Задания с буквой ф. Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках. Обучение чтению. Звуки

Задания с буквой ф. Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках. Обучение чтению. Звуки "Ф" и "Фь"

Тема: Звук и [ф] , [ф’] и буква Ф, ф

Цель: знакомства с новыми звуками [ф] , [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.

Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.

Оборудование Мультимедийная установка , таблица «Звуки речи», «звуковички» не раскрашенные, карточки для вычеркивания букв, цветная нить, смайлики, сигнальные карточки, кассы букв и алфавит, схема слова

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Поднимите смайлики (мое настроение)

Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

(слайд 2)

  1. Работа над пройденным материалом.

Игра «Доскажи словечко».

Наша речь состоит ….(из предложений).

Звуки бывают … (гласные и согласные).

При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука).

Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда … (твердые).

Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда … (мягкие).

Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).

III. Мобилизующий этап.

- Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

(слайд3)

шляпа плащ улыбка фрак волшебная палочка

чудо

Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок?

Слайд4

А теперь? Как его можно по-другому назвать? (маг, чародей, иллюзионист, волшебник).

Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?

IV. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.

Наш гость - фокусник - не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.

Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник.

(слайд5):

Шарф флаг телефон фонарь конфета

Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.

Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])

Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.

Познакомиться с …..

Учиться отличать ….

(предположения детей)

(слайд 6)

Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой.

V. Знакомство со звуками.

1. Работа по вариантам (исследование звуков).

1 в. - Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (конфета, фонарь ).

2 в. – Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику .

Сначала называют слова со звуком [ф], который встречается только вначале слова, а потом дают характеристику.

Звук [ф] – согласный, глухой, твердый.

Аналогично со звуком [ф’].

Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.

3. Давайте «оденем» в парах «звуковичка» (раскрашивание). Вспомните все, что говорили ребята.

Проверка. – Как раскрасили тапочки? Какую выбрали шапочку?

Выбор из трех звуковичков нужного.

Вывод. Звуки [ф], [ф’] - согласные, глухие, [ф], - тв., [ф’] - мягк.

(слайд 7)

VI. Знакомство с новой буквой.

1. Упражнения на узнавание буквы.

- Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?

Работа в группах.

Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [ф], [ф’]. Обведите ее.

Кто знает, как она называется? («эф»). В каком слове встретилась?

Давайте на алфавите найдем эту букву. (1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах). Назовите её соседей.

Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв Ф, ф).

На что она похожа? Попробуйте из ниток выложить эту букву.

- Для чего нужна заглавная буква Ф?

Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).

Послушайте стихотворения про букву Ф.

(слайды 8, 9)

Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

Федя ходит руки в боки,

Значит выучил уроки

Давайте встанем и изобразим эту букву.

2. Упражнение на концентрацию внимания.

Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.

Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали.

УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ(карточки)

Взаимопроверка.

Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

Сколько раз она встретилась? (5)

3. Определение места буквы Ф в городе Букварии.

Кто догадался, где мы поселим новую букву в городе Букварии? В каком домике? Произносим попарно эти звуки.

(Напротив буквы В, т.к. новая буква обозначает парный глухой согласный звук).

(слайд10)

4. ФИЗМИНУТКА.

Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки

[в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Звонкий – глухой».

Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.

Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.

VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком. Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.

(слайд 11)

фа аф раф фрак

фу уф фла фея

фе еф физ фокус

фи иф фру шофёр

фо оф фот финиш

фё ёф фаб флаг

фы ыф фри фабрика

Фокусник

Чтение слогов 1-го столбика громко.

2 столбик радостно, вопросительно.

3 столбик с заданиями.

Прочитайте слоги, которые подходят к этому слогу-слиянию (с мягкими согласными звуками).

Прочитайте слова 4-го столбика самостоятельно.

Чтение хором слов 4-го столбика.

В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (фея, шофер, финиш).

Назовите двусложные слова.

Назовите трехсложные слова.

Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (хором проверяем)

К каким словам подходит схема: (финиш)

Сколько букв в этом слове? А звуков? Почему? Докажите.

(на доске схема слова)

2. Образование слов и предложений.

Ребята, давайте попробуем составить предложение о фокуснике. . (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.).

(слайд12)

Фокусы со словами.

(мрак – фрак, миска – киска, палка – галка, фантик - бантик)

4. Работа с учебником (с. 196)

Давайте порадуем фокусника своим чтением.

Прочитайте самостоятельно стихотворение В.Берестова о фокуснике и его фокусах.

Беседа по содержанию.

Какой фокус он показал? (Факел превратил в букет)

Кто выскочит из букета?

Так это фокус или чудо?

VIII. Проверка знаний.

Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет).

1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?

2. Звук [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

5. В слове фуфайка только одна буква «ф».

IX. Итог урока, рефлексия.

С какой буквой познакомились?

Какие звуки она обозначает?

Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.


- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои смайлики.

НОД для детей подготовительной группы (6 - 7 лет).

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.

Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф" ].

Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.

Задачи: 1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [ ф ] [ ф" ], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.

2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,

Дисциплинированности.

Оборудование : С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка, иллюстрации петуха и шмеля (игра оформлена на основе книги Н.В. Новоторцевой «Учимся читать. Обучение чтению в детском саду. Ярославль, «Академия развития»,1998) иллюстрации моркови, капусты, лука, карточки - слоги для игры « Собери слоги - получи овощ», рисунок к игре «Наборщик», изображение ежа, синицы.

Ход НОД.

I. Организационный момент (Положительный настрой на работу).

II. Актуализация знаний.

1.Повторение букв а) Назвать только гласные буквы (петух) картина1.

Б) Назвать только согласные буквы (шмель) картина 2

Напечатайте буквы, из которых состоит шмель (дети Iварианта), все остальные печатают буквы, из которых состоит петух (дети IIварианта).

2 Работа по ленте букв.

*Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (А, О, У, Ы, Э).

*Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков (Е,Ё, Ю, Я,И)

3.Отгадайте загадки:

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (МОР - КОВЬ ) на доску иллюстрацию.

Сто одёжек - и все без застёжек. (КА - ПУС - ТА ) на доску иллюстрацию.

Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает (ЛУК ) на доску иллюстрацию.

Как назовём отгадки одним словом? Овощи.

Чем овощи отличаются от фруктов?

4.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И.Ожегова. Один из дошкольников читает значение слова.

Овощи - выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды

(стр.434 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,1995г.).

5.Составление схемы слова ОВОЩИ.

Вспомнить название других овощей нам помогут слоги. Ветерок подул и слово рассыпалось. Каждое слово обозначает овощ. Собери слово (все овалы со слогами рассыпаны на столе).

РЕДЬ - КА ТО - МА - ТЫ

ТЫК - ВА О - ГУР - ЦЫ

ПЕР - ЦЫ КА - БАЧ - КИ

6.К доске приглашаются два дошкольника. Пока они работают со слогами, воспитатель читает текст « Овощи» на карточке.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.Ох!

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку иль свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался не плох!

7.Беседа:

Вспомните, что принесла хозяйка с базара?

Из - за чего овощи завели спор? Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Что сделала хозяйка? Хозяйка тем временем ножик взяла, и ножиком этим крошить начала.

Что сделали овощи в крутом кипятке? Накрытые крышкою в душном горшке, кипели, кипели в крутом кипятке.

Каков оказался суп? И суп овощной оказался не плох.

Какой суп вы любите? А какой можно приготовить? (Молочный, рассольник, щи, борщ, гороховый и др.)

8. ПРОВЕРИТЬ СЛОГИ. КАКИЕ ОВОЩИ ПОЛУЧИЛИ?

9.-Поиграем. Игра « Наборщик». Набирая названия овощей - человек ошибся слогами. Помоги разобраться.

БО - ДИС БО - БЫ.

РЕ - БЫ РЕ -ДИС.

ЧЕС - СОЛЬ ЧЕС - НОК.

ФА - НОК ФА - СОЛЬ.

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV.Изучение нового материала.

1.Беседа:

Как фыркает ёж? Ф - ф -ф.(Иллюстрация).

Как поёт песенки синица? Фью - фью - фью!(Иллюстрация).

Какие новые звуки услышали? [ ф ], [ ф" ]. Эти звуки обозначаются буквой ф.

2.ПОКАЗ БУКВЫ.

3. На что похожа буква?

*ФЕДЯ ХОДИТ РУКИ В БОКИ
ЗНАЧИТ, ВЫУЧИЛ УРОКИ.

4.-Встаньте, пожалуйста, покажите, как ходит Федя.

5. Закройте глаза, напечатайте букву в воздухе.

V.Закрепление:

1.Чтение с доски:

ФА ФАР РАФ ФИЛИН - птица

ФО ФОР РОФ ФИАЛКА - цветок

ФУ ФУР РУФ ФОРМА - специальная одежда

ФЕ ФЕР РЕФ ФОРЕЛЬ - вид рыбы

ФИ ФИР РИФ ФОКУСНИК - цирковая профессия

2.Игра. Если вы услышали в слове новый звук - ХЛОПАЕМ, если звука нет, значит сидим спокойно.

Фартук, ваза, факир, ширма, фонтан, фикус, снег, фарфор, конфета, фрак.

Фартук - одежда, защищающая перед платья от загрязнения (стр.837)

Ваза - сосуд для фруктов (стр.64).

Факир - фокусник, демонстрирующий большую физическую силу (стр. 835).

Ширма - перегородка из рам (стр.884).

Фонтан - струя жидкости выбрасываемая вверх (стр.843).

Фикус - тропическое вечнозелёное дерево (стр.840).

Снег - атмосферные осадки (стр.727).

Фарфор - белый материал получаемый из глины, шпата, кварца (стр.837).

Конфета - сладкое кондитерское изделие (стр.286).

Фрак - род парадного сюртука с вырезом спереди полами и длинными узкими фалдами сзади (стр.845).

3.Работа с карточками. Чтение стихотворения дошкольником.

Фо - кус - ник во фрак одет,

Фа - кел пре - вра - тил в бу - кет.

Фе - я вы - ско - чит от -ту - да

Фо - кус это и - ли чу - до?

4.Работа над значением слов.

Какие слова непонятны? Объясните, как понимаете значение слова факел?

Факел - короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей (стр.835).

Подберите слова близкие по значению к словам: фея, фокус (Фея - волшебница, фокус - чудо - волшебство).

Как скажем о волшебнике мужского пола? (факир - маг).

5. Найдите и подчеркните новую букву карандашом в тексте четверостишия.

6.Напечатайте слово ФЕЯ в своих тетрадках карандашом.

7.Обведите шаблон феи и выполните штриховку сверху вниз и слева направо.

VI.Итог:

С какой буквой познакомились? (с буквой Ф).

Какие звуки она обозначает? [ ф ], [ ф" ].

К доске приглашаются 6 детей. Каждый получает задание изобразить новую букву разными средствами .

*Собрать букву из элементов конструктора.

*Вырезать букву из бумаги.

*Выложить букву камешками.

*Написать букву, подышав на окно.

*Сделать в крышке пластиковой бутылочки дырочку и водой написать на песке в тазу букву.

*Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее букву.

VII.Рефлексия:

Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось - нарисуйте солнышко жёлтым карандашом в тетрадке, где печатали; кому не понравился - красным, кто испытывал трудности в ходе работы - оранжевым.

Какое задание понравилось больше всех?

Где испытывали затруднения?

Проверить графическое изображение буквы Ф у каждого из приглашенных детей.

Список литературы:

, УМК «Школа России»

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с буквой Ф, и звуками, которая она обозначает;
  • научить ребят различать звуки [ ф], [ ф"];
  • читать слоги и слова с данной буквой.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные задачи:

  • прививать любовь к чтению, к книге;
  • формировать познавательный интерес;
  • воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
  • учить работать в парах, группами, сообща;
  • воспитывать чувство гордости за Родину.

Тип урока: знакомство с новой буквой

Оборудование:

  • Аудиозапись мультфильма “Трое из Простоквашино”;
  • Рисунки с предметами, морских волн, кота Матроскина, кораблики;
  • Конструкторы букв и рисунки букв;
  • Сигнальные карточки 2 цветов;
  • Индивидуальные карточки;
  • Индивидуальные зеркала.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем:
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!

Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.

Психологический настрой

– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

Мы – дружные!

Мы – умные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В 1 классе учимся,

Всё у нас получится.

  • Вы узнали этого героя?
  • Из какого он мультфильма?

Как вы думаете, почему у кота такая фамилия?

Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем. Если мы будем внимательными, старательными, то поможем Матроскину узнать что-то новое.

III. Мобилизующий этап

Кадр 4

Показываются картинки, на которых изображены предметы с буквой Ф. (Флаг, фрукты, филин, фламинго, портфель, жираф, туфли).

Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо.

Меняю местами.

Назовите, что стояло сначала.

Кадр 6. Проверим.

Что объединяет эти слова?

IV. Формулирование темы и цели урока

Сформулируйте тему и цели нашего урока.

(Тема урока “Буква Ф и звуки, которая она обозначает”)

Цели урока:

Познакомиться с…

Кот Матроскин отправился в путешествие на российском корабле?

Но как можно догадаться, что корабль - российский?

Изображение флага. Рассмотрите его.

Какие цвета у нашего флага? Что они обозначают?

Флаг России имеет три цвета: (Белый – мир, чистота; Синий – веру, верность Родине; Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.)

V. Знакомство с новыми звуками

Произнесите первый звук в слове флаг.

Работа с индивидуальными зеркалами.

Дайте характеристика звука [ ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)

Увидев, такой красивый корабль, радостно показались на гребне волны дельфины.

Разделите слово дельфин на слоги. Произнесите второй слог. Выделите первый звук в слоге.

Дайте характеристику звука [ ф"].

(Согласный, глухой, мягкий.)

VI. Физминутка

Вместе с Матроскиным поплаваем и мы с вами. Если услышите твёрдый звук [ ф], то плывёте как на лодке, гребя вёслами, если услышите мягкий звук [ ф"], то отпускаете вёсла и отдыхаете.

Называю слова: телеграф, фамилия, фуражка, филин, портфель, финики, профессия, факир, фокус, фиалка, флот

VII. Знакомство с новой буквой

Найдите новую букву.

(Буква прикреплена в классе в разных местах вместе с другими буквами.)

Встаньте, изобразите букву Ф.

На что похожа буква Ф?

Чтение стихов о букве ф.

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

1) Задание по группам.

У кого жёлтая карточка, те выполняют задание 1 группы, у кого карточка зелёного цвета, те выполняют задание 2 группы.

1 группа – конструктор букв. Сконструируйте букву Ф.

2 группа – выщипывание буквы Ф на листочках разных цветов: синего и зелёного. Почему разного цвета?

Куда поместим нашу букву?

2) Работа на карточках по группам:

1 группа – задание 5.

Найди и подчеркни буквы Ф,ф

АвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРеУЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ

2 группа – задание 6

Найди слова с буквой Ф и подчеркни карандашом.

фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди

жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз

эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд

3) Работа в парах

Найдите букву Ф с закрытыми глазами методом ощупывания.

С буквой Ф познакомились.

VIII. Чтение слогов с новой буквой

Чтение сверху вниз, справа налево, прибавляя буквы К и Н.

С разной интонацией, пропевая.

Почему слоги разделены на 2 группы?

Кадр 11 Дополни слоги до слова.

Кадр 12 Проверка.

IХ. Отгадайте загадки, узнаете новое слово

Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Филин)

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

На скале он строит дом.
Не боится жить он в нём.
Два могучие крыла
У хозяина (орла)

Я – усатый, полосатый
Не люблю весёлых игр.
Отгадайте. Кто я? (Тигр)

Какое слово получилось?

Выявление смысла слова флот.

Х. Беседа по иллюстрации

Рассматривание иллюстрации на стр. 194

Что вы видите на рисунке? (Корабли, пароходы.)

Как одним словом можно назвать корабли, пароходы? (Суда.)

Что можно сказать о них? (Одни современные, другие старинные .)

На каждом корабле есть свой флаг. Русский флот ходит под Андреевским флагом”.

Найдите на рисунке российские суда. Почему вы так решили?

(На них изображен российский флаг.)

ХI. Назвать виды кораблей

Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.

ХII. Физминутка. Зрительная гимнастика

Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.

Закройте глаза(1-2-3).

Зажмурьте их(1-2-3).

Быстро поморгайте(1-2-3).

Закройте глаза(1-2-3).

Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы.

Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к заключительному испытанию.

Слоги мы прочитали. Какое задание можем выполнить дальше?

Кадр 15. Прочитайте слова на экране.

Какие слова непонятны?

Какие слова можно, отнести к морской тематике?
(Телеграф, фотография, флаг, флот.)

Какие задания можем выполнить с этими словами?

Разделите на группы по разным признакам.

Найти заданные слова в классе.

(Прикреплены карточки со словами в разных местах.)

Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.

Хоровое чтение.

Работа по группам.

Чтение самостоятельное.

Найти слова с буквой Ф.

Есть ли такие слова?

ХIII. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте расскажем коту Матроскин, что узнали на уроке сегодня

Кадр 17

Я - Вспомнил

Научился.

Кадр 18. Проверьте себя.

У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно разместить их на высоком, или на низком гребне волны.

Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошел интересно, поставьте свой кораблик на высокий гребень волны.

Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит свой кораблик на низкий гребень волны. Ученики прикрепляют кораблики на доску.

Кадр 19. Я благодарю вас за работу. Кто желает выполнить домашнее задание, возьмите карточку, которую вам приготовил Матроскин. (см. Приложение 1)

Литература

  1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Русская азбука: Учебник для 1 класса. М.: “Просвещение” - 2007.
  2. Извекова Н.А., Сурьянинова Н. С. Мир вокруг. М.: “Просвещение” - 1985 г.
  3. Раевский Ю.В. Весёлая азбука для дошкольников. – 1994 г.
  4. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 2 – 4 –е издание. М.: Педагогика – Пресс, 2001

Приложение 1

Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква “Ф” или “ф”.

Игры в картинках для детей 4-5 лет

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

Задание 14

Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.

Шиманская Елена Михайловна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф»

Конспект НОД по обучению грамоте

«Звуки [ф , ф"]. Буква Ф »

для детей группы общеразвивающей направленности

от 6-х до 8-ти лет

Цель : Познакомить со звуком и буквой Ф .

Задачи :

Образовательные : Закрепить правильное произношение звуков [ф , ф"].

Продолжать учить выделять звуки [ф , ф"] на фоне слова.

Закреплять умение определять место звука в слове .

Учить писать букву Ф .

Развивающие :

Развивать фонематическое восприятие : умение выделять звуки [ф , ф"] в ряду звуков , слогов, слов.

Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.

Воспитывающие :

Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.

Повышать речевую активность.

Материалы и оборудование : Две игрушки : Фома (в синей одежде) и Филя (в зеленой одежде, фотоаппарат. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф , ф"]; фотоаппараты с вкладышами; звуковые линейки и фишки ; картинки с изображением буквы Ф ; простые карандаши.

Методы и приёмы : Словесный (вопросы, объяснение, наглядный (показ картинок, игровой, практический (звуковой анализ , составление предложений) .

Предварительная работа :

Звуковой анализ слов .

Составление схем предложений.

Д. и. «Поймай звук »

Ход НОД:

1. Организационный момент

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришли два друга : Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)

2. Выделение первого звука в словах , характеристика звуков

Воспитатель : Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье) .

Какой он, звук [ф] ? (Твердый, согласный.)

В слове Филя – первый звук (фь) . Расскажите о звуке [ф"] . (Мягкий, согласный.)

Звуки [ф , ф"] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие ?

3. Сообщение темы

Воспитатель : Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф , ф"].

4. Дифференциация на слух звуков [ф , ф"] в ряду слогов

Воспитатель : Ребята, я буду называть звуки , а потом слоги. Вы, если услышите в звук [ф] , хлопните в ладоши, а если – звук [ф"] , топните ногой.

Называю слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ) .

5. Дифференциация на слух звуков [ф , ф"] в ряду слов

Воспитатель : А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф"] , подпрыгните.

Называю слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе) .

6. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза

Воспитатель : Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.

Я буду бросать мяч и называть два звука . А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги .

Воспитатель бросает мяч, называя пару звуков , а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т. д.)

Затем воспитатель предлагает придумать слова с этими слогами : Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.

(Дети называют слова : фата, фотография, фикус, фуражка)

7. Дифференциация звуков [ф , ф"] на слух

Воспитатель : Сейчас я буду произносить звуки . А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф"] – поднимите зеленый кружок.

Произношу звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф, а дети поднимают соответствующие кружки.

8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»

Воспитатель : Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф] , а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф"] .

Воспитатель раскладывает «фотографии» , а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф , ф"] и отдают Филе или Фоме.

9. Физминутка

Воспитатель : Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку :

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

10. Определение места звуков [ф , ф"] в слове

Воспитатель : А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф , ф"] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок» . Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф , ф"] – в начале, в середине или в конце слова.

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек .)

11. Звуковой анализ слова Фома

Воспитатель : Я рассказала Фоме и Филе, что вы можете в их именах обозначить каждый звук цветной фишкой . И Фома попросил, чтобы вы на звуковой линейке выложили его имя.

12. Составление предложений по схеме

Воспитатель : Фоме и Филе прислали фотографии схем предложений. Но они сами не могут составить по ним предложения. Давайте поможем им.

13. Знакомство с буквой Ф

Воспитатель : Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф , фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф . Показываю картинку с изображением буквы Ф .

Воспитатель : На что похожа буква Ф ?

(Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, показываю картинки-символы и читаю стихи :

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу .

– Всем известно без подсказки :

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Воспитатель : Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф .

13. Печатание буквы Ф

Воспитатель : Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф .

Показываю письмо буквы на доске . Затем дети пишут ее в тетради в клетку.

Воспитатель : Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились ?

Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.

Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф» Тема: Звуки Ф, Фь и буква Ф. Цель: Познакомить детей с глухими согласными звуками ф, ф’, буква Ф, ф. выделение заданного согласного звука.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.