Что делают политики для людей. Политика и ее роль в жизни общества. Что такое политика: современное определение

Профессия политик


У всех есть своё мнение насчёт того, как должно быть устроено общество, в котором они обитают, как следует распоряжаться общественными деньгами и к чему следует стремиться всей страной. Но большинство людей выражают своё мнение дома на кухне или в компании друзей, не более того. Те, кто действительно желают что-то поменять, объединяются в движения и партии с единомышленниками. Политик - это человек, который занимает высокий пост в законодательной или исполнительной власти. Он может стремиться его занять, объединив вокруг себя партию или же присоединившись к уже функционирующей политической организации. Любой человек с такой профессией стремится получить власть, чтобы перестроить общество так, как он его видит.

Само понятие политики охватывает много аспектов жизни организованных групп людей, поэтому можно утверждать, что политики появились, как только люди стали жить более-менее крупными племенами. Первые такие объединения появились в VII тысячелетии до н. э. Люди с такой профессией появились ещё до образования первого государства, поскольку они его и создали. Политическое устройство общества усложнялось по мере расслоения людей на классы и религиозные группы. Право формировать общественный порядок зачастую доставалось тому, за кем стояло большее количество воинов, которые, соответственно, и получали основные привилегии за поддержку правителя.

Любая государственная власть базирует свой авторитет в первую очередь на механизме принуждения к установленному порядку, то есть на грубой силе. Но называться словом «политик» такие люди начали лишь в античной Греции, когда появились формы правления, где монарх разделял свою власть с народным собранием по типу современного парламента. Или же монарх в государстве отсутствовал вообще - например, Афинская модель правления. Тогда политики выдвигались к власти при поддержке той или иной группы людей, чьи интересы они и отстаивали в первую очередь.…

Существуют разные точки зрения на роль политиков в обществе. Многие полагают, что такие люди несут в основном проблемы, и лучше бы их не было вообще. Но ведь кто-то же должен организовывать жизнь в стране. Большая группа, состоящая из десятков тысяч, а то и миллионов людей, не может существовать без руководства, законов, правоохранительных органов, судей, общественной казны. Соответственно, люди, которые эффективно организовывают функционирование такого аппарата, спасают общество от хаоса и беззакония, настраивая граждан на продуктивную работу ради общего блага. Существуют громадные всенародные проблемы, которые можно решить, только грамотно распоряжаясь силами и ресурсами государства (к примеру, военная угроза извне или плохой урожай в какой-то части страны). Другой вопрос, что власть имущие часто занимаются лишь решением своих проблем и приходят к власти не по идеологическим соображениям, а ради наживы.

Это далеко не самая распространённая профессия. Дело в том, что профессиональными политиками можно назвать только тех, которые периодически или постоянно занимают места в высших эшелонах власти. Менее важные посты занимают не политики, а чиновники, которые под них подстраиваются. А вот количество таких должностей ограничено: это кресла в парламенте, министерствах, секретариате главы государства и, разумеется, пост самого президента или монарха. Очевидным требованием к такой профессии являются выраженные лидерские качества, ораторские способности, умение находить компромисс и убеждать, что если сделать так, как хочет он, то будет лучше для всех, даже если это неправда. Хотя требования высоки, зато ни перед одной другой профессией не открываются такие перспективы. Человек с любой профессией может занять главную должность в стране, но тогда он будет считаться политиком.

Власть - это такая сладкая награда, что за неё люди готовы рисковать свободой, деньгами и даже жизнью. Именно так и делают политики. Ведь на пути к заветному министерскому креслу или же к месту в парламенте придётся перейти дорогу многим влиятельным людям. Все мы можем назвать примеры громких убийств, скандалов и репрессий. В политике нет места тем, кто боится рисковать.

Конституция не предусматривает специальных требований к образованию людей, которые создают политические партии или занимают высшие государственные посты. Но как показывает практика - это люди с высшим образованием, чаще всего юристы, экономисты, историки или финансисты.


По мнению М. Вебера, существует два способа сделать из политики профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики . "За счет" политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода, "для" политики - тот, кто либо открыто наслаждается властью, либо черпает чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу" и тем самым придает смысл своей жизни. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить "для" политики, он должен, по убеждению М. Вебера, быть независимым от доходов, которые может принести ему политика. Такую независимость может дать, как правило, рента (т. е. незаработанный доход, например земельная рента, доход от ценных бумаг и т. д.). Ни рабочий, ни тем более предприниматель, считает ученый, этой независимостью не обладают, поскольку для получения доходов они постоянно используют свою рабочую силу и мышление, что чревато использованием в этих же целях и их политической деятельности. Таким образом, постулирует М. Вебер, если государством или партией руководят люди, которые в экономическом смысле живут исключительно "для" политики, а не "за счет" политики, то это необходимо означает "плутократическое" рекрутирование политических руководящих слоев. Для состоятельного человека забота о сохранении экономического порядка определенного общества является главным пунктом его жизненной ориентации, и напротив, совершенно безоглядный политический идеализм обнаруживается именно у тех слоев, которые находятся вне круга экономического благополучия; это особенно относится к внеобыденным, т. е. революционным, эпохам .

Руководить политикой, считает М. Вебер, можно либо в порядке "почетной деятельности", и тогда ею занимаются относительно независимые, т. е. состоятельные, прежде всего имеющие ренту люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие, и тогда они должны получать вознаграждение (либо в виде доходов от пошлин и сборов, чаевых и взяток, либо в виде твердого денежного или натурального вознаграждения, либо того и другого вместе). Все партийные битвы, по убеждению ученого, суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего и за патронаж над должностями. Вследствие общей бюрократизации с увеличением количества должностей и спроса на должности как формы специфически гарантированного обеспечения эта тенденция усиливается для всех партий, и они во все большей мере становятся таким средством обеспечения для своих сторонников.

Указанной тенденции в современный период могут противостоять, по мнению М. Вебера, развитие и превращение современного чиновничества в совокупность высококвалифицированных специалистов управленческого труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, гарантирующей моральную безупречность, без чего может возникнуть роковая опасность чудовищной коррупции. Эту тенденцию, считает ученый, обусловливают чисто технические, неизбежные потребности управления .

В Европе профессиональное чиновничество, организованное на началах разделения труда, постепенно возникло в ходе полутысячелетнего развития (прежде всего в области управления финансами). Развитие военной техники обусловило появление профессионального офицера, совершенствование судопроизводства - квалифицированного юриста. В этих трех областях профессиональное чиновничество, по мнению М. Вебера, одержало окончательную победу в развитых государствах в XVI в. Тем самым одновременно с возвышением абсолютизма над сословиями самовластие властелина постепенно передавалось профессиональному чиновничеству, благодаря которому и стала возможной победа над сословиями.

Одновременно с подъемом профессионального чиновничества путем незаметных переходов возникали "руководящие политики". Безусловно, такие фактически главенствующие советники монархов (диктаторов) существовали, по убеждению М. Вебера, с давних времен во всем мире (типичная фигура - великий визирь султана). На Западе это явление получило особое развитие в эпоху Н. Макиавелли - период становления профессиональной дипломатии. Необходимость формально единого ведения всей политики одним руководящим государственным деятелем окончательно сформировалась и стала неизбежной лишь благодаря конституционному развитию. Эта необходимость, считает М. Вебер, обусловливалась постоянной борьбой между монархом и его чиновниками, с одной стороны, и парламентом (сословными представителями) - с другой . Он подчеркивает: "Чиновники заинтересованы, чтобы из их же рядов, то есть через чиновничье продвижение по службе, замещались и руководящие, то есть министерские, посты. Со своей стороны, монарх заинтересован в том, чтобы иметь возможность назначать министров по своему усмотрению тоже из рядов чиновников. А обе вместе стороны заинтересованы в том, чтобы политическое руководство противостояло парламенту в едином и замкнутом виде, то есть чтобы коллегиальная (кабинетная) система управления была заменена (представлена перед парламентом и общественностью) главой кабинета, ведущим министром чиновников" .

Превращение политики в "предприятие", которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой, обусловило, по мнению М. Вебера, разделение общественных функционеров на две условные категории: чиновников-специалистов и "политических" чиновников. "Политические" чиновники, как правило, при смене кабинета покидают свои посты. Специфическим признаком чиновника-специалиста является наличие специального образования, управленческой подготовки и определенной подготовительной службы, что в отношении всех потребностей власти делает его наиболее могущественным .

Основные типы политиков

М. Вебер, рассматривая вопрос о типическом своеобразии профессионального политика - как "вождя", так и его свиты , - выделяет такие их основные типы.

В борьбе против аристократических сословий монарх опирался на политически пригодные слои несословного характера. К ним прежде всего относились клирики (монашествующие), ибо они были сведущи в письме и обладали разнообразными знаниями. Второй слой такого же рода представляли получившие гуманистическое образование грамматики (например, китайские мандарины и гуманисты эпохи Возрождения). Третьим слоем была придворная знать, пришедшая вместо гуманистов-грамматиков на политическую и дипломатическую службу к монарху, после того как ему удалось лишить родовую аристократию ее сословной политической силы. Четвертый слой охватывал мелкое дворянство и городских рантье (буржуа), которых монарх первоначально вовлек в борьбу против аристократии и ввел во владение должностями, а затем сам попадал во все большую зависимость от них. Пятый слой - разночинцы, получившие университетское образование, - был характерен для Запада и имел решающее значение для всей его политической структуры. Ни в чем так ярко не проявилось впоследствии влияние римского права, считает М. Вебер, как именно в том, что носителем революционизации политического предприятия как тенденции к рациональному государству повсюду был квалифицированный юрист. Без этого рационализма, убежден М. Вебер, столь же мало мыслимо возникновение абсолютистского государства, как и революция. Он указывает: "Политическое предприятие делается партиями, то есть представляет собой именно предприятие заинтересованных сторон, а эффективное ведение какого-либо дела для заинтересованных сторон и есть ремесло квалифицированного юриста" .

Подлинной профессией настоящего чиновника, считает М. Вебер, не должна быть политика. Он должен "управлять" прежде всего беспристрастно (это требование применимо даже к так называемым политическим управленческим чиновникам). Политический чиновник и чиновник-специалист не должны делать именно того, что всегда и необходимым образом должен делать политик - как вождь, так и его свита - бороться.

На Западе со времени возникновения конституционного государства, а в полной мере - со времени развития демократии типом политика-вождя, считает М. Вебер, является "демагог" (или "оратор"). Устное и письменное слово использует и современная демагогия, особенно слово печатное. Главнейшим представителем этого жанра является ныне политический публицист, прежде всего журналист. Журналистская карьера, по мнению ученого, сегодня является одним из важнейших путей профессиональной политической деятельности .

    Выборы в Государственную думу будут объявлены уже совсем скоро. Нельзя сказать, что либеральная оппозиция идеально к ним подготовилась. Однако и в отчаянии заламывать руки тоже не стоит - самое время засучить рукава и продолжить предвыборную работу.

    Многие так и делают, а кто-то сошел с гонки, что не может не вызывать сожаления. И при этом в своих действиях оппозиционные кандидаты руководствуются разными стратегиями. Специально не буду называть имен, чтобы рассматривать идеи в их чистом виде - без харизмы личностей, которые их высказывают. Все эти идеи интересны и имеют право на существование, так что имена не столь принципиальны.

    Концепция 1. Оппозиции участвовать в выборах нужно только в случае железобетонных шансов на победу, соответственно, одномандатников надо выставлять только в тех округах, где эта победа возможна или не выставлять вовсе.

    Концепция 2. По логике противопоставленная первой, однако зачастую встречается с ней в одном контексте: выборы - это способ надавить на Кремль, потроллить его, а не реально бороться за власть (идея хорошо вписывается в стратегию «Власть не сменится в результате выборов»).

    Концепция 3. Рассматривать выборы как своего рода тренировку для будущего, такую учебно-игровую площадку, типа симулятора невесомости в Центре подготовки космонавтов. Ну и заодно и власть потроллить, да.

    Концепция 4. Выборы - это политическая трибуна для предъявления политической альтернативы. Тоже встречается в одном контексте с идеей 3.

    Практически во всех концепциях, кроме разве что четвертой, есть интересная особенность. Все они оперируют понятиями оппозиция и «власть» (не как свойство, а как персонифицированное явление). Эффективно ли будет давление на власть? Сможем ли мы позлить ее победой? Удастся ли выучиться оппозиционным кандидатам новый технологии, собрать команду и т.д… Все эти идеи напрочь исключают из процесса главное героя выборов. Избиратель в этом случае рассматривается исключительно как ресурс, а не как актор.

    Кажется, именно так смотрят на российских граждан и те, кто сегодня находится у власти. Как на ресурс: налогов, лояльности, живой человеческой силы. Ну и как на помеху, в случае если этот ресурс перестает быть ресурсом, отвечающим заданным требованиям. Вспомним, пожалуй, недавнюю историю с Медведевым и пенсионеркой. Держитесь, вдруг еще понадобитесь.

    Между тем, всякому человеку, кто видит в выборах (пусть и таких недемократичных, как у нас) инструмент проявления воли народа, понимает, что главным действующим лицом здесь является избиратель. Именно он, отдавая свой голос, наделяет отдельного политика - провластного ли, оппозиционного ли - легитимностью. И даже если политик не побеждает - эта легитимость у него остается. Пусть и частичная, пусть и не связанная с обществом в целом.

    Особенно важно это понимать тем политикам, кто избирается в одномандатных округам. Их избиратели - не абстрактные цифры. Это конкретные люди, которые живут на конкретной территории. Такие вещи хорошо понимают местные депутаты. Они могут знать всех своих избирателей лицо. И поэтому мундепы понимают, что, получив дополнительные полномочия и легитимность из рук этих конкретных людей, несут перед ними ответственность. Персональную. И поэтому во многих демократических странах большинство политиков общегосударственного уровня выросли из местных советов.

    Однако те, кто избирается на другом, более географически широком уровне - в регионе или на федеральной площадке - про своих конкретных, живых избирателей зачастую забывают. Забывают, что они получили от пусть и меньшинства (а иногда и большинства) - мандат доверия. Получили голоса конкретных людей. И только они одни и могут сделать из простого человека оппозиционных взглядов политика: то есть человека, который выражает интересы вполне конкретных людей, живущих во вполне конкретных городах, районах, селах.

    И когда политик, получивший такой ресурс, как доверие своих избирателей, забывает о них в своей стратегии - это совершенно неправильно, на мой взгляд. Любой троллинг власти, тренировки или даже получение места в Думе - это просто ресурсы и методы, но не цели. Цели - это реализовать интересы своих избирателей, которые доверились тебе.

    Это не означает популизм. Либеральный политик приходит к своему избирателю с совершенно конкретной повесткой. И конкретно за него с этой его повесткой голосуют люди. Поэтому как не рекомендуется политику радикально менять имидж в период между выборами, так и нельзя ему радикально менять взгляды, ценности, цели, программу. Сегодня ты либерал, потом консерватор. Или наоборот - так бывает, но политически, да и этически, это очень сомнительная позиция.

    Ну и нельзя отказываться от своих прежних избирателей. Менять округа как перчатки - это такая постсоветская традиция. Неважно, от какого округа идти - важно, чтобы в новом округе были шансы на победу. А прежние избиратели… Ну что ж теперь, они сами виноваты, что выбрали не то место для жизни.

    Но ведь пусть это будет 5 процентов, 18, или большинство, но эти люди однажды отдали тебе свой голос в расчете на то, что ты будешь делать все, что в твоих силах, реализуя то, что ты им обещал: в их районе, в их городе, в их стране. Нельзя просто так взять и так пренебречь их голосами. Хочешь победить - убеди их соседей, что тебе стоит доверять. А это можно сделать - даже тех соседей, которые целыми днями смотрят телевизор. Поливай свою маленькую планету из лейки - и однажды на ней вырастит прекрасная роза.

    Поэтому главная идея участия в выборах для меня - оправдать доверие тех, кто однажды уже отдал мне свой голос. Поэтому я как политик не могу по своей воле пропускать выборный сезон. И идя к новым избирателям, ни в коем случае не забывать о тех, кто первым в меня поверил. А уж будет ли тех, кто поверит в этот раз больше, чем у конкурентов - это уже и про ресурсы, и про политическую повестку, и про харизму, и про искусство убеждения. Ну и про противодействие со стороны властей тоже. Но его гораздо проще преодолеть, заручившись поддержкой тех вполне конкретных людей, кто тебе однажды поверил.

Понятие профессиональный политик, порядочный политик, честная политика и аналогичные им отражают общественные требования к людям, профессионально занимающихся политической деятельностью. Будучи одной из модификаций этической н науки, ее прикладным вариантом, политическая этика призвана синтезировать требования политической целесообразности и социальной морального, ценностной значимости, отразить ее в нормативных категориях. Политическая этика ее кодексы и принципы, избегают крайностей политизированного утилитаризма -"цель оправдывает любые средства","победителей не судят","народ не понимает своего добра"и слабости абстрактного, оторванного от жизни, а потому и несостоятельного осуждению й неспроможного моралізаторства.

Позиция компетентного политического деятеля, обладающего профессиональными качествами и знаниями, основывается на знании реальных процессов политической жизни, учете противоречивости интересов различных соци альных сил. Противоречивость морального и политического подходов испытывают на себе не все зоны политического процесса. Минимальный уровень моральной рефлексии содержат, как правило, чисто профессиональные аспекты управлять. НСК деятельности элиты или технологические моменты осуществления гражданских обязанностей, не требующих от человека нравственного выбора. Особенно остро такие противоречия проявляются тогда, когда производится я политическая позиция субъекта, соотносятся цель и средства ее достижения при принятии решений. Показательно, что, борясь за власть, демократы обещали населению Украины сохранить их институты, защищать их права и достоинство, заботиться об обеспечении социально. Но сами тогда же заботились больше об удовлетворении своих собственных интересов и потребностей, забыв об обещаниях народу. Честный политик - это, насамп еред, компетентный в своем деле специалист. В противном случае вовлеченность честного политика в политический процесс - аморальная первоначальнаяервісно.

Являясь самостоятельной системой понятий, категорий, норм, принципов, политическая этика в виде основания имеет полный комплекс наук о"политической человека", политику, общую и специальную психологию, теорию с социального управления. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над человеческой личностью. Правда, столь же опасен и ги-перморализм, вытесняющий критерий поле тической оценки ситуации абстрактными пожеланиями, наивными предположениями, оторванными от жизни требованиями тощимогами тощо.

Философская концепция личности и ее социализации, политическая социология, политическая психология, соционика, общая и нормативная этика, аксиология, конфликтология и консенсология - такие научные области зн объединений формируют методологический арсенал политической этики, содержательно определяют политическую культуру человека. Поэтому привязанность людей к нравственным идеалам в такой ситуации может вернуться глупой жертвенностью неоправданными поступками, формой поощрения демагогов. Выдержать необходимый баланс между политическими и моральными критериями крайне непросто I чаще всего это удается людям, имеющим непосредственный опыт разносторонней политического участия с крепкими нравственными устоями не обладая моральными принципами легко переступают через все внутренние ограничения в использовании средств для сохранения или повышения своего в властного статуса. Те же, кто не знаком с трудом политической ответственности за принятые решения, нередко пускаются в отвлекающее критику власти, в бессознательное нагнетания страстей и эмоциймоцій.

Какие нормативные положения определяют специфику политической этики, обусловливают линию поведения политика? иного из них, который применяется как руководство к действию, определяется конкретным контекстом политических событий, своеобразием ситуации, с которой имеет дело политик. Практическое использование пространственного арсенала политической этики зависит также от того статуса, как кий имеет тот или иной политик, выполнения им в данный момент общественно-политической роли. Политик во власти и политик в оппозиции, политик, победивший и политик, потерпевший поражение, человек, повязкам связала св ое жизнь с политикой"всерьез и надолго", профессионально самоутверждается в политической сфере деятельности, и политик"на час", случайно вынесен на быстрину политической жизни, - все это"разные пол итикы", использующие"инструментально"те возможности политической этики, им кажутся более приемлемыми для реализации своих планов и устремлений"Большая"политическая этика содержит полный набор конк ретного этико-политических знаний и рекомендаций, касающихся поведения политического деятеля в самых разных ситуациях: этика успеха, этика поражения, этика борьбы, этика ожидания, этика компромисса. Осо бенности поведения"человека-политика", манера изложения им своих взглядов, предпочтение аргументов морального или другого (материального, религиозного, социального, экологического и др.) порядка зависят так ож от характера аудитории, с которой политик дело, от того, общается политик с другими профессионалами-политиками или же выступает на массовом митинге, имеет дело со своими сторонниками и в д-нопартийцямы либо участвует в схватке с противниками, в спорах с оппонентамбере участь у сутичці з супротивниками, в суперечках з опонентами.

О политике каждый из нас знает много. Мы знаем все о политике государства, своей компании и даже проводим свою политическую линию в семейных отношениях. А что такое политика? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Что означает «политика»

Слово политика пришло к нам с древнегреческого языка. Оно происходит от слова politike, которое переводится как общественные или государственные дела. Многие известные философы давали свое определение политики. Например, Платон считал, что политика – есть искусство управления всеми другими искусствами (судебное, ораторское, военное и т.д.) с целью улучшения жизни граждан. Макиавелли считал что политикой можно назвать знания о правильном и мудром правлении государством.

Что такое политика: современное определение

Политикой называется обще руководство для принятия решения и действия, которые облегчают достижения поставленной цели. Политика вырабатывает направления, по которым необходимо следовать, чтобы достигнуть цели. Помимо этого она объясняет, почему необходимо придерживаться этих направлений. Хотя политика направляет действия на выполнение поставленной задачи или достижение определенной цели, однако, при этом она оставляет свободу действия.

В чем суть политики

Понятие «политика» давно вошло в нашу речь и повседневную жизнь. Но разве стало оно от этого понятнее? Попробуем объяснить, в чем заключается суть политики:

  1. Политика создается государственными структурами и общественными движениями, поэтому она неразрывно связана с ними.
  2. Политика – это борьба за власть, пользование ею и удержание ее.
  3. Политику можно рассматривать как процедуру принятия решений в обществе, в котором нет полного единства. Эти решения могут удовлетворять интересы большой группы людей или наоборот, очень узкого круга лиц.
  4. Политику можно сравнить с одним из видов искусства. Ведь искусный политик всегда достигает цели с минимальными потерями, способен примерить враждующие стороны, учесть как долгосрочные, так и краткосрочные интересы своей партии, народа и государства. А все это не возможно, если политик не будет обладать глубокими знаниями, талантом, интуицией.

Чем занимается политика

Политика играет значительную роль в развитии любого общества. Рассмотрим подробнее, чем занимается политика в обществе:

  1. Обеспечивает стабильность и целостность общества.
  2. Обеспечивает эффективность и мобилизацию всех видов общественной деятельности.
  3. Регулирует и управляет общественными интересами.
  4. Обеспечивает социалистическую социализацию, путем втягивания индивидуума и целых групп населения в социальную жизнь.
  5. Создает права и свободы личности, а также является гарантом их соблюдения.

Что относится к политике

К политике можно отнести все то, что каким-либо образом связано с общественными движениями, политическими партиями и государственными структурами. Это можно объяснить тем, что именно все перечисленное и создает политику, а, следовательно, и неразрывно связано с ней. Любая проблема, если попадает в сферу внимания государства, общественного движения или партии сразу становится политической проблемой.

Что входит в политику

Политика представляет собой богатый и разнообразный мир, куда входят:

  1. Различные науки, т.к. политика неразрывно связана с ними.
  2. Цели, интересы и установки различных политических институтов и социальных групп.
  3. Механизмы согласования и регулирования интересов, которые предотвращают раскол общества.
  4. Непосредственное взаимодействие объектов и субъектов политики.

К элементам политики также можно отнести политические отношения, политическую власть, политическую организацию и культуру, политическое сознание, а также субъектов политики.

Что такое учетная политика

Учетной политикой называется документация, регламентирующая ведение налогового и бухгалтерского учета на предприятии или в организации, а также целый комплекс правил по отражению на счетах организации расходов и доходов, постановки на баланс имущества и составления отчетной документации.

Другими словами, учетную политику можно рассматривать как целую совокупность документов, облегчающих ведение бухгалтерского учета и снижающих налогообложение.

Грамотно разработанная учетная политика позволяет уменьшить законным способом налогообложение предприятия или организации.

Разрабатывается учетная политика главным бухгалтером, а утверждается руководителем организации, издающим о ее внедрении приказ.