Ни для кого не секрет, что сегодня отечественное высшее образование находится в состоянии кризиса. После получения заветного диплома большинству выпускников приходиться приобретать нужные для работы знания собственными силами. Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие механизма быстрой адаптации содержания преподаваемых учебных дисциплин. Не знаете, что означает термин «учебная дисциплина»? Тогда давайте узнаем больше о ней и ее содержании, предмете и других особенностях. А также рассмотрим, чем она отличается от научной дисциплины.
Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.
Чтобы проще запомнить значение рассматриваемого понятия, стоит знать, что существительное «дисциплина», пришло в российский язык из латыни (disciplina) и в переводе обозначает «учение».
Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина - это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.
Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.
Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.
Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже - нескольких лет.
Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина - это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).
Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.
В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.
Главное отличие между научной и учебной дисциплиной - в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая - на обучающихся (школьников, студентов).
Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. - вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.
В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики - геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.
Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.
На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет - геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.
При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.
Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.
Любая У. Д. основывается на информации, предоставленной ранее изученными предметами. При этом сама она служит опорой для овладения данными последующих дисциплин для обретения определенного академического уровня. Подобная система напоминает домик из кубиков. Как правило, если вытащить один - строение может распасться.
Информацию о любом академическом предмете и его "трех китах" всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.
В качестве примера можно рассмотреть компоненты такой У. Д., как «Фармацевтическая химия».
Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.
Целями изучения "Фармацевтической химии" является:
Положение «Фармацевтической химии» в системе наук: данный предмет основан на знаниях из таких У. Д., как органическая, неорганическая, физическая и коллоидная химия, а также биохимия. Кроме того информация, которую предоставляет эта У.Д. студентам, является базовой для «Технологии лекарств» и «Фармакологии». Также «Фармацевтическая химия» имеет отношение к физиологии, терапии и подобным медико-биологическим дисциплинам.
Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.
Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями - в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.
Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.
Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем. Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины.
Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.
Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.
Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:
В средних общеобразовательных учреждениях такие У. Д., как правило, вводятся в старшей школе, когда происходит распределение учеников по специализированным классам с углубленным изучением определенных предметов.
В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины - задачи и цели - это свод требований к результатам ее освоения.
При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.
Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:
Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.
Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:
Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна - воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.
Вся информация об изучаемой У. Д. содержится в специализированном государственном документе. Он называется «Рабочая программа учебной дисциплины». Именно ею руководствуется преподаватель, при обучении своих подопечных.
Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.
Обычно программа состоит из четырех разделов:
Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).
Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера и учебную дисциплину.
Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.
Предмет этой У. Д. - нормы гражданского права.
Цели изучения - освоение учащимися основных положений и понятий гражданско-правовой науки. А также анализ основного массива гражданско-правового законодательства и практики его применения.
Задачей «Гражданского права» как учебной дисциплины является подготовка специалистов, способных в кратчайшие сроки решать практические правовые цивилистические проблемы, используя полученные знания.
В зависимости от специальности подготовки, этой У. Д. выделяется разное количество академических часов. К примеру, учащиеся на «Праве и организации социального обеспечения» посвящают изучению этого предмета 239 часов на протяжении одного семестра. А для специальности «Юриспруденция» на изучение гражданского права выделено 684 часов на протяжении четырех семестров.
Что касается условий реализации «Гражданского права» как учебной дисциплины, то по окончании обучения этому предмету студент должен знать не только все положения гражданского кодекса, но и базовые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения в государстве. Также студент должен ориентироваться в основных положениях руководящих указаний Верховного и Высшего Арбитражного Судов по вопросам гражданского права.
На специальности «Право и организация социального обеспечения» после прохождения курса студенты сдают итоговый экзамен. А на «Юриспруденции» каждый семестр по очереди заканчивается зачетом или экзаменом.
Учебный год состоит из трех основных этапов:
Существует несколько ключевых моментов, свойственных для каждой образовательной программы:
У каждой образовательной программы есть определенный «жизненный цикл», в течение которого она создается, реализуется и может в какой-то момент либо измениться, превратившись в обновленную программу или, выполнив свое предназначение - закрыться:
Опираясь на свой ОС, каждая основная образовательная программа в НИУ ВШЭ разрабатывает учебный план. В учебном плане программы всегда есть как обязательные для изучения дисциплины, так и в рамках данной программы или из общеуниверситетских пулов дисциплин, которыми студенты могут дополнить свою индивидуальную траекторию обучения ( , в магистратуре, ).
Студенты бакалавриата учатся по
Один поток и даже одна семинарская группа дисциплин гуманитарного цикла или майнора могут включать студентов разных образовательных программ. Рекомендуем преподавателям таких дисциплин обратить особое внимание на LMS и на электронную ведомость, которые помогут оперативно взаимодействовать со студентами и менеджерами образовательных программ в этой непростой ситуации.
10-балльная шкала
Оценки выставляются по 10-балльной шкале. При этом для каждого балла установлено соответствие 5-балльной шкале, официально принятой в России, и европейской шкале ECTS.
При оценке текущих результатов преподаватель имеет право использовать любую шкалу. Но накопленную и результирующую оценки он должен выставить все-таки в 10-балльной шкале.
Накопительная система оценки
Результирующая оценка по дисциплине (или по части дисциплины) складывается из накопленной оценки и оценки за экзамен. Накопленная оценка складывается из текущих оценок (за домашние работы, эссе, проекты, контрольные работы, выступления на семинарах и пр.). Принцип сложения текущих оценок в накопленную преподаватель описывает в программе читаемой им дисциплины. Оценки за разные элементы дисциплины могут иметь разный «вес». Но при сложении их в накопленную оценку все текущие оценки в сумме должны составлять 100%.
В программе дисциплины преподаватель также описывает, какой «вес» в результирующей оценке имеет оценка за экзамен и накопленная оценка.
«Вес» экзамена должен быть не ниже 20% и не выше 80%.
Результирующая, накопленная и оценка за экзамен обязательно выражаются целыми числами, поэтому преподавателю важно заранее объявить студентам правила округления, которые он будет использовать при расчетах. Сделать это нужно в программе дисциплины.
Преподаватель вправе не проводить экзамен и выставить оценку по накопленным текущим оценкам. Однако это решение он должен принять до начала чтения курсами зафиксировать его в программе дисциплины.
Если на экзамене студент получил неудовлетворительную оценку, его итоговая оценка по курсу необязательно тоже будет неудовлетворительной: она может быть выше, если текущие оценки были достаточно высоки и формула предусматривает весомый вклад накопленной оценки в результирующую .
Вклад накопленной
оценки
Вклад оценки
за экзамен
Результирующая
оценка
Если ваша дисциплина идет несколько модулей и вы будете проводить промежуточную аттестацию (экзамены) несколько раз, то программа дисциплины должна содержать описание правил расчета результирующей оценки для каждого периода и в целом по дисциплине.Итоговая оценка по дисциплине, которая и будет напечатана в дипломе студента, может быть выведена по какому-либо правилу из всех промежуточных, либо может совпадать с последней результирующей оценкой. Выберите один из этих вариантов заранее, зафиксируйте в программе дисциплины и сообщите студентам.
Программа курса разрабатывается преподавателем (группой преподавателей)и проходит процесс согласования/утверждения (для обязательных дисциплин -раз в три года, для выборных дисциплин - раз в два года, для дисциплин общеуниверситетских пулов - ежегодно). В согласовании программы дисциплины участвуют кафедра/департамент, реализующие эту дисциплину, академический совет и академический руководитель образовательной программы, в учебный план которой она включена. На каждом этапе согласования ответственные за этот этап лица имеют право утвердить программу либо дать рекомендации по ее доработке. Если программа плохого качества, то ее могут не утвердить. Это означает, что ее нельзя будет использовать.
Письменные работы студентов включают домашние задания, рефераты, эссе, контрольные и экзаменационные работы, курсовые и выпускные квалификационные работы. Преподаватель самостоятельно определяет, как часто, в каком объеме и формате студенты готовят письменные работы при изучении его курса. Сроки их подготовки, формат и тематика должны быть описаны в программе дисциплины.
Есть, однако, и общие требования, распространяющиеся на все письменные работы: они не должны нарушать академических норм университета.
Если вес элемента текущего контроля в результирующей оценке >= 30% , и студент пропустил его по уважительной причине , преподаватель обязан дать возможность пересдачи или перераспределить вес на другие элементы контроля.
Не допускаются:
За нарушение академических норм при выполнении письменных учебных работ или при подготовке к ответу во время устного экзамена (опроса) студенты могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию - от замечания и неудовлетворительной оценки до отчисления.Если преподаватель обнаружил в работе студента одно из перечисленных нарушений, он обязан поставить ему оценку «неудовлетворительно»(0 по 10-балльной шкале) и сделать ему замечание. Данная работа считается невыполненной.
В случае списывания преподаватель имеет право поставить оценку «неудовлетворительно» (0 по 10-балльной шкале) и тому студенту, который намеренно предоставил свой текст для списывания.
Курсовые и выпускные квалификационные работы, выполненные на русском языке, в обязательном порядке проверяются на наличие в них плагиата при помощи электронной системы «Антиплагиат» (http://corp.antiplagiat.ru). Работы на английском языке студентов англоязычных программ проверяются через систему Turnitin (http://turnitin.com/ru/). Загрузка итоговых файлов студенческих работ для обязательной проверки на наличие заимствований в тексте осуществляется студентом самостоятельно через систему LMS НИУ ВШЭ. Форма загрузки становится активной для студента при внесении в систему АСАВ утвержденных тем сотрудниками учебного офиса образовательной программы. Инструкция по загрузке работ студентами размещена по . Подтверждением загрузки студентом работы на проверку процента заимствований является формирование QR-кода. Для просмотра полного текста загруженной работы, а также просмотра детального отчета из системы «Антиплагиат.ВУЗ» с указанием заимствованных блоков необходимо использовать мобильный гаджет с доступом в интернет и предустановленным мобильным приложением для считывания QR-кодов. Преподаватель должен стремиться к созданию образовательной атмосферы, исключающей нарушение академических норм.
В ходе чтения курса преподаватель фиксирует промежуточные результаты студентов в своей рабочей ведомости. Ее удобно вести в системе LMS.Оценки за экзамены и иные контрольные испытания выставляются в экзаменационную ведомость, которую составляет учебный офис образовательной программы перед проведением экзамена.Преподаватель может по желанию выбрать бумажную или электронную экзаменационную ведомость. Бумажную ему надо получить в учебном офисе до экзамена. Электронную ведомость преподаватель может получить самостоятельно на сайте , используя логин vedomost и пароль vedomost . Электронный вариант ведомости позволяет использовать формулы для расчета результирующей оценки.Заполненную и отсканированную ведомость преподаватель может отправить на указанный адрес сотрудника учебного офиса соответствующей образовательной программы. Оригинал ведомости необходимо представить менеджеру департамента.
Ведомость содержит четыре графы: «Оценка накопленная», «Оценка за экзамен», «Оценка результирующая (число)» и «Оценка результирующая (текст)».
В графу «Оценка накопленная» выставляйте число по 10-балльной шкале, которое характеризует результаты текущей работы студента в течение модуля.
В графу «Оценка за экзамен» выставляйте число по 10-балльной шкале, характеризующее качество ответов студента непосредственно в момент экзамена.
В графу «Оценка результирующая (число)» выставляйте рассчитанную и округленную до целого числа результирующую оценку.
В графу «Оценка результирующая (текст)» внесите соответствующую текстовую запись: «отлично», «хорошо», «удовлетв.», «неудовлетв.».
Шкала соответствий числовой и текстовой оценок имеется на бланке ведомости. Если студент получает оценку «автоматом» (т.е. по результатам накопленной оценки), то выставляется максимальный балл в обе графы оценок. Студенту, не пришедшему на экзамен и не имеющему «автомат», выставляется «неявка» в обе графы.
Методика расчета результирующей оценки отражена в программе дисциплины. Формула расчета результирующей оценки должна быть записана преподавателем в ведомости в специально отведенном для этого месте (справа вверху над таблицей).
ИМЕННО ЭТА ОЦЕНКА выставляется менеджером учебного офиса в электронную базу данных и появляется у студента в электронной зачетной книжке в LMS! Преподаватель обязан сдать ведомость в учебный офис лично - в бумажном виде или по электронной почте изображение копии с подписью.Если вы пересылаете ведомость в электронном виде, то оригинал нужно передать на хранение менеджеру вашего департамента.
В НИУ ВШЭ зачетов нет, за редким исключением. Некоторые дисциплины, например физическая культура, а также малые по числу зачетных единиц сервисные проекты могут быть оценены по системе «зачтено / не зачтено».
Преимущественно письменные, но могут быть устными по усмотрению преподавателя или департамента. Более точный формат (эссе, ответы на вопросы, тестирование и пр.) определяет преподаватель. Письменный экзамен не должен длиться более 4 часов.Студенты не должны сдавать более одного экзамена в день. Запрещается начинать экзамены раньше 9 утра и задерживать студентов позднее 9 вечера.
В состав апелляционной комиссии не может быть включен преподаватель, принимавший экзамен или пересдачу экзамена.
Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя, принимавшего экзамен или пересдачу экзамена. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент, по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.
Разрешаются только после 2 модуля (с 11 января до 15 февраля) и после 4 модуля (с 1 сентября будущего учебного года до 15 октября). Студент имеет право на две попытки. Первая пересдача проводится точно в таком же формате, как и сам экзамен. Вторую пересдачу принимает комиссия из трех преподавателей. Если дисциплина не предполагала экзамен, то студенту предлагается только одна пересдача - сразу комиссии.
У студентов Вышки она электронная. Доступ к ней - в системе LMS НИУ ВШЭ в личном кабинете каждого студента. Преподаватель ставит оценки не напрямую в зачетную книжку. Он передает записанные в экзаменационную ведомость оценки, в учебный офис образовательной программы, а сотрудники учебного офиса заносят оценки в АСАВ, оттуда они уже "заливаются" в электронную зачетку в LMS НИУ ВШЭ.
Это документ, отражающий относительную успеваемость студентов одной образовательной программы, обучающихся на одном курсе, за выбранный промежуток времени. Рейтинг составляется сотрудниками учебных офисов и публикуется на сайте образовательной программы. В зависимости от того, какое место в рейтинге занимает студент, он может претендовать на (повышенную) стипендию или скидку по оплате обучения (если он учится на платном месте), или даже перейти с платного места на бюджетное.Рейтинг бывает текущим (за полгода) и кумулятивным (по итогам всей учебы студента с момента поступления).
ТЕМА 1
ЗАДАЧА № 1
Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 составлены всевозможные пятизначные числа без повторения цифр. Сколько среди этих чисел таких, которые начинаются цифрой 3?
1) Поставим цифру 3 на первое место и зафиксируем ее. А остальные четыре цифры будем переставлять для получения различных чисел. Таким образом, количество чисел будет определяться количеством перестановок среди чисел 1, 2, 4, 5. Чтобы его найти, воспользуемся формулой комбинаторики:
где N – количество вариантов перестановок, n – количество цифр.
ОТВЕТ: Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 можно составить 24 пятизначных числа без повторения цифр, которые начинаются цифрой 3?
ЗАДАЧА № 2
Расписание одного дня содержит 5 уроков. Определить количество таких расписаний при выборе из 11 дисциплин.
Количество различных расписаний можно определить с помощью формулы комбинаторики для размещения по 5 из 11 элементов. Выбор размещения определяется тем, что при построении расписания необходимо учитывать порядок следования уроков.
ОТВЕТ: При данных условиях можно составить 55440 различных расписаний.
ЗАДАЧА № 3
Сколькими способами можно выбрать 3 дежурных из группы в 20 человек?
Так как для данной задачи несущественен порядок выбора, то воспользуемся формулой комбинаторики для сочетания из 20 по 3:
ОТВЕТ: Трех дежурных из группы в 20 человек можно выбрать 1140 способами.
Вычислить вероятность того, что некоторое событие не произойдет, если известно, что при n испытаниях оно в среднем происходит в m случаях.
1) Обозначим событие А = «Событие произошло». Определим вероятность появления данного события. Для этого воспользуемся классическим определением вероятности события, согласно которому вероятность определяется по формуле:
где m – число исходов, при которых появляется событие А, n – общее число элементарных несовместных равновозможных исходов. 2) Определим вероятность того, что событие А не произойдет, по формуле:
ОТВЕТ: Вероятность того, что событие не произойдет, равна
Из 60 вопросов, входящих в экзаменационные билеты, студент подготовил 50. Какова вероятность того, что взятый наудачу студентом билет, содержащий 2 вопроса, будет состоять из подготовленных им вопросов?
1) Обозначим событие А = «Вытянутый студентом билет состоит из подготовленных им билетов». Для вычисления вероятности появления данного события воспользуемся классическим определением вероятности события, согласно которому вероятность определяется по формуле:
где m – число исходов, при которых появляется событие А, n – общее число элементарных несовместных равновозможных исходов. 2) Определим n. Общее число билетов определяется сочетанием по 2 из 60:
3) Количество билетов, вопросы которых студент знает, определяется сочетанием по 2 из 50:
4) Определим вероятность события А:
ОТВЕТ: Вероятность того, что взятый наудачу студентом билет, содержащий 2 вопроса, будет состоять из подготовленных им вопросов равна Р(А) = 0,69. То есть, если будет, например, 100 таких студентов, то 69 из них вытянут билеты, к вопросам которых они подготовлены.
Какова вероятность того, что среди вынутых наудачу 4 карт из полной колоды 52 карт ровно две окажутся принадлежащими пиковой масти?
1) Для вычисления вероятности появления данного события воспользуемся классическим определением вероятности события, согласно которому вероятность определяется по формуле:
где m – число исходов, при которых появляется событие А, n – общее число элементарных несовместных равновозможных исходов. 2) Определим n. Для этого воспользуемся формулой сочетания по 4 из 52(так как нас не интересует порядок вытянутых карт):
3) Обозначим событие А = «Из 4 вынутых карт 2 принадлежат пиковой масти». Найдем вероятность вытягивания 2 пиковых карт по формуле сочетания по 2 из 13 (так как всего карт пиковой масти 13):
4) Найдем вероятность вытягивания оставшихся двух карт не пиковой масти по формуле сочетания по 2 из 39 (52-13).
5) Полученные значения мы перемножаем: m = m1 ? m2
m = 78 ? 741 = 57798
6) Найдем вероятность того, что среди вынутых наудачу 4 карт из полной колоды 52 карт ровно две окажутся принадлежащими пиковой масти:
ОТВЕТ: Вероятность того, что среди вынутых наудачу 4 карт из полной колоды 52 карт ровно две окажутся принадлежащими пиковой масти, равна 0,21.
Один из мальчиков родился в марте, а другой в апреле. Какова вероятность того, что оба они родились в первой неделе месяца?
1) Вероятность того, что первый мальчик родился в первой неделе марта равна:
2) Вероятность того, что второй мальчик родился в первой неделе апреля равна:
3) Вероятность того, что оба они родились в первой неделе месяца, равна P(A) ? P(B):
ОТВЕТ: Вероятность того, что оба мальчика родились в первой неделе месяца равна 0,05.
В процессе взросления человек довольно скоро сталкивается с таким понятием, как дисциплина. Что такое это, малышу пытаются объяснить поначалу родители, потом воспитатели детского сада, школьные учителя, преподаватели вузов и работодатели. Однако многие не знают, что данный термин имеет далеко не одно значение, и некоторые из них очень даже неожиданные. Давайте подробнее рассмотрим главное и второстепенные значения этого существительного.
Прежде чем рассмотреть вопрос: «Дисциплина - что такое?» - стоит узнать, откуда пришло данное название и что означало в оригинале.
Как и большинство научных терминов русского языка, данный пришел из латыни. Прародителем этого слова стало существительное disciplina, означающие обучение или, по другой версии - выдержанность.
Как и многие заграничные новшества, этот термин пришел в Россию во времена Петра I, через посредничество польского языка, в котором широко использовалось слово dyscyplina. Стараниями царя данное существительное довольно скоро прижилось, в отличие от понятия, которое оно обозначало.
Во времена Древнего Рима Дисциплина - это было имя богини войны, культ которой особо распространился при императоре Адриане. Эта мифическая красавица воплощала в себе такие воинские достоинства, как порядок и послушание командам начальства.
Неудивительно, что взлелеянная ею римская армия многие века была непобедимой.
Данным термином называют неукоснительное выполнение конкретной личностью (или группой особ) правил, принятых в коллективе или обществе, где она (они) находится.
Цель этих правил - оптимизировать существование индивидуума таким образом, чтобы он наиболее эффективно выполнял свои обязанности перед коллективом или обществом.
Дисциплинарные правила могут устанавливаться как отдельными представителями социума, так и самим человеком, исполняющим их.
Наиболее эффективный способ поддержания дисциплины - это использовать систему штрафов и наград, действующих по принципу «кнута и пряника». Однако чтобы она действовала, наказания и поощрения должны находиться в равновесии и соответствовать проступкам или достижениям.
К сожалению, на практике не всегда все выглядит так радужно. В теории за нарушение дисциплины человека должны карать (финансово или понижать в должности), а за соблюдение правил - выдавать финансовую премию, другие материальные награды или продвигать по карьерной лестнице. Вот только на практике дисциплинированность людей чаще всего воспринимают как должное и не поощряют, в то время как за малейший проступок - штрафуют. Кстати, такая политика противоречит действующему законодательству, согласно которому в любой организации нельзя использовать штрафы, если нет системы премий, и наоборот.
Существует несколько вариантов классификаций этого понятия. Чаще всего дисциплину разделяют на специальную и общеобязательную.
Специальную дисциплину можно разделить на множество мелких подгрупп. Как правило, каждая сфера деятельности общества имеет собственные дисциплинарные правила. Чаще всего встречаются такие подгруппы дисциплин.
Рассматривая вопрос: «Дисциплина - что такое?» - нельзя не упомянуть о том, какова может быть мотивация личности к выполнению общественно предписанных правил. Мотивация бывает внутренней и внешней.
Современное общество устроено таким образом, что, несмотря на многочисленные внешние факторы, способствующие дисциплинированности каждого индивидуума, добиться чего-то стоящего в своей жизни он способен лишь благодаря самодисциплине. А она покоится на трех китах.
Как уже было указано выше, термин «дисциплина» является многозначным. Он часто используется в словосочетании «спортивная дисциплина».
Не стоит путать это понятие с самодисциплиной, благодаря которой великие спортсмены, преодолевая усталость и слабости, становятся чемпионами.
Так, спортивной дисциплиной называют составляющую вида спорта.
К примеру, легкая атлетика - это вид спорта, состоящий из таких дисциплин, как бег на разные дистанции, ходьба, прыжки и метания.
У древнего латинского термина disciplina был однокоренной "собрат" - discipulus, что переводится на русский как "студент". Иными словами, понятие дисциплины еще в те времена было связано с наукой и обучением. Поэтому неудивительно, что понятие "научная дисциплина" тоже довольно распространено.
Под ним подразумевается отдельная отрасль профессиональной науки, которая объединяет области научных знаний, сообщества, занятые их производством, обработкой и реализацией (научно-исследовательские организации), а также способы развития и воспроизводства определенной научной отрасли как профессии.
Фактически научная дисциплина является составляющей конкретной науки. К примеру, дисциплина «основы предпринимательства» входит в состав науки "экономика".
В третьем пункте упоминалось об учебной дисциплине как системе правил, регулирующих взаимоотношения, а также права и обязательства учащихся.
Однако данное словосочетание гораздо чаще используется в качества синонима для названия «учебный предмет» (систематизированная совокупность знаний и умений, взятых из определенной науки для изучения в учебном заведении). Фактически научная дисциплина состоит из многочисленных учебных.
Преподавание любого учебного предмета (дисциплины) регламентируется его программой. Она не только указывает на его роль в учебной программе и системе образования в целом, но и регулирует способы оценивания знаний и умений учеников/студентов.
Рабочая программа дисциплины является официальным документом и требует особенного оформления.
Традиционно она состоит из восьми разделов.
Поскольку программа дисциплины предназначена в первую очередь для информирования учащихся, она должна содержать всю полноту сведений об изучаемом предмете, но при этом в ней не должно быть ничего лишнего.
Ответственность за разработку программы для каждого предмета лежит на кафедре вуза, специализирующегося на изучении данной дисциплины. Кстати, несмотря на то, что общая программа учебных предметов регулируется Министерством образования, то, какая дисциплина сколько времени будет изучаться и по какой системе оцениваться - находится в ведении конкретного учебного заведения.
Понятие "дисциплина" в своем главном смысле нравится далеко не всем, поскольку родственно с термином "ограничение". Однако, как говорили древние: "Отсутствие дисциплины предусматривает присутствие безответственности". Поэтому без этого явления общество не может существовать в принципе.
У этого термина существуют и другие значения, см. Наука (значения) … Википедия
- (греч. πολιτικός от греч. πολίτης гражданин, далее от греч. πόλις город; др. греч. λόγος … Википедия
- (от др. греч. φιλολογία, «любовь к слову») совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Лингвистика не всегда включается в филологию: во первых, она не обязательно исследует тексты, во… … Википедия
Примеры разнообразных физических явлений Физика (от др. греч. φύσις … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Химия (значения). Химия (от араб. کيمياء, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта, чернозёма и свинца «черная… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. География (значения). География: (др. греч. γεωγραφία, землеописание, от γῆ Земля и γράφω пишу, описываю) единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акц … Википедия
- (ср. нем. Informatik, англ. Information technology, фр. Informatique, англ. computer science компьютерная наука в США, англ. computing science вычислительная наука в Великобритании) наука о способах… … Википедия
Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Социология (от лат. socius общественный + др. греч … Википедия
Одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит еще одно название этого направления компаративистика (от англ. compare сравнивать). Сравнительная… … Википедия