Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.
Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано. Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет . Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.
Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.
Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же , одинаковый . Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.
Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.
Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».
В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов , чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:
Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты .
Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.
Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие .
2. Игры из серии «Подбери пару»
Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.
Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.
3. Цветное лото
Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.
В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.
В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре «Гномики и домики » (Ozon , My-shop , Read ) от «Школы семи гномов».
4. «Цветные» дни
Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути. Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:
Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;
5. Карточки Домана «Цвета»
Если честно, я считаю, что изучение цветов по – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах. На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками. Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).
Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.
Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета). По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх. Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!
Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте . «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , а купить ЗДЕСЬ .
6. Настольные игры
После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:
(Ozon , My-shop ) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше .
Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:
Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака , или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева ).
Дидактические игры на закрепление цвета.
« Найди предметы такого же цвета»
Цель. Соотнесение изображений по цвету (или оттенку).
Оборудование. Картинки с изображением предметов разных цветов.
Ход игры. Педагог показывает детям одну из картинок (например, красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинку, на которых изображены предметы такого же цвета (например, красные носочки и др.).
«Какого цвета не стало?»
Цель. Выделение и название цвета.
Оборудование. Несколько флажков разного цвета.
Ход игры. Педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.
«Неразлучные цвета»
Цель. Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.
Ход игры. Педагог называет предмет (объект), в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: рябина – листья зеленые, ягоды красные; ромашка – лепестки белые, середина желтая; береза – ствол белый, листья зеленые .
Собери гирлянду»
Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
игра "Поле чудес"
Цель: Закреплять умение различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Помочь детям усвоить понятия "много", "мало", "один", "больше", "меньше", "сколько". Считать предметы и устанавливать соответствие их количества определённой цифре. Развивать пространственную ориентировку.
Ход игры
1 вариант : ребёнок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край цветного поля, соответственно цвету. Прищепки лежат в отдельных баночках по цветам. Можно усложнить задачу разместив все прищепки разных цветов на одном подносе.
2 вариант: ребёнок выбирает и прикрепляет к краю круга прищепки того цвета, который называет взрослый. Возможно выбрать в игре ведущим ребёнка, который будет давать задания и контролировать правильность выполнения.
3 вариант : ребёнок закрепляет на определённом цветовом сегменте столько прищепок, сколько называет педагог. Сравнивает количество прищепок того или иного цвета. Каких больше, меньше,поровну?
Цветное "Поле чудес" может быть разделено на большее количество цветов и оттенков. Таким образом задания могут усложнятся, в зависимости от возраста, знания и умения детей.
«Волшебные лепестки»
Цель: закрепить знания детей основных цветов и их оттенков.
Правила игры: правильно сложить лепестки разных оттенков
в цветок, который считается распустившимся.
Дидактический материал: цветок красного цвета, сделанный
из картона (лепестки у него разных оттенков от светлого до темного),
наборы лепестков разных оттенков шести основных цветов
(по количеству детей), вазы, подносы.
«Какое что бывает?»
Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме,
Качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать
как можно больше наименований, подходящих под это
определение; развивать внимание.
Ход игры: Расскажите, что бывает:
Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
Широким - река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
«Цветная клавиатура»
Из обыкновенной клавиатуры от компьютера, можно сделать пособие для изучения цвета, а можно изучения геометрических фигур.
Развитие мелкой моторики остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.
Практическая значимость: данное пособие позволяет достичь высоких результатов по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. При его использование педагог имеет возможность варьировать задания, учитывая возрастные особенности детей и решаемые задачи.
Инновационная направленность: предлагаемое игровое пособие заинтересует детей, т.к. компьютеры, ноутбуки, планшеты за последние несколько лет так прочно вошли в жизнь дошкольника.
Компьютер за последние несколько лет так прочно вошёл в нашу жизнь, что практически вытеснил телевидение и занял центральное место в доме. А чаще в семье он даже не один. Как правило, ноутбуки, планшеты есть сейчас почти у каждого члена семьи. Поэтому можно с уверенностью сказать, что предлагаемая мною игра заинтересует детей, но, в отличие от компьютерных игр, будет приносить только пользу, развивая пальчики, цветовое восприятие.
Дидактические игры на закрепление цвета для детей 3-4 лет «Осенние листья»
Автор: Захарова Наталья Алексеевна, воспитатель коррекционной группы1игра «Собери букет»
Задачи:2 игра "Листопад"
Задачи:3 игра «За листиком беги»
Задачи:4 игра «Какого цвета?»
Задачи:5 игра «Найди пару»
Задачи:6 игра «Чередование»
Задачи:Таня Шрамко
Здравствуйте, уважаемые коллеги! вашему вниманию, я хочу предложить серию дидактических игр по цветоведению. Идея создания этих игр возникла после изучения пособия И. А. Лыковой "Дидактические игры и занятия". Проанализировав игры автора, я решила их создать оформить их, добавляя свои разработки.
Дидактическая игра
«Художник по имени природа»
Возраст : средняя, старшая группы
Цель игры : продолжать учить детей проводить аналогии времени года с цветовой гаммой красок. Определять характер цвета «холодный», «теплый» «Нежный» (пастельный).
Ход игры: участникам игры ведущий предлагает карточки с изображением времен года, а также палитры с цветовыми пятнами, характерными одному из времени года. Задача детей - соотнести времена года с наиболее подходящим цветовым пятном. Определять цвета и оттенки на палитре, их характер (холодный, теплый, нежный).
Дидактическая игра
«Времена года и краски»
Возраст:
Цель : сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).
Ход игры: в игре предложен пейзаж, изображенный художником весной, летом, осенью и зимой, с характерной цветовой гаммой каждого времени года, а также палитры и фишки-краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени года советующие фишки –краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав каждого цвета (нежные –яркие, холодные – теплые, основные- составные, оттенок какого цвета).
Дидактическая игра
«Говорящие цвета»
Возраст: старшая, подготовительная группы.
Цель игры: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок». Развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.
Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (малина-малиновый; роза –розовый и т. д., а также карточки – оттенки. Задача участников игры – соотнести карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки.
Дидактическая игра
«Ягоды поспели»
Возр аст : младшая, средняя группы
Цель и гры : закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.
Ход иг ры: игра состоит из карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении разложить карточки с ягодами в определенном цветовом порядке от более светлых к темным по образцу, а далее без него.
Дидактическая игра
«Воздушные шары»
Возра ст: средняя, старшая группы
Цель и гры : продолжать знакомиться с понятием «спектр цвета», сопоставлять с природным явлением (радуга). Определять цвета, входящие в спектр цвета и их последовательность.
Ход иг ры: игра состоит из дидактического поля, где изображены силуэты семи воздушных шаров, а также отдельные разноцветные карточки-шары. Предлагается несколько вариантов игры:
Вариант 1. Задача участников игры – разложить семь цветных карточек-шаров в правильной спектральной последовательности, используя популярную речевую фразу -подсказку (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, в которой, последовательность слов и первые буквы соответствуют цвету радуги.
Вариант 2. Участникам игры предлагается помимо семи карточек-шаров дополнительные цвета и оттенки. Задача детей – выбрать те карточки-шары, которые входят в состав радуги, и расположить их в правильной последовательности.
Вариант 3. Ведущий раскладывает шары в спектральной последовательности, нарушая последовательность двух и более цветов. Задача детей – обнаружить ошибку и ее исправить.
Дидактическая игра
«Краски и волшебство»
Возраст ст: старшая, подготовительная группа
Цель и гры : знакомить детей с понятием «тон цвета», дать представления о получении насыщенных и светлых тонов, способов их получения. Составлять градационный ряд (от светлого к темному и наоборот).
Ход иг ры: игра состоит из набора оттенков трех красок – силуэтов (синий, желтый, красный, а также карточек с изображением цветных и белых капель. Задача детей – расположить оттенки красок в нарастающей последовательности от светлого к насыщенному цвету и наоборот, процессе игры выяснить, что такое «оттенок цвета», как он получается.
Дидактическая игра
«Превращение цвета»
Возр аст : средняя, старшая группы.
Цель и гры : закреплять умения детей получать новые цвета в красках. Определять основные и составные цвета.
Ход иг ры: детям предлагаются силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) цветами. Существует несколько вариантов игры.
Вариант 1. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает участникам игры определить составной цвет, который получится.
Вариант 2. Ведущий выбирает один из составных цветов краски и просит участников игры найти те краски (основные цвета, при смешивании которых получается выбранный им цвет.
Вариант 3. Участники игры самостоятельно определяют какие основные цвета красок нужно сложить, чтобы получить составные цвета.
Цвета можно изучать не только , но и дома!
Подбираем чашки к блюдцам.
Ищем парные носочки.
Помогаем разноцветным рыбкам приплыть в озера своего цвета.
Сажаем бабочек на цветочки нужного цвета.
Повторяем заданную последовательность цветов.
Собираем "капельки" определенного цвета в стакан того же цвета.
Сортируем блоки Деньеша по цветам. Можно добавить признак формы.
Играем в "ковры-самолеты". Рассаживаем разноцветные игрушки на листики цветного картона. Если пассажир подобран верно, ковер-самолет взлетает.
Ветер сдул лепестки у цветика-семецветика, возвращаем недостающие. Сажаем жучков-прищепки на лепестки нужного цвета.
Раскладываем мозаику-ягодки по цветным тарелкам. Задание можно усложнить, используя ложку.
Подбираем куклам одежду по цветам - шапочки, пальто и сапоги одинакового с платьями цвета, и отправляем их на прогулку. Знакомьтесь, у нас это Аманда и Каролина, две любимые куклы Главного Читателя.
Ветер сдул домикам крыши, подбираем подходящие по цвету и ремонтируем домики.
Расставляем машинки в гаражи нужного цвета (по цвету кабин).
Кормим игрушки разноцветными кубиками - “конфетами” (“Кукла любит красные конфеты, а заяц - синие”).
Играем в "найди в бутылке". Берем много мелких предметов одного цвета (подойдут детали лего и киндер-сюрпризов), готовим карточку с изображением этих предметов (можно нарисовать или сфотографировать), красим рис в цвет предметов, засыпаем все в прозрачную пластиковую бутылку, закручиваем и приклеиваем крышку, вешаем на горлышко карточку на резинке, и игра готова. Теперь осталось потрясти бутылку, чтобы найти все предметы, изображенные на карточке. Я обычно делаю такую заготовку в поездки.
Собираем цветные пазлы.
Подбираем крышечки от бутылок подходящих цветов и прикручиваем их. Для этой игры нужна картонная заготовка с горлышками от пластиковых бутылок, сменные карточки и цветные крышечки.
Одеваем Аманду (вы уже с ней знакомы:)) в платья разных цветов. Можно подготовить такую же игру, распечатав 2 фото вашего малыша, тогда он сможет одевать сам себя.
Играем в "Цветной магазин". За товары определенного цвета можно рассчитываться только деньгами того же цвета.
Покупаю помидоры. Продавец пересчитывает красные купюры, выдает чек и упаковывает товар.
Заказываю желтые, оранжевые и зеленые продукты, продавец выбирает их сам. Потом меняемся ролями.
Водитель автобуса высаживает пассажиров (игрушки разных цветов) на цветных остановках. Вариаций много: почтальон разносит письма разных цветов на цветные улицы или капитан корабля развозит пиратов на разноцветные необитаемые острова и т.д.
Играем в "Цветное домино", где вместо точек - разные цвета.
Вырезаем трафареты из картона (овощи, фрукты, ягоды, цветы) и прикладываем их к различным листам цветной бумаги и вещам в доме, называя цвет.
Трафаретами могут быть части рисунка.
А еще можно подбирать не только цвет, но и форму - вставлять в ячейки вырезанные предметы.
Решаем "цветные примеры".
Играем в "изобразительные" игры. У нас популярны пряталки (например, прячем желтых мышек от кошки, закрашивая их желтым). Возвращаем на место перепутанные колпачки от фломастеров. Рисуем цветной салют на черной бумаге, желтые одуванчики - на зеленой и т.д.
Для наглядности можно повесить такой плакат.
Чтобы получить печатные материалы для игр, можно