Из чего состоят веды. Что значит слово

Из чего состоят веды. Что значит слово "мантра"? Что общего между ведическими писаниями и священными писаниями других народов

Начало складывания вед относится к периоду, когда древние арии ещё не переселились в Индию и даже ещё не произошло обособления двух основных ветвей этого народа – индийской и иранской.

Вед всего четыре: , Самаведа , Яджурведа , Атхарваведа . Каждая Веда состоит из трёх отделов: Самхиты , Брахманы и Сутры .

Самхиты, брахманы и сутры

1) Самхиты – это та часть вед, которая содержит собрания гимнов, молитв и жертвенных формул ведической религии, расположенных по семействам певцов, которым они приписываются, и принадлежащих разным временам.

2) Брахманы , как говорит известный исследователь Альбрехт Вебер в «Истории индийской литературы», имеют своим назначением «дать жертвенные гимны и формы вместе с изложением жертвенных обрядов». Эти отделы индийских Вед заключают в себе древнейшие уставы обрядов ведической религии, древнейшие объяснения слов этого ритуала, древнейшие из рассказов, сохранявшихся в предании, и древнейшие философские умозрения. «Все эти отделы Вед, – продолжает Альбрехт Вебер, – принадлежат временам перехода от ведических обычаев и понятий к брахманистскому образу мыслей и быту. Они – посредствующие степени этого перехода, и одни из них ближе к началу его, другие – к концу».

Индра , один из главных богов индийских Вед

3) Сутры – это та часть Вед, где излагаются дополнения и пояснения к брахманам, содержащим в себе догматику; цель их – дать связный обзор массы догматических подробностей, находящейся в брахманах, чтобы легче было запомнить все это. Они занимаются в особенности ритуалом индийских религиозных жертвоприношений, других богослужебных обрядов и правилами, которые должно соблюдать при праздновании рождения, при бракосочетании и других важных случаях. Кроме этого, в Сутрах есть попытки изложения индийских законов и излагаются правила стихосложения.

С содержанием брахман имеют связь почти все те ученые и философские трактаты древней Индии , которые называются упанишадами (заседания, лекции); они принадлежат разным временам, некоторые – довольно ранним, другие – очень поздним; их насчитывается 225. Упанишады можно назвать философскими комментариями к брахманам.

Сами Веды – сборники произведений, принадлежащих разным временам. Древнейшая часть Вед – без сомнения песни Ригведы; в ней более 1,000 гимнов. Некоторые из них принадлежат тому времени, когда предки индийцев жили только на Инде и его притоках, и пребывавшая ещё в детски наивном виде ведическая религия сводилась к примитивному поклонению силам природы.

Рукопись Ригведы начала XIX столетия

Распределение гимнов Вед по хронологическому порядку – работа, далеко не вполне завершённая учёными. Индийские веды были собраны они уже после завоевания ариями бассейна Ганга, едва ли раньше VII века до Р. X. Не все ведические гимны имеют религиозное содержание; некоторые принадлежат светской поэзии, даже области шутки.

Самаведа

Собрание гимнов Самаведы – антология из гимнов Ригведы. В ней выбраны те стихи, которые нужно петь при жертвоприношении Сомы . Тут, как и в гимнах Яджурведы, напрасно искать связи между частями гимнов. Каждый стих надо рассматривать как особую пьесу, получающую свой истинный смысл лишь по связи с ходом обряда, к которому она принадлежит. Религиозные гимны и их отрывки расположены в Самаведе по порядку богослужения; довольно большую важность при этом распределении имел метр. Отрывки были собраны в том виде, как уцелели в индийском богослужении, и лишь те, какие были нужны для богослужения. Потому встал вопрос: в этих ли отрывках гимнов или в цельных гимнах Ригведы, вернее сохранилась древнейшая для индийских Вед форма. Из 1,549 стихов Самаведы не найдено в Ригведе только 78. Оказалось, что религиозные стихи в Самаведе почти всегда имеют форму более древнюю, чем в Ригведе.

Яджурведа

Яджурведа отличается от Самаведы тем, что содержит в себе гимны для всех обрядов индийского жертвоприношения, составляет общий служебник этих обрядов, между тем как Самаведа ограничивается жертвоприношением Сомы. Яджурведа состоит наполовину из стихов, находящихся в Ригведе, другую половину её составляют жертвенные формулы, отрывки гимнов, которых нет в других Ведах, и воззвания к богам, имеющие не стихотворную, а прозаическую форму.

Варуна , один из главных богов Вед. Индийская миниатюра XVII века

Атхарваведа

Атхарваведа – самая новая из индийских Вед. Эта Веда составлена не из бессвязных отрывков, а из цельных гимнов, и они расположены в ней по предметам содержания. В этом отношении она похожа на Самхиту Ригведы, и ее можно назвать дополнением к Ригведе, в котором собраны песни того времени, когда «мантра » (взывание к богам) уже не была у древних индийцев выражением непосредственного религиозного чувства, а сделалась формулою волшебного заклинания. Потому главное содержание Атхарваведы составляют песни, предохраняющие от вредного действия божественных сил, от болезней и вредных животных, проклятия врагам, воззвания к травам, врачующим болезни и помогающим в разных житейских делах, заговоры, охраняющие в пути, дающие счастье в игре и так далее. В тех гимнах Атхарваведы, которые общи ей с Ригведой, текст сильно изменен перестановками и переделками. Язык тех мест, которые принадлежат собственно Атхарваведе, приближается к плавности индийской речи позднейшего времени; но грамматические формы еще те же, как в древних песнях. Альбрехт Вебер говорит, что Атхарваведа составлена не столько из жреческих, сколько из народных индийских преданий; что в языке её много обветшавшего и вульгарного и что в ней заметна некоторая враждебность к трем другим Ведам.

Поэтическое достоинство религиозных гимнов индийских Вед очень неодинаково. Многие из них страшно скучны и пусты: это монотонные просьбы, чтобы боги покровительствовали своим почитателям, дали им пищу, стада, потомство и долголетие; за покровительство обещаются ведическим богам хвалы и жертвы. Но среди этой посредственности в Ведах есть и драгоценные камни: часто встречаются очень сильные и своеобразные проявления индийского религиозного чувства, исходящие от глубины души, стремящиеся к истине и к Богу, высказываемые безыскусственным, но прекрасным языком, с детскою силой веры.

Никакой иерархии между богами поэзия индийских Вед не знает. То божество, к которому взывает гимн, – самый высший бог, и все другие боги забыты на это время.

С недавних пор, в нашей повседневной жизни, все чаще и чаще можно услышать такие словосочетания, как ведическая культура, ведическая психология, ведическая астрология и другие термины, связанные с Ведами.
Так что же такое Веды ? Откуда они возникли, что содержат и почему вызывают интерес у современного общества?
Само слово «Веды» в переводе с санскрита означает «знание» . Это легко понять, потому что корень «вед» содержится во многих русских словах: ведать, проповедь, ведьма, ведущий, (в)ведение и др.
Во многих европейский языках так же присутствует видоизмененное слово veda , оно является корнем для слов, смысл которых так же близок к оригиналу – знать, видеть, понимать.
Язык Вед — санскрит является один из древнейших языков в мире и принадлежит к индоевропейской языковой группе.


Само слово «санскрит» переводится как «совершенный» и имеет очень сложную структуру. Не существовало единого способа записи текстов на санскрите. Связано это с тем, что когда Веды были записаны, мудрецы использовали уже свой местный алфавит.

Изначально существовала одна Веда , но впоследствии она была разделена на 4 Веды :
Ригведа – сборник религиозных гимнов.
Яджурведа – сборник мантр, предназначенных для исполнения религиозных жертвоприношений.
Самаведа – сборник гимнов и песнопений.
Ахтарваведа – сборник повествующий о социальной и культурной жизни ведического народа.
Считается, что впервые Веды , а так же Пураны , Веданта-Сутру , Бхагавата Пурану , эпос Махабхарата , записал великий святой мудрец Вьяса (Васудева) .
Вьяса получил это знание непосредственно от Господа т.к. Веды являются апаурушея (сотворенные Богом) и через Вьясу они обрели материальную форму.

Веды можно условно разделить на:
Самхиты – молитвы, жертвенные гимны, заклинания. К самхитам относят Ригведу, Самаведу, Аджурведу и Ахтарваведу.
Брахманы – это комментарии к Ведам, объясняющие и толкующие смысл Вед.
Араньяки – так же как и Брахманы являются комментариями к Ведам, но в них уделяется внимание тайным и опасным ритуалам, которые в основном практиковали мистики-отшельники.
Упанишады – философские трактаты раскрывающие понятия Брахмана, как вселенского духа; индивидуальной души; сверхдуши, как проявления духа Всевышнего; Верховного Бога в форме Бхагавана , т.е. концепция Бог — личность .

Еще 5 тыс. лет тому назад Веды передавались из уст в уста, от духовного учителя, гуру к ученику, и разум людей того периода был настолько силен, что хватало одного раза услышать Веды , чтобы понять и запомнить их навсегда. Но одно из ведических предсказаний гласило, что с 3102 г. до н. э. начинается новая космическая эпоха Кали юга – век обмана, лицемерия, падения нравственности и деградации человечества. Это послужило причиной тому, чтобы Веды были записаны.
Самой известной Пураной , где предсказывались будующие события является «Бхавишья-пурана» . В ней описывается появление и становление основных мировых религий, в других Пуранах был предсказан приход Будды , и многие другие события.

В настоящий момент, под ведическим знанием понимается все то наследие ведической цивилизации, которое сохранилось до наших дней. Это знание о всех сферах жизни: о мироустройстве, космологии, астрологии, философии, религии, медицине, психологии, архитектуре, точных науках и многое другое.

Объем всех ведических писаний просто огромен. Только 18 основных Пуран содержат сотни тысяч стихов, а все ведические писания представляет собой более тысячи томов литературы.
На русский язык переведены лишь основные ведические произведения. Например, самая знаменитая и важная Пурана – Бхагавата Пурана была полностью переведена лишь недавно.

Сложность перевода ведических текстов в том, что слово на санскрите может иметь до 40 разных значений, а переводом могут заниматься только брахманы т. е. ученые, которые состоят в живой цепи ученической преемственности — парампаре .
Только недавно современная наука стала подтверждать ту информацию, которая существовала в Ведах тысячи лет. А именно: строение атома и атомной энергии, описание планет и их орбит, строение и размер Вселенной, зачатие и развитие плода и др.


Но основные знания Вед о душе, духовном мире, Боге материальными категориями проверить и подтвердить невозможно. Хотя это и есть основная цель Вед – привести живое существо к Богу и разорвать цикл рождения и смерти. Согласно ведическому знанию о реинкарнации , душа будет воплощаться в различные виды живых существ, согласно своей карме , снова и снова, до тех пор, пока не осознает свою истинную природу и не разовьет свои отношения с Богом . Хотя для тех, кто хочет получить богатство, мистические способности, долголетие Веды тоже дают ответы, как этого достичь. Выбор, к чему стремится, стоит за нами, но руководство к достижению высшей цели уже описано в Ведах .

Веды (букв. Знание) - это самые древние священные индийские писания, которые формировались на территории Северо-Западной Индии в период конца II - начала I тыс. до Р.Х. Все Веды написаны на санскрите, на русский язык переведено очень мало. Вед, изначально написанных на русском языке, нет и никогда не было. По крайней мере, науке такие тексты неизвестны.

Это наиболее известные священные писания индуизма. Считается, что у Вед нет автора, и что они были "ясноуслышаны" святыми мудрецами далёкого прошлого, а спустя много тысячелетий, когда из-за духовного падения человечества с наступлением кали-юги всё меньшее количество людей стремилось изучать Веды и передавать устно (как того требовала традиция) из поколения в поколение, Ведавьяса ("веды скомпилировавший") структурировал остававшиеся доступными в то время священные писания и организовал их запись, оформив эти тексты в четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Веды стали широко известны в западном мире после того как А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, величайший ученый и религиозный деятель, перевел с санскрита на английский такие ведические тексты, как «Бхагават-Гита», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-Чаритамрита» и некоторые другие. На самом деле и до этого существовали различные переводы ведических текстов, и многие знаменитые люди интересовались ими. Так известно, что Энштейн специально учил санскрит, чтобы прочитать в подлиннике разделы Вед, в которых описывались общие закономерности физической природы. Многие другие известные люди, такие как Кант, Гегель, Толстой, Ганди признавали Веды как бесценный источник разнообразнейшего знания. Однако широкую известность Веды получили именно после переводов А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Он не только перевел самые важные ведические тексты, но и снабдил их комментариями, в которых привел множество ссылок на другие ведические писания.

Знакомство с этими книгами поражает воображение. Они содержат в себе сведения практически из всех областей современного знания, причем не просто сведения, а сведения, которые позволяют сделать вывод о том, что раньше на нашей планете существовала очень могущественная цивилизация, которая во многом по уровню своего развития превосходила нас.

Из чего состоят Веды

Веды состоят из основного их текста, который называется самхиты, а также трёх дополнительных разделов, которые большинство пандитов (ведических учёных) не относят к собственно тексту Вед:

1) брахманы - гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов,

2) араньяки - заповеди для лесных отшельников

3) упанишады - философские тексты.

Здесь стоит упомянуть, что такие тексты, как Махабхарата, Шримад Бхагаватам, Рамаяна и другие индуистские эпосы и учения (а также вся кришнаитская литература) с вполне официальной научной точки зрения ведологии как в Индии, так и во всём мире, не являются ведическими текстами, а к "ведической литературе" они относятся исключительно в переносном смысле, фактически в стремлении кришнаитов-прабхупадовцев выдать желаемое за действительное.

Самхиты Вед отображают на вербальном уровне экстаз упоения Богом древних риши, осознававших Бога всем своим существом, каждой его частицей. Санскрит (букв. "культура", "облагороженный"), на котором записаны Веды, - это язык, максимально приближённый к миру богов, и звучание и вибрации санскрита буквально передают значение и вибрационную сущность вещей с тонкого плана, что фактически делает любое санскритское слово или предложение мантрой (заклинанием), а алфавит санскрита графически передаёт вибрации произносимых слов (алфавит санскрита - деванагари - буквально означает "из обители богов"), будучи чем-то похожим на фигуры Лиссажу, и это одна из причин того, почему он так усложнён по сравнению с остальными более современными алфавитами, при создании которых удобство пользования языком стало важнее точности передачи вибрационной сути вещей.

Здесь может быть упомянут давний спор между "натуралистами" и "конвенционалистами", восходящий ещё к диалогу Платона "Кратил". Натуралист Кратил утверждает, что в словах отражается "естественное сходство" между формой слова и изображаемой им вещью; возражающий ему конвенционалист Гермоген, напротив, говорит, что "какое имя кто чему-либо установил, такое и будет правильным". Аргументация Сократа в пользу натуралистов интересна, в частности, тем, что отправляется от тезиса об "инструментальности" языка: "имя есть некое орудие... распределения сущностей, как, скажем, челнок - орудие распределения нити". Поскольку язык является инструментом, а имена служат для различения вещей, которые они обозначают, то они не могут не отражать природу самих вещей. И хотя для современных учёных этот спор всё ещё актуален, точка зрения на этот вопрос святых мудрецов древности, которые создали санскрит, совершенно ясна. Но, несмотря на всё это, Веды - яркий пример текстов, в которых теряется почти вся сущность описываемых вещей, когда она низводится до вербального уровня. Ещё больше усугубляет ситуацию тот факт, что из-за огромного количества содержащихся в Ведах дискурсов (сверхфразовых единств) многоуровневой вложенности (с игрой синонимов, омонимов, словосложения и слов с частичной схожестью) невозможно выполнить хоть сколько-нибудь полноценный их перевод ни на один другой вербальный язык. А ещё больше усугубляет ситуацию тот факт, что очень многие санскритские слова имеют три или более (нередко пять) разных значений в зависимости от уровня их использования - мирского, связанного с тонкими мирами или духовного, причём значение слова на мирском уровне может быть совершенно противоположным его значению на духовном, как, например, в случае со словом "агхора", и один и тот же стих на санскрите в зависимости от уровня понимания читателя может иметь разные значения.

Ведам приписывается божественное происхождение. Считается, что Веды были переданы людям богами через мудрецов (риши), которые их обрели посредством внутреннего прозрения. Веды в абстрактной поэтической форме рассказывают о сотворении мира, о взаимоотношении с богами и т.д. Все последующие философские труды ортодоксальных индуистских школ в той или иной степени представляют собой комментарии к Ведам. Считается, что Веды непогрешимы и рассказывают обо всем мироздании. Они чрезвычайно аллегоричны и потому без комментариев практически непонятны.

По сути, даже в Индии никогда не было людей, которые жили бы по Ведам, но были люди, которые положили в основу своей духовной жизни те или иные интерпретации Вед.

Ниже приведены примеры типичного текста Вед:

Кто величием превзошёл небо, -

Митра далеко простирающийся, -

Славой (он) пре(взошёл) землю.

Мы хотим встретить этот желанный

Блеск бога Санитара,

Который должен поощрять наши поэтические мысли!

Примечательно, что последнее трёхстишие - это перевод мантры Гаятри, сделанный в советские времена в Ордена Трудового Красного Знамени Институте востоковедения, что позволяет сделать вывод о "качестве" их остальных переводов, "выполненных с санскрита". При чтении текста ветхих Вед невозможно понять то возвышенное состояние, которое испытывал их "автор" - риши-провидец.

Главный персонаж пятого романа Пелевина высказалась об этом так: "Останутся мёртвые корки слов, а ты будешь думать, что в них по-прежнему что-то завёрнуто. Так считают все люди. Они всерьёз верят, что у них есть духовные сокровища и священные тексты". Дымчатое знакомство автора пятого романа Пелевина с другими мирами привело к тому, что на страницах данного пристойного Интернет-проекта "Духовные и священные писания", посвящённого такой столь сугубо неприлично антисоциальной теме, как духовность, не может быть упомянуто ни имя главного персонажа этого романа, ни даже его второе название. Но всё же после вышеупомянутого знакомства автора "Затворника и шестипалого"* и даже несмотря на попытку его подкупа со стороны сразу 4 (!) нефтяных гигантов - КУКИСа, ЮКИСа, ЮКСИ и ПУКСа - предложения ему взятки в форме строительства детской площадки для потенциальных кандидатов "Матрицы" в заполярной Гиперборее (родине Вед), чтобы он не обрушивал (лущил) гуманитарную миссию Кока-колы, Мак-Дональдса и других контор, полезных с точки зрения правительств-"хунт" и коммерческих медицинских учреждений, автор всё же нашёл в себе гражданское мужество вырваться из филистерских стереотипов и признать, что "курильщик берёт благополучие в долг у своего будущего и превращает его в проблемы со здоровьем".

Фактически любой наркотик от алкоголя до героина действует по одному и тому же принципу - будучи бессознательной материей, в которой по этой причине нет и не может быть никакого "самостоятельного" наслаждения, наркотик превращает часть потенциальной наиболее утончённой энергии принимающей его человеческой души в кинетическую более грубую (единственно ценимую ракшасами, вульгарной толпой и физкультурниками-"хатха-йогами") энергию движущейся по меридианам праны, что зачастую приводит к искусственному ощущению притуплённого наслаждения и, в некоторых случаях, незначительному сиюминутному увеличению скорости мышления (хотя сами наркоманы и любящие наркотики слабовменяемые "духовные" радикалы и члены различных околодуховных отстойников, основанных "духовными террористами" (а может кавычки и не нужны?), любят активно разглагольствовать о необходимости "убить ум" и нести прочую ахинею, в т. ч. о своей эксклюзивной духовной крутизне), неуловимо быстро сменяющемуся долговременным наркоманским ступором.

При этом накопленный заслугами - медитациями, самоанализом и добрыми деяниями - запас потенциальной человеческой энергетики, которая хранит душу, соответственно уменьшается. Опьяняющие сознание субстанции действительно могут выключать ум (маномайя-кошу), заставляя "точку сборки" покинуть пределы беспокойного ума, но вместо вожделенного перехода в сверхсознание, который не происходит из-за отсутствия у радикалов и ракшасов хоть сколько-нибудь развитой виджнянамайя-коши (не говоря уже о анандамайя-коше), они опускаются и оказываются один на один со своим подсознанием и адскими мирами, врата в которые приоткрывает дурь.

Регулярное употребление слабых наркотиков типа марихуаны сделает интоксикауна за десяток-другой лет дурнее всего в несколько раз, что можно списывать на старческий маразм;-) Но при наркотическом загрязнении неестественно перегружаемых при этом меридианов (сродни накипи в трубах) и происходящем при этом опускании души в ад начинает требоваться проброс каждый раз большего количества энергии, что приводит к переходу на более тяжёлые наркотики, которые, черпая более объёмные порции потенциальной энергии души, максимум за несколько лет расходуют весь её типичный запас и превращают обычного человека в полного идиота, отбрасывая его на десятки жизней назад в процессе развития души до животного или растительного уровня существования. При действительной медитации человек также испытывает наслаждение, но оно обусловлено движением энергии "вверх", а не "вниз" (как в случае с наркотиками), что делает медитацию не только приятной, но и полезной для развития личности.

Веды, вне всякого сомнения, в высшей степени достойны восхваления. Но Даттатрея сказал следующее: "Веды - это самое прекрасное из всего. Проведение всяческих яджн - ещё лучше. Повторение мантр (джапа) - ещё лучше, чем яджны. Путь Знания (джняна-марга) - лучше джапы. Но ещё лучше Знания (самоисследования) медитация, в которой исчезают всяческие совокупные окрашивающие её примеси (рага, т.е. дуализм и привязанности). [Именно] в такой [медитации] следует достигать извечное Достижение-Осознание" ("Йога-рахасья" ("Мистерия йоги") 3.25).

Главный персонаж пятого романа Пелевина в диалоге со своим другом сказала следующее: "Находясь в "неудачном месте" (персонаж назвала одним словом это место, которое расположено в районе самой нижней из семи чакр, и в этом слове столько же букв, сколько лепестков имеется у этой чакры; символично, что именно в этой "фундаментальной" или "конкретной" чакре чаще всего находится сознание большинства людей), ты можешь сделать две вещи. Во-первых - постараться понять, почему ты в нём находишься. Во-вторых - вылезти оттуда. Ошибка отдельных людей и целых народов в том, что они думают, будто эти два действия как-то связаны между собой. А это не так. И вылезти из "неудачного места" гораздо проще, чем понять, почему ты в нём находишься. - Почему? - Вылезти из "неудачного места" надо всего один раз, и после этого про него можно забыть. А чтобы понять, почему ты в нём находишься, нужна вся жизнь. Которую ты в нём и проведёшь".

Другими словами, изучение Вед без гораздо более важного и благотворного приложения усилий к преобразованию сознания посредством медитации и самоанализа - это попытка на уровне ума понять божественное состояние сознания риши, которое было выхолощено посредством описания его словами. Семантика вербального языка не позволяет передавать трансцендентальные понятия (автора сайта). Задача эта невозможная и заранее обречённая на неудачу.

Без медитации схоластическое изучение Вед не принесёт наивысшего блага, и именно об этом и сказал Даттатрея в "Йога-рахасье". Свами Вивекананда сказал так: "Цепляние за книги только разлагает ум человека. Можно ли вообразить богохульство более ужасное, чем заявление, будто в той или иной книге содержится познание Бога? Как смеет человек провозглашать бесконечность Бога и пытаться втиснуть Его между обложек тощей книжонки! Миллионы людей погибли, потому что не верили написанному в книгах, потому что отказывались видеть Бога на книжных страницах. Конечно, сейчас из-за этого уже не убивают, но мир и по сей день прикован к книжной вере." ("Раджа-йога", 1896 г.).

Лучшее описание раджа-йоги (лучшей среди йог, которая в основном посвящена работе с сознанием, а не телом; как видно из упоминания даже секса в качестве практики в древнейшем и почти исчезнувшем авторитетном санскритском тексте "Йога-шастра" (в йоге секса нет! в нынешней;-), в древности было одно общее учение, которое включало в себя все возможные виды практик; потом появились ортодоксы и догматики, и требовавшие более высокого стартового уровня развития сознания практики были вынуждены оформиться в виде отдельных учений, таких как тантра и др.) и медитационной садханы автору этой статьи встретилось в англоязычной книге горячо любимого всеми тибетцами премьер-министра Тибета гениального Самдхонга Ринпоче "Буддийская медитация", которую автор этой статьи обнаружил в ашраме Шешадри Свамигала в г. Тируваннамалае и с радостью перевёл за 11 дней на русский язык в июне 2003 г.

У одного московского издательства ушло 2 года на издание этого 80-страничного перевода, и если первая редакция перевода сделала текст книги просто никаким, то вторая, которая выглядела "получше" (настолько же лучше, насколько лучшей была смена фамилии колдуньи в фильме "Робин Гуд - мужчины в трико"), в борьбе за свой редакторский минимум в 30% замаранного текста всячески выхолостила и "прибила" смысл, местами исказив его на прямо противоположный, как, например, на 34-ой странице: "Большинство же из нас управляют своим умом, точнее, частью своего фрагментированного и ослабленного ума".

В версии переводчика эта фраза (корректно переведённая с английского) звучит так: "Большинство из нас контролируются своим умом или, если быть точным, некоей частью своего фрагментированного и ослабленного ума". Видимо, редактор даже на миг не допускал мысли, что он, "человек, царь и Бог вселенной", может находиться под каким-либо контролем или обусловленностью, и при редактировании, как это зачастую делают редакторы, то ли был ужасно невнимательным по отношению к смыслу вообще и к значению русских слов в частности в своём стремлении запятнать необходимый минимум в 30%, то ли чувствовал себя главным соавтором.

Четыре Веды известные как Риг, Яджур, Сама и Атхарва , эти четыре Веды обычно называют изначальными Ведическими писаниями.

Риг означает ритуал, и, в основном, эта Веда содержит гимны и молитвы (мантры) для поклонения вселенским силам, известным как полубоги.

Яджур значит церемония, и эта Веда, в основном, описывает, как совершать ритуалы.

Сама значит пение, и эта Веда содержит много других мантр и строгих правил, как повторять эти мантры в соответствии с мистическими вибрациями.

Атхарва значит священнослужитель, обладающий секретным знанием, и эта Веда описывает множество различных видов поклонения и заклинаний. В более широком смысле, Атхарва также включает в себя писания с материальным знанием, такие как Аюрведа (фармакология и здоровье).

Цель четырех Вед — убедить человека в том, что он не является независимым существом, но частицей вселенского организма, которая зависит от высших сил. Наиболее важным уроком, получаемым от четырех Вед, является принятие высшего авторитета. Соединяясь с божественными силами посредством ритуалов и понимания, человек выигрывает в материальном плане и достигает мира и гармонии.

Тантрические писания

Не каждый может строго следовать принципам Вед, которые требуют стойкости, чистоты, веры и терпения. Нетерпеливые, невежественные люди требуют немедленных результатов и они могут быть достигнуты посредством магии, поклонению духам и т.п. Давая такое знание, Веды пробуждают веру оккультистов, которые однажды в этой или в одной из следующих жизней заинтересуются высшими аспектами Вед. Такая деятельность проходит в модусах страсти и невежества.

Упанишады

Красной нитью в четырех Ведах являются философские беседы, называемые Араньяки и Брахманы. Наиболее примечательные из них — это Упанишады («сидеть вблизи», т.е. «знание, получаемое от духовного учителя»). Их тексты показывают, что все материальные формы — лишь временные проявления вечной энергии, находящейся над материальной двойственностью. Они показывают единство за многообразием, и вдохновляют всех увлеченных ритуалами Вед идти дальше их кратковременных целей.

Веданта-сутры

Предоставляя общую основу доказательств для всех философских школ, 560 емких афоризмов Веданта-сутры определяют Ведические истины в самых общих терминах. Поэтому комментарии к Веданта-сутрам как правило состоят из многих томов.

Итихасы

Это исторические работы, главные из которых «Рамайана» (история воплощения Рамы), 18 Пуран и 18 под-Пуран (вселенская история творения и разрушения, о воплощениях Бога и великих царях, святых и учителях) и «Махабхарата» (история древней Индии, или Бхараты, вплоть до явления Кришны пять тысяч лет назад). Эти писания существенны, поскольку они расширяют понимание Абсолюта за абстрактную безличную платформу. Абсолют в высшей степени совершенен и полон, что проявляется как в безличном, так и личностном аспектах. Однако личностный аспект является изначальным источником вторичного безличного существования Господа, поскольку безличная энергия не может быть источником личностей. Итихасы показывают эти личностные черты, постепенно представляя и определяя их, достигая кульминации в чисто монотеистических откровениях «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата Пурана»).

«Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам»

Ведические писания определяют эти священные тексты, как самые важные и существенные откровения. Они прямо объясняют природу, энергию и личность Бога, который является предвечным (в качестве Вишну) и трансцендентный (в качестве Кришны) источник всего сущего, причина всех причин, и проявляется в личностном и безличном аспектах. «Бхагавад-гита» («Песнь Бога») — это слова самого Бога, а «Шримад-Бхагаватам» («Божественное Откровение») — слова о Боге, рассказанные Его представителями.

Описанная здесь структура Ведических писаний проливает новый свет на саму Ведическую традицию и заслуживает внимательного исследования. Однако цель этих писаний состоит в том, чтобы привести людей к Всевышнему, и простого теоретического изучения их не достаточно. Писания подразумевает также практические следствия. Просто академическое изучение Ведических писаний может быть сравнимо с чтением кулинарной книги или музыкальных произведений. Пока мы не прийдем к приготовлению или игре, то мы упустим цель.

Пятница, 04 Июл. 2014

Что такое Веды? Санскритский глагольный корень “веда” можно истолковывать по-разному, но у него в конечном итоге одно значение. “Веда” – это знание.

Веды не являются творением человеческой мудрости. Ведическое знание пришло из Духовного Мира от Господа Кришны. Другое название Вед - шрути .

Словом “Шрути ” называют знание, которое приобретают с помощью слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути можно уподобить матери. От матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Если ваша мать скажет: “Вот твой отец” - то вам придется согласиться с этим. Установить личность отца с помощью эксперимента невозможно.

Аналогично этому, если вы хотите познать нечто, выходящее за пределы действия ваших чувств , вы должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об экспериментировании. Все эксперименты были уже поставлены. “Все уже установлено. Мнение матери, например, должно быть признано истинным”. Другого пути нет.

Веды называют матерью, а Брахму - дедом, предком, так как он был первым, кто получил ведическое знание и передал его своему сыну Нараде и другим ученикам и сыновьям, а они в свою очередь передали своим ученикам. Так ведическое знание передается по цепи ученической преемственности . В “Бхагавад-Гите” (4.2.) так же подтверждается, что ведическое знание передается этим путем.

Ведическое знание называют шабда-праманой или по-другому шрути .

Шрути означает, что это знание должно быть получено с помощью слушанья. Веды учат, что если мы хотим понять эту трансцендентную науку, то должны слушать человека, сведующего в этом вопросе. Трансцендентное знание приходит из-за пределов вселенной. Знание, доступное в этой вселенной, - это материальное знание, а знание за ее пределами - трансцендентное знание.

Нам не по силам достичь границ даже этой вселенной, не говоря уже о духовном мире. Следовательно, обрести полное знание невозможно.

Духовный мир действительно существует. Существует иная природа, которая лежит за пределами проявленного и непроявленного. Но как можно узнать о существовании той вселенной, где и планеты и их обитатели вечны? Все это существует, но как вы поставите эксперименты? Это невозможно. Поэтому мы должны прибегнуть к помощи Вед. Это называется ведическим знанием.

В “Брахма-самхите” говорится: “Отправляйтесь в путешествие на самолете, который движется со скоростью мысли”. Наши материальные самолеты могут двигаться со скоростью три тысячи километров в час, но какова скорость мысли? Вы сидите дома, вдруг вы подумали об Индии, находящейся скажем, за десять тысяч километров от вас и сразу очутитесь там. Ваши мысли перенеслись туда. Так велика скорость мысли.

Поэтому говорится: пропутешествовав миллионы лет со скоростью мысли, вы убедитесь в том, что духовное небо безгранично. К нему невозможно даже приблизиться. Вот почему в Ведах утверждается, что человек должен, а точнее обязан обратиться к истинному духовному учителю, усвоившему сущность вед из авторитетного источника.

Первоначально существовала только одна Веда и читать ее не было необходимости. Люди были настолько разумны и имели такую хорошую память, что могли понять ее, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Они могли сразу же постичь смысл сказанного. Но 5000 лет назад Вьясадева записал Веды для людей этого века Кали-юги. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, а память их ослабеет, разум притупится.

“Поэтому я должен учить ведической мудрости, записав ее” - подумал он. Он разделил Веды на четыре части: “Рг”, “Саму”, “Атхарву” и “Йаджур” и поручил эти части своим ученикам. Потом он подумал о людях, не обладающих сильным разумом: стри, шудрах и двиджа-бандху. Он принял во внимание женщин, шудр (рабочих), и двиджа-бандху (тех, кто родился в образованной семье, но лишен соответствующих качеств). Для них он составил “Махабхарату”, назвав так историю Индии и восемнадцать Пуран.

Все это: Пураны, Махабхарата, четыре Веды и Упанишады - составляют ведическую литературу. Упанишады являются частью Вед. Затем Вьясадева обобщил все ведическое знание для ученых и философов в “Веданта-Сутре”. Это последнее слово Вед: (Вед-Анта: конец Вед).

Вьясадева лично записал “Веданта-Сутру”, следуя наставлениям Нарады, своего гуру-махараджа (духовного учителя) и впоследствие написал так же совершенный комментарий к “Веданте” - “Шримад Бхагаватам”, который как и “Веданта-Сутра” начинается словами “джанмади асйа йатах”: “Абсолютная истина - это то, из чего все исходит”. Если все исходит из Абсолютной истины, то какова природа Абсолютной истины?”. Это разъясняется в “Шримад Бхагаватам”. Абсолютная истина должна обладать сознанием. Она самосветящаяся (сва-рат). Мы развиваем свое сознание и углубляем познания, получая знания от других, но о нем сказано, что Он самосветящийся. “Веданта-Сутра” в сжатой форме обобщает ведическое знание, и сам автор разъясняет ее в “Шримад-Бхагаватам”.

О чем говорят ВЕДЫ

Веды означает "полное знание".

Это значит, что не существует во всем мироздании ничего, о чем не было бы поведано в этих древнейших священных писаниях.

Оказывается, что нашим предкам на Земле, еще в древние времена были известны и различного вида космические корабли и электричество, и даже то, что только сейчас становится для нас реальностью - защитные силовые поля и голограммы.

Есть ли еще жизнь во Вселенной кроме нашей планеты? Ведические писания однозначно утверждают - да.

На этой полосе представлены только некоторые из обитаемых планетных систем Вселенной - Подземные цивилизации и Адские планеты.

Что о себе говорят Веды

В "Шримад Бхагаватам" (Господь Ришабхадева, воплощение Господа Вишну наставляя своих сыновей говорит им о Ведах: "Веды представляют собой Мое вечное трансцендентное воплощение в звуке, поэтому их называют шабда-брахмой. Из всех обитателей этого мира только брахманы, интеллектуальный класс людей, глубоко изучают Веды и поэтому они усваивают самую суть ведического знания, их следует считать олицетворением Вед."

Васту-Шастра - о строительстве

В разделе Ведического знания "Васту-шастре", которой более 5000 лет, приводятся основы многих знаний, применяемых в строительстве, архитектуре, устройстве интерьера и экстерьера зданий. Причем, для создания максимума удобства и уюта "Васту-шастрой "придается большое значение как внутреннему устройству, так и внешней стороне дома.

Обязательные правила основываются на том, что необходимо учитывать различные природные факторы, стороны света и расположения в соответствии с ними строений и помещений различного назначения. Наука "Васту-шастра" учит тому, что человек неразрывно связан с природой и пример тому в том, что биохимические реакции, протекающие в человеческом организме имеют прочную взаимосвязь с силами природы.

На человека, как на важный элемент природы, все в природе оказывает какое-либо влияние. Например, лучи, исходящие от Солнца и других планет действуют на человека и биохимические реакции в его организме. В природе существуют позитивные и негативные ионы в составе гамма-лучей, которые имеют прочную связь и влияние на человеческую жизнь, ощущаемое человеком на себе все время.

Игнорируя правила, предписываемые "Вастру-шастрой" люди нарушают гармонию, вследствие чего меняются отношения людей друг к другу и окружающему миру, появляются болезни и усиливаются худшие проявления социальной жизни человека.

Пример реинкарнации

В пятой песне "Шримад Бхагаватам" описывается история, как великий благочестивый Царь Махараджа Бхарата в конце своей жизни удалился в лес для занятий медитацией, йогой и самоосознанием, для того, чтобы подготовиться к уходу из этого мира и для достижения духовного совершенства. Но, случайно, в лесу, привязавшись к олененку, у которого погибла мать, он в момент смерти вспомнил о нем и из-за этого в своей следующей жизни стал оленем. Несмотря на то, что он был в теле животного, ему была дана возможность помнить все о своей предыдущей жизни.

По окончании жизни в теле оленя Махараджа Бхарата вновь получил человеческое тело, став Джадой Бхаратой. И теперь уже помня о своей предыдущей ошибке, он неуклонно стал продвигаться по пути духовного самоосознания. Он даже стал представать перед другими людьми глухим и безумным, для того, чтобы они не могли помешать ему. И в конце жизни Махараджа Бхарата достиг совершенства и Духовного Мира, получив вечное духовное тело.

Солнце

Согласно Ведам, Солнце, именуемое Сурьей, - царь всех планет, излучающих тепло, находится в центре космического пространства, лежащего между земными (средними) и райскими (высшими) планетами. Благодаря своему излучению, берущему свое начало в Духовном Мире, Солнце дает Вселенной тепло и поддерживает порядок. Его диаметр равен 130 000 км. Солнце движется по орбите, длинна которой 160 800 000 миль (или 1 236 300 000 км), со скоростью 16 004 мили в одно мгновенье. При этом, расстояние в 309 075 000 км Солнце проходит за 6 часов. Но скорость Солнца непостоянна и она бывает низкой, высокой или средней. Расстояние от Солнца до Земли около 1 300 000 км.

Бог Солнца - Сурья, управляющий процессами во всей вселенной, особенно теми, которые связаны с распространением тепла и света, сменой времен года и т.д., считается экспансией Нараяны. Он олицетворяет три Веды: Риг, Йаджур и Сама и поэтому его называют также Сурья Нараяной.

Ведическая астрология

Согласно Ведам, астрологические предсказания, такие, например, как предсказания о наступлении солнечных и лунных затмений, получаются путем сложных вычислений и благодаря этой особенной науке человек может совершенно отчетливо заново видеть будущее. Благодаря астрологии, которая на санскрите называется Джйотиша, человек может узнавать какие поступки он совершал в своих прежних жизнях, в результате каких поступков он наслаждается или страдает в этой. Также в прежние времена после рождения ребенка сразу составлялся его гороскоп, определяющий основные события его будующей жизни. А прежде чем сыграть свадьбу, родители тщательно изучали гороскопы будующих мужа и жены. Все большие праздники или события, такие как свадьба или жертвоприношения, назначались на даты, строго выверенные по звездам и являющиеся благоприятными для таких дней.

Например, в песне 10 "Шримад Бхагаватам", описываются предсказания астролога и священника династии Йаду Гаргамуни, сделанные маленькому Кришне о его будующих великих деяниях.

Название планеты Земля

В "Шримад Бхагаватам" (5.7.4.) говорится, что раньше эта планета называлась Аджанабха-варша, но со времен царствования Махараджи Бхараты ее стали называть Бхарата-варша. Махараджа Бхарата был известен, как великий император не только на нашей планете, но и среди других планетных систем.

В честь него и была названа наша планета. Он был благочестивым царем, который заботился о своем народе и во времена его правления люди не знали нужды ни в чем и жили в благополучии.

Земные цивилизации прошлого

Много тысяч лет назад на нашей планете Земля уже существовали высокоразвитые цивилизации и государства. Одно из таких времен правления Царя Ришабхадевы описывает "Шримад Бхагаватам" (5.4.19):

«Когда правителем этой планеты "Бхарата Варши" был Господь Ришабхадева, все его подданные, даже простые люди, имели все желаемое и никогда ни о чем не просили. Все жители Земли были полностью удовлетворены и ни в чем не нуждались».

Также, из этого текста следует, что на нашей Земле в те времена существовало одно Государство, и правил им один правитель.

Белые пятна на карте Земли

Исходя из ведических представлений о нашей планете, известный на сегодня глобус земного шара является одним из самых больших заблуждений человечества. Как и раньше, всего около 500 лет назад, на карте мира не было ни Америки, ни Антарктиды, так и сейчас на географической карте отсутствуют многие еще не открытые и неизведанные области и территории земного пространства.

Веды описывают, что только одна из земных территорий известная, как Джамбудвипа, составляет по ширине 1 300 000 км. Но нам сегодня известны из этой Джамбудвипы некоторые территории только девятой части, называемой Бхарата-варша, шириной около 117 000 км.

Все остальные земные пространства скрыты от нас различными энергиями, защитными полями и другими препятствиями. Причем, все эти территории заселены живыми существами и обитателями. Веды рассказывают, что в прежние времена, буквально 5 000 лет назад, эти пространства были известны жителям земли, и они посещали их. И так же существуют ведические предсказания, что уже в ближайшее время некоторые из этих неизвестных для нас территорий будут открыты.

Электричество в прошлом

Уже много тысяч лет назад, согласно Ведам, было известно и использовалось электричество.

Например, в "Шримад Бхагаватам" описывается, что когда Кришна отправился сражаться с демоном Бхаумасурой, похитившим имущество полубогов, Он прибыл в стольный город демонов Праджйотишапуру. Этот город был очень хорошо укреплен. Со всех сторон света его защищали четыре громадные крепости и мощные военные силы.

Город окружал ров, наполненный водой. И в дополнение ко всему, весь город был окружен проводами, через которые проходил ток высокого напряжения, сработанный демоном Мурой.

Следующее укрепление представляло собой завесу анилы, газообразного вещества. И за ним была натянута сеть колючей проволоки. Однако, все эти препятствия не стали проблемой для Кришны, который своим знаменитым оружием - Сударшана-чакрой, разрушил все их.

Защитное силовое поле

В Ведах описываются постоянные противостояния и сражения между демонами (асурами) - представителями сил зла и полубогами (дэвами) - представителями сил добра.

Полубоги практически всегда, как правило, побеждают асуров, но однажды потерпели от них крупное поражение.

Эта история содержится в "Шримад Бхагаватам" (6.7-8).

После этого демоны стали теснить полубогов с их территории.

Тогда по совету Управляющего материальной Вселенной Брахмы полубоги обратились к великому духовному наставнику Вишварупе, который дал полубогам для защиты от демонов мистическую броню - особую мантру Нараяна-кавачу, обращенную к Господу Вишну.

Эта Нараяна-кавача - своего рода мистическое защитное поле, сделала полубогов неуязвимыми и непобедимыми и позволила им рассеять войско недругов и вернуть себе свои земли и богатства трех миров.

Мистическая голограмма

Во время битвы между демонами Шалвой и Кришной, Шалва, в отчаянной попытке переломить ход битвы с помощью своих мистических сил создал образ отца Кришны Васудевы, который якобы был захвачен демоном. На глазах у Кришны Шалва в одно мгновенье снес голову поддельному Васудеве.

Созданная иллюзия была так правдоподобна, что на мгновенье Кришна пришел в отчаянье, как будто действительно потерял отца. Но в следующий момент Он понял, что пленение и убийство Его отца было проявлением мистических сил Шалвы и продолжил с новой силой сражение с Шалвой, которого в конце концов победил. Эта история приводится в 10 песне "Шримад Бхагаватам".

Ведьмы

Ведами описываются ведьмы, известные как кхечари, обладающие способностью летать в небе. Этим черным колдовским искусством до сих пор владеют некоторые женщины в отдаленных северо-западных областях Индии. Они могут переноситься с одного места на другое на ветке вырванного с корнем дерева.

Описываемая в 10 песне "Шримад Бхагаватам" ведьма Путана, которая безуспешно пыталась убить маленького Кришну, владела этим колдовским искусством и поэтому ее называли кхечари.

Космический корабль

Веды описывают различные материальные аппараты "виманы".

В 10 песне "Шримад Бхагаватам" приводится описание одного из таких виманов:

"Этот летательный аппарат построил для демона Шалвы демон Майа. Это был огромный железный корабль, почти как большой город и он мог летать так высоко и так быстро, что почти невозможно было увидеть, где он и поэтому было очень сложно напасть на него. Находившиеся в корабле могли летать на нем когда угодно и даже в темноте.

Этот корабль обладал мистической силой и мог напускать на отдельные участки земли густую тьму. Он обладал оружием наподобие молнии и был способен создавать иллюзию, что одновременно в небе появлялось много кораблей.

А иногда он был невидим. Иногда его видели на земле, а иногда он летел в небе. Иногда его можно было увидеть приземлившимся на вершине горы, а иногда он плавал по воде.

Этот необыкновенный корабль летал по небу подобно светлячку на ветру, ни на мгновенье не оставаясь неподвижным. Корабль мог пустить в ход страшное оружие необычайной силы, подобное метеору, летевшее с ревом, сверкающее и освещающее все небо."

Подземные цивилизации

Ниже уровня Земли, согласно Ведам, располагается подземное райское царство, так называемая Била-сварга.

В частности, в "Шримад Бхагаватам" (5.24.8-11) говорится:

"Там много великолепных дворцов, садов и мест для отдыха и развлечений. По своей роскоши эти дворцы и сады даже превосходят те, в которых проводят время полубоги на высших планетах, ибо демоны больше всех пристрастны к чувственным удовольствиям, к богатству и власти. На подземных райских планетах обитают даитьи, данавы и наги и почти все они ведут семейную жизнь.

В этом царстве множество неописуемой красоты городов с изысканно отделанными жилыми домами, оградами, воротами, залами собраний, храмами, внутренними дворами, а также домами для чужестранцев. Дворцы правителей этих планет украшены редчайшими драгоценными камнями и в них всегда собирается много нагов и асуров. Там собираются целые стаи голубых попугаев и других птиц.

Живописные сады и парки этого искусственного рая по своей красоте превосходят даже сады на высших планетных системах. Их стволы и ветви, увитые лианами, сгибаются под тяжестью плодов, а цветы источают нежный аромат, эта красота не оставляет никого равнодушными. Она пленяет ум, наполняя его предвкушением чувственных удовольствий. Там много чистых прозрачных озер и прудов, где игриво плещутся рыбы и в изобилии растут прекрасные цветы. По берегам этих водоемов парами гнездятся различные водоплавающие птицы, которые, радуясь жизни, издают приятные мелодичные звуки, которые поражают слух.

Там живет много огромных змеев, чьи головы украшены драгоценными камнями. Сверкая и переливаясь, эти камни рассеивают тьму подземного царства.

Жители этих планет пьют соки и элексиры, приготовленные из чудодейственных целебных трав и купаются в них, поэтому им не знакомы страдания, вызванные болезнью тела или ума. У них не бывает седины и морщин, их кожа никогда не теряет свежести, а пот не издает дурного запаха. Им неведома усталость, они всегда бодрые, крепкие и даже в старости не знают немощноси и апатии.

Они живут долго и счастливо, не боясь преждевременной смерти."

Адские миры

Веды описывают 28 адских миров - Нарака, куда, в зависимости от своих прошлых греховных поступков попадают люди и испытывают различные их последствия. Эти адские планеты располагаются в нижней части вселенной, между тремя планетными системами и океаном Гарбходака. Например, на адскую планету Раудрава попадает человек, истязавший другие живые существа. Там убитые им животные рождаются в облике свирепых хищников, разрывают его на части, причиняя ему страшную боль. Человек находится в адских мирах в тонком теле и поэтому там его страдания бесконечны. Тонкое тело восстанавливается и все начинается снова.

Того, кто варит живьем птиц и зверей, в аду Кумбхипака бросают в котел с кипящим маслом. Человек, убивший святого человека-брахмана, попадает в ад Каласутра, где гладкая медная поверхность раскалена, как сковорода. Представители власти или Правители, которые наказывают ни в чем не повинных людей, попадают в ад Сукарамукха, где им ломают все кости и давят их тело, словно сахарный тростник. Злосчастные грешники то теряют сознание, то жалобно плачут, моля о пощаде, так как плакали их безвинные жертвы. Человек, совокупляющийся с кем угодно, даже с животным, после смерти попадает в ад Ваджракантака -Шалмали, где растет огромное хлопковое дерево, все усыпанное шипами, острыми и могучими. И слуги Ямараджа - Бога смерти, подвешивают грешника на этом дереве и с силой стаскивают вниз так, что эти шипы раздирают все его тело, причиняя ему страшную боль. Того, кто лжесвидетельствует или обманывает при заключении сделки, слуги Бога смерти затаскивают на вершину горы высотой 1300 км и бросают вниз, в ад под названием Авичимат. В этом аду кругом одни скалы и нет воды. Грешника снова и снова сбрасывают со скалы и каждый раз его тело разбивается вдребезги, однако он не умирает, а продолжает без конца подвергаться этому жестокому наказанию.

Святому человеку - брахману, имеющему пристрастие к хмельному, в аду Аяхпане слуги Ямараджа вливают в горло расплавленное железо. Человеку, отнимающему у ближнего чужую собственность в аду Сандамша ямадуты обжигают кожу раскаленными железными шарами и сдирают ее щипцами. Постепенно они разрывают на части все его тело. Все грешники неизбежно попадают на ту или иную адскую планету и несут наказание, соответствующее их грехам. Праведники же отправляются на другие планеты - планеты полубогов. Но рано или поздно и праведники и грешники, вкусив плоды благочестивых или греховных поступков возвращаются на землю.

Отрывки из лекции А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанной 6 октября 1969 года в Конвей-холле (Лондон, Англия).