Дифференциация г к задания для дошкольников. Дифференциация г— к в словах Тренировочные упражнения. задание «Скажи наоборот»

Дифференциация г к задания для дошкольников. Дифференциация г— к в словах Тренировочные упражнения. задание «Скажи наоборот»

К. Г.У «Специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей с ограниченными возможностями»

города Риддера управления образования

Восточно – Казахстанской области

Логопед: Шамонаева Е.В

г.Риддер 2012 - 2013 уч.год

Тема: Дифференциация звуков [к ] и [г]

Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к ] и [г], учить различать звуки [к ] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.

Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.

Корригировать речевые навыки,

Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

Ход урока:

    Орг. момент ППН

Прозвенел звонок, начался урок.

    Сообщение темы и целей урока

Сегодня наше занятие будет не совсем обычным, потому, что к нам пришло много гостей, и мы устроим соревнования. А перед соревнованиями спортсмены всегда разминаются, то есть подготавливаются, и мы тоже сейчас проведем небольшую разминку.

    Пальчиковая гимнастика (разобрать фасоль по цветам: белую в одну тарелку, красную – в другую)

    Артикуляционная гимнастика: выполнение упражнений перед зеркалом – «Вкусное варенье, Маляр, Почистим зубки (внутри и с наружи), Горка»

    Гимнастика для глаз

    Вот мы подготовились, размялись и готовы для соревнований, но давайте вспомним

Из чего состоит наша речь? (звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, связная речь).

На какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Какие могут быть согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

На какие две группы делятся гласные звуки? (показывающие мягкость и твердость согласных).

7 . Уточнение артикуляции звуков [к ] и [г]

А) уточнение правильной артикуляции звука [г]

1) губы в улыбке

3) кончик языка опущен вниз, спинка языка касается твердого нёба.

5) Характеристика звука Г – согласный, звонкий, твердый, мягкий.

Б) уточнение правильной артикуляции звука [к ]

1) губы в улыбке

2) зубы сближены, но несомкнутые

3) кончик языка опущен вниз, спинка языка опущена к мягкому нёбу.

5) Характеристика звука К – согласный, глухой, твердый, мягкий.

1 задание «Слушай внимательно»

Предлагается звуковой ряд, если учащиеся услышат звук [г] – поднимают красный кружок, если звук [к ] – поднимают синий кружок.

М К Л Г Р С К А Г И Г Ш К О Ф К Х Г Т В К Ц Г

2 задание «Скажи наоборот».

Логопед произносит слоги, дети должны назвать слог наоборот

КА ГУ ЯК ОГ

КЕ ИГ УК ГА

ЮГ УК ГЕ КО

КИ ГО АК ГО

3 задание «Шифровки»

Где может в словах стоять звук (в начале, в середине и в конце)

АБКЕВГАЕРМИОУТМ (аквариум, бегемот)

УОЛГИУТРКЕАЦ (улитка, огурец)

ПБОАПБУОГЧАКЙА (попугай – бабочка)

СКАОПМОПГАИС (сапоги, компас)

РЯАБДЛУОГКАО (радуга, яблоко)

ГПИЕТРАСРИАК (гитара – персик)

УГТУКСАЬ (утка, гусь)

ГКЛАОРБТУАС (глобус, карта)

4 задание «Грузовик»

Дети выполняют по компьютеру задание, а параллельно идет работа по карточкам – соединить картинки в названии, которых есть звук с соответствующей буквой.

5 задание «Грамотеи»

Вспомнить правило правописания парных согласных. Предлагаются слова, дети должны вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово.

6 задание «Составь словосочетания»

На какие группы делятся слова?

Составить словосочетания

Колючий груша

Глиняный радуга

Квадратный огурец

Желтая кувшин

Кирпичный попугай

Кислое сапоги

Говорящий кубик

Разноцветная ёжик

Солёный гараж

    задание «Придумай предложение»

С составленными словосочетаниями придумать предложении.

8 задание « Говорушка»

Разучивание скороговорки

Купили Егорке санки для горки

Всю зиму Егорка катался на горке.

7 . Итог урока, награждение победителей. С какими звуками мы сегодня работали, чем похожи эти звуки, чем различаются

Самоанализ урока

Тема: Дифференциация звуков [к] и [г]

Это фронтальное занятие, на котором присутствовали учащиеся 3 класса, диагнозами: ОНР 3 уровня и нарушением звукопроизношения

Цели:

Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к] и [г], учить различать звуки [к] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.

Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.

Корригировать речевые навыки,

Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

Данная тема запланирована в общей системе логопедической работы. Речевой материал соответствует теме и целям занятия, которое было построено логично и последовательно. Активизации умственной деятельности учащихся способствовала форма проведения и приемы занятия, что сделало занятие единым целым, захватило чувства детей. На занятии учила постоянно мыслить, помогая при этом, вопросами и заданиями. В ходе занятия соблюдался охранительный режим, а используемые методы и приемы не вызывали у детей переутомления. На занятии осуществлялся индивидуально – дифференцированный подход – проследить можно было при работе на компьютере. Тон, речь учителя были доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе с детьми. Дети на занятии были активны, с большим удовольствием выполняли предложенные задания. Тема занятия раскрыта, цели достигнуты.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с
  • Ольга Шестерикова
    Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

    Цель: дифференциация звуков [к] - [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме

    Задачи:

    Учить дифференцировать звуки [к], [кь] - [г], [гь] по звонкости - глухости в слогах, словах и предложениях и буквы К - Г при чтении и на письме;

    Совершенствовать звуковой анализ и синтез, тренировать умение определять позицию заданных звуков в словах;

    Закрепить правила написания парных звонких и глухих согласных на конце слова,

    Совершенствовать умение соотносить звук и букву;

    Продолжить учить правильному употреблению в речи неизменяемых слов;

    Продолжать обучать звуко-буквенному анализу слова;

    Совершенствовать связную речь детей;

    Развивать артикуляционную моторику, просодические элементы речи;

    Совершенствовать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, логику;

    Развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, координацию речи с движением;

    Воспитывать у детей стремление к сотрудничеству, инициативность, интерес к обучению грамоте.

    Игра «Рукопожатие»

    Логопед: В стране согласных звуков

    Большой переполох

    Король с утра печален

    Вздыхает: «Ох, да, ох».

    Король нас приглашает

    Свой замок посетить

    Помочь ему порядок

    В стране восстановить.

    Дети проходят по дорожкам и садятся на места.

    (Сообщение темы занятия).

    Логопед : Вот ворота открываются, приключения начинаются.

    (Логопед выставляет на магнитную доску двух клоунов).

    Живут в стране два брата

    Глухой и звонкий звук

    Бывает очень сложно

    Их отличить на слух.

    Те братья друг на друга

    Бывают так похожи,

    Что где глухой? Где звонкий?

    Король понять не может.

    Логопед: Рассмотрите картинки. Назовите, что нарисовано на мячах у клоуна слева? (кран, кот, кисти, кит) С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков к, кь).

    Что нарисовано на мячах у клоуна справа? (гитара, гусь, груша, гиря). С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков г, гь).

    Логопед: Какие звуки не может различить король? ([к], [кь] - [г], [гь]).

    Сравнение звуков [к], [кь] - [г], [гь],

    Логопед: Произнесите звук [г]. Сначала громко, а потом шёпотом.

    Логопед: В какой звук превратился звук [г]?

    Давайте, объясним королю, как это получилось?

    (Аналогично со звуком [гь]).

    Чем отличаются звуки [к], [кь] от звуков [г], [гь]?

    Дети: Звуки к, кь – глухие, они произносятся без голоса, а звуки [г], [гь] - звонкие.

    Логопед: Как проверить, что звуки [г], [гь] – звонкие?

    Дети: Надо положить ладонь на горло и произнести звук.

    Если горлышко дрожит,

    Значит звонкий звук бежит.

    Логопед: Мы с вами оказались во дворцовом саду. Здесь много хвойных деревьев и кустарников. А как называется плод хвойного дерева? (Шишка). Возьмите шишку, давайте помассируем наши руки.

    Дети катают шишку между ладонями, проговаривая:

    У сосны, у пихты, елки

    Очень колкие иголки.

    Но еще сильней, чем ельник,

    Нас уколет можжевельник.

    Логопед : Послушайте фразу и скажите, в каком слове спрятались и глухой и звонкий звук. У ёлки иголки колки.

    Дети: Звуки [к] и [г] спрятались в слове иголки.

    Д/И «Определи место звука в слове» [к], [кь] - [г], [гь].

    У короля в саду есть волшебное дерево. На нем любят отдыхать разные птицы. Но братья клоуны так шалили, что птицы вспорхнули с насиженных веток и теперь не знают, на какую им сесть.

    Логопед: Рассмотрите схемы слов.

    (В схемах обозначено место звуков [к], [кь], [г], [гъ].

    Логопед: По схеме определите, на какую ветку сядут птицы (ласточка, клест, зяблик, снегирь, голубь, попугай).

    Дети: Голубь сядет на левую верхнюю ветку, потому что в начале слова стоит звонкий звук г.

    Д/И «Доскажи словечко»

    Братья-озорники запутали короля. Помогите ему разобраться, о чем идет речь.

    К нам пришли сегодня (гости). – У собаки в миске (кости).

    Вот высокая (гора). – У березы есть (кора).

    Проплывает в море (кит). – А туристов водит (гид).

    Логопед: Ребята скажите, кто такой гид?

    (Гид – это человек, который сопровождает туристов и рассказывает им о достопримечательностях.)

    Логопед: Сейчас я буду вашим гидом, мы осмотрим королевский замок.

    Пальчиковая гимнастика

    По ступенькам мы шагаем средний и указательный палец правой руки

    Все вокруг запоминаем: «шагают» по согнутым пальцам левой

    В королевском замке пальцы обоих рук соединены между собой

    Стрельчатые арки. подушечками, ладони не соприкасаются

    И колонны стройные, руки сжимаются в кулаки

    Фронтоны треугольные. Пальцы сложены треугольником

    Всех деревьев выше - левая кисть сжата в кулак

    Шпиль на острой крыше. Правая ладонь приставлена к кулаку.

    Физминутка в кругу

    Беленькое облако дети держатся за руки, образуя неширокий круг

    Поднялось над крышей поднять руки над головой

    Устремилось облако Подтянуться руками вверх; плавные

    Выше, выше, выше покачивания руками над головой из стороны в сторону

    Ветер это облако Руками описать через стороны вниз

    Зацепил за кручу. большой круг и опустить их;

    Превратилось облако взяться за руки и сделать широкий круг.

    В грозовую тучу.

    Логопед: Ребята, давайте подуем так, чтобы развеять грозовую тучу.

    Дыхательное упражнение «Ветер»

    Воздух носом набираем,

    Плечи мы не поднимаем.

    Щеки не надуваются,

    Воздух выдыхается.

    Подвижная игра «Живые слоги»

    У детей на груди разноцветные таблички разных геометрических форм. На табличках написаны слоги. Дети маршируют по группе врассыпную под музыку. Как только стихает музыка, дети должны объединиться в группы по цвету и форме табличек. Затем дети должны встать в таком порядке, чтобы получились слова (кактус, галка, шашки, шахматы, катушка, сапоги, камыши, пушка, шпага, кошка, собака, мышка)

    Вновь хорошая погода

    На прогулку вышли слоги.

    Стихнет музыка едва

    Собираются в слова.

    Надо правильно вам встать.

    Усвоение правила написания согласной на конце слова.

    Логопед: Ребята, король в замешательстве. Клоуны-озорники спрятали буквы г – к из названий картинок. Давайте напомним королю, как можно проверить, какую букву надо писать. (Дети читают стихотворение, логопед выставляет картинки на магнитную доску).

    В конце слова звонкий звук

    Братом притворяется.

    Он звучит почти беззвучно,

    То есть, оглушается.

    Чтобы правильно писать

    Надо букву проверять.

    Ты, дружочек, не зевай,

    Слово смело изменяй:

    Мак на маки, луг – луга.

    Будешь грамотным всегда.

    Упражнение «Впиши букву»

    Давайте поможем королю выбрать правильные буквы.

    Пирог - пироги, паук - пауки, сапог - сапоги, волк - волки.

    Что нарисовано на картинке? (стог, стог сена).

    Какую букву надо дописать в конце слова? (Букву г)

    Как проверить? (Надо изменить слово. Один стог, два стога) и т. д.

    Логопед: А теперь зажмурим глазки.

    И вернемся в сад из сказки.

    Вспомните, где мы с вами побывали, что мы делали? (Мы побывали в городе согласных звуков. Мы помогали королю различать звуки к и г, кь и гь.

    Публикации по теме:

    Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: Укреплять мышцы артикуляционного.

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.

    Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети входят в зал. Физминутка «Придумано кем-то…» Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться:.

    Задание 1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

    б) икра, иголка, луга, Игорь, игра.окно, огонь, луга, речка.

    Задание 2. Запишите слоги с буквамиг и к:

    а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино,гулять;

    б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, кли­нок, клеит, кричит;

    в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери;

    г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, вет­ки, клетка.

    Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом:

    Горка - корка; грот - крот;

    гости - кости; икра - игла;

    кол - гол; Галина - калина;

    Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по нали­чию звуков г или к, г и к

    Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед); куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грел­ка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

    Задание 5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите бук­ву г или к над соответствующим слогом. Напишите подсхемой соответ­ствующее ей слово.

    Куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблуки, голуби, сапоги.

    Задание 6, Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

    Задание 7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы г и к разными карандашами.

    Город - городок, игла -..., газета -.... гриб -..., графин - ..., голова- .... голубь- ..., губы- ..., голос - ..., гора- ..., гармонь-...,

    Задание 8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

    Ру... нит... ...зета кочер... ма...зин

    но... бит... ...ражи соба... ру...ва

    ро... сем... ...рета баран... ро...тый

    лу... вет... ...питан лопат... ма...роны

    ре... нор... ...чели бере... бо...тый.

    Задание 9. Закончите слова, добавив сдог ги или ки.

    Но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро... ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад... .

    Задание 10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

    у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с...аз...а, я...од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил.

    Задание 11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к по­явился гласный. "



    Утюг - ... молоток - ... когти - ... листок-... берег-... ногти-... овраг - ... лолог -... локти - ... галстук - ... сапог - ... легкий - ... стог - ... клубок - ... мягкий - ... .

    Задание 12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скоб­ках напишите проверочное слово.

    Сне..., куда...,творо...,пау...,ро..., столби..., замо...,дургшла..., пиджа..., дру... каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу..., клубо..., лу..., четвер....

    Разобрать слова по смыслу: дуршлаг, острог.

    Задание 13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

    Вопросы.

    Что на спине у верблюда? (Характерный признак верблюда.) Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

    Что остается на столе после разрезанного хлеба?

    Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

    Что грохочет во время грозы?

    Как называется зеленый массив в городе?

    Где устанавливают общую телевизионную антенну?

    Чем измеряют температуру?

    Слова для справок: горб, гамак, крошки, погремуш­ка. гром, парк, на крыше, градусником.

    Задание 14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквыг, к разными карандашами.

    Без головы, а в шляпе. Что за зверь зимой холодной Одна нога, и та без сапога. Ходит по лесу голодный?

    Всегда шагает мы вдвоем. Пять мальчиков, Похожие, как братья. Пять чуланчиков;

    Мы за обедом - под столом. Разошлись мальчики А ночью - под кроватью. В темные чуланчики,

    Каждый мальчик Красные лапки В свой чуланчик. Щиплют за пятки, Беги без оглядки.

    Черный, проворный. Маленький, удаленький, Кричит; «Крак!» Сквозь землю прошел, Червякам враг. Красную шапочку нашел.

    Он качалка и кровать. Голубочка бела Хорошо на нем лежать. В дом прилетела. --Он в саду или в лесу Что, где видала, Покачает на весу. Про все рассказала. Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

    Послоговои диктант (с проговариванием слогов).



    Гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки,сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, кружечка, белка, лук, горе, горький.

    Проверочный диктант.

    Буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, калька, глубокий, галька, сапог, пирог, мак, га­мак, рогатый, рог.

    Дифференциация г - к в предложениях

    Тренировочные упражнения

    Задание 1. Закончите Дредложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

    гости - кости Собака грызет....

    К четверг к нам придут....

    горка - корка Гриша любит хлебную....

    В понедельник весь класс ходил на....

    гол - кол Галкин Коля забил в ворота....

    Строители вбили первый....

    галька - калька На море много....

    У копировщицы много.... Галина - калина В саду цветет....

    Катину подругу зовут.... икра - игра Во дворе шла интересная....

    Очень полезна черная....

    Зерно 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б.

    а) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голу­бая, горячее, красная, красивый, глубокий;

    б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гу­сята, гуашь, колодец.

    Задание 3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквамиг, к. Подчеркните буквыг, к карандашами разного цвета.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день-кормит го­лубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мяг­кой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выс­тупала в голубых майках. Коля забил тол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

    Задание 4. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями. Подчеркните буквыг, к:



    Грозди калины;

    кисти винограда;

    мешок картошки;

    горсть крупы;

    высоко прыгнул;

    скакал галопом;


    кормила голубей;

    грызла кость;

    копал грядки;

    кивнул головой;

    раскрасил гуашью;

    загадал загадку;


    грелся на солнышке;

    катился с горки;

    скакал по дороге;

    качался в гамаке;

    игрдл на скрипке;

    за горизонтом;

    прыгнул через


    Задание 5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквамиг, к. Подчеркните буквы,г, к в этих словах.

    Сегодня на уроке мы отгадывали.... Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует.... На доме развевался красный.... Галя сматывает нитки в.... Замяукал маленький, серенький... .Машина ехала по асфальтовой.... Галя раскрашивает кар­тинку цветными.... В лесу ребята собрали белые... и спелые.... Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с....

    Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните соглас." ные г, к.

    Летнее утро.

    Небо.. .олубое. Бри.. .ада работала на лу.. .у. Люди возили ду­шистое сено и с.. .ладывали его в сто.. .а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачество моло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода... сельс...ие жители и получают дру...ие проду...ты.

    Абачо...-толстячо...

    Ле... на...ряд...у-

    Имолчо.,...

    Он лежит на...ряд...е

    Оловы не поднимая.

    Маленькое и большое.

    Малень...ая Маня Я подумал, ...лядя Малень.. .ой лопат.. .ой На ее работу:

    Бережно вс... опала «Вырастет, наверное, Малень... ую... ряд... у. Малень...ое что-то». Малень...ок семя Но ошибся...реп...о В...ряд...у посадила, Я в своей до...ад...е:

    Малень.. .им забором Вели.. .ан арбузище Е...оо...ородила. Вырос тут на...ряд...е.

    На школьном участке.

    Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ру­чей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. Первоклассники помогают старшим ребятам.

    Задание 7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните в них буквыг, к.

    " Какие птицы прилетают весной? Где растут овощи?

    Какой крупнейший после Москвы город находится на реке Неве?

    Куда выезжают ребята летом?

    Кто воркует, а кто гогочет?

    Чем сгребают сено?

    Какая птица кукует в лесу?

    Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

    Задание 8. Составьте предложения из данных слов, изменяяих по смыс­лу.

    Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; колхозники, в, складывать, сено, стог, покрыто, кругом, снегом, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, еревьев; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики,и; скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвраща­ются; дорога, усыпана, вся, галькой; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

    Дифференциация г - к в связных текстах

    Тренировочные упражнения

    Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

    Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К.

    Задачи:

    Образовательные

    • различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в слогах, словах;
    • закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К;
    • дифференциация звуков по звонкости-глухости;
    • закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

    Развивающие

    • развитие мелкой, общей моторики, согласования движений и речи,
    • развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,
    • развитие фонематических процессов.

    Воспитательные

    • создание ситуации успеха,
    • стимулирование речевой активности.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, карточки с заданиями, су-джок массажеры, массажеры “чудо-пальчики”, магнитофон.

    Ход занятия

    I. Организационный момент – психогимнастика с элементами массажа. Звучит релакс. музыка.

    Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день, вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать.

    Показ 1-го слайда.

    Протянуло солнышко нам свои ладошки,
    Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
    С солнцем мы покружимся
    Со звуками подружимся!

    Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы лица и ладошек:

    “Солнышко” (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение).

    Солнце с неба посылает
    Лучик, лучик, лучик
    (движения по лбу от середины к вискам)
    И им смело разгоняет
    Тучи, тучи, тучи
    (плавные зигзагообразные движения оп лбу)
    Лучик нежно согревает
    Щёчки, щёчки, щёчки
    (потирают щёчки)
    Солнышко на носик ставит
    Точки, точки, точки
    (постукивают пальцем по носу и щёчкам)
    Золотят веснушки деток
    Очень нравится им это.
    (спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

    Возьмите в руки массажные шарики, выполним упражнение.

    1. “Шарик”

    В руки шарик ты возьми, на ладошку положи.
    Покрути и поверти, каждый пальчик разотри.
    Пальцы будут сильными, буквы все красивыми.

    Достали пружинку.

    Палец толстый и большой, в лес за сливами пошел.
    Указательный с порога, указал ему дорогу.
    Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
    Безымянный поедает. А мизинчик-господинчик,
    В землю косточки сажает.

    2. “Обезьянка”.

    Обезьянка мыла мылом лапку
    Каждый пальчик оп порядку.
    Вот намылила БОЛЬШОЙ,
    Сполоснув его водой.

    Не забыла и УКАЗКУ,
    Смыв с него и пыль и краску.
    СРЕДНИЙ мылила усердно:
    Самый грязный был наверно.

    БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –
    Кожа стала сразу красной.
    А МИЗИНЧИК быстро мыла:
    Видно, он боялся мыла.

    Молодцы.

    II. Основная часть.

    1. Развитие логического, невербального мышления, зрительного восприятия.

    Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, вам необходимо собрать ее в единое целое.

    Скажите, кого вы видите на картинке. (ГНОМ)

    Верно. Это гном, но не простой гном, а Гном Звуковичок, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и приготовил для вас много интересных заданий. Показ 2-го слайда.

    2. Введение в тему.

    Однажды Звуковичок попал на птичий двор. Вот, что там он увидел. Посмотрите, а после подумайте и скажите, какова тема нашего занятия? Над чем мы будем работать? Показ 3-го слайда.

    Ранним утром стая гусей направлялась к воде важно крича: “Га-га-га”.

    А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье: “Ко-ко-ко”.

    Скажите, кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси)

    Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

    Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

    Кто же скажет. Какова тема нашего занятия? Как определили? (гусь – звук г, куры – к)

    Показ 4-го слайда.

    Правильно, мы будем работать со звуками г и к, будем учиться их различать на слух, обозначать эти звуки буквами Г-К и различать их на письме.

    3. Сравнительная характеристика звуков Г-К.

    Расскажите все, что вы знаете об этих звуках, сравните звуки Г – К и скажите, чем они похожи и чем отличаются.

    Возьмите зеркала и положите руку на горлышко. Произнесите звук Г.

    Показ 5-го слайда.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

    Звук Г – согласный, звонкий, в слове может быть твердым и мягким.

    Произнесите звук К. Показ 5-го слайда.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

    Звук К – согласный, глухой, в слове может быть твердым и мягким.

    4. Обозначение звуков г – буквами на письме и при чтении.

    Показ 6-го слайда.

    А как на письме мы обозначаем звук Г? (буквой Гг)

    А как на письме мы обозначаем звук К? (буквой Кк)

    5. Слоговая зарядка. Показ 7-го слайда.

    А теперь слушайте песенки Звуковичка и повторяйте их. Работаем по цепочке.

    • ГА-ГО-КА-КО
    • ГУ-ГИ-КУ-КИ
    • КО-ГО-ГО-КО
    • КУ-ГУ-КУ-ГУ
    • КА-ГА-КА-ГА
    • ГО-КО-КО-ГО
    • ГУ-ГУ-КУ-КУ

    6. “Отгадай загадки”.

    А еще Звуковичок приготовил вам загадки.

    Отгадайте загадки, назовите слово-отгадку и определите на какой звук оно начинается. Показ 8-го слайда.

    Черный, проворный,
    Кричит “крак” -
    Червякам враг (Грач)

    Кто сидит на ёлке, на суку,
    Счет ведет: “Ку-ку-ку-ку” (Кукушка)

    Шипит, гогочет,
    Ущипнуть меня хочет.
    Я иду, не боюсь.
    Кто же это? Это... (Гусь)

    Клохчет, клохчет,
    Детей созовет,
    Всех под крылья соберет. (Курица)

    Мордочка усатая,
    Шубка полосатая,
    Часто умывается,
    А с водой не знается. (Кошка)

    Посмотрите на картинки-отгадки и скажите, какая из них лишняя и почему? (кошка; все птицы, а она животное).

    III. Физминутка.

    Показ 9-го слайда.

    А теперь немного отдохнем и покажем Звуковичку как мы умеем рассказывать стихи руками. Встаньте все.

    На горе мы видим дом.
    Много зелени кругом.
    Вот деревья, вот кусты
    Вот душистые цветы.
    Кистями рук сложить “домик”
    Волнообразные движения рук
    Изобразить руками деревья, кусты
    Пальцами показать бутон, который распускается
    Окружает все забор
    За забором – птичий двор.
    Мы ворота открываем
    К дому быстро подбегаем
    В дверь стучимся: “тук-тук-тук”
    Кто-то к нам идет на стук
    Изобразить пальцами забор
    Погладить ладонями стол
    Кистями рук показать ворота
    Пальцами пробежать по столу
    Постучать кулаком по столу
    Ладонь к уху – прислушаться.

    В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли. Руки вперед, ладонями кверху.

    7. Работа в тетрадях.

    А пришел на наш стук Звуковичок, он предлагает открыть тетради и поработать в них. Показ 10-го слайда.

    Запишем дату, тему.

    8. “Слоговая мозаика”

    Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги Показ 10-го слайда:

    Каждому ученику дается индивидуальная карточка с заданием.

    (после выполнения задания взаимопроверка)

    9. Упражнения для глаз.

    Показ 11-го слайда.

    А теперь наш приятель Звуковичок очутился в лесу.

    Проследите глазами за движущимися предметами.

    11. Автоматизация звуков р – рь в слогах, словах и фразах.

    Покажите Звуковичку, как вы выполняете гимнастику для язычка.

    Показ 12-го слайда.

    Бегемотик;

    Лягушка;

    Чистим зубы;

    Лошадка.

    Автоматизация звуков в словах.

    Произнесите четко, какой предмет изображен.

    Показ 13-го слайда.

    12. Игра “ловушка”.

    Звуковичок предлагает поиграть с ним в игру “ловушка”. Кто в нее попадет, тот выбывает из игры. Поиграем? Задание такое, повторить правильно предложение.

    Трава косит Романа.

    У гривы густой конь.

    Гиря поднимает Борю.

    Трава заросла тропинкой.

    Ватрушка на завтрак ела Риту.

    Чему учились, выполняя это упражнение?

    IV. Итог занятия.

    Показ 14-го слайда.

    Оценивание работы учащихся на уроке

    Вывод (что делали, какие звуки учились различать)

    Приходил Звуковичок
    Приносил нам сундучок.
    Угощайтесь, наслаждайтесь,
    И во вторник возвращайтесь.