Идет пасхальная неделя. Народные приметы на неделю после пасхи должен знать каждый. Народные традиции в Светлую неделю

Идет пасхальная неделя. Народные приметы на неделю после пасхи должен знать каждый. Народные традиции в Светлую неделю

На колокольне Данилова монастыря звонарь из Минска Елизавета Морозова, участница VIII фестиваля русских звонов «Даниловские колокола»

ФОТО: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Но так, как после Рождественского поста приходит радостный праздник Рождества, так и в Пасху приходит праздник, причем выразить всю радость от Воскресения за один день считается невозможным, и Светлая седмица празднуется всю неделю, а потом и еще 32 дня - до Вознесения. Накал гуляний постепенно снижается, но первая после Пасхи неделя все же по традиции разгульна.

В этом году Светлая (иначе - Пасхальная) седмица приходится на период с 9 по 15 апреля. Длится она, как уже говорилось, семь дней, начиная от Пасхи и завершаясь Фоминым днем. Все семь дней принято каждый день звонить в колокола, кроме того совершаются праздничные крестные походы. Очень многие храмы на Светлую седмицу разрешают всем желающим попробовать свои силы на звоннице - позвонить в колокола "на свой вкус". Поэтому колокольный звон, как правило, заполняет всю округу с утра и до вечера. Все дни недели называются светлыми, а богослужения совершаются по пасхальному чину.


Согласно православным канонам, всю Светлую седмицу во всех храмах открыты Царские врата. Это символично: они открыты, поскольку воскресший Христос открыл верующим дорогу на небеса. Издавна считалось, что умерший на Светлую седмицу человек непременно попадает в рай.

Всю Светлую седмицу у храмов выставляют артос - особый хлеб. Его хранят до следующей Пасхи и дают по кусочкам заболевшим. А вообще всю седмицу принято заниматься благотворительностью, совершать как можно больше добрых дел, угощать кушаньями близких и особенно тех, кому трудно, подавать щедрую милостыню нуждающимся.

Возможно, вы удивитесь, но свои запреты есть и на эту неделю! Например, в Светлую седмицу запрещено... поститься! Если, скажем, в течение года независимо от постов вы соблюдали пост в среду и пятницу, сейчас об этом не можно, а нужно забыть! Этим объясняется и еще одно название седмицы - Сплошная.

Второй запрет имеет отношение к настроению. На Светлой неделе нельзя грустить и печалиться. А можно - ходить в гости, радоваться, дарить друг другу подарки, угощать пасхальными крашеными яйцами, куличами. Самое важное: по традиции в первый день Светлой седмицы внуки должны отправиться к дедушкам-бабушкам и отнести им угощение, а крестники - поздравить своих крестных.


Торжественная церемония бракосочетания, приуроченная к празднику Красная горка, прошла в здании мэрии

ФОТО: Анна Иванцова, "Вечерняя Москва"

Со светлой седмицей связано много примет и традиций. Так, по народным поверьям, очень крепким и долгим будет брак, совершенный на Красную Горку - то есть на Светлое воскресенье. Кроме того, "народные правила" предписывали людям:

■ в понедельник и вторник Светлой седмицы - купаться или обливаться водой;

■ в среду - отказаться от работы (той, которую можно не делать);

■ в четверг - вспоминать умерших;

■ в воскресенье - Антипасха. Это же Красная горка - лучшее время для брака.

Праздники на эту неделю выглядят так:

■ Мученицы Матроны Солунской.

■ Мучеников Мануила и Феодосия.

■ Иверской иконы Божией Матери.

■ Преподобномучеников отцев Давидо-Гареджийских.

■ Шуйской иконы Божией Матери.

■ Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся.

■ Касперовской иконы Божией Матери.

■ Преподобномученика Марка, епископа Арефуссийского, мученика Кирилла диакона, и иных многих при Иулиане пострадавших.

■ Преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского.

■ Святителя Софрония, архиепископа Иркутского.

■ Иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

■ Память обновления (освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе.

■ Иконы Божией Матери «Почаевской».

■ Преподобной Марии Египетской.

■ Преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца.

■ Преподобного Тита, чудотворца.

■ Икон «Ключ разумения», «Сладкое Лобзание», Божией Матери.

Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская) — неделя после Пасхи.

По церковному календарю, эта неделя (Светлая седмица) считается целиком праздничной, сплошной: в среду и пятницу пост отменяется, поэтому она составляет один праздник, а каждый ее день называется Светлым.

В этом году Светлая (иначе — Пасхальная) седмица приходится на период с 9 по 15 апреля. Длится она, как уже говорилось, семь дней, начиная от Пасхи и завершаясь Фоминым днем. Все семь дней принято каждый день звонить в колокола, кроме того совершаются праздничные крестные походы. Очень многие храмы на Светлую седмицу разрешают всем желающим попробовать свои силы на звоннице — позвонить в колокола «на свой вкус». Поэтому колокольный звон, как правило, заполняет всю округу с утра и до вечера. Все дни недели называются светлыми, а богослужения совершаются по пасхальному чину.

Каждый день недели после Пасхи имеет свое название и значение, есть и определенный запреты для этих дней. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей или Пасхальной неделей, согласно народным традициям все эти дни принято веселиться, ходить друг к другу в гости, отдыхать. Узнайте, что можно, а чего нельзя делать в эти дни.

Светлая неделя после Пасхи по дням

Первый понедельник после Пасхи принято идти в гости к своим родным и близким: крестникам — к крестным родителям, внукам – к бабушкам и дедушкам. Приносить пасхальные подарки: крашенки и паски.

В народе считалось, что первым в дом должен входить мужчина, это принесет богатство и счастье в семью.

Первый понедельник называют еще Днем Богородицы, принято раздавать милостыню нуждающимся и делать добрые дела.

Купалища

Вторник Пасхальной недели называется Купалища, в народе принято было в этот день обливать холодной водой тех, кто проспал утренние молитвы.

Хороводница или Громовая среда

Со среды недели после Пасхи начинаются молодежные гуляния, девушки и парни собирались водить хороводы, женихи присматривают невест, люди постарше также собирались «на музыку», танцевали, весело проводили время семьями, собирались в корчмах для продолжения празднования Пасхи.

Навский четверг

Во многих местах первый четверг после Пасхи идут на кладбище, несут красные яйца и поминаю усопших, наводят порядки на могилках предков.

Народные гуляния продолжаются, люди продолжают ходить в гости, устраивают посиделки, «водят кобылу»: на палку надевают «хвост», «голову», имитируя коня, мужчина переодевается в цигана и «катает на кобыле» всех желающих.

Прощеная пятница

В этот день тесть и теща приглашали в гости родителей зятя.
Женщины и девушки должны были до рассвета умыться в этот день холодной водой – считается, что этот обряд наделяет красотой и молодостью.

Окликальная суббота

В субботу после Пасхи было принято окликать молодоженов, к ним в гости приходили родители.
В субботу молодежь продолжала водить хороводы, веселиться, проводили веселый обряд «провожание русалок».

Улица

Под открытым небом по вечерам собиралась молодежь и проводила вечеринки, которые проходили весло и живо, с песнями, музыкой, танцами, парни заигрывали к девушкам.

Что нельзя делать в Светлую Седмицу

  • Венчаться всю неделю не рекомендуется плоть до Красной горки. Обряд крещения проводится. Надо отметить, что строго запрета на венчание нет – Великий пост уже окончен, но лучше с этим не торопиться и отложить венчание до Красной горки.
  • Нельзя в этот праздничный период устраивать панихиды, скорбеть или ходить на кладбище.
  • Конечно, на работу в течение Светлой недели ходить придется, но не забывайте веселиться и старайтесь в работе сильно не усердствовать. Дела, которые можно отложить на потом, лучше не начинать.
  • В Светлую неделю нужно постараться обеспечить себе, близким людям и всем окружающим только радость, светлые события и счастливые моменты.

Нужно понимать, что праздник Пасха в церковном православном календаре является самым главным и торжественным. Для каждого христианина воскрешение Христа – это огромное событие, которое является важным символом вечной жизни, победы добра над злом. Этот праздник не заканчивается в праздничное воскресенье, а только начинается. Потом в течение сорока дней будут праздники, время для веселья и радость. Особенно это проявляется в Светлую седмицу.

Когда можно стирать убирать — без работы никуда

Многое в вопросе о том, когда приступать к работе после Пасхи зависит не только от желаний верующих людей, но также от обстоятельств и особенностей их трудовой деятельности. Священнослужители говорят о том, что работа как таковая не возбраняется, особенно если речь идет о работе по найму, ведь понедельник – второй день после Пасхи для всех без исключения является рабочим днем.

Просто все в эти дни необходимо делать с молитвой к Господу, не забывая в своем даже самом плотном графике найти время для посещения церкви. Для тех, кто все-таки сомневается в том, что не совершает греха, работая сразу после Пасхального воскресенья, можно посоветовать обратиться к батюшке и задать ему столь волнующий вопрос.

Важно помнить

Категорически запрещено работать в Страстную пятницу и собственно на Пасху. В эти дни принято откладывать все дела, как говорится, на потом. А вот сделать что-то полезное по дому или в огороде уже на второй день после этого церковного праздника ничуть не возбраняется. Читая или слыша о запрете на труд в послепасхальные дни, необходимо хорошо понимать, что данный запрет более является благословением людей на проведение времени во внимании к Господу, а также окружающим близким людям. Данный запрет скорее относится к благочестивой традиции, сотни лет передающейся из поколения в поколение.

Домашние хлопоты, работы в огороде – неотъемлемая составляющая часть жизни подавляющего числа людей. Заниматься ими после Светлого Христова Воскресенья можно, но желательно без фанатизма.

12 двунадесятых праздников Православной Церкви:

За неделю до Пасхи – Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье

40-й день после Пасхи – Вознесение Господне

50-й день после Пасхи – Троица

Сплошные седмицы:

Мытаря и фарисея – неделя перед сырной неделей

Сырная (масленица)- неделя перед пасхальной неделей

Пасхальная (Светлая) – пасхальная неделя с понедельника по воскресенье

Троицкая – неделя после Троицы

Родительские субботы:

Для поминовения умерших, всех вообще, Православная Церковь установила особенные времена – субботы , известные под именем родительских . Таких суббот три: Мясопустная – на мясопустной, иначе пестрой неделе перед Великим постом . Так как в воскресенье за этою субботою воспоминается Страшный Суд, то в эту субботу, как бы пред самым страшным судом, церковь молится пред Судиею – Богом о помиловании умерших чад своих. Троицкая – пред Троицыным днем; после торжества победы Спасителя над грехом и смертью прилично молиться за усопших в вере во Христа, но во грехах, чтобы и умершие удостоены были воскресения для блаженства со Христом на небе. Дмитровская – перед днем св. великомученика Димитрия Солунского, т.е. перед 26 октября по ст. ст. . Московский князь Димитрий Донской, разбив татар, в эту субботу совершил поминовение воинов, павших на брани; с того времени и учреждено в эту субботу поминовение.

Празднование Пятниц в течение года : - день святой Пятницы; - временные пятницы (именные пятницы), т.е. те, которые отмечались в определённое время перед главными годовыми праздниками: 1-я пятница – в первую неделю Великого поста; 2-я – перед Благовещением; 3-я – на Страстной неделе; 4-я – перед Вознесением; 5-я – перед Троицей; 6-я – перед Рождеством Иоанна Предтечи; 7-я – перед Ильиным днём; 8-я – перед Успением Богородицы; 9-я – перед днём Кузьмы и Демьяна; 10-я – перед днём архангела Михаила; 11-я – перед Рождеством Христовым; 12-я – перед Богоявлением. Так же отмечали обетные пятницы, когда в случае произошедших несчастий давался обет не только соблюдать строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать их как праздничные. Таких пятниц соблюдают девять: Обжорная (на третьей неделе Великого поста); Страстная; Спасовая; Временная (при совпадении дня Параскевы с пятницей); Разгульная (в эту пятницу происходит угощение молодым зятем тёщи и тестя за непорочность невесты киселём с маслом); Молебная; Кающаяся; Праздничная (в день святой Параскевы); Девятая (на первой неделе Петрова поста).

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Её во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

ПЕРЕХОДЯЩИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Это праздники, которые на каждый год определяются по лунному календарю: Пасха – после дня весеннего равновесия (22 марта) первое воскресенье, которое выпадает на полнолуние, далее через 40 дней после Пасхи – Вознесенье, через 50 дней после Пасхи – Троица. В обратную сторону от Пасхи – за неделю до Пасхи – Вербное воскресенье (вход Господен в Иерусалим), 7 недель до Пасхи – Великий пост, за неделю до поста, с понедельника – масленица. Более подробно смотри далее:

Скоро Масленая неделя. В некоторых районах России называлась Пестрой. На Пестрой жениться – с бедой породниться. Пестрота – символ творения мира. Пестрая неделя предшествует Масляничной.Празднование Масляницы связано с рождением животворящего солнышка. Вот и выходит, что до того, как солнце осветит мир своими лучами и расцветит его красками, была пестрота, бело-черно, а уж потом краски появились. Пестрой неделе предшествовала Сплошная неделя, когда в течение всей недели ели только постную пищу. И жениться на Пестрой неделе или выходить за муж, значит, иметь жизнь пеструю.

Воскресенье (за неделю до Сретенья или после). Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5. (Сплошная неделя). – первая приготовительная неделя к Великому посту. В лице фарисея Церковь указывает нам на гордость, которая есть первое препятствие к покаянию… В лице мытаря – на смирение, которое есть первое условие покаяния… Прежде всего необходимо, чтобы мы глубоко осознавали свои грехи и искренне о них сожалели… Гордость мешает нам видеть свою греховность, толкает нас на самооправдание, нераскаянность, на утаивание грехов из ложного стыда перед духовным отцом… Будем просить Господа даровать нам смирение, а вместе с ним истинное покаяние. С этой же недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва «Покаяния отверзи ми двери…».

Седмица сплошная. Пост в среду и пятницу отменяется. Обжорная пятница – зять приглашал тестя с тещей на угощение – хлебать гороховый кисель с конопляным маслом. Трапеза является формой ритуального обмена. Хозяин от имени Бога наделяет всех участников их долей, а в ответ принимает знаки почтения. Хозяин, хозяйка и дети – это видимые участники трапезы. Но кроме них в трапезе всегда участвуют Бог, ангелы, бесы и души умерших. Все участники, и видимые, и невидимые, имеют постоянные места. Хозяин должен сидеть не в самом углу под иконами, а немного поодаль, оставляя тем самым место для Бога. Души умерших тоже имеют свои постоянные места на божнице. Иконы всегда расставлялись так, чтобы между ними оставалось небольшое пространство, т.к. здесь и размещались души. За столом положено молчать. Безмолвие – признак не только застолья, но и близкого присутствия смерти, так как на столе находится не просто пища, а жертва. Вкушение пищи есть пропускание через себя внешнего мира, его проглатывание и усвоение.

Воскресенье. Неделя о блудном сыне. Глас 6. – вторая приготовительная неделя к Великому посту. В притче о блудном сыне Господь показывает нам, что даже самый падший человек может восстать (подняться) и что Бог принимает кающегося грешника с отеческой любовью. При рождении мы получаем от Господа известную долю имения – разнообразные таланты, способности и благодатные дарования. Но мы уходим от Отца нашего Небесного в дальнюю страну, т.е. в область греха, и там расточаем своё имение – теряем благодать. Потеряв благодать, мы начинаем ревностно служить бесам за те жалкие утешения, которыми они нас награждают. Но душа не может насытиться такою пищею. Обращаясь к Богу с раскаянием, Он нам всё прощает, Он предваряет нас Своей благодатью, принимает нас в дом Свой и наделяет больше, чем прежде, благодатными дарами.

Суббота Вселенская родительская (мясопустная). Поминание усопших (за неделю до Великого поста). Глас 6.

Воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 7. – третья приготовительная неделя называется мясопустною, или сырною, а в народе – Масленицей, потому что в эту неделю разрешается вкушать сыр, молоко и яица. Заговенье на мясо (не положено вкушать). Ныне Святая Церковь напоминает нам о Страшном Суде. Уже посылала она нас учиться у мытаря смиренному вопиянию: «Боже, милостив буди мне грешному!». Уже внушала она нам не предаваться падению, а вслед блудного сына, восстав, идти к милосердному Отцу и умолять Его … принять хоть как наемником…. Ныне живописуя картину Страшного Суда, она еще громче говорит: покайтесь.

Всё свершится по мгновению ока: и суд будет без следствий, и осуждение без справок с законами, и возражений не будет. По мановению Божию, отделятся праведники от грешников…

Если не имеешь праведности, за которую мог бы стать с теми, кои одесную Судии, то поревнуй заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния. О едином грешнике кающемся радуются все Ангелы, - говорит Господь. Это они радуются за ту неизреченную радость, какою обрадован будет грешник, покаявшийся в день суда…

Понедельник. Седмица сырная (масленица) – сплошная. В среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц. Празднование Масленицы (Седмица сырная) - сплошная - неделя в феврале или в марте.

Масленица еще называлась Зятницей. Не потешиться на широкую Масленицу – значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить. Поэтому Масленицу праздновали широко. Первый день Масленицы – понедельник - встреча . Из соломы делают чучело и ставят его на снежной горе. Обрядовое посещение молодоженами на Масленичной неделе родителей невесты и жениха, родственников и всех, кто принимал участие в свадьбе. Молодые ехали к теще и оставались у нее сутки или же до конца праздничной недели. Для зятя теща специально пекла блины, творожники, пироги. Яйца, мука, масло, сметена, творог - основные составляющие масляничных блюд. Все они символизируют собой творение мира, берущего начало из молочной реки. Молодые могли гостить в доме у жены до Чистого понедельника. Этот обряд носил название отвязываться от родителей, после чего молодая окончательно отвязывалась от своего родительского дома, в знак чего им вручали чашку (или чашки) и две ложки. Второй день – вторник - заигрыши. Начинаются развлечения: катания на санях, гуляния, представления. Для молодоженов устраивали купание в снегу - попарно укладывали в яму и забрасывали снегом, маслили снегом по лицу. Молодожены не имели права избегать общественных гуляний, присутствовать на катальной горке или кататься по селу в санях. Третий день – среда - лакомка. Готовят блины и прочие яства. Тещи приглашали своих зятьев на блины, созывали всех родных. Масленица блинами хвалится, а всякий блин посланцем солнца является. Блин в народной культуре олицетворял соединение четырех стихий: мука – земля, вода, на которой замешано тесто – водная стихия, огонь - на котором было зажарено – огненная стихия, воздух, находящийся в дырочках блина – стихия воздуха. Блин являлся прототипом просфоры – Тела Господня, которым причащаются христиане. Для того чтобы блин или просфора стали Телом Бога, необходимо было произвести обряд – прочесть молитву. Четвертый день – широкий четверг – масленичный разгул. Пик игр и веселья. Символ Масленицы – приготовленная из соломы кукла. Одевали во все старое, негодное, что являлось символом уходящего и старого времени. Сжигая Масленицу, уничтожали и прогоняли зиму и смерть. В этот день устраивали качели, балаганы, ставили столы с явствами. Пятый день – пятница - Масленица – тещины вечерки. Прием у родственников жены. Шестой день – заловкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных со стороны мужа к себе в гости, а особенно сестер мужа – золовок. Молодуха подавала на тарелочке вкусный блинок, сдобренный сметанкой, коровьим маслицем, медком, да чтобы варенья земляничного вдостоль было, да наливочки вишневой. Недаром на Масленицу родню в гости звали. Можно было за столом все раздоры позабыть, семейный лад поддержать, а кому-то и восстановить.

Воскресенье - Прощеный день. Прощеное воскресенье- целовальник. Глас 8. Заговенье на Великий пост. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. По завершению вечерней трапезы все члены семьи усердно молились и после этого выполняли обряд прощения. Начинали его самые младшие, обращаясь с положенными словами по очереди к старшим. У младших просить прощения не полагалось (прощение – прощаться). Последней прощалась мать с отцом. Глава семьи не просил прощения ни у кого из своих близких. « Если не будете прощать людям согрешения их, - возвещает Евангельское учение, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Последний воскресный день перед началом Великого поста. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Великий пост. Страстная пятница - Великая пятница (Великий Пяток) . Строгий пост. Полное воздержание от пищи. Воспо­минание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Немедленно поутру первосвященники… составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским? Они опять закричали: распни Его! Воины отвели Его внутрь двора… и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него… И били Его по голове тростью, и плевали на Него… Когда же насмеялись над Ним… повели Его, чтобы распять. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона… нести крест Его. И привели Его на место Голгофу… и распяли Его… В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»…А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить… Иисус же, возгласив громко, испустил дух…

В этот день красят яйца и пекут куличи. Сжигали накопившийся за зиму мусор. Яйцо – символ рождения, перехода из небытия в бытие. Яичко расписывается воском, т.к. воск – это небесное молочко, которым наша небесная мать нас кормит. Яичко воплощает собой символ единства. Вода набиралась из трех ручьев. В ней разводили натуральные краски. Яичко клали на зерна, которые являются символом рода-племени. Яички могут быть писанками, а могут быть крашенками. Сосна на писанке – символ здоровья. Черный цвет – цвет начала, из которого все происходит. На черные яички обязательно наносили яркий рисунок, показывая тем самым разнообразие жизни. Ребенку делали яичко-писанку на вишневом фоне, не на черном. Голубь – символ души. Сеточка – символ судьбы. Белый цвет – начало всех начал, судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка – символ солнца и судьбы, которая строится здесь. Дубок – символ силы. Точечки – символ плодородия. Сливки – символ любви. Хмель – символ плодородия тоже. Любая ягодка – символ плодородия матери. Цветочки – девичество.

Откуда пошел обычай красить на Пасху яйца: - Одна из учениц Спасителя Мария Магдалина проповедовала в Риме. Однажды со словами «Христос Воскресе!» она преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Удивился император и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить. Так же трудно поверить, что это белое яичко может стать красным!». И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным! Отсюда и произошла пасхальная традиция дарить друг другу крашеные яйца.

Воскресенье Светлое Христово. Пасха. Православный праздник Светлое Христово Воскресение, Пасха (в воскресенье апрель – начало мая) . Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!» , на которое отвечают: «Воистину Воскресе! ». Такими радостными словами приветствуют друг друга христиане в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. Воскресение – важнейшее событие земной жизни Христа Спасителя, завершение Его земного служения. Акт окончательной победы над смертью, преобразующий грядущее воскресение мертвых и открытие человечеству жизни вечной. Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диавалу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа, венец, суть нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Перед началом торжественного пасхального богослужения плащаница вносится в алтарь и полагается на Престоле. В доме готовятся к Пасхе, все моют и чистят, оку­ривают можжевельником все помещения. На Пасху небо ясное – к хорошему урожаю. Если Пасха солнечная, жди солнышка и на Троицу. … По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу…, и говорят между собою: кто отвалит камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален… И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее… Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с ним, плачущим и рыдающим; но они… - не поверили. Радость Воскресения апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб. Пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом: большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» - приветствуя друг друга целованием и словами «Христос Воскресе!». Придя домой, а иногда прямо в храме устраивают пасхальный пир.

Первый день Пасхальной недели понедельник Светлой седмицы продолжали ходить друг к другу в гости и поздравлять с воскрешением Христа. Нет поста в среду и пятницу.

Второй день Пасхальной недели Купальница – вторник Светлой седмицы . В этот день обливали водой тех, кто проспал заутреню. Девушки в этот день ходили пряники ловить. Они становились в круг на церковной площади, а парни бросали в них пряники и конфеты. Так же начинались молодежные игры. Продолжаются игры с яйцами. Чтобы быть удачным в играх, нужно было в Чистый четверг рано утром украсть у кого-нибудь со двора обычную палочку.

Третий день Пасхальной недели – Хороводницы – среда Светлой седмицы . Начинались хороводы, которые продолжались до Троицы.

Четвёртый день – четверг Светлой седмицы .

Пятый день Пасхальной недели Прошеный день – пятница Светлой седмицы . Прошение – тесть с тещей звали, просили, зятя на молодое, моленное пиво.

Шестой день Пасхальной недели Ублажение гордых – суббота Светлой седмицы . В этот день родственники молодой посещали дом новобрачных. А родственники молодого ублажали молодуху, если она им нравилась, отсюда и название дня – ублажение гордых.

Артос – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется и раздается как святыня в благословение верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. По Вознесении Спасителя ученики Христовы, когда сходились на общую молитву, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

Седьмой день Пасхальной недели Красная горка. Красная горка – это праздник, когда девочек впервые вводят в девичий хоровод на место тех, кто вышел замуж. Девушкам-невестам устраивали смотрины.

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха - Фомино воскресение. Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого пасхального дня, отчего и назван Антипасхой, что значит «вместо Пасхи».

В тот же первый день недели вечером… пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои… Как послал Меня Отец, так и я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати учеников, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. … Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай пест твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Начало второй недели после Пасхи: седмица 2-я по Пасхе. Фомина, проводная . Навий день – (или вторник или четверг) на Фоминой неделе. Кто в этот день перелезет через забор, у того родится навья (мертвая) косточка в ступне или пясти, которая никогда не гниет и может быть причиной смерти.

Радоница – вторник (9-й день после Пасхи) – празднуется веселее Масленицы, что дает ощущение беспрерывности жизни. Родуницы или роженицы – это богини, находящиеся при боге Роде. Если учесть, что православная Пасха справляется в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, то выходит, что Радуница отмечается на второй н еделе (вторник) после этого полнолуния– самое хорошее время для зачинания ребенка. Поминовение усопших. На Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы, ради великой духовной радости Воскресения Христова, в храмах отмечаютсявсе заупокойные богослужения, панихиды и лития (разрешается лишь подавать на службу записки об упокоении); даже отпевание усопших в это время совершается по особому пасхальному чину. Для того, чтобы мы могли должным образом поминуть наших усопших родных и близких, разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу (само название происходит от слова «радость» и означает общую духовную радость живых и умерших о Воскресшем Христе). В этот день в храмах совершаются заупокойные богослужения и панихиды; верующие, приходя на кладбища, посещают могилы своих сродников и близких.

Среда- день постный, пища с маслом.

Пятница – день постный, пища с маслом.

Воскресенье. Начало третьей недели после Пасхи. Неделя святых жен – мироносиц . Во второе воскресение по Пасхе чествуются женщины, следовавшие за Христом и послужившие Ему после Его смерти (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и др.). Послужили Христу при погребении и Его тайные ученики: Иосиф Аримафейский и Никодим. Много понадобилось слов и уверений Господу, чтобы убедить апостолов в Своём Воскресении. Но достаточно было одного апостольского глагола, чтобы жены-мироносицы поверили в радостную весть. Любовь и верность – вот что отличает жён-мироносиц. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них (Луке и Клеопе) на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати (апостолам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (всем). Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет». Евангелие от Марка, 16, 9-16. Неделя жен-мироносиц традиционно считается церковным «женским днем», когда в лице учениц Господа ублажаются добродетели женской души.

В воскресенье в неделю жен-мироносиц праздновался бабий праздник моргосье. Моргосье – от слова моргосить, что означает кокетничать, подмигивать, строить глазки. Праздник проводился для того, чтобы задобрить Маргостью, насылающую морготину (тошноту, головокружение) на беременных. В этот день все женщины почитались именинницами.

Понедельник. Седмица третья по Пасхе.

Среда. Пища с маслом.

Пятница. Пища с маслом.

Воскресенье. Начало четвёртой недели после Пасхи – о расслабленном. (о пьянстве).

Понедельник. Седмица 4-я по Пасхе.

Среда. Преполовение Пятидесятницы, т. е. празднуется в этот деньполовина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день вспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимаются благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Находясь между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается и приближение праздника Сошествия Святого Духа, а также и праздника Вознесения Господня. День постный. Пища с маслом.

Пятница.

Воскресенье. Начало пятой недели после Пасхи – о самаряныне. (Прелюбодеяние). Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь благословил словами: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…».

Понедельник. Седмица 5-я по Пасхе.

Среда. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. День постный. Рыба.

Пятница. День постный. Пища с маслом.

Воскресенье. Начало шестой недели после Пасхи – о слепом. Глас 5. Иисус проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии… Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим… Иисус сказап ему: веруешь ли ты в Сына Божия? Он отвечал: а Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Понедельник. Седмица 6-я по Пасхе.

Среда. Отдание праздника Пасхи. День постный. Рыба.

Вознесение Господне. Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. Иисус Христос явился им и беседовал с ними. «Они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сиё ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сиё, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Вознесенье Господне (сороковой день после Пасхи – май - начало июня) – весна возносится на небо, а лето красное опускается на землю. В этот день окончательно заканчивались пасхальные торжества. Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется. В память Вознесения Господня на небо пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Зачастую пироги пеклись с луком. Часто лесенки делались с семью перекладинами, что указывало на семь небес. По народному объяснению, лесенки пекли для того, чтобы Христу легче было подняться, вознестись на небо. Кое-где пекли блины – Христу на онучи (подвертки, портянки).

После Вознесенья семь дней отмечается церковью Попразднство Вознесения Господня. На восьмой день – отдание праздника Вознесения Господня.

Пятница. День постный. Пища с маслом. Вскоре после Вознесения Господь послал Своим ученикам и апостолам и всем составлявшим тогда малое стадо Христово – Духа Божественного, Который исполнил всех их чрезвычайными дарами: святостью, мудростью, даром языков, чистейшей и пламенной любовью, ревностью к славе Божией и о спасении душ человеческих, миром, радостью и т.д.

Воскресенье. Начало седьмой недели по Пасхе – святых отцов I -го Вселенского Собора (325). Память святых отцов семи Вселенских Соборов.

Понедельник. Седмица 7-я по Пасхе.

Среда. День постный. Пища с маслом.

Пятница. День постный. Пища с маслом.

Суббота. Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших. Троицкая вселенская родительская суббота отмечается накануне праздника в честь Пресвятой Троицы. Праздник Троицы – день воспоминания Божественного промысла о мире, по которому все люди, избравшие праведную жизнь, сподобляются вечной радости в общении с Богом, своим Творцом и Спасителем. Это также день рождения Церкви, объединяющей живых и усопших.

Поэтому накануне дня Святой Троицы Церковь молится об усопших, испрашивая им у Бога милости, прощения грехов и вечного блаженства. Этот день является праздником единства Церкви земной и Церкви Небесной.

Воскресенье. Неделя восьмая по Пасхе – День Святой Троицы или - Пятидесятница. Праздник посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов, бывшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом. Воскресный день Пятидесятницы не относится ни к какой седмице.

Отмечается через (семь недель) 50 дней после Пасхи. Три – число, связанное в традиционной культуре с образом великой Тройственной богини. Она (задолго до христианства) едина в трех лицах – дева, мать и старуха. Начало Троицкой, Всесвятской недели. С понедельника через неделю после Святой Троицы начало Петрова Поста (до 12 июля).

В Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона – десяти заповедей на Синайской горе; и как в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и Воскресения Христовых, «исхода» людей из грешного мира в Царство Божие, так и праздник Пятидесятницы стал дарованием «нового Закона», сошествием Духа Святого на учеников Христовых. Момент сошествия Духа Святого обычно называют рождением Церкви. В этот день Дух Святой сошел на первых учеников Христовых и соделал из них Церковь. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать». Дух Святой, сошедший на учеников, пребывает всегда в Церкви многоразличными действиями и дарами. В этот день впервые после Пасхи поется молитва Святому Духу «Царю Небесный». А на вечерне в день праздника впервые за этот период в Церкви совершаются коленопреклоненные молитвы. В богослужении праздника сошествие Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества. В центр православного храма в этот день выносится икона Святой Троицы. Этот день именуется Троицей, потому что именно сошествие Святого Духа явило нам попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения Диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. По традиции, в этот день храмы изнутри украшаются цветами и зеленью (обычно небольшими березками).

Понедельник – седмица 1-я по Пятидесятнице. Сплошная. День Святого Духа – «Духов день». Этот праздник был установлен Церковью ради величия Пресвятого Духа - третьего Лица Святой Троицы. Сообщаясь христианину в Таинствах церковных, Дух Святой обогащает его многоразличными дарами. Святой Дух именуют также Утешителем, потому что Он может ободрить и успокоить нас; «вместо Христа» мы приняли Его и чрез Христа Его имеем. В этот день земдя именинница, так как в этот день она сотворена и потому нужно дать ей отдых. По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки, их не бывает до самой осени. Не верь теплу до Духова дня! Придет Свят-Духов день – будет на дворе как на печке. Свят-Дух весь белый свет согреет. В этот день без опояски (пояса) выходить не полагалось, а то паче чаяния подступится сила какая, навлечет злые чары да болезни. А пояс поможет, обережет.

Среда. Поста нет.

Пятница. Поста нет.

Суббота. Отдание праздника Пятидесятницы.

Воскресенье – неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8. Заговенье на Петров пост. Святая Церковь каждый день творит память святых. Но чтобы не оставить без чествования угодников Божиих, подвизавшихся безвестно, не явленных Церкви, то святая Церковь установила день, в который прославляет всех угодивших Богу, чтобы не оставалось никого, не прославляемого ею. (Это совершается в первую неделю по Пятидесятнице). Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа она узаконила потому, что все святые сделались и становятся святыми по благодаянию Святого Духа. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотой и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, достойная Нового Неба и Новой Земли. Поревнуем же и мы идти вслед за святыми Божиими. Как это делать – учит Евангелие… . (Святитель Феофан Затворник).

Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.

Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской )

В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.

В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

Разрешено:

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;
  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.

Запрещено:

  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)

Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками . Мужчины занимались домашними делами.

Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)

Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.

Навский , Светлый чт .)

Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки . Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы. Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам. День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.

Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт .)

Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.

Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)

Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия . Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.

Пасхальная неделя

Све́тлая седми́ца , также Светлая неделя , Пасхальная неделя , Святая неделя - седмица , следующая за Пасхой.

Во все дни седмицы положено богослужение (утреня), подобное богослужению Недели Пасхи (первого дня Пасхи). Заканчивается Неделей Антипасхи (Вторая Неделя по Пасхе). Принято в течение всей седмицы держать царские врата храмов отверстыми - до светлой субботы, когда по литургии бывает раздробление и раздаяние артоса .

66-е правило Шестого Вселенского Собора постановляет:

Седмица - сплошная: поста в среду и пятницу нет, и даже готовящимся к Причащению нельзя самовольно налагать на себя пост.

Во всю Светлую седмицу после богослужения проводятся крестные ходы , на которых верующие поют праздничные песнопения и священник всех кропит святой водой . Во время крестного хода звучит праздничный колокольный звон.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пасхальная неделя" в других словарях:

    Пасхальная неделя - ♦ (ENG Paschal Week) см. Страстная Неделя … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Пасхальная неделя - Пасх альная нед еля … Русский орфографический словарь

    Пасхальная неделя - … Орфографический словарь русского языка

    Пасха Воскресение Христово (Сошествие во ад) (икона Андрея Рублёва (?), 1408 1410 годы) Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Светлое Христово Воскресение … Википедия

    Светлая седмица, также Светлая неделя, Пасхальная неделя, Святая неделя седмица, следующая за Пасхой. Во все дни седмицы положено богослужение (утреня), подобное богослужению Недели Пасхи (первого дня Пасхи). Заканчивается Неделей Антипасхи… … Википедия

    На всякой неделе по три пятницы. Народн. Неодобр. То же, что на одной неделе семь пятниц. ДП, 462. На одной неделе семь пятниц у кого. Народн. Неодобр. О непостоянном, часто меняющем свои решения человеке. ДП, 649. См. также Семь пятниц на неделе … Большой словарь русских поговорок

    Сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? недели, чему? неделе, (вижу) что? неделю, чем? неделей, о чём? о неделе; мн. что? недели, (нет) чего? недель, чему? неделям, (вижу) что? недели, чем? неделями, о чём? о неделях 1. Неделя это… … Толковый словарь Дмитриева

    НЕДЕЛЯ, и, жен. 1. Единица исчисления времени, равная семи дням, вообще срок в семь дней. Календарная н. (от понедельника до воскресенья включительно). Рабочая н. (рабочие дни календарной недели). Виделись на этой неделе. Неделями не видимся (по… … Толковый словарь Ожегова

    Пасхальная (Светлая) седмица - С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а… … Энциклопедия ньюсмейкеров