Официальный язык кубы. Культура кубы У них каждый день маскарад

Официальный язык кубы. Культура кубы У них каждый день маскарад

Кубинская КУЛЬТУРА – красочное, интересное, часто причудливое соединение культур различных народов, смешивавшихся на протяжении долгих веков. Это соединение различных, контрастирующих между собой факторов, которые заметны во многих областях кубинской жизни. В этом разделе сайта описаны темы из различных направлений кубинской Культуры.

Кубинская религия Сантерия (Santería) существенно повлияла на Кубинскую музыку, поскольку ударные инструменты, которые являются неотъемлемой частью религии, сейчас являются доминантой в каждой музыкальной кубинской композиции. Музыка Кубы имеет свои корни в Испании и Западной Африке, но со временем попала под влияние разнообразных жанров из различных стран, таких как- Франция, Соединенные Штаты и Ямайка. В то же время Кубинская музыка внесла свой вклад не только в развитию джаза, но также в аргентинское танго, испанский фламенко. Подробнее узнать об истории Кубинской музыкальной культуры, а так же послушать Музыку Кубы Вы можете не странице сайта –

Кубинцы очень чистоплотный народ и Вы не увидите в их домах беспорядка и грязи. Конечно, общая экономическая ситуация превратила многие здания Кубы в трущобы, но мы полагаем, что это все таки временное явление. Кубинцы, возможно, не имеют много личного имущества, но все что у них есть они стараются держать в безукоризненном порядке. Например, Женщина может иметь одно платье, но Вы всегда заметите, что оно недавно выстирано и поглажено. На Кубе не производится достаточного количества продуктов, чтобы прокормить все кубинское население. Причина для этого происходит главным образом из-за американского экономического эмбарго, наложенного против Кубы в 1960 году. Поэтому на Кубе выпущены карточки, которые обеспечивают человека или семью ежедневно или ежемесячно практически бесплатными продуктами! Но существует дефицит, который порождает развитие “черного” рынка. То есть все можно купить, но за большие деньги у спекулянтов, которые перекупают продукты в государственных магазинах, а продают на рынке в втридорога.

Пара слов о Кубинской КУХНЕ:

Традиционная кубинская пища содержит белый рис местного происхождения, бобы (обычно черные бобы), разного рода мясо – свинина, говядина, цыпленок, рыба, обязательно входит в состав блюда салат и гарнир из жареных сладких бананов, юкка (или маниока), жаренных или вареных зеленых бананов. Во Время праздников (например, Рождества) пища Кубинцев в общем состоит из жареной свинины, риса и черных бобов. Кубинцы так же любят вареную маниоку с чесноком, приправленную оливковым маслом, и салатом из авокадо. На десерт Кубинцы обожают есть множество фруктов в сахарном сиропе, – например, гуаява, кусочки папайи, оранжевый фрукт. Есть так же множество других блюд на десерт, которые могут быть куплены в кубинских пекарнях, они все являются традиционными для Кубы и их большое множество. Во время праздников Кубинцы лакомятся нугой, импортированной из Испании. Подробнее о Кубинской Кухне и ее истории Вы можете почитать на странице сайта – , а о Ресторанах и Кафе на странице –

Многие не знают Кубу и никогда не бывали в этой стране, но все знают знаменитый КУБИНСКИЙ РОМ, который по истине является частью души кубинского веселого народа, и стал визитной карточкой Кубы во всем мире. История кубинского рома столь же стара как колонизация непосредственно. Так как этот продукт, извлеченный из сахарного тростника, был привезен на острову Христофором Колумбом во время его второго прибытия к этому континенту. Корни сахарного тростника просто процветали в плодородной кубинской почве, где растение находит для себя все питательные элементы и идеальный микроклимат. Есть много различных историй о происхождении рома. Одна версия говорит, что в 1650 году, ром, называвшийся в те времени – “rumbillon” изготавливался для пиратов и корсаров, которые промышляли разбоями в этой части Карибского моря. Ром помогал им поправлять здоровье во время морских переходов, спасая от простуды и кишечных инфекций. Так или иначе, сегодня кубинский ром экспортируется практически во все страны мира и существенно поддерживает кубинскую экономику, являясь при этом частью культуры Кубы. Подробнее об истории производства рома на Кубе Вы можете почитать на странице сайта –

Говоря о культуре Кубы мы никак не можем не рассказать о древней традиции кубинцев курить табак, а вернее Сигары. Сейчас Мы не знаем, когда табак был выращен в первый раз, или был высушен и выкурен, но мы можем с уверенностью утверждать, что жители Европы не знали вкуса табака до путешествия Христофора Колумба в берегам Кубы в 1492 году. Остались исторические записи его двух моряков, которые сообщали, что кубинские индусы курили примитивную форму сигар. Испанские моряки, а после и другие европейские моряки переняли привычку курить табак, и курение распространилось в Испании, Португалии и Франции, а позже в Италии, Америке и Великобритании. Сейчас Кубинские Сигары славятся на весь мир своим неповторимым ароматом табака, выращенным и других местностях Кубы. Сигары экспортируются во многие страны мира, стоят недешево и являются признаком аристократического образа жизни. Подробнее о Кубинских Сигарах Вы можете почитать на странице сайта –

Хотим пару слов сказать об устоях Кубинской Семейной Жизни. Большинство Кубинцев проживают в маленьких скромных домах, но имеют большие семьи. Таким образом для Кубы весьма обычно встретить бабушек, дедушек, их детей, и детей их детей живущими под одной крышей. В Гаване можно часто встретить огромный колониальный дом, который имеет комнаты с высоким потолком, но разделенные на два этажа. Кубинцы называют верхние этажи этих комнат “Barbacoa” (барбокоа), так как температура на верхнем этаже чрезвычайно высока.

Образование на Кубе свободно для всех граждан. В гостиницах, ресторанах Вы легко встретите кубинцев, которые будут Вас обслуживать и при этом они будут иметь университетский диплом. Так как попасть на высокооплачиваемую работу в сферу туризма, где платят Конвертируемыми песо, очень трудно и конкуренция за рабочие места весьма высока. Так что таксист, который только что высадил Вас, может быть хорошим дантистом или высококлассным доктором. Поговорите с ними!

До Встречи на Кубе!

Глава 2 Система ценностей

Что есть в характере кубинцев такого, что позволило кубинскому социализму просуществовать более полувека, несмотря на значительные трудности, приведшие к краху других социалистических экспериментов? Безусловно, это не просто случайность. Народ, который сумел освободиться от власти рабовладельцев, испанцев и Батисты, смог бы сбросить с себя и режим Кастро. Это также нельзя объяснить отсутствием альтернативных вариантов развития; на протяжении долгого времени на Кубе в зачаточном состоянии существовал неолиберальный коммунизм. Тем не менее, осторожные попытки усвоить капиталистические методы, которые можно наблюдать на протяжении последних лет, навряд ли можно расценивать как паническое бегство в руки большого бизнеса. Есть мнение, что сплоченность кубинского общества основывается лишь на личностных качествах Фиделя Кастро, однако немало людей усматривают в таком в таком заявлении слишком много от лозунга.

В этой главе мы постараемся выявить те черты кубинского народа, которые помогут нам понять, почему кубинское общество со всеми его сложностями продолжает активно развиваться, и противоречия, сделавшие Кубу, по словам писателя Дамиана Х. Фернандеса, «ускользающей нацией, зажатой между высокими идеалами и глубокой неудовлетворенностью».
Дух революции

Патриотизм

«Cuba, gue linda es Cuba! » - «О Куба, как прекрасна Куба!» - так поется в песне, которую можно считать неофициальным гимном Кубы. И эта строка полностью отражает присущий кубинцам патриотизм. Они действительно преданы своей стране, и большинство из них даже не может себе представить, зачем жить где-либо еще. Хотя, конечно, многие из них как раз и живут в других местах – в американских «малых Гаванах», жители которых изо всех сил пытаются воспроизвести внешний облик, звуки и все детали кубинской жизни. Корни национализма уходят глубже, чем просто приверженность социализму. Это является одной из характеристик cubania – дух Кубы и ее жителей, который знаменитый ученый Фернандо Ортис (1880 – 1969 гг.) определил как осознание себя кубинцем и постоянное желание быть им, что гораздо важнее факта обладания кубинским паспортом или свидетельством о рождении. Именно поэтому образ Марти так сильно задевает чувства кубинцев, где бы они ни находились.

Граждане Кубы также сильно гордятся достижениями революции. Даже критики правительства в действительности не хотели бы лишиться каких-либо социальных и культурных достижений. Поскольку молодежь не может уже представить себе жизнь без бесплатного образования и системы здравоохранения, но она выражает недовольство другими проблемами: отсутствием гибкости в политике и разного рода рыночных товаров. Они тяготеют к группе граждан, наиболее цинично настроенных по отношению к правительству. Тенденции к обвинению отдельных личностей, а не социальных органов или институтов, или же наоборот, осуждению одной определенной организации, повсеместны. Кубинцы часто высказываются в поддержку Кастро, однако протестуют против партии и «бюрократии». Или, например, они выражают свою ненависть к священникам, а не к церкви в целом.

Ужесточения «особого периода» привели к неоднозначной эмоциональной реакции жителей страны. Многие кубинцы в жизни беззаветно преданы идеалам социалистического режима и того общества, которое на нем базируется. Они считают, что недостаток материальных благ компенсируется их общекультурным благосостоянием и предпочитают испытывать целый ряд лишений, оставаясь на родине, тому, чтобы искать богатство за границей. Многие из них крайне экономно относятся к доходам, балансируя на грани легальности или используя частные услуги, вместо государственных, и крайне осторожно оценивают саму возможность пользоваться частными, а не государственными услугами. С другой стороны, существуют группы непримиримых диссидентов и весь спектр взглядов и настроений между этими двумя полюсами. Единственное, что можно выявить в качестве общего правила, это яростная убежденность каждого кубинца в правильности занимаемой им позиции. В этом высоко политизированном обществе никто не остается нейтральным.


Национальные герои и символы

Образ Марти – символ родины (patria) для каждого кубинца, к нему апеллируют как правительственные круги, так и эмигранты. Кубинские изгнанники назвали в его честь радиостанцию, с которой звучит острая критика режима Кастро. В то же время правительство обращается Марти, взывая к патриотическим чувствам граждан. Самого Кастро до сих пор боготворят многие кубинцы, прежде всего большое количество людей пожилого возраста – целое поколение, которое он освободил. Однако ряд источников намекает на то, что многие выражают ненависть к Кастро в узком кругу и демонстрируют восхищение его личностью на публике. Делают они это исключительно из страха. Подобного рода предположения, по сути, невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Другой национальный герой, чье имя без конца упоминается не только в средствах официальной пропаганды, но и в будничных разговорах, - это Че Гевара. Постоянный рефрен оппонентов Фиделя Кастро – «нам нужен новый Че».
Чувство общности и кооперативность

Присущее кубинцам чувство принадлежности к коллективу, которое у них было сильно развито еще в дореволюционную эпоху, возросло с 1959 года не только благодаря активности районных комитетов и социальных организаций, но и из-за общности трагического прошлого, - как зажиточных, так и неимущих граждан страны. В частности, неожиданное резкое падение уровня жизни после 1989 года, отразившееся на жизни каждого, скорее сплотило граждан, чем привело к ожидаемому исчезновению кубинского общества как такового. Иностранные гости, как правило, находятся под большим впечатлением от царящей на Кубе атмосфере единства и той легкости, с которой многие кубинцы отдают предпочтение общим интересам перед личными. Особое значение имеет чувство добрососедства, поскольку именно в своем непосредственном окружении люди наиболее естественным образом кооперируются, помогают другим и ухаживают друг за другом.

Кубинцы относятся друг к другу, а также к гостям страны, с уважением, но без особой почтительности. По-прежнему широко используется революционная форма обращения – companero (товарищ). Кубинцы могут стремиться к денежному достатку или к определенному уровню комфорта, однако, как правило, они не гонятся за социальным статусом и невзыскательны. Разница между много и мало зарабатывающими кубинцами остается относительно небольшой, хотя сейчас увеличивается.

Учитывая абсолютное неравноправие слоев дореволюционного общества 1959 года, эти равенство и дух общности можно по меньшей мере частично причислить к достижениям революции, нацеленной на уравнение классов, рас и полов.


Критика

Парадоксально, однако, несмотря на национальный патриотизм, многие кубинцы проявляют необыкновенную мобильность. Тот факт, что большинство оппозиционеров режиму Фиделя Кастро уезжает из страны вместо того, чтобы оставаться на местах и организовывать внутреннюю оппозицию, возможно, является одной из причин его живучести. Оппозиция внутри страны не отличается особой организованностью и поэтому не обладает особым влиянием. Несмотря на то что вы можете услышать от местных жителей поток жалоб, достаточно сложно обнаружить объективное свидетельство существования «оппозиционного» движения. И не только потому, что кубинцы чрезвычайно экспрессивно выражают свои эмоции, но и из-за национальной склонности к секретности и одновременно экзальтированности. Большой талант к двуличности кубинцев отмечен многими авторами: никто не является в полной мере тем, кем кажется; многие местные жители так или иначе связаны с органами безопасности, и в качестве постороннего посетителя вам будет очень нелегко выяснить, кто или как.


Критика бюрократии

Реальное диссидентство, служащее причиной ареста, - совсем не то же самое, что непрестанное ворчание по поводу действий правительства и бюрократии в первую очередь, которое с 1960-х годов можно считать чуть ли не национальным видом спорта. Кубинцам свойственно обвинять тупых, подчиненных букве закона чиновников в любой возникающей проблеме, если она не связана с американским эмбарго. И в то же время сами они могут быть бюрократичны до фанатизма, как только оказываются на своем рабочем посту. Спросите любого, кто слоняется по гаванскому аэропорту в ожидании получения печати на нестандартную визу.

Сам Фидель Кастро выражал недовольство деятельностью бюрократов, в частности в своей речи в Национальной ассамблее в 1993 году, где высказал пожелание, чтобы гражданские органы власти проводили более гибкую политику. Царящий в бюрократических кругах абсурд является основной темой сатирических фильмов, таких как Смерть бюрократа (1966) и Гуантанамера (1995).

На самом деле кубинцы все время, так или иначе, потешаются над особенностями жизни в своей отчизне, изобретая бесконечные способы обхождения закона или попросту ее игнорируя. Очевидным примером тому могут послужить целые легионы кубинцев, предлагающих различные виды услуг приезжим туристам, хотя это абсолютно противозаконно. Общая тенденция к анархизму восходит к ранним рабочим движениями влиянию испанских иммигрантов, анархистов-синдикалистов в первые годы ХХ века. Все это во многом послужило сдерживающим фактором в развитии кубинского варианта социализма.


Мультикультурное государство

Куба – настоящий котел, в котором сплавились разные народы, ее населяют потомки испанских завоевателей, а впоследствии и испанских иммигрантов, французских беженцев, африканских рабов, китайских наемных рабочих и многих других, в том числе и местного племени таино. Браки между представителями разных народностей были широко распространены на протяжении веков, так что более 70 % населения принадлежат к смешанной расе. Во многом благодаря столь разнообразному историческому наследию и возникла уникальная кубинская культура.

Одной из первых мер, предпринятых революционерами, стало провозглашение равенства рас, и законодательное запрещение расовой дискриминации быстро вошло в ежедневную практику. Те пожилые чернокожие кубинцы, которым довелось жить во время этих перемен, до сих пор горячо благодарят Фиделя Кастро за это. Однако, несмотря на официальное отсутствие расовой дискриминации, на самом деле она более чем реальна. Революция предоставила чернокожим кубинцам право на медицинское обслуживание, образование и дальнейшее трудоустройство, однако несмотря на эмиграцию многих процветающих кубинцев, все равно у власти на Кубе находятся белые. Почти все лидеры революции были белыми. И по сей день большинство чернокожих кубинцев не занимает высоких постов, хотя есть несколько набирающих силу политиков и многоуважаемых специалистов. Известно, что чернокожим кубинцам гораздо сложнее получить работу, чем белым наиболее хорошо оплачиваемой туристической сфере. Молодые чернокожие мужчины (как кубинцы, так и иностранцы!) гораздо чаще подвергаются проверке полицией.

Вплоть до недавнего времени на вопрос о расовом различии на Кубе было наложено своего рода табу и, поскольку антирасистское законодательство запрещало существование клубов или других общественных мест, предназначенных только для белых, то подобной возможности не было и у черных. Так что коллективное обсуждение черными вопросов расовой дискриминации было затруднительно. До сих пор высказываются относительно того, что любое публичное обсуждение расовых проблем может угрожать национальному единству, которое правительство считает необходимым условием борьбы с США. Однако, примерно с 1988 года, в управленческих и академических кругах Кубы предпринимались попытки выявить причины столь медленного исчезновения расовых стереотипов и дискриминации в столь, казалось бы, эгалитарном обществе. Присутствие Кастро на Всемирной конференции ООН, посвященной проблемам расизма (Дурбан, 2001), вероятно, послужит для государственной политики толчком в нужном направлении. В последние годы проводятся тематические выставки и конференции, а чернокожая молодежь использует рэп для выражения протеста против расизма и пожелания всеобщего равенства.


Отношение к религии

Католицизму удалось выжить без особых потерь во время коммунистических репрессий. Но впрочем, на Кубе эта мировая религия никогда не была так сильно развита, как в других странах Латинской Америки. В частности, католицизм практически не затронул чернокожее население страны из-за огромной популярности афро-кубинских культов. Несмотря на то что в кубинской конституции декларируется: «Государство признает, уважает и гарантирует религиозную свободу», на практике церковь с трудом влачила свое существование на протяжении почти сорока лет. Вскоре после событий 1959 года церковь стала центром оппозиции режиму Фиделя Кастро, что впоследствии привело к закрытию церковных школ, многих церквей и уменьшению числа духовенства. Тем же ограничениям подверглись протестантские церкви, и даже синагоги.

Однако с момента официального признания церкви в 1998 году количество кубинцев, выражающих интерес к католическим службам и религиозным ценностям, постепенно растет. В лоно церкви возвращается те, кто отрицал или скрывал свою приверженность католицизму. В гораздо лучшем положении оказались протестантские общины – баптисты, методисты, квакеры и пятидесятники, хотя свидетели Иеговы были запрещены еще в 1975 году. Жесткие ограничения на протяжении многих лет налагались и на иудейскую конфессию. Большинство кубинских евреев из пятнадцати тысяч, проживавших в стране, покинули ее сразу после прихода к власти Фиделя Кастро. Однако в наше время также наблюдается и возрождение иудаизма. В Гаване и Камагуэе действуют несколько синагог. Мусульманское сообщество гораздо больше, главным образом, за счет выходцев из Ливана.

К сожалению, уже появилась информация о том, что возрожденная католическая церковь Кубы начинает отдаляться от социальных забот и помощи бедным, и что органы безопасности продолжают следить за церковными службами. Как бы то ни было, судя по всему, церковь готовится завоевать место на политической арене. В сентябре 2003 года кубинские епископы выбрали праздник – день повсеместно почитаемой Девы из Эль-Кобре, исторически связанный с освободительной борьбой, для издания послания к своей епархии, критикующего современную политику государства.


Кубинская религия

Религия племени йоруба проникла на Кубу на рабовладельческих кораблях. За многие столетия она превратилась в афро-кубинскую религию, общераспространенное название которой сантерия . На протяжении долгого времени она была ограничена рамками крестьянских общин, однако теперь сантерия исповедуется по всей стране кубинцами любого цвета кожи, возраста политической ориентации и образа жизни – от простых фермеров до государственных министров. Для большого количества людей эта религия служит своего рода жизненным ориентиром. Афро-кубинская культура в значительной степени наполнена религиозным содержанием, что в потенциале противоречит призыву революционеров к секуляризму.

Афро-кубинская религия начала приобретать известность в остальном мире после того, как правительство осознало, что она представляет культурный интерес для иностранцев. Так, например, танцы абакуа вошли в репертуар национальных фольклорных ансамблей. Теперь иностранцы приглашаются в качестве гостей на церемонии сантерии, а книги об афро-кубинском культе все чаще появляются на полках в магазинах. Сейчас возрастает движение по отделению афро-кубинской религии от фольклора, очищению ее от форм христианского синкретизма и возрождению ее оригинальных представлений и традиционных практик.
Гендерный вопрос

Распространенный среди туристов, особенно мужского пола, образ Кубы – это свободная страна, где секс всегда на повестке дня, а женщины откровенные и страстные. Действительно, можно согласиться с тем, что кубинцы часто и открыто говорят о сексе, как и о большинстве вопросов. Однако не следует забывать, что в данной области превалирует мачизм . В то же время рамки интимных отношений во многом определяются стремлением партии к уравнению женщин и мужчин в правах. Отсюда высокий процент разводов, гражданских браков, а возможность абортов облегчает отношение кубинцев к добрачным или внебрачным связям. Женщины обладают гораздо большей степенью независимости, чем это принято в большинстве развивающихся стран. Они могут зарабатывать, делать карьеру. Государство заботится о детях, так что кубинкам нет необходимости жить с неподходящим партнером по материальным причинам. И вместе с тем кубинцы считают семейную жизнь чрезвычайно важной. Местная культура идеализирует потомство и материнство, так что большинство молодых женщин хочет найти спутника жизни и создать семью. Те женщины, которые занимаются проституцией, как правило, делают это из-за сильной нужды в деньгах.

Кубинский вариант мачизма считается худшим в Латинской Америке. Историческое объяснение этому можно найти в сравнительно недавней отмене рабства, при которой женщины считались собственностью, и их хозяева имели над ними сексуальную власть. Маскулинная культура нескольких партнерш и частые случаи домашнего насилия остаются превалирующими, несмотря на законодательство и проводимую политику равенства, например Семейный кодекс 1975 года. Позднее внимание общественности привлекли случаи домашнего насилия, участившиеся из-за ухудшения общей экономической ситуации.

Несмотря на то что национальная женская организация (Federacion de Mujeres Cubanas , или FMC) явила огромную активность в предоставлении женщинам образования и равных условий труда, ее политика в целом определяется партийной линией. Организация осудила новый рост проституции в стране, не упоминая тех экономических факторов, которые заставили женщин вести себя подобным образом.

Несмотря на некоторое смягчение государственной политики по отношению к гомосексуализму, на Кубе до сих пор распространены ни на чем не основанные и малограмотные представления и предрассудки относительно геев и лесбиянок, особенно среди гетеросексуальных мужчин.

Отношение к иностранцам

Кубинцы неизменно дружелюбны по отношению к зарубежным гостям, что вызывает изумление, учитывая тот факт, что развитие туристической сферы ведет к новому ограничению для них доступа для них доступа в мир богатых. С иностранцами здесь обращаются с чрезвычайным интересом и любопытством. На протяжении многих лет кубинцы находились в тесном контакте с теми нациями, о которых на Западе тогда знали немного – с русскими, болгарами, чехами, югославами и восточными немцами. Однако, несмотря на то что Советский Союз вытягивал Кубу из экономического кризиса на протяжении трех десятилетий, особых чувств ее граждане к восточным европейцам, особенно к русским, или к их культуре никогда не испытывали. В неофициальной обстановке они служили мишенью для насмешек. В то же время кубинцы чувствовали себя отрезанными от западноевропейской культуры, и любой приезжий подвергался безжалостному допросу. До сих пор ситуация не изменилась.

Наибольшую культурную близость кубинцы чувствуют с латиноамериканцами и жителями Америки. Отношение к латиноамериканцам сильно дифференцировано и в основном определяется политикой каждой отдельной страны. Оплотом солидарности считается Мексика. Однако в целом среди кубинцев распространено мнение о том, что в вопросах образования, медицины и социального обеспечения в их стране положение гораздо лучше, чем в других, поэтому к остальным они относятся с некоторой долей превосходства.

В культурном плане Куба тесно связана со странами Карибского региона. Для многих чернокожих и потомков смешанных браков Африка представляется землей отцов, и рост афро-кубинских учений отражает важность этого наследия.

Нет ничего удивительного в том, что отношение кубинцев к Америке совсем непростое. В то время как политическая оппозиция к политике США – один из факторов объединения граждан Кубы, их мнение о самих американцах далеко неоднозначное. Известие об урагане Катрин (2005 г.) вызвало у кубинцев чувство солидарности с малоимущим и, прежде всего черным населением пораженных районов страны. На самом деле, почти у каждого кубинца родственники или друзья живут в Штатах, а кубинская культура испытала сильное американское влияние за годы американской колонизации, когда была построена наибольшая часть эксплуатируемой сейчас городской инфраструктуры. Культурные симпатии, в частности, проявляются в повальном увлечении бейсболом (beisbol ) и в использовании американских словечек, например, cbevy для городского такси. Кубинцев буквально завораживает ассортимент американских товаров.
Юмор

Хотя неверно было бы утверждать вслед за одним из обозревателей, что кубинцы вообще отказываются воспринимать что-либо всерьез, они действительно относятся к лишениям последних лет и политическим ограничениям с немалой долей дерзкого сарказма. Cboteo (вышучивание или высмеивание) относится к длительной традиции политической сатиры, которая одновременно позволяет комментировать происходящее, и дает выход страстям. Любые важные политические события, как, например, визит Папы в страну в 1998 году, порождают невероятное количество шуток и анекдотов, звучащих во всех уголках страны. Есть разные точки зрения на то, насколько рискованными являются шутки по поводу национальных лидеров (если, конечно, они не проникнуты безумной любовью к ним). Но вам, безусловно, позволено вышучивать бюрократию, транспортные пробки, экономический кризис, качество, доступность продуктов питания и т.д. Кубинцы обожают игру и нередко наделяют людей причудливыми прозвищами. В Кубе живут потрясающие мастера политической карикатуры, острие которой в основном нацелено на Соединенные Штаты. Однако в качестве иностранного гостя вам крайне не рекомендуется высмеивать национальных лидеров или партийно-революционную идеологию.


Все что ни делается, к лучшему

Наконец, на протяжении своей истории кубинцы отличались невероятной изобретательностью. Все жители острова отличаются большим мастерством в создании и починке всевозможных вещей, благодаря чему они вышли из «особого периода» победителями. В качестве классического примера можно привести использование в течение более полувека на улицах страны старинных марок американских машин при полном отсутствии запасных деталей. Однако еще лучше кубинская изобретательность проявилась в предприятиях по защите окружающей среды, утилизации и, в первую очередь, в достижениях органической агрокультуры. Этим сферам хозяйства «особый период» пошел на пользу. Пожалуй, можно без всякого преувеличения утверждать, что кубинская изобретательность стала важным фактором в развитии социализма и практичном отказе от слепого копирования сталинской модели.

Кубинцам также свойственен дух частной инициативы. Еще в 1980-х годах при малейшей возможности возникали мелкие хозяйства, даже если их деятельность прекращалась буквально через несколько недель. Легализация индивидуальной трудовой деятельности в 1993 году привела к моментальной регистрации большого количества предприятий малого бизнеса, при том, что некоторые из них в той или иной скрытой форме почти наверняка уже существовали.

Присущее кубинцам чувство принадлежности коллективу, щедрость и открытость, саркастический юмор, и даже их постоянная готовность жаловаться и обходить незначительные правила – все вместе свидетельствует о том, что это жизнерадостные люди с неисчерпаемым потенциалом, полные надежд и решимости воплотить их в жизнь.


Глава 3 Обычаи и традиции

На протяжении почти что пяти столетий на Кубе бок о бок, хоть и не всегда на равных условиях, жили африканцы, европейцы, и представители смешанной расы. Кубинская культура – это сложное сочетание африканских и европейских, прежде всего испанских элементов. В 1975 году Фидель Кастро назвал страну «афро-латинской», и в последнее время становится ясно, что центральными для ее самоопределения являются афро-кубинские культура и религия.

Официальная культура революции, наложенная на данное культурное наследие, существует прежде всего, на уровне социальных институтов. Она отразилась на выборе культурных практик и ориентиров, которые служат постоянным фоном в жизни кубинцев.
Католические традиции

Куба переняла испанский католический календарь со всеми вписанными в него яркими и эффектными церемониями. Особенно популярными считались явления Девы Марии. Некоторые из этих ритуалов сохранились и после революции, несмотря на давление на церковь со стороны властей. Прежде всего это традиция, связанная со святой Девой Марией Милосердной из Эль Кобре, считающейся покровительницей Кубы. Многие религиозные традиции возрождаются в наше время по мере того, как церковь приобретает все большую свободу деятельности. Рождество вновь объявлено официальным праздником, однако этого не случилось со Страстной пятницей, Пасхой, Богоявлением и другими ключевыми для христианского календаря днями, которые отмечаются только в церквях. В жизнь кубинцев вернулись и другие традиции, в частности, старинный испанский майский Крестный ход (Romerias de la Cruz de Mayo) в Ольгине. Во время него все паломники должны подняться на 450 ступеней, к подножию креста, возвышающегося над всем городом. Дни святых, прежде всего местных покровителей, отмечаются общими уличными празднествами и торжественными церемониями. В день Святого Кристофера, покровителя Гаваны, огромные массы народа стекаются в соборы и церкви.


La Virgin de la Caridad del Cobre

История начинается с 1606 года, когда трое местных жителей были чудом спасены от морского шторма, когда увидели среди бушующих волн деревянную статую Милосердной Девы Марии, укрепленную на небольшой доске. Статуя была перенесена в шахты Эль-Кобре, расположенные неподалеку от Сантьяго-де-Куба, где впоследствии был возведен алтарь, а в 1927 году – большая церковь. В 1916 году Милосердная Дева Мария из Эль-Кобре была официально объявлена святой покровительницей Кубы. Ее культ никогда не прекращался, даже во время наивысшего подъема революции. Имя Девы Марии из Эль-Кобре долгое время связывали с освободительными войнами. Ей поклоняются как сторонники революции на Кубе, так и находящиеся в изгнании их политические оппоненты. В религии сантерия ее приравнивают к Ошун, орише (богине) любви, благополучия и чистых вод, которая пользуется большой популярностью. В день праздника покровительницы со всей страны в Эль-Кобре стекаются толпы пилигримов и принимают участие в процессии, шествующей со статуей Девы по местным улочкам.


Афро-Кубинские традиции

Африканские религии, укоренившиеся на Кубе, - главным образом, рабов племени йоруба и их потомков, - были сохранены из-за острой необходимости избежать полного подавления новыми владельцами. Приходилось скрывать orishas под личинами католических святых. Так Элеггуа, первое из вызываемых во время церемонии божеств, носил имя святого младенца из Аточи; Обатала, великий orisha и создатель людей, ассоциируется с непорочным зачатием или милосердной Девой; Йемайя, богиня моря, скрывается под образом Святой Девы из Реглы, которая является святой защитницей порта Гаваны, а Шанго, бог войны и грома, а также музыки и танца – под именем Святой Варвары и т.д. Главное божество племени йоруба имеет три лика: Олодумаре, Олофи и Олорун, что наводит мысль об их близости к Святой Троице. Окончательный результат смешения двух традиций известен на испанском как Santeria . Однако на самом деле приверженцы культа все это время поклонялись пантеону собственных богов, состоящему из не менее чем четырех сотен региональных и племенных orishas . Подлинное африканское название того, что мы именуем сантерия , переводится как Закон Оша.

Целые книги написаны об обрядах сантерии . Местные жрецы, babalawos , проходят суровую инициацию и обучение. Ритуалы производятся внутри жилых помещений – традиция, унаследованная от длительных гонений, - в которых устанавливаются украшенные алтари. В центре внимания – музыка, песни, посвященные каждому из orishas и танцы, отражающие их качества. Во время церемонии в исполнителей может вселиться дух пробуждаемого божества. Неотъемлемой частью ритуала является жертвоприношение мелких животных.

Другие африканские культы – это palo monte (Закон Майомбе), основанный на традиции почитания умерших предков, который был завезен на Кубу рабами из Конго и Анголы. Название другого известного культа – Абакуа . Строго говоря, это не религия, а скорее секретное сообщество мужчин. В последнее время в нем становится все больше белых членов, а само оно приобрело дурную славу из-за случаев насилия во время режима Батисты. А сегодняшний момент Абакуа можно считать афро-кубинским масонством. Облеченный в маску и скрытый под капюшоном diablito (мелкий бес) – образ из ритуала Абакуа – стал частью кубинского фольклора.


Исторические даты и праздники

Куба, наряду с другими социалистическими странами, с большим энтузиазмом отмечает политические и исторические юбилеи и присваивает названия дням и годам. Каждому году, начиная с 1959-го, было дано собственное именование, как, например: «Год аграрной реформы» (1960), «Год героической партизанской борьбы» (1968, последовавший за смертью Че Гевары), «Год институтуализации» (1977), «Год тридцатого юбилея высадки с «Гранмы»» (1986). Трудности, связанные со следованием этому курсу, очевидны в названии 2005 года -

«Год Боливарианской альтернативы для стран американского континента».

Схожим образом весь календарь страны пестрит революционными праздниками, сопровождающимися речами и митингами. В частности памятными датами считаются день рождения Хосе Марти (28 января), начало Войны за независимость 1895 года (24 февраля), События в Заливе Свиней (19 апреля), День смерти Че Гевары (9октября) Камило Съенфуэгоса (28 октября) и Мучеников революции

(30 июня). Также отмечаются даты главных битв за независимость и революционных выступлений. На Кубе также празднуются День женщин (Международный женский день 8 марта), детей (4 апреля), учителей (22 декабря) и т.д.
События культурной жизни

В рамках программы продвижения национальной культуры кубинское правительство спонсирует множество фестивалей кино, музыки, различного рода танцев, литературы, книг, афро-кубинских обычаев и много другого. Некоторые праздники проводятся каждый год, некоторые – раз в два года. Одни проходят на международном уровне, как, например, фестивали фильмов и литературы, другие носят исключительно местный характер, к примеру, петушиные бои в городке Морон или сбор урожая цитрусовых в Нуэва-Херона на острове Хувентуд. Внимание ценителей привлекают такие специализированные праздники, как фестивали кубинских сигар или рома. На Кубе также ежегодно проводятся различные конференции национального и международного характера, как правило, посвященные научным и медицинским проблемам.

Культурные и праздничные мероприятия

Апрель : PERCUBA , интернациональный праздник барабанов и других ударных инструментов, Гавана.

Май : Festival de Baile , танцевальный фестиваль в Сантьяго-де-Куба.

Фестиваль традиционной музыки и танца, г. Ольгин.

Июнь : Festival Boleros de Oro , концерты кубинских и зарубежных исполнителей болеро. Проходит в городах Гавана, Сантьяго и Морон.

Бьеннале jornada Cucalambeana , Encuentro Iberoamericano de la Decima , кубинская музыка и поэзия в стиле «кантри», проходит в г. Лас-Тунас.

Август : Cubadanza , фестиваль современного танца, Гавана.

Festival de Rap Cubana Habana Hip Hop , Аламар.

Бъеннале Festival Internacional de Musica Popular «Beny More», создан в честь знаменитого музыканта, проходит в городах Съенфуэгос, Лахас, Гавана.

Сентябрь , бьеннале: Matamoros son , фестиваль музыки son .

Ноябрь : Festival de Raices Africanas Wemilere , спонсируемый правительством афро-кубинский фестиваль, Проходит

в г. Гуанабакоа.

Декабрь : Fiesta a la Guantanamera , праздник афро-кубинской и франко-гаитянской музыки, культуры и фольклора, Проходит в г. Гуантанамо.
Государственные праздники

Вплоть до наделения в 1997 году Рождества статусом официального выходного дня, все государственные праздники были приурочены к политическим и историческим событиям и сопровождались речами, демонстрациями и собраниями в маленьких и больших городах страны. Административные здания и магазины закрываются только во время пяти официальных праздников (однако это не относится к большинству ресторанов и туристических мест, которые продолжают работать по обычному графику). Новый год встречают по всей стране, поскольку он совпадает с годовщиной дня освобождения и падения диктатуры Батисты. Самые многолюдные демонстрации и другие мероприятия, повсеместно проходят в Международный день труда. Во время этого праздника в Гаване несколько тысяч студентов и членов общественных организаций с флагами проходят мимо Фиделя Кастро перед памятником Марти на Plaza de la Revolucion. Однако толпы, насчитывавшие раньше миллионы людей, в последние годы значительно поредели. Подобные мероприятия с меньшим размахом проходят 26 июля, в день годовщины нападения на казармы Монкада, и 10 октября, в день первого крупного боя за независимость страны, ознаменовавшего начало Десятилетней войны.

В праздничные дни на общественный транспорт можно полагаться еще меньше, чем обычно. Однако 1 мая множество автобусов развозит толпы людей на места массовых мероприятий в любом городе, независимо от его размера.

Карнавалы

Кубинский Carnaval , как и многие другие элементы кубинской народной культуры, своими корнями уходит в рабовладельческую эпоху, в те краткие моменты праздников, когда рабам позволялось петь и танцевать. В XIX столетии конец сбора сахара ознаменовывался процессиями и соревнованиями танцевальных групп, известных как comparsas . Впоследствии, в начале ХХ века они превратились в современный вариант карнавала, участники которого танцуют на улицах, разряженные в маски и разноцветные костюмы со знаменами и бумажными фонариками в руках.


До 1959 года comparsas спонсировались частными компаниями, но после революции танцевальные группы вместо рекламы различных товаров стали во время празднования заниматься политической пропагандой. В ходе «особого периода» было временно отменено большинство ежегодных фестивалей, однако в наши дни к карнавалу возвращается его былая слава. Карнавальные музыкальные группы используют различные виды барабанов, в том числе tumba francesa , который был привезен с Гаити рабами французских фермеров-поселенцев, а также corneta china , - китайский горный рожок, изобретенный в конце XIX века. Над уличными шествиями громадными тенями нависают разукрашенные суда, загруженные огромными изображениями людей и животных из папье-маше.

В Гаване ежегодно проводятся два карнавала: один – в феврале, а другой, самый главный – в июле и августе. В дни второго карнавала лучшие группы играют каждую ночь для людских масс, собирающихся на Малеконе, в самом широком бульваре набережной, а также в других местах города. Кульминацией последней недели является театрализованный парад кораблей, плывущих из Старой Гаваны до Малекона. Еще раньше, в июне, в Сантьяго-де-Куба проходит самый оживленный карнавал с костюмированными парадами (в том числе и водными), с разукрашенными кораблями и еженощными концертами и празднествами. Весь город освещается разноцветными огнями, и на дверях всех домов висят украшения. В Камагуэе в том же месяце проводится меньший по масштабам, но не менее живой и волнующий карнавал. Кроме упомянутых, есть целый ряд других подобного рода фестивалей – в Пинар-дель-Рио (июнь), Сьего-де-Авила (март, в основном предназначен для туристов) и в Варадеро (с конца января до начала февраля, чисто туристическое мероприятие).

И наконец, одно из наиболее популярных карнавальных событий – это Паррандас-де-Ремедиос, совпадающий с большей частью рождественского поста. Этот фестиваль проходит с 8 по 24 декабря в Ремедиосе и во всех близлежащих деревнях. Праздник ведет свое начало с 1829 года, когда приходской священник в Ремедиосе повелел деревенским детишкам колотить изо всех сил по листам жести, чтобы разбудить всех местных жителей. Фестиваль начинается с парада детей и заканчивается поединком между двумя кварталами города, кварталами Сан-Сальвадор и Кармен, в котором выиграет тот, кто произведет больше шума. Fiesta заканчивается салютом в канун Рождества, однако никогда не ранее трех часов ночи.
Жизненный цикл и праздничные обряды

Экономический кризис не сумел повлиять на пристрастие кубинцев к свадебным церемониям. Всегда можно изыскать средства, чтобы как следует отметить подобное событие. Революционное правительство организовало институт светского брака, Palacio de los Matrimonios («Дворец бракосочетаний»), и первый такой «дворец» был открыт в бывшем игровом зале в Гаване в 1966 году. Вся церемония бракосочетания в palacio занимает не более 15 минут. Пары новобрачных следуют друг за другом по широким ступенькам palacio . Эта безыскусная церемония практически ничего не стоит: свадебное платье для невесты берется напрокат, а гостям подается небольшое количество еды, пива и рома. Однако по мере того, как «особый период» сходил на нет, семейства начали проводить более роскошные свадьбы с дорогими платьями, банкетами, шикарными автомобилями.

Для девушки из любой страны Латинской Америки день пятнадцатилетия (los guince ) является особым событием. С этого дня она считается взрослой женщиной. Не является исключением и Куба. Как правило, для виновницы торжества (la guinceanera ) устраивается банкет, завершающийся поеданием огромного пирога, после чего она танцует со своим папой и другими родственниками мужского пола, а потом со своим бой-френдом или просто другом. Праздники пятнадцатилетия, обычно проводимые с большой помпой, были чрезвычайно популярны на Кубе до революции, однако впоследствии стали гораздо скромнее. Тем не менее, в наше время кубинские семьи по-прежнему готовы отдать последние деньги, чтобы подарить своим дочерям этот особенный день. Гости приходят на праздник в разнообразных нарядах, и вся церемония снимается на фото- и видеокамеры. В последние годы стали снова проводиться шикарные guinces , как правило, не без финансовой помощи со стороны состоятельных заграничных родственников. В честь этого дня служат праздничную мессу. Также в церкви с 1988 года сильно возросло количество свадеб, похорон и крещений.

Культурная жизнь на Кубе - самая разнообразная и активная в Латинской Америке. Куба издавна использовала культуру для выражения национальной идентичности. Страна исключительно богата талантами. Кубинская культура имеет афро-карибские и испанские корни: после революции культура на Кубе в полном смысле слова расцвелаИскусство

Искусство
Искусство, как популярное, так и <высокое designtimesp=2962>, классическое, играет важную роль в культурной жизни Кубы. Правительство давно осознало необходимость воспитания талантов на родной почве и развития многообразного и живого культурного пространства. Все виды кубинского искусства весьма самобытны, особенно музыка - она на Кубе имеет богатые традиции. Одно из величайших достижений руководства страны - широкое распространение и глубокое проникновение народных форм искусства в повседневную жизнь.

Балет
Кубинский балет известен во всем мире. Он развивается с 1930-х гг. Национальный балет Кубы выступает в театре Гарсиа Лорки, а также много гастролирует за рубежом. В октябре в Гаване ежегодно проводится Международный фестиваль балета.
Душой кубинского балета по праву считается Алисия Алонсо, знаменитая балерина, которая в 1955 г. организовала собственную труппу. Алисия Алонсо родилась в 1921 г. Техника и выразительность танца завоевали ей признание во многих странах мира. Основные свои роли она исполнила в 1940-х гг.

Кино
Кубинское кино зародилось в 1959 г., когда был создан Кубинский институт кинематографического искусства и производства. Он стал движущей силой кубинского кинематографа, добившегося значительных успехов после революции. Золотым веком кубинского кинематографа стали 1960-е гг., когда революционное правительство уделяло огромное внимание подготовке режиссеров, операторов и техников и стремилось как можно шире демонстрировать кубинские фильмы. Режиссер Сантьяго Альварес снимает замечательные документальные фильмы. Умберто Солас (автор классического фильма <Люсия DESIGNTIMESP=2972>) и Томас Гутьеррес Алеа работают в жанре художественного кинематографа. Работа Алеа получила международное признание. Его фильм 1993 г. <Клубника и шоколад DESIGNTIMESP=2973> был посвящен пробле мам диссидентства и гомосексуализма. Находящимся в стесненных материальных условиях кубинским режиссерам приходится изобретать новые способы выразительности. Кубинские фильмы проникнуты духом энтузиазма и нонконформизма. Сегодня на Кубе создаются сатирические и музыкальные фильмы, а также комедии. Фильмы показывают повсюду, даже в междугородних автобусах. Ежегодно в Гаване проводится кинофестиваль. Сегодня Гавана считается кинематографической столицей Латинской Америки.

Кубинцы любят кино, а кроме того, билеты стоят удивительно дешево. Легендарным стал кинотеатр в районе Ведадо. Лучшими кубинскими фильмами считаются комедия <Смерть бюрократа DESIGNTIMESP=2976> (Томас Гутьеррес Алеа, 1966), фарс <Восхитительное вранье DESIGNTIMESP=2977> (Херардо Чихона, 1991), социальная сатира <Всплеск DESIGNTIMESP=2978> (Хуан Карлос Табио, 1988) и конечно же фильм, номинированный на премию <Оскар DESIGNTIMESP=2979>, <Клубника и шоколад DESIGNTIMESP=2980> (Томас Гутьеррес Алеа, 1993).

Литература
Самым древним произведением кубинской литературы считается <Зерцало терпения DESIGNTIMESP=2985> Сильвестра де Бальбоа, написанное в 1605 г. В книге рассказывается о борьбе испанского епископа и французского пирата.

Вплоть до XIX в. кубинская литература не имела собственного лица. Хосе Мария Эредиа (1803-1839) был первым кубинским писателем, включившимся в борьбу за независимость. Он считается создателем испаноязычного романтизма в кубинской литературе. Хертрудис Гомес де Авельянеда (1814- 1873) написала первый в Латинской Америке роман, направленный против рабства. Ее роман <Саб DESIGNTIMESP=2987> на десять лет опередил <Хижину дяди Тома DESIGNTIMESP=2988>.

Главная фигура кубинской литературы XIX в. - несомненно Хосе Марта (1853-1895), интеллектуал, журналист, писатель и поэт. Наиболее известны его произведения <Исмаелильо DESIGNTIMESP=2990> и <Простые стихи DESIGNTIMESP=2991>, в которых нашли свое отражение националистические идеи автора, причем в весьма элегантной литературной форме. Многие пророчества Марти относительно политического будущего Кубы полностью оправдались.

Самыми известными кубинскими писателями XX в. стали Алехо Карпен-тьер (1904-1980) и Николас Гильен (1902-1989). Карпентьер был одним и наиболее оригинальных писателей Кубы, создателем так называемого ма-"ического реализма. После него многие писатели стали изучать культурные корни своей страны. Основные книги Карпентьера - <Потерянные следы DESIGNTIMESP=2993> (1953) и <Век Просвещения DESIGNTIMESP=2994>. Карпентьер занимает видное место среди писателей Латинской Америки.

Николас Гильен был мулатом. Этот поэт писал об угнетении черного населения, о тяжелом труде чернокожих на сахарных плантациях. Книга <Мотивы сна DESIGNTIMESP=2996> (1930) проникнута африканскими ритмами и традиционной музыкальной культурой. Фидель Кастро объявил Гильена национальным поэтом Кубы. Он возглавлял Союз кубинских писателей.

Среди других известных кубинских писателей XX в. можно назвать реформатора Виргилио Пиньеру, поэта и создателя движения креолизма Хосе Ле-зама Лиму, автора знаменитого <Рая DESIGNTIMESP=2998> (1966).
Среди антикастровских писателей, творящих в изгнании, выделяется Ги-льермо Кабрера Инфанте, создавший остроумный роман о ночной жизни в Гаване во время правления Батисты <Три тоскливых тигра DESIGNTIMESP=3000>. После Кубинской революции писатели ощутили политические ограничения, что было весьма мучительно для интеллектуалов. Одним из лидеров экспериментальной литературы стал Северо Сардуй, книга которого <С Кубы с песней DESIGNTIMESP=3001>, написанная в 1967 г., считается классической. В последние годы писателям стало легче выражать свои идеи публично.

Живопись
Первый этап в истории кубинской живописи начался в 1818 г., в год основания Академии изящных искусств Сан-Алехандро. После этого кубинское искусство стало развиваться более активно. Второй этап наступил в 1830 г. и проходил под сильным влиянием европейского авангарда, но кубинское лицо живописи сохранилось. Одна из наиболее известных кубинских картин - <Тропическая цыганка DESIGNTIMESP=3006> Виктора Мануэля (1929). Виктор Мануэль стал родоначальником модернизма в кубинском искусстве.
Самый известный художник Кубы - Вилфредо Лам (1902-1982), создавший собственный стиль на основе кубизма, африканских масок и сюрреализма. Некоторое время Лам работал в Париже вместе с Пикассо.

К числу крупных художников Кубы, творивших в 1930-40-х гг., относятся Амелия Пелаэс и Рене Портокарреро, в чьем творчестве ощущается сильное влияние европейского авангарда.

В 1959 г. были созданы Национальная школа искусств и Высший институт искусств. Это было сделано в рамках государственной программы художественного образования. Третий этап развития кубинской живописи характеризуется обилием художников-авангардистов. В последние годы в стране появилось множество талантливых художников.
Кубинское искусство получает международное признание, чему способствуют художественные выставки, и в частности Гаванское биеннале. Чтобы познакомиться с колониальным и современным искусством Кубы, следует отправиться в Национальный музей изящных искусств в Гаване.

Музыка
Для многих гостей Кубы открывается совершенно новый музыкальный мир. Музыка - главный предмет культурного экспорта Кубы. Перечисленные ниже классические альбомы кубинской музыки можно приобрести на Кубе под национальной маркой EGREM (не распространяющей свою продукцию за рубежом) или за рубежом под маркой. Для начала советуем вам обратить внимание на альбомы в стиле сон и, записанные почти одним и тем же составом музыкантов. В последнее время особую популярность завоевал альбом Поло Монтаньеса, что в некоторой степени связано с трагической гибелью музыканта в автомобильной катастрофе в прошлом году. Поклонникам сальсы не стоит искать ничего лучше неувядаемой группы - альбом, получивший в 1999 г. премию <Грэм-ми DESIGNTIMESP=3020>, .

Рэп на Кубе представлен знаменитым альбомом от Познакомиться со стилем румба можно с помощью альбома, получившего премию <Грэм-ми DESIGNTIMESP=3025> в 2001 г.
Обратите внимание также на таких музыкантов, как Чучо Вальдес и его оркестр (джаз в стиле лати-но), Пабло Миланес (нуэва трова) и Бенни Море (создатель музыкального стиля болеро).

Спорт
Спорт играет важную роль в кубинской общественной жизни. Национальным видом спорта считается бейсбол. Множество кубинцев собираются возле телевизоров или радиоприемников, когда транслируются важные матчи. Несколько кубинских бейсболистов перебрались в США, где сумели заработать целые состояния. Для сравнения скажем, что на родине они зарабатывали 200 долларов в год или даже меньше. Куба располагает одной из лучших бейсбольных команд в мире. Хотя игроки официально считаются любителями, эта команда способна противостоять самым лучшим профессиональным командам мира.

Правительство уделяет большое внимание физической культуре и массовому спорту. В стране создано множество специализированных спортивных школ. Неудивительно, что кубинские спортсмены добиваются больших успехов на международных соревнованиях по легкой атлетике, волейболу, баскетболу и боксу. Достаточно вспомнить таких легендарных спортсменов, как Иван Педросо, победитель Олим-пиады-2000 в прыжках в длину, Анна Фиделия Кирот, чемпионка мира в беге на 800 м, и Хавьер Сотомайор, золотой медалист Олимпиады-1992 в Барселоне по прыжкам в высоту.

«Остров Свободы» был открыт Христофором Колумбом 27 октября 1492 года. После этого испанцы четыре столетия пытались его колонизировать, и превратить в свою заморскую провинцию. В этом хотели потом также преуспеть англичане и американцы. Однако, ни у кого из них так и не получилось установить там свои порядки. Поэтому и сейчас про Кубу говорят, что это «Остров Свободы». Куба на весь мир знаменита своими карнавалами, танцами, песнями, боксом, волейболом, кубинскими сигарами и кубинским ромом, прекрасным морем и великолепными пляжами.

География Кубы

Островное государство Куба располагается в Карибском море. Оно состоит из островов Куба, Хувентуд и еще нескольких архипелагов. В 180 километрах к северу от Кубы находится США, а к югу и юго-востоку – Ямайка, Гаити и Доминиканская республика. Общая площадь страны – 110 860 кв. км.

Остров Куба является самым большим островом во всем Карибском бассейне. Большая часть его территории – равнины. Только на западе, в центре и на юго-востоке можно встретить горные системы. Самая высокая вершина – пик Туркино в горном массиве Сиерра-Маэстра, чья высота достигает 1 974 метра.

Побережье острова Куба изрезано живописными заливами и бухтами, а возле берега есть красивейшие коралловые рифы. Вообще, возле Кубы насчитывается около 4 000 тысяч островов и рифов.

Столица

Гавана – столица государства Куба. В этом городе сейчас проживают более 2,3 млн. человек. Гавана была основана испанцами в 1515 году на месте древнего индейского поселения.

Официальный язык Кубы

Официальный язык – испанский.

Религия

Более 60% населения считают себя католиками, но только около 5% из них регулярно посещают церковь.

Государственное устройство

Согласно Конституции 1992 года, Куба – это социалистическая республика, в которой «ведущей силой общества и государства» является Коммунистическая партия. Первый секретарь Компартии Кубы также исполняет обязанности Президента этого государства.

Местный парламент называется Национальная Ассамблея, он состоит из 609 депутатов, избираемых на 5-летний срок. Исполнительная власть принадлежит Государственному Совету и Совету министров, состоящему из 31 министра.

Административно страна делится на 15 провинций, которые в свою очередь разделяются на 168 муниципий, и один специальный муниципалитет (Хувентуд).

Климат и погода

Климат субтропический, среднегодовая температура воздуха – около +27С. Сезон ураганов длится с июля по середину ноября. Чаще всего ураганы и тропические штормы случаются в сентябре и октябре.

Отдыхать на Кубе можно практически круглый год, но лучшее время – зимние месяцы, когда там нет дождей.

Средняя температура воздуха на Кубе:

  1. январь - +26С
  2. февраль - +27С
  3. март - +28С
  4. апрель - +29С
  5. май - +31С
  6. июнь - +30С
  7. июль - +30С
  8. август - +32С
  9. сентябрь - +31С
  10. октябрь - +29С
  11. ноябрь - +27С
  12. декабрь - +26С

Море на Кубе

Остров Куба окружен со всех сторон Карибским морем. У побережья располагаются красивейшие коралловые рифы.

Средняя температура Карибского моря у берегов Кубы:

  1. январь - +25С
  2. февраль - +24С
  3. март - +24С
  4. апрель - +26С
  5. май - +27С
  6. июнь - +27С
  7. июль - +28С
  8. август - +28С
  9. сентябрь - +28С
  10. октябрь - +28С
  11. ноябрь - +27С
  12. декабрь - +27С

Реки и озера

По территории Кубы протекает несколько рек. Самая большая из них – река Кауто, начинающаяся в горах Сьерра-Маэстра в провинции Сантьяго (ее длина – 370 км). Через Гавану протекает река Альмендарес, обеспечивающая столицу питьевой водой. Вообще, на этом острове насчитывается несколько сотен рек и небольших ручьев.

История Кубы

27 октября 1492 года Христофор Колумб высадился на Кубе, и с этих пор начинается современная история этого острова, а затем и государства. В начале XVII века Диего Веласкес основал на острове семь первых городов-поселений - Баракоа, Баямо, Сантьяго-де-Куба, Тринидад, Санкти Спиритус, Камагуэй и Гавана. В процессе колонизации испанцы практически полностью уничтожили коренное население. За 4 века господства испанцев на Кубу были ввезены десятки тысяч рабов из Африки.

Испанская оккупация Кубы закончилась только в конце XIX века, но страна попадает в политическую зависимость от США.

1 января 1959 года на Кубе победила Революция, и страна стала на путь строительства социализма. Одним из лидеров Революции, наряду с Камило Сьенфуэгосом и Эрнесто Че Геварой, был Фидель Кастро.

В апреле 1961 года американцы предприняли попытку свергнуть правительство Кубы во главе с Фиделем Кастро, но их наемники потерпели поражение в заливе Свиней.

Некоторые капиталистические страны, в том числе и США, до сих пор не отменили экономические санкции против Кубы, что мешает развитию этой удивительной страны.

Культура

Культура Кубы сформировалась под испанским, африканским, французским и азиатским влиянием, и поэтому известна своим разнообразием. Эта страна стала родиной многих музыкальных стилей и танцев, среди них самые популярный – мамбо и ча-ча-ча.

Однако, Куба в мире известна не только музыкой и танцами, но и спортивными достижениями в боксе и волейболе. Спорт тоже можно считать отображением культурных традиций.

Кубу нельзя представить без фестивалей. Так, например, каждое лето в Гаване проводится знаменитый «Карнавал колесниц», во время которого по улицам кубинской столицы три дня ездят специальные сценические площадки с музыкальными и танцевальными коллективами, а также проводятся уличные шествия музыкантов. Вообще же Карнавал в Гаване продолжается, как правило, 12 дней, и в нем участвует легендарное кабаре Tropicana, основанное в 1939 году.

Также в Гаване летом регулярно проводятся ярмарки народных промыслов, в которых участвуют различные музыкальные, танцевальные и театральные коллективы.

Каждый сентября в Сантьяго-де-Кубе проходит фестиваль традиционной кубинской музыки Festival del Son. Этот праздник продолжается четыре дня.

Кухня Кубы

Кухня Кубы сформировалась под сильным влиянием испанских кулинарных традиций. Многие кубинские блюда очень похожи на те, которые подают в Андалусии (южная Испания). Тем не менее, на кубинскую кухню оказали влияние также африканские, португальские, французские, арабские и даже китайские кулинарные традиции.

Основные продукты питания – картофель, маланга, юкка, пшеница, рыба и морепродукты (особенно омары), мясо (курица и свинина), рис, бананы, овощи, фасоль. Острые специи используют редко.

Туристам рекомендуем попробовать «Moros y Cristianos» (черная фасоль с рисом), «Arroz con Pollo» (желтый рис с курицей), «Ropa Vieja» (кусочки филе говядины), «Ajiaco» (овощное рагу с мясом и чесноком), «Fufú» (пюре из вареных зеленых бананов, часто подается с мясом), «Piccadillo» (пряная говядина с помидорами и луком). Популярные десерты – «Helado» (мороженое) и «Galletas» (сладкое печенье).

Традиционный безалкогольный напиток – кофе. Лучшее кубинское кофе растет в горах Сьерра-Маэстра.

Традиционные алкогольные напитки – ром и коктейли с ромом. Каждый уважающий себя кубинский бармен должен знать как минимум 100 рецептов коктейлей с ромом или с другими алкогольными напитками.

Достопримечательности Кубы

Большинство памятников кубинской культуры относятся к колониальной эпохе. Несколько памятников считаются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО:

  1. Исторический центр города Гавана Вьеха и форт (Гавана)
  2. Старый город Тринидад (Санкти Спиритус)
  3. Сахарные заводы вокруг Тринидада (Санкти Спиритус)
  4. Укрепления Сан-Педро-де-ла-Рока-дель-Морро (Сантьяго-де-Куба)
  5. Руины французской кофейной плантации Ла Гран Пьедра (Сантьяго-де-Куба)
  6. Национальный парк «Desembarco del Granma»

Большим интересом у туристов пользуются национальные парки «Александр Гумбольдт», Альмендарес и Сьерра-Маэстра, заповедник Лос-Индиос и морской парк Пунта-Франсес.

Города и курорты

Самые большие города – Сантьяго-де-Куба, Камагуэй, Санта-Клара, Ольгин, Баямо, Сьенфуэгос, Гуантанамо, Ольгин, и, конечно, Гавана.

Куба на весть мир знаменита своими пляжными курортами, отдыхать на которые приезжают жители Европы и Северной Америки. Самые популярные из них – Варадеро, Кайо-Гильермо, Кайо-Коко, Кайо-Ларго и Ольгин. Ежегодно в Варадеро, например, отдыхают более 1 млн. туристов (около 45% из них – это иностранцы).

Большинство местных курортов предлагают туристам хорошо развитую инфраструктуру отдыха, с ресторанами, дискотеками, ночными клубами и развлекательными шоу в отелях. На всех курортах существуют отличные возможности для пляжного отдыха, включая дайвинг, морские экскурсии и прогулки на яхтах.

Сувениры/покупки

Самые популярные сувениры из Кубы – любые предметы с изображением Че Гевары и Фиделя Кастро, изделия народного творчества, керамика, кубинское кофе, чашечки для кофе, кубинские сигары и ром.

Часы работы учреждений

Банки:
Пн-Пт: 09:00-15:00

Магазины:
Пн-Пт: 09:00-17:00
Сб: 10:00-14:00

Музеи:
Вт-Сб: 09:00-17:00
Вс: 08:00-13:00

Виза

Украинцам для посещения Кубы необходимо оформить визу.

Валюта

На Кубе в обращении находятся две валюты – кубинский песо (CUP) и конвертируемый песо (CUC). Туристы должны обменять доллары на конвертируемые песо. 100 долларов = 87 CUC. В свою очередь 1 доллар = примерно 24 кубинским песо. Кредитные карты широко не распространены.

Таможенные ограничения

Культура Кубы

Культура Кубы представляет собой яркий пример взаимопроникновения испанских и африканских культур.

Литература

Сильное воздействие на развитие кубинской литературы оказала борьба за независимость, продолжавшаяся более ста лет. Зачинателем романтизма в Испанской Америке был замечательный кубинский поэт и прозаик Хосе Мария де Эредия-и-Эредия (1803–1839). Из других кубинских писателей XIX в. выделяются авторы аболиционистских романов Хертрудис Гомес де Авельянеда (1814–1873) и Ансельмо Суарес-и-Ромеро (1818–1878), бытописатели Сирило Вильяверде (1812–1894) и Рамон Меса (1861–1911), поэты-романтики мулаты Пласидо (наст. имя Габриель де ла Консепсьон Вальдес, 1809–1844), и Хуан Франсиско Мансано (1797–1854), крупнейший представитель поэзии испано-американского модернизма Хулиан дель Касаль (1863–1893). Центральное место в кубинской литературе XIX в. занимает национальный герой Кубы и страстный борец за независимость Хосе Марти. Одним из самых выдающихся философов Кубы был позитивист Энрике Хосе Варона (1849–1933).

В начале XX в. традиции реалистической прозы развивали романист Мигель де Каррион (1875–1929) и авторы психологических рассказов Альфонсо Эрнандес Ката (1885–1940) и Хесус Кастельянос (1879–1912). В 1930-е годы Куба стала очагом формирования латиноамериканского «негризма». Выдающимся представителем этого течения был поэт Николас Гильен (1902–1989), стихи которого, звучащие африканскими ритмами, пронизаны страстным стремлением к социальной справедливости. Одним из зачинателей «нового латиноамериканского романа» был всемирно известный писатель Алехо Карпентьер (1904–1980). Другой знаменитый прозаик и поэт, Хосе Лесама Лима (1910–1976), прославился как смелый новатор формы.

Новое поколение современных кубинских писателей получило известность после революции; это мастера рассказа Умберто Ареналь (род. 1926), Феликс Пита Родригес (1909–1990), Онелио Хорхе Кардосо (1914–1986), Верхилио Пиньера (1912–1979), романисты Солер Пуиг (1916–1996), Синтио Витьер (р. 1921), Лисандро Отеро (р. 1932), один из зачинателей латиноамериканской документально-художественной литературы «свидетельства» Мигель Барнет (р. 1940).

Особого упоминания заслуживает Эдмундо Десноэс (р. 1930), многие произведения которого посвящены крушению старого мира и проблемам кубинской интеллигенции; по одному из его романов режиссер Т. Гутьеррес Алеа поставил один из самых замечательных кубинских фильмов "Воспоминания об отсталости". Известностью пользуются также поэты Элисео Диего (1920–1994), Фаяр Хамис (р. 1930), Пабло Армандо Фернандес (р. 1930) и Роберто Фернандес Ретамар (р. 1930) - поэт, очеркист, издатель литературного журнала, многие годы возглавлявший международный культурный центр «Дом Америк». К середине 1990-х годов ряд более молодых писателей снискал широкую популярность как литературным мастерством, так и выбором тем, которых большинство послереволюционных писателей предпочитало не касаться. Среди лучших из них – Сенель Пас и Абилио Эстевес.

Музыка

Многие специфические особенности кубинского искусства получили освещение и истолкование в трудах пользующегося международной известностью антрополога и музыковеда Фернандо Ортиса (1881–1969), исследовавшего роль африканского культурного наследия в кубинской культуре. По Ортису, «любовный союз между испанской гитарой и африканским барабаном» породил наиболее характерные для Кубы музыкальные формы, танец румбу и протяжную песню "сон". Кубинская музыка сохранила европейский мелос, восприняв своеобразные и богатые африканские ритмы. Песенные традиции испанского фольклора прослеживаются в наиболее распространенных музыкальных жанрах – таких, как романтические песни и баллады (пунто), деревенский танец сапатео (типа чечетки) и крестьянская песня гуахира.

Начало профессиональной кубинской композиторской школе положили Мануэль Саумель Робредо (1817–1870) и Игнасио Сервантес Каванаг (1847–1905), впервые использовавший в своих Кубинских танцах для фортепьяно темы национального фольклора. Основоположниками кубинской оперы стали Эдуардо Санчес де Фуэнтес (1874–1944) и Хосе Маури Эстеве (1856–1937), который впервые обратился к традициям афро-кубинского фольклора. Эту тенденцию развили в русле современных музыкальных форм два лучших кубинских композитора XX в.: Амадео Рольдан (1900–1939) и Алехандро Гарсия Катурла (1906–1940). Большой популярностью пользуются песни и пьесы Эрнесто Лекуоны (1896–1963). После революции национальную музыкальную традицию развивают композиторы, испытавшие влияние западноевропейского авангардизма: Карлос Фариньяс (р. 1934), руководитель национального симфонического оркестра (осн. 1960) Мануэль Дучесне Кусан (р. 1932), гитарист Лео Брауэр (р. 1939), Хуан Бланко (р. 1920), приверженец электронной музыки. Существовавшие до революции «Общество любителей музыки» и «Лицеум», пропагандировавшие хорошую музыку, были заменены после 1959 года многочисленными домами культуры.

Народная кубинская музыка остается основой многих современных танцевальных ритмов во всем мире. Кроме певцов и музыкальных групп, пользовавшихся популярностью в 1930-е, 1940-е и 1950-е годы (таких, как Бенни Мор и трио «Матаморес»), мировую известность в 1990-е годы приобрели такие певцы, как Пабло Миланес, Сильвио Родригес, Омара Портуондо и Элена Бурке, джазовые пианисты Чучо Вальдес и Гонсало Рубалькаба, а также ансамбли Элио Реве, Исаака Дельгадо, Пачо Алонсо, Адальберто Альвареса, ансамбль «Лос Бан-бан» и др.

Кино и театр

Под эгидой Кубинского института киноискусства и кинопромышленности, основанного в 1959 году, процветает национальная кинематография. Наибольшей известностью пользуются режиссеры Хулио Гарсия Эспиноса (р. 1926), Умберто Солас (р. 1942) и Томас Гутьеррес Алеа (1928–1996).

Начиная с 1979 года в Гаване ежегодно проходит международный кинофестиваль – крупнейший кинофорум в Латинской Америке и третий по значению в Западном полушарии. Хотя на состоянии кубинской кинематографии тяжело отразился финансовый кризис, связанный с падением мировой социалистической системы, к концу 1990-х годов в ней наметились признаки возрождения; с помощью иностранных кинопродюсеров, чаще всего мексиканских или испанских, снимаются новые фильмы. В декабре 1998 года в Гаване состоялся 20-й традиционный кинофестиваль, и главный приз на нем завоевал кубинский фильм режиссера Фернандо Переса.

После революции в стране выросло количество театров, в том числе дающих представления на открытых площадках. Первым таким театром был созданный в конце 1960-х годов экспериментальный театр «Эскамбрай», которым руководит Серхио Корриери, прославившийся исполнением главной роли в фильме Гутьерреса Алеа "Воспоминания об отсталости". Сюжеты пьес, которые ставятся в этом театре, заимствованы из жизни и отражают интересы простых людей провинции Эскамбрай, а профессиональная деятельность труппы тесно связана с социологической и политической работой. Всего в стране работает более 50 драматических коллективов.

Большой известностью пользуются Национальный балет Кубы, созданный в 1948 году прославленной балериной Алисией Алонсо, а также «Балет Камагуэя», основателем которого был Фернандо Алонсо. Имеется также замечательный фольклорный танцевальный коллектив.

Изобразительное искусство

Формирование национальной школы живописи относится к первой половине XIX в., когда была основана (1817) Академия Сан-Алехандро (ныне – Национальная школа изящных искусств Сан-Алехандро). Тенденция к отражению национальной действительности ярко проявляется на рубеже XIX–XX вв. в творчестве живописцев Армандо Менокаля (1863–1942), изобразившего сцены освободительной войны и жанристов Леопольдо Романьяча (1862–1951) и Рамона Лоя (р. 1894). На кубинских художников XX в. заметное влияние оказало современное французское искусство. К их числу относятся абстракционисты Амелия Пелаэс (1897–1968) и Мариано Родригес (р. 1912); своеобразные художники Кундо Бермудес и Рене Портокарреро (р. 1912), использующие декоративные и архитектурные мотивы, Марсело Поголотти (р. 1902), создатель картин городской и пролетарской тематики; знаменитый Вильфредо Лам (р. 1902), для которого языческий религиозный культ сантерии послужил основой собственного фантастического мира; наконец, Марио Карреньо, автор фресок, изображающих жизнь чернокожих крестьян Кубы. В 1950-е годы среди молодых художников получил большое распространение абстракционизм как форма протеста против традиционного искусства. К этому направлению принадлежала известная «Группа одиннадцати», объединившая наиболее талантливых представителей молодого поколения, таких, как Рауль Мартинес (р. 1927), Антония Эйрис и Сервандо Кабрера Морено.

В период революции выдвинулось новое поколение художников, многие из них приобрели широкую известность, например Хосе Бедия, Томас Санчес, Хуан Франсиско Эльсо Падилья, Мойсес Финале, Хосе Франко, Флавио Гарсиандия, Мануэль Мендиве, Сайда дель Рио, Хулия Вальдес, Марта Мария Перес Браво. К ним присоединился ряд еще более молодых художников, уже успевших заявить о себе в мире искусства: Абель Барросо, Таня Бругера, Карлос Эстевес, Алисия Леаль, Эльса Мора, Сандра Рамос, супруги Карпентер. В 1990-х годах появилась группа талантливых художников-самоучек, в том числе Роберто Хай Матаморос, Исабель де лас Мерседес и Хильберто де ла Нуэс. Наибольшей самобытностью отличаются работы Гарсии Монтебраво, Луиса Родригеса и Хулиана Эспиносы. Начиная с 1984 года, когда Центр им. Вильфредо Лама организовал Первый Гаванский фестиваль искусств, каждые два года в Гаване устраивается международная выставка изобразительного искусства («Бьенналь»), представляющая искусство Латинской Америки и всего третьего мира.