Кому был выгодный геноцид в руанде. Народ тутси: где живут самые высокие люди на Земле

Кому был выгодный геноцид в руанде. Народ тутси: где живут самые высокие люди на Земле

Конфликт между двумя африканскими народностями хуту и тутси длится уже не первое столетие. Его причины очень простые: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - была нарушена единственная в своем роде "общественная договоренность", существовавшая между двумя африканскими народами на протяжении как минимум пяти веков.

Дело в том, что в конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту, а в XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси зовут баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси повезло. Завоевав страну, они смогли создать здесь своеобразную экономическую систему под названием убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своего рода симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п. Каюмов, С. Тутси хуту не товарищ: Чудовищная резня в Руанде / С. Каюмов // Разоблаченная Африка. - 2000. - С.17

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократами. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Анголе) образовали своеобразную «благородную» касту. У земледельцев не было права владеть скотом, они занимались лишь его выпасом на определенных условиях. У них также не было права занимать административные посты. Так продолжалось длительное время. Но конфликт между двумя народами был неизбежен, ведь, несмотря на то, что как в Руанде, так и в Бурунди тутси составляют всего 10-15% населения, именно ими формируется основа военной и экономической элиты региона. Поэтому любыми свободными выборами обеспечиваются перевес хуту, которые в свою очередь начинают «отыгрываться» на тутси". Лебедева М. М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. Методологический аспект / М. М. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения. -2000. - № 1. - С. 33

Результатом постоянных междоусобиц и межэтнической напряженности стал крупнейший со времен Второй мировой войны геноцид народности тутси в Руанде. Бывшая колония сначала Германии, а после Первой мировой войны - Бельгии, Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту сразу же пришли к власти и стали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси начались в конце 80-х и достигли апогея в апреле 1994 года, когда примерно за неделю преимущественно деревянными мечами и мотыгами было убито около миллиона тутси. Сигналом к началу такого небывалого еще в Африке геноцида послужила смерть тогдашнего президента Руанды Хабьяримана, когда в апреле 1994 года самолет, на борту которого находились президенты Руанды и Бурунди, был сбит ракетой "земля-воздух".

Тем не менее, тутси удалось быстро организовать армию и, вторгшись с территории Уганды, захватить власть в Руанде.

Реакция ООН на геноцид оказалась, мягко говоря, своеобразной. Тогдашний генсек Бутрос Гали, под давлением США, принял решение вывести миротворческие силы из Руанды - слишком уж большой опасности они там подвергались.

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту произошло в 1965 году, но оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 г. в следствии военного переворота была провозглашена республика и в стране был установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., что приняло характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту были убиты и не менее ста тысяч стали беженцами. А в Бурунди утвердились представители народности тутси.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту начали оказывать помощь вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, которые были вынуждены бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалось вовлеченным еще одно государство - Конго.

В 1997 году в Демократической республики Конго произошли важные события. Местные тутси не стерпели присутствие в стране такого большого количества ненавистных хуту, и выступили с жесткими обвинениями в адрес тогдашнего президента Мобуту Сесе Секо. В результате в мае 1997 года к власти пришел Лоран-Дезире Кабила, свергнувший диктатора Мобуту. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, правившие как в Уганде, так и в Руанде. Емельянов, Андрей Современная конфликтность в Африке / А. Емельянов // Журнал теории международных отношений и политических процессов. - 2011. - №12. - С. 25

Однако Кабила очень быстро поссорился с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылаются из страны все иностранные военные (преимущественно тутси) и гражданские чиновники и расформировывается подразделение конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерениях «восстановить средневековую империю тутси». В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованиями признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, что нарушили устав ООН.

В следствии хуту, которые сбежали из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли убежище в Конго, а в ответ Кагаме были введены на территорию этой страны свои войска. Война, что началась, быстро зашла в тупик, пока Лорана Кабила не был убили 16 января 2001 года. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была часть правды. Потом спецслужбы Конго нашли и приговорили к смертной казни убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Для того, чтобы война закончилась, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года двумя президентами - Кагаме и Кабила - подписано соглашение, по которому хуту, которые участвовали в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежали в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящиеся там 20-тысячные вооруженные силы.

Интересен то факт, что три из четырех стран, что участвовали в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность прекратить конфликт.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По некоторым данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая "Академия Хуту".

Пока все способы примирить тутси и хуту остаются без результата. Потерпел неудачу способ Нельсона Манделы, который был опробован в Южной Африке. Будучи международным посредником при проведении переговоров между правительством Бурунди и повстанцами, бывшим президентом ЮАР в 1993 году была предложена схема «один человек - один голос». Он заявил, что мирное урегулирование 7-летнего межэтнического конфликта может быть возможным только в случае отказа меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что "армия должна состоять, хотя бы наполовину, из другого народа - хуту, а голосование необходимо проводить согласно принципу один человек - один голос".

Сегодня власти Бурунди полагают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" будет означать продолжение войны. Поэтому необходимо создание системы чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той или другой этнической группы. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, но никому не известно сколько оно продлится.

Положение в Руанде более спокойное - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, в независимости от их национальной принадлежности. Но при этом жестоко преследует тех хуту, что виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.

Вряд ли существует что-либо более жестокое и бессмысленное, чем геноцид. Самое удивительное, что это явление возникло не в мрачном и фанатичном средневековье, а в прогрессивном 20 веке. Одним из самых чудовищных массовых убийств стал геноцид в Руанде, произошедший в 1994 году. По разным данным, тогда в этой стране за 100 дней было убито от 500 тыс. до 1 млн. человек. Сразу же возникает вопрос: «Во имя чего?».

Причины и участники

Геноцид в Руанде - это результат векового конфликта между двумя социально-этническими группами региона, хуту и тутси. Хуту составляли около 85% жителей Руанды, а тутси - 14%. Последняя пребывая в меньшинстве, издревле считалась правящей элитой. В течении 1990-1993 гг. на территории указанной пылала В апреле 1994 года в результате военного переворота к власти пришло состоящее из представителей народности хуту. С помощью армии и отрядов ополчения «импузамугамби» и «интерахамве» правительство начало уничтожение тутси, а также умеренных хуту. Со стороны тутси в конфликте принимал участие Руандийский патриотический фронт, направленный на уничтожение хуту. 18 июля 1994 г. в стране был восстановлен относительный мир. Но 2 млн. хуту эмигрировали из Руанды, опасаясь расплаты. Таким образом, неудивительно, что при упоминании слова «геноцид» сразу же возникает в уме Руанда.

Геноцид в Руанде: ужасающие факты

Государственное радио, которое находилось под контролем хуту, пропагандировало ненависть в отношении тутси. Именно через него часто координировались действия погромщиков, к примеру, передавалась информация о местах укрытия потенциальных жертв.

Ничто так не ломает уклад человеческой жизни, как геноцид. Руанда - яркое доказательство этого утверждения. Так, в это время было зачато около 20 тыс. детей, большинство из которых являлись плодами насилия. Современные руандийские матери-одиночки гонимы обществом с его традиционным восприятием жертв изнасилования, да еще и часто больны ВИЧ.

Спустя 11 дней после начала геноцида, на стадионе «Гатваро» было собрано 15 тыс. тутси. Это было сделано только для того, чтобы одновременно убить больше людей. Организаторы этой массовой бойни пустили в толпу а затем начали стрелять по людям и кидать на них гранаты. Хотя это кажется невозможным, но в этом ужасе выжила девочка по имени Альбертина. Тяжело раненая, она укрывалась под грудой убитых, среди которых были её родители, братья и сестры. Только на следующий день Альбертина смогла добраться до больницы, где также проходили рейды "зачисток" тутси.

Геноцид в Руанде заставил забыть свои обеты и представителей католического духовенства. Так, совсем недавно в рамках Международнго трибунала ООН рассматривалось дело Атаназа Серомбы. Его обвиняли в участии в заговоре, результатом которого стало истребление 2 тыс. беженцев-тутси. Согласно показаниям свидетелей, этот священник собрал беженцев в церкви, где они подверглись нападению со стороны хуту. Затем он приказал разрушить церковь с помощью бульдозера.

К сожалению история многих африканских стран (впрочем, как и история многих европейских или азиатских стран) имеет немало темных пятен: войн, бедствий, эпидемий, катастроф, голода и даже такого ужасного явления человеческой истории как геноцид — полное уничтожение представителей определенного народа или этноса. Самый страшный геноцид в истории был начат Адольфом Гитлером против евреев, результаты его более чем ужасные – 6000000 евреев, проживавших в разных странах Европы, были уничтожены нацистами, погибли в концлагерях, были расстреляны и замучены. Это великая трагедия, но кроме этого были геноциды и поменьше, например геноцид армян, устроенный турками в начале 20-го века, или ужасный геноцид народа Камбоджии, устроенный кровавым коммунистическим диктатором Пол Потом против своего собственного народа в 60-е годы прошлого века. Но был один геноцид, о котором мало кто знает, и что удивительно, он был совсем недавно, каких-то 20 лет назад, в 1994 году в одной восточноафриканской стране — Руанде.

Жертвами этого геноцида стали 800 000 руандийцев (почти целое население большого города), представителей племени Тутси, которые были убиты своими же согражданами, тоже руандийцами, но представителями другого племени — Хуту. Но прежде чем понять, почему так произошло, нужно заглянуть в историю этой африканской страны.

ПРЕДИСТОРИЯ

Руанда — небольшая страна в центрально-восточной . С давних времен ее населяли несколько племен, наиболее крупными из которых собственно были племена Хуту и Тутси. Племена Хуту вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, Тутси же наоборот были кочевниками-скотоводами, с большими стадами скота (крупного и рогатого) кочевали то тут, то там. И конечно как всякие порядочные кочевники Тутси были более воинственными, и в какой-то период древней истории Руанды они покорили оседлые земледельческие племена Хуту.

Далее руандийское общество поделилось на две касты — господствующие Тутси, которые занимали все руководящие должности (в том числе должность короля Руанды) и наиболее состоятельную часть населения и так называемый «пролетариат» Хуту. И что интересно, для нас представители, что племен Хуту, что Тутси на первый взгляд были бы на одно лицо, но на самом деле они отличаются по некоторым малозаметным признакам: у Тутси как правило, немного другая форма носа. Также на протяжении многих веков господства Тутси были запрещены смешанные браки между представителями разных племен, это и привело к тому, что эти племена не растворились друг в друге. (А жаль, потому что тогда может и не было бы этого трагического геноцида, как видим расизм, даже африканский, между различными племенами, до добра не доводит).

Но вот наступило 20-й век, в Руанду приехали белые европейцы. Сначала короли Тутси присягнули на верность германскому кайзеру, но в течение первой мировой войны бельгийские войска напали на ее территорию и полностью ее захватили в 1916 году. Дальше и вплоть до 1962 года Руанда была бельгийской колонией. Впервые годы бельгийского господства представители племени Тутси сохранили свои привилегии и аристократическое положение, но начиная с 50-х годов бельгийские колонизаторы начали урезать права Тутси, а на руководящие должности все чаще назначались представители «пролетариата», выходцы из племени Хуту. Среди последних тоже все более нарастало недовольство многовековым гнетом Тутси, которое в 1959 году перешло в отрытое восстание против короля Тутси. Восстание вылилось в настоящую маленькую гражданскую войну, результатом которой стала ликвидация монархии (в 1960 году), многие представители племени Тутси стали беженцами в соседних странах: Танзании и Уганде. Руанда стала президентской республикой и одновременно получила независимость, первым президентом, и фактически руководителем государства впервые стал представитель племени Хуту, человек по имени Каибанда.

Однако президентом Каибанда пробыл недолго, в результате военного путча к власти пришел тогдашний министр обороны страны, генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (кстати, тоже Хуту). Впрочем, это типичная ситуация для Африканских стран второй половины ХХ века, где военные перевороты стали привычным и даже обыденным явлением.

Так шли годы, и уже подходил к концу 20-й век, наступили 90-е годы, уже развалился Советский Союз, мир все больше набирал признаков глобализации (автор этой статьи в то время пошел в школу), в Руанде же потомки Тутси, которые стали беженцами еще в 60-е годы задумали вернуть себе власть и создали так называемый Национальный фронт Руанды (далее НРФ), который недолго думая начал боевые действия против руандийского правительства Хуту. Как известно, одна агрессия вызывает еще большую агрессию, а насилие всегда порождает еще большее насилие, поэтому среди племен Хуту стали активно расти ненавистнические настроения против Тутси, которые в их воображении представлялись в образе многовековых поработителей. Кроме того Тутси часто были начальниками Хуту (а кто вообще любит своих начальников), часто Тутси были более богаче (а зависть еще со времен библейского Каина, является причиной чуть ли не всех преступлений). В то же время образовалась экстремистская организация Хуту — Интерахамве (на руандийском языке — «те, кто нападает вместе»). Она то и стала главным лезвием геноцида.

НАЧАЛО ГЕНОЦИДА

Но давайте по порядку: сначала президент Руанды старый вояка Жювеналь Хабьяримана пытался мирно все уладить с Тутси. Это вызвало недовольство среди радикально настроенных Хуту. Последние по «хорошей» африканской сделали очередной переворот — 6 апреля 1994 президент возвращался самолетом из какой-то международной африканской конференции, уже на подлете к земле президентский самолет был сбит из ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) военизированной группировкой радикальных Хуту. В убийстве же президента радикальные Хуту, которые сами совершили это преступление, обвинили, именно так — ненавистных Тутси. С этого момента по всей территории страны прокатилась волна насилия, Тутси часто жившие по соседству с Хуту, становились жертвами своих собственных соседей. Особенно свирепствовала Интерахамве, убивая не только Тутси, но и умеренных Хуту, которые не поддерживали это кровавое безумие, или даже скрывали у себе Тутси. Интерахамбве убивало всех Тутси без разбора, женщин, стариков, маленьких детей. Скорость убийств Тутси в Руанде в 5 раз превышала скорость убийств в немецких концентрационных лагерях в годы второй мировой войны.

Под раздачу также попал десяток бельгийских миротворцев ООН, которые охраняли премьер-министра Руанды, Агату Увилингийману, она принадлежала к умеренным Хуту и была сторонницей мирного диалога с Тутси. Поэтому после смерти президента она стала одной из первых жертв насилия, вскоре захлестнувшего страну. Ее дом окружили члены все той же пресловутой Интерахамве, бельгийским миротворцам, охранявшим премьер-министра, предложили сдаться, обещая жизнь, но после коварно убили. Погибла и премьер-министр Агата Увилингиймана вместе со своим мужем, но к счастью им удалось спрятать и спасти своих детей (сейчас они нашли политическое убежище в Швейцарии).

РАДИО 1000 ХОЛМОВ И ЕГО РОЛЬ В ГЕНОЦИДЕ.

Особая роль в руандийском геноциде 1994 года принадлежит радиостанции радикальных Хуту, известной как «Радио 1000 холмов». На самом деле деятельность руандийского «Радио 1000 холмов» весьма поучительна для сегодняшних событий, происходящих в России и Украине, когда средства массовой информации (скорее дезинформации) своими лживыми репортажами (там о «распятых мальчиках», «зверствах киевской хунты», «двух рабов с Донбасса» и т.п.) целенаправленно нагнетают национальную вражду между двумя народами. То же делало Радио 1000 холмов, нагнетая настоящую ненависть и вражду среди Хуту по отношению к племени Тутси, «едящих детей Хуту», и «вообще даже не люди, а тараканы, которых всем порядочным Хуту надо истреблять». И знаете что интересно, в отдаленных руандийских селах, где «Радио 1000 холмов» не транслировалось, уровень насилия был или в разы меньше, или даже вообще отсутствовал.

Фактически геноцид в Руанде — это очень показательный пример, как СМИ (в данном случае захудалая африканская радиостанция) может влиять на общественное мнение, вызывая настоящее массовое безумие, когда сосед, живший рядом с тобой всю жизнь, и казалось бы вполне нормальный человек, теперь идет тебя убивать, только за то, что ты принадлежишь к другому племенному этносу, за то, что у тебя немного другой формы нос. А теперь признайтесь, у кого есть знакомые русские, которые тоже, казалось, были вполне себе нормальными людьми, а теперь тебя ненавидят за то, что ты укроп, правосек, фашист-людоед-бандеровец и далее по списку. Теперь понимаете, почему так происходит, если даже радиостанция может реально убивать. Так было в Руанде, радио действительно убивало, с радиоприемником в одной руке, и окровавленным мачете в другой члены Интерахамве ходили с одного дома в другой, убивая всех Тутси, при этом вдохновляясь радиотрансляциями, призывающими убивать всех Тутси словно тараканов. Сейчас диджей этого радио и его основатель отбывают пожизненное заключение за преступление против человечества — разжигания геноцида в Руанде. Интересно будет такое же справедливое наказание для представителей российских СМИ? Оставим этот вопрос открытым.

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА

Интересно, что сделало международное сообщество, чтобы остановить геноцид. Знаете, ровным счетом — НИЧЕГО. Хотя конечно на заседании совета безопасности ООН представители разных стран очень даже обеспокоились этими событиями, но мы-то знаем, чего стоит их обеспокоенность. Даже Бельгия, у которой погибли собственные миротворцы, не предприняла никаких активных действий, максимум это срочно эвакуировали из страны всех европейцев и американцев, которые на тот момент там были. И все.

Особенно позорным было поведение солдат ООН в руандийской школе «Дон Боско». Там находился штаб контингента миротворцев ООН и туда под защиту ооновских солдат сбежались сотни Тутси, спасаясь от преследующих их Интерахамве. Вскоре солдатам ООН был дан приказ об эвакуации, и что они сделали, просто оставили на произвол судьбы, фактически на верную смерть, сотни человек, женщин, детей Тутси, которые нашли в школе временный приют. Сразу, после того как солдаты ООН покинули школу, Интерхамбве устроили там кровавую резню.

ЗАВЕРШЕНИЕ ГЕНОЦИДА

После начала кровавого безумия, захлестнувшего Руанду, военизированные формирования Тутси, находящиеся в соседних странах, их Национальный фронт Руанды НФР сразу начал активное наступление на страну, с целью спасти своих соплеменников Тутси. И так как воевать они научились неплохо, очень скоро почти вся страна была освобождена от радикальных Хуту, многие из которых уже в свою очередь начали убегать из Руанды боясь теперь уже ответного геноцида Хуту со стороны Тутсти.

Экономические последствия геноцида были ужасные, вскоре после него наступил голод (ведь ни был собран урожай) и всевозможные эпидемии, вызванные ужасной антисанитарией в лагерях для беженцев, куда стекались, как Тутси спасаясь от Хуту, а потом уже и Хуту спасаясь от Тутси. Пусть эти ужасные события станут хоть темным, но поучительным историческим уроком для всех нас.

ГЕНОЦИД В РУАНДЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ

И в завершение, это событие нашло свое воплощение в кинематографе, хороший об этих событиях был снят в 2005 году под названием «Отстреливая собак» о девочке Тутси пережившей вышеупомянутую резню в школе Дон Боско, о позорном уходе ооновских миротворцев, о католическом священнике, оказавшемся в эпицентре этого кошмара.

Но лучший фильм снятый за этими событиями — это «Отель Руанда», всем советую его посмотреть, в нем показано как простой служащий руандийского отеля, кстати из племени Хуту, рискуя своей жизнью спасает своих соотечественников Тутси от собственных же фанатичных соплеменников Хуту. Фильм показывает человечность отвагу и благородство простого человека, который в этом безумии не утратил свое человеческое лицо. Этот фильм, как и «Отстреливая собак» снят по реальным событиям, все показанное там не художественная выдумка, а происходило на самом деле.

Ту́тси (также упоминаются как вату́тси , бату́тси ) - народ в центральной Африке (Руанда , Бурунди , Демократическая Республика Конго) численностью около 2 млн человек.

Язык

История и версии происхождения

Культура

Образование

Не более половины тутси Руанды и Бурунди могут читать и писать на родном языке и совсем немногие читают и пишут по-французски.

Фольклор

Фольклор тутси включает в себя пословицы, сказки, мифы, загадки и песни. В одной из сказок народа говорится о Себгугугу, бедняке, которому помог бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым. Но с каждым разом Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

Музыка

Плетение остается одним из наиболее широко распространённых среди народов Бурунди и Руанды ремеслом. Многовековое развитие традиции плетения привело к появлению художественных форм, не только удовлетворяющих бытовые нужды людей, но также являющихся самобытными произведениями искусства. Цвета, характерные для плетеных изделий тутси - чёрный, красный и бледно-золотистый цвет сухой соломы. Чёрный краситель получали путём вываривания цветов банана, красную краску аналогичным образом получали из корней и семян растения «урукамги ». К 1930 году палитра пополнилась зарубежными красителями, стали появляться корзины, украшенные зелёными, оранжевыми, лиловыми узорами.

Миниатюрные коробочки, сплетённые кольцевой техникой, носят название «агасеки». Издревле плетением занимались женщины из богатых семейств привилегированного сословия тутси, которые обладали достаточным количеством свободного времени для совершенствования навыков плетения. С тех пор как тутси утратили господствующее положение, традиция затейливого, изящного плетения уходит в прошлое, плетёные изделия постепенно вытесняются пластиковыми.

Тутси украшали бисером рукояти клинков и ножны , чтобы подчеркнуть свой высокий статус. Для оплетения применялась техника «кирпичного низания» - бисерины располагаются подобно кирпичам в кладке. Такая техника характерна для Южной Африки в целом.

Геноцид тутси в Руанде

Ко времени геноцида в Руанде деление на хуту и тутси носило больше социальный характер, между этими этническими группами уже не было языковых и культурных различий, а физические различия во многом стёрлись из-за межэтнических браков, хотя до сих пор распространено представление, что тутси выше ростом, и что их кожа светлее . Со времён бельгийского колониального правительства национальность была записана в идентификационной карточке руандийца, при этом запись о национальности ребёнка соответствовала записи о национальности его отца. То есть, если отец был записан как тутси, то все его дети считались тутси, даже если их мать была из хуту .

Из-за конфликтов между хуту и тутси обстановка в регионе Великих Африканских озёр остаётся напряжённой.

Известные тутси

Напишите отзыв о статье "Тутси"

Примечания

Литература

  • Пирцио-Бироли, Детальмо. Культурная антропология тропической Африки. М.: «Восточная литература», 2001
  • Корочанцев В. А. Бой тамтамов будит мечту // О народах Западной и Центральной Африки. М.: 1987.
  • История тропической Африки с древнейших времен до 1870 года / Отв. ред. Ольдероге Д. А./ Перев. Матвеевой Г. А., Кальщикова Е. Н. М.: «Наука», 1984
  • Общество и государство в тропической Африке, отв. ред. А.Громыко, М.: «Наука», 1980
  • Lemarchand, Rene. Burundi: Ethnocide as Discourse and Practice. New York: Cambridge University Press, 1994.
  • Nyankanzi, Edward L. Genocide: Rwanda and Burundi. Rochester, Vt.: Schenkman Books, 1997.

Отрывок, характеризующий Тутси

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.

Геноцид — умышленное, целенаправленное истребление какой-либо нации, религиозной группы, расы, направленное на ее полное уничтожение.

Геноцид может включать систематическое, в грубой, аморальной форме унижение чести и достоинства, то есть психологическое убийство, ведущее к сломлению духа, а не только физические действия насилия и лишения жизни.

События, произошедшие в первой половине 1994 года в Руанде — считаются одним из самых страшных преступлений против человечности 20 века. Страна, разделившаяся на два лагеря — по сути начала истреблять себя же. По скорости убийств геноцид в Руанде превзошел немецкие лагеря смерти в годы Второй мировой войны и многие массовые расправы: по разным данным — от 800 тысяч до 1 млн человек (и более) было уничтожено за 3 месяца, начиная с 6 апреля 1994 года.

Между представителями народностей Тутси (жертвами — их было меньшинство) и Хуту (палачами — их было большинство) хоть и существовали отличия, однако не столь значительные, чтобы считать друг друга врагами. Что же тогда произошло между людьми почти одной крови, что заставило их без жалости убивать себе подобных?

«Сосед восставал на соседа, доходило до того, что муж убивал жену, друг друга. То, что произошло в Руанде вообще трудно поддается объяснению. Можно было мило общаться человеком и на следующий день он уже носился за вами с мачете как ненормальный..»

из показаний свидетелей

Тутси. Хуту. Руанда

Руанда — небольшое государство в Восточной Африке. Из-за стереотипов и ассоциаций (специфические названия, чернокожие люди, Африка) хотелось поначалу обозначить народности как племена, что было бы не совсем верно, племена — более примитивный тип социального объединения. «В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство» (из учебной литературы). Однако народность — еще не нация.

Хуту — и на данный момент составляют численное большинство населения Руанды (85 %), Бурунди (84 %). Тутси и по сей день в меньшинстве — 2 млн от 12 млн всего населения Руанды. Коренная народность Тва составляет всего 1,5 % населения.

На данный момент особых антропологических и языковых различий между тутси и хуту не существует, главным образом из-за смешанных браков, но когда в XV веке пришедшие с Севера тутси покорили своей власти проживающие на територии народности — различия еще существовали. Хуту занимались земледелием, тутси скотоводством. И вроде бы — хуту изначально были ниже ростом и имели более темный цвет кожи, но в целом оба народа наиболее близки друг другу из всех этносов и с антропологического, и с языкового ракурса. Тутси составили правящую аристократическую верхушку общества, были более состоятельны по сравнению с остальными жителями Руанды. Потерявший состояние человек переходил в разряд хуту, становившийся более богатым — в разряд тутси, то есть эти группы стали различимы более по социальному признаку, нежели чем по этническому.

Земли Руанды по решению Берлинской конференции в 1884-1885 годах перешли под протекторат Германии. В начале 20-го века бельгийские войска путем вторжения с территории Бельгийского Конго захватили территорию страны.

С 1918 года по решению Лиги Наций Руанда стала протекторатом Бельгии. И что германская, что бельгийская сторона предпочитали внедрять на управленческие места в стране тутси, поскольку они были более аристократического происхождения и более образованы. Но с середины 20-го века, когда тутси захотели автономии страны, колониальная администрация решила пойти по пути наименьшего сопротивления и низких рисков: стала привлекать к власти хуту (возможно, и по причине того, что на них было проще влиять).

В дальнейшем стокновения тутси и хуту начали усиливаться, при попустительстве и одобрении бельгийского руководства, хуту активно действовали против тутси, однако и особо яростных хуту приструнивали — все было под контролем. В 1960 году в Руанде произошло свержение монархии, ставшее логическим продолжений восстаний хуту против короля тутси. Уже тогда многие тутси эмигрировали в соседние страны.

В результате путча 1973 года к власти пришел министр обороны и госбезопасности генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (остававшийся на своем посту вплоть до своей гибели и начала геноцида — 7 апреля 1994 года). Новый лидер установил свои правила: организовал свою партию — Национальное революционное движение и «установил курс на «планируемый либерализм» - сочетание госрегулирования со свободной частной инициативой. Развитие страны планировалось за счёт внешних источников финансирования (от стран Западного мира)».

В начале 1990 года эмигрантами-тутси создается повстанческая группировка РПФ (Руандийский патриотический фронт), часть членов которого в области внешней политики поддерживали США и Великобританию, часть отдавали предпочтение марксистским взгляды. К 1994 году численность РПФ — 14 тысяч человек.

РПФ наступал, принятое в декабре 1993 года перемирие подразумевало создание временного правительства,

«включающего в себя представителей пяти политических партий, представленных в тогдашнем правительстве, а также представителей РПФ; объединение служащих вооружённых сил обеих сторон в национальную армию и национальную жандармерию, а также обеспечение права на возвращение всех беженцев. Для слежения за обстановкой была создана миротворческая наблюдательная миссия ООН - МНООНУР, позже, в октябре 1993, вошедшая в состав военной - МООНПР. Главой МООНПР был назначен бригадный генерал Ромео Даллер из Канады. Обстановка в стране в августе 1993 года - марте 1994 года была напряжённой. Продолжались убийства по политическим мотивам, переходное коалиционное правительство так и не было создано, ряд СМИ (радио РТМЛ и «Руанда», газета «Кангура», «Радио и телевидения тысячи холмов») нагнетали атмосферу ненависти и недоверия» (Википедия).

Геноцид

6 апреля был сбит самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиаримана и президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямира. Сразу после этого начинаются массовые убийства тутси.

В результате военного переворота к власти приходят хуту, руководимое ими временное правительство, армия, отряды ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» ведут «чистки» населения: они уничтожают тутси и хуту, придерживающихся умеренных политических взглядов. Геноцид в Руанде - также «ответный геноцид» РПФ, являющийся местью за убийства тутси.

За 3 месяца расправ было убито около миллиона руандийцев, из них 10 % хуту.

Видео:

Радио, газеты активно подогревали националистические, фашистские настроения, призывали к уничтожению тутси . Даже глава «временного правительства Руанды» Теодор Синдикубвабо лично по радио призывал=приказывал убивать врагов.

«1. Хуту должны знать, что женщина-тутси, кем бы она не являлась, служит интересам своей этнической группы. Поэтому предателем является любой хуту, кто делает следующее:

- женится на тутси

- заводит любовницу-тутси

- нанимает женщину-тутси в секретари или на другую работу

2. Все хуту должны знать, что дочери нашего народа гораздо более добросовестны и достойны в роли женщины, жены и матери. Разве они не более прекрасны, более искренни и не являются лучшими секретарями?

3. Женщины хуту, будьте бдительны и приводите в чувство своих мужей, сыновей и братьев.

4. Все хуту должны знать, что все тутси нечестны в бизнесе. Их единственная цель - национальное превосходство.

Поэтому предателем является любой хуту, делающий следующее

- имеющий компаньона-тутси в бизнесе

- вкладывающий свои или государственные деньги в компанию, которой владеют тутси

- дающий или берущий в долг у тутси

- дающий тутси привилегии в бизнесе (выдача лицензии на экспорт, банковского кредита, предоставление участка для строительства, предложение на участие в тендере и т. д.)

5. Стратегические политические, экономические, военные позиции, а также позиции в структурах безопасности должны быть закреплены за хуту.

6. Хуту должны составлять большинство в сфере образования, как среди учеников, так и среди преподавателей

7. Вооружённые силы Руанды должны состоять исключительно из хуту. Этот урок преподали нам военные действия в 1990 году. Ни один военный не может жениться на тутси.

8. Хуту должны перестать жалеть тутси.

9. Все хуту, кто бы они ни были, должны быть объединены, зависеть друг от друга и заботиться о судьбе своих братьев-хуту.

- хуту в Руанде и за её пределами должны постоянно искать друзей и союзников по Делу Хуту, начиная со своих братьев-банту

- они должны постоянно противостоять пропаганде тутси

- хуту должны быть сильны и бдительны перед лицом своих врагов-тутси

10. Социальная революция 1959 года, референдум 1961 года и Идеология хуту должны изучаться всеми хуту на всех уровнях

Каждый хуту, участвующий в преследовании своих братьев-хуту - предатель для братьев, которые читали, распространяли и изучали эту идеологию»

Находящиеся под внушением, вооруженные мачете, дубинками, хуту (в том числе и мирные), шли убивать своих, бывших еще вчера друзьями, соседей, беженцев. Хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», ныне отбывающая пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде, убила собственного супруга и для примера патриотической самоотверженности приказала ополченцам убить собственных детей. И таких историй множество…

Радиоведущие, католические проповедники, простые жители — многие из них стали провокаторами, подстрекателями в этой войне: они говорили, что тутси враги хуту, что тутси хотят убить хуту и т.д., а также выдавали информацию, где прячутся тутси.

Резня в психиатрической клинике в Кигали — боевики интерахамве убили несколько сотен тутси, укрывавшихся там от расправы.

Затем — убийство 2000 тутси в Школе технических служащих Дон Боско.

Людей собирали в церквях, на стадионах, где уничтожали.

«15 апреля - в центре Святого Иосифа, в Кибунго, 2800 человек народности тутси атакованы солдатами армии Руанды и ополченцами интерахамве и закиданы гранатами.

18 апреля - по приказу префекта Кибуе 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» города Кибу и убиты членами интерахамве. 2000 человек убиты руками членов интерахамве в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18-20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна»

С нарастанием кульминации геноцида жертв уничтожали все более массово и жестоко: по нескольку десятков тысяч человек в одном месте, сжигая заживо, кидая в расплавленную резину, с завязанными руками и ногами бросая в реку, закидывая гранатами, отрубая разные части тела.

В монастыре Сову было сожжено 5-7 тысяч тутси, спасавшихся там от «чистки». Их местонахождение выдали монахини этого монастыря, причем, по некоторым сведениям, они же поставляли бензин палачам. Пропаганда истребления врагов подействовала на всех.

Роль ООН

ООН с самого начала занимала отстраненную, наблюдательную позицию в этом конфликте, что наводит на разные мысли. Когда в январе 1994 года руководитель МООНПР Ромео Даллер и командующий сектором Кигали полковник Люк Маршаль узнали от вхожего в правительственные круги информатора о готовящемся покушении на президента и сообщили об этом этом в штаб-квартиру ООН — им «было приказано не вмешиваться во внутренние дела Руанды и выдать информатора правительству».

При постоянном информировании ООН о происходящих в Руанде событиях — со стороны ООН не было предпринято никаких попыток наведения мира, решение вопроса постоянно затягивалось, откладывалось…

Массовое истребление тутси было остановлено наступлением Руандийского патриотического фронта. С 4 по 17 июля отряды поочередно вошли в Кигали, Бутаре, Рухенгери, Гисеньи.

Более 2 миллионов хуту бежали из страны, боясь мести, многие боялись геноцида со стороны тутси.

Члены РПФ были свирепы в своих расправах, мстили за убитых родственников, казнили хуту семьями, доказано, что и РПФ виновен в ряде преступлений против человечности.

Никто не был невиновным, кроме мирных жителей, детей, но на них и пришелся основной удар . Стравили два похожих народа, имевших давнюю, почти забытую обиду друг на друга. Африка — страна бедная, необразованная… По одним данным — грамотны (умеют читать, писать) 76 % мужчин и 63 % женщин, по другим - больше половины всех тутси не умеют ни читать, ни писать даже на родном языке. Внушить, «зарядить» на бесправные действия людей, еле разбирающихся в государственных вопросах, уставших от нищеты — не сложно. Но кроме всего прочего — физической силы у руандийцев было хоть отбавляй, агрессия без тормозов.

После геноцида

Можно ли назвать причиной этого геноцида межэтнический конфликт? Уничтожались и хуту, не желавшие участвовать в геноциде, десятую часть всех убитых людей составили «свои же». То есть, либо под влиянием толпы разъяренные «борцы за справедливость» сметали уже и тех, кто изначально не был врагом, за то, что те не хотели разделять их террора, либо конфликт носил иную идею, нежели чем только националистическую.

Поощрялось, а в процессе осуществления террора стало обязательным, участие в истреблении тутси всех.

Сброшенные в реку трупы, переполнившие и без того не изобилующую водяными ресурсами Африку, а также отсутствие нормальных условий для захоронения огромного числа погибших привели к санитарной катастрофе — эпидемии холеры, инфекциям, отравлениям. Жизни большого количества людей унесли болезни, голод, неоказание медицинской помощи.

Массовые изнасилования боевиками женщин и хуту и тутси — около 250 тысяч «жертв» — привели к увеличению зараженности СПИДом (в Руанде и без того 2,3 % населения больны СПИДом) и к массовому рождению «детей насилия».

«К 1994 году тутси составляли примерно 15% населения Руанды. 80% из них, а то и больше, было уничтожено. Но тутси и сейчас составляют 15% населения страны, более того, правят Руандой именно они — у хуту шанс сделать серьёзную карьеру в какой бы то ни бы ло области приближается к нулю.

Руанда является не только страной тысячи холмов, миллиона улыбок и шестисот интеллигентных горилл. Это страна, в которой всего 20 лет назад всего за сто дней убили приблизительно восемьсот пятьдесят тысяч человек — примерно одну седьмую тогдашнего населения. Убили без использования лагерей уничтожения, душегубок, крематориев и прочих технических новинок двадцатого века — в основном это делалось мачете, дубинами и прочим холодным оружием. Эта резня осталась практически без внимания мирового сообщества, а американской публике о происходящем в Руанде рассказывали в разы меньше. Руандийские события попали в центр внимания только тогда, когда армия тутси полностью взяла контроль над страной, остановила геноцид и принудила к бегству полтора миллиона хуту, в том числе и большинство тех, кто принимал участие в уничтожении своих соседей»

— Лайвжурнал

Осуждено на пожизненное заключение, в том числе казнено, более миллиона причастных к геноциду в Руанде. Однако многие, непосредственно и активно участвующие в кровавых действиях, живы и свободны и по сей день, и они всячески отрицают свою причастность к истреблению народов. Те, кто сидят пожизненно, дают интервью, в которых называют глупостью свои поступки… Глупостью, к которой привело следование командам СМИ и фашистов. Так, получается, по глупости люди стали палачами — слишком маленькое доказательство своего раскаяния. Да и возможно ли оно у тех, кто сознательно шел на это? Но они были «исполнителями».

Те, кто были «заказчиком» или связующим звеном, и сегодня прячутся в нейтральной стране под видом обычных, ничем не примечательных граждан икс — делают ледяное лицо со стеклянными глазами и все отрицают. Фраза из документального фильма о геноциде в Руанде: «Они будто не хотят думать об этих трех месяцах из их жизни, они стерли это время из своей памяти и живут как ни в чем не бывало..».