Конспекты уроков методические материалы 2100. Основан на дидактической игре «Порядок»

Конспекты уроков методические материалы 2100. Основан на дидактической игре «Порядок»

Что известно Вам об Образовательной системе «Школа 2100 »? ..... Пройдем
по всем этапам урока и проследим, есть ли соответствие между ними ? По аналогии с ними учитель должен составить и предложить детям столько
... По теме: методические разработки, презентации и конспекты уроков в...
технологиям обучения в Образовательной системе «Школа 2100 ». 2. ... План
- конспект урока по математике 1 класс в соответствии ФГОС УМК "Школа...

уроки и презентации , методические рекомендации к проведению уроков ; ...
свои пожелания, предложения и замечания, касающиеся работы школы в
целом. ... по английскому языку, презентации к ним , а также сценарии
праздников. ... материал к урокам по ОС «Школа 2100 » и внеклассным
мероприятиям.

ФГОС Образовательная система «Школа 2100 » Уважаемые коллеги! ...
Презентация : УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ
ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ Мокроусова Л.Н. ... Идеи ФГОС в УМК по английскому...
ним .

В статье представлен материал о реализации ФГОС в работе по программе
ОС «Школа 2100 » на уроках математики... Разделы: Преподавание в
начальной школе, Конкурс «Презентация к уроку» .... За ним вдогонку двое
бегут.

26 фев 2012 ... ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у... памятку учителям
начальной школы по проектированию урока с позиции... урок презентация ;
урок решения проектных задач). .... За основу данного вида деятельности
взята работа учащихся в дневниках УМК «Школа 2100 ». Работа... 1 дек 2012 ... После того, как разработки уроков с ууд по фгос школа россии конечно, ...
презентации для 2 класса по школе 2100 » Разное » Разработки уроков с
ууд по фгос школа россии... И ничего с ним не произошло.

Обновление содержания УМК «Школа 2100 » в рамках ФГОС НОО: .....
Публичная презентация и защита проектов учебных и внеурочных занятий
по УМК «Школа 2100 » .... выявления ключевых для каждого отдельного
предмета объектов и способов действий с ними . ..... 3 План – конспект
учебного занятия.

Школа 2100. МЫ из «ШКОЛЫ -2100». 2 класс «Школа 2100». Образовательная система «Школа 2100». ОС «Школа 2100». Урок русского языка 3 класс (Школа 2100). ФГОС в образовательной системе «Школа 2100». Основная образовательная программа «Школа 2100». Математика ОС «Школа 2100» (3 класс). УМК Образовательной системы «Школа 2100».

Учимся по программе «Школа 2100». Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100». Реализация ФГОС в образовательной системе «Школа 2100». Урок литературного чтения по программе «Школа 2100» во 2 классе. Продуктивное чтение в ОС «Школа 2100». Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа – 2100». Урок русского языка в 1 классе по программе «Школа 2100».

Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы „Школа 2100“ в массовую практику начальной и основной школы. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 7 классе по программе «Школа 2100». Образовательная область «Познание» в программе «Детский сад 2100».

Шурышкарский интернат семейного типа. Семейные ценности программы «Школа 2100». Реализация ФГОС НОО посредством ОС «Школа 2100». Связь слов в предложении 2 класс УМК «Школа 2100». Реализация комплексной образовательной программы «Школа 2100». Основные особенности работы по системе «Школа 2100» в 5 классе. Реализация образовательной системы «Школа 2100» в школьной практике.

Урок внеклассного чтения в 4 классе «Современные чудаки» ОС «Школа 2100». Система оценивания образовательных достижений обучающихся ОС «ШКОЛА 2100». Обеспечение личностных результатов образования средствами УМК «Школа 2100». Преподавание курса Информатики в рамках образовательной программы "Школа 2100".

Первые уроки математики 1-4, 7-9 в игровой форме

Урок 1 (параграф 1.1)

Вариант 1

Основан на дидактической игре «Пограничники»

Основная предметная цель: научить объединять объекты в группы по цвету, научиться разбивать совокупности объектов на группы по цвету.

Педагог : Ребята, сегодня ваш первый день в школе и ваш первый урок математики. Начнётся он с игры. Игра называется «Пограничники». Я выложила на полу границы. Внутри каждой из них находится волшебная страна. Сейчас я назначу пограничника для каждой страны и дам ему в руки «паспорт». Этот «паспорт» будет показывать, кому можно селиться в этой стране.

Миша становится пограничником вот этой страны. У него в «паспорте» изображена клубника. Как ещё можно назвать клубнику? (Ягода). Кто же будет жить в этой стране? (Все, кого можно назвать словом «ягода»).

Света становится пограничником вот этой страны. У неё в «паспорте» изображена груша. Как ещё можно назвать грушу? (Фрукт). Кто же будет жить в этой стране? (Все, кого можно назвать словом «фрукт»).

Алёша становится пограничником вот этой страны. У него в «паспорте» изображён огурец. Как ещё можно назвать огурец? (Овощ). Кто же будет жить в этой стране? (Все, кого можно назвать словом «овощ»).

Все остальные ребята - жители этих стран. Сейчас каждой группе из 2-3 человек я раздам «паспорта» (Педагог выдаёт один «паспорт» на каждую группу). По этим паспортам вы сможете понять, жителями какой страны вы являетесь, и отправиться в свою страну. Пограничники должны следить, чтобы никто не перепутал страны. «Жители» не имеют права ссориться друг с другом и с «пограничником». В случае, если не удастся договориться, следует обращаться за помощью к учителю.

Педагог раздаёт карточки разрезного лото группам учащихся по 2-4 человека в каждой группе. Дети рассматривают их, обсуждают, в какую страну они должны отправиться и выполняют данное педагогом задание. Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью, или если ситуация действительно, по мнению педагога, становится критической, и требует его вмешательства.

2. Затруднение в игре.

Все группы нашли свою страну, и только 2-3 - нет. Оказывается, что на их «паспортах» изображены табуретка, игрушечный заяц и платье. С этими «паспортами» их не пускают ни в одну «страну».

Педагог : (Обращается к тем, кто не смог участвовать в общей игре) Ребята, что случилось? (Мы тоже хотим играть, а нас никуда не пускают). Почему? (Наши «паспорта» не подходят ни для одной страны).

(Обращается к тем, кто смог участвовать в общей игре). Давайте поможем ребятам. Может быть, нам открыть для них новую страну? Только как же она будет называться?

Как мы расселялись в наши страны? (У всех «жителей» страны было общее название, отличие). Давайте внимательно посмотрим на «паспорта» наших ребят. Может быть, у табуретки, игрушки и платья тоже есть общее отличие, признак? (Да! Они же все одинакового цвета - красные!!!) Как же мы назовём их страну? (Страна красных предметов).

Открываем новую «страну». Ставим на её границе пограничника с «паспортом» - карточкой красного цвета.

4. Игра по новым правилам.

Педагог : (Обращается к тем, кто остался в прежних «границах») Ребята, хочется продолжить игру? А что для этого надо сделать? (Все, кто красного цвета, может переехать в новую «страну»). А остальным что делать? (Открыть новые страны). А какие? Как? (Страны с названием цветов). Открывайте. Как вы будете собираться в группы? (По цвету.) Собирайтесь, а я посмотрю.

После того, как дети соберутся в группы по цвету, можно раздать им новые «паспорта» - карточки нужного цвета. Старые «паспорта» при этом лучше сдать.

5. Тренировочные упражнения.

Педагог : Что мы сегодня научились делать? (Разбиваться на группы по цвету, образовывать группы по цвету).

Давайте разобьёмся на пары и пройдём за столы. (Именно на этом уроке происходит разбиение детей на устойчивые пары. При этом дети могут сделать это по собственному желанию и взаимным симпатиям, а педагог в дальнейшем, понаблюдав за работой детей, может внести корректировку и пересадить их по-своему.)

На столах уже лежат раскрытые книги и рабочие тетради. Найдите в учебнике правую страницу, самое верхнее задание. Что сделал Вова Колесников? («Рассадил» «цветы» на «клумбах» по цвету). У нас в тетради тоже есть «клумбы» с цветами. Найдите их. Договоритесь друг с другом (каждая пара, сидящая рядом) и сделайте «цветы» на «клумбах» одинаковыми.

К обязательным для всех относится ещё только одно задание в рабочей тетради (№1): по развитию мелкой моторики руки - требуется обвести «зонтики» и заштриховать их. Это индивидуальная работа. Она выполняется под руководством педагога, как обычная работа в прописях.

Домашнее задание:

Урок 2 (параграф 1.2)

Вариант 1

Основан на дидактической игре «Новосёлы»

Основная предметная цель: научить объединять объекты в группы по форме, научиться разбивать совокупности объектов на группы по форме.

1. Игра по знакомым правилам.

Педагог : Ребята, сегодня урок начнётся с игры. Игра называется «Новосёлы». Я выложила на полу «границы». Внутри каждой из них находится «квартира» и лежит карточка, которая показывает, кто в этой «квартире» может жить. Возле каждой квартиры стоит контролёр, который решает, правильно ли «жильцы» нашли свою «квартиру». У вас на каждой парте тоже лежат похожие карточки. Каждая пара берёт свою карточку и решает, в какой «квартире» они живут.

Дети рассматривают свои карточки, обсуждают, в какую «квартиру» они должны отправиться, чтобы были выполнены правила игры. Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью, или если ситуация действительно, по мнению педагога, становится критической, и требует его вмешательства.

2. Затруднение в игре.

Все пары нашли свою квартиру, и только 2 пары - нет. Оказывается, у большинства ребят карточки красного, синего или зелёного цвета, а у этих двух пар - изображения квадратов (не имеющих цвета). С этими карточками они не могут попасть ни в одну из «квартир».

Педагог : (Обращается к тем, кто не смог участвовать в общей игре) Ребята, что случилось? (Мы тоже хотим играть, а нас никуда не пускают). Почему? (Наши карточки не подходят ни для одной квартиры).

3. «Открытие» нового. Формулирование новых правил игры.

Педагог : (Обращается к тем, кто смог участвовать в общей игре): Давайте поможем ребятам. Может быть, нам создать для них новую «квартиру»? Только как же она будет называться?

Как мы расселялись в наши «квартиры»? (У всех «жителей» «квартиры» было общее название, отличие). Давайте внимательно посмотрим на карточки наших ребят. Может быть, у них тоже есть общее отличие, признак? (Да! Они же все- квадраты!!!) Как же мы назовём их «квартиру»? («Квартира» квадратов).

Открываем новую «квартиру».

4. Игра по новым правилам.

Педагог (Обращается к тем, кто остался в прежних «границах»): Ребята, хочется продолжить игру? А что для этого надо сделать? (Открыть новые «квартиры»). А какие? Как? («квартиры» с названием геометрических фигур). А какие фигуры вы знаете? (Дети называют известные им фигуры. Педагог раздаёт карточки.) Разбивайтесь на группы.

5. Тренировочные упражнения.

Педагог : Что мы сегодня научились делать? (Разбиваться на группы по форме, образовывать группы по форме).

Давайте пройдём за свои столы. Там уже лежат раскрытые книги. Найдите в учебнике левую страницу, самое верхнее задание. Как фигуры расселились в «домике»-таблице? Обсудите это в парах и дайте ответ, по какому признаку фигуры расселились по этажам, и по какому - по подъездам.

После того, как задание выполнено, по одной паре от каждого ряда выходят и «защищают» результат своей работы. Ребята каждого ряда мыслятся как одна команда, поэтому они могут дополнять и исправлять работу «своей» пары.

В конце обсуждения даётся оценка работе каждого ряда не только с точки зрения правильности выполнения задания, но и с точки зрения проявленного желания добиться командного результата, тактичности, ясности высказываний детей в каждой команде.

После этого так же в парах выполняются задания №2 и №3 из учебника.

Здесь же ещё раз обсуждается, что научились делать на этом уроке.

К обязательным для всех заданиям относится ещё только одно задание в рабочей тетради (№2). Это индивидуальная работа. Это задание может быть как индивидуальным, так и парным.

Все остальные задания обязательными не являются, выполняются, если на уроке осталось время, по желанию и выбору детей самостоятельно. При этом вполне может быть, и даже желательно, чтобы разные пары или отдельные дети выполняли разные задания, а потом рассказали классу, что они делали и как.

Домашнее задание:

Урок 3 (параграф 1.3)

Вариант 1

Основан на дидактической игре «Наведи порядок»

Основная предметная цель: научить объединять объекты в группы по размеру, научиться разбивать совокупности объектов на группы по размеру.

1. Игра по знакомым правилам.

Педагог : Ребята, сегодня нам надо навести порядок, аккуратно разложить по коробкам геометрические фигуры; они лежат у вас на партах. Эти фигуры нам будут нужны каждый раз, когда мы будем выстраивать ряды по заданным правилам. Алёна и Серёжа, получите по коробке (или пакету). На каждой коробке изображена фигура. В каждую коробку надо положить такие фигуры, которые на ней изображены. Каждая пара берёт свою фигуру и относит в нужную коробку, а Алёна и Серёжа следят, чтобы в коробку попали только нужные фигуры.

На каждом столе лежит одна геометрическая фигура: либо четырёхугольник, либо треугольник. Они все одного цвета, лучше даже, если просто вырезаны из белой бумаги. При этом это самые разные треугольники (прямоугольные, тупоугольные, остроугольные) и самые разные четырёхугольники (ромбы, квадраты, трапеции и т.д.). У всех пар - это маленькие фигуры, а у двух пар - большие (треугольник и четырёхугольник). Настолько большие, чтобы их нельзя было поместить в коробки.

Дети рассматривают свои фигуры, обсуждают, в какую коробку они должны их положить и самостоятельно выполняют задание педагога.

Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью, или если ситуация действительно, по мнению педагога, становится критической, и требует его вмешательства.

2. Затруднение в игре.

Все пары поместили свои фигуры в коробки, и только 2 пары - нет. Если даже они попытаются поместить свои фигуры поверх коробки, то педагог обращает внимание детей на то, что этого сделать нельзя, фигура значительно больше.

Педагог : (обращаясь ко всем) Что же произошло? (Эти фигуры нельзя убрать в эти коробки). Почему? «Фигуры большие для этих коробок».

3. «Открытие» нового. Формулирование новых правил игры.

Педагог : Ребята, что же делать? У меня есть только одна большая коробка, а фигуры у ребят - разные. Что же мне изобразить на этой коробке, или как мне её подписать, чтобы я потом могла вспомнить, какие фигуры здесь лежат? (Придумываем сами обозначение для больших фигур).

А может быть, нам не надо и столько маленьких коробок? Может быть, сделаем одну коробку для всех маленьких фигур? Что же мне изобразить на этой коробке, или как мне её подписать, чтобы я потом могла вспомнить, какие фигуры здесь лежат? (Придумываем сами обозначение для маленьких фигур).

4. Игра по новым правилам.

Педагог : Наведите порядок по новым правилам. По какому признаку у нас теперь разложены фигуры? (По размеру, на большие и маленькие)

5. Тренировочные упражнения.

Педагог : Что мы сегодня научились делать? Разбивать предметы на группы по размеру, образовывать группы по размеру).

Давайте пройдём за столы. Там уже лежат раскрытые книги. Найдите в учебнике правую страницу, самое верхнее задание. Как Вова разбил фигуры на группы? Обсудите это в парах и дайте ответ.

После того, как задание выполнено, по одной паре от каждого ряда выходят и «защищают» результат своей работы. Ребята каждого ряда мыслятся как одна команда, поэтому они могут дополнять и исправлять работу «своей» пары.

В конце обсуждения даётся оценка работе каждого ряда не только с точки зрения правильности выполнения задания, но и с точки зрения проявленного желания добиться командного результата, тактичности, ясности высказываний детей в каждой команде.

Здесь же ещё раз обсуждается, что научились делать на этом уроке. Сравниваем с текстом в оранжевой рамке.

К обязательным для всех заданиям относится ещё только одно задание в рабочей тетради (№2). Это задание может быть как индивидуальным, так и парным.

Все остальные задания обязательными не являются, выполняются, если на уроке осталось время, по желанию и выбору детей самостоятельно. При этом вполне может быть, и даже желательно, чтобы разные пары или отдельные дети выполняли разные задания, а потом рассказали классу, что они делали и как.

Домашнее задание: открыть дома учебник и рассказать родителям, какие на этой странице есть задания и как их выполняли на уроке.

Урок 4 (параграф 1.4)

Вариант 1

Основан на дидактической игре «Помоги друзьям навести порядок»

Основная предметная цель: уточнить термины - параметры размера.

1. Игра по знакомым правилам.

Педагог: Ребята, у вас на партах лежат полоски из бумаги: большие и маленькие . Вася и Петя - получите по коробке (или пакету). Каждая пара берёт свою бумажную полоску и относит в нужную коробку, а Вася и Петя следят, чтобы в коробку попала только нужная полоска. На коробках обозначение маленького и большого размера. Это сделано так, как договорились на прошлом уроке.

На каждом столе лежит одна полоска: либо короткая, либо длинная. Они все одного цвета и одной ширины , кроме двух-трёх. При этом все короткие полоски примерно одной длины (маленькие), а все длинные - значительно длиннее. У всех пар - это очень узкие полоски, а у двух пар - короткие, но широкие . Значительно шире остальных.

Дети рассматривают свои полоски, обсуждают, в какую коробку они должны их положить и выполняют задание педагога.

2. Затруднение в игре.

Педагог : (Стоит рядом и наблюдает за раскладыванием полосок. Соглашается, когда длинные полоски кладутся в коробку с обозначением больших предметов, а короткие - в коробку с обозначением маленьких. Как только появляется широкая полоска, он останавливает игру и привлекает общее внимание к этой полоске.) Что делать? В какую коробку класть? (Не ясно, какие полоски считать большими, а какие - маленькими).

3. «Открытие» нового. Формулирование новых правил игры.

Педагог : Ребята, как же так? По какому признаку мы все раскладывали свои полоски? (По длине: длинные в коробку с обозначением больших предметов, а короткие - в коробку с обозначением маленьких). Но ведь по длине эти полоски маленькие, а по ширине большие? Что же мы сделали не так? (Не договорились, какие полоски считать большими, а какие - маленькими). Действительно! Иногда недостаточно слов «большой» и «маленький». Нужно уточнить, какой именно размер мы имеем в виду.

Наши полоски можно раскладывать по двум признакам: можно по длине, а можно - по ширине.

4. Игра по новым правилам.

Педагог : Наведите порядок по новым правилам. Назовите сами признак, по которому мы будем раскладывать полоски, и разложите их.

5. Тренировочные упражнения.

Педагог : Что мы сегодня научились делать? (Точнее договариваться, когда раскладываем предметы на большие и маленькие).

Давайте пройдём за столы. Там уже лежат раскрытые книги. Найдите в учебнике левую страницу, самое верхнее задание. Какое дерево на рисунке Пети самое большое, а какое - самое маленькое? Обсудите это в парах и дайте ответ.

Педагог не вмешивается в обсуждение до самого конца, пока не будут подводиться итоги выполнения задания. После того, как задание выполнено, по одной паре от каждого ряда выходят и «защищают» результат своей работы. Ребята каждого ряда мыслятся как одна команда, поэтому они могут дополнять и исправлять работу «своей» пары.

Если ребята сами выйдут на обсуждение вопроса о том, что надо уточнить параметр размера, то педагог просто направляет это обсуждение. Если же нет, то подводит детей к обсуждению, подводя их к мысли, что выбирать самое большое дерево можно по высоте, тогда это сосна, а можно по толщине, тогда это дуб.

В конце обсуждения даётся оценка работе каждого ряда не только с точки зрения правильности выполнения задания, но и с точки зрения проявленного желания добиться командного результата, тактичности, ясности высказываний детей в каждой команде.

Здесь же ещё раз обсуждается, что научились делать на этом уроке. Сравниваем с текстом в оранжевой рамке.

К обязательным для всех заданиям относится ещё только одно задание в рабочей тетради (любое). Все остальные задания обязательными не являются, выполняются, если на уроке осталось время, по желанию и выбору детей самостоятельно. При этом вполне может быть, и даже желательно, чтобы разные пары или отдельные дети выполняли разные задания, а потом рассказали классу, что они делали и как.

Домашнее задание: открыть дома учебник и рассказать родителям, какие на этой странице есть задания и как их выполняли на уроке.

Урок 7 (параграф 2.1)

Вариант 1

Основан на дидактической игре «Порядок»

Основная предметная цель: учить детей устанавливать отношения порядка на основе отрезка натурального ряда чисел.

1. Игра по знакомым правилам.

Педагог (Делит класс на три-четыре команды. При этом количество детей в командах не должно быть одинаковым, и ни в одной команде не должно быть более 10 человек): Ребята, давайте немного подвигаемся. Я разобью вас на три (четыре) группы и расставлю в определённом порядке. После этого я хлопну в ладоши, а вы разбегайтесь. Хлопну снова, вы должны выстроиться в том же порядке. Победит та команда, которая после бега сможет восстановить порядок.

2. Затруднение в игре.

Педагог . После бега дети выстраиваются в ряды, и обсуждается вопрос, верно ли они построились. Для проверки правильности выполнения задания педагог заранее записывает порядок детей в команде и в момент обсуждения оглашает весь список. Если какая-то команда ошиблась, то обсуждаем вопрос, как же можно было избежать ошибки.

3. «Открытие» нового. Формулирование новых правил игры.

Педагог : Ребята, а давайте, я раздам каждой команде числовые карточки, причём у каждой команды они будут одного цвета. Разбирайте карточки и выстраивайтесь по порядку. Договоритесь, кто в вашей команде первый, кто второй…

4. Игра по новым правилам.

Педагог : Давайте сыграем снова, только теперь уже будете искать своё место с помощью числовой карточки. Снова все разбегаются, а потом собираются.

5. Тренировочные упражнения.

Педагог : Что мы сегодня научились делать? (Устанавливать порядок, присваивая каждому игроку место в ряду с помощью чисел).

Давайте пройдём за столы. Там уже лежат раскрытые книги. Найдите в учебнике левую страницу, самое верхнее задание. Расскажите, в каком порядке ребята идут в школу. Обсудите это в парах и дайте ответ.

Выполните второе сверху задание на этой же странице. Посовещайтесь в паре и расскажите с помощью числовых карточек, в каком порядке ребята возвращались из школы.

Выберите задание по желанию. Какой-то ряд пусть возьмёт самое верхнее задание на правой странице, другой ряд - самое нижнее, а третий - посередине. Педагог разъясняет каждому ряду его задание и даёт время на выполнение.

После того, как задание выполнено, по одной паре от каждого ряда выходят и «защищают» результат своей работы. Ребята каждого ряда мыслятся как одна команда, поэтому они могут дополнять и исправлять работу «своей» пары.

В конце обсуждения даётся оценка работе каждого ряда не только с точки зрения правильности выполнения задания, но и с точки зрения проявленного желания добиться командного результата, тактичности, ясности высказываний детей в каждой команде.

Здесь же ещё раз обсуждается, что научились делать на этом уроке. Сравниваем с текстом в оранжевой рамке.

К обязательным для всех заданиям относится ещё только одно задание в рабочей тетради (любое). Все остальные задания в рабочей тетради обязательными не являются, выполняются, если на уроке осталось время, по желанию и выбору детей самостоятельно. При этом вполне может быть, и даже желательно, чтобы разные пары или отдельные дети выполняли разные задания, а потом рассказали классу, что они делали и как.

Домашнее задание: Открыть дома учебник и рассказать родителям, какие на этой странице есть задания и как их выполняли на уроке.

Урок 8 (параграф 2.2)

Вариант 1

Основная предметная цель:

1. Игра по знакомым правилам.

Педагог : Давайте разобьёмся на три команды (не более 10 человек в группе). Каждая команда - образуйте пары. Условие такое: в каждой паре должен быть один мальчик и одна девочка. (Педагог разбивает детей на команды так, чтобы в каких-то командах девочек и мальчиков было поровну, а в каких-то - не поровну).

2. Затруднение в игре.

Какие-то команды смогли разбиться на пары, а какие-то нет.

Педагог (Обращаясь ко всем): Что же произошло? Почему не все команды смогли разбиться на пары?

3. «Открытие» нового. Формулирование новых правил игры.

Пересчитываем отдельно девочек и отдельно мальчиков в той команде, где ребят поровну. А теперь можете сказать, почему в других командах не получилось разбиться на пары? (Девочек и мальчиков не поровну). Значит, если можно группу мальчиков и девочек разбить на пары, то мальчиков и девочек поровну, а если пары не получаются, то не поровну?

4. Игра по новым правилам.

Педагог : Команды, получите каждая карточки двух цветов, и узнайте, не пересчитывая их, поровну у вас карточек каждого цвета, или не поровну. Что же нового узнали?

5. Тренировочные упражнения.

Педагог: Давайте пройдём за столы. Там уже лежат раскрытые книги. Найдите в учебнике правую страницу, самое верхнее задание. Как узнать, поровну или не поровну птиц на рисунке? Обсудите это в парах и дайте ответ.

После того, как задание выполнено, по одной паре от каждого ряда выходят и «защищают» результат своей работы. Ребята каждого ряда мыслятся как одна команда, поэтому они могут дополнять и исправлять работу «своей» пары.

В конце обсуждения даётся оценка работе каждого ряда не только с точки зрения правильности выполнения задания, но и с точки зрения проявленного желания добиться командного результата, тактичности, ясности высказываний детей в каждой команде.

Здесь же ещё раз обсуждается, что научились делать на этом уроке. Сравниваем с текстом в оранжевой рамке.

К обязательным для всех заданиям относится ещё только одно задание: №6 на с.17. Оно выполняется по рядам: один ряд рассматривает рисунок Кати, другой - Пети, третий - Вовы.

Все остальные задания обязательными не являются, выполняются, если на уроке осталось время, по желанию и выбору детей самостоятельно. При этом вполне может быть, и даже желательно, чтобы разные пары или отдельные дети выполняли разные задания, а потом рассказали классу, что они делали и как.

Домашнее задание: Открыть дома учебник и рассказать родителям, какие на этой странице есть задания и как их выполняли на уроке.

Урок 9 (параграф 2.3)

Вариант 1

Основан на дидактической игре «Сравниваем числа»

Основная предметная цель: учить детей сравнивать количество предметов в группах.

1. Игра по знакомым правилам.

Педагог: Давайте разобьёмся на три команды (не более 10 человек в каждой группе). Каждая группа должна образовать пары. Условие такое: в каждой паре должен быть один мальчик и одна девочка. (Педагог разбивает детей на группы так, чтобы в каких-то группах девочек и мальчиков было поровну, а в каких-то - не поровну).

2. Затруднение в игре.

Педагог: Скажите, не пересчитывая ребят, в какой команде больше мальчиков, чем девочек. (Дети высказывают предположения)

3. «Открытие» нового. Формулирование новых правил игры.

Педагог: Снова выстраиваемся в пары (в той команде, где ребят не поровну). Отмечаем, кому пары не досталось. А теперь можете сказать, как, не пересчитывая, сразу узнать, кого больше, а кого меньше? (Дети высказывают предположения)

А теперь давайте проверим себя, пересчитав ребят.

4. Игра по новым правилам.

Педагог: Команды, получите каждая карточки двух цветов, и узнайте, не пересчитывая их, карточек какого цвета больше, а какого меньше. Что же нового узнали?

5. Тренировочные упражнения.

Педагог: Давайте пройдём за столы. Там уже лежат раскрытые книги. Найдите в учебнике левую страницу, самое верхнее задание. Педагог воспроизводит вслух это задание и просит детей обсудить его в парах и рассказать, что надо сделать. После этого вызываются 2-3 пары, задание обсуждается, уточняется окончательно, что и как будем делать. Делаем.

После того, как задание выполнено, по одной паре от каждого ряда выходят и «защищают» результат своей работы. Ребята каждого ряда мыслятся как одна команда, поэтому они могут дополнять и исправлять работу «своей» пары.

В конце обсуждения даётся оценка работе каждого ряда не только с точки зрения правильности выполнения задания, но и с точки зрения проявленного желания добиться командного результата, тактичности, ясности высказываний детей в каждой команде.

Так же выполняются задания №2 и №3. Задание №4 выполняется по рядам (каждый ряд - свой рисунок).

После обсуждения результатов работы ещё раз обсуждается, что научились делать на этом уроке. Сравниваем с текстом в оранжевой рамке.

Все остальные задания обязательными не являются, выполняются, если на уроке осталось время, по желанию и выбору детей самостоятельно. При этом вполне может быть, и даже желательно, чтобы разные пары или отдельные дети выполняли разные задания, а потом рассказали классу, что они делали и как.

Домашнее задание: Открыть дома учебник и рассказать родителям, какие на этой странице есть задания и как их выполняли на уроке.

Скачать Чтобы скачать материал или !

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34

г. Мурманск

Конспекты уроков по русскому языку
по программе «Школа 2100»

подготовила

учитель начальных классов

Притворова Вера Андреевна

г. Мурманск

2011

Пояснительная записка Предлагаю подборку уроков русского языка по образовательной программе «Школа 2100», разработанных мною в соответствии с требованиями к урокам введения нового знания. В разработке уроков использованы произведения детских писателей, изучаемых в рамках программы или знакомых детям по внеклассному чтению.

СТРУКТУРА УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

    Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи .

Учащиеся выполняют задание на повторение. В список заданий включается проблемная задача, которая мотивирует изучение новой темы.

Учитель предлагает детям систему вопросов и заданий, которые подводят их к самостоятельному «открытию» того свойства или отношения, которое должно быть изучено на уроке. В завершение обсуждения учитель подводит итог, давая общепринятые формулировки и показывая образцы комментированного решения примеров и задач нового типа.

    Первичное закрепление.

Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговаривания вслух установленных алгоритмов действия.

    .

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на применение изученных свойств, затем сами проверяют свою работу в классе и оценивают её. Здесь важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха, чтобы он лично убедился в том, что новые алгоритмы действий им освоены (у меня получается, я могу).

    Решение задач на повторение.

Предлагаются задачи на повторение, нестандартные, логические, занимательные задачи. При решении этих задач отрабатывается и закрепляется материал, изученный ранее, развиваются мыслительные операции, смекалка, интерес к предмету. На этом же этапе урока осуществляется опережающая подготовка детей к изучению понятий, которые будут вводиться позже. Здесь же можно в индивидуальном порядке доработать и исправить ошибки, допущенные детьми в самостоятельной работе.

Русский язык

2 класс

Тема: «Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы».

Цели:

    познакомить учащихся со смысловым значением слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в нашей речи;

    учить ставить к словам вопросы;

    учить подмечать у предмета его разнообразные признаки и правильно называть их;

    обогащать речь учащихся словами, обозначающими признаки предметов.

    Актуализация знаний учащихся .

Словарная работа .

По признакам, которые я назову, отгадайте предметы. Запишите в 2 столбика.

Кто? Что?

      Стройная, высокая, белоствольная (берёза )

      Большая, злая, лохматая, кусачая (собака )

      Длиннохвостая, болтливая, белобокая (сорока )

      Лесная, душистая (малина )

Дополните столбики словарными словами по одному в каждый.

Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы кто? или

что? (предмет)

    « Открытие» детьми нового знания.

Когда вы отгадывали эти предметы, что вам помогло? (Признаки

этих предметов)

Тема урока «Признаки предметов».

Предметы, которые нас окружают, имеют свои признаки. Назовите

признаки следующих предметов: тетрадь, учебник, мел, ручка .

Работа по учебнику : упр.65

Запишите в строку через запятую.

Проверка (записано на доске)

    П ервичное закрепление.

Работа по группам .

1 ряд 2 ряд 3 ряд

арбуз мышка . платье . яблоки

…….. ………. ……… ………

Какой вопрос можно задать от названия предмета к его

признаку?

Запишите вопрос и подберите слова-признаки.

Проверка.

Подумайте, какую роль в русском языке выполняют слова-

признаки? (Делают речь более точной, понятной)

Например, принесите мне воды (какой?)

На доске текст.

Пришла … зима. Стоят … морозы. Спит … лес. Под …

снегом спрятались … ёлочки. … сковал … речку. … жители

давно приготовились к … зиме.

Чего не хватает в тексте? (слов-признаков)

Слова-признаки «раскрашивают» текст, помогают лучше

представить картину, нарисованную словами.

Запишите рассказ, вставьте подходящие по смыслу слова-

признаки.

    Повторение .

Работа по карточке.

Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и

Допишите слова, признаки которых здесь названы.

Золотая … Разбитое …

Синее … Сварливая …

Высокий … Усердные …

Морская … Грозная …

    Итог урока

Русский язык Образовательная программа «Школа 2100» 2 класс

Тема: « Наблюдение над словами, обозначающими действие. Развитие умения ставить вопросы к этим словам».

Цели:

    ознакомление со словами, отвечающими на вопрос, что делает?

и обозначающими действие предмета;

    учить раскрывать лексическое значение глаголов;

    наблюдать над употреблением глаголов в речи для точного выражения мысли.

    Организационный момент. Чистописание.

В начале урока учитель обращает внимание детей на картинку с изображением совы. - Вы видите на доске птицу - «Мудрую сову». Значит сегодня урок открытия новых знаний. - Как вы будете работать на уроке? (Внимательно, активно, наблюдать, сравнивать, делать выводы). - Многие задания будут связаны с темой «Зима». И минутка чистописания тоже. Назовём задание – «Узоры на льду».

    Актуализация знаний учащихся .

Словарная работа (по картине «Зимние забавы»). - Рассмотрите картину, постарайтесь увидеть и записать словарные слова в 2 группы: кто? и что? У учителя эти слова записаны на доске и закрыты: коньки ребята мороз девочка пальто мальчик погода катаются - Что общего у всех слов? (обозначают предмет) - Какое слово лишнее? Почему? - Может оно обозначает признак? -Задача урока: познакомиться с новой группой слов и узнать:

    На какие вопросы отвечают эти слова?

    Что обозначают?

    Для чего нужны в речи эти слова?

(продолжение работы по картине) - Составьте и запишите предложения о детях, что они делают.

Ребята катаются на коньках. Миша съехал с горы. Коля и Ваня перевернулись. Руслан поедет на санках.

Слова ребята, Миша, Коля, Ваня, Руслан обозначают предметы. - А что обозначают слова, катаются, съехал, перевернулись, поедет ? - Попробуйте поставить вопросы от предметов к их действиям.

Таким образом, мы ответили на первые два вопроса.

Обобщение. Слова, которые отвечают на вопрос что делает?...обозначают действие предмета.

Ф/минутка

Игра

Подберите подходящее по смыслу слово-предмет:

    Свистит, воет, дует… (ветер)

    Моросит, льёт, хлещет…(дождь)

    Идёт, бежит, мчится… (человек)

Вывод : слова-действия делают нашу речь более точной, более понятной.

IV. Первичное закрепление.

Упр. 85 (запись с комментированием)

V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Ученик читает отрывок из стихотворения К.Чуковского «Путаница»:

Замяукали котята: А за ними и утята: «Надоело нам мяукать! «Не желаем больше крякать! Мы хотим, как поросята, Мы хотим, как лягушата, Хрюкать!» Квакать!»

Учитель: - И что было дальше, вы помните:

Свинки замяукали, Уточки заквакали, Кошечки захрюкали, курочки закрякали.

Мы сейчас исправим эту путаницу и подберём нужные слова-действия.

Кошки зачирикали Птицы зажужжали Лошади крякают Мухи заржали Лягушата квакают Утята замурлыкали Поросята хрюкают

VI . Повторение Учащиеся получают карточки по вариантам. На карточке стихотворение. Задание: вставить подходящие слова- действия. 1 вариант. 2 вариант. Разлука. Щенок. Всё я ………… для мамы: Я сегодня сбилась с ног - Для неё ……….гаммы, У меня …… щенок. Для неё ……….к врачу, Два часа его ….. , Математику ……… . Два часа его ….. , Все мальчишки в речку …. , За уроки не …… Я один …… на пляже, И обедать не ……. . Для неё после болезни В это утро очень рано Не …. в речке даже. …… щенок с дивана, Для неё я …. руки, Стал по комнатам ….. , какие-то морковки… . ……. , ……, (А.Барто «Разлука») Всех …… . (С.Михалков «Щенок») VII. Итог урока. Русский язык Образовательная программа «Школа 2100» 2 класс

Тема: « Корень. Однокоренные слова ».

Цели:

    уточнение представлений о понятиях «корень», «однокоренные

слова»;

    наблюдение над лексическим значением однокоренных слов;

    развитие умения подбирать однокоренные слова;

    обогащение словарного запаса детей;

    воспитание коммуникативных качеств.

    Актуализация знаний.

    Словарная работа по теме «Деревья» (берёза, осина, рябина).

- Отгадайте загадки:

Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает.

Стоит Алёна – платок зелёный, Тонкий стан, белый сарафан.

В сенокос - горька, А в мороз – сладка. Что за ягодка?

Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит.

Что общего в этих словах? Как можно назвать, одним словом? Что обозначают эти слова? (предметы, растения, деревья).

    Рассмотрим рисунки на доске.

Рис.1 – обычное дерево. - Какие части дерева вам известны? (ветви, ствол, корень) - Какая часть у дерева самая важная? (корень) - Почему? (без корня дерево не может жить)

Рис.2 – тоже дерево, но семейное.

Бабушка, дед, папа, мама , ребёнок – родные друг другу люди, родственники. - А почему людей называют родственниками? (Они принадлежат к одному роду, имеют общих предков, или, как ещё говорят, имеют общие корни).

Рис.3 – словесное дерево. (Корень - сад, ветки – садик, садовая и т.д.)

Ученик:

Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам – рассада.

Попробуем и мы с вами посадить корни и вырастить деревья.

    Самостоятельная работа.

Ученики на листочках рисуют деревья и подписывают ветки.

1в. бег 2в. ход

Проверка.

Какая часть в этих словах общая (одинаковая)? Вывод: - Общая часть родственных слов называется корнем. - Как мы назовём эти слова? (однокоренные)

    «Открытие» детьми нового знания.

Что ещё растёт в лесу кроме деревьев? - Что мы любим собирать в лесу? (грибы)

Упр.347 (устно) – Прочитайте задание. Постановка проблемы: - Какие слова называются однокоренными? - Прочитаем вывод.

Ф/минутка. Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Лес – лесник, река – плот, стена – гвоздь, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, обед – стол, дом – дым, поле – полюшко.

    Первичное закрепление.

- Послушайте историю, которая называется «Чужак». Слушайте внимательно и постарайтесь определить, кто чужой.

Чужак. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседует. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже СА Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? - Почему гости не сразу приметили чужака? - Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (водить, заводить, заводной).

Вывод: - Однокоренные слова имеют общую часть и близки по смыслу.

    Самостоятельная работа с проверкой в классе .

Учащиеся работают по карточкам. - Зачеркните в каждой строке «лишнее» слово. Выпишите только родственные слова. Выделите корень. (Показать образец). Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисёнок, Лось, лоскут, лосёнок, Горный, горка, городок, Пёс, песочный и песок. Где слова родные (однокоренные)?

Проверка. Назовите лишние слова. По какому признаку вы считаете их лишними?

    Повторение.

На доске текст. Вставьте пропущенные слова, так, чтобы они все были однокоренные.

На землю падали пушистые … … радовал детей. Мальчики строили … крепость и играли в … . Девочки лепили … .

(Снежинки, снег, снежную, снежки, снеговика).

    Итог урока.

Какие слова называются однокоренными?

Русский язык Образовательная программа «Школа 2100» 3 класс

Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке».

Цели:

    повторить понятие «суффикс» и его значение в образовании новых слов;

    познакомить с новыми суффиксами и их ролью в уменьшительно-ласкательных формах имён;

    развивать умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

    обогащать словарный запас учащихся;

    Словарная работа.

Сегодня праздник – День Святого Валентина. Этому празднику более 6 веков. Любовь – это сильное чувство. Оно способно победить ненависть и злость, ссоры и обиды. Пусть вас любят те, кого любите вы. - Откройте словарик. Найдите слова, которые по вашему соответствуют сегодняшнему праздничному дню. Запишите их. (Праздник, праздничный, чувство).

    Какие чувства мы проявляем к нашим родным, любимым людям, к друзьям? (Внимание, доброта, ласка, сочувствие ).

- В общении, чтобы показать своё отношение к другу, к маме, пожалеть, утешить, мы говорим ласковые слова. Для этого очень часто мы слову придаём уменьшительно-ласкательное значение. С помощью чего происходят такие превращения? (С помощью суффиксов). - Назовите их.

    Запишем в тетради:

Дочь – дочка, сын - …, брат - …, сестра - …, мама - …, друг - …, подруга - … . - Какие слова получились? (ласковые) - Что в них передаётся? (любовь, доброта) - Какая часть слова помогла образовать существительные с уменьшительно-ласкательным значением? (Суффиксы: -к-, -ок-, -ик-, - очк-) Записать на доске.

    Открытие» детьми нового знания.

Люди, общаясь, называют друг друга по именам. Делают это по-разному. Уважительно: по имени, отчеству. Просто по имени. И, конечно же, ласково. Как вас ласково называют? Дети называют, учитель некоторые слова записывает на доске, обращая внимание на суффиксы. Игорь- Игорёк, Надя – Наденька, Лена – Леночка и т. д.

Цель нашего урока: понять, какие суффиксы смогут образовать уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён?

Проблемный вопрос.

С помощью суффикса –к- тоже образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением (рыба-рыбка, рука-ручка…) - Посмотрим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к-. Света – Светка, Серёжа – Серёжка. - Это уменьшительно-ласкательная форма имён? (нет)

Решение проблемного вопроса. - Выполним упр. 271.

Вывод. – Какое же значение имеют имена существительные с суффиксом –к-? (оттенок пренебрежения) - Хорошо ли употреблять в речи формы мужских и женских имён с суффиксом –к-?

    Первичное закрепление . (Упражнения в образовании уменьшительно-ласкательных форм женских и мужских имен)

На доске записаны предложения. Задание: запишите предложения, поставив слова в скобках в уменьшительно-ласкательную форму. Пошла (Маша) с подружками в лес и заблудилась. (Денис) выплеснул кашу на улицу и попал одному гражданину на шляпу. Бежит козлёночек за сестрицей (Алёной ).

    Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Работа по карточкам . (Использованы стихи А.Барто)- Измените имена, данные в скобках, используя суффиксы. 1в. «Друг за другом «Сговорились мальчики: Встали пары - Мы откроем счёт: Две Тамары, Сосчитаем жалобы- Две Варвары, Сколько будет в год? А с плясуньей (Настя) Испугалась (Соня) Мальчик коренастенький». И сидит тихонечко…»

«Тише, (Таня), не плачь: Не утонет в речке мяч».

2в. «А первоклассник (Коля) «Пускай в тетрадке Звонит Смирновой (Галя) – Троечки Сказать, что пишет палочки Зато глаза И не устал нисколечко». У (Зоя)!...»

«Вышла (Лида) вперёд, Лида прыгалку берёт».

    Итог урока.

С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы имён?

Русский язык Образовательная программа «Школа 2100» 4 класс

Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Цели:

    совершенствование знаний об имени существительном как части речи: лексическое значение, склонение;

    учить анализировать изучаемый материал и делать выводы;

    составить алгоритм проверки безударной гласной в окончании;

    повторить ранее изученные орфограммы;

    развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

    Актуализация знаний учащихся.

    Словарная работа .

- Самая маленькая единица длины /миллиметр/ - Основная единица массы /килограмм/ - Прибор, техническое устройство, приспособление /аппарат/ - Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты /аккорд/ - Рисунок, который дополняет, поясняет печатный текст /иллюстрация/

Что общего в этих словах? /имена существительные, с двойной согласной/ - Какое слово лишнее? /иллюстрация – 1 склонения/ - Что знаем об именах существительных?

    На доске . Машина проехала по улице Пушкина, а потом по площади

Пять углов. Сворец сидел на ветк… сирен… . - Определите падеж выделенных существительных. На что вы обратили внимание? /Падеж одинаковый, а окончания разные/. - Определите склонение. Поставим ударение. - В 1 предложении окончания известны, а как быть с окончаниями во 2 предложении, они ведь тоже безударные? - Какую цель мы поставим? Чему мы сегодня должны научиться на уроке? /Понять, как определить безударное окончание./

    «Открытие» детьми нового знания.

    Приглашаю к доске 6 помощников. /Учащиеся устно склоняют имена существительные лиса (первые 6 человек), конь (другие 6 человек), степь (следующие 6 человек)/.

1 ученик. Именительный падеж. Кто? Лиса, окончание а. 2 ученик. Родительный падеж. Нет кого? Лисы, окончание ы. и т.д. Учитель вписывает в таблицы окончания. И. лиса конь степь Р. лисы коня степи Д. лисе коню степи и т.д.

Какие окончания? /ударные/ - Могут ли эти слова стать словами-помощниками для определения безударного окончания? - Какое мы знаем правило, где правописание безударных гласных проверяется ударением? /о правописании безударной гласной в корне слова/ - Как же нужно действовать, чтобы правильно написать безударное окончание? /

    Составим алгоритм.

    Ставлю в н.ф . и определяю склонение .

    Слово-помощник

    Вернёмся к нашему предложению. Можете теперь определить, какое окончание нужно написать?

    Первичное закрепление . /Запись в тетрадях и на доске с комментированием/.

Диктую .Зашла к соседке, плавали на озере, бежал от кочки к кочке, с поверхности реки, летели над морем, помогал тёте Кате, читали о смелости, далеко от деревни, гордился товарищем, написали о музее.

    Самостоятельная работа с проверкой в классе.

/по карточкам/

1в. Давайте же мыться, плескаться, 2 в. Жила-была Муха-чистюха. Купаться, нырять, кувыркаться Всё время купалась Муха. В ушат, в корыт., в лохан., Купалась она в воскресенье В реке, в ручейк., в океан., В отличном клубничном И в ванн., и в бан. . варен. . / К.Чуковский «Мойдодыр»/ В понедельник- В вишнёвой наливк., Во вторник в томатной подливк., В среду – В лимонном желе. В четверг – В киселе и смоле. В пятницу – В простокваш., В компот., И в манной каш.. /Б.Заходер «Муха-чистюха/

V . Итог урока.

Мы учились определять безударные падежные окончания имён существительных. - Пользуемся алгоритмом. - Какие знания нам необходимы? /уметь: ставить существительные в начальную форму; определять склонение; выучить наизусть слова-помощники/.

Список использованной литературы

    Серия «Школьная библиотека» А.Барто «Где живёт герой?» - М.: Детгиз, 1959.

    Собеседники: Кн. для учащихся /Сост.В.А.Левин/ - М.: Просвещение, 1995.

    Серия «Мои первые книжки» Чуковский К.И. Путаница. – М.: Детская литература, 1990.

    Собрание сочинений в 3-х томах. Том 1. С.В.Михалков. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1970.