В царской России на протяжении нескольких столетий развивалась благотворительность как истинная добродетель. В основном, лечебные заведения и школы строились на деньги меценатов. Многие современные институты и университеты изначально имели статус воспитательных домов. Их строительство пришлось на XVIII-XIX века и предназначались для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Университет им. Герцена как раз один из тех учебных заведений, который в 1770 году был таким воспитательным домом. Сюда принимались ребятишек с двух лет и, кроме сирот и детей бедняков, образование получали незаконнорожденные дети. Образование получали начальное, что сильно отличало их от большинства безграмотного населения страны.
Так повелось, что царский режим рассматривался всегда как отсталый и жестокий. Но как объяснить тот факт, что в этом воспитательном доме в 1806 году был открыт класс для глухонемых детей. К таким деткам всегда нужен особый подход и учителя.
Но уже в то время глухонемые дети получали знания и были адаптированы для жизни среди слышащих детей. На протяжении всего XIX века в воспитательном доме открывались новые отделения: родильный госпиталь, сиротское отделение, Повивальный институт. Здесь в головы студентов и студенток вкладывали знания, которые несомненно пригодились бы им в будущем. Прежде всего, это были акушерки, которые смогли бы заменить повивальных бабок и снизить смертность в стране среди бедняков. Нужны были и гувернантки, учителя, то есть те, кто смог бы повысить уровень образования среди всех слоёв населения.
Но вот случилась революция, воспитательный дом был упразднен с той легкостью, на которую были способны только большевики. И на его месте появился педагогический институт для подготовки учителей для Советской России. Опыт и знания, накопленные за столетия не пропали даром.
Ведь после разрухи 1920-х годов в стране стали строить школы, да в таком количестве, что институт превратился в мощную кузницу кадров. Таким образом правительство боролось с всеобщей безграмотностью и весьма успешно. Поэтому грамотные преподаватели требовались, требовались, требовались. Институт, теперь педагогический работал даже в военное время, не прерывая процесс обучения ни на день.
В 1950-1970-е годы университет Герцена был крупнейшим центром для подготовки и и научных работников для всей страны. А объединение с Ленинградским институтом им. М.Н. Покровского дало возможность расширить спектр деятельности, увеличить количество факультетов и обрести филиалы.
А их в Герценовском университете три. За счет такого слияния обучение студентов стало ещё более качественным. В начале 1990-х годов в результате удачной аттестации бывший Воспитательный дом становится университетом и получает официальное название Российский государственный педагогический университет им. Некогда скромное учебное заведение превратилось в крупнейший вуз страны.
Сюда приезжают учиться со всех уголков РФ. В стенах университета получают образование тысячи будущих специалистов. Проходной балл в Герценовский университет был всегда одним из самых высоких, ведь здесь преподают лучшие педагоги страны, среди которых немало доцентов, докторов и кандидатов наук. На одно место могут претендовать до десяти человек. Абитуриентам предлагается серьезный выбор более 100 кафедр.
Большим спросом и популярностью пользуются следующие факультеты: педагогики, математики и иностранных языков, химии, географии. Будущий студент может выбрать специальность педагога начальных классов или обучать старшеклассников компьютерным наукам и современным технологиям. Народному хозяйству нашей страны нужны высококвалифицированные специалисты во всех областях и направлениях, поэтому Герценовский университет недостатка в абитуриентах никогда не испытывал. И это радует.
Структура Герценовского университета весьма сложна. Под своей крышей он объединяет несколько подразделений различной специализации и не только. Все факультеты и кафедры тесно сотрудничают с НИИ Физики, НИИ образования и научными лабораториями. Здесь же работает центр Инноваций, который благодаря плодотворной работе выпускников с разных факультетов университета им. Герцена в СПб имеет на сегодняшний день статус Международного, он активно взаимодействует с зарубежными учёными и разработчиками научных программ.
В самом же университете для подготовки научных кадров и для развития инновационной деятельности разработаны проекты. Цель их - дать как можно больше возможностей для работы по выбранной специальности молодым специалистам, поддержка их идей и инновационной активности.
Одно из интересных предложений Герценовского университета - возможность начать обучение в Центре дистанционного обучения, одна из удобных форм для тех, кто по каким-то причинам посещать учебное заведение не может. И такая форма может иметь свои неоспоримые преимущества.
Электронный педагогический университет активно использует возможности современных компьютерных технологий и является качественным поставщиком образования. Таким образом, студенты обучаются в удобное для них время, для работы используются лекции, форумы, которые помогают во время обучения той или иной науке. Центр дистанционного обучения показывает хорошие результаты по качеству обучения, ведь студенты работают, в основном, самостоятельно, предлагая подчас уникальное решение многих задач. В Электронном университете есть возможность организовать индивидуальное обучение для каждого студента.
Преподаватели Герценовского университета дают возможность не только получить качественное образование на подчиненных им кафедрах и факультетах. В структуру учебного заведения входит агробиостанция. Конечно, она играет роль огромного практического пособия для студентов факультета биологии. Только с такой практикой на биостанции молодой специалист сможет стать мастером своего дела.
Учебные полевые работы помогают студентам лучше понять экологию, генетику, зоологию. В состав Герценовского университета входят многочисленные мастерские. Например, на факультете изобразительного искусства есть кафедры рисунка, живописи и художественного образования. В мастерских этого факультета изучают дисциплины по основам скульптуры, по художественной графике и литографии, основы изготовления керамических изделий. Здесь же есть недавно открывшаяся мастерская, где студентов учат основам компьютерной графики, интернет-технологиям, дизайну и компьютерному моделированию.
В Герценовском университете уделяется большое значение будущему нашей страны, поэтому здесь большое внимание отводится подготовке кадров самой высокой квалификации - это аспиранты и доктора наук, которые в стенах Герценовского университета защищают диссертации. Для этого создано специальное управление, где специалисты со всех просторов нашей страны проходят аттестацию своих научных достижений. Ежегодно в стенах университета степень доктора наук получают более 10 соискателей.
В Герценовском университете в СПб немалое значение уделяется науке, многие студенты выбирают именно этот путь, каким бы тернистым он ни был. Здесь проводятся научные форумы, посвященные развитию науки в России, выставки научных достижений. Многочисленные научно-исследовательские проекты получают дополнительное финансирование в виде грантов и поддерживаются работой научных лабораторий Герценовского университета. Основными поставщиками заказов стали Минобрнауки, РФФИ, РГНФ. Они предлагают молодым специалистам темы для разработок учебно-методических комплексов и интеллектуальных технологий.
Его отличительная особенность - это достаточно непримечательные позиции московских педагогических вузов. В ТОП-10 их вошло всего два, причем первый из них со средним баллом ЕГЭ 63,6 занимает лишь седьмую позицию. А возглавляется рейтинг – Челябинский государственный педагогический университет (66,4) следом за которым идет Нижегородский государственный педагогический университет и Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена.
Общее смещение акцентов в сторону регионов и некоторое ослабление позиций столичных и питерских вузов, по всей видимости, говорит о снижении спроса на педагогические специальности в обеих столицах. В то же время, общая картина поступления и достаточно высокая плотность результатов ЕГЭ, свидетельствует об относительном равенстве в уровне подготовки абитуриентов, что естественным образом сказывается на поиске альтернативных вариантов.
№ п/п | Название вуза | Средний балл ЕГЭ | Min балл ЕГЭ | % от общего числа абитуриентов, принятых на бюджет по конкурсу ЕГЭ |
1 | Челябинский государственный педагогический университет | 66,4 | 64,3 | 5,1 |
2 | Нижегородский государственный педагогический университет | 66,2 | 59,6 | 68,6 |
3 | Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург | 65 | 59,8 | 73,4 |
4 | Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева | 64,3 | 53 | 85,3 |
5 | Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург | 64,3 | 60,2 | 92,7 |
6 | Мурманский государственный педагогический университет | 63,6 | 55,5 | 81,5 |
7 | Московский педагогический государственный университет | 63,6 | 54 | 89,3 |
8 | Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского | 63,6 | 54,2 | 92,6 |
9 | Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Казань | 63,4 | 54,6 | 81,4 |
10 | Московский городской педагогический университет | 62,9 | 51,5 | 89,1 |
11 | Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург | 62,6 | 53,4 | 85 |
12 | Ярославский госудаственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского | 62,3 | 55,2 | 85,3 |
13 | Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого | 61,7 | 54,7 | 88,2 |
14 | Московский гуманитарный педагогический институт | 61,6 | 54,1 | 78,6 |
15 | Вологодский государственный педагогический университет | 61,6 | 54,9 | 81,8 |
16 | Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, г. Уфа | 61,3 | 50,3 | 93,6 |
17 | Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия | 61,2 | 52,8 | 84 |
18 | Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева | 61,2 | 56,2 | 80,7 |
19 | Липецкий государственный педагогический университет | 61,1 | 45 | 93,3 |
20 | Московский государственный областной университет | 60,8 | 51,8 | 78,7 |
21 | Пермский государственный педагогический университет | 60,6 | 50,2 | 85,7 |
22 | Омский государственный педагогический университет | 60,4 | 52,4 | 92,9 |
23 | Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского | 59,6 | 47,8 | 90,8 |
24 | Оренбургский государственный педагогический университет | 59,1 | 48,4 | 90,5 |
25 | Бирская государственная социально-педагогическая академия | 59 | 49,3 | 88,2 |
26 | Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова | 58,8 | 47,5 | 83 |
27 | Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского | 58,4 | 50,4 | 77,5 |
28 | Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко | 58,2 | 48,9 | 90,7 |
29 | Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева | 58,1 | 48,8 | 75,3 |
30 | Волгоградский государственный педагогический университет | 57,8 | 46 | 74,2 |
31 | Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова | 57,5 | 45,9 | 90,4 |
32 | Томский государственный педагогический университет | 57,4 | 51,8 | 84,3 |
33 | Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул | 57,2 | 52,3 | 80,8 |
34 | Новосибирский государственный педагогический университет | 57 | 45,2 | 92,7 |
35 | Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой | 57 | 45,5 | 87,7 |
36 | Карельская государственная педагогическая академия, г. Петрозаводск | 57 | 43,1 | 85,1 |
37 | Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина | 56,8 | 47,3 | 83,2 |
38 | Елабужский государственный педагогический университет | 56,4 | 43,2 | 90,8 |
39 | Ставропольский государственный педагогический институт | 56,2 | 47,9 | 93,6 |
40 | Воронежский государственный педагогический университет | 56,2 | 44 | 81,2 |
41 | Коми государственный педагогический институт, г. Сыктывкар | 56,1 | 44,4 | 86,6 |
42 | Дагестанский государственный педагогический университет | 56,1 | 42,6 | 98,7 |
43 | Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре | 56 | 51,7 | 86,3 |
44 | Шуйский государственный педагогический университет | 56 | 48,5 | 89,3 |
45 | Мичуринский государственный педагогический институт | 55,7 | 43,7 | 87,7 |
46 | Набережночелнинский государственный педагогический институт | 55,5 | 43,5 | 90 |
47 | Таганрогский государственный педагогический институт | 55,5 | 45,6 | 92,9 |
48 | Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара | 55,5 | 44,8 | 80,8 |
49 | Сургутский государственный педагогический университет | 55,3 | 48,5 | 97,1 |
50 | Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк | 55 | 40,9 | 94,9 |
51 | Благовещенский государственный педагогический университет | 53,7 | 42,6 | 83,5 |
52 | Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт | 52,7 | 40,1 | 93,7 |
53 | Армавирский государственный педагогический университет | 52,3 | 42 | 93,7 |
54 | Шадринский государственный педагогический институт | 51,8 | 43,3 | 87,8 |
55 | Борисоглебский государственный педагогический институт | 51,8 | 41,9 | 77,9 |
56 | Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород | 49,7 | 40,7 | 95,9 |
57 | Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева | 49,6 | 35,4 | 87,3 |
58 | Соликамский государственный педагогический институт | 49,3 | 38,8 | 85 |
59 | Уссурийский государственный педагогический институт | 49,2 | 39,4 | 91 |
|
|