Использование светодиодных светильников в детских садах. Запрет на использование светодиодных светильников в школах. Дошкольные учреждения. Можно ли применять светодиодные светильники

Использование светодиодных светильников в детских садах. Запрет на использование светодиодных светильников в школах. Дошкольные учреждения. Можно ли применять светодиодные светильники


Многие задают вопрос – можно ли применять светодиодные светильники в школах?


Ученые, работающие в сфере гигиены, провели исследование, которое позволило ответить на этот вопрос.
В исследовании принимали участие взрослые и дети, а в его основе лежала сравнительная оценка условий работы в свете традиционных люминесцентных светильников и набирающих обороты светодиодных энергосберегающих светильников - рассказывает заведующая отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Любовь Текшева.

  • ее отсутствие допускается лишь в некоторых помещениях. Это умывальные, снарядные, душевые, а также уборные при гимнастическом зале и аналогичные помещения для персонала;

Обратите внимание! В естественном освещении не нуждаются кладовые и радиоузлы, хранилища дезсредств и т.п.

  • обязательно проектирование бокового левостороннего освещения. Правосторонняя подсветка проектируется при наличии глубины помещение свыше 6 м. В данной ситуации допускается направление главного светового потока сзади учащихся;
  • в помещениях, связанных с трудовым обучением (например, спортивные и актовые залы), используется двусторонняя боковая естественная и комбинированная (боковая и верхняя) подсветка;

Обратите внимание! Что касается естественной подсветки, то здесь нужно учитывать значение коэффициента естественной освещенности или КЕО.

Оптимальное значение КЕО для учебных помещений - 1,5% (при боковом естественном освещении).

Искусственная подсветка игровой зоны

Для создания искусственного освещения в детских садах допускаются к использованию светильники с соответствующим ГОСТом. При этом используемые светильники должны отвечать требованиям места своей эксплуатации. Например, для подсветки лестничной клетки или детских площадок следует использовать осветительные приборы уличного типа с усиленной конструкцией корпуса, а для освещения комнат – обычные светильники для внутренних помещений.

Дополнительные требования к световому оформлению помещений дошкольных сооружений

Все оконные проемы детского садика обязаны быть оснащены:

  • регулируемыми солнцезащитными устройствами по типу жалюзи;
  • тканевыми шторами. Что важно - светлых тонов, сочетающихся со светлым оформлением помещения и мебели. Они должны размещаться в простенках тогда, когда в них нет необходимости.

Обратите внимание! В детских учреждениях не рекомендуется использовать шторы, изготовленные из поливинилхлоридной пленки.

Кроме этого на показатели освещенности способны оказывать значащее влияние краски и материалы, применяемые для внутренней отделки . Так, матовые поверхности способны создать определенный коэффициент отражения. При том, этот коэффициент будет различным для разных поверхностей:

  • для потолка он будет в диапазоне 0,7 - 0,8;
  • для пола - 0,3 - 0,5;
  • для стен - 0,5 - 0,6.

Внутренняя отделка групп в садике

Чтобы добиться требуемой отражающей способности поверхностей внутри помещений детского сада, необходимо оперировать правильными цветами:

  • для мебели (например, парты, столы, а также шкафы) следует выбирать цвета натурального дерева или отдавать предпочтение светло-зеленым оттенкам;
  • для стен в учебных помещениях подойдут такие оттенки и цвета, как голубой, розовый, зеленый, бежевый и желтый;
  • для дверей и следует выбирать светлые тона. Лучшим решением будет белый цвет.
  • классные доски и другие поверхности, предназначенные для обучающих целей, должны иметь темно-коричневый или темно-зеленый цвет.
  • Обеспечивать на партах, столах, доске преподавателя оптимальную и равномерную освещённость. При недостаточной освещённости глаза устают, при избыточной тоже устают. Люди должны комфортно читать и писать, различать мелкие детали учебных пособий.
  • Обеспечивать хорошую цветопередачу, не искажать цвета освещаемых объектов.
  • Быть комфортными для глаз, не слепить даже при прямом взгляде на светильник. И взрослые, и дети, задумавшись, часто водят глазами по потолку, это не должно приводить к кратковременному ослеплению и «зайчикам» в глазах.
  • Быть одного цвета. Светильники или лампы разного цвета вызывают неприятное ощущение что «что-то не так», отвлекают.
  • Не мигать, не пульсировать, не гудеть и не жужжать. Частая ситуация с вышедшими из строя люминесцентными лампами – они входят в циклический режим или в резонанс, при этом сложно концентрировать внимание.
  • Быть безопасными при повреждении. Бывает, что энергия юности находит выход в неожиданном направлении. Если светильник разбился, не должны: выливаться ртуть, лететь осколки, бить ток.
  • Специалисту останется к вышесказанному добавить, что светильник должен быть энергоэффективным.

По всем требованиям проходит светодиодный светильник, и по некоторым пунктам даже намного лучше, чем люминесцентная лампа. Но! Важное уточнение: проходит не любой светодиодный светильник, а только качественный! Именно дешёвые, ненадёжные светильники вредят и теме светодиодного общего освещения, и глазам, вызывают опасения. К сожалению, рынок наводнён некачественными светильниками, и чтобы сделать , нужно знать, из чего сделаны светильники и как они работают.

Люминесцентные лампы в своё время тоже встречали с опасениями – были сомнения и по спектральному составу излучения, и по яркости, и по безопасности… Но, в итоге люминесцентные лампы вытеснили лампы накаливания из области общего освещения и доминировали 50 лет. Теперь их вытесняют новые источники света.

Устройство светодиодного светильника для общего освещения.

Основа светодиодного светильника – светоизлучающий кристалл или чип. Именно он при протекании тока генерирует излучение. Цвет излучения зависит от материалов кристалла. Чаще всего в светильниках общего освещения используются люминофорные белые светодиоды: кристалл излучает синий свет, который заставляет светиться жёлтым люминофор, нанесённый на кристалл или внутреннюю поверхность линзы. Смешение синего света от чипа и жёлтого от люминофора мы воспринимаем как белый свет.

Рис. 2. Строение белого люминофорного светодиода марки Cree (США).

В зависимости от типа и толщины слоя люминофора светодиод может иметь различную цветовую температуру излучения: от тёпло-белой (2600-3500 К) до холодно-белой (5000-8000 К). Чем меньше пик в левой, синей части спектра (это свет от самого кристалла) и чем больше доля люминофорного излучения (это правый пик на рис. 3), тем более «тёплым» будет свет.

Рис. 3. Примерный вид спектров излучения белых люминофорных светодиодов (в относительных единицах).

Линза светодиода позволяет вывести больше света из кристалла, перераспределяя его излучение в пространстве, а также защищает его от механических воздействий. Для формирования нужной кривой силы света (КСС) в светильнике могут быть дополнительно установлены отражатели или линзы вторичной оптики.

Светодиоды располагают на печатных платах из алюминия, стеклотекстолита, или гетинакса, получаются светодиодные линейки. Линейки и источник питания соединяют между собой и устанавливают в корпус светильника.

Рис. 4. Вид светодиодного потолочного светильника GALAD Юниор 600 без рассеивателя.

Каковы ключевые моменты, характеризующие качество светодиодного светового прибора?

1. Марка и тип светодиодов.

Производство светодиодных кристаллов – высокотехнологичный процесс. Методом металлоорганической эпитаксии на сапфировой подложке по очереди выращивается несколько слоёв, каждый из которых имеет свой состав, а толщина – от нескольких микрометров до сотых долей микрометра. Здесь важны и чистота и качество исходных материалов, и точность резки, и тщательность последующей сортировки по параметрам (биннирования).

Рис. 5. Строение кристалла светодиода с указанием материала слоёв и их толщины. Кристалл с контактами на подложке.

Купив светильник с поддельным или просто низкокачественным «ноунейм» светодиодом, нельзя быть уверенным ни в его эксплуатационных, ни в светотехнических характеристиках. Его световой поток может быть меньше заявленного, он может иметь другую цветовую температуру (а значит, возможно, большее количество вредного для зрения синего света в спектре излучения), выйти из строя через несколько месяцев работы. Нередки в подобных изделиях механические дефекты: неаккуратно припаянные контакты, неотцентрованные кристаллы и тому подобные вещи.

Рис. 6. Дефекты некачественных светодиодов: кристалл находится не по центру, кристалл сколот, присутствуют остатки клея и токопроводящих частиц.

Кристалл светодиода чрезвычайно чувствителен к перегреву. При подобных дефектах кристалл нагревается неравномерно, в нём возникают механические напряжения и происходит деградация, которые в лучшем случае приводит к спаду светового потока, а в худшем – к выходу светодиода из строя. Температура кристалла влияет и на срок жизни люминофора: из-за перегрева люминофор и соприкасающиеся с ним материалы быстрее диффундируют друг в друга, и снижается эффективность излучения. Естественно, дешёвый люминофор более чувствителен к нагреванию, и быстрее деградирует.

Зарекомендовавшие себя производители светодиодов (Nichia, Cree, Osram, Lumileds, Seoul Semiconductor, Honglitronic и др.) гарантируют соответствие всех параметров заявленным в технической документации, и их светодиоды работают, как указано в паспорте. Без неприятных сюрпризов.

2. Система линз и/или отражателей, рассеиватель.

В светильнике должна быть продумана светоперераспределяющая часть. Сами по себе светодиоды обладают высокой яркостью при малых размерах. На такие источники света нельзя смотреть напрямую: чрезмерная яркость, во-первых, вызывает кратковременное ослепление и «зайчики» в глазах, что само по себе дискомфортно. А во-вторых, хоть свет люминофорных светодиодов и воспринимается нами как белый, но имеет в своём составе синюю составляющую, а с синим светом нужно быть особенно осторожным. Исследования показали, что именно свет коротковолновой части спектра наиболее опасен для сетчатки глаза и при прямом наблюдении может вызывать её повреждение. При этом важно упомянуть, что стекловидное тело детского глаза более прозрачно, чем у взрослых, на сетчатку попадает больше синего света. Поэтому детские глаза особенно уязвимы. В светильнике для детей не должны применяться холодно-белые светодиоды (больше синего в спектре), а яркость светильника должна быть максимально равномерной.

Чтобы снизить слепящее действие, нужен рассеиватель, который сгладит и выровняет яркость по всей своей площади. Но одного рассеивателя мало, здесь также имеет значение количество, мощность и расположение светодиодов.

Рис. 7. Светодиодные светильники: а). 4 линейки по 8 светодиодов и призматический рассеиватель б). 4 линейки по 20 светодиодов и призматический рассеиватель в). 14 линеек по 14 светодиодов и рассеиватель микропризма-опал.

Чем меньше светодиодов в светильнике и чем они мощнее, тем ярче они будут, и с любым рассеивателем неравномерность яркости выходного отверстия светильника будет велика. Отчётливо будут видны светящиеся точки, полосы, либо «кресты», в зависимости от типа используемого материала. Поэтому наилучшим вариантом с точки зрения равномерности яркости будет большое количество маломощных светодиодов и матовый либо опаловый рассеиватель.

3. Блок питания.

Светодиоды управляются током. Чем выше ток, тем выше излучаемый световой поток (cм. рис. 7). В технической документации для каждой конкретной модели указан диапазон рабочих токов, при соблюдении которого гарантируется соответствие всем заявленным параметрам.

Рис. 8. Зависимость светового потока (в отн. ед.) от тока для белого люминофорного светодиода мощностью 0,3 Вт.

Некоторые недобросовестные производители намеренно используют более дешёвые маломощные светодиоды, но задают через них повышенный ток, «разгоняют» их, чтобы они светили ярче. Такой светильник на первый взгляд будет неотличим по светотехническим характеристикам от «правильного». Но кристалл маломощного светодиода не рассчитан на большие токи, светодиод перегревается, в нём растёт количество дефектов – участков, которые не излучают свет. Чем выше температура, тем сильнее деградирует кристалл, и тем быстрее заканчивается срок службы светодиода. Вместо 50 тысяч часов такой светильник может отслужить, например, лишь 2 тысячи.

Кроме того, именно схемотехническое решение драйвера определяет коэффициент пульсаций светового потока светильника, а также его защищённость от скачков напряжения в сети и высоковольтных микросекундных импульсов.

Какие научные исследования проводились по теме светодиодного освещения в школах в России? Каковы их результаты?

В 2012 году в Москве в центре образования «Феникс» №1666 был открыт первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах. Кабинет был создан НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при поддержке Роснано, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Некоммерческого Партнерства Производителей Светодиодов и Систем на их основе (НП ПСС).

Евгений Долин, генеральный директор НП ПСС (ныне АПСС) в интервью журналу «Энергосовет» рассказал об исследованиях, проведённых при поддержке Роснано: «Сначала обследовались взрослые, и было чётко установлено, что при соответствии параметров световой среды нормам офисного освещения воздействие светодиодного освещения ничем не отличалось, а по ряду показателей было позитивнее, чем люминесцентных ламп. Люди меньше уставали, повышалась производительность труда, уменьшалось время «врабатывания» в тестовую задачу. Затем провели обследование в школе на разных возрастных группах. Там эффект был настолько разителен, что сомнений не осталось – правильно созданные светильники со светодиодами, собранные в световую установку под руководством профессионалов, дают только положительный эффект. У детей в конце года в группе, обучавшейся под светодиодами 2 месяца, острота зрения выросла в 80 % случаев, а не снизилась, как это обычно бывает весной, особенно у подростков».

Рис. 9. Первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах, ГОУ Центр образования «Феникс» №1666.

Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН под руководством Текшевой Л. М. провели в центре образования «Феникс» масштабное исследование среди учащихся 4-11х классов – 16 классных коллективов, всего 370 человек. Исследовательский коллектив состоял из гигиенистов, психофизиологов, офтальмологов-педиатров, а также врачей диагностической клинической медицины. Изучалось влияние двух типов освещения, с люминесцентными лампами и светодиодного, на изменения функционального состояния систем детского организма (психоэмоциональное состояние, умственная работоспособность) и состояния зрительного анализатора. В обоих кабинетах были созданы равные условия: уровень освещённости – 400 лк; коэффициент пульсации – не более 10%; показатель дискомфорта – не более 15 у.е. При этом коррелированная цветовая температура источников света составляла в обоих случаях 4500 К.

Рис. 10. Светораспределение использовавшихся в работе светильников с люминесцентными (а) и светодиодными (б) источниками света и относительные спектры их излучения (в).

По результатам исследования, при работе в классе со светодиодными светильниками по сравнению с освещением люминесцентными лампами:

  • Наблюдаются более высокие количественные и качественные показатели умственной работоспособности у учащихся начальных классов , а у учащихся 5–11 классов к тому же и значительно меньшая (в 2–2,5 раза) распространённость случаев явно выраженного утомления.
  • У большинства школьников в процессе занятий отмечается меньшая распространённость дискомфортных эмоциональных состояний, а у младших школьников – и меньшая распространённость жалоб неврозоподобного характера.
  • Более 90% участников образовательного процесса (учащиеся и педагоги) оценивают освещение света как комфортное.
  • Комплексная оценка состояния зрения и умственной работоспособности учащихся 5–11 классов при работе с компьютерами показала, что светодиодная световая среда эффективно снижает негативное воздействие от компьютерной нагрузки по сравнению с люминесцентной.
Таким образом, исследования показали, что светодиодное освещение в учебных классах по сравнению с люминесцентным создает более благоприятную световую среду для зрительной и умственной работы учащихся разного возраста, их психофизиологического и функционального состояния.

Что говорится о применении светодиодных светильников в образовательных учреждениях в действующих российских нормативных документах?

  • Официальный сайт Управления Роспотребнадзора по городу Москве http://77.rospotrebnadzor.ru

    О применении светодиодных ламп в образовательных учреждениях

    В соответствии с требованиями ФЗ от 23.11.2009 № 261-Ф «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » с 2010 года на рынке осветительного оборудования Российской Федерации предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд преимуществ. Они более экономичны, обладают ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок службы может доходить до 100000 часов. Самое главное, что такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане загрязнения окружающей среды.

    Проведенные исследования светодиодных светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников ГП «Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН» и Научно-исследовательского института строительной физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук показали возможность применения светодиодного освещения и светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.

    В соответствии с письмом № 01/11157-12-32 от 01.10.2012 г. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Г. Онищенко при использовании в системах общего освещения в помещениях в учебном процессе светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и количественных показателей освещения:

    1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90° для ограничения слепящего действия светодиодных ламп.
    2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. Использовать светильники с открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до требуемых значений.
    3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5:1.
    4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000 К.
    5. Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт.

    В паспортных данных, а также на упаковке и маркировке цоколя ламп должна быть указана информация о величине мощности, габаритной яркости, неравномерности яркости по выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.

  • Таким образом, государство официально поддерживает распространение светодиодных светильников и ламп и разрешает их применение в образовательных учреждениях прямым текстом. Есть лишь ряд требований, которым должен соответствовать светильник. И все эти требования абсолютно логичны и направлены на создание комфортного, качественного освещения в учебных помещениях.

    Однако, среди действующих государственных стандартов существует свод правил СП 256.1325800.2016 “Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа” Актуализированная редакция СП 31-110-2003 (Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 августа 2016 г. № 602/пр). В подразделе 5.3.7 данного документа указано: “Для общего освещения учреждений дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (включая компактные) лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные. Применение светодиодных источников света в указанных помещениях не допускается».

    Наличие противоречащих друг другу нормативных документов затрудняет внедрение светодиодного освещения в образовательных учреждениях. Сейчас светотехническое сообщество активно обсуждает и пытается разрешить эту коллизию.

    Какие светодиодные светильники российского производства подходят для использования в школах и других образовательных учреждениях?

    1. Светильник GALAD Юниор был специально спроектирован для общего освещения школ, центров образования, колледжей и высших учебных заведений.

    Светильник GALAD Юниор:

    • соответствует требованиям ГОСТ-Р-54350-2015, предъявляемым к светильникам для детских учреждений;
    • соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
    • соответствует требованиям письма Руководителя Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко от 01.10.2012 № 01/11157-12-32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».

    Рис. 11. Светильник GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000

    GALAD является ведущим производителем светотехнической продукции и входит в крупнейший в России светотехнический холдинг БЛ ГРУПП. Светильники под маркой GALAD выпускаются на двух крупных российских заводах: Лихославльском заводе светотехнических изделий «Светотехника» (ЛЗСИ) и Кадошкинском электротехническом заводом (КЭТЗ). В изделиях GALAD применяются светодиоды компаний Cree, Nichia, Osram, Honglitronic и источники питания собственной разработки, Helvar, Аргос, Mean Well. Прежде чем пойти в серийное производство, новая модель светильника испытывается в испытательных центрах холдинга, а после выхода на рынок – в независимых лабораториях.

    В октябре 2016 года светильник GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000 был испытан по программе независимых исследований Проверено и показал полное соответствие характеристик заявленным в каталоге.

    Подтвержденные характеристики для GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000

    Заявленные Измеренные
    Световой поток, лм 3150 3164
    Мощность, Вт 35 35,6
    Коэффициент мощности 0,98 0,98
    Световая отдача, лм/Вт 90 88,9
    Номинальное значение Тцв, К 4000 4000
    Индекс цветопередачи, Ra > 80 83,5
    Коэффициент пульсаций светового потока, % 2 0,4
    Защита от пыли и влаги, IP 20 -
    Срок службы, лет 10 -
    Гарантия, лет 3 -
    Темп. диапазон,°С +1…+35 -
    Диапазон напряжений, В 198…264 -
    Материал корпуса Листовая сталь, окрашенная порошковой краской
    Тип рассеивателя Микропризма-опал

    В Испытательном центре ООО «ВНИСИ» светильник исследовался по параметрам равномерности яркости выходного отверстия, и также прошёл все испытания на соответствие требованиям, указанным выше.

    Рис. 12. Вид включённого светильника GALAD Юниор 600 и визуализация его габаритной яркости

    Измеренные характеристики для GALAD Юниор 600

    Таким образом, по результатам испытаний светильник полностью удовлетворяет условиям Российских нормативных документов и может быть рекомендован для использования в образовательных учреждениях.

    В 2016 году светильники отечественного производства GALAD Юниор LED были установлены в кабинете машинного вязания Центра внешкольного образования «Творчество» городского округа Самара. В нем занимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет, а дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды - до 23 лет. В кабинете машинного вязания обучаются и педагоги, в нем часто проводятся мастер-классы в рамках мероприятий городского, областного и всероссийского уровней. И ученики и преподаватели довольны новым освещением. Они особенно подчёркивают хорошую цветопередачу светильников, что особенно важно при работе с большим разнообразием цветной пряжи.

    Рис. 13. Светильники GALAD Юниор 600 в кабинете машинного вязания ЦВО «Творчество» г. Самара.

    2. Светильник GALAD Вектор предназначен для освещения классных досок в образовательных учреждениях.

    Он устанавливается на специальных кронштейнах над доской. Линейка светодиодов (мощность каждого менее 0,2 Вт) полностью скрыта от глаз. Отражатель спроектирован таким образом, что весь свет попадает на доску, создавая на ней равномерное заливающее освещение.

    Рис. 14. Светильники GALAD Вектор LED-20-4000.

    Характеристики для GALAD Вектор LED-20-4000

    Заключение

    1. Исследования показывают, что освещение качественными светодиодными светильниками не хуже, а напротив, во многом гораздо лучше, чем светильниками с люминесцентными лампами.
    2. На уровне государственных стандартов и норм использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях разрешено, если они соответствуют ряду условий.
    3. На световые приборы, удовлетворяющие полному списку этих условий, присутствуют, и процесс замены устаревших осветительных систем на современные и эффективные уже идёт.

    Ошуркова Е. С.

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Retinal damage induced by commercial Light Emitting Diodes (LED), Imene Jaadane, Pierre Boulenguez, et al.
    2. Потенциальная опасность освещения светодиодами для глаз детей и подростков, П.П. Зак, М.А. Островский, «Светотехника» №3, 2012.
    3. Проблемы надежности светодиодов, И. В. Васильев, А.Т. Овчаров, Т. Г. Коржнева,https://alternativenergy.ru/tehnologii/321-neispravnosti-svetodiodov.html
    4. О светодиодах, безопасности и нормативной базе. Интервью с Е. В. Долиным, «Энергосовет» №6, 2013.
    5. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, Л. М. Текшева, М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, «Гигиена и санитария» №5, 2013.
    6. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения с люминесцентными лампами и светодиодными источниками света в школах, Л. М. Текшева, «Светотехника» №5, 2012.
    7. Открыт первый в России ресурсный кабинет по светодиодному освещению учебных помещений, 12 марта 2012, http://www.rusnano.com/about/press-centre/news/75766
    8. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения с люминесцентными лампами и светодиодными источниками света, Л. М. Текшева, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, 2010.
    9. GALAD Юниор 600 LED-35: результаты испытаний светильника для образовательных учреждений (окт. 2016), «LUMEN&Expertunion»,

    В настоящее время имеются нормативные документы и Федеральные Законы, как запрещающие, так и разрешающие использование светодиодных источников света для освещения школьных классов. Но, уже в скором времени данная коллизия, возможно, будет устранена.

    Применение светодиодов разрешено в :

    СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года). В соответствие с 7.2.2 данного СанПиН:

    «7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый».

    СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение". Введен в действие для добровольного применения с 8 мая 2017 г. Приказом Минстроя РФ от 7 ноября 2016 года N 777/пр. В данном основополагающем нормативном документе запрет на применение светодиодных источников света для освещения школ отсутствует.

    Применение светодиодов запрещено :

    СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования». Данный свод правил допускает использование светодиодных светильников только с удаленным люминофором.

    СП 256.132500.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». В данном своде правил, светодиодные источники света для освещения школ запрещены.

    В настоящее время в указанные своды правил вносятся изменения по приведению их требований к освещению школ в соответствие с требованиями СП 52.13330.2016.

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». В соответствии с 3.1.5 (5 абзац) данного СанПиН: «В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания».

    В соответствии с 1.4 и 1.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03:

    «1.4. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий.

    1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации».

    Таким образом, Госсанэпидемнадзор имеет право запретить проведение учебного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях, в которых установлены светодиодные светильники, не смотря на то, что имеются разрешительные нормативные документы.

    В настоящее время в некоторых школах светодиодные светильники установлены, не смотря на имеющиеся запреты. В случае использования светодиодных светильников в школах будет не лишним согласовать принятые технические решения с региональным отделением Госсанэпидемнадзора, что бы их представители дали официальное разрешение на несоблюдение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

    СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение".

    В Приказе Минстроя РФ от 10 февраля 2017 года N 86/пр «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» сказано:

    «Пункт 2 приказа Минстроя России от 7 ноября 2016 г. N 777/пр "Об утверждении СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" изложить в следующей редакции:

    "2. С момента введения в действие СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" признать не подлежащим применению СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 783, за исключением пунктов СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (далее - Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень.".»

    Таким образом, в указанном Перечне пока присутствует 7.18 свода правил СП 52.13330.2011, в соответствии с которым:

    «7.18 Выбор источников света по цветовым характеристикам для общественных, жилых и вспомогательных помещений следует производить на основании приложения И с учетом 7.3 и 7.4.

    В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания.

    В остальных общественных помещениях использование галогенных ламп накаливания для общего освещения допускается только для обеспечения архитектурно-художественных требований.».

    То есть, до замены свода правил СП 52.13330.2011 на СП 52.13330.2016 в указанном Перечне применение светодиодных светильников в школах является прямым нарушением Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принятом Государственной Думой 23 декабря 2009 года и одобренном Советом Федерации 25 декабря 2009 года.

    В своде правил СП 52.13330.2016, введенном в действие с 8 мая 2017 г. светодиодные светильники в школах не запрещены. Но в 7.3.1 имеется запрет на использование светодиодов в дошкольных образовательных учреждениях и в основных функциональных помещениях лечебно - профилактических учреждений.

    Учитывая, что свод правил СП 52.13330.2016 со временем заменит свод правил СП 52.13330.2011 в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", то в ближайшие годы использование светодиодных светильников в детских садах и в основных функциональных помещениях лечебно - профилактических учреждений будет запрещено на уровне Федерального Закона.

    Отстаивая возможность применения светодиодов в школах, часто ссылаются на Постановлении Правительства РФ №898 от 28.08.2015 г.

    В Постановлении Правительства №898 от 28.08.2015 г. отсутствует запрет на применение люминесцентных светильников в образовательных учреждениях (школах).

    Согласно данного Постановления (4 абзац пункта ж)): «запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света ".

    В соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, как было отмечено выше, для учреждений школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.

    В Постановлении Правительства №898 от 28.08.2015 года имеется запрет на:

    Приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26-38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;

    Запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;

    Запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп.

    Заключение

    Проблемы по применению светодиодов в школах, судя по всему, начнутся после снятия ограничений по их использованию в нормативных документах. По существу в скором времени свод правил СП 52.13330.2011 будет заменен в Перечне обязательных документов на СП 52.13330.2016. И запретительным документом будет только СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Но в ближайшем будущем и в него могут быть внесены соответствующие изменения.

    Предположительно, в этот СанПиН будут внесены конкретные требования к светодиодному освещению по цветовой температуре, максимальной мощности светодиода и т.д. И многие уже смонтированные светодиодные осветительные установки в школах могут оказаться не удовлетворяющими этим требованиям.

    Стоит обратить внимание на стандарт Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе СТО.69159079-01-2017 «Светильники светодиодные. Требования к техническим и эксплуатационным параметрам». В этом стандарте сформулированы многие требования к светодиодным светильникам для школ и крайне желательно не использовать светильники с параметрами, уступающими рекомендациям данного документа.

    К (Все статьи сайта)

    Многие задают вопрос – можно ли применять светодиодные светильники в школах?


    Ученые, работающие в сфере гигиены, провели исследование, которое позволило ответить на этот вопрос.
    В исследовании принимали участие взрослые и дети, а в его основе лежала сравнительная оценка условий работы в свете традиционных люминесцентных светильников и набирающих обороты светодиодных энергосберегающих светильников - рассказывает заведующая отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Любовь Текшева.


    Как известно, искусственное освещение нормируется СНиПом и Санпином, одним из них является СНиП 23-05-2010, согласно которому освещенность на рабочей поверхности стола должна составлять не менее 400 Лк, уровень дискомфорта – менее 15%, коэффициент пульсаций – менее 10%.


    В ходе исследования снимались показания со зрительного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы, показатели умственной работоспособности, а так же реакцию организма на воздействие света.


    Результатом стала реакция организма ученика одной из московских школ на различные источники света: светодиодный офисный светильник и люминесцентный ламповый. Результат несколько удивил ученых, т.к. неожиданно для них все показатели свидетельствовали в пользу светодиодного светильника. Эксперимент, поставленный на учениках с 4-го по 11 класс показал, что к концу дня все школьники показывали выраженное утомление в свете люминесцентного освещения. При светодиодном освещение дети тоже уставали, но не так сильно. Глазная система, по мнению ученых, чувствует себя комфортнее в свете светодиодных потолочных светильников, число жалоб на невозможность сосредоточится становиться меньше. Не было зафиксировано и ни одного ухудшения зрения.


    Возникает вопрос – чем объяснить подобную разницу в реакции организма? Во-первых, это спектральный состав светодиодного светильника. Спектр света светодиодного светильника приближен к естественному свету, во-вторых, снижен уровень пульсаций светового потока, который так же влияет на мозговую деятельность. В-третьих, можно выделить такой показатель как цветовую температуру 5000К, которая как раз соответствует уровню Солнца в полдень: то самое время, когда вся живая природа максимально активна, в т. ч. и человек, в-четвертых, это уровень шума от пуско-регулирующей арматуры. Как известно, ПРА люминесцентных светильников издают неприятный шум, который влияет на работоспособность. Светодиодные светильники абсолютно бесшумный. Все это в совокупности позволяет ребенку успешнее осваивать школьный материал.


    В итоге, ученые пришли к выводу, что светодиодное освещение в школах имеет право на жизнь , необходимо лишь внести изменения в соответствующие законы и нормативные документы. Уже подготовлен проект по внесению изменений в СанПиН «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Будут сняты ограничения на использование светодиодного освещения в школах и профтехучилищах.

    САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

    СанПиН 2.4.3.1186-03

    (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

    2.4.1. Естественное освещение

    2.4.1.1. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение.

    Без естественного освещения допускается проектировать:

      снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале;

      душевые и уборные персонала;

      кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей);

      радиоузлы;

      кинофотолаборатории;

      книгохранилища;

      бойлерные, насосные водопровода и канализации;

      камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха;

      узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий;

      помещения для хранения дезсредств.

    Светильники для образовательных кабинетов

    Мощность светильника 36 Вт, 4500 К, 3200 Лм, встраиваемый.


    Мощность светильника 38 Вт, 5000 К, 3450 Лм, встраиваемый/накладной.



    Мощность светильника 36 Вт, 4000 К, 3800 Лм, встраиваемый/накладной. Опция - аварийный блок.



    Мощность светильника 33 Вт, 4800 К, 2900 Лм, IP54, встраиваемый


    2.4.1.2. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета.

    В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах применяют системы освещения (боковое - одно, двух- и трехстороннее) и комбинированное (верхнее и боковое). Выбор системы освещения определяют характером зрительной работы, габаритами помещения и оборудования, особенностями светового климата и др. Для мастерских с большой глубиной - наилучшими системами следует считать двухстороннее боковое и комбинированное (в одно- и двухэтажных зданиях).

    Направленность света от боковых окон на рабочую поверхность, как правило, левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков).

    2.4.1.3. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения - 2,0%. В спортивном зале при боковом освещении - 1,0%, при верхнем и комбинированном - 3,0%.

    2.4.1.4. В учебно-производственных мастерских и рабочих местах обучающихся на предприятиях КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0%.

    2.4.1.5. Неравномерность естественного освещения в учебно-производственных помещениях не должна превышать 3:1 (отношение среднего значения КЕО к наименьшему в пределах характерного разреза помещения). Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни; ориентация кабинета вычислительной техники - на север, северо-восток.

    2.4.1.6. Соотношение яркостей в поле зрения не должно превышать 3:1 - между тетрадью и поверхностью стола, 10:1 - между тетрадью и стеной; 1:3 - между классной доской и стеной и 20:1 - между световым проемом и стеной.

    2.4.1.7. Для окраски и отделки поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует использовать диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов: потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы окрашивают в белый цвет, стены - в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые, светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6 - 0,7; столы - в светло-зеленые и цвета натурального дерева - с коэффициентом отражения не менее 0,5; классные доски - в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,2; пол - в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4 - 0,5.

    Светильники для школьных коридоров и подсобных помещений


    Мощность светильника 15 Вт, 5000 К, 1750 Лм, встраиваемый/накладной, IP30. Опция - аварийный блок.


    Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм, встраиваемый/накладной.


    Мощность светильника 32 Вт, 4000 К, 2800 Лм, IP40, накладной. Опция - аварийный блок.


    2.4.2.3. В учебных помещениях предусматривают люминесцентное освещение (допускается лампами накаливания). Следует применять люминесцентные лампы ЛБ, могут применяться лампы ЛХБ, ЛЕЦ. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

    Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудиторий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светильники: ЛСО02-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПО02-2x40, ЛПО46-4х18-005, могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.

    2.4.2.4. В учебных помещениях используют люминесцентные светильники с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума.

    2.4.2.5. Необходимое количество светильников и их размещение в помещении определяют по светотехническим расчетам с учетом коэффициента запаса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

    В учебных кабинетах светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м - от внутренней. Классную доску оборудуют софитами и освещают двумя светильниками типа ЛПО-30-40-122(125), расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на расстоянии 0,6 м перед доской в сторону класса.

    Предусматривают раздельное включение светильников или отдельных их групп (с учетом расстановки учебного и технологического оборудования).

    2.4.2.6. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное).

    2.4.2.7. При выполнении в помещении работ I - IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

    Для общего освещения в системе комбинированного следует использовать преимущественно люминесцентные лампы независимо от типа источника света местного освещения. Для местного освещения следует применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.

    2.4.2.8. Уровни освещенности при отдельных видах работ, выполняемых подростками, представлены в Приложении 1.

    2.4.2.9. Выбор источника света следует производить с учетом характеристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цветоразличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

    2.4.2.10. Для общего и местного освещения производственных помещений со специфическими условиями среды (пыльные, влажные, взрывоопасные, пожароопасные и др.) применяют светильники в соответствии с их назначением и светотехническими характеристиками.

    2.4.2.11. Неравномерность освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать 1,3 для работ I - III разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света - 1,5; для работ IV - VII разрядов - 1,5 - 2,0 соответственно. Для производственных помещений, в которых выполняются работы I - IV разрядов, следует предусматривать ограничение отраженной блескости.

    2.4.2.12. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2-х раз в год; замену перегоревших ламп - по мере выхода из строя. К этой работе обучающиеся не привлекаются. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных для обучающихся.

    Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм. Монтируется на вертикальную поверхность с помощью кронштейнов.

    У Вас остались вопросы по освещению образовательных учреждений ? Звоните нам, мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы.

    Всем известно, что освещение внутри и снаружи помещений оказывает непосредственное воздействие на человеческое самочувствие. При этом наибольшее влияние освещение оказывает на детей. Поэтому предельно важно, чтобы они находились в комнатах, где соблюдены все нормы освещения. Причем особое внимание в данном вопросе падает на дошкольные учреждения — детские сады.

    В сегодняшней статье мы постараемся коснуться всех ключевых аспектов, которые важны для правильной организации освещения в детском саду.

    Роль подсветки дошкольных учреждений

    Детские дошкольные учреждения предназначены для полноценного роста и развития детей, а также их социализации. Такие учреждения имеют самые высокие требования безопасности, так как детский организм очень восприимчив к условиям окружающей среды и еще не в состоянии в должной мере противостоять ее негативным воздействиям из-за незрелости своих адаптационных возможностей. Исходя из этого, детский сад имеет ряд важных требований к организации внутренних помещений:

    Освещение в группе садика

    Одним из базовых пунктов подготовки дошкольного сооружения к приему детей является правильная организация системы освещения.

    Обратите внимание! Нормы освещения для дошкольного учреждения должны соблюдаться не только внутри, но и на близлежащей территории, включая лестничные клетки (при многоэтажном здании).

    Неправильное освещение в детском саду может привести к следующим негативным последствиям:

    • ухудшение зрения;
    • появление нарушений в психике. Наиболее часто дети становятся раздражительными, агрессивными и непослушными. Кроме этого они чаще плачут и хуже спят;
    • снижение активности;
    • ухудшение общего состояния здоровья;
    • повышение травматизма. При плохом освещении дети могут не замечать разбросанных по комнате игрушек, наступать на них, спотыкаться и т.п.

    Эти явления будут наблюдаться при любом неправильном уровне подсветки.
    Как видим, залогом успешного и нормального развития детей является качественное освещение. То же касается и праздничных мероприятий, проводимых в детском саду. Актовые залы также имеют собственные нормы для организации в них должного освещения.
    Уровень освещенности для различных типов помещений строго определен санитарными правилами и нормами. Следит за исполнением этих норм санитарно-эпидемиологическая служба.

    Регламентирующие документы по освещенности дошкольных учреждений

    На сегодняшний день уровень освещенности для различного рода сооружений (дома, промышленных цехов и образовательных учреждений) регламентируется соответствующей документацией. Поэтому установка любой системы освещения (наружной или внутренней) проводится только на основании имеющихся норм.

    Обратите внимание! На сегодняшний день нормы уровня освещенности бывают разными и должны определяться для каждой конкретной ситуации в отдельности. Этим нормы разработаны специально для того, чтобы система подсветки была организована максимально правильно.

    Для дошкольных учреждений, впрочем, как и для других объектов, нормы прописаны в следующих документах:

    • СНиП. Этот документ является основным и расшифровывается как «строительные нормы и правила». На него следует опираться при сооружении зданий разного назначения. Данный документ представляет собой свод нормативных документов, принятый соответствующими исполнительными инстанциями для строительной сферы. В СНиП имеются такие разделы, как общие положения, сметные нормы и правила, нормы проектирования, а также правила производства и приема работ. Здесь прописаны нормы по уровню освещенности для жилых и нежилых сооружений;

    Нормы СНиП для сада

    Нормы СанПин (пример)

    • СанПин. Это дополнительная документация, которая содержит нормы, обязательные для учета при организации системы подсветки в детских садах. СанПин — это «санитарные нормы и правила». Отдельно стоит отметить, что нормы СанПин следует брать во внимание работе со СНиП. Нормы СанПин охватывают области проектирования и эксплуатации сооружающихся зданий и предприятий.

    Обратите внимание! СанПин является обширной нормативной базой, которая охватывает различные сферы.

    Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения. Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий.

    Требования к освещению в дошкольных учреждениях

    Чтобы правильно организовать освещение в любом помещении или на улице, не только подсветку детского сада, включая прилежащие к зданию территории, нужно знать основные положения.
    Освещенность представляет собой световую величину, которая равняется отношению светового потока на конкретный небольшой участок поверхности к его площади. Она измеряется в люксах.

    Визуальная демонстрация люкса

    Люкс представляет собой один люмен, поделенный на метр квадратный. Он представляет собой показатель, на который должны равняться нежилые и жилые сооружения. Для него существуют нормы международного и отечественного порядка, которые указаны в соответствующей документации (СНиП, СанПин и др.).

    Подсветка детского сада в ночное время

    Уровень освещенности может относиться как к определенной зоне (территории, например, лестничной клетке), так и ко всему помещению. Заметьте, нормы указаны по отношению к поверхности рабочего пространства. К этому понятию относится как пол, так и лестничная клетка или детская площадка.

    Обратите внимание! Каждое помещение детского садика имеет свои нормы. Они разнятся для комнат, залов, лестничной клетки, детских площадок и т.д.

    Вместе с тем, имеются нормы и для специализированного варианта освещения. Сюда относится система наружного освещения охранного типа, которая функционирует в ночное время на территории детского сада.

    Помимо этого необходимо аварийное освещение, которое позволит детям и персоналу дошкольного учреждения при необходимости быстро и безопасно покинуть здание.
    Отдельно стоит отметить, что в планировке детских садов особое место занимает подсветка игровых площадок, на которых воспитатели выводят детей во время прогулок. Наружное освещение таких площадок и всей принадлежащей учреждению территории также подчиняется соответствующим нормам и требованиям (по СНиП и СанПин), особенно в ночное время. Это же касается и лестничной клетки, как снаружи, так и внутри здания.

    Какой должна быть естественная/искусственная подсветка

    Самым предпочтительным для зрения является естественная подсветка помещения. Поэтому именно на нее и делается ставка при организации освещения в детских садах. Однако искусственное освещение тоже занимает одну из ключевых ниш, которое комбинируется с естественным, дополняя или заменяя его.
    Комбинация естественной и искусственной подсветки будет нужна в различных ситуациях:

    • пасмурный день;
    • наличие густой растительности вблизи окон первого этажа;
    • короткий световой день (зима, ранняя весна/поздняя осень);
    • особенности проектирования комнаты, когда оконные проемы не могут дать необходимый уровень света.

    В регламентирующей документации (СНиП и СанПин) требования касательного этого таковы:

    • все детские зоны (игровые, спальни и т.п.) должны иметь максимально возможную естественную подсветку;

    Естественное освещение групп

    • ее отсутствие допускается лишь в некоторых помещениях. Это умывальные, снарядные, душевые, а также уборные при гимнастическом зале и аналогичные помещения для персонала;

    Обратите внимание! В естественном освещении не нуждаются кладовые и радиоузлы, хранилища дезсредств и т.п.

    • обязательно проектирование бокового левостороннего освещения. Правосторонняя подсветка проектируется при наличии глубины помещение свыше 6 м. В данной ситуации допускается направление главного светового потока сзади учащихся;
    • в помещениях, связанных с трудовым обучением (например, спортивные и актовые залы), используется двусторонняя боковая естественная и комбинированная (боковая и верхняя) подсветка;

    Обратите внимание! Что касается естественной подсветки, то здесь нужно учитывать значение коэффициента естественной освещенности или КЕО.

    Оптимальное значение КЕО для учебных помещений — 1,5% (при боковом естественном освещении).

    Искусственная подсветка игровой зоны

    Для создания искусственного освещения в детских садах допускаются к использованию светильники с соответствующим ГОСТом. При этом используемые светильники должны отвечать требованиям места своей эксплуатации. Например, для подсветки лестничной клетки или детских площадок следует использовать осветительные приборы уличного типа с усиленной конструкцией корпуса, а для освещения комнат – обычные светильники для внутренних помещений.

    Дополнительные требования к световому оформлению помещений дошкольных сооружений

    Все оконные проемы детского садика обязаны быть оснащены:

    • регулируемыми солнцезащитными устройствами по типу жалюзи;
    • тканевыми шторами. Что важно — светлых тонов, сочетающихся со светлым оформлением помещения и мебели. Они должны размещаться в простенках тогда, когда в них нет необходимости.

    Обратите внимание! В детских учреждениях не рекомендуется использовать шторы, изготовленные из поливинилхлоридной пленки.

    Кроме этого на показатели освещенности способны оказывать значащее влияние краски и материалы, применяемые для внутренней отделки. Так, матовые поверхности способны создать определенный коэффициент отражения. При том, этот коэффициент будет различным для разных поверхностей:

    • для потолка он будет в диапазоне 0,7 - 0,8;
    • для пола - 0,3 - 0,5;
    • для стен - 0,5 - 0,6.

    Внутренняя отделка групп в садике

    Чтобы добиться требуемой отражающей способности поверхностей внутри помещений детского сада, необходимо оперировать правильными цветами:

    • для мебели (например, парты, столы, а также шкафы) следует выбирать цвета натурального дерева или отдавать предпочтение светло-зеленым оттенкам;
    • для стен в учебных помещениях подойдут такие оттенки и цвета, как голубой, розовый, зеленый, бежевый и желтый;
    • для дверей и оконных рам следует выбирать светлые тона. Лучшим решением будет белый цвет.
    • классные доски и другие поверхности, предназначенные для обучающих целей, должны иметь темно-коричневый или темно-зеленый цвет.

    При такой цветовой гамме в любом помещении дошкольного заведения можно будет качественно организовать учебный процесс и добиться приемлемой подсветки всех комнат.

    Организация искусственной подсветки внутри дошкольных учреждений

    Самыми важными показателями в организации системы освещения внутри садика являются два критерия:

    • показатель дискомфорта;
    • коэффициент пульсации освещенности.

    Люминесцентная лампа ЛЕЦ

    Выбор осветительных приборов для создания оптимального светового потока делается на основании рекомендаций СНиП и СанПиН. Согласно регламентирующей документации для детских садиков следует выбирать люминесцентные осветительные приборы, где источниками света могут использоваться следующие виды ламп:

    • ЛБ – источник белого света;
    • ЛХБ – источник холодного светового потока (белого);
    • ЛЕЦ – источник естественного света, имеющий улучшенную цветопередачу.

    По нормам, прописанным в регламентирующей документации, допускается применение и лам накаливания. Но здесь следует помнить, что для таких источников света нормы освещенности нужно понизить на две ступени.

    Обратите внимание! Не стоит в одной комнате устанавливать люминесцентные лампочки и лампы накаливания.

    На сегодня становятся заметно востребованными современные источники света – светодиодные лампочки. Их также можно использовать для внутреннего освещения детского садика.

    Светодиодная подсветка в садике

    Однако помните, что нормы, приведенные в регламентирующей документации, не были спроецированы на эти новые источники света. Поэтому, прежде чем устанавливать их, нужно согласовать это с территориальными инстанциями Госсанэпиднадзора.
    Располагать светильники внутри помещений дошкольных учреждений следует следующим образом: осветительные приборы с люминесцентными лампами нужно размещать параллельно светонесущей стене. Дистанция от стены (наружной) должна быть 1,2 м, а от внутренней — 1,5 м.
    Для освещения учебных комнат рекомендуется использовать системы с люминесцентными светильниками различных типов (ЛП028-2х40, ЛС002-2х40, ЛП0022х40, ЦСП-5-2х40, ЛП034-4×36).

    Обратите внимание! Допускается применение осветительных приборов иных типов, но они должны иметь аналогичные с люминесцентными светильниками светотехнические характеристики и схожее конструкционное исполнение.

    Такие светильники следует размещать сверху доски, немного выше ее верхнего края, а также на 0,6 м и 0,3 м в сторону.

    Требования к осветительным приборам при организации внутренней и внешней подсветки

    Правильно организованная подсветка детского сада внутри его помещений выполняется теми светильниками, которые будут:

    • иметь небольшие габариты;
    • создавать качественный световой поток, который дает способность четко различать даже малые объекты. В такой ситуации глаза детей будут пребывать в комфортном для них освещении;
    • давать равномерно распределенный свет, который способен защитить глаза детей от сильной яркости лампочки;

    Подсветка в группе сада

    Кроме этого еще одним важным аспектом выбора как источника света, так и осветительных приборов является экономичность в плане потребления энергии. Из-за этого сегодня все больше дошкольных учреждений переходят на светодиодное освещение, которое на данный момент признано самым экономичным. При этом оно полностью отвечает требованиям касательно создаваемого светового потока.
    Базовые типовые требования существуют и для осветительных приборов, применяемых для освещения наружной лестничной клетки и игровых площадок, а также прилежащей к саду территории.
    Здесь к светильникам предъявляются такие требования:

    • создание равномерного освещения, которое способно осветить всю территорию игоревой площадки;
    • наличие высокого класса влагозащищенности (не ниже 54 IP);
    • повышенная защита грязевых и пылевых наслоений;
    • дополнительная защита от повреждений механического плана, которые могут нанести как дети, так и погодные условия (сильный ветер, град, снег, паление обломанных ветвей и т.п.).

    Наружное освещение садика

    Стоит обозначить, что в организации наружного освещения следует быть таким же внимательным, что при создании подсветки для внутренних помещений детского сада.

    Организация подсветки на игровых площадках садов

    Как и любая система подсветки, освещение прилежащей территории детских садов и игровых площадок должна планироваться еще на стадии проекта. Ведь после возведения здания и обустройства прилежащей территории, внести изменения в систему подсветки будет уже проблематичне.
    Здесь, так же как и внутри здания, имеется два типа освещения:

    • естественное (основное). Для оптимального уровня естественной подсветки игровые территории располагают на открытых пространствах с минимальной затененностью. Естественное освещение здесь так же должно соответствовать нормам инсоляции. Эти нормы предписаны в СанПиН. Инсоляция здесь — от 3 часов (не меньше) для 50% площади площадки;

    Обратите внимание! Для защиты от ультрафиолета дети должны на прогулку надевать головной убор. Также около каждой площадки имеется аналог беседки с лавочками.

    Игровая площадка в саду

    • искусственная подсветка. Организуется по-разному, но всегда должна опираться на нормы, указанные в регламентирующих документах.

    Для искусственной подсветки игровых площадок следует руководствоваться следующими параметрами:

    • горизонтальная средняя освещенность (Eср). Данный показатель должен составлять не менее 10 люкс;
    • соотношение минимальной освещенности к ее среднему значению (Eмин/Eср). Этот параметр составляет 0,3 (как минимум).

    Для расчета уровня освещенности детской площадки можно использовать специальные онлайн-программы. Одной из таких является программа Light-in-Night Road (разработчик — «БЛ ГРУПП»). Расчет здесь предельно прост: в полях нужно просто указать нужные параметры и программа сама проделает все необходимые вычисления.
    Для подсветки игровых площадок сегодня все чаще используют светодиодные светильники, которые оборудованы специальным антивандальным и влагозащищенным корпусом. Хотя здесь могут вполне использоваться и люминесцентные осветительные приборы.

    Заключение

    Правильная организация работы дошкольных учреждений является залогом успешного воспитания и роста ребенка. А грамотно подобранная система уличного и внутреннего освещения не будет наносить опосредованный вред растущему организму детей, позволяя им развиваться гармонично и правильно. Поэтому немаловажно ориентироваться в том, какие именно нормы существуют в данной ситуации, чтобы правильно оценить их исполнение в конкретном учреждении.