Что такое власть кратко. Смотреть что такое "Власть" в других словарях. Структурные элементы власти

  • ВЛАСТЬ , -и, ж.

    1. Право управления государством, политическое господство. Советская власть. Прийти к власти. Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Ленин, Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. || Права и полномочия государственных органов. Исполнительная власть. Законодательная власть.

    2. Органы государственного управления, правительство. В городе долго существовало две власти - городская дума и совет рабочих депутатов. Фадеев, Последний из удэге. || мн. ч. (вла́сти , -е́й ). Должностные лица, начальство. [Фамусов:] Да он властей не признает! Грибоедов, Горе от ума. - Гроза пронеслась! - говорил Иван, когда власти уехали. Задорнов, Амур-батюшка.

    3. Право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-, чем-л. Власть председателя. Родительская власть. [Кутузов:] Я властью, данной государем, Приказываю - отступать! Соловьев, Фельдмаршал Кутузов. [Рябинин] снова почувствовал себя командиром, облеченным властью над этими офицерами. Березко, Ночь полководца.

    4. чего. Могущество, господство, сила. Власть слова, живого слова --- огромна. Герцен, Письмо Н. А. Захарьиной, 25 ноября 1836. Впервые он [Кирилл] узнал власть воспоминаний, и открытие это его поразило. Федин, Необыкновенное лето.

    Ваша власть - как вам угодно, ваше дело. [София:] Счастливые часов не наблюдают. [Лиза:] Не наблюдайте, ваша власть. Грибоедов, Горе от ума.

    В моей (твоей, его и т. д. ) власти - зависит от меня, касается меня. [Белесова:] Не думать! Да разве это в моей власти! А. Островский, Богатые невесты.

    Во власти чьей (быть , находиться и т. п.) - полностью зависеть от кого-л., быть в подчинении у кого-л.

    Во власти или под властью чего - под воздействием, под влиянием. Делесов посмотрел в глаза Альберта и вдруг снова почувствовал себя во власти его улыбки. Л. Толстой, Альберт.

    Отдаться во власть кого-чего; отдаться (или предаться) власти кого-чего - подчиниться кому-, чему-л., оказаться под воздействием кого-, чего-л. Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги. Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы. Н. Некрасов, Рыцарь на час.

    Терять власть над собой - терять самообладание. Потеряв над собой власть, Алексей зарыдал. Ажаев, Далеко от Москвы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

Начиная разговор о власти, сразу сделаем акцент на то, что данный термин является весьма расплывчатым, а определений ему существует множество. Ситуация сложнее, чем кажется. Это обусловлено тем, что на вопрос о том, что такое власть, многие отвечают крайне субъективно. Для одних она является способом порабощения, для других - средством наведения порядка, который необходим для благополучного развития людей и общества.

Что такое власть

Она проявляется в самых разных аспектах нашей жизни - людьми правят не только другие люди, но и эмоции, инстинкты, чувства и многое другое. Все это важно, но в данном случае речь больше пойдет о политическом аспекте.

Что такое власть? Это регулятивно-контрольное, организационное и центральное начало политики, это проблема политического знания, культуры и человека, известная с древнейших времен.

Которой мы рассматриваем, понимается по-разному. В одной из основных трактовок она определяется как специфические отношения, возникающие между различного рода социальными субъектами. Возможна она только там, где есть при которых одна из сторон зависит от другой. Зависимость - важный фактор. Г. Лассуэлл утверждал, что власть является специфическим средством улучшения жизненных условий. Также он называл ее самоцелью, которая позволяет получать удовольствие от обладания ею.

Что такое власть? Достаточно широкое определение ей дается в теологических трактовках. В них она понимается не только явлением, которое возникает в человеческой среде, но и тогда, когда люди начинают взаимодействовать с окружающим миром: и человек управляет миром, и мир человеком.

Т. Парсонс определял это понятие как способность системы к принуждению элементов к определенной деятельности, позволяющей добиться конкретных целей.

Да, точки зрения в данном случае действительно отличаются друг от друга. Основной вывод можно сделать следующий: нельзя рассматривать власть как исключительно природное или политическое явление.

В первобытнообщинном строе она имела общественную направленность. Ее основой тогда был авторитет старейшин. Со временем указанный выше строй развалился, а авторитет старейшин пал. С появлением стала публичной. Начали появляться аппараты, а также специальные принудительные учреждения, которые имели полномочия применять различного рода санкции к лицам, не желавшим выполнять властные требования авторитетных лиц.

Политический характер власти появился именно в тот момент, когда образовалось государство. Без таких отношений и самой власти его существование было бы просто-напросто невозможным.

Описываемый термин часто понимают как социальные отношения, которые выражаются в способности конкретного индивида или их группы принимать какие-либо решения за других лиц. В таких случаях речь часто заходит об управлении. Власть и управление имеют много общего. Данные понятия иногда отождествляют. Такой подход неверен, так как разница все же имеется. Первое по смыслу и содержанию шире, второе же вытекает из него. Понятие «власть» является более абстрактным, чем понятие «управление».

Подводя итоги, хочется сделать акцент на то, что власть действительно важна. Только она позволяет поддерживать порядок в обществе, которое всегда нуждается в управлении. Организация - важный элемент развития, без нее наступает хаос. В идеале лица, наделенные правом воздействовать на поведение других людей, должны действовать обдуманно, а их целью должно быть достижение каких-то Такое случается не всегда, так как людям свойственно использовать властные полномочия по большей части для достижения собственных целей.

Введение

Актуальность. Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

Люди - существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты - племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

Целью курсовой работы является изучение понятия власти, ее разновидностей и назначение ее в обществе.

Предметом исследования является общество как основа власти;

Объектом исследования является власть и ее разновидности.

1. Определить понятие и сущность власти;

2. Исследовать разновидности власти;

3. Определить особенности назначения власти в обществе.

Вопросу власти и ее назначения в обществе посвящено множество работ, в основном материал, изложенный в учебной литературе носит общий характер. Для написания данной работы были использованы труды многих авторов, в частности таких, как: Абдулаев М.И., Мелехин А.В., Черданцев А.Ф., Хропанюк В. И.

Настоящая работа имеет следующую структуру: состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.

Власть и ее разновидности

Понятие и сущность власти

Власть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т.д.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Власть есть необходимый атрибут всякого общества. Ее можно определить как способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою волю через некую социальную среду, используя, при необходимости, принуждение.

Из данного определения следует, что власть есть, прежде всего, отношение между субъектом, или носителем власти и объектом, т.е. подвластным либо подвластными. В содержании власти можно выделить социальные и технические аспекты. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Финансовый контроль, 2006. - С. 214.

Социальное содержание отражает волю субъектов власти, представляющих те или иные слои, классы, группы общества либо властвующих индивидов.

Технические аспекты власти, призваны обеспечить ее прямую и обратную связь с "социальной средой". Это, прежде всего, способы доведения властных велений до сведения подвластных. Так, в Древнем Вавилоне Законы царя Хаммурапи были выбиты на базальтовом столбе, установленном в центре города, чтобы никто не мог ссылаться на их незнание. В современном обществе властные веления передаются с помощью официальных вестников, средств массовой информации и т.д.

Поскольку властные веления могут осуществляться добровольно и "из-под палки", то всякая власть должна обладать (технической) возможностью принудительного осуществления своих велений. Поэтому она включает средства и механизмы осуществления принуждения, которое может быть как физическим, так и психическим. К примеру, всякое государство включает так называемые силовые структуры - армию, полицию, а также тюрьмы, лагеря и т.д. С другой стороны, важным фактором непререкаемости родового строя было восприятие ее как явления во многом таинственного и сверхъестественного. В древних системах права самым строгим наказанием за правонарушение считалась божественная кара после смерти.

Некоторые авторы отождествляют власть и господство, что не бесспорно. Власть предполагает подчинение (добровольное или принудительное) воли подвластного воле субъекта власти. Господство же помимо этого включает обладание условиями существования подвластных. Поэтому управляющий банком лишь осуществляет власть, в то время как господином является собственник, хозяин. Теория государства и права: учебник / под редакцией Пиголкина А.С. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - С. 108.

Сущность власти.

Слово "Власть" может употребляться в нескольких значениях:

1. Способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;

2. Политическое господство над людьми;

3. Система государственных органов;

4. Лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Существенные черты политической власти

суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;

принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);

всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

Власть - центральная ось, вокруг которой вращается вся политика. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность общественных отношений.

В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Т 33 проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М), 2002. - С. 212.

силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;

волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению;

власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других.

телеологическое, в соответствии с которым, власть - это достижение определенных целей;

инструменталистское, трактующее власть как способность мобилизовывать ресурсы для достижения определенных целей;

конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанную со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;

структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.

Перечисленные определения не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют друг друга. Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько подходов в рассмотрении сущности власти. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Т 33 проф.В.М. Корельского и проф.В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М), 2002. - С. 213.

Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Этот подход представлен несколькими вариантами:

а) теория сопротивления (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие "сила власти", которая понимается, как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;

б) теория обмена (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнигс) трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Авторы акцентируют внимание на асимметричном характере отношений власти;

в) теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы.

Системные теории власти рассматривают власть как безличностное свойство, как атрибут системы. В рамках этой концепции выделяются три похода:

а) власть как атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс, Д. Истон). Для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается, как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленные цели;

б) мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;

в) микроподход (М. Роджерс, Т. Кларк) трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других и рассматривается через его роли и статусы в системе;

г) коммуникативный подход (Н. Луман, К. Дойч) понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Бихевиоральные (поведенческие трактовки, от англ. behavior - поведение) концепции власти, так же как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми. Главное внимание уделяется мотивам поведения в борьбе за власть. Выделяется несколько вариантов трактовок:

а) силовая модель (Г. Лассуэлл) считает, что первопричиной власти является импульс - стремление к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;

б) рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, конкуренция;

в) игровая модель (Ф. Знанецкий) предполагает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться "игровым" характером, доставляющим удовлетворение участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, от актерства и способности субъекта к перевоплощению.

Итак, подведем итоги: власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект (субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта). Отсутствие единого определения подтверждает многоаспектность этого явления. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. - С. 406.

Существуют разные точки зрения и относительно природы власти (первоисточника власти):

психологические трактовки выводят власть из психологии человека: воли к власти, комплекса неполноценности (в этом случае власть выступает средством компенсации ощущения собственной неполноценности);

структурно-организационный подход выводит власть за рамки психологии и связывает ее с природой организации (своеобразный "эффект" организации), со статусами и ролями индивидов в организации;

юридический подход выводит власть из норм и санкций, с этой точки зрения власть - это способность создавать нормы и требовать их исполнения;

классовый подход (марксистский) обосновал классовую природу политической власти: власть выступает организацией экономически господствующего класса.

1) Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент (навязывание своей воли в форме приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. С другой стороны, категория господства уже категории власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.

2) Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание).

3) Авторитет рассматривается как возможная форма и источник власти. Авторитет - это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции.

Существуют различные трактовки и подходы к определению природы власти.

Так, бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. В результате понимание власти индивидуализируется, сводится к взаимодействию реальных личностей. Властные отношения выводятся из природы человека, его естественных свойств. Человек рассматривается как "властолюбивое животное", в основе поступков и действий ко¬торого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Именно стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности.

Сам же политический процесс бихевиористы рассматривают как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Концентрируя внимание на "наблюдаемом поведении", бихевиористы пытаются вскрыть одинаковые и регулярно повторяющиеся реакции в поведении индивида. Они отмечают недостаточность легальных форм регулирования поведения людей со стороны власти (например, правовых) и стремятся проникнуть глубже в механизм мотивации поведения. В ходе исследований было обнаружено, что большинство обывателей воспринимает политическую реальность в терминах иррационального начала: традиции, обычаи, религия, чувства.

Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней одних и готовности к подчинению, "добровольному рабству" других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения.

Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московией, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения командование-подчинение. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. - С. 411.

Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Реляционистские (от французского слова "геlasiоп" - отношение) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Все указанные трактовки власти можно условно разделить на два основных подхода к пониманию власти.

Согласно первому подходу, власть понимается как всякая способность индивида совершить то или иное действие. Так, Т. Парсонс, основатель школы структурно-функционального анализа, определяет власть как "способность выполнить функцию от имени и по поручению общества". В этом случае власть понимается как свойство субъекта безотносительно к объекту. Другими словами, чтобы обладать властью, человеку не нужен другой человек.

Более распространенным в западной политологии является другой подход, согласно которому власть понимается как всякая способность индивида оказывать определяющее воздействие на поведение других людей. При данном подходе власть усматривается в каждом межиндивидуальном взаимодействии в случае, если имеет место ассиметричность (несовпадение, разнонаправленность) воль, подчинение воли (целей, желаний) одного человека воле другого. При этом

а) власть подменяется влиянием;

б) речь идет не о политической, а о социальной власти;

в) вопрос об экономических основаниях власти не ставится.

Тем самым властные отношения сводятся к межиндивидуальным, межличностным отношениям, т.е. отношения власти психологизируются. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. - С. 413.

Классическим в западной политологии является определение власти, данное в 1922 году Максом Вебером: "Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана". Кравченко Е.И. Макс Вебер. - М.: Весь Мир, 2002. - С. 18.

Как видно из определения, М. Вебер поднимает отношения власти до уровня социального (а не просто психологического) явления. Именно это обстоятельство, на наш взгляд, и обусловило распространенность данного подхода в западной политологии.

На основания понимания власти М. Вебером можно выделить три основных признака власти.

1. Власть - это волевое отношение между людьми. Различают две стороны этого отношения - субъект и объект власти, или властную и подчиненную воли. Властная воля обращена к другой стороне с требованием подчиниться, совершить то или иное действие или, наоборот, воздержаться от него. Т.е. она доминирует, носит характер определяющего воздействия, ее предписания имеют императивный (долженствующий, обязательный) характер.

2. Отсюда - вторая характеристика власти: власть представляет отношение зависимости между людьми в обществе.

3. Власть осуществляется с помощью особых властных методов.

Нетрудно заметить, что если первый признак определяет власть как субъект-объектное отношение, то второй характеризует это взаимодействие с точки зрения объекта, а третий - субъекта власти. Отношение к власти со стороны объекта раскрывается в категории "легитимность власти". Отношение со стороны субъекта к объекту власти характеризуется с помощью понятия "ресурсы власти". Отсюда - два следующих вопроса нашей лекции. Хропанюк В.И. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Стрекозова В.Г. 1-е изд., перераб. и доп. - М, 1995. - С. 110.

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

— способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и норм и специального института — .

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Структурные элементы власти

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других , следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

Основные признаки политической (государственной) власти

Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

Легитимность политической власти

- политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Власть и властные отношения

Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики . Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.

Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение , т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет .

Источники власти:

  • авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
  • сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;
  • богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
  • знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
  • харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
  • престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Необходимость власти

Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.

Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

Если мы обратимся за разъяснением к протоколам современных «мудрецов» – Философскому энциклопедическому словарю, то он снова нас удивит очередным ментальным фокусом под названием «Мыльный пузырь». На 92-й странице указанной книги написано:
«Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия».
Итак, власть в кратком определении – это способность осуществлять волю.
Спросим словарь о воле. Он отвечает:
«Воля – это способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления» (там же, с.97).
Другими словами, воля – это способность выбирать цель и осуществлять её внутренними усилиями.
Теперь подставим это краткое определение воли в краткое определение власти.
Получаем:
ВЛАСТЬ – это способность осуществлять способность выбирать цель и осуществлять её внутренними усилиями.
Комментарии, как говорится, излишни.

Любое основное Жизненное понятие расшифровывается через ряд вспомогательных Родственных понятий, которые вместе с основным образуют Слаженную Систему. Именно эта Слаженная Система и должна получиться, если подставлять в определение основного понятия расшифровку вспомогательных понятий.
Если же мы имеем дело с ложным – искусственным понятием или ложно понимаемым природным понятием, то последовательно заменяя опорные объяснительные понятия на их раскрытия в основной формулировке, мы получаем всё более раздувающийся и переливающийся причудливыми красками пузырь, который в конце концов лопается, обнажая внутреннюю пустоту и отсутствие толковой сути под пустопорожней оболочкой научного словоблудия.
Это и есть эффект «Мыльного пузыря», наглядно показывающий, что смысл научной философии подобно оказавшемуся голым сказочному королю в действительности является дутым и бестолковым.

Товарищи учёные могут вполне резонно возразить, что демонстрируя приём «мыльного пузыря» на примере власти, автор был некорректен. Он оставил без внимания вторую часть определения, в которой может быть (чем чёрт не шутит) и содержится настоящая суть.
Что ж. Давайте вернёмся. Вопрос не только важный, но и принципиальный. Вспомним вторую часть определения:
«Власть – это способность и возможность... оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия».

Сразу же возникают интересные вопросы.
Что такое способность? Это определённая изначальная данность в человеке. Кто даёт способности? В соответствии с Древним мировоззрением Триединой Жизни способности даёт Справедливая Природа, исходя из того Духовного опыта, который человек накопил в предыдущем земном воплощении. Врождённые способности – это ДАР БОЖИЙ. Здесь действуют Каноны ПРИРОДЫ, которые устанавливает Творец.

Что такое возможность? Это предварительная готовность к проявлению чего-либо, которая может быть как внутренней, так и внешней. Внутренняя готовность – это фактически то же самое, что и способность. Значит, речь идёт о внешней готовности, точнее, о предоставлении внешних возможностей (в данном случае) для власти. Что определяет эти возможности, внешние условия? Демократы скажут – законы о выборах (власть-то по их мнению должна быть выборной). А кто создаёт эти общественные законы – правовую систему? Люди.

Люди выдумывают эти не Природные, а ИСКУССТВЕННЫЕ законы общественного устройства – так называемое Право. По сути это правила игры властвующих хитрецов с подвластными простецами – игры в подкидного дурака, в которой роль дурака всегда отводится вторым, а козырные карты обязательно находятся у первых.

Эти искусственные законы выдумывают власть имущие, а точнее обслуживающие их интеллектуалы в своих собственных шкурных интересах, прикрываемых демагогией о нуждах народа и заботе о нём (кстати, демократия происходит от демагогии, а не наоборот, как это принято считать).
Так называемые общественные законы готовятся на кухне «интеллектуальной элиты» яйцеголовыми учёными для того, чтобы пичкать этой несъедобной яичницей людей (электорат). Таким образом уже в самом начале определения Власти как «способности и возможности оказывать определяющее воздействие» на мозги и поведение людей интеллектуальные проститутки правящей доктрины показывают свою истинную суть, смешивая Божий дар с яичницей.

Вернёмся, однако, к последнему определению власти и, убрав пустопорожнее, наукообразное словоблудие, выделим его главные моменты. Тогда получится:
Власть – это воздействие на людей через авторитет, право, насилие.
Раскрытие сути любого явления неизбежно связано с обнажением механизма этого явления и его цели...

Из приведённой формулировки ясно, что МЕХАНИЗМ власти связан с воздействием на людей и есть три средства воздействия – Авторитет, Право (то есть законы) и Насилие (как всегда, главное – на последнем месте).

Таким образом, для духовного и материального закабаления людей власть в последнюю 2000-летнюю эпоху ТОТАЛИТАРНОЙ ЛЖИ И ВСЕОБЩЕГО ЛИЦЕМЕРИЯ использует специально созданные и надутые ею авторитеты и т.н. правовую систему – законы, которые, как известно даже простецам, что дышло – куда она его повернёт, туда и вышло.