Елены трегубовой. Елена Викторовна Трегубова. Биографическая справка. Фрагменты из книги:

Елены трегубовой. Елена Викторовна Трегубова. Биографическая справка. Фрагменты из книги: "Прощание кремлевского диггера"

Журналист, автор книг "Байки кремлевского диггера" и "Прощание кремлевского диггера". В прошлом - обозреватель "Коммерсанта" и ряда других изданий. Входила в пул журналистов, аккредитованных при Кремле. В 2007 году обратилась с просьбой о предоставлении ей политического убежища в Великобритании, в апреле 2008 года ее просьба была удовлетворена.


Елена Викторовна Трегубова родилась в 1973 году. По некоторым данным, училась в МГУ. Начала писать в начале 1990-х годов (по ее собственным словам, решила стать журналистом после событий августовского путча 1991 года, "потому что журналисты были героями народа, всегда в оппозиции").

В разные годы Трегубова выступала как журналист "Известий", "Русского телеграфа" и "Коммерсанта". В 1997-2001 годах (по другим данным, до 2000 года Трегубова как представитель различных изданий входила в пул журналистов, аккредитованных при Кремле. В 2003 году, в интервью радиостанции "Радио Свобода", она заявила: "Я считаю, что мне очень сильно повезло, что я оттуда ноги унесла".

Будучи обозревателем газеты "Коммерсант", Трегубова в 2003 выпустила книгу "Байки кремлевского диггера", которая привлекла к себе повышенное внимание СМИ – о ней заговорили еще до того, как "Байки" вышли в свет. Героями книги Трегубовой стали известные российские политики: "дедушка Ельцин" (первый президент России Борис Ельцин), "Борька Немцов" (бывший вице-премьер России Борис Немцов), "Валя Юмашев" (бывший глава президентской администрации Валентин Юмашев), "Слава Сурков" (заместитель руководителя администрации Владислав Сурков), а также мэр Москвы Юрий Лужков, бывший премьер-министр России Евгений Примаков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс и предприниматели Борис Березовский, Владимир Гусинский и Роман Абрамович. В октябре 2003 года СМИ назвали книгу Трегубовой "главным сюрпризом российской программы на Франкфуртской ярмарке".

"Ударной сценой в книжке" СМИ называли описание обеда Трегубовой с Владимиром Путиным, тогда еще главой ФСБ, который пригласил ее отметить День чекиста в японском ресторане. По выражению немецкого издания Berliner Zeitung, "обаяние и сила ее книги" была в том, что в числе прочих "она наблюдала и Путина – ближе и раньше, чем другие". Трегубова, отмечало издание, рассуждая о Путине, "с женской прохладцей констатирует: "дворовое обаяние", "заурядный интеллект", "вполне среднее советское образование", - не верит в его успехи в дзюдо и дает понять, что считает оценку его политических возможностей завышенной. Впоследствии, возвращаясь к этой ситуации, Трегубова говорила о Путине, что "он - отличный коммуникатор", то есть "умеет очаровать, расположить к себе и вызвать полную иллюзию, что это человек одного с тобой круга". Невозможно было поверить в то, что "через несколько месяцев, получив верховную власть в стране, этот мужчина практически уничтожит независимую политическую журналистику в России", писала Трегубова в своей книг. Уже после публикации "Баек" она оспаривала распространенное мнение о том, будто ее книга - о президенте: Трегубова приводила слова одного из несостоявшихся издателей ее произведения, который заметил: "Самое обидное для Путина в этой книжке то, что эта книжка не о нем, что он не стал героем вашего романа, что в вашей книге есть личности гораздо более интересные, чем он". Описанный Трегубовой "обед" с Путиным она называла "косвенной причиной" своего изгнания из кремлевского пула. Однако в более поздних интервью основной причиной потери аккредитации в Кремле Трегубова назвала свой отказ "подчиниться диктату" "людей нынешнего президента".

Критики отмечали, что, несмотря на обилие громких фамилий, главный герой книги – сама журналистка Елена Трегубова, "женщина исключительно самоуверенная","которая в книжке умница, красавица, тонко чувствующая натура, великолепно разбирающаяся в искусстве, всегда честна и интеллигентна". Berliner Zeitung назвала книгу Трегубовой "плохо написанным шедевром" в стиле глянцевого журнала, обнажающим механизмы власти. "Увлекательная, очень смешная и очень удручающая книга", констатировало издание. Однако были и другие мнения: так, "Литературная газета", в целом крайне негативно оценившая произведение, отмечала, что ""Байки кремлевского диггера" написаны, несомненно, одаренным журналистом". По мнению Александра Иванова, директора издательства Ad Marginem, книга, в первую очередь, была адресована женщинам: "Женский, очень неожиданный, очень микроскопический иногда взгляд на происходящее - он очень интересен будет именно женской аудитории".

В ноябре 2003 года, после выхода "Баек кремлевского диггера", по личному распоряжению гендиректора НТВ Николая Сенкевича сюжет о ней был снят из эфира программы Леонида Парфенова "Намедни". По словам Сенкевича, "сюжет был запрещен из уважения к зрителям. НТВ - не отхожее место... Есть свобода слова, а есть словоблудие, хамство и пошлость". Этот скандал и его последствия Трегубова подробно описала во второй своей книге - "Прощание кремлевского диггера" (2004), заявив, что он только добавил ей популярности. Тем не менее, в октябре 2004 года сюжет о второй книге Трегубовой вновь был запрещен к показу на телеканале НТВ.

В ноябре 2003 года в интервью "Радио Свобода" Трегубова рассказала, что ее уволили из редакции "Коммерсанта". Позднее она уточнила, что была уволена по статье "за прогул". "Это был такой удар под дых, я не ожидала", - заметила журналистка.

В феврале 2004 года в подъезде жилого пятиэтажного дома по Большому Гнездниковскому переулку, где проживала Трегубова, произошел взрыв. По некоторым данным, она чудом избежала смерти: у подъезда ее уже ждало такси, но Трегубова задержалась у зеркала. Однако следователь квалифицировал взрыв как "обычное хулиганство" и, по данным "Коммерсанта", уголовное дело возбуждать отказался. По заключению экспертов, в подъезде была взорвана свето-шумовая граната "Пламя", использовать которую для убийства практически невозможно.

Осенью 2006 года в Германии вышла книга Трегубовой "Кремлевские мутанты": в нее вошли оба произведения автора - "Байки кремлевского диггера" и "Прощание кремлевского диггера" ("Коммерсант", однако, писал, что в Германии журналистка "написала еще одну книгу о тайной жизни российских политиков - "Кремлевские мутанты""). Эта книга также привлекла к себе всеобщее внимание. СМИ сообщали, что журналистка собиралась приехать в Германию на презентацию книги, но потом, согласно сообщению ее немецкого издательства Tropen, отказалась от поездки, мотивируя это тем, что контакт с западной общественностью представляет "в данный момент угрозу ее жизни". Более того, отмечалось, что издательство утратило контакт с автором. "Очевидно, она ушла в подполье", - предположила Berliner Zeitung.

В октябре 2006 года газета Die Zeit опубликовала открытое письмо Трегубовой канцлеру Германии Ангеле Меркель. В нем журналистка писала о том, что Путин закрыл в России все независимые оппозиционные телеканалы, и призвала Меркель и других лидеров западных стран изменить свое отношение к президенту России. В интервью журналу Der Spiegel Трегубова назвала возможными заказчиками убийства журналистки Анны Политковской (была застрелена в своем подъезде в октябре 2006 года преступление не раскрыто) премьера Чечни Рамзана Кадырова или же заместителя главы администрации президента Игоря Сечина.

В апреле 2007 года пресса сообщила о том, что находящаяся в Лондоне Трегубова попросила политического убежища в Великобритании. Она отказалась называть конкретные мотивы своего решения, но заявила: "Если я прошу о защите – это значит, что я опасаюсь за свою жизнь". В посольстве Великобритании в Москве от комментариев по этому поводу также воздержались. "Коммерсант" при этом привел слова беглого российского предпринимателя Бориса Березовского о том, что представители российской Генпрокуратуры, незадолго до этого допросившие его в Лондоне по делу об отравлении Александра Литвиненко, задавали ему в числе прочих вопрос о местонахождении Трегубовой (в 2004 году сама Трегубова рассказывала о том, что Березовский, которого в своей книге она назвала "злым гением российской политики", отнесся к "Байкам…" с юмором и даже пригласил ее на свой день рождения в Лондон).

В апреле 2008 года МВД Великобритании уведомило Трегубову о том, что удовлетворяет ее просьбу о предоставлении политического убежища.

Ранее, в 2004 году, на вопрос о том, уверена ли Трегубова, как автор "смелой книги", что у нее "есть будущее в стране", журналистка ответила: "У страны моей есть будущее только со мной. Это не нарциссизм, это мое искренне убеждение".

ВСЕ ФОТО

Российская журналистка Елена Трегубова, автор скандальной книги "Байки кремлевского диггера", опасавшаяся за свою жизнь из-за критики в адрес Кремля, сообщила агентству Reuters о том, что получила политическое убежище в Великобритании
RTV International

Российская журналистка Елена Трегубова, автор скандальной книги "Байки кремлевского диггера", опасавшаяся за свою жизнь из-за критики в адрес Кремля, сообщила агентству Reuters о том, что получила политическое убежище в Великобритании. Со своей стороны британский МИД отказался комментировать эту информацию, сославшись на нераспространение подобных данных о частных лицах, сообщает РИА "Новости" .

Находящаяся в Лондоне 34-летняя Трегубова сообщила агентству, что получила из МИДа письмо с уведомлением, что ее прошение о политическом убежище на территории Великобритании одобрено. "Это огромное облегчение. Это огромный и очень смелый шаг", - заявила Трегубова агентству.

По ее словам, прошение об убежище было подано "в связи с объективными опасениями, не позволяющими вернуться на родину". Трегубова отметила, что "все это непосредственно связано с профессиональной деятельностью".

Получение Трегубовой статуса политического беженца в Великобритании может усложнить и без того напряженные отношения двух стран, испортившиеся после отравления полонием жившего в Англии с 2000 года и скончавшегося 23 ноября 2007 года экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, отмечает агентство.

Журналистка попросила политического убежища в Великобритании в апреле прошлого года, заявив, что опасается за свою жизнь в случае возвращения в Россию. По словам Трегубовой, в Лондоне ее защищает Скотланд-Ярд.

В июле 2007 года в программе британской телерадиовещательной корпорации ВВС HARDtalk Трегубова обвинила российское руководство в осуществлении цензуры в стране и в нарушении российской конституции, которая запрещает цензуру. По словам журналистки, оппозиция не имеет выхода на российское телевидение и не может свободно вести предвыборную кампанию.

Говоря о том, что ее "преследует режим Путина", Трегубова сказала, что во время допроса в Лондоне по делу об убийстве экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко представители российской прокуратуры попытались узнать у предпринимателя Бориса Березовского ее адрес.

Напомним, Елена Трегубова была журналисткой так называемого "кремлевского пула" от газеты "Коммерсант" как при Борисе Ельцине, так и при Владимире Путине. В своей книге, которую она написала уже после своего увольнения в 2003 году, журналистка рассказывала о многих представителях власти, с которыми была знакома лично. Персонажами книги в том числе были Владислав Сурков, Александр Волошин и сам Владимир Путин. Осенью 2003 года разразился скандал - сюжет об этой книге сняли с эфира канала НТВ. Журналисты программы "Намедни" хотели воссоздать атмосферу одной из ключевых сцен "Баек": обеда в японском ресторане, куда Владимир Путин, будучи директором ФСБ, пригласил журналистку Трегубову.

В феврале 2004 года, после выхода книги в свет, у дверей квартиры Трегубовой в Большом Гнездниковском переулке неизвестные взорвали самодельное взрывное устройство мощностью около 60 г в тротиловом эквиваленте. Журналистка не пострадала, но обвинила в произошедшем российские власти, которые якобы устроили на нее охоту. Трегубова расценивала происшедшее как попытку ее убийства. Однако следователь Тверской межрайонной прокуратуры Москвы, проводивший по факту этого происшествия доследственную проверку, назвав взрыв "обычным хулиганством", уголовное дело возбуждать отказался.

В Тверской прокуратуре и прокуратуре Центрального округа Москвы во вторник заявили, что в последнее время не слышали "о каких-либо новых угрозах в адрес" Елены Трегубовой. "К нам она с заявлением не обращалась, а если ей что-то мерещится, то это к специалистам в другой области",– считают в прокуратурах.

После взрыва вышла ее вторая книга "Прощание кремлевского диггера", а сама Елена Трегубова уехала в Германию. Там она написала еще одну книгу о тайной жизни российских политиков – "Кремлевские мутанты". Книги Трегубовой переведены на несколько европейских языков.

В последний раз заявления Елены Трегубовой вызвали резонанс, когда она после убийства в Москве журналистки Анны Политковской написала открытое письмо канцлеру Германии Ангеле Меркель, в котором призвала ее и других лидеров западных стран изменить свое отношение к президенту России Владимиру Путину, потребовав от него остановить политические убийства в стране, прекратить нарушение прав человека, отказаться от политики ликвидации независимых СМИ в России.

Трегубова: "Не вернусь в Россию, пока там правит этот вандал Путин"

Она приняла решение не возвращаться в Россию в январе прошлого года. "Я обратилась к адвокату и подписала просьбу о предоставлении мне убежища 23 апреля. Я помню это так точно потому, что в этот день умер Ельцин. С тех пор как я оказалась здесь, я нахожусь под защитой Скотланд-Ярда. Больше ничего по этому поводу я говорить не хочу".

По ее словам, она не вернется в Россию в ближайшее время, "по крайней мере, пока там правит этот вандал Путин".

По поводу избрания президентом Дмитрия Медведева Трегубова рассказала анекдот: "Путин с Медведевым приходит в ресторан и говорит официанту: "Я с удовольствием съел бы антрекот". Официант его спрашивает: "А овощи?" Путин в ответ: "Господин Медведев тоже будет антрекот". Ситуация не изменилась, если только в сторону ухудшения. Россия и дальше будет пытаться использовать свои нефтяные запасы в качестве средства давления на другие страны".

"Я знаю людей Кремля. Я знаю, насколько они мстительны. Однако знать, что тебя не выдадут, дорогого стоит. Своим решением Англия дала мне новый дом, где я могу остаться", - заявила она и заключила: "Сейчас я пишу новую книгу. Но пока я больше ничего не скажу".

Елена Трегубова известна каждому, кто давно следит за российской журналистикой и политикой. Эта журналистка, работавшая в свое время в изданиях «Независимая газета», «Сегодня» и «Русский телеграф», успела написать нашумевшую книгу «Байки кремлевского диггера». Именно этот факт привлек к ней внимание как политиков, так и общественности.

Биографические данные

Родилась Трегубова Елена Викторовна 24 мая 1973 года в Москве. В сторону журналистики выбор был сделан в 1991 году. По словам Елены, журналисты всегда находились в оппозиции к существующей власти и это позволяло им быть героями народа. Очевидно, что подобное видение ситуации вдохновляло будущую писательницу и журналистку.

В результате Елена Трегубова успешно окончила факультет журналистики в МГУ. Начав свою карьеру в «Независимой газете», она в итоге добралась до известного издания «Комерсантъ», успев при этом, в перерыве между работой в газетах, опробовать свои силы на радио «Немецкая волна».

Внимания заслуживает и тот факт, что Елена Трегубова являлась членом Кремлевской пресс-службы в период с 1997 по 2001 год. Речь идет о так называемом Кремлевском пуле, который по сути был сообществом аккредитованных при президенте РФ журналистов.

Благодаря этой деятельности Елена успела взять интервью у многих важных лиц, работавших в администрации, включая Владимира Путина и

Зарождение конфликта

Согласно взглядам, которых придерживалась Елена Трегубова, журналист должен действовать в интересах народа и не являться защитником нечестной власти. Именно этот аспект ее мировоззрения, который часто находил свое выражение в статьях, привел к потере лояльности со стороны политической элиты страны.

Вскоре пресс-секретарь президента перестал пускать Елену на официальные брифинги, на которых могли присутствовать другие корреспонденты. Журналистка в своей книге «Байки Кремлевского диггера» утверждает, что Громов в качестве причины постоянных отказов назвал личную инициативу Путина. Объяснил он подобную реакцию недовольством президента относительно той ситуации, когда Елена Трегубоварасспрашивала его об отношениях с Борисом Березовским.

Итогом смелых оценок деятельности Кремля стало исключение Трегубовой из числа журналистов, имеющих аккредитацию, позволяющую работать с администрацией президента. Произошло это при Владимире Путине в 2001 году.

История покушения

Елена Трегубова - журналист, который не любил закрывать глаза на неправомерные, по ее мнению, действия правительства. Именно по этой причине она и решила презентовать общественности компрометирующую власть информацию в виде книги «Байки Кремлевского диггера».

В результате спустя 4 месяца после публикации, в феврале 2004 года, писательнице позвонил человек, представившийся как сотрудник аэропорта Шереметьево. По его словам, он должен был передать Елене Трегубовой некий пакет и для этого попросил назвать адрес, по которому его можно доставить. Журналистка отказалась предоставлять подобную информацию, после чего звонивший повесил трубку. После, 2 февраля, возле двери квартиры, в которой жила писательница, произошел взрыв. Эксперты установили, что это было самодельное После этого Елена Трегубова, фото которой появилось в новостных выпусках, осознала, что находится в опасности.

Что касается следователей Тверской межрайонной прокуратуры, то они не посчитали нужным возбуждать уголовное дело, определив происшедшее как акт хулиганства.

Попытки «замять» инцидент

Несмотря на тот факт что в прокуратуре не посчитали нужным связывать активную деятельность Трегубовой и взрыв возле дверей ее квартиры, сама журналистка проявляла инициативу в отношении дачи официальных показаний, причем неоднократно. Но правоохранительные органы не выказывали ответной заинтересованности.

Но в отличие от милиции и прокуратуры, отечественные и мировые СМИ охарактеризовали данный инцидент как покушение на жизнь журналистки, вследствие чего факт взрыва приобрел новый статус. Елена Трегубова была вызвана на допрос в ГУВД. Но дело так и не было возбуждено.

Сама журналистка считала, что отказ милиции брать у нее показания и последующее игнорирование реального основания для возбуждения дела косвенно указывают на причастность к покушению властей. Также факт взрыва она связала с тем, что накануне, во время интервью, она рассказала о работе над второй книгой с не менее провокационным содержанием. По мнению журналистки, данный факт мог не понравиться представителям власти и они отреагировали достаточно жестко.

Но впоследствии, уже в интервью газете «Комерсантъ», Трегубова изменила собственное отношение к ситуации, озвучив свое сомнение относительно причастности к взрыву спецслужб. Она считала, что Путин не был заинтересован в подобных инцидентах накануне проведения выборов.

Вопреки общей оценке взрыва, которая прозвучала в медиапространстве, газета «Московский комсомолец» на следующий день после инцидента разместила статью с утверждением, что вся история со взрывом - это не более чем рекламный ход, ориентированный на поднятие рейтинга выпущенной книги «Байки Кремлевского диггера».

При этом саму книгу газета определила как посредственный литературный продукт и причислила факт ее издания к следствиям работы сторонников Бориса Березовского. Также в статье утверждалось, что сотрудники милиции провели опрос Трегубовой сразу же после взрыва.

Первая книга

Именно «Байки Кремлевского диггера» ознаменовали начало писательской карьеры, в которой себя решила найти Елена Трегубова. Фото бескомпромиссной журналистки стали узнаваемы, поскольку изданная в 2003 году книга оказалась более чем популярна среди российских читателей.

Тот факт, что творение Елены попало в список бестселлеров, можно объяснить достаточно смелым изложением истории ее деятельности в качестве кремлевского корреспондента и критикой политической элиты России. В своей книге она описывает зафиксированный ею контроль СМИ со стороны государства. Трегубова откровенно высказывается против режима Путина, подчеркивая факт цензуры, давления на свободу слова и авторитарные тенденции.

Определенная часть литературных критиков отозвалась о книге достаточно негативно. По их мнению, журналистка презентовала читателю субъективную оценку ситуации, также они подчеркнули безосновательную, на их взгляд, уверенность автора в своей правоте.

В первой книге Елены Трегубовой правительство сравнивается с мутантами, существами, которые имеют другую, нечеловеческую природу. Саму книгу начали активно распространять еще до того, как она была официально издана, в виде ксерокопий. После того как она была выпущена в продажу, читатели раскупили все экземпляры, которых насчитывалось 300 шт.

Впоследствии даже в Италии была распространена эта книга. «Елена Трегубова «Кремлевские мутанты» - именно в таком оформлении попал продукт известной журналистки на просторы итальянского книжного рынка в 2005 году. На этом шествие кремлевской истории по Европе не остановилось, и в 2006 году книга была издана на немецком (Die Mutanten des Kremls). За работу с творением Трегубовой взялось издательство Tropen Verlag.

Сама Трегубова утверждала, что ей поступило предложение из Голливуда относительно написания сценария, в основу которого должны были лечь факты из ее книги.

"Вам сюда", – говорит официантка, указывая куда-то вниз. В подвале кафе "Бобры и утки", что на Пятницкой улице, происходит неофициальная презентация книги со сложным названием "Распечатки прослушек интимных переговоров и перлюстрации личной переписки", написанной Еленой Трегубовой. Трегубова, в прошлом журналистка кремлевского пула, автор громкого романа "Байки кремлевского диггера", а ныне политэмигрант, покинувшая Россию после того, как под дверьми ее квартиры взорвалась бомба, присутствует на презентации виртуально – в скайпе. Ведущая презентации, бывший пресс-секретарь Бориса Немцова Лилия Дубовая, рассказывает предысторию: от публикации романа отказались абсолютно все российские издательства. После чего книга была напечатана в украинском издательстве Folio. Теперь же книготорговые компании отказываются распространять ее – можно только гадать, по каким причинам.

Дубовая: К сожалению, книжка, написанная Леной Сван, она же Леночка Трегубова, она же знаменитый кремлевский диггер, оказалась запрещена. Мы ее не смогли издать в России, как ни пытались. Ее издали на Украине. Я хотела бы, чтобы мы поприветствовали Лену, которую я вот увидела после многих-многих лет.

Трегубова: Я благодарна вам всем, что вы пришли. И я точно знаю, что сегодня здесь был бы еще один мой друг, если бы он был жив. Это человек, который единственный в России, кроме издателей, видел мою рукопись до ее издания, – Борис Немцов. Он очень старался мне помочь. Лиля предлагала книгу издателям, и реакция у всех была одинаковая: потрясающе, давайте... Потом люди вдруг передумывали, говорили: ну, ты же понимаешь, начальство не хочет...

Ну, вот давайте все вместе просто вспомним Борю. Я знаю, что он был бы с нами сейчас. Он... пока я была в Москве, он приходил всегда на мои дни рождения, не важно, в какой я там была опале, не опале. Он был действительно очень-очень верным другом.

Дубовая: Я понимаю, новый роман – автобиографический?

С ними поговорили из Роспечати. Сказали: "Не связывайтесь с этой книгой, если не хотите проблем"

Трегубова: Я сказала бы, преувеличение – говорить, что Lena Swann – это Елена Трегубова. Между нами все-таки есть разница. Она местами почти святая, а иногда, наоборот, гораздо более грешная, чем я, вот. Но я бы сказала так, что она мне очень дорога, эта Lena Swann. Роман сложный по структуре. Многослойный, там два разных как бы романа. Есть внутренний, действие которого происходит в конце 80-х – начале 90-х, это фактически вся история бархатной революции в России, которая является фоном к личной истории юной девушки. Вначале мы видим ее 14- или 15-летней, по сути это история ее обращения. "Внешний" роман происходит сегодня, он жестче, он написан другим, провокационным языком.

Я бы сказала, что структуру романа полностью можно понять, только когда перечитаешь. То есть это роман не для читающих по диагонали, а для перечитывающих, для тех, кто любит и слышит аллитерации, внутренние смысловые мелодии. Для тех, кто любит читать именно художественную литературу. Не для тех, кто любит читать газеты!

Любители "остренького" найдут и про Майдан, и про диктатуру в России, и про войну против Украины.

Дубовая: На украинское издательство ты вышла? Или они сами на тебя вышли?

Петр Порошенко был одним из первых наших читателей

Трегубова : Последний издатель, к которому я обратилась в Москве, не буду назвать имени и названия издательства, сказал: "Вы знаете, Елена, с тех пор, как вы уехали, настроения в обществе в России очень изменились, а ваш роман этому не соответствует". После чего мы поспорили. Я спросила его, действительно ли он верит, что писатель должен следовать настроениям в обществе. А еще был замечательный случай, когда сказали: "Завтра подписываем контракт, мы еще хотим обязательно переиздать ваши первые книги!" После чего люди пропали. Через неделю я позвонила куратору, спросила, что происходит, и они растерянно объяснили мне, что посоветовались с книготорговой сетью, и те, услышав, что я автор, наотрез отказались брать книгу. Был сорван контракт.

Тогда я спросила известного украинского журналиста Виталия Портникова: "Какое самое лучшее издательство на Украине?" Он сказал: "Фолио". Я подумала: они никогда в жизни не опубликуют меня. Тем не менее, мне позвонил гендиректор издательства, он очень быстро начал читать. Через неделю он сказал: мне очень нравится. Вот и все. Мы быстро договорились.

Это, естественно, не коммерческий проект. Они ничего мне не заплатили. Все было сделано ради того, чтобы издать книгу. Для небогатого издательства это подвиг: Украина находится в состоянии войны, там кризис, гривна рухнула, у людей нет денег покупать книги. То есть для них это невероятный акт мужества и благородства.

Петр Порошенко был одним из первых наших читателей.

Немецкая дистрибьюторская фирма должна была везти книги в Россию. Они подали документы на таможню. После чего с ними поговорили из Роспечати. Сказали: "Не связывайтесь с этой книгой, если не хотите проблем". Немцы проблем не захотели, поверили в эту угрозу и тихо отползли в сторону.

Что касается крупных книготорговых сетей в России, то ситуация такая же, какая была с книгой Шендеровича в прошлом ноябре. Даже такой демократичный книжный клуб, как "36.6", сказал: "Опасаемся, пока не будем".

Потому – понятно. Там провокативные цитаты, про Майдан. Текст написан будто про сегодняшний день: обыски, разгоны демонстраций.

А еще я думаю, что реагируют на мою фамилию. Политэмигрант и так далее. Советские штампы срабатывают.

Так что ситуация такая: книжка не имеет пока шансов оказаться в России легальным путем, только самовывозом, только если кто-то съездит в Киев и привезет охапку.

Дубовая: Почему вы снова не обратились к Ad Marginem, издавшим предыдущую книгу?

Трегубова: Саша Иванов, он же левак жуткий. И сейчас поддерживает мифы про Советский Союз. Саша просто отплевался от этого романа сразу. Поскольку роман антисоветский, антисталинистский, антигэбэшный. Саша и этот роман – две вещи несовместимые. Тогда он, конечно, был в антипутинской оппозиции. А сейчас вы видите, что его возлюбленный Проханов – "Крымнаш" и поддерживает Кремль. Все сместилось, все очень сильно изменилось. Проханов и Лимонов, которые являются героями моего бывшего издателя, они теперь прокремлевские.

Дубовая: Я помню тебя молодой, буйной из кремлевского пула. Потом эта книга, сенсации, сложности, отъезд. Ты очень долго живешь вне родины, потеряла профессию. Ты никогда не жалела о том, что ты "Диггера" написала? Он все-таки очень круто изменил твою судьбу.

Трегубова : Нет! Нет, "Диггер" сам по себе совсем не изменил мою судьбу. Судьба уже была решена до этого.

Когда я увидела, что за мной вплотную ходят люди. Это было после убийства Ани Политковской. Когда я возвращалась вечером в свой пустынный переулочек рядом с Пушкинской, входила в арку в Большом Гнездниковском переулке и видела, что один человек отслаивается от стены дома и говорит в мобильный: "Подошла, подошла". А второй человек отслаивается от моего подъезда. И я крайне неуютно себя чувствовала, потому что не знала, что со мной произойдет, они пугают меня, или мне уже остались секунды, за которые мне надо там покаяться или помолиться. Это был довольно неприятный период жизни.

Вот, и в тот момент, в 2006 году, я вдруг поняла, что не вернусь. Что у меня немножко другие планы, чем быть убитой этими подонками. И я очень благодарна Господу, что он мне подарил эти 8 лет жизни, за которые я немножко пришла в себя от того кошмара, в котором находилась в последнее время.

И я приняла решение. Хочу вернуться к своей первой любви, а именно – к литературе. Потому что журналистикой я стала заниматься, так как было бурное время. Мне очень-очень хотелось как-то влиять на ситуацию и немножко внести свой вклад. Ну что ж, мой любимый Пруст, надо сказать, начал писать еще позже моего возраста. Так что… у меня все впереди, я надеюсь.

все мои прогнозы сбылись, к сожалению

Мне кажется, я про Путина все понимала. Когда я выпустила и первую, и вторую книги, мне даже коллеги говорили, что я слишком сгущаю краски, что строю мрачные прогнозы. "Ну, ты немножко преувеличиваешь все это, ну, какая там диктатура? Что ты, смешно, Путин любит деньги, какая там диктатура? Тем не менее, все мои прогнозы сбылись, к сожалению.

Я ничему не удивилась в смысле политиков, я ничему не удивилась в смысле этого бывшего гэбэшника Путина. Но меня поражает другое. Мои знакомые, которые еще в 2011 году ходили на протестные демонстрации и которые требовали сменяемости власти, сегодня говорят, что Крым наш и что Путин молодец. И я не знаю, что с этим делать.

Последние 3,5 года у меня были посвящены только написанию этой книги. Я думаю, что с журналистикой пока завязано.

Я поняла, что я не могу всю оставшуюся жизнь посвятить тому, чтобы обличать довольно неинтересного мне как персонажа человека по фамилии Путин. Ну, не могу я! Я завязала, никому не даю интервью, когда ко мне тут какие-то бибисишники пристают. Не могу больше! Я хочу что-то сделать для вечности. Хочу, чтобы моя книга осталась для людей, которые будут ее читать и через 10 лет, и через 20 лет.

В каком-то смысле мне дико повезло. Тот же самый Гроссман, например, не дожил до того, чтобы была опубликована книга "Жизнь и судьба". А вот сейчас, через 50 лет после ее написания, она стала бестселлером в Великобритании. У меня амбиции далекие, долгосрочные.

Я сейчас работаю над еще двумя новыми книгами. Это художественная литература. Еще есть мечта – написать что-то на стыке фикшн и нон-фикшн о моем любимом современном польском святом Ежи Попелушко. Молоденький мальчик, священник, который не побоялся выступать на стороне "Солидарности", и гэбэшники убили его в 1984 году.

Лилия Дубовая рассказала Радио Свобода о Елене Трегубовой и ее книгах

– Год назад мне позвонил Немцов и сказал: "Лилька, ты в последнее время работала в издательстве. Можешь помочь? Мне Лена Трегубова прислала роман, его надо попробовать пристроить". Он мне прислал роман, я просмотрела. Роман огромный. В первых страницах узнала стиль Ленки Трегубовой. "Байки кремлевского диггера" знали все. Поэтому я решила попробовать. Позвонила в несколько издательств, в самые крупные. Сначала был бешеный восторг: "Мы берем!" Как человек, работавший в издательстве, я понимала, что издать новую книгу автора "Кремлевского диггера" выгодно издательству. Будут продажи и деньги. Была уверена, что все получится. И вдруг все начали исчезать, молчать, придумывать какие-то истории…

–​ О каких издательствах идет речь?

–​ "Азбука", АСТ, "Эксмо". Под разными предлогами. Кто-то сказал, что с художественной точки зрения не считает хорошим. Кто-то сказал, что сейчас рискованно издавать большие толстые романы. Кто-то еще что-то. Короче говоря, все отказались.

На самом деле, рынок российских издательств очень узок. И да, он схлопывается. Есть два крупнейших издательства – "Эксмо" и "АСТ". На этой книге можно было бы сделать деньги, но они отказались.

А потом… была смерть Немцова. Потом еще какие-то проблемы у меня, личные. А потом вдруг объявилась Лена и сказала: "Лилька, меня издают на Украине".

Оказалось, что самоцензура и у издателей, и у книгоиздателей немного сильнее, чем я предполагала. Не могу сказать, что книжки сейчас очень сильно цензурируются – на самом деле нет. На мой взгляд, это чистая самоцензура. И это самое страшное.

–​ То есть вы стопроцентно убеждены, что они делают это не по художественным соображениям?

– Очень сложно оценивать художественное произведение. Роман – он и есть роман, кому-то он понравится, кому-то он не понравится. Кто-то скажет, что это плохо, кто-то скажет, что это хорошо. Объективных критериев мало. И, если уж на то пошло, издается столько дерьма с художественной точки зрения. И прекрасно продается.

Вот поэтому я думаю, что это чистое лукавство. Причина – имя автора. Эмигрантка политическая. "Кремлевский диггер" – скандальная была книжка. Фамилия Березовского мелькала. Ну, потом все, наверное, вспомнят, как она там с Путиным суши ела и как весело это описала. Ну, знаете, как бы чего не вышло…

Роман – не политизированный. А если там и есть диалог, где размышляют, разговаривают о Майдане, – ну, извините меня, это смешная причина для отказа. В общем, кому-то за кремлевской стеной сильно не понравилась предыдущая книга. Поскольку была колоритная, злая, агрессивная, яркая и запомнившаяся. У кого-то хорошая память.

–​ Вы говорите: Ленка, Леночка... Можете немножко рассказать про ваши отношения, как вы познакомились?

– У меня в моей книжке "Записки пресс-секретаря" есть две байки, связанные с Леной Трегубовой. Первая – о знакомстве, как ворвалась в предбанник кабинета Немцова в администрации президента девочка и начинала кричать: "Борька, ты где?"

А потом мы с ней подружились, потому что она была великолепна. Помню, я помогала Немцову покупать ей подарок на день рождения.

Вторая байка: был съезд СПС. Я вышла из комнаты, где сидело руководство, и вдруг вижу, стоит несчастная-несчастная Трегубова. Зовет меня и говорит: "Лиля, иди сюда скорей! Ты мне очень-очень нужна". Я говорю: "Что случилось?" – "Вот пойди попроси Борю, чтобы он за меня словечко перед Чубайсом замолвил. Мы поругались, и Чубайс меня видеть не хочет". Я говорю: "Стой здесь и жди". Захожу в комнату и говорю Немцову: "Там Трегубова плачет". Немцов говорит: "Я все знаю про конфликт, вмешиваться не буду. Пусть сама разбирается". А Чубайс вдруг заходит и говорит: "Что случилось?" Я думаю: была не была. "Анатолий Борисович, там грустная Трегубова, плачет, хочет повиниться, хочет поговорить". Чубайс улыбается и говорит: "Ну, ладно, зови свою Трегубову". И у них все наладилось. Такая у меня история про Трегубову уже в своей книжке.

–​ Можете описать резонанс, который произвели "Байки"?

–​ Книга была сенсационной! Продавалась бешеными тиражами, лежала на каждом прилавке, ее скупали все. В журналистской тусовке ее передавали из рук в руки. "Ты слышал? Ты что, не читал? Да там такое! Да там... вообще это... все кремлевские тайны, все олигархи, вся кремлевская тусовка. Ты посмотри, что она делает! Она не боится, она безбашенная! Она сумасшедшая! Это круто!" То есть книжка была совершенно сенсационная! Были сумасшедшие тиражи, о которых сейчас даже немыслимо говорить. А потом ее достать было нельзя.

"Байки" были книгой эпохи. И автор был эпохальный. В этой книжке – вся журналистская вольница 90-х. Безумный драйв, безбашенность полная. То, чего сейчас нет. Что сейчас совершенно утеряно. Вспоминаю ту эпоху и сожалею, что она прошла. Не потому, что это моя молодость. Это время свободы и надежды. И в Ленкиной книге это все есть!

– С чем-то еще ее можно было сравнить? С "Околоноля", например?

– Я не могу сравнить Трегубову с "Околоноля", потому что "Околоноля" я смогла прочесть ровно 15 первых страниц. Закрыла навсегда и сказала, что, увы, господин Сурков не мой писатель.

–​ Вам не нравился слог?

– А в книге Трегубовой нет пошлости?

– Нет! В книге Трегубовой – драйв и бесшабашность юности.

– А в новом романе?

– Там уже есть ощущение трагизма. Это уже очень взрослым человеком писалось, и это писалось человеком, пережившим очень многое. Было ощущение человека размышляющего. Там – фиксирующий бытие и комментирующий его, а здесь – размышляющий. Думаю, не просто так она взяла псевдоним Swann. Здесь есть прустовская интонация.

– После критики российской власти наша героиня неожиданно высказала отнюдь не либеральные взгляды – неприятие акции Pussy Riot, Лондона как "города, где ходят в хиджабах", протест против усыновления детей гей-парами. Вас не удивляет подобная двойственность?

– Вы знаете, что я по этому поводу скажу... Я с возрастом стала очень лояльна к людям. И я считаю, что каждый имеет право на свое мнение, вот, даже если оно не совпадает с общепринятым. И каждый имеет право на ошибку... Если она видит ситуацию такой – это ее право.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Елена Трегубова
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Елена Викторовна Трегубова

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

«Байки кремлёвского диггера»

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Трегубова, Елена Викторовна (род. 24 мая (19730524 ) ) - российская журналистка. Проработав в «кремлёвском пуле », написала и опубликовала книгу «Байки кремлёвского диггера», после чего получила ряд угроз и была вынуждена покинуть Россию. В настоящее время проживает в Великобритании со статусом политического эмигранта .

Журналистская карьера

Елена Трегубова решила стать журналисткой в августовские дни 1991 года, поскольку считала, что «журналисты были героями народа, всегда в оппозиции» .

Книга, по утверждениям СМИ, вызвала «крайне негативную реакцию» среди кремлёвских чиновников, в особенности среди её непосредственных «героев» - людей из «ближнего круга» Путина . СМИ утверждали, что Трегубова была поставлена «на особый учёт», по их выражению, «искусствоведами в штатском» и попала в «чёрный список» журналистов, неугодных власти . Вскоре после выхода книги Трегубова была уволена из «Коммерсанта» с формулировкой «за прогул» и с того момента не имела постоянной работы в штате какого-либо российского СМИ.

В ноябре 2003 года о книге был подготовлен обширный сюжет на телеканале НТВ (программа «Намедни» Леонида Парфёнова). Сюжет был убран с вещания перед самым эфиром, однако уже после того, как был показан на Дальнем Востоке (днём 11 ноября). Сняли с эфира его по личному указанию гендиректора компании Сенкевича . Парфёнов, секретарь Союза журналистов России Федотов и ряд общественных деятелей расценили этот факт как акт политической цензуры. Напротив, в публичных высказываниях Сенкевича в качестве мотивировки собственного решения фигурировали эстетические критерии, он обвинял материал в «хамстве и пошлости» .

Взрыв у двери Трегубовой

Через три месяца после выхода книги, 2 февраля у двери Трегубовой в доме по Большому Гнездниковскому переулку произошёл взрыв. Под дверь соседней нежилой квартиры было подложено взрывное устройство, которое должно было сработать в момент, когда Трегубова, заказавшая по телефону такси, выйдет из квартиры. По словам самой Трегубовой, её спасло то, что она задержалась перед зеркалом. Первоначально было заявлено, что была использована светошумовая граната, тем не менее впоследствии эксперты установили, что это было самодельное взрывное устройство мощностью 60-80 г в тротиловом эквиваленте; по мнению экспертов, если бы Трегубова вышла в назначенный по телефону момент, она бы оказалась в центре взрыва, что привело бы к баротравме и сильным ожогам .

В ГУВД изначально отрицали связь взрыва, квалифицированного как «хулиганские действия», связанные с профессиональной деятельностью Трегубовой , заявив, с одной стороны, что «квартира, у двери которой произошёл взрыв, в момент взрыва была пуста» и в ней никто не проживает с 2000 г. , с другой же - что бомба предназначалась бывшему хозяину этой квартиры Юрию Скляру .

Было официально заявлено, что Трегубова после взрыва в милицию не обращалась . Трегубова утверждала, что она пыталась дать официальные показания, но милиция не проявила к этому никакого интереса . 3 февраля, когда о взрыве сообщили российские и мировые СМИ, интерпретировавшие его как покушение на Трегубову, и «дело приобрело слишком большой общественный резонанс» , Трегубова была вызвана на допрос в ГУВД Москвы. Следователи Тверской межрайонной прокуратуры отказались возбуждать дело по этому эпизоду, квалифицировав его как «хулиганство» .

Трегубова заявила, что «ответ на вопрос о заказчиках покушения стоит искать в том факте, что после покушения милиция отказалась взять у меня официальные показания» . Трегубова связала взрыв со своей писательской деятельностью: «Недавно мой издатель Александр Иванов рассказал в интервью радиостанции „Эхо Москвы“ , что я пишу вторую книгу, кроме того, я работаю над западной версией „Баек кремлёвского диггера“. Видимо, кому-то это не понравилось» . Организаторами взрыва Трегубова назвала своих «кремлёвских читателей» . В интервью газете «Коммерсантъ» она назвала версию о причастности спецслужб маловероятной, поскольку, по её мнению, до президентских выборов Путину покушение на неё было невыгодно. Более правдоподобной Трегубова сочла версию о том, что взрыв могли устроить «психически неуравновешенные поклонники» Путина . История выхода «Баек кремлёвского диггера», попытки власти воспрепятствовать её публикации и рекламе, взрыв у квартиры стали темой новой книги Трегубовой «Прощание кремлёвского диггера» .

Эмиграция

Вслед за этим Трегубова покинула Россию и уехала в Англию, где продолжала в статьях и интервью требовать от европейских политиков принять более жёсткий курс в отношении правительства Путина. В марте 2007 г. Трегубовой, в числе других лиц, интересовались представители Генеральной Прокуратуры РФ во время допроса Бориса Березовского по делу Литвиненко , что Березовский расценил как признак опасности, угрожающей Трегубовой . Месяц спустя, 23 апреля 2007 года , Трегубова попросила политического убежища в Англии. По её словам, она получила достоверные сведения, что в случае возвращения в Россию ей грозит политическое убийство . 2 апреля Трегубова сообщила, что убежище в Англии было ей предоставлено .

Напишите отзыв о статье "Трегубова, Елена Викторовна"

Примечания

Книги Трегубовой

Статьи Трегубовой

  • 18.08.2008
  • (о российской «культурной элите») 23.04.2008

Интервью с Трегубовой

  • .
  • Инна Денисова. // «Радио Свобода », 26.09.2015

Статьи о Трегубовой

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Трегубова, Елена Викторовна

– А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет?
Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу.
– Я никогда об этом не думала... – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли...
– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?
– Ну, старушек мне тоже очень жаль... только не злых, конечно – потупив глаза, произнесла Стелла. – Любого человека жаль, когда такой страшный конец – и, передёрнув плечиками, как бы подражая девушке-ведьме, продолжала: – А тебя правда-правда сожгли?!. Совсем-совсем живую?.. Как же наверное тебе больно было?!. А как тебя зовут?
Слова привычно сыпались из малышки пулемётной очередью и, не успевая её остановить, я боялась, что хозяева под конец обидятся, и из желанных гостей мы превратимся в обузу, от которой они постараются как можно быстрее избавиться.
Но никто почему-то не обижался. Они оба, и старец, и его красавица внучка, дружески улыбаясь, отвечали на любые вопросы, и казалось, что наше присутствие почему-то и вправду доставляло им искреннее удовольствие...
– Меня зовут Анна, милая. И меня «правда-правда» совсем сожгли когда-то... Но это было очень-очень давно. Уже прошло почти пять сотен земных лет...
Я смотрела в совершенном шоке на эту удивительную девушку, не в состоянии отвести от неё глаза, и пыталась представить, какой же кошмар пришлось перенести этой удивительно красивой и нежной душе!..
Их сжигали за их Дар!!! Только лишь за то, что они могли видеть и делать больше, чем другие! Но, как же люди могли творить такое?! И, хотя я уже давно поняла, что никакой зверь не в состоянии был сделать то, что иногда делал человек, всё равно это было настолько дико, что на какое-то мгновение у меня полностью пропало желание называться этим же самым «человеком»....
Это был первый раз в моей жизни, когда я реально услышала о настоящих Ведунах и Ведьмах, в существование которых верила всегда... И вот, увидев наконец-то самую настоящую Ведьму наяву, мне, естественно, жутко захотелось «сразу же и всё-всё» у неё расспросить!!! Моё неугомонное любопытство «ёрзало» внутри, буквально визжа от нетерпения и умоляло спрашивать сейчас же и обязательно «обо всём»!..
И тут, видимо, сама того не замечая, я настолько глубоко погрузилась в столь неожиданно открывшийся мне чужой мир, что не успела вовремя правильно среагировать на вдруг мысленно открывшуюся картинку... и вокруг моего тела вспыхнул до ужаса реальный по своим жутким ощущениям, пожар!..
Ревущий огонь «лизал» мою беззащитную плоть жгучими языками пламени, взрываясь внутри, и почти что лишая рассудка... Дикая, невообразимо жестокая боль захлестнула с головой, проникая в каждую клеточку!.. Взвившись «до потолка», она обрушилась на меня шквалом незнакомого страдания, которого невозможно было ничем унять, ни остановить. Ослепляя, огонь скрутил мою, воющую от нечеловеческого ужаса, сущность в болевой ком, не давая вздохнуть!.. Я пыталась кричать, но голоса не было слышно... Мир рушился, разбиваясь на острые осколки и казалось, что обратно его уже не собрать... Тело полыхало, как жуткий праздничный факел... испепеляя, сгоравшую вместе с ним, мою израненную душу. Вдруг, страшно закричав... я, к своему величайшему удивлению, опять оказалась в своей «земной» комнате, всё ещё стуча зубами от так неожиданно откуда-то обрушившейся нестерпимой боли. Всё ещё оглушённая, я стояла, растерянно озираясь вокруг, не в состоянии понять, кто и за что мог что-то подобное со мной сотворить...
Но, несмотря на дикий испуг, мне постепенно всё же удалось каким-то образом взять себя в руки и чуточку успокоиться. Немного подумав, я наконец-то поняла, что это, вероятнее всего, было всего лишь слишком реальное видение, которое своими ощущениями полностью повторяло происшедший когда-то с девушкой-ведьмой кошмар...
Несмотря на страх и слишком ещё живые ощущения, я тут же попробовала вернуться в сказочный «ледяной дворец» к своей брошенной, и наверняка уже сильно нервничавшей, подружке. Но почему-то ничего не получалось... Я была выжата, как лимон, и не оставалось сил даже думать, не говоря уже о подобном «путешествии». Обозлившись на себя за свою «мягкотелость», я опять попыталась собраться, как вдруг чья-то чужая сила буквально втянула меня в уже знакомую «ледяную» залу, где, взволнованно подпрыгивая, металась моя верная подружка Стелла.
– Ну, что же ты?! Я так испугалась!.. Что же с тобой такое случилось? Хорошо, что вот она помогла, а то ты бы и сейчас ещё «где-то» летала! – задыхаясь от «праведного возмущения», тут же выпалила малышка.
Я и сама пока что не очень-то понимала, каким же образом такое могло со мной произойти, но тут, к моему большому удивлению, ласково прозвучал голос необычной хозяйки ледяного дворца:
– Милая моя, да ты ведь дариня!.. Как же ты оказалась-то здесь? И ты ведь живая!!! Тебе всё ещё больно? – Я удивлённо кивнула. – Ну, что же ты, нельзя такое смотреть!..
Девушка Анна ласково взяла мою, всё ещё «кипящую» от испепеляющей боли, голову в свои прохладные ладони, и вскоре я почувствовала, как жуткая боль начала медленно отступать, а через минуту и вовсе исчезла.
– Что это было?.. – ошалело спросила я.
– Ты просто посмотрела на то, что со мною было. Но ты ещё не умеешь защититься, вот и почувствовала всё. Любопытна ты очень, в этом сила, но и беда твоя, милая... Как зовут-то тебя?
– Светлана... – понемногу очухиваясь, сипло произнесла я. – А вот она – Стелла. Почему вы меня дариней называете? Меня уже второй раз так называют, и я очень хотела бы знать, что это означает. Если можно, конечно же.
– А разве ты не знаешь?!. – удивлённо спросила девушка-ведьма. – Я отрицательно мотнула головой. – Дариня – это «дарящая свет и оберегающая мир». А временами, даже спасающая его...
– Ну, мне бы пока хоть себя-то спасти!.. – искренне рассмеялась я. – Да и что же я могу дарить, если сама ещё не знаю совсем ничего. И делаю-то пока одни лишь ошибки... Ничего я ещё не умею!.. – и, подумав, огорчённо добавила. – И ведь не учит никто! Разве что, бабушка иногда, и ещё вот Стелла... А я бы так хотела учиться!..
– Учитель приходит тогда, когда ученик ГОТОВ учиться, милая – улыбнувшись, тихо сказал старец. – А ты ещё не разобралась даже в себе самой. Даже в том, что у тебя давно уже открыто.
Чтобы не показывать, как сильно расстроили меня его слова, я постаралась тут же поменять тему, и задала девушке-ведьме, настырно крутившийся в мозгу, щекотливый вопрос.
– Простите меня за нескромность, Анна, но как же вы смогли забыть такую страшную боль? И возможно ли вообще забыть такое?..
– А я и не забыла, милая. Я просто поняла и приняла её... Иначе невозможно было бы далее существовать – грустно покачав головой, ответила девушка.
– Как же можно понять такое?! Да и что понимать в боли?.. – не сдавалась я. – Это что – должно было научить вас чему-то особенному?.. Простите, но я никогда не верила в такое «учение»! По-моему так лишь беспомощные «учителя» могут использовать боль!
Я кипела от возмущения, не в состоянии остановить свои разбегавшиеся мысли!.. И как ни старалась, никак не могла успокоиться.
Искренне жалея девушку-ведьму, я в то же время дико хотела всё про неё знать, что означало – задавать ей множество вопросов о том, что могло причинить ей боль. Это напоминало крокодила, который, пожирая свою несчастную жертву, лил по ней горючие слёзы... Но как бы мне не было совестно – я ничего не могла с собою поделать... Это был первый раз в моей короткой жизни, когда я почти что не обращала внимания на то, что своими вопросами могу сделать человеку больно... Мне было очень за это стыдно, но я также понимала, что поговорить с ней обо всём этом почему-то очень для меня важно, и продолжала спрашивать, «закрыв на всё глаза»... Но, к моему великому счастью и удивлению, девушка-ведьма, совершенно не обижаясь, и далее спокойно продолжала отвечать на мои наивные детские вопросы, не высказывая при этом ни малейшего неудовольствия.
– Я поняла причину случившегося. И ещё то, что это также видимо было моим испытанием... Пройдя которое, мне и открылся этот удивительный мир, в котором мы сейчас с дедушкой вместе живём. Да и многое ещё другое...
– Неужели нужно было терпеть такое, только лишь чтобы попасть сюда?!. – ужаснулась Стелла.
– Думаю – да. Хотя я не могу сказать наверняка. У каждого своя дорога... – печально произнесла Анна. – Но главное то, что я всё же это прошла, сумев не сломаться. Моя душа осталась чистой и доброй, не обозлившись на мир, и на казнивших меня людей. Я поняла, почему они уничтожали нас... тех, которые были «другими». Которых они называли Ведунами и Ведьмами. А иногда ещё и «бесовыми детьми»... Они просто боялись нас... Боялись того, что мы сильнее их, и также того, что мы были им непонятны. Они ненавидели нас за то, что мы умели. За наш Дар. И ещё – слишком сильно завидовали нам... И ведь очень мало кто знал, что многие наши убийцы, сами же, тайком пытались учиться всему тому, что умели мы, только вот не получалось у них ничего. Души, видимо, слишком чёрными были...
– Как это – учились?! Но разве же они сами не проклинали вас?.. Разве не потому сжигали, что считали созданиями Дьявола? – полностью опешив, спросила я.
– Так оно и было – кивнула Анна. – Только сперва наши палачи зверски пытали нас, стараясь узнать запретное, только нам одним ведомое... А потом уже сжигали, вырвав при этом многим языки, чтобы они нечаянно не разгласили творённое с ними. Да вы у мамы спросите, она многое прошла, больше всех остальных, наверное... Потому и ушла далеко после смерти, по своему выбору, чего ни один из нас не смог.
– А где же теперь твоя мама? – спросила Стелла.
– О, она где-то в «чужих» мирах обитает, я никогда не смогу пойти туда! – со странной гордостью в голосе, прошептала Анна. – Но мы иногда зовём её, и, она приходит к нам. Она любит и помнит нас... – и вдруг, солнечно улыбнувшись, добавила: – И такие чудеса рассказывает!!! Как хотелось бы увидеть всё это!..
– А разве она не может тебе помочь, чтобы пойти туда? – удивилась Стелла.
– Думаю – нет... – опечалилась Анна. – Она была намного сильнее всех нас на Земле, да и её «испытание» намного страшнее моего было, потому, наверное, и заслужила большее. Ну и талантливее она намного была, конечно же...
– Но для чего же было нужно такое страшное испытание? – осторожно спросила я. – Почему ваша Судьба была такой Злой? Вы ведь не были плохими, вы помогали другим, кто не имел такого Дара. Зачем же было творить с вами такое?!
– Для того, чтобы наша душа окрепла, я думаю... Чтобы выдержать много могли и не ломались. Хотя сломавшихся тоже много было... Они проклинали свой Дар. И перед тем, как умирали – отрекались от него...
– Как же такое можно?! Разве можно от себя отречься?! – тут же возмущённо подпрыгнула Стелла.
– Ещё как можно, милая... Ох, ещё как можно! – тихо произнёс, до этого лишь наблюдавший за нами, но не вмешивавшийся в разговор, удивительный старец.
– Вот и дедушка вам подтвердил, – улыбнулась девушка. – Не все мы готовы к такому испытанию... Да не все и могут переносить такую боль. Но дело даже не столько в боли, сколько в силе нашего человеческого духа... Ведь после боли оставался ещё страх от пережитого, который, даже после смерти, цепко сидел в нашей памяти и как червь, грыз оставшиеся крохи нашего мужества. Именно этот страх, в большинстве своём, и ломал, прошедших весь этот ужас, людей. Стоило после, уже в этом (посмертном) мире, их только лишь чуточку припугнуть, как они тут же сдавались, становясь послушными «куклами» в чужих руках. А уж руки эти, естественно, были далеко не «белыми»... Вот и появлялись после на Земле «чёрные» маги, «чёрные» колдуны и разные им подобные, когда их сущности снова возвращались туда. Маги «на верёвочках», как мы называли их... Так что, не даром наверное мы такое испытание проходили. Дедушка вот тоже всё это прошёл... Но он очень сильный. Намного сильнее меня. Он сумел «уйти», не дожидаясь конца. Как и мама сумела. Только вот я не смогла...
– Как – уйти?!. Умереть до того, как его сожгли?!. А разве возможно такое? – в шоке спросила я.
Девушка кивнула.
– Но не каждый это может, конечно же. Нужно очень большое мужество, чтобы осмелиться прервать свою жизнь... Мне вот не хватило... Но дедушке этого не занимать! – гордо улыбнулась Анна.
Я видела, как сильно она любила своего доброго, мудрого деда... И на какое-то коротенькое мгновение в моей душе стало очень пусто и печально. Как будто снова в неё вернулась глубокая, неизлечимая тоска...
– У меня тоже был очень необычный дедушка... – вдруг очень тихо прошептала я.
Но горечь тут же знакомо сдавила горло, и продолжить я уже не смогла.
– Ты очень его любила? – участливо спросила девушка.
Я только кивнула в ответ, внутри возмущаясь на себя за такую «непростительную» слабость...
– Кем был твой дед, девочка? – ласково спросил старец. – Я не вижу его.
– Я не знаю, кем он был... И никогда не знала. Но, думаю, что не видите вы его потому, что после смерти он перешёл жить в меня... И, наверное, как раз потому я и могу делать то, что делаю... Хотя могу, конечно же, ещё очень мало...
– Нет, девонька, он всего лишь помог тебе «открыться». А делаешь всё ты и твоя сущность. У тебя большой Дар, милая.