Российскому флоту иногда везло. Секретный адмирал

Российскому флоту иногда везло. Секретный адмирал "Аметист" летит из-под воды

    Лауреатам торжественно вручены дипломы лауреатов и призовые статуэтки «Кентавр с цветком в груди» работы скульптора Эрнста Неизвестного.

    Открывая праздничный вечер, бессменнный ведущий, автор идеи проекта «Светлое прошлое» Народный артист РФ Олег МИТЯЕВ предложил дату 17 января сделать «красным днем календаря» - как день образования Челябинской области, и как день проведения торжества «Светлое прошлое». С приветственным словом выступил первый заместитель губернатора Челябинской области Андрей Николаевич КОСИЛОВ .

    Народную премию вручают только на родной земле, поэтому лауреаты, которые не смогли получить Кентавра своевременно, становятся гостями следующей церемонии. Событием вечера стал приезд в Челябинск для получения Народной премии Виктора Борисовича ХРИСТЕНКО : один из первых лауреатов «Светлого прошлого» (2004), наконец, сумел совместить свой напряженный рабочий график с датой церемонии. Министр тепло приветствовал земляков, подчеркнув особую значимость проекта, объединяющего людей, возвращающего их к своим корням.

    Одно из важных условий успеха проекта: вручают премию знаменитым землякам люди, связанные с ними судьбой, родственными или дружескими узами, общей деятельностью, образом жизни и пр. Это не только челябинцы, но и жители других городов и районов области - Златоуста, Миасса, Аши, Сатки, лауреаты Народной премии прошлых лет. Среди тех, кто выходил на сцену для вручения статуэтки и с поздравлениями лауреатам - вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, председатель правления Международного культурного фонда «World for culture and peace» Марк ЛЕЙВИКОВ , управляющий директор ОАО "ЧМК" Сергей МАЛЫШЕВ , министр культуры Челябинской области Владимир МАКАРОВ ; народная артистка РФ Валентина КАЧУРИНА ; генерал-майор запаса, начальник службы безопасности Ашинского металлургического завода Леонид ПОЛЯКОВ , олимпийская чемпионка, депутат Государственной Думы Российской федерации, лауреат премии «Светлое прошлое»-2006 Светлана ИШМУРАТОВА ; начальник головного представительства Министерства Обороны РФ в Уральском Федеральном округе по морским стратегическим ракетам, капитан первого ранга Андрей ЮРЧИКОВ и другие. «Светлое прошлое» соединяет людей: встречаются одноклассники, друзья, родные, коллеги, которые порой не виделись много лет. В зале - члены семей лауреатов, их близкие. Это целая армия болельщиков, способных сопереживать, поддерживать каждого лауреата, как «своего», «нашего». Объединяющим моментом для сцены и зрительного зала является лейтмотив проекта - тема малой Родины, тема общности людей.

    Творческий контекст мероприятия поддерживается лучшими деятелями культуры и искусства России, так, неизменный участник всех церемоний - всемирно известный композитор и музыкант, лауреат Народной премии-2004, Народный артист РФ Анатолий КРОЛЛ . Впервые в роли ведущей церемонии выступила известная телеведущая канала «Доброе утро» и программы «Модный приговор» Арина ШАРАПОВА , покорившая зал обаянием, искренностью и неповторимым шармом. Специальным гостем церемонии стал актер театра и кино, Народный артист России Дмитрий ПЕВЦОВ : он выполнил почетную миссию, получив статуэтку Кентавра и диплом для своего «кинематографического крестного» - кинорежиссера Глеба ПАНФИЛОВА , который не смог приехать на церемонию. Для челябинской публики артист исполнил отрывок из своей концертной программы «Певцов много, Певцов – один».

    Не присутствовала на торжестве и Галина ЩЕРБАКОВА : видеопослание от нее (интервью в Москве записал известный тележурналист Рустем СОФРОНОВ , лауреат «Светлого прошлого»-2007) было тепло встречено публикой. Статуэтку вручили (для передачи коллеге по «творческому цеху») специальной гостье церемонии, знаменитой российской писательнице Виктории ТОКАРЕВОЙ . Настоящим подарком для зрителей, участников, а, главное, для лауреата Сергея ПЛОТОВА стало выступление народного артиста России Геннадия ХАЗАНОВА . Геннадий Викторович не просто вручил премию своему любимому автору, но привез с собой уникальную запись одной из реприз в своем исполнении, принадлежащих «перу Плотова», остроумно прокомментировал ее и в финале блистательно прочел собственные стихи, посвященные виновнику торжества.

    В церемонии приняли участие артисты Леонид МАРГОЛИН , Родион МАРЧЕНКО , Витольд ПЕТРОВСКИЙ (Москва), лауреат международных фестивалей джазовой музыки Биг-Бэнд «Джаз-академия» под управлением заслуженного артиста России Станислава БЕРЕЖНОВА , ансамбль бального танца «Импульс» Дворца культуры металлургов под руководством заслуженного работника культуры России Светланы МАЛЫХИНОЙ .

    В ходе подготовки церемонии состоялась пресс-конференция с участием лауреатов и гостей.

Федор Иванович Новоселов - адмирал, в прошлом начальник Управления ракетного и артиллерийского вооружения ВМФ (1972-1986 гг.), затем заместитель Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992 гг.).

Имя Владимира Николаевича Челомея, действительного члена Академии наук СССР, генерального конструктора, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, золотыми буквами вписано в историю отечественной науки и техники. Челомей по праву считается отцом-создателем целого семейства корабельных ракетных комплексов, составляющих основу "антиавианосной" системы Военно-морского флота.

Увлечение и работа

После досрочного - на год - окончания Киевского авиационного института Владимир Челомей увлекся проблемами создания воздушно-реактивных двигателей, сосредоточив свои конструкторские усилия на отработке пульсирующих двигателей (ПВРД). В 1944 г. на базе авиационного завода # 51 было создано первое в стране Особое конструкторское бюро (ОКБ), специализирующееся на создании самолетов-снарядов (крылатых ракет), руководителем которого был назначен Владимир Челомей. В период 1944-1953 гг. коллективом ОКБ были разработаны крылатые ракеты (КР) 10Х, 14Х и 16Х авиационного и 10ХН наземного базирования, предназначенные для поражения наземных целей.

В конце 1940-х гг. эти ракеты были предложены Челомеем и для вооружения подводных лодок (ПЛ) и надводных кораблей (НК), но проектные проработки выявили большую сложность их размещения на этих кораблях. Первые конструкторские шаги Челомея показали, что в промышленности появился инициативный разработчик КР, стремящийся охватить своим детищем сразу три вида ВС. Правда, первый его опыт оказался неудачным в силу низкой надежности ракет на ПВРД, показанной на испытаниях. Работы по ним были прекращены, а ОКБ расформировано. Однако эта неудача не сломила Владимира Николаевича - он и сам убедился в бесперспективности КР на ПВРД и сложности их размещения на носителях из-за больших габаритов.

Высокая инженерная подготовка и творческий дар конструктора дали свои результаты: Челомей сконструировал автомат раскрытия крыла ракеты (АРК), который позволил размещать КР со сложенными крыльями в малогабаритные пусковые контейнеры и раскрывать крылья после выхода ракеты из контейнера. Это был колоссальный скачок в развитии систем вооружения, прежде всего для флота, т. к. позволял иметь на кораблях значительное количество пусковых установок и упрощал подготовку ракет и пуск их с так называемых "нулевых направляющих". Свою идею Челомей не только рассказывал по чертежам - он создал переносимую модель контейнера с размещенной в нем моделью КР, на которой наглядно демонстрировал в различных инстанциях, в т.ч. перед руководством ВМФ, идею старта ракеты и раскрытия плоскостей ее крыльев.

В июне 1954 г. приказом Минавиапрома создается специальная конструкторская группа (СКГ), положившая начало славной истории созданного в 1955 г. в г. Реутов Московской области ОКБ-52, ныне ЦКБМ, для разработки систем вооружения на основе крылатых ракет. Во второй половине того же года начались работы по созданию ракетного комплекса (РК) П-5 с КР, размещаемой на ПЛ, для поражения наземных целей. В ходе испытаний были отработаны конструкция планера ракеты, контейнерная пусковая установка для длительного хранения и пуска ракеты, их связи с аппаратурой управления, размещаемой в прочном корпусе ПЛ. В 1959 г. ракетный комплекс П-5 был принят на вооружение флота и размещен на переоборудованных из торпедных ПЛ проекта 613: по пр. 644 с двумя ракетами (6 ед.) и по пр. 665 с четырьмя ракетами (6 ед.). Кроме того, этим РК были вооружены 16 дизельных ПЛ нового проекта 651 и 5 атомных ПЛ пр. 659 (по 4 ракеты на каждой). Доработанный вариант РК П-5 под индексом С-5 был принят также на вооружение Сухопутных войск в контейнерах на автотошасси.

Комплекс П-5, однако, не решал главную задачу флота - поражение авианосцев, ставших по итогам Второй мировой войны главной ударной силой на море и носителями ядерного оружия, более того - стратегической частью ВМС США (до появления атомных ракетных ПЛ с БР) и стран НАТО в общей системе их стратегических ядерных сил.

Главным оружием борьбы с авианосцами были выбраны крылатые ракеты, которые впоследствии назовут противокорабельными (ПКР). В соответствии с известным Постановлением Совета Министров СССР от мая 1946 г. на флоте велись работы по созданию систем вооружения с баллистическими, крылатыми и зенитными ракетами для вооружения различных носителей: надводных кораблей, подводных лодок, самолетов морской авиации и размещения на береговых установках. Первостепенное внимание в первые годы после Великой Отечественной войны уделялось созданию противокорабельных крылатых ракет. Уже в 1948-1949 гг. начались работы в ряде КБ Минавиапрома по созданию ПКР для вооружения надводных кораблей, морской авиации и береговых войск флота - это были РК "Шторм", "Щука", "Комета", "Стрела", КСЩ, последние три были приняты на вооружение и при испытаниях, а затем и в ходе боевой подготовки флота, показали надежное поражение целей и большую перспективу. Это был важный этап в развитии ПКР, решивший ряд серьезных научно-технических вопросов и давший флоту и промышленности первый опыт эксплуатации и боевого применения нового вида вооружения. Но эти ракеты не обеспечивали возможности создания массовой системы противокорабельного ракетного оружия для флота.

Мощнейший толчок дальнейшего развития ПКР все же дало создание РК П-5, в ходе работ над которым Челомей с конструкторским коллективом провел широкий поиск путей создания высокоэффективной ракеты для поражения подвижных морских целей. И в 1956 г. ЦКБМ совместно с НИИ "Гранит" и "Альтаир" (разработчики систем управления) начинает работы по созданию РК П-6 для ПЛ и П-35 для надводных кораблей. Так было положено начало созданию нашего национального оружия ПКР как основы антиавианосной системы ВМФ, ВС и страны в целом. Сразу отмечу, что ракетные комплексы ПКР являются нашим национальным приоритетом в мировом ракетостроении.

Звездный период

Ракетные комплексы П-6 и П-35 стали первыми комплексами высокоточного оружия (ВТО) ВМФ, способными поражать малоразмерные маневрирующие надводные цели на различных дальностях от стреляющего корабля, в т.ч. и цели, находящиеся за горизонтом. Пуск ракет с ПЛ по загоризонтным целям осуществлялся по целеуказанию от внешнего источника информации, а наведение и распределение ракет залпа на цели выполнялось по командам операторов корабля, на основе информации, получаемой от радиолокационного визира ракет в виде картины радиолокационных отметок ордера кораблей противника.

Эффективность комплекса во многом зависела от точности получаемого целеуказания и времени его устаревания (промежутка времени между обнаружением цели и пуском ракет). Понимая это, ученые Института вооружения и Института радиоэлектронных систем ВМФ по согласованию с разработчиком РК выдвинули идею создания авиационной системы разведки морских целей и выдачи данных об обнаруженных целях непосредственно на корабли-носители РК. Эти данные о целях после обработки выдавались в РК для пуска ракет. Созданная киевским НИИ "Квант" (главный конструктор И.В. Кудрявцев) авиационно-корабельная система МРСЦ "Успех" в сочетании с РК П-6 и П-35 стала первой в мире разведывательно-ударной системой (РУС) высокоточного противокорабельного дальнобойного оружия ВМФ. Следует отметить, что корабельные ударные системы оружия флота всегда строились как разведывательно-ударные на основе собственных средств обнаружения целей и выдачи целеуказания на применение оружия также и от внешних источников.

Понимая, что в открытом океане не всегда смогут действовать разведывательные самолеты с системой "Успех", Челомей выдвинул идею использования космических аппаратов (КА) для ведения разведки надводных целей и "сброса" разведывательной информации непосредственно на носители ПКР (ПЛАРК и НК). Идея была поддержана командованием ВМФ и Постановлением правительства от 20.06.60, и была поручена кооперации многих КБ и НИИ промышленности во главе с ЦКБМ разработка системы Морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). Генеральным заказчиком системы было определено Управление ракетного и артиллерийского вооружения (УРАВ) ВМФ, военно-научное сопровождение возлагалось на Институт вооружения ВМФ. Идеология построения и принципы боевого использования разрабатывались ЦКБМ совместно с Институтом вооружения ВМФ.

Система строилась на двух типах космических аппаратов (КА): УС-А - для активной радиолокации целей с атомной энергетической установкой на борту в качестве источника электроэнергии, и УС-П - для ведения разведки излучений работающих радиотехнических средств кораблей противника с энергетической бортовой установкой на солнечных батареях. Подготовка и запуск КА проводились на космодроме Байконур, управление полетами КА и прием разведывательной информации осуществлялись на специальном командном пункте ВМФ. ПЛАРК, а затем и надводные ракетоносцы оснащались специальной аппаратурой для приема развединформации непосредственно с КА. Оба КА и специальная ракета-носитель УР-200 разрабатывались коллективом ЦКБМ, при этом УР-200 была универсальной как ракета-носитель (РН) для вывода КА и как межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) для РВСН. Она прошла успешные испытания, но на вооружение принята не была. В систему МКРЦ в качестве РН введена другая, доработанная впоследствии МБР (КБ "Южное", главный конструктор М.К. Янгель).

Система МКРЦ принята на вооружение в середине 1970-х гг. и показала высокую эффективность ведения разведки в Мировом океане, в т.ч. и во время Фолклендского конфликта между Великобританией и Аргентиной в 1982 г., обеспечивая командование ВС, ВМФ и флотов разведывательной информацией. Приемные пункты информации непосредственно от КА системы были размещены также и на КП флотов.

Под РК П-6 были дооборудованы дизельные подводные лодки (ПЛД) пр. 651 и спроектированы ЦКБ-18 новые ПЛАРК пр. 675 (главный конструктор П.П. Пустынцев), которых было построено 29 единиц.

РК П-35 создавался со своей ракетой, облегченной по сравнению с ракетой П-6, для вооружения надводных ракетных крейсеров (РКР) пр. 58 (4 ед.) - моряки их прозвали "карманными крейсерами" из-за их сравнительно малого водоизмещения.

Еще на этапе испытаний РК П-6 и П-35 в 1961 г. генеральный конструктор Челомей предложил новый РК П-500, построенный по той же схеме РУС, но его ракета имела большую дальность и скорость полета, увеличенный участок полета на малой высоте, которая значительно уменьшалась по сравнению с РК П-6 и П-35. Более совершенная система управления, построенная на цифровых вычислительных машинах, имела повышенную помехозащищенность и более эффективное распределение ракет по целям в ордере кораблей. Ракета впервые оснащалась системой увода зенитных и авиационных ракет от себя, разработанной Таганрогским НИИ связи (главный конструктор В.Н. Бровиков). Комплекс предназначался для замены РК П-6 на ПЛАРК пр. 675 и оснащения новых проектов РКР.

Это предложение было встречено в военных кругах неоднозначно, т.к. его использование было возможно только при нахождении ПЛ в надводном положении. Против его разработки выступила группа адмиралов-подводников Генерального штаба. На ряде совещаний в различных инстанциях, в т.ч. и Генеральном штабе, командованию ВМФ удалось показать необходимость замены РК большой серии ПЛ пр. 675 на более эффективный РК П-500, обеспечивающий большую выживаемость ПЛАРК за счет пуска ракет вне зоны системы ПЛО противника, а для надводных ракетоносцев такой комплекс был более эффективен, чем ракеты только с самонаведением.

Создание комплекса шло сложно по техническим и организационным причинам и завершилось только к середине 1970-х гг. Он был размещен при модернизации в ходе ремонтов с одновременным размещением унифицированных приемных пунктов информации от систем МКРЦ и МРСЦ на половине серии ПЛАРК пр. 675, на построенных РКР пр. 1164 (главный конструктор А.К. Перьков, Северное ПКБ) и тяжелых авианесущих крейсерах (ТАВКР) пр. 1143 (главный конструктор А.В. Маринич, затем В.Ф. Аникиев, Невское ПКБ).

ЦКБМ было создано для выполнения работ по крылатым ракетам, но научные и конструкторские интересы генерального конструктора вскоре вышли за рамки этого направления. Уже в 1961 г. ЦКБМ начинает работу по созданию МБР УР-100, отличающуюся новизной ряда решений, позволивших семейству этих ракет (УР-100К, УР-100н) стать самой массовой МБР для РВСН. Она составила серьезную конкуренцию МБР, разрабатываемым в КБ, возглавляемом Королевым и Янгелем. Эта ракета была предложена и ВМФ как альтернатива межконтинентальной БРПЛ Р-29, разрабатываемой КБМ, возглавляемым Макеевым. Ученые и командование ВМФ не поддержали это предложение ЦКБМ, и Совет Обороны под руководством Хрущева согласился с мнением флота.

Пытливый ум и энергия Челомея приводят коллектив ЦКБМ к новому направлению в ракетостроении. В инициативном порядке начинается в конце 1950-х гг. проектирование мощной РН, получившей впоследствии имя "Протон", о которой генеральный конструктор впервые доложил летом 1962 г. на заседании Совета Обороны в Пицунде, чем привел в изумление многих участников. Параллельно он ведет разработку орбитальной пилотируемой станции (ОПС), получившей впоследствии наименование "Алмаз".

Таким образом, первая половина 1960-х гг. была звездным периодом в деятельности Челомея. Такая широта научно-технических и организационных подходов была характерна для стиля и методов его работы, находила поддержку Хрущева и высшего военного руководства страны. К реализации предложений ЦКБМ подключались некоторые КБ известных авиаконструкторов и многие заводы, и это не нравилось многим. Но жизнь подтвердила, что все идеи и предложения Челомея были реализованы и приняты на вооружение.

"Аметист" летит из-под воды

Понимая уязвимость ПЛАРК при нахождении в надводном положении во время подготовки и пуска ракет и необходимости управления их полетом к цели, ЦКБМ в начале 1960-х гг. по заданию флота разрабатывает РК "Аметист" с ПКР на твердом топливе, оснащенный системой управления с радиолокационной головкой самонаведения, разработанной НИИ "Гранит", обеспечивающей автономный полет ракеты, поиск ордера кораблей и наведение ракеты на выбранную цель. Комплекс был принят на вооружение в 1968 г. Им были вооружены ПЛАРК пр. 670 и 661, созданные соответственно в ЦКБ "Лазурит" (главный конструктор В.П. Воробьев) и ЛПМБ "Рубин" (главный конструктор Н.Н. Исанин). Ракеты "Аметист" стартовали при нахождении ПЛ в подводном положении по принципу "выстрелил-забыл". С целью повышения помехозащищенности головки самонаведения, избирательности цели и увеличения дальности полета ракеты ЦКБМ разработало РК "Малахит" (как дальнейшее развитие РК "Аметист") также с твердотопливной ракетой для вооружения ПЛАРК пр. 670М (главный конструктор В.П. Воробьев) и МРК пр.1234 (главный конструктор И.П. Пегов, ЦККБ "Алмаз"). Система управления с радиолокационной и тепловой головками самонаведения для этого РК была создана в НИИ "Альтаир" и обеспечивала режим полета с самонаведением на цель по радиолокационному и тепловому принципам.

Эти РК с твердотопливными ракетами успешно для своего времени решали задачу преодоления системы ПВО противника и обеспечивали высокую эффективность поражения кораблей. С ростом радиуса противолодочной обороны и усиления системы ПРО-ПВО авианосных и других ударных группировок ВМС вероятного противника требовалось увеличение дальности полета и повышения способности ПКР преодолевать развитую систему ПРО-ПВО корабельных соединений.

В ходе решения этой задачи высшим достижением отечественного ракетостроения в создании РК с ПКР является РК "Гранит", которым были вооружены ПЛАРК пр. 949 (главный конструктор П.П. Пустынцев, затем В.Л. Баранов, ЛПМБ "Рубин"), атомные тяжелые ракетные крейсера (ТРКР) пр. 1144 (главный конструктор Б.И. Купенский, Северное ПКБ) и ТАВКР пр. 1143.5 "Адмирал Кузнецов" (главный конструктор В.Ф. Аникиев, Невское ПКБ). Сверхзвуковая ракета этого РК построена на турбореактивном двигателе, запускаемом после выхода ракеты из-под воды и достигающем требуемой мощности тяги за короткий промежуток времени. Корабельная система обеспечивает с высоким временным темпом старт всего боекомплекта ракет, бортовая аппаратура - сбор ракет и полет их в режиме радиомолчания с уточнением направления на корабельное соединение противника за счет пеленгования его работающих радиотехнических средств. При достижении расчетной точки открываются на доли секунды радиолокационные визиры всех ракет и накрывают площадь водной поверхности, обеспечивая накрытие корабельного ордера. После обработки информации и ее идентификации за счет обмена информацией между ракетами осуществляется выбор цели каждой ракетой, происходят их снижение и полет на малой высоте к цели в режиме самонаведения. Для отвода антиракет противника ракеты комплекса "Гранит" оснащены специальной системой, что обеспечивает преодоление системы ПВО-ПРО кораблей противника. Такая организация ракетного удара, по оценкам начала 1980-х гг., обеспечивала залпом ракет с одной ПЛАРК поражение всей АМГ с высокой вероятностью.

Следует подчеркнуть, что Владимир Челомей исповедовал идею создания крылатых ракет только со сверхзвуковой скоростью, оснащаемых мощной боевой частью и системой управления, обеспечивающей надежное доведение ракет залпа до цели в условиях преодоления эффективной системы ПВО-ПРО, поэтому все отечественные ПКР его разработок имели сверхзвуковую скорость полета.

В середине 70-х гг. США развернули широкомасштабные работы по созданию для флота, авиации и армии стратегической крылатой ракеты (СКР) типа "Томагавк" с дозвуковой скоростью. После детального изучения и неоднократных обсуждений ученые Минобороны и промышленности пришли к выводу о целесообразности создания аналогичной системы и в нашей стране. Как генеральный заказчик, я предложил Челомею разработать аналогичную систему для отечественного флота, но он не согласился и заметил, что ему неинтересно заниматься дозвуковыми ракетами, что это давно пройденный этап, и предложил вариант сверхзвуковой СКР "Метеорит".

После детального рассмотрения этого предложения в Институте вооружения и у Главнокомандующего ВМФ Горшкова было принято решение о разработке параллельно двух СКР: "Метеорит" для вооружения ПЛА в специальных пусковых установках и дозвуковой "Гранат" (разработчик КБ "Новатор", главный конструктор Л.В. Люльев), стартующей из торпедных аппаратов ПЛА. Необходимость создания РК "Метеорит" в Генштабе встретило возражение, однако настойчивость Главнокомандующего ВМФ и доказательность представленных материалов обеспечили поддержку министра обороны Устинова.

В ходе отработки РК "Метеорит" был решен ряд серьезных научно-технических проблем в ракетостроении: по конструкции планера ракеты, в средствах и способах снижения заметности ракеты в зоне системы ПВО противника, размещению на ракете радиолокатора для получения радиолокационной карты местности на участках коррекции, по обработке полученных снимков на борту ракеты с помощью высокопроизводительного вычислительного комплекса и доведению ракеты до цели с высокой точностью. ВМФ создал специальный вычислительный центр по подготовке на основе цифровых карт местности маршрута полета ракет "Метеорит" и "Гранат" и участков коррекции траектории их полета на территории противника. Но ракета "Метеорит" получилась значительных массогабаритных характеристик, что привело к потере дальности полета (стрельбы) ракет, трудностям их размещения на ПЛА, в связи с чем было принято решение о прекращении работ по этому РК.

Постоянным партнером ЦКБМ в создании РК с ПКР был разработчик корабельных и бортовых систем управления комплексов НИИ "Гранит" Минсудпрома в Ленинграде (директор В.В. Павлов, затем И.Ю. Кривцов). Тесное многолетнее сотрудничество ЦКБМ и ЛПМБ "Рубин", возглавляемого П.П. Пустынцевым, а затем И.Д. Спасским, обеспечило создание отечественной антиавианосной системы, способной противостоять в Мировом океане мощным авианосным группировкам США и НАТО.

За 30 лет ЦКБМ под руководством генерального конструктора Владимира Челомея создало и сдало на вооружение ВМФ семь РК с КР суммарным количеством 1444 стартов, из них 56 стартов на ПЛД для поражения наземных целей, 270 стартов на МРК и береговых установках для поражения надводных кораблей в ближней морской зоне и 1118 стартов на ПЛАРК и надводных ракетоносцах для поражения крупных кораблей в дальней морской и океанской зонах. С учетом количества стартов его МБР (до 70% от всех МБР РВСН), знаменитой и непревзойденной до сих пор РН "Протон", космических аппаратов с атомной энергетикой на борту, ОПС "Алмаз" и других разработок можно смело утверждать, что других таких КБ и генеральных конструкторов, при всем глубоком уважении к ним, в стране не было.

В конце 70-х годов под руководством Челомея были подготовлены предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию РК антиавианосной системы, которые после рассмотрения командованием флота были включены в программу вооружения ВМФ на 1981-1990 гг. Это унифицированный РК "Оникс" как главное оружие многоцелевых ПЛА (МЦПЛА) типа "Северодвинск" и надводных кораблей пр. 11 000 с вертикальным стартом из многоконтейнерных пусковых, унифицированных для различных ракет установок, с единой системой управления вооружением. Второй РК "Болид" предназначался на смену РК "Гранит". Работы по созданию этих РК были начаты под руководством Челомея и продолжены коллективом ЦКБМ под руководством его ученика и последователя, генерального конструктора Герберта Ефремова.

Владимир Челомей был весьма чувствителен к неудачам, но быстро и результативно находил решения и энергично их внедрял. По характеру он был бойцом-конструктором, смело выдвигая новые идеи и умело их отстаивая в любых инстанциях. И неудивительно, что у него немало было завистников и недоброжелателей.

Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах

Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г.
Фото из книги «Черноморская эскадра»

Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению.

Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих.

В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице.

Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота.

При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук.

Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения.

Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником.

С МОРЯ – НА ЗАВОД

Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов.

На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота.

Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ.

Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов.

ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ

Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов.

Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением.

Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда.

ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ

Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов.

После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому.

Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем.

Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера.

При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин.

Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры.

Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера.

Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул.

Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру.

Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

В шестой раз в Челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова прошла церемония вручения Народной премии "Светлое прошлое". Одним из лауреатов 2009 года стал адмирал Фёдор Новосёлов, чья деятельность связана с КБ машиностроения и ГРЦ имени академика В.П. Макеева.

Проект создан по идее Олега Митяева, ныне народного артиста России, реализуется Правительством Челябинской области и Фондом Олега Митяева. Цель проекта - воздать должное людям, которые своим трудом прославили Челябинскую область в России и за её пределами; внесли вклад в развитие экономики, науки, культуры и искусства, спорта, добились успеха в общественно-политической деятельности.

За шесть лет лауреатами стали 63 номинанта, родившихся, учившихся и работавших в Челябинской области, но ныне живущих за её пределами (последнее условие - одно из главных в положении о премии). Среди лауреатов много выдающихся спортсменов - чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы (Л.П. Скобликова, А.И. Тихонов, А.Е.Карпов, братья С.М. и Н.М. Макаровы и др.), музыкантов, писателей и поэтов, актеров театра и кино, режиссеров (А.Б. Градский, С.А. Герасимов, А.О. Кролл, Г.А. Панфилов, Л.С. Броневой и др.), государственных деятелей, военных, ученых, бизнесменов, меценатов и т.д.

Лауреатами Народной премии "Светлое прошлое" часто становились представители СКБ-385 и КБ машиностроения (ныне - ОАО "ГРЦ Макеева"). Такое представительство означает и подтверждает значительную роль Государственного ракетного центра среди предприятий Челябинской области.

В 2005 году Народной премии "Светлое прошлое" удостоен создатель отечественной школы морского ракетостроения, генеральный конструктор В.П. Макеев, в 2007 году - первый заместитель В.П. Макеева по производству, директор Златоустовского машзавода (1976-1983) В.Х. Догужиев, в 2008 году - первый заместитель начальника СКБ-385, директор Златоустовского машзавода (1961-1974) В.Н. Коновалов.

В 2009 году лауреатом премии "Светлое прошлое" стал адмирал Федор Иванович Новоселов, отдавший Военно-Морскому Флоту более 40 лет. Работая в аппарате военного представительства КБ машиностроения, он внес существенный вклад в проектирование, производство и испытание комплексов Д-5 и Д-9 с баллистическими ракетами для подводных лодок. В 1972 году - начальник Управления ракетного и артиллерийского вооружения ВМФ, принимал участие в создании и освоении ракетных комплексов с баллистическими ракетами. С 1986 по 1992 год - заместитель Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению.

Все эти годы он был связан с миасскими ракетчиками.

Пресс-служба ОАО "ГРЦ Макеева"

[

История российского насчитывает более трёх веков. За это время сотни выдающихся командиров были удостоены звания адмирала. Некоторые из них сыграли значительную роль в судьбе не только флота, но и всей страны.

Апраксин Фёдор Матвеевич

По легенде, род знаменитого адмирала и произошёл из аристократического сословия Золотой Орды. Татаро-монгольский предок боярской династии принял христианское крещение и женился на русской княжне в период правления Дмитрия Донского. Его далёкий потомок Фёдор Апраксин в юном возрасте поступил на службу при царском дворе. Исполняя обязанности стольника, он сумел снискать доверие и расположение молодого Петра.

Первым серьёзным государственным постом Апраксина стала должность воеводы в Архангельске. Ему довелось сопровождать царя в плаваниях по Белому морю. Вскоре после этого Апраксин получил от государя чин майора и назначение в Семёновский полк. В последующие годы он был неизменным спутником императора-реформатора во всех военных походах и дипломатических миссиях. Апраксин принимал участие во второй осаде Азова. В составе Великого посольства он посетил Голландию, где ознакомился с основами морского дела. Апраксин руководил в Воронеже постройкой кораблей, которые должны были стать основой российского флота. Он внёс огромный вклад в осуществление планов Петра Великого по превращению страны в новую морскую державу. Апраксину было суждено стать одним из первых в списке российских адмиралов.

Командуя в ходе Северной войны армией и флотом в Ингерманландии, он проявил себя благоразумным стратегом. Апраксин сумел отразить наступление шведов на Петербург и заставил капитулировать крепость Выборг. Один из первых адмиралов флота России участвовал в знаменитом разгроме эскадры короля Карла у мыса Гангут.

Вскоре после этого Апраксин впал в царскую немилость из-за обвинений в коррупции. Только прежние заслуги спасли его от сурового наказания. Впоследствии царь Пётр простил Апраксина и назначил его генерал-губернатором завоёванных у шведов провинций. Один из первых адмиралов флота России на несколько лет пережил своего императора и скончался в 1728 году.

Этот морской командир знаменит тем, что не потерял в сражениях ни одного корабля. Другой необычный факт заключается в том, что православной церковью Федор Федорович Ушаков причислен к лику святых. Один из наиболее выдающихся адмиралов флота России начал свою карьеру на Балтийском море. Во время первой войны с турками он участвовал в обороне берегов Крыма. Позднее Ушаков командовал личной яхтой Екатерины II и защищал в Средиземном море российские торговые корабли от нападений британского флота. Свои блестящие способности он в полной мере проявил во время войны с Османской империей 1787-1791 годов. Ушаков разгромил превосходящие вражеские силы у острова Фидониси, в Керченском проливе и у мысов Тендра и Калиакрия. В 1799 году он стал одним из адмиралов флота России.

Ушаков вышел в отставку, не проиграв ни одной из своих 43 морских баталий. Последние годы жизни флотоводец посвятил молитвам и церковным службам.

Крузенштерн Иван Фёдорович

Знаменитый русский адмирал имел немецко-шведские корни. При рождении ему было дано имя Адам Иоганн Риттер фон Крузенштерн. Этот мореплаватель возглавлял первую российскую кругосветную экспедицию. Крузенштерн поступил на службу в императорский флот в звании гардемарина после обучения в кадетском корпусе в Кронштадте. За доблесть, проявленную в сражениях русско-шведской войны, он получил чин лейтенанта.

В 1799 году Крузенштерн представил царскому правительству проект установления прямого морского сообщения с русскими колониями в Америке. Предложение было поддержано Академией наук и утверждено Александром Первым. Дополнительная выгода проекта заключалась в проложении более удобного пути для ведения торговли с Китаем. Экспедиция продолжалась два года. Крузенштерн и его помощники составили атлас и отчёт о путешествии, в котором подробно описали все увиденные земли и народы. Этот научный труд был переведен на многие европейские языки.

Последующие годы своей жизни Крузенштерн в основном посвятил преподавательской деятельности. Он удостоился почётного членства в Академии наук и был назначен директором навигационной школы. Крузенштерн внёс много усовершенствований в работу этого учебного заведения. Скончался в 1846 году в своём поместье в Эстонии.

Нахимов Павел Степанович

Вошёл в историю как командующий флотом и сухопутными силами во время Крымской войны и осады Севастополя. Нахимов учился в петербургском Морском дворянском корпусе и получил первый опыт плавания на судне в возрасте пятнадцати лет. После участия в кругосветной экспедиции он был возведён в ранг лейтенанта.

Нахимов отличился в крупной морской битве объединённой эскадры России, Франции и Англии против флота Османской империи. В истории это событие известно как В награду за искусное применение артиллерии Нахимов был назначен капитаном трофейного корабля.

В ходе Крымской войны он провёл блестящую операцию по блокированию и уничтожению турецкого флота в гавани города Синопа. Нахимов получил звание адмирала и был назначен военным губернатором Севастополя. Он командовал обороной города и поддерживал боевой дух солдат и офицеров. В 1855 году, находясь на передовых позициях, Нахимов получил смертельное пулевое ранение. Адмирал был похоронен в склепе собора Святого Владимира в Севастополе.

Командующий российским флотом на Балтийском море происходил из семьи остзейских немцев. Его предки служили империи со времён Петра Первого. После окончания кадетского корпуса и морской академии Николай Эссен получил звание лейтенанта и в процессе развития своей дальнейшей карьеры командовал несколькими кораблями, включая броненосец "Севастополь". Имя адмирала вошло в историю в связи с русско-японской войной. После капитуляции крепости Порт-Артур он затопил "Севастополь", чтобы корабль не достался неприятелю. Эссен был доставлен в Нагасаки в качестве военнопленного, но спустя два месяца освобождён. После возвращения в Петербург в награду за свои отважные действия получил орден Святого Георгия.

В период Первой мировой войны Эссен командовал Балтийским флотом. Многие считали его самым способным русским адмиралом того времени. Николай Эссен неожиданно скончался в 1915 году в результате болезни. Его именем назван фрегат Военно-морских сил РФ.

Колчак Александр Васильевич

Последний адмирал империи стал признанным лидером Белого движения. Александр Колчак обладал огромным авторитетом среди противников большевиков. В период Гражданской войны он возглавлял находившиеся в Омске Временное сибирское правительство. Попытки Колчака объединить все антибольшевистские силы не увенчались успехом. После того как Белое движение оказалось на грани поражения, чешские союзники выдали адмирала Красной армии. Колчак был казнён без суда. Место его захоронения неизвестно.

В Российской империи чина адмирала удостоились 189 человек. Первым из них был сподвижник Петра Первого последним - Александр Колчак. В СССР это звание начали присваивать в 1940 году. В общей сложности его получили 79 советских морских командиров. По решению Иосифа Сталина было установлено более высокое звание, соответствующее сухопутному маршалу - адмирал флота. Вскоре после распада СССР его отменили.

Российская Федерация

Многие советские адмиралы остались на службе в ВМФ РФ. Присвоение высшего морского звания продолжалось и в новую эпоху. Список адмиралов Российской федерации насчитывает 35 человек. С 1992 года шесть обладателей этого звания занимали пост главнокомандующего ВМФ:

  1. Громов Феликс Николаевич.
  2. Куроедов Владимир Иванович.
  3. Масорин Владимир Васильевич.
  4. Высоцкий Владимир Сергеевич.
  5. Королёв Владимир Иванович.

Предшественник нынешнего главнокомандующего Виктор Викторович Чирков был вынужден подать в отставку из-за проблем со здоровьем. Министр обороны вручил адмиралу Королёву штандарт ВМФ в апреле 2016 года.