Урок русского языка
Тема: Отличие именительного падежа от винительного
Цели:
ХОД УРОКА:
1.Организация класса (Слайд Настроение)
2.Повторение изученного материала
Слайд: слова по отметке
У отметки
Отметка
Отметкой
Про отметку
Об отметке
Прочитайте запись. Скажите, что здесь написано? (слово отметка, употребленное в разных падежах)
Назовите эти существительные в порядке склонения.(Отметка, у отметки, по отметке, отметку, отметкой, об отметке)
Что такое склонение существительных? (это изменение существительных по падежам)
Сколько падежей в русском языке? Назовите все падежи и вопросы к ним.
3. Минутка чистописания
Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметке. Какая это буква? (К)
Вторая буква – окончание в существительном отметка, употребленном в И.п. Какая это буква? (А)
Третья буква – окончание в существительном отметка, употребленном в В.п. Какая это буква? (У)
Дети определяют порядок следования букв и записывают в тетрадь.(КУА. УАК, АКУ, …)
4.Словарно – орфографическая работа
Внимательно посмотрите на данную запись: Слайд
Сезон винтик зонтик
Кивок указал?
Назовите слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?
(Это слово вокзал. Чтобы его определить, мы узнали, каким способом образовано слово зонтик. Для его составления были использованы последние слоги первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов нижней строчки.)
Дети записывают слово в тетрадь, выделяют орфограммы, работают над значением слова)
Составьте свои предложения со словом вокзал.
5.физминутка (под музыку)
6. Новая тема
А герои из нашей книги Маша и Миша тоже составили предложения. Вот они. СЛАЙД.
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.
Прочитайте первое предложение, подчеркните главные члены предложения.
Определите падеж существительного, которое является в предложении подлежащим. (Слово вокзал стоит в И.п.)
Существительное в И.п. употребляется с предлогом или без предлога? (без предлога)
Прочитайте второе и третье предложения, подчеркните в них главные члены Определите, каким членом предложения является существительное вокзал в данных предложении? (второстепенным членом)
Определите падеж существительного вокзал во втором и третьем предложениях. (стоит в В.п.)
Существительное вокзал в винительном падеже стоит употребляется с предлогом или без предлога? (употребляется и с предлогом и без предлога)
Сделайте вывод, как отличить существительное в И.п. от существительного в В.п.
Работа в группах: Используй план: слайд
Каким членом предложения является существительное в И.п.?
Употребляется ли с предлогом существительное в И.п.?
Каким членом предложения является существительное в В.п.?
Как употребляется существительное в В.п. с предлогом или без предлога?
Чтение правила по учебнику
7.Физминутка (зрение)
8. Закрепление.
а)Работа по учебнику № 101. (1 человек работает у доски)
Б)Дети записывают текст в тетрадь (комментированное письмо). Определить склонение, падеж и число выделенных существительных.
Белка жила в дупле совы. Охотник выследил белку . К перрону подошел
тепловоз . Ваня впервые увидел тепловоз . Машина выехала в степь. Весной
степь покрывается зеленым ковром трав.
Самопроверка. Микроитог.
9. Самостоятельная работа
Прочитайте. Напишите предложения, вставьте нужные буквы. Укажите
падежи имен существительных. Слайд.
Ольха, липа, с(а.о)сна имеют мя(г,х)кую др(е,и)весину. Л(е,и)сная гадюка
Выбирает для отдыха густую тр(а,о)ву. Лягушки и жабы мечут икру в
воду, на землю и даже на собственную поясницу.
Какие признаки вам помогли отличить существительные в И.п. от
существительных в В.п.?
10. Домашнее задание № 102, выучить правило.
Итог:
С какой темой мы сегодня знакомились на уроке?
Кто вам из ребят понравился на уроке?
Как вы оцениваете свою работу?
Как вы оцениваете работу учителя?
Тип урока: комбинированный урок
Цели:
1. Орг. момент
2. Работа на внимательность (слайд)
(ответы учащихся: вместо вопросительного знака должна стоять буква о. Доказываю, кукла - игрушка, стол- мебель, платье-одежда)
3. Актуализация опорных знаний. Языковая разминка.
(класс делится на 2 группы) 1 группа- 4 работают у доски, 4 готовятся к проверке
A - Синтаксический разбор.Расставь знаки препинания.
Звонко стучит по сухому дереву дятел свистят на березах иволги. (1 ученик)
Ворона сидела на лавке и Митя увидел ворону.(2 ученик)
Б - Морфемный разбор: лапку бесшумный подбежали (третий ученик)
Морфологический разбор: слона (четвертый ученик)
В - Остальные работают с учителем: ложно - истинно (слайд)
В слове закрывайте - 1 мягкий согласный звук- (ответы детей: л (2) Й-всегда мягкий, гласный звук е смягчает согласного звука т) Уехали - звуков больше, чем букв - истинно, е слышится как 2 звука
Ельник- столько, сколько букв - истинно е слышится как 2 звука, ь - не звук
Тревога- 1 звон. согл. звук - л (2), р, в
Ледоход- 1 корень л(2) , это сложное слово, корни- лед и ход
К слове тревога подберите однокоренные слова, так чтобы они были разными частями речи. Ответы детей: (тревога- и\с, тревожный-имя прилагательное, потревожить- глагол, тревожно- наречие)
После групповой работы идет проверка индивидуальных работ. Работы проверяются детьми,затем выставление оценок.
4. Теоретический тренинг
Что вы можете сказать об имени существительном? Почему именительный падеж мог получить такое название? (предположения детей)
Прочитайте, что тут написано?
По отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке (падеж)
Назовите эти существительные в порядке склонения. Что такое склонение существительных?
5. Минутка чистописания. На минутке чистописания мы напишем 3 буквы.
Определите порядок следования букв: кууууа куууаа кууааа куаааа (слайд)
Ответы детей:
(количество у уменьшается по одной, количество а прибавляется по одной)
Не подсказала ли нам минутка чистописания тему нашего урока?
Вспомните, в каких падежах были употреблены эти буквы (в имен. и винит. падежах).
Ответы детей:
Мы будем говорить сегодня об именительном и винительном падежах.
6 . Но сначала задание на размышление (слайд)
Внимательно прочитайте слова. Подумайте и скажите, какое слово должно стоят вместо вопросительного знака. Ответы детей: (вокзал)
Как ты узнал? Каким способом? (слово зонтик образовано способом, от слова сезон взято второй слог зон, а от слова винтик взято тоже второй слог тик. Значит вторые слоги вок, зал) Что это? (здание, где обслуживают пассажиров)
Что вы можете сказать об этом слове?........ - воспит. момент
Составления предложений при помощи слова вокзал. Несколько предложений пишут под диктовку.
7 . Изучение нового материала.
А у меня вот такие предложения. Сделаем наблюдения. (слайд)
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Пассажиры видят вокзал.
(подчеркните главные члены, определите падеж. Каким членом является? Что общего? Разница? Идет наблюдение)
Ответы детей: Вывод
Существительное в именительном падеже яв-ся главным членом, употреблено без предлога. Существительные в винительном падеже являются второстепенными членами, употреблены с предлогом и без предлога)
8. Формирование практических навыков
№ 131 (почему имен. падеж является самым популярным? - главный член
Почему винительный падеж мог получить такое название? - предположения детей
(оказывается,объект действия, обозначенный именем существительным в В.П., является причиной, вызывающей само действие - Читать книгу).
№ 134 (какие принципы помогли вам отличить существительные в именительном падеже от существительных в винительном падеже?)
9. Графический диктант с последующей проверкой (парная работа: первый ученик находит имен существительных, определяет падежи, второй ученик чертит схему)
Молодой капитан поднялся на борт. (капитан- им.п., на борт- вин. п.) / _____ ===== /.
Из-под дивана кот вылез, потянулся, прыгнул на диван. (кот-им.п., на диван-вин.п.)
\ ________ ========,========,===========\.
Мишка бежал рядом и кричал: "Жми на педаль!" (на педаль-вин.п.) А:" П!"
"Я забыл носовой платок,"- тихо ответил Денис. (платок-вин.п.) "П",- А.
Гром грохотал, и молния освещала океан. (гром - им.п., молния - им.п., океан - вин.п.)
/ _______ ===========/, и \ ______ ============/
10 . Состав. предложений кораблик - употребляя в именительном, винительном падежах.
11 . Итог. Как не спутать именительный падеж с винительным?
12. Домашнее задание. Упражнение 136. Выучить правило.
Как отличить Именительный падеж от Винительного?
Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, "книга", и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на "книга".
У вас будет или кто? что? - "книга" (Именит. п.) , или кого? что? "книгу" (Винит. п.)
Учащиеся очень часто сталкиваются с необходимостью определять падеж имен существительных. Это необходимо делать, например, когда нужно проверить написание безударной гласной в окончании. Трудность возникает во время различения именительного и винительного падежей, т.к. вспомогательные вопросы к словам, употребляемым в данных падежах, практически одинаковы.
Винительный падеж отвечает на вопросы "кого? что?" и употребляется в предложениях и словосочетаниях лишь с глаголами и его формами (причастием и деепричастием). Самая часто встречающаяся функция данного падежа в русском языке - выражение прямого объекта действия: читаю книгу, рисую картину и так далее. Что еще может обозначать винительный падеж, и как отличить его от родительного? Читайте статью ниже!
Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.
Например:
Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.
Данная форма слова имеет два основных значения: объектное и субъектное.
Вопросы винительного падежа определяют и его окончания.
Итак, каковыми же должны быть окончания у данных форм слов?
Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным - по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы ). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна ).
В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость ). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села - озеро; в Новый Год творятся чудеса ). В паре с предлогами "за" и "под" слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят ).
Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день ).
Чтобы не путать падежи русского языка, нужно запомнить, что каждому из них соответствует свой вопрос, зависящий от значения падежа. Задав универсальный вопрос и найдя ему соответствие, вы без проблем поймете, слово в каком падеже находится перед вашими глазами. Родительный падеж чаще обозначает принадлежность, соотношение "целое-часть", признак предмета по отношению к какому-либо другому предмету, объект воздействия и так далее.
За данной формой слова закреплены вопросы «нет кого?», «нет чего?». Винительный падеж ответит на вопросы «вижу кого?», «вижу чего?». Определить форму слова лишь по его значению либо окончанию очень тяжело. Все значения родительного и винительного падежа запомнить слишком сложно, они имеют много нюансов. А окончания существительных в этих формах могут даже совпадать!
Сложности могут особенно часто возникать в определении падежа одушевленного существительного. Если вопрос «кого?» не помогает вам справиться с поставленной задачей, то представьте на месте одушевлённого существительного неодушевленное. Задайте вопрос для родительного «нет чего?» и для винительного «вижу что?». Если определяемое слово будет иметь такую же форму, как и в именительном падеже, то оно стоит в винительном.
Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.