Кто сделал первый стол? История стола: Древние столы и их современные аналоги Завершение трапезы на Руси

Кто сделал первый стол? История стола: Древние столы и их современные аналоги Завершение трапезы на Руси

Стол появился тогда, когда человек еще только начинал свой эволюционный путь. Большой плоский камень составлял обязательный предмет меблировки жилища пещерного человека – на нем обрабатывались туши животных, тесались орудия труда. Нагибаться над низким валуном было неудобно – плоскость стола оказалось лучше приподнять на уровень пояса. Это был первый шаг к эргономике мебели.

В Древнем Египте умели делать столы из дерева. За ними сидели на подушках, поэтому столешница располагалась довольно низко. Египтяне, кстати, первыми догадались использовать для соединения деталей мебели деревянный штифт. Столы были роскошью и часто украшались обивкой металлическими листами, кожей, тканью. Самый простой рабочий стол уже тогда имел форму современного письменного стола. Столы для еды отличались низкими ножками или полным их отсутствием (египтяне трапезничали, положив доску округлой формы на колени).

Древние греки покрывали папирус вязью письма, также сидя на корточках. Они чрезвычайно развили культуру письма, внедрили в свой быт библиотеки. Появилась профессия писаря – человека, который работал за письменным столом постоянно. Египетские столики были усовершенствованы греками – они стали более аккуратными, подходящими под пропорции человеческого тела, красивыми. Столы для яств также имели низкие ножки – греки трапезничали лежа. Такие столы делали легкими и мобильными – их уносили после приема пищи. А вот для напитков в богатых домах использовали высокие трехногие подставки. Столы изготавливали из мрамора, дерева и бронзы. Все формы современных столов берут начало с тех давних веков. Четырехугольные столешницы опирались на четыре ножки, круглые и овальные – на три или одну мощную.

Русичи, подобно китайцам и японцам, долгое время не ведали, что такое стол. Пировали на скатерти, расстеленной прямо на земле. Первые глинобитные столы появились на Руси в Х-ХI веке в крестьянских избах. Лишь к XVII веку эта мебель стала подвижной и изготавливаемой из дерева. А происхождением своим слово «стол» обязано «престолу» и издревле было синонимом трона или княжеского статуса. Слово «столица» имеет аналогичный корень. А вот в странах Западной Европы столы из дерева уже к XIV веку стали не просто обычными предметами меблировки жилищ, но и произведениями искусства. Самые разные формы этого предмета мебели сочетались с резьбой и инкрустацией. Однако грамотных людей в те времена было немного, поэтому за столами в основном обедали. А книгочеи и писцы работали за конторками, которые как предмет мебели получили широкое распространение к XVII веку, когда образование стало модным среди аристократии. Вначале за конторками работали стоя. Затем появились «сидячие» бюро и секретеры. Средневековый писец работал не так, как привыкли писать мы. Пергамент располагался на мольберте, расположенном под большим углом к горизонту (до 65 градусов), и удерживался благодаря натянутой поперек тесьме. Горизонтальная линия строки располагалась прямо перед глазами писца, а пергамент он постепенно сдвигал вверх. Сидел писец очень прямо. Кстати, забытое ныне положение стоя при письме и чтении на самом деле является наиболее здоровым и разумным.

Промышленная революция XIX века изменила письменный стол, добавив такие его разновидности, как кабинет и стол для приемов. Столы для письма сохранили наклонную поверхность, прямых письменных столов тогда еще не было. Развитие массового производства чуть позже привело к удешевлению и упрощению конструкции до щита на четырех ножках. Рост грамотности и плоские столешницы привели к массовому развитию сколиоза и остеохондроза. Таким образом, медики считают современную конструкцию письменного стола худшей за всю историю человечества. Ещё в 80-х годах отдельный письменный стол был большой роскошью. Кто-то обладал этой роскошью, а кто-то довольствовался обычным кухонным столом. В этом недалёком прошлом письменный стол был показателем интеллигентности семьи и, своего рода, зажиточностью. Он использовался по своему прямому назначению, то есть за ним писали, чертили, школьники делали уроки. И письменный стол в те времена действительно являлся «письменным».

За последние несколько десятилетий письменный стол радикально изменился. В ваше время он приобретался для различных целей. Он мог использоваться по своему прямому назначению как «письменный», что сейчас довольно большая редкость, ведь сейчас люди пишут не на столе, а чаще на компьютере и письменность в чистом виде является прерогативой детей, старичков или управляемых писателей, не желающих пускать в свою жизнь современные технологии. Кто-то разгадывает на нём кроссворды, читает книги или прессу, кто-то использует их как склад для своих бумаг, а кто-то даже ест. Часто письменные столы являются просто предметом мебели – обиходом интерьера.

Таким образом, слово «письменный», применимо к столу, начинает устаревать. И всё более в обиход входит словосочетание «рабочий стол». Однако сейчас мы стали писать гораздо меньше, чем раньше – компьютеризация делает чернила и ручку все менее необходимыми орудиями умственного труда. И здесь плоский стол стал необходимостью, приобретя полочку для клавиатуры и множество других вспомогательных поверхностей и превратившись в компьютерный стол. Но прогресс техники не стоит на месте, и вместе с ним столы приобретают новые функции и очертания. Но мы надеемся, что такой предмет интерьера, как письменный стол, все же не уступит своих позиций другим нововведениям, и мы всегда будем иметь возможность присесть за настоящий, красивый и широкий стол!

Ведь все же, даже с каждым днем убыстряющемся темпе жизни, иногда хочется почувствовать, что некоторые вещи неизменны, монолитны, ведь кажется, что более «высокие» мысли приходят на ум, когда сидишь за настоящим письменным столом! Даже простые каракули, написанные за таким столом, смотрятся серьезнее. Не упускайте возможности оставить за собой право почувствовать своеобразное величие, не всегда стоит идти на поводу у прогресса, иногда стоит оставить что-то и «для души», правда? Если Вы заинтересованы и хотите приобрести хороший, качественный и недорогой столик или стол – заходите к нам, в магазин «Ленмебель», находящийся в Санкт-Петербурге на Фрунзе, 15 или звоните: 373-90-50!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История мебели Презентацию приготовила: педагог первой кв.кат. Мархинина О.А.

Первые упоминания о мебели пришли к нам из Древнего Египта. там применялись табуреты, ларцы, сундуки, украшенные слоновой костью и натуральным камнем.

Позже появились кровати и своеобразные стулья В качестве материала применялась древесина

Простые сундуки в домах выполняли три функции: своеобразных шкафов для хранения одежды и утвари, сидений днём и кроватей ночью.

Помимо древесины применялись бронза и цветной мрамор: столешницы, оформленные мозаикой, и массивные скамьи из натурального камня говорили о достатке их хозяев

Мебель для простого люда была менее дорогой, но при этом вполне удобной.

Настоящим прорывом для изготовления мебели стало изобретение двуручной пилы, позволяющей получать тонкие доски

В результате появились легкие и прочные изделия – столы на четырёх ножках, сундуки-лари

Кровати с балдахином

в замках европейской знати появилась первая мягкая мебель. Сначала стулья и диваны просто обтягивали тканью, затем в качестве набивки стали использовать конский волос, овечью шерсть и даже лебяжий пух

Со временем появились новые стили в архитектуре,появились мягкие пуфы и диван без спинки – софа.

Простые шкафы видоизменились в зависимости от их основного назначения, так появились секретеры

Серванты (шкаф для посуды)

Стелажи (ряд полок в несколько ярусов)

Российская мебель была простой и функциональной. Обязательным атрибутом любой русской избы были сундуки, табуреты и, конечно же, лавки – широкие длинные скамьи без спинок. Днём они использовались для сидения, ночью – для сна, вместо кроватей

в царских резиденциях мебель была гораздо изящнее, но вместе с тем в ней отсутствовали излишняя роскошь и вычурность

В качестве древесины применялся дуб или карельская берёза, для обивки использовали шелк.

Высокие книжные шкафы имели дверцы со стеклянными вставками, за которыми хорошобыли видны и книги

Буфеты со стеклянными вставками где видна была изящная посуда

Спасибо за внимание.


Каринэ Кротова
Интегрированное занятие «История возникновения мебели»

Тема : «История возникновения мебели »

Приоритетная образовательная область : познавательное развитие

Интеграция образовательных областей : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель : закрепить знания о мебели , различных материалах, из которых изготавливают мебель ; учить фантазировать, придумывать новые качества для мебели ; развивать воображение, наблюдательность.

Задачи :

Образовательные : рассказать об истории создания различных предметов мебели (проследить за историей развития кресла , стула, кровати, дивана, стола); понимать и объяснить назначение различных предметов мебели ; обсудить из каких материалов сделаны те или иные предметы интерьера .

Развивающие : развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы; развивать ретроспективный взгляд на предметы; активизировать познавательную деятельность; закрепить навыки словообразования.

Воспитательные : формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии , инициативности и самостоятельности; воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, сделанными, руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям.

Информационные ресурсы :

1. Интерактивная доска SKRIN media , видеопректор “Optoma DS211»

2. Информационная сеть интернет

Предварительная работа : экскурсия в краеведческий музей по теме «История возникновения мебели » ;

Материалы и оборудование : интерактивная доска SKRIN media , видеопректор “Optoma DS211», презентация «Предметы быта» ; ватман, карандаши, иллюстрации.

Персонажи : Незнайка, злой волшебник

1. Организационный момент.

Дети играют в игровой комнате. К ним приходит воспитатель с гостем Незнайкой.

Воспитатель : Ребята, вы знаете что Незнайка принес нам интересный механизм .

Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Незнайка : Это «машина времени» , с помощью этой машины мы можем передвигаться во времени. Сегодня я хочу пригласить вас в нашу историю . А вы знаете, что это такое история ? (ответы детей)

Я сейчас поверну ручку нашей “машины времени”, и мы все окажемся в самом начале нашей истории – в древнем мире .

Стихотворение :

Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В глухой пещере пожить

Огонь они раздобыли,

На нём стали пищу варить.

А ели они руками

И воду пили с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкурой прикрыты слегка.

Незнайка : Отправляемся. Крутим колесо «машины времени» . (Дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение отправляются в прошлое)

Слайд 1 «Когда-то очень давно…»

Воспитатель : Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды, затем научились разжигать костры, готовить пищу, грелись около костра.

Как вы думаете, на чем они сидели? (ответы детей)

На чем они спали? (ответы детей)

На чем готовили еду? (ответы детей)

А сидели они на камнях, вот таких (показывает камень)

Камни часто были холодными и людям было не уютно на них сидеть. Однажды когда охотники возвращались домой с охоты, уставшие, они присели в лесу на бревно - вот оно (показ бревна) . И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, так как дерево не остывает, а наоборот нагревается. Так люди принесли бревно к костру.

Но как-то один человек нашел пенек в лесу, с вывороченными корнями, присел на него и понял, что сидеть на нем лучше, чем на бревне. На нем можно сидеть одному. Так появились пенечки – одиночки. Вот такие (показывает пень) .

Воспитатель : Шли века, менялся человек, менялось и его жилище. Незнайка крутит колесо «машины времени» и дети попадают в новый век.

Слайд 3 «Русская изба»

Незнайка : Что нового появилось в быту человека (Ответы детей) .

Воспитатель : Шло время, люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в избе было неудобно, и человек придумал лавку. Но человеку этого было мало. Ему нужно было не только сидеть, но сидя отдыхать, спать, есть. И так люди придумали : кровать, стол, шкаф и т. д.

Как назвать предметы одним словом? (мебель )

Слайд 4, 5, 6 «Мебель »

Физкультминутка

Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера.

Мы – ребята-мастера. Стул сломали мы вчера,

Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,

Получилось как-то криво. Отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,

Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.

Незнайка : Ребята давайте поиграем в игру?

Игра «Большой – маленький» .

Я буду называть большой предмет, например стул, а вы будете называть и искать маленький стульчик.

У меня большая кровать, а у вас маленькая… (кроватка) .

У меня большой диван, а у вас маленький… (диванчик) .

У меня большой стол, а у вас маленький… (столик) .

У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик) .

Воспитатель : Прошло еще немало лет. Менялись люди, менялись их вкусы и мода, менялась и мебель . Сейчас у каждого в доме есть мебель . Сегодня человек уже не может обходиться без мебели . Она стала красивее, удобнее. Люди научились делать мебель из разных материалов : дерева, металла, пластмассы, стекла. А какие преимущества у железной мебели ? (Прочная, не ломается, но очень тяжелая.) Какими свойствами обладает деревянная мебель ? (Красивая, прочная, хорошо пахнет лесом, ее можно покрасить в разные цвета.) А пластмассовая мебель чем хороша ? (Легкая, яркая, хорошо моется.) Как вы думаете, что хорошо и что плохо в стеклянной мебели ? (Она красива, через нее хорошо видно, но ее легко разбить.) Совершенно верно, у каждой мебели есть свои достоинства и недостатки, поэтому каждый для своего дома выбирает ту мебель , которая ему больше нравится.

– Ребята, какая мебель есть у вас дома ? (ответы детей)

– Где дома хранится посуда? (Шкаф, сервант, буфет.)

Незнайка : Ребята, мне пора отправляться домой? (В группу вбегает злой волшебник и забирает «машину времени» .)

Волшебник : Ага без меня решили путешествовать. Я заберу вашу «машину времени» и не отдам пока вы не выполните мои задания. Убегает.

Воспитатель : Ну что дети нам надо выполнить задании. Ведь мы хотим вернуться домой.

Задание 1

Отгадывание загадок.

Незнайка : Сейчас вы будете разгадывать загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.

Не зря в квартире он стоит :

Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью,

Уроки делаю, читаю.

(Стол.)

На нём сидят, когда он сложен.

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рождения,

Он разместит гостей.

О чём стихотворение,

Ответь ты поскорей.

(Диван.)

В кухне нашей тесновато,

Там для стульев места нет,

Мы под стол обычно ставим

Деревянный… (табурет) .

Михаил Потапыч спать

Лёг в большущую… (кровать) .

Задание 2

Сравнение предметов.

– Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель . Но мы не можем выбрать, что лучше : стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле, и в кресле можно сидеть; и у стула, и у кресла есть сиденье, ножки, спинка; и стул, и кресло – это мебель .)

– А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью.)

– А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, гостиную, спальню.)

– А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную.)

Задание 3

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре

(Удар кулачками друг о друга,

Мы посуду перемыли

(Одна ладонь скользит по другой по кругу) .

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку

(Загибать пальчики по одному,

начиная с большого пальца).

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился

(Загибать пальчики по одному, начиная

с большого пальца,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали

(Удар кулачками друг о друга) .

Задание 4

Игра «Расставь мебель » .

Незнайка : Посмотрите внимательно, что оставил нам злой волшебник. Листы бумаги н а них нарисована комната одного мальчика. Вы видите, он стоит и смотрит телевизор. Комната у него серая, и в ней очень мало мебели . Я предлагаю вам помочь мальчику и обставить его комнату красивой мебелью . Вы должны будете выбрать только ту мебель , которую можно поставить в гостиную.

(Дети выполняют групповую работу. Вбегает злой волшебник, благодарит детей, забирает работу и отдает детям «машину времени» и убегает.

Незнайка : Вот теперь мы можем оправиться назад. (Крутит колесо «машины времени» , дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение возвращаются назад. Незнайка прощается с детьми и уходит.)

9. Рефлексия.

Воспитатель :

Ну вот мы и вернулись.

На чем мы сегодня путешествовали?

Кто с нами путешествовал?

Что мы сегодня сравнивали?

Что мы поставили в комнату мальчика?

Как назвать это одним словом?

Анализ работы детей на занятии :

Дети научились делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о жилище человека и мебели , которая окружает его, поддерживать беседу при сравнении предметов, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции. Пытались самостоятельно высказывать предложения в решении проблемных ситуаций. У детей наблюдалась активность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности.

Каждый раз, присаживаясь за стол, мы с привычным ощущением удобства, которого практически не замечаем, начинаем работать (часто - ложкой). Знакомый из детства Самуил Яковлевич Маршак задался вопросом, увековечив историю стола в своих стихах: "Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришел?"

Непременно, стол, как письменный, так и обеденный в равной степени заслужил перед человечеством памятника, вот только памятника удостоили стула, и то - 12-ого стула, за которым охотился Остап Бендер. Давайте хотя бы попробуем выяснить, как давно известен стол, где и когда это до гениальности простое изобретение появилось впервые.

Первые столы, вероятнее всего, появились с развитием прямохождения у человека. Когда он выпрямил спину и встал на пару нижних конечностей, наклоняться за пищей показалось ему не благородным занятием, а вскоре возникли и первые столы - этакие доски, водруженные на праобраз современных ножек - какие-нибудь кОзлы. Но это мы - выдумщики высказали наше собственное предположение, которое ни в коем случае не навязываем, хотя не исключаем, что так оно и было на самом деле. Возможно, происхождение стола связано с религиозными верованиями разных народов, где в качестве стола для жертвенных подношений богам люди использовали алтари. По-сути, это те же столы, только в профиль, например, из каменной глыбы (такие были у древней цивилизации майя, жившей еще задолго до египтян). Потом, вероятно, жрецы или шаманы (все они, шуллеры, таки-заставили себя уважать за свое искусство шарлатанства), возомнили себя достойными бережного обращения, этаким передаточным звеном между божествами и людьми, и позволили себе более не наклоняться, не брать подножный корм, а возлагать пищу на возвышенный алтарь, который (из боязни вызвать гнев и негодование простолюдин и божеств), назвали более обыденно (или обеденно) столом. Простой народ перенял добрую и рациональную инициативу и тоже перестал есть с пола.

Документальное подтверждение первым обеденным столам находят у древних египтян (что и не удивительно, ибо они - первая цивилизация, наученная документировать, благодаря появлению более-менее членораздельной письменности и оптимального сортимента иероглифов). Хотя сам термин "стол", как убеждают своим умением экстраполировать историки и лингвисты, является заслугой латинского слова, означающего нечто вроде современных понятий "доска, плоскость". Но если потрудиться и заглянуть в английскую википедию, то народ пишет в ней схожее предположение - стол как пъедестал для еды могли придумать еще древние египтяне.

На Руси стол был большим (так как были большими семьи) и традиционно занимал почетное место в светлице. Даль в своем словаре толкует происхождение слова стол от древнерусского глагола "стлать". По старинным словесным оборотам "своего стола не держит", означающим, что человек не обедает дома, первоначальная миссия стола - служить кухонной утварью, точнее - кухонной мебелью, потому-то и произошло название помещения "столовая", в которой "столоваются" - садятся кушать. А если проследить значение слова столица - оно происходит все от того же стола: слово "стол" являлось синонимом престола, княжения, власти, а столица в древности это стольный город, в котором самые пышные застолья с честными гостями есть показатель, достойный лишь правительственной особы.

До сих пор столы собирают на праздники гостей и родственников, а в будние дни в трапезы - домашних. У всех теперь разные столы - есть откидные и складные, есть маленькие и большие, в зависимости от площади комнат и членов семьи. Любопытно, что складными столы стали не у наших современников. Столы со съемными столешницами появились еще в средние века - во время массовых светских собраний после застолья они разбирались, чтобы освободить место для танцевальных развлечений. Раздвижные столы появились в середине XVII столетия. Первые конструкции имели почти 3 метровую длину, но со временем тенденции моды изменились: более поздний столовый этикет не позволял усаживать гостей за одним столом по разным причинам, поэтому появились маленькие столы. Раздвижные столы преобразились к XVIII веку - необходимость в проногах, соединяющих ножки, отпала, появились столы с откидной крышкой. Вышло из моды держать неприбранный (разложенный) большой стол в обычной комнате, даже если площадь помещения позволяла. Большие столы сохранились лишь в специальных помещениях - столовых.

Любопытно, что конструкция стола во все времена мало чем отличалась от современных - откидные "крышки" или раздвижные створки-вкладки продолжают существовать не только в кухонных столах, но и в столах-книжках, приспособленных для гостиных и спален. Не смотря на всевозможные модификации, стол остается главным предметом мебели в истории человечества: все знаковые для народа события решались управленцами ранее у алтаря, а сегодня за большими, круглыми и не очень, а чаще - обеденными столами.

Сегодня расскажу о традициях и правилах поведения за столом в X – XVII веках. То есть, до активного проникновения на Русь европейских традиций.

Каждому свое место за столом

Столы для трапезы обычно ставили не посредине комнаты, а придвигали к стене к лавкам, где у каждого члена семьи было свое место.

На Руси всегда строго соблюдали за столом старшинство.

В переднем углу, у «верхнего» конца стола, под образами, сидел хозяин.

По правую руку от него – старший сын или младший брат. Чем дальше от хозяина, тем менее престижное считалось место

Места на лавках вдоль стены считались мужскими, а на приставных лавках располагались женщины.

Женщины в допетровское время за общий стол, когда собиралось много гостей, не садились: они подавали кушанья, а сами трапезничали позже.

Домострой: «Когда позовут тебя на пир, не садись на почетное место. – Вдруг из числа приглашенных будет кто-нибудь тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: “Уступи место!” – и тогда тебе придется со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь, войдя, на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: “Друже, сядь выше!“– тогда почтут тебя остальные гости. Так и всякий, кто возносится – смирится, а смиренный вознесется».

Приглашения

Без приглашения в гости не ходили («незваный гость хуже татарина»). Приглашения на пир передавались лично или через слуг, специально для этого посылаемых.

Принимать приглашение с первого раза считалось дурным тоном («по первому зову в гости не ездят»), так же, как и приходить первыми.

Начало трапезы

Пока семья и гости собираются, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.

Прежде чем садиться за стол, обязательно мыли руки, глава семьи произносил благодарственную молитву, и только потом можно было начинать трапезу.

Русский человек за столом должен был вести себя так же чинно, как в церкви. Накрытый стол у русских олицетворялся с ладонью Божьей. Ни в коем случае не ругали еду, какая бы она не была, это считалось богохульством. Считалось, что Бог подает еду и ее надо чтить.


Поведение за столом

Документ того времени о правилах поступления за столом.

ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО.

Как молодой отрок должен поступать, когда он с другими в застолье сидит

Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то приведи себя в порядок по следующему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, не являйся, будто бы они бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первый с блюда.

Не жри, как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи, когда ешь, первый не пей, будь воздержен и избегай пьянства.

Пей и ешь, не больше, чем тебе требуется, в меру, с блюда бери последним, когда что-то тебе предложат, то возьми часть из этого, прочее отдай другому и возблагодари его.

Руки твои пусть не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай.

Когда нужно выпить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пей, пока еще пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

Зубов ножом не чисти, но зубочисткой, и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба, приложив к груди, не режь, ешь, что пред тобой лежит, а остальное не хватай.

Ежели кому-то положить хочешь что-то, не хватай перстами, как некоторые народы ныне привыкли.

Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши.

Не проглотив куска, не говори, ибо так делают крестьяне.

Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже.

Когда ешь яйцо, отрежь сперва хлеба и смотри, чтобы при этом не вытекло, и ешь быстро, яичной скорлупы на разбивай, и пока ешь яйцо, не пей, между тем не замарай скатерти и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

Когда перестанешь есть, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот.


Завершение трапезы на Руси

Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали – все вместе и с добрым словом благодарности.

«Ломать стол» - вставать вразнобой – считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие.