Препарат распила натуральной кости. «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей. Прочность на растяжение

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. Какие качества кости обеспечивают ее легкость и прочность?

Кость - основной элемент скелета позвоночных животных и человека. Кость вместе с суставами, связками и мышцами, прикрепленными к кости сухожилиями, образует опорно-двигательный аппарат. В течение жизни кость перестраивается: разрушаются старые клетки, развиваются новые.

Кости - полые. Такое строение длинных костей обеспечивает одновременно их прочность и легкость. Известно, что металлическая или пластмассовая трубка почти так же прочна, как равный ей по длине и диаметру сплошной стержень из того же материала.

Кроме того, там, где при большом объеме кости требуется сохранить её легкость и прочность, находится губчатое вещество, которое еще прочнее трубки, но легкое из-за пористости.

Вопрос 2. Почему костную ткань относят к соединительной?

Соединительная ткань - это ткань живого организма, не отвечающая непосредственно за работу какого-либо органа или системы органов, но играющая вспомогательную роль во всех органах, составляя 60-90 % от их массы. Выполняет опорную, защитную и трофическую функции. Соединительная ткань образует опорный каркас (строму) и наружные покровы (дерму) всех органов. Общими свойствами всех соединительных тканей является происхождение из мезенхимы, а также выполнение опорных функций и структурное сходство.

Большая часть твёрдой соединительной ткани является фиброзной: состоит из волокон коллагена и эластина. К соединительной ткани относят костную, хрящевую, жировую и другие. К соединительной ткани относят также кровь и лимфу. Поэтому соединительная ткань - единственная ткань, которая присутствует в организме в 4-х видах - волокнистом (связки) , твёрдом (кости) , гелеобразном (хрящи) и жидком (кровь, лимфа, а также межклеточная, спинномозговая и синовиальная и прочие жидкости).

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Почему скелет и мышцы относят к единой системе органов?

Скелет и мышцы относят к единой системе органов, поскольку они вместе функционируют, определяя форму тела, обеспечивая опорную, защитную и двигательную функции.

Вопрос 2. В чем заключаются опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц?

Опорная функция заключается в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, который определяет положение внутренних органов, что не дает им возможности смещаться.

Защитная функция состоит в защите внутренних органов. Например, грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды.

Двигательная функция проявляется при условии четкого взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Вопрос 3. Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

В состав костей входят неорганические вещества (в первую очередь минеральные соли - соли кальция и фосфора) и органические вещества (белки, жиры, углеводы). Неорганические вещества придают костям твердость, а органические - упругость и эластичность.

Выяснить свойства неорганических и органических компонентов кости можно опытным путем. Если кость поджечь, она почернеет от углерода, оставшегося от сгорания органических веществ. Если выгорит и углерод, получится белый остаток, чрезвычайно твердый, но хрупкий. Это минеральное вещество кости.

Для определения свойств органических веществ из кости надо удалить минеральные вещества с помощью соляной кислоты. Кость при этом сохранит свою форму. Но свойства кости изменятся. Она станет гибкой, и ее можно будет завязать узлом. Следовательно, гибкость кости зависит от наличия органических веществ, а твердость - от неорганических.

Вопрос 4. Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей.

Кости детей насыщены органическими веществами, поэтому они редко ломаются, но часто деформируются. На это может влиять неправильная поза или неравномерная статическая нагрузка. С возрастом в костях уменьшается содержание органических веществ и увеличивается доля минеральных, в результате кости становятся более хрупкими.

Методические инструкции СО. СО 1. Прочитайте параграф 11 учебника и ответьте на вопросы: 1. Что такое скелет? 2. На какие части он подразделяется? 3. Почему череп и скелет туловища относятся к осевому скелету?4. Как скелет человека приспособлен к прямохождению? СО 2. По таблице «Скелет человека» найдите: 1. Кости черепа. 2. Кости пояса верхних конечностей. 3. Кости пояса нижних конечностей. 4. Кости свободных верхних конечностей. 5. Кости свободных нижних конечностей. СО 3. На модели скелета человека найдите: 1. Кости трубчатые. 2. Кости губчатые. 3. Кости плоские. Определите к какому типу костей относятся: ребра, позвонки, бедренная кость, височная кость. СО 4. Рассмотрите таблицу «Строение костей»,найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костно-мозговую полость. Сравните рисунок таблицы с препаратом распила натуральной кости. СО 5. По таблице «Соединения костей» рассмотрите типы соединений костей и определите каким способом осуществляются неподвижные, полуподвижные и подвижные соединения.

Слайд 11 из презентации «Применение парацентрической технологии обучения на уроках биологии в 8 классе»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Применение парацентрической технологии обучения на уроках биологии в 8 классе.pptx» можно в zip-архиве размером 186 КБ.

Скачать презентацию

Обучение биологии

«Курс биологии» - Широкое межшкольное и разновозрастное сотрудничество, Концепция курса. Курс опирается на принципы системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Разрабатывается в содружестве с авторскими коллективами по другим предметным дисциплинам. Предоставление ученикам и учителю широкого поля выбора и творчества в изучении биологии.

«ФГОС по биологии» - Основная школа. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. О.С. Дмитриева ИКТ на уроках биологии: начинаем разговор. Рабочая программа по биологии. 5-9 классы. Биология в школе 2012. ФГОС основного общего образования. Учебно-методический комплекс по биологии. 5-9 классы.

«Проектная деятельность» - Теория и практика. Проектная деятельность на уроках. Компьютерные технологии и биология. План лекции. Литература по проблеме. Теория и практика. (технология проектной деятельности, Параметры). Технологизация информационной модели учебного процесса. Использование компьютерных технологий в обучении биологии.

«УМК по биологии» - Перечень оборудования, ключевых слов и понятий. Авторы УМК по биологии. Методику организации проектной деятельности учащихся. Вопросы и задания для учащихся. Алгоритм проведения лабораторных работ и постановки демонстрационных опытов. Подготовлен весьма ценный учебно-методический комплект. Содержательная, методическая и наглядно-иллюстративная составляющие учебника являются единым целым.

Много лет назад услышал "грохот" на лестничной площадке в доме, многократно повторяющийся.

Сосед 2-мя этажами выше пытался рубить топором говяжью кость, лежащую на деревяшке.

Шума много, во все стороны - осколки брызжут, как стекло, топорище в зазубринах - а на кости всего несколько зарубок разной глубины.

Решил ему помочь.

Принес нож - и с первого же удара (без грохота и "осколков") - он унес костяху домой - разделенную пополам.

Все - довольно просто, зная ниже предлагаемый способ.

Достался он мне "по наследству" - от мамы, Ангелины Сергеевны.

Она частенько варила холодец, для чего говяжью лытку нужно было разрубить, чтобы та поместилась в кастрюлю.

Ну и меня подзывала для помощи - 2-х рук не хватало.

Суть проста.

С одной стороны (назовем ее "нижней") - мясо (шкура) прорезается ножом - до кости.

Вместо ножа можно использовать лезвие топорища, лопаты.... - впрочем - любой заточенный предмет, даже из железа плохого качества.

Он - не пострадает! Но чем он будет тоньше и острее - тем лучше.

На предоставленном видео, в качестве примера - простой кухонный нож.

"Сверху" - убирается по возможности все мясо, освобождая доступ к костИ.

Для удара можно использовать любой тяжелый предмет. В видео я говорю, что и "полено" можно использовать - честно говоря можно, но оно сильно пружинит. Лучше использовать молоток, обух топора, обух другого ножа (если клинок тяжелый) - и бить именнно по кости, но сверху.

Резкий удар ---- и любая кость без лишних осоколков и усилий делится на 2 части.

На видео - кость (свиная) уже "печеная" - сырая несколько не так раскалывается, но тем не менее - довольно легко.

Любая мозговая ("сахарная") кость любого диаметра - разделяется на "раз-два". Нож - не портит.

Будут вопросы - задавайте!

1. Нож держать "на весу", кость лежит на ноже.

2. Бить резко, тяжелым предметом - по кости сверху.

Если "дополнительных" рук нет - то нож можно положить на подушку (свернутое одеяло и т.д. - застелив пленкой, чтобы не испачкать) - или любой иной мягкий предмет, который может быстро "промяться" на 2-3 см (хоть плюшевая игрушка). Тогда одной рукой можно держать кость - второй наносить удар.

Это - для "домашне-кухонных" условий, на охоте при разделке все куда проще, там шум и осколки не так мешают.

Но - при случае - на охоте тоже испробуйте!

МБОУ «Крайненская средняя школа»

Урок по биологии

Тема урока

Состав и строение костей

Учитель биологии: Велиляева Н.С

2016г.

Тема урока : Значение опорно-двигательной системы.

Состав и строение костей

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Задачи урока:

Образовательные : Организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения сущности скелета, строения, состава и значение опорно-двигательной системы.

Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета; развивать наблюдательность и речь учащихся.

Воспитывающие: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: карточки-задания, учебник, тетрадь, скелет человека и кошки, тесты, препараты костей, карта оценки деятельности.

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.

УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Межпредметные связи: связь с химией, анатомией, физиологией, медициной.

Ожидаемые результаты:

Усвоение материала в полном объёме на уроке;

Применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

Умение «оперировать» биологическими терминами.

Ход урока

1 Организационный момент.

2 Актуализация знаний в ходе фронтального опроса.

Ребята, я хотела бы начать урок с вопросов, а вы постарайтесь на них ответить.

Что такое ткань?

Какие типы тканей Вы знаете?

Дайте характеристику соединительной ткани и её классификацию

Что такое системы органов?

Какие системы Вам известны?

3 Изучение нового материала.

Эпиграфом нашего урока послужат слова французского философа Вольтера

«Движение – это жизнь»

И это действительно так, человек приспособлен и приговорён природой к движению.

Сложно представить себе жизнь без движения. Люди не могут не двигаться и начинают это делать осознано уже на 2-3 месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря какой же системе мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?...............

Правильно, всё это обеспечивает опорно-двигательный аппарат.

Следовательно, какая у нас тема сегодняшнего урока …

ТЕМА ( Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей ).

А теперь давайте постараемся сформулировать цель нашего сегодняшнего урока , исходя из темы:

5. Изучение нового материала

Ребята, Какие органы входят в систему опоры и движения?

(Скелет и мышцы-основная часть, а так же хрящи, суставы, связки )

Какое значение опорно- двигательной системы?

Дети работают у доски (таблица)

    Защитная

    Двигательная

    Регулирует обмен кальция и фосфора

    красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

Скелет человека состоит из четырёх отделов: (дети называют0

    Скелет головы – череп

    Скелет туловища

    Скелет верхних конечностей, пояс верхних конечностей

    Скелет нижних конечностей, пояс нижних конечностей.

Как вы думаете, почему на уроке присутствуют и скелеты животных?

Рассказ учителя

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, сухой.

В теле взрослого человека более 206-208 костей, а у детей свыше 300.

У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой.

Как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее гранита и бетона.

СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ

Давайте более подробно ознакомимся с этим удивительным органом

(кость-живой орган, он растет, питается, его клетки делятся)

Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические (30%) и неорганические (70%).

Вспомните, какие неорганические вещ. входят в состав кости?

( Кальций, фосфор, магний)

Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

( Белки, жиры, углеводы).

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

Демонстрация опыта

Два дня назад мы поместили куриную кость в раствор соляной кислоты.

Итак, извлекаем кость из стакана и проверяем свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

Что придают неорган вещ. костям?

Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

( Их можно сжечь).Орг.вещ. хорошо горят

Проведение опыта….

Кость стала твердой, но хрупкой. Крошится в руках.

Что придают орган вещ. костям

ВЫВОД (озвучивают дети)

Итак, органические вещества придают кости упругость и эластичность, а неорганические придают костям твердость.

Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Химический состав костей с возростом меняется

Как изменяется химический состав костей с возрастом Вы найдете в учебниках стр 30

Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?

Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду.

Физ. мин: лобная кость, лопатки, коленный сустав, грудина, височная кость, ключица, лучевая кость, нижнее ребро, бедренная кость, позвоночник, тазовые кости, локтевой сустав, кости стопы

У нас в классе есть два специалиста-археолога, которые без труда могут собрать человеческие кости

МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат.

Откройте учебник на стр. 31 рис. 35

Сравните рис. с препаратом распила натуральной кости.

На рис., которые я вам выдала, найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Работа у доски (дети подписывают части кости)

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща (эпифиз), расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы (диафиз), кости растут
в толщину

6. Закрепление материала (учащиеся выполняют тесты)

Ребята, я Вам предлагаю выполнить тесты устно

1. Скелет человека состоит из отделов:

А скелета головы

Б скелета туловища

В скелета конечностей

Г верны все ответы

2. Кости состоят из ткани:

А эпителиальной

Б мышечной

В нервной

Г соединительной

3. Мышцы и кости составляют систему органов:

А Опорно-двигательную

Б Нервную

В Пищеварительную

Г Половую

4. Кости в толщину растут за счет….

    Каков химический состав костей? (органические и неорганические вещества).

    В каком возрасте завершается формирование костей

    С помощью какого опыта можно доказать, что неорган. вещ. придают костям твердость

    Что такое сустав

    Сколь процентов орг. вещ содержится в костях

А 70%

Б 30%

В 2,4%

Г в костях орг.вещ не содержатся

10 Что такое осанка

11Самой сильной костью в организме человека являются:

А нижняя челюсть

Б грудина

В бедренная кость

Г большая берцовая кость

12 Сколько костей насчитывается в организме взрослого человека

А больше 500

Б 350

В 300

Г 206-210

7. Итоги урока (рефлЕксия)

Какие затруднения у вас возникли на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересно?

Чему научились?

- Запомнил…

Учащиеся Оцени свою работу, выставляют себе оценки

-Какое у вас настроение после урока

«Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»

Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей.

Задачи урока:

  • образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);
  • воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).

Оборудование : распилы трубчатых костей, микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку, технологические карты учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.

3. Объяснение нового материала.

3.1.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

3. 2. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

3.3. Строение кости.

3. 3.1. Макроскопическое строение кости.

Работа со спилами.

3. 3.2. Микроскопическое строение кости. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

5. Домашнее задание.

1. СОСТАВ И ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Учитель. «Движение - это жизнь», - заметил Вольтер. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

8 Показ фильма (1 минута)

Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон» - «высохший»).

Кости скелета составляют пассивную

?Учитель . Ребята, что значит «пассивность»?

Предполагаемый ответ . Отсутствие собственных действий

Учитель. Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.

Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.

Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.

1.Механические функции.

Опорная функция

? Учитель . Ребята, что такое опора?

П. О. Поддержка

Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?

П. О. Тело человека

Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция - проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция.

Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу - тазовыми костями, спереди - мышцами брюшного пресса.

2.Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТИ

Учитель. О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп - знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно - кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека

Материал

Прочность на сжатие

Прочность на растяжение

Сталь

Фарфор

КОСТЬ

Гранит

Бетон

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.

Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

? Учитель . Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?

П. О. Кальций, фосфор, магний

Учитель. Правильно, состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.

Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

П. О. Белки, жиры, углеводы.

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

Демонстрация опыта

Учитель. Два дня назад я поместила куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени.

Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому я выбрала соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.

Итак, я извлекаю кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

? Учитель.

П.О. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность .

Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

П.О. Их можно сжечь.

Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола - это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.

Кость обуглилась. Обугливание - верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

? Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

П. О. Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.

Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то гости будут слишком гибкими.

Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину (3:1). Поэтому кости человека достаточно прочны, чтобы выполнять возложенные на них функции.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

? Учитель . Как изменяется химический состав костей с возрастом?

Чтение учебника. Стр. 47, статья «Химический состав костей», третий абзац

П. О. С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

? Учитель . Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

П.О. У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

Учитель. Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье - самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой. Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание.

3. СТРОЕНИЕ КОСТИ

3.1. МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Учитель. Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем рисунок 18, А и Б (стр. 46). Сравните его с препаратом распила натуральной кости. На препарате найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Кости покрыты плотной соединительной тканью - надкостницей .

В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща , расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы , кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения - в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья. Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.

3.2. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

? Учитель . Ребята, какие группы тканей вы знаете?

П.О. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Учитель . К какой группе относится костная ткань?

П. О. К соединительной

Учитель . Каковы характерные особенности соединительной ткани

П. О. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Кости скелета человека образованы костной тканью — разновидностью соединительной ткани. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость проходят многочисленные кровеносные сосуды и нервы.

Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Микроскопическое строение кости»

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы:

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4.Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка.

Ответьте на вопросы:

1. Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, ко-торые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листо-вого проката?

Итак, мы с вами убедились, что кости - прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную, защитную и двигательную функции. Это достигается:

1. За счет химического состава.

2. За счет макростроения.

3. За счет микростроения.