Святой который кормил медведя хлебом шесть букв. Народный святой – изображения преподобного Серафима Саровского. Блог арт-директора «Нескучного сада» Дмитрия Петрова. Пролог, или Когда люди «поссорились» со зверями

Святой который кормил медведя хлебом шесть букв. Народный святой – изображения преподобного Серафима Саровского. Блог арт-директора «Нескучного сада» Дмитрия Петрова. Пролог, или Когда люди «поссорились» со зверями

«Блажен, иже скоты милует» (Прит. 12,10.)

На вопрос моему другу-священнику: «А будут ли звери в раю?». Он ответил: «Какой же рай без зверей??» Действительно, ничто так не веселит сердце человека, как зверье. Глядя на любую тварь Божию, так и хочется прославить Бога и умилиться сердцем. В истории Ветхого и Нового завета, а так же в жизни христианских подвижников и святых описанно множество случаев сотрудничества и дружбы животных со святыми. В зимнюю Вифлеемскую ночь новорожденного Богомладенца согревали дыханием ослики и волы. Львы отказывались убивать первых христиан и принимали с ними мученическую смерть за веру. Звери согревали святых, кормили, приносили Божью весть.

Читая жития святых, почти всегда сталкиваешься с тёплым отношением святого к своему коту, собакам, птицам. У угодников Божиих особые отношения с животным миром:

Преподобный Герасим Иорданский

Однажды преподобный Герасим шел по пустыне и встретил льва, который занозил лапу. Старец вынул из лапы колючку, рану очистил от гноя и перевязал. Зверь не убежал, а остался с пустынником и с тех пор ходил за ним повсюду, как ученик, так что преподобный удивлялся его благоразумию. Старец давал льву хлеб и кашу, и тот ел и дал льву имя - Иордан.

Иордан жил в монастыре, часто приходил к преподобному и брал из его рук пищу. Так прошло пять лет. Преподобный Герасим умер, и братия похоронили его. Случилось, что льва тогда не было в обители. Вскоре он пришел и стал искать своего старца. Когда Иордана отвели на могилу, он горестно заревел, начал биться головой о землю и, страшно рыкнув, испустил дух на гробе преподобного.

Преподобный Давид Гареджийский

Блаженный Давид избрал поприщем евангельской проповеди город Тифлис. Святой жизнью и пламенной проповедью обратил он многие души ко Христу Спасителю. Но, оклеветанный одной нечестивой женой, св. Давид с верным учеником Лукианом удалился от шума мирского в пустыню Гареджийскую.

Спустя некоторое время его ученик стал унывать из-за недостатка воды и пищи. Преподобный Давид сказал: «Отец Лукиан! Что ты так сильно скорбишь и зачем надеешься на растения? Разве не знаешь, что все они подвержены переменам и преходящи, и что, прозябшие и возросшие, со временем они погибают? А душа бессмертна и приобретается терпением, по Писанию: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19)».

В это время при словах Давида вдруг прибежали три оленихи с молодыми оленятами и остановились перед иноками тихо и кротко. Тогда Давид велел Лукиану взять сосуд и подоить посланных Богом животных. Осенив полный молока сосуд знамением креста Господня, Давид обратил молоко в свежий сыр.

Через некоторое время в эту пустыню пришли охотники. Преследуя оленей, они оказались в пещере святых. Когда охотники увидели оленей кротко стоящими, как если бы они были домашними, перед Лукианом, который, по обыкновению, доил их, они припали к ногам св. Давида и сказали ему: «Угодниче Божий! Какое дивное чудо!».

Св. Давид отвечал им: «Что вы, братья, удивляетесь? То, что вы видите, происходит по воле Божией. Творец всех, пекущийся и о птицах, по Своей великой благости, питает и нас, немощных, через этих животных. Всякий ожидает от Бога в свое время даяния пищи. Прошу вас, братья мои, идите охотиться в другое место: эти олени даны нам Богом для подкрепления немощных сил наших».

Преподобный Кевин Глендалохский

Святому приписывают множество чудес, особенно же выделяются те, в которых проявилась его особая близость и любовь к животным и всей природе.

В детстве мальчик был неуживчивым и нелюдимым, но любящим животных. В 7 лет родители послали его в монастырь, в Корнуолл. Кевин проявил себя подвижником и молитвенником. К его времени в монастыре относится такое предание. В первый день поста, когда мальчик стоял на коленях в молитве с простертыми руками, чёрная дроздиха села на его ладонь и свила гнездо. Весь Великий Пост мальчик оставался недвижим, чтобы не потревожить гнездо, а птица кормила его ягодами и орехами. К концу поста птенцы вылупились, и Кевин вместе с братией отпраздновал Пасху.

Также рассказывают о травимом кабане, улегшемся у ног молившегося Кевина. Когда гончие настигли кабана, они тоже улеглись у ног святого. Только люди-охотники хотели было убить зверя, но стая птиц, в этот момент опустившаяся на дерево, под которым стоял святой, разубедила и их.

В детстве Кевин пас овец и, сжалившись над бедняками, отдал им четырех. Однако, на вечернем подсчёте, оказалось что овец не убавилось.

Король Колман Фэланский потерял всех своих сыновей, кроме младшего, которого, чтобы защитить от злых духов, он отдал в монастырь Кевина. Но у монастыря не было коров, чтобы выкормить младенца. Тогда Кевин, увидев олениху на монастырской земле, повелел ей выкармливать принца вместе со своим оленёнком. Та подчинилась, но волчица убила её до срока, когда младенец смог бы отказаться от молока. За это святой наложил на волчицу послушание выкормить обоих - и принца, и сироту-олененка, что та и исполнила.

Серафим Саровский

Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: «Батюшка! Смерть моя!” . Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Старец Серафим подошёл к монахине и сказал: «Не ужасайся, не пугайся!» И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно.

Когда преподобный Серафим увидел, что страх у монахини совсем прошёл, он сказал: «Помнишь, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Серафиму (так он всегда, по своему смирению, себя называл) медведь служит.

Отец Николай Гурьянов

Однажды батюшка рассказал одному из своих гостей занимательную, но одновременно и поучительную историю. О том, как покаялся кот Липа. Кот тогда был еще совсем молодым, падким на шалости и, конечно же, до охоты. Пташек во двор залетало много. Липа как-то изловчился и поймал одну прямо на лету. Долго раздумывать не стал: съел - и дело с концом. Батюшка к происшедшему отнесся серьезно, обстоятельно разъяснил провинившемуся животному, в чем его неправота, и наказал наперед больше так не поступать. Кот жмурился, виновато кивал головой, словно прощения просил, - каялся. К слову сказать, нелицемерно: с тех пор ни одной пташки Божией Липа не обидел - рыбкой обходился. И более того, когда некая доверчивая пенка свила во дворе гнездо, да так низко, что вызывала соблазн у соседских котов, Липа самоотверженно встал на защиту и ее самой, и потомства. В обиду новых соседей не дал. Такое достойное похвалы послушание! Вот вам и бессловесная тварь!

После смерти отца Николая местные жители неоднократно замечали, что голуби вдруг покидали свое насиженное место во дворике, слетались к могиле старца и ходили вокруг нее. Там же, у места упокоения своего хозяина, часами неподвижно сидел кот Липа; его уносили домой, но он возвращался. Многие видели, что кот плакал…».

Преподобный Сергий Радонежский

Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Тогда вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. Но с тех пор зверь стал часто приходить к жилищу Преподобного Сергия, ожидая положенного угощения. Иногда подолгу не уходил «точно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг».

Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю, как неразумеющему поста. Дикий зверь слушался Преподобного и был кроток с ним, точно овца.

По преданию потомки того медведя до сих пор приходят раз в год к месту, где святой кормил их предка и три раза кланяются ему.

Игумен Иосиф (в схиме Амфилохий) Почаевский

Гонимый от властей игумен Иосиф (в схиме Амфилохий) Почаевский, увлекался разведением голубей. В 60-е гг XX в., когда милиция запретила ему молиться дома, он стал совершать вычитки на голубятне, куда болящие взбирались по небольшой лесенке.

из книги Валентина Степашкина "Серафим Саровский".

Необходимо рассказать об известном событии, произошедшем на Дальней пустыни. Там существовал пчельник, который привлекал к себе медведей, обитавших в окрестных лесах. Известно несколько воспоминаний о кормлении отцом Серафимом медведя. Самое интересное принадлежит иеромонаху Иоасафу. В его «Сказании» присутствует «Рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой», повествующий о кормлении старцем медведя.

Насколько же это описание соответствует действительности?

Во-первых, Матрона была слишком юной, когда отец Серафим жил на Дальней пустынке.
Во-вторых, в Отделе рукописей РГБ, в фонде митрополита Филарета, обнаружено дело под названием «Выписка из книги о жизни и подвигах Серафима Саровскаго 1849 г. (рассказ монахини, как она выдумала чудо Серафима Саровского)»: «В книге Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима (по изданию 1849 года на странице 142 и по изданию 1856-го на странице 118) помещен рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой о том, якобы она, бывши у отца Серафима, видела, как он кормил медведя и как по благословению старца и она кормила того медведя, но сей рассказ вымышлен иеромонахом Иоасафом, как объявила сама Плещеева перед смертью.
Долго страдая от водяной болезни, она привела себе на память забытый ею грех и в сознании, что Господь не посылает ей смерть, ожидая ее раскаяния во лжи, призывает к себе начальницу Екатерину Васильевну Ладыженскую и монастырского духовника, священника Василия Садовского и при них объявляет, что она научена Иоасафом и согласилась принять на себя и, в случае посещения обители членами Царской Фамилии, рассказать, якобы видела она, как батюшка отец Серафим кормил медведя и как сама она кормила, чего вовсе не видала...
Сделав это признание, Матрона вскоре скончалась».

Приведенный документ не является официальной бумагой с подписями и печатями, но тем не менее в событиях, именах и фамилиях противоречий нет.

Вот что говорит игумен Саровской пустыни Исайя (Путилов) в письме от 7 декабря 1849 года иеромонаху Авелю (Ванюкову): «О медведе: У Старца Серафима в Пустыне был подле кельи пчельник, и несколько пеньков пчел. Обыкновенно осенью медведи ходят у нас по лесу, вот пришол было к пчельнику, у Старца хотел верно пообедать и начал ломать забор. - Старец ощутил гостя, постучал по забору, кинув укруг хлеба и медведь ушел»157.

Иоасаф (Толстошеев) в своей книге, конечно, очень красочно описал случай с медведем, но это вымысел автора, основанный на истинном событии.

Но в книге Иосафа можно найти и явно фантастические истории. Например, рассказ «О кроте», в котором автор якобы застал старца Серафима посреди картофельных гряд у Дальней пустыни, сокрушающегося над четырьмя-пятью картофелинами, попорченными кротом. Пустынник «с непостижимо сладкою скорбию повторял; вот-вот, видишь, никак им нет дороги чужие труды снедать!

Мне было удивительно и приятно смотреть на его детский ропот. Тогда как он обыкновенно не отгонял от себя ни одного насекомого, во время трудов своих, и не только давал им насыщаться своею кровью, но еще в это время в восторге духа, пел свои любимые священные антифоны...».
вот тут происходит самое необычное: между гряд появляется крот, который становится жертвой хищной птицы. «Долго слышался писк попавшегося крота, пока они совершенно не скрылись из виду.

Трудно передать, с каким детским довольством смотрел отец Серафим на все происходившее. - О, о! Вот так-то, так-то чужие труды снедать! - повторял он»158.
Читая эти строки, даже представить невозможно, что отец Серафим мог радоваться гибели безобидной
твари.

Автор - A-delina . Это цитата этого сообщения

Преподобный Серафим Саровский.


Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках - Машнин; 19 (30) июля 1754 (или 1759), Курск - 2 (14) января 1833, Саровский монастырь) - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых.

Народное почитание саровского старца намного опередило его официальное причисление к лику святых. Из-за этого множество изображений старца расходились по России, как осколки камня на котором он молился – еще задолго до появления канонических икон. Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»



Серафим Саровский с житием (икона, н. XX века).

Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Очень рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.


Картина священника Сергия Симакова. Падение с колокольни Прохора
Мошнина.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг - Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.


Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.


В XIX веке сложилось несколько сюжетов из жизни преподобного, которые были повторены в самых разных литографиях и лубках. Один из них – «Стояние на камне».

Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных).


Неизв. художник. Преподобный Серафим Саровский.


Св. Серафим кормит медведя. Миниатюра в технике эмали на медной основе начала XX века, Ростов. Хранится в ЦАК МДА.


Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.
Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».


М. Маймон. Преподобный Серафим Саровский и Император Александр I. 1904

Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.


Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Живописный портрет кисти неизвестного художника. Вероятно является копией прижизненного портрета.

Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме - жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Последний с 1818 года собирал и записывал свидетельства о двух саровских подвижниках: Серафиме и схимонахе Марке. В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка», в которой схимонаху Марку были посвящены первые 10 страниц, остальные 64 страницы - «Духовные наставления отца Серафима».


Преподобный Серафим Саровский. 1840 год. Литография. ИЗО РГБ. Одно из первых литографических изображений святого. Вероятно на литографии воспроизведен прижизненный портрет старца, где он представлен идущим в «малую пустыньку».

Первое «Сказание о жизни и подвигах» старца Серафима вышло в 1841 году в Москве за подписью I. C. В 1844 году в XVI томе журнала «Маяк» вышло более подробное сказание о старце Серафиме - автор его не был обозначен, но московский митрополит Филарет в письме к архимандриту Антонию приписывал этот труд Некоему Георгию (вероятно настоятелю Николо-Барковской пустыни, жившему при отце Серафиме в качестве гостинника в Сарове под именем Гурия; в 1845 году это сказание вышло отдельной книгой в Санкт-Петербурге.


Сайда Мунировна Афонина. Моление о даровании источника. Преподобный Серафим Саровский.

В 1849 году иеромонах Нижегородского Печерского монастыря Иоасаф, живший в Сарове 13 лет под именем послушника Иоанна Тихонова, издал ещё более подробные сказания, которые с дополнениями были переизданы в 1856 году. В 1850-х годах также появилась книга, где вновь были объединены сказания о старцах Серафиме и Марке. Наконец, в 1863 году, по желанию Саровского монастыря - по его архивным документам и рассказам очевидцев, вышло самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима; автор этого труда, Н. В. Елагин, был указан только в 5-м издании, в 1905 году.

Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. С другой стороны, на иконах преподобный Серафим обычно изображается с четками особой формы (лестовкой), а в некоторых случаях - и в старообрядной (дораскольной) монашеской одежде (и «староверским» медным литым крестом). Лестовка, по которой молился св. Серафим, сохранилась среди его личных вещей. Согласно некоторым источникам, известные сложности с канонизацией Серафима Саровского были связаны именно с его симпатиями к старообрядцам. Высказывались предположения о происхождении старца или из единоверцев, или из криптостарообрядцев, с последующим переходом в «импровизированный» вид единоверия.


Картина священника Сергия Симакова. Гряди откуда ты пришел. (Серафим Саровский прогоняет масона).

Серафим Саровский вообще никаких письменных сочинений после себя не оставил. В жизнеописаниях, написанных после смерти Серафима, после 1833 года, вопрос о старообрядчестве не фигурирует. В более позднем издании 1863 года, через 30 лет после смерти Серафима, составителем и редактором этой книги был цензор Елагин Н. В., прославившийся своими вольными «благочестивыми» и патриотическими вставками и бесцеремонным редактированием текстов, появляются «беседы Серафима» со старообрядцами, «рассуждения Серафима» о старообрядчестве; в одной из таких бесед Серафим учит: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божьей!».


В.Е. Раев. Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы.

Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому:

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

И хлебом обожраться можно.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.


Личная подпись Серафима Саровского.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду ещё никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы - есть послушание, то есть труд.


Ю.И. Пешехонов. Св. Серафим Саровский.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.


Вид Свято-Троицкого Серафимо – Дивеевского женского монастыря. Литография.

Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок помещика Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С. А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.


С. Ивлева. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. 2010

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А. А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит».


Сергий Симаков. Серафим Саровский благославляет семью Николая II.

Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года - годом коронации Александра III (25 января 1883 года был напечатан Высочайший манифест от 24 января того же года о коронации царствующего императора, имеющей состояться в мае того же года): начальник московских женских гимназий Гавриил Киприанович Виноградов в письме, адресованном обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву, имевшему репутацию человека, близкого к трону, предложил «ознаменовать начало царствования, перед священным коронованием государя императора, открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопоспешны для великого государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском». Победоносцев, судя по всему, отнёсся к предложению неодобрительно.

По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги - весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет - образ святого Серафима.»


Вышитая дочерьми царя Николая II икона. Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Шитье. Иоанновский монастырь на Карповке. Санкт-Петербург. Подпись «Сей святой образ вышит руками Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.»

Сам Победоносцев винил архимандрита Серафима (Чичагова), бывшего тогда настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря в том, что именно он подал императору «первую мысль о сем предмете». Того же мнения был и генерал А. А. Киреев, замечавший, что Обер-прокурор полагал архимандрита Серафима (Чичагова) «великим пролазом и плутом»: тот «как-то пролез к Государю, а затем Государь уж распорядился самовольно. <…> Положим Сер[афим] действительно святой, но едва ли такое „распоряжение“ соответствует не только верно понятому чувству религиозности, но и канонам (даже русским)».

11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.


Гроб-колода, в котором был погребен о.Серафим.

«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение:

1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его - святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и
3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода».

Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.


Перенесение святых мощей преподобного Серафима Саровского в Успенский собор Саровской пустыни 18 июля 1903 г. Мастерская Е. И. Фесенко. Одесса. Хромолитография. ИЗО РГБ.


Крестный ход в Саровском монастыре со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. 19 июля 1903 г. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Музей при храме святителя Митрофана Воронежского. Москва.


Канонизация прп. Серафима Саровского.

Преп. Серафим широко почитается в среде православных верующих и в настоящее время. Неоднократно сообщалось о чудесах и исцелениях у его мощей, а также о явлениях его людям (например, об одном из них св. прав. Иоанн Кронштадский пишет в своей книге).


Павел Рыженко. Серафим Саровский.

В ноябре 1920 года прошедший в Темникове IX уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками Преподобного Серафима Саровского. Оратором, требовавшим вскрытия мощей, был известный мордовский поэт, переводчик «Интернационала» на мокшанский язык З. Ф. Дорофеев. 17 декабря 1920 года было произведено вскрытие мощей с составлением акта. В 1922 году мощи были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев (этот крематорий назывался ещё «кафедрой безбожия»).


Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца

Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре 1990 года останки были освидетельствованы комиссией в составе епископа Тамбовского Евгения (Ждана) и епископа Арсения (Епифанова); комиссия, руководствуясь актом освидетельствования останков о. Серафима в 1902 году и актом вскрытия мощей, установила, что останки были мощами преподобного Серафима Саровского.

11 января 1991 года состоялась передача мощей; 6-7 февраля 1991 года мощи при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор. 28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года при большом стечении народа преподобного встречали в Дивеевском монастыре. 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии Успенской Саровской пустыни. С 29 по 31 июля 2007 года в селе Дивеево Нижегородской области проходили торжества, посвящённые Дню памяти преподобного Серафима Саровского. Их посетили свыше 10000 паломников.


В 1991 году известный скульптор Вячеслав Клыков изготовил и подарил городу Саров памятник преподобному Серафиму Саровскому. Монумент установили в районе Дальней пустыньки, в лесу.

В сентябре 2007 года впервые совершён молебен преп. Серафиму как покровителю ядерщиков. В 2011 г. именем Серафима Саровского была названа улица в Батайнице, пригороде Белграда (Сербия); ранее улица, названная в честь святого, носила название «Партизанские базы». В августе 2011 года освящён памятник святому отцу чудотворцу в Екатеринбурге. Запланированный на торжества 110-летия канонизации преподобного визит в Дивеево Патриарха Кирилла, для которого были подготовлена резервная резиденция, не состоялся.


Памятник Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни.

В грехопадении люди утеряли способность ладить с животными. Зачастую мы боимся даже домашних животных. Кто из нас не слышал в […]


В грехопадении люди утеряли способность ладить с животными. Зачастую мы боимся даже домашних животных. Кто из нас не слышал в детстве грозного родительского: “Не подходи к чужой собаке, укусит!” В раю всё было по-другому…

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле», – глаголет книга Бытия, возводя человека на высшую ступень творения.

Но, с приходом Христа – нашего Спасителя и Искупителя, люди получили возможность вновь вернуть себе утраченное положение сынов Божиих и, следуя за Ним, восстановить свою повреждённую грехом природу, и даже обрести святость.

Святые, стяжавшие благодать Духа Святого, получали от Бога разнообразные дарования: могли исцелять, пророчествовать, творить чудеса и даже подчинять себе диких животных.

Общение святых с четвероногими и пернатыми друзьями описано во многих житиях. Десять наиболее интересных историй об этом мы и предлагаем почитать вам:

6. Грелки святого Кутберта

Православный святитель Кутберт Линдисфарнский подвизался в VII веке на территории нынешней Шотландии. Ближе к концу жизни Кутберт стал епископом, а её начало связано, преимущественно, с аскетическими подвигами святого.

Однажды святой Кутберт проповедовал в холмах на севере, и проголодался. Не успел он подумать о пище, как один орел принес ему рыбу. “Тот, кто служит Господу, никогда не умрет от голода”, – сказал об этом святой и, взяв рыбу, разломил ее пополам и поделился половиной с орлом, который был послан Богом.

Так же по ночам святой часто покидал свою келью в монастыре Колдингем, чтобы бодрствовать в молитве, и возвращался в монастырь на общее богослужение. Однажды ночью один монах увидел, как святой уходит, и последовал за ним. Монах наблюдал, как святой спустился к морю, вошел в холодную воду по шею, чтобы его не одолевал сон и начал петь церковные песнопения и молитвы. Это продолжалось всю ночь.

Когда забрезжил рассвет, святой Кутберт вышел на берег и продолжил молитву. Тут на берег прибежали две выдры , посланные Богом, чтобы вытереть своим мехом ноги подвижника и отогреть их своим дыханием, чтобы восстановить кровоток.

Святой согрелся, поблагодарил выдр и пошёл в монастырь на службу.

7. Оленихи блаженного Давида Гареджийского

Преподобный Давид избрал поприщем евангельской проповеди город Тифлис (современный Тбилиси, Грузия). Святой жизнью и пламенной проповедью святой обратил многие души ко Христу. Это было в VI веке.

Оклеветанный одной нечестивой женщиной, преподобный Давид с верным учеником Лукианом удалился от шума мирского в пустыню Гареджийскую.

Когда от нехватки пищи и воды ученик начал тосковать, святой пытался объяснить ему действие промысла Божьего. В этот момент к их пещере прибежали три оленихи с маленькими оленятами. Святой Давид указал на них Лукиану, как на утешение, своевременно посланное Богом верным своим, и велел Лукиану взять сосуд и подоить олених.

За этими оленями шли охотники, которые, попав в пещеру к двум подвижникам, очень удивились, что дикие олени ведут себя, как домашние животные и даже спокойно дают человеку доить себя.

Св. Давид пояснил им это чудо: “Что вы, братья, удивляетесь? То, что вы видите, происходит по воле Божией. Творец всех, пекущийся и о птицах, по Своей великой благости, питает и нас, немощных, через этих животных”.

3. Крылатый кормилец пророка Илии

Пророк Божий Илия жил в Израильском царстве в IX веке до Рождества Христова.

Однажды Господь подал пророк Илие откровение явиться к царю Ахаву и объявить, что за его нечестие страну постигнет трёхлетний голод. Так как царь не покаялся, Господь наслал на его народ обещанную кару.

Однако, своего святого праведника Бог без пропитания не оставил. Илия поселился близ горы Хорив, куда по указанию Божию каждое утро и каждый вечер вороны приносили святому хлеб и снабжали его мясом.

Двойное чудо состоит ещё и в том, что в обычное время вороны весьма прожорливы и могут оставить без пропитания, если его не хватает, даже своих птенцов, а здесь они долгое время заботились о человеке, отдавая ему редкую пищу, которую им удавалось найти в период засухи.

Вороны питали не только праведного Илию, но и преподобного Павла Фивейского и других святых, живших позднее.

4. Зоопарк святого Павла Обнорского

Святой Павел Обнорский тоже крепко дружил с животными. Причём, не с каким-то одним, а со всеми населявшими лес в котором он предавался молитве.

В XIV веке этот ученик “игумена земли Русской” преподобного Сергия Радонежского, кстати дружившего с медведем, поселился на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору в местах, ставших теперь Вологодской областью.

Святой никогда не отказывал людям, пришедшим к нему за помощью и советом, но больше всего возлюбил молитву и безмолвие.

Хотя преподобный и жил один, он не скучал по людям, так как много общался с животными, о которых заботился. По свидетельству святого Сергия Нуромского, преподобный кормил прямо с рук птиц , они часто сиживали на его голове и плечах, а своей очереди к ласкающей длани старца смиренно дожидались медведь, лисица, зайцы и прочие лесные обитатели.

При этом все животные не бросались друг на друга и не отгоняли тех, кто слабее, и это нашло отражение в иконографии.

5. Пушистые ученики “апостола Америки”

В XVIII столетии над просвещением алеутов и индейцев Аляски много потрудился преподобный Герман, руководивший русской духовной миссии на острове Кадьяк, который почитается православными в качестве святого покровителя Америки.

Преподобный Герман Аляскинский весьма распространил православную веру в Русской Америке, крестив десятки тысяч местных жителей, и вёл жизнь, полную самоотречения, пренебрегая всеми удобствами мира и угождая Богу не только проповедью, но также постом и молитвой.

Святой никогда не забывал своего долга проповедника, однако по временам старался уединиться, для того чтобы наедине помолиться Спасителю. В такие моменты его часто окружали лохматые и пернатые “ученики”.

Возле его кельи жили горностаи – очень пугливые зверьки, которые, однако, совершенно не боялись подвижника, они часто прибегали к святому, и тот кормил их с рук. С одним или двумя горностаями святого иногда изображают на иконах.

Сохранились свидетельства и о том, что преподобный иногда кормил медведя, а птицы часто ели с его рук сушеную рыбу.

Андрей Сегеда

Вконтакте