Икона “Тайная вечеря”: значение, в чем помогает. Икона

Икона “Тайная вечеря”: значение, в чем помогает. Икона "Тайная вечеря": значение, в чем помогает

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

В христианстве много есть чудотворных и очень почитаемых икон. Но есть одна, которую можно встретить в каждом доме. Это икона «Тайной вечери», которая изображает сцену, происшедшую две тысячи лет тому назад накануне

Сюжет

В основе образа лежит библейская история о последних днях Иисуса на земле. Накануне предательства Иуды, ареста и распятия Христос собрал в доме всех своих учеников на трапезу. Во время ее он преломил кусок хлеба и отдал апостолам, приговаривая: "Ешьте, это тело мое, которое ломается за вас на отпущение грехов". Затем он отпил из чаши и также отдал ее своим последователям, приговаривая, что там содержится его кровь для искупления грехов. Эти слова и вошли потом в церковный обряд, известный под названием Евхаристия. Икона «Тайной вечери» также напоминает верующему о том, что в тот далекий день Иисус предрек, что совсем скоро его предаст один из учеников. Апостолы заволновались, спрашивая, о ком идет речь, но Господь подал хлеб Иуде. В Великий Четверг христианская церковь вспоминает это событие особенной службой.

Значение иконы

«Тайная вечеря» - икона, значение которой очень ясное и одновременно не до конца понятное. Главные, центральные элементы - это вино и хлеб, которые стоят на столе. Они говорят о теле и крови Иисуса, который принес себя в жертву. В то же время можно утверждать, что сам Христос выступает в роли агнца, которого традиционно готовили на Пасху иудеи.

Трудно ответить сегодня, когда происходила Тайная вечеря. Икона только передает суть этого события, но и этим она важна. Ведь причащение телом и кровью Господа позволяет каждому верующему стать частью той трапезы, где зарождались основы христианской церкви, ее главное таинство. Она говорит о самом важном в жизни христианина - принять жертву Иисуса, пропустить ее через свое тело и душу, соединиться с ним в одно целое.

Скрытый символизм

Икона «Тайной вечери» является символом правдивой веры и единства человеческого рода. Ученые, исследовавшие библейские тексты, сравнивали их с другими источниками, более древними и независимыми. Они пришли к выводу, что Иисус на своей трапезе проводил ритуал, который установился до него за тысячу лет. Переламывание хлеба, питье вина из чаши - это те вещи, которые делались иудеями и до него. Таким образом, Христос не отвергал старые обычаи, а только дополнил их, усовершенствовал, внес в них новый смысл. Он показал, что для служения Богу не нужно уходить от людей, рвать с ними все отношения, а наоборот, следует идти к людям и служить им.

Самая известная икона и ее анализ

«Тайная вечеря» - икона, которую нередко можно увидеть в трапезной и на кухне. На сегодня существует большое разнообразие образов данной тематики. И каждый иконописец привносил в нее свое видение, свое понимание веры. Но самая популярная икона «Тайной вечери» принадлежит кисти Леонардо да Винчи.

Написанная в конце пятнадцатого века, знаменитая фреска располагается в миланском монастыре. Легендарный живописец использовал особую технику рисования, однако фреска очень быстро начала разрушаться. На образе изображен Иисус Христос, сидящий в центре, и апостолы, разбитые на группы. Идентификацию учеников смогли провести только после того, как в девятнадцатом столетии обнаружили записные книжки Леонардо.

Считается, что икона «Тайная вечеря», фото которой можно найти в нашей статье, изображает момент, где ученики узнают о предательстве. Живописец хотел показать реакцию каждого из них, включая Иуду, ведь лица всех людей повернуты в сторону зрителя. Предатель сидит, сжимая в руке мешок с серебром и поставив локоть на стол (чего не сделал ни один застыл, держа в руке нож. Христос указывает руками на угощение, то есть на хлеб и вино.

Леонардо использует символизм числа три: позади Христа располагаются три окна, ученики сидят по трое, и даже контуры Иисуса напоминают треугольник. Многие люди пытаются найти в образе скрытое послание, какую-то тайну и разгадку к ней. Так, Ден Браун считает, что художник показал трапезу в нетрадиционном ее понимании, утверждая, что рядом с Иисусом сидит Мария Магдалена. В его трактовке - это жена Христа, мать его детей, от которых отнекивается церковь. Но как бы там ни было, Леонардо да Винчи создал удивительную икону, которая знакома не только христианам, но и верующим других религий. Она магнитом притягивает людей, заставляя задуматься о бренности жизни.

Наверняка каждый человек, верящий в Господа, слышал эту икону. Как правило, икона «Тайная вечеря» располагается над парадным входом в храме и люди, которые часто посещают церковь, могут видеть ее. Более того, даже те, кто ни разу не был в храме и не посетил ни одного святого места, может быть знаком с этой иконой благодаря знаменитой фреске, написанной Леонардо да Винчи.

На данной иконе запечатлены последние дни Иисуса Христа. В тот день он позвал всех своих последователей и угостил их хлебом, который символизировал его тело, страдающее за человеческие греховные деяния. Также в качестве угощения Сын Божий предложил им выпить вино, символизирующее его кровь, которая искупит все грехи искренне уверовавших людей.

Два этих главных символа позже использовали для проведения Причастия.

Собственно, они используются и до сих пор, а евангельская сцена указывает на то откуда появилась традиция.


Если поразмыслить глубже что означает икона Тайная Вечеря, становится понятным – она наполнена скрытым смыслом и является знаменем истинной веры и объединения всего человечества. Недавно ученым удалось выяснить, что Иисус во время вечери провел иудейский ритуал. Многие могут подумать, что подобным образом он нарушил древние традиции. Однако все наоборот, своим поступком он доказал, что служение Богу возможно без отрыва от общества и даже существующего уклада. Таким образом Христос, по сути, следовал традициям, которые были и за много времени до него и вдохнул в эти традиции новый смысл – смысл спасительный, для всего человечества.

Где располагают икону

Никто не может знать, в какое именно время происходило это событие. Также невозможно точно узнать, каким образом стало известно, что на ужине находится предатель. Одно можно знать точно, если человек проникся верой и хочет украсить свой дом ликом святых, то он без сомнения может повесить икону с изображением тайного ужина.

Если рассматривать, где вешать икону Тайная Вечеря, то значение не меняется в зависимости от помещения. Многие предпочитают вешать на кухне или в столовой. Этот образ может помочь всем, кто хочет пообщаться с Господом и поведать ему о своих неурядицах. К тому же данное изображение может посылать благословение, помогающее в приготовлении еды. До и после трапезы молясь перед этой иконой можно выразить благодарность Богу за посланную пищу.

Вообще значение иконы Тайная Вечеря является основополагающим для верующих, так как говорит об одном из наиболее существенных евангельских событий и о подвиге Христа.

Многие считают неприемлемым располагать такой образ в спальне, но равно как для кухни тут не наблюдается каких-либо запретов. Если речь ведется про православный дом, то иконы могут располагаться, практически везде (пожалуй, разве только ванна является неприемлемым вариантом). В остальном благословение иконы поможет и на кухне и в спальне.

В чем помогает икона Тайная Вечеря

Как сказано ранее про икону Тайная Вечеря, в доме ее значение многогранно.

Образ может использоваться в различных помещениях и помогать в разных делах

Если говорить о наиболее прикладном и насущном значении, то чаще всего используется образ для освещения пищи.

Помимо этого, может использоваться образ для того чтобы молиться после грехопадения и нарушения каких-либо обетов. Ведь, как вы знаете из описания икона Тайная Вечеря связана с этим. Ведь Христос сам говорил об апостолах, которые в страхе оставят его, об Иуде, который предаст и Петре, который отречется.

Сам Господь говорил о таких проявлениях, которые, пожалуй, следует назвать маловерием. Сами апостолы, которые потом явили чудеса и практически все приняли мученическую гибель, повели себя малодушно, когда Христа взяли под стражу. Поэтому и верующие могут раскаиваться перед этим образом.

Кто изображен на иконе Тайная Вечеря

Ближе всего к Спасителю располагается Иоанн Богослов, который вопрошает о предателе. Сам Иуда выдает себя, он протягивает руку к чаше и выделяется из числа других апостолов.

Другие иконы также изображают Христа и апостолов, но акцент может быть сделан, к примеру, на том как Христос преломляет хлеб, создавая традицию Евхаристии.

Молитва и акафист иконе Тайная Вечеря

Почитание иконы приходится на Великий Четверг в дни Пасхальной недели, этот день является переходящим, то есть каждый год высчитывается отдельно в зависимости от дня Пасхи.

Молитва

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь

Тропарь на Великий Четверг

глас 8

Егда славнии ученицы / на умовении вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый, / сребролюбием недуговав, омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. / Виждь, имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

На иконе Тайная вечеря изображена последняя земная трапеза Господня. Величие и трагизм последней Вечери Его вдохновлял иконописцев и художников всех исторических эпох. В восточной традиции точную дату самых древних икон историкам определить не удалось, но те, что датированы, восходят к XIV – XV векам. Имена их создателей неизвестны, кроме немногих – классический извод Симона Ушакова, незабываемое полотно Николая Ге. Более поздняя западная традиция оставила нам имена да Винчи, Гирландайо, Рафаэля, Фра Анжелико, другие, работы Дюрера, Пуссена, Джотто и даже гениальный насмешник Дали создал свою художественную версию Тайной вечери.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед, говорит, что хотя евангелисты достаточно верно описывают иудейскую предпасхальную трапезу, никто не упоминает о жертвенном ягненке, агнце, который по традиции должен быть заклан, чистой душе, которая должна быть умерщвлена в дань греху…

На той Тайной вечере Агнцем Божием был Он Сам – Сын Божий и Сын человеческий, Иисус Христос. Пастырь и жертва, Он раздал ученикам из рук Своих Свою Плоть и Свою Кровь в виде вина и хлеба, навсегда тем самым отменяя кровавое приношение между людьми. Его кровь скоро станет последней кровью, пролитой перед последней дохристианской Пасхой, а Он – отвергнутый и осужденный как злейший преступник, толком не понятый пока даже Его учениками будет оплакан немногими у подножия Его распятия.

Наша тайная вечеря на таинстве причастия, как о том говорил Владыка Антоний, только слабый блик той, иерусалимской. Она не освобождает нас от греха, который мы ежечасно в себе носим, сообщая лишь предчувствие полной победы Царства Божия. Однако, причастившись Святых даров, что делать дальше, чтобы она наступила? Или всё далее само устроится и, выйдя за церковный порог, можно продолжить обычную жизнь по известному принципу «не согрешишь – не покаешься»?

Те, кто вкушал трапезу Господню на Тайной вечери истинно последовали за Ним, став Его апостолами, когда Его уже не было меж ними. Они, следуя Его путями, вкусили то одиночество, то страдание, ту отверженность – все оплеухи мира, которые в полной мере вкусил Он, и, подобно Ему, в подавляющем большинстве своем приняли мученическую смерть. И выходя из храма после Божественной литургии, не задуматься ли о смысле иконы Тайная вечеря не только в предвкушении пасхальной радости, а как о продолжении собственного крестного пути – с Ним, понимая, что прежде всего Он шел не к нашедшим Его – но к заблудшим, не к благополучным – но к убогим, спускался со светом Любви – во тьму Ненависти. Ведь если помнить тот хлеб и то вино и слова Его призыва совершать эту трапезу в память о Нем, то каждое Причастие действительно станет и для нас малой толикой Тайной вечери Гоподней, обретая всю глубину своего евангельского значения.

Значение иконы
Что сказать о значении этой иконы? Событие, изображенное на ней, – одно из важнейших в духовной истории человечества, когда величайшее из таинств – евхаристия было даровано каждому, кто стал на путь следования за Христом как за Солнцем Правды, приняв Его заповеди как главный жизненный ориентир, выравнивая свою жизнь по Его Истинам. Эта икона – центр иконографических откровений, изображающих двунадесятые праздники. Они в сумме – Евангелие в красках, и «Тайная вечеря» едва ли не самая волнующая духовный мир верующего икона из тех, где отражены события Страстной седмицы. Тайная вечеря – переломный момент самого начала всей грядущей истории Нового Завета.

Святое причастие – при-частие... Причаститься – это значит стать пусть малейшей, но частью Церкви Христовой. Вслушаемся и вдумаемся в эти слова. Быть при-частным – значит стать частью чего-либо, а осознав и приняв величие той трапезы – частью той эпохи, того события, в очередной раз Промыслом Божиим соединившего Небеса и землю.