Развитие критического мышления младшего школьника. Как развить критическое мышление у школьников Диагностика уровня сформированности критического мышления младших школьников

Развитие критического мышления младшего школьника. Как развить критическое мышление у школьников Диагностика уровня сформированности критического мышления младших школьников

Психология и педагогика

Как развить критическое мышление у школьников

Практически повсеместно участники системы образования подчеркивают необходимость развивать критическое мышление у школьников. Характерные навыки формируются не на одном предмете и, конечно, не за один урок. Критическое мышление требует системного подхода и особого внимания с точки зрения образовательных результатов. Методики реализации такого подхода представил в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник» заместитель директора по административной работе НИУ ВШЭ Олег Федоров.

Значение критического мышления

Критическое мышление - это способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать ее. То есть это не только мышление скептическое, которое является наиболее распространенной формой понимания критического мышления. Речь идет об умении поставить вопрос и засомневаться в суждениях. Критическое мышление начинается с определения границы своего знания и незнания, и с понимания, что за границами знания есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить.

В самый раз вспомнить модное сейчас вопрошающее обучение – обучение через исследование. Эта технология начинается с постановки вопроса, а задача педагога – составить такую ситуацию, через которую ребенок сможет к этому вопросу прийти. Очень важно, чтобы вопрос «почему?» прочно обосновался в обиходе ученика.

К критическому мышлению не относятся такие навыки как запоминание, понимание, интуитивное или творческое мышление. Составляющими процесса критического мышления являются:

    наблюдение,

    интерпретация,

    абстрагирование,

    анализ и синтез,

    индукция и дедукция,

Критическое мышление на уроке и вне его

Стадии развития критического мышления:

    Вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности.

    Осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными.

    Рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Формы и средства развития критического мышления:

    сбор данных,

    анализ текстов,

    сопоставление альтернативных точек зрения,

    коллективное обсуждение,

    разные виды парной и групповой работы,

  • дискуссии,

    публикации письменных работ.

Из-за большого объема предметного материала, который необходимо охватить за весьма ограниченное учебное время, педагоги не всегда могут уделить должное внимание развитию критического мышления. В таких случаях полезны внеурочные стратегии: «Подводим итоги дня, недели, месяца, четверти, года...», «Прорабатываем варианты решения проблемы», «Мыслительные тренажеры», «Ведем дневник». Есть также специальные методики, позволяющие внедрить развитие критического мышления непосредственно в учебный процесс.

Эта книга для детей, которые любят разгадывать головоломки. Специально для них команда профессиональных авторов разработала эту книгу, которая представляет собой сборник разнообразных задач. Решая их, ребенок развивает внимательность, память, логическое и творческое мышление.

Урочные приемы для развития критического мышления

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Ромашка Блума

Объединяет:

    Простые фактические вопросы , которые требуют знания материала и ориентированы на работу памяти.

    Уточняющие вопросы : «насколько я понял....», «правильно ли я вас поняла, что...».

    Интерпретирующие, объясняющие вопросы , через которые школьники учатся осознавать причины тех или иных поступков или мнений.

    Оценочные, сравнительные вопросы , которые подходят, например, для ситуации, когда один ученик выражает другому недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.

    Творческие вопросы, прогноз : «Как вы думаете, что произойдет дальше...?».

    Практические вопросы : «Как мы можем...?», «Как поступили бы вы...?».

Кластеры (гроздья)

Информация представляется в форме кластера с объединенными элементами.

Прием «Выглядит, как...», «Звучит, как...»

Ученики придумывают к слову, термину зрительные и слуховые ассоциации. Примеры:

Изображение «Дерева предсказаний»

    Ствол - это тема.

    Листья - это прогноз.

    Ветки - это аргументы, обоснования прогнозов.

Схема Fishbone («Скелет рыбы» )

    Голова рыбы - это проблема.

    Верхние ребра рыбы - это причины.

    Нижние ребра рыбы - это факты.

    Хвост рыбы - это вывод.

Оценочное окно

Для разбора информации выделяется поле, пересеченное двумя перпендикулярными осями: «Совсем непонятно - Хорошо понятно» и «Никогда не смогу применить - Сразу смогу применить».

«Плюс - Минус - Интересно» (ПМИ)

    «Плюс» (+) - записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?».

    «Минус» (-)- записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?».

    «Интересно» (?)- записываются факты и мысли, которые могут отвечать ученику на вопрос «Что в этом интересного?».

«Знаю - Хочу знать - Узнал» (ЗХУ)

Информация распределяется в таблицу по принципу ЗХУ, на основе этого выстраивается дальнейшая работа.


«Бортовые журналы»

Широко используются при смысловом чтении. Информация фиксируется в форме таблицы:

«Двухчастный дневник»

Информация представляется на основе ключевых вопросов.

«Концептуальная таблица»

Ученики сравнивают информацию (желательно – на основе самостоятельно составленных линий). Пример:

Сюжетные таблицы

Стратегия «Отсюда - сюда»

На уроке чередуются индивидуальная и групповая работы: Группа получает общее задание → Каждый член группы получает «свой» объект исследования → Сбор информации об объекте → Обмен информацией в группе → Выделение общего для запоминания основной части таблицы → Заполнение таблицы → Написание совместного исследования по теме → Презентация исследования

Развитие навыков ведения дискуссии

    Ролевая игра.

    Перекрестная дискуссия.

    Спор-диалог.

    Метод углов (Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы - контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе).

    6 шляп (В соответствии с цветом шляпы ученик доказывает ту или иную точку зрения).

    Аквариум (Ведущий задает тон дискуссии «аквариуму», где плавают «рыбки». В углах находятся эксперты, чьи мнения могут быть диаметрально противоположны. «Рыбки» «плавают» между экспертами, оценивая валидность и аргументированность их суждений, а также обращаются к ведущему и к наблюдателям, формируя собственную точку зрения).

Так школьники учатся делать собственные выводы, устанавливать приоритеты, чувствовать ответственность за выбор, прогнозировать последствия своих действий, вести культурный диалог - что напрямую относится к критическому мышлению.

#ADVERTISING_INSERT#

Развитие критического мышления младших школьников

1.Понятие о технологиях и их классификация

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов двадцатого века и связывают с реформированием американской, а затем и европейской школ. Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Существующие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. Но отличаются по различным параметрам.

Здоровьесберегающие Применяются с целью сохранения здоровья школьникам за период обучения в школе, формированию у ребят необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. С целью правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой). Сохранение высокой работоспособности на уроке, исключение переутомления учащихся.

Психосберегающие Применяются с целью развития психических механизмов, на которых основаны творческие способности учащихся (память, мышление, воображение). Для развития познавательных интересов и наблюдательности.

Компьютерные технологии Являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благополучный эмоциональный фон.

Гуманно-личностные Ш.А. Амонашвили Используются в работе с целью создания условий, в которых дети получают расширенные и углубленные знания. Служат для развития способностей ребенка, учитывают его психологические и физические возможности и особенности. В процессе использования раскрываются личностные качества ребенка для воспитания благородного человека.

Личностно-ориентированные Это система работы учителя и школы в целом, нацеленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств ребенка.

При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающие условия для полноценного проявления и развития личностных качеств. Это признание учителем приоритета личности перед коллективом. Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других.

Игровые технологии Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.Игра усиливает интерес к предмету, познанию окружающего мира.

Технология проектного обучения Применяется с целью развития у ребят самостоятельности, развитию умений находить знания в различных источниках. Учащиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями, происходит развитие исследовательских умений и системного мышления.

Технология педагогики сотрудничества . Партнерство и сотрудничество в отношениях педагога и ребенка. Учитель и ребята совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

2. Причины возникновения технологий

Среди основных побудительных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующее:

Необходимость более глубокого учета и использование психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

Осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний, системно - деятельностным подходом;

Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

Потребность в снижении негативных последствий работы малоквалифицированного педагога.

Ни одна из технологий в условиях существующей школы не является универсальной. Абсолютно каждая дает не меньше отстающих в развитии, обученности или воспитанности учащихся. Это связано с тем, что учитель имеет дело с механически создаваемыми классами, со случайным подбором учеников, разбросом уровня их подготовленности и потенциальных возможностей. Большие педагогические системы не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну единственную технологию для всех классов и всех предметов. Политехнологизм в обучении неизбежен в силу разнообразия факторов, влияющих на эффективность обучения.

3. Организация обучения и воспитание учащихся с использованием новых педагогических технологий

Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного и воспитательного процесса, принципиально меняющих их содержательную и процессуальную стороны. Для этого стремятся увеличить "продуктивность" обучения и воспитания, что достигается созданием основы знаний, соответствующей организации познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения и воспитания.

Реформирование должно изменить стиль поведения педагога, способы его взаимодействия с учеником. В процессуальных преобразованиях главным должны являться:

Переориентация учителей с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися;

Последовательное исключение принуждения в обучении, опора на внутренние активизаторы деятельности;

Включение самого ученика в учебно-познавательную поисковую деятельность, организованной на основе внутренней мотивации;

Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные действия;

Обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания знаний.

Применение инновационных педагогических технологий позволяет наиболее полно реализовать задачи современного образования - создание совокупности условий развития обучающихся, которые обеспечивают в будущем их готовность жить и успешно действовать во взрослом мире.

Технология развития критического мышления

Немного истории. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления, Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении, гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;

роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;

критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить;

существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Что же такое критическое мышление? Приведу цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».

Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).

Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.

Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия – синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.

Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение для педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечной цели применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли в полном объеме извлекать необходимую информацию из любого текста, могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. Представлю краткое описание техник данной технологии в виде таблицы:

Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Передо мной стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Авторы говорят, и я с ними согласна, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:

– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;

– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;

– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;

– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;

– учитель должен верить в способности каждого ученика.

Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают при овладении этой технологией. Одна из них – это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна – не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.

Таким образом, системе муниципального управления необходимы изменения. Она должна быть открытой и мобильной. Существующая система во многих аспектах содержит черты еще советской и постсоветской эпох, но сейчас совсем другая жизнь: другие стандарты, другая экономика, другие коммуникации. В связи с этим, необходимо не только подстроить этот механизм под современные условия, но и сделать его принципиально подходящим, для решения очень важных социально-экономических задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунтовский С.Ю. Анализ уровня инвестиционной привлекательности Краснодарского края / С.Ю. Бунтовский, А.И. Бондаренко, А.И. Кудинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - № 1. - 2016. - С. 155-157.

2. Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар»:постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 05.09.2014. - № 6404. - 2014.

3. Абрамян Р.Т. Государственная политика в сфере образования: ЕГЭ / Абрамян Р.Т., Комова О.И., Бунтовский С.Ю. // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции (Краснодар, 29 апреля 2016 г.). - Краснодар: ЦНТИ 2016. - С. 11-14.

4. Бунтовский С.Ю. Инновационные методы обучения в высшей школе / С.Ю. Бунтовский // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза. Сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Краснодар, КубГАУ, 2016. - С. 325-327.

Гузева Наталья Ивановна

учитель начальных классов педагогическое звание «Старший учитель» Новоамвросиевская ОШI-III ступеней (Амвросиевского района ДНР)

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

В статье рассматриваются идеи и взгляды зарубежных и отечественных учёных в решении проблемы развития критического мышления. Раскрыта необходимость формирования и развития критического мышления у обучающихся начальной школы в контексте внедрения новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: теория развития критического мышления, критическое мышление, мыслительный процесс, интеллект, методы и приёмы, методика развития ТРКМ.

The article investigates the ideas and views of foreign and domestic scientists in solving the problem of development of critical thinking. The need to form and develop critical thinking among primary school students in the context of the introduction of new educational standards is revealed.

Key words: theory of the development of critical thinking, critical thinking, mental process, intelligence, methods and techniques, methodology development (TRKM).

Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них, умели отстаивать собственное мнение.

Традиционно успешность обучения измерялась лишь количеством усвоенного учеником учебного материала. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного современного информационного пространства. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому восприятию знаний. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Это, в свою очередь, требует от учителя поиска, внедрения в практику новых образовательных технологий.

Среди многих инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, значительное внимание уделяется технологии критического мышления. За последние двадцать лет эта проблема стала довольно актуальной.

Среди исследователей, занимающихся разработкой этой проблемы, с философской, психологической и педагогической точек зрения можно выделить таких исследователей, как Э. де Боно, Дж. Дьюи, Д. Халперн, Д. Клустер, Р. Джонсон, Дж. Стил, К. Меридит, С. Плаус, Р. Поль.

Так, взгляды Д. Халперн разделяют многие современники. В своем труде «Психология критического мышления» она отмечает, что критическое мышление - это, прежде всего, творческое мышление. Халперн раскрывает проблему «как учить», а «не чему учить» .

В работе «Психология оценки и принятия решений», по мнению С. Плауса, развитие критического мышления непосредственно связано со способностью оценки и принятия решений. Рациональность означает не что иное, как «правильность», и в этом случае Плаусом представлено множество методов, которые помогают найти именно эту «правильность» .

Р. Поль связывает критическое мышление с интеллектуальными стандартами. Он дает свою трактовку критического мышления: «Это способ предчувствия и поступательного движения к стандартам и ценностям,

свойственным обученному мышлению, ведь учиться мыслить означает умение осмыслять» .

По мнению М. Липмана учащиеся должны делать то же, что и учёные, если они хотят научиться мылить самостоятельно .

В. Руджиеро связывает критическое мышление с чувствами. Это является довольно известным фактом в науке. Чувства и мышление являются взаимодополняющими.

В работах ученых доказано, что главное назначение критического мышления - решение проблем (заданий), а его главным результатом - есть суждение.

Немаловажно, что именно на опыт этих ученых в вопросе развития критического мышления у студенческой молодежи, опирались отечественные философы, психологи и педагоги. За последнее десятилетие эта проблема привлекла внимание отечественных ученых (Болотов В., Коржуев А., Сорина Г., Бутенко А.). Однако следует отметить, что исследования по формированию критического мышления у детей школьного возраста были начаты только в 70-е годы прошлого столетия (Векслер М., Синельников В., Липкина А., Рыбак Л.).

На данном этапе развития педагогической мысли вопрос об использовании в практике технологии критического мышления в обучении младших школьников является довольно актуальным.

Известно, что технология развития критического мышления в процессе обучения ребёнка - это совокупность разнообразных методических приёмов, которые побуждают учащихся к исследовательской творческой активности, создают условия для усвоения ими материала, обобщения полученных знаний.

Цель данной технологии в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Для внедрения этой методической системы дополнительные условия, которые создаются в школе специально для овладения новейшими технологиями, не нужны. Единственным необходимым условием для работы является желание учителя работать творчески, по-новому.

Эта технология помогает готовить детей нового поколения, детей, которые умеют логически мылить, общаться, слышать и слушать других. А. Савченко отмечает, что современный человек объективно вынужден быть более мобильным, информированным, критически и творчески мыслящим, а, следовательно, и более мотивированным к самообучению и саморазвитию .

В процессе учебно-воспитательной деятельности использование технологии развития критического мышления (ТРКМ), в первую очередь, осуществляется на уроках чтения и письма. За счёт овладения приемами ТРКМ происходит процесс понимания текста на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Использование ТРКМ происходит с первого класса по заданному алгоритму - учитель стремится:

a) выработать у ученика способность высказывать личное мнение по различным вопросам и проблемам, формировать умения выражать свои мысли вначале в устной, а затем и в письменной форме, делать это ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

b) научить ученика аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

c) сформировать у ученика способность брать на себя ответственность за те или иные поступки;

d) научить ребенка участвовать в совместном принятии решения;

e) развивать умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

f) сформировать умение сотрудничать и работать в группе.

Практически на любом уроке можно обращаться к ТРКМ и работать с

учениками любого возраста.

Формы урока с использованием ТРКМ отличаются от традиционных уроков. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, рассуждают, читают, пишут, обсуждают, анализируют, активно осмысливают прочитанное.

Урок состоит из трех фаз: «вызов», «осмысление», «рефлексия», каждая из которых имеет свои цели и задачи, набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, потом - на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Одним из методических приемов ТРКМ является прием «Fish bone». Преимущество его в том, что он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме, и поэтому он применен нами на уроке русского языка во втором классе при закреплении темы «Имя существительное».

На стадии «вызова» (создается учителем) у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На этом этапе урока делается не вызов вообще, а вызов именно той информации, которая актуальна на данном уроке. Учащимся предлагается задание - выбрать из слов - частей речи -только имена существительные: ворона, веселый, лягушка, прыгать, коньки, мороз, желтеть, зеленый, карандаш, снегирь, около, воробей, радостный, лебедь, скакать, пальто, береза, желтеть, красный, собака, ученик, под. Выполнение задания происходит на основе анализа. По окончанию выполнения дети выдвигают умозаключение: «Я выбрал эти слова потому, что к ним можно поставить вопросыА кто? что? А на эти вопросы отвечают имена существительные».

После того, как в «голове скелета», как основной объект исследования, поставлен проблемный вопрос: «Какое значение имеет имя существительное

в нашей речи?», на верхних косточках появляются вопросы, которые решаются в ходе урока на этапе «осмысления».

Эта стадия содержательная, в ходе которой происходит осмысленная работа над проблемой урока.

Проанализировав имена существительные, ученики приходят к выводу о том, что они могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными, изменяться по числам, иметь род. При этом учитель постоянно возвращается к проблемному вопросу в «голове рыбы». При этом учащиеся сами делают вывод о том, что не все существительные изменяются по числам, что у некоторых - не изменяется форма слова. Превращение нарицательных существительных в собственные вызывает у детей удивление.

Постепенно скелет рыбы обрастает вопросами и ответами по данной теме. В хвосте формулируется ответ на проблемный вопрос урока.

На этом этапе проводится тестирование учащихся:

1. Имя существительное обозначает:

а) признак предмета;

б) предмет;

в) действие предмета.

2. Выберите верное утверждение:

а) имена собственные пишутся с маленькой буквы;

б) имена собственные пишутся с большой буквы.

3.Какие из этих из этих слов одушевленные имена существительные:

а) ласточка, белка;

б) вода, морковь.

4. Выбери верное утверждение

а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос

б) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос

5. На какой вопрос отвечают слова: медведь, карандаш, ворона, мышь, подснежник:

а) кто? что?

б) что делает?

В результате ответов формируется вывод о значении имен существительных в нашей речи.

Третья стадия - «рефлексия» - размышления.

На этом этапе ученики формируют личностное отношение к теме урока, закончив начало предложения:

На уроке для меня было самым трудным...

Мне запомнилось...

Для себя я сделал вывод....

Я дам совет своим одноклассникам...

Таким образом, выдвижение умозаключений - это одно из ключевых умений в критическом рассуждении, поскольку наличие проблемы предвидит формирование предложений, которые ведут к решению этой проблемы.

Работа с использованием ТРКМ направлена на самое главное -создание на уроке условий, помогающих ученикам самостоятельно добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, приблизить его к процессу познания, к получению удовлетворения от своей работы.

Мы убедились, что схемы «Fish bone» дают возможность организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать факторы по степени их значимости.

Мониторинг знаний по русскому языку подтвердил целесообразность применения ТРКМ: 1) работа в парах и в малых группах удвоила интеллектуальный потенциал учеников, значительно расширила их словарный запас; 2) совместная работа улучшила понимание трудного для восприятия текста; 3) появилась возможность повторения усвоенного материала; 4) выработалось уважение к собственным мыслям и опыту; 5) появилась большая глубина понимания прочитанного.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что технология развития критического мышления дает возможность реализоваться каждому ученику. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей. Критерием же результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С И. Заир-Бек. - М.: Просвещение, 2011. - 219 с.

2. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб; Альянс "Дельта", 2003. - 284 с.

3. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. / С. Плаус - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. - 368с.

4. Поль Р. У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире / Перевод с англ. / Р.У Поль. -1990. - 575 с.

5. Липман М. Критического мышления: что это может быть? / Липман Мэтью. - Институт критического мышления. [Электронный ресурс] http://uchebilka.ru/biolog/93739/index. html?page=3 (дата обращения - 30.04.2017).

6. Руджиеро В. Р. По ту сторону эмоций и чувств: Руководство по критическому мышлению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evolkov.net/critic.think/ Ruggiero.R/ (дата обращения - 30.04.2017).

7. Савченко О. «Розвивальнй потенциал змюту осв^и у 12^чнш школi / О. Савченко // Шлях осв^и. - 2008. - №2 (48). - С. 2-7.

8. Скурыгина С. К. Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления / С.К. Скурыгина // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 708-710.

9. Халперн Д. Психология критического мышления / Перевод с англ. / Д. Халперн. - М.: Питер, 2000. - 512 с.

Зубкова Лилия Алексеевна

МОУ «Школа №76 г. Донецка» (г. Донецк, ДНР)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATION

В данной статье представлены современные педагогические технологии, которые учитель может использовать в своей педагогической деятельности. Предлагается классификация технологий (по Г. К. Селевко). Детально рассказывается об «игровой технологии».

Ключевые слова: педагогические технологии, технология, диагностика, метод проектов.

This article presents modern pedagogical technologies which teacher can use in his pedagogical activity. The classification of technologies is proposed (according to G.K. Selevko). "Gaming technology" is described in details.

Key words: pedagogical technologies, technology, diagnostics, project method.

Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической и т. д. Социальная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носителем. Методический взгляд на воспитание - приобщение воспитанника к культуре. Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков.

При использовании термина «технология» практически все педагоги отмечают сложность педагогического порядка. Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используется термины «педагогическая техника» и «педагогическая технология».

В настоящее время развитие педагогической технологии открывает большие возможности в поиске новых средств, форм, методов обучения и воспитания. Постоянно появляются подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учёбе учащихся и качества обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем - обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко: как область педагогической науки и как конкретная образовательная


Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии «Развитие критического мышления

через чтение и письмо»
Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.

Дайана Халперн
Актуальность: В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу на «хорошо» и «отлично», не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. Еще Г. К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Познавательная активность, связана с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремлением к интеллектуальным достижениям. Мы считаем, что использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) будет способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учить мыслить объективно и разносторонне. Главное достоинство данной технологии в том, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе. Эта универсальная технология позволяет значительно повысить надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным, развивает познавательную активность, повышает коммуникативную культуру личности. Авторы, занимавшиеся исследованием познавательной активности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие обучающихся. Познавательная активность, сформированная в период младшего школьного возраста, является важной движущей силой познавательного развития ученика.

Анализ теоретических исследований, реальная практика деятельности образовательных учреждений позволяют выявить противоречие

Между объективными потребностями современного общества в познавательной активности личности и отсутствием разработанных методических аспектов процесса развития познавательной активности у младших школьников;

Между возможностями развития познавательной активности в младшем школьном возрасте и низким уровнем их реализации в практике школы.

Актуализация противоречия позволяет обозначить проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки условий, средств и методов, способствующих развитию познавательной активности младших школьников.

Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и реализация концепции развития познавательной активности младших школьников в образовательном процессе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в начальной школе.

Предмет исследования: содержание и способы развития познавательной активности младших школьников.

Гипотеза: уровень развития познавательной активности обучающихся повысится, если в процессе обучения в начальной школе использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Задачи исследования:

1. Проанализировать степень разработанности проблемы развития познавательной активности младших школьников в психолого-педагогической литературе и практике школ.

2. Выявить особенности реализации технологии критического мышления в младшем школьном возрасте.

3. Разработать конспекты уроков для учащихся начальных классов с использованием технологии критического мышления.

Методологическую основу исследования составляют:

Теоретические положения познавательной активности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский, Г.И. Щукина);

Теоретические положения определяющие общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин);.

Идеи гуманной педагогики и личностно- ориентированного образования (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская);

Теоретические положения технологи критического мышления через чтение и письмо (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская).

Методы исследования : теоретического уровня: анализ психолого-педагогической, методической литературы, по проблеме исследования; эмпирического уровня: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности школьников.

База исследования: МАОУ СОШ №4 г. Ишима, 3 класс.

Научная новизна : разработана концепция развития познавательной активности младших школьников, которая основывается на системно- деятельностном подходе и принципах: целостности образовании, ориентации на обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий, индивидуализации, личностно ориентированного обучения, центрации, природосообразности.

Практическая значимость: Разработаны уроки для младших школьников с использованием технологии критического мышления, составлен банк методических приемов способствующих развитию познавательной активности обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы педагогами при создании методических пособий, в практической деятельности общеобразовательных школ.

Концепция развития познавательной активности младших школьников в образовательном процессе.

Активность – это волевое действие, психологическое состояние личности, характеризующее ее усиленную деятельность.

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям .

Ученые, занимавшиеся исследованием познавательной активности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие младшего школьника. Познавательная активность, является важной движущей силой познавательного развития младшего школьника.

Мы определяем познавательную активность как стремление младших школьников к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира .

Концепция развития познавательной активности младших школьников основывается на системно- деятельностном подходе. Данный подход является методологической основой реализации ФГОС.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом .

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В основу создания концепции мы положили принципы: целостности образования, ориентации на обновление методов обучения, использования современных образовательных технологий, личностно ориентированного обучения, индивидуализации, центрациии и природосообразности.

1. Ориентация на обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учитель-ученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, проектной деятельности, технологии РКМЧП.

2. Принцип целостности образования - под целостностью образования понимается единство процессов обучения, воспитания развития, обучающихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения и воспитания.

3. Принцип индивидуализации - предполагающий всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе программы индивидуального развития личности.

4. Принцип личностно ориентированного обучения.

5. Принцип центрации – означает приоритет личности. Образовательный процесс, внеучебная д еятельность рассматриваются как средства развития личности.

6. Принцип природосообразности - соответствие содержания и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, построение образовательного процесса на основе психолого-педагогических рекомендаций и диагностик.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Системно-деятельностный подход предполагает применение технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности. Однойиз таких технологий является технология развития критического мышления. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка;

Критическое мышление (ТРКМЧП) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть (С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская) .

Алгоритм формирования критического мышления.

Этапы урока с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо:


  • вызов,

  • осмысление (содержание),

  • рефлексия.
Задача стадии вызова на уроке – не только активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать на поверхность» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Обучающийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения обучающихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Методы и приемы ТРКМЧП позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.

На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.

Я считаю, что именно такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала младшему школьнику необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания необходимы и, где их можно применить.

Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия «рефлексии» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приёмах , которые создают условия для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Обучающийся в процессе обучения сам конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда на уроке используется технология критического мышления, каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и решать даже самые сложные вопросы самостоятельно.

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Привлечение внимания к проблемам стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Только «сражаясь» с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности – организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий, а также публикации письменных работ учащихся.

Особая, главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала . Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Банк методические приемов для реализации технологии развития критического мышления, способствующих развитию познавательной активности младших школьников.


  • Кластеры
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.


  • Верные и неверные утверждения

  • «Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Обучающиеся делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.


  • Ключевые термины

  • «Круги по воде».
Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

  • Ромашка” Блума.
По теме составить вопросы, учитывая их назначение.

Уточняющие

(Правильно ли я

Понял..?)

Практические Простые

(Где используют..?)

ТЕМА

ВОПРОСЫ

Объясняющие

Творческие

(Почему..?) (Что было бы..?

(причинно- (прогноз,

следственная предположение)

Оценочные

Что хорошо..?

Что плохо..?


  • Перепутанные логические цепочки

  • ИНСЕРТ
В дословном переводе ИНСЕРТ с английского означает: «интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления».

Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно обучающимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: Читая текст, обучающиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап : Обучающимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.


  • Чтение с остановками
Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

  • Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

  • Таблица тонких и толстых вопросов
Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа.

«Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.


  • Таблица «Что? Кто? Когда? Как? Почему? Зачем?»

    Что?

    Кто?

    Когда?

    Как?

    Почему?

    Зачем?

    ...

    ...

    ...







  • Концептуальная таблица
Этот приём особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или событий. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Объект сравнения 1

Линии сравнения

Объект сравнения 2

  • Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления».

Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.


  • Фишбоун (рыбий скелет)
Чаще всего используется учителем на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу.

Причина Причина Причина

Проблема Вывод
Факты Факты Факты


  • Дерево предсказаний
Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
ВЕРОЯТНО ВОЗМОЖНО

Аргумент 3 Аргумент 3

Аргумент 2 Аргумент 2

Аргумент 1 Аргумент 1

Чем закончится рассказ?

Как будут развиваться

события после финала?

Сиквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть применяться и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.

Правила написания синквейна:


  • Метод «Думательных шляп» (Эдвард де Боно).
Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета и соответствующее задание.

  • Письмо к учителю
Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ…

2. Больше всего запомнилось…

3. Понравилось…

4. Не понравилось…

5. Мое эмоциональное состояние…

6. Этот рассказ учит меня…


  • Написание эссе
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Эссе помогает обучающимся подытожить свои знания по изучаемой теме. Обычно оно пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Предполагаемые результаты :

В процессе применения технологии развития критического мышления у обучающихся начальных классов формируются общеучебные умения, а именно:

Умение работать в группе,

Умение графически оформлять текстовой материал,

Умение перерабатывать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости,

Умение обобщать полученные знания.

Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе позволило мне повысить уровень познавательной активности младших школьников (приложение 2), которая способствует формированию социальной успешности.

Большим полем деятельности в применении технологии критического мышления в начальной школе являются уроки окружающего мира, литературного чтения, однако с успехом может применяться на уроках математики, русского языка, а также технологии, музыки и изобразительного искусства.

Уроки, выстроенные и проведённые мной по технологии "критического мышления", научили детей самих задавать вопросы и сделали их активными участниками образовательного процесса. Поменялись роли педагога и обучающихся, ученики на моих уроках не сидят пассивно, а являются главными действующими лицами: думают, вспоминают, делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Моя роль в основном координирующая! Формируя у детей критическое мышление, я стараюсь не вести их «за ручку» к ответу, не давать им готовые ответы на возникающие вопросы, а исподволь и постепенно учу детей видеть проблемы, ставить вопросы и находить способы получать на них ответы. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей.

Мои перспективы:


  • обеспечить возможности обучающимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создать условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной мобильности;

  • обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

  • изучить новые приёмы технологии развития критического мышления; продолжить составлять банк методических идей.

Литература


  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г.Асмолов // Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

  2. Ведерникова, Л.В. Общая педагогика в схемах и таблицах: учебн. пособие [Текст] / Л.В. Ведерникова. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2007. – 312с.

  3. Громыко, Ю. В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю. В. Громыко. М. : Московская академия развития образования, 1996. -- 546 с.

  4. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя [Текст] / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

  5. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В.Занков. М., 1990.

  6. Стандарты ФГОС.

  7. Щукина, Г.И. Активизация познавательной активности обучающихся в учебном процессе/ Г.И. Щукина. Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

страница 1

Технология развития критического мышления

младших школьников

Политика в сфере образования диктует новый социальный заказ . В настоящее время обществу требуются личности, которые быстро перестраиваются и находят выход из трудной ситуации, генерирую идеи.

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Сегодня мы поговорим с вами о технологии развития критического мышления младших школьников. Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимые не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее).

Понятие критическое мышление появилось гораздо раньше понятия технология критического мышления. Термин критическое мышление употребляется в работах, Ж. Пиаже, и мн. др.

В настоящее время в научных источниках можно найти разные определения термина критическое мышление.

Дж. Браус и Д. Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. По их мнению, это писк здравого смысла, т. е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений., а также умение отказаться от собственных предубеждений.


По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К. Мередит, Д. Огл, Д. Стил, Ч. Темпл. Ее применение позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоуважении, общении, игре и творчестве.

Основу технологии составляет трехфазовая структура урока:

Осмысление;

Рефлексия.

Задача первой фазы урока (вызов) – не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим фактором для дальнейшей работы.

На фазе осмысление (реализация замысла) идет непосредственная работа с информацией. Важно, что приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

Моделировать урок в той или иной технологии не просто. Учителями используются различные стратегии обучения, которые способствуют развитию личности ребенка. Остановимся на тех стратегиях, которые нашли свое отражение в технологии развития критического мышления и используются нами в практике преподавания.

1. Чтение с остановками.

Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. Вначале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предложения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. Синквейны.

В переводе с французского слово «синквейн» означает пять. В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

Учащиеся размышляют следующим образом:

1. Имя существительное, выраженное, одним словом.

2. Волшебная, бытовая.

3. Описание действия

4. Сказка – ложь. да в ней намек.

5. Слово - синоним

5. Фантазия, выдумка

3. Кластеры.

Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Иначе ученики называют их «гроздья». Учащимся предлагается записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные темой, обозначенные этим словом.


Например, на уроке окружающего мира рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре изображаем звезду это наша тема, вокруг нее располагаем планеты, т. е. крупные смысловые единицы, и соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты есть свои спутники, которые сопровождают другие спутники.

4. Прием «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

5. Логическая цепочка.

После текста учащимся предлагается построить события логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

6. «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешать проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Для того чтобы выступление во время «мозгового штурма» было корректным, необходимо придерживаться ряда правил:

На обдумывание и высказывание своих мыслей дается 2-3 минуты;

Высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать;

Все ответы фиксируются на доске;

Записанная на доске информация анализируется;

Совместно отбираются наиболее оптимальные решения.

Обобщая все вышесказанное, подчеркну, что технология развития критического мышления и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.