Соломон он кто из истории. Соломон - биография, информация, личная жизнь

Соломон он кто из истории. Соломон - биография, информация, личная жизнь

В Священном писании существует один библейский персонаж, который окутан целым шлейфом мифов и легенд. Его образ считается неотъемлемым для иудейской, христианской и исламской религий, а его мудрость и справедливость воспевались целыми поколениями литераторов и поэтов. По библейским источникам он выступает в качестве мудрейшего из людей, справедливого судьи, умевшего найти оригинальное решение в самых необыкновенных ситуациях. Этому человеку приписывались и фантастические качества, как то: власть над джиннами, понимание языка зверей.

И хотя ряд историков отрицает его физическое существование, мотивируя это тем, что он и его деяния описываются только в библейских источниках, но в культуре разных народов он упоминается как реальный человек со всеми своими достоинствами и недостатками. Картинки из его жизни и деяний часто изображались на витражах средневековых храмов, миниатюрах византийских рукописей, живописных полотнах художников и в многочисленных произведениях литераторов. А словосочетание «Соломоново решение» уже множество веков существует как крылатое выражение. Да, речь идет о Соломоне, третьем царе Израиля.

Шломо, Соломон, Сулейман – это имя известно практически каждому образованному человеку независимо от его возраста и отношения к религии. Насчет его биографии специалисты спорят до сих пор, однако общепринятой версией считается то, что он был одним из младших сыновей царя Давида, бывшего простого воина, служившего царю Сеулу и прославившегося фантастической победой над Голиафом. После того как этот смелый и находчивый боец сменил на троне Израиля царя Сеула, он стал активно развивать родное государство. Однако, как любой властитель, Давид совершал и ошибки. Одной из них стал грех прелюбодеяния, которое он совершил с Вирсавией, женой одного из своих подчиненных, впоследствии отправленного на верную гибель.

Прекрасная женщина стала женой Давида, и от этого брака в 1011 году до н. э. появился на свет мальчик, которому счастливые родители дали имя Шломо, в буквальном переводе с иврита звучащее как «мир». Правда, грех, совершенный Давидом, не прошел ему даром: у него появились могущественные недоброжелатели, одним из которых стал Нафан, входящий в сонм пророков, авторов Книги Царств. Его проклятие еще долго преследовало Давида, которому долго пришлось вымаливать прощения Всевышнего. Непредсказуемость действий Давида сказалась и на принципе престолонаследия. Имея полноценного преемника на трон старшего сына Адония, он решил отдать царство самому младшему – Соломону.

Этот шаг спровоцировал в стране сильнейший кризис, едва не закончившийся полноценной войной. Адония даже успел сформировать специальный отряд телохранителей, однако в армии и в церковной среде он не получил желаемой поддержки. Неудачному наследнику пришлось искать убежище в Скинии, а его ближайшие соратники были схвачены и подвергнуты наказанию в виде казни или ссылки. Сам Адония был помилован Соломоном, однако это лишь ненадолго продлило его земное существование. Решив жениться на Ависаге Сунамитянке, прислужнице царя Давида, он переступил черту дозволенного, и был казнен.

После того как династический конкурент был устранен, Соломон стал единоличным властителем Израиля. Он был наделен недюжинной мудростью, не принимал военное решение конфликтов, поэтому в числе первых своих действий как полноправного царя совершил сближение с Египтом. Несмотря на скандальный уход евреев из этой страны, это государство было сильно и обладало огромными богатствами. Такие страны лучше иметь, пусть не в союзниках, но в друзьях, поэтому Соломон предложил правящему тогда в Египте фараону Шешонку I отдать ему в жены свою дочь. Вместе с нильской красавицей он в качестве приданого получил город Тель-Гезер, а также возможность брать плату за прохождение торговых караванов по Царской дороге Via Regia, которая тянулась из Египта до Дамаска.

Вторым направлением дружественной дипломатии стало Финикийское царство. Наладив связи с его правителем Хирамом I Великим, который пообещал поставить в Израиль необходимые строительные материалы, он смог начать грандиозное возведение храма. В качестве оплаты за кипарис, золото и работников Финикия получала из Израиля пшеницу и оливковое масло. Кроме того, финикийцам отошла часть израильских южных земель.

О недюжинных умственных способностях Соломона говорит легенда о его общении с правительницей Сабеи царицей Савской. Грамотная и мудрая женщина приехала в Израиль, чтобы проверить Соломона рядом загадок. Царь Израильский с честью выдержал это испытание, за что гостья подарила мудрому правителю огромное количество золота, драгоценных камней и благовоний. Современники утверждали, что после этого визита Израиль стал процветающим и богатым.

Интересно, что как яркий политик Соломон отвергал силовые решения конфликтов. Собственно от него и пошло, что степень вины, а также размер наказания виновного должен определять судья – человек абсолютно независимый от любой из сторон конфликта. Считается, что Соломон стал первым таким судьей, а как пример его работы на данном поприще приводится случай с двумя женщинами, делившими одного ребенка. Видя, что обе матери настаивают, что младенец принадлежит только им, Соломон принял совершенно нетривиальное решение. Он приказал слугам принести меч, которым собрался перерубить несчастного младенца на две части, чтобы каждая из женщин получила свою часть ребенка. По реакции просительниц на столь жестокое решение он смог выяснить, кто из них настоящая мать, а кто самозванка.

Конечно же, царская жизнь не отличалась спокойствием. Но Соломону сохранять самообладание согласно легенде помогало волшебное кольцо. Эта вещица, полученная от придворного философа, давала возможность царю находить спасение от различных страстей. С наружной стороны на перстне была выгравирована надпись: «Все проходит», а внутри ее продолжение: «Пройдет и это». Глядя на эти надписи, царь усмирял свой гнев, успокаивался, после чего находил остроумное решение самых запутанных дел.

Соломону приписывается еще и такое нововведение. Согласно древним легендам некогда нашу планету постигло страшное наводнение, погубившее мощную цивилизацию Атлантиду. Выжившие люди образовали новое общество, а от старого же остались лишь древние артефакты, в числе которых были вещи, имевшие технологическое предназначение. Среди руководителей вновь появившихся стран такие находки ценились очень высоко, ведь они давали преимущество перед конкурентами. Все знания такого рода исключительно путем устной передачи, чтобы важнейшая информация не ушла к враждебно настроенным соседям.

Соломон первым отошел от этой практики. Он начал фиксировать эзотерические знания в письменном виде. Среди приписываемых ему трактатов числятся «Ключи Соломона», в одном из разделов которых есть упоминание о 72 демонах. Современная наука считает это зашифрованными знаниями о количестве человеческих гормонов. Данные труды для удобства чтения информации были дополнены большим количеством схем и знаков. Значительная часть этих рисунков используется в эзотерике до настоящего времени. Помимо «Ключей Соломона» его авторство приписывается также «Книгам Екклесиаста», «Песне песней» и «Книге Притчей».

К сожалению, даже мудрым представителям власти трудно удержаться от соблазнов. Соломона, как и его царство, которое он строил долгие годы, погубило любвеобилие. Легенды говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Одна из жен, которую царь очень сильно любил, была чужестранкой. Умная женщина смогла уговорить Соломона построить языческий алтарь. Его возведение поссорило Соломона с Всевышним, который пообещал лично самонадеянному правителю и его стране наслать различные несчастья. Так и произошло. От многочисленных строительных проектов опустела царская казна, на окраинах начались волнения в среде эдомитян и арамитян, а сам Соломон умер в 52-летнем возрасте, наблюдая за сооружением злополучного алтаря. В дальнейшем предсказание Всевышнего сбылось: древний Израиль раскололся. И хотя у иудеев еще были взлеты в развитии, но достичь процветания времен Соломона древние евреи не смогли.

Царь Соломон – правитель Израильского царства в 965-928 гг. до н. э. До этого 2 года являлся соправителем своего отца Давида . Проявил себя мудрым государственным деятелем. При нём израильская держава достигла наивысшего богатства и могущества. В то же время следует заметить, что никаких исторических доказательств, указывающих на существование этого человека – нет.

Информация о Соломоне содержится только в библейских рассказах. Причём изложены они на 400 лет позже его правления. Однако многие специалисты считают, что данная личность действительно жила в X веке до н. э. С её именем связывают возведение Иерусалимского храма, который являлся религиозным центром еврейского народа вплоть до I века н. э. До 622 года до н. э. в нём хранился ковчег завета .

С именем этого царя также связывают строительство нескольких городов. Его царствование характеризуют как «золотой век». Самому же владыке приписывают множество достоинств и могучий интеллект. Его считают автором таких книг Ветхого Завета как «Книга Притчей Соломоновых», «Книга Екклесиаста или Проповедника», «Книга Песни Песней Соломоновых».

Кратко о царе Соломоне

Отцом Соломона был царь Давид, а матерью Вирсавия. К концу своего правления Давид попал в немилость к Богу. К нему пришёл пророк Нафан и посоветовал передать власть Соломону, у которого был наставником. В то же время на царскую корону зарился 4-й сын Давида Адония. Он вступил в преступный сговор с военачальником Иоавом и первосвященником Авиафаром. Поддерживаемый ими провозгласил себя наследником престола.

Самозванец даже назначил коронацию, но Нафан и Вирсавия восстановили против него немощного и старого Давида. Адония вынужден был бежать из Иерусалима и вскоре раскаялся в чрезмерной гордыне, охватившей его. После этого Соломону уже никто не препятствовал взять власть в свои руки. Он не тронул Адония, но казнил Иоава и лишил священства Авиафара. В преддверии коронации Бог наделил молодого наследника мудростью в обмен на верное служение ему.

В отличии от Давида царь Соломон не вёл завоевательные войны. Израильское царство итак имело очень большую территорию, поэтому проводимая политика была направлена на дружбу с соседями, а не на военную экспансию близлежащих земель. К тому же по землям Израиля проходил торговый путь, связывающий Древний Египет с городами Передней Азии. Это был очень серьёзный источник дохода, а поэтому государственная казна никогда не оставалась пустой.

Именно на полученные от купцов деньги были построены новые города и возведён Иерусалимский храм. Большую роль в процветании государства сыграли дружеские отношения с царицей Савской. Правила она государством Саба. Находилось оно на Аравийском полуострове в тех землях, в которых сейчас находится Йемен. Тут следует заметить, что по сей день неизвестно, существовала ли в действительности эта женщина, но её визит к Соломону описан в Ветхом Завете.

Правительницу благодатных земель заинтересовал умный царь, правивший далеко на севере, а поэтому царица Савская, которой, как и любой женщине, было присуще любопытство, решила встретиться с этим человеком. Прибыла она в Иерусалим под предлогом «испытать его загадками». Увидела она жизнь израильтян своими глазами и убедилась в мудрости Соломона. Он же «дал гостье всё, что она пожелала».

После этой встречи, как утверждается в Ветхом Завете, Израильское царство стало ещё более благополучным и процветающим. Видимо царица играла не последнюю роль на Ближнем Востоке, а поэтому её рекомендации привлекли в Израиль большое количество богатых людей.

Данный визит породил легенду о любовной связи царя Соломона с царицей Савской. Легенда легендой, но принявшие христианство правители Эфиопии создали Соломонову императорскую династию. Она, якобы, вела свой род от Менелика, родившегося от связи царя Израиля и царицы Саба. Мальчик появился на свет через год после того, как женщина посетила Иерусалим. Это пример того, что любую легенду можно облечь в выгодную для правящей группы людей идеологическую догму.

Испытание успехом и славой достойно выдерживают только единицы. Царь Соломон к этим единицам не относился. В «Третьей книге Царств» Ветхого Завета, в главе 11 написано: «И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце. Во время старости Соломонова, жёны склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу». Далее сказано, что царь построил языческое капище Хамосу и другим языческим богам, которым поклонялись его чужестранные жёны, имевшие на владыку огромное влияние.

Вполне естественно, что Бог прогневался на израильского царя. Он пообещал много горя нарду Израиля, но лишь после того, как прекратится царствование Соломона. Тут дело в том, что Господь обещал процветание Израилю, пока нынешний царь здравствует.

На 40-й год своего правления грозный владыка скончался. По легенде он умер в тот момент, когда наблюдал за возведением нового алтаря. Много дней придворные не хоронили тело, так как полагали, что царь может ожить по воле Бога. Но когда процесс разложения стал очевидным, останки предали земле. Сразу же после этого началось стремительное обнищание процветающего Израильского царства.

На трон после смерти царя Соломона взошёл его сын Ровоам. И сразу же по стране прокатились народные восстания. Северные области отделились и образовали новое Израильское царство. А у Ровоама осталось только Иудейское царство. Новый царь попытался вновь объединить земли в единое государство, но пророк Самей объяснил, что это является божьим наказанием за грехи его отца. Так закончилась история могучего Израильского государства, которое перестало существовать по причине грехов его правителей .

; араб. سليمان ‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в -928 г. до н. э. , в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в -965 г. до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма .

Имена Соломона

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»). Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией . В Аггаде царю Соломону приписываются также имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библейское повествование

Библия является основным источником, который используется для обоснования историчности существования Соломона как реальной личности. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий . За вычетом библейских рассказов, записанных спустя более чем 400 лет [ ] после смерти Соломона, никаких исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой . По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма , разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями . Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век ». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум .

Приход к власти

Конец царствования

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3Цар. ), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (т.к. Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно. Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде , это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря . Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох . Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен. Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя . Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян , арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

Соломон в исламе

Образ в искусстве

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу. А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь » (1908). По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская » (1959).

См. также

Напишите отзыв о статье "Соломон"

Примечания

Преемник:
Иеровоам I
Иеров‘ам
Иудейский царь Преемник:
Ровоам
Рехов‘ам

Отрывок, характеризующий Соломон

– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.
Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.

Настоящее имя царя Соломона (Шломо) - Йедидия (Возлюбленный Богом). Прозвище Соломон - Мирный - он получил за то, что, в отличие от своего отца, царя Давида, практически не воевал.

В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства - Иерусалиме.

У царя Давида было много жен. Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3). Впрочем, многожёнство сыграло с Соломоном злую шутку. Супруги Соломона были идолопоклонницами, и, потакая им, царь построил для них многочисленные языческие святилища, которые и сам регулярно посещал. За это ему было предсказано, что после смерти его царство распадётся.

Прослышав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба). Царица привезла с собой многочисленные дары.

Государство Саба действительно существовало на Аравийском полуострове (о нем имеются упоминания в ассирийских рукописях 8 века до н.э.).

Самой выгодной его женитьбой стал брак с дочерью фараона, правителя могущественного Египта. Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16).

Традиционно считается, что Соломон был автором трёх библейских книг . В молодости он написал любовную поэму - «Песнь Песней» (Шир а-Ширим), в зрелости - нравоучительный сборник «Притчи» (Мишлей), а в старости - грустную книгу «Экклезиаст» (Коэлет), начинающуюся словами: «Суета сует - всё суета».

В православной и католической церкви считается автором второканонической Книги Премудрости Соломона.

В решающий момент в борьбе за власть Соломона поддержали первосвященник Садок, пророк Нафан, а главное - командир столичной гвардии Ванея. По разным хронология м, даты правления относятся к началу Х века до н. э., 972-932 до н. э., 960-е – ок. 930 до н. э., 967-928 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 874-796 до н. э.

Царство Израиля при Соломоне

Соломон был самым мудрым и самым богатым царем своего времени . В Библии описано как Бог явился ему во сне, в момент когда Соломон начал только царствовать, и сказал: "проси чего хочешь." Соломон попросил себе мудрости для управления народом, и Господь сказал: "за то, что ты не попросил себе богатства и славы, а попросил себе мудрости и разума, то дается тебе мудрость и богатства, которого не было ни у одного царя".

Дарованная свыше «премудрость, художница всего» , позволила Соломону «познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней»

Сын Соломона Ровоам не унаследовал отцовской мудрости. Он не нашёл общего языка с подданными. В результате 10 из 12 колен отделились от Иерусалима и создали отдельное Израильское царство.

Сегодня единственное сохранившееся сокровище из всего богатства Соломона - это гранат Соломона размером 43 мм, который царь Соломон подарил первосвященнику Первого храма в день открытия святилища.

Царь Соломон был мирным правителем и за время его правления (он правил 40 лет) не было ни одной большой войны.

Соломон старался также развить в Израиле ремесла и морскую торговлю, привозя для этой цели специалистов из Финикии.

В царстве Соломона имелось столько богатств , что серебро обесценилось и стало равноценно простому камню. В Третьей книге царств сказано по этому поводу (глава 10, стих 27): "И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах".

О расцвете земледелия в Израиле свидетельствует тот факт, что Соломон поставлял Хираму ежегодно двадцать тысяч мер пшеницы и двадцать тысяч мер растительного масла. Разумеется, земледельцы подвергались жестокой эксплуатации, но все равно такие колоссальные поставки сельскохозяйственных продуктов возможны только в условиях процветания.

Археологические находки познакомили нас со многими сторонами быта того времени. В частности, они свидетельствуют о довольно высоком жизненном уровне. Бесчисленные дорогие чаши для косметики, сделанные из алебастра и слоновой кости, разной формы пузырьки, пинцеты, зеркала и шпильки для волос доказывают, что израильские женщины той эпохи заботились о своей внешности.

Они употребляли духи, румяна, кремы, мирру, хну, бальзамовое масло, порошок из кипарисовой коры, красную краску для ногтей и голубую для век. Большинство этих снадобий ввозилось из-за границы, а такой импорт характерен для богатой страны.

Соломон написал три тысячи притч, из них только 513 вошло в книгу Притчей Соломоновых. (Третья Царств 4:32), Темы и основное содержание Книги Притч.

В книге Притч есть целый ряд важных тем, которые можно поделить на три части:

Отношение человека к Богу;
Отношение человека к самому себе;
Его отношение к окружающим.

Самое главное, что сделал царь Соломон за свою жизнь – это построил Иерусалимский храм.

Из Ливана поставлялись строительные материалы: песчаник, кипарисы, кедры. Камни обтесывались каменотесами как Хирама, так и Соломона. Медь, необходимая для утвари и храмовых колонн, добывалась в медных копях Идумеи, на юге Израильского нагорья. В строительстве было задействовано почти 200 тысяч рабочих.

Грандиозные строительства и быстрое экономическое развитие требовали рабочей силы "и обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек." Соломон разделил страну на 12 налоговых округов, обязав их содержать царский двор и армию.

Колено Иуды, из которого происходили Соломон и Давид, было освобождено от налогов, что вызывало недовольство у представителей остальных израилевых колен. Расточительность и тяга Соломона к роскоши, привели к тому, что он не смог расплатиться с царем Хирамом, с которым заключил договор при строительстве Храма, и вынужден был отдать ему несколько своих городов в счет долга.

У священников тоже были причины для недовольства. У царя Соломона было множество жен разных рас и религий, они привезли с собой и свои божества.

Соломон построил для них капища, где они могли поклоняться своим богам, а в конце жизни и сам стал участвовать в языческих культах.

После смерти царя Соломона его царство распалось на два слабых государства, Израильское и Иудейское , ведущих постоянные междоусобные войны.

Смерть царя Соломона наступила в 928 году до н. э на четвертом десятке его правления. Приближенные, не поверив кончине старца, не хоронили усопшего до тех пор, пока черви не начали поедать его посох.

Подборка фактов: сайт

Притчи Соломона


Царь Соломон (Шломо, в исламе – Сулейман) (1011 – 928 гг. до н. э.) – один из главных персонажей авраамических «священных писаний».

Соломон в «священном писании» именуется великим и мудрым правителем, носителем всевозможных добродетелей (реальных и мнимых).

Заслугами царя Соломона считаются, помимо прочего, возведение главного (и единственного) еврейского Храма, находящегося в Иерусалиме, и сочинение нескольких книг библейского канона:

  • «Песнь песней»;
  • «Книга притчей Соломоновых»;
  • Некоторые псалмы «Псалтыря»;
  • «Книга Экклезиаста».

Автором последней упомянутой книги Соломон уж точно быть не мог: «Экклезиаст» («Беседа отчаявшегося со своим Ба») – классическая древнеегипетская поэма, основанная на египетской религии и философии и перекликающаяся с другой египетской поэмой – «Песней арфиста».

Авторство остальных перечисленных произведений библейского канона также остаётся под вопросом. Для еврейских книжников позднего времени царь Соломон – олицетворение идеального правителя, а его эпоха – своеобразный «золотой век» древнееврейского государства.

Поэтому неудивительно, что его фигуре уделено столь пристальное внимание.

Имя царя

Имя Шломо происходит от еврейского слова «шалом» - «мир (отсутствие войны)», а также от слова «шалем» - «цельный, совершенный», видимо, это слова родственные. Соломон упоминается в «Библии» и под другими именами, например – Иедидиа («возлюбленный Богом, друг Бога»); так его прозвал его отец – царь Давид, когда бог его простил за изнасилование Вирсавии и убийство её мужа.

Как он пришёл к власти

Шломо, по-видимому, был законным наследником еврейского престола, поскольку он являлся соправителем отца в последние годы его жизни. Когда Давид стал совсем старым, власть попытался узурпировать другой его сын – Адония. Он вошёл в сговор с главным жрецом Авиафаром и военачальником Иоавом, объявил народу о своём воцарении и устроил пышный праздник по этому поводу.

Однако Вирсавия, мать Соломона, и священник Натан донесли об этом Давиду. Адония решил убежать и скрылся в скинии (походном храме). Соломон, к тому времени уже фактически ставший наследником престола, согласился помиловать брата, если он сдастся и покается. Тот так и поступил. Остальных же заговорщиков Соломон казнил, сформировав затем новое правительство.

Сообщается, что Соломон якобы договорился с Богом; тот дал ему великую мудрость и терпение, как того и просил новый царь, а Соломон поклялся воспитывать народ в верности Богу.

Отношения с другими государствами

Как и подтверждает значение его имени, Соломон был миролюбивым правителем и не желал вести каких-либо войн. Тем не менее он создал объединённое государство Израиля и Иудеи, которое занимало значительную территорию. Основой богатства казны при Соломоне был торговый путь из Египта в Дамаск, проходивший по его территории; также Соломон торговал лошадьми и колесницами, выполнял посреднические сделки.

Только вряд ли на этом можно было заработать столь баснословные богатства, какие приписывают легендарному царю. Археологами было установлено, что во времена Соломона в Израильском царстве было много медных рудников и плавильных печей, по-видимому, это и был главный источник пополнения бюджета.

Соломон дружил с правителями соседних стран, в том числе с египетским фараоном, таким образом, многовековая вражда евреев и египтян закончилась. Для укрепления дружбы Соломон взял в качестве своей первой жены дочь фараона. В дружеских отношениях он находился также с финикийским царём Хирамом - он находился у него в долгу, в счёт погашения которого уступил Хираму некоторые селения на территории его страны.

Израильский царь не решился даже расправиться с Разоном – взбунтовавшимся арамейцем, который изгнал из Дамаска еврейских представителей и объявил себя правителем.

Отношение к своей стране

Соломон был прекрасным администратором, дипломатом, строителем и предпринимателем. Получив от отца не особенно богатое государство, живущее патриархальным племенным укладом и мало кому интересное, он сделал его настоящей древней сверхдержавой, с которой вынуждены были считаться соседние страны – даже такие могущественные, как Египет.

Само Израильское царство стало богатым и процветающим, и в первую очередь это касается Иерусалима – Соломон сделал его роскошным мегаполисом, к тому же – единственным центром иудейской религии. Между тем идеализировать царя Соломона совсем не нужно. Это был довольно властный правитель, который видел в подданных лишь своих рабов.

Роскошь при его дворе доходила до безумия, и одним из символов этой роскоши стал чудовищных размеров гарем Соломона. Царь вёл свою страну к процветанию железной рукой, часто не заботясь о простых подданных либо проявляя в их отношении насилие. Соломон и царица Савская Знаменитой стала история о том, что к Соломону однажды приехала царица Сабейского государства, располагавшегося на Аравийском полуострове. В «Библии» их отношения описаны туманно и загадочно, однако, судя по всему, царь Соломон находился с ней в любовной связи.