Транспортные узлы. Терминалы и их характеристика. Транспортные узлы и коридоры

Транспортные узлы. Терминалы и их характеристика. Транспортные узлы и коридоры

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

III. Энтодерма

1. внезародышевая - эпителий желточного мешка и аллантоиса 2. Зародышевая (кишечная) – эпителии органов ЖКТ и его желез

После дифференцировки зародышевых листков образуется осевой комплекс зачатков органов: в который входят:

1. зачаток нервной системы – нервная трубка

2. хордомезодермальный зачаток

3. кишечная трубка

Взаимодействие различных видов транспорта в узлах

Понятие «транспортный узел»

Транспортный узел:

Перевозочный процесс - передвижение пассажиров и перемещение грузов, в том числе и с участием нескольких видов транспорта. Тогда в транспортном узле происходит передача грузов и пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой

Технические устройства - станции, порты, автомагистрали, подходы к ним, аэропорты и устройства воздушного транспорта, устройства городского транспорта общего пользования (сети магистральных улиц, трамвайные линии и линии метрополитенов). Они могут служить стыковыми пунктами между видами транспорта. Могут быть как грузовыми, так и пассажирскими. Пассажирские - автовокзалы, аэропорты, морские и речные порты, узловые станции метрополитенов. Грузовые -грузовые ж. д. станции общего пользования, портовые, наливные и другие специализированные станции, базы, аэропорты и др.

- средства контроля и управления

Классификация транспортных узлов

Транспортные узлы классифицируются по следующим признакам:

1. По числу видов транспорта, обслуживающих узел: узлы бывают: железнодорожно-автодорожные, железнодорожно-водно-автодорожные, водно-автодорожные

2. По характеру эксплуатационной работы:

Транзитные, которые обслуживают транспортные потоки в прямом и смешанном сообщении;

С большой местной работой - обслуживают транзитные и местные потоки (в том числе и перевалочные);

Конечные

3. По географическому положению узлы подразделяются на:

- сухопутные;

Расположенные на берегах морей и судоходных рек

4. По численности населения:

Малые и средние - с населением до 100 тыс. чел., со слаборазвитой промышленностью;

Большие и крупные - с населением до 1 млн. чел., с расположением в них крупных обрабатывающих и добывающих предприятий;

- крупнейшие - с населением свыше 1 млн. чел., с очень развитой промышленностью

5. По расположению транспортных устройств:

Однокомплектые: с объединенным расположением устройств основных видов транспорта с раздельным расположением пассажирских и грузовых районов основных видов транспорта



Однокомплектные транспортные узлы располагаются в районах малых, средних и больших городов компактной формы и имеют одну объединенную станцию, где сосредоточены все транспортные сооружения, один промышленный район, обслуживаемый этой станцией и совмещенный железнодорожно-автомобильный вокзал. В больших городах в однокомплектых узлах обычно разделяются грузовые и пассажирские районы.

- многокомплектные:

с объединенным расположением устройств различных видов транспорта комбинированные

Многокомплектные узлы характерны только для крупных и крупнейших городов. Они имеют несколько промышленных районов с обслуживающими их грузовыми станциями, одну-две сортировочные станции, остановочные пункты железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, расположенные в разных районах города и объединенный пассажирский район с самостоятельными вокзалами для разных видов транспорта. 6. По геометрическому начертанию (или в зависимости от схемы узла, которая зависит от местных условий и особенностей планировки города):

Конечные - располагаются вблизи морей, крупных рек, гористой местности. Они, как правило, компактны, имеют небольшое число железнодорожных и автодорожных линий, с выраженным конечным движением и характером грузовых и пассажирских операций. Обычно располагаются в небольших городах.

Радиальные - характерны для бывшей территории СССР. Железные и автомобильные дороги сходятся лучами-радиусами к одному району. Бывают узлы с двумя центрами (железнодорожным и автомобильным). Железнодорожные линии расположены по радиальной, треугольной или крестообразной схемам.

Вытянутые в длину - характерны для районов со сложными топографическими условиями. Располагаются на берегах рек, морей, в горных местностях. Железнодорожные и автомобильные подходы расположены в диаметрально противоположных концах. Главный недостаток - очень высокие внутриузловые пробеги.

Радиально-полукольцевые - характерны для больших городов, расположенных на берегах морей, крупных рек, озер и искусственных водохранилищ, имеют по одному кольцу и несколько полуколец автомобильных и железных дорог.

Радиально-кольцевые - характерны для крупных городов и столиц государств, имеют несколько колец железных и автомобильных дорог с радиусами и диаметрами внутри города.

Комбинированные - представляют сочетание тупикового железнодорожного и радиального автодорожного узлов с прямоугольной или радиальной планировкой уличных сетей; железнодорожного узла с параллельными ходами с прямоугольной планировкой и радиального автодорожного узла; железнодорожного узла, вытянутого в длину или с параллельными ходами с радиальной планировкой и радиальным автодорожным узлом.

Каждому типу транспортного узла может соответствовать большое число вариантов.

Границами транспортного узла являются пункты слияния подходящих к узлу линий и пункты, производящие работу по распределению прибывающих транспортных единиц каждого вида транспорта (по главному ходу, обходу, кольцу и внутриузловым соединениям). По каждому виду транспорта устанавливается самостоятельная граница, в том числе и по пассажирским перевозкам. Основы технологии работы транспортных узлов

Работа транспортных узлов должна выполняться по строгой технологии, которая устанавливается технологическим процессом.

Единый технологический процесс (ЕТП) транспортного узла объединяет частные технологические процессы различных видов транспорта, имеющихся в узле.

В основу технологического процесса работы транспортного узла закладываются следующие принципы:

Взаимодействие и координация действий всех видов транспорта;

Максимальное использование смешанных видов сообщений для перевозки грузов;

Организация работы стыкующихся видов транспорта по совмещенному контактному графику и единому технологическому процессу, основанным на слаженности и согласованности в действиях работников разных видов транспорта;

Широкое применение передовых методов труда при обслуживании пассажиров

и перевозке грузов.

Научно обоснованный технологический процесс позволяет сокращать время нахождения в пределах узла пассажиров и грузов за счет:

Согласованного подвода подвижного состава (поездов, машин и т.д.) в пункты стыкования;

Передачи грузов по прямому варианту вагон-автомобиль, вагон-судно и наоборот;

Рационального совместного использования технических средств различных видов транспорта;

Концентрации грузовой работы на меньшем числе специализированных пунктов;

Организации информации и оперативного планирования в пунктах пересадки пассажиров и перевалки грузов;

Сооружения объединенных (при соответствующем обосновании) железнодорожно-автомобильных, железнодорожно-морских, железнодорожно-речных, железнодорожно-автомобильно-воздушных вокзалов. Содержание единого технологического процесса, на основе которого в узле осуществляется взаимодействие всех видов транспорта, зависит от многих факторов. К ним относятся конкретные условия работы смежных предприятий и их техническая оснащенность; применяемая система организации потоков подвижного состава; варианты перевалки грузов; интенсивность и степень неравномерности грузопотоков; режим работы предприятий (количество смен, их продолжительность); коммерческие условия перевозки грузов на разных видах транспорта и условия передачи грузов с одного вида транспорта на другой и т.п.

Применение единой комплексной технологии транспортного узла предопределяет необходимость организации централизованного управления его работой. К системе централизованного управления предъявляются такие основные требования, как высокая оперативность, надежность и полнота контроля за ходом работ, связанных с перевозочным процессом, а также оптимальная соподчиненность органов управления транспортными предприятиями в узле.

Комплексная система управления работой транспортного узла включает подсистемы решения таких задач, как организация эксплуатационной работы, учет, контроль, анализ и отчетность.

На первом этапе внедрения централизованного оперативного руководства работой узла рекомендуется создание на паритетных началах единой диспетчерской. В ее состав должны войти сменные диспетчеры всех видов транспорта, возглавляемые старшим сменным диспетчером. Кроме того, вводится должность главного диспетчера узла, базирующаяся на ведущем в узле виде транспорта. Необходимо создать также центральное информационное бюро, вычислительный центр, образовать группу анализа и учета работы.

Планирование предстоящей работы узла ведется коллегиальным органом - координационным центром.

Транспортный узел включает комплекс транспортных устройств в пункте взаимодействия нескольких видов магистрального транспорта, выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. В состав транспортного узла могут входить железнодорожные станции и подходы магистральных железнодорожных линий, морские и речные порты или водные узлы, узлы автомобильных дорог магистрального и местного значения, аэропорты и другие устройства воздушного транспорта, устройства промышленного и городского транспорта общего пользования.

В транспортном узле осуществляется пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой в стыковых пунктах. К пассажирским стыковым пунктам относятся железнодорожные пассажирские станции, автовокзалы, морские и речные порты, аэропорты, станции метрополитенов. Грузовыми стыковыми пунктами являются грузовые железнодорожные станции, специализированные базы, морские и речные порты, аэропорты и др.

Транспортные узлы специализируются: по числу видов транспорта, обслуживающих узел; по характеру эксплуатационной работы; по экономико-географическому признаку; численности населения обслуживаемого города; расположению транспортных устройств и геометрической форме схемы узла.

По числу видов транспорта выделяют железнодорожно-автодорожные (Челябинск), железнодорожно-водно-автодорожные (Москва, Санкт-Петербург, Омск) и водно-автодорожные узлы (Якутск).

По характеру эксплуатационной работы транспортные узлы делятся: на транзитные, обслуживающие транзитные потоки в прямом и смешанном видах сообщений; с большой местной работой, обслуживающие транзитные и местные потоки (Ростов-на-Дону, Ярославль); местные (Мурманск).

По экономико-географическому признаку узлы бывают сухопутные и расположенные на берегах рек и морей. В зависимости от численности населения города, обслуживаемого узлом, они подразделяются: на малые и средние с населением до 100 тыс. чел и сравнительно слаборазвитой промышленностью; большие и крупные с населением до 1 млн чел. и развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью; крупнейшие с населением более 1 млн чел. и крупной промышленностью.

По расположению транспортных устройств транспортные узлы подразделяются: на однокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта; однокомплектные с раздельным расположением пассажирского и грузового районов; многокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта и многокомплектные комбинированные.

Однокомплектные транспортные узлы обслуживают малые, средние или большие города компактной формы. Они имеют одну объединенную станцию, где сосредоточены все транспортные сооружения, промышленный район, обслуживаемый этой станцией, и совмещенный железнодорожно-автодорожный вокзал. В больших городах в однокомплектных узлах возможно разделение пассажирских и грузовых районов. Многокомплектные узлы характерны для крупных и крупнейших городов. Они имеют несколько промышленных районов с обслуживающими их грузовыми станциями, одну или несколько сортировочных станций, объединенный пассажирский район с самостоятельными вокзалами для видов транспорта и остановочные пункты железнодорожного, автомобильного и водного транспорта.

По геометрической форме транспортные узлы делятся на конечные, радиальные, вытянутые в длину, радиально-полукольцевые, радиально-кольцевые и комбинированные.

Конечные узлы располагаются вблизи морей, крупных рек и высокогорья (Архангельск, Владикавказ). Они имеют небольшое число примыканий железнодорожных линий и автомобильных дорог с выраженным характером конечных потоков пассажиров и грузов. Конечные узлы обслуживают, как правило, небольшие города.

Радиальные узлы наиболее характерны для крупных городов (Ярославль, Нижний Новгород). В них железные и автомобильные дороги сходятся лучами-радиусами к одному району города или к одному району сходятся железнодорожные линии, а к другому автомобильные дороги. В радиальных транспортных узлах железнодорожные линии могут располагаться по радиальной, треугольной или крестообразной схеме.

Транспортные узлы, вытянутые в длину, характерны для районов со сложными топографическими условиями, на берегах больших рек и морей (Волгоград). Эти узлы обслуживают города, вытянутые в длину, а подходы железных и автомобильных дорог в них расположены в противоположных концах. Такие узлы образуются в местах слияния сходящихся железнодорожных линий на подходах к городу. В них сооружаются несколько последовательно расположенных станций, обслуживающих пути необщего пользования и выполняющих работу по поездообразованию. При проектировании узлов, вытянутых в длину необходимо предусматривать примыкания линий, обеспечивающих минимальные угловые потоки.

Радиально-полукольцевые узлы больших городов, обычно расположенных на берегах морей и крупных рек, имеют одно кольцо или несколько полуколец (Санкт-Петербург), а радиально-кольцевые узлы крупных городов - несколько колец железных и автомобильных дорог с радиусами и диаметрами внутри города (Москва). Такие узлы удобны в эксплуатации, обеспечивая равномерность удаления транспортной инфраструктуры от центра города.

Комбинированные узлы представляют собой сочетание рассмотренных выше схем. Чаще всего встречаются узлы, включающие: тупиковый железнодорожный и радиальный автодорожный узлы с прямоугольной или радиальной планировкой уличных сетей; железнодорожный узел с параллельными ходами и радиальный автодорожный узел; железнодорожный узел, вытянутый в длину, или с параллельными ходами и радиальным автодорожным узлом.

Одному и тому же типу транспортного узла может соответствовать значительное количество разновидностей схем, различающихся отдельными деталями, но объединяемых общими закономерностями развития, характерными устройствами и условиями эксплуатации.

Развитие различных видов транспорта и промышленности в городах создает условия для изменения схем и типов железнодорожных и автодорожных узлов, морских и речных портов, изменяя этим общую схему транспортных узлов. Радиальные узлы обычно преобразовываются в радиально-полукольцевые и радиально-кольцевые, а затем в комбинированные. Расположение транспортных узлов определяется размещением производительных сил и исторически сложившейся сетью городов и их планировкой.

Время, которое средний горожанин проводит за свою жизнь в пути, например, от дома до работы и обратно, ужасает. Еще больше впечатляет цифра, если он является жителем мегаполиса, два раза в день замирающего в так называемых пробках. Это одна из наиболее важных проблем в деле организации комфортной среды в городе. И ее можно если не решить полностью, то значительно снизить остроту, если правильно создавать транспортные узлы и терминалы. Итак, для чего они нужны и что вообще собой представляют?

Что такое транспортные узлы

Существуют самые разные способы передвижения: автобусы, трамваи, троллейбусы, автомобили, самолеты, корабли, поезда и т. д. Как правило, из одной точки в другую можно попасть несколькими путями. Но зачастую, особенно если маршрут довольно сложный, приходится сменить несколько чтобы достичь пункта назначения. И хотя, например, пересесть с автобуса на метро или автомобиль можно в нескольких местах в пределах любого крупного города, иногда бывает так, что из одной точки можно уехать сразу многими способами. И тогда уже применим термин "транспортный узел". Это место постоянно кипит жизнью, сотни и тысячи пассажиров спешат по своим делам, прибывают поезда, улетают самолеты, в общем, на первый взгляд, царят полная суета и беспорядок. На деле все иначе. При хорошей организации транспортные узлы - это стройно работающие системы, где каждая часть - отлаженный механизм, взаимодействующий со всеми остальными элементами. И в таком случае их значение сложно переоценить.

Зачем они нужны

Временные затраты на поездку или доставку из одной точки в другую в условиях современного ритма жизни должны быть минимизированы. Люди, устав ждать, совершили множество изобретений, позволяющих получить мгновенно информацию, устанавливать связь. Но, к сожалению, пока не существует телепорта, мы вынуждены довольно значительное время проводить в пути. Причем иногда приходится еще и ехать, например, до аэропорта или станции. Сосредоточение нескольких видов транспорта в транспортных узлах частично решает эту проблему. Во-первых, для того чтобы, например, пересесть с поезда на корабль или самолет, здесь требуется минимальное количество времени - все находится буквально в шаговой доступности. Во-вторых, при правильном расположении даже один хаб может разгрузить другие транспортные артерии. В результате в выигрыше остаются все.

Так раскрывается еще один аспект функционирования любого узла - он не только аккумулирует, но и регулирует транспортные потоки по принципу работы клапана. При необходимости, чтобы избежать заторов и неудобств, часть пассажиров или грузов можно задержать на каком-либо этапе. Одним словом, здесь есть свои аналоги дорог и светофоров.

Хабы бывают не только пассажирскими, но и грузовыми. Даже если взять отрасль почтовых услуг - в каждом крупном городе будет место, которое можно охарактеризовать как центральный транспортный узел - именно туда будет стекаться корреспонденция, которая позднее, после сортировки, уйдет в более мелкие территориальные подразделения. И сюда же письма и посылки будут приходить, чтобы потом отправиться, скажем, за границу. Остаются ли после этого вопросы, нужны ли транспортные узлы?

Организация и структура

Логистика - это не простое, но очень перспективное направление. Именно она помогает правильно и максимально эффективно организовать работу любого более или менее крупного узла. При построении структуры его работы важно учитывать как самые базовые вещи, например, способы перевозки груза от одного вида транспорта до другого и необходимую инфраструктуру, так и совсем мелкие нюансы вроде удобной и интуитивно понятной навигации для пассажиров.

Для моделирования работы хаба еще на этапе его проектирования используется специальное ПО, показывающее, что произойдет при изменении тех или иных параметров.

Размещение

Правильное место - еще один важный момент при планировании транспортных потоков. Если сделан неправильный выбор, это может лишь ухудшить ситуацию. Неудобные подъездные трассы создадут в окрестностях пробки, нехватка парковочных мест станет серьезной проблемой для автомобилистов. Построенный в низине аэропорт будет раз за разом отменять рейсы из-за сильного тумана. В общем, ошибиться очень легко. И здесь на помощь приходит все та же наука, помогающая смоделировать ситуацию при тех или иных вариантах. В конце концов, транспортный узел - это не место, где люди появляются из ниоткуда, - они прибывают теми или иными путями, и нужно следить, чтобы им было удобно это сделать.

Плюсы и минусы

Правильно организованные транспортные узлы, на первый взгляд, совершенно лишены недостатков. Но, к сожалению, это не совсем так. Во-первых, очевидно, что их работа не является бесшумной, а размещение вдалеке от основных потоков бессмысленно, так что они в любом случае кому-нибудь мешают. Во-вторых, из-за того, что здесь находится огромное количество людей, занятых своими мыслями, именно в хабах бывает много краж, несмотря на большое количество мер безопасности. Более того, и это гораздо страшнее, транспортные узлы часто становятся местом крупных террористических актов. При достаточной плотности может обернуться огромным количеством жертв и пострадавших. Впрочем, такая опасность есть для всех мест, где одномоментно собирается большое количество людей.

Примеры

Практически любой крупный европейский город является международным транспортным узлом. Амстердам, Лондон, Берлин: перелеты с пересадкой в местных аэропортах - обычное дело. На Востоке это Доха, Шанхай, Дубай, принимающие огромное количество транзитных пассажиров. Москву с ее тремя только пассажирскими аэропортами, а также девятью железнодорожными вокзалами, тоже можно включить в этот список.

На более низких уровнях узлы, соответственно, менее значительны по масштабу. В пример можно привести тот же самый Симферополь в Крыму. Ну а совсем локальными хабами можно назвать любую станцию метро в Москве. Но и они очень важны - стоит лишь вспомнить, что происходит при внезапных сбоях в работе.

Эффективность

Как уже, наверное, стало очевидно, работа крупного транспортного узла зависит от очень многих факторов. И еще один, без которого высокая эффективность просто недостижима, - техническое оснащение. Без современных электронных систем и приборов любые расчеты удобного расположения и планирования потоков бесполезны. Транспортные ленты, автоматические службы распознавания и еще многие и многие вещи, с которыми пассажиры даже на сталкиваются, важны и нужны для бесперебойной работы и правильного взаимодействия задействованных видов транспорта, особенно если их больше двух.

И, пожалуй, универсальным индикатором эффективности работы хаба можно назвать пассажиропоток. Количество людей, которое он успевает обслужить за единицу времени, - показатель, отлично характеризующий качество работы транспортного узла на его уровне.

Дальнейшее развитие

Значение транспортных узлов неоспоримо. Более того, любой хаб - это потенциал в первую очередь экономический и промышленный. В местах скопления людей можно разместить гостиницы, магазины, рестораны, вендинговые аппараты. Практически любые товары и услуги будут пользоваться спросом, например, если люди захотят скоротать время во время пересадки.

Если несколько расширить угол зрения, легко понять, что крупные транспортные узлы и города взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, хабы обеспечивают бесперебойное снабжение, что создает условия для развития промышленности, а с другой - мегаполисы требуют разрешения логистических проблем. Так что одно без другого просто не может существовать.

Кроме того, постепенно развиваются новые виды транспорта, и требуется встроить их в существующие потоки. Так, например, вертолетные перевозки еще несколько десятилетий были чем-то из области фантастики, а сегодня они доступны едва ли не каждому путешественнику. И это направление - лишь одно из многих.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агенство морского и речного транспорта

Якутский институт водного транспорта (филиал)

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Контрольная работа

Дисциплина: «Транспортная система России»

Тема: «Транспортные узлы»

Выполнил: студент 1 курса

Мурзина К.И.

Проверил:

Хохлачев И.А.

Якутск, 2014

Введение

1. Транспортные узлы

1.1 Общие понятия транспортного узла

1.2 Основные характеристики функционирования транспортного узла

2. Оптимизация процессов взаимодействия в узлах

2.1 Оптимизация оперативного управления

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Транспортный узел - это комплекс сооружений, технических средств, трудовых ресурсов в пункте стыка двух и более видов транспорта, в котором на основе взаимосвязанных технологических процессов и современных организационных форм управления осуществляется передача грузов с одного вида транспорта на другой.

Транспортные узлы занимают важнейшее место в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. В узлах осваивается большой объем грузовой работы. Самыми большими считаются узлы, в состав которых входят морские и речные порты.

На долю транспортных узлов приходится не только большой объем грузопереработки, но и существенная часть времени нахождения груза в процессе транспортировки, а задержки грузов в узлах влекут за собой дополнительные транспортные издержки. Ускорить переработку грузов в узлах, сократить непроизводительные простои, обеспечить сохранность груза - вот основные задачи, стоящие перед работниками транспортных узлов. Один из путей решения этих задач - оптимизация оперативного управления работой транспортного узла, которой и посвящена предлагаемая работа.

1. Транспортные узлы

1.1 Общие понятия транспортного узла

Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или более видов транспорта. Понятие транспортного узла включает собственно перевозочный процесс, технические устройства и средства контроля и управления. Узлы играют важную роль в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта.

Основными элементами пунктов взаимодействия являются железнодорожные пути, причалы, крытые склады и площадки, погрузочно-разгрузочные комплексы, сортировочные устройства. Техническое оснащение и технология работы транспортных узлов во многом определяет эффективность работы транспортной системы в целом.

Помимо непосредственно перевалки грузов и пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой, в транспортных узлах производятся следующие виды работ: организация маршрутов с мест погрузки, обслуживание транзитных потоков, комплексное обслуживание подвижного состава, транспортно-экспедиционная и коммерческая работа, таможенное оформление и хранение грузов, обслуживание клиентуры.

В зависимости от хозяйственного профиля города можно выделить транспортные узлы, обслуживающие: центры обрабатывающей промышленности, центры добывающей промышленности, многоотраслевые центры, непромышленные и курортные центры. Классифицируются узлы и по числу взаимодействующих видов транспорта. Наиболее распространенными являются железнодорожно-автомобильные, железнодорожно-водно-автомобильные и водно-автомобильные. Кроме того, по расположению узлов в транспортной системе узлы бывают транзитные, обслуживающие преимущественно транзитные потоки грузов и пассажиров, и узлы конечные, в которых транзитные операции с транспортными потоками отсутствуют. Чаще, однако, узлы сочетают в себе два этих признака, так как для части грузопотоков и пассажиропотоков узлы бывают транзитные, а для другой части - конечные.

1.2 Основные характеристики функционирования транспортного узла

Можно выделить три основные группы показателей, характеризующих работу транспортного узла: временные характеристики, показатели надежности и показатели экономической эффективности работы узла.

К основным временным характеристикам функционирования транспортного узла относятся:

Среднее время нахождения транспортного потока i-й категории в транспортном узле;

Среднее время, затрачиваемое непосредственно на обработку транспортного потока i-й категории;

Среднее время ожидания начала обслуживания транспортного потока i-й категории.

Важным показателем качества работы узла является коэффициент задержки обслуживания транспортного потока, который показывает, во сколько раз время пребывания единицы транспортного потока i-ой категории в транспортном узле () больше времени непосредственного его обслуживания (). Этот коэффициент определяется по формуле

Допустим,

6 ч, а= 4,2 ч,

Рассмотрим, как рассчитывается коэффициент задержки обслуживания транзитного потока с переработкой в железнодорожном узле. Для этого определяется общее время нахождения транзитного потока с переработкой в узле и среднее временя, затрачиваемое непосредственно на обработку:

где - время обработки состава по прибытии; горочный технологический интервал; - время на окончание формирования и выставку состава в парк отправления; - время обработки состава перед отправлением; - среднее время простоя вагонов под накоплением; - время ожидания соответственно расформирования, формирования, отправления.

Подставляя значения и в формулу (1), получим

Большое значение коэффициента задержки обслуживания в транспортном узле говорит о необходимости совершенствования режимов взаимодействия с использованием имеющихся резервов. Снижение коэффициента задержки обслуживания потока в транспортном узле - одна из важнейших задач, решение которой позволяет значительно ускорить оборот транспортных средств и стоимость грузовой массы на колесах.

Для совершенствования режимов взаимодействия разных видов транспорта в узле необходимо:

· планировать и согласовывать подход транспортных единиц к транспортному узлу;

· сокращать неравномерность поступления транспортных потоков;

· совершенствовать взаимодействие станций с подъездными путями;

· разрабатывать и осуществлять программы долгосрочного развития технического оснащения узла;

· повышать уровень механизации и автоматизации основных циклов обработки транспортных средств.

Если говорить о надежности работы транспортного узла, то эксплуатационная надежность - это способность узла или его элемента выполнять функции по обслуживанию транспортных потоков с сохранением эксплуатационных показателей в заданных пределах в течение требуемого периода времени. Определение эксплуатационной надежности транспортного узла (или его элемента, подсистемы) базируется на совокупности следующих понятий: отказ (частичная или полная утрата работоспособности), среднее время безотказной работы, среднее время восстановления, вероятность безотказной работы и др. Причем эти понятия имеют смысл только для элементов узла, по отношению к которым применимо понятие “отказ”. Это может быть задержка прибывающего поезда у входного сигнала в связи с занятостью парка приема, повреждение горочных устройств, маневровых локомотивов, погрузочно-разгрузочных механизмов, занятость причала и др.

Универсальной оценкой работы транспортного узла является его экономическая эффективность, оцениваемая затратами на разработку проектных решений, их реализацию и эксплуатацию введенных в строй объектов.

транспортный узел перевозка оптимизация

2. Оптимизация процессов взаимодействия в узлах

2.1 Оптимизация оперативного управления

Протекающие в узлах процессы можно разделить на краткосрочные (оперативные), среднесрочные и долгосрочные. Для каждой группы названных процессов задачи и принципы оптимизации отличаются как постановкой, так и сложностью решения. Рассмотрим проблему оптимизации краткосрочных процессов, то есть таких, которые длятся в течение смены или суток и могут управляться оперативными работниками (диспетчерами, дежурными руководителями смен).

Большинство задач оперативного управления можно разделить на три группы:

· задачи выбора оптимальной очередности обработки подвижного состава. К ним относятся, в частности, задачи упорядочения обслуживания подвижного состава разных видов транспорта, а также выбор оптимальной очередности обработки грузовых фронтов;

· задачи распределения по фронтам работ подвижного состава, погрузочно-разгрузочной техники, порожнего подвижного состава и других ресурсов;

· задачи планирования завоза-вывоза грузов с пунктов взаимодействия разных видов транспорта.

В зависимости от способа задания информации применяемые методы решения подразделяются на детерминированные, частично-вероятностные и неопределенные. При решении задач такого типа могут использоваться методы линейного и динамического программирования, оптимального управления и др.

Заключение

В транспортных узлах происходит взаимодействие различных видов транспорта, в том числе транспортных средств и перегрузочной техники.

Транспортный узел (ТУ) - это пункт стыковки двух или более видов транспорта, технологическое взаимодействие которых обеспечивается соответствующим комплексом устройств и средств. Транспортный узел рассматривается как сложная система, в которой происходит совместная работа разных видов транспорта при различной технологии каждого из них, разном комплексе транспортных средств и устройств для переработки подвижного состава и грузов. Транспортный узел характеризуется единой целью функционирования взаимодействующих в нем видов транспорта. Одним из важных элементов в развитии транспортной системы Российской Федерации является развитие альтернативных авиатранспортных узлов - “хабов”. Совершенно очевидно, что эффективность функционирования транспортного комплекса в значительной степени зависит от наличия хорошо налаженной, логистически обоснованной системы формирования и управления как грузовыми, так и пассажирскими потоками.

До недавнего времени российский авиатранспортный рынок имел два ярко выраженных позиционных сектора: интенсивные авиасвязи Москва -регионы и малочастотное межрегиональное сообщение. Первый
характеризуется высокой потенциальной емкостью и чрезвычайной конкуренцией с участием как крупнейших федеральных, так и множества региональных перевозчиков. Второй менее емок и конкурентен, но
малоэффективен стратегически. Формирование транспортного узла и организация узловой схемы выполнения рейсов, когда расписание планируется таким образом, чтобы создать стыковочные связи, является принципиально новой услугой для пассажира. Формирование высокочастотных, в большинстве своем ежедневных межрегиональных рейсов, не завязанных на перегруженные и не слишком удобно расположенные московские аэропорты, позволит повысить эффективность перевозок для авиакомпании. Сегодня существует значительный и во многом не удовлетворенный спрос на такие перевозки.

Список использованной литературы

1. Аксенов И.Я. «Единая транспортная система»: Учебник для вузов. - Транспорт, 1980.

2. Сарафанова Е.В., Евсеева А.А., Копцев Б.П. «Грузовые автомобильные перевозки»: Издательский центр “Март”, 2006.

3. Оптимизация работы транспортных узлов: Методическое пособие для выполнения практических работ. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001. - 35 с.: ил.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Оптимизация и формирование инвестиционной программы. Обработка транспортных средств в пунктах взаимодействия. Определение сроков задержки вагонов и грузов. Сравнительная оценка режимов взаимодействия железнодорожного и автомобильного транспорта.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Транспорт как важная отрасль народного хозяйства. Условия взаимодействия различных видов транспорта. Идентичность планов перевозок грузов смешанного сообщения. Бесперегрузочные и контейнерные перевозки. Транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Система общих показателей для всех видов транспорта. Основные эксплуатационные характеристики транспортных средств различных видов. Себестоимость перевозок. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта, их характеристики и проблемы развития.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Характерные особенности различных видов транспорта, используемых при перевозках. Определение характеристик различных маршрутов доставки груза. Оценка эффективности использования различных видов транспорта при грузовых перевозках на различные расстояния.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Морской транспорт и его значение. Структурно-функиональная характеристика единой транспортной системы. Области взаимодействия различных видов транспорта. Расчет веса составов различных видов транспорта. Определение потребного числа средств автотранспорта.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2014

    Характеристика и слагаемые транспортных издержек. Классификация затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) на транспорте. Особенности транспортных тарифов. Основные признаки нетрадиционного вида транспорта. Причины его появления.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Классификация транспорта в логистике. Глобальная информатизация транспортных процессов. Усложнение организации перевозок и развитие мультимодальных перевозок. Цель и задачи транспортной логистики. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Транспорт и транспортная логистика. Взаимодействие различных видов транспорта. Анализ деятельности компании и ее основных показателей. Анализ взаимодействия различных видов транспорта на логистических принципах на предприятии на примере АО "ПГК".

    дипломная работа , добавлен 15.01.2017

    Транспортные издержки потребителей и затраты транспорта при перевозке грузов. Определение способа перевозок. Расчёт автомобильного, железнодорожного и речного вариантов доставки. Графический способ определения целесообразного использования транспорта.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2014

    Организация перевозок железнодорожным транспортом. Транспортные договора, правила перевозки грузов на различных видах транспорта. Маршрутизация перевозок грузов. Транспортная документация на различных видах транспорта. Пример договора по перевозке грузов.