Чем полезно ползание для ребенка. Когда и как научить ребёнка ползать: упражнения и полезные рекомендации врача. «Лежание на валике»

Чем полезно ползание для ребенка. Когда и как научить ребёнка ползать: упражнения и полезные рекомендации врача. «Лежание на валике»

Попытки грудничка самостоятельно передвигаться по комнате можно отнести к значительному этапу его взросления. Ползая, младенец учится управлять своим телом, развивать координацию, уметь ориентироваться в пространстве. Перед тем как начать ходить, младенец должен некоторое время ползать, чтобы подготовить свои мышцы к более высокой нагрузке. Многие мамы хотят ускорить этот процесс, поэтому задают вопрос: как научить ребенка ползать?

Когда дети начинают ползать , мир предстает перед ними совсем другим. Это отличная тренировка перед предстоящей ходьбой, а потом и бегом. При этом грудничок учится сохранять баланс и управлять своим телом, иначе он просто упадет. Ученые доказали, что ползание позитивно сказывается на работе головного мозга. У малыша развивается координация и мелкая моторика.

Когда дети начинают ползать, они в какой-то степени приобретают самостоятельность. Теперь им уже не нужно плакать и звать маму, чтобы что-то получить.

Они могут сами доползти до интересующего их предмета. Ползая, грудничок постепенно познает окружающий мир, начинает развивать свой кругозор.

Если малыши начинают ползать в 5-6 месяцев, в будущем они становятся более самостоятельными и решительными, так как уже в раннем детстве стали менее зависимыми от мамы. Они приобретают уверенность в себе, не боятся принимать решения и не страшатся опасных ситуаций.

Когда дети начинают ползать, мамы могут немного передохнуть. Теперь уже не обязательно постоянно держать кроху на руках. Ползая на четвереньках, чадо обычно увлекается этим процессом, поэтому мама может заняться своими делами.

Подготовка

Когда и во сколько месяцев малыши начинают ползать? Этот вопрос волнует любую маму. Многие из них обращаются за советом не только к педиатру, но и к другим мамам. И слышат совсем разные ответы. Все дети индивидуальны, поэтому и ползать начинают в разные сроки.

Одни малыши уже вовсю передвигаются на четвереньках в 5-6 месяцев, а другие начинают только в 8-9 месяцев.

Врачи говорят, что малыш должен начать ползать примерно в 6-10 месяцев. Поэтому раньше или позже этого срока беспокоиться не стоит. Некоторые груднички даже не начинают ползать, а сразу переходят к сидению или даже ходьбе. Многих родителей это радует, но не стоит забывать, что именно передвижение на четвереньках дает большую пользу организму: развивается мышечный корсет, укрепляются кости, позвоночник, расширяется кругозор, приобретаются взрослые навыки и самостоятельность.

Когда ребенок передвигается на четвереньках, он учится балансировать, управлять своими мышцами. Такому нельзя научиться сразу при сидении или ходьбе. Поэтому желательно, чтобы дети все же ползали. Если же грудничок отказывается от этого занятия, стоит немного помочь ему и подтолкнуть к этому. Потом малышу это понравится, и он будет вовсю ползать сам.

Нужно ли учить

Некоторые родители, желая побыстрее развить малышей, пытаются помочь им в приобретении такого навыка. Педиатры этого не запрещают, хотя советуют отказаться от попытки заставить малыша ходить или сидеть до 12 месяцев. При этом подготовку к ползанию можно начинать с рождения.

Проявлять настойчивость не стоит. Необходимо ненавязчиво и осторожно подталкивать малыша к этому интересному занятию, вызывая у него естественный интерес. Помочь в этом могут специальный массаж, упражнения, занятия в воде.

Непосредственно процесс

Когда ребенок не проявляет желания ползать, ему могут помочь родители. Рекомендации:


Упражнения

Мамам следует быть очень внимательными, когда малыш начинает ползать. Если в возрасте 6 месяцев ребенок пока еще не предпринимал подобные попытки, следует подтолкнуть его к этому и помочь. Здесь помогут специальные упражнения.

Итак, как научить ребенка ползать


Помочь малышу быстрее освоиться в новой обстановке и научить его правильно ползать помогут знакомые игрушки.

При этом важно развивать навык не только ползания, но и умения крепко держать игрушку. Для этого можно держать игрушку чуть выше лица ребенка. Ему станет интересно, и он тут же попытается схватить интересный предмет. Такое упражнение можно делать еще в кроватке, неважно, сколько месяцев малышу. В будущем это поможет ему передвигаться на четвереньках.

Если упражнения не помогают, необходимо обратиться к врачу. Возможно, он подберет индивидуальный комплекс занятий или же посоветует обследоваться. Иногда хорошо помогают специальный массаж, плавание, гимнастика.

Если у грудничка долго не получается ползти, не стоит сильно расстраиваться. В некоторых ситуациях дети потом сразу начинают ходить. Сколько бы месяцев ему ни было, такая подготовка очень полезна, поскольку поможет ребенку в дальнейшем чувствовать себя гораздо увереннее при ходьбе и сидении.

Первые полгода малыш не волен в своих передвижениях и полностью зависит от взрослых. Но «спокойное» время быстро заканчивается. В промежутке между пятью и двенадцатью месяцами происходит прорыв в освоении пространства — от постепенного вставания на четвереньки к долгожданному самостоятельному перемещению. Многие дети сначала ползут назад, потом — вперед по-пластунски и, наконец — на четвереньках, со все возрастающей скоростью. Зачем же нам, прямоходящим, нужны эти младенческие «поползновения»?

О пользе ползания

Этап ползания необычайно важен для младенцев. Ползание ребенку необходимо для развития опорно-двигательного аппарата — оно укрепляет мышцы спины, рук, ног, улучшает координацию движений. С его помощью ребенок постепенно готовится к ходьбе. Любая активность ребенка благотворно влияет на развитие головного мозга — происходит образование новых связей в коре мозга и ее рост.

Ползание способствует не только стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений), но и улучшению взаимодействия двух полушарий: оно требует согласованного движения перекрестных рук и ног (правая рука — левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. Важность ползания подчеркивают психологи и педагоги. Благодаря такому способу освоения пространства у ребенка развивается тактильная чувствительность, ведь он передвигается по разным поверхностям и встречает на своем пути много нового (ножка стула и диван — они такие разные!).

Совершенствуется зрительное восприятие — один и тот же вид из кроватки и постоянно меняющаяся панорама при движении несравнимы!

Ползая, ребенок получает много новых знаний — о предметах, их свойствах, поверхностях, своем жилище и даже о том, что скрывается за заманчивой входной дверью. У ребенка формируются пространственные представления о собственном теле, о взаимоотношении внешних объектов и тела. Именно на этапе ползания закладывается умение ориентироваться в пространстве. Более того, благодаря этому «примитивному» способу передвижения у ребенка формируются предпосылки для освоения родного языка. Он учится понимать слова, обозначающие расположение предметов в пространстве.

Ползая, ребенок впервые может самопроизвольно передвигаться на большие расстояния, и не только в направлении к интересной игрушке или новьм приключениям, но и от мамы, с которой раньше он был почти неразрывно связан, если не всегда физически, то психологически. С этапа ползания начинается постепенное формирование восприятия себя как отдельного человека.

Малыш впервые движется сам и направляется туда, куда он хочет. Постепенно это подготавливает кризис первого года: рвется связка «мы» (мама — ребенок) и малыш пространственно отделяется от мамы. При этом возникают противоречивые потребности в независимости и защищенности — ребенок хочет , но еще нуждается в маминой помощи. Дети, минующие стадию ползания, могут иметь в дальнейшем затруднения в школе. Логопеды отмечают, что ползание является хорошим средством профилактики проблем с чтением и письмом. Если у ребенка недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, в младшей школе у него могут появиться проблемы с письмом (ребенок пишет буквы в их зеркальном отражении), плохим почерком, грязью в тетрадках. Замечено, что многие дети с дислексией и дисграфией не ползали в младенчестве.

Внимание, ползунок!

Родителям малыша, который начинает ползать, лучше не ограничивать свободу его передвижений: пусть ведет настоящую «половую» жизнь — хотя бы в пределах одной комнаты. Для того чтобы оградить кроху от возможных неприятностей, сами встаньте на четвереньки и оглядитесь вокруг. Проверьте, нет ли на пути ребенка острых углов. Посмотрите, что находится в пределах досягаемости малыша. Все опасные предметы нужно убрать повыше, чтобы не превращать жизнь младенца в сплошные .

Разложите на полу игрушки, детские книжки, коробочки, крышки и другие «сокровища», чтобы стимулировать исследовательский интерес первооткрывателя. Проверьте, не сильно ли дует по полу. Возможно, на пол следует положить ковер, чтобы малышу не было холодно. Некоторые мамы предпочитают пускать малыша ползать на расстеленном одеяле, но на некоторых покрытиях оно скользит и сбивается, затрудняя передвижение. Многие дети благодаря активному ползанию нагуливают аппетит, хорошо спят. Но так как ползание требует много сил, ребенок может заметно снизить темп прибавки в весе или даже похудеть — не волнуйтесь, это абсолютно нормальное явление.

Делай так!

  1. Прежде чем поползти, малыш некоторое время просто лежит на животике. Это положение полезно не только для того, чтобы избавиться от газов и развить новые группы мышц, но при нем и мир выглядит по другому. Яркие предметы притягивают взгляд, а смотреть удобнее «свысока», а не когда носик упирается в книжку, — и малыш старается держать голову.
  2. Переворачиваться со спинки на животик должна научить мама. Лучше всего это делать, держа малыша за ножки. Не спешите, ведь ему нужно успеть сгруппироваться и принять удобное положение. И не забывайте, что переворачивать надо то через правый бок, то через левый.
  3. Валик под грудью высвобождает руки, и малышу становится легче тянуться за игрушкой. Предмет можно начать отодвигать все дальше и дальше — крохе придется учиться ползти, чтобы до него добраться.

Ребенок всегда радует родителей своими достижениями. Будь то первая улыбка, «агу», слово или первые шаги. К числу таких достижений относится и . Этот процесс у всех детей происходит по-разному.

Как ребенок ползает и когда

Каждый ребенок – индивидуальность, и даже такой процесс, как ползание, у всех детей происходит по-разному и в разное время. Рано или поздно ребенок начинает понимать, что можно не только доставать игрушки, находящиеся в поле досягаемости, но и те, которые находятся от него на некотором расстоянии. И тогда ребенок пробует совершать определенные движения, чтобы добраться до игрушки.

Одни детки ползают, выбрасывая руки вперед, а затем подтягивают ноги к ним. Другим нравится ползать перекрестным способом, то есть, опираясь на правую руку и левую ногу, подтягивая левую руку и правую ногу вперед, затем наоборот. Есть и такие, которые одновременно левую ногу и руку вытягивают вперед, опираясь на них, потом то же делают и с правой ногой и рукой. Есть и такие экземпляры, которые перекатываются кубарем, но это уже и ползанием назвать трудно. Хотя это тоже помогает ребенку передвигаться .

Хорошо ползать ребенок начинает приблизительно в шесть-семь месяцев . Некоторые осваивают науку ползания уже к четырем месяцам, а иные могут научиться ползать только к году. Не паникуйте, если ребенок не вкладывается в привычные рамки. Это еще не значит, что с ребенком что-то не в порядке.

Почему детям полезно ползать

Считается большим достижением именно ползание на четвереньках , а не на животе, так как это уже более осмысленное и целенаправленное действие.

Чем же полезно ползание? Есть несколько позитивных моментов в ползании:

  • ребенок чувствует свободу , когда можно без мамы добраться в нужное место;
  • развивается вестибулярный аппарат, координации, ориентация в пространстве;
  • укрепляются мышцы;
  • развивается мозг;
  • малыш подготавливается к ходьбе.

Как научить ребенка ползать

1. Не ограничивайте пространство

Чтобы ребенок научился ползать, нужно ему предоставить для этого пространство. Не ограничивайте малыша манежем. Разрешите ему пробовать передвигаться самостоятельно по комнате. Это будет его стимулировать к познанию мира через ползание.

2. Подготовьте поверхность

Поверхность пола для начинающего «ползуна» очень важна. Лучше, если это будет ковровое покрытие, палас или простое одеяло. Ведь линолеум или паркет могут привести к тому, что ребенок будет скользить и падать. А это может заставить его отказаться от ползания.

3. Поощряйте

6. Помогите и покажите пример

Поддерживая малыша под грудку, поднимите его и помогите ему двигаться. Можете даже перед этим показать ему пример на себе. Встаньте на четвереньки и ползайте, привлекая внимание ребенка, чтобы он смотрел на вас и учился .

7. Занимайтесь с ребенком зарядкой

Делая регулярно с ребенком упражнения, вы будете способствовать укреплению его мускулатуры . А это, естественно, поможет ему научиться ползанию быстрее.

Помните, что ваш ребенок – особенный. Не пытайтесь подстраиваться под других. Если у вашей подруги малыш освоил ползание в пять месяцев, а ваш еще и в семь даже не пытается – это не повод думать, что ваш малыш «не такой». Если вы все-таки сомневаетесь, все ли в порядке, обратитесь за консультацией к невропатологу. Он поможет вам подобрать комплекс упражнений для развития мышечного аппарата у ребенка или назначит лечебный .

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .
Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.

Специальные кубики с буквами, геометрические фигуры медленно, но верно заполоняют дом. Кроху торжественно вытаскивают для развивающих занятий из манежа или кроватки, а потом водворяют обратно. Между тем есть одно, предусмотренное самой природой и весьма развивающее занятие, о котором нередко забывают. Речь идет о ползанье.

Именно в процессе ползанья у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее в свою очередь будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и умение узнавать время по часам, и многое другое. Именно с помощью ползанья человек впервые начинает передвигаться в пространстве.

Однако в нашей культуре к ползанью относятся как к чему-то не особенно важному. Обычно мамы хорошо помнят, когда ребенок сел, встал на ножки, пошел, но мало кто помнит, когда он впервые пополз. Да и детская индустрия всячески поддерживает (в прямом смысле слова) «человека прямоходящего»: посмотрите, сколько сейчас выпускается различных моделей ходунков, манежей, вдоль которых малыш при активной поддержке родителей пытается ходить.

Нередко мамы даже немного бравируют тем, что их малыш «проскочил» ползание, якобы перепрыгнув тем самым сразу на более высокую ступень моторного развития. Однако пропуск этого этапа может привести к тому, что впоследствии у ребенка появляются сложности в пространственной ориентации. Он путает право и лево, верх и низ, его рисунок рассыпается на отдельные части, буквы упорно поворачиваются не в ту сторону.

Подросший малыш подчас похож на маленького медвежонка, потому что он то и дело не вписывается в пространство и постоянно что-нибудь задевает. Ему сложно усвоить пространственные предлоги – под, на, позади, впереди, над, у и т.д. Трудно ему ориентироваться и по схемам-картам, даже самым простым. Вполне возможно, все это – отголоски пропущенного в младенчестве ползания.

Половая цивилизация

Глен Доман, известный апологетраннего развития, говорит о том, что существует очень сильная зависимость между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке, на собственных руках, на том расстоянии, с которого мы читаем, пишем, лепим, рисуем.

Поскольку у первобытных народов отсутствуют полы, и их дети лишены возможности ползать, у них не развивается ближнее зрение, а это ведет к отсутствию письменности и цивилизации.

«Покажите нам культуру, -- говорит Доман, -- где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад».

А посему, спустив малыша на пол, вы весьма ускорите его интеллектуальное развитие.

Человек ползущий

Ползанье – самый удобный для ребенка способ передвигаться вперед. Оно учит малыша использовать одну часть тела для уравновешивания другой. А это, между прочим, важный стимул для развития головного мозга. Такие движения развивают связи между двумя полушариями, именно от этих связей зависит впоследствии координация движений при беге, игре в мяч, лазанье, письме и т.д.

Кстати сказать, если взрослый человек попробует встать на четвереньки и немного проползти, в большинстве случаев он будет это делать «неправильно». Обычно взрослые выдвигают вперед одновременно руку и ногу, находящиеся на одной стороне, а не разноименные, что гораздо лучше позволяет сохранить равновесие. Насколько же разумна природа и ваш «несмышленый» малыш, который инстинктивно передвигается столь сбалансированным способом!

У ползающего ребенка появляется свобода передвижения. Отныне он может самостоятельно исследовать окружающий мир и гораздо меньше зависит от мамы. Имейте в виду, когда «ползунок» активно исследует окружающее пространство, у его мамы наконец-то становится больше свободного времени.

Можно ли научить ползать?

Конечно. Если ваш семимесячный малыш наотрез отказывается ползать, попытайтесь немного ему помочь. Для этого существуют специальные упражнения. Однако, прежде чем вы ими займетесь, проконсультируйтесь у педиатра или ортопеда. Если у ребенка недоразвиты мышцы или ослаблен мышечно-связочный аппарат (например, в результате рахита), необходимо специальное лечение и массаж. В этом случае ваши слишком рьяные попытки научить кроху ползать могут привести к серьезным травмам связок и мышц. То же самое касается различных травм конечностей. Если у ребенка были переломы, растяжения связок или сильные ушибы, ему может быть больно ползать. В этом случае вам также потребуется помощь ортопеда и массажиста.

Если же врач не находит никакой патологии в развитии вашего чада, стратегия и тактика ваших действий должна быть примерно такой:

1. Предоставьте свободное пространство для ползания! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти.

Однако, прежде, чем вы переселите кроху на пол, подготовьте для него безопасное пространство. Уберите на недоступную высоту предметы бытовой химии, все лекарства, сигареты и пепельницы, все бьющиеся, колющие и режущие предметы, мелкие детали (которые можно проглотить), электрические провода, полиэтиленовые пакеты, комнатные растения. На электрические розетки стоит поставить специальные заглушки.

Итак, все опасные предметы убраны из поля зрения и досягаемости малыша. Теперь подумаем, как сделать интересным первое путешествие вашего ребенка. Выделите в шкафу полку, с которой он сам сможет доставать игрушки или одежду. Например, моя младшая дочь обожала планомерно вытряхивать ящик комода со своей одеждой, а потом запихивать ее обратно. На кухне, когда вы готовите обед, дайте малышу возможность поиграть с кастрюльками и мисками. Пользовался у нас популярностью и таз с игрушками, которые можно было долго разбирать.

2. Создайте потребность в ползании.

Вот любопытная история, которую рассказал мне знакомый врач-ортопед:

"Однажды меня вызвали для консультации к малышу, который в десять месяцев не ползал и не ходил. Семья жила в большом загородном коттедже, к ребенку были приставлены две няни и гувернантка, которые мгновенно исполняли все его желания. Стоило ему потянуться к какой-либо игрушке, как она тут же вручалась ему. Необходимости что-то сделать самому не было ни малейшей. Я предложил дать мальчику возможность самому дотянуться до интересующих его вещей. Сначала он не понял, почему не срабатывает привычный стереотип, и захныкал, но вскоре успокоился и попытался достать игрушку сам. Через 3 дня он уже ползал вовсю, а через 2 месяца – пошел."

Освоить новый способ передвижения малышу поможет привлекательная игрушка (желательно музыкальная). Сначала поставьте ее на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы ему нужно было лишь чуть-чуть до нее дотянуться. Получилось? Если нет, не сердитесь на малыша, попробуйте еще и еще раз. Когда, наконец, он сможет достигнуть заветной цели, искренне похвалите его. В следующий раз дистанцию можно немного увеличить.

Нередко малыши начинают ползать «гусеничкой» – лежа на животе, они сначала подтягиваются на руках, потом подтаскивают ножки, а потом отталкиваются ногами и преодолевают несколько сантиметров. Это совершенно нормально. Вскоре малыш научится вставать на четвереньки и ползать «классическим способом».

3. Постарайтесь по минимуму использовать манеж и ходунки и дайте ребенку возможность ползать, исследуя пространство квартиры.

Чем больше он будет исследовать в этом возрасте, тем более пытливым и любознательным он будет потом.

4. Наглядный пример нередко срабатывает лучше всего.

К семимесячной Наденьке однажды пришла в гости ее десятимесячная «подружка». Пока мамы весь вечер щебетали на кухне, дети с интересом наблюдали друг за другом. На следующий день Надюша поползла.

Если же у вас нет знакомых ползающих младенцев, используйте личный, не менее вдохновляющий пример – ползайте вместе с малышом!

Упражнения, стимулирующие ползание

  1. Возьмите малыша под мышки и подойдите с ним к краю стола. На краю стола поочередно поставьте на коленку сначала одну ножку, потом другую. Теперь ребенок стоит на краю стола на коленках, а вы продолжаете держать его под мышки. Осторожно наклоняйте его вниз, побуждая опереться на стол руками с раскрытыми ладошками. Теперь малыш стоит на четвереньках. Поддерживая его под животик, немного покачайте его в таком положении.
  2. Снова помогите встать ребенку на четвереньки и покачаться в таком положении, только теперь поддерживайте его под животик не рукой, а свернутой пеленкой или полотенцем. Пеленку пропустите под животиком, а потом возьмите оба ее конца сверху над малышом. В таком положении малыш может передвигать ручками.
  3. Так же можно покачать ребенка на большом мяче, валике или на собственной ноге. Валик можно сделать самим. Для этого сверните тугим «рулетом» подушку, а затем перевяжите ее веревкой. Главное – дать малышу почувствовать положение «на четвереньках».

Так что ползание – это очень важный этап в развитии маленького человека, поскольку в ползании он учится по-новому постигать мир. Помогите своему малышу научиться ползать, и у него появится новый мощный стимул для развития как опорно-двигательной, так и нервной системы.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»