Чем натирают кий в бильярде. Общие правила игры в русский бильярд

Чем натирают кий в бильярде. Общие правила игры в русский бильярд

Русский бильярд имеет около сорока разновидностей. Русский бильярд в нашей стране долго существовал полулегально, никаких соревнований официально не проводилось. В каждом городе и в каждой бильярдной играли по-своему. После создания в конце 80-х годов Федерации бильярдного спорта возникла необходимость унифицировать правила игры, выработать единую систему проведения турниров, судейства. Были обобщены сами правила ведения игры, как общие, характеризующие свойственные всем видам русского бильярда игровые моменты, так и относящиеся к каждому из трех традиционных видов - "русской" и "московской" пирамидам, "американке". Правила игр и проведения соревнований по русскому бильярду были официально утверждены Национальной Федерацией бильярдного спорта в 1994 году.

Удар по битку в бильярде

Должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом штрафуется.

Розыгрыш начального удара в бильярде

Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, направляя свои битки к заднему борту. Побеждает игрок, чей шар, отразившись от него, останавливается ближе к переднему.

Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника или оба битка остановились на одинаковом расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику.

В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней решающей партией розыгрыш повторяется заново.

Расстановка шаров в бильярде

Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

Начальный удар в бильярде ("С руки и из дома")

При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома.

Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия. При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются. Удар с руки производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: (биток упал в лузу или выскочил за борт ("Русская пирамида", "Московская"), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.

Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.

Сыгранные шары

Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы.

Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре. Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

Выскочившие шары

Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т. д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т. п.), самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т. п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.

Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры. при этом штраф не налагается, а правильно забитые шары засчитываются.

Если за борт выскакивает биток, то игрок штрафуется, а забитые шары не засчитываются. При игре в "Американку" биток выставляется на общих основаниях. При игре в "Московскую" и "Русскую пирамиду" вступающий в игру соперник производит удар битком с руки из дома.

Выставление шаров в бильярде

Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры. Все выставленные шары считаются прицельными.

Положение шара в бильярде

Оно определяется положением шара центра. Шар, стоящий в точности на линии дома, считается расположенным вне дома.

Начало и завершение удара в бильярде

Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

Удар по близкостоящему прицельному шару (не более 1/2 радиуса шара), а также рас положенному вплотную к битку должен выполняться на резке под углом 45° и более в сторону от линии центров либо таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте, откатился назад или ушел в сторону, не пересекая линии штрафной зоны. За выполнение неправильного удара игрок штрафуется.

Вступление в игру соперника

Соперник вступает в игру после того, как в результате предыдущего удара не был сыгран ни один шар либо имело место нарушение правил.

Штрафы в бильярде

Штрафы налагаются в следующих случаях:

если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;

если после удара биток выскочил за борт;

если произведен очередной удар до завершения предыдущего удара;

если при выполнении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола;

при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время или после удара кием, машинкой, рукой, одеждой и т. п.;

за выполнение неправильного удара по битку;

при неправильном ударе по близкостоящему прицельному шару;

за выполнение удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от битка более чем на 1/2 радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар;

при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды;

за выполнение удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта;

если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо находящийся в доме прицельный шар;

при нанесении удара не битком ("Русская пирамида" и "Московская");

при падении битка в лузу ("Русская пирамида");

при неправильном отыгрыше ("Американка");

если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стороны длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;

при вмешательстве в игру соперника.

Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений правил, то штраф взимается в одинарном размере.

Шары, забитые с нарушениями правил, не засчитываются и выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Зависшие шары

Если шар, зависший над лузой в положении неустойчивого равновесия, остается неподвижным в течение пяти секунд и более после завершения удара, а затем падает в лузу, то судья восстанавливает его на прежнее место и игра продолжается. Так же поступают и в том случае, если зависший шар падает в лузу после явного толчка или сотрясения бильярдного стола.

Если же зависший шар падает в лузу до истечения пяти секунд после завершения удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара и игра продолжается на общих основаниях.

Если игрок производит удар битком по зависшему прицельному шару, а последний до соударения падает в лузу, то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не налагается.

"Глухая" позиция

Если шары сгруппировались возле одной из луз и при этом луза оказалась блокированной, а также в иных случаях, когда после продолжительной серии отыгрышей позиция на столе принципиально не изменяется, что ведет к неоправданному затягиванию игры, то судья, после предупреждения игроков, имеет право расставить оставшиеся на столе прицельные шары в форме пирамиды (укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается с руки из дома.

Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение в результате вмешательства какого-либо постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не полагается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств: порыв ветра, падение осветительного прибора, авария и т. п.

Если посторонний вмешивается в игру умышленно, то игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнований.

Вмешательство соперника

Если соперник играющего коснется, сместит или остановит какой-либо шар, то он штрафуется, позиция восстанавливается судьей и игра продолжается. Если при этом соперник задержит играемый шар, движущийся в сторону лузы, то шар считается сыгранным, и играющий производит последующий удар.

Вмешательством считаются также любые действия соперника, направленные на отвлечение внимания играющего и на создание ему помех при выполнении удара.

Если же соперник вмешивается в игру умышленно, то судья действует согласно разделу "Неспортивное поведение".

Умышленное затягивание игры

Если играющий, по мнению судьи, умышленно затягивает игру, то судья после предупреждения имеет право ввести одноминутное временное ограничение на подготовку и выполнение удара.

Русский бильярд

  • Малая русская пирамида — фундаментальная игра в русском бильярде. 16 шаров: 15 пронумерованы + биток. Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120. К номеру шара "1" прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару также прибавляется 10. Таким образом общая сумма очков — 140. Цель игры — набрать 71 очко. Если игрок набрал 70 очков ("своя"), то даже в случае покладки последнего шара его партнёром в партии фиксируется ничья.
  • Большая русская пирамида — разница в изменении счёта очков. К шарам "2, 3, 4, 5" прибавляется по 10 очков.
  • Московская пирамида — 15 шаров + биток. Биток можно играть, как своего. Цель — забить 8 шаров.
  • Американка — 16 шаров, любым шаром можно бить любой шар. Цель игры — забить 8 шаров.
  • Пирамида счетом шарами — партия считается не на очки, а на количество сделанных шаров.
  • Пирамида с цветными шарами — добавляется 5 цветных шаров, 4 красных (40 очков), один жёлтый (50 очков).
  • Пирамида-подкатка — один из партнёров — "подкатчик" — имеет два удара подряд.
  • Пирамида без касания борта — один из партнёров не имеет права касаться битком бортов. Обязательно даётся фора.
  • Винт — цифры на шарах меняют своё значение в зависимости от количества положенных подряд шаров и различных комбинированных ударов, которыми положен тот или иной шар. Кроме того, насчитываются дополнительные очки за "коронки" — шары с определёнными номерами, находящимися на полке у каждого партнёра, и за определённое число положенных шаров.
  • Винт с цветными шарами — прибавляются 7 цветных: четыре красных (30 очков), желтый (60 очков), зелёный (120 очков) и чёрный (240 очков).
  • "A la guerre" — два шара: красный и белый, неограниченное к-во игроков; первый номер в результате жеребьёвки старается поставить один из двух шаров ближе к противоположному коротком борту, чтобы затруднить его сыгрывание следующим игроком, который ставит второй шар в дом и имеет право играть шар предшественника; если ваш шар сыгран, вы получаете "крест" — определённое количество крестов означает выбывание из игры.
  • Алягер с контрольным шаром — добавляется третий шар, суть которого в "замазывании своего".
  • Алагер-американка — какой бы шар не упал — засчитывается; играют любым шаром, каким удобнее.
  • Арктика — игра изобретена полярниками; идентична алягеру за исключением того, что каждый из участников имеет свой, за опредёлнным номером, шар, а соперничать могут как отдельные игроки, так и команды.
  • Ботифон или банк — ещё один аналог алягера: держащий "батифон" играет один против всех поочерёдно. Он может давать следующие виды фор: "плотная", "промах", "на себя", "любым любого", "смешанная".
  • Игра от бортов — аналог алягера: на среднюю точку ставится простая пробка, цель игры — от борта или бортов "чужим" сбить пробку.
  • Пять шаров — 60 очков (Русская партия) — два белых, два красных, один жёлтый. Цель игры — 60 очков. Очки начисляются в зависимости от лузы, куда попал шар. Существет система штрафов.
  • Пять шаров с карамболями — аналог Пять шаров — 60 очков: очки начисляются, если заказанный шар положен карамболем согласно с "карамбольной таблицей".
  • Офицерская партия в 5 шаров
  • Польская партия в 5 шаров
  • Кайза (пять шаров с карамболями по-фински) — пять шаров: два битка (2 очка), два красных (3 очка), один жёлтый (кайза, 6 очков). Для победы необходимо набрать 60 очков. Очки начисляются согласно "карамбольной таблице".
  • Партия в два шара — два игрока, два шара; цель — положить в одну из луз без заказа шар противника.

Пул

  • Прямой пул — За каждый сыгранный заказанный шар присуждается одно очко. Побеждает тот, кто первым наберет заранее оговоренное суммарное число очков. Если наряду с заказанным в лузы падают другие шары, то все они засчитываются в пользу играющего.
  • Трёхшаровая партия кэнон — два битка (партнёра — 2 очка, свой от красного — 3 очка, от битка партнёра — 2 очка), один красный (3 очка). Игра ведётся до 50 или 100 очков. (в английской терминологии нередко встречается под именем english billiards)
  • Пул-8
  • Пул-9
  • 14+1
  • В одну лузу
  • Пул-10
  • Прямой пул в одну линию
  • "Встречный бой"

Французский бильярд

  • Французская трёхшаровая партия карамболь — два битка, один красный. Играется на безлузном столе. Карамболь — Свой биток касается красного, а затем битка партнёра. Один карамболь — одно очко. Как правило, играют до 20 очков.
  • Открытая партия
  • 4 шара — четырёхшаровая версия классического карамболя, распространённая в Азии.
  • Кадре 47/1
  • Кадре 74/2
  • Карамболь от одного борта
  • Карамболь от трёх бортов

ФБСР организует и проводит соревнования по следующим видам Пирамиды:

1. Пирамида свободная.
2. Пирамида комбинированная.
3. Пирамида динамичная.
4. Пирамида классическая.

2. Столы, шары и оборудование

Спортивные бильярдные игры проводятся на столах, имеющих разметку основных линий и точек комплектом из шестнадцати шаров с использованием киев, машинок, мелков, соответствующих стандартам ФБСР.

Шары, которыми ведется игра, маркированы. Пятнадцать из них белого цвета, они могут иметь собственные номера с первого по пятнадцатый. Шестнадцатый шар отличается от остальных цветом (как правило, жёлтый), он не имеет номера и используется всегда при начальном ударе как "биток".

В комплект оборудования для игры могут входить: удлиненные и укороченные машинки и кии, полки для расстановки забитых шаров, суконные и льняные салфетки для протирания киев, шаров и рук, и др. Для замеров на столе игрокам разрешается использовать только кий, нанесение дополнительных разметок на столе запрещается.
Кроме этого для игроков должны быть оборудованы индивидуальные места в зоне игрового стола для наблюдения за игрой соперника и отдыха в процессе игры.

3. Исходное положение шаров на столе

Перед началом встречи пятнадцать прицельных шаров устанавливаются на игровой поверхности стола с помощью треугольника в пирамиду. Шары располагаются вплотную друг к другу в соответствии с правилами конкретной игры.

Передний (головной шар) пирамиды располагается на задней точке стола, а основание пирамиды устанавливается параллельно линии заднего борта.

Шестнадцатый шар (биток) располагается в «доме».

Положение шара на столе определяется точкой касания шара игровой поверхности стола.
Шар, расположенный на линии «дома», считается вне «дома».

Средняя линия не является частью ни одной половины стола. Если шар расположен на средней линии, то он считается на противоположной стороне стола, откуда производится удар.

4. Удар по битку

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.

Началом удара считается момент соприкосновения наклейки кия и битка, вследствие которого биток приходит в движение, а окончанием удара – остановка движения всех шаров на игровой поверхности стола.
Вращающийся на месте шар считается движущимся.

Очередной удар по битку разрешается наносить только тогда, когда все шары на столе прекратили движение после предшествующего удара, а также на стол выставлены или сняты шары, в соответствии с правилами игры.
Удар кием по битку должен исключать контакт наклейки кия с битком в момент его соприкосновения с прицельным шаром (двойной удар, пропих, нажим), а также касание битка наклейкой кия более одного раза.
Удар по битку, когда он соприкасается с прицельным шаром, можно наносить кием под углом не менее 45 градусов к линии центров этих шаров.

При ударе по близко стоящим шарам (на расстоянии менее размера грани стандартного кубика мела) биток после соударения с прицельным шаром своей поверхностью не должен проходить далее центра прицельного шара в исходном положении перед ударом.
Перебрасывание битка через блокирующие прицельные шары ударом наклейки кия в нижнюю часть сферы битка не допускается, за это налагается штраф. Разрешается специальный удар с подскоком - "джамп", когда удар по битку производится наклейкой кия в верхнюю часть сферы шара.

5. Удар битком по прицельному шару

Удар битком по прицельному шару может производиться как напрямую, так и от борта или нескольких бортов. Обязательным условием правильного удара является соударение (касание) битка и прицельного шара. Все события для оценки правильности удара битка по прицельному шару рассматриваются после соударения битка и прицельного шара.

Удар битком по прицельному шару считается правильным, если выполнено хотя бы одно из следующих условий: после удара битка по прицельному шару любой из шаров:
- упал в лузу, кроме битка в игре "Пирамида классическая";
- коснулся двух разных бортов или после касания борта довел до второго борта любой другой шар (коснулся бортового шара);
- коснулся борта и перекатился через среднюю линию стола или перекатил через неё любой другой шар;
- перекатился через среднюю линию стола и коснулся борта или довёл до борта любой другой шар (коснулся бортового шара).

Удар битком по прицельному шару, который касается борта, засчитывается и как удар по прицельному шару, и как касание битком борта. Игрок, делающий такой удар, обязан объявить судье (сопернику) - "удар по бортовому шару". Судья (соперник) должен убедиться в этом и учесть это обстоятельство при оценке правильности удара по прицельному шару. Если "удар по бортовому шару" не объявлен, то считается, что прицельный шар не касался борта.

Удар битком в сторону от соприкасающегося прицельного шара не засчитывается как игра по этому шару. При ударе по линии близкой к касательной этим шарам прицельный шар должен обязательно переместиться, иначе удар квалифицируется как штрафной.

6. Начальный удар и его розыгрыш

В качестве битка при начальном ударе во всех играх Пирамиды используется шар, отличающийся от остальных цветом. Биток считается введенным в игру после удара по нему из исходного положения наклейкой кия.

Игрока, которому надлежит первым произвести начальный удар во встрече, определяет тот из двух соперников, который выиграет розыгрыш перед началом первой партии. Далее до конца встречи соблюдается очередность.

Розыгрыш производится по следующей процедуре:
Соперники располагаются у переднего борта стола по разные стороны от осевой линии. Они используют при розыгрыше только свою половину стола, ограниченную: длинным бортом, осевой линией и передним и задним бортами.
По команде судьи они производят удар «с руки из дома», посылая шар дуплетом от заднего борта к переднему. Касание переднего борта при этом не обязательно.

Розыгрыш выигрывает тот игрок, чей шар остановится ближе к переднему борту, именно он и определяет – кто производит «начальный удар».

Розыгрыш считается проигранным, если шар:
- не коснулся заднего борта;
- зашел на половину соперника или коснулся длинного борта;
- упал в лузу или выскочил за борт.

Розыгрыш повторяется, если оба соперника нарушат правила розыгрыша или их шары остановятся на одинаковом расстоянии от переднего борта.

Розыгрыш заканчивается, как только один из игроков выполнит эту процедуру без ошибки или выиграет розыгрыш.

Начальный удар не является заказным, он производится ударом битка «с руки из дома» по прицельным шарам, установленным в исходное положение. Шары, упавшие в лузы при начальном ударе, кроме битка в "Пирамиде классической", засчитываются и дают право продолжить игру из сложившейся позиции.

При начальном ударе должно быть выполнено хотя бы одно обязательное условие: после удара битка по прицельному шару (шарам):
а) любой из шаров упал в лузу, кроме битка в игре "Пирамида классическая";
б) не менее трёх прицельных шаров коснулись борта (бортов);
в) два прицельных шара коснулись борта (бортов) и при этом любой прицельный шар перекатился через среднюю линию стола.

Если вследствие начального удара соблюдены, предъявляемые к нему условия, но ни один из шаров не упал в лузу, то в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Если условия начального удара не соблюдены или имели место другие нарушения, то на игрока налагается штраф, а его соперник имеет право:
- принять сложившуюся позицию шаров на столе и сам продолжить игру;
- заставить нарушителя произвести следующий удар из этой позиции;
- установить исходное положение шаров на столе и сам произвести начальный удар;
- заставить нарушителя произвести начальный удар из исходного положения еще раз.

Если начальный удар повторяется после штрафного начального удара из исходного положения, то шар со стола на полку за штраф снимается после правильного завершения начального удара.

7. Игра «с руки из дома»

При игре «с руки из дома» нельзя располагать биток на линии "дома". Игрок при этом может играть любой шар, расположенный вне «дома», и в любую лузу. Если игрок намерен сыграть шар, расположенный в "доме", то, перед первым касанием с этим шаром, биток должен сначала коснуться шара или борта, расположенных вне "дома".

Если игрок при подготовке к удару устанавливает биток на линии "дома", или выносит его за линию, судья (соперник) должны предупредить игрока о нарушении правила удара из "дома". Игрок при этом обязан установить шар в "доме". Если он игнорирует предупреждение и делает удар из такой позиции, ему объявляется штраф. Если предупреждения не последовало, то удар из "дома" считается выполненным правильно.

8. Сыгранные, выскочившие и зависшие шары

Шар считается сыгранным (забитым), если вследствие удара он падает в лузу и остается там.
Шар, покинувший игровое поле стола вследствие удара, считается выскочившим. Шары, выскочившие из лузы на игровую поверхность стола, считаются не сыгранными и остаются в игре.

Если выскочивший шар отразился от предмета, не являющегося элементом стола (мел, машинка, осветительный прибор и др.) и возвратился на стол, то он также считается выскочившим. Игра при этом продолжается из сложившейся позиции.
Если за борт выскакивает прицельный шар или несколько шаров, или они забиты с нарушением правил игры, то эти шары выставляются на точку №3, а если она занята, или нужно выставить несколько шаров, то на линию возврата (линию от этой точки до центра заднего борта).

Если в процессе игры биток выскакивает за борт, или забит в лузу, и им предусматривается продолжение игры, то он вводится в игру ударом «с руки», в соответствии с правилами конкретной игры.

Если правилами предусматривается продолжение игры "с руки из дома", а все прицельные шары окажутся при этом в «доме», то «дом» переносится для очередного удара на противоположную сторону стола - симметрично стандартному положению. Удар битком производится оттуда аналогичным образом.

Шары, остановившиеся (зависшие) в створе лузы, но упавшие затем в нее до прекращения движения всех других шаров на столе, считаются сыгранными.

Шары, зависшие в лузе и упавшие в нее после прекращения движения всех шаров на столе, как правило, вследствие внешнего воздействия, возвращаются на место в створ лузы.

9. Выставление шаров на стол и снятие шаров со стола в процессе игры

При выставлении шаров на стол и снятии шаров со стола в процессе игры, когда это предусмотрено правилами, игрок не должен касаться других шаров на игровой поверхности стола, в противном случае на игрока налагается штраф.
Если снятие или выставление шаров затруднено, из-за близко расположенных других шаров, игрок должен пригласить для этой процедуры судью.

Если судья коснётся или переместит шары на столе в процессе выставления или снятия шаров, то он должен восстановить их положение с максимальной точностью. Действия судьи при этом оспариваться не могут.

10. Вмешательство в игру постороннего

Организатор соревнования и судьи должны обеспечивать условия, исключающие возможность вмешательства в игру посторонних лиц, а если такое происходит, то действовать при этом незамедлительно в соответствии с Правилами.
Если вследствие вмешательства в игру постороннего, шары на столе приходят в движение, то позиция шаров восстанавливается и игра продолжается на общих основаниях. Штраф на игроков при этом не налагается.

Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду и игра продолжается «с руки из дома» по правилам «начального удара». При этом предусматривается розыгрыш начального удара.

Решение на эти действия принимает судья.

Аналогичным образом судьи действуют и при чрезвычайных ситуациях (аварии, ветре, сотрясении бильярдного стола и др.).

11. Вмешательство в игру соперника

Вмешательством в игру соперника считаются действия или слова, оказывающие влияние на результат спортивной борьбы.

Судьи обязаны решительно пресекать вмешательство в игру соперника и предупреждать игроков при этом о "неспортивном поведении".

Если соперник переместит положение шара (шаров) на столе, то их положение восстанавливается, виновному в этом объявляется штраф.

Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, а оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду. Игра продолжается «с руки из дома» по правилу «начального удара». Решение на «начальный удар» в этом случае принимает соперник нарушителя.

Если соперник остановит или помешает движению шара в сторону лузы, то шар при этом считается сыгранным, а виновному объявляется штраф.

12. Штрафы

За нарушение Правил игры с игроков взимается штраф. Это или снятие шара со стола на полку соперника игрока-нарушителя или перерасчет текущего счета очков для игры «Пирамида классическая». Шар при этом снимает соперник игрока-нарушителя после выставления на стол всех, предусмотренных правилами, шаров.

Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений – штраф берется в одинарном размере.
Шары, упавшие в лузы при штрафном ударе в промежутке от начала до завершения удара, не засчитываются и выставляются на точку №3 и линию возврата. Если нарушение правил, предусматривающие штраф, произошло после завершения удара, то забитый шар засчитывается, а штрафные санкции сохраняются.

Если при штрафном ударе биток покидает игровое поле стола и им предусмотрено продолжение игры, то она продолжается в соответствии с правилами конкретной игры.

По выставленным шарам и ими можно играть сразу после выставления, если это не противоречит правилам конкретного вида игры.

Штрафы налагаются в следующих случаях:
1.При выскакивании любого шара за пределы игровой поверхности стола.
2.При касании любого шара на столе: одеждой, машинкой, мелом и пр.…
3.При неправильном ударе по битку.
4.При неправильном ударе по прицельному шару.
5.При неправильном начальном ударе.
6.При неправильном ударе «с руки».
7.При неправильном ударе по соприкасающимся и близко стоящим шарам.
8.При замедленной игре.
9.При вмешательстве в игру соперника с перемещением шара (шаров).

После штрафа соперник игрока-нарушителя имеет право продолжить игру сам или заставить нарушителя продолжить игру.

13. Пассивная и замедленная игра

Если в процессе игры после серии ударов (более трех раз подряд обоими игроками) позиция прицельных шаров на столе принципиально не изменяется и это ведет к затягиванию времени игры, судья может приостановить игру и продолжить её из исходного положения. Перед этим он предупреждает игроков о пассивном ведении игры.

Судья при этом расставляет все оставшиеся прицельные шары на столе в форме пирамиды в исходное положение (по возможности симметрично) и продолжает игру «с руки из дома» по правилу «начального удара». При установке пирамиды не заполняется её основание, головной шар располагается на третьей точке. Если прицельных шаров, которые ставятся в пирамиду, менее четырёх, то при начальном ударе при этом достаточным является доведение до борта одного прицельного шара. Игрок, выигравший розыгрыш, определяет - кто производит этот удар.

Если игрок на подготовку и выполнение ударов затрачивает много времени и затягивает игру, то судья (соперник) может потребовать контроль игрового времени. На подготовку и выполнение ударов при этом игрокам представляется не более 45 секунд. Время засекается судьей по секундомеру после полной остановки шаров на столе. В течение партии игрок может взять один раз дополнительное время с уведомлением судьи на оценку позиции - 45 секунд и общее время этой паузы не должно превышать 90 секунд.

Если игрок не укладывается в отпущенное время, судья подает команду «Стоп!», право удара переходит к сопернику. Позиция шаров при этом сохраняется, а на нарушителя налагается штраф.

14. Игры с ограничением времени встречи

Игры в Пирамиду могут проводиться с ограничением времени встречи или партий. Условия ограничения времени определяются в Положении о соревновании. При этом возможны два варианта проведения соревнований.

Первый вариант: Встреча проводится до определённого количества побед в партиях, но при этом устанавливается время продолжительности встречи.

Если к исходу отведённого времени ни один из соперников не выиграл оговоренного количества партий, то победителем объявляется игрок, у которого больше побед в партиях на момент окончания времени встречи. Если на этот момент счёт по партиям равен, то победитель определяется по количеству забитых шаров (очков) в последней партии на момент окончания времени встречи.

Второй вариант: Встреча состоит из серии партий по правилам конкретных пирамидных игр. Каждая партия ограничивается временем.

Если при розыгрыше партии в заданное время ни один из игроков не забивает необходимого количества шаров (очков) для победы, то победа в партии присуждается по текущему счёту на момент окончания времени, отведённого на партию.
Победителем встречи объявляется игрок, который первым выиграет обусловленное количество партий.

Контроль игрового времени возлагается на судейскую коллегию и осуществляется с помощью секундомера или специальных часов со звуковым сигналом. В процессе встречи строго фиксируется именно игровое время, из которого исключаются перерывы на нужды игроков и разъяснения и действия судей по игровым ситуациям.

Время зарождения, как и место появления игры в бильярд до сих пор не установлено. В различных странах ранее существовали игры, которые тогда еще имели очень мало общего с современным бильярдом. Однако именно благодаря развитию этих игр и появился бильярд в том виде, который мы его сейчас можем наблюдать. Так в Германии существовала игра, в которой игрок должен был загнать каменный шар при помощи дубинки в углубление стола, который по периметру был окружен бортами. В Англии играли на земельных площадках, пытаясь прокатить шары по определенным правилам через небольшие ворота. В XV веке многие игры претерпели значительные изменения, перемещаясь с уличных площадок на комнатные столы.
В России бильярд появился в XVIII веке: после визита в Голландию Петр I, узнав об этой игре, приказал изготовить бильярдный стол для себя. Постепенно эта игра начала перекочевывать в дворянские семьи и клубы. В середине XIX века в России появились первые бильярдные фабрики, выпускающие достаточно качественные бильярдные столы и аксессуары к ним.
Развиваясь автономно от других стран, бильярд в России постепенно начал обретать свои стандарты и правила.

МирСоветов сразу обращает ваше внимание на то, что русский бильярд (пирамида) является своего рода собирательным понятием, которое объединяет большое количество игр, проводящихся по определенным общим правилам. В него входят такие разновидности как:
  1. Свободная пирамида (другое название: пирамида или американка);
  2. Комбинированная пирамида (московская пирамида или сибирка);
  3. Динамичная пирамида (невская пирамида);
  4. Классическая пирамида (русская пирамида или 71 очко).
Стол и шары
Без чего уж точно не возможна игра в бильярд, так это без стола. В русский бильярд можно играть на столах размером 8, 9, 10 или 12 футов. Однако на официальных соревнованиях устанавливают только 12-футовые столы. Стол для игры покрывается сукном зеленого цвета, на который нанесена стандартная разметка, о которой мы скажем чуть ниже.
Диаметр шаров используемых для игры в русский бильярд ненамного луз, неопытным игрокам поначалу совсем непросто забить шар. При диаметре шара 68 мм ширина средней лузы составляет 82-83 мм, а угловой 72-73 мм.
Всего в игре участвует 16 шаров. 15 из них являются прицельными и имеют одинаковый цвет. На поверхность каждого шара нанесен уникальный номер от 1 до 15. В начале игры эти шары устанавливаются в форме равностороннего треугольника, так чтобы его основание было параллельно короткому борту, а вершина находилась на специальной точке разметки стола (задняя отметка). Делается это при помощи треугольника. 16 шар располагается в «доме» и называется битком. Домом называется площадь, ограниченная линией дома (линия, проведенная через переднюю отметку), двумя длинными и ближайшим коротким бортом. Линия дома проходит параллельно короткому борту и отстоит от него на расстоянии ¼ длины игрового поля.

Право первого удара
Право нанести первый удар получает человек, который выиграл розыгрыш. Суть его состоит в следующем. Соперники располагаются у короткого борта стола и для удара каждый из игроков используют свою половину, находящуюся слева либо справа от продольной оси стола. Далее игроки производят удар с руки из дома. Выигрывает тот игрок, чей шар, отразившийся от заднего борта, как можно ближе подкатится к переднему борту. Розыгрыш считается проигранным, если шар:

  • не коснулся заднего борта;
  • коснулся бокового борта;
  • перекатился на половину соперника;
  • упал в лузу;
  • выскочил за борт.
При обоюдном нарушении условий розыгрыша, он проводится снова. Повторное проведение розыгрыша необходимо и в случае, если шары оказались одинаково близки к переднему борту. МирСоветов хотел бы подчеркнуть такой момент: если вы становитесь победителем розыгрыша, то вы сами определяете, кому принадлежит право первого удара (можете оставить его за собой, либо предоставить это право второму игроку). В последующих играх право на первый удар передается друг другу поочередно.

Начало игры
Начальный удар производится битком из любой точки дома, при этом бить с самой линии дома не разрешается, т.к. положение шара на линии дома считается «вне дома». Биток считается введенным в игру после того, как по нему нанесли удар наклейкой кия.
Начальный удар считается успешным, если выполняется одно из условий:

  • прицельный шар попал в лузу;
  • три прицельных шара коснулись борта;
  • два прицельных шара коснулись бортов, и один любой шар пересек среднюю линию.
Если игрок не смог выполнить одно из этих условий, то его соперник имеет право:
  • просто продолжить игру (либо самостоятельно совершив следующий удар, либо уступив это право сопернику);
  • вернуть шары в первоначальное положение и самому нанести первый удар;
  • вернуть шары в первоначальное положение и предоставить игроку шанс произвести удар еще раз.
При этом все шары, попавшие в лузу в результате успешного удара, засчитываются бившему игроку.

Если при первом ударе биток попадает в лузу, то дальнейшие действия производят исходя из правил конкретной игры. Если биток попадает в лузу уже в процессе игры, то его выставляют в согласно правилам одной из разновидностей русского бильярда, по которой играется данная партия.
Очередной удар по битку можно производить только после того, как все шары полностью остановятся. За совершение очередного удара при движущемся даже одном шаре (вращение на месте также считается движением) игрок также штрафуется.
Все удары должны выполняться четко, без подталкивания или множественного удара по битку. Если при ударе биток не коснулся ни одного прицельного шара (напрямую или путем отражения от борта), то налагается штраф, а ход переходит к сопернику.
Удар по близкорасположенному прицельному шару, находящемуся на расстоянии менее ½ радиуса шара, производится под углом в 45 градусов к оси центра шаров, таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте или откатился назад, не пересекая штрафную зону.
Прицельный шар считается забитым, если при ударе он попадает в лузу и при этом не происходит нарушения правил. В случае если при ударе не было забито ни одного шара либо имело место нарушение правил, то право хода переходит к сопернику.

Выскочивший шар
Если в процессе игры шар покидает игровую поверхность, то он считается выскочившим, если:

  • шар остановился за игровой поверхностью (в том числе на борту стола);
  • шар вернулся в игровую зону, отразившись от какого-либо предмета (одежды игрока, кия, бильярдного светильника и т.д.).
МирСоветов подчеркивает что, при этом шар всё же будет считаться оставшимся в игре, если, запрыгнув на верхнюю поверхность борта, он самостоятельно вернется в игровую зону. Выставление выскочивших шаров назад на стол происходит уже согласно правилам игры, одной из разновидностей русского бильярда.

Штраф
Штраф налагается на игрока, если:

  • при вынесении битка за линию дома при первом ударе;
  • биток не попал не в один из прицельных шаров;
  • при неправильном ударе по близко расположенному шару;
  • если при ударе ни одна из ног игрока не касалась пола;
  • при выполнении удара игрок задевает какой-либо шар рукой, предметом одежды или древком кия и прочими посторонними предметами;
  • при выполнении очередного удара на столе не остановились все шары;
  • шар выскочил за пределы стола;
  • при двойном ударе.

Разновидности русского бильярда

Как уже говорилось на МирСоветов, существует не одна игра, проходящая по правилам русского бильярда. Но все они отличаются либо целью игры, либо некоторыми своими правилами, по которым игра ведется.
Так при игре в «Классическую (русскую) пирамиду» выигрывает тот, кто первым наберет 71 и более очко по сумме чисел, нанесенных на забитые шары. Но при этом вы должны указать, какой шар и в какую лузу собираетесь забить. У нарушившего правила отнимается 5 очков в пользу соперника.
В «Комбинированной (московской) пирамиде» необходимо ударами только по битку первым забить 8 прицельных шаров (засчитывается как самостоятельно забитые шары, так и шар, получаемый при нарушении правил со стороны соперника).
В случае игры в «Свободную пирамиду» необходимо первым забить в лузу те же 8 любых шаров, но при этом в качестве битка можно использовать любой шар (за нарушения правил со стороны соперника так же, как и в Московской пирамиде, игрок вправе снять со стола любой шар в свою пользу).
«Динамичная (невская) пирамида» перекликается с «Московской», но всё же отличия есть. В этой разновидности русского бильярда необходимо набрать 8 шаров при ударах только по битку. Одно из важных отличий динамичной пирамиды в том, что после нарушения правил соперником вам предоставляется выбор:
  • либо снять штрафной шар в свою пользу и продолжить игру, совершив очередной удар;
  • либо отказавшись от шара в свою пользу, поставить биток в том месте стола, где вам это удобно, и также продолжить игру.
Если пожелаете сыграть в один из видов русского бильярда, вам нужно будет более детально ознакомиться с их правилам каждого из них. Для начала же главное изучить и запомнить общие для всех положения.
Пожалуй, не менее важно знать и некоторые правила этикета при игре в бильярд. Будьте вежливы и никоим образом не мешайте сопернику. Не рекомендуется даже стоять возле той лузы, в которую ваш соперник собирается забить очередной шар. Если вы обходите стол, например, для оценки ситуации, расположения шаров на столе, а в это время ваш соперник совершает очередной удар – подождите, пока соперник завершит свой ход, и только после этого проходите мимо него.
Уважайте своих соперников!

Русским бильярдом (или пирамидой) является собирательное именование ряда разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд - это разновидностьлузного бильярда, имеющая свои особые требования к оборудованию для игры. Существует несколько официальных видов пирамиды, наиболее просты из которых правила американки (свободной пирамиды). Все соревнования по русскому бильярду проходят на инвентаре, подходящим техническим требованиям ФРБ (Федерация Русского бильярда).

  • не дотронулся до заднего борта;
  • прикоснулся с длинным бортом;
  • пересек продольную линию;
  • выскочил либо упал в лузу.

Сыгранный

Шар является сыгранным, когда в результате верного удара он попадает в лузу. Бильярдист сохраняет право сделать следующий.

Зависший шар

Если во время удара он остановился в створе лузы в неустойчивом положении, а потом упал в нее до завершения удара, то он считается сыгранным. Если же он упал в лузу уже после завершения удара либо из-за сотрясения стола, то такой не будет засчитан, судья установит его на первоначальное место.

Выскочивший шар

Выскочившим признается тот, который покинул во время удара поверхность стола, не упав в лузу. Прицельный выскочивший шар ставится после удара на заднюю отметку, штраф не накладывается, сыгранные бильярдистом засчитываются. Если стол покидает биток, то игрок получает штраф, забитые им шары не идут в зачет, а биток ставится на стол, исходя из правил конкретной игры. Если шар, который покинул игровую поверхность бильярдного стола , заденет над ней одежду игрока или кий , то это будет нарушение правил, за него полагается штраф. Если он возвращается на стол, то остается в игре, а ежели покидает его, то считается выскочившим. Не считается нарушение правил, если шар задевает осветительные приборы, скобу лузы или верхние части бортов, а затем вернется на стол.

Выставление шаров

Не заказанные, забитые в нарушение правил и выскочившие прицельные выставляются судьей на заднюю отметку. Если эта отметка занята, то их ставят близко (но не прямо в плотную) к загораживающему шару по продольной линии по направлению к заднему борту. Если данная часть продольной линии уже занята, то он выставляется в сторону центральной отметки.

Вступление в игру соперника

Соперник входит в игру тогда, когда игрок не сыграл шар либо нарушил правила. Если на бьющего бильярдиста наложен штраф, то его соперник, может с учетом сложившейся на столе ситуации потребовать исполнить следующий удар, сказав: «Играй дальше». Незафиксированный выигрыш Если по невнимательности судьи и соперников игра продолжилась несмотря на тот факт, что бильярдист выиграл в партии (сыграл восемь или заработал 71 очко и больше), то при обнаружении данного обстоятельства ему сразу присуждают победу в партии, несмотря на все произошедшие далее события.

Штраф

Штраф в русском бильярде налагается в таких случаях:

  • когда удар произведен не наклейкой кия;
  • когда очередной удар исполнен до завершения предыдущего;
  • когда после удара биток вылетел за границы игровой поверхности;
  • за нанесение двойного удара (пропих);
  • за туш любого из шаров на поверхности бильярдного стола во время игры - кием, мелом, машинкой, руками, элементами одежды и т. п.;
  • когда начальный удар сделан по битку, находящемуся за пределами дома (Моска, РП);
  • за невыполнение игроком правил отыгрыша; - за промах;

Американка

При этой разновидности русского бильярда биток может в пределах дома располагаться в любом месте (но только не на линии дома, поскольку она к нему не относится).

После разбития пирамиды битком, игрок в Американку может выбрать любой шар в качестве битка. Считается попаданием в лузу и падение прицельного шара, и битка (но только после соударения о прицельный шар). Забивший шар бильярдист вправе нанести следующий удар. Правила отыгрыша заключаются в том, что когда не сыгран ни один шар, то после соприкосновения битка с прицельным минимум кто-то из них обязан коснуться до 2-х различных бортов (либо, попав в один борт, довести второй шар до иного борта), или соприкоснуться с одним бортом, а потом пересечь центр стола (либо перекатить через него иной шар), или пересечь его, а далее коснуться борта либо довести иной шар до борта). Победившим признается то бильярдист, который первым забьет 8 шаров.