Приблизительный поиск слова

978-5-9275-1247-8

Монография посвящена исследованию системы научного обоснования туризма как сложного, многокомпонентного социально-экономического явления. Рассматривается возникновение слов «туризм» и «турист», вопросы понятия «наука о туризме», сущность терминов «туризмоведение», «туризмология» и «туристика», представлена структура туризмоведения, отдельные методы научно-исследовательских работ и др. Адресована преподавателям вузов, занимающимся подготовкой кадров по направлению «Туризм», аспирантам, студентам, получающим квалификацию «организатор туризма». Представляет интерес для всех менеджеров туристских организаций. Может быть использована в работе кружков детско-юношеского туризма.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Экономика и бизнес
  • Южный федеральный университет

Долженко Геннадий Петрович

Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения : Учебное пособие / Г.П. Долженко. - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2011. - 134 с. ISBN 978-5-9275-0802-0 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/550477 читать

978-5-9275-0802-0

В учебном пособии Г. П. Долженко «Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения» анализируется развитие экскурсионного дела в вузах за период 1968-2010 гг. Показано, как с развитием туризма в стране происходила модернизация учебных планов по экскурсоведению. Рассмотрены причины, вызвавшие падение интереса к экскурсоведению у современных студентов специальности «Туризм». Предлагается методика обучения студентов экскурсионному делу, апробированная в Ростовском государственном и Южном федеральном университетах. Учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей вузов, будет полезным для руководителей детских туристско-экскурсионных кружков.

Высшее образование Г.П. Долженко }jqjrpqhnmmne dekn Учебное пособие для бакалавров и магистров Издание четв ерто е, испр авленно е и дополненно е Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России в качестве учебного пособия ÐÎÑÒÎÂ-íà-ÄÎÍÓ ÅÍÈÊÑ 2012 www.phoenixbooks.ru УДК 379.8(075.8) ББК 77я73 КТК 581 Д 64 Рецензенты: заведующий кафедрой физической культуры, спорта и туризма Ростовской государственной экономической академии (РИНХ), профессор, действительный член Национальной академии туризма Ю.И. Евсеев; к. ф. н., доцент кафедры «Социальные технологии» РГУПСа С.М. Петкова Ответственный редактор: главный специалист ростовского областного закрытого акционерного общества «Ростовтурист», экскурсовод первой категории О.И. Костюкова Долженко Г.П. Д 64 Экскурсионное дело: учебное пособие для бакалавров и магистров / Г.П. Долженко. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Ростов н/ Д: Феникс, 2012. - 308, с. : ил. - (Высшее образование). ISBN 978-5-222-19808-7 В учебном пособии обобщен многолетний опыт развития экскурсионного дела в России: история, методика подготовки и проведения экскурсий. Даны детальные рекомендации по проведению городских обзорных и природоведческих экскурсий, а также экскурсий в православных храмах. Рекомендуется для студентов вузов, обучающихся по туристским специализациям. Пособие может использоваться в работе курсов по подготовке экскурсоводов, а также учителями средних школ. УДК 379.8(075.8) ББК 77я73 ISBN 978-5-222-19808-7 Долженко Г.П., 2012 Оформление, ООО «Феникс», 2012 www.phoenixbooks.ru Посвящается всем экскурсоводам - славной армии краеведов и пропагандистов достижений Отчизны b"еде…,е Экскурсия. С этим словом у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. В детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу. Став взрослыми, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным или еще раз увидеть уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она - прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экскурсии для их участников - интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной 3 www.phoenixbooks.ru }*“*3!“,%……%е дел% техникой ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера. Экскурсия - сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, конгрессного, образовательного, учебного и других - экскурсии обязательно включаются в программы поездок. Экскурсия является предметом исследования экскурсоведения. Это научное направление изучает историю развития экскурсионного дела, методику подготовки и проведения экскурсий, педагогические и психологические основы экскурсий, особенности обслуживания различных групп населения, подготовку экскурсионных кадров, организацию экскурсионной работы. Учебное пособие «Экскурсионное дело» написано на основе изучения многочисленных литературных источников, увидевших свет в России за более чем 100-летний период с последней четверти XIX до конца XX в. Их авторами являются классики российского экскурсоведения Б.Е. Райков, В.А. Герд, И.М. Гревс, Н.П. Анциферов, Н.К. Крупская, Ю.Н. Александров, Б.В. Емельянов, Р.А. Дьякова, П.С. Пасечный и многие другие. При подготовке пособия использованы также личные наблюдения и разносторонний опыт автора, который в течение уже 30 лет занимается на геолого-географическом факультете Южного федерального университета развитием специализации «Туризм и экскурсионное дело» и все это время ведет такие дисциплины, как «Экскурсоведение» и «Методика подготовки и проведения экскурсий». Автор выражает искреннюю признательность современному классику российского экскурсионного дела Борису Васильевичу Емельянову за ценные советы по вопросам экскурсоведения, полученные им в начале педагогического пути. www.phoenixbooks.ru hqŠnph)eqj`“)`qŠ| 1. Экскурсионное дело в учебных заведениях Российской империи (конец XVIII - начало XX в.) Экскурсионное дело в нашей стране имеет более чем двухвековую историю, начиная свое летосчисление с первых школьных экскурсий последней четверти XVIII в. Именно в это время передовые российские педагоги, просветители, среди которых прежде всего необходимо назвать имена члена Российской академии наук, участника разработки плана школьных реформ 1782–1786 гг. Янковича де Мериево, академика Российской академии наук, автора первого русского учебника по естествознанию «Начинания естественной истории...» Василия Федоровича Зуева, писателя, журналиста, издателя Николая Ивановича Новикова, неоднократно высказывались по поводу целесообразности проведения со школьниками прогулок и экскурсий в природу. Благодаря их деятельности рекомендации о проведении школьных экскурсий в природу нашли отражение в «Уставе народных училищ» 1786 г. А в «Школьном уставе», утвержденном в 1804 г., указывалось на необходимость «устраивать» не только прогулки-экскурсии в природу, но и организовывать 5 www.phoenixbooks.ru }*“*3!“,%……%е дел% с целью знакомства посещение мануфактур, мастерских ремесленников и других предприятий. Глубокое теоретическое обоснование использования в процессе обучения детей такого метода, как экскурсии, нашло в трудах основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского. Он подверг критике схоластические методы преподавания, царившие в русской школе XIX в., и предложил новые, в основу которых положил идеи народности, требования развития в учащихся умений наблюдать явления окружающей действительности. К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал применять в школе такой активный метод обучения, каким является экскурсия, и в первую очередь экскурсии в природу, так как они позволяют ребенку с помощью учителя самому видеть и воспринимать окружающий его мир предметов и явлений. В конце XVIII-XIX в. экскурсию как метод обучения использовали достаточно ограниченное число преподавателей. Например, достоверно известно, что декабрист И.Д. Якушкин, находясь после каторги в 30-е гг. XIX в. на поселении в сибирском Ялуторовске и работая учителем в Ялуторовской женской школе, широко использовал в своей педагогической практике прогулки и экскурсии в природу. Популярность среди учительской среды России в последней четверти XIX в. получила экскурсионная деятельность Александровской учительской школы в Тифлисе. Созданная в 1866 г. и преобразованная в дальнейшем в учительский институт, она пользовалась большой известностью в Закавказье. Длительное время это учебное заведение возглавлял известный на Кавказе педагог Николай Петрович Захаров. Передовой человек своего времени, хорошо изучивший опыт постановки образования в России и за рубежом, он сумел организовать образцовый учебновоспитательный процесс. Важным средством обучения Н.П. Захаров считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные в аудиториях. Учеников знакомили с природой 6 www.phoenixbooks.ru h“2%!,че“*= ч=“2ь Кавказа, его историей, культурой. Объектами экскурсионного изучения являлись город Тифлис с его развалинами крепости и древних храмов, ботанический сад, прекрасный Кавказский музей, громадный арсенал, фабрики, заводы, телеграф, древние монастыри, Караязская степь со знаменитым оросительным каналом в 40 верстах от Тифлиса, пещерный город Чимес-цихе близ г. Гори в 80 верстах от Тифлиса и др. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. В настоящее путешествие превращалась экскурсия к пещерному городу Чимес-цихе, которую с нетерпением ждали все ее будущие участники. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные явления, природные и созданные человеком объекты, учились описывать их, составлять ботанические и геологические коллекции. Н.П. Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении таких предметов, как история, география, и других дисциплин естественного цикла. В конце XIX - начале XX в. уже в значительном числе учебных заведений России педагоги осознали необходимость включения экскурсий в программу обучения, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. К ним относятся отдельные гимназии и реальные училища в Москве, СанктПетербурге, Екатеринодаре, Симферополе, Казани, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Таганроге и во многих других городах Российской империи. Так, Житомирская гимназия, начав с однодневных прогулок своих учеников в окрестностях города, отправила их затем в большую экскурсию по Волыни, а позднее на Кавказ, в Севастополь, Одессу, на выставку в Нижний Новгород. Большой продолжительностью - по месяцу и более - отличались экскурсии 5-й Киевской гимназии, проводившиеся в летнее время. В Сумском реальном училище даже было создано «Общество организации путешествий учеников Сумского реального училища для ознакомления с Отечеством». Его устав гласил, что общество имеет целью «дать возможность 7 www.phoenixbooks.ru }*“*3!“,%……%е дел% ученикам ознакомиться при помощи путешествий со своей родиной, способствуя таким образом развитию в них научного интереса к окружающим явлениям, а также морального и эстетического чувства при созерцании красот природы». Первые путешествия, в программах которых было запланировано множество разнообразных экскурсий, ученики Сумского училища совершили на Кавказ и в Финляндию. На востоке России ученики Благовещенска и Владивостока совершали экскурсии по Амуру, в уссурийскую тайгу, к морю. В 1903 г., в период работы в Осаке промышленной выставки, владивостокское представительство Российского общества туристов провело 20-дневную образовательную экскурсию в этот японский город для детей городских и народных школ. Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности школьников стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.185, который отменял летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовал начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки, экскурсии и путешествия. Определенную роль в развитии ученических экскурсий в России сыграло также введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех российских железных дорогах для групп учеников-экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г. После 1910 г. на развитие экскурсионного дела среди учащихся обратили внимание уездные и губернские земс- 8 www.phoenixbooks.ru h“2%!,че“*= ч=“2ь тва, начавшие выделять некоторые средства для экскурсий. В их сметах даже появилась особая графа - «Ученические экскурсии». История сохранила сведения о роли ряда земств России в становлении школьного экскурсионного дела. Примером может служить деятельность земств Московской губернии. Так, в 1914 г. они выделили для экскурсий сельских школьников в общей сложности около 9 тыс. руб. По отдельным земствам это выглядело следующим образом: Московское губернское - 5000 руб. Московское уездное - 1800 руб. Бронницкое уездное - 400 руб. Богородское уездное - 500 руб. Верейское уездное - 300 руб. Серпуховское уездное - 300 руб. Звенигородское уездное - 200 руб. Волоколамское уездное - 200 руб. Коломенское уездное - 250 руб. Кроме того, Московское губернское земство обеспечивало экскурсантов завтраками и ужинами на сумму 14 коп. в день на человека, взяло на себя оплату осмотра учреждений, входящих в экскурсионный маршрут, проезда на пароходе по р. Москве в размере 5 коп. в день и половину стоимости проезда по железным дорогам экскурсантов из четырех наименее обеспеченных или наиболее удаленных уездов: Верейского, Волоколамского, Можайского и Рузского. Всего услугами земств Московской губернии в 1914 г. воспользовались 393 школы. Почти 14 тыс. учащихся посетили Москву и познакомились с Кремлем, Оружейной палатой, этнографическим музеем, аэродромом, панорамой «Бородино» и другими достопримечательностями. Наиболее значительной в развитии экскурсионного дела в сельских школах была роль Московского уездного земства. Например, в 1913 г. оно способствовало проведению экскурсий из 152 школ Московского уезда, что составило 75% всех школ; в них приняло участие 40% учеников - 6 708 человек. 9 www.phoenixbooks.ru }*“*3!“,%……%е дел% Естественно, что средств, отпускаемых земствами на проведение экскурсий сельских школьников в Москву, было недостаточно. Они составляли треть всей суммы расходов, остальные две трети приходились на родителей учащихся, попечителей школ и прочих лиц. Среди уездных земств других губерний Центральной России выделялось своим отношением к развитию экскурсий среди учащихся Ростовское Ярославской губернии, которое ежегодно увеличивало ассигнования на экскурсионную работу (табл. 1). Таблица 1 Экскурсионная деятельность Ростовского уездного земства Ярославской губернии Год 1912 1913 1914 Сумма, выделенная земством для проведения экскурсий (руб.) Число школ, совершивших экскурсии Число участников экскурсий 300 400 500 23 36 40 213 400 900 К 1914 г. Ростовское уездное земство организовало экскурсии почти в половине школ уезда. Оно заблаговременно высылало во все школы анкеты, анализ которых позволял выяснить перспективы предстоящего экскурсионного сезона, и затем выделяло средства прежде всего для тех школ, которые впервые совершали экскурсии, а также для расположенных в удаленных, глухих местах уезда. Кроме того, земская управа заключала соглашения с организациями на оказание помощи экскурсантам в дороге и при осмотре достопримечательностей городов. Известен вклад и ряда других земств страны в развитие экскурсионного дела в школах. Так, Саратовское уездное земство в 1914 и 1915 гг. выделяло для экскурсий по 1000 руб., Пермское губернское ассигновало в 1914 г. 500 руб., а Нижегородское губернское в том же году отпустило 2000 руб. на «летние занятия по родиноведению», т. е. для организации экскурсий по стране. 10 www.phoenixbooks.ru h“2%!,че“*= ч=“2ь Однако чаще всего суммы, выделяемые уездными земствами на экскурсии, составляли 100–200 руб., губернские же земства в большинстве своем ограничивались созданием условий по приему школьных экскурсий с периферии. Развитию школьного экскурсионного дела способствовала практика создаваемых в 10-е гг. XX в. экскурсионных комиссий различных учебных округов, которые помогали учебным заведениям в организации экскурсий. Так, Тверская экскурсионная комиссия проводила экскурсии на заводы, за город на природу, в местный музей, Смоленская - к историческим памятникам Смоленска, в музеи, на природу, Орловская - в образцовые хозяйства сельских районов края и т.п. В связи с ростом в стране числа школьных экскурсий возникла необходимость в координации деятельности проводящих их организаций. Это привело к созданию при Московском учебном округе Центральной экскурсионной комиссии, ставшей головной неформальной экскурсионной организацией в России. Комиссия располагала библиотекой по экскурсионным вопросам, определяла учебные заведения - гимназии, реальные училища, университеты и т.д., которые должны были осуществлять прием экскурсантов. В их числе значились Казанский университет, Рижская Ломоносовская гимназия, Казанские высшие женские курсы, 2-я Нижегородская гимназия, 2-е Екатеринославское реальное училище и многие другие учебные заведения страны. Центральная комиссия разработала «Опросный лист», в котором направляющее экскурсантов учебное заведение указывало число учащихся по классам, сопровождающих лиц и их специальность, цель экскурсии, подготовленность к ней, ее связь с программой, количество и характер предшествующих экскурсий. Все это помогало при дальнейшей работе с группой. Были разработаны также «Правила для экскурсантов», которые вывешивались в каждом принимающем учебном заведении. Выполнение их строго контролировалось. 11 www.phoenixbooks.ru }*“*3!“,%……%е дел% Комиссия объединила педагогов-энтузиастов, имеющих опыт экскурсионной работы, - В.И. Комарнинского, В.Ю. Ульянинского, Н.Г. Тарасова и др. Они анализировали и обобщали опыт эксурсионной работы с учащимися, давали методические советы и рекомендации. Развитием экскурсионного дела занимались не только учебные заведения, интерес к нему в начале XX в. проявила, к примеру, Русская православная церковь, предложив организацию путешествий к святым местам. В дни зимних каникул в Москве для учащихся церковью устраивались «святочные экскурсии» с осмотром Кремля и Москвы в целом. Перед началом экскурсий обязательно служили молебен. К этому же времени относится и издание церковью специальных путеводителей - «Спутников для экскурсантов», например, «Спутника по Троице-Сергиевой лавре», «Путеводителя к святыне и священным достопримечательностям Москвы и ее окрестностям». Экскурсионная деятельность, достаточно интенсивно развивавшаяся в стране, получила в начале XX в. и определенную теоретическую базу. В различных изданиях появляется все больше статей, в которых авторами предпринимаются первые попытки освещения вопросов теории экскурсоведения. Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии, их значение и организация», написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча. В ней впервые были четко сформулированы основные принципы школьной экскурсионной методики, дана система учебных экскурсий по всем предметам, положено начало предметным тематическим экскурсиям с учетом программных требований школы. Появление книги по теории экскурсионного дела в Петербургском лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых среди учебных заведений Санкт-Петербурга включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс как обязательную форму работы, 12 www.phoenixbooks.ru Содержание ВВЕДЕНИЕ................................................................3 ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...........................................5 1. Экскурсионное дело в учебных заведениях Российской империи (конец XVIII - начало XX в.) .....5 2. Роль туристских объединений в развитии экскурсионного дела (конец XIX - начало XX в.) ..... 20 3. Деятельность экскурсионных комиссий, бюро, комитетов (начало XX в.) ..................................... 25 4. Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918–1930) .............................................. 28 5. Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930–1936)........ 39 6. Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945–1990)........................ 44 6.1. Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС о туристско-экскурсионном деле...................... 45 6.2. Содержание экскурсионной работы.................. 49 7. Экскурсионное дело в современной России (90-е гг. XX - начало XXI в.) ............................... 54 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................ 57 1. Сущность и признаки экскурсии............................. 57 2. Классификация экскурсий..................................... 60 3. Подготовка экскурсии.......................................... 69 3.1. Тема, цель и задачи экскурсии........................ 70 3.2. Изучение и отбор экскурсионных объектов, разработка маршрута экскурсии....................... 73 3.3. Изучение материалов по теме экскурсии........... 77 3.4. Уточнение маршрута экскурсии....................... 79 307 www.phoenixbooks.ru }*“*3!“,%……%е дел% 3.5. Контрольный и индивидуальный тексты экскурсии.................................................... 79 3.6. «Портфель экскурсовода» ................................ 83 3.7. Технологическая карта экскурсии..................... 84 3.8. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.......................................... 89 4. Проведение экскурсии.......................................... 90 4.1. Показ экскурсионных объектов........................ 91 4.2. Экскурсионный рассказ.................................. 99 4.3. Особые методические приемы проведения экскурсий...................................................103 4.4. Кризисы внимания и пути их преодоления.......108 4.5. Техника ведения экскурсий............................112 5. О культуре речи экскурсовода...............................119 6. Жесты и мимика................................................130 7. Контакт экскурсовода с группой............................132 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................135 1. Методические особенности подготовки и проведения обзорных городских автобусных экскурсий.........................................................136 2. Обзорная природоведческая экскурсия в ботаническом саду (вариант индивидуального текста экскурсовода) ...........................................153 Заключение.......................................................196 3. Практические работы на учебных природоведческих экскурсиях........................................................196 4. Тематическая городская автобусная экскурсия «Эхо минувшей войны» .......................................215 5. Тематическая эколого-ботаническая экскурсия в городском парке..............................................225 5.1. Общие замечания.........................................225 5.2. Городская флора и растительность: материалы для подготовки индивидуального текста экскурсии...................................................227 308 www.phoenixbooks.ru q%де!›=…,е 6. Тематическая геологическая экскурсия «Камни в городе»: индивидуальный текст экскурсии.................................................237 7. Методические особенности подготовки и проведения экскурсий на религиозную тематику в православных храмах.......................................252 8. Произведения изобразительного искусства как объект для развития навыков экскурсионного рассказа (из опыта Южного федерального университета) ....................................................263 8.1. Первый рассказ............................................265 8.2. Второй рассказ.............................................271 8.3. Третий рассказ.............................................273 9. Экскурсии - отражение социально-экономических условий в стране (опыт развития экскурсий в современном турагентстве) ................................274 9.1. Периоды, оставившие след в истории экскурсионного дела России..........................274 9.2. Программа развития экскурсионного дела в туристской фирме «Ростов-тур» ....................279 Литература...........................................................283 ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................285 ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования..............................................285 Должностная инструкция экскурсовода.....................298 Должностная инструкция экскурсовода......................302 www.phoenixbooks.ru Серия «Высшее образование» Долженко Геннадий Петрович ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО Учебное пособие для бакалавров и магистров Ответственный редактор С. А. Осташов Технический редактор Л. А. Багрянцева Подписано в печать 09.07.2012. Формат 84×108/32. Бум. офсетная. Гарнитура Newton. Печать офсетная. Усл. п. л. 16,8. Тираж 2500 экз. Зак. № ООО «Феникс» 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80 Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57 www.phoenixbooks.ru

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.