Игры на однокоренные слова для дошкольников. Презентация на тему Родственные слова. Игры и упражнения. IX. Игра «Кто лишний»

Игры на однокоренные слова для дошкольников. Презентация на тему Родственные слова. Игры и упражнения. IX. Игра «Кто лишний»

Изучение темы «Корень слова» приходится по программе на 2 класс. Дети учатся выделять его в слове, подбирать однокоренные примеры.

Чтобы ученик хорошо усвоил данный материал и смог в дальнейшем запоминать орфограммы в основной морфеме, необходимо правильно объяснить, какую роль выполняет эта часть.

Немаловажным станет и процесс запоминания правил, орфограмм. Многие учителя, методисты советуют учить ребенка с младшего школьного возраста не просто зазубривать текст правила, а применять его на практике. Огромную пользу в быстром запоминании играют схемы. Ребенок должен прочитать правило, в виде схемы записать самое главное из него. Зрительная память, которая развита больше всего у детей школьного возраста, дает возможность воспроизводить, применять выученное на практике.

Что такое корень и для чего он нужен слову?

Ученики должны четко знать и понимать, что корень слова - это главная морфема, общая часть родственных слов. Именно в ней заключено основное лексическое значение слова.

Важно указать, что однокоренные слова должны не только иметь общую морфему, но и обозначать предметы, признаки, действия из одной сферы.

Например: сказать, пересказывать, рассказ, сказка, высказывать. Общая часть -сказ-, а слова обозначают "говорить" или "повествовать о чем-либо".

Или: перенос, носовой, занос, переносица - не будут однокоренными, так как их общая морфема -нос- будет давать различные лексические значения.

Парные согласные в корне слова

Научив детей выделять правильно основную часть слова, учитель должен сделать акцент на том, что в русском языке существует 12 согласных звуков, образующих пары между собой.

Это: д-т, ж-ш, з-с, б-п, в-ф, г-к - все они могут чередоваться и в корне слова, поэтому важно не только их запомнить, но и выучить правила, благодаря которым можно проверить написание необходимой буквы.

Определить правильное написание в корне можно, если подобрать проверочный вариант, в котором после сомнительной буквы будет стоять гласный звук. Например: мороз - морозы, сад - сады, арбуз - арбузы, дорожка - дороженька - это парные слова. В корне слова после проверки легко поставить нужную согласную, ведь все сразу становится понятно.

Но не каждый корень слова, оканчивающийся на согласную, можно проверить подобным образом. Такие исключения называются словарными. Например: анекдот, аптека, космонавт, вокзал, зигзаг и другие.

Варианты упражнений для закрепления изученного материала

Для того чтобы ученик закрепил полученные знания, умел определять парные слова, в корне находить необходимую для проверки букву, нужно провести закрепление изученного материала при помощи упражнений.

Для более слабых учеников лучше закрепление проводить в форме комментированного письма, объясняя все правила и показывая способы подбора проверочного слова.

Например, можно использовать следующие слова для комментированной записи:

Скользкая - скользить, дерзкий - дерзок, просьба - просить, изморозь - морозить, юбка - юбочка.

Упражнения для сильных учеников и домашнего закрепления

Индивидуальный подход к каждому ученику - это залог успеха каждого преподавателя. Учитывая, что в каждом классе есть сильные и слабые дети, учитель может предложить работу на карточках определенной группе школьников. Такие же упражнения рекомендованы для домашнего закрепления материала.

1. Используя только первые слоги записанных слов, составьте новое слово и проверьте сомнительный согласный, определите корень слова.

  • рукав, башмак, карусель (рубашка - рубашечка);
  • загребать, гадкий, Карина (загадка - загадочная);
  • крот, ватный, каша (кроватка - кровати).

2. Запишите текст и выделите слова, в которых нельзя проверить написание парных согласных, а их нужно запомнить.

"Александр приходил в школу всегда с чем-нибудь вкусным: мятными пряниками, баранками и су..ками. Я всегда собираюсь домой и надеваю варе..ки. Ранняя изморо..ь на траве расписала необыкновенные узоры. Девочки и мальчики бегали по полю в ярких и красивых фу..болках. Мы увидели, как мастер сделал из большой деревя..ки прекрасную и большую ло..ку. Наш а..томобиль шел на большой скорости, поэтому мы все держались за сиденья. Все жители страны смотрели за тем, как известный космона..т приземлялся на Землю."

Парные согласные в корне слова - это тот базовый материал, который позволит в дальнейшем школьнику грамотно писать, быстро проверять сомнительные варианты во время диктанта.

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

Дидактическая игра «Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

Тема «Лес. Деревья»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Материал: мяч.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.

Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Клен. Кленовый, кленок.

Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.

Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.

Дидактическая игра «Родственные слова»

Цель:

Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый … .

Шишка (какая?) – еловая … .

Иголки (какие?) – еловые … .

Тема «Головные уборы»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

Дидактическая игра «Назови, какие»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Сапоги из резины – резиновые сапоги.

Шапка из шерсти – шерстяная шапка.

Перчатки из кожи – кожаные … .

Тема «Дом и его части. Мебель»

Дидактическая игра «Назови, какой дом»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.

Дидактическая игра «Измени слово»

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Кровать сделана из железа, … .

Диван сделан из кожи, … .

Стул сделан из пластмассы, … .

Тема «Профессии»

Дидактическая игра «Назови, какой»

Цель: упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей иен существительных.

Почтальон принес письмо (кому?) – маме, сестре … .

Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку … .

Чего не стало в почтовом ящике? Газеты, журнала … .

Дидактическая игра «Кем ты будешь?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов будущего времени.

Я буду строителем, построю дом.

Я буду … .

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Цель: упражнять в употреблении предлога в.

Куда пойдет мама, если нужен врач?

Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?

Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

Тема «Посуда, продукты питания»

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Цель: расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.

Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.

Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц , подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.

Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет волшебная частичка ниц . Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, перечница).

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов.

Материал: набор посуды (чашка, блюдце, ложка) по количеству детей.

Педагог дает инструкции. Дети их выполняют.

Поставьте чашку на / под блюдце; между ложкой и блюдцем; слева от ложки и т. д.

Затем педагог совершает манипуляции с посудой, а дети комментируют, куда и что он кладет.

Тема «Зима»

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .

Мороз – морозный, морозить, замораживать … .

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Цель:

Солнце (какое?) - …

Лед (какой?) - …

Мороз (какой?) - … .

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Снежный – ком, …

Снежная - …

Снежные – заносы, …

Снежное – поле, … .

Тема «Что из чего сделано»

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: мяч.

Гвоздь из железа. Железный гвоздь.

Доска из дерева. Деревянная доска.

Ножницы из металла. Металлические ножницы.

Сапоги из резины. Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.

Горшок из глины. Глиняный горшок.

Стакан из стекла. Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

Тема «Дорожная безопасность. Транспорт»

Цель:

Машина (какая?) - …

Самолет (какой?) - … .

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

Дидактическая игра «Скажи по - другому»

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

Тема «Новый год»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Елка (какая?) - …

Праздник (какой?) - …

Елочные игрушки (какие?) - …

Дед Мороз (какой?) - …

Снегурочка (какая?) - …

Ребята (какие?) - …

Подарки (какие?) - … .

Дидактическая игра «Украсим елочку»

Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.

Нарядная елка стоит … зале.

Красивые игрушки висят … елке.

Гномики спрятались … елкой.

Они выбежали … елки.

Подарки для ребят спрятаны … елкой.

Дед Мороз достал подарки … елки.

Дети водят хоровод …елки.

Все подошли … елке.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы . Развивать воображение.

Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.

Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).

Мы украсили елку для того, чтобы …

Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …

Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …

К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …

Тема «Рождество. Прощание с елкой»

Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»

Цель: активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.

Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор.

Осень, зима, Рождество , весна

Лыжи, зима , санки, коньки

Зима, весна, декабрь , лето

Санки, лыжи, льдинки , коньки

Дидактическое упражнение «Как я украшал елку»

Цель: упражнять в составлении рассказа из личного опыта.

Предложить детям составить рассказ на тему.

Тема «Русская народная игрушка»

Игры и упражнения, используемые в работе с детьми.

Подбор родственных слов к заданному главному слову

Петух - петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.

Рыба - рыбка, рыбешка, рыбища, рыбный (суп), рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболов, рыболовная (сеть).

Мышь - мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).

Мороз - морозить, морозилка, морозильная (камера), морозный (день), заморозить (мясо в морозилке), морозец (легкий мороз), мороженое (сладкое холодное лакомство), заморозки, обморожение (сильное повреждение тела от мороза).

Конь - коньки, конек (горбунок), конюшня, конюх, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина (мясо), конокрад (крадет коней).

Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

Птичка, птичий, птица , птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост , хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц , зайчатина (мясо убитого охотником зайца).

Выбор главного слова к названным родственным словам (здесь использовать мяч)

Волчонок, волчище, волчишка, волчий - волк .

Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать .

Зубной, зубик, зубастый, зубочистка - зубы .

Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный - добро .

Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары - спорт .

Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать - стук .

Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать , вороний.

Груз, грузовик, грузчик, грузди , грузовой.

Карта, карточка, куртка , картишки, картина.

Ледокол, лед, ледышка, ладошка , ледянка, ледяной.

Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам (каждому ребенку предлагается по одному слову)

«Круг» и «кружево» : круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.

«Нога» и «нож» : ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножищи, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машина).

Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки

Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову

Педагог зачитывает стихо творные фразы, а дети находят родственные слова к слову петух .

Только жив ли петушок ,

Золотой наш гребешок?

Вижу гребень петушиный

На пригорке под осиной.

Что ты, Петя , не встаешь?

Что ты песен не поешь?

Петушатина - хорошая еда.

Где ворота? Подавайте их сюда.

Разошелся наш петух,

Распушил атласный пух.

А пока он петушится ,

Из кустов ползет лисица.

С. Маршак

Называние в стихотворном отрывке слов-родственников

У щуки щучья чешуя

И щучьи плавники.

Плывет щуренок , как и я,

Вдоль берега реки.

В день ветреный всегда

бывает ветер .

Ветровку я давно себе приметил.

Когда же дует легкий ветерок ,

То можно отправляться на каток.

Все рыбы и рыбки живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки ,

Чтоб рыбной покушать ухи.

Составление предложения с одним из слов-родственников

Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:

По наводящим вопросам;

Самостоятельно.

1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову ель и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам.

Где росла ель? (В лесу.)

Зачем ее срубили? (Скоро Новый год.)

Куда принесли елку? (В детский сад.)

Чем украсили елку? (Елочными игрушками.)

Что делали дети на празднике вокруг елочки? (Пели, танцевали, водили хоровод.)

Примерный рассказ. Стояла в лесу ель. Ее срубили перед Новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили елку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у елочки вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову петух .

С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ.

У кого жил петух?

Как она (он) к нему относилась (относился)?

Как ласково называла?

С кем петух мог драться - петушиться?

Что осталось на земле после драки?

Примерный рассказ. У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила петушка крупой, червяками, хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться - петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.

Игра КВН «Раз словечко, два словечко» с участием родителей

ЗАДАЧИ

· Закреплять умение подбирать родственные слова.

· Продолжать учить составлять предложения и рассказы с заданными родственными словами.

· Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.

· Воспитывать умение играть в команде, чувство коллективизма, инициативность.

· Показать родителям необходимость умения детей подбирать родственные слова.

Оборудование: предметные картинки с изображениями воды и руки; карточки с написанными словами-родственниками для составления предложений; карточки со списками слов-родственников к словам друг и уши ; карточки с заданиями для каждого взрослого.

Первый конкурс: назвать слово, которое не является родственным к остальным словам .

Дети делятся на команды, им по очереди предъявляется цепочка слов.

Щука, щучий, щепочка , щучка, щуренок.

Крошка, окрошка, крошить, закрашивать .

Ель, еловый, елочки, съел , ельник.

Трава, травушка, отрава , травяной.

Головка, головастик, головной, голодный , трехголовый.

Грачонок, грачиные, граница , грачевник.

Конный, конюшня, конфетка , конезавод.

Глупый, глубокий , глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс , заморозки.

Второй конкурс: подобрать родственные слова к заданному слову.

Капитаны выбирают предметную картинку, обозначающую заданное слово. Команды по очереди называют слова к заданному им главному слову.

Вода - водичка, водица, водяной, водопад, наводнение, водопой, водонос, водовоз, водянистый, водка, водянка, водолаз, водолазный, подводный, подводники, водоем.

Рука - ручка, ручища, ручонка, рученька, ручной, подручный, наручники, рукава, нарукавники, рукавицы, рукавички, рукоделие, рукодельница, рукопашный, рукопожатие, руководить, руководитель.

Третий конкурс: назвать слова-родственники из прочитанных стихотворений.

При затруднении детям помогают родители.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами - подосиновики ,

Такие грибы красивые.

Стеклянная посуда часто бьется

И много мелких стекол остается.

Все стеклышки собрал я осторожно -

Пораниться случайно ими можно.

Звезды и звездочки

В небе ночном -

Звездное очень небо.

Хотелось бы мне

Но я звездочетом не был.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склонясь над водой.

Из ивовых прутьев

Плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Четвертый конкурс: «Грамотные взрослые».

Родители выполняют задания на карточках: вставить пропущенную букву и написать проверочное (однокоренное) слово.

Мол..(а, о)ко.

Ст..(а, о)ловая.

Но..(ж, ш)ка.

Ска..(с, з)ка.

К..(а, о)робочка.

Вым..(о, а)чить.

В..(и, е)рхушка.

В..(и, е)селые.

Кни..(ш, ж)ка.

Кру..(ш, ж)ка.

М..(и, я, е)сорубка.

М..(и, е, я)гкотелый.

Пятый конкурс: «Конкурс капитанов» (проводится одновременно с конкурсом родителей.)

Капитаны по очереди в ответ на каждое названное педагогом слово-родственника говорят главное слово.

Главные слова: дорога, дорого.

Дорожка,подорожник , дорогой, дороженька , дорожать, придорожная , подороже, дороговизна, дорожный , подорожало,дороговато, дорожник , удорожание ,по-дорожному , бездорожье, дорожить, дороже, подорожание, подорожная , бездорожье .

Шестой конкурс: придумать предложение со словом-родственником.

Капитаны читают карточки с написанными словами-родственниками, по возможности сами читают слово. Участники команды придумывают предложение. У кого длиннее предложение, тот получает один балл. При затруднении детям помогают родители.

Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек, подсолнух, подсолнечное, солнцезащитные, солнцелюбивое.

Седьмой конкурс: придумать рассказ с заданными словами-родственниками.

Педагог зачитывает списки родственных слов, а дети с помощью родителей придумывают рассказы. Родители зачитывают получившийся рассказ.

Пример: первой команде дается слово уши , второй - друг .

Подведение итогов, награждение команд.

Изготовление книжек-малышек

Изготовленные логопедом несколько книжек для использования на занятии с детьми, рассматривания ими в свободное время, демонстрации родителям в качестве образца на консультации складываются в виде гармошки (высота книжки не менее половины альбомного листа). Картинки можно нарисовать или вырезать и наклеить, под картинкой написать соответствующее родственное слово. На первой странице картинка к главному слову, в конце - рассказ с использованием однокоренных слов.

Родителям можно предложить на выбор карточки с цепочкой родственных слов, где указывалось, что можно изобразить к тому или иному слову. Примерный набор карточек:

малина - малинник - малиновое (варенье) - малиновка;

белый - белоствольная (береза) - белохвостая (птица) - белок (яйцо в разрезе) - белозубая (улыбка) - побелить (красить печь);

береза - березка (маленькое деревце) - березовые (дрова, веник) - березняк (березовый лес) - подберезовик;

рыба - рыбка - рыбища - рыбный (суп) - рыбья (голова) - рыбак - рыбалка - рыболовный (крючок) и т.д.

Дети, изготовившие книжки дома, показывали в группе картинки, называли родственные слова и читали сочиненный рассказ. Остальные дети называли родственные слова из услышанного текста.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

В процессе подготовки к школьному обучению до школьник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро и правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребенка с морфологическим составом для овладения разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов.

Выполнение заданий данной памятки

1. Прочитайте ребенку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовались остальные.

2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова- родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому - какая голова? (Рыбья.) или: суп из рыбы - какой? (Рыбный.)

Задание 1. Назови главное слово или придумай слова-родственники к названному слову.

Голодание, голодный, голодать, голод , проголодаться, голодающий, голодовка.

Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.

Дворец, дворник, дворняжка, двор , дворик, дворцовый, дворовый.

Доброта, подобреть, добрый, добро , доброжелательный, добряк, задобрить.

Звездопад, звездолет, звезд ное, созвездие, звезда , звездочка.

Домик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом , домработница, домохозяйка.

Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар , жарища, жар-птица, жаропонижающее.

Зверюшка, зверье, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь , зверек, звереныш, зверолов, звероферма.

Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон , дозвониться, звоночек.

Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля , землекоп, землетрясение, подземелье.

Задание 2. Какое слово не является родственным?

Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка , листва, листок.

Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый .

Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра , выигрыш.

Лес, лесник, лесной, лесочек, лев .

Овощ, осень , овощной, овощерезка.

Рыбный, рыбак, рыба, рыбешка, рысь , рыболовный, рыбак.

Гриб, грибной, грива , грибочек, грибник.

Гора, горный, горка, горе , пригорок.

Боль, большой , больница, больной, болеть.

Море, моряк, морской, морщины , мореплаватель, морячка.

Сахар, сахарница, сахарный, сухари , сахарок.

Беседа, беседка, беседовать, соседка , беседующий, собеседник и т.д.

Задание 3 . Для какого слова названное слово является родственным?

Гусь и гусли.

Гусак, гусыня, гусенок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом.

Купать и купить.

Купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица.

Курица и курить.

Куриный, курочка, курильщик, курятина, окурок, курятник, курилка, закурить.

Рано и рана.

Раньше, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань.

Носить и нос.

Носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, переносить, носочки.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.

Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. СПб., 1999.

Изучение родственных слов при работе с детьми

с общим недоразвитием речи

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня имеют бедный словарный запас: не понимают, не знают значения многих слов, не умеют правильно употребить слова. Их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Дети с ОНР без предварительного обучения с заданиями на словообразование не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи - обогащение словарного запаса через обучение навыкам словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями.

Последовательность ознакомления с родственными словами:

Наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте;

Упражнения в определении родственных слов в тексте;

Задания на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор;

Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданным словом, пересказ текстов, составление рассказов).

Педагог объясняет сущность слов-«родственников», их похожесть друг на друга общей частью, заучиванием. Слова-«родственники» не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Для определения родственных слов используются сюжетные и предметные картинки.

Работа с загадкой всегда интересна для детей. Помимо всего прочего загадка имеет ещё один секрет - слова-«родственники», которые спрятаны в ней, их надо услышать и назвать.

Если песню он поёт, если паром он чихает

Значит, чашки он зовёт и на чай нас приглашает. Чайник.

После того, как дети научатся узнавать их, выделять из текста, целесообразно выполнять упражнения на их группировку и самостоятельный подбор. (Закончите рифмованные строчки нужными словами-«родственниками»)

Мама сыплет соль в солонку. Масло я кладу в …маслёнку.

Вот идёт усатый кот и ведёт…котёнка.

На поляне рыжий лис, а рядом два…лисёнка.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ- газета, лес- лиса, мак- макушка. Здесь уместно упражнять в прослушивании и определении лишнего слова: баран, бараний, барабан , барашек, баранина. Песок, пёс , песочек, песочница, песочный.

Называя лишнее слово, дети привыкают задумываться над значением слова.

Упражнения для самостоятельного подбора родственных слов

1. Подобрать с помощью картинок слова-«родственники»

Балет- балерина, носить - носильщик, двор- дворник и т.д.

2. Подобрать с помощью картинок родственные слова:

Дом- домик- домище, рыба- рыбка- рыбища, нос- носик- носище

3. Закончить цепочку слов:

Волейбол- волейболист- …волейболистка, журнал- журналист-…журналистка, учить - учитель-…учительница, продавать - продавец-…продавщица, кот- котёнок-…котёночек и т.д.

4. Игра с мячом «Назови слово-«родственник».

Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный по теме речевой материал, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи. Педагог имеет возможность увидеть, как быстро дети подбирают родственные слова, много ли их знают, насколько осознанно идёт подбор.

5. Закончить объяснение слова:

Строитель- тот, кто…, рыбак- тот, кто…, овощевод- тот, кто… и т.д.

6. По данному объяснению назвать слово-«родственник».

Посуда, где хранят хлеб-…хлебница, посуда, которая нужна для селёдки -…селёдочница; тот, кто очень добрый-…добряк, тот, кто очень сильный-…силач; тот, кто варит-…повар, тот, кто помогает-…помощник, тот, кто пасёт-…пастух и т.д.

7. Придумать слова-действия, родственные слову «летел» (ходил, ехал) и составить с ними предложения:

Прилетел, улетел, залетел, облетел, налетел, слетел, влетел, отлетел, подлетел, перелетел

Листья на деревьях давно облетели.

На следующем этапе дети учатся пересказывать тексты с установкой на то, что слова-«родственники», которые дети должны найти самостоятельно, не должны «потеряться»:

« Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас будет малинник . Малинка - полезная ягода». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка . Всё лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье».

Постепенно следует усложнять задания, предлагая детям придумывать свои небольшие рассказы из 4-7 предложений со словами-«родственниками»:

Лес, лесной, лесник; снег, снежки, снеговик; рыба, рыбак, рыбища, рыбный; гриб, грибок, грибник, грибница, грибной и т.д.

Это задание можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребёнок вместе со взрослыми составляет минисочинение с заданными родственными словами, которое записывает и красочно оформляет.

Дидактический материал и строгая система заданий и упражнений к нему позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении с родственными словами. В этом случае языковой материал становится для детей источником знаний. У них вырабатывается умение выделять родственные слова по двум признакам: они близки по смыслу и имеют общую часть.

Использование родственных слов делает речь ребёнка богаче и выразительнее. Таким образом решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счёт развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности, т.к. вырабатывается привычка задумываться над значением слова.

Упражнения способствуют развитию память, поскольку слова-«родственники» группируются детьми в словообразовательные цепочки языкового чутья и осуществляется пропедевтическая задача: закладывается основа для орфографически-грамотного письма в школе.


Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цели:

  • Познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова».
  • Учить выбирать их из связного текста.

Задачи:

  • уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;
  • развивать мышление, фонематические представления;
  • воспитывать эмоциональный отклик на увиденное и услышанное.

Оборудование: массажный мяч, воздушные тренажеры «Метель», запись на кассете ветра, зашифрованное слово зима, «лыжи» из пластиковых бутылок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед встречает детей на ковре и приветствует их.

– Перед вами на карточке зашифровано слово. Разгадав его вы узнаете о чем мы будем говорить на занятии. Назовите первые звуки в словах, а затем сложите их вместе в слово.

– Назовите зимние месяцы.

– Что часто наблюдаем мы зимой? (Снег, ветер, мороз, холод, вьюги)

– Значит зима какая? (Логопед бросает мяч ребенку. Он возвращает мяч и называет прилагательное образованное от существительного сказанного ранее.)

II. Артикуляционная гимнастика

– Предлагаю вам пройти за рабочие места и поиграть с нашим веселым язычком, но сначала отгадайте загадку.

Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла.
Боится солнца и тепла. (Снеговик)

– Молодцы! Первое упражнение «Снеговик улыбается», Упр. «Лопатка», упр. «Сосулька», упр. «Горка». (Логопед показывает упражнение, дети выполняют его и контролируют его выполнение в индивидуальных зеркалах.)

III. Дыхательная гимнастика

– Зимой в природе можно услышать разные звуки. Послушайте и определите, что это? (Звук вьюги)

– Давайте мы тоже устроим в стаканах вьюгу. Глубоко вдохните, вытяните губы трубочкой, не надувая щек подуйте в соломинку. (В пластиковых стаканах на дне лежат белые конфетти.)

IV. Новый материал

– Послушайте стихотворение о зиме и определите какие слова, звучат похоже?

Снег, снежинки, снегопад!
Называть слова я рада...
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик –
Ведь к снегопадам он привык.
А дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.

(Во время чтения стихотворения на экране появляются изображения снега, снежинки, снегопада, снежной зимы, игры в снежки, снеговика, снегурочки.)

– Какие слова звучат, похоже?

– Давайте выясним значения этих слов. (Логопед называет слово, а дети дают объяснение значения слова.)

  • Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег – скопление снежинок.
  • Снегопад – момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки – комочки из снега.
  • Снеговик – фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

– Все эти слова похожи друг на друга общей частью. Какой?

– Те слова которые имеют похожую общую часть называют родственными словами. Про них даже сложено стихотворение.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
И живем одной семьей.

V. Упражнение «Разбей на слоги»

– Давайте определим сколько слогов в этих родственных словах. Положите ладони на столы и отстучите каждый слог. (Дети по очереди называют, сколько слогов в названном слове.)

VI. Физминутка

– Ребята, какие зимние развлечения вы знаете? Я предлагаю вам представить, что мы вышли на улицу покататься на лыжах. Пройдите на ковер, представьте что это лыжи, наденьте их, встаньте в ряд, представьте, что у вас в руках палки. (Логопед предлагает детям надеть на ноги, вырезанные из пластиковых бутылок, стилизованные лыжи). Пойдемте прямо друг за другом, повернем налево, опять идем прямо, поворачиваем направо и т.д. На улице очень холодно. У вас замёрзли руки, давайте подуем на них и потрем. (Выполнить 3 раза.) Еще у вас замерз лоб, потрем его, потрем щеки, верхнюю губу, нижнюю губу, уши. (Выполняется поглаживание по массажным линиям) . «Поехали домой», «приехали», снимаем «лыжи», пройдите за столы.

VII. Развитие зрительного восприятия

– На ваших столах листы бумаги, переверните их. Соедините точки и определите, какой получился предмет. (Изображения: лыжи, шапка, шуба, санки, варежки, птица)

– Составьте предложение с данным словом.

VIILЗакрепление

– Ребята, разгадайте загадку.

Белый мороз
К палочке прирос.
Молочное, шоколадное
И всегда прохладное. (Мороженое.)

– Найдите в тексте загадки слово – «родственник» к слову – отгадке.

– Подберите слова – «родственники» к слову «мороз». (Морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко). (Если задание вызывает затруднение, логопед помогает детям вопросами.)

– Как назовем сильный мороз? (Морозище.)

– Как ласково назовем мороз? (Морозец.)

– Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозить.)

– Если мороз сильный, то нос можно... (отморозить).

– Как зовут сказочного героя? (Морозко.)

IX. Игра «Кто лишний»

– Ребята, посмотрите на доску и определите, какие картинки здесь лишние и почему?

*снег *велосипед *снеговик * лопата * снегурочка.

X. Итог

– Молодцы! Пройдите на ковер. Что вам понравилось на занятии?

– А мне понравилось... (Логопед дает оценку действиям детей)

– Ребята, можно есть снежки или льдинки? Почему?

– Я подарю вам сладкие снежки, от которых горло не болит. (Логопед раздает детям зефир) . До свидания.

Список литературы

  1. Александрина И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи. / И.Н. Александрина // Логопед. – 2008. – №1. – С. 22-33
  2. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь. / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 448 с.
  3. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодалению фонетико-фонематического недоразвития у детей./ Т.Б.Филичева, Г.ВЧиркина.// Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи / Под ред. Г.ВЧиркиной – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.