Почему мы почитаем трех святителей в один день? Собор вселенских учителей Церкви

Почему мы почитаем трех святителей в один день? Собор вселенских учителей Церкви

», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.

Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.

Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.

Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.

Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память - 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке,
которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.

Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности .

Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.

На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.

Составитель иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод
издательство Сретенского монастыря


30 января/12 февраля Православная Церковь вспоминает торжественным богослужением трех великих святителей и учителей вселенских: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста .

Только избранные святые называются Церковью святителями - те, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. Выдающиеся церковные деятели и писатели прошлого, принявшие активное участие в формировании основных положений христианского вероучения, составлении списка священных книг Библии и богослужений Церкви, своим трудом и святостью жизни они снискали себе прозвание Вселенских учителей и Отцов Церкви.

Время жизни этих святителей, IV-V века, все еще оставалось не простым для христианской Церкви - оно было наполнено столкновением языческой и христианской традиций. Несмотря на то, что уже были изданы указы о запрещении жертвоприношений и закрытии языческих капищ, мир не спешил меняться: все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Помимо этого молодую христианскую Церковь сотрясали постоянные ереси и внутренние расколы. Самое серьезное и опасное волнение вызвала в то время ересь Арий, который утверждал сотворенную природу Бога-Сына и, таким образом, ставил под сомнение основной догмат христианства - догмат искупления: Бог сделался человеком, чтобы возродить и освятить человеческую природу. Это учение было тем опаснее, что оно вскоре после своего появления получило значительное распространение и приобрело очень многих сторонников, так как иерархическая структура Святой Троицы была гораздо проще для понимания человеческому разуму, чем утверждение о том, что Бог един в трех лицах.

Вот в такое время выпало жить и служить трем святителям - Господь даровал Церкви величайших богословов и борцов за христианское учение. Возглавляя епископские кафедры Византийской империи, они активно занимались общественной деятельностью, боролись с ересями, изъясняли учение о Святой Троице, проповедовали самоотвержение и высокую нравственность.

, иконописец Юрий Кузнецов

Все три святителя получили блестящее образование, перед ними был открыт путь к построению светской карьеры, и каждый из них отказался от мирских ценностей, выбрав путь служения Богу, тяготея больше к монастырской и пустынной жизни. Все три святителя снискали себе репутацию блестящих проповедников и защитников никейской веры, все оставили после себя литературное наследие будущим поколениям, где растолковывали богословские истины, призывали к высокой нравственности. Их нравственные и общественные наставления нисколько не устарели, и для нашего поколения они продолжают быть источником мудрости. Своим сильным словом, примером своей жизни и пастырским усердием они побеждали врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать их вдохновенные проповеди. Тысячи людей, благодаря их служению, возвращались из ереси к Православной Церкви.

Хотя жили святители в IV столетии, их общий праздник стали отмечать гораздо позднее. Так радевшие за единодушие в Церкви при своей земной жизни великие святители шесть веков спустя невольно стали причиной разногласий среди верующих. В XI веке, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех святителей. Одни ставили выше Василия Великого, другие - Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Из-за этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами.

Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его искусным оратором, так как он всех превосходил словом и делом, причем видели в нем мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, нелегко прощающего согрешения и чуждого всему земному. Другие, наоборот, возвышали Иоанна Златоуста как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние множеством своих проникновенных речей. Третьи стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему.

Но не зря же великие святители прославились своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Чтобы прекратить возникшие разногласия, по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну, выдающемуся песнописцу того времени, известному своею добродетельною жизнью, явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом:

«Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство».

(Димитрий Ростовский)


Епископ Иоанн, восстановив мир между враждовавшими, установил общий праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал праздновать его с подобающим торжеством. Поскольку в январе (по старому стилю) совершается отдельная память каждого из трех святителей, а именно: первого января - Василия Великого, двадцать пятого - Григория Богослова, а двадцать седьмого - Иоанна Златоуста, епископ Иоанн соединил их в тридцатый день того же месяца и составил торжественную службу ко дню их общего празднества.

Молитва

О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии! Припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящыя и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и души своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании Его Церкви Святей; да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша; да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ереси и раскола; да дарует народу нашему долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, властем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящым исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление и всем вся, ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й

Яко апостолов единонравнии, и вселенныя Учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2-й

Священныя и Боговещанныя проповедники, верх учителей Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение; труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.

Величание

Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст обладали особым даром слова. Богослужение трех святителей было столь огненным, вдохновенным, исполненным живой силы, что их по праву назвали искуснейшими в красноречии учителями мудрости, их слова и молитвы как будто соединяются друг с другом и питают друг друга.

Григорий Богослов, просияв своей святой жизнью, достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом. «Мы читаем стихи Григория Богослова и понимаем, что это - созерцание уже высшей красоты, не тварной, а Божественной. Мы слышим слово святого Иоанна Златоуста на Пасху - действительно, сверхчеловеческое слово. Устами святого Иоанна Златоуста, исполненными высшей силы и красоты, превосходящей способность обычного слова, Церковь обращается к нам и ко всему роду человеческому. И святой Василий Великий: его молитвы, его литургия, тайные молитвы! Сила и красота этого слова выше, чем все, что знает любое искусство, любые шедевры, любые достижения человечества в слове».

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Праздник был учрежден в XI веке в царствование византийского императора Алексея Комнина. В то время в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех Святителей прошедших свой земной путь примерно в одно время: Василия Великого — архиепископа Кесарии ученого, основателя монашеских обителей, помощника страждущих; Иоанна Златоуста , устроителя благолепного Богослужения, автора знаменитой Литургии Иоанна Златоустого (нередко говорят Златоуста, что по-гречески звучит как Хризостан ); и Григория Богослова .

Святителя жили в IV-V веках на стыке двух культур языческой и христианской, античной и византийской. Тогда в смуте и борениях перерождался старый мир. Сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей. Пышным цветом процветали и восточные мистические культы орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, и тут же чистая умозрительная неоплатоническая философия, а рядом с ней — религия гедонизма — плотского наслаждения без границ. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи.

Почитание Трех Святителей было настолько глубоким в народе, что среди него произошло разделение на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов. Василия Великого почитали как мужа твердого нрава, замечающего и искореняющего все согрешения, и как аскета в личной жизни, чуждого всего земного; ниже его ставили Иоанна Златоуста как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали Иоанна Златоуста как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние и в то же время отделявшего грех от грешника и неустанного боровшегося с грехом; поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова. Почитатели же святого Григория Богослова утверждали, что он своим искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему.

По церковному преданию, чтобы положить конец спорам, Три Святителя явились в 1084году Иоанну Мавроподу , митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом и повелели установить общий день празднования их памяти.

После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих и установил новый праздник на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Так три великих столпа Церкви преподали нам необходимый урок любви и единомыслия в вере при возможном наличии у каждого из нас своих особых даров, талантов, способностей. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви, а не быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов.

Великие и Святые

Великие святители прославились своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Все трое велики, и велики по-разному.

Святой Василий Великий оставил множество богословских трудов, в числе которых - беседы на Шестоднев, на псалмы, на различные богословские темы, книги в защиту православного учения о Святой Троице, аскетические трактаты, правила монашеские, устав подвижнический, книги о Крещении, о Святом Духе, проповеди и 366 писем разным лицам.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености».

Григорий Богослов - это более всех созерцатель, молитвенник, взгляд которого обращён на небеса - автор богословских догматических сочинений, а также гимнов и проповедей. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно поэтому его вещания Церковь называет «пастырской свирелью». Проповеди Григория Богослова стали на долгое время образцовым чтением в византийских риторских школах.

Третьего Великого Святителя Церковь называет «Златоустом» . В истории Церкви не было, нет и, быть может, не будет проповедника и оратора равного Иоанну Златоусту. Из имеющихся свидетельств известно о том, как в церкви раздавались аплодисменты, ибо темпераментные греки не выдерживали и аплодировали красоте и силе слова Иоанна.

Жизнь этих трех людей, их труды - это не просто история того, что было когда-то очень давно. Жизнь трех святителей имеет к нам самое прямое, самое непосредственное отношение, потому что это они учат нас правильно понимать Евангелие и, значит, правильно понимать мир.

В Греции праздник Трех Святителей почитается как день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах.

Тропарь, глас 4
Яко апостолов единонравнии, и вселенныя Учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2
Священныя и Боговещанныя проповедники, верх учителей Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение; труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.

Праздник трёх святителей (Василия, Григория и Иоанна) в 2017 году – 12 февраля. Почему мы вспоминаем их в один день? Читайте об этом в нашей статье!

Праздник трёх святителей в 2017 году – 12 февраля

Василий, Григорий и Иоанн столь часто поминаются вместе, что отдельно мыслятся уже с трудом. Вместе с тем они, как Петр и Павел, во многих аспектах являются яркими противоположностями. Выяснение этих противоположностей не разрушает, но, наоборот, подчеркивает то единство, которое им подарено в Духе Святом и которое так органично вошло в сознание Церкви.

Главное место в этом маленьком соборе святителей можно все же отдать Василию. Все, что есть у Григория и Иоанна, есть и у него. Они борцы с ересями – и он; они яркие проповедники Слова – и он. Мужественный дух, любовь к пустыне, скромный быт, глубокое постижение догматов – все это и многое другое у трех отцов общее. Все трое вышли из святых семейств. Их матери, отцы, братья составляют целые созвездия удивительных в святости личностей.

Но Василия отличает высочайшая степень самодисциплины. Василий – организатор, чего не скажешь о Григории и Иоанне или скажешь с натяжкой. Всюду, куда приходил Василий, он оставлял после себя строгую иерархию и порядок. Сам он, без сомнения, был харизматичным человеком, но полагался в церковной практике на далеко не одну лишь силу личного влияния и духовные дары. Дисциплину и устав, закон и организацию – порядок, одним словом, вносил Василий Великий всюду. А ведь дела в Церкви тогда были подобны ночному бою, где всякий разил своих и чужих, ничего не видя и не понимая.

Ум и познания Василия позволяли ему стать ученым, воля и строгость могли сделать из него настоящего монаха, подобного Антонию. Но он пожертвовал всеми талантами ради борьбы за Церковь. Глубоко спрятал он душевную мягкость, чтобы стать несокрушимым, и лишь втайне, подобно другу – Григорию, мог тосковать о жизни безмятежной, о пустыне и уединении. Мало кому понятно, что значит, любя Писание и безмолвие, пожертвовать собою и броситься в гущу борьбы за Церковь и ее догматы, не имея покоя, рискуя жизнью, сгорая ежедневно.

Совсем другой был Иоанн, и уж еще более отличным от первых двух предстает Григорий. Иоанн – народный любимец и вождь, но он – вне системы. Епископы его не любят, причем не только еретические епископы. Двор вне себя от его поучений и обличений. После себя Златоуст оставляет имя, слово и память, но не организацию, не боевое построение. Его друзья и ближайшее окружение после изгнания Иоанна попадают в немилость и становятся жертвами. И это не упрек, а подчеркивание несхожести, ибо во Христе каждый воин воюет как умеет.

А Григорий – это созерцатель. Он, конечно, живет среди людей и назидает паству, поскольку носит высший сан. Но он тяготится саном, тяготится тем, чего так жадно ищут недостойные сана. Епископский омофор становится причиной обиды Григория на Василия. Последний все, не исключая и дружбы, подчиняет интересам Церкви и, по сути, принуждает друга стать архипастырем в тяжелый для Церкви момент. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно на сладкий голос его вещаний, называемых Церковью «пастырской свирелью», люди, зараженные заблуждениями, стекаются в ограду Церкви и принимают Православие.

У Василия нет свободного времени. Григорий на досуге пишет стихи. Иоанн толкует послания Павла, и сам апостол языков является ему, чтобы разъяснять сложные места своих посланий. Трудно найти трех людей, более психологически несхожих между собою.

Тот конфликт, который свел память трех святителей воедино, очень даже понятен. Люди способны все самое святое превратить в предмет пререканий и ссор. Коринфяне ссорились, говоря: «Я Павлов, а я Аполлосов» (см.: 1 Кор. 3: 4). Тогдашние христиане затеяли спор, кто из трех больший и славнейший. Вся сложность в том, что при взгляде на каждого в отдельности каждому, без сомнения, можно присуждать первенство.

Рассмотри жизнь Василия (а каждый из нас обязан это сделать), вникни в нее, и ты воскликнешь: «Велик Василий! Кто подобен ему во святых?!» Но начни следом рассматривать образ Иоанна, и вскоре с изумлением произнесешь: «Нет такого, как Иоанн!» Если же вчитаешься в слова Григория и в тишине рассмотришь смиренные черты этого обладателя небесного ума, то забудешь всех, кого хвалил перед этим, говоря: «Моли Бога о мне, чудный Григорие!» Большего среди них нет. Нет именно потому, что они разные.

В красоте и точности слов нет равного второму Богослову. А в ревности о славе Божией со Златоустом встанет рядом, быть может, только Илия Фесвитянин. Василий же не просто борец, и аскет, и мудрец, и начальник монахов. Он еще и военачальник, умеющий собрать многих разрозненных борцов и превратить их в войско. Все трое велики, и велики по-разному.

У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трех нет у нее в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни, и некому исцелить их.

Всякий муж, поставленный Богом на священную степень, должен испытать себя на предмет того, какой из этих трех талантов более соответствует его душевному складу и опыту. Не может быть, чтобы ничто из упомянутого не относилось хоть как-то к каждому из пастырей. Но и соединение всех трех дарований в одном лице решительно невозможно!

Проповедник, организатор, уединенный молитвенник.

Усмиритель людского моря, сын битвы и сын молитвенной тишины.

Что-то одно из трех.

Если человек командует другими, распоряжается, управляет, пусть смотрит на образ Василя Великого. Он должен не только управлять, превращая все пять пальцев правой руки в указательные, но должен также запасаться всякими знаниями, как это делал Василий. Должен любить пост и книги, в уединении должен черпать силы для борьбы за Истину среди многолюдства.

Если человек проповедует вовремя и не вовремя, как и заповедал Павел апостол, пусть убежит от празднословных трапез и заискивания перед богатыми, по образу Златоуста. Пусть к чтению и проповеди присоединит горячее служение литургии и обильную милостыню, по примеру великого отца, и пусть пожертвует всем для того, чтобы его уста стали устами Слова.

Если же любит уединение человек, любит долгие молитвы и с неохотой отрывает ум от небес ради дел земных, пусть глянет на Григория. Тот, как ни страдал, но оставлял пустыню и занимал кафедру, если Церковь того требовала. Тот пренебрегал своим ради общего и шел трубить в серебряные трубы проповеди, чтобы пали толстые стены Иерихона.

Что-нибудь одно, пусть в самом скромном количестве, должно быть у каждого мужа, носящего льняной ефод. В обновлении памяти относительно этой истины, быть может, и заключается главный смысл совместного почитания Церковью Василия, Григория и Иоанна.

В 9-м веке в Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами. По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

12 февраля — день памяти трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого .

Добрая земля их сердец принесла сторичные плоды, которыми пользуемся и мы, далекие их потомки. Мы молимся написанными ими молитвами, служим Литургии, которые они составили, вчитываемся и вдумываемся в их книги, и вновь поражаемся — откуда у них такие премудрость и силы?

Ответить просто, но трудно вместить и понять – они были со Христом и во Христе. По Его истинному слову: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего » (Иоан.15:4,5).

Сегодня Святительский праздник. Церковь прославляет ныне тех великих тружеников на ниве церковной, которых, выделяя из всего необозримого сонма святителей, именует вселенскими учителями и Святителями .

Она подчеркивает этим то, ЧТО, хотя каждый из них был в свое время епархиальным архиереем своей епархии, но духовное их воздействие простиралось далеко за пределы, за границы их епархий и, действительно, вся паства всей Православной Вселенской Церкви поучается от них христианской мудрости, христианскому знанию и христианскому благочестию.

Церковь уже прославила их по одиночке. В самом начале января месяца прославляли мы Святителя Василия Великого, сравнительно недавно Святителя Григория Богослова, а совсем недавно было перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста.

Ныне установлен особый праздник Трех Святителей, ибо, как: говорит церковное предание, после того как они окончили свой земной путь, много было среди верующих споров: каждый из них был настолько громадной духовной личностью, что производил неотразимое впечатление на всех, кто встречался с ним и поэтому у каждого из всех этих трех великих иерархов были особо преданные почитатели. Даже были группы, которые именовались: василиане, григориане и иоанниты. Между ними были споры о том, кто из великих святителей выше у Бога.

Церковная история говорит, что все три Святителя явились Святителю Иоанну Ивхаитскому и говорят: «Нам очень скорбно, что из-за нас столько спору между верующими. Мы все в одинаковой славе у Бога. Скажи, пусть учредят в честь нашу праздник, не потому что мы в этом нуждаемся, а для того, чтобы примирить все эти споры и объединить верующих в духе веры, любви и согласия». Таким образом был установлен этот праздник Трем Святителям.

Василий Великий - светило церковное, иерарх, который всегда и везде, как только поминается святительский сонм, именуется первым, на первом месте, как бы предстоятель всего святительского сонма. Знаем мы его мужество, его стойкость, как он один отражал натиски врагов - еретиков ариан. Враги его сами говорили, что «Церковь одного Василия слушает больше, чем всех нас». И говорили царю арианину: «Если мы его не уберем, то тщетны наши труды - это не человек, а скала. Победить его невозможно, а только нужно убрать». Но царь не решился это сделать.

Василий Великий украсил Церковь своими трудами, своей благочестивой святой жизнью. Богатое наследство оставил он после себя. Во-первых, конечно, его вдохновенная литургия, которая десять раз в году совершается; его творения вдохновенные. Ему была свойственна особая глубина ума и мысли: если Василий Великий какой-либо вопрос разработал и осветил, то уже нечего больше сказать по этому вопросу, после его разъяснения и учения. Сколько молитв принадлежит Василию Великому!

Вспомните коленопреклоненные молитвы Святой Троице, читающиеся в день Святой Троицы! Вспомните молитвы каждого часа: «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый Христе Боже!» Изумительная по глубине и силе молитва, к которой настолько привыкает наш слух от ее частого повторения, что она скользит только по поверхности нашего сознания. Как она богата, как она изумительно глубока и красива! И другие молитвословия. В конце часов молитвы также принадлежат Святителю Василию Великому. Воистину богатое наследство он оставил Церкви, украсивши ее своими трудами.

Его великий друг - Святитель Григорий Богослов, человек таких же гениальных, колоссальных дарований, такой же духовной настроенности. Он с Василием душа в душу жил всю жизнь, за исключением одного краткого периода, когда Василий Великий принудил его принять архиерейский сан. Смиренная душа Григория скорбела от этого и выражала прямое огорчение на своего друга.

Святитель Григорий литургии нам не оставил, но он также украсил Церковь своими творениями. Кто не знает Рождественского канона, кто не знает Пасхального канона?! Один начинается словами: «Христос раждается - славите», другой - «Пасха Господня, Пасха! Воскресения день, просветимся людие». Святые песнописцы, авторы канонов, взяли эти слова из творений, из вдохновенных проповедей Григория Богослова.

Когда вы читаете его творения, то нельзя не залюбоваться его мыслию. Глубокая, именно святая, вдохновенная мысль, она в то же самое время напоминает нам как бы остро отточенную шпагу в руках искусного мастера, ею владеющего. Это мы видим в тех его творениях, в которых он обличает ереси - неотразимая, всепобеждающая сила логики, богатство содержания, богатство мыслей и совершенно уничтожающая критика всех заблуждений.

В то же время, когда он не ереси обличает, а когда богословствует его ум, очищенный, просветленный и глубокий, он поднимается на ту исключительную высоту, по которой Церковь его прославляет, говоря: «Радуйся, отче богословия, уме крайнейший!» т.е. ум, поднявшийся на самую высокую степень, куда только может вообще подняться человеческий ум.

Он и его друг Василий были люди совершенно разных темпераментов: Василий Великий был, по природе, вождь, возглавитель, а Григорий Богослов был, как говорится о нем, «горлица пустыннолюбная», стремился в уединение, чтоб сам, как он говорил, быть наедине с Богом, стать с ангелами и быть свободным от всего мирского. Но Господь не оставляет своих светильников под спудом, и вопреки этим стремлениям его великой, боголюбивой души, Господь ставит его на свещнице святительского служения. Хотя для него это было тяжким бременем, однако же, когда нужно, он архипастырский жезл держал такой же твердой рукой, как и его великий друг Василий.

Скончались они совершенно разною кончиной: Василий Великий - среди плачущего народа; Григорий Богослов - в полном уединении, наедине с Богом и со святым ангелом хранителем.

Как они были стойки, когда нужно было защищать правду церковную! Когда-то мы вспоминали в этом святом храме, как Василий Великий ответил на угрозы царского чиновника. Тот был послан к нему, чтобы уговорить его склониться к арианской ереси. Видя, что он имеет дело действительно со скалой, а не с человеком, он стал ему грозить отнятием имущества, ссылкой, пыткою, и смертью. Помните, как Великий Святитель ответил. Он с улыбкой сказал: «Чем нибудь другим угрожай, а этим ты нас не испугаешь! Отнятием имущества - у меня его нет, не отнимешь; ссылкой грозишь - Господня земля и исполнение ее; я - Господень служитель, вся земля Божия, я везде у себя дома; пытки мое слабое тело вообще не выдержит, разве только первый удар будет тебе принадлежать, а смерть для меня будет благодеянием, ибо она перенесет меня к Богу, для Которого я живу, для Которого я тружусь, к Которому я тороплюсь и для Которого я уже сейчас наполовину умер». Поразился его противник этой стойкости духа Великого Святителя. Григорию Богослову грозили, что его выгонят из Константинополя. Святитель ответил: «Если бы они могли меня изгнать из Небесного Иерусалима, вот этого я испугался бы, а что эти угрозы на меня направляются, я считаю, что они на меня дуют ветром и брызжут водою - вот, как я смотрю на их нападения».

Третий Великий Святитель - Иоанн Златоуст. Недаром Церковь сохранила название «Златоуста», которое когда-то, в восторге, ему присвоила одна верующая, простая женщина. Не было, нет и, быть может, не будет проповедника и оратора равного Иоанну Златоусту.

Знаем мы, что когда он еще был пресвитером, епископ, любивший его, святой Флавиан, просил его, окончивши службу в своей церкви, пройти в другую церковь и там сказать слово. Знаем мы, как те, кто молились с ним в первой церкви, толпой бежали за ним в другой храм, чтобы там снова услышать его вдохновенную проповедь. Знаем мы, как в церкви раздавались аплодисменты, ибо темпераментные греки не выдерживали и аплодировали изумительной красоте и силе его слова. А умер он так же, как великий стоятель за истину.

Какое богатство он нам оставил! Быть может, больше всех деятелей и работников церковных! Масса его проповедей, вдохновенных, прекрасных творений, литургия и также множество разных молитв. А когда наступил час его кончины, знаем мы, как он тут оказался велик духом своим. Влекли его в ссылку, беспощадно, жестоко мучили его. Увидели, что он изнемогает уже и не пойдет дальше.

Остановились с ним и поместили его в доме разврата. Уж, кажется, всякий мог бы возроптать, а Златоуст спокоен духом. Правда, он изнемог, но ему является священномученик Василиск, который до него пострадал в этом месте и с братской любовью ободряет его, говоря: «Брат Иоанн, мужайся, завтра будем уже вместе». И вот когда он умирал в этой обстановке, среди этой грязи, то его последние слова были не ропот, а то, что он всегда говорил и в радостных и в скорбных обстоятельствах: «Слава Богу за все!» Когда он это сказал и навсегда замолкли золотые уста, тогда он этим показал высоту своего духа.

Церковь славит этих трех Великих Святителей! В наше скорбное время, в наше трудное время, в наше время всяческих соблазнов!. Но не думайте, что это - новость. Может быть теперь, действительно, зло разлилось так нагло, открыто, как никогда. И раньше были трудные времена. Недавно мы вспоминали, в день памяти Святителя Григория Богослова, как он писал своему другу так, как будто про наше время: «Доброе гибнет, злое снаружи, церкви без пастырей. Нужно плыть по бушующим волнам, а нигде не светят путеводные огни - Христос спит».

Так красноречиво и ярко описывал он трудность времени, в которое он совершал, как и другие Святители, свое служение. К их молитвам и предстательству мы с вами ныне обращаемся, чтобы Господь, по их святым могучим и мощным молитвам, укрепил наше маловерие в эти трудные дни. Каким громом обличения разразились бы все эти три Великих Святителя, если бы они жили в наше время всеобщего малодушия, маловерия и отступления! Но они теперь торжествуют у Престола Господа Славы, а молитвы наши слышат - мы твердо верим и уверены в этом и по их святым молитвам Господь Милосердный и нашу немощь маловерия да укрепит так, чтобы мы, действительно были, а не назывались только христианами. Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ, ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ И ИОАННУ ЗЛАТОУСТУ
Тропарь, глас 4

Яко апостолов единонравнии / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Священныя и боговещанныя проповедники, / верх учителей, Господи, / приял еси в наслаждение благих твоих и упокоение: / труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, / Едине прославляяй святыя Твоя.

Протоиерей Андрей Ткачев У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. В обновлении памяти относительно этой истины, быть может, и заключается главный смысл совместного почитания Церковью Василия, Григория и Иоанна. И всякий муж, поставленный Богом на священную степень, должен испытать себя на предмет того, какой из этих трех талантов более соответствует его душевному складу и опыту. Что-нибудь одно, пусть в самом скромном количестве, должно быть у каждого.