Размеры мольберта для рисования своими руками. Что такое мольберт, виды, сборка и ремонт собственными руками? Что нужно подготовить

Размеры мольберта для рисования своими руками. Что такое мольберт, виды, сборка и ремонт собственными руками? Что нужно подготовить

Мольберт является одним из основных атрибутов художника. В специализированных магазинах стоимость подставки для картин может достигать нескольких тысяч рублей. А вот вооружившись понятным чертежом и пошаговой инструкцией, как сделать мольберт своими руками, его можно смастерить самостоятельно.

Мольберт из картона

Самым простым и быстрым способом считается изготовление мольберта своими руками из картона.

Такие подставки для картин очень легко складываются и требуют минимум места для хранения.

Что необходимо подготовить

Для создания картонного мольберта потребуются:

  • картонные коробки квадратной формы с размерами не менее 18х18х16 см;
  • малярный скотч;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • двусторонняя липучка.

Для создания мольберта отлично подойдут коробки из-под бытовой техники.

Для закрепления листов дополнительно понадобятся скотч или несколько канцелярских зажимов.

Процесс изготовления

Рабочий процесс по созданию самодельного картонного мольберта состоит из следующих этапов:

1. У картонной коробки удаляют её верхние и нижние части, а боковые стороны разрезают по противоположным граням. В итоге получатся две детали, состоящие из соединённых сторон коробки. Обрезки картона можно сохранить для будущих шедевров.


Из одной картонной коробки можно смастерить два мольберта

2. Малярный скотч разрезают на два отрезка длиной около 26 см. Одну заготовку следует приклеить к внутренней поверхности одной из сторон будущего мольберта, сложить его пополам и прикрепить к наружной поверхности картона так, как это показано на фото.

Описанную манипуляцию проделывают и со вторым отрезком малярного скотча.

3. Небольшой кусок двусторонней липучки прикрепляют одной стороной к малярному скотчу, а другой - к наружной поверхности второй.

Листы бумаги для рисования на такой мольберт можно приклеить с помощью скотча или прикрепить канцелярскими зажимами.

Картонный мольберт очень лёгкий и способен передвигаться во время рисования, поэтому перед работой рекомендуется закрепить его на поверхности стола двусторонним скотчем.

Мольберт из дерева

Конструкции из дерева являются более надёжными и долговечными. Но для создания деревянного мольберта требуется больше материальных затрат и минимальные навыки по работе с этим материалом.

Какие инструменты и материалы понадобятся


Для рабочего процесса по изготовлению мольберта своими руками необходимо подготовить:

  • клей для дерева;
  • дверную петлю размером 20 мм;
  • наждачную бумагу 100–200;
  • крестовую отвёртку;
  • сосновые рейки размером 45*20 мм и длиной 3 метра - 3 шт. ;
  • наличник шириной 5 см, длиной 60 см - 3 шт. ;
  • рулетку;
  • линейку;
  • крючок навесной размером 130 мм;
  • гвозди без шляпок длиной 20 мм - 4 шт.;
  • круг наждачный 100 - 200 - 1 шт. ;
  • ножовку по дереву;
  • шуруповёрт;
  • саморезы 34*2,9 мм - 6 шт.;
  • саморезы 16,5* 2,7 мм - 4 шт.;
  • дрель со свёрлами 6 и 8 мм;
  • шлифовальную машину;
  • электролобзик;
  • строительный карандаш;
  • молоток;
  • мебельные винты с шайбами и гайками размером 72*5,2 мм - 2 шт.

Для предупреждения травмирования все работы с деревом необходимо осуществлять в строительных перчатках.

Пошаговая инструкция

Максимально упростить рабочий процесс помогут грамотный чертёж и подробная инструкция. Примерный чертёж с размерами представлен на рисунке ниже.

Чертёж будущего мольберта

Процесс изготовления состоит из следующих шагов:

  1. Подготовка брусков. Первым делом распиливают сосновые бруски согласно чертежу. Они будут служить основанием будущего мольберта.

Базовые элементы конструкции

Для работы понадобятся бруски следующих размеров:

  • 168 см - 2 шт.;
  • 154 см - 1 шт.;
  • 146 см - 1 шт.;
  • 53 см - 1 шт.;
  • 39 см - 1 шт.

2. Обработка деревянных деталей.


Для того чтобы все подготовленные заготовки из дерева были идеально гладкими, их детали необходимо тщательно обработать со всех сторон с помощью шлифовальной машины, а торцы отшлифовать наждачной бумагой.

На этом этапе для защиты рук от повреждений рекомендуется использовать строительные перчатки.

Следует помнить, что сосна отличается большим количеством сучков. Именно это свойство является основной причиной для обязательной и качественной обработки. Для предупреждения расслоения древесины специалисты рекомендуют использовать в работе электроинструменты.

3. Сборка каркаса.


При сборке каркаса важно не допускать ошибок

После тщательной обработки всех деревянных заготовок приступают к монтажу каркаса будущего мольберта.

Специалисты рекомендуют проводить этот этап работы в помещении с кафельным полом. Это обусловлено тем, что плитка чаще всего уложена под углом 90 градусов, и такое напольное покрытие станет отличным ориентиром для выравнивания брусков.

Конструкцию начинают собирать с центрального бруска, которым является деталь длиной 146 см. Его кладут на пол параллельно кафельному шву. В случае отсутствия такого покрытия можно сделать временную разметку при помощи скотча или изоленты.

Из брусков по 168 см сооружают две опоры. После этого заготовки по 39 и 53 см накладывают внахлёст. Для скрепления брусков между собой необходимо заранее просверлить отверстия в требуемых местах с помощью сверла диаметром 6 мм. Затем промазать стыкующиеся поверхности клеем для дерева, зафиксировать детали относительно друг друга, а стыки закрепить саморезами.

Затем при помощи дверной петли присоединяют к заднему бруску длиной 39 см по центру опору длиной 154 см. При необходимости следует произвести корректировки размеров. Для соединения заготовок рекомендуется воспользоваться сверлом 6 мм в диаметре.


4. Оформление полочек.

После окончания монтажа каркаса можно приступать к оформлению полочек, которые располагаются на подрамнике. Для этого потребуются три наличника длиной 60 см и шириной 5 см. На каждой детали сверлом диаметром 8 мм делают по два отверстия, отступив 15 см от края заготовки.

После этого два наличника при помощи гвоздей и молотка скрепляют между собой под прямым углом, чтобы получилась полочка. Третий наличник послужит для фиксации полочки сзади.


Полочка мольберта

5. Окончательная сборка мольберта.

Примерно через 24 часа после полного высыхания клея можно приступать к окончательному монтажу мольберта.

Для этого необходимо установить конструкцию горизонтально, зафиксировать готовую полочку для подрамника при помощи мебельных винтов с шайбами и гайками, регулируя её по высоте.


Для удержания задней опорной рейки в нужном положении следует прикрепить навесной крючок.


Навесной крючок на мольберте

Завершающим этапом создания мольберта своими руками является его окрашивание. Для этого можно использовать обычную краску желаемого цвета, морилку или прозрачный лак.

Самодельный мольберт готов

Изготовление мини-мольберта

Своими руками можно смастерить и мини-мольберт, который идеально подойдёт для начинающих художников, любителей писать картины небольших размеров и владельцев маленьких помещений.

Для его изготовления понадобится минимум времени, а готовая конструкция станет украшением любой мастерской.

Что нужно подготовить

Для создания самодельного мини-мольберта нужны следующие инструменты и материалы:

  • штапик сечением 6 на 8 мм;
  • ножовка;
  • шило;
  • сверло;
  • мебельный винт-барашек;
  • клей для дерева;
  • маленькие гвоздики;
  • наждачная бумага;
  • молоток;
  • степлер;
  • простой карандаш;
  • линейка.

Этапы изготовления

Процесс изготовления мини-мольберта состоит из следующих этапов:

1. Штапик распилить на 4 части для создания опоры:

  • две одинаковые с острым углом длиной 15 см;
  • одну длиной 14 см;
  • рейку для перекладины длиной 12 см;
  • четыре заготовки для подрамника: два отрезка по 10 см и два отрезка по 13 см.

2. Подготовленные три детали для опоры сложить следующим образом: посередине должна располагаться рейка длиной 14 см, а по бокам от неё - рейки по 15 см.


3. Все подготовленные детали тщательно обработать мелкозернистой наждачной бумагой до гладкости, уделяя особое внимание углам.

4. Заготовки для опоры мини-мольберта разложить на ровной поверхности, соединить между собой и провести прямую линию, которая послужит ориентиром для просверливания отверстий для крепления. Точки будущих отверстий нужно наметить шилом, а затем аккуратно просверлить при помощи дрели или шуруповёрта с тонким сверлом.

7. Заготовки для подрамника сначала соединить между собой столярным клеем, а после его полного высыхания зафиксировать с помощью степлера.


8. Готовый мини-мольберт покрыть слоем обычной краски, бесцветного лака или морилкой.


Мольберт, сделанный своими руками, не только поможет сократить денежные расходы и станет хорошим помощником художника, но и украсит интерьер мастерской. Изготовить его совсем несложно, это под силу даже представительницам прекрасного пола.


КАКИЕ МОЛЬБЕРТЫ БЫВАЮТ?

Классификации мольбертов могут быть самыми разными. Многие производители по-своему классифицируют свои мольберты. Мы разработали упрощенную классификацию, предназначенную для использования на нашем сайте:

Основные характеристики мольбертов:

Технические особенности мольбертов:

МОЛЬБЕРТ "ЛИРА"

Лира – мольберт на трех ножках, передние ножки которого, соединенные несколькими планками, сходятся в верхней части и образуют рабочую раму мольберта в форме трапеции. Задняя ножка, как правило, подвижная. Перемещением задней ножки мольберта регулируется рабочий угол наклона мольберта. Такая конструкция обеспечивает достаточную устойчивость и в то же время легкость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – «А-мольберты».

МОЛЬБЕРТ "СТАНОК"

Станок – профессиональный мольберт на устойчивом основании с параллельными стойками, соединенными в раму несколькими планками. Такая конструкция обеспечивает отличную устойчивость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – « Н – мольберты».

Станки обычно оборудованы выдвижной или неподвижной мачтой и удобным механизмом перемещения холста по высоте. Рама мольберта может отклоняться в довольно широком диапазоне углов, как правило, включая отрицательный. Благодаря этому «свежие» картины, написанные маслом, можно сушить прямо на мольберте накинув сверху пленку или ткань для защиты от пыли без опасения размазывания краски.

Мольберты - станки не имеют возможности горизонтальной установки рабочей поверхности, что несколько ограничивает сферу их применения при использовании «мокрых» техник живописи – акварели или гуаши.

Холст на подрамнике или планшет опирается на подставку, закрепленную на мачте и на раму мольберта. Обычно с подставкой совмещена полка для принадлежностей, кистей, красок и других мелких предметов и аксессуаров.

Станки отличаются удобством использования, устойчивостью и значительными габаритами. Для работы с таким мольбертом необходимо иметь достаточно места. Профессиональные художники в своих студиях обычно используют мольберты именно этого типа. Основательная, функциональная и хорошо продуманная конструкция позволяет художнику сосредоточиться именно на творчестве не тратя лишние усилия и время на закрепление и перемещение холста в процессе работы.

МОЛЬБЕРТ "ТРЕНОГА"

Тренога – переносной складываемый мольберт штативного типа на трех ножках. Используется для демонстрационных работ и на пленэрах. Легкий, портативный, обладает ограниченным уровнем устойчивости. В сложенном состоянии занимает немного места и помещается в сумку средних размеров. Иностранные производители относят такой тип мольбертов к «полевым» мольбертам.

Треноги обычно имеют три телескопические ножки, регулируемые по высоте и подвижную мачту, закрепленные на одной оси. Угол наклона мольберта регулируется положением мачты. Рабочие углы наклона холста любые - от небольшого отрицательного до горизонтали. Благодаря этому мольберты – треноги универсальны. На них удобно работать не только с маслом и акрилом, но и с акварелью, гуашью и пастелью.

Холст на подрамнике или планшет опирается на небольшие подставки на передних ножках мольберта, или на нижний упор мачты. На мольбертах – треногах обычно работают с холстами небольших и средних размеров. Для больших холстов, некоторые производители выпускают усиленные треноги.

Необходимо иметь ввиду, что мольберты - треноги обладают низким уровнем устойчивости и не очень удобны для работы в стационарных условиях. Большое значение для устойчивости мольберта имеет материал, точность изготовления и хорошая фурнитура. Несомненно, это касается любых видов мольбертов, но именно треноги наиболее чувствительны к качеству изготовления.

Лучший материал для изготовления деревянных треног – бук. Существуют также металлические треноги, которые удобны, практичны и достаточно прочны.

Благодаря «воздушной» конструкции и небольшим габаритам в разобранном виде, мольберты – треноги популярны для использования на выставках, особенно передвижных.

МОЛЬБЕРТ "ТРАНСФОРМЕР"


Трансформер – универсальный студийный мольберт имеющий возможность и наклонно-вертикального и горизонтального расположения рабочей поверхности. Конструкции трансформеров различны, но их объединяет способность держать холст или планшет под углами необходимыми для работы с различными техниками живописи. Иностранные производители иногда называют такие мольберты «конвертируемыми» или «гибридными».

Трансформеры удобны для художников работающих и маслом или акрилом, и акварелью, гуашью или пастелью. Как правило, трансформеры используются для написания картин средних размеров.

Конструкция трансформеров достаточно сложная и желательно использование таких мольбертов от известных производителей, поскольку требования к качеству изготовления и применяемым материалам и фурнитуре высоки. Хороший трансформер будет радовать художника своей универсальностью и удобством использования.

"ПАЛОЧНЫЙ" МОЛЬБЕРТ


– простейший мольберт тренога, собираемый из планок. Как правило, палочный мольберт состоит из набора из восьми планок и крепежных винтов. Палочные мольберты используют в качестве демонстрационных или при обучении азам живописи.

Каждая ножка состоит из двух планок, соединенных между собой винтами. Ножки вверху зафиксированы винтом или шпилькой. Подставка под холст или планшет также собирается из двух планок и крепится на необходимой высоте к передним ножкам мольберта. Холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, прислоняясь к ножкам мольберта.

Основными достоинствами таких мольбертов является портативность и низкая цена.

МОЛЬБЕРТ "ХЛОПУШКА"


– мольберт начального уровня, представляющий собой раму или планшет, стоящий под наклоном на четырех ножках. Угол наклона планшета может регулироваться за счет перемещения задних ножек мольберта. применяется в художественных школах и изостудиях, однако, может быть использован и для домашних занятий живописью.

Конструкция мольберта проста и не требует использования особо качественных материалов. За счет этого мольберты – хлопушки достаточно дешевы. Как правило, хлопушки снабжены планшетом из фанеры, на котором удобно закреплять листы бумаги или картона. Некоторые модели хлопушек имеют съемный планшет, вместо которого можно закрепить холст на подрамнике. При этом холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, опираясь на раму мольберта. Высота установки стационарного планшета не регулируются, а съемные планшеты могут иметь несколько фиксированных положений по высоте.

Основным достоинствами такого мольберта являются низкая цена и практичность.

КАРКАСНЫЙ МОЛЬБЕРТ

– настольный мольберт, представляющий собой раму с опорой на отставную ножку. На мольберте можно закреплять планшет или холст на подрамнике небольшого или среднего размера.

Имеет простую конструкцию и ограниченную функциональность. Не смотря на это, мольберт отлично выполняет свои функции и широко используется при обучении живописи и художниками - любителями.

ПЛАНШЕТНЫЙ МОЛЬБЕРТ


– настольный планшет, имеющий отставляемую ножку. Угол наклона планшета регулируется передвижением отставленной ножки. Некоторые модели могут быть снабжены подвижным верхним зажимом для внешнего планшета или холста на подрамнике. Планшет изготавливается из массива дерева.

Лист бумаги или картона крепится на планшете мольберта при помощи кнопок. При наличии верхнего зажима и подставки для холста, на мольберте можно закрепить холст на подрамнике или внешний планшет, большего размера, чем планшет мольберта.

Относится к разновидности универсальных настольных мольбертов, удобных в использовании при работе с небольшими картинами.

МАЧТА МОЛЬБЕРТА

Большинство напольных мольбертов имеют мачту или, как ее еще называют, штангу. Мачты бывают выдвижными и неподвижными. На мачте крепятся подставка для установки холста и зажим для фиксации верхней части холста.

Выдвижная мачта обеспечивает удобное перемещение холста по высоте. При этом подставка под холст, как правило, перемещается вместе с мачтой. Если мачта мольберта неподвижна, перемещение холста по высоте возможно только при перемещении подставки вдоль мачты. Это, как правило, не очень удобно и достаточно долго. Конструкция верхнего зажима холста – бегунка на всех мольбертах практически одинакова. Бегунок может передвигаться вдоль мачты и фиксируется винтовым фиксатором.

На мольбертах высокого класса, мачта может быть составная или иметь вкладку для увеличения возможной высоты холста.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ УГОЛ НАКЛОНА МОЛЬБЕРТА

Как правило, положение рабочей части мольберта при работе маслом или акрилом – наклонно вертикальное. Холст или планшет наклонен под углом к вертикали «от художника» для обеспечения удобства работы. Однако такое положение холста не позволяет сушить «свежую» масляную краску, нанесенную на картину, без риска осаждения пыли. Некоторые конструкции мольбертов позволяют наклонить рабочую часть «на художника». Таким образом, если на верхнюю часть картины накинуть защитную пленку или ткань, - картина будет защищена от пыли без риска повреждения «свежей» краски.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛЬБЕРТА

Для некоторых «влажных» техник живописи, таких как работа акварелью или гуашью важно, чтобы краска легкой консистенции не стекала по бумаге после нанесения. Для этого, лист бумаги или картона, закрепленный на планшете должен располагаться горизонтально. Мольберты, предназначенные для такого вида работ, позволяют переводить рабочую часть в горизонтальное положение.

КАКОЙ МЕХАНИЗМ РУЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ХОЛСТА ПО ВЫСОТЕ НАИБОЛЕЕ УДОБЕН?

Перемещение холста по высоте – важный элемент в работе художника, особенно при работе с картинами средних и больших размеров. Если мольберт оборудован соответствующим механизмом, художник без труда может работать с любой частью картины на удобной ему высоте.

Перемещение холста может быть ручным и электрофицированным.

Наиболее удобным механизмом ручного передвижения холста по высоте является зубчато-реечный механизм перемещения мачты с фиксатором типа трещотка . Для перемещения холста по высоте достаточно потянуть за стопорное кольцо механизма фиксации, переместить мачту мольберта, а вместе с ней и холст на нужную высоту и отпустить кольцо. При перемещении по вертикали угол наклона холста не изменяется.

Такое техническое решение позволяет художнику практически без усилий и затрат времени поднимать и опускать холст на нужную высоту в процессе работы над картиной.


ЗАЧЕМ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СТОЛЬКО ВНИМАНИЯ ОПИСАНИЮ ТИПОВ ФИКСАТОРОВ МОЛЬБЕРТА?

Мольберт достаточно сложный и продуманный технический объект, призванный максимально облегчить труд художника. При работе над картиной художник может менять высоту ее расположения, угол наклона, снимать с мольберта и ставить холст на место. При этом картина должна быть надежно закреплена. Для этого существуют зажимы и узлы разного вида. Как правило, они фиксируются различными винтовыми фиксаторами.

Наиболее удобными в использовании винтовыми фиксаторами являются круглые или фигурные ручки большого размера, к которым можно не прилагать значительных усилий при откручивании или закручивании. На мольбертах класса Профи - Премиум используются деревянные ручки , которые удобны и красиво выглядят. Менее удобно работать с фиксаторами «барашек» или «плоский барашек» , особенно в узлах требующих сильной фиксации. Чем размер «барашка» больше, тем приятнее с ним работать.

Имеет значение также, какое количество фиксаторов необходимо использовать при той или иной операции. Чем фиксаторов меньше, чем они удобнее – тем проще работать художнику.

Большое значение имеет материал, из которого изготовлены фиксаторы. Наиболее приятной в работе и долговечной является фурнитура из латуни. Железные и алюминиевые фиксаторы менее удобны и могут быстрее приходить в негодность.

При выборе мольберта, обращайте внимание на фиксаторы, на их тип, материал изготовления и размеры. Удобство работы с мольбертом складывается из мелочей.

ПОЧЕМУ ЦЕНА ПОХОЖИХ ВНЕШНЕ МОЛЬБЕРТОВ МОЖЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАТЬСЯ?

Мольберты – своего рода произведения инженерного искусства. Хороший мольберт не заметен во время работы. Он как бы «угадывает» желание художника и помогает ему. На хороший мольберт приятно смотреть, а еще приятнее его касаться. Качественная структура применяемой древесины, шелковистость поверхности, закругленность деталей, прочная и долговечная фурнитура, устойчивость и отсутствие люфтов – все это отличает мольберты высокого класса от их более дешевых собратьев.

В эпоху, когда все уже придумано, конструкции мольбертов одного типа внешне отличаются друг от друга не значительно. Выбирая мольберт нужно доверять либо собственным ощущениям, либо, если это не возможно, доверять известным торговым маркам. Итальянские и французские фирмы – производители мольбертов являются флагманами на этом рынке. При наличии достаточных средств, лучше отдать предпочтение более дорогому продукту. Ведь хороший мольберт прослужит долго и будет радовать вас постоянно, а сиюминутная экономия будет постоянно напоминать о себе мелкими разочарованиями…

  1. Простейший случай
  2. Какой делать первым?
  3. Напольные
  4. Настольный (для акварели)
  5. Еще один трансформер

Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Нужно сделать мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – изготовление мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.

Процесс живописи маслом с мольберта

Простейший случай

Временный мольберт-подрамник

Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.

Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.

Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.

Какой делать первым?

Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.

Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.

Напольные

Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.

Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.

Основные типы мольбертов для станковой живописи

Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.

Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.

Как сделать мольберт своими руками, где взять чертежи или как грамотно составить эскиз этюдника – это важные вопросы, без решения которых художник не сможет творить. Ведь от правильно подготовленного рабочего места зависит комфорт во время создания уникальных шедевров. Сегодня редакция Homius проведёт несколько мастер-классов и поделится инструкциями, благодаря которым справиться с изготовлением мольберта сможет даже девушка.

Под общим названием мольберт кроется большое разнообразие моделей, различающихся по типу установки, мобильности и внешнему виду. Конечно, его можно купить в отделах для художников, но его стоимость будет довольно высока. Сделать же его своими руками совсем несложно, кроме того, вы сэкономите внушительную сумму, которую можно потрать на более качественные кисти и бумагу. Да ещё и будете долгое время гордиться и хвастаться своей работой.

Настольный мольберт используют начинающие художники. Также он удобен для работы дома. По внешнему виду устройство напоминает хлопушку. На изготовление простой конструкции вы потратите не более 60 минут.


Какие материалы и инструменты нужно подготовить для работы

Мольберт в переводе с немецкого означает подставку для рисования. Он может быть изготовлен практически из любых материалов. Для этого подойдёт старая столешница от стола, рама, фанера, доска или даже металл. Сегодня мы сделаем простую конструкцию, для которой нам понадобятся:

  • брус 18×47 мм длиной 4,5 м;
  • петля;
  • немного кожи;

Особенности выбора чертежа

Для настольного мольберта можно выбрать подходящий чертёж с размерами в интернете либо нарисовать его самостоятельно. Предлагаем на ваш суд несколько интересных эскизов, сделать которые не составит особого труда.



Пошаговая инструкция изготовления своими руками настольного мольберта

Рассмотрим подробно весь процесс изготовления настольного мольберта.

Иллюстрация Описание действия
Распилить брус на отрезки, скосы на ножках сделать под углом 15º.

Собрать конструкцию и закрепить её прищепками.
Запилить угол под 15º на центральных планках и убрать следы от пилы при помощи торцовочного рубанка.

Запилить несколько брусочков потоньше.

Сложить механизм упора, центральная стойка должна свободно перемещаться между планок.
Перед склейкой элементы необходимо отшлифовать и сгладить место среза.

Просверлить отверстие в центральной планке и сделать выемку для шляпки.
Выпилить паз для латунной накладки и прикрутить её на саморез.

Приклеить планочки со скосами и прикрутить шурупами.
Отшлифовать все брусочки и закрепить их с помощью саморезов. Ножки можно обтянуть кожей, чтобы они не скользили по столешнице.

Готовый мольберт покрыть лаком.

Напольные мольберты: подробные мастер-классы по изготовлению своими руками

Пользоваться мольбертами начали более 6 веков назад. В те времена они служили не только подставкой для бумаги, но и часто выступали в качестве декоративного элемента в домах художников, которые выставляли на всеобщее обозрение на них готовые произведения искусства.

Существует несколько типов конструкций мольбертов:

  • «Лира» или А-образная конструкция на трёх стойках;
  • Н-образный мольберт представляет собой более прочную конструкцию для применения в помещении. Чаще всего его используют в художественных школах или профессиональных мастерских;
  • гибридный или трансформируемый мольберт очень поход на Н-образный, но с большим количеством регулировок;
  • станковый мольберт рассчитан на профессиональную работу настоящих художников с полотнами большой величины. Чаще всего его можно встретить в реставрационных мастерских;
  • мачтовый – это самая простая конструкция. Сегодня её чаще всего используют в экспозиционном качестве.

Раскладной мольберт «Лира»

Более простая конструкция мольберта – раскладная «Лира», на её изготовление потребуется всего 1-2 часа. Вот с неё мы и начнём наши мастер-классы.

мольберт для рисования лира

Какие материалы и инструменты понадобятся для работы

Для того, чтобы процесс спорился, и ничто не отвлекало от творческой работы, нужно заранее подготовить все инструменты и материалы. Нам понадобятся:

  • дрель и свёрла разного диаметра;
  • 5 реек размером 20×45 мм длиной 2 м;
  • саморезы;
  • петля – 1 шт.;
  • шлифмашинка;
  • болты с гайками-барашками – 2 шт.;
  • доска длиной 63 см и шириной около 80-10 см.

Распилить рейки на следующие размеры:

  • 2 шт. – по 168 см;
  • 1 шт. – 154 см;
  • 1 шт. – 146 см;
  • 1 шт. – 53 см;
  • 1 шт. – 39 см;
  • 3 шт. – по 60 см.

Обязательно все рейки зашкурить или обработать шлифмашинкой.


Подготовка чертежа

Любая работа начинается с создания чертежа, все размеры мольберта подбираются индивидуально. При составлении эскиза следует учитывать:

  • высота двух передних стоек равна росту человека, в среднем – это 170 см;
  • ширина мольберта у основания обычно равна 60-70 см;
  • задняя подпорка немного ниже стоек и равна 155 см;
  • длина перемычек, которые связывают стойки, 40 и 55 см.

Совет! Перед началом работы нужно положить стойки, подпорку и перемычки на пол и скорректировать все длины и расстояния на своё усмотрение.




Пошаговая инструкция изготовления своими руками мольберта «Лира»

После того, как определились с размерами, составили чертёж и подготовили весь материал, можно приступать к работе. Наша пошаговая инструкция поможет справиться с трудностями.

Иллюстрация Описание действия

Рейка 146 см – основа мольберта, относительно неё уложить горизонтальные планки 39 см и 53 см.

Расстояние от верхней точки до горизонтальной планки – 55 см, от нижней точки до рейки – 3 см.

В центре поперечных реек дрелью проделать отверстия для крепления к стойке.

Закрепить горизонтальные рейки к центральной стойке при помощи саморезов.

Выложить симметрично боковые рейки длиной 168 см.

Проделать отверстия и закрепить рейки между собой при помощи саморезов.

Прикрепить на саморезы петлю сначала к центральной стойке мольберта, затем к ножке длиной 154 см.

Для полочки в двух рейках длиной 60 см просверлить ближе к краю по 2 отверстия.

Одну рейку с отверстиями гвоздями прибить перпендикулярно к другой без выемок.

Вставить болты в отверстия, установить полочку на мольберт и соединить с третьей рейкой при помощи винтов-барашков.

Вот такой мольберт получится меньше, чем за час.

Совет! Обязательно нужно покрыть мольберт лаком или покрасить. Так вы защитите его от вредных воздействий и продлите срок его службы.

Более подробно весь ход работы смотрите на видео:

Двусторонний детский мольберт

Для детских художественных школ и кружков выпускают специальные двусторонние мольберты. Ребятишки могут с двух противоположных сторон рисовать свои пейзажи. Если в семье растёт несколько малышей, обязательно сделайте для них удобную подставку своими руками.

мольберт детский двухсторонний

Что нужно для работы

Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • деревянные рейки длиной чуть выше роста ребёнка – 4 шт.;
  • 2 деревянные рейки по 50 см для крепления под картинами;
  • 2 деревянные рейки по 40 см для бокового крепления;
  • рейка круглого сечения длиной 60 см для бумаги;
  • фанера толщиной 3 мм;
  • саморезы и 2 петли;
  • наждачка;

Нюансы подготовки чертежа

Любая работа должна начинаться с подготовки шаблона. Важно заранее решить, каким образом взрослые или дети будут за мольбертом творить: сидя или стоя, и, уже исходя этого, определять высоту конструкции. Для детской подставки основная величина – рост ребёнка. Необходимо продумать высоту таким образом, чтобы верхняя граница бумаги не была выше головы.

Высота мольбертов для взрослых колеблется в пределах 140-170 см. Также важно предусмотреть место крепления бумаги, можно установить дополнительную подставку для рулона. Наш мольберт представляет собой простейшую конструкцию, состоящую из четырёх брусков и двух листов фанеры.

Предлагаем посмотреть интересные варианты готовых подставок.

Пошаговая инструкция изготовления детского двустороннего мольберта

Подробный мастер-класс по изготовлению двустороннего макета.

  1. Распилить рейки по указанным размерам, длинные соединить между собой петлями в верхней части.
  2. На длинных стойках определить центр, на переднем и заднем плане закрепить поперёк на саморезы рейки длиной 50 см.
  3. Просверлить отверстия на боковых рейках чуть ниже середины и закрепить между ними горизонтальные планки длиной 40 см.
  4. С обеих сторон посередине боковых реек просверлить отверстия крепления круглой планки для бумаги.
  5. Закрепить фанеру с двух сторон.
  6. На передние опорные планки под фанерой прикрепить полочки для карандашей.

Совет! Конструкцию можно сделать разборной. Для этого, боковые планки следует закрепить только с одной стороны, а во второй прорезать выемку под саморез или установить вместо деревянной рейки крючок.

Переносной этюдник

Ещё один вид мольберта – этюдник, можно сделать своими руками. Он предназначен для работы вне дома. Основное его преимущество в том, что внутри хранится весь инструментарий художника.

переносной этюдник

Что нужно подготовить для работы

Для работы нам понадобятся:

  • пила и лобзик;
  • шлифмашинка или наждачка;
  • рейки;
  • фанера;
  • рояльная петля;
  • саморезы 10 и 21 мм;
  • густой ПВА;
  • 2 кронштейна мебельных откидных, они будут держать крышку в поднятом состоянии;
  • замочек или защёлка крышки;
  • лак мебельный.

Размер нашего этюдника необходимо спроектировать таким образом, чтобы в него спокойно помещались листы формата А4.

Подготовка чертежа

Для нашего этюдника потребуется создать чертёж, в котором нужно учесть следующие параметры:

  • для корпуса потребуется сделать коробку из фанеры Д×Ш×В – 50×35×6 см;
  • крышка будет аналогичных размеров, только толщина немного меньше;
  • для боковин подойдут рейки толщиной 10-12 мм или фанера;
  • чтобы сделать внутренние перемычки, предварительно на чертеже следует запланировать кармашки.

Пошаговая инструкция изготовления этюдника

Рассмотрим весь процесс более подробно.

  1. Собрать рамы крышки и корпуса этюдника при помощи шурупов.
  2. Из тонкой фанеры толщиной до 4 мм пилой вырезать заднюю и переднюю стенки
  3. Отшлифовать все детали сначала более крупной наждачкой, затем мелкой.
  4. Закрепить фанеру на корпусе и крышке.
  5. Вырезать из тонкой фанеры перегородки и закрепить их при помощи клея и саморезов на корпусе.
  6. Рояльной петлёй зафиксировать крышку и корпус.
  7. Установить мебельный шарнир с внутренней стороны крышки и на бортике корпуса. Он будет фиксировать крышку в открытом состоянии.
  8. С наружной стороны ящика закрепить крючок, чтобы во время переноски этюдник не раскрывался.
  9. Закрепить ручки для переноски этюдника. Это могут быть полоски кожи, брезента или иного прочного материала.
  10. В крышке закрепить поворотные держатели для бумаги.
  11. Покрыть этюдник лаком в 2-3 слоя.

Заключение

Все мольберты, рассмотренные в нашем обзоре, имеют простую конструкцию. Их легко можно сделать своими руками, даже не имея столярных навыков. При желании, модели дорабатываются разборными ножками, подставками для стаканов с водой и кисточек, более удобной переноской. Главное, не бояться экспериментировать.

Расскажите в комментариях: вы покупали мольберт или делали его своими руками. Также мы ждём фото ваших работ. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш журнал. У нас вы узнаете ещё много интересного.

Напоследок предлагаем мастер-класс по изготовлению ещё одного простого настольного мольберта.

На создание данной самоделки меня с подвигло грядущий День рождения племянницы, которой скоро исполнится 2 годика, и то, что она начала тянуться к прекрасному, а именно рисовать на обоях, мебели и т.д.. Поэтому было решено сделать мольберт. Начал с того, что пересмотрел все существующие варианты в интернете, далее в магазинах и т.д., какие-то задумки понравились, какие-то нет, одни были заточены специально под холст, другие под рисование мелками и т.д. В общем, разнообразие было, но как по мне - им не хватало универсальности, то есть дополнительных функций, поэтому было решено сделать что-то свое, которое бы отличало его от других.
Что именно я сделал сейчас, постараюсь подробно описать и показать.

Мне понадобилось:

Материал:

Доска ДСП 48*40 см;
- рейка 4*2 см 6 метров (лучше брать немного с запасом);
- рейка 3*2 см 3,5 метра (лучше брать немного с запасом);
- 6 шт уголков 3*3 см (для движущихся частей);
- 10 уголков 4*4 см (для скрепление планок между собой);
- 2 щеколды;
- 2 петли 4*4 см;
- болт (диаметр 6) - 6 см (6 шт) , 3 см (2 шт), 2 см (2 шт);
- гайка барашек 6 шт;
- шайбы 10 шт;
- саморезы разной длины;

Инструмент:

Пила;
- уголок;
- шуруповерт;
- карандаш;
- рулетка.

Изготовление

Сначала была собрана нижняя часть, размеры брал на свое предпочтение, 2 вертикальных рейки (диаметр 4*2 см), и 3 поперечных (диаметр 3*2 см).

Набросал чертеж чтобы понятней было.

Скреплял между собой уголками 4*4 см (10 шт).

Рейку закруглил по краям, чтобы не было острых углов.

2 поперечины 42,5 см, скреплял саморезами.

Прилагаю чертеж.

В нижней части закрепил два уголка (3*3 см), на них будет двигаться вертикальная часть.

Скрепил 2 болтами, длина 3 см (6 диаметр), несколько шайб, гайки барашек.

Был взят кусок ДСП 48* 40 см, который будет двигаться вверх, вниз по вертикальным полозьям, развернув его по горизонтали.

Тоже самое в нижней части.

Закрепил на 2 уголка, 2 см болтом в нижней части, и 6 см болтом в верхней + несколько шайб, только я немного потом переделал, развернув болт в другую сторону, что бы острая часть не выпирала, и ребенок не мог пораниться, безопасность превыше всего!

Так как я хотел добавить функциональности, придумал небольшую доработку, а именно превращение мольберта в парту.
Для этого я сделал нижнюю опору.

Ложиться она будет на нижнюю часть.

Чтобы конструкция двигалась - закрепил на 2 петли размером 4*4 см.

В разложенном виде.

Так как конструкция должна фиксироваться, я взял 4 проушины для замков, угловую и ровную, закрепил саморезами.

Чтобы окончательно зафиксировать положение стойки, я взял 2 щеколды, и закрепил их напротив проушин.

Так как дети много рисуют, я решил добавить рулон бумаги в верхней части, который бы разматывался, для этого просверлил два отверстия и вкрутил 2 болта по 6 см, на них будет вращаться рулон. Бумага еще советских времен, как только ребенок приловчился рисовать, можно купить белую бумагу для плоттера формата А3, и она идеально подойдет.

Теперь, когда все практически готово разбираем конструкцию, шлифуем наждачкой, покрываем декоративным покрытием и лаком.

В результате всех действий получилась вот такая конструкция.

Немного ниже, я покажу все более детально, и всю универсальность данной конструкции.

Продолжим.

Так как мольберт трансформируется в столик-парту, я решил сделать маленькую табуретку, чтобы ребенок мог спокойно сидеть и рисовать.
Описывать не буду сам процесс, покажу все детально по фотографиям.
Чертеж прилагаю.