Когда строили китайскую стену. Какой длины великая китайская стена

Когда строили китайскую стену. Какой длины великая китайская стена

Великая Китайская стена – грандиознейшее оборонительное сооружение в истории человечества. Предпосылки к созданию сложились еще задолго до многовекового строительства. Так множество северных княжеств и царств Китая строили стены для обороны от набегов кочевников. После объединения этих маленьких царств и княжеств в III веке до н.э. под династией Цинь императором был избран Цинь Шихуанди. Именно он объединенными усилиями всего Китая начал долгое строительство Великой Китайской стены, призванной защитить Китай от набегов вражеских отрядов.

Великая Китайская стена в фактах и цифрах

Где находится Великая Китайская стена? В Китае. Стена берет начало в городе Шаньхай-гуань и оттуда тянется змееподобными изгибами через половину страны в Центральный Китай. Конец стены находится около города Цзяюйгуань. Ширина стены примерно 5-8 метров, высота доходит до 10 метров. На участке в 750 километров Великую Китайскую стену в свое время использовали даже как отличную дорогу. Рядом со стеной на некоторых участках расположены дополнительные укрепления и крепости.

Длина Великой Китайской стены, если ее измерять по прямой, достигает 2450 километров. А общая протяженность с учетом всех извилин и веток оценивается в 5000 километров. О размерах данной постройки издревле сказываются мифы и легенды, даже говорилось, что стену можно увидеть с Луны. Но этот миф в наш век технического прогресса свободно разоблачился. Хотя из космоса (с орбиты) Китайскую стену видно, особенно если это касается спутниковых снимков. Спутниковую карту, кстати, можно будет посмотреть ниже.

Вид со спутника на стену

История грандиозного сооружения Китая

Начало строительства Великой Китайской стены относят к 221 году до н.э. По легендам на строительство была брошена армия императора (порядком 300 тысяч человек). Здесь же были задействованы и большое количество крестьян, ведь убыль строителей нужно было постоянно компенсировать новыми людскими ресурсами, благо с этим в Китае проблем не возникало. Есть даже ряд людей, считающих, что Великая Китайская стена построена русскими, но оставим это как еще одну красивую догадку.

Основную часть стены возвели как раз при Цине. Фронт работы велся по объединению уже построенных укреплений в единую конструкцию и расширение стены на запад. Большая часть стены представляла собой обычные земляные насыпи, которые впоследствии уже были заменены камнем и кирпичом.

Невосстановленный участок стены

Интерес вызывает географическое положение стены. Она как бы разделяет Китай на две части – север кочевников и юг земледельцев. Дальнейшие проводимые исследования подтверждают этот факт.

По совместительству самое длинное укрепление является еще и самым длинным кладбищем. О количестве похороненных здесь строителей можно только догадываться. Многих прямо здесь закапывали в стену и продолжали строительство на их костях. Их останки находят и в наши дни.

На основе большой смертности стену за века окружили множество легенд. Согласно одной из них императору Цинь Шихуанди предсказали, что строительство стены завершится либо после смерти человека с именем Вано, либо 10 тысяч других людей. Император, разумеется, приказал найти Вано, убить его и закопать в стене.

За время существования стены ее пытались множество раз восстанавливать. Этим занимались династии Хань и Суй. Современный вид Великая Китайская стена получила при династии Мин (1368-1644). Именно здесь земляные насыпи заменили кирпичи, а некоторые участки отстроили заново. Здесь же были установлены сторожевые башни, часть которых сохранилась и до наших дней. Основным назначением этих башен было оповещение о наступлении врага. Так ночью оповещение о тревоге передавалось от одной башни к другой с помощью разожженного огня, днем с помощью дымов.

Сторожевые башни

Огромный размах строительство приобрело в период правления императора Ваньли (1572-1620). Многие вплоть до XX века думали, что именно он, а не Цинь Шихуанди, возвел это грандиозное сооружение.

Как оборонительное сооружение стена показала себя плохо. Ведь для крупного завоевателя стена не является преградой. Помешать противнику могут только люди, а вот с людьми на стене были проблемы. Поэтому по большей части охрана стены смотрела не на Север, а на… Юг. Нужно было следить за уставшими от налогов и работы крестьянами, желающих переметнуться на свободный север. В связи с этим существует даже полумиф о том, что бойницы Великой Китайской стены направлены в сторону Китая.

С ростом Китая на Север, функции стены как границы исчезли полностью и она начала приходить в упадок. Как и многие другие крупные сооружения древности, стену начали подвергать разбору на стройматериал. И лишь в наше время (1977 г.) китайское правительство внесло штраф за порчу Великой Китайской стены.

Стена на фотографии 1907 года

Сейчас Великая Китайская стена является признанным символом Китая. Многие участки были снова отреставрированы и показываются туристам, один из участков даже проходит рядом с Пекином, что привлекает миллионы любителей китайской культуры.

Участок Бадалин около Пекина

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII-V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368-1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина .

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 40 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2-1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 18:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 и с 17:30 до 21:00 (в выходные — до 21:30).

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146-150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; в выходные 1 — 7 мая и 1 — 7 октября — с 8:00 до 18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 50 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:30.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY летом, 15 CNY зимой.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина .

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — на автобусе Mi 37, Mi 50 или Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 8:00 и возвращается в 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30-40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25-30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (14,5 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен :

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • Пекин Бадалин

    Видео «Великая Китайская стена HD»

Великая Китайская стена – грандиозное сооружение во всей истории человечества, которое выполняет оборонительную функцию. Причины к созданию такой масштабной постройки образовались еще задолго до начала долгого строительства. Многие княжества севера и вообще царства Китая сооружали защитные стены от набегов вражды и простых кочевников. Когда все царства и княжества объединились (3 век до н. э.), император по имени Цинь Шихуанди всеми силами Китая начал многовековое и трудное строительство Китайской стены.

Шаньхай-гуань – это город, в котором Великая Китайская стена начинается. Именно оттуда она тянется волнистыми изгибами, огибая более половины границ Центрального Китая. Ширина стены в среднем составляет 6 метров, а высота – около 10. В какой-то промежуток времени стену использовали даже как хорошую ровную дорогу. На некоторых участках стены расположены крепости и укрепления в качестве дополнений.

2450 метров – такова длина Китайской стены, хотя общая протяженность с учетом всех веток, изгибов и извилин составляет почти 5000 км. От таких больших и бесконечных размеров издавна складывается множество легенд, мифов и сказок, например, одна из самых распространённых это то, что стену можно узреть с Луны и с Марса. На самом деле, Китайскую стену видно только с орбиты и на спутниковых снимках.

По распространенной легенде на строительство стены была потрачена огромная императорская армия, а это около 300 000 человек. Кроме того, десятки тысяч крестьян были приняты и задействованы в строительстве, так как количество строителей убывало по разным причинам, и нужно было компенсировать это новыми людьми. К счастью, с «людским ресурсом» в Китае нет проблем по сегодняшний день.

Очень интересно само по себе географическое расположение стены: оно является символом, который делит страну на две части – север принадлежит кочевникам, а юг – землевладельцам.

Еще один интересный и трагический факт – это самое длинное и масштабное по количеству захоронений в мире кладбище. О том, сколько людей было похоронено и за время строительства, и за всё время в целом, история умалчивает. Но цифра, наверняка, невероятно крупная. Останки погибших находят даже в наши дни.

За время всего существования стены она была ни один раз восстановлена: её реконструкцией занимались с 14 по 16 век, а потом с 16 до 17. В этот момент были добавлены специальные сигнальные башни, которые позволяли оповестить о наступлении врага посредством огня и дыма (передавали от одной башне к другой).

Как средство обороны стена проявила себя очень плохо, ибо для крупного противника такая высота – не помеха. Поэтому охрана по большей части смотрела не на северную сторону, а на южную. Причина в том, что надо было следить за крестьянами, которые желали покинуть страну, избегая налогов.

Сегодня, в 21 веке, Великая Китайская стена – официально признанный символ своей страны, известный всему миру. Многие ее участки реконструированы в туристических целях. Одна часть стены проходит непосредственно рядом с Пекином, что является выигрышным вариантом, потому что именно в столицу пребывает самое большое количество туристов.

Строительство первых участков этого грандиозного объекта началось еще в период Воюющих царств в III веке до н. э. Великая китайская стена должна была охранять подданных Империи от кочующих племен, которые часто нападали на населенные пункты, развивающиеся в центре Китая. Еще одна функция этого грандиозного объекта состояла в том, чтобы четко зафиксировать границы китайского государства и способствовать созданию единой империи, которая перед этими событиями была составлена из множества завоеванных царств.

Строительство Великой китайской стены

Построена Великая китайская стена была достаточно быстро – в течение 10 лет. Во многом этому способствовала жестокость правившего в то время Цинь Ши-хуанди. Для ее строительства были задействованы почти полмиллиона человек, большинство из которых умерло у подножий этого объекта от тяжелого труда и истощения. В основном это были солдаты, рабы и землевладельцы.

В результате строительства Великая китайская стена протянулась на 4000 км и через каждые 200 метров на ней были установлены сторожевые башни. Спустя два века стена была расширена на запад, а также в глубь пустыни, чтобы защитить от кочевников торговые караваны.

Со временем это сооружение утратило свое стратегическое назначение, стеной перестали заниматься, что способствовало ее разрушению. Вторую жизнь Великой китайской стене подарили правители династии Мин, находившиеся у власти с 1368 по 1644 год. Именно в их времена снова начались грандиозные строительные работы по реставрации и расширению Великой .

В результате она протянулась от Ляодунского залива в пустыню Гоби. Ее длина стала составлять 8852 км, включая все ответвления. Средняя высота в те времена достигала 9 метров, а ширина варьировалась от 4 до 5 метров.

Современное состояние Великой китайской стены

Сегодня только около 8% Великой китайской стены сохранили свой первоначальный облик, который был придан им во время правления династии Мин. Их высота достигает 7-8 метров. Многие участки так и не смогли сохраниться до наших дней, а большая часть оставшейся стены разрушается из-за погодных условий, актов вандализма, строительства различных дорог и других объектов. Некоторые участки подвергаются активной эрозии из-за неправильного ведения сельского хозяйства в 50-90-ых годах прошлого века.

Тем не менее, с 1984 года стартовала программа по реставрации этого важного культурного и исторического сооружения высочайшего уровня. Ведь Великая китайская стена до сих поря является архитектурным памятником и местом массового паломничества туристов со всего мира.

H G Я O L Местоположение Ляонин , Гирин , Хэбэй , Пекин , Тяньцзинь , Шаньси , Внутренняя Монголия , Шэньси , Нинся-Хуэйский автономный район , Ганьсу , Синьцзян-Уйгурский автономный район , Шаньдун , Хэнань , Хубэй , Хунань , Сычуань , Цинхай и КНР

Описание

Толщина Великой стены в основном около 5-8 метров, а высота чаще всего около 6-7 метров (на некоторых участках высота достигает 10 метров) [ ] .

Стена идёт вдоль горной цепи Иньшань , огибая все отроги , преодолевая как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья .

На протяжении многих столетий стена меняла названия. Изначально называлась «Барьером», «Разгулом» или «Крепостью», позднее стена обрела более поэтичные названия, такие, как «Пурпурная граница» и «Земля драконов». Только в конце XIX века она получила название, которое известно нам и по сей день.

История

Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты государства от хунну . В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны, то есть около миллиона человек. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств. [ ]

Развивающиеся на равнине центрального Китая населённые пункты, превращающиеся в крупные центры торговли, привлекали внимание кочевников , которые стали часто нападать на них, совершая набеги из-за Иншаня . Крупные царства, такие как Цинь , Вэй , Янь , Чжао , предприняли попытки строительства защитных стен на своих северных границах. Эти стены представляли собой глинобитные конструкции . Царство Вэй возводит стену около 353 года до н. э., служившую границей с царством Цинь, царство Цинь и Чжао строят стену около 300 года до н. э., а царство Янь около 289 года до н. э. Разрозненные конструкции стен позднее соединяются и образуют единое сооружение .

Во время правления императора Цинь Шихуан (259-210 гг. до н. э., династия Цинь) империя объединяется в единое целое, достигает небывалого могущества. Как никогда ранее ей требуется надёжная защита от кочевых народов. Цинь Шихуан отдаёт распоряжение о строительстве Великой Китайской стены вдоль Иншаня. При строительстве используются ранее существовавшие части стены, которые укрепляются, надстраиваются, соединяются новыми участками и удлиняются, участки же, ранее разделявшие отдельные царства, сносятся. Постройкой стены был назначен управлять полководец Мэн Тянь .

Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с многочисленными трудностями. Главной проблемой было отсутствие соответствующей инфраструктуры для строительства: не было дорог, отсутствовала в надлежащих количествах вода и пропитание для участвующих в работах, тогда как их количество достигало 300 тыс. человек, а общее количество задействованных при Цинь строителей достигло, по некоторым оценкам, 2 миллионов. К строительству привлекались рабы , солдаты, крестьяне. В результате эпидемий и непосильного труда погибли, как минимум, десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь. [ ]

Сама местность была чрезвычайно сложна для столь грандиозного сооружения: стена шла прямо вдоль горной цепи, огибая все отроги , при этом приходилось преодолевать как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья. Однако именно это обусловило и уникальное своеобразие сооружения - стена необычайно органично вписана в ландшафт и составляет с ним единое целое.

Вплоть до циньского времени значительная доля стены строилась из самых примитивных материалов, в основном - с помощью трамбовки земли. Между щитами из прутьев или тростника прессовали слои глины, гальки и других местных материалов. Бо́льшую часть материалов для таких стен можно было взять на месте. Иногда использовали кирпичи , но не обожжённые, а высушенные на солнце.

Очевидно, именно со строительными материалами связано народное китайское название стены - «земляной дракон». В период Цинь на некоторых участках начинают применяться каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли. Каменные конструкции широко использовались при возведении Стены на востоке, там же, где по местным условиям камень был недоступен (западные земли, на территории современных провинций Ганьсу , Шэньси) - возводилась большая насыпь .

Размеры стены разнились по участкам, средние параметры составляли: высота - 7,5 м, высота с зубцами - 9 м, ширина по гребню - 5,5 м, ширина основания - 6,5 м. Зубцы стены, располагающиеся с внешней стороны, имеют простую прямоугольную форму. Составной частью стены являются башни . Некоторые башни, возведённые ещё до строительства стены, были встроены в неё. Такие башни часто имеют ширину меньшую, чем ширина самой стены, и места их расположения случайны. Башни, возводившиеся вместе со стеной, располагались друг от друга на расстоянии до 200 метров (дальность полёта стрелы).

Есть несколько видов башен, различающихся по архитектурному решению. Наиболее распространён тип башни в два этажа, прямоугольные в плане. Такие башни имели верхнюю площадку с бойницами . Также в пределах видимости костра (примерно 10 км) на стене располагались сигнальные вышки , с которых велось наблюдение за подступами врага и передавались сигналы. Для проезда в стене было сделано двенадцать ворот, которые со временем укрепились в мощные заставы .

Китайцы и Великая Китайская стена

Постоянное строительство и восстановление стены истощало силы народа и государства, однако ценность её как оборонительного сооружения подвергалась сомнению. Враги при желании легко находили слабо укреплённые участки или просто подкупали стражу. Иногда при нападениях она не решалась поднимать тревогу и молча пропускала врага.

Для китайских учёных стена стала символом военной слабости при династии Мин, капитуляции перед очередными варварами. Ван Сытун, историк и поэт XVII века, написал:

После падения династии Мин цинский император посвятил ей стихотворение, в котором о стене было написано:

Китайцев цинской эпохи удивлял интерес европейцев к бесполезному сооружению.

В современной китайской культуре стена приобрела новое значение. Независимо от неудач, связанных с её военным применением, она превратилась в символ стойкости и созидательной мощи народа. На нескольких участках Великой Китайской стены можно встретить памятники с фразой Мао Цзэдуна : «Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты не настоящий китаец » (кит. упр. 不到长城非好汉 ).

Ежегодно проводится популярный легкоатлетический марафон «Великая стена» , в котором часть дистанции спортсмены бегут по гребню стены.

Разрушение и реставрация стены

Несмотря на многолетние усилия, стена систематически разрушалась и приходила в упадок. Манчжурская династия Цин (1644-), преодолев стену с помощью предательства У Саньгуя , отнеслась к стене с пренебрежением.

За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина - Бадалин - поддерживался в порядке, он служил своего рода «воротами в столицу». В 1899 году американские газеты пустили слух о том, что стена будет и вовсе снесена , а на её месте будет построено шоссе.

Несмотря на проведённые работы, удалённые от туристических мест остатки стены и сегодня находятся в разрушенном состоянии. Одни участки разрушаются при выборе площадки стены как места для строительства деревень или камня из стены в качестве материала строительства, другие - из-за строительства шоссе, железных дорог и прочих протяжённых искусственных объектов. На некоторые участки вандалы наносят граффити .

Сообщается о том, что 70-километровый отрезок стены в уезде Миньцинь провинции Ганьсу на северо-западе страны подвергается активной эрозии. Причина - интенсивные методы ведения сельского хозяйства в Китае, начиная с 1950-х, которые привели к иссушению подземных вод, а в результате этот регион стал главным источником и центром зарождения мощных песчаных бурь . Более 40 км стены уже исчезло, и лишь 10 км пока стоят на своём месте, высота стены в некоторых местах уменьшилась с пяти до двух метров .

В 2007 году на границе Китая и Монголии Уильямом Линдси был обнаружен значительный отрезок стены, который отнесли к периоду правления династии Хань . В 2012 году поиски дальнейших фрагментов стены экспедицией Уильяма Линдси увенчались открытием уже в Монголии потерянного участка .

В 2012 году отрезок стены протяжённостью 36 метров, расположенный в провинции Хэбэй , развалился из-за проливных дождей. При обрушении никто не пострадал. Произошло это 6 августа, но официальное сообщение появилось только через четыре дня .

Видимость стены из космоса

Видимость стены с Луны

Одна из наиболее ранних отсылок к мифу о видимости стены с Луны содержится в письме от 1754 года английского антиквара Уильяма Стьюкли . Стьюкли писал: «Эту огромную стену длиной восемьдесят миль (речь идёт о вале Адриана) превосходит только Китайская стена, которая и на глобусе вон сколько места занимает, да в придачу её с Луны видно». Об этом упоминает и Генри Норман (англ. Sir Henry Norman ), английский журналист и политик. В 1895 году он сообщает: «… помимо своего возраста эта стена единственное творение человека, которое видно с Луны». В конце девятнадцатого века вовсю муссировалась тема Марсианских каналов , которая, возможно, и привела к представлению, что длинные тонкие объекты на поверхности планет различимы далеко из космоса. Видимость Великой Китайской стены с Луны прозвучала также в 1932 году в популярных американских комиксах «Верьте не верьте от Рипли» (англ. Ripley"s Believe It or Not! ) и в книге 1938 года «Вторая книга чудес» (Second Book of Marvels ) американского путешественника Ричарда Холлибёртона (англ. Richard Halliburton ).

Данный миф разоблачался не единожды , но до сих пор не искоренён из популярной культуры . Максимальная ширина стены - 9,1 метра, и она примерно такого же цвета как и земля, на которой она расположена. Исходя из разрешающей способности оптики (расстояние до объекта к диаметру входного зрачка оптической системы, что составляет несколько миллиметров для человеческого глаза и несколько метров для больших телескопов), только объект, который контрастен по отношению к окружающему фону и имеет размер 10 километров и более в диаметре (что соответствует 1 угловой минуте), может быть виден невооружённым глазом с Луны, среднее расстояние от которой до Земли составляет 384 393 километра. Примерная ширина Великой Китайской стены, если смотреть на неё с Луны, будет такой же, как у человеческого волоса, если смотреть на него с расстояния в 3,2 километра. Для того, чтобы увидеть стену с Луны, потребуется зрение в 17000 раз лучше, чем обычное. Неудивительно, что ни один из астронавтов, побывавших на Луне , никогда не сообщал, что видел стену, будучи на поверхности нашего спутника.

Видимость стены с околоземной орбиты

Более спорным является вопрос, видна ли Великая Китайская стена с орбиты (это более 200 км над землёй). По утверждению НАСА , Стена едва различима, и только при идеальных сопутствующих условиях. Она видна не более, чем прочие искусственные сооружения . Некоторые авторы утверждают, что вследствие ограниченных оптических возможностей человеческого глаза и расстоянию между фоторецепторами на сетчатке стену невозможно увидеть даже с низкой орбиты невооружённым глазом, для этого потребовалось бы зрение в 7,7 раза более острое, чем обычное .

В октябре 2003 года китайский космонавт Ян Ливэй заявил, что ему не удалось увидеть Великую Китайскую стену. В ответ Европейское космическое агентство выпустило пресс-релиз, где сообщалось, что с орбиты высотой от 160 до 320 километров стена всё-таки видна невооружённым глазом . В попытке прояснить этот вопрос Европейское космическое агентство опубликовало фотографию части Великой Китайской стены, сделанную из космоса. Впрочем, уже спустя неделю они признали ошибку (вместо стены на фотографии была одна из рек).

Легенды

По легенде , направление и место постройки стены рабочим указал огромный дракон . Он прошёл вдоль границ страны, а рабочие возвели стену на месте его следов. Некоторые утверждают, что даже сама форма, которую образовала стена, имеет сходство с парящим драконом.

Самой известной легендой является история Мэн Цзяннюй, жены крестьянина, которого принудили работать на стене во время правления династии Цинь. Когда до женщины дошли печальные вести о том, что во время работ её муж умер и был похоронен в стене, она так горько заплакала, что от её плача рухнула та часть стены, где были спрятаны останки её мужа, давая возможность ей их похоронить. В память об этой истории на стене был установлен памятник. [