французских драматургов. Фр. классич. трагедия- проблема сомоутверждения личности. Классицизм переосмыслил идею власти рока над смертными, лежавшую в основе античной трагедии (трагич. исход предопред. тем, что соц. статус человека и налагаемые им обязательства становились препятствием к осущ. личностных устремлений).
Проблема самоутверждения личн. приобрела другую трактовку в сознании деятелей русской.культ.
Самоутверждение личности не мыслилось вне служения интересам государства. Все сказанное помогает понять специфику воплощения в пьесах Сумарокова трагического конфликта.
В самой первой трагедии Сумарокова, "Хорев", мы наблюдаем раздвоенность композиционной структуры. В пьесе два конфликта. В поступках пылких молодых влюбленных, Хорева и Оснельды, нарушающих свой сословный родственный долг, и должно, на первый взгляд, заключаться противоречие, положенное в основу драматического действия: противоречие между долгом, определяемым общественным положением личности, и неподвластными разуму влечениями человеческого сердца (любовным чувством). Но не этот конфликт приводит действие пьесы к трагической развязке. Источник конфликта кроется в поступках правителя, забывающего о своем долге перед подданными.

Всего Сумароков написал 9 трагедий. Признаки классицизма: 5 актов, единство времени, места и действия. Создание новой жанровой модели -типология сюжетосложения 7 написаны на тему русской истории. Но русский сюжет это только внешний признак национального своеобразия жанровой модели Сум трагедии. Больше всего оно выразилось в особенностях поэтики и структуры жанра, чётко ориентированных нарусс лит традицию. Все трагедии С стихотворные и написаны высоким метром - александрийским стихом(6-ст ямб с парной рифмой).это следование фр класс схеме.
Трагедия «Хорев». 1747г.Конфликтная ситуация обн тенденцию к раздвоению уровней конфликта. Хорев - чувство долга и любовь вступают в противоречие. Оснельда тоже: любить, или слушаться отца. Кий-делать добро подданным, или править(заговомОталверх).Все 3 персонажа находятся на пороге выбора, но для каждого выбор мнимый.Борьбастрастей снимается автором как истразв действия траг. Она сост лишь пов, вид слой. В результате гл становится идеол конфликт. При общем трагическом звучании финала действие явно тяготеет к комедийной схеме развития. Вместо 1 сложн героя есть нравственный антогонизм. Понятие власти становится глтрагич героем.
В трагедии Дм самозванец1770 признаки жанра ранней русс трагедии обрели сво предельное воплощение.Тиран нужен Сум, чтобы превратить трагедию в идеологический диспут о природе власти.Противоположнаы сторона конфликта Пармен, Шуйский, Ксения не смиряются с тиранией, след-но с обоих сторон упраздняются страсть и ч долга.Герои протагонисты открыто противопоставляются антагонисту Дм.Вместо человека у Сум власть, кот анализирует себя.Трагедия унаследовала у торж оды свою проблематику верх власти. В конфликте – присутствие 3 стороны. Народ-надличностная сила.

22.Гуманистическая направленность повести Бедная Лиза
Большим успехом у читателей - современников Карамзина его повесть «Бедная Лиза» была обязана прежде всего своей гуманистической направленности («и крестьянки любить умеют») и необычной для этого жанра трагической развязке. На последнее обстоятельство первым обратил внимание еще В. В. Си-повский: «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».

Гуманистический настрой «Бедной Лизы» усилен не только авторским отношением к своей героине, но и к Эрасту. При явном сочувствии к героине, отказе от сословных предрассудков («и крестьянки любить умеют»), Карамзин в конструировании ее образа далеко не полностью выходит за рамки «канонов» классицизма: Лиза выписана однолинейно, она чувствительна и добродетельна, а ее «падение» по законам натуры не может считаться нарушением этических норм. А вот к какому виду характеров по классификации самого писателя «чувствительному» или «холодному»- следует отнести Эраста? На этот вопрос дать однозначный ответ нелегко. И может быть, не так уж снисходителен к нему Карамзин, как часто об этом говорится. Ведь осудить себя самому на нравственные муки до конца своей жизни наказание не меньшее, чем быть осужденным другими (в том числе прямолинейно и автором).
Подтверждением его душевной драмы (чтобы не сказать трагедии) служит, по свидетельству Карамзина, признание самого Эраста: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле...» Создавая образ Эраста, Карамзин сделал попытку воспроизвести характер по «естественным законам». Несколько позже в «Разговоре о счастье» (1797) Карамзин откажет в жизненной типичности образу объявленного злодея: «Люди делают много зла - без сомнения - но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел... Совершенный злодей или человек, который любит зло для того, что оно зло, и ненавидит добро для того, что оно, добро, есть едва ли не дурная пиитическая выдумка, по крайней мере, чудовище вне природы, существо неизъяснимое по, естественным законам».

23.Жанр комедии в творчестве Сумарокова
Перу Сумарокова принадлежат двенадцать комедий. По опыту французской
литературы «правильная» классическая комедия должна быть написана стихами и
состоять из пяти актов. Но Сумароков в ранних своих опытах опирался на другую
традицию - на интермедии и на комедию дель-арте, знакомую русскому зрителю по
спектаклям приезжих итальянских артистов. Сюжеты пьес традиционны: сватовство
к героине нескольких соперников, что дает автору возможность демонстрировать
их смешные стороны. Интрига обычно осложняется благоволением родителей
невесты к самому недостойному из претендентов, что не мешает, впрочем,
благополучной развязке.
К 1772 г. относятся «бытовые» комедии: «Мать - совместница дочери»,
«Вздорщица» и «Рогоносец по воображению». Последняя из них испытала влияние
пьесы Фонвизина «Бригадир». В «Рогоносце» противопоставлены друг другу два
типа дворян: образованные, наделенные тонкими чувствами Флориза и граф
Кассандр - и невежественные, грубые, примитивные помещик Викул и его жена
Хавронья. Эта чета много ест, много спит, играет от скуки в карты. Забавен
рассказ Хавроньи о посещении ею петербургского театра, где она смотрела
трагедию Сумарокова «Хорев». Все увиденное на сцене она приняла за подлинное
происшествие и после самоубийства Хорева решила поскорее покинуть театр.
«Рогоносец по воображению» - шаг вперед в драматургии Сумарокова. В отличие
от предшествующих пьес, писатель избегает здесь слишком прямолинейного
осуждения героев. В сущности, Викул и Хавронья - неплохие люди. Они
добродушны, гостеприимны, трогательно привязаны друг к другу. Беда их в том,
что они не получили должного воспитания и образования.
Сумароков писал лёгкие ком, на скорую руку. Предназначение - издёвкой править нрав. Ком не развлечение, она д.б. поучительна. насмешка над страстями. Персонажи имеют гов имена. Псих изъяны свойств людям во все времена, ком. внеисторична. Особ - памфлетность. С явно указ на совр(Тред). Сумароков написал 12 комедий, он писал комедии на протяжении 30 лет, от 50-70гг жанровая модель комедии претерпевала изм: 50-тяготеют к памфлетности, 60 - разрабатывается категория интриги и хар-ра. 70 гг-комедии обр жанровые признаки ком нравов. По отн к трагедии его комедия возникла как младший отр жанр. сумароков созд свои 1 комедии не для того, чтобы создать образец нов жанра, а чтобы осмеять противника.
«Тристосинус»-лёгкая комедия по образцу Мольеровых.Не отображает русскую действ-ть.

24.Бедная Лиза как сентиментально-психологическая повесть
В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел
мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных
переживаний. До Карамзина переживания героев декларировались в монологах
героев. Последнее относится прежде всего к эпистолярным произведениям.
Карамзин нашел более тонкие, более сложные художественные средства,
помогающие читателю как бы угадывать, какие чувства испытывают его герои,
через внешние их проявления. Лирическое содержание повести отражается и в ее
стиле. В ряде случаев проза Карамзина становится ритмичной, приближается к
стихотворной речи. Именно так звучат любовные признания Лизы Эрасту: «Без
глаз твоих темен светлый месяц, // без твоего голоса скучен соловей поющий;
// без твоего дыхания ветерок мне не приятен».

25.Жанр трагедии в творчестве Сумарокова
Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в
русскую литературу. Восхищенные современники называли его «северным Расином».
Всего им написано девять трагедий. Шесть - с 1747 по 1758 г.: «Хорев» (1747),
«Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Артистона» (1750), «Семира»
(1751), «Ярополк и Демиза» (1758). Затем, после десятилетнего перерыва, еще
три: «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774).
Сумароков широко использовал в своих трагедиях опыт французских драматургов
XVII-XVIII вв. - Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях
Сумарокова были и отличительные черты. В трагедиях Корнеля и Расина наряду с
политическими имели место и сугубо психологические пьесы («Сид» Корнеля,
«Федра» Расина). Все трагедии Сумарокова носят резко выраженную политическую
окраску. Авторы французских трагедий писали пьесы на античные, испанские и
«восточные» сюжеты. В основу большей части трагедий Сумарокова положена
отечественная тематика. При этом наблюдается интересная закономерность.
Драматург обращался к самым отдаленным эпохам русской истории, легендарного
или полулегендарного характера, что позволило свободно варьировать те или
иные факты. Важным для него было не воспроизведение колорита эпохи, а
политическая дидактика, провести которую в массы позволил исторический сюжет.
в трагедиях Сумарокова республиканская тема
отсутствует. Как убежденный монархист, он мог тирании противопоставить только
просвещенный абсолютизм.
Трагедии Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских
добродетелей, рассчитанную не только на рядовых дворян, но и на монархов. В
этом - одна из причин недоброжелательного отношения к драматургу Екатерины
II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия
долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их
гражданские обязанности, страсти - любовь, подозрительность, ревность,
деспотические наклонности - препятствуют их осуществлению. В связи с этим в
трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, вступая в
поединок с охватившей их страстью, в конце концов, преодолевают свои
колебания и с честью выполняют свой гражданский долг. К ним относятся Хорев
(пьеса «Хорев»), Гамлет (персонаж из одноименной пьесы, представляющей собой
вольную переделку трагедии Шекспира), Трувор (трагедия «Синав и Трувор») и
ряд других.
Сумароков решительно переделывает одну из лучших трагедий Шекспира «Гамлет»,
Самой смелой в этом отношении оказалась трагедия «Дмитрий Самозванец» - единственная из пьес Сумарокова, основанная на достоверных исторических событиях. Это первая в России тираноборческая трагедия. В ней Сумароков показал правителя,
убежденного в своем праве быть деспотом и абсолютно неспособного к раскаянию.
Сумароков разделяет просветительскую идею о праве народа на свержение
монарха-тирана. Разумеется, под народом подразумеваются не простолюдины, а
дворяне. В пьесе эта идея реализуется в виде открытого выступления воинов
против Самозванца, который перед лицом неминуемой гибели закалывает себя
кинжалом. Следует отметить, что незаконность правления Лжедмитрия
мотивируется в пьесе не самозванством, а тираническим правлением героя.
Заслуга Сумарокова перед русской драматургией состоит в том, что он создал
особый тип трагедий, оказавшийся чрезвычайно устойчивым на протяжении всего
XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий - правитель, поддавшийся
какой-либо пагубной страсти (подозрительности, честолюбию, ревности) и в силу
этого причиняющий страдания своим подданным. Для того чтобы тирания монарха
раскрывалась в сюжете пьесы, в нее вводятся двое влюбленных, счастью которых
препятствует деспотическая воля правителя. Поведение влюбленных определяется
борьбой в их душе долга и страсти. Однако в пьесах, где деспотизм монарха
приобретает разрушительные размеры, борьба между долгом и страстью влюбленных
уступает место борьбе с правителем-тираном. Развязка трагедий может быть не
только печальной, но и счастливой, как в «Дмитрии Самозванце». Это
свидетельствует об уверенности Сумарокова в возможности обуздания деспотизма.
Герои сумароковских пьес мало индивидуализированы и соотносятся с той
общественной ролью, которая им отводится в пьесе: несправедливый монарх,
хитрый вельможа, самоотверженный военачальник и т. п. Обращают на себя
внимание пространные монологи. Высокому строю трагедии соответствуют
александрийские стихи (шестистопный ямб с парной рифмой и цезурой посередине
стиха). Каждая трагедия состоит из пяти актов. Соблюдаются единства места,
времени и действия.

26.Жанр оды в творчестве Державина
Г.Р.Державин - поэт-новатор, преодолевший в своем творчестве каноны классицистической оды на всех ее уровнях. Трансформация жанра оды заключалась прежде всего в понимании оды как "лирического стихотворения" и в резко отрицательном отношении к разделению стихотворений на жанры и к системе жанров вообще. На формирование своеобразной поэтической картины мира Г.Р.Державина существенное влияние оказал новый этап просветительства в России. В то же время в творчестве Г.Р.Державина своеобразно преломлялись традиции оды М.В.Ломоносова (В одах "На взятие Измаила", "На взятие Варшавы", "На победы в Италии", "На переход Альпийских гор" поэт наиболее близок к канону классицистической оды). Во многих высказываниях Г.Р.Державин высоко оценивал вклад М.В.Ломоносова в развитие русской поэзии. Так, в автобиографических "Записках" от 1805 г. он называл Ломоносова своим учителем: "… в выражении и штиле старался подражать г. Ломоносову" или в письме к графу Д.И.Хвостову (16 мая 1805 г.), возражая на высокую оценку своего творчества, заметил: "ибо что же останется для почтеннейших стариков наших, Ломоносова, Хераскова и прочих моих учителей…". Эти высказывания тем более примечательны, что в 1807 г. Г.Р.Державин создал своеобразную пародию на торжественную оду - стихотворение "Похвала Комару", продолжая традицию пародий А.П.Сумарокова. Однако необходимо отметить существенную разницу между пародиями Г.Р.Державина и А.П.Сумарокова, хотя объект их один - оды М.В.Ломоносова, которые уже в 1740-е годы воспринимались как своеобразный канон русской торжественной оды. А.П.Сумароков писал "вздорные оды", ведя активную полемику с М.В.Ломоносовым и В.К.Тредиаковским о языке и форме оды, а Г.Р.Державин - в начале XIX века, когда сам жанр вызывал острую критику со стороны романтиков, был скомпрометирован поэтами-эпигонами классицизма. В этот период поэт не раз заявлял о своем нежелании "петь героев", в связи с изменением политической обстановки в России (см. "Анакреонтические песни"). В зависимости от целей, ставившихся поэтами, изменяются содержание и форма пародий. "Вздорные оды" выявляют устойчивые элементы одического канона. Помимо этого, А.П.Сумароков точно воспроизводит формальный канон торжественной оды и, почти точно цитируя "любимые" словосочетания, доводит их до абсурда в своеобразных поэтических передержках, тем самым выступая против метафорического языка од М.В.Ломоносова, ассоциативных скачков".

В "Похвале Комару" Г.Р.Державин пародирует ее громозкую форму, тяжеловесный метафорический язык, гиперболизм образов. Стихотворение Г.Р.Державина состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Уже во вступлении задается пародийный тон стихотворения, обусловленный явным несоответствием высокой интонации с намеренно сниженным, бытовым объектом воспевания. При этом автор строго следует всем формальным требованиям оды: ссылка на авторитет предшественников (античных, зарубежных, русских: Пиндар, Вергилий, Гомер, Попе, Вольтер, Ломоносов), а также традиционное: "Я пою днесь Комара!" (которое пародирует и А.С.Пушкин в романе "Евгений Оненин": "Пою приятеля младого…").

Г.Р.Державин, создавая образ Комара, также строго следует канону: возводит его на недосягаемую высоту (и уничижает силу своего таланта: "Но найду ль я мыслей, слов,/ Чтоб прославить комаров?/ Слабы струны моей лиры…"), идеализирует, гиперболизирует комара, сравнивает с мифологическими образами ("Иль как стрел с грядущим тулом/ Марс несется на войну…"; "В микроскопе он, поверь,/ На ходулях дикий зверь;/ Хоботом - слону подобен;/ По крылам - дракон всем злобен;/(…) Тощ и мал, а льва тревожит;/ (…) А Цербер с досады воет,/ Что, кусая беспокоит/ Столь его живая грязь;/ Он по лету - дух небесный!"). Поэт показывает общественно значимую сторону его деятельности - военные подвиги, пользу, приносимую в быту ("Насекома мелка тварь,/ Хоть ничтожный прах Комар,/ Но по подвигах великих,/ Не преславен ли войной?"). Г.Р.Державин, точно воспроизводя одическую традицию, сравнивает комариный рой с войском, вырвавшимся "Из бездн ада, Люцифером" и ставит его в один ряд с подвигами полководцев, воспетых Гомером, Мароном, Мильтоном. Падение комара вызывает в природе всеобщий катаклизм ("Глас народа мне вещал:/ С дуба-де комар упал./ Се по лесу звук раздался,/ Холм и дол восколебался,/ Океан встал из брегов…"). Оказывается, что мир движется комаром ("И предтеча всем - Комар"). Г.Р.Державин пародирует и такой обязательный признак классицистической оды, как "лирический беспорядок", предполагавший ассоциативное движение поэтической мысли: образ тишины "Я колеблю тишину"; образ бескрайних просторов, почти космический пейзаж (Г.Р.Державин, воспроизводя в пародии излюбленную формулу М.В.Ломоносова, не описывает, а перечисляет явления природы: "Блаты, лес, луга, моря…"; совершает экскурс в историческое прошлое.

Г.Р.Державин сохраняет и высокий стиль оды, используя распространенные риторические приемы: обращения ("Стройся, лира восхищенна,/ Слышь Вергилья вновь, вселенна…"); восклицания ("О Комар! Колико свойств,/ Разных доблестей, геройств/ Тебя в свете отличают!"); вопросы (Ах! На то ли мир создан,/ Чтоб был жертва и тиран?"; "Силен ли над нами рок?"), развернутые метафоры, сравнения, инверсии, а также высокую лексику: старославянизмы, отвлеченные существительные и эпитеты.

Таким образом, Г.Р.Державин продолжил традицию пародирования оды, начатую в русской литературе А.П.Сумароковым. В стихотворении "Похвала Комару" поэт использует форму классицистической оды для создания бытового мирообраза, наделяя ее пародийной функцией. Пародия Г.Р.Державина совмещает в себе высокую интонацию с адресатом, недостойным похвалы, что является одним из жанровых вариантов бурлеска, который сводится к извлечению комического эффекта из несоответствия формы и содержания. "Похвала Комару" Г.Р.Державина вписывается в литературный и политический контекст конца XVIII в., когда появляется ряд пародий на ведущие жанры классицизма: героико-комические поэмы, шутотрагедии, "ложные панегирики". Так как оды, как правило, посвящались монархам, великим полководцам, следовательно, пародия на оду способствовала дискредитации власти.

27.Поэзия Сумарокова
С. развивает традиции классицизма. Изложил в своей «Эпистоле о стихотворстве» = перевод «Поэт. искусства» Буало. Был последователем Тредиаковского.
Кроме од, басен, писал еще любовные стихи. Написаны в жанре К – идиллии, эклоги, элегии. Писались от лица М, и от лица Ж. Выражались ревность, томление, любовная досада, тоска. Воспевает любовную страсть. Любимая женщина – самая красивая («Калиста»). Для С. этот мир – сладостный вымысел, утопия (от мрачность реальностей). Изображает там мирную, добродетельную жизнь. В песенном творчестве – мир душевных переживаний. Представлена целая гамма чел-ских переживаний. Появл. мотивы неразделенной любви, тоски, разлуки.
Жанры:
-торж. оды(Е2)
-дух. оды(о добродетели, о страшном суде)
-эллегии(на смерть)
-сатиры(о честности, благородстве)
-притчи(заяц и лягушки, собачья ссора)
-сказки(мужик у мужика украл корову)
-трагедии(Д самозванец, Мстислав)
Основа конкретной поэтики Сумарокова - требование простоты, естественности, ясности поэтического языка, направленное против ломоносовского «великолепия».

28.Предромантические тенденции в повестях Остров Борнгольм и Сиерра-Морена
Предром -лит. напр-е к18 - н19вв, сохр. черты сентемент(культ чув-ва, природы), отверг. рационализм, проникнут. пафосом самоутверждения личности. Обр. к средневек. замку, люб. сюжет, трагедия, экзотич. природа.
«Остров Борнгольм».Пейзаж.
Трагическая ситуация Борнгольма – лишь гиперболизированное отражение состояния внешнего мира. Мир отчуждённого замка, образно отразившим двоемирие и замкнутость (жители замка существуют вне связи с уже «островным» внешним миром, остров словно поделен на две части) оказывается идентичным тому миру, которому принадлежит повествователь и который может постичь судьба Борнгольма, где нарушены и разрушены границы преступного и дозволенного, где в человеке обретает власть природное начало. Вызванные ужасом и безысходностью, печаль и разочарование повествователя, не случайно заставляют обратить его взор к небу: «Вздохи теснили мою грудь – наконец я взглянул на небо – и ветер свеял в море слезу мою».
Проблематику «Острова Борнгольм» продолжает повесть «Сиерра-Морена» (1795). Здесь та же тема неистовых страстей, сметающих на своем пути все нравственные препоны и приводящих героев к страданиям, раскаянию, гибели. «Испанский» колорит повести художественно мотивирует «огненный» характер переживаний героев. В конце произведения - выход в мир политических событий.
Появление предромантических произведений К вызвано кризисом просветительских взглядов под влиянием революционных событий во Франции. Карамзин застал самое начало этого кризиса и остается на просветительских позициях: он еще верит в способность разума управлять страстями. Изображая мрачных, неистовых героев, он, в отличие от романтиков, не сливается с ними, а смотрит на них со стороны со смешанным чувством ужаса и сострадания.

29.Поэзия феофана прокоповича
Приехал с Украины в 1715г, учился в Киево-Могилевской академии, также учился в Польше. Стал придворным писателем П1, в Лиле Прокоповича русс лит нашла новый тип писателя-служащего. После смерти Петра ему было поручено написать слово на погребение. Слово-произведение авторского искусства, автор использует риторические вопросы, восклицания и обращения, композиционно слово состоит из 3х частей:
1 плач по Петру
2 прославление Петра
3 похвала Е1 вдове. Сочетание похвалы и плача - особенность барокко, во 2 части Ф исп поэтику отражения, наз П-Иафетом и Моисеем (библейские персонажи), Соломоном. Обыгрывает контраст прошлого и настоящего, приводит пртём этимологизации имени. Пётр-камень. Язык очень высокий, изобилует церковными словами, риторическими фигурами.(хиазм)
Другие пр-я автора:
«Духовный регламент»20 гг.
«Новый устав о монахах».
Неск ист пр-ий.
«Слово на погребение Петра».
«Владимир».Пьеса была поставлена в Киево-Монилевской академии.Принадлежит к панегирическим пьесам.Ф во многом переосмыслил ист события, он предложил новую концепцию хр-ва,это просвещение. Ветхий завет-педагог. Кот приводит в школу. Новый завет – истинный учитель христианства.

КОМАРИНАЯ ВИКТОРИНА "ПОСЛЕДНИЙ ПИСК"

(Для уроков биологии и не только)

Сколько (примерно) в мире видов комаров ?
а) 3;
б) 30;
в) 300;
г) 3000.

Сколько (примерно) видов комаров в России?
а) 10;
б) 100;
в) 1000;
г) 2000.
(Главные российские кровопийцы: комар обыкновенный, или пискун; комар-кусака и малярийный комар.)

Сколько у комаров крыльев?
а) Два;
б) Три;
в) Четыре;
г) Шесть.
(Комары – подотряд насекомых отряда двукрылых.)

Сколько пар ног у комара ?
а) Одна;
б) Две;
в) Три;
г) Четыре.

Чем пищит комар ?
а) Голосовыми связками;
б) Крыльями;
в) Лапками;
г) Хоботком.
(Комары, делая до 600 взмахов крыльев в секунду, издают писк.)

На какую ноту пищит комар ?
а) До-диез;
б) Ре;
в) Фа-диез;
г) Си.

В каком месяце наблюдается пик активности кровожадных насекомых– комаро в ?
а) Май;
б) Июнь;
в) Июль;
г) Август.

Есть ли зубы у комаров ? Если да, то сколько их?
а) Нет зубов;
б) 12 зубов;
в) 22 зуба;
г) 33 зуба.

У мухи – 12 хромосом, у огурца – 24, у человека – 46. А сколько их у комара ?
а) 2;
б) 6;
в) 8;
г) 10.

Какова скорость полёта комара ?
а) 3,2 км/ч;
б) 10,5 км/ч;
в) 32 км/ч;
г) 60 км/ч.

Какие комариные особи нападают на людей?
а) Только самки ;
б) Только самцы;
в) И самки, и самцы.
(Кровь, а точнее белки крови, необходимы им для того, чтобы организм насекомого смог сформировать и отложить яйца. Особи мужского пола – вегетарианцы, они питаются соком и нектаром растений.)

Сколько укусов делает самка комара за свою жизнь (2-3 месяца)?
а) До 10 раз;
б) До 50 раз;
в) До 100 раз;
г) До 500 раз.
(Одна самка комара может укусить жертву 1 раз за 3-4 дня. Отсюда правило: сколько укусов, столько и комаров в доме.)

У кого из этих людей, находящихся рядом, больше шансы быть укушенным комаром ?
а) Маленький ребёнок;
б) Высокий плотный отец ;
в) Замерзшая худенькая мама.
(Насекомые не способны воспринимать мир, как человек, они находят потенциальный источник питания по теплу и облаку углекислого газа, выделяемого при дыхании. То есть замёрзший человек комаров заинтересует в разы меньше, чем разогретый и слегка вспотевший. Кстати, влага на коже – дополнительный стимул-бонус для насекомых. А у маленького ребёнка шансы спастись выше, если рядом его папа. Комара привлечет в первую очередь более крупная добыча.)

Редкий комар долетит до… Продолжите фразу.
а) До 2-го этажа;
б) До 4-го этажа;
в) До 6-го этажа;
г) До 7-го этажа.
(Это связано с тем, что порывы ветра не позволяют насекомым подняться высоко, комаров просто сдувает. А потому такая статистика: 1-й этаж – 70-80% комаров, 2-й этаж – 20% комаров, 5-й этаж – 0,5% комаров, 7-й и выше – комаров нет.)

Как называется широко распространённое семейство комаров ?
а) Комары-певцы;
б) Комары-звонцы;
в) Комары-бойцы;
г) Комары-стрельцы.

Жук-навозник, жук-скакун, комар – великолепная тройка, которую можно было бы назвать олимпийцами в мире насекомых. К ним в полной мере применим Олимпийский девиз. Какое из слов этого спортивного девиза относится к комару ?
а) Быстрее;
б) Выше ;
г) Сильнее.
(Скакун – самое быстрое насекомое, комар выше всех летает, а навозник – самый сильный.)

Я узнал твои деянья,
О, убийца вековой!
Я проник до основанья
В тайну смерти роковой!
Знаю, в чем теперь спасенье,
Грудь восторгами полна...
О ликуйте, поколенья!
Смерть вам больше не страшна!


Кто написал эти строки о малярийном комаре ?
а) Рональд Росс;
б) Джеймс Росс;
в) Дайана Росс;
г) Александер Росс.
(Эти стихи Рональд Росс написал в августе 1897 года, находясь в Индии. Через пять лет он получил за свою работу Нобелевскую премию. Поэт-учёный установил, что возбудитель малярии - малярийный плазмодий - передается комарами из рода Анофелес.)

Какая из этих рыболовных приманок, наживок напрямую связана с комарами ?
а) Бабка;
б) Бормыш;
в) Мотыль ;
г) Болтушка.
(Это личинки комаров-звонцов.)

Как называется большущая компания комаров и их кровососущих родственников?
а) Свара;
б) Гнус ;
в) Камарилья;
г) Смрад.

Какое их этих растений называют «комариная смерть»?
а) Кувшинка;
б) Репейник;
в) Зверобой;
г) Росянка.
(Это растение-хищник, болотное насекомоядное растение. Эти растения поедают комаров, и те не разносят заразу.)

Какая рыба, поедая личинок малярийного комара , помогла превратить город Сочи в курорт?
а) Гуппи;
б) Гамбузия;
в) Золотая рыбка;
г) Форель.

Кто из великих русских поэтов написал комару оду «Похвала Комару »?
а) Г.Р. Державин;
б) В.А. Жуковский;
в) А.С. Пушкин;
г) М.Ю. Лермонтов.
(В ней он сравнивал комара с кораблем, ведь он тоже на парусах летает, страшные громы испускает, язвит, снабжен кормой и носом с насосом, а зимой он замерзает, как и корабль.)

Перу какого известного поэта принадлежит эта строчка: «Ох, лето красное! любил бы я тебя, / Когда б не зной, да пыль, да комары , да мухи»?
а) Н.А. Некрасова;
б) А.С. Пушкина;
в) А.А. Фета;
г) С.А. Есенина.

Кто из наших поэтов написал эти строки: «Я люблю над покосной стоянкою / Слушать вечером гуд комаров …»?
а) А.С. Пушкин;
б) М.Ю. Лермонтов;
в) С.А. Есенин;
г) А.А. Блок.

Какой из героев пушкинских сказок превращался в комара ?
а) Елисей;
б) Салтан;
в) Гвидон;
г) Руслан.

Как в русской сказке «Теремок» звали комара ?
а) Рычун ;
б) Летун;
в) Пискун ;
г) Баюн.
(Комар -пискун.)

Назовите автора «Сказки про Комара Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишу – короткий хвост».
а) С.Т. Аксаков;
б) Д.Н. Мамин-Сибиряк;
в) А.С. Пушкин;
г) В.И. Даль.

Кто поженил муху и комара ?
а) Ч. Дарвин;
б) И. Павлов;
в) И. Мечников;
г) К. Чуковский.
(В сказке «Муха-Цокотуха.)

В стихотворении К. Чуковского медведи ехали первыми на велосипеде, вторым ехал кот задом наперёд, комарики третьими. А на чём они ехали?
а) На деревянной лошадке;
б) На бумажном кораблике;
в) На воздушном шарике;
г) На ярком фонарике.

Кого за спесь наказал Комар в басне И.А. Крылова?
а) Лису;
б) Ворону;
в) Льва;
г) Стрекозу.
(Басня «Лев и Комар».)

От кого ценою собственной жизни Комар спас Пастуха в басне Крылова?
а) От волка;
б) От змеи;
в) От быка;
г) От медведя.
(Он вовремя разбудил спящего Пастуха, к которому подкрадывалась змея. Но прежде чем убить змею, Пастух прихлопнул Комара-спасителя. Басня «Комар и Пастух».)

Кто в басне Ивана Крылова съел хвастливого самонадеянного Комара ?
а) Волк;
б) Лиса;
в) Заяц;
г) Ворона.
(Басня «Комар и Волк».)

Кто из композиторов является автором симфонического сочинения «Комаринская »

(«Камаринская»)?
а) П.И. Чайковский;
б) М.И. Глинка;
в) А.П. Бородин;
г) М.П. Мусоргский.

Где расположен памятник природы «Комаровский берег»?
а) На берегу Финского залива;
б) На берегу озера Байкал;
в) На берегу реки Ангары;
г) На берегу Чёрного моря.
(Площадь памятника природы 180 га, местонахождение: Санкт-Петербург, Курортный район, поселок Комарово .)

В каком году состоялся первый полёт в космос дважды Героя Советского Союза Владимира Михайловича Комарова ?
а) В 1961 году;
б) В 1962 году;
в) В 1964 году;
г) В 1967 году.
(На борту космического корабля «Восход» вместе с космонавтами Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в истории экипаж совершал полёт без скафандров. Впервые была применена система мягкой посадки. А полёт космонавта в 1967 году закончился трагически.)

Как мастером сделана работа, если о ней говорят: «Комар носу не подточит»?
а) Очень быстро;
б) Очень плохо;
в) Очень хорошо;
г) Очень необычно.
(Нельзя ни к чему придраться.)

В какой области РФ установлен памятник комару ?
а) Ростовская область;
б) Тюменская область;
в) Воронежская область;
г) Тамбовская область.
(Памятник Комару – Хранителю Сибири установили окрестностях города Ноябрьск Тюменской области в поселке Ладный в 2006 году. Эту необычную конструкцию смонтировали рабочие компрессорной станции № 1 Ноябрьского управления магистральных трубопроводов «Сургутгазпрома» и разместили в Сквере ветеранов. Автором оригинальной композиции, выполненной из списанных металлических деталей, стал местный скульптор Валерий Чалый. Вряд ли памятник установили в знак благодарности, как это обычно бывает. Создатели монумента руководствовались другими соображениями. По неписаным северным законам ветераном может считаться лишь тот, кто сумел перетерпеть не только полярную ночь, но и лютых комаров. А самый большой памятник комару расположен в местечке Комарно, Канада. Стальная статуя сделана в 1984 году и имеет размах крыльев 5 метров.)

Как называются химические и природные вещества (а так же ультразвуковые приборы), отпугивающие, но не уничтожающие комаров ?

а) Репелленты;

б) Респираторы;

в) Антиперспиранты;

г) Реципиенты.

(От латинского repello – отталкиваю, отгоняю.)

Как называют химические препараты, которые, испаряясь, тлея или дымя, уничтожают комаро в (и других насекомых-вредителей) в радиусе своего действия?

а) Фуникулёры;

б) Фумиганты;

в) Фумаролы;

г) Фосфаты.

Какая сетка спасёт ваш дом от непрошенных гостей комаров ?

а) Москитная;

б) Сетка Рабица;

в) Арматурная;

г) Сетка Багуа.

(Москиты – это комары-иностранцы. Москитная сетка для окон и балконных дверей преграждает путь комарам и его родственникам в ваше жилище – постоянное или временное.)

Арендный блок

Г.Р.Державин - поэт-новатор, преодолевший в своем творчестве каноны классицистической оды на всех ее уровнях. Трансформация жанра оды заключалась прежде всего в понимании оды как "лирического стихотворения" и в резко отрицательном отношении к разделению стихотворений на жанры и к системе жанров вообще. На формирование своеобразной поэтической картины мира Г.Р.Державина существенное влияние оказал новый этап просветительства в России. В то же время в творчестве Г.Р.Державина своеобразно преломлялись традиции оды М.В.Ломоносова (В одах "На взятие Измаила", "На взятие Варшавы", "На победы в Италии", "На переход Альпийских гор" поэт наиболее близок к канону классицистической оды). Во многих высказываниях Г.Р.Державин высоко оценивал вклад М.В.Ломоносова в развитие русской поэзии. Так, в автобиографических "Записках" от 1805 г. он называл Ломоносова своим учителем: "… в выражении и штиле старался подражать г. Ломоносову" или в письме к графу Д.И.Хвостову (16 мая 1805 г.), возражая на высокую оценку своего творчества, заметил: "ибо что же останется для почтеннейших стариков наших, Ломоносова, Хераскова и прочих моих учителей…". Эти высказывания тем более примечательны, что в 1807 г. Г.Р.Державин создал своеобразную пародию на торжественную оду - стихотворение "Похвала Комару", продолжая традицию пародий А.П.Сумарокова. Однако необходимо отметить существенную разницу между пародиями Г.Р.Державина и А.П.Сумарокова, хотя объект их один - оды М.В.Ломоносова, которые уже в 1740-е годы воспринимались как своеобразный канон русской торжественной оды. А.П.Сумароков писал "вздорные оды", ведя активную полемику с М.В.Ломоносовым и В.К.Тредиаковским о языке и форме оды, а Г.Р.Державин - в начале XIX века, когда сам жанр вызывал острую критику со стороны романтиков, был скомпрометирован поэтами-эпигонами классицизма. В этот период поэт не раз заявлял о своем нежелании "петь героев", в связи с изменением политической обстановки в России (см. "Анакреонтические песни"). В зависимости от целей, ставившихся поэтами, изменяются содержание и форма пародий. "Вздорные оды" выявляют устойчивые элементы одического канона. Помимо этого, А.П.Сумароков точно воспроизводит формальный канон торжественной оды и, почти точно цитируя "любимые" словосочетания, доводит их до абсурда в своеобразных поэтических передержках, тем самым выступая против метафорического языка од М.В.Ломоносова, ассоциативных скачков".

В "Похвале Комару" Г.Р.Державин пародирует ее громозкую форму, тяжеловесный метафорический язык, гиперболизм образов. Стихотворение Г.Р.Державина состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Уже во вступлении задается пародийный тон стихотворения, обусловленный явным несоответствием высокой интонации с намеренно сниженным, бытовым объектом воспевания. При этом автор строго следует всем формальным требованиям оды: ссылка на авторитет предшественников (античных, зарубежных, русских: Пиндар, Вергилий, Гомер, Попе, Вольтер, Ломоносов), а также традиционное: "Я пою днесь Комара!" (которое пародирует и А.С.Пушкин в романе "Евгений Оненин": "Пою приятеля младого…").

Г.Р.Державин, создавая образ Комара, также строго следует канону: возводит его на недосягаемую высоту (и уничижает силу своего таланта: "Но найду ль я мыслей, слов,/ Чтоб прославить комаров?/ Слабы струны моей лиры…"), идеализирует, гиперболизирует комара, сравнивает с мифологическими образами ("Иль как стрел с грядущим тулом/ Марс несется на войну…"; "В микроскопе он, поверь,/ На ходулях дикий зверь;/ Хоботом - слону подобен;/ По крылам - дракон всем злобен;/(…) Тощ и мал, а льва тревожит;/ (…) А Цербер с досады воет,/ Что, кусая беспокоит/ Столь его живая грязь;/ Он по лету - дух небесный!"). Поэт показывает общественно значимую сторону его деятельности - военные подвиги, пользу, приносимую в быту ("Насекома мелка тварь,/ Хоть ничтожный прах Комар,/ Но по подвигах великих,/ Не преславен ли войной?"). Г.Р.Державин, точно воспроизводя одическую традицию, сравнивает комариный рой с войском, вырвавшимся "Из бездн ада, Люцифером" и ставит его в один ряд с подвигами полководцев, воспетых Гомером, Мароном, Мильтоном. Падение комара вызывает в природе всеобщий катаклизм ("Глас народа мне вещал:/ С дуба-де комар упал./ Се по лесу звук раздался,/ Холм и дол восколебался,/ Океан встал из брегов…"). Оказывается, что мир движется комаром ("И предтеча всем - Комар"). Г.Р.Державин пародирует и такой обязательный признак классицистической оды, как "лирический беспорядок", предполагавший ассоциативное движение поэтической мысли: образ тишины "Я колеблю тишину"; образ бескрайних просторов, почти космический пейзаж (Г.Р.Державин, воспроизводя в пародии излюбленную формулу М.В.Ломоносова, не описывает, а перечисляет явления природы: "Блаты, лес, луга, моря…"; совершает экскурс в историческое прошлое.

Г.Р.Державин сохраняет и высокий стиль оды, используя распространенные риторические приемы: обращения ("Стройся, лира восхищенна,/ Слышь Вергилья вновь, вселенна…"); восклицания ("О Комар! Колико свойств,/ Разных доблестей, геройств/ Тебя в свете отличают!"); вопросы (Ах! На то ли мир создан,/ Чтоб был жертва и тиран?"; "Силен ли над нами рок?"), развернутые метафоры, сравнения, инверсии, а также высокую лексику: старославянизмы, отвлеченные существительные и эпитеты.

Таким образом, Г.Р.Державин продолжил традицию пародирования оды, начатую в русской литературе А.П.Сумароковым. В стихотворении "Похвала Комару" поэт использует форму классицистической оды для создания бытового мирообраза, наделяя ее пародийной функцией. Пародия Г.Р.Державина совмещает в себе высокую интонацию с адресатом, недостойным похвалы, что является одним из жанровых вариантов бурлеска, который сводится к извлечению комического эффекта из несоответствия формы и содержания. "Похвала Комару" Г.Р.Державина вписывается в литературный и политический контекст конца XVIII в., когда появляется ряд пародий на ведущие жанры классицизма: героико-комические поэмы, шутотрагедии, "ложные панегирики". Так как оды, как правило, посвящались монархам, великим полководцам, следовательно, пародия на оду способствовала дискредитации власти.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Русская литература

Русский язык и литература, русский фольклор. Художественная система и литературное направление. Основные темы лирики. Проблематика романа. Религиозная светская философия рубежа веков. Ответы на Гос.экзамен.

К данному материалу относятся разделы:

Жанровое однообразие русского фольклора

«Слово о полку Игореве» - призыв к единению Русской земли

Художественное своеобразие А.Д. Кантимира

Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

Русский сентиментализм как художественная система и литературное направление

Идеи и образы «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

Стиль сентиментальной прозы Карамзина и реформа русского литературного языка

Жанр оды в творчестве Г.Р. Державина

«Горе от ума» Грибоедов - традиции и новаторство Грибоедова

Стихотворения А.С.Пушкина о любви (Любовная лирика А.С.Пушкина.) Чтение наизусть одного из них

Стихи А.С.Пушкина о природе. Чтение наизусть одного из них

Мотивы дружбы в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из его стихотворений

«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Чтение наизусть отрывка из романа

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна

Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова

Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Обзор романа

Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.)

Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок

«Мертвые души» Н.В.Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра

Н.В.Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков. Человеческие типы

Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика

Живая Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые» и живые души в поэме Н.В.Гоголя

Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (на примере одного-двух из них)

Проблематика романа И.А.Гончарова «Обломов»

Творчество Л.Н. Толстого "Война и мир"

Анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тематика и герои юмористических рассказов А.П.Чехова (на примере двух-трех рассказов)

Ментальные, духовные и художественные истоки Серебряного века

Поэтический символизм как новое миропонимание

Новые художественные образы Серебряного века