Самые большие авианосцы. Атомные авианосцы россии и их технические характеристики

Самые большие авианосцы. Атомные авианосцы россии и их технические характеристики

Ударный атомный авианосец «Джон К. Стеннис» вместе с кораблями боевого охранения направлен в зону Персидского залива … Атомный авианосец «Джордж Буш» переброшен к берегам Сирии. … Третий авианосец США прибыл на Ближний Восток.
Из сообщений информагентств за последний год

Несмотря на явную угрозу у своих берегов, Исламская Республика Иран хладнокровно объявила о запуске 180 центрифуг по обогащению урана. Американские авианосные группировки бессильно покрутились у побережья Ближнего востока и взяли курс на родную ВМБ Норфолк…

Всякий раз, когда авианосцы ВМС США «играют мускулами» на публику, на их палубах неизбежно образуется «плевок» от тех, кого они должны были напугать. «Недемократические режимы» словно не замечают страшных 100 000-тонных кораблей и проводят свою независимую политику, ничуть не стесняясь стоящих на рейде «Нимицев» с ядерной силовой установкой.
- В чем сила, брат?
- Сила – в правде.
Почему никто не боится атомных авианосцев типа «Нимиц»? Каким образом США сметают с лица Земли целые государства? Неужели Иран знает какой-то секрет, что позволяет себе так легкомысленно реагировать на присутствие американских авианосных кораблей?

Заблуждение №1. Подгоним к побережью пять «Нимицев» и…

И американские летчики умоются кровью. Все рассуждения о мощи палубной авиации ВМС США - «проецирование силы», «500 самолетов», «в любой момент, в любой точке Земного шара» - на деле являются фантазиями впечатлительных обывателей.

Заблуждение №2. Пять сотен самолетов! Это не фунт изюма!

Начнем, пожалуй, с наиболее известного мифа: на палубах атомного авианосца могут базироваться 80…90…100 (кто больше?) палубных самолетов, которые, естественно, могут разнести в клочья небольшую страну.
Реальность куда прозаичнее: если загромоздить авиатехникой все пространство полетной и ангарной палуб, то на «Нимиц», теоретически, можно «впихнуть» 85-90 самолетов. Разумеется, никто так не делает, иначе возникнут большие сложности с перемещением самолетов и их подготовкой к вылетам.


На практике, численность авиакрыла «Нимица» редко превышает значения в 50-60 летательных аппаратов, среди которых всего 30-40 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» («СуперХорнет»). Все остальное – самолеты обеспечения: 4 самолета радиоэлектронной борьбы, 3-4 самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2 «Хоукай», возможно наличие 1-2 транспортных самолетов С-2 «Грейхаунд». Наконец, эскадрилья из 8-10 противолодочных и поисково-спасательных вертолетов (эвакуация сбитых пилотов – задача не из легких).
В итоге, даже пять супер-авианосцев «Нимиц» едва ли способны выставить более 150-200 ударных машин и 40 самолетов боевого обеспечения. Но разве этого мало?

Заблуждение №3. Авианосцы завоевали полмира!

250 боевых машин – ничтожное количество. В операции «Буря в стакане пустыне» было задействовано … 2600 боевых самолетов (не считая тысяч винтокрылых машин)! Именно столько авиации потребовалось чтобы «немного» разбомбить Ирак.
Возьмем операцию масштабами поменьше – Югославия, 1999 год. Всего в бомбардировках Сербии приняли участие порядка 1000 летательных аппаратов стран НАТО! Естественно, на фоне этого невероятного количества техники, вклад палубной авиации с единственного авианосца «Теодор Рузвельт» оказался просто символическим – всего 10% выполненных задач. Кстати, сверхмощный авианосец «Рузвельт» приступил к выполнению боевых задач лишь на 12-е сутки войны.


Попытка решить любой локальный конфликт силами нескольких авианосцев закончится трагически – палубная авиация не способна обеспечить необходимую плотность бомбовых ударов, у нее не хватит сил, чтобы самостоятельно организовать достойное прикрытие. Часть истребителей-бомбардировщиков придется задействовать в качестве воздушных танкеров, что еще более сократит и без того мало количество ударных машин. В результате, при встрече с более-менее подготовленным противником (Ирак образца 1991 года) – вражеская авиация и средства ПВО перебьют авиакрылья «Нимицев» в первый же день войны.

Заблуждение №4. Плавучие гнезда агрессии и разбоя

1300 боевых вылетов в сутки – интенсивность авиаударов во время операции «Буря в пустыне» поражает воображение. Каждые несколько часов по территории Ирака прокатывались смертельные волны из 400-600 самолетов. Очевидно, что даже 10 суперавианосцев типа «Нимиц» не способны выполнить такое количество работы; они слабы, как щенки, перед мощью тактической авиации наземного базирования.

В 1997 году в ходе международных учений JTFEX 97-2 самолеты с атомного авианосца «Нимиц» установили рекорд – 197 вылетов в сутки. Однако, как это всегда случается на учениях, «достижение» авианосца «Нимиц» оказалось банальной показухой, устроенной перед высоким начальством. Вылеты совершались на дальность не более 200 миль, а часть самолетов просто взлетала с авианосца, делала облет фок-мачты и сразу же приземлялась на палубу. Есть все основания полагать, что эти «боевые вылеты» совершалась порожняком – действительно, зачем цеплять под крылья тонны бомб и ПТБ, если цель учений не нанесение ударов, а заветная цифра в 200 самолетовылетов (кстати, так и не достигнута).

На практике, в боевых условиях, авиакрылья «Нимицев» редко выполняют больше 100 вылетов в сутки. Просто «дешевые понты» на фоне тысяч боевых вылетов авиации Многонациональных сил во время операции «Буря в пустыне».


Но и это еще не все. Ключевая проблема авианосцев в том, что палубные самолеты здорово уступают по характеристикам «сухопутным» самолетам – истребитель-бомбардировщик «Хорнет» просто посмешище на фоне многоцелевого F-15Е «Страйк Игл». Несчастный «Хорнет» не в силах поднять даже бомбу крупного калибра (ограничение при полетах с палубы!), в то время, как F-15E гарцует в небе с четырьмя 900-кг боеприпасами (не считая подвесных топливных баков, прицельных контейнеров и ракет «воздух-воздух»).

Что ж, становится понятно, почему супер-авианосцы ВМС США не рискнули вмешаться и предотвратить оккупацию Кувейта иракской армией летом 1990 года. Вообще палубная авиация проявила тогда удивительную пассивность и даже ни разу не попробовала преодолеть ПВО Ирака. «Непобедимые» авианосцы терпеливо ждали полгода, пока в зоне Персидского залива не образуется миллионная группировка Международной Коалиции при поддержке 2600 боевых самолетов и 7000 единиц бронетехники.

Воистину, – великие «завоеватели» и «разбойники». Вклад авианосцев ВМС США в мировые конфликты просто неоценим: Ирак – 17% от общего количества боевых вылетов авиации, Югославия – 10% всех боевых вылетов авиации, Ливия – 0%. Позорище.
В 2011 году американцы постеснялись приглашать «Нимицы» в Средиземное море, полковника Каддафи «прессовали» 150 самолетов с авиабаз в странах Европы.

Заблуждение №5. Ядерный реактор превращает «Нимиц» в супероружие.

Причина появления ядерного реактора на авианосцах проста – стремление поднять темп выпуска самолетов и, тем самым, увеличить интенсивность работы палубной авиации. Фокус в том, что для эффективного выполнения ударных задач, самолеты должны взлетать группами по 15-20 (а то и более) машин за короткий промежуток времени. Растягивать этот процесс недопустимо – минимальная задержка приведет к ситуации, когда первая пара будет уже над целью, а последняя пара самолетов будет только готовится к взлету с катапульты.

В результате, в короткий промежуток времени требуется обеспечить катапульты огромным количеством перегретого пара. Разогнать два десятка 20-тонных боевых машин до скорости 200 км/ч – энергии требуется так много, что авианосец с обычной ГЭУ замедляет ход вплоть до полной остановки – весь пар «вылетает» из катапульт, вращать турбины оказывается нечем. Янки пытались решить проблему, взгромоздив на авианосец ядерную паропроизводящую установку.

Увы, несмотря на повышенную производительность ЯППУ, вместо эффективного «плавучего аэродрома» американцы получили «вундервафлю» с жизненным циклом в 40 млрд. долларов в современных ценах (для перспективных авианосцев типа «Форд» эта сумма возрастет в 1,5-2 раза). И это только затраты на строительство, ремонт и эксплуатацию корабля! Без учета стоимости летательных аппаратов, авиатоплива и авиационных боеприпасов.

Даже двукратное увеличение количества самолетовылетов - вплоть до 197 в сутки (рекорд!) ситуацию исправить не помогло – палубная авиация была унылым зрелищем в любом из локальных конфликтов последних 50 лет.

Ядерная силовая установка, вместе с её многочисленными контурами, комплектом биологической защиты и целым заводом по производству бидистиллята занимает так много места, что какие-либо разговоры об экономии места за счет отсутствия топливных цистерн с мазутом, просто неуместны.
Увеличение ёмкости цистерн авиатоплива (с 6000 тонн у неатомного АВ типа «Китти Хоук» до 8500 тонн у атомного «Нимица») в большей степени объясняется значительным ростом водоизмещения – с 85 000 тонн «Китти Хоука» до более чем 100 000 тонн у атомного авианосца. Кстати, ёмкость погребов боезапаса больше как раз у неатомного корабля.

Наконец, все преимущества от неограниченной автономности по запасам корабельного топлива теряются при действии в составе эскадры – атомный авианосец «Нимиц» сопровождает эскорт из эсминцев и крейсеров с обычной, неатомной ГЭУ.


Ядерный реактор на борту американских авианосцев –дорогое и бесполезное излишество, негативно влияющее на живучесть корабля, но не имеющее никакого принципиального значения. Несмотря на все усилия американцев, ударная мощь авианосцев ВМС США все равно остается на уровне плинтуса.

Заблуждение №6. Авианосец необходим для войны на чужих берегах.

Свидетельств ничтожности военного значения авианосцев более чем достаточно. Собственно, обитатели Пентагона понимают это гораздо лучше нас, потому в локальных конфликтах всецело полагаются на военные базы США в количестве 800 единиц на всех континентах Земли.

Но каким образом вести войну, при отсутствии зарубежных военных баз? Ответ незамысловат: никак. Если у вас нет авиабаз в Южной Америке, вести локальную войну на другом конце Земли невозможно. Никакие авианосцы и десантные «Мистрали» не заменят пяток нормальных аэродромов с двухкилометровой «бетонкой».

Уникальная Фолклендская война (1982 год) – не аргумент. Британские морпехи высаживались на практически необитаемые острова при вялом воздушном противодействии со стороны ВВС Аргентины. Сорвать высадку аргентинцы никак не могли – аргентинский флот оказался полностью небоеспособен и спрятался в базах.

Еще один интересный миф: современный Авианосец выполняет роль колониального крейсера Британской империи в Занзибаре.

Все-таки 100 000 тонн «дипломатии» внушают - имперский облик авианосца «Нимиц» должен вызывать ужас и трепетание в сердцах несчастных туземцев. Атомная «вундервафля», входящая в любой зарубежный порт, привлекает к себе внимание всех местных СМИ и внушает аборигенам уважение к Америке, демонстрируя всему миру техническое превосходство США.

Увы, даже роль «символа военной мощи Соединенных Штатов» авианосцам оказалась не под силу!

Во-первых, авианосцы типа «Нимиц» просто теряется на фоне других важных событий: размещение американской системы ПРО в Европе, развертывание ЗРК «Пэтриот» на границе с Сирией – все это вызывает куда больший мировой резонанс, нежели очередной бессмысленный поход авианосца ВМС США в Аравийское море. К примеру, граждан Японии гораздо больше волнуют непрекращающиеся бесчинства американских морпехов с базы Футэмма на о. Окинава, чем авианосец «Джордж Вашингтон», тихо ржавеющий у причала в Йокосуке (американская ВМБ в пригороде Токио).


Обычное состояние авианосца ВМС США


Во-вторых, авианосцы ВМС США банально не могут выполнять роль «колониального крейсера в Занзибаре», по причине … отсутствия авианосцев в Занзибаре. Парадоксально, но факт – основную часть жизни атомные исполины мирно спят у пирсов в своих тыловых базах в Норфолке и Сан-Диего, либо стоят в полуразобранном состоянии в доках Брементона и Ньюпорт-Ньюс.

Эксплуатация авианосцев столь затратна, что адмиралы ВМС США семь раз подумают, прежде чем отправить гиганта в дальний поход.
В конце концов, чтобы «навести понт» не обязательно жечь дорогущие урановые стержни и содержать 3000 моряков – для «демонстрации флага» порой достаточно визита одного крейсера или эсминца (читатели наверняка помнят, сколько шума наделал сорванный визит американского штабного корабля «Маунт Уитни» в Севастополь).

Заключение

Проблемы палубной авиации начались с появлением реактивных двигателей. Рост габаритов, масс и посадочных скоростей реактивных самолетов вызвал неизбежное увеличение размеров авианосцев. При этом размеры и стоимость авианосных кораблей росли значительно быстрее, чем боевая эффективность этих монстров. В итоге, к концу ХХ века авианосцы превратились в чудовищные неэффективные «вундервафли», бесполезные как в локальных конфликтах, так и в гипотетической ядерной войне.

Второй удар по палубной авиации был нанесен во время Корейской войны – самолеты научились ловко заправляться в воздухе. Появление воздушных танкеров и систем дозаправки на самолетах тактической авиации привело к тому, что современные истребители-бомбардировщики могут эффективно действовать на удалении в тысячи километров от родного аэродрома. Им не требуются авианосцы и «аэродромы подскока» - мощные «Страйк Иглы» способны за одну ночь прелететь Ла-Манш, промчаться над Европой и Средиземным морем, высыпать четыре тонны бомб на ливийскую пустыню – и еще до рассвета вернуться на авиабазу в Великобритании.

Единственная «узкая» ниша, в которой могут быть применены современные авианосцы – противовоздушная оборона эскадры в открытом океане. Но для решения оборонительных задач мощь «Нимица» избыточна. Для обеспечения ПВО корабельного соединения достаточно легкого авианосца с парой истребительных эскадрилий и вертолетами ДРЛО. Безо всяких ядерных реакторов и сложных катапульт. (Реальный пример такой системы – строящиеся британские авианосцы типа «Куин Элизабет»).

Но главное, такие конфликты исключительно редки – за 70 лет, минувших с момента окончания Второй мировой, морская война случилась лишь однажды. Речь идет о Фолклендской войне в Южной Атлантике. Кстати, в тот раз аргентинская сторона обошлась без авианосцев – имея единственный самолет-заправщик и единственный самолет ДРЛО («Нептун» образца 1945 года), аргентинские пилоты на устаревших дозвуковых «Скайхоуках», успешно действовали на удалении в сотни километров от побережья и, в результате, едва не «укокошили» треть эскадры Её Величества.

Морской флот - это, безусловно, предмет особой гордости любой современной морской державы. На сегодняшний день в мире самой мощной флотилией безоговорочно обладают Именно эта страна, активно претендующая на мировое господство, уделяет самое пристальное внимание техническому развитию своих кораблей, выполняющих самые различные боевые задания во всех уголках планеты. В данной статье будут рассмотрены ныне действующие авианосцы США.

В качестве вступления

В наше современное время в мире есть всего лишь десять государств, которые имеют в составе своих военно-морских сил авианосцы. Безусловными лидерами условного рейтинга являются именно американцы, у которых есть 11 авианосцев. Второе место поделили между собой Италия и Испания. У этих стран есть по два таких корабля. Далее следуют Франция, Бразилия, Индия, Таиланд, Великобритания. У всех этих государств имеется по одному авианосцу.

Назначение

Современные авианосцы Соединённых Штатов - по сути, яркий символ власти и силы. Адмиралы США именуют эти корабли «становыми хребтами» всего военно-морского флота их страны. В принципе, это легко объяснимо, поскольку данные морские суда способны на протяжении нескольких месяцев пребывать в автономном режиме в открытом море или океане, вдалеке от своих сухопутных баз, а также с большой скоростью перемещаться в любую точку на планете, принимать участие в боевых действиях против абсолютно любого противника и при этом находиться от него на громадном расстоянии, обеспечивая тем самым себе высокий уровень собственной безопасности.

Ядро команды

Несмотря на то, сколько авианосцев в США сейчас и сколько их будет в будущем, эти корабли были, есть и будут основой авианосной ударной группы. При этом любое такое судно не имеет собственного мощного оборонительного вооружения и не адаптировано для проведения самостоятельных действий. Авианосец перемещается по водной глади под прикрытием других кораблей. Отличительной чертой ударной группы является ее способность за сутки пройти расстояние почти 1500 километров и параллельно с этим остаться незамеченной для потенциального противника.

Задачи военного времени

Рассматривая боевые задания авианосцев, целесообразно ознакомиться с предназначением всей авианосной ударной группы, которая создана для:

  • Нанесения ударов по различным объектам, которые расположились как на побережье, так и на суше.
  • Авиационного прикрытия и оказания поддержки десанту и сухопутным частям, которые проводят свои действия в прибрежной зоне.
  • Завоевания и удержания абсолютного превосходства в воздушном пространстве в районе проведения запланированной военной операции.
  • Обеспечения других кораблей, десанта, конвоев во время движения их по морю.
  • Блокады прибрежной линии противника.
  • Ведения тактической авиационной разведки.

Собственно говоря, в мирное время Соединённые Штаты путем использования авиационных ударных групп показывают всему миру свою мощь и силу в ключевых с политической точки зрения для страны регионах планеты.

Американские титаны

Итак, давайте же подробнее рассмотрим, сколько авианосцев в США. Как уже было сказано выше, их насчитывается одиннадцать штук. Список авианосцев США имеет следующий вид:

  • «Нимиц».
  • «Дуайт Эйзенхауэр».
  • «Теодор Рузвельт».
  • «Карл Винсон».
  • «Авраам Линкольн».
  • «Джордж Вашингтон».
  • «Джон К. Стеннис».
  • «Гарри Труман».
  • «Джордж Буш».
  • «Рональд Рейган».
  • «Джеральд Р. Форд».

Теперь давайте познакомимся с ними поближе.

Шестой корабль типа «Нимиц»

Именно таким по счету является авианосец «Джордж Вашингтон». Судно был спущено на воду в июле 1990 года. Технические возможности корабля позволяют ему нести на себе около 90 самолетов и вертолетов, для подъема которых непосредственно на палубу используются четыре грузовых лифта. Суммарная площадь палубы составляет 18 000 квадратных метров. Авианосец способен разместить на своем борту порядка 6250 человек. Для остановки судно использует два якоря, вес каждого из которых составляет 30 тонн.

Корабль стал первым для США судном с ядерной энергетической установкой, которое было надолго размещено на военной базе на территории иностранного государства. Произошло это в 2008 году, когда авианосец был откомандирован в Японию. В том же году на корабле произошло чрезвычайное происшествие - сильный пожар. Экипаж смог полностью погасить возгорание лишь через 12 часов, а сумма ущерба составила порядка 70 миллионов долларов. Пострадало при этом 37 человек.

Корабль президентов

«Карл Винсон» - авианосец, вступивший в строй в мае 1982 года. Корабль назван в честь конгрессмена, который на протяжении 29 лет был главой Комитета по делам вооруженных сил. Основным местом службы корабля был Индийский и Тихий океан, а также Судно было задействовано в съемках киноленты «Лучший стрелок».

После уничтожения Усамы бен Ладена весной 2011 года его тело было доставлено именно на этот авианосец, после чего отправлено в воды Аравийского моря. А через полгода Барак Обама и его жена побывали на баскетбольном матче между студенческими командами, который проводился на палубе этого морского гиганта.

Корабль для женщин

На самом деле ничего оскорбительного в этой фразе для моряков-мужчин нет. Просто авианосец «Авраам Линкольн» стал первым в своем роде судном, на котором получили разрешение служить и женщины. К сожалению, здесь не обошлось без трагедии. В октябре 1994 года во время захода на посадку после выполнения учебного полёта погибла офицер Кара Халтринг.

Во время боевой операции в Ираке 2003 года с корабля было совершено свыше 16 500 боевых вылетов.

Авианосец - место, где все подчиняется очень четкой координации и порядку. Поскольку длина взлетно-посадочной полосы - всего лишь 150 метров, то истребители для взлета используют так называемую катапульту, которая, можно сказать, буквально выбрасывает самолет в воздух.

Но самым важным элементом взлетно-посадочной полосы является тормозной трос. Во время посадки пилот самолета должен суметь зацепиться крюком за один из четырех таких стопорных элементов. При этом самолет совершает посадку на полном ходу. Это связано с тем, что в случае неудачи он будет обязан вновь пойти на экстренный взлет. Кстати, на корабле есть так называемая красная комната, в которой пилоты дежурят в полной боевой готовности круглосуточно, будучи готовыми в любую минуту взлететь для выполнения задания.

Интересный факт: два раза в сутки абсолютно каждый член палубной команды выходит на марш. Все эти военные идут вплотную друг к другу и детально рассматривают палубу с целью найти различные посторонние предметы, которые могут нанести крайне нежелательные механические повреждения дорогостоящей турбине.

Борец с ИГИЛ

Авианосец «Гарри Труман» был спущен на воду 25 июля 1998 года при участии тогдашнего президента США Постройка корабля обошлась бюджету страны в 4,5 миллиарда долларов. Стоит также отметить, что этот американский авианосец имеет засекреченное бронирование и ресурс работоспособности, рассчитанный на 20-25 лет.

Первым боевым походом для судна оказался заплыв в Персидский залив в ноябре 2000 года. В конце декабря 2015 года авианосец принял активное участие в операции против террористической организации «Исламское государство». С палубы корабля были совершены боевые вылеты самолетов для совершения ударов по позициям боевиков. Судно и его авиационное крыло взаимодействовали с которые также участвовали в операции в Сирии.

Корабль будущего

Авианосец типа «Форд» - американское боевое судно, которое пришло на смену уже морально и физически устаревшим кораблям «Нимиц». Введение в эксплуатацию нового авианосца планируется на 2017 год.

Отличительной чертой нового судна является наличие на нем электромагнитной катапульты, которая работает с использованием линейного электрического двигателя. Катапульта дает возможность осуществлять разгон истребителей более плавно и аккуратно, что позволяет снизить перегрузки, действующие на стальную конструкцию каждого такого дорогостоящего воздушного борта.

Кроме того, пара новых реакторов, созданных специально для этого авианосца, имеют возможность производить на 25 % больше электрической энергии, чем предыдущие аналогичные энергетические установки. Возникший запас мощности позволяет судну гораздо быстрее выполнять перезарядку катапульты. Сократилось и число обслуживающего персонала, которое теперь составляет 4660 человек. Это позволяет снизить нагрузку на бюджет, поскольку этот американский авианосец обойдется в эксплуатации стране дешевле на 4 миллиарда, чем его предшественник.

Сороковой президент США

Авианосец «Рональд Рейган» стал полноправным членом флота в июле 2003 года. У судна есть пара существенных отличий от своих «собратьев». Первое заключается в наличии трех (а не четырех) высокопрочных тормозных тросов. Второе - носовая часть корабля имеет бульбообразную форму, что сделано для увеличения остойчивости всего авианосца.

«Рональд Рейган» способен нести на своем борту порядка девяноста вертолетов и самолетов. Основной ударной силой корабля являются боевые воздушные суда широкого назначения F/A-18 Hornet, которые уже были многократно испытаны на практике в различных боевых операциях США.

«Грязный» авианосец

Кораблю «Джордж Буш» такое прозвище присвоено неслучайно, а все потому, что на судне очень часто выходит из строя вакуумная система слива туалетов. То есть, проще говоря, забиваются все 423 унитаза корабля. Первые проблемы с ними возникли еще в 2011 году, когда авианосец совершал свой поход в Персидский залив для выполнения боевого задания.

Однако есть и положительные качества у этого корабля. Так, в частности, модернизирована система электроники и коммуникации. Также процесс выполнения заправки выведен на полуавтоматический уровень. На палубе обновлены газоотбойники.

Активный участник спецопераций

Изучая действующие авианосцы США, нельзя обойти своим вниманием и «Теодора Рузвельта». Этот корабль был первым из ныне существующих авианосцев, который собирался с применением модульной конструкции. Каждый модуль строился отдельно друг от друга, а монтаж всех этих частей производился уже в единой точке путем сваривания. Такой принцип постройки судна позволил значительно сократить заявленные изначально сроки выполнения строительных работ. В итоге 25 октября 1986 года корабль был принят на военную службу и стал полноправным членом военно-морских сил США. Начиная с 16 января 1991 года авианосец принимал участие в боевых действиях в Персидском заливе. С его палубы было выполнено 4200 вылетов, которые позволили сбросить почти 5 миллионов фунтов боеприпасов на территорию противника.

После террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года, корабль вышел в боевой поход против Аль-Каиды, базирующейся на тот момент в Афганистане. 4 октября 2001 года с авианосца были нанесены разрушительные ракетные удары из Аравийской акватории по позициям боевиков. В результате операции судно провело 159 дней в море, чем поставило рекорд пребывания кораблей в открытом море после Второй мировой войны.

Вне зависимости от того, сколько авианосцев в США находятся на боевом посту, каждый из них в обязательном порядке регулярно проходит полноценный капитальный ремонт. Не стал исключением в этом вопросе и «Теодор Рузвельт». С лета 2009-го по лето 2013 года он пробыл на верфи Newport News Shipbuilding Благодаря этой реконструкции корабль сможет пробыть в рядах флота США еще 23 года. Итоговая стоимость работ составила 2,6 миллиарда долларов.

Корабль мира

В заключение, заканчивая рассматривать вопрос о том, сколько авианосцев в США, обратим внимание на корабль данного типа под названием «Дуайт Эйзенхауэр».

Это боевое судно было сдано в эксплуатацию в 1977 году. В период 1985-1987 годов корабль пребывал на первой своей плановой реконструкции, а вторая пришлась на 2001-2005 годы. Почти двадцать лет авианосец был «мирным» и не принимал участия в каких-либо военных операциях. Однако в 1991 году его привлекли в зону боевых действий - Персидский залив. В 2000 году корабль обеспечивал бесполетные зоны в Иране во время выполнения операции «Южный дозор».

Не так давно я рассказывал вам о , а сейчас я хочу показать вам, как все устроено на одном из американских авианосцев под названием "Джордж Буш".

Для начала факты. Точное название корабля USS George H.W. Bush (CVN 77). Это один из 11 американских атомных авианосцев класса Nimitz. Самое большое военное судно в мире.

Его строительство началось в 2003 году и обошлось в американским налогоплательщикам в 6,5 миллиардов долларов. Корабль был принят на вооружение армией США в 2009 году. Вот его не полные тактико-технические характеристики: водоизмещение 110,000 тонн, длинна 332.8м, имеет два атомных реактора, развивает скорость до 60км/ч. Корабль перевозит 90 самолётов, вертолётов и истребителей, обслуживается командой в 3,200 человек. Способен находиться в плавании до 20 лет без дозаправки. Этакий современный "Ноев ковчег".

В этом корабле собраны самые последние достижения 21-го века в области судостроения. Среди них - новый дизайн корпуса, изогнутый для повышения плавучести; инновационное покрытие, для снижения радиолокационной заметности; винты определённой конфигурации и много другое.

Авианосцы класса "Нимиц" модульные. Каждый из модулей собирается отдельно, доставляется и присоеденяется к другим модулям в финальной стадии строительства.

Вышка управления оснащена самыми современными средствами навигации, спутниковой связью, мощнейшими радарными системами, способными контролировать ситуацию в воздухе, на воде и под водой на сотни километров вокруг. Сама рубка, как впрочем и весь корабль, покрыты 67мм слоем кевларовой брони.

Рубка и антенны максимально сдвинуты на край палубы, что позволило увеличить пространство для взлёта-посадки самолётов.

На палубе авианосца десятки штурмовиков и истребителей, среди которых F/A-18 Hornet, F-35C, AV-8B Harrier II.

Boeing F/A-18E/F Super Hornet.

Матрос Виктор Бениш на боевом дежурстве во время прохода авианосца через Гибралтарский пролив. Родители парня иммигрировали в США с Украины.

Военные лётчики.



"Джорж Буш" в проливе. Снимок сделан с корабля сопровождения.

Один из 17-ти кораблей поддержки авианосца эсминец USS Truxtun (DDG-103).

Ракетный крейсер USS Philippine Sea (CG-58).

Ещё один эсминец USS Roosevelt (DDG-80).

Ракетный эсминец (DDG 51) ожидает доступа к военно-транспортному топливному кораблю USNS Patuxent (Т-АО 201) в центре, в то время как Patuxent проводит дозаправку ракетного крейсера USS Leyte Gulf (CG 55) справа, и ракетного эсминца "Рузвельт" слева. Корабли готовятся к окончательной разверстке во главе с авианосцем "Джордж Буш" для достижения готовности к выполнению поставленных задач.

Идут приготовления на палубе. Моряки эсминца готовят корабль к приёму топлива.

Посадка вертолёта на один из кораблей сопровождения.

Моряки на вахте во время дозаправки.



Проверка качества топлива.

В трюмах авианосца огромный цех со станками и запчастями. Починить можно и сам авианосец и любой самолёт. Кстати, на обслуживании лётных экипажей задействованно более 2,500 человек. Среди них есть женщины.



Все самолёты запускаются с палубы при помощи катапульты. Принцип её работы очень похож на рогатку: самолёт цепляется передним шасси за разгонное устройство. Оператор задаёт массу и необходимое значение ускорения в систему и она подбирает оптимальную скорость или "натяжение" для разгонного устройства.

Самолёт разгонят двигатель и затем нажимается кнопка пуска катапульты.

Истребитель "выстреливается в небо" и затем продолжает самостоятельный полёт. С посадкой дело обстоит намного сложнее. Лётчику необходимо зацепиться тормозным крюком за трос, натяжение которого увеличивается в зависимости от массы и скорости садящегося судна.

Исключение составляют лишь вертолёты и истребители, способные взлетать вертикально.

Мощный военно-морской флот любого государства определяет политический статус страны. На протяжении нескольких веков самой сильной морской державой считалась Великобритания. Однако после завершения Второй мировой войны пальму первенства взяли Соединенные Штаты Америки. Значительной силой ВМФ страны и национальным достоянием являются атомные авианосцы. США – единственная страна в мире, имеющая на вооружении 11 действующих авианосных кораблей. Остальные 9 стран, которые владеют подобными судами, могут похвастаться одним, максимум двумя единицами техники.

История создания

Идея создания плавучей взлетной полосы принадлежит американцам. И это неудивительно. Основные сражения практически всегда происходят вдали от берегов Северной Америки, при этом США всегда стремились контролировать любые военные конфликты. В 1910 году впервые . Это был легкий американский крейсер Бирмингем, на котором был воздвигнут деревянный помост размером 25х7 метров. Спустя 5 минут летательный аппарат, оборудованный специальными поплавками, успешно приземлился на воду. В следующем году американский офицер благополучно выполнил посадку самолета на искусственно созданную увеличенную палубу крейсера. Проводя дальнейшие исследования, уже в 1915 году была разработана катапульта, необходимая для пуска воздушного судна с борта корабля.

В период Первой мировой войны активно использовался флот Великобритании, по окончании военных действий Америка тщательно изучила действия морской авиации Англии. Первый авианосец США был переоборудован из судна, занимающегося перевозкой угля, и получил имя CV-1 «Лэнгли». На корабле была создана палуба длиной 163 метра и установлены краны для поднятия самолетов на борт. Следующие корабли – авианосец Лексингтон (CV-2) и авианосец Саратога (CV-3) были переоборудованы с линейных кораблей еще на этапе строительства.

1927 год является важной датой в истории американских авианосцев. В этом году было принято решение о строительстве (а не переоборудовании) первых пяти авианесущих кораблей. Каждый из судов вмещал в себя от 70 до 80 самолетов.

В первой половине прошлого века в ряде стран появились авианесущие корабли разных размеров и соответственно, отличающиеся по назначению. Выделяли несколько классов судов.

  • Легкий авианосец. Корабль небольшого размера в сравнении с аналогами другого класса, вмещает от 20 до 50 летательных аппаратов.
  • Эскортный авианосец. Является подвидом легкого авианосца. Эти корабли перестраивались из гражданских судов. Особенностью такой техники являлась низкая скорость и ненадежность в сражениях. Первый экспериментальный авианосец Лэнгли можно отнести именно к этому классу кораблей.
  • Тяжелый/ударный авианосец. Представляет собой тип крупных кораблей, позволяющих осуществлять горизонтальный взлет и посадку. Вмещают от 70 до 100 воздушных судов. Такая морская техника способна нанести масштабные удары по врагу, может длительное время находиться вдали от берега. Во время войны и в послевоенный период были построены такие авианосцы США типа «Эссекс» и «Мидуэй».

Вторая мировая война

Для война началась в декабре 1941 года, в тот момент, когда Япония напала на базу тихоокеанского флота США Перл-Харбор. В течение двух налетов с 6 японских авианосцев вылетело 353 самолета. По итогам атак удалось потопить или повредить 14 кораблей, более 200 самолетов, погибло около 2,5 тысяч человек. Такой агрессии со стороны Японии никто не ожидал. США в тот же день объявили войну «Стране восходящего солнца». По стечению обстоятельств в Перл-Харборе на момент проведения атаки находились только старые корабли. Современные авианосцы располагались в другой части американского побережья.

Авианосцы типа «Эссекс»

В этом же 1941 году были заложены 3 авианосца типа «Эссекс», которые относились к ударному классу авианосных кораблей. Проектировка была начата за 3 года до начала строительства. Изначально планировалось построить всего один такой корабль. Однако после нападения на базу Перл-Харбор в срочном порядке было принято решение о создании дополнительно двух судов. Всего же за годы войны было произведено 24 авианосца данного типа. Примечательным является тот факт, что «Эссекс» принимал участие во многих сражениях, однако ни один из кораблей не был затоплен. Длина судна составляла 266м, максимальная скорость достигала 33 узлов, экипаж включал 3000 человек (в соответствии со штатным расписанием 2 386 чел.). Из снаряжения было около 100 самолетов, зенитная артиллерия и радиолокационное вооружение.

Тип: Ударные авианосецы «Эссекс»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
«Эссекс»
USS Essex (CV/CVA/CVS-9)
31 декабря 1942
15 января 1951
9 января 1947
30 июня 1969
«Йорктаун»
USS Yorktown (CV/CVA/CVS-10)
15 апреля 1943
2 января 1953
9 января 1947
27 июня 1970
«Интрепид»
USS Intrepid (CV/CVA/CVS-11)
16 августа 1943 15 марта 1974
«Хорнет»
Hornet (CV/CVA/CVS-12)
29 ноября 1943
20 марта 1951
11 сентября 1953
15 января 1947
12 мая 1951
25 июля 1989
«Франклин»
USS Franklin (CV/CVA/CVS-13, AVT-8)
«Большой Бен»
«Big Ben»
31 января 1944 17 февраля 1947
«Тикондерога»
USS Ticonderoga (CV/CVA/CVS-14)
8 мая 1944
1 октября 1954
9 января 1947
1 сентября 1973
«Рэндольф»
USS Randolph (CV/CVA/CVS-15)
9 октября 1944
1 июля 1953
25 февраля 1948
13 февраля 1969
«Лексингтон»
USS Lexington (CV/CVA/CVS/CVT/AVT-16)
«Голубой Призрак»
«The Blue Ghost»
17 февраля 1942 8 ноября 1991
«Банкер Хилл»
USS Bunker Hill (CV-17)
24 мая 1943 9 января 1947
«Уосп»
USS Wasp (CV-18)
24 ноября 1943 1 июля 1972
«Хэнкок»
USS Hancock (CV-19)
15 апреля 1944
1 марта 1954
9 мая 1947
31 января 1976
«Беннингтон»
USS Bennington (CV-20)
6 августа 1944 15 января 1970
«Боксер»
USS Boxer (CV-21)
16 апреля 1945 1 декабря 1969
«Бон Омм Ричард»
USS Bon Homme Richard (CV-31)
26 ноября 1944
1 октября 1952
9 января 1947
2 июля 1971
«Лейте»
USS Leyte (CV-32)
11 апреля 1946 15 мая 1959
«Кирсардж»
USS Kearsarge (CV-33)
2 марта 1946 13 февраля 1970
«Орискани»
USS Oriskany (CV-34)
25 сентября 1950 30 сентября 1976
«Энтитем»
USS Antietam (CV/CVA/CVS-36)
28 января 1945 8 мая 1963
«Принстон»
USS Princeton (CV-37)
18 ноября 1945
28 августа 1950
21 июня 1949
30 января 1970
«Шангри-Ла»
USS Shangri-La (CV-38)
15 сентября 1944
1 февраля 1955
7 ноября 1947
30 июля 1971
«Лейк Чемплейн»
USS Lake Champlain (CV-39)
3 июня 1945
19 сентября 1952
17 февраля 1947
1 декабря 1969
«Тарава»
USS Tarawa (CV/CVA/CVS-40, AVT-12)
8 декабря 1945
3 февраля 1951
30 июня 1949
13 мая 1960
«Велли-Фордж»
USS Valley Forge (CV-45)
3 ноября 1946 15 января 1970
«Филиппин Си»
USS Philippine Sea (CV-47)
11 мая 1946
15 мая 1959
28 декабря 1958
1 декабря 1969

Авианосцы типа «Лонг-Айленд»

Учитывая медленную скорость строительства ударных авианесущих кораблей, было принято решение о переоборудовании ряда транспортных судов. Эскортный авианосец можно было построить за несколько месяцев. В начале 40-х годов было переоборудовано 2 транспортника, один из которых был передан британскому флоту. Американский «Лонг-Айленд» использовался преимущественно в качестве тренировочной базы для пилотов и сопровождения других кораблей, лишь однажды он принимал посредственное участие в обеспечении безопасности при битве у атолла Мидуэй. Корабль имел длину 150 метров, скорость около 16 узлов и экипаж до 1000 человек. Вооружение включало 16 самолетов. После окончания войны был снят со службы, однако долгие годы после этого прослужил в гражданских целях вплоть до 1977 года.

Авианосцы типа «Эвенджер»

В этот же период еще 4 транспортника было преобразовано в эскортные авианосцы, часть из которых была передана партнеру США – Великобритании. Технические характеристики судна практически ничем не отличались от авианосцев типа «Лонг-Айленд», разве что на борту базировалось не 16, а 15 самолетов. Главный из четырех описываемых кораблей немецкая подводная лодка смогла потопить недалеко от Гибралтара.

Авианосец типа «Рейнджер»

«Рейнджер» является первым ударным кораблем, изначально проектируемым в качестве американского авианосца. Взлетная полоса выглядела в виде надпалубного сооружения, сделанного из дерева и покрытое сверху тонким слоем стали для защиты при возникновении пожара. Дымоход разделялся на 6 труб – по три с каждого борта. В зависимости от направления ветра подсоединяли одну или другую сторону, тем самым обеспечивалась нормальная видимость для взлета и посадки самолетов. Корабль находился в строю с 1934 года, во время войны патрулировал Атлантический океан, участвовал в операциях 1942 года в Северной Африке. За это время с корабля было осуществлено 496 боевых вылетов самолетов. По окончании войны судно было выведено из состава флота и в 1947 году продано в качестве лома. Длина «Рейнджера» составляла почти 235 метров, скорость 29 узлов, авиационная группа состояла из 86 самолетов.

Авианосцы типа «Йорктаун»

В 30-х годах прошлого столетия также было построено 3 авианесущих корабля, которые являлись модернизированной копией «Рейнджера». Все они активно использовались в военных сражениях. Спустя всего год после вступления США в войну 2 «Йорктауна» было потоплено, третий авианосец «Энтерпрайз» был снят с вооружения в 1947 году. Длина кораблей составляла 246 метров, скорость 32,5 узла, за каждым судном было закреплено по 96 самолетов. Особенно примечательным был авианосец «Энтерпрайз» — он признан самым известным кораблем ВМС Соединенных Штатов в Тихом океане времен Второй мировой войны. Корабль принимал активное участие в сражениях у атолла Мидуэй.

Стоит детальнее рассказать о битве за Мидуэй, так как это сражение было одним из важнейших, повлиявших на итоги войны. Понимая все возрастающую мощь американских авианосцев, Япония детально планировала внезапное нападение на морские силы США, базировавшиеся в районе атолла Мидуэй. Однако, криптографы США сумели рассекретить шифр и узнали о задачах врага. Решив пойти на опережение, адмирал Нимиц отправил 3 полностью укомплектованных авианосца типа «Йорктаун». В результате тяжелых сражений Япония потеряла 4 тяжелых авианосца, 248 самолетов и тем самым упустила возможность ведения атакующей линии поведения в войне. США в этой битве потерял один из авианосцев «Йорктаун».

Авианосец типа «Уосп»

Данный тип представлен всего одним экземпляром корабля. Он являл собой урезанный вариант «Йорктауна». «Уосп» был введен в эксплуатацию в 1940 году, с началом участия США в войне корабль патрулировал воды Атлантического океана, неоднократно переправлял сухопутные самолеты из Англии в Средиземноморье. В 1942 году «Уосп» и его авиация обеспечивали безопасность прохода американских кораблей. Однако на его пути встретилась японская субмарина. При атаке со стороны ВМС Японии авианосец был поврежден и затем потоплен.

Авианосцы типа «Индепенденс»

В условиях острой нехватки авианосцев в период Второй мировой войны было создано еще несколько легких авианесущих кораблей, перестроенных из крейсеров «Кливленд». За 2 года было переоборудовано 9 таких судов. Несмотря на их малый размер и уязвимость, они активно эксплуатировались в годы войны. После войны и развития авиации малый размер палубы не позволял использовать авианосные крейсеры по назначению, поэтому в 1946-47 годах все они были сняты со службы ВМФ США. Часть из них была передана флотам Франции и Испании, часть использовали при ядерных испытаниях, остальные ушли на лом. Длина «Индепенденс» составляла 190 метров, борт вмещал в себя до 30 самолетов.

Тип: Легкие авианосецы «Индепенденс»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
Авианосец «Индепенденс»
USS Independence (CVL-22)
1 января 1943 28 августа 1946
«Принстон»
USS Princeton (CVL-23)
25 февраля 1943 24 октября 1944
«Белло Вуд»/«Буа Белло»
Belleau Wood/Bois Belleau
31 марта 1943 года (США)
23 декабря 1953 (Франция)
1960
«Лэнгли»/«Лафайет»
Langley/La Fayette
31 августа 1943 (США)
2 июня 1951 (Франция)
9 февраля 1964
«Кэбот»/«Дедало»
Cabot/Dedalo
17 ноября 1943 (США)
30 августа 1967 (Испания)
1989

Авианосцы типа «Сайпан»

Группа легких авианосцев 40-х годов, созданных в качестве замены предполагаемых потерь «Индепенденс». Было построено 2 корабля этого типа, оба так и не успели встать на вооружение в военное время. По завершении войны началось усиленное развитие реактивных самолетов, такую тяжелую технику «Сайпан» принять на борт уже не мог. Ввиду этого корабли выступали в качестве вспомогательных судов или учебных экспонатов и были сняты с вооружения только в конце 70-х годов прошлого столетия.

Авианосцы типа «Боуг»

Группа эскортных авианосцев времен Второй мировой войны, чаще всего используемые британскими союзниками. Всего было переоборудовано 45 единиц техники. Отличительными особенностями данных эскортных авианосных кораблей выступали следующие показатели. Из-за нехватки дизельных двигателей, «Боуг» использовал корпус с паротурбинными установками – это увеличило количество выработанного газа, но и способствовало большей скорости судна. Длина корабля была увеличена, сама же палуба была защищена 6-мм листами стали, все это позволило принимать на борт более тяжелые самолеты.

Авианосцы типа «Касабланка»

Самая большая группа эскортных авианосцев, в период войны было создано 50 единиц, строились корабли за рекордные 4 месяца. «Касабланка» отличались от «Боуга» большей скоростью движения и увеличенным ангарным помещением, однако они не могли преодолевать большие расстояния. Также их палуба была короче предшествующих «Боугов», соответственно взлет и посадка самолетов была сложной. В период войны авианосцы активно использовались в качестве поддержки десанта. 5 кораблей было потеряно при сражениях. По окончании боевых действий «Касабланка» стала непригодной к использованию в связи со своими небольшими размерами палубы.

Авианосцы типа «Сэнгамон»

Четыре эскортных авианосца типа «Сэнгамон» были переоборудованы из недостроенных нефтяных танкеров и также участвовали во Второй мировой войне. Корабли служили на территории Атлантики, а позднее Тихого океана. Себестоимость таких судов была достаточно высокой, поэтому не было построено большого количества техники. Все авианосцы «Сэнгамон» были задействованы в операции «Торч». В авиационное вооружение входило 14 истребителей и 17 бомбардировщиков разных видов. В одном из походов «Сенгамон» был обнаружен японскими кораблями. Авианосец пытался оторваться от врагов, но уже на следующий день был атакован самолетом, врезавшимся в палубу. Дыра на палубе достигала 40м², спустя несколько минут авианосец торпедировала субмарина. В этот же день еще 2 камикадзе врезались в борт корабля, оставляя все больше и больше пробоин и сотни погибших. Несмотря на это, «Сэнгамон» продолжал плыть.

Послевоенное время

Морские сражения во Второй мировой войне показали необходимость использования авианосцев для различных целей. Ударные экземпляры принимали непосредственное участие во многих знаменательных сражениях. Эскортные и легкие аналоги обеспечивали безопасность передвижения других судов, перевозили авиатехнику и выступали в качестве учебной техники. Одержав победу, США вместе с союзниками продолжили развитие морской авиации и как следствие, требовался новый авианосец, способный принять на борт тяжелые реактивные самолеты. Ввиду этого большая часть действующих авианесущих кораблей была списана и на их место встали новые более современные и модернизированные экземпляры.

Учитывая развитие техники и кораблестроения были разработаны такие современные классы авианесущих кораблей:

  • Суперавианосец – крупные ударные авианесущие судна, в современное время чаще всего имеющие на борту ядерную установку. Водоизмещение составляет от 50 до 100 тысяч тонн. Включают в себя большое количество летательных аппаратов с возможностью горизонтального взлета и посадки самолетов. Ударными их называют потому, что они способны самостоятельно нанести мощный удар по противнику, без применения дополнительных кораблей. Такие авианосцы имеют возможность длительного плавания.
  • Многоцелевой авианосец – судно водоизмещением 30-50 тысяч тонн с возможностью осуществления горизонтальной посадки. Корабли схожи по своим функциям с суперавианосцами, однако имеют меньший размер, меньшее количество авиации на борту и меньше могут находиться вдали от берега.
  • Легкий авианосец – водоизмещение не превышает 25 тысяч тонн, на нем используются только самолеты вертикального взлета и посадки. Поэтому такой авианосец называют СВВП. Они не такие мощные как предыдущие классы, но и себестоимость их в разы дешевле. В связи с этим некоторые страны используют такие виды судов.

Авианосцы типа «Мидуэй»

Первая группа тяжелых ударных авианосных кораблей была произведена по подобию аналогов Великобритании. Они отличались от своих предшественников большим размером и более мощным бронированием корпуса. В отличие от 25-мм брони всех предыдущих поколений, данный тип имел толщину палубы 87 мм. В военный и послевоенный период было построено 3 экземпляра, но ни один из них не успел побывать в сражениях II мировой войны. При этом корабли участвовали в ряде других сражений, происходящих в мире, в том числе во вьетнамском конфликте. Два из трех авианосцев прошли модернизацию и состояли на флоте почти 50 лет. Длина судна составляла 295 метров, количество авиации в разные периоды варьировалось от 136 до 153 самолетов. Последний авианосец списан в 1992 году, на сегодняшний день является музейным экспонатом.

Операция «Порывистый ветер»

«Мидуэй» участвовал в спецоперации «Порывистый ветер». В 1975 году руководство страны отправило несколько авианосцев к берегам Вьетнама для вывоза жителей Сайгона. Пилот ВВС Южного Вьетнама посадил в небольшой двухместный самолет жену с 5 детьми и вылетел из опасной зоны. В морских просторах он увидел Мидуэй и попросился посадить воздушное судно на авианесущий корабль. Для возможности посадки самолета необходимо было быстро очистить палубу от техники. Капитан Мидуэя отдал приказ убрать с палубы воздушные судна. Некоторые из них пришлось выкинуть за борт, в результате чего было потеряно авиации на сумму 10 млн долларов. К удивлению всех присутствующих на корабле пилот сумел посадить самолет и спас семью.

Авианосцы типа «Форрестол»

Следующими в списке тяжелых ударных авианосцев стали корабли типа «Форрестол», созданные в 50-х годах прошлого столетия. Необходимость в них возникла после проведения анализа морских сражений в районе Корейского полуострова. Было построено 4 судна – это были самые крупные боевые корабли в мире за всю историю кораблестроения на тот момент. Длина составляла 317 метров, благодаря новому техническому оборудованию авианосец мог совершать автономное плавание в течение 90 суток. Вооружение включало в себя радиолокационное оснащение, зенитную артиллерию и до 90 самолетов. «Форрестол» участвовали во Вьетнамской войне и представляли собой базовый набор судов в ВМФ США. Последний из кораблей был выведен из строя в 1998 году.

Авианосцы типа «Китти-Хок»

После испытаний в бою и эксплуатации предыдущей серии авианосцев «Форрестол» было исправлено несколько элементов в проектировке судов. В 60-х годах мир увидел 4 образца усовершенствованных моделей под названием «Китти-Хок». Основным отличием от предшественников являлась и другое размещение лифтов. Длина составляла 326 метров, экипаж достигал 5 624 человек – без учета авиа пилотов, на борту находилось около 80 самолетов и вертолетов. Последний из авианосцев был выведен из состава флота в 2009 году.

Появление атомных авианосцев

С развитием ядерной энергетики проводилось множество морских экспериментов и испытаний. Для этого использовали некоторое количество авианосцев, переживших Вторую мировую войну, но не способных принимать на борт новые . После проведения ряда исследований Америка решилась на невероятное. Началось строительство принципиально нового авианесущего судна, аналогов которому в мире не существовало. Это был атомный ударный суперавианосец «Энтерпрайз». Он был введен в эксплуатацию в 1961 году. Изначально было запланировано строительство 5 подобных судов. Однако учитывая огромную себестоимость – 451 млн долларов, было решено остановиться на единственном экземпляре. Его длина составляет 342 метра. Возможность автономного плавания достигала 13 лет. Это в разы превышало возможности всех остальных авианосцев США и мира. «Энтерпрайз» участвовал в Карибском кризисе и Вьетнамской войне.

В 1969 году произошло трагическое событие, одна из ракет по неосторожности экипажа взорвалась и врезалась в бак одного из самолетов, стоящих на палубе. В результате катастрофы погибло 27 человек, общий материальный ущерб составил 126 миллионов долларов. После проведения ремонтных работ и модернизации ряда элементов корабль продолжил участие в боевых операциях. В частности, в Афганистане и Ираке. В 2011 году был замечен недалеко от берегов Сомали, где помогал в борьбе с морскими пиратами. В 2012 году авианосец был выведен из состава флота. Однако лишь в феврале 2017 года был официально списан. Это было связано с тем, что ВМС США планировали произвести замену «Энтнрпрайза» на новый американский суперавианосец, который был готов лишь в 2017 году.

Авианосцы типа «Нимиц»

Основные авианосцы, действующие на данный момент в ВМС США являются судна типа «Нимиц». Корабли так же как и «Энтерпрайз» и «новый «Форд» имеют ядерную силовую установку. Первый корабль этого типа был введен в эксплуатацию в 1975 году, последний в 2009 году. Себестоимость производства составляет 4,5 миллиарда долларов, возможна эксплуатация в течение 50 лет. Период перезарядки атомного реактора составляет 20 лет. Всего было выпущено 10 единиц. Авианесущие корабли «Нимиц» принимали активное участие в операциях, связанных с военными конфликтами в Югославии и Ираке. На сколько качественное бронирование установлено на авианосцах США неизвестно, поскольку они используются в данный момент, однако есть основания полагать, что при производстве использовались кевларовые пластины толщиной 63,5 мм. Такой защиты недостаточно при прямом попадании современных ракет, однако противовоздушные системы обороны по заявлениям ВМФ США не допустят приближения этих ракет в опасную зону вокруг корабля.

Тип: Ударные авианосецы «Нимиц»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
«Нимиц»
USS Nimitz (CVN-68)
3 мая 1975 Стоит на вооружении
«Дуайт Эйзенхауэр»
USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69)
18 октября 1977 Стоит на вооружении
«Карл Винсон»
USS Carl Vinson (CVN-70)
13 мая 1982 Стоит на вооружении
«Теодор Рузвельт»
USS Theodore Roosevelt (CVN-71)
25 октября 1986 Стоит на вооружении
«Авраам Линкольн»
USS Abraham Lincoln (CVN-72)
11 ноября 1989 Стоит на вооружении
«Джордж Вашингтон»
USS George Washington (CVN-73)
4 июля 1992 Стоит на вооружении
«Джон К. Стеннис»
USS John C. Stennis (CVN-74)
9 декабря 1995 Стоит на вооружении
«Гарри Трумэн»
USS Harry S. Truman (CVN-75)
25 июля 1998 Стоит на вооружении
«Рональд Рейган»
USS Ronald Reagan (CVN-76)
12 июля 2003 Стоит на вооружении
«Джордж Буш»
USS George H. W. Bush (CVN-77)
10 января 2009 Стоит на вооружении

Сколько авианосцев у США сегодня?

Военно-морской флот США имеет в составе 11 атомных ударных авианосцев. Американские авианесущие корабли значительно превышают по мощности все остальные авианосцы в мире вместе взятые.

Самая последняя разработка в сфере авианосцев представлена новым кораблем типа «Форд», который вступил в ряды ВМФ Америки 31 мая 2017 года. На сегодняшний день среди действующих авианосцев в мире «Форд» — самый большой экземпляр. Стоимость его строительства обошлась американцам почти в 13 миллиардов долларов. Судно оснащено электромагнитной катапультой Emals, которая обеспечивает более плавный разгон самолетов. Новые реакторы способны создавать на 25% электроэнергии больше, чем его предшественник. Благодаря увеличенному количеству автоматизированных элементов удалось сократить количество задействованных при эксплуатации человек. Таким образом, появляется экономия при использовании корабля в размере 4 миллиардов долларов. «Джеральд Р. Форд» имеет возможность автономного плавания до 30 лет.

Боевые корабли с ядерными силовыми установками стоят в том же ря­ду, что и пароход, гребной винт и другие великие изобретения, которые позволяют военно-морским силам одерживать победы над неприятелем. Военно-морской флот США с самого начала отнесся к программе стро­ительства атомных судов очень серьезно, и первым таким судном стала подводная лодка «Наутилус» (SSN-571). Лодка вступила встрой 21 ян­варя 1954 г., и за ней последовал целый ряд атомных субмарин различ­ных классов.

Потом пришла очередь надводных кораблей; впрочем, их было значительно меньше. В общей сложности было построено всего лишь девять атомных крейсеров, фрегатов и эсминцев; к концу XX ве­ка все они были выведены из состава действующего флота и отправле­ны на металлолом. Военно-морской флот США обнаружил, что ядерными силовыми установками рентабельнее всего оборудовать подводные лодки и сверхтяжелые авианосцы .

ЭВОЛЮЦИЯ АВИАНОСНОГО ФЛОТА США

Первым атомным супергигантом был авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» (CVN-65), вступивший в строй 25 ноября 1961 г. и бессменно остававшийся в его составе до 2012 года, за исключением пере­рывов на капитальные ремонты и дозаправку ядерным топливом.

Первым представителем следующего класса американских атомных авианосцев стал «Нимиц» (CVN-68), который вошел в строй 3 марта 1975 г. За ним последовали авианосцы «Дуайт Д. Эйзенхауэр» (CVN-69) и «Карл Виисон» (CVN-70), также принадлежащие к классу «Нимиц». Последний в этом ряду корабль «Карл Винсон» вступил в строй в 1982 г. Первым кораблем следующей серии атомных авианосцев стал «Теодор Рузвельт» (CVN-71), который вошел в строй 25 октября 1986 г., то есть более чем через десять лет после «Нимица».

Следующей новинкой для американской авиации морского базирова­ния станет футуристический авианосец, который служит сейчас пред­метом оживленных обсуждений среди военно-морских специалистов всего мира. Это будет атомный авианосец XXI века CVN-21. Конечно, из практических соображений этот авианосец сейчас носит бортовой номер CVN-78, очередной номер после авианосца ВМФ США «Джордж Г. У. Буш» (CVN-77). По внешнему виду это судно будет мало отличаться от своего предшественника, однако системы внутри корпуса будут гораздо более современными.

Главный итог развития ВМФ США в начале нового тысячелетия - вывод из его состава многих типов самолетов. Снят с вооружения любимый пилотами и имеющий почти культовый статус F-14 «Томкэт», такая же участь постигла S-3 «Викинг». На смену эти самолетам пришел F/A-18E/F «Супер Хорнет», а в перспективе ожидается постановка на вооружение революционного единого ударного истребителя F-35C. Основной самолет радиоэлектронного противодействия ЕА-6B «Праулер» будет заменен самолетом EA-18G. Самолет командования и управ­ления Е-2 «Хокай» начал свою службу на флоте еще в 1973 г. Сейчас ВМФ США испытывает значительно усовершенствованным «Хокай» E-2D, оборудованный радиолокатором с активной решеткой ADS-18. Он должен заменить самолет «Хокай» E-2D.

Кроме того, к самолетам «Оспрей» и «Харриер» присоединятся беспи­лотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок», RQ-8A и MQ-8B «Файр Скаут». Не исключено, что дни, когда воздушная группа состояла из истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, противолодочных и разведывательных самолетов, а также самолетов-заправщиков, прошли, однако всегда останется место для авиации наземного базирования, которая компенсирует уязвимые места в боевой мощи авианосцев.

АТОМНЫЕ АВИАНОСЦЫ США: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ЭНТЕРПРАЙЗ»

Полное водоизмещение: 104400 т.

Длина: 342,5 м; ширина полетной палубы: 76,9 м

Энергетическая установка: 8 атомных реакторов A2W и 4 паровые турбины, вращающие 4 винта; 4 резервных генератора мощностью 10070 л. с; мощность на валу 280000 л. с.

Максимальная скорость: более 30 узлов

Вооружение: 2 ракетные установки «Си Спарроу»; 2 зенитно-ракетных комплекса; 3 ар­тиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс» калибра 20 мм: разнообразные автоматические пушки калибра 50 мм и 60 мм для отражения атак с моря.

Экипаж: 3500 человек; воздушная группа: 2480 человек

Палубная авиация: 85 самолетов, в том числе единые ударные истребители F-35C; F/A-18 «Хорнет»; ЕА-6В «Праулер»; Е-2С «Хокай»

В 2012 году авианосец «Энтерпрайз» был выведен из состава ВМС США. Еще во время последнего плавания авианосца началась выгрузка боезапаса из его гигантских погребов. Вертолеты забирали боеприпасы, которые затем доставлялись на идущие на траверзе «Энтерпрайза» транспорты. Для вывоза всех боеприпасов потребовалось 1260 вертолетных рейсов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «НИМИЦ »

Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Длина: 333,1 м; ширина полетной палубы: 76,9 м.

; одной заправки ядерного топлива должно хватать на 15 лет; 4 резервных дизельных генератора мощностью 10070 л. с.

Вооружение: 2 пусковые ракетные установки (по 21 ракете), 3 артиллерийские установ­ки ближнего боя «Фаланкс» калибра 20 мм, 2 пусковые ракетные установки Мк 29 «Си Спарроу».

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов, хотя типичная воздушная группа состо­ит из 72 самолетов и 6-8 вертолетов.

Ожидается, что «Нимиц» пробудет составе действующего флота до 2033 года.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США « ДУАЙТ ЭЙЗЕНХАУЭР»

Второй корабль класса «Нимиц».

Полное водоизмещение: от 101100 до 104400 т.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, сопряженных с 4 па­ровыми турбинами; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: более 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК RIM-7 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США « КАРЛ ВИНСОН»

Полное водоизмещение: от 101300 т.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, сопряженных с 4 па­ровыми турбинами; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: более 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS, предназначенных для борьбы с противокорабельными ракетами.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ»

Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Полное водоизмещение: от 101100 до 104400 т.

Длина: 333,1 м; ширина: 76.9 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины, одной заправки ядерным топливом хватает на 15 лет; 4 резервных дизельных дви­гателя мощностью 10070 л. с; мощность на валу 260000 л. с.

Вооружение: пусковые ракетные установки «Си Спарроу»; 20-мм артиллерийские уста­новки ближнего боя «Фаланкс»; пусковые ракетные системы с 21 ракетой.

Палубная авиация: 80 самолетов, хотя типичная воздушная группа состоит из 72 само­летов и 6-8 вертолетов

Ожидается, что «Теодор Рузвельт» пробудет в составе действующего флота до 2038 года. Авианосец ВМФ США «Теодор Рузвельт» (CVN-71) отличается от «Нимица» настолько существенно, что его считают принадлежащим к отдельному классу или подклассу.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «АВРААМ ЛИНКОЛЬН»

Полное водоизмещение: до 104112 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН»

Полное водоизмещение: до 104200 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОН С. СТЭННИС»

Полное водоизмещение: до 103300 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

Авианосец «Джон К. Стеннис» относится к подклассу «Теодор Рузвельт», и одной из его не слишком очевидных, но весьма эффективных особенностей является броня, облегченная на 5900 т. За счет этого корпус судна сделан двойным, и испытания показали, что это уменьшает урон, который причиняют суд­ну торпеды.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ГАРРИ ТРУМЭН»

Полное водоизмещение: до 103900 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «РОНАЛЬД РЕЙГАН»

Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Полное водоизмещение: до 104400 т.

Длина: 333,1 м; ширина: 76,9 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, одной заправки ядерным топливом хватает на 15 лет. Мощность на валу составляет 260000 л. с., что обеспечивает постоянную скорость свыше 30 узлов. Судно оснащено четырьмя резервными дизельными двигателями мощностью 10070 л. с.

Вооружение: пусковые ракетные установки «Си Спарроу», 20-мм артиллерийские уста­новки ближнего боя «Фаланкс»; пусковые ракетные системы с 21 ракетой.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа: 2480 человек

На Рональде Рейгане» могут базироваться до 90 самолетов, однако ти­пичная воздушная группа состоит из 72 самолетов и 6-8 вертолетов. Корабль бу­дет входить в состав действующего флота минимум 50 лет, то есть до 2053 года.

Авианосец ВМФ США «Рональд Рейган» (CVN-76) по внешнему облику слегка отличается от сво­его предшественника. Большинство его внутренних систем приводятся в действие электриче­ством. В результате «Рейган» считается представителем отдельного подкласса.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОРДЖ Г. У. БУШ»

Десятый и последний корабль класса «Нимиц».

Построен в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, компанией «Нортроп Грумман Ньюпорт-Ньюс Шипьярд» (преемницей компании «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драйдок»).

Вступление в строй: судно получило свое имя 7 октября 2007 г., вступило в строй 10 января 2009 года

Полное водоизмещение: свыше 104400 т.

Длина: 333,1 м; ширина: 76,9 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауэ» A4W, 4 паровые турбины; мощность на валу составляет 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение. 2 ЗРК Мк 29 «Си Спарроу»; 2 ЗРК RIM-116; 3 20-мм артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс».

Бронирование: 64-мм кевларовая броня вокруг жизненно важных зон.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа: 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

Авианосец «Джордж Буш» обладает рядом усовершенствований по сравнению со своими предшественниками. В частности, корабль оснащен модернизированной надстройкой (так называемый «остров»), отличающейся новой радарной башней с уменьшенной радиолокационной заметностью, усовершенствованной навигационной системой и бронированным остеклением.

Корабль имеет новый дизайн носовой части, повышающий характеристики обтекаемости и плавучести и снижающий радиолокационную заметность. Переработана система хранения авиационного топлива и заправки палубных самолетов. В целом, «Джордж Буш» по сравнению с предшественниками обладает повышенным уровнем автоматизации и пониженными трудозатратами экипажа. В какой-то мере он может считаться переходной ступенью к авианосцу нового класса – «Джералд Р. Форд».

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖЕРАЛД Р. ФОРД»

Судостроительная верфь «Грумман Ньюпорт-Ньюс Шипьярд», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Вступление в строй: 2016 год.

Полное водоизмещение: вероятно, более 100000 т; длина и ширина такие же, как у CVN-77.

Скорость: более 30 узлов в крейсерском режиме.

Вооружение; ракетные пусковые установки «Си Спарроу», другие ракетные установки; 20-мм артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс».

Экипаж (в том числе воздушное крыло): 4660 человек, на 1000 меньше, чем у авианос­ца «Нимиц» (CVN-68).

Палубная авиация: 75 и более самолетов и вертолетов, в том числе F-35C (единые ударные истребители); F/A-18E/F; EA-18G; E-2D; MH-60R/S и беспилотные боевые летательные аппараты.

Будет использоваться новый атомный реактор; технология «стелс» поможет уменьшить радиолокационную сигнатуру судна.

Корабль сможет находиться в строю без дозаправки ядерным топливом почти половину своей жизни (двадцать пять лет). «Форд» будет входить в состав действующего флота до самого конца 2060-х годов

ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ

Авианосный флот США располагает палубной авиацией, не имеющей аналогов в мире по численности и боевой мощи. По состоянию на 2013 год в ВМС США имелось 765 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Супер Хорнет» различных модификаций. Эти самолеты являются главной ударной силой американского авианосного флота.

Кроме истребителей-бомбардировщиков, по состоянию на 2013 год ВМС США располагали:

  • 85 противолодочными самолетами «Локхид» S-3 «Викинг»,
  • 170 патрульными самолетами «Локхид» P-3 «Орион»,
  • 127 транспортными самолетами различных моделей,
  • 65 палубными самолетами ДРЛО,
  • 87 палубными самолетами РЭБ «Грумман» EA-6B и 1 EA-18G,
  • более чем 500 палубными вертолетами различных моделей.

Организационно палубная авиация ВМС США состоит из воздушных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов. Те, в свою очередь, состоят из авиакрыльев, которые делятся на эскадрильи.

Рассмотрим основные типы авиационной техники, состоящей на вооружении палубной авиации ВМС США.

САМОЛЕТЫ F/ A-18С И F/ A-18 E «ХОРНЕТ»

Фирма-изготовитель: компания «Боинг Эйркрафт».

Энергетическая установка: два турбовентиляторных двигателя «Дженерал Электрик- F414-GE-400

Максимальная скорость на высоте: 1915 км/ч.

Дальность полета с подвесным топливным баком: 3300 км.

Практический потолок: 15500 м.

Вооружение: 20-мм автоматическая пушка М61А1/А2 «Вулкан»; на внешней подвеске самолет может нести свыше 8000 кг другого оружия, включающей почти все бомбы и ракеты, которые применяются в ВМФ США.

ЕДИНЫЙ УДАРНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-35C

Перспективный палубный истребитель-бомбардировщик пятого поколения.

Изготовитель: компания «Локхид Мартин».

Энергетическая установка: форсированный турбовентиляторный двигатель «Пратт энд Уитни» F135 с бесфорсажной тягой 13 000 кгс, на форсаже 19500 кгс.

Максимальная скорость на высоте: 1907 км/ч.

Дальность полета: 1150 км.

Практический потолок: 14400 м.

Самолет F-35C отличается большими складными крыльями и стабилизаторами, что улуч­шает полетные характеристики на малых скоростях, а также более надежным шасси, хорошо вы­держивающим удары при посадке на палубу авианосца. Крылья повышенной площади увеличат дальность полета и грузоподъемность, и с полными внутренними баками истребитель будет иметь вдвое большую дальность полета, чем F/A-18C, и сможет выполнять практически те же задачи, что и более тяжелый «Супер Хорнет». В фюзеляже смонтирована четырехствольная 25-мм пушка GAU-22/A, имеется 4 внутренних и 6 внешних точек подвески, на которых может размещаться разнообразное ракетное вооружение.

САМОЛЕТ ДРЛО Е-2 «ХОКАЙ»

Е-2 "Хокай"

Изготовитель: «Нортроп Грумман».

Энергетическая установка: два турбовинтовых двигателя «Эллисон» Т56.

Максимальная скорость: 695 км/ч.

Дальность полета: 2975 км.

Практический потолок: 9400 м.

Вооружение: отсутствует.

Самолет-разведчик Е-2 «Хокай» - это «небесное око» . Последняя модификация этого самолета может вести наблюдение сразу за двумя тысячами целей (и обна­руживать двадцать тысяч целей одновременно) на расстояниях, превышающих 650 км, и одно­временно наводить на цели от сорока до ста самолетов.

ВЕРТОЛЕТ SH 60 «СИХОК»

Легкий палубный многоцелевой вертолет, представленный в различных модификациях: базовой, противолодочной и поисково-спасательной.

Изготовитель: «Сикорски».

Энергетическая установка: два турбовальных газотурбинных двигателя 1260 KW «Дженерал Электрик» T700-GE-401C.

Максимальная скорость: 270 км/ч.

Дальность полета: 700 км.

Боевой радиус (в противолодочном варианте): 185 км.

Практический потолок: 5800 м.

Вооружение (в противолодочном варианте): 3 торпеды, или 3 ПКР, или 4 ракеты Hellfire.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам книги Кит и Кэролин Боннер «Военные корабли. Мощь и сила современного флота». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.