Церковь Святого Лазаря, Ларнака, Кипр: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе

Церковь Святого Лазаря, Ларнака, Кипр: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе

Храм друга Христова Лазаря четверодневного - один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов. Построен был храм в конце IX века (около 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола Храма за купола мечети, преклонил колени и молился. Впоследствии он приказал "укоротить" купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна; однако в 1734 г. когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены. К концу Франкского периода (1191 - 1571 г.г.), а по другому мнению около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китайского Макариоса I) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма.

Во дворе храма святого Лазаря

Гробница в подклете храма Одной из главных святынь Православного Кипра является храм святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Китион, Китий - древнее название Ларнаки. Собственно, "ларнак" - означает, переводе с греческого, "саркофаг". В этом храме почивают мощи святого, а в подземной крипте находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь. Там же, в крипте, расположен и святой источник. Мощи праведного Лазаря были обретены в 9 веке здесь, в городе Китионе, где они лежали в земле в мраморном ковчеге, на котором было написано: "Лазарь четверодневный, друг Божий". Тогда же над мощами был построен и храм в старинном редком архитектурном стиле.

Образ в подклете храма у гробницы Мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. На саркофаге была надпись "Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа".

Иконостас храма святого Лазаря Иконостас, который мы видим ныне, датируется 18 веком. Выполнен он с удивительным мастерством и является одним из самых лучших образцов резьбы по дереву на Кипре. В иконостасе 120 икон, в основном, 18 века, византийского письма. Есть и старинные иконы.

Ковчег с мощами святого Лазаря

Рака со святыми мощами Лазаря Четверодневного

Икона Воскресения (Сошествие во ад) перед иконостасом Ин.11:17-44. Воскрешение Лазаря вспоминается Церковью в субботу 6-й недели (Лазареву субботу) Великого поста. Сие чудо было одним из величайших чудес Господа Иисуса Христа: оно яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе и владычестве Его над смертью, и вместе служило живым знамением общего нашего воскресения и прообразом воскресения Самого Господа.

Святой епископ Лазарь с сестрами Марфой и Марией Одержимые завистью иудейские начальники хотели убить святого Лазаря, и он вынужден был уехать на остров Кипр, где был рукоположен во епископа. По воскресении своем, он жил еще 30 лет, много потрудившись в распространении христианства на Кипре. И здесь мирно скончался. По преданию, святой Лазарь, будучи епископом (его рукоположили апостолы Павел и Варнава), удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее Пречистыми руками.

Икона в храме святого праведного Лазаря

Икона Николая Чудотворца

Образ Божией Матери Киккская

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице, и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благоденствии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси. (тропарь)

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие!
Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердной Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благоговение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспивавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому образу Твоему.

О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руки, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, Христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к родшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Чтимый образ "Воскрешение праведного Лазаря"

Древняя икона святого Лазаря Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Ин.11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Ин.11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе1). После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Ин.12:1-2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Ин.12:9-11.).

Икона святого Лазаря с житием

Пасхальный день Церковь святого Лазаря считается одной из красивейших на острове. Самую первую церковь на это месте построил сам святой Лазарь. Нынешний же Храм ведет свое летоисчесление с конца IX века. С давних пор христиане, совершавшие паломничество в Святую Землю, считали обязательным посещение Храма. Главная христианская святыня Ларнаки - церковь св. Лазаря - находится на площади Агиу Лазару в двух кварталах к западу от набережной. Это место почитаемо христианами всего мира: здесь находится гробница и часть мощей св. Лазаря Четверодневного, епископа Китийского - того самого, которого Христос воскресил из мёртвых спустя четыре дня после кончины.

Когда меня спрашивают, какие достопримечательности Кипра следует посмотреть в первую очередь, я всегда отвечаю: церковь святого Лазаря, потому что:

  • Церковь святого Лазаря считается одной из красивейших на острове.
  • Самую первую церковь на это месте построил сам святой Лазарь. Нынешний же Храм ведет свое летоисчесление с конца IX века. С давних пор христиане, совершавшие паломничество в Святую Землю, считали обязательным посещение Храма.
  • здесь хранятся мощи святого Лазаря
  • расположена церковь в центре Ларнаки и добраться до нее самостоятельно не составляет особого труда, даже если Вы живете в другом городе. В последнее время на Кипре стали развивать автобусное сообщение, а кроме того есть т.н. сервис-такси. В любом отеле вам без проблем его вызовут, стоит только сказать на рецепции, что вы хотите куда-то поехать на сервис-такси.
    Прежде, чем начать занудствовать, напишу еще что-нибудь полезное:
  1. Храм святого Лазаря открыт:
    с апреля по август с 8-00 до 12-30 и с 15-30 до 18-30
    с сентября по март с 8-00 до 12-30 и с 14-30 до 17-00.
  2. В большинстве кипрских храмов разрешено фотографировать . Исключение составляют церкви, входящие в мировое наследие UNESCO, и монастыри.
  3. На Кипре в храм женщина может входить в храм с непокрытой головой . А вот голые плечи и ноги желательно прикрыть. Равно, как и мужчинам входить в храм в шортах тоже не стоит . У многих храмов, особенно у тех, куда приезжают многочисленные экскурсии, рядом со входом стоят вешалки со специальными накидками.
  4. По воскресеньям по церкви святого Лазаря проводятся бесплатные экскурсии на русском языке.

Я долго не могла решиться на съемку в храме. Боялась, что здоровый штатив с фотоаппаратом, установленный прямо перед иконостасом, и парочка суетящихся вокруг неизвестных личностей, вряд ли, приведут священника в восторг. Поэтому мы с мужем робко начали съемку с хОров, потом осмелели и перебрались вниз, поближе к иконостасу. Но прежде чем начать снимать, я все-таки пошла к священнику, испросить разрешения. Батюшка невозмутимо кивнул головой и единственное о чем попросил нас, закончить до закрытия, до которого было еще 3 часа. Более того, уж не знаю, за какие такие красивые глаза, но в виде исключения, моему мужу было разрешено провести съемку в алтарной части, расположенной за иконостасом. Но тут на все про все было выделено всего 5 минут. Муж, ворошиловский стрелок, с честью выдержал испытание и снял панораму. Я даже не подозревала, что в алтарную часть может быть доступ простому смертному. Знала только, что женщин туда не пускают ни при каких условиях. Так что у нас всех есть прекрасная возможность заглянуть туда одним глазком.

Ну а теперь, похваставшись эксклюзивным материалом, можно смело начинать

Историю церкви святого Лазаря.

"Ларнака - третий по величине город Кипра, уступает только Никосии и Лимассолу" - гласит всезнающая Wikipedia. При этом она скромно умалчивает, что городов на острове всего-то "раз, два и обчелся", целых 4 штуки: столица Никосия, "русский" город Лимассол, Ларнака и Пафос. Любимая молодежью Айя Напа статуса города до сих пор не получила.

Но еще более странно, что в Википедии ни слова не говорится о том, что Ларнака - один из старейших городов мира. Свое летоисчисление Ларнака ведет аж с 13 века до н.э. На протяжении своей истории город несколько раз менял свое имя. То он назывался Китион, то Цитиум, то СкАла, а теперь Ларнака.

Сюда, в древний Китион, после воскрешения из мертвых приплыл святой Лазарь Четверодневный, друг Христа. Апостолами Павлом и Варнавой был возведен в сан епископа. При нем Китион принял христианство. Святой Лазарь построил в городе небольшую церковь, где проводил службы. В этой же церкви он был вторично похоронен 30 лет спустя. Место получило название "Ларнакс", что означает "саркофаг". Позднее так стал называться и весь Китион. По второй версии город получил свое нынешнее название из-за римских гробниц-саркофагов в окрестностях города.

В 890 году византийский император Лев VI Мудрый начал на месте первой церкви строительство нового храма с условием, что часть мощей святого Лазаря из мраморного саркофага будет перенесена в Византию (нынешний Константинополь). Позднее, "благодаря" стараниям крестоносцев мощи оказались в Марселе. На этом их след обрывается. Куда они попали после Марселя, не известно. Однако в Марселе можно услышать легенду о том, что святой Лазарь был епископом Марселя и там же похоронен.

Древняя византийская церковь, построенная Львом VI, сохранилась и поныне. Разумеется, что на протяжении 12 веков храм неоднократно разрушался и перестраивался. Первоначально храм украшали три купола. Но во времена турецкого владычества купола были уничтожены. Существуют две версии объясняющие причину уничтожения куполов. Согласно первой, некий высокопоставленный турецкий офицер принял храм за мусульманскую мечеть и совершил в его сторону положенные молитвы. Когда он понял свою ошибку, то в ярости приказал снести купола. Согласно второй версии, купола были разрушены во время землятресения. Как бы то ни было, купола были построены вновь в XIX веке после окончания турецкого владычества.

Во время франкского владычества, в храме располагался бенедектинский монастырь. От католиков в 1571 году храм перешел к туркам, которые превратили его в мечеть. В 1589 году православным удалось выкупить храм у турков. Но каким-то образом до 1784 года за католиками сохранялась привилегия два раза в год проводить мессы в северном приделе храма. Об этом свидетельствуют сохранившийся по сей день небольшой алтарь, а также эмблема с пятью крестами над северным входом.

В 1750 году к храму святого Лазаря была пристроена открытая галерея, под каменными плитами которой находятся могилы. Об этом свидетельствуют плиты с надписями на греческом и других языках, вмурованные в южную стену храма. Четырехярусная колокольня была построена в 1857 году вместо старой колокольни, снесенной турками.

К сожалению, росписи храма не сохранились из-за высокой влажности воздуха в Ларнаке.

Прекрасный иконостас, украшеный богатой резьбой по дереву, появился в 18 веке. Резьбой занимался выдающийся мастер Хаджи Саввас Талиодорос, иконы для храма писал Хаджи Михаил. Работа над иконостасом продолжалась с 1773 по 1882 год. Иконостас украшают 120 икон разного размера, каждая из которых настоящий шедевр. Но особо ценится и почитается икона святого Лазаря, на которой он изображен в святительском одеянии.

За многовековую историю храму не удалось избежать пожаров. К сожалению, некоторые иконы безвозвратно погибли в огне. На фотографии внизу хорошо видны сгоревшие иконы в левом верхнем углу иконостаса.

Попав в храм, следует обратить внимание на принадлежащую критской иконописной школе икону, показывающую сцены мученичества св. Георгия, а также на икону русского письма XVIII века Богоматерь Одигитрия в богатейшем резном киоте. Обе иконы находятся в северном приделе.

В 70-х годах ΧΧ века в церкви святого Лазаря проводились реставрационные работы, во время которых были обнаружены каменные гробницы, расположенные под алтарной частью храма. В одной из них была обретена часть мощей святого Лазаря. Сейчас мощи в специальной серебряной раке выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. Все желающие могут спуститься в подземелье, чтобы посмотреть на саркофаги. У самого входа в подземелье, называемое криптой, находится святой источник.

У киприотов есть обычай приносить в храм восковые фигурки людей или частей тела, отлитые из воска, в знак благодарности за исцеление от болезни. Некоторые фигурки небольших размеров, а некоторые, особенно руки и ноги, выполнены чуть ли не в натуральную величину. Примерно такую же традицию я наблюдала в одном из храмов Вильнюса в Литве. Только в Вильнюсе перед алтарем во множестве висели небольшие изделия из серебра.

В настоящее время иконостас храма святого Лазаря по праву считается самым красивым на острове, а святой Лазарь считается небесным покровителем Ларнаки

Кипрская православная церковь, как и греческая - одна из самых известных в мире. Многие объекты несут в себе историческую ценность, а те, что восстановлены или капитально отремонтированы, кажутся старыми. По крайней мере внешне в этом регионе мира создавать "под старину" умеют гораздо лучше, чем в России.

Сегодня мы прогуляемся по одной из центральных улиц Ларнаки - Фанероменис. Прогулки издалека в сторону моря с посещением самой известной церкви города. Кстати сегодня, в день публикации этой записи, в церкви праздник.

1. По этой улице от центра можно добраться до .

2. Первая церковь на нашем пути - небольшая Агия Фанеромени. Построена в 20 веке на месте византийской церкви, а та в свою очередь была расположена на античной гробнице VIII века до нашей эры.

3. Но небольшой церкви не хватало, поэтому в 2006 году открыли рядом новый храм в византийском стиле.

4. Здесь же можно найти банк одежды. Слоган "помоги нам помочь"

5. Сравните какая старая церковь с непарадной стороны.

6. И какая новая видна издалека.

7.

8. Для желающих посетить место - ориентиром является перекрёсток Faneromenis и Artemidos.

9.

10.

11. За деревьями расположилось учебное заведение имени святого Лазаря.

12. Святой Лазарь - персонаж из Библии.

13. Согласно православной традиции, после Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр в 33 году н.э. (имея 30 лет возраста), где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году нашей эры поставили его первым епископом Китиона (старое название города Ларнаки). После воскрешения он прожил ещё тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году н.э. Над его гробницей и была построена церковь святого Лазаря.

14. Для православных, а таких на Кипре большинство, его имя очень значимо.

15.

16. По преданию, гробница Лазаря была утрачена в период арабского владычества в середине VII века. В 890 году в Ларнаке была обнаружена гробница с надписью «Лазарь Четверодневный, друг Христов». По указу императора Льва VI мощи Лазаря были перенесены в Константинополь в 898 году, где были положены в храме Праведного Лазаря.

17. По сей день влияние другой культуры сохранилось в архитектуре.

18.

19. Под определённым ракурсом здесь вообще чисто арабское место.

20. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. Она является одной из трёх византийских церквей, сохранившихся на Кипре. Храм имеет продолговатую прямоугольную форму с трёхсторонней апсидой на фасаде. Внутри храм разделён на три нефа с громоздкой двойной колоннадой и арочными пролётами между ними. Храм венчали три купола и колокольня с юго-восточной стороны.

21. С XIII по XVI век, во времена правления на острове династии Лузиньянов и венецианцев, храм стал принадлежать Римско-католической церкви. С южной стороны к нему был пристроен массивный портик в готическом стиле. В первые годы османского владычества (1571 год) церковь стала мечетью и три её купола с колокольней были уничтожены. В 1589 году турки продали её православной церкви, и в последующие два столетия она использовалась как для православных, так и для католических служб. В 1857 году, после завершения османского владычества на острове, было разрешено вновь соорудить колокольню у храма.

22.

23. Уникальный барочный иконостас церкви был сделан между 1773 и 1782 годом. Вскоре он был позолочен и расписан. Внутренне убранство храма сильно пострадало во время пожара в 1970 году. Во время ремонта церкви в ноябре 1972 году под алтарём был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые по видимому не полностью были вывезены в Константинополь.

24. И самое главное: вход в церковь открыт и бесплатен. Несмотря на свою ценность, из этой церкви не стали делать место заработка и просто открыли в свободном доступе. Поэтому здесь нет толпы и пафосных речей.

25.

26.

27.

28.

29. За восемь дней до Пасхи, в Лазареву субботу, икону святого носят по улицам Ларнаки во время праздничного шествия.

30.

31. Оборудована для инвалидов...

32.

33. Будете здесь - обязательно зайдите под церковь. Вход низкий. Высота примерно 170 сантиметров.

34. Здесь и хранится тот самый саркофаг, который возможно не был вывезен в Константинополь.

35.

36. В церкви мы отдохнули от жары и пошли гулять дальше.

37.

38. Но о море я уже рассказывал, поэтому прогулки по городу закончены!

С наступающими церковными праздниками всех тех, кто отмечает! Я не религиозен, поэтому многое не отмечаю.

А есть ли среди моих читателей верующие, которым есть что сказать по вопросу переделки церквей в мечети и обратно? Что скажете? Может ли здание одной религии после переделки полноценно восприниматься приверженцами другой религии?

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

Ларнака, древний Китион, исторически связана с тремя важными личностями древности: философом стоической школы Зеноном (который был здесь рожден (1) , афинским генералом Кимоном (который умер, сражаясь за свободу Кипра против персидских захватчиков), и святым Лазарем, Другом Христовым, который прибыл на Кипр, преследуемый в Иудее, и жил здесь до своей кончины в качестве первого епископа Китийского. Прибытие Святого Лазаря на Кипр нашло отражение в местных традициях, но главным свидетельством об этом является великолепный Византийский храм, построенный на могиле Святого.Храм является не только значительным памятником Ларнаки, но и важнейшим местом паломничества на Кипр.
Для наших многочисленных посетителей и паломников, мы публикуем эту небольшую книгу, которая является кратким, но содержательным путеводителем по Храму Святого Лазаря.

Епископ Китийский Хрисостомос

(1) Зенон Китионский (336-264 г.г. до н.э.) сын торговца, отправился в Афины изучать философию. Впоследствии основал свою собственную философскую школу, которая оказала большое влияние на Римскую философию.

Святой Лазарь.

История Храма в его честь в Ларнаке

Ларнака, древний Китион, родина стоика Зинона, обладает одним из наиболее прекрасных и стариннейших храмов на Кипре: церковью Святого Лазаря, друга Христова. Церковь была построена на самой гробнице Святого, который согласно традиции, был первым Епископом Китайским.

Давайте обратимся к истории. Святой Лазарь (Елеазарий из Хеврона) был жителем городка Вифании в 3 км к востоку от Иерусалима. Он известен как "друг Христов", который на четвертый день после своей кончины был воскрешен Иисусом (Иоанн 11,11). Библия отмечает дружеские отношения Господа нашего с семьей Лазаря, говорит: "Иисус любил Марфу и ее сестру [Марию] и [их брата] Лазаря" (Иоанн 11, 5).

Несколько раз Христос пользовался их гостеприимством. Однажды, когда Иисус возвращался из Галилеи в Иерусалим (где вскоре он был осуждён к распятию, "за жизнь мира" - Иоанн 6,51) две сестры Лазаря; Марфа и Мария, встретили его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: "Господи! Вот, кого Ты любишь, болен". И наш Господь, который провозгласил, что "эта болезнь не к смерти", но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий (Иоанн 11, 4), отложил на два дня свое отбытие и направился в Вифанию. Христос прибыл в Вифанию на четвертый день после погребения Лазаря. "Восскорбленный духом "Он стоял перед гробом и, будучи Повелителем жизни и смерти - воскресил Лазаря, хотя «Лазарь лежал мертвым во гробе уже четыре дня и уже смердел» (Иоанн. 11, 1-44)

Позже Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта в Китионе так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились убить его. "Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса." (Иоанн 12, 10-11).

Наиболее вероятным временем, когда Лазарь покинул Родину считается 33 год н.э. и, точнее период преследований, которые вспыхнули после побивания Стефана (2) камнями, когда христиане-Иудеи которые «рассеялись от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии". (Деяния 11, 19).

Согласно христианской традиции, Лазарю было в тридцать третьем году 30 лет. И после воскрешения еще 30 лет он прожил в Китионе на Кипре и умер примерно в 63 г. н.э., в возрасте 60 лет. Апостолы Павел и Варнава (3) встретили его здесь во время своего прибытия в 45 году и рукоположили его в сан епископа Китийского, 18 лет Святой Лазарь был пастырем христианской общины города (45 - 63 г.г. н.э.). После своей второй кончины он был погребен на месте, где ныне возвышается Византийский храм в его честь, (см. "Против ересей" Святого Епифания Констанцийского стр. 4)

Мы не знаем подробностей его жизни и деятельности в качестве епископа Китионского, так как письменные документы от той эпохи не дошли до наших дней. Но имеем все основания предположить, что его пастырское дело, как и дело других пастырей не могло быть легким из-за силы двух соперников, с одной стороны язычества и особенно культа Афродиты, который был распространен на Кипре в то время и с другой фанатизма многочисленной еврейской общины Кипра. Кипрская церковь была вынуждена вести длительную и тяжелую борьбу, чтобы одержать победу.

Пребывание Святого Лазаря в Ларнаке связано с различными преданиями. В соответствии с одним из них, в течении тридцати лет после воскрешения Святой Лазарь никогда не улыбался и только однажды нарушил свой обычай. Кто-то захотел украсть горшок; увидев это, Святой Лазарь улыбнулся и воскликнул: "Глина крадет глину". Святой Лазарь был расстроен видом, который ему открылся в аду, где он провел четыре дня после своей смерти. Души умерших, которые еще не были спасены жертвой Господа нашего на Кресте, потрясли Святого Лазаря. (Еще не принесена была искупительная жертва Христа на Кресте, еще не было Воскресения Христова, которое спасло человека от греха и вечного осуждения).

Другое предание связывает имя Святого Лазаря с Соленым озером, которое расположено в пригороде Ларнаки. Согласно этому преданию, во времена Лазаря это соленое озеро было огромным виноградником. Случилось однажды Святому Лазарю проходить по этому краю. Испытывая жажду, он попросил хозяина дать ему винограда, чтобы утолить её. Хозяин отказал ему в просьбе. Лазарь указал на корзину, которая была наполнена, видимо, виноградом. Когда хозяин сказал, что в корзине соль, Святой Лазарь в наказание за жадность и лицемерие превратил виноградник в соленое озеро.

Наконец, о еще одном предании безусловно стоит упомянуть. Оно касается посещения Кипра Владычицей Пресвятой Марией.

В соответствии с этим преданием (4) , Святой Лазарь был очень опечален, так как он больше не мог видеть Пресвятую Деву, Матерь Господа нашего и своего друга. Поэтому, послал он в Святую землю корабль, чтобы привезти её на Кипр вместе со Святым Иоанном и другими учениками.

Но когда корабль, на борту которого находились Богоматерь и её спутники подплывал к Китиону, разразился шторм, который унес корабль очень далеко, в Эгейское море, в Грецию к берегам святой Горы Афонской (Греция), где обращала она язычников в христиан. И умоляла Своего Сына о благославлении и предстательстве всех тех, кто в будущем будут «подвизаться добрым подвигом веры» (I Тим 6, 12) - как монахи и аскеты - на Афонской Горе. Наконец, доплыла она до Китиона, где встретилась со Святым Лазарем и подарила ему архиепископский паллиум, связанный ее руками. Благословив Храм Китиона, Дева Мария отбыла в Святую Землю.

Предание о прибытии Лазаря на Кипр и хиротонии его в сан епископа Китайского широко распространилась по всему миру, достигла в том числе и далекой России. В Псковском монастыре в России есть церковь, посвященная "Святому Лазарю, епископу Китайскому".

В древности в Ларнаке существовал такой обычай: в день святого Лазаря, который отмечается в Субботу накануне Вербного Воскресенья, процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей прихода. Во главе процессии шел мальчик представляющий Святого Лазаря. Он был украшен красными маками и желтыми дикорастущими маргаритками, известными на Кипре под именем "лазарос". Во время процессии дети пели популярную песню Лазореву.

В этот же день, во дворе храма в присутствии всех прихожан Воскресение Лазаря изображалось в церемонии. И священники и дети участвовали в представлении, где священники пели церковные тропара о воскрешении Святого. В настоящее время этих двух обычаев больше нет.

Церковь в честь Святого Лазаря известна в Христианском мире с древних времен. До первых лет двадцатого столетия Храм является неизменным местом паломничества пилигримов в Святую землю. Кроме того множество исцелений и других чудес совершалось здесь благодаря благодати Святого Лазаря. Как рассказывает Пьетро Делла Балле, римский дворянин и путешественник, посетивший Ларнаку в 1614 - 1626 г.г., когда он усомнился в факте прибытия на Кипр Святого Лазаря, жители города ему ответили, что это доказано чудесами, которые Святой совершает каждый день в этом храме.

Важность этого места паломничества была подтверждена в ноябре 1972г., когда во время работ, предпринятых для реставрации храма, были найдены частицы из мощей Святого.

Как известно, мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. в его могиле в той маленькой церкви, которая существовала на месте нынешнего храма. На саркофаге была надпись "Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа". Тогдашний император Византии Лев VI Мудрый, узнав об этом, приказал доставить Святую реликвию в Константинополь, столицу империи, а в Китион прислал деньги на строительство нового храма и мастеров. Мы не можем представить себе, что жители Китиона подали все мощи, не оставляя себе хоть и небольшую частичку святых мощей. И тот факт, что в 1972 г. обнаружена только маленькая часть мощей, а не все является свидетельством их достоверности. На восточной стороне саркофага, который сегодня хранится под алтарем и в котором были найдены некоторые остатки мощей, можно разобрать надпись выполненную греческими заглавными буквами ФГЛЮУ - что означает "Друг" в родительном падеже. Вполне вероятно, что данный саркофаг был поставлен взамен первоначального, который, возможно, был вывезен в Константинополь с главной частью мощей.

Событие перевозки святых мощей из Китиона в Константинополь было увековечено Аретасом, епископом Кесарийским, в его двух известных речах, произнесенных по этому случаю. В первой речи он хвалит прибытие святых мощей из Китиона в Константинополь, а во второй речи он описывает процессию организованную императором для перенесения мощей из Крисополиса в великий Кафедральный Собор Святой Софии. Император Лев VI кроме храма, посвященного Святому Лазарю в Китионе, построил в Константинополе еще один храм, в честь того же святого. После захвата Константинополя франками в 1204 г. (5) , крестоносцы среди других сокровищ, которые они увели на Запад, похитили и мощи святого Лазаря и доставили их в Марсель, где их следы теряются. До сегодняшнего дня их судьба неизвестна. Как уже было сказано, знаменитый старинный древний храм святого Лазаря был воздвигнут на гробнице Святого и им гордится город Ларнака. Кто может войти в храм и остаться равнодушным?! Храм излучает пышность и великолепие раннего христианства. Его знаменитый иконостас - отличный пример резьбы по дереву - выглядит огромной вышивкой, шитой золотыми нитями. Бесчисленные фигуры святых украшающие его мистические, полные "мира Божия, который превыше всякого ума". Прекрасный иконостас действительно выглядит твердью небесной и иконы его "сияющими звездами", истинной картиной "собора... первенцев, написанных на небесах" (Евр. 12. 23), картиной, напоминающей живым образом о потустороннем мире.

Храм Святого Лазаря - один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов.

Построен был храм, как уже было отмечено, в конце IX века (около 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола Храма за купола мечети, преклонил колени и молился. Впоследствии он приказал "укоротить" купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна; однако в 1734 г. когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены.

К концу Франкского периода (1191 - 1571 г.г.), а по другому мнению около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китайского Макариоса I) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма.

В 1857 г. была построена колокольня. До этого храм не имел каменной колокольни, а колокола были прикреплены к деревянным столбам. стоящим на постаментах. Как известно, с начала Турецкой оккупации Кипра в 1571 г. до середины XIX века, все колокольни были запрещены завоевателями, так же как и колокольный звон в Христианских храмах. Этот запрет был отменен в 1856 г., когда этого потребовала Православная Россия. Но даже после этого в колокола можно было звонить только после специального разрешения, полученного от визиря. В Никосии был разрешен единственный колокол - колокол храма Фанеромени. Церковь же Святого Лазаря в Ларнаке имела колокола задолго до 1856 г. и турки допускали это. Вообще жители Ларнаки имели несколько больше свободы, чем остальное население Кипра, благодаря тому, что в Ларнаке жила многочисленная европейская община и находились многочисленные иностранные консульства. Но и задолго до этого, во время Франкийской оккупации (1192-1570) церковь Святого Лазаря имела импозантную колокольню. Мы можем это видеть на старых планах Ларнаки, опубликованных в Европе путешественниками прошедших столетий, на которых церковь предстает с куполами и очень высокой колокольней, (см. например OL Dapper, "NauKeurige", Amserdam, 1866 г.).

Видимо, эта колокольня позднее была разрушена турками. А так как Византийцы не строили высоких колоколен, мы предполагаем, что первая колокольня была сооружена во время Франкской оккупации в Итальянском стиле.

Окна храма прежде были намного меньше и уже, чем сейчас. И так немного света проникало внутрь храма, что соответствовало потребностям Византийской церковной архитектуры. (См. "0 впечатлениях синьора де Вилламонта, иностранного путешественника в 1589 г." в "Excerpta Cypria".

Архитектура храма, вообще говоря, является образцом редкого старинного стиля. Она производила, по видимому, глубокое впечатление на иностранных путешественников. Александр Драмонд, английский консул в Алеппо (Сирия), который посетил Кипр в 1745 г., написал, например, следующее: "В городе Салинес (как Ларнаку называли в то время европейцы) есть церковь, посвященная Святому Лазарю; ее архитектура такова, что могу сказать: никогда я не видел ничего подобного". Упоминаемый выше Пьеро Делла Балле (1614 - 1626 г.г.) описывает церковь как" старинную, построенную в прекрасном архитектурном стиле."

Иконостас храма выполнен с исключительным мастерством, считается одним из самых тонких примеров резьбы по дереву на Кипре. Этот иконостас, так же как и иконостас Михайло-Архангельского храма "Трипетис" выполнен выдающимся резчиком по дереву Хаджи Саввасом Талиадоросом, который прибыл из Никосии. Сооружение иконостаса началось в 1773 г. и было завершено в 1782 г. Вскоре в 1793 - 1797 г.г. иконостас был покрыт золотом и иконы были написаны иконописцем Хаджи - Михаилом и его приемниками или сподвижниками. Иконостас украшен 120 иконами удивительного мастерства. Тринадцать больших икон находятся в нижнем ярусе, 60 икон меньшего размера располагаются в верхних ярусах (по 30 в каждом). 25 икон расположены у боковых дверей в Алтарь и 4 наверху у Креста (распятия), они включают и символическое изображение "пеликана" у пьедестала Креста. Остальные - маленькие циклические иконы 16 из них расположены в среднем ярусе и 2 наверху иконостаса.

Алтарь является шедевром резьбы по дереву (работа 1773 г.), также как и епископское место с иконой Святого Лазаря, которая была написана в 1734 г.

В храме хранятся некоторые драгоценные Византийские иконы. Наверное, они находились на предшествующем иконостасе.

Одна из них, изображает Святого Лазаря в ризе епископа, покрытой крестами. Другая принадлежит к народному Византийскому стилю и изображает воскрешение Святого Лазаря; 4 больших иконы расположены на стендах украшающих четыре контрофорса центрального свода:

Это русская посеребренная икона Девы Марии (6) , икона воскрешения Лазаря, икона Святого Николая и икона Святого Георгия, изображающая сцены из его жизни. Эта икона относится к 1717 г. и принадлежит кисти Яковоса Мососа, критского иконописца. Кажется, что в прошлое время стены церкви Святого Лазаря были покрыты фресками, так как до прошлого столетия некоторые фрески были видны на контрофорсах центрального свода. Вероятно эти фрески были уничтожены вследствие большой влажности, в районе Ларнаки и особенно в квартале Скала, где высота над уровнем моря очень маленькая. Окрестности церкви Святого Лазаря к югу западу от храма до Соленого озера были огромной болотистой местностью. Известной под названием "Свято Лазарево Озеро".

В глубокой древности, когда район Скала (Свято Лазаревый квартал) был необитаем и город был ограничен приделами Ларнакн, храм Святого Лазаря, расположенный в удалении от города, функционировал как монастырь. Во время франкской оккупации острова франки превратили церковь в Бенедиктинский (Римско - Католический) монастырь, на короткое время монастырь находился в ведении армянских римо - католиков. Когда турки захватили Кипр в 1570 г. они захватили и храм Святого Лазаря, как и все остальные церкви, которыми владели латиняне. В 1589 г. храм был возвращен Православной церкви за 3000 серебром. В то же время Римско Католикам было позволено дважды в год совершать службы в храме (в день Святого Лазаря и день Марии Магдалины (7) в маленькой часовне, которая с севера примыкала к алтарю в северном боковом нефе храма. Однако эта привилегия была отменена в 1794 г. благодаря усилиям Архиепископа Хрисанфоса (1767 - 1810 г.г.) и Епископа Китайского Мелитиоса I (1776 - 1797 г.г.), так как Латиняне, основываясь на этой привилегии, предъявляли претензии на общее владение храмом. У северного входа в храм до сих пор существует пятикрестная эмблема латинян (известная также под названием «Иерусалимский крест»), А в маленькой часовне, примыкающей к алтарю сохраняется до сих пор маленький Латинский алтарь, как напоминание о присутствии Римско-Католиков в минувшие дни. На заре XVIII в., когда район Скала быстро рос и превратился постепенно во второй город, около старой Ларнаки. церковь Святого Лазаря стала главной приходской церковью всего нового города Скала. Однако до середины XIX века церковь называется во всех документах того времени монастырем, несмотря на то, что задолго до этого времени она перестала быть монастырской церковью. Разные жилые комнаты и кельи вокруг храма, соблюдаемый в церкви монашеский обряд, множество богослужений и многочисленный церковный штат придавали ей монастырский вид. Богослужения в этом храме всегда совершались с достоинством и великолепием. Жилые помещения, окружающие храм, (прежде около двадцати) служили в прошлом столетии гостеприимным кровом путешественникам, паломникам, купцам.

В северо - западной части двора, окружающего храм, расположено маленькое протестантское кладбище с мраморными резными надгробиями над могилами, где похоронены европейские купцы, моряки, английские консулы и американские миссионеры.

Уникальным образом связана церковь Святого Лазаря с жизнью горожан Ларнаки. Но прежде чем продолжить, давайте остановимся вкратце на истории города. Скала и Ларнака - города-близнецы были расположены приблизительно в миле друг от друга, были они в средние века построены на месте руин древнего Китиона. Первоначально, во время франко - венецианской оккупации (1192 - 1570 г.г.) городом была Ларнака, известная европейцам по имени "Салинес" -город соленого озера, тогда, как "Скала" известная европейцем под именем Марина, состояла из портовых складов и маленького поселения вокруг церкви Святого Лазаря. Жители занимались обслуживанием порта - разработкой соляного месторождения. Соль была высокого качества и успешно продавалась в Европе. В XV в. роль морского порта Фамагусты уже не так значительна, значение Ларнаки настолько возрастает, что в течении почти 5 столетий (с XV до конца XIX в.) Ларнака становится одним из ведущих портов Средиземного моря и важнейшим центром международной торговли, связующим звеном между Европой и Средним Востоком. Вот почему различные европейские страны того времени: Франция, Англия, Австрия, Венеция, Рагуза, Сицилия, Испания, Россия, Греция, Голландия и др. основали здесь свои колонии и консульства. С возрастанием значения порта возрастает численность населения приморского района Скала. Во второй половине XVIII в. незначительное приморское поселение превратилось в процветающий городок вблизи Ларнаки, в котором чувствовалось европейское присутствие из-за нахождения сотен европейцев (торговцев, консулов и др.), которые поселились в городах-близнецах. Так, в течении турецкой оккупации город Скала - Ларнака был единственным "окном" Кипра во внешний мир, местом, где возможны были контакты с европейской цивилизацией, куда мог проникнуть луч света в те трудные времена рабства.

Тогда как Никосия была административным центром страны, Ларнака - дипломатическим и коммерческим центром острова. До начала XX в. город продолжал быть главным фактором в социальной, культурной, коммерческой, образовательной жизни Кипра. Однако после перенесения консульств в Никосию и перестройки портов в Фамагусте и Лимассоле, важность Ларнаки уменьшается, город теряет свой былой блеск и славу.

Храм Святого Лазаря настолько тесно связана с жизнью города, что его история неотделима от истории Ларнаки. По крайней мере в течении двух с половиной столетий (с XVIII в. до середины XX в.в.) храм Святого Лазаря был религиозным, национальным, филантропическим и образовательным центром города, той осью, вокруг которой вращалась религиозная и социальная жизнь Ларнаки.
Историк Н. Кириазис в своей книге "Город Ларнака в свете исторических документов" говорит: "Среди нескольких церквей на Кипре, которые привлекали всеобщее внимание и участвовали в историческом процессе, церкви Святого Лазаря несомненно предоставлено особое место», и дальше: "Немногие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность какую явила церковь Святого Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся. Храм был сильным и мудрым представителем города и его интересов.

Управление храмом было в руках Комитета, который назначался до 1854 г. путем выбора из самых достойных. После 1854 г. Комитет стал избираться прихожанами. С 1734 г. есть архив о членах комитета и их деятельности. До 1734 г. письменных свидетельств о деятельности комитета нет. Во время турецкой оккупации Церковный Комитет считали комитетом все общины города Скалы, горожане его очень уважали. Турецкие власти рассматривали его как фактор, который они должны были принимать во внимание.

Уникальной была роль Храма Святого Лазаря в области просвещения народа. В начале XIX века в Скале - Ларнаке функционировали частные школы, которые могли посещать только дети богатых родителей.

Около 1850 г. церковь Святого Лазаря основала публичные школы, чье содержание Церковь взяла на себя. Одна из таких публичных школ была основана в 1857 г. во дворе за церковью, ее здание с соответствующей надписью на фасаде можно увидеть и сегодня.

В течение турецкой оккупации и первых десятилетий Британской администрации церковь играла также замечательную роль области филантропии и социального обеспечения, потому что «государство» того времени не предоставляло таких учреждений.

Наконец, надо отметить что когда Президентом Церковного Комитета в 1922 -1924 и 1927 -1928 г.г. был историк доктор Кириазис, был создан "Музей церкви Святого Лазаря", который был размещен в здании уже упомянутой публичной школы, во дворе за храмом. Этот музей содержал много византийских икон (видимо это были иконы более старинного иконостаса), другие церковные сокровища. К сожалению, эти предметы были перемещены в замок, находящийся в Турецком квартале Скалы, где находился районный музей Ларнаки. Вследствие этого во время турецкого мятежа в 1963 г. эти предметы попали туркам в руки и исчезли.

Мелодичный звон колоколов Храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Их привычный звон вплетается в каждодневную жизнь горожан.

Сколько поколений людей приходили к утренней и вечерней службам, оповещенным звоном колоколов Храма! Особенное значение имеют те торжественные службы (вечерни, заутрени, Святая Литургия, литии), когда икону Святого Лазаря выносят на улицы Ларнаки и совершают крестный ход. Это бывает в День Святого Лазаря в субботу накануне Вербного Воскресения и накануне этого дня.

В эти дни жители Ларнаки чувствуют себя ближе к святым местам, и вновь переживают «божественную драму и чудесные моменты перед воскрешением во второй реальной Вифании у могилы возлюбленного Друга Христова».

Вот, очень коротко, такова история Храма Святого Лазаря, друга Христова, первого Епископа Китайского и Святого покровителя Ларнаки, вторая и последняя могила которого бережно хранится в этой прекрасной византийской церкви, которой более тысячи лет.

Иеромонах Софрониос Р. Михаелидес


Источник. Храм св. Лазаря Четверодневного в Ларнаке на Кипре.


После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Мощи епископа Лазаря после его смерти положили в Мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Церковь была построена на самой гробнице святого. Этот храм является местом паломничества верующих.

Храм был построен примерно в 890 году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас церкви считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. В храме хранится несколько древнейших византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка – туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Вокруг храма до сих пор есть несколько построек существовавшего здесь много лет назад монастыря. В одной из них сейчас находится музей. На территории церкви сохранилось и небольшое кладбище, с потрясающей красоты резными каменными саркофагами.

Звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается здесь на воскресные и праздничные службы.

Первым христианским архиепископом, а после смерти и небесным покровителем города стал Лазарь, воскрешенный Христом. Самая же известная могила в Ларнаке - гробница Святого Лазаря. Она находится в церкви Святого Лазаря , которая была построена примерно в 900 году. Церковь Св. Лазаря и его могилу можно увидеть в центре города.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет "от роду", он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: "Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро". С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В "Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы", изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: "Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы". По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название "Ларнакс" - "гроб, саркофаг". На мраморной гробнице святого выполнили надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".


По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов (а именно в 1972) во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери "Одигитрия" в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Также особое внимание стоит обратить на иконостас, состоящий из 120 икон, представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь. А рядом с собором находятся захоронения ряда европейцев, живших в городе в 17-18 веке. Сам святой Лазарь считается покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Происходит это за неделю до православной Пасхи.

Адрес: Plateia Agiou Lazarou
Время работы церкви и музея: сентябрь-март: 08.00-12.30, 14.30-17.00, апрель-август: 08.00-13.30, 15.30-18.30
Вход бесплатный

Накануне Вербного воскресения, в день воскресения Лазаря, в Ларнаке большой праздник.
Если зайти в церковь слева, то после входа сразу направо есть табличка TOMB AGIOS LAZARIOS. Посетители могут спуститься в гробницу, увидеть саркофаг и родничок со святой водой. Мощи находятся в храме. Спускайтесь в подземелье, обязательно возьмите в собой пустую посуду (пластмассовую бутылочку), наберите святую воду.
В интернете видел фотографии, на которых мужчина залазил в середину гроба и утверждал, что там место благодатнее. Так делать нельзя, потому что быстрее в гроб ляжет.

Особенно интересно побывать на венчании. Киприоты в костюмах, дамы в платьях, и весь пол в цветах.

Рядом с церковью находится музей Agios Lazaros Church.
Часы работы музея: Пн.-Воскр. 8.00 - 12.30 и 15.30 - 18.30, тел.: 24 652498.

В рамках работы Русского православного образовательного центра в Ларнаке при храме святого Лазаря по вторникам и субботам, с апреля по октябрь в храме святого Лазаря в 9:00 проводит бесплатную экскурсию по храму Зыкова Наталья Владимировна и рассказывает об истории православия на Кипре. А также она поможет организовать паломничество в любой монастырь Кипра. У них даже есть уже специально разработанные маршруты, вмещающие множество святынь. Связаться с ними можно по тел. на Кипре +357 24 622548, моб. +357 99 831916.

Где находится церковь Святого Лазаря?

Карта, как пройти к храму Святого Лазаря:


Стрелкой указан городской пляж и набережная Finikoudes.

Во сколько начинаются богослужения по воскресеньям?

В 6:30 утра. Литургия ведется на греческом языке.






В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию - фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.


Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21-22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий (Китий - город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака); пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.


Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн (Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем - около 41 г.; Марком - 46 г.; Лукой - 61-62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х.), в то время как другие евангелисты опускают, - ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть. Ибо тогда необходимо было доказать (По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии), что Христос - Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь. - Говорят, будто для (уверения в этом) и все Евангелие (от Иоанна) было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.
Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.
Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома (Лазарома (евр.) - погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших.), - чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.
Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас. Аминь.


Вифания


Местечко Вифания, как во времена Христа, так и сегодня, расположено на единственной центральной дороге, которая поднимается от Иерихонской Долины и ведёт в Иерусалим. Таким образом, все кто хотел попасть в Иерусалим или Иерихон, должны были обязательно пользоваться этой дорогой.
Христос часто ходил по ней, но то была не единственная причина. Вифания была родиной Его любимого друга Лазаря и сестёр его Марии и Марфы. Здесь Спаситель был приглашён в дом Симона прокажённого; «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его возгнегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее о том, что она сделала» (Ср.ев.Мф.26,6-13).
Но важнейшее событие связывающего Господа с Вифанией является чудо воскрешения Его друга Лазаря.

Во время своей земной жизни Господь более спокойно и счастливо, по человеческому, нигде не проводил время, как только в Вифании, в семействе, состоящем из трёх лиц: Марфы, Марии и их брата Лазаря; «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». (Ср.ев. Ин.11,5).Из сказаний св. Евангелистов известно о сем благочестивом семействе.
Вера этих сестёр в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда заболел их брат Лазарь, они первым долгом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение их брату. Но Господь пришёл в Вифанию, когда Лазарь почил и лежал во гробе уже четыре дня. Господь пришёл, чтобы явить Свою Славу.
Изначально могила Лазаря представляла собой обычную еврейскую семейную могилу, высеченную в скале. Могила Лазаря расположена на глубине 3м, к ней ведут 27 ступеней.
В византийскую эпоху (IV-VII вв/), могила Лазаря – место паломничества- была обнесена стеной. До двенадцатого века могила существовала почти без изменений, над ней находилась базилика Лазарион. В тринадцатом веке она была заброшена и практически забыта. Триста лет спустя, на его развалинах мусульмане построили мечеть, внутри которой находится могила Лазаря.
На месте дома, в котором жило семейство Лазаря, воздвигнут греко-православный женский монастырь. Напротив монастыря находится место встречи Христа с Марфой и Марией.
После убиения св.архидиакона Стефана, когда настало гонение на иерусалимских христиан, св.Лазарь был изгнан из Иудеи и пущен в море на лодке без вёсел. По Божьему произволению лодка приплыла к острову Кипр, где в городе Кидонии св.Лазарь начал проповедовать Христа, как апостол, и был рукоположен в сан епископа апостолом Варнавой.
Проживая на острове Кипр, св.Лазарь пламенно желал видеть Пресвятую Богородицу, которую он не видел уже долгое время, а сам опасался прибыть в Иерусалим для свидания с Нею. Пресвятая Богородица, уразумевши о сем желании св.Лазаря, написала к нему послание, в котором, утешая его, повелела ему прислать за Нею корабль, на котором она могла бы прибыть к нему на остров Кипр, а ему воспрещала приходить в Иерусалим для Неё.
Прочитав это послание, св.Лазарь очень обрадовался, а также и удивился такому смирению Пресвятой Богородицы; нимало не медля, снарядил и послал за Ней корабль. Пресвятая Богородица вместе с апостолом и евангелистом Иоанном и некоторыми другими спутниками на этом корабле отправились в плавание к острову Кипр. На пути, вследствие противных ветров, Матери Божией пришлось пристать к Афонской горе. После недолгого пребывания на сей горе Богородица приплыла на корабле к о.Кипр. Здесь Она встретилась с Лазарем, скорбевшим о Её долгом путешествии, поведала ему о Своём пребывании на Афонской горе и поднесла ему дары, специально для него собственноручно сделанные Ею,- омофор и наруковицы. Недолго пробыв на Кипре, Богородица возвратилась в Иерусалим.
После пребывания Богородицы св.Лазарь четверодневный епископствовал на о.Кипр около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников, в чём ревностно ему помогали его сёстры - Мария и Марфа. Где, когда и как окончили свою жизнь свою сёстры Лазаря, неизвестно. Сам же Лазарь почил в мире на о.Кипр.
При императоре Льве Философе (886-911) мощи св.Лазаря четверодневного были перенесены с Кипра в Царьград.

(Жития святых славных и всехвальных Апостолов. – М., Лествица, 2005).

Иконография праздника

Изображать Воскрешение Лазаря начали еще первые христиане на стенах римских катакомб. Сложившийся в Византии канон выводит на первый план, во-первых, житейскую реальность события, а во-вторых - его глубинный смысл, связанный с самой сущностью христианской веры. Этому канону следовали и русские художники.
В русской иконографии этой темы насчитывается несколько изводов, различающихся главным образом положением фигур и гробницы Лазаря. Как правило, изображается темный проем пещеры и юноши, держащие крышку гроба. Воскрешенный в белых пеленах - легкий, как бестелесная душа; ему еще предстоит привыкнуть к вернувшейся жизни. Марфа и Мария, благоговейно склоняющиеся к ногам Спасителя. Свидетели - среди них те, кто теперь уверует, и недруги, еще больше укрепившиеся в желании расправиться с Иисусом. Апостолы - это ведь ради их веры, равно как и для самого Лазаря, совершено Христом чудо воскрешения! И, наконец, Он - спокойный, отрешенно-задумчивый, простирающий руку жестом надежды и сострадания.
Светлой сосредоточенностью, осознанием величия происходящего и того, что еще грядет, проникнуты лучшие русские иконы Воскрешения Лазаря - такие, например, как новгородская икона конца XV века или современная ей икона московской школы из Кирилло-Белозерского монастыря.

(«Шедевры русской иконописи», 2008).

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря, глас 1:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:
Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.


С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти.

Евангелие от Иоанна (XI, 1-44) рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазаре! гряди (иди) вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружющим Его, сказал: Развяжите его, пусть идет.

Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх. XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после Крещения Своего и продолжал до Своего Вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин. XI, 45).

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф. XXVI, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. XI, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин. XI, 4. 15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворил!; яко человек сей много знамения творит. Аще оставим его тако, вси уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш (Ин. XI, 47-48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин. XI, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. XI, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. XII, 10).

Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.

Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоан Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех - в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию. Марфа и Мария - сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа Всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки. Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу Небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. "Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, - говорит Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия".

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного». Как говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения:

Рыдаеши, Иисусе - сие смертного существа:

Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения.

Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря.