Методический анализ занятия по развитию речи. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей с использованием литературного творчества. Анализ открытого занятия в младшей группе

Методический анализ занятия по развитию речи. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей с использованием литературного творчества. Анализ открытого занятия в младшей группе

Самоанализ

Опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней

Группы на тему: "Волшебница вода."

Воспитатель МКДОУ " Шварцевский д/с"

Кирова Надежда Николаевна.

Цель НОД - формировать у детей интерес к занятиям, активизировать умственные способности, логическое мышление, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные: познакомить со значением воды для всего живого

(вода - источник жизни), закрепить свойства воды, представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое и наоборот, превращении воды в пар, о круговороте воды в природе.

Развивающие : способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.

Воспитательные : прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях.

НОД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 10 человек. Дети умеют слышать и слушать воспитателя, они легко идут на контакт с воспитателем, у детей сформированы навыки образовательной деятельности. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы. Составляя конспект, я прежде всего учитывала возрастные, психологические индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание НОД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построила в форме опытно - исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: " Речевое развитие", " Познавательное развитие", " Социально - коммуникативное".

Построение НОД позволило провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность НОД - 20 минут, что соответствует нормам СаНПиН.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляют познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Дети сами находили ответ на предлагаемые вопросы (задания), делали соответствующие выводы. Считаю, что выбранная форма организации НОД способствовала предварительная работа (дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: это постоянные наблюдения на прогулке в разное время года за дождём, снегом, наблюдение за тем, как при активном

солнечном свете после дождя идёт испарение (пар над землёй), проведение опытов с водой, снегом, рассматривание снежинок, чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Взаимосвязь элементов НОД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания по сложности, были доступны детям. Это способствовало решению поставленных задач. Дети радовались, удивлялись, восхищались, и это давало возможность развитию своей положительной самооценки: " У меня получилось!, " Я знаю." Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД я старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт. Специфика работы с детьми отражалась в личностно- ориентированном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний, и" зоны ближайшего развития" каждого ребёнка. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, затрудняющимся при выполнении опытов, напоминания, дополнительные объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них уверенность в своих действиях. Чтобы предотвратить утомляемость, меняла виды деятельности (опыты, экспериментирование, отгадывание загадок, динамическая пауза.)

В ходе НОД использовала компьютерную презентацию (загадки о состояниях воды)

На занятии использовала разнообразные материалы: наглядные пособия(глобус), пособия для опытов. Пособия были подобраны на доступном для детей уровне. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети проявляли любознательность, интересовались причинно- следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений. Владеют устной речью (кроме 3х детей), могут выражать свои мысли и желания, используя речь. Программные задачи были решены.

В заключительной части подводила итог деятельности. Детям для оценки их заинтересованности во время НОД предложила использовать карточки (если было интересно- солнышко, а если не интересно - солнышко с тучей.)


Организация: МДОАУ «Детский сад № 1 компенсирующего вида»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Орск

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Отчет ребенка является своеобразным рассказом обо всем, что произошло. Слово для детей становится опорой действия и мысли.

Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Специальное выделение в образовательном процессе познавательно – исследовательской деятельности представляется по следующим причинам.

  • К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться слаженно, взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей.
  • Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему?, зачем?, как?)
  • Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представление о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими речевыми формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Поэтому, понимая какое значение имеет детское экспериментирование в развитии речи и интеллектуальных способностей, мы создаем условия для исследовательской активности ребенка. В группе организован опытно-экспериментальный уголок, разработаны дидактические игры познавательного характера, изготовлены мнемотаблицы для проведения опытов, подобран методический материал.

Используя в своей работе технологию А.И. Савенкова, мы учим детей:

  • видеть проблему;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • анализировать полученный в ходе исследования материал;
  • делать выводы и умозаключения.

Для развития каждого умения используем специальные упражнения.

  1. Умение видеть проблемы

Под проблемой понимают сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания истолковывается как последовательный переход от ответов на одни вопросы ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены.

Для развития умения видеть проблемы мы подобрали специальные задания и упражнения.

«Смотреть на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять свою точку зрения. Смотреть на объект исследования с разных сторон.

Суть упражнения состоит в продолжении ребенком неоконченного рассказа, предложенного воспитателем. Делается акцент на продолжение рассказа несколькими способами.

Например , «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что….».

Ребенок должен продолжить рассказ, побывав в роли родителей (папы, мамы), бабушки дедушки, затем в роли друга (недруга), в роли кошки (собаки) и т.д.

Ответы детей: «потому, что заболел ангиной», «потому, что не захотел рано ставать в детский сад», потому, что ему купили велосипед», потому, что он испугался большого драчуна», «ему захотелось поиграть с мышкой».

В ходе выполнения этого задания мы стремимся к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. Стараемся отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы и воздерживаемся от критики.

«Сколько значений у предмета»

Детям предлагаем, какой – либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть камень, бумага, кубик деревянный и мн. др.

Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Ответы детей: расколоть камнем орехи, сделать каменное ограждение для ручья, подложить камни под ножки стола, чтоб он стал выше и т.д.

Поощряем самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и. конечно же чем их больше, тем лучше.

Игра «Карусель»

Данная игра создает ощущение быстрой смены событий. Мы предлагаем детям мысленно «сесть на карусель». Для этого дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу, который воспитатель держит над головой. После каждого оборота остановка в разных мирах.

Например , мы остановились в «мире Воды». Эта ситуация позволяет детям заметить вокруг себя то, что не замечали раньше: капли дождя, текущие по стеклу, вода в блюдце, вытекшая из цветочного горшка, капли воды на полу.

  1. Учимся выдвигать гипотезы.

Одним из главных умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предложения.

Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Они дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Упражнение «Давайте вместе подумаем, как собака находит своего хозяина, если она потерялась?»

Ответы детей: находит по запаху; когда она гуляет с хозяином, смотрит по сторонам и все, потом запоминает, а потом вспоминает, когда бежит; ее находят другие люди и приводят хозяину.

  1. Учимся задавать вопросы.

Вопрос рассматривается как форма выражения проблемы, гипотеза – способ решения проблемы.

Например, «Какие вопросы помогут узнать тебе о предмете, лежащем на столе?» Размещаем на столе, к примеру, куклу.

Ответы детей: Что это? Почему здесь лежит? Кто принес?

Затем предлагаем подумать и ответить: «Представь, что к тебе подошел незнакомый человек. Какие три вопроса он задал бы тебе?

Ответы детей : Как тебя зовут? Где твой дом? Куда ты идешь?

  1. Учимся давать определения понятиям.

Есть предметы, явления, события, и есть понятия о них. В понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки. Для того, чтобы научить детей старшего дошкольного возраста определять понятия, мы используем относительно простые приемы: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, обобщение, загадки.

Например, прием сравнение позволяет выявить сходство и различие. Мы использовали игры «Летает – не летает»; «Общее и особенное» В этой игре детям предъявляли два объекта и предлагали объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывал тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.

Например, слон и гора – они очень большие, но слон живой, гора нет.

  1. Учимся классифицировать.

Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область. Для развития умения классифицировать мы применяли всем известные игры «Четвертый лишний», «Раздели предмет».

  1. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающее важнейшее качество, требующееся при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке их к публичному выступлению.

Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем (мнемотаблиц). Это качество мы формировали в процессе занятий по обучению рассказыванию, а именно при пересказе текстов. Предлагали детям после нескольких полных пересказов, попытаться рассказать коротко, о чем рассказ, выделить главное.

  1. Учимся делать выводы и умозаключения.

Делаем мы это так – сопоставляем два объекта, и в результате выясняем, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии, мы используем такие упражнения.

Например , просим детей назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными.

Ответы детей: стекло, лед, пластик.

Когда ответов накопилось множество, мы подводим итог. Дети приходят к заключению, что каждый ответ правильный. Правы были все, но каждый по - своему.

  1. Учимся наблюдать.

Наблюдательность – сплав мышления и внимательности. Ребенок анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Для развития внимания и наблюдательности предлагаем следующие упражнения.

Например, рассматриваем вместе предмет (кукла, машинка). Затем предлагаем детям закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.

В задании «Парные картинки» , содержащие различия, предлагаем детям найти 10 отличий.

В задании «Найди ошибки художника» - формируем умение анализировать зрительные образы.

  1. Формируем умения и навыки проведения экспериментов.

Эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки сравнения. Эксперименты бывают мысленные.

Например, детям предлагаем рассмотреть рисунки и ответить на вопросы, стоящие перед ними. На рисунках изображены часы, свисток, скорая помощь, петушок, плачущий ребенок.

Вопрос: «Кто громче всех звучит, а кто и что тише всех?» Уровень ответов может быть разным.

Ответы детей: свисток сильнее звучит, чем часы; голос петушка тише, чем гудок машины скорой помощи и т.д.

Но самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и свойствами. Организуя занятие, мы привлекаем внимание детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим.

Результатом опытов будет формулирование каких – либо причинно-следственных связей (если…, то…; потому, что…). Один из наборов для экспериментирования мы оставляем в группе, в уголке экспериментирования, где им можно воспользоваться.

Таким образом, поддерживая интерес детей, мы позволяем им воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Целевым ориентиром для нас (критерием успешного продвижения ребенка) мы считаем следующие показатели познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:

  • ребенок проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему?, зачем?, как?);
  • обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение (потому что);
  • стремиться к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции) и отражает это в речи;
  • стремиться выразить в речи временные, целевые и причинные отношения, полно излагать свои мысли, достаточно легко строить развернутые предложения;
  • проявляет это к познавательной литературе.

Используемая литература

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду – М.: Просвещение, 1974 г.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение «Академия К», 1998 г.
  3. Подъяков Н. Г. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.// Педагогический вестник № 1 – 1997 г.
  4. Савенков А.И. Как научить ребенка приобретать знания. «Академия К» 2002 г. М.: Просвещение 2000 г.
  5. Тугушева Г.П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика 2001 г.

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников

Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагательные в описательном тексте - 94%. Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого.

Примеры детских сочинений экспериментального класса:

Коренной Витя.

«Моя любимая игрушка - тигр. У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год. Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы. Он мне очень нравится!»

Верник Лиза.

«Моя любимая игрушка - кукла Роза. У меня есть кукла. Её зовут Роза. У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы. Мне нравится с ней играть».

Примеры детских сочинений контрольного класса:

Иванова Оля.

«Моя любимая игрушка - попугай Кеша. Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится. Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный. Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы».

Кудряшева Диана.

«Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка. На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась. Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер. Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть».

По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные.

Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с работой над сочинением значительно повысился. Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся экспериментального класса после формирующего этапа эксперимента вырос - 88%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 94%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - 94%. У учащихся контрольного класса после формирующего этапа эксперимента вырос - 65%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 65%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 60%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - 50%.

По итогам эксперимента была разработана методика развития речи при работе с сочинением, в которой были рассмотрены нестандартные виды работ над сочинениями. Эти приемы были апробированы лишь на экспериментальной группе.

По окончании этой работы, был проведен контрольный этап эксперимента на базе и экспериментальной, и контрольной групп.

В эксперименте приняли участие группы в том же количестве. Испытуемым был предложен урок развития речи "Вот и кончилась зима, а весне - начало" в форме миниатюры (см. Приложение 8). В ходе урока учащиеся должны научиться составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений), а также проводилась подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой. Результаты контрольного урока отражены в таблице 3.

Проведя статистическую обработку данных, имеем следующие результаты. В контрольном классе значительных изменений нет. В экспериментальном классе произошли изменения. Результаты стали следующими.

В экспериментальной группе зафиксирован более высокий уровень при написании сочинения, чем в контрольной группе. В контрольной группе абсолютное большинство учащихся так и не умеют отбирать материал в соответствии с темой сочинения.

Учащиеся экспериментальной группы умеют строить описание, раскрывать тему и основную мысль в сочинении, отбирать материал в соответствии с темой и использовать прилагательные в описательном тексте. При этом лишь немногим была оказана помощь. Результаты обучающего эксперимента показали эффективность разработанного в исследовании подхода к развитию речи при работе с сочинением.

Таблица 3

Динамика развития речи младших школьников

Критерии Уровни Экспериментальный класс (2 «а») Контрольный класс (2 «б»)
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Познавательный
Эмоциональный
Деятельностный

2 «а» класс 2 «б» класс

Рис.2. Диаграмма развития первого критерия

2 «а» класс 2 «б» класс

Рис.3. Диаграмма развития второго критерия

2 «а» класс 2 «б» класс

Рис.4. Диаграмма развития третьего критерия

2.3 Выводы по второй главе

Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора. В этой работе рассмотрены проблемы, которые встречаются в работе при написании сочинений на уроках русского языка в начальной школе.

Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.

В работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные методы обучения.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.

В методической литературе указаны различные типы упражнений, способствующих исправлению речевых ошибок младших школьников. При этом наиболее эффективным считается упражнение на редактирование текста, т. к. данные упражнения доступны для учащихся второго класса и их использование наиболее продуктивно для исправления типичных речевых ошибок школьников в письменных творческих работах.


Заключение

Итак, центральное место в обучении младших школьников занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много специальных слов, овладевают учебно-научным стилем речи. А ведь нам нужно «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинительную деятельность. Для достижения цели использовала систему работы по подготовке к написанию сочинений. Работала над формированием умения строить в устной форме связные высказывания. Это работа над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний. Основное направление работы во втором классе – это работа над связностью текста. Осуществляли составление текстов - повествования с элементами описания по заданному или коллективно составленному плану; составление текстов – повествования с элементами описания и рассуждения.

Вся работа строилась по принципу постепенного наращивания трудности, с учетом программных требований по развитию речи в последующих классах. Такая система работы позволила ученикам овладеть различными способами изложения мысли, воспитала сознательное отношение к языку и интерес к слову, подготовила к более сложной творческой работе – характеристике героя.


Список литературы

1. Балашова, Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Т.Ю.Балашова Начальная школа. - № 10 – 1998. – с.70-75.

2. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка. – Р., 2002.

3. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. 2003. - №4.

4. Васильева, Р. А., Суворова, Г. Ф. Картины по развитию речи. 1 класс.// Р.А.Васильева, Г.Ф.Суворова// – М., 1973.

5. Васильева, Р. А., Суворова, Г. Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс.// Р.А.Васильева, Г.Ф.Суворова// – М., 1974.

6. Васильева, А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //А.Н.Васильева //– М., 1990.

7. Головин, Б.Н. Как говорить правильно. //Б.Н.Головин//– М., 1989.

8. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //Б.Н.Головин//– М., 1991.

9. Гуськов, Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // //Т.В.Гуськов//– Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.

10. Елисеева, М.Т. Работа над изложением и сочинением.//М.Т.Елисеева //Начальная школа.1991. №5 – с.26.

11. Закожурникова, М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. //М.Л.Закожурникова// – М., 1953.

12. Катонова, Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Е.М.Катонова// Пачатковая школа. – 2004. - №6. – с.20.

13. Корепина, Л. Ф., Борисенко, Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Л.Ф.Корепина, Ю.Н.Борисенко// Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.

14. Купров, В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // В.Д.Купров// Начальная школа. - № 2. – 1989. – с. 20–23.

15. Кустарева, В. А., Назарова, Л. К., Рождественский, Н. С. и др. Методика русского языка. // В.А. Кустарева, Л.К. Назарова//- М., 1982.

16. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. // Т.А.Ладыженская//– М., 1991.

17. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность.//А.А.Леонтьев// – М., 1969.

18. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. // М.Р.Львов//– М., 1985.

19. Львов, М.Р. Виды речи. // М.Р.Львов//– 2000. - №5.

20. Латышко, Н. А. По системе Л. В. Занкова //Н.А.Латышко// Начальная школа. - № 10. – 1995. –с. 47-49.

21. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. // М.Р.Львов//– М., 1975.

22. Львова, М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения //М.Е.Львова// Начальная школа. - № 3. – 1984. – с. 32-36.

23. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе. //В.С.Мухина//-М., 1986

24. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А. Венгера. - М.:Просвещение. 1985. - 272 с.

25. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.

26. Немов, Р.С. Психология. //Р.С.Немов// Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с.

27. Нуруллина, Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Н.Н.Нуруллина// Начальная школа. - № 3. – 1998. – с. 80.

28. Побединская, Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению //Л.М.Побединская// Начальная школа. - № 6. – 1987. – с. 23-24.

29. Попова, Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Л.Ф.Попова// Начальная школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.

30. Потурьева, Л. В. Обучение сочинению в начальных классах //Л.В.Потурьева// Начальная школа. - № 2. – 1988. – с. 30-35.

31. Программа 12-летней общеобразовательной школы с русским языком обучения.- М., 2004.

32. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. //Ж.Пиаже// - М., 1969.

33. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

34. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.

35. Рализаева, Т. Г., Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – //Т.Г.Рализаева, М.Р.Львов// - М., 1979.

36. Розенберг, Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников //Л.А.Розенберг// Начальная школа. - № 2 – 1995.

37. Романовская, З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // З.И.Романовская// Начальная школа. - № 8. – 1994. – с. 50-55.

38. Романовская, З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова//З.И.Романовская//Начальная школа. - 1994. - №8.

39. Руководящие документы РБ (образовательные стандарты) Министерство образования РБ. – М., 1999.

40. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. //В.А.Синицын// Начальная школа. – 2003. - №2. – с.10.

41. Тикунова, Л.И., Канакина, В.П. Сборник диктантов и творческих работ. //Л.И.Тикунова, В.П.Канакина//– М., 1992.

42. Уидзенкова, А.К., Сагирова, О.С. Русский с увлечением. //А.К.Уидзенкова, О.С.Сагирова//– Е., 1997.

43. Харченко, О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением. //О.О.Харченко//Начальная школа. - 2002.- №1. – с.18.

44. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М.. 1981.

45. Черноусова, Н. С. Сочинения в начальных классах. //Н.С.Черноусова//– М., 1976, 1986.


Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. На начальной ступени школы все сочинения носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится. Во 2-3 классах за обучающие сочинения выставляется одна отметка – за содержание. В 4 классе оценки выставляются за содержание и грамматику. В журнал оценки выставляются через дробь.

Таблица проведения сочинений по четвертям

Классы Обучающие сочинения Контрольное сочинение
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть
2 2 2 3 3 -
3 3 3 4 4 -
4 3 3 4 3 1

Нормы оценки за сочинения

Оценка «5» ставится за последовательное и логически оправданное раскрытие темы, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности.

Оценка «4» тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мысли, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых неточностей в содержании и построении текста.

Оценка «3» ставится за отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мысли, построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустимо не более пяти речевых неточностей в содержании и построении текста.

Оценка «2» ставится за несоответствие работы теме, нарушение последовательности изложения мысли, отсутствие между частями текста, бедность словаря. В работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

Оценка «5» отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно - два исправления.

Оценка «4» не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно - два исправления.

Оценка «3» три-пять орфографических и одна - две пунктуационные ошибки, одно – два исправления.

Оценка «2» шесть и более орфографических и три-четыре пунктуационных ошибки, три-четыре исправления.


Приложение 2

Конспект урока. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

Цель: ознакомление с особенностями описательного текста.

Ход урока.

1. Наблюдение над особенностями описательного текста. На доске: Моя любимая игрушка - заяц. На день рождения мне подарили зайчика. Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать. Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!

О чём вы узнали из этого текста?

Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?

На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).

Как называется такой текст? (Описание).

Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?

Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?

Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они нужны. Автор первого- ученица 2 класса.

«На восьмое марта мне подарили леопарда. Мой леопард маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными пятнами и белым животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы. Хвост у леопарда не как у всех кошек длинный, а короткий. Он очень мне нравится».

Второе описание я взяла из произведения В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»: «Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

Какова же роль описаний в тексте?

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.

Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении? (Какая игрушка?)

Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).

4. Обсуждение структуры текста.

С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как игрушка появилась, когда).

О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…). -Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что...», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...).

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

7. Проверка.

Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

Проверь, грамотно ли написано сочинение.


Приложение 3

Конспект урока

Сочинение-описание «Моё домашнее животное».

Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста, формирование умения отличать описание предмета от других видов текста. 2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.

Задание на дом перед уроком: Нарисуйте своё домашнее животное так, чтобы другому человеку, который не видел его, по рисунку можно было легко представить вашего питомца. Принесите на урок ваш рисунок.

Ход урока.


Школ с. Большая Малышка и Соколовской Кызылжарского района Северо-Казахстанской области в количестве 30 человек. Изучение роли межпредметных связей уроков русского языка с другими учебными предметами в начальной школе в развитии письменной речи младшего школьника потребовало экспериментального обоснования и проверки эффективности данного предположения. Опытно-экспериментальная работа включала...

... – у 16 ребят, низкий – у двоих. Хуже всего у детей развито умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания. Остальные умения сформированы частично. 3.2 Методика использования межпредметных связей на уроках литературного чтения с целью развития связной речи В формирующем эксперименте приняли участие 22 ученика 4 «а» класса. Для проведения...




Половину, а потом – все остальное. 3. Если стих маленький, то лучше всего постараться запомнить его целиком. Так как в нашем проекте речь идет о способах развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения, то целесообразно было бы перейти к рассмотрению основных способов развития образной памяти учеников начальной школы на уроках чтения. Методисты Адамович...

3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений (с ориентировкой в структуре текста), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Нами давно замечено, что если занятие начинается таким образом, то дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности. Отчасти поэтому в основной части занятия наблюдается низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на бумаге, но и вообще к речевой деятельности. Это не значит, что хорошо продуманная первая часть занятия - залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, т.к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несёт в себе определённый смысл - оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации и появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Главное к чему мы стремились, разрабатывая методику формирующего этапа эксперимента - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Чтобы обучение связной речи носило осознанный характер, необходимо использовать различные методы, приёмы, средства, которые будут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия разрабатывались нами с учётом бесспорной аксиомы, что создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении - залог успешного результата деятельности всех её участников.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.

В этой связи перед нами встала задача способствовать развитию умения рассказывать в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

Значение методики использования картин для формирования речи дошкольников

В методике развития речи обучения рассказыванию по картинам (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики...

Использование моделей при обучении первоклассников чтению и письму

Межпредметные связи на уроках географии во вспомогательной школе

Методы и приёмы формирования хронологических представлений младших школьников

Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

Особенности вероятностного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин...

Педагогическая идеология Ш.А. Амонашвили

По сути, шестилетки были взяты ради опытно-преподавательской работы как свежее про советской педагогики пространство, что в различие с начальной школы, никак не говоря уж о наиболее старших ступенях учебы, не было этак агрессивно формализовано...

беседа; тестирование. Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в процессе формирования наблюдательности 1...

Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий

3.1 Изучение уровня знаний по теоретико-литературным понятиям в лирических произведениях у школьников среднего звена Особенность данного исследования состоит в том...

Теоретический анализ педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности...

Формирование связной описательной речи у детей

Анализ занятия: к занятию была готова. Структура занятия соблюдена. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

Поэтапно происходи

ла смена видов деятельности. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Анализ занятия по ФЭМП

Задачи занятия:

Закрепить навыки счета и отсчета в пределах 5, упражнять в запоминании 2-х чисел, названий предметов и места их расположения. Закреплять умения различать круг, треугольник, прямоугольник и квадрат.

Организации занятия - каждый сидит за отдельным столом. У каждого свой комплект раздаточного материала. Дети рассажены с учётом их физических данных. Условия для проведения занятия соответствуют норме. Наглядные пособия выполнены аккуратно, рисунки чёткие, крупные, используются, в общем, основные цвета. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Занятие состоит из основных частей: оргмомент, мотивация, практическая часть и подведение итогов. Используются основные приемы: художественное слово, сюрпризный момент и сенсорное обследование. Для обеспечения эмоциональности и интереса детей используются сюрпризный момент и обыгрывание практической части, а также физкультминутка. Это позволяет детям легче усваивать материал. Речь педагога четкая, правильной интонации, доступная для детей. Дети в процессе занятия слушали педагога, не отвлекались, старательно выполняли задания. В ходе работы воспитатель следил за утомляемостью детей и старался не допустить этого, переключая их на другой вид работы. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Анализ занятия по рисованию. Тема: «Укрась тарелочку»

Учить составлять узор на круге, заполняя края и середину, используя приемы примакивания, рисование концом кисточки. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

К занятию педагог была готова. Хорошо продумана структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразно распределено время занятия. Рационально выбрана форма обучения. Оборудование занятия: наглядный и демонстрационный материал, который эффективно использовался. Содержание занятия соответствует требованиям программы, является полным, достоверным и было передано детям в доступной форме. Были правильно выбраны методы, приемы и средства обучения, которые соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям,учебным возможностям данного возраста детей. Материал подается эмоционально. С помощью сюрпризного момента и наглядного материала поддерживается интерес к занятию у детей и дисциплина.

Отрицательные моменты: воспитатель забыл провести динамическую паузу (физкультминутку).

Просмотр занятия по ознакомлению с окружающим миром

Задачи, которые поставил педагог:

Дать детям знания о детском садике, его назначении. Учить составлять предложение по демонстрации действий, согласованию существительных с местоимениями. Расширение словаря по теме.

Воспитатель действовал грамотно и профессионально: были выделены и задействованы все приемы для решения поставленных задач; все без исключения приемы соответствовали возрасту детей и требованиям методики данной программы. Все приемы, применяемые воспитателем на занятии, были правильны и точны. Все задачи программного содержания были освоены детьми полностью, на занятии дети проявляли активность, были внимательны при объяснении педагогом нового материала, с интересом выполняли новые задания. Детьми были продемонстрированы высокие учебные навыки.

Интересен прием воспитателя к подаче нового материала. Объём программного содержания соблюдён и выдержан. На занятиях дети проявили активность, освоили задачи программного содержания, но не все. Отрицательный момент: на занятии не очень удалась индивидуальная работа с детьми.

Проведение зачетного занятия по конструированию. Тема: «Тюльпан»

Программное содержание:

Учить детей делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя середину, углы.

Приучать к аккуратности, закреплять умение доводить работу до конца.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Примечания

1. Игровая мотивация.

Предлагаю детям сделать подарки сотрудницам детского сада. При этом уточняю, что все женщины любят цветы.

Какие цветы вы знаете?

Показываю образца тюльпана, предлагаю выполнить такие цветы своим руками.

2. Показ способов выполнения работы. Вместе с детьми рассматриваем образец, уточняем из каких деталей он состоит (цветок и стебель). Затем предлагаю детям показ и объяснение этапов работы.

физкультминутка:

3. Самостоятельная работа детей. Выполняю поделку одновременно с детьми.

4. После окончания занятия дети дарят свои тюльпаны воспитателям, нянечке.

Перечисляют название цветов.

Наблюдают за этапами работы.

Самостоятельно выполняют поделку.

Необходима

индивидуальная помощь. Многие не справляются.

Анализ: Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей.

Организационный момент преследовал также цель сформировать положительного эмоционального фона. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.