Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева. Основные темы и мотивы лирики тютчева

По-своему удивителен и очень своеобразен Фёдор Иванович Тютчев. Он вписал особые станицы в великую книгу русской поэзии. Певец-философ, умеющий заглянуть в глубины мироздания, в подосновы жизни, человек-романтик, классик русской поэзии — и это всё о нём. Тютчев снискал славу в самом гармоничном роде словесного творчества — лирике.

«Поэзия»
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам –
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре –
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

***
«На камень жизни роковой»
На камень жизни роковой
‎Природою заброшен,
Младенец пылкий и живой
‎Играл - неосторожен,
Но Муза сирого взяла
‎Под свой покров надёжный,
Поэзии разостлала
‎Ковер под ним роскошный.
Как скоро Музы под крылом
‎Его созрели годы -
Поэт, избытком чувств влеком,
‎Предстал во храм Свободы, -
Но мрачных жертв не приносил,
‎Служа её кумиру, -
Он горсть цветов ей посвятил
‎И пламенную лиру.
Ещё другое божество
‎Он чтил в младые лета, -
Амур резвился вкруг него
‎И дани брал с поэта.
Ему на память стрелку дал,
‎И в сладкие досуги
Он ею повесть начертал
‎Орфеевой супруги.
И в мире сем, как в царстве снов,
‎Поэт живёт, мечтая, -
Он так достиг земных венцов
‎И так достигнет рая…
Ум скор и сметлив, верен глаз,
‎Воображенье - быстро…
А спорил в жизни только раз -
‎На диспуте магистра.

***
«Не верь, не верь поэту, дева»
Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови –
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!
Его ты сердца не усвоишь
Своей младенческой душой;
Огня палящего не скроешь
Под легкой девственной фатой.
Поэт всесилен, как стихия,
Не властен лишь в себе самом;
Невольно кудри молодые
Он обожжет своим венцом.
Вотще поносит или хвалит
Его бессмысленный народ…
Он не змиею сердце жалит,
Но, как пчела, его сосет.
Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком жизнь задушит
Иль унесет за облака.

***
…Знайте: все слова поэта
Легким роем, жадным света,
У дверей стучатся рая,
Дар бессмертья вымоляя!..

***
«Друг, откройся предо мною»
Друг, откройся предо мною –
Ты не призрак ли какой,
Как выводит их порою
Мозг поэта огневой!..
Нет, не верю: этих щечек,
Этих глазок милый свет,
Этот ангельский роточек –
Не создаст сего поэт.
Василиски и вампиры,
Конь крылат и змий зубаст –
Вот мечты его кумиры, –
Их творить поэт горазд.
Но тебя, твой стан эфирный,
Сих ланит волшебный цвет,
Этот взор лукаво-смирный –
Не создаст сего поэт.
Автор: Ф. Тютчев
***
«Ну как тому судить поэтов дар»
Ну как тому судить поэтов дар,
Об их ошибках, превосходстве,
Кому лицеем был амбар
И кто смышлен лишь в скотоводстве.
Стихи, приписываемые Тютчеву
***
«А. Фету»
1.
Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.
2.
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой, –
Они им чуют-слышат воды
И в темной глубине земной…
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел –
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел…

***
«Живым сочувствием привета..»
Живым сочувствием привета
С недостижимой высоты,
О, не смущай, молю, поэта!
Не искушай его мечты!
Всю жизнь в толпе людей затерян,
Порой доступен их страстям,
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.
Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив,
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо-боязлив…
Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет,
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,
И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты, –
О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен!
Пускай любить он не умеет –
Боготворить умеет он!

Основные направления в лирике Ф.И. ТЮТЧЕВА : пейзажная, философская, любовная.

Философская основа и особенности лирики.

1.Писал исключительно для себя, не считал творчество профессией, а результатом вдохновения;

2. Создавал небольшие по объему, но содержательные по сути произведения;

3. Основные темы творчества: любовь, жизнь человека, природа, судьба народа, Россия и история

4. Философия Паскаля (человек есть тростник на ветру, слабейшее из творений природы, но «тростник мыслящий»; человек - часть природы; природа бесконечна, а человек смертен и слаб, но все же пытается познать ее и бороться). Задача поэта - прочтение загадочной книги природы .

5. Изображение природы, Т. – пантеист- природа это божество (природа одухотворена, очеловечена, катастрофична по сути, состояние природы проецируется на состояние человека; поэт не просто любуется природой, а размышляет о загадке мироздания, о вечном; природа - живой разумный организм).

Стихотворение «Природа - сфинкс» (1869): вечная загадка для человека, пугает и манит его.

«Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.»

Природа всегда изображается в движении , в смене явлений («Весенняя гроза»). В природе, как и в жизни всё взаимосвязано (смерть и рождение, стихия и покой). Космизм и романтическое двоемирие .
ФИЛОСОФСКАЯ лирика (романтизм):

Человек и природа = капля и океан (аллегория). Кратковременность человеческой жизни (срав.с таянием льдин).



Смотри, как на речном просторе

По склону вновь оживших вод

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывет.


На солнце ль радужно блистая,

Иль ночью в поздней темноте,

Но все, неизбежимо тая .

Они плывут к одной мете (цели).


О, нашей жизни обольщенье,

Ты, человеческое Я ,

Не таково ль твое значенье.

Не такова ль судьба твоя ?


«Silentium » (1829) - Т. задумывается над смыслом человеческой жизни, человек одинок среди людей; главное назначение человека – быть гражданином. Идея - молчание неизбежно, необходимо, хотя и мучительно трудно для человека.

ЛЮБОВНАЯ лирика (романтична и психологична):

«Я встретил Вас...» (1870) посвящено подруге юности Амалии Лерхенфельд (Крюденер) , образ которой Тютчев пронес в душе всю жизнь. Их последняя встреча произошла незадолго до смерти поэта, она приехала к парализованному Тютчеву, чтобы проститься с ним.


К. Б. («Крюденер. Баронессе»)

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -


Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...


Как, после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...


Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..


Стихи, посвященные Эрнестине Дернберг (познакомились на балу, 2-я жена): « Она сидела на полу …»



Она сидела на полу и груду писем разбирала,

И, как остывшую золу, брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы и чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты на ими брошенное тело.

О, сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут, любви и радости убитой!

Стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени,

И страшно грустно было мне, как от присущей милой тени.

Трагическая любовь, которая не радует, а приносит печаль, хотя и печаль со светлыми воспоминаниями.

« Денисьевский цикл » - стихи (с 1850-1864), посвященные Елене Денисьевой (учительница дочерей; в 1851 г. знакомство с Еленой Александровной Денисьевой, отношения длилось 14 лет, она была 3-й женой поэта и его последней любовью; в 1864 г смерть Денисьевой: « Во мне все убито: мысли, чувства, память, все…простое сумасшествие было бы отраднее…»

«О, как убийственно мы любим... », «Последняя любовь » (1854)- наполнены страстью и горечью одновременно, т.к. любовь, роковая страсть, приводит к трагедии и страданиям (автобиографизм): любовь не принесла счастья, т.к. люди слишком сильно зависят от общественного мнения.

«Последняя любовь» (1852,1854?)

О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!

Полнеба охватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день, продлись, продлись, очарованье!

Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность...

О, ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. (1854)


« О, как убийственно мы любим» (1851)


О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!


Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?


Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.


Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески живой?


И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!


Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!


Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.


И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.


И что ж от долгого мученья

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!


О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей

*** Стих звучит как исповедь, пронизанная болью, мукой, тоской, отчаянием; любовь – стихийная страсть, роковой поединок, после которого люди не могут жить друг без друга; лирическая героиня угасает, не выдержав общественного порицания.(осуждения).

Политическая лирика:

«Море и утес» (1848) - символическое стихотворение, где в образе моря показана революционная стихия , а в образе утеса - Россия , которая может устоять перед потерей духовности, которая произошла после Французской революции 1848 года.

«14 декабря 1825 г.» (1846) - посвящено восстанию декабристов , которое Тютчев считал безрассудством.

«Эти бедные селенья» (1855) - нищая деревенская Россия , против крепостного права и.т.п.

«29 января 1837 г.» - стихотворение, посвященное памяти Пушкина, с презрением говорит о виновниках и с восторгом о Пушкине: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!».

«Море и утес»


И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет, и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот...

Ад ли, адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила -

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?
Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,-

Но, спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!
И, озлобленные боем,

Как на приступ роковой,

Снова волны лезут с воем

На гранит громадный твой.

Но, о камень неизменный

Бурный натиск преломив,

Вал отбрызнул сокрушенный,

И клубится мутной пеной

Обессиленный порыв...
Стой же ты, утес могучий!

Обожди лишь час-другой -

Надоест волне гремучей

Воевать с твоей пятой...

Утомясь потехой злою,

Присмиреет вновь она -

И без вою, и без бою

Под гигантскою пятою

Вновь уляжется волна..

И меч его вас поразил, -

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор Закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память для потомства,

Как труп в земле, схоронена.


О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула -

И не осталось и следов.

«Эти бедные селенья…» (1855)
Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!


Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.


Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Любовь и сострадание к нищему народу, удрученному тяжелой нощей, долготерпение и самопожертвованием.

«Silentium » Силентиум - Молчание (лат.) 1829 (философская лирика)
Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.


Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.


Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

Молчание порой неизбежно, хотя трудно для человека.

Основные темы и мотивы лирики Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

В лирике Тютчева можно выделить философски, гражданский, пейзажный и любовный мотивы. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике можно отнести стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм». Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Стихотворения, посвященные теме поэта и поэзии, - немногочисленны. Одно из первых обращений Ф.И. Тютчева к этой теме вызвано впечатлением от пушкинской оды «Вольность»:

Огнем свободы пламенея
И заглушая звук цепей,
Проснулся в лире дух Алцея -
И рабства пыль слетела с ней.
От лиры искры побежали
И вседробящею струей,
Как пламень божий, ниспадали
На чела бледные царей.

Многое в тютчевском понимании поэзии оказывается близким Пушкину, автору знаменитой «Вольности» (1817): прежде всего утверждение свободы как высшей ценности для поэта, как источника поэзии. Подобно Пушкину, Тютчев стремится установить и литературную преемственность поэта, возводя ее к древнегреческому поэту-тираноборцу Алкею (Алцею). Уподобление поэтических строк пламени - грозящему и очищающему - также роднит двух поэтов. И все же некоторые строки тютчевского стихотворения полемичны по отношению к пушкинским. Выражая свое восхищение гражданской смелостью автора «Вольности», Тютчев тем не менее утверждает и свое понимание роли поэта: его цель не только в том, чтобы независимо и свободно вещать «святые истины», но и в том, чтобы примирять сердца, смягчать их, нравственно преображать людей:

Счастлив, кто гласом твердым, смелым,
Забыв их сан, забыв их трон,
Вещать тиранам закоснелым
Святые истины рожден! <…>
Воспой и силой сладкогласья
Разнежь, растрогай, преврати
Друзей холодных самовластья
В друзей добра и красоты!
Но граждан не смущай покою
И блеска не мрачи венца,
Певец! Под царскою парчою
Своей волшебною струною
Смягчай, а не тревожь сердца!

В своей книге, посвященной Тютчеву, Г.А. Чагин объясняет появление этих строк тем, что юный поэт, видимо, «сам испугался своей смелости, отчего во второй строфе стихотворения его тираноборческий пафос сменился трусливым советом старшему собрату по перу «своей волшебною струною смягчать, а не тревожить сердца» власть держащих» . Но это объяснение вряд ли будет правильным: в раннем стихотворении выразилось убеждение, которое будет характерно и для более поздних стихотворений: Тютчев не принимал радикальных - революционных путей улучшения жизни страны и общества. Эта неизменная позиция объясняет и неприятие декабристского восстания (выразившееся в стихотворении, обращенном к декабристам, - «Вас развратило Самовластье (14 декабря 1825)», 1826, и воспевание поэзии как «елея», источника утешения людей («Поэзия», начало 1850).

Характерно тютчевским (и принципиально значимым для следующего поэтического поколения - символистов) станет понимание поэзии как источника познания мира: поэзия дает «ключ от храма природы» («Весеннее приветствие стихотворцам»). Поэзия осознается как небесный голос, явственный только поэту-избраннику, и потому гениальный поэт-современник Пушкин назван «богов органом живым» (в стихотворении «29 января 1837»).

Важной представляется и другая мысль Тютчева: приобщение поэта к миру природы делает его неподвластным людским законам, но зависимым от тех таинственных сил, которые управляют Вселенной. В стихотворении 1839 г. «Не верь, не верь поэту, дева» поэт - носитель «огня палящего», который он возжигает и в любящем его сердце; и даже венец на голове поэта может обжечь. Мысль о неспособности поэта владеть своими страстями выражает и другое сравнение: поэт, утверждает Тютчев, «всесилен, как стихия». Это уподобление стихии объясняет парадоксальное соединение в поэте чистоты и разрушительной силы: у поэта «чистая рука», но в то же время он «невольно» несет гибель той, кто полюбит его. Характерна и другая метафора: поэт уподобляется пчеле, но источник «меда» его поэзии - любящее сердце: именно вызванное поэтом губительное чувство любви становится источником поэзии:

Его ты сердца не усвоишь
Своей младенческой душой;
Огня палящего не скроешь
Под легкой девственной фатой.

Поэт всесилен, как стихия,
Не властен лишь в себе самом;
Невольно кудри молодые
Он обожжет своим венцом.

Вотще поносит или хвалит
Его бессмысленный народ…
Он не змеею сердце жалит,
Но как пчела его сосет.

Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком жизнь задушит
Иль унесет за облака.

Как уже отмечено исследователями, Тютчев в своих стихотворениях создает образ «романтического поэта с его мечтой о высокой любви и независимым отношением к большому Свету». Поэт одинок в человеческом мире, живя по своим законам. «Одержимый своей мечтой о «неземной» любви и лишь порой «доступный страстям людей», поэт противопоставляет любви к «земным кумирам» - «боготворенье всемогущей красоты» женщины. Но в понятие «всемогущей красоты» для Тютчева входит и «живое слово» - прозвучавшая в речах «земных кумиров» истина, на которую мгновенно откликается, отзывается поэт. Эта мысль прозвучала в стихотворении 1840 г. «Живым сочувствием привета»:

<...>Всю жизнь в толпе людей затерян,
Порой доступен их страстям,
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив,
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо боязлив...

Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет,
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,

И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты, -

О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен!
Пускай любить он не умеет -
Боготворить умеет он!

Высшее назначение поэзии, как утверждает Тютчев и в позднем своем творчестве, - в примирении людей, в примирении вражды земной («Поэзия», начало 1850), в преображении мира, возвращении ему гармонии. Поэзия, по Тютчеву, - небесная гостья, само воплощение гармонии, того «строя», который Тютчев осмыслял как одну из основ Вселенной, но рождается она среди небесного смятения, среди «пламенного раздора» стихий. Поэтов Тютчев называет «сынами» небесной гостьи:

Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к своим сынам,
С лазурной ясностью во взоре<...>

Мир человеческий исполнен, по Тютчеву, того же «пламенного раздора», он также уподобляется поэтом буйной стихии, но не огню, а воде - «бунтующему морю», гибельному, непредсказуемому, опасному. Назначение поэзии и состоит в том, чтобы внести в эту буйную человеческую стихию благость и примирение, даровать людям утешение:

И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

Выдающийся русский лирик Федор Ива-нович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современ-нику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкина справедливо называют «солнцем русской поэзии», то Тютчев - «ночной» поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем «Современнике» в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на диплома-тической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как «Видение», «Бессонница», «Как океан объемлет шар земной», «Последний катаклизм», «Цице-рон», «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Пушкину была чужда прежде всего тради-ция, на которую опирался Тютчев: немец-кий идеализм, к которому великий поэт остался равнодушен, и поэтическая арха-ика XVIII - начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непри-миримую литературную борьбу.

С поэзией Тютчева мы знакомимся уже в начальной школе - это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева - не изображение, а осмысление природы - философская лирика, и вторая его тема - жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоциональный тон - постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Наряду с нейтральными в эмоциональ-ном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчева катастрофична, и вос-приятие ее трагедийно. Таковы стихотво-рения «Бессонница», «Видение», «По-следний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «О чем ты воешь, ветр ноч-ной?..». Ночью у бодрствующего поэта от-крывается внутреннее пророческое зре-ние, и за покоем дневной природы он прозревает стихию хаоса, чреватого ката-строфами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осироте-лой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:

И наша жизнь стоит пред нами ,

Как призрак , на краю земли .

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос , про родной ! - заклинает поэт «ветр ночной», но продол-жает стихотворение так:

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой ! Такая двойственность естественна: ведь в душе человека те же бури, «под ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится»; тот же «родимый», что и в ок-ружающем мире.

Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы — мысль стихотворений философского цик-ла: «Цицерон», «Как над горячею золой», «Душа моя — элизиум теней», «Не то, что мните вы, природа!», «Слезы людские», «Волна и дума», «Два голоса». В жизни че-ловека и общества те же бури, ночь, за-кат, господствует рок (об этом стихотво-рение «Цицерон» со знаменитой форму-лой «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»). Отсюда острое ощу-щение конечности бытия («Как над горя-чею золой»), признание безнадежности («Два голоса»). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людь-ми невозможно, в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь («О, как убийственно мы любим», «Предопределение», «Последняя любовь»). Откуда же у Тютчева все эти «страсти роковые»? Они определены эпо-хой великих социально-исторических ката-клизмов, в которую жил и творил поэт. Об-ратим внимание, что периоды творческой активности Тютчева приходятся на рубеж 20—30-х годов XIX века, когда революци-онная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуаз-ных революций.

Разберем стихотворение «Я лютеран люб-лю богослуженье», датированное 16 сентяб-ря 1834 года. Чем привлекла православ-ного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинате-ля европейской Реформации Мартина Лютера? Он увидел в обстановке отправ-ления их культа столь родственную его ду-ше ситуацию всеобщего конца: «Собрав-шиеся в дорогу, В последний раз вам вера предстоит». Поэтому так «пуст и гол» ее дом (а в первой строфе — «Сих голых стен, сей храмины пустой»). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясаю-щей силой выразил смысл любой ре-лигии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религи-озной точки зрения — благо: душа возвра-щается в свое божественное лоно, из ко-торого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подго-товить к этому душу:

Но час настал , пробил ... Молитесь Богу ,

В последней раз вы молитесь теперь .