Индуцированный психоз и массовые психозы - lleo. Массовый психоз Самые массовые психозы в истории

Индуцированный психоз и массовые психозы - lleo. Массовый психоз Самые массовые психозы в истории

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия . Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза

См. также

Примечания

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980
  7. Жмуров Д. В. Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах) // Пси-фактор, 2004

Истории о массовых психозах стары как сам мир. Сколько ходит различных рассказов, леденящих душу историй, в которые трудно поверить, еще труднее отделить искренность от сознательной лжи, где подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного.

В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ.

Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры - и видения прекратились.

В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях.

В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева , исследовавшего явление массовых психозов:

«Несомненно,- пишет он, - что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

Сам он приводит очень интересный пример массовой иллюзии и галлюцинации, который произошёл с военными моряками. Дело было в 1846 году. Два французских корабля - фрегат «Бель-Пуль» и корвет «Берсо» были застигнуты в Индийском океане страшным ураганом. Первый корабль благополучно перенёс бурю. Потеряв при урагане второе судно, фрегат направился в заранее условленному месту встречи - у восточного берега Мадагаскара. Но корвета там не оказалось.

Шли дни, корабль, на борту которого было 300 человек, не появлялось. В мучительном ожидании за судьбу товарищей прошёл целый месяц. И вдруг наблюдатель, сидевший на мачте, заметил на западе близ берега корабль, лишённый мачт. Весь экипаж бросился наверх. Да, наблюдатель не ошибся! Все увидели несчастный корабль.

Событие взволновало всех, причём волнение стало ещё больше, когда моряки увидели, что перед ними виднеется не разбитый корабль, а плот с людьми, буксируемый морскими шлюпками, с которых передавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причём с каждой минутой выяснялись всё новые и новые подробности видимой картины.

На помощь отправился стоящий на рейде крейсер «Архимед». День уже подходил к концу, когда он подошёл к «потерпевшим кораблекрушение». Вместо «плота с людьми» он нашёл множество огромных деревьев, принесённых сюда течением. В происхождении этой массовой галлюцинации явно заметно влияние внушения. Несомненно, что всё пережитое сильно возбуждало нервы моряков.

Беспокоясь об участии своих товарищей, они вели разговоры только о них. В это время сигналист заметил на горизонте странный предмет с неясными очертаниями. Мысль о крушении корвета тут же рождает в его воображении картину гибнущего корабля. Одних его слов о корабле было достаточно, чтобы внушить всем тут же иллюзию.

А вот ещё один рассказ - о хромом коке. Его неожиданная смерть взволновала многих, кто был на корабле. В тот же день повара похоронили по морскому обычаю - спустили в море. А вечером многие увидели мертвеца, идущего по воде за судном и прихрамывающего на одну ногу! Всю ночь напуганные люди не смогли заснуть. А утром всё разъяснилось: вместо призрака все увидели обрубок доски, привязанный к корме.

«К числу коллективных галлюцинаций, -пишет В.М.Бехтерев, - относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы и нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одного из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.

Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждый знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

Николай ОЗЕРОВ

В современном мире свирепствует куда более страшная эпидемия, чем лихорадка Эбола – массовая индуцированная паранойя. Именно это заболевание стало причиной жуткой резни в Руанде (1994 г.) и Косово (1998 г.). После акции 11 сентября 2001 г. подозрительность, оправдывающая любые нарушения прав человека, стала нормой в «благополучных» Европе и Америке. Массовый психоз в России привёл к реставрации «империи зла» и невероятной русско-украинской войне на Донбассе.

Как видите, психическая инфекция распространена повсеместно, а жертвы её исчисляются миллионами. Пути передачи: бытовой контактно-информационный и массовый транСМИссивный. Возбудители: сплетни, слухи и искусственно создаваемые «мемы» («каратели», «укрофашисты», «хунта» и т. д.). Источником может быть как больной, являющийся пленником собственных иллюзий, так и носитель, транслирующий «дезу» по каким-то своим скотским соображениям.

Сладострастие, жестокость и русский мир глазами психолога.

Такое впечатление, что кто-то время от времени, по меткому выражению Оксаны Забужко, жмёт на «кнопку» самых низменных человеческих чувств. Ленин, например, давил на обычную зависть, и она стала называться «классовой ненавистью». Гитлер смог развить немецкое самомнение до идеи расового превосходства. А Путин, индуцируя массовый психоз в России, использует древний комплекс рабской неполноценности с извечным же великороссийским самодовольством и бредоподобными фантазиями величия. Это и есть та широта загадочной русской души, о которой писал Достоевский. Но психологи и психиатры называют данный феномен гораздо прозаичнее – садомазохизм:

  1. Мазохизм . На современном этапе окультурился и выродился в привычку видеть в отечестве своём и самом себе один негатив, а на Западе, пусть и «прогнившие» вследствие защитной рационализации, но всё же блага цивилизации. В чём же тут кайф? Да в том, что даже бедность и духовную нищету можно себе в заслугу поставить. Мол, благодаря нам жируете и нам должны. Да платить-то, подлецы, и не желаете! И отсюда уже один шаг к другому полюсу массового психоза в России;
  2. Садизм . Происходит от тайных желаний самодержавной вседозволенности, которые Кремль XXI века демонстрирует и внушает гораздо тоньше и культурнее, чем Иван IV или Пётр І. Как всегда помогают искажающие сказки о «великом прошлом» в духе панславизма, и защитное отрицание «такой страны Украина». А настоящее, со всей его грязью и кровью, всё равно рано или поздно войдёт в героическую историю с верой в светлое будущее «прекраснаго рускаго мiра».

Удивительно, но как оказалось, массовый психоз в России можно делать не только из зла, но и из добра. Многие ополченцы РФ, которые едут воевать в Украину, уверены, что помогают «СВОЕМУ» народу и отстаивают «СВОЮ» культуру. А виноват во всём, по механизму проекции, проклятый госдеп, Гейропа и укрофашисты, а не любимый царь с боярами-олигархами. Не собственные глупости и мракобесие, а пресловутая «мировая закулиса»;

Информационное противоборство в современной войне как шаманская практика.

В том, что сегодня большинство граждан РФ не только говорят, но и думают пропагандистскими штампами, есть что-то мистическое. Любой самый идиотский фейк или постановочный сюжет, как камень, брошенный с горы, тут же вызывает лавину ненависти и маразма в комментариях и репостах. В фантазии заражённых, то есть зомбированных, бандиты превращаются в борцов за свободу, а захватчики в освободителей. При этом они сокрушаются, что у жителей Украины нет «нормального ТВ», а только лживые «укроСМИ» с «пиндосской» пропагандой.

Таким образом, любой разговор с пророссийским фанатиком быстро превращается в «хохлосрач». Если же тот, кто выявляет признаки зомбированного человека, ваш друг, брат, хороший знакомый или просто культурный человек, то перед тем как предать вас анафеме он сначала «очень вежливо и корректно» перескажет все известные ему байки Киселёв-ТВ. Интересно, что просмотр новостей и ток-шоу России, поражённый массовым психозом, как правило, отрицает.

Но массовое зомбирование людей это не только пропаганда. Обратите внимание на остальной «медиа-продукт». Это либо «жёлтые» слухи, либо предсказания конца света с рекламой колдунов, гадалок, целителей, экстрасенсов и магов, готовых снять порчу, сглаз, залатать информационные дыры и сделать полную «переполюсовку» (я ничего не придумывал) организма. Можно смело ставить диагноз шизофрения!

А может в этом-то всё и дело? Реально, есть люди, готовые платить 1000 евро медиуму, проживающему в UK, за то, чтобы очистить карму своего захромавшего кота, который в прошлой жизни был Буцефалом Александра Македонского и теперь мучается от чувства вины за проигранную в Индии битву! Такое впечатление, что мы недалеко ушли от современников Чингис-хана и до сих пор прислушиваемся к звону бубна из человечьей кожи. Не эта ли склонность к зомбификации, наравне с национальным садо-мазо, вызвали массовый психоз в России — ментальном, а не географическом пространстве?

pavorit.livejournal.com

Психопатологический анализ массового военного психоза России.

В психиатрии есть понятие индуцированного бреда, что означает передачу бреда психически больного человека лицам, до этого считающимися здоровыми. Индуктор бреда (человек первым заболевший бредовым расстройством) чаще страдает настоящим бредом в виде паранои или шизофрении, иногда психогенным (реактивным) или депрессивным бредом. По своему содержанию индуцированный бред может быть бредом ущерба, измены, преследования, отравления, реформаторства, изобретательства. Бред индуцированных личностей по сравнению с бредом индуктора менее систематизирован и беднее содержанием, излагается в самых общих чертах, с использованием перенятых у индуктора слов и выражений. Индуцированный бред развивается хронически (постепенно). Острые формы встречаются редко. У индуктора, кроме бредовых идей, отмечаются выраженные аффективные расстройства (эмоциональные) в форме страха, паники и экстаза. В ряде случаев у них бывают зрительные галлюцинации. Индуцированный бред может захватить как ближайшее окружение, так и значительное число лиц — так называемое «помешательство толпы».

Условия, необходимые для возникновения индуцированного бреда.

1. Продолжительное общение индуктора психоза с индуцированными лицами (чаще совместное проживание).

2. Бред индуктора должен развиваться исподволь, а содержание сопровождается правдоподобием, то есть явно не противоречить тому, что встречается в обыденной жизни, а также соответствовать установкам индуцируемого.

3. Доводы индуктора должны обладать значительной эмоциональной (аффективной) «заряженностью» и страстью, при этом его слова приобретают гораздо большую убедительность.

4. К дополнительным факторам для возникновения индуцированного психоза являются:

— продолжительное тревожное ожидание

— определенные социальные условия.

Применительно к ситуации в России — вскоре мы убедимся, что развитие массового военного психоза — по — настоящему спланированный и управляемый акт массового психического поражения населения, где главной силой выступает телевидение как ведущее средство массовой информации. Но сначала вернемся на много лет назад, к так называемым «массовым сеансам телевизионного лечения» доктора Кашпировского. В 1988 году впервые на Центральном телевидении СССР начались телевизионные лечебные сеансы Кашпировского, задекларируемая цель которых было массовое лечение всего населения страны. Так называемая «простота», «эффективность», «доступность метода» и охват сразу многомиллионной аудитории являлись главными аргументами в пользу такого лечения. Да, впервые в мировой истории такой «медицинский» эксперимент проводился с таким гигантским размахом. Что же заставило руководство Центрального телевидения начать такую трансляцию с выступлением ранее никому неизвестного гипнотизера? Ведь ранее специальность «психотерапия» не афишировалась особенно средствами массовой информации и применялась очень ограничено, в основном в области санаторно-курортного лечения и все нетрадиционные и альтернативные методы лечения чаще всего признавались «шарлатанством». Что же произошло, что вдруг задвинутую в крайний угол медицины специальность с таким широким размахом и рекламой выставили на всеобщее обозрение? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить те годы, а именно тогда СССР столкнулся с большими экономическими проблемами, вызванными снижением цен на нефть, что привело к сокращению валютных запасов страны, которые использовались для обеспечения насыщенности внутреннего рынка товарами и продуктами питания. На этом фоне КПСС начал проводить политику «перестройки и гласности», что привело к снижению уровня благосостояния и ощущению неопределенности и тревоги за будущее. Сложившаяся ситуация требовала неординарных мер влияния на массовое сознание. Для этого и стала использоваться «телевизионная психотерапия» доктора Кашпировского. Она показала себя весьма эффективным способом контролирования массового сознания. Достаточно вспомнить как «вымирали» улицы городов в момент проведения сеансов телетерапии, все сидели у телеэкранов как «загипнотизированные» и в этом была большая доля правды. Люди на время забывали о своих экономических проблемах и больше обращали свое внимание на здоровье, и если не значительную часть времени, то достаточно большую посвящали обсуждению этих сеансов, чем отвлекались от

В чем же была сила «гипнотического» влияния этих передач? Стоит начать с самого фактора телевизионного экрана. Телевизионный экран является полем, на который фокусируются световые сигналы с высокой частотой мелькания, при этом сознанием эта частота не фиксируется и не осознается, но подсознательно наши нервные центры, отвечающие за восприятие зрительной информации, постоянно реагируют на эти сигналы и при длительном просмотре телепередач в центральной нервной системе начинают формирование гипнотических фазовых состояний. Это еще не гипнотическое состояние, но очень к нему близкое. При гипнозе большая часть коры головного мозга находится в заторможенном состоянии (гипнотическом) и небольшая часть — в активном (так называемый «раппорт», через который воспринимается информация, оказывающая мощное внушающее воздействие на психику. При длительном просмотре телепередач в коре головного мозга формируются очаги торможения, но их тем больше, чем дольше идет просмотр телевизионных программ, и это состояние можно назвать «гипноидным» т.е состоянием, близким к гипнотическому. Вследствие вышесказанного — любое внушающее воздействие, проводимое с телеэкрана, может обладать мощным действием на психику зрителей. Думаю, что организаторы этих телешоу были довольны достигнутыми результатами и когда эксперимент подошел к концу, начались гонения на доктора Кашпировского. Вдруг ранее молчавшие профессора и академики в один голос заговорили о вреде этих сеансов и «отдаленных последствиях». В результате тень упала на настоящих психотерапевтов, которые реально, а не с телеэкрана эффективно лечили своих пациентов. В свое время и мне пришлось сталкиваться с негативным отношением некоторых больных к одному из самых эффективных методов лечения заболеваний. Думаю, что спецслужбы взяли на вооружение такой способ массового внушающего воздействия на миллионы людей и сейчас весьма эффективно используют для психологического зомбирования населения России, а если предположить, что может использоваться и так называемый «25 кадр» или другие более современные «находки», то можно представить, с какой мощью обрушивается на зрителей «правильно дозируемая» информация. Рассмотрев главное оружие влияния на психику населения России перейдем к тому, как проводится в жизнь насаждение массового психоза.

Первое важное условие формирования обстановки индуцированного массового психоза — это длительное общение с индуктором, в данном случае мы говорим о практически бессменном руководителе России. Для этого важно создать положительный образ решительного, умного и заботливого «отца нации», готового на все для блага жителей своей страны. В этом плане телевидение сделало очень многое и «образ» удался (полеты на военных истребителях, погружения в морские глубины на подводных лодках и с аквалангами, резкие заявления разобраться с «врагами народа»).

Второе важное условие — предлагаемый бред должен быть правдоподобным. Применительно к ситуации, которая развивалась в России, стоит вспомнить — как формировали образ Украины в качестве врага России. Для этого в течение длительного времени населению России говорили о том, что Украина поставляет в Россию то недоброкачественные овощи, то молочные продукты, мясо, конфеты и т.п. А когда происходили события на Майдане, то народные волнения и недовольство правлением Януковича представили как «фашистский переворот». Вместо избиения и расстрела протестующих, показывали как избивают «мирных беркутовцев и спецназовцев». Затем еще больше — стали говорить о том, что пора идти и спасать от «фашистов» несчастное население Донбасса. А для этого все средства хороши, в том числе и массовые убийства «укропов», и здесь телевидение сыграло важную внушающую роль, показывая красочно «зверства украинцев».

Третье важное условие — доводы индуктора психоза должны быть эмоционально заряженными. С этими условиями прекрасно справляется лидер России на проводимых конференциях. Для усиления эффекта его часто показывают крупным планом, особенно глаза, что является тем внушаемым элементом, который использовался и при проведении телетерапии Кашпировского.

Дополнительные факторы. В данном случае их более чем достаточно — в первую очередь это общее ухудшение уровня жизни, снижение доходов, алкоголизм, наркомания, снижение культурного уровня, появление тревожных ожиданий, отсутствие

положительной перспективы (в данном случае создание образа врага, который распространяется практически на все цивилизованные страны мира, не поддерживающие политику Кремля).

К дополнительным факторам, ухудшающим массовый военный психоз в России, может быть борьба с инакомыслящими, закрытие независимых ТВ-каналов и других источников информации, в частности интернета, что приводит к информационной изоляции и еще большему влиянию источника массового индуцированного психоза (индуктора) на население страны.

Последствие для психического и нравственного здоровья для населения России будут катастрофическими, ведь нравственный распад населения приведет и к территориальному распаду государства с дальнейшим обнищанием и сокращением русскоязычного населения и дальнейшим приростом других народов, более адаптированных к трудным условиям жизни.

Можно предположить, что дальнейшее развитие событий будет усиливать существующие факторы, способствующие дальнейшему развитию индуцированного психоза и умелое манипулирование

ими приведет к усилению и углублению психоза в России, с постепенным переводом развития страны по пути Северной Кореи.

Просьба к неравнодушным помочь в собрании средств для создания «Центра Народной Медицины»

Благотворительный счет (грн)

Счет: 29244825509100 МФО: 305299, ЕГРПОУ: 14360570.

www.chiyanov.com

Массовый психоз

Массовый психоз — это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым .

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия.
Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы.
Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид.
  • Большинство событий описано в трудах советского биофизика А. Л. Чижевского, обосновывающего влияние Солнца на физический мир Земли .
    Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью» .
    Не до конца понятным остается механизм передачи истерии от человека к человеку. Также не найдено логическое объяснение тому, почему одних она поражает, а других нет.

    Распространенные феномены массового психоза XXI века

    Если массовые психозы средневековья объясняются с точки зрения гелиопсихологии, то с двадцатого века, особенно со второй его половины создание псидемических волн все более становится делом бизнеса и политики, полем продуманных социальных стратегий неких узких заинтересованных группировок .
    Наибольшую распространенность массовые психозы приобрели при следующих состояниях сознания людей:

    Производная от общечеловеческой игромании, во всей ее неистощимой многоликости.

    Мания технического совершенствования, замешанная на многих человеческих чувствах и страстях: тщеславии, зависти, тревожности, собственничестве, страсти к творчеству и т.д.

    Весь сложный конгломерат массово неудовлетворяемой потребности в общении и самореализации через общение.

    Инфантильно-иждивенческий инстинкт, отчасти охотничий и все то же собственничество.

    «Социальные сети не так уж безобидны и, помимо «бесцельно прожитых лет», которые они обеспечивают каждому более или менее активному пользователю, способны наградить его определёнными психологическими проблемами, которые затем, в конечном итоге, выливаются в проблемы с телесным здоровьем» .

    09.01.2012 в Москву из Барселоны прилетел самолет, рейс которого в понедельник был отложен на 9 часов. Это произошло из-за того, что перед плановым взлетом на лайнере авиакомпании «Башкортостан», принадлежащей холдингу «ВИМ-Авиа», начались технические неполадки. Экипаж заявил, что все в порядке, но пассажиров это не успокоило. Сомневаясь в исправности воздушного судна, они потребовали заменить и борт, и пилотов. В авиакомпании вернули всех пассажиров в здание аэропорта и — как утверждают — тщательно осмотрели самолет. После этого он поднялся в воздух, правда, лететь на нем согласились далеко не все .

    29.12.2011. Текущую ситуацию после землетрясения, сложившуюся в настоящий момент в Красноярске, в ГУ МЧС по Красноярскому краю назвали «массовым психозом». Как сообщили в ведомстве, горожане активно распространяют ложную информацию о землетрясении в городе. Например, что «якобы от имени спасателей началась эвакуация школ и детсадов, а также офисных зданий». «Распоряжение об эвакуации никто не давал. Кроме того, мы не ждем повторных толчков», - заявили в ГУ МЧС России по Красноярскому краю .

    «Вы не на поле чудес, вы скорее в «стране дураков». Неужели нет повода собрать семью, сказать всем родным, друзьям, соседям пожелания от души в течение года. Службы 03 и 02 внутри подсознательно уже настраиваются в эти дни на активную работу»

    Механизм формирования массового психоза

    Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют:
    — публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
    — контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно;
    — совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

    В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права .

    З.Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это ее восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

    Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей (например, членов семьи до тех пор пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми). Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее. Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонс-тауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов паствы покончили с собой, выпив препарат цианида.

    Лавров диагностировал у американских политиков «массовый психоз» и «параноидальную русофобию»

    Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью курдскому телеканалу Rudaw в понедельник, 24 июля, заявил, что в Соединённых Штатах расцвело «параноидальное увлечение русофобией». Расшифровка опубликована на официальном сайте российского внешнеполитического ведомства.

    «Мы понимаем, насколько сейчас тяжело в Вашингтоне тем, кто пытается всё-таки проявлять здравый смысл в условиях повального, параноидального увлечения русофобией», - заявил глава российской дипломатии.

    По словам Лаврова, «нормальным людям там непросто». Министр также заявил, что «даже не подозревал, что американские политические деятели могут быть подвержены такому массовому психозу».

    «Я со многими из них общался, когда работал еще в Нью-Йорке. Для меня всё происходящее сейчас очень удивительно», - добавил он.

    Как отметил руководитель российского дипломатического ведомства, американские политики сами себя «загоняют на очень высокий забор, откуда потом трудно прыгать».

    «Все, что мусолится на страницах газет, экранах телевизоров в США, это, как у нас говорят, простите за непарламентское выражение, «высосано из пальца», - подчеркнул глава российского МИДа.

Судорожные эпидемии в истории

Не менее ярко сила внушения сказывается в так называемых психопатических эпидемиях.

На этих психопатических эпидемиях отражаются прежде всего господствующие воззрения народных масс данной эпохи, данного слоя общества или данной местности. Но не может подлежать никакому сомнению, что ближайшим толчком для развития этих эпидемий являются: внушение, взаимовнушение и самовнушение.

Господствующие воззрения являются здесь благоприятной почвой для распространения путем невольной передачи от одного лица другому тех или иных психопатических состояний. Эпидемическое распространение так называемой бесоодержимости в средние века бесспорно носит на себе все следы установившихся в то время народных воззрений на чрезвычайную силу дьявола над человеком; но тем не менее также бесспорно, что развитие и распространение этих эпидемий обязано в значительной мере и силе внушения.

Вот, например, средневековый пастор во время церковного богослужения говорит о власти демона над человеком, увещевая народ быть ближе к Богу, и во время этой речи в одном из патетических мест к ужасу слушателей воображаемый демон проявляет свою власть над одним из присутствующих, повергая его в страшные корчи. За этим следуют другая и третья жертвы. То же повторяется и при других богослужениях.

Можно ли сомневаться в том, что здесь дело идет о прямом внушении бесоодержимости, переходящем затем и в жизнь народа и выхватывающем из последнего свои жертвы даже и вне богослужебных церемоний.

Когда укоренились известные верования о возможности воплощения дьявола в человеке, то это верование само по себе уже действует путем взаимовнушения и самовнушения на многих психопатических личностей и приводит таким образом к развитию демономатических эпидемий, которыми так богата история средних веков.

Благодаря самовнушению те или другие мистические идеи, вытекавшие из мировоззрения средних веков, нередко являлись вместе с тем источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые, благодаря господствовавшим верованиям, также получали наклонность к эпидемическому распространению. …

Таково, очевидно, происхождение судорожных и иных средневековых эпидемий, известных под названием пляски св.Витта и св.Иоанна.

Замечательна эпидемия самобичевания, распространившаяся из Италии по Европе в 1266 г., о которой историк сообщает следующее: «Беспримерный дух самообвинения внезапно овладел умами народа. Страх перед Христом напал на всех; благородные и простые, старые и молодые, даже дети лет пяти бродили по улицам без одежд с одним только поясом вокруг талии. У каждого была плеть из кожаных ремней, которой они бичевали со слезами и вздохами свои члены так жестоко, что кровь лила из их ран».

Затем в 1370 году не менее поразительным образом распространилась по Европе мания плясок, которая в Италии приняла своеобразную форму тарантизма. В это время танцоры наполняли улицы европейских городов, особенно в Германии и в Нидерландах. Все бросали свои обычные занятия и домашние Дела, чтобы отдаться неистовой пляске.

Еще более поучительная картина представляется нам в описании судорожных эпидемий, развившихся в Париже в прошлом столетии, объединяющим объектом которых явилось Сен-Медарское кладбище с могилой дьякона Пари, некогда прославившегося своим аскетическим образом жизни. Это описание принадлежит известному Луи Фигье.

«Конвульсии Жанны, излечившейся на могиле Пари от истерической контрактуры в припадке судорог, послужили сигналом для новой пляски св.Витта, возродившейся в центре Парижа в XVIH веке с бесконечными вариациями, одна мрачнее или смешнее другой.

Со всех частей города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные, все уверяли, что они и конвульсионировали, и конвульсионируют по-своему. Это был всемирный танец, настоящая тарантелла.

Вся площадь Сен-Медарского кладбища и соседних улиц была занята массой девушек, женщин, больных всех возрастов, конвульсионирующих как бы вперегонку друг с другом. Здесь мужчины бьются об землю как настоящие эпилептики, в то время как другие немного дальше глотают камешки, кусочки стекла и даже горящие угли; там женщины ходят на голове с той степенью странности или цинизма, которая вообще совместима с такого рода упражнениями. В другом месте женщины, растянувшись во весь рост, приглашают зрителей ударять их по животу и бывают довольны только тогда, когда 10 или 12 мужчин обрушиваются на них зараз всей своей тяжестью.

Люди корчатся, кривляются и двигаются на тысячу различных ладов. Есть впрочем и более заученные конвульсии, напоминающие пантомимы и позы, в которых изображаются какие-нибудь религиозные мистерии, особенно же часто сцены из страданий Спасителя.

Среди всего этого нестройного шабаша слышатся только стон, пение, рев, свист, декламация, пророчество и мяуканье. Но преобладающую роль в этой эпидемии конвульсионеров играют танцы. Хором управляет духовное лицо, аббат Бешерон, который, чтобы быть на виду у всех, стоит на могиле. Здесь он совершает ежедневно с искусством, не выдерживающим соперничества, свое любимое «по», знаменитый скачок карпа (saute de Carpe), постоянно приводящий зрителей в восторг….

…Всюду на дворах, под воротами можно было слышать или видеть, как терзается какой-нибудь несчастный; его вид действовал заразительно на присутствующих и побуждал их к подражанию. Зло приняло такие значительные размеры, что королем был издан такой указ, по которому всякий конвульсионирующий предавался суду, специально учрежденному при арсенале, и приговаривался к тюремному заключению.
После этого конвульсионеры стали только искуснее скрываться, но не вывелись».

Познакомившись с этими своеобразными общественными явлениями, можно ли сомневаться в том, что эпидемии конвульсионирующих развивались благодаря взаимовнушению на почве религиозного мистицизма и тяжелых суеверий.

Здесь следует также вспомнить о шаманстве и массовых религиозных церемониях у восточных народов (дервиши и пр.). где также мы встречаемся с явлениями, создающими благоприятную почву для внушения и самовнушения.

Не подлежит никакому сомнению, что в рассматриваемых случаях есть немало места и для проявления совершенно бессознательного подражания, но наряду с этим почти во всех массовых церемониях, сопровождающихся воодушевлением участников, доходящим до степени религиозного экстаза, есть и другой фактор, приводящий к общественной заразе. Этот фактор есть внушение. Оно действует решительно везде, где дело идет об объединении группы лиц одними и теми же чувствами и мыслями и представляет собою не что иное, как непроизвольное прививание известных настроений, идей или действий

Эпидемии колдовства и бесоодержимости

Очевидно, подобным же образом объясняется и происхождение колдовства, этой страшной болезни, из-за которой погибло на костре и эшафоте наверно много более народа, нежели во всех вместе взятых войнах истекшего столетия. Не допустив взаимовнушения и самовнушения, мы не могли бы понять ни столь значительного распространения эпидемий колдовства, проявлявшихся в самых различных частях Европы, особенно в XVI веке, ни почти стереотипного описания видении, которым подвергались несчастные колдуны и колдуньи средних веков.

По описанию Regnard’a, к женщине, которая обыкновенно подвержена конвульсивным приступам, в один прекрасный вечер является изящный и грациозный кавалер; он нередко входил через открытую дверь, но чаще появлялся внезапно, вырастая как бы из земли. Вот как его описывают колдуньи на суде: «Он одет в белое платье, а на голове у него черная бархатная шапочка с красным пером или же на нем роскошный кафтан, осыпанный драгоценными каменьями вроде тех, что носят вельможи.

Незнакомец является или по собственной инициативе, или на зов, или же на заклинание своей будущей жертвы. Он предлагает ведьме обогатить ее и сделать могущественной; показывает ей свою шляпу, полную денег; но чтобы удостоиться всех этих благ, ей придется отречься от Св.крещения, от Бога и отдаться Сатане душой и телом.

Вот стереотипные описания демонических галлюцинаций, которым подвергались истерические женщины средних веков или так называемые колдуньи по тогдашним понятиям.

Ясно, что здесь дело идет о галлюцинациях такого рода, которые выливаются в определенную форму, благодаря представлениям, упрочившимся в психике путем самовнушения или внушения быть может еще с детства, благодаря рассказам и передаче из уст в уста о возможности появления дьявола в роли соблазнителя.

Другое не менее распространенное убеждение в народе, которое получило особенную силу, благодаря религиозному мистицизму, в эпоху средних веков есть так называемая бесоодержимость, то есть обладание дьяволом человеческого тела.

Благодаря самовнушению о вселении дьявола в тело, эта идея нередко является источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые также способны к эпидемическому распространению.

«Первая большая эпидемия этого рода, - по словам Реньяра, - произошла в Мадридском монастыре.

Почти всегда в монастырях и главным образом в женских обителях религиозные обряды и постоянное сосредоточение на чудесном влекли за собою различные нервные расстройства, составлявшие в своей совокупности то, что называлось бесноватостью. Мадридская эпидемия началась в монастыре бенедиктинок, игуменье которого, донне Терезе, еле исполнилось в то время 26 лет. С одной монахиней вдруг стали случаться страшные конвульсии. У нее делались внезапные судороги, мертвели и скорчивались руки, выходила пена изо рта, изгибалось все тело в дугу наподобие арки, опиравшейся на затылок и пятки. По ночам больная издавала страшные вопли и под конец ею овладевал настоящий бред.

Несчастная объявила, что в нее вселился демон Перегрино, который не дает ей покоя. Вскоре демоны овладели всеми монахинями за исключением пяти женщин, причем сама донна Тереза тоже сделалась жертвой этого недуга.»

Бесноватость бенедиктинок наделала много шуму, но ее известность ничтожна по сравнению с эпидемией бесноватости урсулинок («Урсулинки» - члены женского католического монашеского ордена, основанного в XVI веке в Италии и названного по имени святой Урсулы), которая разразилась в 1610 году.

…По крайней мере и до сих пор среди стекающихся богомольцев к святым местам из глухих углов провинции можно встретить тех же самых беснующихся или одержимых, которые наблюдались и в средние века, но болезнь эта ныне много реже распространяется эпидемически, как то было в средние века.

Следует заметить, что одержимость в своих проявлениях изменяется в зависимости от воззрения народов. Так, например, в Японии вследствие существующего поверья, по которому лисица является животным, тесно связанным с понятием о дьяволе, довольно распространена болезнь, которая может быть названа «одержимостью лисицами».

Здесь заслуживает упоминания, что кроме бесоодержимости еще и поныне встречается в простом народе, по крайней мере у русских, «одержимость гадами», которую я описал как особый вид психоза в 1900 году.

В этом случае больные, обыкновенно также истерики и истерички, признают, что в их желудке живут змеи или жабы, которые терзают их и терзают. Змея, по убеждению больных, заползает к ним в желудок через рот обыкновенно во время сна; жаба же или лягушки развиваются в желудке из случайно проглоченной икры. В новейшее время в нашей клинике были сделаны и дальнейшие наблюдения над «одержимостью гадами». Здесь следует однако заметить, что эта форма одержимости наблюдалась до сих пор лишь отдельными случаями, хотя возможны и здесь случаи одновременного заболевания нескольких лиц .

Эпидемии кликушества и порчи

Наше современное кликушество в русском народе не есть ли тоже отражение средневековых демонопатических болезненных форм? В этом отношении авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью.

По словам д-ра Краинсного, имевшего возможность исследовать эпидемии кликушества на местах их развития, «кликушество, начиная с XVI века по настоящее время, составляет явление русской народной жизни, игравшее и играющее в ней далеко не последнюю роль. Несмотря на значительный прогресс, имевший место за последние десятилетия в культуре русского народа; кликушество и в настоящее время проявляется в той форме, как оно нам известно по литературным источникам XVI и XVII века».

«Распространено кликушество по всей России, преимущественно на Севере и в Великороссии. Особенно много кликуш в Московской, Смоленской, Тульской, Новгородской и Вологодской губерниях, хотя и все вообще соседние с Московской губернии отдают кликушеству изрядную дань. К югу много кликуш находим в Курской губернии; но далее в Харьковской и южных губерниях кликуши становятся очень редкими и постепенно исчезают.

На западе есть центр, куда стекается много пришлых со всей России кликуш, это - Киево-Печерская лавра. Но в юго-западном и северо-западном крае, несмотря на существующие там понятия о колдовстве, кликушество в чистой форме не встречается. Зато по всему северу России и далее на восток по всей Сибири кликушество широко распространено, составляя обыденное явление народной жизни. На севере распространена особая форма кликушества в виде томительной икоты. Инересно, что в несколько измененной форме оно встречается у лопарей, а на востоке у киргизов».

Само по себе кликушество есть не что иное, как разновидность истерической одержимости, принимающая своеобразную форму, благодаря воззрениям простого народа, допускающим возможность «порчи людей» различными способами со стороны мнимых колдунов и ведьм, что и приводит к развитию приступов истерии разнообразными судорогами и кривляниями и с выкликаниями имен лиц, по мнению больных их испортивших, особенно во время наиболее торжественных молитвословий в церквах.

Наиболее частая и типическая форма кликушного припадка состоит в том, что кликуша начинает «кричать на голоса» - симптом, от которого болезнь и получила свое название. Иногда кликуша произносит «бессмысленные звуки с различными переливами и интонацией… Крик этот напоминает всхлипывание, голоса животных, собачий лай или кукуканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками…

Надо впрочем заметить, что припадок редко ограничивается одним криком. Обыкновенно кликуша падает на землю и при продолжающемся выкликивании начинает биться, производя самые разнообразные движения… Кликуша катается по полу, беспорядочно мечется, бьет руками и ногами об пол, извивается… Движения эти то усиливаются, то стихают. Продолжительность припадка от 10 минут до 2-3 часов.

Эпидемия кликушества в России прививалась издавна то в той, то в другой местности.

«В хуторе Букреевском Екатеринославской губернии весною 1861 года на людях появилась болезнь, от которой заболевающие падают без чувств на землю и одни из них хохочут, другие плачут, некоторые лают по-собачьи и кукукают по-птичьи и в припадке болезни рассказывают, как они попорчены и кто еще через несколько суток будет поражен такою болезнью, причем некоторые из предсказаний скоро сбывались. Пораженных такой болезнью 7 душ».

Своеобразным толкованием происхождения кликушества объясняется и взгляд народа, что кликуша не может быть вылечена врачебным вмешательством, «порча» может быть снята тем же колдуном или ведьмой или каким-либо другим более сильным Колдуном, или же наконец путем чудесного исцеления при проявлении Божественной благодати.

Что касается до самой натуры кликушества, то в настоящее время еще нет полного согласия между авторами, писавшими о кликушестве. Клементовский, Штейнберг и Никитин признают его за проявление истерии, другие же, как например Краинойог, рассматривают его как своеобразное болезненное состояние, развивающееся на почве сомнамбулизма (в смысле Шарко). На основании своих наблюдений, сделанных над кликушами, исследованными в клинике, я прихожу к выводу, что кликушество представляет собою своеобразный истерический психоз, в котором бред находится в тесной связи с истерическими судорогами и сомнамбулическими приступами истерического же характера.

Ввиду всего вышесказанного нельзя не согласиться с тем, что кликушество, являясь своеобразным истерическим психозом, в значительной мере обязано своим происхождением бытовой стороне жизни русского народа. Очевидно, что своеобразные суеверия и религиозные верования народа дают психическую окраску того болезненного состояния, которое известно под названием порчи, кликушества и бесноватости.

Глубоко интересен вопрос о развитии кликушества и бесоодержимости в нашем народе. В этом отношении играет, по-видимому, огромную роль невольное самовнушение и внушение, испытываемое отдельными лицами при различных условях.

Будучи сам свидетелем такого рода отчитываний порченых и бесноватых в отдаленных монастырях европейской России, я вполне разделяю взгляд автора о значении монастырей как распространителей порчи и бесоодержимости в населении.

«Уже в течение нескольких веков сюда (то есть к московским монастырям), говорит д-р Краинский, стекаются на богомолье кликуши со всех сторон России с надеждою получить исцеление.»

При существовании религиозного внушения о возможности порчи и бесоодержимости, очевидно, достаточно для предрасположенной личности уже самого незначительного повода, чтобы развилась болезнь.

Если такая личность случайно взяла из рук подозреваемого в колдовстве лица какую-либо вещь или поела его хлеба, выпила воды или квасу из его рук, или даже просто встретилась с ним на дороге, - всего этого уже достаточно, чтобы; болезнь развилась в полной степени.

Впрочем, кликушество в народе, хотя еще и по сие Время заявляет о себе отдельными вспышками эпидемий в тех или других местах нашей провинции, но во всяком случае в настоящее время оно уже не приводит к развитию тех грозных эпидемий, какими отличались средние века, когда воззрения на могучую власть дьявола и бесоодержимость были господствующими не только среди простого народа, но и среди интеллигентных классов общества и даже среди самих судей, которые были призваны для выполнения над колдунами и колдуньями правосудия и удовлетворения общественной совести.

О БРЕДОВЫХ РАССТРОЙСТВАХ – ИНДУЦИРОВАННЫХ И МАССОВЫХ

Бредовое расстройство (или психоз) – это четко определяемое нарушение психической деятельности человека, при котором его поведенческие реакции противоречат реальной ситуации. Существует весьма обширная их классификация по различным критериям. В этой статье мы обсудим один из типов – а именно – индуцированный психоз (индуцированное бредовое расстройство).
Визитной карточкой индуцированного психоза является наличие симптомов душевного расстройства у вполне психически здорового человека. Откуда берутся эти симптомы? Давайте разбираться.

Представьте себе семью, состоящую из пожилой матери и немолодой уже дочери, которые в силу обстоятельств вынуждены жить под одной крышей. У матери ввиду преклонного возраста прослеживаются явные признаки начинающейся паранойи – ей мерещатся коварные заговоры социальных работников, продавцов она постоянно обвиняет в попытках ее обвесить или обсчитать, женщина убеждена, что сосед - подросток однажды ночью обязательно взломает дверь и украдет все ее сбережения. Подобных бредовых идей день ото дня становится все больше и, конечно же, она регулярно делится своими переживаниями с дочерью.

Спустя какое - то время в психиатрическое отделение больницы доставляют женщину средних лет, которая неадекватно вела себя в общественном месте – продуктовом магазине – набросилась с кулаками на кассира, обвиняла всех работников торговли в тайном сговоре против покупателей.
Перед специалистами клиники стоит непростая задача – они должны распознать истинный ли это психоз либо индуцированный. Ведь на самом деле больна в нашей истории мать – она и является индуктором симптомов, а дочь просто - напросто реципиент материнских бредовых идей. Для исцеления индуцированного пациента достаточно всего лишь полностью прервать его связь с индуктором. Последнему же необходим соответствующий курс лечения.

Стать жертвой индуцированного бреда деле гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Если донор психоза и реципиент находятся в достаточно близких отношениях и первый пользуется авторитетом у второго, то рано или поздно бредовые идеи получат шанс затмить голос разума психически здорового человека, вызывая тем самым состояние психоза.

Кроме того жертвами индуктора могут стать одновременно несколько человек и даже целые толпы. В истории множество примеров, когда психически неуравновешенный правитель заражал своим бредом преимущественное большинство жителей своей страны. Ярчайшие из них – диктатура Иосифа Сталина и теория о превосходстве арийской расы Адольфа Гитлера.

Индуцированный бред, распространенный на большое количество людей именуется массовым психозом. Под этим понятием подразумевается состояние толпы людей, находящихся под влиянием любой общей идеи, веры.

Все человечество веками живет в состоянии то одного, то другого массового психоза.

Человек, по сути, продукт своей среды обитания, ему проще мыслить так, как большинство.

Вот почему мы верим в силу заряженной экстрасенсом по телевизору воды, в похудение с помощью гипноза и волшебного блина из белой глины и в то, что кто - то где - то когда - то видел НЛО. Распространению массового бредового состояния немало способствуют Интернет и телевидение. Кто из нас не получал по электронной почте писем от неизвестного автора, повествующих о найденных в детском питании осколках стекла или о яде, который специально добавляют в некоторые продукты питания?

Однако, наряду с идеями бредовыми, существуют и нормальные, адекватные теории. Как же их распознать? Во - первых, стоит отказаться от влияния всех средств массового индуцирования (радио, ТВ). Во - вторых, сопоставить данные из разных источников информации, оценить их достоверность и логичность. Стоит пользоваться обширными данными, а не брать на веру какой - нибудь единичный случай. Истинная теория всегда будет логичной, не имеющей внутренних противоречий.
Еще один признак, по которому можно распознать массовый психоз – это характеристика его участников.

Существуют определенные категории людей, подверженных индукции более других. Качества, присущие жертвам массовых бредовых состояний – агрессия, внушаемость и фанатичность, низкий уровень интеллекта. Рассмотрим каждое из них отдельно.

Агрессия
К ней прибегают в тех случаях, когда угроза физического насилия становится единственным способом доказать свою правоту. Если толпа требует расправы с оппонентами (войны, пыток, лишения свободы), оправдываясь некой высшей целью – это однозначно массовый психоз.

Внушаемость и фанатичность
А также суеверие и религиозность. Понятия эти по - своему схожи, но разница есть. Если в толпе «идейных» встречаются персонажи, которые верят в гадания, гороскопы, силу рассыпанной соли и опасность черных кошек, то вы имеете дело с жертвами массового бреда. То же самое можно сказать о сообществе религиозных фанатиков, требующих расправы с «неверными» - ни одна религия не поощряет насилие, преследования и неуважение к ближнему – то есть люди сами противоречат исповедуемой вере.

Низкий уровень интеллекта
Примером могут послужить демонстрации безработных, бездомных, которые противопоставляют себя кругу людей с более высоким уровнем интеллекта. Примечательно, что работники культурной сферы, успешные предприниматели, ученые и даже студенты ВУЗов менее подвержены массовым состояниям, чем представители рабочего класса, не говоря уж о люмпенизированных слоях населения.

Итак, если участникам каких - либо масштабных действий присущи все или некоторые из перечисленных качеств, то вы стали свидетелем явления массового психоза. И только критическое осмысление происходящего поможет вам избежать его пагубного воздействия.

Статья для обсуждения. Ваше мнение?